Как найти зрителей на спектакль

«В нашей работе ни дня без сюрприза. Однажды перед спектаклем ко мне подошла разгневанная женщина и стала жаловаться на билетера, который отказывается пропускать ее в театр. Я попросила показать билет, и выяснилось, что билетер ни в чем не виноват – просто дама ошиблась театром. Главное в таких случаях не поддаваться эмоциям и сохранять доброжелательность», – считает зав. билетными кассами, администратор «Школы драматического искусства» Алина БЕЛОЧИСТОВА. О многочисленных нюансах своей работы она рассказала в спецпроекте «Театрала», посвященного закулисным профессиям (рубрику читайте в каждом бумажном выпуске журнала).

1. Перечитай программки

Встреча со зрителями готовится уже за несколько часов до начала спектакля. Важно первым делом проверить зрительный зал (заглянуть под каждый стул, посмотреть, нет ли там фантиков и жвачек), а главное – убедиться, что стулья расставлены в соответствии с планом зрительских мест. Дело в том, что на каждом спектакле у нас разная конфигурация зала, и важно проверить, не ошиблись ли рабочие, когда устанавливали стулья. 

Моя задача посмотреть, чтобы на каждом стуле был правильный порядковый номер, иначе возникнет путаница. 

Следом мы готовим «сопутствующую корреспонденцию», а именно: буклеты, программки и журналы, которые выставим в фойе для продажи. Самая кропотливая работа, конечно, с программками. Ведь если в спектакле «двойной состав», то нужно отметить карандашом тех, кто сегодня играет. 

2. Знай репертуар каждого артиста

Часто в антракте зрители подходят к администратору и просят подсказать, где еще играет тот или иной актер. И здесь моя задача сориентировать каждого. У нас в репертуаре 50 названий, 47 штатных артистов (не считая хора и музыкантов), 7 вокалистов и еще множество приглашенных актеров – запутаться не мудрено, но если ты любишь театр, живешь его радостями и достижениями, то никакая работа тебе не страшна. Кстати, в ШДИ на администратора возложены и функции билетера: я реализую билеты в антракте и после спектакля. Так что без досконального знания репертуара не обойтись.

3. Будь в историческом контексте

Впрочем, я должна знать не только репертуар, но и шире – историю нашего театра. Когда в «Школу драматического искусства» зрители приходят в первый раз, то у них порой возникает вопрос: а что это за оригинальное здание? Почему один уголок здесь похож на Колизей, а другой на венецианский дворик; почему винтовая лестница напоминает Пизанскую башню, а круглый зрительный зал называется «Глобус»? По нашему зданию можно часами водить экскурсии, поскольку по замыслу отца-основателя ШДИ Анатолия Васильева архитектор Игорь Попов невероятно изобретательно спроектировал интерьеры театра. 

4. Пойми каждого

Острые моменты в нашей работе, конечно, случаются: от этого не застрахован никто. Прежде всего они связаны с тем, что ШДИ априори экспериментальный театр и, стало быть, требует определенного бэкграунда для полноты восприятия. 

Иной раз ко мне обращаются зрители, которые редко бывают в театре и имеют о нем лишь поверхностное представление (для них театр – это здание с колоннами, бархатным занавесом, веерами и кринолинами). И потому, когда они впервые знакомятся со спектаклями лаборатории Игоря Яцко и Александра Огарёва, им приходится объяснять, что современное искусство живет совершенно иными принципами, чем, например, в эпоху Островского: здесь важна игра с текстом, игра с образами, интертекстуальность и т.д. И, знаете, прислушиваются. Главное, сохранять доброжелательность.

5. Говори правильно

Недавно ко мне подошел зритель: «Я был у вас на перформансе «АнтропоценфонИя». Я его поправила: «АнтропоценфОния»! 

Нет, это не из вредности, просто помимо поддержания атмосферы в театре моя задача заключается в том, чтобы зрители запомнили спектакль правильно – от названия до наиболее важных ключевых моментов – и в дальнейшем могли его порекомендовать близким.

6. Держи связь с публикой

Мы всегда анализируем зрительские запросы. И если вдруг кто-то в антракте уходит домой, то стараемся выяснить: что не так? Но такое, впрочем, случается редко. Напротив, гораздо чаще приходится поддерживать зрительские ожидания. 

Например, если зритель купил билеты на спектакль Игоря Яцко, то, по его желанию, ШДИ может и впредь информировать о том, что у этого режиссера выходит новая работа. Выстраиваем контакты на разных уровнях, поскольку театр в моем представлении это не «учреждение культуры», это – дом, это особая атмосфера, это место, где рождается иной мир, а этого не бывает ни в каких «учреждениях».

7. Запомни зрителя в лицо

Не знаю, насколько это именно обязанность администратора, но скорее очень важное качество – помнить своих зрителей. Конечно, сложно всех знать по имени и отчеству, но память на лица у меня хорошая. Это стало уже профессиональным навыком и однажды спасло от накладки. 

Дело в том, что у нас в один день, но на разных сценах шли два спектакля с похожим названием – «Мертвые души» Игоря Яцко и «Своими словами. Гоголь «Мертвые души» Дмитрия Крымова. Наш репертуарный отдел не видел в этом особой проблемы, поскольку первый спектакль начинался в 18 часов, а другой – в 20. Казалось бы, ничего страшного.

