Как найти зпр экономика

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике – чаще в процессе школьного обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Задержка психического развития (ЗПР) – лечение в Москве

Общим
показателем динамики экономического
развития считается рост выручки, прибыли,
и рентабельности за определенный период
времени.

Прибыль,
прежде всего, представляет собой
качественный показатель, который
позволяет оценить итог самостоятельной
деятельности предприятия, Это связано
с тем, что в прибыли отражаются все
стороны его деятельности как в
производственной сфере, так и в сфере
обращения. Тем не менее прибыль не
представляет собой универсальный
показатель работы предприятия, в силу
того что ее величина в большей степени
зависит от внешних факторов, таких как:
политика цен, изменение ставок налога
с оборота, структурные сдвиги и т. д.
[18, с.106]

Финансовые
результаты деятельности предприятия
можно
оценить
при
помощи
абсолютных и относительных показателей.
Структура
финансового
результата
представлена на рисунке 1.

Рисунок
1.
Структура формирования
финансового
результата

Абсолютными
показателями являются:
прибыль (убыток) от реализации продукции
(работ, услуг), прибыль (убыток) от прочей
реализации, доходы и расходы от
внереализационных операций, балансовая
прибыл (валовая) прибыль, чистая прибыль
[19, с.120].

Прибыль
р) от
реализации продукции (продаж) – это
разность между выручкой от продаж (Вр)
издержками на производство и сбыт
продукции (полной себестоимостью Зпр),
суммой налога на добавленную стоимость
(НДС) и акцизами (АКЦ):

Пр =
Вр –
Зпр –
НДС – АКЦ (1)

Прибыль
от прочей реализации (Ппр)
– это прибыль, полученная от реализации
основных средств и другого имущества,
отходов, нематериальных активов [28,
с.115]. Она определяется как разница между
выручкой от реализации (Впр)
и затратами на эту реализацию (Зр):

Ппр =
Впр –
Зр. (2)

Прибыль
от внереализационных операций – это
разница между доходами от внереализационных
операций (Двн)
и расходами по внереализационным
операциям (Рвн):

Пвн =
Двнвн. (3)

Доходы от
внереализационных операций – это доходы
от долевого участия в деятельности
другого предприятия, дивиденды по
акциям, доходы по облигациям и другим
ценным бумагам, поступления от сдачи в
аренду имущества, полученные штрафы, а
также другие доходы от операций,
непосредственно не связанные с реализацией
продукции.

Расходы по
внереализационным операциям – это
затраты на производство, которое не
дало продукции.

Балансовая
прибыль: Пб =
Пр +
Ппр +
Пвн. (4)

Чистая
прибыль: Пч = Пб – отчсл. (5)

Нераспределенная
прибыль:  Пнр = Пч -ДВ – проц. (6)

Для
того, чтобы управление конечными
финансовыми результатами деятельности
предприятия было эффективным необходимо
постоянно проводить исследование
факторов, которые оказывают непосредственное
влияние на величину прибыли. Проведение
такого анализа дает возможность получить
точные результаты для того, чтобы
провести анализ и оценку качества работы
предприятия [28, с.104].

На
основании вышесказанного можно сказать,
что прибыль представляет собой важнейший
показатель, который характеризует
финансовый результат деятельности
предприятия, то в его росте являются
заинтересованными все участники
производственного процесса.

Чтобы
эффективно управлять прибылью требуется
не только раскрыть механизм ее
формирования, но и оценить влияние и
долю каждого фактора ее роста или
снижения.

Факторы,
которые оказывают непосредственное
влияние на прибыль, можно классифицировать
по разным признакам (рисунок 2).

Экстенсивные

Интенсивные

Рисунок
2. Экономические факторы, влияющие на
величину прибыли

К
экстенсивным факторам следует отнести
факторы, которые могут быть отражены
объемом производственных ресурсов, их
использованием по времени (изменением
продолжительности рабочего дня,
коэффициентом сменности оборудования
и др.), а также непроизводственным
использованием ресурсов (затрат
материалов на брак, потерями из-за
отходов) [25, с.85].

К
интенсивным факторам относятся факторы,
отражающие эффективность использования
ресурсов или способствующие этому
(например, повышение квалификации
работников, увеличение
производительности оборудования,
внедрение прогрессивных технологий).

В
качестве важного фактора, который может
непосредственно влиять на величину
прибыли от реализации продукции следует
назвать изменение объема производства
и реализации продукции. Снижение объема
производства при экономических условиях,
не считая ряда противодействующих
факторов, как, например, рост цен,
неизбежно будет способствовать сокращению
объемов прибыли. Отсюда вытекает вывод
от том, что необходимо принимать
неотложные меры для обеспечения роста
объемов производства продукции,
основанных на техническом обновлении
и повышении эффективности производства
[21, с.109].

В качестве частных
показателей используются производительность
труда, эффективность производства и т.
д.

Эффективность
обеспечивается экономической сутью
ресурсов в бизнесе, они рождают
(предопределяют) доходы, но для их
получения необходимы затраты.

Результативность
работы компании рассматривается с
позиции эффективности ис­пользования
отдельных видов ресурсов таких как,
трудовых, материальных и финансовых.

На
уровне отдельного предприятия может
рассматриваться эффективность
использования целого ряда ресурсов
предприятия [26, с.108].

Ниже
представим эти показатели:

Показатель
эффективности использования материальных
ресурсов (Эм)
характеризует материалоемкость
продукции: 

,  (7)

где:
МЗ – материальные затраты;

ВП
– стоимость выпущенной продукции. 

Показатель
эффективности использования основных
производственных фондов (Эф) определяется
обычно показателем их фондоотдачи. 

,  (8)

где:
ОФ – стоимость основных производственных
фондов;

ВП
– стоимость выпущенной продукции. 

Показателем
эффективности капитальных вложений
п) является
срок окупаемости капитальных вложений
[26, с.154]. 

,  (9)

где:
К – объем капитальных вложений;

∆П
– прирост прибыли, вызванный этими
капитальными вложениями за год. 

Показателем,
характеризующим эффективность
деятельности персонала (Эт), является
производительность труда. На уровне
предприятия она может быть определена
как отношение. 

,  (10)

где:
ЧР – среднегодовая численность
работников, занятых на предприятии. 

Традиционно
в отечественной практике для оценки
успешности управления предприятием в
отчётном периоде, его текущего состояния
и возможных перспектив используются
такие группы показателей как: прибыльность,
рентабельность, оборачиваемость,
ликвидность [27, с.104]
:

Рентабельность
собственных средств равна прибыли,
приходящейся на 1 руб. собственных
средств:

Рсс = Пр / СС (11)

где, Пр – прибыль,

СС – собственные
средства (итог 3 раздела баланса: уставной
капитал, резервы, нераспределенная
прибыль)

Показатель
рентабельности капитала характеризует
эффективность использования долгосрочно
инвестированных в предприятие средств
вне зависимости от источников этих
средств:

Рк =
Пр/К (12)

где Пр – прибыль,

К – капитал.

Показатель
рентабельности продаж (управление
затратами производства, объемом продаж
и ценами реализации).

Рп =
Пр/В (13)

где Пр – прибыль,

В – выручка.

Изменение данного
показателя может быть вызвано как
внешними факторами (инфляция, конкуренция,
законодательство и пр.) так и внутренними
(контроль качества, структура затрат,
управленческий учет и пр.) [26, с.108]

Помимо
рентабельности, важнейшими показателями,
характеризующими эффективность
использования средств предприятия
являются показатели оборачиваемости
28,
с.99.

Оборачиваемость
капитала показывает, сколько раз за
рассматриваемый период капитал
предприятия превращается в деньги,
какую выручку приносит каждый рубль
капитала (чем выше оборачиваемость, тем
быстрее «крутится» капитал).

