Как нашел пенсне рассказчик

Краткое содержание «Пенсне»

Краткое содержание «Пенсне»

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 2358.

Обновлено 24 Ноября, 2022

О произведении

Рассказ «Пенсне» Осоргина был написан в 1929 году, когда писатель пребывал в эмиграции. Это история о том, как привычные людям вещи способны жить собственной жизнью и даже покидать хозяев ради увлекательных путешествий.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пенсне» на нашем сайте. Пересказ произведения будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в квартире рассказчика, время не уточняется.

Главные герои

  • Рассказчик — интеллигентный, несколько рассеянный, добродушный мужчина.

Краткое содержание

Рассказчик не сомневается, что все без исключения вещи живут собственной жизнью — «часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется… книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках». Каждая вещь обладает своим собственным, неповторимым характером и привычками. Так, к честным труженикам автор относит стеариновую свечу и стакан, представителем интеллигенции является термометр, а носовой платок — «неудачник из мещан». Они несколько презрительно относятся к пальто с жалкой душонкой, шляпе с забулдыжно-актёрским лицом, легкомысленным дамским украшениям, известной сплетнице — почтовой марке.

Особый интерес для рассказчика представляют те вещи, которые любят путешествовать: карандаш, расчёска, коробок спичек и прочие. Подмечено, что эти «вещи время от времени уходят гулять — на минуту, на час, иногда на очень долгий срок». Совершают они это по доброй воле, без какого-либо участия человека. Заметив исчезновение вещи, люди склонны объяснять это «то своей рассеянностью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей».

Ни для кого не секрет, как легко потерять мелкую вещицу: карандаш, коробок спичек, небольшой ножик. Их можно искать долго и безрезультатно, и, отчаявшись, неожиданно найти в самом неподходящем месте. В большинстве своём люди не придают этому никакого значения, но, если приглядеться повнимательнее, то «откроется целый новый мир вещей, живущих параллельно» привычной человеческой жизни.

Рассказчик припоминает поразительный случай, который приключился с его пенсне. Это было самое обычное, ничем не примечательное «простое пенсне, без оправы — два стекла и лёгкая дужка». Расположившись в кресле с книгой, он снял пенсне, чтобы протереть стёкла. Но пенсне самым загадочным образом исчезло. Ни в самом кресле, ни под ним, ни в книге, ни в складках одежды пенсне не оказалось.

Ситуация показалась рассказчику настолько нелепой, что он даже разделся и тщательно обыскал одежду, а затем подмёл пол. Более того, он обыскал и соседнюю комнату и даже заглянул в ванну — пенсне нигде не было. Вспомнив, что «слышал звук падения пенсне», рассказчик долго ползал по полу, но так и не обнаружил в паркете щель, в которую могло бы провалиться пенсне.

Прошла неделя. Друзья, узнав о пропаже, безуспешно попытались сами отыскать пенсне, а прислуга так выдраила квартиру и заодно чёрную лестницу, что «вся квартира обновилась, посвежела — но пенсне не было».

Один из приятелей рассказчика, знаток испанской литературы, «хотел дойти до разгадки индуктивным способом». Он задавал множество странных вопросов, начертил план комнаты, записал номер пенсне, но так и не смог разгадать тайну их исчезновения. «Раньше это был спокойный человек, умеренных политических убеждений», но неразгаданная загадка подействовала на него удручающе: по словам супруги, он стонал всю ночь.

Как-то раз рассказчик сел в то самое кресло, чтобы почитать книгу. На его лице красовалось «уже другое пенсне, новенькое, тугое, раздражающее». Когда у рассказчика упал карандаш, он поспешил его достать и к большому удивлению заметил у стены своё старое пенсне. Весь его внешний вид говорил о рабском смирении и признании вины.

Рассказчик попытался объяснить самому себе «странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться», но так и не смог найти ответ на этот вопрос. Он не сомневался лишь в том, что его пенсне «гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости».

