Как найти золотую середину во всем

Lolita-Lomakina

20 октября 2015

Мера и баланс – найти свою золотую середину

В правильной дозировке полезным бывает даже яд. В чрезмерной – вредно даже что-то суперполезное. Чаще всего излишества оказываются плохи во всем. Однако трудность в том, что порой показатели с приставкой «слишком» и «чересчур» входят в моду, и люди начинают стремиться к максимуму во всем, который после определенной границы просто перечеркивает то хорошее, что есть. В действительности это хороший способ убежать от проблем: улучшать то, с чем и так все хорошо, вместо того, чтобы обратить внимание туда, где действительно нужны корректировка и исправление.

Мера и баланс - найти свою золотую середину

В жизни много важных вещей. Что самое важное? Сколько людей, столько и ответов. Но все точно затруднятся выделить что-то одно. Разве можно найти такое «одно», которое, будучи даже доведенным до совершенства, окажется достаточным само по себе для полного человеческого счастья? Конечно, нет. Немало в жизни важных вещей, и от благополучия каждой из них и гармонии между ними зависит то внутреннее состояние, которое принято называть счастьем.

Довольно часто бывает, что непорядок в какой-то области жизни, неудовлетворенность в ней мешает наслаждаться тем хорошим, что есть. Поэтому так важно в каждый конкретный момент разных жизненных этапов понимать, что сейчас заслуживает внимания в первую очередь. Подводный камень здесь может встретиться такой: слишком больно может оказаться прямо взглянуть на «поврежденное звено» своей жизненной цепочки. Вместо этого мы можем увлеченно браться за улучшение и модернизацию того, что нас на самом деле не беспокоит, но почему бы и нет? Ведь где находится предел совершенству. И это как раз тот случай, что попадает в категорию «лучшее – враг хорошего». Например, очередной шопинг по одежным магазинам поднимет настроение, – но если с гардеробом и так все в порядке, а мучает вопрос все откладывающегося начала ремонта, – то очень и очень ненадолго. Чем более важен для нас аспект, который затрагивает проблемная ситуация, тем большее сопротивление может вызвать намерение уделить ему внимание. Это как с больным зубом – вырывать не хочется, но если тянуть, станет только хуже. Нужно перестать думать, а просто взять и сделать. Заранее благодаря себя, что берешься за то, что для тебя в данный момент так непросто и вместе с тем необходимо.

Удивительно, сколь многими вещами мы занимаемся в своей жизни просто по привычке! Мы и не пытаемся внести в нее нечто новое. Нет, кто же с этим согласится? Разве кто-то не любит новинок? Мы идем и покупаем телевизор нового поколения, относя старый на помойку или отвозя на дачу. Мы приобретаем десятые джинсы ультрасовременной модели. Меняем айфон на усовершенствованный. А что мы заводим из того, что по-настоящему ново для нас? Добавить к использованию крема сыворотку не считается. Мы так привыкли к в сущности однообразному движению по вертикали, что даже не проверяем, сколько радости и удовлетворения оно нам приносит. Оно создает ощущение некоторого «движения вперед», мы не чувствуем себя отсталыми, «хуже других», и этого достаточно. Тогда как сколь бОльшие богатства и гораздо более мощные усовершенствования ждут нас всего в одном шаге движения по горизонтали! Телевизор еще более высокой четкости по большому счету такой же телевизор, и к его чуть лучшему качеству изображения мы привыкнем  и перестанем его замечать дня через два. Радость от подобных приобретений и «нововведений» кратковременна, потому что они не вносят в нашу жизнь ничего нового по сути. Тогда как изменение своего привычного уклада, как связанного с покупками, так и нет, способно очень сильно изменить и миро- , и самоощущение! Все время ходите в брюках? Попробуйте юбки и платья! Всегда делаете маникюр в салоне? Попробуйте сделать его самостоятельно! За утренним кофе бесцельно бродите по сети? Попробуйте почитать справочник на интересующую вас тему, – меня, например, очень привлекают такие издания, как «Все обо всем» и «Биология. Человек. 9 класс. 🙂

Недаром вопросу зоны комфорта уделяется столько внимания в самых разных источниках. Каждый ходит по своему, одному и тому же кругу на определенном временном участке. Конечно, этот круг можно почистить, покрасить в другой цвет, и это замечательно. Но это не сравниться с тем, чтобы расширить его, ведь мир такой большой! Причем именно в тех местах, в которых он именно у вас (и для вас) слишком узок.

