Как найти значение выражения по графику функции

Предположим, вам попался график функции (y=ax^2+bx+c) и нужно по этому графику определить коэффициенты (a), (b) и (c). В этой статье я расскажу 3 простых способа сделать это.

1 способ – ищем коэффициенты на графике

Данный способ хорош, когда координаты вершины и точка пересечения параболы с осью (y) – целые числа. Если это не так, советую использовать способ 2.

  1. Коэффициент (a) можно найти с помощью следующих фактов:

    – Если (a>0), то ветви параболы направленных вверх, если (a<0), то ветви параболы направлены вниз.

    определяем знак коэффициента a

    – Если (a>1), то график вытянут вверх в (a) раз по сравнению с «базовым» графиком (у которого (a=1)). Вершина при этом остается на месте. Это наглядно видно по выделенным точкам.

    Определяем значение a

    – Аналогично с (a<-1), только график вытянут вниз.

    определяем значение a

    – Если (a∈(0;1)), то график сжат в (a) раз (по сравнению с «базовым» графиком с (a=1)). Вершина при этом остается на месте.

    парабола при a от 0 до 1

    – Аналогично (a∈(-1;0)), только ветви направлены вниз.

    парабола a от -1 до 0

  2. Парабола пересекает ось y в точке (c).

    определяем c по графику

  3. (b) напрямую по графику не видно, но его можно посчитать с помощью (x_в) – абсциссы (икса) вершины параболы:

    (x_в=-frac{b}{2a})
    (b=-x_вcdot 2a)
    находим b с помощью икс вершины

Пример (ЕГЭ):

пример из ЕГЭ

Решение:
Во-первых, надо разобраться, где тут (f(x)), а где (g(x)). По коэффициенту (c) видно, что (f(x)) это функция, которая лежит ниже – именно она пересекает ось игрек в точке (4).

пример из ЕГЭ

Значит нужно найти коэффициенты у параболы, которая лежит повыше.
Коэффициент (c) у неё равен (1).
Ветви параболы направлены вниз – значит (a<0). При этом форма этой параболы стандартная, базовая, значит (a=-1).

пример из ЕГЭ

Найдем (b). (x_в=-2), (a=-1).

(x_в=-frac{b}{2a})
(-2=-frac{b}{-2})
(b=-4)

Получается (g(x)=-x^2-4x+1). Теперь найдем в каких точках функции пересекаются:

(-x^2-4x+1=-2x^2-2x+4)
(-x^2-4x+1+2x^2+2x-4=0)
(x^2-2x-3=0)
(D=4+4cdot 3=16=4^2)
(x_1=frac{2-4}{2}=-1);    (x_2=frac{2+4}{2}=3).

Ответ: (3).

2 способ – находим формулу по точкам

Это самый надежный способ, потому что его можно применить практически в любой ситуации, но и самый не интересный, потому что думать тут особо не надо, только уметь решать системы линейных уравнений. Алгоритм прост:

  1. Ищем 3 точки с целыми координатами, принадлежащие параболе.
    Пример:

    нахождение формулы по точкам

  2. Выписываем координаты этих точек и подставляем в формулу квадратичной функции: (y=ax^2+bx+c). Получится система с тремя уравнениями.

    Пример: (A(-4;5)), (B(-5;5)), (C(-6;3)).

    (begin{cases}5=a(-4)^2+b(-4)+c\5=a(-5)^2+b(-5)+c\3=a(-6)^2+b(-6)+c end{cases})

  3. Решаем систему.
    Пример:

    (begin{cases}5=16a-4b+c\5=25a-5b+c\3=36a-6b+c end{cases})

    Вычтем из второго уравнения первое:

    (0=9a-b)
    (b=9a)

    Подставим (9a) вместо (b):

    (begin{cases}5=16a-36a+c\5=25a-45a+c\3=36a-54a+c end{cases})
    (begin{cases}5=-20a+c\5=-20a+c\3=-18a+c end{cases})

    Первое и второе уравнения совпали (это нормально для точек, симметричных относительно прямой проходящей через вершину – как точки (A) и (B) в нашем случае), но нас это не остановит – мы вычтем из второго уравнение третье:

    (2=-2a)
    (a=-1)

    Найдем (b):

    (b=-9)

    Подставим в первое уравнение (a):

    (5=20+c)
    (c=-15).

    Получается квадратичная функция:   (y=-x^2-9x-15).

Пример (ЕГЭ):

пример из ЕГЭ

Решение:

Сразу заметим, что по графику можно сразу определить, что (c=4). Это сильно облегчит нашу систему – нам хватит 2 точек. Выберем их на параболе: (C(-1;8)), (D(1;2)) (на самом деле, если присмотреться, то можно заметить, что эти точки выделены жирно на изначальной картинке – это вам подсказка от авторов задачи). 