Ок = В/К (14)

Анализ оборачиваемости
оборотного капитала можно сделать более
детальным, рассчитав оборачиваемость
каждой группы активов, входящих в состав
оборотного капитала.

Оборачиваемость
тесно связана по смыслу с платежеспособность
предприятия, т.е. со способностью
своевременно рассчитываться по своим
долгам.

Основные
показатели платежеспособности –
коэффициент покрытия, коэффициент
срочной ликвидности, коэффициент
абсолютной ликвидности [28, с.120].

Помимо коэффициентов
платежеспособности, существуют
специальные показатели оценки финансовой
устойчивости предприятия, характеризующие
степень независимости от внешних
источников финансирования.

Важнейшие среди
них – коэффициент автономии и коэффициент
маневренности собственных средств [29,
с.104].

Взаимосвязь
и взаимозависимость наиболее важных
показателей хорошо иллюстрируется при
помощи «пирамиды показателей».

Таким образом, при
помощи пирамиды показателей можно не
только сделать вывод о финансовом
состоянии предприятия в настоящий
момент, но и предложить пути решения
имеющихся проблем, выявить благоприятные
и неблагоприятные тенденции его
экономического развития.

Задержка психического развития — одна из самых распространённых детских патологий. Около 50% всех неуспевающих школьников ставится данный диагноз. Причём большинство из них занимается в обычных общеобразовательных, а не коррекционных школах, несмотря на то, что не способно овладеть знаниями, предусмотренными традиционными программами. В результате возникает масса проблем у учителей (как обучать) и родителей (как развивать). На самом деле ЗПР у детей — вовсе не приговор, который ставит на жизни крест. Грамотные и регулярные занятия — гарантия успешной психокоррекционной работы.

Что это такое

ЗПР — это задержка психического развития, когда основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет. Диагностируется только у детей дошкольного возраста или в начальной школе. Если признаки заболевания остаются к моменту перехода в среднее звено, ставятся уже более серьёзные диагнозы — например, конституциональный инфантилизм или олигофрения.

Термин был предложен советским психиатром Г. Е. Сухаревой в 1959 году. Широко использовался в психолого-педагогической и медицинской практике и литературе. Однако в конце 90-х годов XX века был признан слишком обобщённым и уже устаревшим, поэтому подняли вопрос о его замене. В 1997 году данный диагноз был выведен из употребления приказом Минздрава. На смену пришли новые понятия, соответствующие кодам F80–F89 и F90–F98 в МКБ-10. К ним относятся всевозможные расстройства психологического развития (но уже не ЗПР):

  • расстройства экспрессивной и рецептивной речи;
  • гиперкинетические расстройства;
  • дислексия;
  • дискалькулия;
  • диспраксия;
  • дисграфия;
  • расстройства поведения;
  • фобии;
  • тики;
  • энурез;
  • энкопрез;
  • заикание.

С 1997 года термин не применим в качестве медицинского диагноза и не противопоставляется психическим расстройствам. Однако данное понятие продолжает широко использоваться в русскоязычной психолого-педагогической литературе и российских образовательных учреждениях.

Причины

Все причины ЗПР делятся на две большие группы.

Биологические

Патологии и осложнения во время беременности:

  • если мать во время вынашивания перенесла тяжёлый токсикоз, инфекцию, интоксикацию, травму;
  • многоплодие;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • асфиксия;
  • резус-конфликт;
  • неправильное предлежание;
  • родовые травмы.

Инфекционные, токсические и травматические заболевания, приводящие к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни малыша:

  • ядерная желтуха;
  • операции под наркозом;
  • фетальный алкогольный синдром;
  • сердечно-сосудистые патологии;
  • минимальная мозговая дисфункция, органические поражения головного мозга, черепно-мозговые травмы;
  • врождённые нарушения зрения и слуха;
  • малая подвижность;
  • астения;
  • гипотрофия, нейроинфекции, грипп, рахит, гидроцефалия, вегетососудистая дистония, эпилепсия.

К биологическим причинам относится также генетика. Известны случаи, когда отклонения подобного рода диагностируются из поколения в поколение.

Социальные

Сюда относят:

  • длительное ограничение жизнедеятельности;
  • социальная депривация;
  • дефицит общения;
  • неблагоприятные условия воспитания;
  • лёгкие умственные отклонения у родителей;
  • психотравмы.

Среди неблагоприятных условий воспитания, которые приводят к задержке психического развития, выделяют три самых распространённых.

Безнадзорность

Ребёнок, которому с раннего детства родители не уделяют достаточного внимания, не занимаются с ним, не развивают, вырастает аффективно лабильным, импульсивным и внушаемым. Не усваивает элементарные правила поведения, не имеет интеллектуальных интересов. Для успешного обучения не хватает базовых представлений об окружающем мире. Напоминает Маугли, попавшего в цивилизацию. В итоге диагностируется аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. Но это не то же самое, что педагогическая запущенность.

Гиперопека

Ребёнок, которому с раннего детства тревожные и мнительные родители уделяют слишком много внимания и воспитывают как маленького «божка» семьи. Не умеет преодолевать трудности самостоятельно, адекватно соотносить желания и потребности с необходимыми усилиями. Сила воли отсутствует. Это приводит к эмоциональной лабильности, безынициативности, эгоцентричности, зависимости от взрослых. В результате диагностируется психогенный инфантилизм.

Авторитаризм

Ребёнок, который с раннего детства подавляется авторитарными родителями, испытывает на себе их агрессию, грубость, жестокость, деспотизм. Часто применяется физическое насилие. На таком неблагоприятном фоне развиваются навязчивости, нерешительность, фобии, неврозы, повышенный уровень тревожности, аутизм. Это эмоционально-незрелая личность, не нацеленная на достижение успешности. В результате диагностируется синдром выученной беспомощности.

Клиническая картина

Родителям должны быть известны основные симптомы ЗПР, характерные для того или иного возраста.

1 год

ЗПР не диагностируется в 1 год. Но ряд тревожных звоночков могут указывать на склонность к ней:

  • по сравнению со сверстниками малыш стал поздно держать голову, садиться, ползать, поворачиваться, вставать на ножки, гулить, ходить;
  • плохо держит предметы;
  • не может скоординировать движения;
  • мало двигается;
  • неэмоционален.

При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности развития малыша и при возникновении сомнений консультироваться с педиатром или невропатологом.

2 года

На отклонения указывают:

  • незнание собственного имени;
  • отсутствие реакции на простейшие вопросы;
  • обильное слюнотечение;
  • нарушения сна;
  • капризность, плаксивость, раздражительность, агрессия;
  • сложности с удерживанием внимания на определённом предмете.

3 года

  • Бедный словарный запас (не более 20 слов);
  • дефекты речи;
  • отсутствие базовых представлений об окружающем мире (не может назвать животных, предметы быта, части тела);
  • неспособность оформить связную речь;
  • сложности с выполнением элементарных заданий;
  • неразвитое воображение;
  • однотипность действий в игре;
  • невозможность сконцентрироваться;
  • быстрая утомляемость;
  • агрессивность, истерия.

4 года

В 4 года ЗПР уже чётко диагностируется по конкретным симптомам.

Физические:

  • слабый тонус мышц;
  • кинетоз;
  • нарушения мочеиспускания;
  • головные боли;
  • быстрая утомляемость, слабость, вялость, неподвижность.

Познавательные:

  • невозможность говорить связно;
  • бедный лексический запас;
  • рассеянное внимание;
  • плохая память;
  • неспособность запоминать информацию наглядно или на слух;
  • отсутствие базовых знаний о мире;
  • несформированность познавательной мотивации.

Социальные:

  • агрессивность, недоверие, настороженность по отношению к другим;
  • замкнутость, аутизм, погруженность в себя;
  • нежелание участвовать в совместных играх;
  • инфантилизм;
  • перемены настроения.

