: 29 сен 2014 , Мой НГУ , том 57/58,
№3/4
Жизнь и смерть Алтайской принцессы: путь к небесным пастбищам
Первые погребения пазырыкской культуры с мумифицированными телами были обнаружены еще в середине прошлого века при раскопках на Восточном Алтае. В 1993 г. случилась настоящая сенсация: в могильнике Ак-Алаха-3 на плато Укок было найдено первое нетронутое грабителями «замерзшее» погребение с мумией молодой женщины и набором предметов, сопровождавшим ее в загробную жизнь, удивительной сохранности. Из всех пазырыкских находок именно женщина, захороненная на Укоке, привлекла наибольшее внимание общества. Прошли уже более двух десятилетий после обнаружения ее забальзамированных останков, но посмертная судьба «алтайской принцессы», как ее назвали СМИ, все еще является предметом живого обсуждения.
На высокий статус погребенной указывает ее «сопровождение» в загробный мир, необычное для женщины: «сопутствующее» захоронение мужчины и трех верховых коней, редкие чужеземные вещи, такие как шелк и семена кориандра, а также сам одинокий курган, расположенный на видном месте в речной долине. Томографическое исследование мумифицированных останков, проведенное спустя два десятилетия после их обнаружения, дало уникальную возможность узнать подробности жизни и смерти женщины, жившей более двух с половиной тысячелетий назад, подкрепив новыми фактами предположение археологов об ее особом статусе «избранницы духов»
«Человеческая личность есть драгоценнейшая,
величайшая ценность, существующая на нашей
планете. Она не появляется на ней случайно,
и раз исчезнувши, целиком никогда
не может быть восстановлена…»
Вернадский В. М.
Это было первое непотревоженное «замерзшее» погребение выдающейся представительницы пазырыкской культуры, открытое за все время ее изучения, начиная с середины XIX в. Разумеется, в первую очередь производит впечатление сам факт нетронутости захоронения. На пути древних грабителей «встал» мужчина, сопровождавший женщину в иной мир: осквернители могил, проникшие в погребение через небольшой шурф в центре кургана, удовольствовались разорением мужского захоронения и не заметили под ним большого лиственничного склепа .
Мужское захоронение, расположенное на перекрытии основного погребения, совершенно не типично для пазырыкской культуры, это – исключительный случай. Учитывая тот факт, что молодой мужчина был убит ударом тупого предмета в затылочную часть черепа, можно с уверенностью утверждать, что здесь имеет место обычай «соумирания», когда в иной мир человек уходил не один, а в сопровождении людей, ему необходимых. Вместе с мужчиной в погребении находился и подросток, определить причину смерти которого не удалось из-за недостатка антропологического материала, а также три верховых коня. Это сопутствующее погребение сразу определяет роль и значение для соплеменников женщины, похороненной в кургане.
На ее особое положение, помимо необычного сопровождения, указывает и сам курган, одиноко стоящий, расположенный на видном открытом месте в долине р. Ак-Алаха. Для пазырыкской культуры характерны семейно-родовые кладбища, состоящие из многих курганов, расположенных цепочкой. Одинокий курган может указывать на то, что эта женщина не принадлежала к определенному роду или к семье, а по своему статусу имела отношение ко всем пазырыкцам, проживавшим на Укоке. Возможно, это является указанием на безбрачие, которое, судя по этнографическим свидетельствам, характерно для шаманок и служительниц культа.
Одинокий курган
Хотя сам курган и небольшой – около 18 м в диаметре, но все, что связано с проведением погребального обряда в условиях высокогорного зимнего пастбища, при отсутствии леса, отнимало много времени и сил и требовало определенного мастерства и знаний. Судя по трудозатратам, для погребения этой необычной женщины были привлечены все пазырыкцы, зимовавшие на Укоке.
На дне могильной ямы на глубине трех метров был установлен деревянный лиственничный сруб размером 2,30×3,60 м. За его северной стеной в узком пространстве были похоронены шесть убитых ударом чекана коней в замечательно красивом убранстве, состоящем из украшенной деревянной резьбой упряжи, мягких седел с войлочными покрытиями, декорированными аппликациями. И это при том, что пазырыкских женщин в иной мир исключительно редко сопровождал даже один конь. В так называемом хозяйственном отсеке сруба на покрытом толстым войлоком галечном полу были поставлены два деревянных блюда-столика с мясом и четыре сосуда – глиняные, деревянный и роговой – с напитками.
