В очередном выпуске мы научим вас запоминать знаки в тональностях, познакомим вас с такими техниками, которые позволят вам мгновенно определить знаки в любой тональности.
Сразу скажем, что можно просто взять и выучить знаки во всех тональностях как таблицу умножения. Это не так сложно, как кажется. Например, автор этих строк именно так и поступил: будучи учеником второго класса музыкальной школы, потратив минут 20-30, честно вызубрил то, что было продиктовано учителем, и после этого больше никаких проблем с запоминанием не возникало. Кстати, для тех, кому по душе такой метод, и для всех, кому нужна шпаргалка по тональностям для уроков сольфеджио, в конце данной статьи будет предоставлена таблица тональностей и их знаков при ключе с возможностью скачивания.
Но если просто так вам учить не интересно, или, если вы никак не можете заставить себя сесть и выучить, то просто продолжайте читать то, что мы для вас приготовили. Мы будем осваивать все тональности логическим путём. А ещё, тренируйтесь – для этого по ходу статьи будут встречаться специальные задания.
Сколько всего тональностей в музыке?
Всего в музыке используется 30 основных тональностей, которые можно разделить на три группы:
- 2 тональности без знаков (запомнить сразу – До мажор и ля минор);
- 14 тональностей с диезами (из них 7 мажорных и 7 минорных, в каждой мажорной или минорной тональности от одного до семи диезов);
- 14 тональностей с бемолями (из них также 7 мажорных и 7 минорных, в каждой – от одного до семи бемолей).
Тональности, в которых одинаковое количество знаков, то есть одинаковое количество бемолей или диезов, называются параллельными тональностями. Параллельные тональности «существуют в парах»: одна из них мажорная, другая минорная. Например: До мажор и ля минор – параллельные тональности, так как в них одинаковое количество знаков – ноль (их там нет: нет ни диезов, ни бемолей). Или ещё пример: Соль мажор и ми минор – тоже параллельные тональности с одним диезом (фа-диез в обоих случаях).
Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии интервала малой терции друг от друга, поэтому, если нам известна какая-то одна тональность, то мы легко можем найти и параллельную ей и узнать, сколько в ней будет знаков. О параллельных тональностях вы можете подробно прочитать в предыдущем выпуске нашего сайта. Нужно уметь их находить быстро, поэтому напомним некоторые правила.
Правило № 1. Чтобы найти параллельный минор, строим малую терцию вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Например: дана тональность Фа-мажор, малая терция от фа – фа-ре, следовательно, ре-минор будет параллельной тональностью для Фа мажора.
Правило № 2. Чтобы найти параллельный мажор, малую терцию строим, наоборот, вверх от первой ступени известной нам минорной тональности. Например, дана тональность соль минор, строим от соль малую терцию вверх, получаем звук си-бемоль, значит, Си-бемоль мажор будет искомой параллельной мажорной тональностью.
Как различать диезные и бемольные тональности по названию?
Сразу оговоримся, что запоминать прямо сразу всё, нет необходимости. Сначала лучше разобраться, только с мажорными тональностями, потому что в минорных параллельностях будут те же самые знаки.
Итак, как различать диезные и бемольные мажорные тональности? Очень просто!
В названиях бемольных тональностей обычно есть слово «бемоль»: Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, Ре-бемоль мажор и т.д. Исключение – тональность Фа мажор, она тоже бемольная, хотя в ее названии и не упоминается слово бемоль. То есть, другими словами, в таких тональностях, как Соль-бемоль мажор, До-бемоль мажор или Фа мажор обязательно будут ключевые бемоли (от одного до семи).
В названиях диезных тональностей либо не упоминаются никакие знаки альтерации, либо присутствует слово диез. Например, диезными будут тональности Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Фа-диез мажор, До-диез мажор и др. Но тут, условно говоря, тоже есть простые исключения. До мажор, как вы знаете, это тональность без знаков, и поэтому она к диезным не относится. И ещё одно исключение – опять-таки Фа мажор (является бемольной тональностью, как мы уже сказали).
И ещё раз повторим ПРАВИЛА. Если есть слово «бемоль» в названии, значит, тональность бемольная (исключение Фа мажор – тоже бемольная). Если нет слова «бемоль» или есть слово «диез», то тональность диезная (исключения – До мажор без знаков и бемольный Фа мажор).