решение задачи из ЕГЭ

Таким образом имеем систему:

(begin{cases}8=a(-1)^2+b(-1)+4\2=a+b+4 end{cases})

(begin{cases}8=a-b+4\2=a+b+4 end{cases})

(begin{cases}4=a-b\-2=a+b end{cases})

Сложим 2 уравнения:

(2=2a)
(a=1)

Подставим во второе уравнение:

(-2=1+b)
(b=-3)

Получается:

(g(x)=x^2-3x+4)

Теперь найдем точки пересечения двух функций:

(-3x+13=x^2-3x+4)
(x^2-9=0)
(x=±3)

Теперь можно найти ординату второй точки пересечения:

(f(-3)=-3cdot (-3)+13)
(f(-3)=9+13)
(f(-3)=22)

Ответ:   (22).

3 способ – используем преобразование графиков функций

Этот способ быстрее первого и более универсальный, в частности он может пригодится и в задачах на другие функции.

Главный недостаток этого способа – вершина должна иметь целые координаты.

Сам способ базируется на следующих идеях:

  1. График (y=-x^2) симметричен относительно оси (x) графику (y=x^2).

    нахождение через преобразование параболы

  2. – Если (a>1) график (y=ax^2) получается растяжением графика (y=x^2) вдоль оси (y) в (a) раз.
    – Если (a∈(0;1)) график (y=ax^2) получается сжатием графика (y=x^2) вдоль оси (y) в (a) раз.

    растяжение и сжатие параболы

  3. – График (y=a(x+d)^2) получается сдвигом графика (y=ax^2) влево на (d) единиц.
    – График (y=a(x-d)^2) получается сдвигом графика (y=ax^2) вправо на (d) единиц. 

    Сдвиг параболы вправо и влево

  4. График (y=a(x+d)^2+e) получается переносом графика (y=a(x+d)^2) на (e) единиц вверх.
    График (y=a(x+d)^2-e) получается переносом графика (y=a(x+d)^2) на (e) единиц вниз.

    сдвиг параболы вверх и вниз

У вас наверно остался вопрос – как этим пользоваться? Предположим, мы видим такую параболу:

пример

Сначала смотрим на её форму и направленность её ветвей. Видим, что форма стандартная, базовая и ветви направлены вверх, поэтому (a=1). То есть она получена перемещениями графика базовой параболы (y=x^2).

пример нахождение формулы параболы с помощью преобразования графиков функций

А как надо было перемещать зеленый график чтоб получить оранжевый? Надо сдвинуться вправо на пять единиц и вниз на (4).

решение примера

То есть наша функция выглядит так: (y=(x-5)^2-4).
После раскрытия скобок и приведения подобных получаем искомую формулу:

(y=x^2-10x+25-4)
(y=x^2-10x+21)

Готово.

Пример (ЕГЭ):

решение примера из ЕГЭ

Чтобы найти (f(6)), надо сначала узнать формулу функции (f(x)). Найдем её:

  1. Парабола растянута на (2) и ветви направлены вниз, поэтому (a=-2). Иными словами, первоначальной, перемещаемой функцией является функция (y=-2x^2).

    решение примера из ЕГЭ

  2. Парабола смещена на 2 клеточки вправо, поэтому (y=-2(x-2)^2).

  3. Парабола поднята на 4 клеточки вверх, поэтому (y=-2(x-2)^2+4).

  4. Получается (y=-2(x^2-4x+4)+4=)(-2x^2+8x-8+4=-2x^2+8x-4).

  5. (f(6)=-2cdot 6^2+8cdot 6-4=-72+48-4=-28)

Смотрите также:
Как найти k и b по графику линейной функции?

Каталог заданий.
Чтение графиков функций


Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Найдите значение a по графику функции y=ax в квадрате плюс bx плюс c, изображенному на рисунке.


2

Найдите значение b по графику функции y=ax в квадрате плюс bx плюс c, изображенному на рисунке.


3

Найдите значение c по графику функции y=ax в квадрате плюс bx плюс c, изображенному на рисунке.


4

Найдите значение k по графику функции y= дробь: числитель: k, знаменатель: x конец дроби , изображенному на рисунке.


5

На рисунке изображён график функции y=f левая круглая скобка x правая круглая скобка . Какие из утверждений относительно этой функции неверны? Укажите их номера.

1)  функция возрастает на промежутке  левая квадратная скобка минус 2; плюс бесконечность правая круглая скобка

2)  f левая круглая скобка 3 правая круглая скобка больше f левая круглая скобка минус 3 правая круглая скобка

3)  f левая круглая скобка 0 правая круглая скобка = минус 2

4)  прямая y=2  пересекает график в точках  левая круглая скобка минус 2; 2 правая круглая скобка   и  левая круглая скобка 5; 2 правая круглая скобка

Источник: ГИА-2013. Ма­те­ма­ти­ка. Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та № 1 (1 вар.)

Пройти тестирование по этим заданиям

Как определить a, b и c по графику параболы

Предположим, вам попался график функции (y=ax^2+bx+c) и нужно по этому графику определить коэффициенты (a), (b) и (c). В этой статье я расскажу 3 простых способа сделать это.

1 способ – ищем коэффициенты на графике

Данный способ хорош, когда координаты вершины и точка пересечения параболы с осью (y) – целые числа. Если это не так, советую использовать способ 2.

Коэффициент (a) можно найти с помощью следующих фактов:

– Если (a>0), то ветви параболы направленных вверх, если (a 1), то график вытянут вверх в (a) раз по сравнению с «базовым» графиком (у которого (a=1)). Вершина при этом остается на месте. Это наглядно видно по выделенным точкам.