В качестве наказания рассказчик на несколько часов оставил гуляку у стены, показывая его прислуге и всем знакомым. В итоге закончило это пенсне трагически: оно «упало плашмя на пол и разбилось в мельчайшие осколки». Рассказчик предпочёл считать это досадное происшествие несчастным случаем, а не самоубийством, вызванным публичным позором.

Рассказчику было жаль расставаться с пенсне, ведь вместе они «прочли много добрых и глупых книг», в которых люди могли предаваться сильным чувствам и страстям, а вещам было отказано в праве «на мельчайшее проявление индивидуальности».

И что в итоге?

Рассказчик — находит пенсне, «наказывает» его, оставив у стены и показывая знакомым, вследствие чего пенсне разбивается.

Заключение

Заключение

Автор даёт понять, что в этом мире нет ничего мелкого, незначительного — всё имеет индивидуальность, всё имеет право на самоопределение и свободное выявление собственных чувств.

После ознакомления с кратким пересказом «Пенсне» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Ilya Shamonov

    10/10

  • Дарья Морозова

    10/10

  • Саша Михалем

    9/10

  • Анна Скетч

    10/10

  • Оксана Комарова

    9/10

  • Лена Ли

    10/10

  • Леонид Магеров

    10/10

  • Сергей Волков

    10/10

Рейтинг пересказа

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 2358.


А какую оценку поставите вы?

По мнению рассказчика, «вещи живут своей особой жизнью» — чувствуют, мыслят, перегова­риваются и передразнивают своих владельцев. Каждая из них обладает своим характером. Есть вещи-труженики: стакан-демократ, стеариновая свеча-реакционерка, термометр-интеллигент, носовой платок — «неудачник из мещан», почтовая марка — «вечно юная и суетливая сплетница». Они презирают шляпу с забулдыжно-актёрским лицом, пальто с жалкой душонкой и лёгкой нетрезвостью, дамские украшения, в которых чувствуется нечто паразитическое.

Отрицать, что чайник, этот добродушный комик, — живое существо, может только совершенно нечуткий человек…

Некоторые мелкие вещи, такие как спичечный коробок, карандаш или расчёска, любят путешествовать. Годами изучая их жизнь, рассказчик пришёл к выводу, что иногда они «уходят гулять», причём срок путешествия может быть любым,

Странствия некоторых вещей вошли в историю — исчезновения голубого бриллианта или труда Тита Ливия, но в них «отчасти замешана человеческая воля». Мелкие же вещицы гуляют совершенно самосто­ятельно. Сколько раз, читая в постели, рассказчик терял карандаш, долго искал его в складках одеяла и под кроватью, а потом находил между страницами книги, хотя точно помнил, что не клал его туда.

Люди объясняют пропажу мелких вещиц собственной рассеянностью, кражей или вовсе не придают этому значения, но рассказчик уверен, что вещи живут в своём мире, параллельном тому, который выдумали для них люди. Рассказчик вспоминает «поразительный случай» произошедший однажды с его пенсне.

Читая в любимом кресле, рассказчик снял пенсне с носа, чтобы протереть стёкла, и… оно исчезло. Пенсне не оказалось ни в щелях кресла, ни под ним, ни в складках одежды, ни между листов книги, ни на носу рассказчика. Поражаясь чудовищно-нелепой ситуации, рассказчик разделся и тщательно обыскал одежду, потом подмёл пол, обыскал соседнюю комнату, заглянул на вешалку и в ванну — пенсне нигде не было. Вспомнив, что слышал звук падения, рассказчик долго ползал по комнате, но не нашёл в паркете ни единой щели, куда могло бы провалиться проклятое пенсне.

Прошло около недели. Прислуга вымыла квартиру и чёрную лестницу, но пенсне не нашла. Рассказчик поведал об этом случае своим друзьям. Они скептически смеялись и пытались сами отыскать пенсне, но нимало в этом не преуспели. Один из друзей, бывший до этого спокойным человеком, попытался применить индуктивный метод, задал рассказчику кучу странных вопросов, долго думал, но ни к какому выводу не пришёл, покинул рассказчика в мрачном настроении и, по словам его жены, всю ночь стонал во сне.