Почему мы покупаемся на неустанно поступающие предложения улучшить то, с чем у нас и так все хорошо? Попробовать лучший шампунь, купить что-то по более выгодной акции, вместо сладкого сахара предпочесть еще более сладкий? Как уже было сказано, это помогает нам отвлечь свое внимание от того, что действительно нуждается в поправке и на что смотреть нам не слишком приятно. А еще – нам нравится двигаться вперед. Развиваться. Вслед за ходом времени, ростом достижений и разработкой новых технологий пробовать то, что получается в результате этого. Но лучшее – в самом деле враг хорошего именно потому, что жить полной, насыщенной жизнью возможно только тогда, когда в ней есть баланс.Когда мы не уделяем избыточного внимания одним ее сферам, чтобы избежать встречи с другими, которые не менее важны для нас, нашего счастья. Возможно, нужно приложить совсем небольшое усилие, но именно туда, где оно необходимо, и в самый подходящий для этого момент. В результате такого изменения меняется вся жизнь! Баланс восстановлен, воцаряется гармония. Казалось бы, невероятные чудеса? Как что-то может улучшиться само, когда решены были совсем другие проблемы, к этой теме не относящиеся? Очень просто: само, или почти само – с небольшой помощью, которая вам и стоить ничего не будет без отравляющего эмоциональное состояние гнета главной беспокоившей проблемы, которая теперь – ура! – решена.

Лев Толстой в «Анне Карениной» писал: II ne faut jamais rien outrer, что по-французски означает «Никогда ни в чем не следует впадать в крайность». Тотальное ограничение ничем не лучше, это другая сторона той же монеты. Умеренность – вот ключ к успеху, хорошему настроению и отличному здоровью. Психологи утверждают, что в семьях, где алкоголь был под полным запретом, дети с гораздо более высокой вероятностью попадали в дальнейшем в зависимость от него! В тех же, где их учили правильному обращению со спиртным, обучали умеренности, проблем в будущем возникало гораздо меньше или не возникало совсем. За что не возьмись, магия умеренности – или ее отсутствия – работает одинаково. Есть совсем другие примеры. Несчастные дети, которых из самых благих побуждений их самые близкие люди нещадно заставляли ходить по бесконечным музеям, читать множество книг, когда они не хотели, и которые им были неинтересны или непонятны, часто к моменту своего взросления напрочь теряют «аппетит» к подобным вещам! Они, буквально, сыты ими на всю жизнь. А ведь как печально..! И книги, и музеи способны весьма обогатить жизнь и развлечь существо человеческого рода. 🙂

Говоря об умеренности, мере и балансе, нельзя не сказать об индивидуальности. «На вкус и цвет все фломастеры разные» – все уже перестали обижаться на непонимание отличий, которые есть у разных людей. «На каждый товар находится свой покупатель», переживать не о чем. Модно быть индивидуальностью, модно быть самим собой, и все мы уже приняли себя, как есть, или вовсю на пути к этому. Почему тогда мы сами забываем об этих различиях, занимаясь собой и своей жизнью? Забываем о том, что то, что нужно другим людям, для нас может оказаться преждевременным. Или совсем может нам не подойти, ведь у нас разные ситуации, ведь мы – разные люди. Наверное, отправной точкой всех ошибок погони не за тем, что тебе в действительности нужно, служит забвение того, кто ты есть. Своих слабых и сильных сторон. Тех сфер своей жизни, где у тебя все хорошо, и тех, где не очень. Мы как будто пытаемся быть кем-то другим: «я тоже хочу», «мне тоже», «я куплю такую же». Вероятно, подобная реакция проистекает из детского желания оказаться не хуже взрослых, а также желания слияния, потребности быть единым с кем-то, а значит таким же, как он. Но это неправда. Мы отдельны и мы отличаемся. И если мы будем об этом помнить, мерить своей меркой станет гораздо проще, помогая себе и поощряя других поступать так же.

Золотая середина. Почему это понятие так важно?