Но так совпало, что когда на спектакле Яцко начался антракт, как раз пришла публика на постановку Дмитрия Крымова, и в фойе наблюдалась неразбериха. Иными словами, посетители театра слились в единое целое. Я сама это поняла, когда увидела, что зрители спектакля Яцко направились вдруг в тот зал, где должен был состояться спектакль Крымова. Пришлось за считанные минуты спасать положение, поскольку задерживать начало спектаклей театр не имеет права. Да и за неразбериху в зрительном зале (если бы она, не дай бог, случилась) отвечали бы только мы, администраторы. Это тоже часть профессии.

8. А главное – люби! 

Но вообще если говорить об администраторском деле, то очень трудно вывести какие-либо формулы, советы, рекомендации. Один театральный вечер совсем не похож на другой. Понятно, что мы находимся на связи со всеми службами театра и цехами, понятно, что здесь важна слаженная работа всего коллектива, культура, взаимопонимание, но всё это – общие слова.

Вот открываются двери, зрители заходят в фойе, и ты чувствуешь трепет: возможно, сегодня кто-то пришел к нам впервые. Возможно, уйдет отсюда потрясенным и вскоре приведет кого-то из близких, чтобы и он это увидел. 

Такие мысли меня посещают едва ли не каждый день. Сказывается, наверное, и свойство характера. У меня ведь юридическое образование: папа адвокат, я начинала работать его помощником, но в какой-то момент поняла, что не могу больше смотреть в бумаги и заниматься юридической казуистикой, мне нужны живые люди и радостные глаза.

Дает ли мне это театр? Спрашиваете! Конечно, и в огромном размере. Недавно меня назначили заведующей билетным столом, и я первым делом спросила: «А не снимут ли меня с администраторской должности?» Наверное, мой вопрос показался странным, но я пояснила начальству, что работать в отрыве от зрителей мне не хотелось бы. Ведь лишь ради них я сюда и пришла… 

Часто можно увидеть в театральных фойе, как нарядная женщина в прекрасном настроении рассматривает фотографии актёров, а рядом топчется её недовольный, скучающий супруг… Или, к примеру, двух подружек, одна из которых изучает программку, а вторая носится из угла в угол с телефоном, выбирая место для удачного селфи. Или шумную компанию, решительно направляющуюся к буфету, — и отколовшегося одиночку, не желающего в антракте пить коньяк…

Всё это результат неудачного выбора спутника. В театре, как и везде, нужен “свой” человек рядом, чтобы удовольствие не превращалось в тягостное времяпровождение. Любой театрал подтвердит: лучше смотреть #спектакль в одиночестве, чем брать с собой неподходящих спутников. Особенно тех, за кого бывает неловко, а порой и просто стыдно. Вам хочется сквозь землю провалиться, когда девушки из службы зала вежливо делают замечания — а ваш сопровождающий искренне недоумевает: “А чё такого?! Подумаешь…”

Зрители в зале
Зрители в зале

Каких только зрителей не бывает в зале! И ещё хорошо, когда в #театр приходят поспать — такие люди никому не мешают, если не храпят и не клонятся плакучей ивушкой на плечо соседа по креслу. А если похрустеть чипсами, погрызть орешки, попить шипящей и брызгающей газировки, съесть бутерброд с копчёной рыбой? Пофотографировать с яркой вспышкой, пообщаться в соцсетях во время действия (ещё и с “прямым включением” на камеру), пошептаться — или наоборот громко,
с хохотом прокомментировать происходящее на сцене, создавая незапланированный эффект ситкома… Зачем вам такие сопровождающие?

Главное — совпасть!

Увы, те, кто редко бывает в театре, забывают о том, что #актеры — живые люди, которые работают здесь и сейчас, отлично всё слышат, видят и замечают, но лишены возможности попросить уважать их труд. И если человек приходит в театр вместе с невоспитанным зрителем, он испытывает жгучий испанский стыд за такого “театрального маугли”. Поэтому к выбору спутника нужно относиться очень и очень серьёзно. Он не только не должен отвлекать вас от просмотра, но и вести себя подобающим образом, соблюдая нормы элементарного этикета; и желательно совпадать с вами в ритме и предпочтениях, чтобы не пришлось друг под друга подстраиваться, терпеть дискомфорт и считать минуты до окончания вечера.

У вас должны полностью совпадать представления о том, за сколько до начала лучше прийти, как провести время в перерыве, идти или не идти на перекур, брать ли бинокль, покупать ли цветы актерам, вызывать ли такси и так далее. Поход в театр состоит из сотни мелочей, и малейшее несовпадение может отравить весь вечер. Поэтому ни в коем случае не нужно насильно “окультуривать” тех, кто театра не любит, не понимает и не хочет к нему приобщаться. Каждому своё. Скучно мужу на драматическом спектакле — идите с подругой. Капризничает ребёнок — оставьте его в покое. Очень многие из тех, кто никогда не ходил на детские сказки, впоследствии сами пришли в театральные залы. Найдутся и другие попутчики по искусству и культуре!