Ищем 3 точки с целыми координатами, принадлежащие параболе.
Пример:

Выписываем координаты этих точек и подставляем в формулу квадратичной функции: (y=ax^2+bx+c). Получится система с тремя уравнениями.

Решаем систему.
Пример:

Вычтем из второго уравнения первое:

Подставим (9a) вместо (b):

Первое и второе уравнения совпали (это нормально для точек, симметричных относительно прямой проходящей через вершину – как точки (A) и (B) в нашем случае), но нас это не остановит – мы вычтем из второго уравнение третье:

Подставим в первое уравнение (a):

Получается квадратичная функция: (y=-x^2-9x-15).

Сразу заметим, что по графику можно сразу определить, что (c=4). Это сильно облегчит нашу систему – нам хватит 2 точек. Выберем их на параболе: (C(-1;8)), (D(1;2)) (на самом деле, если присмотреться, то можно заметить, что эти точки выделены жирно на изначальной картинке – это вам подсказка от авторов задачи).

Таким образом имеем систему:

Сложим 2 уравнения:

Подставим во второе уравнение:

Теперь найдем точки пересечения двух функций:

Теперь можно найти ординату второй точки пересечения:

3 способ – используем преобразование графиков функций

Этот способ быстрее первого и более универсальный, в частности он может пригодится и в задачах на другие функции.

Главный недостаток этого способа – вершина должна иметь целые координаты.

Сам способ базируется на следующих идеях:

График (y=-x^2) симметричен относительно оси (x) графику (y=x^2).

– Если (a>1) график (y=ax^2) получается растяжением графика (y=x^2) вдоль оси (y) в (a) раз.
– Если (a∈(0;1)) график (y=ax^2) получается сжатием графика (y=x^2) вдоль оси (y) в (a) раз.

– График (y=a(x+d)^2) получается сдвигом графика (y=ax^2) влево на (d) единиц.
– График (y=a(x-d)^2) получается сдвигом графика (y=ax^2) вправо на (d) единиц.

График (y=a(x+d)^2+e) получается переносом графика (y=a(x+d)^2) на (e) единиц вверх.
График (y=a(x+d)^2-e) получается переносом графика (y=a(x+d)^2) на (e) единиц вниз.

У вас наверно остался вопрос – как этим пользоваться? Предположим, мы видим такую параболу:

Сначала смотрим на её форму и направленность её ветвей. Видим, что форма стандартная, базовая и ветви направлены вверх, поэтому (a=1). То есть она получена перемещениями графика базовой параболы (y=x^2).

А как надо было перемещать зеленый график чтоб получить оранжевый? Надо сдвинуться вправо на пять единиц и вниз на (4).

То есть наша функция выглядит так: (y=(x-5)^2-4).
После раскрытия скобок и приведения подобных получаем искомую формулу:

Чтобы найти (f(6)), надо сначала узнать формулу функции (f(x)). Найдем её:

Парабола растянута на (2) и ветви направлены вниз, поэтому (a=-2). Иными словами, первоначальной, перемещаемой функцией является функция (y=-2x^2).

Парабола смещена на 2 клеточки вправо, поэтому (y=-2(x-2)^2).

Парабола поднята на 4 клеточки вверх, поэтому (y=-2(x-2)^2+4).

Графический способ решения уравнений в среде Microsoft Excel 2007

Тип урока: Обобщение, закрепление пройденного материала и объяснение нового.

Цели и задачи урока:

  • повторение изученных графиков функций;
  • повторение и закрепление графического способа решения уравнений;
  • закрепление навыков записи и копирования формул, построения графиков функций в электронных таблицах Excel 2007;
  • формирование и первичное закрепление знаний о решении уравнений с использованием возможностей электронных таблиц Excel 2007;
  • формирование мышления, направленного на выбор оптимального решения;
  • формирование информационной культуры школьников.

Оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, проекционный экран.

Материалы к уроку: презентация Power Point на компьютере учителя (Приложение 1).

Слайд 1 из Приложения1 ( далее ссылки на слайды идут без указания Приложения1).

Объявление темы урока.

1. Устная работа (актуализация знаний).

Слайд 2 – Соотнесите перечисленные ниже функции с графиками на чертеже (Рис. 1):

у = 6 – х; у = 2х + 3; у = (х + 3) 2 ; у = -(х – 4) 2 ; .

Слайд 3 Графический способ решения уравнений вида f(x)=0.

Корнями уравнения f(x)=0 являются значения х1, х2, точек пересечения графика функции y=f(x) с осью абсцисс (Рис. 2).

Найдите корни уравнения х 2 -2х-3=0, используя графический способ решения уравнений (Рис.3).

Слайд 5 Графический способ решения уравнений вида f (x)=g (x).

Корнями уравнения f(x)=g(x) являются значения х1, х2, точек пересечения графиков функций y=f(x) и у=g(x). (Рис. 4):

Слайд 6 Найдите корни уравнения , используя графический способ решения уравнений (Рис. 5).

2. Объяснение нового материала. Практическая работа.