Порядок диезов и порядок бемолей
Прежде чем мы перейдём собственно к определению собственно знаков в той или иной тональности, сначала разберёмся с такими понятиями, как порядок диезов и порядок бемолей. Дело в том, что диезы и бемоли в тональностях появляются постепенно и не как попало, а в строго определённой последовательности.
Порядок диезов следующий: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. И, если в гамме всего один диез, то это будет именно фа-диез, а не какой-то ещё другой. Если в тональности три диеза, то, соответственно, это будут фа, до и соль-диезы. Если пять диезов, то фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез и ля-диез.
Порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только «шиворот -навыворот», то есть в ракоходном движении: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА. Если в тональности один бемоль, то это будет именно си-бемоль, если два бемоля – си и ми-бемоли, если четыре, то си, ми, ля и ре.
Порядок диезов и бемолей нужно выучить. Это несложно, быстро, и очень пригодится. Выучить можно, просто проговорив каждый ряд вслух по 10 раз, или запомнить их как имена каких-нибудь сказочных персонажей, типа королева Фадосоль ре Лямиси и король Симиля ре Сольдофа.
Определяем знаки в диезных мажорных тональностях
В диезных мажорных тональностях последний диез является предпоследней ступенью перед тоникой, иначе говоря, последний диез на ступень ниже, чем тоника. Тоника, как вы знаете, это первая ступень гаммы, она всегда присутствует в названии тональности.
Например, возьмём тональность Соль мажор: тоника – нота соль, последний диез будет на ноту ниже, чем соль, то есть это будет фа-диез. Теперь идём по порядку диезов ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛИ МИ СИ и останавливаемся на нужном последнем диезе, то есть на фа. Что же получается? Нужно остановиться сразу, на первом же диезе, в итоге – в Соль мажоре есть только один диез (фа-диез).
Еще пример. Возьмём тональность Ми мажор. Какая тоника? Ми! Какой диез будет последний? Ре – на ноту ниже, чем ми! Идём по порядку диезов и останавливаемся на звуке «ре»: фа, до, соль, ре. Получается, в Ми мажоре всего четыре диеза, мы их только что перечислили.
ИНСТРУКЦИЯ для нахождения диезов: 1) определить тонику; 2) определить, какой диез будет последний; 3) идти по порядку диезов и остановиться на нужном последнем диезе; 4) сформулировать вывод – сколько диезов в тональности и какие они.
ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить знаки в тональностях Ля мажор, Си мажор, Фа-диез мажор.
РЕШЕНИЕ (ответить на вопросы для каждой из тональностей): 1) Какая тоника? 2) Какой будет последний диез? 3) Сколько всего будет диезов и какие?
ОТВЕТЫ:
- Ля мажор – тоника «ля», последний диез – «соль», всего диезов – 3 (фа, до, соль);
- Си мажор – тоника «си», последний диез – «ля», всего диезов – 5 (фа, до, соль, ре, ля);
- Фа-диез мажор – тоника «фа-диез», последний диез – «ми», всего диезов – 6 (фа, до, соль, ре, ля, ми).
[свернуть]
Определяем знаки в бемольных мажорных тональностях
В бемольных тональностях немного по-другому. Прежде всего, нужно запомнить, что в тональности-исключении Фа мажор – всего один бемоль (первый по порядку – си-бемоль). Далее, правило следующее: тоника в бемольной тональности – это предпоследний бемоль. Для определения знаков нужно идти по порядку бемолей, найти в нём название тональности (то есть название тоники) и прибавить ещё один, следующий бемоль.
Например, определим знаки Ля-бемоль мажора. Идём по порядку бемолей и находим ля-бемоль: си, ми, ля – вот он. Далее – прибавляем ещё один бемоль: си, ми, ЛЯ и ре! Получаем: в Ля-бемоль мажоре всего четыре бемоля (си, ми, ля, ре).
Ещё пример. Определим знаки в Соль-бемоль мажоре. Идём по порядку: си, ми, ля, ре, соль – вот тоника и ещё прибавляем один следующий бемоль – си, ми, ля, ре, СОЛЬ, до. Итого, в Соль-бемоль мажоре шесть бемолей.
ИНСТРУКЦИЯ для нахождения бемолей: 1) идти по порядку бемолей; 2) дойти до тоники и прибавить ещё один бемоль; 3) сформулировать выводы – сколько бемолей в тональности и какие.
ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить количество знаков в тональностях Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Фа мажор, Ре-бемоль мажор.