Девушка в театральном зале. Можно и одной!
Девушка в театральном зале. Можно и одной!

Где искать компанию для похода в театр:

  • Среди друзей и бывших коллег, в том числе тех, с кем вы давно не общались. Удивительный феномен: ваш бывший сосед или сослуживец, с которым не сложилось особой дружбы, но вышло приятельство, часто оказывается идеальным партнёром для театра! Не лезет с разговорами, спокойно смотрит пьесу и даже готов к содержательному обсуждению по дороге домой.
  • В социальных сетях вашего любимого театра, на которые вы подписаны. Вот здесь вы точно найдете единомышленников! Участвуйте в обсуждениях, комментируйте, знакомьтесь, назначайте встречи, проявляйте инициативу. Поклонники театра, который нравится и вам тоже, редко бывают совсем на другой волне.
  • На сайтах типа “new-friend.org”, “Делаем вместе”, “Махнем”, “Попутчики” и других подобных ресурсах, специально предназначенных для знакомств по интересам. Могут помочь даже обычные сайты знакомств, но там придётся отдельно объяснять, что вы ищете не пару, а именно друга, интересующегося сценическим искусством. Можно списаться, обсудить интересы и выйти развиртуализироваться прямо на спектакле.
  • Среди подписчиков собственной страницы или блога, если периодически выкладывать туда впечатления о просмотренных произведениях, писать маленькие эссе, рассказывать о любимых актёрах. На это непременно обратят внимание те, кто тоже “в теме”, останется лишь дать объявление с приглашением.
  • На ежегодном мероприятии “Ночь театров“, где можно заговорить такими же любителями, обменяться контактами.
  • На тематических лекциях оффлайн, посвящённых истории театра, звёздам прошлых лет; актёрских и ораторских тренингах, мастер-классах.

Конечно, идти с незнакомым человеком рискованно, но не более, чем с тем, о котором вы заранее знаете, что он к театру равнодушен. Если вы давно состоите в сообществе своего любимого коллектива, то наверняка уже знаете многих комментирующих, хотя бы заочно. И минимум одна общая тема у вас уже есть!

Подписывайтесь на наш канал, читайте, ставьте лайки, рассказывайте друзьям и, конечно, обязательно приходите на спектакли!

Ждём вас по адресу: Москва, ул. Проходчиков, д. 2
АФИША И БИЛЕТЫ ОНЛАЙН

 

Формулируйте цели

Ставьте цели для всего. Все колеса для вас уже изобретены, вам осталось только прикрепить их к вашему велосипеду.

Постановка целей может касаться всех аспектов вашей деятельности: от получения профильного образования, до изучения текущих трендов и современных технологий, использующихся в вашем жанре искусства.

К примеру, если Вы музыкант, то кроме базового музыкального образования, вам нужно успевать за современным музыкальным миром, быть на волне: понимать, сколько треков нужно выпускать в месяц, или в год, чтобы удержать внимание слушателей, а также какого уровня и формата выступления вы можете предложить искушенному зрителю.

Скорее всего Вы уже наслышаны, но, всё же, есть такая методология SMART, которая широко используется в мировом менеджменте, прекрасно работает и в шоу-бизнесе.

SMART – аббревиатура, образованная от 5 английский слов, используемая для определения целей и постановки задач.

Проще говоря, недостаточно просто придумать себе цели и задачи, делать это нужно осознанно и правильно.
Рассмотрим, как это можно сделать на простом примере музыканта, планирующего сольное выступление в клубе.

Конкретная цель: Сформулируйте четкую цель, например, привлечь не менее 50 зрителей на концерт в местном клубе, либо запланировать 5 выступлений на следующий месяц.
На вопрос “У тебя есть конкретный план?”, ответ должен быть однозначным “Да” или “Нет”. Все остальные “вроде бы ” – это не конкретный план.

Измеримая: Ваш положительный, или отрицательный, ответ на предыдущий вопрос означает, что есть критерий для понимания того, достигнута цель, или нет: на концерт пришло меньше 50 человек – цель не достигнута; если удалось договориться о 5 концертах на следующий месяц – цель достигнута. Все просто, не правда ли?
Помните, что ваши цели – это показатели, а не успехи с неудачами.

Достижимая: Можете ли Вы что-то предпринять, чтобы привлечь этих 50 зрителей? Если живете в лачуге на опушке леса, то вряд ли, а значит цель неверно поставлена для вас.
В противном случае, есть уже масса проверенных способов привлечь внимание к вашему событию. Вы не обязаны сразу знать, какие именно способы вам нужны, но скорее всего представление об этом уже складывается в вашей голове.

Реалистичная: Это то самый момент, где мечты могут превратиться в прах.
Стать мега-звездой – цель хорошая, но это слишком большой скачек для начинающих, сразу так не получится. Нужно разбить этот путь на более мелкие шаги. Если на предыдущее выступление пришло 2 человека, то возможно нужно пока поставить цель – 10 зрителей, а не 50. Это выглядит реалистичнее.
Не создавайте сами себе разочарований, мечтая получить все и сразу. Терпение, и все получится!

Ограниченная во времени: Собрать 50 зрителей на выступление в эту пятницу. Договориться о пяти выступлениях в следующем месяце. Такая точная постановка сроков определяет, когда можно оценивать и корректировать ваши цели.

