Как найти звукопись в стихотворении

Русский язык славится по всему миру своей красотой и богатством. Известность он заслужил благодаря огромному количеству средств выразительности, входящих в активный запас.

В этой статье мы ответим на вопрос: «Что такое звукопись?». Этот художественный прием часто встречается в поэтических произведениях русских авторов.

Что такое звукопись?

Что такое звукопись

Звукопись — фонетическое речевое средство, придающее произведению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома.

Суть звукописи сводится к повторению определенных звуков или слогов с целью достижения необходимого изобразительного эффекта. Существует всего четыре разновидности этого приема:

  1. Автор использует комбинации из одних и тех же звуков в разных словах для достижения речевой образности. Рассмотрим понятный пример: «В глуши шуршали камыши». Виден многократный повтор звука «ш».
  2. Применяется повтор букв, схожих по своему фонетическому звучанию. К примеру: «На цыпочках скачет чиж». Комбинирование звуков «ц», «ч» и «ж».
  3. В основе приема лежит использование звуков, создающих контраст своим звучанием (таких как «д» и «л»). Познакомимся с примером: «Майский дивный день лета лучший дар».
  4. Прибегают к нескольким видам звуковой организации, дополняя интонационными особенностями.

Мы узнали, что такое звукопись. И теперь перейдем к знакомству с ее приемами.

Аллитерация и консонанс

Звукопись примеры

Аллитерация — прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор согласных звуков. С ним мы сталкиваем и в русской, и в зарубежной поэзии. Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта.

Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст.

Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, а «гр» – звучание грома.

В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом (повтором согласного, которым заканчивается слово).

Звукопись: примеры аллитерации

Звукопись в литературе

Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать прием аллитерации. Самые известные из них: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский, Ф. И. Тютчев.

Рассмотрим несколько примеров из их работ, чтобы понимать, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов:

  1. «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», — строчка из стихотворения В. В. Маяковского «Нате». Мы видим повторение звуков «ч», «с».
  2. В «Медном всаднике» А. С. Пушкина нам также встречается выразительный и удачный пример многократного использования глухого звука: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». Автор применяет фонетический повтор «ш», который вызывает в воображении образ шипящего шампанского.
  3. Произведение Г. Р. Державина «Водопад» представляет нам повтор звуков «гр», которые воспроизводят звучание грома: «Грохочет эхо по горам, как гром гремящий по громам».

Ассонанс

Ассонанс — повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание – более мелодичным.

Ассонанс встречается гораздо реже аллитерации. Его не так просто заметить в тексте, но, если быть внимательным, это возможно.

Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков для создания определенного настроения. Или для того, чтобы показать, как одно эмоциональное настроение сменяет другое.

Ассонанс используется поэтами уже не один век. Например, он встречается во французском героическом эпосе и старинных фольклорных песнях.

Примеры ассонанса

Звукопись в стихах

Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Рассмотрим примеры того, как выглядит звукопись в литературе:

  1. В стихотворении А. Блока «Фабрика» встречается повтор ударного гласного «о»: «Скрипят задумчивые болты, подходят люди к воротам».
  2. В романтической поэме А. С. Пушкина можно найти развернутый пример использования ассонанса: «Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле». Повторяется ударный звук «о» в каждой самостоятельной части речи.
  3. Произведение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» также показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей.

Диссонанс и липограмма

Приемы звукописи

Диссонанс и липограмма — приемы звукописи, которые редко встречаются в современной русской литературе.

Липограммой называется художественный прием, суть которого заключается в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта.

Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Рассмотрим звукопись, примеры использования которой можно найти в его стихотворении «Свобода»:

Теплой осени дыханье,

Помавание дубов,

Тихое листов шептанье,

Восклицанье голосов…

Стих состоит из четырех строф по шесть строк в каждой. Ни в одной из них вы не найдете слова, содержащего букву «р».

Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства.

Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина.

Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».

Сквозь огонь прошли,

сквозь пушечные дула.

Вместо гор восторга –

горе дола.

Рифмованность строчек достигнута автором за счет созвучия слов «дула» и «дола».

Анафора и эпифора

Звукопись в литературе включает множество приемов. Они могут быть как общепринятыми, так и авторскими. Рассмотрим еще несколько приемов.

Звуковая анафора и эпифора — это повтор одного звука или созвучий в начале или на конце слова соответственно. Прием широко используется в поэтических работах.

Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов:

  1. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору: «Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали». На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
  2. Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.