Именно в 4 года при своевременном распознании ЗПР необходимо начинать коррекционную работу. При её отсутствии все эти симптомы в 5-6 лет только нарастают и углубляются. Появляются вторичные признаки: развиваются психосоматические заболевания и внутренние комплексы, ухудшаются когнитивные способности, наблюдается социальная дезадаптация.

В младшем школьном возрасте задержка психического развития проявляется уже более отчётливо. Такие дети отличаются от сверстников и поведением, и способностями к обучению. Если родители и воспитатели в детском саду упустили данный момент и отправили такого ребёнка в школу, учитель уже не может не обратить на это внимание. Ему требуется освоение минимальной стандартной программы, без которого он не может перевести такого ученика в другой класс. Поэтому на данном этапе организуется медико-педагогическая комиссия, ставится диагноз и начинается психокоррекционная работа.

Характеристика

Психологическая характеристика ребенка с ЗПР составляется по тем психическим функциям, которые у него оказываются нарушенными.

Когнитивные способности

Мышление у детей с ЗПР:

  • нормальный уровень развития наглядно-действенного мышления;
  • для развития наглядно-образного мышления необходимо многократное повторение задачи;
  • несформированные умения проводить операции анализа и синтеза;
  • плохо сформированное словесно-логическое мышление.

Коррекционные занятия с детьми, страдающими ЗПР, должны быть направлены на развитие мышления с учётом данных особенностей. Они способны классифицировать предметы по одному признаку: по цвету или форме, например. Главное — устранить отвлекающие факторы, которые существенно снижаю результативность, терпеливо повторять задание несколько раз и опираться преимущественно на наглядно-действенное мышление, которое развито у них почти так же, как у ровесников. В этом плане у них гораздо больше перспектив по овладению материалом, если сравнивать с теми, у кого диагностировали умственную отсталость.

Память у детей с ЗПР:

  • неустойчивая;
  • малопродуктивная;
  • непроизвольная преобладает над произвольной;
  • наглядная преобладает над вербальной;
  • минимальный самоконтроль, отсутствие познавательной активности и мотивации при заучивании и воспроизведении материала;
  • неумение использовать приёмы запоминания и организовать работу по заучиванию;
  • наибольшим нарушениям подвергается кратковременная память;
  • при наличии помех процесс запоминания практически останавливается;
  • выученный с большим трудом материал быстро забывается.

Все вышеперечисленные специфические особенности памяти у детей с ЗПР должны обязательно учитываться педагогами и психологами при организации занятий и родителями при выполнении домашних заданий. Работа должна быть выстроена таким образом, чтобы опорой служили непроизвольная и наглядная память, а не произвольная и вербальная.

Внимание:

  • рассеянное;
  • ослабленное, если информация подаётся вербально;
  • неустойчивое;
  • снижение таких параметров, как объём, избирательность, концентрация и распределение.

Коррекция внимания направлена на увеличение объёма и концентрации. На занятиях необходимо распределение и постоянное переключение между разными типами деятельности. Наличие творческих заданий приветствуется.

Восприятие:

  • поверхностное;
  • замедленный процесс формирования межанализаторных связей:
  • недостатки слухо-зрительно-моторной координации;
  • медленная скорость построения единого цельного образа в представлении.

Коррекция восприятия направлена на улучшение предметно-исследовательской деятельности и овладение сенсорными эталонами. Игры на совершенствование координации, ориентирования в пространстве и развитие мелкой моторики приветствуются.

Речь:

  • бедный словарный запас;
  • нарушенное звукопроизношение;
  • несформированность лексико-грамматического строя;
  • проблемы со связной речью;
  • дефекты артикуляционного аппарата.

Для развития речи просто необходимы занятия с логопедом. В домашних условиях родителям нужно больше читать и разговаривать с ребёнком. Рекомендуется следить за тем, чтобы он правильно строил предложения, а речь отличалась связностью.

Межличностное общение

Процесс межличностного общения у детей с ЗПР затруднён из-за неполноценности предпосылок, необходимых для успешной социализации:

  • низкая познавательная мотивация;
  • недостаточная речевая активность;
  • дефектная речемыслительная деятельность;
  • несформированность многих компонентов речевой деятельности.

Поэтому межличностное общение характеризуется следующими особенностями:

  • эпизодический характер (их редко принимают в игры);
  • работа и игры в одиночку;
  • несогласованные действия в парах;
  • сюжетно-ролевая игра не является совместной деятельностью, так как общение внутри неё практически отсутствует;
  • неумение полно и чётко отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно формулировать вопрос, высказываться, слушать других, поддерживать разговор;
  • отсутствие привязанности к кому-либо.

Дети с ЗПР гораздо охотнее играют с теми, кто младше по возрасту. Нередко на фоне неудавшихся межличностных контактов развивается социофобия и возникают серьёзные проблемы с социальной адаптацией.

Эмоционально-волевая сфера

У детей с ЗПР наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы. Её проявления:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • несамостоятельность;
  • лабильность;
  • лёгкая внушаемость;
  • слабость волевых усилий;
  • неуверенность в себе, низкая самооценка;
  • беспричинное беспокойство, повышенный уровень тревожности;
  • мгновенная смена настроения, контрастные эмоции;
  • неадекватная жизнерадостность, весёлость.

Дети с ЗПР не могут правильно оценивать:

  • ситуацию: на любой неуспех и трудности они реагируют слишком агрессивно;
  • эмоциональное состояние окружающих: во время похорон могут смеяться и веселиться;
  • собственные эмоции.

Это интересно! Дети с ЗПР, отличающиеся эмоциональной незрелостью, прекрасно распознают эмоции по мимике и картинкам. По сравнению со сверстниками они почти 100% находят гримасы гнева, страдания и радости.

Психологические особенности

У ребёнка с ЗПР есть такие особенности психического развития, которые отличаются от симптомов других похожих патологий. Это необходимо знать для дифференциации диагноза.

Отличия от умственной отсталости:

  • частичное, а не полное нарушение познавательной деятельности;
  • высокий потенциал возможности дальнейшего развития;
  • страдают не сами мыслительные функции, а предпосылки для интеллектуальной деятельности (фонематический слух, речь, внимание);
  • скачкообразность динамики мыслительной деятельности;
  • способность сотрудничать со взрослыми;
  • присутствие эмоций в игровой деятельности;
  • яркое проявление эмоции;
  • часто есть способности к рисованию.

Отличия от педагогической запущенности:

  • недостаток воспитания и внимания со стороны взрослых — лишь одна из причин, тогда как у запущенных детей она единственная;
  • поведение обусловлено отклонениями в эмоционально-волевой сфере и познавательных способностях, а не проблемами в нравственно-правовом сознании;
  • редко отличаются девиантным поведением и бунтарским характером;
  • умеют взаимодействовать со взрослыми.

От правильной постановки диагноза будет зависеть успешность лечения и коррекции.

Классификации

Классификация Певзнер и Власовой

М. С. Певзнер — дефектолог, психиатр, психолог, кандидат медицинских и доктор педагогических наук. Профессор. Т. А. Власова — психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, академик. Года: 1972-1973.

  • Неосложнённый психофизический и психический инфантилизм

Эмоционально-волевая сфера соответствует развитию младшего возраста. Игровая деятельность преобладает над познавательной. Отсюда — невнимательность и проблемы в обучении.

  • Вторичная ЗПР

Истощаемость психических функций вызвана различными биологическими факторами, имевшими место во время беременности или на первом году жизни малыша.

Классификация Лебединской

К. С. Лебединская — детский психиатр и дефектолог. Год: 1982. Основа — классификация Певзнер и Власовой, дополненная и расширенная.