Чтобы дополнить наш пример с музыкантом, мы приведем еще пару примеров, какие задачи можно поставить перед собой, чтобы на выступление пришли те самые 50 зрителей:
– Организовать выход вашего интервью в местных СМИ за пару дней до концерта;
– Напечатать и раздать 100 флайеров и расклеить 20 постеров за неделю до концерта;
– Убедиться, что вы включены в официальную афишу клуба (паба, концертного зала), где будет проходить ваш концерт.

Как видите, методика SMART подразумевает вещи, которые вы уже делаете. А значит, вы можете привести это в более четкую систему и качественно улучшить свой маркетинг.

Попробуйте применить эту методику для вашей работы, для вашего творчества и вашего жанра. Когда Вы можете оценить результат, измерить успешность конкретного события, тогда вам легче сделать выводы и скорректировать стратегию дальнейшего продвижения.

Знайте вашу аудиторию!

Данное утверждение кажется нелогичным, в свете того, что мы обсуждаем вопрос привлечения хоть какой-то аудитории. Тем не менее, важно с самого начала стараться понять, кто они – ваши зрители.

Подумайте, наверняка есть какая-нибудь Маша, или Даша, которая полюбила творчество вашего гараж-бэнда с тех самых пор, как только вы открыли двери гаража и вышли оттуда с гитарой наперевес.

Подразумевая, что вам предстоит собрать аудиторию в 50 человек, встает вопрос: как привлечь в зрительный зал еще 49 Маш, или Даш? Что в вашем творчестве так привлекает Машу, или Дашу, и заставляет ее приходить на каждое выступление и пританцовывать в такт музыке?

Все просто: задайте ей эти вопросы. Поинтересуйтесь, есть ли у нее друзья, с которыми она хочет поделиться своим интересом? И вот Вы уже делаете маркетинговое исследование! Поздравляем!

Далее можно подумать о том, что вы можете продвигать, чтобы привлечь еще больше поклонников, таких как Маша и Даша. Скажем им нравится то, что ваше выступление всегда сопровождает лазерное шоу, и оно лучше чем у других. Или ваши танцы у микрофона заводят еще больше, чем сами песни.

Не позволяйте потоку восторга и лести, который выльют на вас Даша и Маша, затуманит ваш взор и расслабиться. Подумайте, как вы можете выгодно использовать эту информацию. Возможно это знак, что нужно обновить дизайн ваших афиш, флайеров и странички в интернете, выставить правильные акценты в заголовках. А может быть использовать другие слова в представлении вашей группы или проекта?

Возможности безграничны. Это еще одно поле для вашей креативности, но вам нужно понимать, кого вы стремитесь привлечь в первую очередь.

Таргетируйте вашу рекламу

Новомодное слово, широко используемое в интернет-рекламе, обозначает, что реклама показывается определенному кругу людей, отвечающих определенным критериям возраста, пола, интересов, географического пребывания.

Проанализируйте вновь полученную информацию о вашей потенциальной аудитории и используйте ее. Так вы сэкономите время и деньги, выделенные на маркетинг.

Казалось бы, Вы не можете точно знать, где и что именно сработало вам на пользу. Поэтому идея узко-направленной рекламы может показаться вам плохой.

Но подумайте и о том, чего бы вы НЕ хотели на вашем шоу? К примеру, вам не хотелось бы, чтобы ваши скандальные песни с не самым скромным содержанием услышали ваши бабушка и дедушка? Тогда исключаем из рекламных площадок лавочки у подъезда и ближайшие булочные. Улавливаете логику? Мы исключаем нежелательную публику, тем самым сужаем круг искомой аудитории.

На первых парах все пытаются вручить флайер в любые руки, которые только подвернутся. Если какой-то магазин, или кафе, позволяют разместить рекламный постер у себя на витрине, мы безмерно благодарны. Однако, когда мы добираемся до постановки более четких целей, тогда наша рекламная деятельность тоже должна становиться более четкой и узконаправленной.

Скажем, если ваша инди-группа предпочитает выпускать альбомы исключительно на виниле, то у вас гораздо больше шансов найти своих поклонников среди посетителей магазина подержанных грампластинок, чем размещая постер в интернет-кафе, где все слушают интернет-радио.

Креативность вокруг нас

Существует огромное множество веб-сайтов, которые дают советы, как и где размещать рекламу, как вести маркетинговую деятельность. Как правило, эти советы в итоге направляют вас на покупку каких-то рекламных объявлений, баннеров и постов, короче говоря, к платной интернет-рекламе. Она, безусловно, работает, но если у Вас нет на это бюджета?

Отсутствие бюджета вовсе не значит, что вы останетесь за бортом.
Оглянитесь вокруг: во-первых, очень многие «старые дедовские способы» все так же работают. А во-вторых, неожиданно для себя, вы можете найти простой и гениальный способ распространения информации и без интернета.

Надо лишь оглянуться вокруг, не стесняться, не бояться и не сомневаться в себе.

P.S. И не забудьте внести афишу выступления в календарь на вашей странице на Artist.ru. Это бесплатно 🙂

Вы начинающий артист и хотите найти своего зрителя?
Присоединяйтесь к Artist.ru и зарабатывайте, делая то, что так любите!