Решение уравнений графическим способом требует больших временных затрат на построение графиков функций и в большинстве случаев дает грубо приближенные решения. При использовании электронных таблиц, в данном случае – Microsoft Excel 2007, существенно экономится время на построение графиков функций, и появляются дополнительные возможности нахождения корней уравнения с заданной точностью (метод Подбор параметра).

I. Графический способ решения уравнений вида f(x)=0 в Excel.

Дальнейшая работа выполняется учителем в Excel одновременно с учениками с подробными (при необходимости) инструкциями и выводом результатов на проекционный экран. Слайды Приложения 1 используются для формулировки задач и подведения промежуточных итогов.

Пример1: Используя средства построения диаграмм в Excel, решить графическим способом уравнение –х 2 +5х-4=0.

Для этого: построить график функции у=-х 2 +5х-4 на промежутке [ 0; 5 ] с шагом 0,25; найти значения х точек пересечения графика функции с осью абсцисс.

Выполнение задания можно разбить на этапы:

1 этап: Представление функции в табличной форме (рис. 6):

  • в ячейку А1 ввести текст Х, в ячейку A2Y;
  • в ячейку В1 ввести число 0, в ячейку С1 – число 0,25;
  • выделить ячейки В1:С1, подвести указатель мыши к маркеру выделения, и в тот момент, когда указатель мыши примет форму черного крестика, протянуть маркер выделения вправо до ячейки V1 (Рис. 7).

При вводе формулы можно вводить адрес ячейки с клавиатуры (не забыть переключиться на латиницу), а можно просто щелкнуть мышью на ячейке с нужным адресом.

После ввода формулы в ячейке окажется результат вычисления по формуле, а в поле ввода строки формул – сама формула (Рис. 8):

  • скопировать содержимое ячейки B2 в ячейки C2:V2 за маркер выделения. Весь ряд выделенных ячеек заполнится содержимым первой ячейки. При этом ссылки на ячейки в формулах изменятся относительно смещения самой формулы.

2 этап: Построение диаграммы типа График.

  • выделить диапазон ячеек B2:V2;
  • на вкладке Вставка|Диаграммы|График выбрать вид График;
  • на вкладке Конструктор|Выбрать данные (Рис. 9) в открывшемся окне «Выбор источника данных» щелкнуть по кнопке Изменить в поле Подписи горизонтальной оси – откроется окно «Подписи оси». Выделить в таблице диапазон ячеек B1:V1 (значения переменной х). В обоих окнах щелкнуть по кнопкам ОК;
  • на вкладке Макет|Оси|Основная горизонтальная ось|Дополнительные параметры основной горизонтальной оси выбрать:

Интервал между делениями: 4;

Интервал между подписями: Единица измерения интервала: 4;

Положение оси: по делениям;

Выбрать ширину и цвет линии (Вкладки Тип линии и Цвет линии);

  • самостоятельно изменить ширину и цвет линии для вертикальной оси;
  • на вкладке Макет|Сетка|Вертикальные линии сетки по основной оси выбрать Основные линии сетки.

Примерный результат работы приведен на рис. 10:

3 этап: Определение корней уравнения.

График функции у=-х 2 +5х-4 пересекает ось абсцисс в двух точках и, следовательно, уравнение -х 2 +5х-4=0 имеет два корня: х1=1; х2=4.

II. Графический способ решения уравнений вида f(x)=g(x) в Excel.

Пример 2: Решить графическим способом уравнение .

Для этого: в одной системе координат построить графики функций у1= и у2=1-х на промежутке [ -1; 4 ] с шагом 0,25; найти значение х точки пересечения графиков функций.

1 этап: Представление функций в табличной форме (рис. 1):

  • Перейти на Лист2.
  • Аналогично Примеру 1, применив приемы копирования, заполнить таблицу. При табулировании функции у1=воспользоваться встроенной функцией Корень (Рис. 11).
  • 2 этап: Построение диаграммы типа График.

  • Выделить диапазон ячеек (А2:V3);
  • Аналогично Примеру 1 вставить и отформатировать диаграмму типа График, выбрав дополнительно в настройках горизонтальной оси: вертикальная ось пересекает в категории с номером 5.
  • Примерный результат работы приведен на Рис. 12:

    3 этап: Определение корней уравнения.

    Графики функций у1= и у2=1-х пересекаются в одной точке (0;1) и, следовательно, уравнение имеет один корень – абсцисса этой точки: х=0.

    III. Метод Подбор параметра.

    Графический способ решения уравнений красив, но далеко не всегда точки пересечения могут быть такими «хорошими», как в специально подобранных примерах 1 и 2.

    Возможности электронных таблиц позволяют находить приближенные значения коней уравнения с заданной точностью. Для этого используется метод Подбор параметра.

    Пример 3: Разберем метод Подбор параметра на примере решения уравнения –х 2 +5х-3=0.

    1 этап: Построение диаграммы типа График для приближенного определения корней уравнения.

    Построить график функции у=х 2 +5х-3, отредактировав полученные в Примере 1 формулы.

    • выполнить двойной щелчок по ячейке B2, внести необходимые изменения;
    • с помощью маркера выделения скопировать формулу во все ячейки диапазона C2:V2.