Однажды рассказчик сидел в том же кресле и читал в новеньком, раздражающе-тугом пенсне. У него упал карандаш. Испугавшись, что эта вещь тоже отправится в странствие, рассказчик нырнул за ним под кресло. Карандаш лежал у стены, а рядом с ним, прижавшись к стене стоймя, поблескивало пенсне. Его физиономия с запылёнными стёклами была жалкой и виноватой.

Чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его бдительность…

Неизвестно, где пенсне шлялось, но по его виду ясно было, что гуляло оно «долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости».

Рассказчик сурово наказал гуляку: на несколько часов оставил его у стены и показал прислуге и всем знакомым, которые сказали только, что пенсне «странно упало». В тот же вечер, снимая с верхней полки шкафа пыльную папку рукописей, рассказчик чихнул, пенсне упало на пол и разбилось.

Рассказчик предпочёл считать это несчастным случаем, а не самоубийством, к которому несчастное песне привёл устроенный им «публичный позор». Рассказчику жаль пенсне, с ним он прочёл «много добрых и глупых книг», в которых люди обладают страстями, разумом и сознательностью, а вещи не имеют права на самосто­я­тельность.

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Пенсне» Осоргина
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 План рассказа «Пенсне»
  • 3 Вопросы к рассказу «Пенсне»

Рассказчик, пряча юмор под серьезностью, рассуждает о тайной жизни вещей. У каждой – свой характер, повадки, взгляд на этот мир. К примеру, пальто висит с видом пьяницы, а книги дышат. Есть вещи-паразиты, как кольцо, и вещи-труженики, как стакан-демократ или интеллигент-термометр с чайником-комиком. Некоторые из них обожают путешествовать. То есть, то и дело теряются без всяких следов. А потом находятся на самом видном месте. Подозрительно!

У рассказчика был случай с простым, без оправы, пенсне (два стеклышка на дужке). Хотел протереть, выронил – и нет его! Книжка отложена, идет обыск. Рассказчик раздевается догола, трусит вещи, метет пол, обшаривает все комнаты. Потом розыск ведет служанка и его знакомые. Бесполезно! Прошла неделя. И что же? Поднимая с полу карандаш, рассказчик видит прижатое к стене пенсне. «Где оно шлялось?»

Это место осматривали много раз – ничего не было. Значит, пенсне нагулялось до тошноты и вернулось. Вид у него виноватый и трусливый. Удивительно, но вещи жить не могут без людей. Наказанный гуляка еще долго стоял у стены. Потом на него удивлялись все знакомые. Наконец, рассказчик нацепил пенсне на нос. Чихнул – оно упало и разбилось. Конечно, покончило с собой от обиды и стыда. Жаль! Много с ним было прочитано книг о людях и их делах, но ничего – о жизни вещей.

Читательский дневник по рассказу «Пенсне» Осоргина

Сюжет

Рассказчик уверен, что у всех вещей есть своя жизнь. Перевернув весь дом, он не нашел упавшее пенсне. Оно «убежало» от него, и вернулось через неделю с виноватым видом. Отруганное, пенсне падает с носа хозяина, разбившись вдребезги, как будто решило покончить с собой.

Отзыв

Юмористический рассказ о жизни предметов вокруг нас. Рядом с человеком вещи приобретают человеческие черты, характеры, недостатки, мировоззрение. Среди них комики, мещане, демократы, консерваторы, бездельники, неудачники. Рассказ учит быть наблюдательным, интересоваться жизнью, видеть необычное в обычном.

План рассказа «Пенсне»

  1. Вещи вокруг людей – живые.
  2. Вещи – страстные путешественники.
  3. Исчезновение пенсне.
  4. Розыски пропажи.
  5. Возвращение пенсне-гуляки.
  6. Гнев хозяина.
  7. Самоубийство обиженного пенсне.
  8. Вещи могут быть героями книг.