  • Конституциональная ЗПР

Соответствует неосложнённому психическому и психофизическому инфантилизму по классификации Певзнер и Власовой. Такие дети проявляют яркие, но поверхностные и неустойчивые эмоции. У них всегда повышенное настроение, они посредственны и наивны. Отличаются грацильностью — инфантильным типом телосложения. ЗПР обусловлена наследственными факторами и осложнениями во время беременности.

  • Соматогенная ЗПР

Во-первых, возникает на фоне заболеваний, перенесённых малышом на первом году жизни. Во-вторых, осложняется невротическими отклонениями. Такие дети не уверены в себе, пугливы, капризны, ощущают свою физическую неполноценность. Всё это в итоге приводит к соматогенному инфантилизму — задержке эмоционального развития.

  • Психогенная ЗПР

Основная причина — неблагоприятные условия воспитания, начиная с самого раннего возраста и длительно действующие.

  • Церебрально-органическая ЗПР

Самый распространённый вид ЗПР. И. Ф. Марковская (кандидат психологических наук, доцент) выделяет внутри этой группы ещё одну миниклассификацию (1983).

1. Психическая неустойчивость. Проявляется в виде гиперактивности, чрезмерной шумности, крикливости, грубости и конфликтности. Но эмоции у таких деток кратковременные, поэтому уже через минуту они будут играть с теми, с кем только что ссорились или даже дрались.

2. Психическая тормозивность. Такие детки несамостоятельны, нерешительны, робки, медлительны, слишком привязаны к родителям. Не участвуют в совместных подвижных играх с другими, быстро теряются и плачут, когда от них что-то требуют.

Классификация Ковалёва

В. В. Ковалёв — психолог, психотерапевт. Год — 1979.

Это классификация ЗПР, обусловленных биологическими факторами:

  • дизонтогенетическая — психический инфантилизм;
  • энцефалопатическая — органические поражения нервной системы;
  • вторичная на фоне сенсорных дефектов — нарушения зрения и слуха;
  • социальнодепривационная — госпитализм.

На сегодняшний день на практике наиболее активно применяется классификация Лебединской. Хотя ей скоро будет уже 40 лет. В связи с новыми стандартами обучения и изменившимися реалиями современной жизни специалисты уже давно говорят о необходимости создания более актуальной типологии ЗПР.

Диагностика

Наличие ЗПР у ребёнка может подтвердить только специальная диагностика. Разобраться в характере и глубине имеющихся нарушений могут профильные специалисты при комплексном обследовании:

  • врач-психотерапевт;
  • дефектолог;
  • психолог;
  • логопед;
  • педиатр.

Все они входят в специальную медико-педагогическую комиссию, на которой подтверждается или опровергается диагноз, выносится окончательное решение, даются рекомендации о дальнейшем развитии ребёнка. Помимо психологических особенностей, они внимательно изучают в динамике (данные предоставляются за последние 2-3 года):

  • успеваемость в школе;
  • характер ошибок по математике и русскому языку;
  • особенности почерка;
  • состояние моторики;
  • темп деятельности и многие другие аспекты.

На комиссию также предоставляются результаты полного медицинского обследования и история болезней.

На основании полученных данных делается вывод, имеется ли у ребёнка задержка психического развития. Но, как уже было сказано ранее, медицинский диагноз ЗПР, начиная с 1997 года, не ставится. В заключении используется терминология из следующей части МКБ-10:

Новое обозначение ЗПР в МКБ-10

Обучение

Где и как может обучаться ребёнок с ЗПР:

  • интегрированное обучение в общеобразовательной школе;
  • коррекционно-развивающее обучение на основе личностно-ориентированного подхода в условиях общеобразовательных учреждений;
  • обучение в образовательных учреждениях VII вида, где максимально учитываются все особенности учебной деятельности детей с ЗПР.

В 2015 году был утверждён важный документ, регламентирующий обучение детей с ЗПР в общеобразовательной школе. Это «Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития». Она включена в «Специальные основные общеобразовательные программы начального общего образования ФГОС». Эта система реализуется в обычных учебных заведениях (не коррекционных) на территории всей Российской Федерации с 1 сентября 2016 года в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 7.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

С этого момента дети с ЗПР имеют полное право учиться не в коррекционной, а обычной общеобразовательной школе вместе с нормально развивающимися ровесниками. При этом учителям и родителям следует учитывать следующие особенности обучения:

  • им требуется больше внимания и индивидуальный подход;
  • они занимаются по отдельной, облегчённой программе;
  • проблемы в усвоении материала обусловлены не ленью и нерадивостью, а неспособностью.

Педагоги-психологи настаивают, что гораздо более продуктивно отдать обучаться ребёнка с ЗПР в специализированную коррекционную школу или перевести на домашнюю форму обучения.

Лечение и коррекция

В зависимости от вида ЗПР и индивидуальных особенностей ребёнка профильными специалистами разрабатывается коррекционно-развивающая программа, по которой ему следует заниматься. В неё входят различные блоки, предполагающие комплексный подход к решению имеющихся проблем.

Микротоковая рефлексотерапия

Это аппаратное воздействие электрическими импульсами на биоактивные точки мозга, так называемые нейрорефлекторные зоны. Целенаправленно восстанавливает работу нервной системы именно там, где имеются нарушения. Микротоками выборочно обрабатываются мозговые центры, отвечающие за интеллектуальные способности, речевую активность, дикцию, словарный запас.

Организуется в условиях стационара. Правда далеко не все родители дают согласие на проведение процедуры.

Психолого-педагогические коррекционные занятия

Ребёнок с ЗПР должен регулярно ходить на занятия психолога. Цель — скорректировать психическое развитие таким образом, чтобы оно улучшило качество его жизни. Среди основных задач:

  • повысить уровень интеллектуального, эмоционального и социального развития;
  • развить крупную и мелкую моторику;
  • расширить словарный запас и понятийный аппарат.

Родители имеют право знать, что включает в себя программа психолога, который занимается с их ребёнком. Моменты, которые вызывают сомнения или недоверие, заранее должны быть согласованы.

Психологическая работа с детьми, страдающими ЗПР, предполагает использование разнообразных методик.

Психотерапевтические направления:

  • изотерапия;
  • песочная терапия;
  • музыкотерапия;
  • куклотерапия;
  • сказкотерапия;
  • логоритмика;
  • методы предметно-сенсорной терапии.

На занятиях психолог организует дидактические игры с разноцветными полосками, кубиками, палочками, геометрическими фигурами (в том числе объёмными) и специальными карточками. Примеры нескольких таких игр представлены ниже.

«Угадай эмоцию»

Проводится либо в группе из 5-6 таких же деток с ЗПР, либо в паре с психологом. На стол кладутся карточки со схематическим изображением различных эмоций. Предлагается взять одну из них наугад, назвать, что на рисунке, и попытаться изобразить данное чувство с помощью мимики, голоса, жестов. Можно усложнить задание и попросить назвать ситуацию, в которой эта эмоция чаще всего проявляется.

«Найди цифру»

На столе выложены картинки и объёмные фигуры разных цифр. Все они отличаются размером и цветом. Психолог называет цифру — из предложенного материала нужно выбрать все соответствия (например, все двойки или восьмёрки).

«Лото настроений»

На столе лежат карточки, на которых нарисованы животные с разными мордочками. Психолог называет какую-либо эмоцию (показывает картинку с ней или изображает сам) — ребёнок должен подобрать под неё нужную карточку.

«Волшебный мешочек»

В красивый мешочек складываются небольшие объёмные вещицы, легко узнаваемые на ощупь: зеркальце, будильник, карандаш, блокнот, линейка и т. д. Нужно запустить туда руку с закрытыми глазами, достать любой предмет и угадать, что это.

«Палитра настроений»

На столе лежат карточки с различными оттенками настроения. Психолог задаёт вопрос: «Как ты себя сейчас чувствуешь?» — ребёнок должен ответить с помощью рисунка. После этого вопрос несколько раз трансформируется: «А как сегодня чувствует себя твоя мама?», «Как ты думаешь, какое настроение у твоей кошки?» и т. д.