    Все изменения сразу отобразятся на графике.

    Примерный результат работы приведен на Рис. 13:

    2 этап: Определение приближенных значений корней уравнения.

    График функции у=-х 2 +5х-3 пересекает ось абсцисс в двух точках и, следовательно, уравнение -х 2 +5х-4=0 имеет два корня.

    По графику приближенно можно определить, что х1≈0,7; х2≈4,3.

    3 этап: Поиск приближенного решения уравнения с заданной точностью методом Подбор параметра.

    1) Начать с поиска более точного значения меньшего корня.

    По графику видно, что ближайший аргумент к точке пересечения графика с осью абсцисс равен 0,75. В таблице значений функции этот аргумент размещается в ячейке E1.

    • Выделить ячейку Е2;
    • перейти на вкладку Данные|Анализ «что-если»|Подбор параметра…;


    В открывшемся диалоговом окне Подбор параметра (Рис. 14) в поле Значение ввести требуемое значение функции: 0.

    В поле Изменяя значение ячейки: ввести $E$1 (щелкнув по ячейке E1).

    Щелкнуть по кнопке ОК.

    • В окне Результат подбора (Рис. 15) выводится информация о величине подбираемого и подобранного значения функции:
    • В ячейке E1 выводится подобранное значение аргумента 0,6972 с требуемой точностью (0,0001).

    Установить точность можно путем установки в ячейках таблицы точности представления чисел – числа знаков после запятой (Формат ячеек|Число|Числовой).

    Итак, первый корень уравнения определен с заданной точностью: х1≈0,6972.

    2) Самостоятельно найти значение большего корня с той же точностью. 2≈4,3029).

    IV. Метод Подбор параметра для решения уравнений вида f(x)=g(x).

    При использовании метода Подбор параметров для решения уравнений вида f(x)=g(x) вводят вспомогательную функцию y(x)=f(x)-g(x) и находят с требуемой точностью значения х точек пересечения графика функции y(x) с осью абсцисс.

    3. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.

    Задание: Используя метода Подбор параметров, найти корни уравнения с точностью до 0,001.

    • ввести функцию у=и построить ее график на промежутке [ -1; 4 ] с шагом 0,25 (Рис. 16):
    • найти приближенное значение х точки пересечения графика функции с осью абсцисс (х≈1,4);
    • найти приближенное решение уравнения с точностью до 0,001 методом Подбор параметра (х≈1,438).

    4. Итог урока.

    Слайд 12 Проверка результатов самостоятельной работы.

    Слайд 13 Повторение графического способа решения уравнения вида f(x)=0.

    Слайд 14 Повторение графического способа решения уравнения вида f(x)=g(x).

    5. Домашнее задание.

    Используя средства построения диаграмм в Excel и метод Подбор параметра, определите корни уравнения х 2 -5х+2=0 с точностью до 0,01.

    Построение графиков функций

    О чем эта статья:

    11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

    Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
    Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
    (в правом нижнем углу экрана).

    Понятие функции

    Функция — это зависимость y от x, где x является переменной или аргументом функции, а y — зависимой переменной или значением функции.

    Задать функцию значит определить правило, в соответствии с которым по значениям независимой переменной можно найти соответствующие ее значения. Вот, какими способами ее можно задать:

    • Табличный способ — помогает быстро определить конкретные значения без дополнительных измерений или вычислений.
    • Графический способ — наглядно.
    • Аналитический способ — через формулы. Компактно, и можно посчитать функцию при произвольном значении аргумента из области определения.
    • Словесный способ.

    Область определения — множество х, то есть область допустимых значений выражения, которое записано в формуле.

    Например, для функции вида область определения выглядит так

    • х ≠ 0, потому что на ноль делить нельзя. Записать можно так: D (y): х ≠ 0.

    Область значений — множество у, то есть это значения, которые может принимать функция.

    Например, естественная область значений функции y = x² — это все числа больше либо равные нулю. Можно записать вот так: Е (у): у ≥ 0.

    Понятие графика функции

    Графиком функции y = f(x) называется множество точек (x; y), координаты которых связаны соотношением y = f(x). Само равенство y = f(x) называется уравнением данного графика.

    График функции — это множество точек (x; y), где x — это аргумент, а y — значение функции, которое соответствует данному аргументу.

    Проще говоря, график функции показывает множество всех точек, координаты которых можно найти, просто подставив в функцию любые числа вместо x.

    Для примера возьмём самую простую функцию, в которой аргумент равен значению функции, то есть y = x.

    В этом случае нам не придётся вычислять для каждого аргумента значение функции, так как они равны, поэтому у всех точек нашего графика абсцисса будет равна ординате.

    Отметим любые три точки на координатной плоскости, например: L (-2; -2), M (0; 0) и N (1; 1).

    Если мы последовательно от наименьшего значения аргумента к большему соединим отмеченные точки, то у нас получится прямая линия. Значит графиком функции y = x является прямая. На графике это выглядит так:

    Надпись на чертеже y = x — это уравнение графика. Ставить надпись с уравнением на чертеже удобно, чтобы не запутаться в решении задач.