Как найти свой любимый театр? Как получить от любимого спектакля максимальное впечатление? Как стать идеальным театральным зрителем? Несколько очень простых советов помогут вам сделать каждый свой выход в театр настоящим, огромным и незабываемым удовольствием.

1. Первое и главное — это понять, что вам нравится в литературе, в музыке, в кино, и уже отталкиваясь от этого выбирать для себя спектакль. Если, условно, вам нравится Дина Рубина и Людмила Улицкая, то скорее всего вам понравится, как ставят спектакли Генриетта Яновская и Мастерская Петра Фоменко, и играет на сцене Марина Неелова и Юлия Пересильд.

smotri-spektakli.ru

Спектакль в Московском театре Мастерской П. Фоменко

2. Если вы гражданский активист, то вам, безусловно, стоит побывать в Театре.doc и в Центре Драматургии и режиссуры на Беговой – эти два места стали абсолютно «политическими» театрами сегодня в Москве. Но и на главных сценах столицы очень даже можно найти отклик своей гражданской позиции: на спектаклях Константина Богомолова − вы всласть посмеетесь и поужасаетесь окружающей действительностью.

venividi.ru

Театр.doc

3. Если же, наоборот, вы хотите отвлечься от реальности, переключиться, забыть о своих проблемах, то стоит сходить в Театр Елены Камбуровой – это чистое искусство. Искусство ради искусства. Виньетка. Красота и сплошное удовольствие.

4. А если вы предпочитаете прозу Сорокина, то на спектаклях режиссера Кирилла Серебренникова вам, скорее всего, будет интересно – это схожие по группе крови явления культуры.

kudago.com

Спектакль Кирилла Серебренникова в ГОГОЛЬ-центре

Хорошо бы понять, хотите ли вы, выбирая спектакль на конкретную дату, поплакать или посмеяться. Вот так вот просто: театр – это же дело очень простое, затрагивающее наши самые глубинные архетипы, поэтому всякие сложные «измы» и излишние тонкости тут ни к чему. Спектакль должен поразить вас, опрокинуть, заворожить, пленить – тогда он сработал. Но для того, чтобы это произошло, нужно правильно выбрать для себя спектакль.

5. Если вы хотите посмеяться – идите на проверенную комедию: все спектакли театра «Квартет И»,  МХТ, Театр имени Пушкина и спектакли Евгения Писарева в других театрах – скорее всего, вам там будет смешно.

teatr-live.ru

Спектакль в Театре имени Пушкина

6. Если хотите поплакать и пострадать, то вам стоит отправиться в «Современник». Или спектакли Генриетты Яновской в ТЮЗе – более заинтересованного, внимательного, сострадающего взгляда на человека, его слабости и взлеты, его мысли и мечты – может, и не найти в современной театральной Москве. Или  Камы Гинкаса там же, в ТЮЗе, где играет Игорь Ясулович. И так играет, что забыть не возможно. Посетите спектакли Туминаса с Маковецким в главной роли в театре Вахтангова.

teatr-live.ru

Сергей Маковецкий. Театр им. Евг. Вахтангова.

7. Если вам хочется подумать в театре, то стоит пойти на спектакли Миндаугаса Карбаускиса – в его спокойных, взвешенных, идеально отмеренных на весах точности спектаклях очень много мыслей. Они не сразу проникают в вас, скорее, они прорастают через несколько дней после спектакля. Но они остаются в вас надолго и заставляют немножко по-другому смотреть на мир и на себя, чем вы привыкли.  РАМТ, МХТ, Табакерка ставят очень умные, тонкие, спокойные и потрясающе сделанные спектакли, о которых вам будет интересно размышлять спустя какое-то время после просмотра.

kudago.com

Ирина Пегова. Московский театр п/р О. Табакова

Но вот спектакль выбран и вам осталось только прийти на него, сесть в зал и получить максимальное впечатление от увиденного. Как это сделать? Здесь тоже есть несколько «секретов», которые помогут вам стать идеальным зрителем.

1. Во-первых, хорошо бы, если вы уже выбрали спектакль, подготовиться к нему – перечитать соответствующую главу из «Карамазовых», например. Тогда ваше впечатление будет сильнее – вы словите больше нюансов, полутонов, поймаете больше смыслов, чем если вы первые 15 минут просто будете стараться понять, кто кому тут кто в спектакле.

kudago.com

Спектакль в ТЮЗе

2. Во-вторых, нужно выбрать правильную компанию для похода в театр. Для комедии лучше взять подружку-хохотушку или приятеля, с которым всегда есть о чем поговорить. Для спектаклей серьезных лучше взять партнера помолчаливее, чтобы своей трескотней он не отвлекал вас от впечатления. И чтобы он сам получил удовольствие от спектакля.

afisha.tut.by

Постановка Театра «Квартет И».

3. В-третьих, на спектакль имеет смысл прийти чуть заранее, чтобы не бежать, не нестись, чтобы не влетать в зал в последнюю минуту, чтобы немножко успеть выдохнуть – как в йоге. Ведь на театр, как и на практику, нужно настроиться. Поэтому обязательно, всегда выключайте свои мобильные. Они мешают не столько артистам – те уже привыкли, столько вам самим. Постарайтесь на время спектакля перенестись в другой мир, прожить другую жизнь, освободиться от себя полностью, и тогда впечатление от спектакля действительно окажется сильным. 

