Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале (−5; 5). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = 6 или совпадает с ней.
2
На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−10; 2). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y = −2x − 11 или совпадает с ней.
3
На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
4
На рисунке изображены график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
5
На рисунке изображены график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Пройти тестирование по этим заданиям
15 марта 2011
В задаче 6 дается график функции или производной, по которому требуется определить одну из следующих величин:
- Значение производной в некоторой точке x0,
- Точки максимума или минимума (точки экстремума),
- Интервалы возрастания и убывания функции (интервалы монотонности).
Функции и производные, представленные в этой задаче, всегда непрерывны, что значительно упрощает решение. Не смотря на то, что задача относится к разделу математического анализа, она вполне по силам даже самым слабым ученикам, поскольку никаких глубоких теоретических познаний здесь не требуется.
Для нахождения значения производной, точек экстремума и интервалов монотонности существуют простые и универсальные алгоритмы — все они будут рассмотрены ниже.
Внимательно читайте условие задачи B9, чтобы не допускать глупых ошибок: иногда попадаются довольно объемные тексты, но важных условий, которые влияют на ход решения, там немного.
Вычисление значения производной. Метод двух точек
Если в задаче дан график функции f(x), касательная к этому графику в некоторой точке x0, и требуется найти значение производной в этой точке, применяется следующий алгоритм:
- Найти на графике касательной две «адекватные» точки: их координаты должны быть целочисленными. Обозначим эти точки A (x1; y1) и B (x2; y2). Правильно выписывайте координаты — это ключевой момент решения, и любая ошибка здесь приводит к неправильному ответу.
- Зная координаты, легко вычислить приращение аргумента Δx = x2 − x1 и приращение функции Δy = y2 − y1.
- Наконец, находим значение производной D = Δy/Δx. Иными словами, надо разделить приращение функции на приращение аргумента — и это будет ответ.
Еще раз отметим: точки A и B надо искать именно на касательной, а не на графике функции f(x), как это часто случается. Касательная обязательно будет содержать хотя бы две таких точки — иначе задача составлена некорректно.
Задача. На рисунке изображен график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Рассмотрим точки A (−3; 2) и B (−1; 6) и найдем приращения:
Δx = x2 − x1 = −1 − (−3) = 2; Δy = y2 − y1 = 6 − 2 = 4.
Найдем значение производной: D = Δy/Δx = 4/2 = 2.
Задача. На рисунке изображен график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Рассмотрим точки A (0; 3) и B (3; 0), найдем приращения:
Δx = x2 − x1 = 3 − 0 = 3; Δy = y2 − y1 = 0 − 3 = −3.
Теперь находим значение производной: D = Δy/Δx = −3/3 = −1.
Задача. На рисунке изображен график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Рассмотрим точки A (0; 2) и B (5; 2) и найдем приращения:
Δx = x2 − x1 = 5 − 0 = 5; Δy = y2 − y1 = 2 − 2 = 0.
Осталось найти значение производной: D = Δy/Δx = 0/5 = 0.
Из последнего примера можно сформулировать правило: если касательная параллельна оси OX, производная функции в точке касания равна нулю. В этом случае даже не надо ничего считать — достаточно взглянуть на график.
Вычисление точек максимума и минимума
Иногда вместо графика функции в задаче B9 дается график производной и требуется найти точку максимума или минимума функции. При таком раскладе метод двух точек бесполезен, но существует другой, еще более простой алгоритм. Для начала определимся с терминологией:
- Точка x0 называется точкой максимума функции f(x), если в некоторой окрестности этой точки выполняется неравенство: f(x0) ≥ f(x).
- Точка x0 называется точкой минимума функции f(x), если в некоторой окрестности этой точки выполняется неравенство: f(x0) ≤ f(x).
Для того чтобы найти точки максимума и минимума по графику производной, достаточно выполнить следующие шаги:
- Перечертить график производной, убрав всю лишнюю информацию. Как показывает практика, лишние данные только мешают решению. Поэтому отмечаем на координатной оси нули производной — и все.