Альтернативные методики

Дополнительно профильные специалисты могут назначить современные, нетрадиционные методы коррекции:

  • иппотерапию;
  • канистерапию;
  • дельфинотерапию;
  • фелинотерапию.

Вовремя и грамотно проведённая психокоррекционная работа даёт положительные результаты.

Что делать родителям

Психологи и педагоги, работающие непосредственно с детьми, у которых наблюдается ЗПР, дают полезные рекомендации родителям, позволяющие ускорить развитие.

Для начала родителям придётся не только понять, но и принять тот факт, что ребёнок будет обучаться медленнее ровесников и отставать от них в учёбе. Чтобы не требовать от него слишком многого, быть терпеливыми к его особенностям, их нужно изучить и учитывать при общении и занятиях.

Усилиями одних только домашних занятий проблему ЗПР не решить. Поэтому второй шаг родителей, желающих помочь своему ребёнку, — обращение за квалифицированной помощью к профильным специалистам — педагогу-дефектологу, психологу или врачу-психотерапевту. С учётом индивидуальных особенностей они дадут рекомендации, что именно нужно делать.

Общие советы:

  1. Заниматься ежедневно по 30-40 минут.
  2. Уделять ребёнку больше внимания, организовывать совместное времяпрепровождение, общаться, задействовать других родственников.
  3. Обеспечить комфортную атмосферу в семье.
  4. Нормализовать режим дня, приобщать к здоровому образу жизни, обеспечить сбалансированное питание, увеличить двигательную активность и пребывание на свежем воздухе.
  5. Общаться с другими родителями таких же детей (например, через сообщества в соцсетях).
  6. Организовывать общение с ровесниками.
  7. Не говорить ребёнку, что он особенный. Не жалеть, что он не такой, как все.
  8. Поручать домашние дела, уход за животными, обучать самообслуживанию.
  9. Не повышать голоса, быть терпеливыми, что бы ни произошло.
  10. Вести дневник, чтобы отмечать все успехи, — эти записи помогут скорректировать дальнейшую работу.

Домашние занятия для ребёнка с ЗПР

В первую очередь родителям нужно направить усилия на развитие мелкой моторики, которая самым непосредственным образом связана с когнитивными способностями. Для этого рекомендуется использовать:

  • конструкторы;
  • пластилин;
  • пазлы;
  • мозаики;
  • пальчиковые краски;
  • кубики;
  • пирамидки;
  • бисер, бусинки (для создания аппликаций);
  • кольцеброс;
  • тренажёры для завязывания шнурков и застёгивания пуговиц;
  • наборы для вышивания.

Родители также могут выполнять с ребёнком несложные упражнения, способствующие развитию различных психических функций.

«Назови похожее»

Родитель называет эмоцию, настроение или чувство — к ним нужно подобрать синоним.

«Загадки-описания»

Нужно отгадать загадки, в которых описываются предметы из окружающего мира для создания базовых представлений.

  • Под листочками да под ёлками прячется мешок с иголками. (ёжик)
  • Или рыжая, или серая, хотя по названию белая. (белочка)
  • Был шарик бел. Ветер подул — он улетел. (одуванчик)
  • Серый, но не волк; длинноухий, но не зайчик; с копытами, но не лошадка. (ослик)

«Найди отличия»

Родитель называет слово и просит подобрать к нему такое, которое отличается от этого одним звуком. Например, удочка — уточка, точка — дочка и т. д.

«Закончи предложение»

Родитель начинает предложение, в котором по описанию явно угадывается какой-то предмет (животное). Нужно закончить. Например:

  • Домашнее животное, которое пьёт молоко и мяукает, — это…
  • Дерево в саду, на котором растут яблоки, — это…
  • Птица, которая кукарекает, — это…
  • Колючее дерево с иголками, которое украшают на Новый год, — это…

«Внимание!»

Родитель бросает мяч и произносит слово. Нужно поймать мяч и назвать количество звуков (букв) в слове. Начинать нужно с минимального количества, постепенно увеличивая его.

Взрослые должны понимать, что дети с ЗПР требуют повышенного внимания. Им необходимо уделять гораздо больше времени и набраться терпения при общении с ними. Не всё получится с первого раза. Придётся много работать, но в результате потери для психического развития будут минимальны, он социально адаптируется и может быть даже успешен в каких-то сферах жизни.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Виды ЗПР у детей: типы задержки психического развития по различным признакам

Согласно статистике, к концу 2020 года у 2% населения России был выявлен диагноз ЗПР. Но отклонения носят разный характер. По современным классификациям существует несколько видов задержки психического развития. Можно говорить, что ЗПР проявляется по-разному в тех или иных случаях.

В статье разберем, какие виды задержки психического развития существуют в зависимости от выбранного критерия, кто может выявить тот или иной из них, как это делается. Выясним, бывают ли смешанные варианты.

Виды ЗПР у детей: типы задержки психического развития по различным признакам

Антонова Стелла Леонидовна

Антонова Стелла Леонидовна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог

Стаж работы: более 30 лет

Стоимость приема: 6 000 руб.

Антонова Стелла Леонидовна имеет опыт преподавания в ВУЗе различных направлений психологии. Автор нейропсихологической коррекционно-развивающей программы для детей начальной школы «Движение тела – движение мысли», а также множества статей и публикаций в научно-популярных сборниках. Автор и ведущая программы для специалистов и родителей «Нейропсихологический подход к проблеме эмоциональных нарушений у детей и подростков». Эксперт Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды.

К какой категории ограниченных возможностей здоровья относится ЗПР

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и иным документам, ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья, которые выражаются в нарушениях физического или психологического развития.

Выделяют следующие категории:

  1. Глухие дети.
  2. Слабослышащие.
  3. Слепые.
  4. Слабовидящие.
  5. С нарушением опорно-двигательного аппарата.
  6. С задержкой психического развития.
  7. С тяжелой дисфункцией речи.
  8. С расстройствами аутического спектра.
  9. С умственной отсталостью.

Таким образом, дети с ЗПР выделены в отдельную шестую группу ОВЗ. Ребята из этой категории характеризуются следующим образом: имеющие возможность интеллектуального развития. При этом у них:

  • замедленный темп психических процессов;
  • высокая истощаемость;
  • проблемы с усвоением знаний.

Сюда же можно добавить такие вещи, как специфическое восприятие, отставание в словесно-логическом мышлении, инфантилизм, высокая утомляемость, частая смена активного и пассивного состояний.

Это всё негативные проявления, которые граничат с умственной отсталостью, но не относятся к ней. Последняя входит в восьмую категорию ОВЗ – отклонения интеллектуального развития. В неё включают детей дошкольного и школьного возрастов, как 4–5 лет, так 7–8 и так далее.

Ребенок из этой группы:

  • имеет глубокую недоразвитость познавательных процессов;
  • обладает искаженным восприятием;
  • характеризуется низким уровнем мышления.

Дети из 8 категории, в том числе и детсадовцы, имеют способность к обучению, но уровень возможностей у них, конечно, очень низкий.

На основании изложенного делаем два вывода:

  1. Умственная отсталость и задержка психического развития, как и ЗПРР – это разные вещи, хотя и граничат друг с другом.
  2. ОВЗ – это не вид ЗПР, как иногда думают. Задержка психического развития является одной из категорий ограниченных возможностей здоровья. То есть, ЗПР соотносится с ОВЗ, как частное с общим.

Далее, рассмотрим виды ЗПР у детей и их характеристики.

Классификация ЗПР

Учеными предлагались разные варианты, но основной считается классификация от 1980 года Клары Семеновны Лебединской – советского и российского детского психиатра и дефектолога.

Она разделила нарушения в зависимости от их особенностей по этиопатогенетическому признаку. В 1992 году К. С. Лебединская получила ученую степень доктора психологических наук.