И последнее. Вообще-то театр – это дело очень веселое, пружинистое, талантливое и азартное. Поэтому к нему и к себе в нем так и надо относиться: с легкой внутренней улыбкой. 

Как привлечь молодежную аудиторию в театр?

“Руководитель автономного учреждения”, 2015, N 6

Используя в своей работе технологии интернет-продвижения, театр для детей и молодежи (Кемерово) добился внушительных результатов: заполняемость залов превысила 90%. И это при том, что основная аудитория, на которую театр делает ставку, – молодые люди в возрасте от 18 до 38 лет, как правило, неохотно посещающие спектакли. Какие инструменты опробовало учреждение и на что они направлены?

Задуматься о целенаправленном привлечении молодежи театр заставили творческие задачи: учреждению недостаточно ниши ТЮЗа, где практически не играют вечерних спектаклей и куда не ходит взрослая аудитория. Закрепление исключительно в этой нише сильно влияет на творческую составляющую (в частности, артисты перестают быть допущенными к серьезному репертуару). Нам же было важно добиться репертуарного разнообразия, при этом сделав упор на вечерние спектакли. А чтобы они стали востребованы зрителями, театру пришлось перестроить свою работу по продвижению.

Работа эта велась прежде всего в отношении молодежи и взрослых, но детская аудитория (традиционный ее состав: в будни – школьники, в выходные – дети с родителями) не лишилась внимания. В данной нише интерес к театру достаточно устойчив, требовалось лишь поддерживать его с помощью организации различных акций, разработки системы абонементов и т.д. Например, 30 декабря 2013 г. учреждение провело акцию “Билет в детство”, которая оставила заметный след в информационном пространстве города. Билеты на один из трех новогодних спектаклей, назначенных на этот день, оказались нераспроданными, и мы придумали такой ход: для ребенка билет покупается за полную стоимость, а сопровождающие взрослые платят по 10 коп. Акция вызвала сильный резонанс: ее осветили многие местные электронные СМИ, а жители Кемерова до сих пор говорят о нас как о театре, где билеты стоят 10 коп., как в детстве.

Но, поскольку основная задача театра заключалась в том, чтобы обратить внимание зрительской аудитории на вечерние спектакли, мы значительно повысили свою активность в Интернете. К этому шагу нас подтолкнул следующий факт: целевая аудитория, на которую рассчитан вечерний репертуар, почти полностью совпадает с интернет-аудиторией.

Более того, в определенный момент мы приняли решение заменить должность заведующего литературной частью должностью PR-специалиста, который будет заниматься продвижением театра в Интернете всеми доступными средствами (через сайт учреждения, социальные сети, работу с дружественными информационными агентствами). Такой человек сейчас работает в театре.

Вперед, в Интернет!

Чтобы увеличить свою активность в Интернете, театр обзавелся страничками в социальных сетях. Несмотря на то что мы присутствуем во всех основных соцсетях, ставка была сделана на две – “ВКонтакте” и Facebook: портреты их пользователей точно соответствуют двум группам, составляющим нашу целевую аудиторию. В первом случае это студенты вузов, молодежь в возрасте от 18 до 27 лет (в группе театра во “ВКонтакте” почти 11 тыс. участников, подавляющее большинство которых как раз попадают в эту возрастную категорию). Во втором случае речь идет о платежеспособном населении 30 – 38 лет – сотрудниках офисов и учреждений, имеющих высшее образование и потребность в интеллектуальной, духовной пище. С учетом различий в портретах данных аудиторий и выстраивается общение театра в соцсетях.

Так, на страничке во “ВКонтакте” общение носит игровой характер: регулярно устраиваются различные акции, конкурсы, размещаются забавная информация, интересные фотографии, отсылающие к тому или иному спектаклю (а не напрямую его реклама). Весь этот контент, на который очень хорошо реагирует молодежная аудитория, становится прекрасной основой для использования вирусных технологий: участники группы делают перепосты, ставят “лайки”.

Но информация, размещенная в новостной ленте группы, очень быстро смещается вниз, то есть становится менее читаемой. Поэтому театр поставил перед собой задачу регулярно, несколько раз в день пополнять ленту новыми сообщениями, причем было определено время, в которое лучше всего это делать. Сообщения выставляются в 9.00, когда люди начинают свой рабочий день, после обеденного перерыва, в конце рабочего дня и в 22.30 (самое плодотворное время: новость находится в верхней части новостной ленты всю ночь и еще утро). Таким образом, информация на странице во “ВКонтакте” обновляется и обсуждается очень активно.

В Facebook мы ведем себя иначе. Если подобным образом “заваливать” ленту новостями, можно получить отток участников группы. Поэтому здесь информация выдается дозированно и не каждый день, к тому же направленность сообщений иная. На страничке в Facebook меньше “игрушек”, розыгрышей билетов, в основном выкладывается информация о спектаклях и театре, которая должна заинтересовать участников группы.