- Выяснить знаки производной на промежутках между нулями. Если для некоторой точки x0 известно, что f’(x0) ≠ 0, то возможны лишь два варианта: f’(x0) ≥ 0 или f’(x0) ≤ 0. Знак производной легко определить по исходному чертежу: если график производной лежит выше оси OX, значит f’(x) ≥ 0. И наоборот, если график производной проходит под осью OX, то f’(x) ≤ 0.
- Снова проверяем нули и знаки производной. Там, где знак меняется с минуса на плюс, находится точка минимума. И наоборот, если знак производной меняется с плюса на минус, это точка максимума. Отсчет всегда ведется слева направо.
Эта схема работает только для непрерывных функций — других в задаче B9 не встречается.
Задача. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [−5; 5]. Найдите точку минимума функции f(x) на этом отрезке.
Избавимся от лишней информации — оставим только границы [−5; 5] и нули производной x = −3 и x = 2,5. Также отметим знаки:
Очевидно, в точке x = −3 знак производной меняется с минуса на плюс. Это и есть точка минимума.
Задача. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [−3; 7]. Найдите точку максимума функции f(x) на этом отрезке.
Перечертим график, оставив на координатной оси только границы [−3; 7] и нули производной x = −1,7 и x = 5. Отметим на полученном графике знаки производной. Имеем:
Очевидно, в точке x = 5 знак производной меняется с плюса на минус — это точка максимума.
Задача. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [−6; 4]. Найдите количество точек максимума функции f(x), принадлежащих отрезку [−4; 3].
Из условия задачи следует, что достаточно рассмотреть только часть графика, ограниченную отрезком [−4; 3]. Поэтому строим новый график, на котором отмечаем только границы [−4; 3] и нули производной внутри него. А именно, точки x = −3,5 и x = 2. Получаем:
На этом графике есть лишь одна точка максимума x = 2. Именно в ней знак производной меняется с плюса на минус.
Небольшое замечание по поводу точек с нецелочисленными координатами. Например, в последней задаче была рассмотрена точка x = −3,5, но с тем же успехом можно взять x = −3,4. Если задача составлена корректно, такие изменения не должны влиять на ответ, поскольку точки «без определенного места жительства» не принимают непосредственного участия в решении задачи. Разумеется, с целочисленными точками такой фокус не пройдет.
Нахождение интервалов возрастания и убывания функции
В такой задаче, подобно точкам максимума и минимума, предлагается по графику производной отыскать области, в которых сама функция возрастает или убывает. Для начала определим, что такое возрастание и убывание:
- Функция f(x) называется возрастающей на отрезке [a; b] если для любых двух точек x1 и x2 из этого отрезка верно утверждение: x1 ≤ x2 ⇒ f(x1) ≤ f(x2). Другими словами, чем больше значение аргумента, тем больше значение функции.
- Функция f(x) называется убывающей на отрезке [a; b] если для любых двух точек x1 и x2 из этого отрезка верно утверждение: x1 ≤ x2 ⇒ f(x1) ≥ f(x2). Т.е. большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции.
Сформулируем достаточные условия возрастания и убывания:
- Для того чтобы непрерывная функция f(x) возрастала на отрезке [a; b], достаточно, чтобы ее производная внутри отрезка была положительна, т.е. f’(x) ≥ 0.
- Для того чтобы непрерывная функция f(x) убывала на отрезке [a; b], достаточно, чтобы ее производная внутри отрезка была отрицательна, т.е. f’(x) ≤ 0.
Примем эти утверждения без доказательств. Таким образом, получаем схему для нахождения интервалов возрастания и убывания, которая во многом похожа на алгоритм вычисления точек экстремума:
- Убрать всю лишнюю информацию. На исходном графике производной нас интересуют в первую очередь нули функции, поэтому оставим только их.
- Отметить знаки производной на интервалах между нулями. Там, где f’(x) ≥ 0, функция возрастает, а где f’(x) ≤ 0 — убывает. Если в задаче установлены ограничения на переменную x, дополнительно отмечаем их на новом графике.
- Теперь, когда нам известно поведение функции и ограничения, остается вычислить требуемую в задаче величину.
Задача. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [−3; 7,5]. Найдите промежутки убывания функции f(x). В ответе укажите сумму целых чисел, входящих в эти промежутки.