Ориентируясь на этиологические характерные признаки, К. С. Лебединская выделила несколько типов патологии. До этого подобное пытались сформулировать М. С. Певзнер и Т. А. Власова, но у К. С. Лебединской очертить группы детей с ЗПР получилось лучше всего.

Прежде чем переходить к классификации видов задержки у детей и их характеристике по Лебединской, рассмотрим, что предлагали другие ученые, чтобы иметь полное и всестороннее представление.

Виды, определенные Певзнер и Власовой

В двух словах об ученых:

  1. Мария Семёновна Певзнер – советский психиатр, дефектолог и психолог. Кандидат психологических наук, доктор педагогических наук.
  2. Татьяна Александровна Власова – советский психолог и дефектолог. Доктор психологических наук.

В 50–60 годах XX века М. С. Певзнер начала разностороннее исследование причин неуспеваемости детей. В результате чего родилась характеристика видов ЗПР. Появились типы отклонений:

  1. Психический и психофизический инфантилизм в результате дизонтогенеза. Выражается в нарушении темпа созревания мозговых систем, которые формируются внутриутробно. Инфантилизм делят на два вида: гармонический и дисгармонический. Различие в том, что первый характеризуется проблемой с созреванием лобных долей, второй – с органическими патологиями головного мозга, что ведет к нарушениям психики.
  2. Астенические состояния. При этой разновидности ЗПР выявляется ослабленность соматогенного и неврологического характеров. Они вызваны нарушениями нервной системы.
  3. Церебрально-органическая ЗПР.

В некоторых источниках, когда речь идет о классификации Певзнер и Власовой, выделяют только две группы:

  • инфантилизм: неосложненный психический и психофизический;
  • вторичное расстройство – задержка психического развития, вызванная различными биологическими факторами, имевшими место при вынашивании плода матерью или на этапе первого года жизни ребенка.

Можно отметить, что классификация хоть и довольно грамотная, но не очень подробная.

Типы ЗПР, вызванные влиянием биологических факторов

Психолог и психотерапевт Ковалев В. В. в 1979 году предложил свою классификацию задержек развития.

Он выделил 4 категории ЗПР:

  1. Дизонтогенетическая – тот самый психологический инфантилизм, о котором уже шла речь.
  2. Энцефалопатическая – появляется из-за поражений центральной нервной системы. Например, такая задержка развития может начаться вследствие болезни, перенесенной на первом году жизни.
  3. Вторичная – не связана с психологическими факторами. Развивается из-за проблем с органами слуха и зрения, с речевой дисфункцией.
  4. Социальнодепривационная – госпитализм. ЗПР возникает из-за совокупности соматических и психических нарушений, которые появляются из-за длительного нахождения ребенка, подростка вдали от дома, в больничных условиях. Так госпитализм трактуют в узком смысле. В широком – он характеризуется тем, что на человека воздействует целый ряд самых неблагоприятных факторов, связанных с проживанием вне дома.

Виды ЗПР по Семаго

Семаго Михаил Михайлович – кандидат психологических наук, профессор.

Семаго Наталья Яковлевна – клинический психолог.

В соавторстве ученые разработали свою особую классификацию. Предлагаем кратко пройтись по ней:

  1. Органический инфантилизм.
  2. ЗПР, в которой преобладают нарушения познавательной деятельности.

Как видно, в процессе работы специалисты опирались на достижения своих советских коллег. Подход может являться и авторским, но он не так сильно отличается от того, что предлагала Певзнер. Поэтому подробно останавливаться на ней не будем.

Классификация по Лебединской

В научном сообществе основной упор делают именно на этот вариант. Разберем подробно, рассмотрим сравнительную таблицу.

Клара Семеновна Лебединская выделила 4 вида ЗПР:

  1. Конституционного происхождения.
  2. Соматогенного генеза.
  3. Психогенного.
  4. Церебрального.

Разберем подробнее 4 типа задержки психического развития по Лебединской.

ЗПР конституционного происхождения

Под ним следует подразумевать тот самый инфантилизм, о котором вели речь Певзнер и Власова, когда эмоционально-волевая сфера находится на более ранней стадии развития. То есть, все у ребенка было бы в порядке, если б ему было на год-два меньше лет.

Преобладают:

  • эмоциональная мотивация поступков;
  • повышенный фон настроения;
  • поверхностность;
  • легкость внушения.

Певзнер и Власова связывают такое поведение с эмоциональной незрелостью. Иногда инфантилизм обусловлен незначительными обменно-трофическими расстройствами. В целом, клинический прогноз положительный.

Гармонический инфантилизм часто имеет место у близнецов, поэтому проблему нередко объясняют многоплодием.

Задержку конституционного происхождения можно выявить по внешнему признаку детей. Когда остальные, например, поступив в школу, закончив первый класс, становятся немного похожими на взрослых – даже внешне – дети с ЗПР I группы по Лебединской – субтильные. Они выглядят младше своего возраста.

Гармонический инфантилизм равномерно проявляется во всех сферах: эмоции, интеллект; речь и так далее. В некоторых случаях психическое отставание может быть более заметным.

Высказывается мнение о возможной наследственной природе гармонического инфантилизма. Но этот момент продолжают обсуждать. Замечено, что у некоторых детей с ЗПР такого типа родители тоже страдали от проблемы.

Задержка психологического развития соматогенного происхождения

Можно догадаться, чем обусловлен этот тип ЗПР. Основная причина – длительная органная недостаточность:

  • инфекции;
  • аллергические состояния;
  • пороки соматической сферы: как врожденные, так и приобретенные.

Как указывал Ковалев В. В., зачастую эта ЗПР связана с проблемами сердца.

Эмоциональное развитие может задерживаться из-за заболеваний неврологического характера в сочетании:

  • со страхами;
  • неуверенностью в себе;
  • капризностью и так далее.

Если ребенок долго болеет, много времени проводит в медицинских учреждениях, оторван от дома, то на его организм и, в частности, нервную систему оказывается серьезное негативное воздействие. Следствием является задержка той или иной тяжести.

ЗПР психогенного происхождения

Ребенок отклоняется в развитии при этом типе проблемы из-за неблагоприятной окружающей среды. Например, если есть конфликты в семье. Обстановка давит на психику. У организма запускается процесс адаптации. При этом происходит изменение эмоционального развития не в лучшую сторону. Это приводит к ЗПР.

Задержка психогенного происхождения возникает, например, при гиперопеке или беспризорности, когда у ребенка не вырабатывается чувства долга. Способствуют возникновению и прогрессированию ЗПР:

  • агрессия в семье;
  • отсутствие в окружающем коллективе высоких ценностей, принципов и так далее.

Задержку психогенного происхождения нужно отличать от педагогической запущенности, когда проблемы у ребенка возникают из-за отсутствия соответствующих знаний, опыта, неумения вести определенную деятельность. Здесь важно различать причину и следствие.

Например, школьник, который нормально развивается, может не уметь считать не потому, что у него нет способностей – мозг еще не готов, а потому, что он специально не учился подобному навыку. Если родители или педагоги в общеобразовательном учреждении занялись плотнее, то у ребенка всё бы начало получаться, потому как ЗПР не была диагностирована.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Наиболее распространенный и стойкий тип задержки психического развития, согласно российским и международным данным.

Он возникает вследствие:

  • инфекций во время беременности;
  • недостатка кислорода;
  • тяжелого токсикоза;
  • несовместимости крови матери и ребенка, например, из-за резус-факторов;
  • недоношенности;
  • заболеваний на первом году жизни.

В таблице проведем сравнительный анализ разных типов ЗПР.