    Важно отметить, что прямая линия бесконечна в обе стороны. Хоть мы и называем часть прямой графиком функции, на самом деле на чертеже изображена только малая часть графика.

    Исследование функции

    Важные точки графика функции y = f(x):

    • стационарные и критические точки;
    • точки экстремума;
    • нули функции;
    • точки разрыва функции.

    Стационарные точки — точки, в которых производная функции f(x) равна нулю.

    Критические точки — точки, в которых производная функции f(x) равна нулю либо не существует. Стационарные точки являются подмножеством множества критических точек.

    Экстремум в математике — максимальное или минимальное значение функции на заданном множестве. Точка, в которой достигается экстремум, называется точкой экстремума. Соответственно, если достигается минимум — точка экстремума называется точкой минимума, а если максимум — точкой максимума.

    Нули функции — это значения аргумента, при которых функция равна нулю.

    Асимптота — прямая, которая обладает таким свойством, что расстояние от точки графика функции до этой прямой стремится к нулю при неограниченном удалении точки графика от начала координат. По способам их отыскания выделяют три вида асимптот: вертикальные, горизонтальные, наклонные.

    Функция непрерывна в точке k, если предел функции в данной точке равен значению функции в этой точке:

    Если функция f(x) не является непрерывной в точке x = a, то говорят, что f(x) имеет разрыв в этой точке.

    Если нам нужно построить график незнакомой функции, когда заранее невозможно представить вид графика, полезно применять схему исследования свойств функции. Она поможет составить представление о графике и приступить к построению по точкам.

    Схема построения графика функции:

    1. Найти область определения функции.
    2. Найти область допустимых значений функции.
    3. Проверить не является ли функция четной или нечетной.
    4. Проверить не является ли функция периодической.
    5. Найти нули функции.
    6. Найти промежутки знакопостоянства функции, то есть промежутки, на которых она строго положительна или строго отрицательна.
    7. Найти асимптоты графика функции.
    8. Найти производную функции.
    9. Найти критические точки в промежутках возрастания и убывания функции.
    10. На основании проведенного исследования построить график функции.

    У нас есть отличные курсы по математике для учеников с 1 по 11 классы!

    Построение графика функции

    Чтобы понять, как строить графики функций, потренируемся на примерах.

    Задача 1. Построим график функции

    Упростим формулу функции:

    при х ≠ -1.

    График функции — прямая y = x – 1 с выколотой точкой M (-1; -2).

    Задача 2. Построим график функции

    Выделим в формуле функции целую часть:

    График функции — гипербола, сдвинутая на 3 вправо по x и на 2 вверх по y и растянутая в 10 раз по сравнению с графиком функции

    Выделение целой части — полезный прием, который применяется в решении неравенств, построении графиков и оценке целых величин.

    Задача 3. По виду графика определить знаки коэффициентов общего вида функции y = ax2 + bx + c.

    Вспомним, как параметры a, b и c определяют положение параболы.

    Ветви вниз, следовательно, a 0.

    Точка пересечения с осью Oy — c = 0.

    Координата вершины , т.к. неизвестное число при делении на положительное дает отрицательный результат, то это число отрицательное, следовательно, b > 0.

    Ветви вниз, следовательно, a 0.

    Координата вершины , т.к. неизвестное число при делении на отрицательное дает в результате положительное, то это число отрицательное, следовательно, b

    Как видим, k = 3 > 0 и угол наклона к оси Ox острый, b = -1 — смещение по оси Oy.

    k = -1 > 0 и b = 2 можно сделать аналогичные выводы, как и в первом пункте.

    k = 2 > 0 — угол наклона к оси Ox острый, B = 0 — график проходит через начало координат.

    k = 0 — константная функция, прямая проходит через точку b = -1 и параллельно оси Ox.

    Задача 5. Построить график функции

    Это дробно-рациональная функция. Область определения функции D(y): x ≠ 4; x ≠ 0.

    Нули функции: 3, 2, 6.

    Промежутки знакопостоянства функции определим с помощью метода интервалов.

    Вертикальные асимптоты: x = 0, x = 4.

    Если x стремится к бесконечности, то у стремится к 1. Значит, y = 1 — горизонтальная асимптота.

    Вот так выглядит график:

    Задача 6. Построить графики функций:

    б)

    г)

    д)

    Когда сложная функция получена из простейшей через несколько преобразований, то преобразования графиков можно выполнить в порядке арифметических действий с аргументом.

    а)

    Преобразование в одно действие типа f(x) + a.

    Сдвигаем график вверх на 1:

    б)

    Преобразование в одно действие типа f(x – a).

    Сдвигаем график вправо на 1:

    В этом примере два преобразования, выполним их в порядке действий: сначала действия в скобках f(x – a), затем сложение f(x) + a.

    Сдвигаем график вправо на 1:

    Сдвигаем график вверх на 2:

    г)

    Преобразование в одно действие типа

    Растягиваем график в 2 раза от оси ординат вдоль оси абсцисс:

    д)

    Мы видим три преобразования вида f(ax), f (x + a), -f(x).