Как обычно, перечертим график и отметим границы [−3; 7,5], а также нули производной x = −1,5 и x = 5,3. Затем отметим знаки производной. Имеем:
Поскольку на интервале (− 1,5) производная отрицательна, это и есть интервал убывания функции. Осталось просуммировать все целые числа, которые находятся внутри этого интервала:
−1 + 0 + 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 14.
Задача. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [−10; 4]. Найдите промежутки возрастания функции f(x). В ответе укажите длину наибольшего из них.
Избавимся от лишней информации. Оставим только границы [−10; 4] и нули производной, которых в этот раз оказалось четыре: x = −8, x = −6, x = −3 и x = 2. Отметим знаки производной и получим следующую картинку:
Нас интересуют промежутки возрастания функции, т.е. такие, где f’(x) ≥ 0. На графике таких промежутков два: (−8; −6) и (−3; 2). Вычислим их длины:
l1 = − 6 − (−8) = 2;
l2 = 2 − (−3) = 5.
Поскольку требуется найти длину наибольшего из интервалов, в ответ записываем значение l2 = 5.
Смотрите также:
- ЕГЭ 2022, задание 6. Касательная к графику функции
- ЕГЭ 2022, задание 6. Касательная к графику функции
- Схема Бернулли. Примеры решения задач
- Решение задач B6: №362—377
- Четырехугольная пирамида: как найти координаты вершин
- Нестандартная задача B2: студенты, гонорары и налоги
Производная положительна только тогда, когда функция возрастает. То есть, нам необходимо найти точки, в которых функция растет. Смотрим на график нашей функции: функция растет на промежутках: от (x=-7) до (x=0) и от (x = 6) до (x=12).
Так как по условию нам нужны только ЦЕЛЫЕ точки, в которых производная положительна, то это будут: (x=—6); (x=-5), (x=-4), (x=-3), (x=-2), (x=-1), (x=7), (x=8), (x=9), (x=10), (x=11). Всего точек получилось (11). Я отметил их зеленым цветом.
Обратите внимание, что точки (x=-7), (x=0), (x=6), (x=12) мы не считаем, так как в этих точках у нас будут минимумы и максимумы функции, а в них производная равна нулю, то есть не положительна.
Ответ: (11.)
Пример 2
На рисунке 6 изображен график функции, определенной на промежутке ((-10;12)). Найдите количество точек, в которых производная функции равна нулю.
7. Взаимосвязь функции и ее производной
1. Вспоминай формулы по каждой теме
2. Решай новые задачи каждый день
3. Вдумчиво разбирай решения
Значение производной в точке касания как тангенс угла наклона
Если к кривой (f(x)) проведена касательная в точке с абсциссой (x_0), то
[{large{color{royalblue}{f'(x_0)=mathrm{tg}, alpha, }}},]
где (alpha) – угол наклона касательной.
Значит, верна формула: (f'(x_0)=mathrm{tg}, alpha=k).
Заметим, что координаты точки (A) тогда можно записать как ( (x_0; f(x_0)) ) или ( (x_0; y_0) ),
где ( y_0=kx_0+b).
То есть ( y_0=f(x_0)).
Задание
1
#2090
Уровень задания: Равен ЕГЭ
На рисунке изображены график функции (y = f(x)) и касательная к нему в точке с абсциссой (x_0). Найдите значение производной функции (f(x)) в точке (x_0).
Производная функции (f(x)) в точке (x_0) равна тангенсу угла наклона касательной к графику (f(x)) в точке ((x_0; f(x_0))) (то есть угла между касательной к графику (f(x)) в точке ((x_0; f(x_0))) и положительным направлением оси (Ox)).
По рисунку видно, что касательная проходит через точки ((0,5; 0)) и ((1; 1)), тогда тангенс угла наклона касательной составляет (1 : 0,5
= 2), следовательно, (f'(x_0) = 2).
Ответ: 2
Задание
2
#2091
Уровень задания: Равен ЕГЭ
На рисунке изображены график функции (y = f(x)) и касательная к нему в точке с абсциссой (x_0). Найдите значение производной функции (f(x)) в точке (x_0).
Производная функции (f(x)) в точке (x_0) равна тангенсу угла наклона касательной к графику (f(x)) в точке ((x_0; f(x_0))).