Впрочем, во всех социальных сетях, где мы присутствуем, в сообщениях размещаются так называемые кнопки: они призваны сократить расстояние между информацией, относящейся к спектаклю, и действием, которое может совершить участник группы. Таких кнопок две: телефон кассы театра и ссылка на городской сайт kassy.ru. Иными словами, у интернет-пользователя должна быть возможность напрямую перейти от общения к покупке билета, а это и есть конечная цель, которую ставит перед собой театр.

Еще одна сторона работы учреждения с интернет-аудиторией – адресное взаимодействие с местными информагентствами, которых в Кемерове достаточно много. Здесь главное для нас – поиск и формулирование информационных поводов, связанных с премьерными показами театра, акциями и другими событиями (мы поставили себе задачу распространять по одному пресс-релизу в неделю).

А поскольку информагентства тоже обзавелись группами в социальных сетях, они разыгрывают среди участников своих групп пригласительные билеты на спектакли в наш театр. Таким образом, мы получаем еще и аудиторию электронных СМИ (а это в некоторых случаях до 9 тыс. человек): многие увидят информацию о розыгрыше, а какая-то часть пользователей перейдет по ссылке на страничку театра в соцсетях. И это также является инструментом поиска и привлечения целевой аудитории театра.

“Вирус”, розыгрыш, игра

Поскольку молодежная аудитория очень хорошо реагирует на всевозможные акции, организация их в Интернете стала одним из направлений нашей работы. Некоторые идеи оказались удачными, а часть мероприятий не достигла того эффекта, которого мы ожидали.

Например, театр придумал акцию “Два пригласительных для мэра”. Ее суть в том, что зритель, совершивший наибольшее количество чекинов (сообщений о своем местонахождении) в социальной сети Foursguere, получает титул мэра и награждается пригласительными билетами на спектакль. Акция была задумана ради того, чтобы активизировать общение в тех соцсетях, в которых театр присутствует номинально (“Одноклассники”, Foursguere, Instagram).

Пытаясь привлечь аудиторию Foursguere, театр в рамках упомянутой акции разыграл пригласительные, но запланированного эффекта не получил: мы надеялись, что пользователи соцсети будут захвачены духом соревновательности и захотят сместить победителя с занятой “должности” мэра. То ли сам Foursguere не получил такого активного развития в Кемерове, то ли театр не обратил на это мероприятие должного внимания интернет-сообщества, но наши ожидания не оправдались.

А вот акция, в которой артисты театра прячут в одном из районов города бутылку с пригласительными, оказалась более удачной. Получилось нечто среднее между розыгрышем, игрой и квестом. Когда мы провели акцию в первый раз и разместили в качестве подсказки видеоролик, снятый с места события, страничка театра во “ВКонтакте” буквально “взорвалась”: обычно на нее ежедневно заходит 200 – 250 посетителей, но в тот день их число достигло полутора тысяч. Такая акция была организована дважды, и до конца театрального сезона мы планируем провести ее в третий раз.

Другой пример, тоже демонстрирующий использование вирусных технологий, – конкурс демотиваторов, объявленный на страничке во “ВКонтакте”: интернет-пользователи выбирают фотографию из альбома театра, сочиняют к ней забавную подпись, размещают в ленте новостей, а мы определяем победителя и вручаем ему пригласительный билет.

Вообще мы придумываем много поводов для розыгрышей пригласительных. Например, несколько месяцев назад театр решил поощрить таким способом 10-тысячного участника нашей группы во “ВКонтакте” (им оказался пользователь, который вступил в группу в два часа ночи). Однако здесь надо действовать осторожно, чтобы не получить ситуацию, при которой жители города будут так избалованы бесплатными пригласительными, что никому и в голову не придет мысль покупать билеты. Поэтому при раздаче пригласительных важны избирательный подход и четкое понимание цели подобных поощрений.

Открыться для общения

Когда восемь лет назад театр для детей и молодежи провел сплошное анкетирование зрителей (в течение двух месяцев было собрано несколько тысяч анкет), мы в числе прочего изучали те “крючки”, которые побуждали жителей города прийти к нам на спектакль. Результаты того опроса показали, что благодаря Интернету в театр пришло 2% опрошенных зрителей, а в остальных случаях источником информации были афиши, реклама на радио и пр.

Сегодня соотношение совершенно другое. На вопрос анкеты “Откуда вы узнали о театре?” сейчас порядка 40% респондентов отвечают: “Из Интернета”. На мой взгляд, это и есть показатель эффективности используемых технологий продвижения.

Более того, сегодня мы точно знаем, каков портрет зрительской аудитории: 70% ее составляют девушки в возрасте от 24 до 26 лет (что, кстати, видно уже при беглом взгляде в зал во время спектакля), проживающие в Ленинском районе Кемерова. Эти данные, полученные при анкетировании, полностью совпадают со статистикой по участникам нашей группы во “ВКонтакте”.

Таким образом, все игры, акции и другие действия, которые театр совершает в социальных сетях и вообще в Интернете, преследуют одну цель – продажу билетов. У нас даже были случаи, когда спектакль наполнялся именно благодаря применению интернет-технологий – 80% сидящих в зале приходили из-за того, что видели информацию о спектакле в социальных сетях.