РЕШЕНИЕ (действуем по инструкции)
ОТВЕТЫ:
- Си-бемоль мажор – всего 2 бемоля (СИ и ми);
- Ми-бемоль мажор – всего 3 бемоля (си, МИ и ля);
- Фа мажор – один бемоль (си), это тональность-исключение;
- Ре-бемоль мажор – всего 5 бемолей (си, ми, ля, РЕ, соль).
[свернуть]
Как определить знаки в минорных тональностях?
Для минорных тональностей, конечно, тоже можно было бы придумать какие-то удобные правила. Например: в диезных минорных тональностях последний диез на ступень выше тоники, или в бемольных минорных тональностях последний бемоль на две ступени ниже, чем тоника. Но чрезмерно большое число правил может вызвать путаницу, поэтому лучше всего в минорных тональностях знаки определять по параллельным мажорным.
ИНСТРУКЦИЯ: 1) сначала определить параллельную мажорную тональность (для этого поднимаемся на интервал малой терции от тоники); 2) определяем знаки параллельной мажорной тональности; 3) такие же знаки будут и в исходной минорной гамме.
Например. Определим знаки фа-диез минора. Сразу понятно, что мы имеем дело с диезными тональностями (слово «диез» в названии уже себя проявило). Найдём параллельную тональность. Для этого откладываем от фа-диеза малую терцию вверх, получим звук «ля» — тонику параллельного мажора. Значит, нам теперь нужно выяснить, какие знаки в Ля мажоре. В Ля мажоре (диезная тональность): тоника – «ля», последний диез – «соль», всего диезов – три (фа, до, соль). Следовательно, в фа-диез миноре тоже будет три диеза (фа, до, соль).
Иной пример. Определим знаки в фа миноре. Пока не понятно – диезная это тональность или бемольная. Наёдем параллельность: строим малую терцию вверх от «фа», получаем «ля-бемоль». Ля-бемоль мажор – это параллельный строй, в названии есть слово «бемоль», значит, и фа минор тоже будет бемольной тональностью. Определяем количество бемолей в Ля-бемоль мажор: идём по порядку бемолей, доходим до тоники и плюсуем ещё один знак: си, ми, ЛЯ, ре. Итого – четыре бемоля в Ля-бемоль мажоре и столько же в фа миноре (си, ми, ля, ре).
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ: Найти знаки в тональностях до-диез минор, си минор, соль минор, до минор, ре минор, ля минор.
РЕШЕНИЕ (отвечаем на вопросы и постепенно приходим к нужным выводам): 1) Какая тональность параллельная? 2) Она диезная или бемольная? 3) Сколько в ней знаков и каких? 4) Делаем вывод – какие знаки будут в исходной тональности.
ОТВЕТЫ:
- до-диез минор: параллельная тональность – Ми мажор, она диезная, диезов – 4 (фа, до, соль, ре), следовательно, и в до-диез миноре тоже четыре диеза;
- си минор: параллельная тональность – Ре мажор, она диезная, диезов – 2 (фа и до), в си-миноре, таким образом, тоже два диеза;
- соль минор: параллельный мажор – Си-бемоль мажор, бемольная тональность, бемолей – 2 (си и ми), значит, и в соль миноре 2 бемоля;
- до минор: параллельная тональность – Ми-бемоль мажор, бемольная, бемолей – 3 (си, ми, ля), в до миноре – аналогично, три бемоля;
- ре минор: параллельная тональность – Фа мажор, бемольная (тональность-исключение), один только си-бемоль, в ре миноре будет также всего лишь один бемоль;
- ля минор: параллельная тональность – До мажор, это тональности без знаков, нет ни диезов, ни бемолей.
[свернуть]
Таблица «Тональности и их знаки при ключе»
А теперь, как и обещалось вначале, предлагаем вам таблицу тональностей с их ключевыми знаками. В таблице параллельные тональности с одинаковым количеством диезов или бемолей записаны вместе; во втором столбце приводится буквенное обозначение тональностей; в третьем – указывается число знаков, а в четвёртом – расшифровывается, какие конкретно знаки в той или иной гамме.