Каламбурные рифмы

Русский язык звукопись

Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приемов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Каламбурные рифмы — художественное средство, в основе которого лежит игра слов и звукового сходства. Поэт рифмует строчки за счет многозначности слов или омонимии.

Часто этот прием используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева. Рассмотрим несколько примеров:

1. В «Частушках» В. В. Маяковского легко можно найти каламбурную рифму:

В октябре с небес не пух —

снег с небес валится.

Что-то наш Деникин вспух,

стал он криволицый.

За счет использования этого приема автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.

2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «Мука и мука»:

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

Итог

Из этой статьи вы узнали, что такое звукопись. Рассмотрели ее самые распространенные приемы и примеры использования в русской поэзии, убедились в том, что необычайную красоту и выразительность поэтическим произведениям придает мастерское использование речевых средства выразительности.

Теперь вы без труда сможете определить, какой звуковой прием использовал поэт, и оцените его талант по заслугам.

Звукопись – это звуковая организация речи; повтор одинаковых звуков (аллитерация или ассонанс).

Аллитерация

Аллитерация – это прием звукописи; повторение одинаковых согласных звуков в стихотворении.

Примеры:
“И свистит, и бормочет весна.
По колено затоплены тополи…”;

“Я помню – этот страх
и есть любовь. Его лелею,
хотя лелеять не умею,
своей любви небрежный страж.”;

“А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых поклал в мешок.”;

“Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.”

Ассонанс

Ассонанс – это прием звукописи; повторение одинаковых гласных звуков в стихотворении.

Примеры:
“И осветит луч победный
Вдохновенья твоего
Розы чайной, розы бледной
И тоску и торжество.”,

Иди, доказывай алиби,
Алиби сердцаили вот…”;

“Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.”;

“Дыша духами и туманами
Она садится у окна“;

“Ненавидя, кляня и любя

Задание ЕГЭ с данной терминологией

Обращаю Ваше внимание на то, что до ~ 2016 в ответах позволялось писать звукопись. С ~ 2016 в ответах нужно указывать точное название использованного автором приема, т.е. или ассонанс или аллитерация!

Термины аллитерация и ассонанс встречаются в задании 12 в ЕГЭ по литературе:

  • Стремясь передать звуки весня, Фет использует повтор одинаковых согласных (“И соловей еще не смеет// Запеть в смородинном кусте”). Как в литературоведении называется этот поэтический прием?

Ответ: аллитерация

  • Какой фонетический прием использует поэт в строке “Шуми, шуми, послушное ветрило…”

Ответ: аллитерация

Для усиления выразительности поэтической речи авторы прибегают к различным методам. Обычно используются различные стилистические фигуры (повторы, антитезы, анафоры и т. д.) и тропы (метафоры, эпитеты, сравнения и др.). Существует также ряд приёмов, которые влияют непосредственно на то, как эта речь звучит. Такие средства в совокупности называют звукописью. Рассмотрим, что это такое и как применяется в стихосложении.

Звукопись, согласно словарному определению, – комплекс приёмов, усиливающих звуковую выразительность речи. Также под этим термином понимают систему звуковых повторов, использующихся с целью воссоздать звуки окружающего мира – шелест, скрип, гул и т. д. Эти фонетические средства применяются для достижения эвфонии (благозвучия), а также позволяют придать речи образность, улучшить восприятие её читателем, воздействовать на его воображение.

Существует несколько основных приёмов звукописи:

  • Повтор одного и того же звука.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

«Не жалею, не зову, не плачу…», С. А. Есенин.

  • Повтор фонетически близких звуков.

Слышат шорох ночных теней:
В час полуночных видений,
В дыме облака, толпой,
Прах оставя гробовой
С поздним месяца восходом,
Лёгким, светлым хороводом
В цепь послушную свились…

«Людмила», В. А. Жуковский.

Здесь сочетания свистящих и шипящих («с», «ш», «ч»), глухих («п», «т», «х»), гулких («б», «д», «в») звуков призваны передать атмосферу зловещего кладбища и изобразить появление привидений.

Когда жарится с мясом картошка,
И окрошка о квасе поёт.
Я люблю тебя, милая крошка,
Ну свари поскорее компот!

«Милая крошка», А. А. Мельник.

С помощью фонетических повторов сочетаний согласных поэт имитирует звуки поджаривающегося картофеля, кипящего масла и прочие кухонные звуки.