Однако помимо краткосрочной задачи – наполнить зал – перед учреждением стоит и долгосрочная: позиционировать театр как площадку, открытую для общения. И в этом плане технологии продвижения также помогают.

Дело в том, что традиция XIX – XX вв., заключающаяся в восприятии театра как некой тайны, к которой зритель мог прикоснуться, лишь когда открывались кулисы, осталась в прошлом. Сегодня, в перенасыщенном информационном пространстве, театр не имеет права быть таким же закрытым, как раньше. Эту готовность общаться со зрителями мы и стараемся транслировать всеми доступными способами. Помимо общения с целевой аудиторией в Интернете театр устраивает экскурсии по закулисью, дискуссионные клубы (реальные в стенах учреждения и виртуальные в социальных сетях и на форумах), организует акции вроде “Ночи в театре”. При этом общение со зрителем должно быть адресным, чтобы люди чувствовали близкий контакт (к примеру, в соцсетях часть ответов на вопросы и высказывания пользователей дается от аккаунта “Театр для детей и молодежи”, а часть – непосредственно артистами от своего имени).

Зрители, которые утвердились в мысли о своей причастности к жизни театра, в итоге становятся его “агентами”, в дальнейшем продолжая с энтузиазмом распространять информацию о нем (в Интернете и личном общении). Один “агент” театра может привести большое число новых зрителей (и такое уже случалось в нашей практике), поэтому сформировать пул “агентов” – вторая долгосрочная задача учреждения.

В настоящее время этот пул уже создается в социальных сетях и непосредственно в стенах учреждения: многих мы знаем по именам, а некоторых – в лицо. В частности, театр предоставляет “агентам” “Карту заслуженного зрителя”, позволяющую получать скидки на билеты, но пока таких карт выдано немного.

Теперь предстоит сделать следующий шаг: начать выделять “агентов” из общего числа зрителей и работать с ними адресно. Скорее всего, для них будет создана отдельная группа в соцсети, они будут приглашаться на предпремьерные показы и т.д.

Любопытство – сила

Намерение театра разнообразить свой репертуар проявилось в числе прочего в том, что для постановок выбираются самые разные, порой неожиданные площадки. Так, одна из постановок проходит в нашем кафе: зрители (всего 30 мест) сидят за столиками, пьют горячий шоколад и глинтвейн, а само действие спектакля тоже происходит в кафе. В трех спектаклях публика сидит прямо на сцене (всего 70 мест), некоторые постановки рассчитаны на камерный зал театра (45 мест).

Учреждение преследует здесь в первую очередь творческие цели, реализует потребности в экспериментах с театральным пространством, в камерном разговоре глаза в глаза. Однако отчасти эти эксперименты работают и на удержание аудитории: зрителю, который оказывается в таких местах, куда не смог бы проникнуть в традиционном театре, становится любопытно, а любопытство – это сильнейшая эмоция для молодежной аудитории, побуждающая к действию. Творческий поиск новых форм разжигает интерес зрителей, и это тоже можно использовать при привлечении аудитории.

Аншлаг – норма жизни

В 2014 г. средняя заполняемость зрительного зала театра составила 90%, в то время как в муниципальном задании был прописан показатель 71%. Конечно, аншлаги бывают не на всех спектаклях, на серьезные постановки билеты продаются сложнее, чем на комедии. Но итоговый показатель по посещаемости театра мы все-таки считаем высоким.

Хороший уровень заполняемости – это и есть конечный результат продвижения (в первую очередь в Интернете). Используемая нами возможность быстро донести информацию до молодежной аудитории, поработать (пообщаться) с ней принесла свои плоды, а выбранные способы и инструменты продвижения доказали эффективность.

Учреждение и дальше намерено следовать по этому пути. В частности, конец текущего сезона ознаменуется премьерой спектакля “Electre/Электра” и театральным марафоном “Пушкин – наш!”, во время которого артисты за один день сыграют пять спектаклей по мотивам произведений классика. При продвижении этих мероприятий мы применяем следующий алгоритм действий.

Во-первых, организуется рассылка по электронным и печатным СМИ. Причем делается это в два этапа: заранее и за четыре-пять дней до события (такой срок нужен газетам, чтобы они успели опубликовать анонс перед выходными).

Во-вторых, информация дозированно и в разных формах размещается в социальных сетях, а также на сайте учреждения.

Иными словами, при продвижении мероприятий опора на интернет-аудиторию сохраняется. Но в то же время учреждение использует все традиционные формы работы (афиши, рекламу в СМИ), доступные при нашем бюджете.

К сведению. Театр для детей и молодежи стал автономным учреждением в декабре 2010 г. В нем работает более 70 сотрудников. Вместимость большого (основного) зала – 193 места. Согласно муниципальному заданию на 2015 г. театр должен провести 292 спектакля, а общее число зрителей должно составить 34,5 тыс. человек. По итогам 2014 г. количество зрителей превысило 40 тыс. человек.

Субсидия на выполнение муниципального задания в 2014 г. составила 22 млн руб., внебюджетные доходы за этот период – 7,2 млн руб.

Г.Л.Забавин

Директор

МАУК г. Кемерова

“Театр для детей и молодежи”

Добавить комментарий