ТОНАЛЬНОСТИ |
БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ | ЧИСЛО ЗНАКОВ |
КАКИЕ ЗНАКИ |
ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ |
|||
До мажор // ля минор | C-dur // a-moll | нет знаков | |
ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ |
|||
Соль мажор // ми минор | G-dur // e-moll | 1 диез | Фа |
Ре мажор // си минор | D-dur // h-moll | 2 диеза | Фа, до |
Ля мажор // фа-диез минор | A-dur // fis-moll | 3 диеза | Фа, до, соль |
Ми мажор // до-диез минор | E-dur // cis-moll | 4 диеза | Фа, до, соль, ре |
Си мажор // соль-диез минор | H-dur // gis-moll | 5 диезов | Фа, до, соль, ре, ля |
Фа-диез мажор // ре-диез минор | Fis-dur // dis-moll | 6 диезов | Фа, до, соль, ре, ля, ми |
До-диез мажор // ля-диез минор | Cis-dur // ais-moll | 7 диезов | Фа, до, соль, ре, ля, ми, си |
БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ |
|||
Фа мажор // ре минор | F-dur // d-moll | 1 бемоль | Си |
Си-бемоль мажор // соль минор | B-dur // g-moll | 2 бемоля | Си, ми |
Ми-бемоль мажор // до минор | Es-dur // c-moll | 3 бемоля | Си, ми, ля |
Ля-бемоль мажор // фа минор | As-dur // f-moll | 4 бемоля | Си, ми, ля, ре |
Ре-бемоль мажор // си-бемоль минор | Des-dur // b-moll | 5 бемолей | Си, ми, ля, ре, соль |
Соль-бемоль мажор // ми-бемоль минор | Ges-dur // es-moll | 6 бемолей | Си, ми, ля, ре, соль, до |
До-бемоль мажор // ля-бемоль минор | Ces-dur // as-moll | 7 бемолей | Си, ми, ля, ре, соль, до, фа |
Эту таблицу также можно скачать для распечатывания, если вам необходима шпаргалка по сольфеджио – СКАЧАТЬ. После небольшой практики работы с разными тональностями большинство тональностей и знаки в них запоминаются сами собой.
Предлагаем вам посмотреть видео по теме урока. В видео предлагается ещё один похожий способ запоминания ключевых знаков в различных тональностях.
В данной статье речь пойдет о том, как запомнить тональности и их ключевые знаки. Все запоминают по-разному: одни стараются запомнить число знаков, другие пытаются заучить названия тональностей с их ключевыми знаками, третьи придумывают еще что-то. На самом деле, все гораздо проще и запомнить нужно всего лишь две вещи, остальное запомнится автоматически.
Ключевые знаки – что это такое?
Люди, продвинутые в своих музыкальных занятиях, наверняка уже не только умеют читать ноты, но и знают, что такое тональность, и что для обозначения тональности композиторы в нотах выставляют ключевые знаки. Что это за ключевые знаки? Это диезы и бемоли, которые записываются на каждой нотной строчке рядом с ключом и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.
Порядок диезов и порядок бемолей – это нужно знать!
Как вам, возможно, известно, ключевые знаки выставляются не беспорядочно, а в определенном порядке. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Порядок бемолей – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Вот как это выглядит в нотной записи:
В этих рядах в обоих случаях использованы все семь основных ступеней, всем хорошо знакомых: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – только они специально расположены в определенной последовательности. С этими двумя порядками мы и будем работать, для того чтобы научиться определять ключевые знаки в той или иной тональности легко и правильно. Еще раз посмотрите и запомните порядок:
Сколько тональностей используется в музыке?
Теперь перейдем непосредственно к тональностям. В общей сложности в музыке используются 30 тональностей – 15 мажорных и 15 параллельных им минорных. Параллельными тональностями называются такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, следовательно, одинаковый звукоряд, но различаются тоникой и своим ладом (напомню, что тоника и лад определяют название тональности).
Из этих 30-ти тональностей:
2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем);
14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности);
14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).
Таким образом, для обозначения тональности может потребоваться от 0 до 7 ключевых знаков (диезов или бемолей). Помните, что в до мажоре и ля миноре знаков нет? Запомните еще и то, что в до-диез мажоре (и ля-диез миноре) и в до-бемоль мажоре (и параллельном ля-бемоль миноре) соответственно по 7 диезов и бемолей.
По каким правилам можно определить ключевые знаки в тональностях?
Чтобы определить знаки во всех остальных тональностях, будем использовать уже известный нам порядок диезов или, если нужно, порядок бемолей. Ориентироваться будем только по мажорным тональностям, то есть для того чтобы определить ключевые знаки минорной тональности, нужно сначала найти параллельную ей мажорную тонику, которая расположена на малую терцию выше исходной минорной тоники.