Золотая середина – расплывчатое понятие, которое можно применить в любой сфере. Но если правильно подойти к этой концепции и использовать её повсеместно – можно получить определенную выгоду во всех начинаниях. Начиная от отношений, кончая работой и бизнесом. Соблюдать нужный баланс в жизни не так уж просто, но если все таки придерживаться его, как сразу вы начнете другую жизнь.

Здоровье и баланс

Золотая середина. Почему это понятие так важно?

Начнем с малого, но немаловажного. Вроде бы тут все должно быть ясно. Хочешь быть здоровым – принимай меры по предостережению болезней. Но ведь все мы реагируем на причину (болезнь), но мало кто ищет симптомы и устраняет их на корню. Приведу простой пример. Если у вас флюс или кариес, мы идем к стоматологу и устраняем проблему, но корень проблемы – это плохая еда и недостаточное ухаживание за зубами. Так и во всем. Вы хотели бы поправить здоровье, потому что у вас начались с ним проблемы. Но можно сыграть на опережение и укреплять иммунитет витаминами и правильной пищей, совмещая это все физическими упражнениями. Так соблюдается определенный баланс. Баланс между причиной и итогом.

Баланс и излишества

Золотая середина. Почему это понятие так важно?

Когда вы выпиваете – вы часто можете упустить из виду, что мера давно настала. И продолжать пить, ради того что пьете или чтобы не упустить это самое чувство эйфории. Но человеку нужна золотая середина – ее трудно найти, но если вы обретете этот навык, вы достигнете множество положительных преимуществ в жизни. А как же переедание. Тут тоже необходимо себя сдерживать. Все мы понимаем, что переедание ведет к появлению лишнего веса, а потом уже к различным болезням. Но а что если это предупредить – то у вас в запасе будет, возможно, пару, а может и больше лет жизни.

Баланс и время

Золотая середина. Почему это понятие так важно?

Одно из критичных заблуждений – это то, что ” у нас много времени”. Не думаю, что тут требуется много рассуждений. Времени у нас мало и использовать его попусту – это дорогое удовольствие. Все знают как пользоваться ежедневником, но все это делают. Многие слышали про тайм-менеджмент, но редко используют его на деле. Время очень ценный ресурс и в правильных руках – оно превращается в возможности. Поэтому бесконечно важно найти правильную середину между отдыхом и работой. Балансируйте свое время.

Золотая середина в отношениях

Золотая середина. Почему это понятие так важно?

Гордость, эгоизм, нарциссизм, самолюбие, корысть – многие вещи способны разрушать отношения между двумя людьми. Так или иначе, если один человек стоит на месте, а другой идет ему навстречу – это неправильно. Нужно сразу выявлять инициативность в обоих сторонах и в этом видеть баланс. Это делается для определения нужны ли вы друг другу, еще в начале отношений.

Прежде чем наговаривать на другого человека – хорошо бы быть уверенным, что вы как личность никогда не ошибаетесь, но это же невозможно. На ошибках учатся. И следовательно, все люди ошибаются, но не каждый признает свою вину. В этом и есть идея, что необходимо ставить себя на место другого человека, а это не так уж и просто. Между прочим, один из наиполезнейших навыков в общении с людьми – ставить себя на место другого. Очень важно взаимопонимание, а для этого необходимо неплохо разбираться в себе. Человек должен постигать свой внутренний мир, так сказать проводит интроспекцию своего внутреннего я. Ищите компромиссы, а не поводы для ссор.

Ищи золотую середину, читатель! Если понравилась статья – оцените и подписывайтесь ;)Удачи!

В чем она – золотая середина?

Золотая середина. А что это такое , где она находится и что в конкретной ситуации брать за край , начало отсчета , чтобы потом вычислить эту самую золотую середину?

И есть ли универсальная формула для вычисления ее?

А может быть за точку отсчета каждый принимает самого себя, стоящего в центре событий и при этом разные люди в разных центрах – так кого в данной ситуации считать тем центром?

Каждый будет считать, что именно он и есть этот ” пуп ” или ” центр” вокруг, которого все крутится. У каждого своя шкала , по которой он выбирает свой единственный и правильный путь.

Значит стоит опираться не только на золото и середину , а на внутренние ощущения правильности данной ситуации. Ведь , рассуждая вот таким образом – все должно быть в меру – можно никогда не прийти к финишу первым ( ориентируясь на середину).