Вопросы к рассказу «Пенсне»

  1. Что такое пенсне? (очки без оправы, 2 стекла на дужке)
  2. Какой прием использует автор, «оживляющий» вещи? (олицетворение)
  3. Кого передразнивает шляпа? (своего владельца)
  4. Кого копирует кресло? (старого толстого дядю)
  5. Какие предметы склонны «путешествовать»? (коробок спичек, ножик, карандаши, расчески, очки)
  6. Кто искал пропавшее пенсне? (рассказчик, прислуга, знакомые)
  7. Когда нашлась пропажа? (через неделю или даже больше)
  8. Почему вещи возвращаются домой? (не могут жить без человека, хозяина)
  9. Почему пенсне «свело счеты с жизнью»? (после наказания, от обиды и стыда)
  10. Какой человек, по мнению автора, отрицает самостоятельную жизнь вещей? (нечуткий)

Сегодня я предлагаю вам прочитать краткий пересказ «Пенсне». Удивительные идеи иногда приходят в голову людям относительно мелких предметов.

Краткий пересказ «Пенсне»

Рассказчик считает, что вещи имеют свою собственную жизнь и могут даже самостоятельно путешествовать. Он приводит пример со своим пенсне, которое «уйдя» от него и вернувшись, не вынесло наказания и разбилось.

По мнению рассказчика, вещи имеют свои характеры и могут чувствовать, мыслить, говорить и даже передразнивать своих владельцев. Некоторые вещи — трудяги, такие как стакан-демократ, свеча-реакционерка, термометр-интеллигент, носовой платок — «неудачник из мещан», а почтовая марка — «вечно юная и суетливая сплетница». Они презирают шляпу с забулдыжно-актерским лицом, пальто с жалкой душой и легкой нетрезвостью, а также дамские украшения, в которых чувствуется что-то паразитическое.
Рассказчик считает, что вещи обладают своими характерами и способностями. Он верит в то, что чайник — это не просто предмет, а настоящий комик, который умеет шутить и поднимать настроение своим владельцам.

Но не только чайник может быть живым существом. Рассказчик заметил, что мелкие вещи тоже могут покидать своих владельцев и отправляться в путешествия, которые могут продолжаться многие годы. Он считает, что каждый предмет обладает своей жизнью и может проявлять свои способности и характер.

Например, спичечный коробок может быть очень мобильным и любить путешествия. Карандаш может быть очень творческим и помогать своему владельцу проявить свой талант. Расчёска может быть очень деликатной и заботливой, помогая своему владельцу выглядеть наилучшим образом.

Рассказчик убеждён, что вещи действительно могут быть живыми существами, и что нужно уважать их особенности и способности. Он верит в то, что если обращаться к вещам с любовью и заботой, они ответят тем же.
Путешествия некоторых предметов вошли в историю, такие как исчезновение голубого бриллианта или труда Тита Ливия, но в этих случаях «человеческая воля играла свою роль». Однако, мелкие вещи иногда начинают блуждать совершенно самостоятельно. Сколько раз рассказчик терял карандаш, читая в постели, и затем долго искал его в складках одеяла и под кроватью, но нашел его в конце концов между страницами книги, несмотря на то, что помнил, что не клал его туда.

Люди могут объяснять пропажу мелких вещей своей рассеянностью, кражей или просто не обращать на это внимание, но рассказчик уверен, что вещи живут в своем мире, параллельном тому, который люди создали для них. Рассказчик вспоминает «поразительный случай», который произошел однажды с его пенсне.
Читая в своём любимом кресле, рассказчик снял пенсне с носа, чтобы протереть стёкла, но внезапно оно исчезло. Он искал пенсне в щелях кресла, под ним, в складках одежды, между страницами книги и на своем носу, но так и не нашел его. Рассказчик поразился чудовищно нелепой ситуации и решил раздеться, чтобы тщательно обыскать свою одежду. Затем он подмел пол, обыскал соседнюю комнату, заглянул на вешалку и в ванную, но пенсне так и не нашелся.