Для того чтобы определить ключевые знаки в диезной мажорной тональности, действуем по правилу: последний диез на ноту ниже тоники. То есть, мы просто перечисляем все диезы по порядку, пока не дойдем до того, который на ноту ниже тоники.
Например, для того чтобы определить ключевые знаки в си мажоре, перечисляем диезы по порядку: фа, до, соль, ре, ля – останавливаемся на ля, так как ля на ноту ниже си.
Знаки бемольных мажорных тональностей определяем следующим образом: перечисляем порядок бемолей и останавливаемся на следующем бемоле после того, как назвали тонику. То есть здесь правило такое: последний бемоль закрывает собой мажорную тонику (как будто защищает от ветра) (то есть он — следующий после тоники). Чтобы найти знаки для бемольной минорной тональности, нужно сначала определить её параллельную мажорную.
Например, определим знаки для си-бемоль минора. Сначала находим параллельность, это будет тональность ре-бемоль мажор, далее называем порядок бемолей: си, ми, ля, ре, соль. Ре – это тоника, поэтому останавливаемся на следующей ноте – соль.
Думаю, принцип понятен. Для одной из бемольных тональности – фа мажора – этот принцип работает с одной оговоркой: первую тонику берем как бы ниоткуда. Дело в том, что в фа мажоре при ключе единственный знак – си-бемоль, с которого начинается порядок бемолей, поэтому для определения тональности мы делаем шаг назад и получаем исходную тональность – фа мажор.
Как узнать какие знаки ставить при ключе – диезы или бемоли?
Вопрос, который естественным образом может возникнуть у вас: «Как узнать какие из тональностей диезные, а какие бемольные»? Большинство мажорных тональностей с тониками от белых клавиш (за исключением до и фа) – диезные. Бемольные мажорные тональности – те, тоники которых составляют порядок бемолей (то есть си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор и т.д.). Подробнее этот вопрос будет рассматриваться в статье, посвященной целой системе тональностей, получившей название кварто-квинтовый круг.
Заключение
Подведем итоги. Теперь вы умеете правильно определять ключевые знаки в любой тональности. Напоминаю, что для этого нужно задействовать порядок диезов или порядок бемолей и действовать по правилам: «последний диез на ноту ниже тоники» и «последний бемоль закрывает собой тонику». Ориентируемся только по мажорным тональностям, для того чтобы определить знаки в минорных тональностях, сначала находим ее параллель.
Автор благодарит читателя за внимание. Просьба: оставлять в комментариях свои замечания и отзывы по данной статье. Если вам понравилась статья, порекомендуйте ее в социальных сетях своим друзьям, воспользовавшись кнопкой «Мне нравится» внизу страницы. Если вас интересует продолжение данной темы, подпишитесь на рассылку обновлений сайта. Для этого нужно ввести свое имя и адрес электронной почты в соответствующие поля формы в подвале этой странички (вертайте вниз). Творческих успехов вам, друзья!
Музыкантам обязательно надо знать знаки в тональностях. С учётом энгармонически равных тональностей, их будет 30. Как запомнить знаки в тональностях? Какие из них диезные, а какие бемольные?
Квинтовый круг тональностей
Все тональности делятся на мажорные и минорные. Мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками называются параллельными. Такие пары параллельных тональностей располагаются в порядке возрастания ключевых знаков, образуя кварто-квинтовый круг тональностей.
Почему этот круг ( на картинке выше — спираль) называется квинтовым?
Потому что тональности располагаются по квинтам: До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си-Фа#-До#=Ре♭-Ля♭-Ми♭-Си♭-Фа (мажорные) и ля-ми-си-фа#-до#-соль#-ре#-ля# = си♭-фа-до-соль-ре (минорные).
Почему образовалась спираль, а не круг? Потому что тональности, имеющие 5,6 и 7 ключевых знаков можно заменить энгармонически- равными тональностями ( звучат одинаково, а записываются по-разному). Статья про энгармонически- равные тональности здесь.
Шкала тональностей
Не обязательно располагать тональности по кругу. Тот же квинтовый шаг между тональностями можно изобразить и на шкале, которую часто называют «Градусником тональностей».
Способы запоминания знаков в тональностях
Существует несколько способов запомнить знаки в тональностях. Какой из них выбрать — решать вам. Можете использовать все.