А иной раз лучше не успеть совсем , чем потом горько сожалеть.

Так не в середине получается дело – дело в разумном анализе данной конкретной ситуации, понимании и просчитывании возможных последствий , а это не всегда среднее арифметическое.

Иной раз чтобы быть услышанным и не потеряться в толпе – стоит быть с краю , в первых рядах.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Ксюше­нька
[517K]

9 лет назад 

Желательно. А золотая середина в том, чтобы и слишком мало не было и слишком много не стало. Золотая середина – это мудрость мудрых людей, которые научились знать всему меру, и теперь не испытывают ни чье терпение.

KLari­saA
[2.4K]

9 лет назад 

Зачем? Зачем придерживаться золотой середины, если я, например, способна на большее? В жизни надо стараться, выкладываться, увлекаться, достигать, а порой и придерживаться общественных норм и порядков, но не золотой середины. И вторую половину вы же не будете выбирать по принципу – не красивую и не страшную, не умную и не глупую, не худую и не полную. Вы выберете лучшую на ваш взгляд ) Но это все в жизни.

А вот в отношениях с родственниками, с детьми, близкими людьми не стоит давить и требовать, а необходимо уметь и прислушаться, где-то отступить и тем самым найти компромисс – золотую середину.

В природе все устроено по принципу золотой середины, поэтому все гармонично. Человек же не может смириться с этим. Ему нужны крайности: страдать до самоучничтожения, злоба до агрессии, страх до ужаса, обида до болезни, любовь до безумия и т. д. Но разве человеку приносят эти крайности счастье. Конечно нет.

Очень быстро из-за этих крайностей человек сам себя разрушает и укарачивает свою жизнь. Только тот человек, который живет по принципу золотой середины, гармоничен и способен помочь другим. Только здесь нельзя путать с серостью и посредственностью.

Принцип золотой середины предполагает разумный подход к решению любых вопросов, не нарушая гармонии мира. Это все равно что войти в воду так, чтобы не нарушить спокойствие и красоту окружающей среды и самому насладиться им.

kalin­a777
[5.3K]

9 лет назад 

Говорят характер золотая середина.Говорят так потому что в человеке все уравновешенно и труд и отдых,отпор где надо и щедрость где необходимо,много примеров.Так и в жизни везде необходим баланс добра и зла,бедности и богатства.Когда этот баланс нарушается происходят катаклизмы и всяческие потрясения.Вселенная все уравновесит сама,но если самому к этому стремиться то все будет происходить в жизни спокойно без сюрпризов.Как говориться за все в этой жизни приходиться платить.Поэтому обманув,обидев и так далее все вернется не сегодня так завтра или вообще когда и думать об этом забудешь.

twore­m
[29.4K]

9 лет назад 

В жизни лучше всего всегда оставаться собой, не забывая про 10 Заповедей. А постоянный поиск компромиссов в виде золотой середины ведет, на мой взгляд, к разрушению собственной целостности.

Макси­мова
[17.5K]

9 лет назад 

“Золотая середина”-это попросту ГАРМОНИЯ.Термин музыкальный, но несет в себе ответ на наше житие-бытие.

Знаете ответ?

ВикиЧтение

Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство.
Мингьюр Йонге

НАЙТИ СВОЮ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ

НАЙТИ СВОЮ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ

Пребывайте без цепляний.

Гоцангпа. Сияющая драгоценная лампа

Теперь мы на время оставим сферу науки и обсудим применение теоретических положений на практике, которое в буддизме называется Путём. Я хочу начать это обсуждение практики с давно услышанной мной истории о человеке, который в молодости был выдающимся пловцом и в старости начал искать для себя такое же увлекательное занятие, каким в молодости для него было плавание. Он решил стать монахом, думая, что подчинит себе волны своего ума так же, как в юности покорил волны океана. Он нашёл учителя, к которому питал уважение, принял обеты и начал практиковать то, что преподал ему духовный наставник. Как часто случается, медитация не давалась ему легко, и он отправился за советом к учителю.

Желая понаблюдать за его практикой, учитель предложил ученику сесть и медитировать. Немного понаблюдав, он заметил, что пожилой пловец слишком сильно старается, и попросил его расслабиться. Но оказалось, что пловцу было сложно выполнить даже такое простое наставление. Когда он старался расслабиться, его ум бездействовал и тело осе

дало. Если он пытался сосредоточиться, его ум и тело становились слишком напряжёнными. В конце концов учитель спросил его: «Ты же умеешь плавать, не так ли?»