Тип Причина Проявления
Конституциональный Врожденные склонности к определенным моделям поведения Эмоциональная несамостоятельность, бурные реакции, перепады настроения, игровые интересы, инфантилизм
Соматогенный Физиологические патологии Слабость организма, отсутствие мотивации к развитию, апатия, нежелание принимать решения самостоятельно и совершать поступки
Психогенный Неблагоприятные условия, в которых находится ребенок Безответственность, отсутствие самостоятельности. Излишняя агрессия, либо, наоборот, повышенная застенчивость и пугливость
Церебрально-органический Врожденные или приобретенные причины, негативно влияющие на психику и нервную систему Апатия, равнодушие, минимум эмоций и тому подобное

Таким образом, ЗПР – это общее название проблем, которые могут характеризоваться разными причинами. Проявляться задержка тоже может специфически.

Бывают ли смешанные типы

На ребенка могут воздействовать сразу несколько факторов, поэтому нельзя исключать сочетанные типы. Как правило, у ЗПР сразу несколько причин.

Кто может определить вид задержки психического развития у ребенка

Родители часто ошибаются с диагнозом. Некоторые необоснованно считают, что у их детей есть ЗПР. И хорошо, если обращаются к специалисту. Другие – не видя проблем, не записываются на прием к доктору. А это уже плохо. Ведь очень важно не упустить время, быстро перейти к мерам, которые помогут дошкольнику догнать сверстников и начать учиться лучше.

Внимание: диагноз «Задержка психического развития» может поставить только врач. Обращайтесь в клинику La Salute, если есть сомнения в темпах формирования ребенка. Опытный нейропсихолог поможет поставить верный диагноз, разработает программу коррекции развития.

Как выяснить, какой вид ЗПР у ребенка

Этим вопросом занимается нейропсихолог и некоторые другие врачи. Специалисты собирают анамнез, проводят тестирование, в случае необходимости организуют диагностику при помощи оборудования, планирование медикаментозного лечения и программы специальной терапии.

ЗПР не приговор. При своевременной и грамотной корректировке ребенок догонит сверстников в развитии. Приходите в La Salute, чтобы помочь своему малышу.

Комплексные программы

Нейропсихологическая программа  «Школьная успешность» (1 – 4 класc)

Нейропсихология

ЗПР у детей

Гимранов Ринат Фазылжанович

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 25 июня, 2019

Обновлено: 7 марта, 2023

Дети на занятии в группе сидят на полу

Дети на занятии в группе сидят на полу

ЗПР – особенность развития ребёнка, при которой главные психические функции созревают с отставанием от принятых возрастных норм.

Содержание статьи:

  • 1 ЗПР – расшифровка и объяснение термина
  • 2 Виды патологии
    • 2.1 Виды ЗПР и их характеристика в таблице 
  • 3 Диагноз
  • 4 Причины возникновения
  • 5 Причины задержек развития у детей дошкольного возраста
  • 6 Симптомы и признаки у детей
      • 6.0.1 Таким образом, типичными признаками ЗПР являются следующие нарушения: 
  • 7 Признаки патологии в 2 года
    • 7.1 Как понять, что у ребёнка ЗПР? 
  • 8 Признаки нарушений у ребёнка в 3 года
  • 9 Список использованной литературы

ЗПР – расшифровка и объяснение термина

Задержка психического развития (ЗПР) – патология, которая требуют внимательной оценки, выявления их причин и определения способов их устранения. Проявляется она самыми разнообразными симптомами, которые зависят от причин возникновения нарушения, особенностей ребёнка и среды, в которой малыш развивается.

При этом важно сказать, что данным термином обозначают только нарушения, не имеющие активно выраженных форм и проявляющиеся у ребёнка дошкольного и младше школьного возраста. Основные трудности, возникающие у детей с ЗПР, связаны с адаптацией к учебному процессу. В более позднем возрасте, а также в случаях выявления более сложных форм патологии, речь идёт уже не о ЗПР, а об иных диагнозах. [1]

Виды патологии

ЗПР по причинам возникновения и особенностям проявления симптомов делится на 4 группы.

Виды ЗПР и их характеристика в таблице 

Происхождение Причина Как проявляется
Конституциональное Врождённые склонности ребёнка к определённого вида особенностям поведения и обусловливаются его собственными темпами развития. Проявляется в эмоциональной несамостоятельности ребёнка, его чрезмерной привязанности к близкому взрослому (скорее всего, к матери), неспособность к принятию собственных решений и к другим эмоционально-волевым поступкам. Для этого типа патологии характерны неустойчивые бурные эмоциональные реакции. У таких детей долго сохраняются на первом плане игровые интересы без мотивации на познавательную деятельность. [2]
Соматогенное Следствие физиологической патологии. Дети, страдающие хроническими заболеваниями, а часто и подверженные гиперопеки со стороны родных, не имеют возможности развиваться психически полноценно. Общая слабость, притупление внимания, отсутствие мотивации к познаванию окружающего мира, лишён потребности совершать самостоятельные действия и принимать решения
Психогенное Неблагоприятные условия, в которых растёт и воспитывается ребёнок. Агрессия, насилие, безнадзорность приводят к отсутствию у него навыков контроля собственного поведения. Безответственность, несамостоятельность, отсутствие необходимых знаний о том, как устроен окружающий мир. Боязливость, застенчивость или наоборот, наглость – проявления патологии для этой группы.
Церебрально-

органическое

Распространённая в клинической практике патология. Возникает вследствие физиологических нарушений функций нервной системы, обусловленных врождёнными или приобретёнными причинами. Как правило, к подобным последствиям приводят неблагоприятные факторы, сопровождающие женщину в период беременности: избыточный вес будущей матери; инфекционные и хронические заболевания, диабет; наличие психических заболеваний у родственников; патологические роды, недоношенность и др. [3] При диагностике выявляют минимальную мозговую дисфункцию – комплекс разнообразных незначительных нарушений.

Дети с подобным видом ЗПР отличаются апатией, недостаточностью проявления эмоций, пониженным интересом к происходящему, равнодушием к мнению о них других людей, бедностью воображения и т.д. 

Диагноз

По перечню медицинских заболеваний диагноз ЗПР относится к психологическим особенностям развития (F80-F89).

Для того, чтобы выявить причины возникновения и характерные особенности ЗПР у ребёнка, комиссия из врачей, педагогов и психологов составляет алгоритм проведения мер, направленных на анализ его личности, историю его рождения и условий жизни. Этапы диагностики такие:

  • общение с ребёнком, беседа с родителями;
  • сбор анамнеза;
  • осмотр и обследование психолога;
  • заключение комиссии, выводы и план коррекции. [4]

Девочка на занятии у психолога

На этапе обследования изучается память малыша, его восприятие, внимание, способности к обработке информации. Также оцениваются его возможности восприятия звуков, смысла речи и совершения эмоционально-волевых поступков.

Для диагностики ЗПР также назначаются лабораторные исследования: генетические, молекулярные и метаболические анализы.

Причины возникновения

Как видно из перечня происхождений заболевания, ЗПР возникает как по биологическим, так и по социально-психологическим причинам.

Младенец лежит, руки взрослого на висках ребенка

Биологические причины ЗПР:

  • органические повреждения ЦНС, эпилепсия;
  • родовые и черепно-мозговые травмы;
  • недоношенность;
  • инфекции внутриутробные и в раннем возрасте;
  • резус-конфликт;
  • рахит;
  • наследственность и др.

При дефектах функционирования органов чувств (нарушения зрения, слуха, затруднение речи и др.) при недостаточности или отсутствии коррекционного лечения и реабилитации ЗПР развивается по причине невозможности полноценного восприятия малышом мира. инфоблок

Социально-психологические причины заболевания обычно связаны с проживанием в неблагополучных семьях (агрессивное окружение, авторитарное воспитание, жестокость по отношению к ребёнку и другим членам семьи, проблемы с алкоголем и др.), либо с условиями гиперопеки, недостатка общения со сверстниками и др.