По рисунку видно, что касательная проходит через точки ((0,5; -0,5)) и ((1; 1)), тогда тангенс угла наклона касательной составляет (1,5 :
0,5 = 3), следовательно, (f'(x_0) = 3).
Ответ: 3
Задание
3
#2092
Уровень задания: Равен ЕГЭ
На рисунке изображены график функции (y = f(x)) и касательная к нему в точке с абсциссой (x_0). Найдите значение производной функции (f(x)) в точке (x_0).
Производная функции (f(x)) в точке (x_0) равна тангенсу угла наклона касательной к графику (f(x)) в точке ((x_0; f(x_0))).
По рисунку видно, что касательная проходит через точки ((0,5; 1)) и ((1,5; 1,5)), тогда тангенс угла наклона касательной составляет (0,5
: 1 = 0,5), следовательно, (f'(x_0) = 0,5).
Ответ: 0,5
Задание
4
#2093
Уровень задания: Равен ЕГЭ
На рисунке изображены график функции (y = f(x)) и касательная к нему в точке с абсциссой (x_0). Найдите значение производной функции (f(x)) в точке (x_0).
Производная функции (f(x)) в точке (x_0) равна тангенсу угла наклона касательной к графику (f(x)) в точке ((x_0; f(x_0))).
По рисунку видно, что касательная проходит через точки ((1; 1)) и ((5; 2)), тогда тангенс угла наклона касательной составляет ((2 – 1)
: (5 – 1) = 0,25), следовательно, (f'(x_0) = 0,25).
Ответ: 0,25
Задание
5
#3112
Уровень задания: Равен ЕГЭ
На рисунке изображен график функции (y=f(x)) и отмечены точки (-2;
0; 2; 8). В какой из этих точек значение производной наибольшее? В ответе укажите эту точку.
Проведем касательные к графику функции в этих точках. Так как тангенс угла (alpha) наклона касательной равен значению производной (f'(x)) в точке касания (x_0) ((f'(x_0)=mathrm{tg},alpha)), то нужно сравнить тангенсы углов, отмеченных на рисунке.
Вспомним, что если угол тупой, то его тангенс отрицательный, если острый – положительный. Следовательно, так как мы ищем наибольший тангенс, имеет смысл рассматривать только острые углы. Это углы, образованные касательными в точках (0) и (2). Заметим, что угол в точке (0) больше, следовательно, его тангенс также больше, чем тангенс угла в точке (2). Таким образом, ответ: (0).
Ответ: 0
Задание
6
#718
Уровень задания: Сложнее ЕГЭ
Производная (f'(x)) функции (f(x)) в точке (x_0) равна (10). Найдите котангенс угла наклона касательной к графику функции (f(x)) в точке ((x_0; f(x_0))).
Производная функции (f(x)) в точке (x_0) равна тангенсу угла наклона касательной к графику (f(x)) в точке ((x_0; f(x_0))).
При всех (alpha), при которых (mathrm{tg}, alpha) и (mathrm{ctg}, alpha) имеют смысл, выполнено (mathrm{tg}, alphacdotmathrm{ctg}, alpha = 1), откуда котангенс угла наклона касательной к графику функции (f(x)) в точке ((x_0; f(x_0))) равен (0,1).
Ответ: 0,1
Задание
7
#719
Уровень задания: Сложнее ЕГЭ
Производная (f'(x)) функции (f(x)) в точке (x_0) равна (5). Найдите сумму тангенса и котангенса угла наклона касательной к графику функции (f(x)) в точке ((x_0; f(x_0))).
Производная функции (f(x)) в точке (x_0) равна тангенсу угла наклона касательной к графику (f(x)) в точке ((x_0; f(x_0))).
При всех (alpha), при которых (mathrm{tg}, alpha) и (mathrm{ctg}, alpha) имеют смысл, выполнено (mathrm{tg}, alphacdotmathrm{ctg}, alpha = 1), откуда котангенс угла наклона касательной к графику функции (f(x)) в точке ((x_0; f(x_0))) равен (0,2), тогда сумма тангенса и котангенса угла наклона касательной к графику функции (f(x)) в точке ((x_0; f(x_0))) равна (5,2).