Пока спокойною стопою
Иду, и мыслю, и пою,
Смеюсь над жалкою толпою
И вздохов ей не отдаю.
Пока душа ещё согрета,
И рок велит в себе беречь
И дар незыблемый поэта,
И сцены выспреннюю речь…

«Пока спокойною стопою…», А. А. Блок.

В данном отрывке посредством повтора гласных звуков демонстрируется настроение лирического героя. Сначала видим гулкие, протяжные «о», «ю», которые создают ощущение холодности и отстранённости. Затем начинают звучать более нежные звуки («е»), с помощью которых выражается забота и тепло персонажа по отношению к самому себе.

  • Противопоставление фонетически контрастных звуков.

Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звёзд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придёт поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья.

«По-осеннему кычет сова…», С. А. Есенин.

В этом отрывке заметно, как с помощью сочетания звонкого «з» и глухого «с» противопоставляются разные образы настоящего и будущего.

  • Неодинаковая организация последовательностей звуков.
– Смотри, как вкрадчивый туман
                              прижался
                                      к молодой воде…
– Где?
– Он полночью поклялся ей,
                          он взял в свидетели луну!..
– Ну?!
– Они сейчас уйдут в песок,
                           туда, где не видать ни зги…
– Гы!..

«Разговор со случайным прохожим», Р. И. Рождественский.

  • Ономатопея (использование слов-звукоподражаний, имитирующих собственное значение).

каналов плеск и треск канатов,
и жизнь моя полна, полна,
пустых домов, мостов горбатых,
разжатых рек волна темна…

«Петербургский роман», И. А. Бродский.

ХР-Р, – храпит негромко папа.
ХР-Р-Р, – храпит сильнее дед.
Так храпит он, что от храпа
Просыпается сосед.

Впрочем, это ерунда.
Брат храпит – вот это да:
Как начнет храпеть мой брат –
И сосед, и дед не спят!

«Храпящая песня», А. Усачёв.

Такие слова, как «плеск», «треск», «гул», «храп» и производные от них, сами по себе являются звукоподражаниями. Их собственное звучание передаёт их значение. Поэтому использование этих слов уже является приёмом звукописи.

  • Исключение из речи слов, содержащих определённые звуки.

Стану всюду развевать
Лёгким уст прикосновеньем,
Как зефира дуновеньем,
От каштановых волос
Тонкий запах свежих роз.

«Привидение», К. Н. Батюшков.

Во всём произведении поэт избегает громких резких звуков («б», «ж», «г»). Это позволяет придать стихам невесомость и нежность.

Таким образом, звукопись в поэтическом тексте выполняет несколько важных функций. С её помощью можно имитировать различные звуки окружающего мира (природы, города, человеческой деятельности и т. д.). Различные средства звукописи позволяют добавить в повествование больше деталей и изображать какие-либо явления и предметы. Также они помогают повысить экспрессивность речи и вызвать у читателя живой отклик. Поэтому звукопись считается одним из важнейших средств усиления выразительности и благозвучности стихотворного текста.

Мастеров поэзии недаром называют “художниками слова”. Им удаётся при помощи слов нарисовать не только зрительные образы, но и создать образы слышимые, используя звукопись – такие фонетические приёмы, которые усиливают звуковую выразительность речи.

В звукописи выделяют такие приёмы, как аллитерация ассонанс:

В строчке из стихотворения Сергея Есенина наблюдается аллитерация на звук “ш”, передающая шум ветра.

В примере из стихотворения Александра Прокофьева наблюдается ассонанс на звуки “у-ю”, что делает текст более ярким и экспрессивным.

С помощью ассонанса могут передаваться реальные звуки:

Мастером звукописи был Константин Бальмонт: в стихотворении “Влага” он использовал аллитерацию на “л”, используя этот звук в каждом слове, читатель слышит явственно плавные звуки волн:

Звукопись — это одна из техник, используемых в литературе для создания образов и передачи эмоций через определенное чередование фонем. Она позволяет автору обратиться к чувственной стороне восприятия читателя и усилить эффект от произведения. В этой статье мы рассмотрим, что такое звукопись в литературе, основные ее черты, функции и примеры.

Определение

Звукопись в литературе — это техника описания звуковых явлений в произведении, позволяющая автору создать определенную атмосферу и передать настроение. 

Это могут быть звуки природы, голоса персонажей, звуки предметов, шумы города и т.д. Звукопись позволяет создать в произведении более полный и реалистичный образ окружающей среды.