Выучить наизусть, как таблицу умножения
Да, просто взять и вызубрить!
До мажор и ля минор — знаков нет
Соль мажор и минор — 1 диез — фа#
Ре мажор и си минор — 2 диеза — фа# и до#
Ля мажор и фа# минор — 3 диеза — фа#, до#, соль#
Ми мажор и до# минор — 4 диеза — фа#, до#, соль#, ре#
Си мажор и соль# минор — 5 диезов — фа#, до#, соль#, ре#, ля#
Фа# мажор и ре# минор — 6 диезов — фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#
До# мажор и ля# минор — 7 диезов — фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#, си#
Фа мажор и ре минор — один бемоль — си♭
Си♭ мажор и соль минор — два бемоля — си♭ и ми♭
Ми♭ мажор и до минор — три бемоля — си♭, ми♭, ля♭
Ля♭ мажор и фа минор — четыре бемоля — си♭, ми♭, ля♭, ре♭
Ре♭ мажор и си♭ минор — пять бемолей — си♭, ми♭, ля♭, ре♭, соль♭
Соль♭ мажор и ми♭ минор — шесть бемолей — си♭, ми♭, ля♭, ре♭, соль♭, до♭
До♭ мажор и ля♭ минор — семь бемолей — си♭, ми♭, ля♭, ре♭, соль♭, до♭, фа♭
Знаки в тональностях появляются в строгом порядке! Это надо знать наизусть.
ВАЖНО: В каждой последующей тональности сохраняются знаки предыдущей тональности и добавляется еще один.
Диезы появляются в таком порядке: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Бемоли появляются в обратном порядке: си, ми, ля, ре, соль, до ,фа.
Наглядный способ — по клавишам фортепиано
В этом способе запоминания вы можете сделать наклейки с цифрами на клавиши, а лучше — представить цифры в уме.
Цифры обозначают количество знаков в мажорных тональностях.
Этим способом легко пользоваться, ведь все умеют считать «через один» и знают чётные и нечётные числа.
От клавиши До ( отмечена цифрой 0 ) следует ряд чётных чисел 2-4-6, которые обозначают, что в Ре мажоре 2 диеза, в Ми мажоре 4 диеза, в Фа# мажоре 6 диезов.
От клавиши Соль следуют нечетные числа 1-3-5-7. Они соответствуют тональностям Соль мажор — 1 диез, Ля мажор — 3 диеза, Си мажор -5 диезов, До# мажор — 7 диезов.
С бемольными тональностями то же самое. От клавиши До вниз следуют чётные числа 2-4-6. Они соответствуют тональностям Си♭ мажор -2 бемоля, Ля♭ мажор — 4 бемоля, Соль♭ мажор -6 бемолей.
От клавиши Фа располагается ряд нечётных чисел 1-3-5-7. Следовательно, в Фа мажоре 1 бемоль, в Ми♭ мажоре 3 бемоля, в Ре♭ мажоре 5 бемолей, в До♭ мажоре 7 бемолей.
Вокальный способ — пропевание количества знаков
К предыдущему визуальному способу подключаем проигрывание и пропевание количества знаков в тональностях. Получается такая незатейливая песенка.
Правой рукой играем диезные тональности и пропеваем цифры.
Левой рукой играем бемольные тональности и поём цифры.
Квинтовый круг и знаки на клавишах
Видеоурок по этой теме вы можете посмотреть здесь — время просмотра 3 минуты.
Определение знаков в диезных тональностях
Чтобы запомнить знаки в тональностях, можно использовать следующий логический способ.
ВАЖНО: В диезных тональностях последний диез является VII ступенью мажорной тональности.
Что это значит?
Допустим, надо определить знаки в тональности Ля мажор. Для этой тональности VII ступень — нота соль. Значит, надо перечислить диезы до ноты соль — фа, до, соль ( вы же уже наизусть знаете порядок появления диезов и бемолей).
Другой пример. Какие знаки в тональности Си мажор? Алгоритм вычисления тот же:
1) VII ступень в этой тональности — нота ля.
2) Перечисляем все диезы, пока не назовём ля : фа, до, соль, ре, ля.
В Си мажоре пять диезов — фа, до, соль, ре, ля диез.
Теперь обратная задача: Определите тональность по ключевым знакам.