Вспомнив, что слышал звук падения, рассказчик долго ползал по комнате, но так и не обнаружил никаких щелей в паркете, в которых могло бы провалиться его пропавшее пенсне. Он остался удивлен и не мог понять, как же такое могло произойти.
Прошла неделя, но пенсне так и не нашли. Рассказчик поделился этим случаем с друзьями, но они лишь насмехались и попытались найти пенсне сами, но безрезультатно. Один из друзей, ранее спокойный человек, применил индуктивный метод, задав множество странных вопросов и долго размышляя, но так и не смог прийти к какому-либо выводу. Он ушел, оставив рассказчика в унынии, а его жена рассказывала, что он всю ночь стонал во сне.
Однажды рассказчик сидел в своем любимом кресле и читал книгу. Он держал новенький, раздражающе-тугой пенсне на носу, когда вдруг упал карандаш. Рассказчик испугался, что и эта вещь отправится в неизвестное место, и нырнул за ним под кресло. Под креслом, рядом со стеной, лежал карандаш, а рядом с ним, прижавшись к стене, блестел пенсне со своим запыленным фасадом, будто он чувствовал свою вину.
Как объяснить ту странную связь между предметами и человеком, которая заставляет их возвращаться, даже если человек так ловко обходит их бдительность? Никто не знает, где этот пенсне бродил, но его вид ясно показывал, что он бродил «долго, до полного изнеможения, до пресыщения и ужасной душевной усталости».

Рассказчик сурово наказал пенсне, оставив его на несколько часов у стены и показав прислуге и всем знакомым. Они только сказали, что пенсне «странно упало». В тот же вечер, когда рассказчик снимал с верхней полки шкафа пыльную папку с рукописями, он чихнул, пенсне упало на пол и разбилось.

Почему же мы так сильно привязываемся к предметам, даже когда они не имеют для нас реальной ценности? Может быть, мы ищем утешение и уверенность в нестабильном мире, или же наши детские воспоминания привязывают нас к определенным вещам. Но в конце концов, эта связь может быть непростым результатом человеческой эмоциональности.
Рассказчик решил, что пенсне умер случайно, а не своей смертью, к которой привело его «публичное посрамление». Рассказчику было жаль пенсне, потому что они читали вместе «много хороших и глупых книг», в которых люди обладают страстями, разумом и сознательностью, в то время как вещи не обладают самостоятельностью.

Возможно, рассказчик видел в пенсне не только предмет, но и друга, с кем он мог поделиться своими мыслями и эмоциями. В этом мире, где мы часто чувствуем себя одинокими, наши связи с вещами могут стать для нас оазисом утешения и поддержки.

Краткий пересказ «Пенсне» получился у меня очень даже не кратким, но зато содержательным, не так ли?

А в этот момент больше всего читателей на странице: Обзор фильма «Собачья жизнь» и «Собачья жизнь 2»

И вот сидел я однажды в том же кресле у той же стены, лишь с другой книжкой, по обыкновению отчеркивая карандашом наиболее умные и наиболее глупые места. На носу у меня было уже другое пенсне, новенькое, тугое, раздражающее. И вдруг – раз! – и падает карандаш. Перепуганный (не шутя! тут любопытнейшее психическое переживание!), я бросаюсь вдогонку. Мне почему-то представилось, что и карандаш должен бесследно исчезнуть. Но он лежал спокойно у стены, и… рядом с ним, смирненько, плотно прижавшись стоймя к стене, блеснули два стекла с тоненькой дужкой.
Где оно шлялось? Что оно перевидало (конечно, в преувеличенном виде!)? И чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его бдительность?

На все эти вопросы ответить трудно. Но что пенсне мое гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости, – в этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу.

Добавить комментарий