Звукопись в литературе — это важная техника, которая позволяет авторам создавать образы и передавать эмоции через звуковую сторону произведения. Она выполняет несколько функций, включая создание атмосферы, передачу характера персонажей и передачу определенного смысла. Примеры звукописи можно найти в различных литературных произведениях, от романов до поэм. Важно, чтобы автор использовал звукопись грамотно и со вкусом, не перегружая произведение избыточными звуками, но и не оставляя его слишком скудным в этом плане. Хорошо использованная звукопись может значительно повысить качество литературного произведения.

Основные черты

Основными чертами звукописи являются точность, детализация и выразительность. Чтобы передать звуковые явления как можно более точно, автор использует различные звукоподражательные слова и фразы. Они могут быть как общеупотребительными, так и созданными автором самостоятельно.

Звукопись также характеризуется детализацией. Автор может описывать звуки в самых мельчайших деталях, чтобы передать полную картину происходящего. Описания звуков могут быть связаны с другими элементами произведения, такими как описание местности, поведение персонажей и т.д.

Выразительность является еще одной важной чертой звукописи. Автор использует различные звукоподражательные слова и фразы, чтобы передать настроение и эмоции. Таким образом, звукопись может вызывать в читателе различные эмоции, от смеха до грусти.

Функции

Звукопись в литературе выполняет несколько функций. Она помогает создать образы и передать эмоции через звуковую сторону произведения. Также помогает усилить атмосферу, создавая ощущение присутствия в определенной ситуации.

Звукопись может использоваться для передачи характера персонажей. Например, звуки, которые создает персонаж, могут указывать на его эмоциональное состояние, характер или социальный статус. В этом случае звукопись выполняет функцию характеристики персонажей.

Кроме того, звукопись может использоваться для передачи определенного смысла. Например, звуки тишины могут указывать на наличие напряжения или неприятной ситуации. Звукопись также может использоваться для обозначения смены сцен или эпизодов в произведении.

Виды

Ассонанс и аллитерация являются разновидностями звукописи и часто используются в литературных произведениях для создания определенного звукового эффекта и усиления эмоциональной подачи текста.

Ассонанс представляет собой повторение гласных звуков в словах на протяжении текста. Это может быть повторение гласных в конце слов или в середине слов. Например, в стихотворении Александра Блока «Обман» есть такие строки: 

«В пустом переулке весенние воды
Бегут, бормочут, а девушка хохочет…
Будто издали невнятно доносятся звуки…» —  повторение  «о» в словах «пустом», «воды» и «бормочут».

Аллитерация, в свою очередь, представляет собой повторение согласных звуков в начале слов на протяжении текста. Например, в стихотворении Анны Ахматовой:

«Слаб голос мой, но воля не слабеет,
Мне даже легче стало без любви. 

Высоко небо, горный ветер веет
И непорочны помыслы мои.» 

Здесь повторяются согласные звуки «в» и «л».

Ассонанс и аллитерация могут использоваться в литературных произведениях для создания различных эффектов, таких как усиление ритма и звуковой гармонии, передача настроения и эмоций, а также создание образов и персонажей. Важно использовать эти техники с осторожностью и грамотно, чтобы не создать избыточную или ненужную информацию, а также чтобы не портить звучание текста.

В целом, ассонанс и аллитерация — это важные элементы звукописи, которые могут значительно улучшить качество литературного произведения и сделать его более живым и интересным для читателя.

Примеры

Примеры звукописи можно найти в различных литературных произведениях. Например, в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова автор использует звукопись для передачи атмосферы Москвы. Он описывает шум улиц, лай собак и другие звуки, чтобы создать впечатление присутствия читателя в этом времени и месте.

В романе «Преступление и наказание» Федора Достоевского звукопись используется для передачи эмоционального состояния главного героя Раскольникова. Например, автор описывает звуки сердцебиения Раскольникова, когда он совершает убийство, чтобы передать настроение героя и создать напряженную атмосферу.

В поэме «Руслан и Людмила» Александра Пушкина звукопись используется для создания атмосферы сказочного мира. Автор описывает звуки леса, водопадов и других природных элементов, чтобы создать впечатление живого и красочного мира.

В романе «Война и мир» Льва Толстого звукопись также играет важную роль. Автор использует различные звуки, чтобы передать настроение и создать атмосферу битвы. Также звукопись используется для передачи эмоций и характера персонажей. 

Следует отметить, что звукопись не является единственной техникой, которую можно использовать для создания атмосферы в литературном произведении. Она может быть эффективна только в сочетании с другими техниками, такими как описание, диалоги и т.д. 

Автор: Анастасия Захарова

Добавить комментарий