    Чтобы выполнить преобразования, посмотрим на порядок действий: сначала умножаем, затем складываем, а уже потом меняем знак. Чтобы применить умножение ко всему аргументу модуля в целом, вынесем двойку за скобки в модуле.

    Сжимаем график в два раза вдоль оси абсцисс:

    Сдвигаем график влево на 1/2 вдоль оси абсцисс:

    Отражаем график симметрично относительно оси абсцисс:

    [spoiler title=”источники:”]

    http://urok.1sept.ru/articles/564361

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/postroenie-grafikov-funkcij

    [/spoiler]

    Прежде чем перейти к разбору решения задач с функциями обязательно прочитайте урок
    «Что такое функция в математике».

    После того, как вы действительно поймете, что такое функция
    (возможно, придется прочитать урок не один раз) вы с бóльшей уверенностью сможете решать задания с функциями.

    В этом уроке мы разберем, как решать основные типы задач на функцию и графики функций.

    Как получить значение функции

    Рассмотрим задание.
    Функция задана формулой «y = 2x − 1»

    1. Вычислить «y» при «x = 15»
    2. Найти значение «x», при котором
      значение «y» равно «−19».

    Для того, чтобы вычислить «y» при
    «x = 15» достаточно подставить в функцию вместо «x»
    необходимое числовое значение.

    Запись решения выглядит следующим образом.

    y(15) = 2 · 15 − 1 = 30 − 1 = 29

    Для того, чтобы найти «x»
    по известному «y», необходимо подставить вместо
    «y» в формулу функции числовое значение.

    То есть теперь наоборот, для поиска «x»
    мы подставляем в функцию «y = 2x − 1» вместо
    «y» число «−19» .

    −19 = 2x − 1

    Мы получили линейное уравнение с неизвестным «x»,
    которое решается по правилам решения линейных уравнений.

    Запомните!
    !

    Не забывайте про правило переноса в уравнениях.

    При переносе из левой части уравнения в правую (и наоборот) буква или число меняет знак на
    противоположный.

    −19 = 2x − 1
    0 = 2x − 1 + 19
    −2x = −1 + 19
    −2x = 18

    Как и при решении линейного уравнения, чтобы найти неизвестное, сейчас
    требуется умножить и левую, и правую часть на «−1» для смены знака.

    −2x = 18       | · (−1)
    2x = −18                

    Теперь разделим и левую, и правую часть на «2», чтобы найти «x» .

    2x = −18     | (: 2)
    x = −9                

    Как проверить верно ли равенство для функции

    Рассмотрим задание.
    Функция задана формулой «f(x) = 2 − 5x».

    Верно ли равенство
    «f(−2) = −18»?


    Чтобы проверить верно ли равенство, нужно подставить в функцию «f(x) = 2 − 5x»
    числовое значение «x = −2» и сопоставить с тем, что получится при расчетах.

    Важно!
    Галка

    Когда подставляете отрицательное число вместо «x», обязательно заключайте его в скобки.

    Не забывайте использовать
    правило знаков.

    Неправильно

    неверная подставновка отрицательного числа в функцию

    Правильно

    верная подставновка отрицательного числа в функцию

    С помощью расчетов мы получили
    «f(−2) = 12».

    Это означает, что «f(−2) = −18»
    для функции «f(x) = 2 − 5x» не является верным равенством.

    Как проверить, что точка принадлежит графику функции

    Рассмотрим функцию «y = x2 −5x + 6»

    Требуется выяснить, принадлежит ли графику этой функции точка с координатами
    (1; 2).


    Для этой задачи нет необходимости, строить график заданной функции.

    Запомните!
    !

    Чтобы определить, принадлежит ли точка функции,
    достаточно подставить её координаты в функцию (координату по оси
    «Ox» вместо
    «x» и координату по оси «Oy»
    вместо «y»).

    Если получится верное равенство, значит, точка принадлежит функции.

    Вернемся к нашему заданию. Подставим в функцию «y = x2 − 5x + 6»
    координаты точки (1; 2).

    Вместо «x» подставим «1».
    Вместо «y» подставим «2».

    2 = 12 − 5 · 1 + 6
    2 = 1 − 5 + 6
    2 = −4 + 6
    2 = 2 (верно)

    У нас получилось верное равенство, значит, точка с координатами
    (1; 2) принадлежит заданной функции.

    Теперь проверим точку с координатами (0; 1).
    Принадлежит ли она
    функции «y = x2 − 5x + 6»?

    Вместо «x» подставим «0».
    Вместо «y» подставим «1».

    1 = 02 − 5 · 0 + 6
    1 = 0 − 0 + 6
    1 = 6 (неверно)

    В этом случае мы не получили верное равенство.
    Это означает, что точка с координатами (0; 1) не принадлежит функции
    «y = x2 − 5x + 6»

    Как получить координаты точки функции

    С любого графика функции можно снять координаты точки. Затем необходимо убедиться, что при подстановке координат
    в формулу функции получается верное равенство.

    Рассмотрим функцию «y(x) = −2x + 1». Её график
    мы уже
    строили
    в предыдущем уроке.

    график функции y = 2x + 1

    Найдем на графике функции «y(x) = −2x + 1», чему равен «y»
    при x = 2.