Смотрим на последний диез — это до#. Последний диез — это VII ступень в искомой мажорной тональной. До# — это VII ступень. Следовательно, какая I ступень? Правильно, это Ре мажор. Такие же знаки в параллельной тональности си минор.
Следующий пример с четырьмя диезами.
Последний диез — это ре#. Значит, следующая за ре нота — ми. Искомая тональность — Ми мажор. Эти же знаки в параллельной тональности до# минор.
Пример с шестью диезами. Определите тональность по ключевым знакам.
Если последний диез — это ми#, и это VII ступень гаммы, то какая ступень будет I? Только не говорите, что фа. Посмотрите на клавиатуру. Ми# и фа — это одна и та же клавиша. Не может быть VII ступень на одной клавише с I ступенью. Вспомните, между VII и I ступенями должно быть расстояние полутон. Следовательно, если VII ступень — нота ми#, то I ступень — фа#. Значит, это тональность Фа# мажор. Эти же знаки в её параллельной тональности ре# минор.
Определение знаков в бемольных тональностях
ВАЖНО: В бемольных тональностях предпоследний бемоль и есть сама тональность.
Это правило распространяется на мажорные тональности. Знаки в минорных тональностях вычисляются по параллельным мажорным.
Например, надо определить знаки в тональности Ля♭ мажор. Перечисляем бемоли по порядку их появления (вы уже точно знаете этот порядок наизусть). Перечисляем до тех пор, пока не встретим имя тональности Ля♭: си♭, ми♭, ля♭ (вот он!) и ещё один — ре♭. Таким образом, в Ля♭ мажоре четыре бемоля — си, ми, ля, ре.
Ещё пример. Определите знаки в тональности Ре♭ мажор. Алгоритм действий:
1) Перечисляем бемоли, пока не встретим ре♭
2) Плюс один бемоль
В Ре♭ мажоре такие бемоли при ключе: си, ми, ля, ре, соль.
Теперь обратная задача. Определить тональность по ключевым знакам.
Смотрим на предпоследний бемоль — ми♭. Это и есть сама тональность — Ми♭ мажор. Эти же знаки в параллельной тональности до минор.
Следующий пример в шестью бемолями при ключе. Какая это тональность?
Предпоследний бемоль — соль. Значит, это тональность Соль♭ мажор или её параллельная тональность ми♭ минор.
ВАЖНО: Исключением из правила является тональность Фа мажор, в которой имеется один знак при ключе — си♭. Запомните её! И её параллельную тональность ре минор с таким же знаком при ключе.
Заключение
Все правила, по которым определяются знаки в тональностях, работают для мажорных тональностей. Чтобы определить знаки в минорной тональности, надо ориентироваться по параллельной мажорной тональности.
Пары параллельных тональностей надо знать наизусть. Они являются подсказкой в определении принадлежности тональности к диезным или бемольным.
Многие тональности содержат в названии диез или бемоль. Например, тональность фа# минор. Разумеется, она и её параллельная тональность Ля мажор относятся к диезным тональностям. Или тональность Ми♭ мажор. Она и ее параллельная тональность до минор относятся к бемольным тональностям.
Если же в названии параллельных тональностей нет указания на диез или бемоль, то просто запомните эти тональности! Их всего несколько пар:
До мажор и ля минор — нет знаков
Соль мажор и ми минор — один знак — фа#
Ре мажор и си минор — два знака — фа# и до#
Фа мажор и ре минор — один знак — си♭
Чтобы запомнить знаки в тональностях, используйте все предложенные способы. Вскоре вы запомните все тональности и не будете испытывать затруднений в этом вопросе.
как определить сколько знаков в тональности??? если можно самый простой способ и без кварто-квинтового круга
Ученик
(100),
закрыт
11 лет назад
PiLot
Просветленный
(42441)
11 лет назад
Что бы не было затруднений с этим вопросом, следует запомнить 1)знаки-диезы: фа-до-соль-ре-ля-ми-си. 2)знаки-бемоли: си-ми-ля-ре-соль-до-фа. 3)В Мажорных (диезных) тональностях, последний # (из набора диезов) будет 7й ступенью (например: Ми-Мажор-7я ступень будет ре#,отсчитываем как стишок: фа-до-соль-ре. Итого получаем 4 диеза). 4)В минорных (диезных) тональностях, последний #(из набора диезов) будет 2й ступенью (например: фа#-минор-2я ступень будет соль#,отсчитываем как стишок: фа-до-соль. Итого получаем 3 диеза. 5)В Мажорных (бемольных) тональностях, последний бемоль (из набора бемолей) будет 4й ступенью (например: Ми-бемоль-Мажор, 4я ступень это ля-бемоль, отсчитываем как стишок бемоли: си-ми-ля. Итого получаем 3 бемоля. 6)В минорных (бемольных) тональностях, последний бемоль (из набора бемолей) будет 6й ступенью (например: фа-минор, 6я ступень это ре-бемоль, отсчитываем как стишок: си-ми-ля-ре. Итого: 4 бемоля.