Ответ: 5,2
УСТАЛ? Просто отдохни
Продолжение задач на производные для первой части ЕГЭ.
Геометрический смысл производной и ее применения для исследования функций.
Первая часть о производных.
Геометрический смысл производной
Про геометрический смысл написано много теории. Не буду вдаваться в вывод приращения функции, напомню основное для выполнения заданий:
Производная в точке x равна угловому коэффициенту касательной к графику функции y = f(x) в этой точке, то есть это тангенс угла наклона к оси Х.
Возьмем сразу задание из ЕГЭ и начнем в нем разбираться:
Задание №1. На рисунке изображены график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Кто очень торопится и не хочет разбираться в объяснениях: стройте до любого такого треугольника (как показано ниже) и делите стоячую сторону (вертикальную) на лежащую (горизонтальную) и будет вам счастье, если про знак не забудите (если прямая убывает(→↓), то ответ должен быть с минусом, если прямая возрастает(→↑), то ответ должен быть положительный!)
Найти нужно угол между касательной и осью Х, назовем его α: проведем параллельную оси Х прямую в любом месте через касательную к графику, получим тот же угол.
Лучше не брать точку х0, т.к. понадобится большая лупа для определения точных координат.
Взяв любой прямоугольный треугольник (на рисунке предложено 3 варианта), найдем tgα (углы, то равны, как соответственные), т.е. получим производную функции f(x) в точке x0. Почему же так?
Если мы проведем касательные в других точках x2, x1 и т.д. касательные будут другие.
Вернемся к 7 классу, чтобы построить прямую!
Уравнение прямой задается уравнением y = kx + b, где
k — наклон относительно оси Х.
b — расстояние между точкой пересечения с осью Y и началом координат.
Производная прямой, всегда одна и та же: y’ = k.
В какой бы точке на прямой мы не взяли производную, она будет неизменна.
Поэтому, осталось только найти tgα (как было сказано выше: делим стоячую сторону на лежачую). Делим противолежащий катет на прилежащий, получаем, что k = 0,5. Однако, если график убывает, коэффициент отрицательный: k = −0,5.
Советую себя проверять вторым способом:
По двум точкам можно задать прямую. Найдем координаты двух любых точек. Например, (-2;-2) и (2;-4):
Подставим в уравнение y = kx + b вместо y и х координаты точек:
−2 = −2k + b
−4 = 2k + b
Решив эту систему, получим b = −3, k = −0,5
Вывод: Второй способ дольше, но в нем вы не забудете про знак.
Ответ: −0,5
Задание №2. На рисунке изображён график производной функции f(x). На оси абсцисс отмечены восемь точек: x1, x2, x3, …, x8. Сколько из этих точек лежит на промежутках возрастания функции f(x) ?
Если график функции убывает — производная отрицательна (верно и наоборот).
Если график функции возрастает — производная положительна (верно и наоборот).
Эти две фразы помогут вам решить большую часть задач.
Внимательно смотрите, рисунок производной вам дан или функции, а дальше выбирайте одну из двух фраз.
Построим схематично график функции. Т.к. нам дан график производной, то там, где она отрицательна, график функции убывает, где положительна — возрастает!
Получается, что 3 точки лежат на участках возрастания: x4; x5; x6.
Ответ: 3
Задание №3. Функция f(x) определена на промежутке (-6; 4). На рисунке изображен график ее производной. Найдите абсциссу точки, в которой функция принимает наибольшее значение.
Советую всегда строить, как идет график функции, такими стрелочками или схематично со знаками (как в №4 и №5):
Очевидно, если график возрастает до −2, то максимальная точка и есть −2.
Ответ: −2
Задача №4. На рисунке изображён график функции f(x) и двенадцать точек на оси абсцисс: x1, x2, …, x12. В скольких из этих точек производная функции отрицательна?
Задача обратная, дан график функции, нужно схематично построить, как будет выглядеть график производной функции, и посчитать, сколько точек будет лежать в отрицательном диапазоне.
Положительные: x1, x6, x7, x12.
Отрицательные: x2, x3, x4, x5, x9, x10, x11.
Ноль: x8.
Ответ: 7
Еще один вид заданий, когда спрашивается про какие-то страшные “экстремумы”? Что это такое вам найти не составит труда, я же поясню для графиков.