Причины задержек развития у детей дошкольного возраста

По данным психологов, около 20% первоклассников в нашей стране испытывают трудности с освоением школьной программы. Достигнув возраста 7 лет, такие дети не освоили необходимых возрастных навыков восприятия и анализа информации для того, чтобы проходить успешное обучение в школе.

Причина ЗПР – не выявленные вовремя отклонения от норм в более раннем возрасте. Уже к 2-3 годам родители могут обратить внимание на признаки отставания ребёнка по тем или иным показателям. Не говорит, не умеет держать ложку и самостоятельно есть, не проявляет активного интереса к окружающему миру, не может выполнить простые игровые просьбы взрослых – эти и другие признаки должны насторожить родителей и стать поводом показать сына или дочь педиатру.

Ребенок на природе в красной кепке задумался

Проще всего заметить признаки ЗПР у детей 4-5 лет. Именно в этом возрасте они уже ведут активное инициативное общение со сверстниками, и показывают первые успехи в дошкольной подготовке, интересуются буквами, цифрами, написанием слов и т.д.

Но возраст 4-5 лет является критичным для начала лечения задержек развития. Гораздо более благоприятные прогнозы по устранению патологии бывают при начале корректирующих занятий и лечения в возрасте до 3 лет.

Особенно это важно при задержках речевого развития. Если к 4-5 годам отсутствуют речевые навыки, вероятность успешного лечения составляет меньше 1%. Если же речи нет и к 7 годам, то более 90% вероятности, что она уже не появится. [5]

Симптомы и признаки у детей

Ребенок с диагнозом ЗПР рисует

Одни и те же нарушения развития психики у разных детей отличаются по времени и степени выражения. Эти проявления могут касаться как психоэмоциональной сферы, так и физических навыков.

Эмоционально-волевая сфера. Это виды ЗПР, связанные с неумением ребёнка контролировать свои эмоции и совершать волевые усилия. Он не может долго находиться на одном месте, не сосредоточен на поставленной задаче, быстро утомляется. Такие дети нарушают дисциплину, конфликтны, подвержены внезапным приступам беспричинной агрессии или смеха. В приоритете долго сохраняют игровые виды деятельности.

Таким образом, типичными признаками ЗПР являются следующие нарушения: 

  • памяти
  • внимания
  • мышления
  • речи

При различных разновидностях ЗПР все перечисленные признаки проявляются в лёгкой форме и не являются препятствием к полноценному освоению ребёнком обычной школьной программы. Дети с такими задержками развития требуют только более внимательного отношения и корректировки формы подачи материала.

Признаки патологии в 2 года

К 2 годам жизни малыш уже обладает определённым набором навыков, позволяющих оценить его способности к обучению и темпы развития. Поэтому именно в этом возрасте становится возможным впервые выявить признаки ЗПР.

Ребенок закрыл лицо и отвернулся

Для этого возраста характерны активные действия, подражающие манипуляциям близких взрослых. Дети охотно подражают родителям в повседневных бытовых условиях, а также выполняют простые игровые действия по образцу после показа (собрать пирамидку, провести линию на бумаге и др.). Также в 2 года ребёнок уже произносит не только отдельные слова, но и простые предложения из 3-4 слов

Как понять, что у ребёнка ЗПР? 

О задержке развития двухлетнего малыша есть повод говорить в случаях, если малыш:

  • Не может соотнести объёмную форму с соответствующим плоскостным изображением, не понимает даже после показа, как собрать простую пирамидку, сортер (распределить фигурные вкладыши по аналогичным отверстиям).
  • Путается в наборе из 3-4 контрастных цветов, не может найти цвет по образцу.
  • Не способен показать (ответить), какой предмет из представленных (после показа) тяжёлый/лёгкий, тёплый/холодный, мягкий/жёсткий и т.д.
  • Застревает в 2-3 действиях в игре (последовательно покормить и покачать куклу).
  • Не понимает, как построить из кубиков простую форму по образцу.
  • Желания к деятельности не проявляет, апатичен, нелюбопытен.
  • Не требует желаемого.
  • Избегает эмоций при общении со знакомыми взрослыми.
  • Не понимает рассказа о том, что происходило с ним в недавнем прошлом (сегодня на прогулке и т.д.).
  • Сложно выполнить ряд простых поручений (подними мячик, положи в корзину).
  • Использует упрощённые словоформы, обращаясь с просьбами.
  • Не показывает эмоциональной реакции на звуки музыки, не подпевает знакомым песням. [6]

Признаки нарушений у ребёнка в 3 года

К 3 годам дети развивают базовые навыки, приобретают углублённые знания об окружающем мире, речь их становится более сложной и богатой. В этом возрасте формируется начало ролевой игры

Поводом обращения к психологу или неврологу по вопросу темпов развития являются следующие признаки:

  • Ребёнок не говорит предложениями, не может с помощью речи обратиться с просьбой, ответить на простой вопрос, выразить чувства. Не может рассказать сказку (которую знает) по иллюстрациям.
  • Не может ответить на вопросы о его имени и возрасте, о членах семьи, о предпочтениях в играх и еде и т.д. Его родители не слышат познавательных вопросов (Почему?, Кто?, Зачем?).
  • Названий цветов, форм, предметов, которые его окружают, не знает и не стремиться узнать.
  • Неспособен распределить предметы по размеру, форме, цвету, не может сложить пирамидку по заданному образцу или по картинке.
  • Дорисовать простую картинку не может (лепесток у цветка и д.т.), не изображает на листе простые формы и линии, не фантазирует в рисунке.
  • Не берёт игровые роли (“я – мама, доктор…”), фантазия бедная, эмоциональное поведение в игре не характерно.
  • Не идёт на контакт с другими детьми, не участвует в эмоциональном общении.
  • Испытывает сложности различить, что “хорошо”, что “плохо”, когда сделал что-то стыдное, недозволенное.
  • Избегает инициативы, не стремится к независимости, не любопытен.
  • Отсутствует умение сдерживать эмоции, ждать, терпеть, выполнять простые правила поведения на улице и т.д.
  • Сам не умеет одеваться/раздеваться, складывать вещи, есть. Не успевает на горшок (или вовсе не пользуется им). Не выполняет просьбы и простые последовательности действий.

Ребенок рисует пальцами солнышко на стекле

Если вы обнаруживаете у своего ребёнка ряд описанных признаков, обратитесь к грамотному специалисту-неврологу.

Задержка психического развития – это не болезнь, но признак того, что вашему ребёнку нужно дополнительное внимание. Своевременная диагностика состояния малыша позволит вовремя понять причину и принять необходимые меры для того, чтобы впоследствии нарушения не развились в серьёзную патологию. [7]

При ЗПР необходимо обнаружить, какие механизмы привели к нарушению работы мозга. Провести обследование и найти зоны головного мозга, нервные пути и ткани, которые не функционируют должным образом.

После обнаружения, возможно индивидуально подобрать комплексное лечение, направленное на активацию и стимуляцию мозга.

Список использованной литературы

  1. ^ Speechand language delay in children. McLaughlin MR. Am Fam Physician. 2011 May 15;83(10):1183-8.
  2. ^ A Diagnostic Marker to Discriminate Childhood Apraxia SpeechFrom Speech Delay: I. Development and Description of the Pause Marker. Shriberg LD, Strand EA, Fourakis M, Jakielski KJ, Hall SD, Karlsson HB, Mabie HL, McSweeny JL, Tilkens CM, Wilson DL. J Speech Lang Hear Res. 2017 Apr 14;60(4):S1096-S1117. doi: 10.1044/2016_JSLHR-S-15-0296. Review.
  3. ^ Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. – М., 2001
  4. ^ Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей /
  5. ^ Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003. 400 с.
  6. ^ Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2012. – 182 с.
  7. ^ Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. 244 с.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Записаться к специалисту

×

Добавить комментарий