Приветствую всех читателей нашего музыкального блога! Я уже ни раз в своих статьях говорил, что для хорошего музыканта важно обладать не только техникой игры, но и знать теоретические основы музыки. Ознакомительная статья о теории музыки у нас уже была. Очень рекомендую внимательно ознакомиться с ней. А сегодня объект нашего разговора – знаки в тональностях.
Хочу напомнить вам, что тональности в музыке бывают мажорными и минорными. Мажорные тональности можно образно охарактеризовать, как яркие и позитивные, а минорные – мрачные и грустные. Каждая тональность имеет свои характерные особенности в виде набора диезов или бемолей. Их называют знаками тональности. Также их могут ещё называть ключевыми знаками в тональностях или знаками при ключе в тональностях потому, что прежде чем написать какие-либо ноты и знаки, нужно изобразить скрипичный или басовый ключ.
По наличию ключевых знаков тональности можно разделить на три группы: без знаков, с диезами при ключе, с бемолями при ключе. Не бывает в музыке такого, что знаками в одной тональности будут и диезы и бемоли одновременно.
А теперь привожу для Вас список тональностей и соответствующие им ключевые знаки.
Таблица тональностей
Итак, внимательно рассмотрев этот список, необходимо отметить несколько важных моментов.
По очереди к тональностям приплюсовывается по одному диезу или бемолю. Их добавление строго оговорено. Для диезов последовательность следующая: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. И никак иначе.
Для бемолей цепочка выглядит так: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Заметьте, что она обратна последовательности диезов.
Вы наверняка отметили такой факт, что одинаковое количество знаков имеют по две тональности. Они называются параллельными тональностями. Об этом на нашем сайте есть отдельная подробная статья. Советую прочитать её.
Определение знаков тональности
Теперь следует важный момент. Нам нужно научиться определять по названию тональности, какие у неё ключевые знаки и сколько их. Прежде всего необходимо запомнить, что знаки определяются по мажорным тональностям. Это значит, что для минорных тональностей придется сначала найти параллельную мажорную тональность, а дальше уже действовать по общей схеме.
Если в названии мажора (кроме фа мажора) вообще не упоминаются знаки, либо присутствует только диез (например, фа диез мажор), то это мажорные тональности с диезными знаками. Для Фа мажора нужно запомнить, что си бемоль при ключе. Далее начинаем перечислять последовательность диезов, которая была определена выше в тексте. Нужно остановить перечисление, когда очередная нота с диезом будет на ноту ниже тоники нашего мажора.
- Например, нужно определить знаки тональности Ля мажор. Перечисляем диезные ноты: фа, до, соль. Соль на ноту ниже, чем тоника ля, следовательно, у тональности ля мажор три диеза (фа, до, соль).
Для мажорных бемольных тональностей правило немного другое. Перечисляем последовательность бемолей до ноты, которая следует за названием тоники.
- Например, у нас тональность Ля бемоль мажор. Начинаем перечислять бемоли: си, ми, ля, ре. Ре – это следующая нота после название тоники (ля). Поэтому в тональности Ля бемоль мажор четыре бемоля.
Квинтовый круг
Квинтовый круг тональностей – это графическое изображение связей разных тональностей и соответствующих им знаков. Можно сказать, что всё то, что я объяснял вам до этого, наглядно присутствует на этой схеме.
В таблице квинтового круга тональностей исходной нотой или точкой отсчета является До мажор. По часовой стрелке от неё отходят диезные мажорные тональности, а против часовой стрелки – бемольные мажорные тональности. Интервалом между ближайшими тональностями является квинта. Также на схеме изображены параллельные минорные тональности и знаки. С каждой последующей квинтой у нас прибавляются знаки.
Надеюсь, что при детальном изучении квинтового круга вам станет предельно понятно формирование ключевых знаков тональностей и их зависимости.