Задача №5. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (-16; 6). Найдите количество точек экстремума функции f(x) на отрезке [-11; 5].
Отметим промежуток от -11 до 5!
Обратим свои светлые очи на табличку: дан график производной функции => тогда экстремумы это точки пересечения с осью X.
Ответ: 3
Задача №6. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (-13; 9). Найдите количество точек максимума функции f(x) на отрезке [-12; 5].
Отметим промежуток от -12 до 5!
Можно одним глазом взглянуть в табличку, точка максимума – это экстремум, такой, что до него производная положительна (функция возрастает), а после него производная отрицательна (функция убывает). Такие точки обведены в кружочек.
Стрелочками показано, как ведет себя график функции
Ответ: 3
Задача №7. На рисунке изображен график функции f(x),определенной на интервале (-7; 5). Найдите количество точек, в которых производная функции f(x) равна 0.
Можно посмотреть на выше приведенную табличку (производная равна нулю, значит это точки экстремума). А в даной задаче дан график функции, значит требуется найти количество точек перегиба!
А можно, как обычно: строим схематический график производной.
Производная равна нулю, когда график функций меняет свое направление (с возрастания на убывание и наоборот)
Ответ: 8
Задача №8. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (-2; 10). Найдите промежутки возрастания функции f(x). В ответе укажите сумму целых точек, входящих в эти промежутки.
Построим схематично график функции:
Там, где он возрастает, получаем 4 целые точки: 4 + 5 + 6 + 7 = 22.
Ответ: 22
Задача №9. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (-6; 6). Найдите количество точек f(x), в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = 2x + 13 или совпадает с ней.
Нам дан график производной! Значит, и нашу касательную нужно «перевести» в производную.
Производная касательной: y’ = 2.
А теперь построим обе производные:
Касательные пересекаются в трех точках, значит, наш ответ 3.
Ответ: 3
Задача №10. На рисунке изображен график функции f(x), и отмечены точки -2, 1, 2, 3. В какой из этих точек значение производной наименьшее? В ответе укажите эту точку.
Задание чем-то похоже на первое: чтобы найти значение производной, нужно построить касательную к этому графику в точке и найти коэффициент k.
Если прямая убывает, k < 0.
Если прямая возрастает, k > 0.
Подумаем, как значение коэффициента отразится на наклоне прямой:
При k = 1 или k = −1 график будет посередине между осями Х и У.
Чем ближе прямая к оси Х, тем ближе коэффициент k нулю.
Чем ближе прямая к оси Y, тем ближе коэффициент k к бесконечности.
В точке -2 и 1 k<0, однако в точке 1 прямая убывает “быстрее” больше похоже на ось Y => именно там и будет наименьшее значение производной
Ответ: 1
Задание №11. Прямая является касательной y = 3x + 9 к графику функции y = x³ + x² + 2x + 8. Найдите абсциссу точки касания.
Прямая будет касательной к графику, когда графики имеют общую точку, как и их производные. Приравняем уравнения графиков и их производные:
Решив второе уравнение, получаем 2 точки. Чтобы проверить, какая из них подходит, подставляем в первое уравнение каждый из иксов. Подойдет только один.
Кубическое уравнение совсем решать не хочется, а квадратное за милую душу.
Вот только, что записывать в ответ, если получится два “нормальных” ответа?
При подстановке икса (х) в первоначальные графики y = 3x + 9 и y = x³ + x² + 2x + 8 должен получиться один и тот же Y
y= 3×1+9=12
y= 1³+1²+2×1+8=12
Верно! Значит x=1 и будет ответом
Ответ: 1
Задание №12. Прямая y = − 5x − 6 является касательной к графику функции ax² + 5x − 5. Найдите a.
Аналогично приравняем функции и их проивзодные:
Решим эту систему относительно переменных a и x:
Ответ: 25
Задание с производными считается одним из самых сложных в первой части ЕГЭ, однако, при небольшой доли внимательности и понимания вопроса у вас все получится, и вы поднимете процент выполнения этого задания!
Тест для закрепления
Будь в курсе новых статеек, видео и легкого математического юмора.
Большинство заданий взято с сайтов ФИПИ и РЕШУ ЕГЭ.