Мужчина ответил: «Конечно. Лучше всех».

«А для того, чтобы уметь плавать, нужно полностью напрягать или полностью расслаблять мышцы?»

«Ни то, ни другое, — ответил бывший пловец. — Нужно найти равновесие между напряжением и расслаблением».

«Хорошо» — продолжал учитель. — «Теперь позволь мне спросить: если твои мышцы слишком напряжены, когда ты плывёшь, то это напряжение в суставах создаёшь ты или кто-то другой заставляет тебя напрягаться?»

Мужчина немного задумался перед тем как ответить и, наконец, сказал: «Никто снаружи не заставляет меня напрягать мышцы».

Учитель подождал, пока пожилой пловец поймёт свой собственный ответ, а потом объяснил: «Если ты обнаруживаешь, что в медитации твой ум чересчур напрягается, то это напряжение создаёшь ты сам. Но если ты освобождаешься от всякого напряжения, твой ум становится слишком расфокусированным и ты чувствуешь сонливость. Будучи пловцом, ты научился находить золотую середину между напряжением и расслаблением мышц.

В медитации тебе нужно находить такое же равновесие в своём уме. Если ты не найдёшь это равновесие, то никогда не сможешь осознавать совершенное равновесие в своей собственной природе. Открыв для себя совершенное равновесие в собственной природе, ты будешь способен уверенно плыть по волнам своей жизни так же, как плаваешь в воде».

Попросту говоря, самый эффективный подход к медитации состоит в том, чтобы стараться в меру своих сил, не слишком сосредоточиваясь на результатах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Исцеляя старые раны, вы обращаете свою боль в золотую энергию, способную творить новые миры

Исцеляя старые раны, вы обращаете свою боль в золотую энергию, способную творить новые миры
Да, вы пришли со светлыми Божественными энергиями. Но вы решили закалить их в той непростой обстановке, которую предоставила вам планета Земля. Что происходит, когда вы испытываете

Глава 22 Как найти свою цель

Глава 22
Как найти свою цель
Вы, должно быть, думаете, что когда вы задаете себе направление и фокусируетесь на каком бы то ни было решении, то стадия определения цели должна предшествовать этим действиям, и что, помещая эту главу в самом конце книги, я, так сказать, запрягаю

Найти свою аудиторию

Найти свою аудиторию
Тот факт, что вы создали что-то творческое, еще не значит, что оно будет иметь для нас какое-то значение.В этом одно из многих разочарований, связанных с творчеством. Вы трудитесь в поте лица, приносите себя в жертву этой работе, а потом слышите: «Может,

Узел 18. КАК НАЙТИ СВОЮ ПОЛОВИНУ

Узел 18. КАК НАЙТИ СВОЮ ПОЛОВИНУ
У каждого человека есть та половина, без которой он не может обрести свое счастье в семейной жизни. Как найти ее среди миллионов людей? Возможно ли такое?Возможно, если знать, по какому принципу половины находят друг друга. А механизм

Найти время

Найти время
Тяжело уделять внимание другим, если вы из-за занятости не можете бывать с ними часто.В течение дня выделить время практически невозможно – нельзя добавить к суткам еще пару часов, так что нужно правильно расставлять приоритеты. Львиная доля времени

Влад КЛЕВЦОВ ИЗМЕНИ СЕБЯ И СВОЮ СУДЬБУ. Как перестать существовать, найти Любимое Дело и начать жить! Жить, а не существовать!!!

Влад КЛЕВЦОВ
ИЗМЕНИ СЕБЯ И СВОЮ СУДЬБУ. Как перестать существовать, найти Любимое Дело и начать жить! Жить, а не существовать!!!
М.: АСТ, Астрель, 2008 г. – 160 с.ISBN 978-5-17-041706-3, 978-5-271-15642-7Пришла пора, наконец, практически, прямо сейчас начать менять свои мысли. Ведь как мы думаем, так и

НАЙТИ УЧИТЕЛЯ

НАЙТИ УЧИТЕЛЯ

Вам необходимо обучаться у подлинного духовного наставника.
Девятый Гьялванг Кармапа. Махамудра: океан определяющего смысла
В отношении мастеров прошлого и настоящего интересно то, что все они проходили довольно схожий, однотипный процесс обучения. Они