    Для этого из значения «2» на оси «Ox» проведем перпендикуляр к графику функции.
    Из точки пересечения перпендикуляра и графика функции проведем еще один перпендикуляр к оси «Oy».

    получение координаты y с графика функции

    Полученное значение «−3» на оси «Oy» и будет искомым значением «y».

    Убедимся, что мы правильно сняли координаты точки для x = 2
    в функции «y(x) = −2x + 1».

    Для этого мы подставим x = 2 в формулу функции
    «y(x) = −2x + 1». Если мы правильно
    провели перпендикуляр, мы также должны получить в итоге y = −3.

    y(2) = −2 · 2 + 1 = −4 + 1 = −3

    При расчетах мы также получили y = −3.

    Значит, мы правильно получили координаты с графика функции.

    Важно!
    Галка

    Все полученные координаты точки с графика функции обязательно проверяйте
    подстановкой значений «x» в функцию.

    При подстановке числового значения «x» в функцию в результате должно получиться
    то же значение «y», которое вы получили на графике.

    При получении координат точек с графика функции высока вероятность, что вы ошибетесь, т.к. проведение перпендикуляра к осям выполняется «на глазок».

    Только подстановка значений в формулу функции дает точные результаты.


    Ваши комментарии

    Важно!
    Галка

    Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

    «ВКонтакте».

    Пришелец пожимает плечами

    Оставить комментарий:

    11 ноября 2018 в 15:46

    Веточка Сакуры
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    (^-^)
    Веточка Сакуры
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    Функция y=f(x) является нечётной и при x ⩽0 задаётся формулой y= –  x² — 8x.Найдите значение фун. в т. минимума (y min).

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    12 ноября 2018 в 3:25
    Ответ для Веточка Сакуры

    Евгений Фёдоров
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 60

    (^-^)
    Евгений Фёдоров
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 60


    ymin = y(4) = -16.

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    17 сентября 2018 в 13:28

    Alesger Mammedov
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    (^-^)
    Alesger Mammedov
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    Добрый день помогите пожалуйста с задачкой
    f(x2-3x)=3x2+5x-4
    f(3)=?

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    17 сентября 2018 в 23:01
    Ответ для Alesger Mammedov

    Евгений Фёдоров
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 60

    (^-^)
    Евгений Фёдоров
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 60


    f(3) = 26 ± 7√21 

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    13 ноября 2016 в 6:43

    Роман Безбородов
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    (^-^)
    Роман Безбородов
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    определите вид графика

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    14 ноября 2016 в 17:30
    Ответ для Роман Безбородов

    Евгений Фёдоров
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 60

    (^-^)
    Евгений Фёдоров
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 60


    y =  ax; a > 1. 

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    7 сентября 2016 в 22:08

    Иван Баранов
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 3

    (^-^)
    Иван Баранов
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 3

    у=Х2+2Х-3 найдите значение функции, если значение аргумента равно -2
    у=3х-5 при каком значении аргумента значение функции раво 10

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    8 сентября 2016 в 15:26
    Ответ для Иван Баранов

    Юлия Анарметова
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 11

    (^-^)
    Юлия Анарметова
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 11


    аргумент это х значит у=(-2)2+2 · (-2)-3=4-4-3=-3
    у=3х-5 значит 10=3х-5
                              10+5=3х
                               15=3х
                               х=15:3=5

    0
    Спасибоthanks
    Ответить


    Алгоритм

    нахождения 
    значений коэффициентов
    a,
    b,
    c

     по
    графику квадратичной функции

    у=ax2
    +bx+c.

    Автор: Храмова Ирина Михайловна

    МБОУ Луговская ООШ

    Источники : алгебра 9 класс, Ю.Н.
    Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова под редакцией А.С.Теляковского,

     Москва «Просвещение», 2013г.

    I.
    Нахождение коэффициента
    a
    :

    Описание: C:Documents and SettingsНиколайРабочий столмое портфолиопарабола.bmp

    1) по графику
    параболы  определяем координаты вершины (
    m,
    n)

    2) по графику
    параболы  определяем координаты любой точки  А(х11)

    3) подставляем эти
    значения в формулу квадратичной функции, заданной в другом  виде:

    y=a(х-m)2+n

    4) решаем
    полученное уравнение.

    II.
    Нахождение коэффициента
    b:

    1) Сначала
    находим значение коэффициента
    a(шаг
    I,
    смотри выше)

    2) В
    формулу для абсциссы параболы
    m=
    b/2a
    подставляем значения
    m и
    a

    3) Находим
    значение коэффициента
    b.

           III.
    Нахождение коэффициента с:

    1)    Находим
    ординату у точки пересечения параболы с осью Оу, это значение равно
    коэффициенту с, т.е. точка (0;с) – точка пересечения параболы с
    осью Оу.

    2)    Если
    по графику невозможно найти точку пересечения с осью Оу, то выполняем шаги
    I,
    II (находим
    коэффициенты
    a,
    b)

    3)    Подставляем
    найденные значения
    a,
    b
    , А(х1 ;у1)
    в  уравнение у=ax2
    +bx+c            и находим с.

    Добавить комментарий