Как найти компромисс

Как найти компромисс
Такой сякой Пантелей, а вместе – веселей!Сейчас все чаще встречаются семьи, где жена является основным добытчиком. Вроде оба работают, но жена зарабатывает намного больше мужа. И такая ситуация может устраивать обе стороны. Жена в лице мужа имеет

Как найти свою «Память времен»

Как найти свою «Память времен»
Независимо от того, как сильно вы стараетесь освободить свой разум, вы заметите, что у вас имеется множество давно сложившихся идей о том, как будет выглядеть место, где хранится ваша «Память времен», а также о том, каким способом или

«Смиряйся, тебе полезно!». Так обычно говорят, когда с человеком произошло неприятное событие. В одних случаях смирение пойдет на пользу душе, в других — может навредить или ввести человека в прелесть. Попробуем разобраться, от чего это зависит.

Поделиться статьей с друзьями:


Золотая середина

«Покажите…в добродетели рассудительность» (2 Пет. 1:5) — наставляет апостол, дабы уберечь от неумеренных подвигов. Отсюда пошло и учение о «царском пути», то есть о золотой середине во всех добродетелях.

Многие опытные аскеты приходили к выводу, что без рассудительности даже самые благие намерения могут закончиться печально, ибо «не всякое благое желание входит в сердце от Бога» (прп. Исаак Сирин). Поэтому необходимо изучать себя, свою душу, обстоятельства, в которых мы находимся. То, что в одном случае будет уместно, в другом — окажется совершенно противоположным евангельскому духу.

Унижение себя и терпение

Этому учатся все монахи, как только поступают в монастырь. Обычно послушникам и новоначальным дают самую грязную и непривлекательную работу, чтобы проверить его готовность к новому образу жизни, способность к послушанию. Игнатий Брянчанинов пишет об этом в своих трудах так: «Поступающие в больницу для пользования обязываются руководствоваться во всем наставлением врача, не позволяя себе употреблять пищу, одежду, движение, лекарства по собственному усмотрению; иначе вместо пользы они принесут себе вред: так и всякий, вступивший в монастырь, обязывается упражняться не в тех подвигах и трудах, которые кажутся самому ему нужными и полезными, но в тех, которые будут ему указаны и назначены настоятелем лично или при посредстве других монастырских властей». Поэтому для монаха абсолютно естественно постоянное самоукорение и ненадеяние на собственные силы, почитание себя низшим из всей братии.

См. также: Пример безграничного смирения: Жизнеописание и наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша)

Но представим такое поведение у отца большого семейства. Абсурдно, не так ли? Взявшие на себя ответственность семейной жизни должны помнить слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Также и свт. Иоанн Златоуст говорит, что «кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех».

Отец обязан защищать свою семью, принимать важные решения, разбирать и примирять домашние конфликты. Поэтому ему необходимо иметь свое мнение и определенный авторитет внутри семьи. И даже если монашеский образ жизни влечет душу семьянина, не стоит забывать, что его близкие нуждаются в кормильце и защитнике.

Бедность и богатство

В этом отношении есть две крайности — «плыть» по течению жизни и стремительно идти к своим целям вопреки всему вокруг. Крайности всегда опасны: первая может привести к безделью и унынию, а вторая — к гордости и сребролюбию. Но, как мы говорили выше, лучше идти средним путем, не уклоняясь ни в одну, ни в другую сторону.

О важности труда для человека четко говорится в Писании: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Однако трудиться можно по-разному. Стоит ли стремиться к высокому заработку, бесконечно улучшать свои земные дела? Такие вопросы, по-видимому, возникали и у первых христиан, на что апостол Павел пишет: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствия и пагубу» (1 Тим. 6:8–9).

Для христианина зарабатывание денег — не самоцель. Труд для человека важен с точки зрения физической и духовной пользы, ибо трудиться было заповедано еще первому человеку после грехопадения. Степень же богатства и земного благополучия определяется Богом. Христианин может быть и богатым, если это не повредит его душе.

Молитва и уединение

Многие сталкиваются с такой проблемой, как выбор между молитвой или деятельной помощью ближним. Часто это бывает, когда в семье не все верующие. Родные могут не понимать и даже обижаться и ссориться из-за того, что «появился тунеядец в семье, который только и молится». Некоторые специально или случайно тревожат просьбами именно в тот момент, когда человек решил уединиться для молитвы. Тогда возникает вопрос: продолжать молиться или откликнуться на просьбу?

К таким сложным вопросам нужно постараться подойти с рассуждением. Если человек только пришел к вере, молитва дается ему с большим трудом, а со всех сторон его еще и отвлекают, то, скорее всего, это попытки не дать идти к Богу. Если человек, проверив свою совесть, знает, что честен перед Богом, перед собой и ближними, что молитва для него — это не побег от своих обязанностей, то нужно проявить волю и принять, может быть, не очень приятные слова в свой адрес.

Но бывает другая ситуация. Когда человек ощутил сладость молитвы, красоту уединения, он может искать этого всегда и везде, забывая о людях рядом. В конце концов, он может возгордиться тем, что общается с Богом в то время как другие заняты суетой. В данном случае можно поучиться у подвижников, которые, порой не ожидая гостей, часто оставляли молитву и терпеливо выслушивали пришедшего. Они считали, что проявить любовь к брату таким образом в данной ситуации выше их личной молитвы к Богу.

Пост

Пост является предметом многих споров. Некоторые говорят о необходимости для любого христианина соблюдение всего, что прописано Уставом. Вероятно, такая точка зрения имеет в себе долю правды: внешняя жизнь определяет внутреннюю, особенно у новоначальных.

Но каждый человек индивидуален, особенно хорошо знали это выдающиеся духовные наставники прошлых лет. Для каждого есть свой предел духовных и телесных сил. Определяя меру поста, разумнее подойти с рассуждением и советом духовного лица. Ведь «запостившись» можно начать превозноситься над другими, тогда ни о каком смирении не может быть и речи.

Так же поучительны примеры из жизни святых, которые скрывали свой пост и могли съесть даже мясо, чтобы почтить любовь тех, кто старался и готовил.

Отношения с ближними

Пожалуй, эта самая трудная сторона жизни. Легко на словах быть верующим, но сохранить мир и добрые отношения с окружающими и, тем более, возлюбить их, как самого себя, крайне сложно.

Своих учеников и церковные общины апостол Павел просил: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Слово «возможно» здесь неслучайно: не всегда христианин может одинаково со всеми общаться, с каждым делиться мыслями, быть любимцем всех.

См. также: «Смирение заменяет всё». Письма преподобного Макария Оптинского о духовной жизни

Святые отцы хорошо знали, что ради спасения души можно отказаться от общения: «Если увижу, что самый возлюбленный мой увлекает меня в душевный вред, то немедленно отвергну его от себя, т.е. прекращу знакомство и сношения с ним» (авва Агафон Египетский). Это вовсе не значит, что мы должны упрекать человека за то, что он вредит нашей душе. Он может и сам того не желает. Но когда нас пытаются склонить на явный грех, нужно проявить волю.

В других ситуациях конфликты с людьми, наоборот, могут послужить нашей душевной пользе. Стерпеть грубое слово в свой адрес, вынести критику начальства, не замечать разговоров и сплетен у себя за спиной — всё это нам по силам. Поступая так, мы будем, по слову Христа «носить тяготы друг друга» и терпеть недостатки наших ближних.

В итоге

Никакая добродетель не приобретается без принуждения себя. Но получает ее человек по благодати Божией.

Занимаясь искусственным понуждением к смирению, существует опасность, что сначала человек изображает из себя благочестивого перед другими, а потом — и перед самим собой. И, в конечном счете, теряет себя, живет выдуманной жизнью, ни капли не меняясь внутренне на самом деле.

Господь — Творец — создал каждого индивидуальным и неповторимым и хочет, чтобы в каждом раскрылись именно его таланты. «Поэтому самое главное — найти для себя ту меру смирения, которую ты искренне принимаешь сердцем, а уже от нее начинать двигаться дальше и понуждать себя к большему» (схиархимандрит Авраам (Рейдман)).

Анастасия Охотникова

Смотрите также:

Что такое настоящее Смирение

Как судить, но не осуждать

Почему мы не всегда получаем то, о чем просим

Добавить комментарий