Мумифицированное тело женщины было уложено в массивную лиственничную колоду с крышкой, прибитой с двух сторон медными гвоздями. При прочих равных условиях тела, погребенные в таких герметично закрытых колодах, имели больше шансов оставаться нетленными. Тело женщины лежало на толстой войлочной подстилке на правом боку, в позе спящей, с чуть подогнутыми в коленях ногами, с небольшой подушечкой под головой, украшенной париком с высоким головным убором. Ее костюм – типичный для пазырыкских женщин, состоял из рубахи, шерстяной юбки, подпоясанной поясом в виде шнура с кистями, и войлочных чулок. Но рубаха была сшита из шелка, а шею украшала деревянная, покрытая золотой фольгой гривна с восьмью фигурами крылатых барсов, уши – крохотные золотые колечки, а головной убор – 14 деревянных фигурок птиц.
Первые мумии пазырыкцев обнаружил еще в 1948—1949 гг. С. И. Руденко при раскопках в долине р. Большой Улаган в Восточном Алтае. В могильнике Пазырык во Втором и Пятом курганах было обнаружено по два мумифицированных тела мужчин и женщин.
Кожа мужчины из Второго Пазырыкского кургана была покрыта татуировкой. Поскольку после извлечения из могилы тело начало быстро разлагаться, Руденко принял решение о препарировании мумии. Была отдельно сохранена кожа с татуировкой, а также мумифицированные голова и кисть правой руки, отрубленные грабителями. Остальные мумии – двух женщин (40 и 50 лет) и мужчины (55 лет) – были доставлены в Ленинград в том виде, в котором они были обнаружены (одна женская мумия была частично расчленена грабителями). Все эти мумии в настоящее время хранятся в Государственном музее Эрмитаж (Санкт-Петербург)
В погребении обнаружили и странное, единственное в своем роде зеркало в деревянной рамке с изображением оленя. Оно представляло собой металлическую пластинку, элементный состав которой совпадает с составом металла ханьских зеркал. В колоде находилось небольшое каменное блюдце с частично обугленными семенами кориандра (ранее их находили только в «царских» курганах), которые использовались как благовоние. Родиной посевного кориандра является Средиземноморье: его культивировали в Индии, Палестине, Египте, а в диком виде он встречается на Кавказе, в Средней Азии и черноземной полосе европейской части России (Асеева, Найдакова, 1991).
Важнейшей частью погребального обряда являлась мумификация. О высоком статусе женщины свидетельствует уровень мумификации ее тела – с максимальным количеством операций, как у мумифицированных тел, погребенных в «царских» курганах Пазырыка.
Чтобы приготовить ее тело для перехода в иной мир, с ним был проведен ряд операций: трепанация черепа и извлечение головного мозга и органов в лицевой части черепа, вскрытие грудной и брюшной полостей и удаление всех внутренних органов, рассечение позвонков в грудной и крестцовой частях, чтобы придать телу необходимую для погребения позу, отделение головы от туловища, а также набивка освободившихся полостей специально приготовленным органическим наполнителем (Полосьмак, 2001). Кроме того, на кожу было нанесено какое-то ртутьсодержащее вещество. (Для сравнения отметим, что для мумификации пазырыкского мужчины из кургана 2 могильника Верх-Кальджин-2 использовали минимальное количество операций, а вскрытую и освобожденную от внутренних органов брюшную полость ничем не заполнили и только частично зашили.)
Благодаря хорошей сохранности тела женщины удалось увидеть и сохранить татуировку, покрывавшую ее руки и плечи. На ее кожу были чрезвычайно искусно нанесены несмываемые образы реальных и фантастических животных, характерных для изобразительного ряда пазырыкской культуры, в том числе и для татуировок, имевших широкое распространение.
Археологические свидетельства
Так как женское погребение на Укоке является единственным не разграбленным «замерзшим» захоронением представительницы пазырыкской элиты, мы смогли впервые увидеть весь набор предметов, сопровождавших в иной мир знатную женщину этого народа. Что же составляло ее богатство? Какие из найденных вещей свидетельствуют о ее необычном статусе?
Нужно признать, что все обнаруженные в погребении предметы имеют аналоги в других рядовых и «царских» погребениях пазырыкской культуры. Золотых вещей, кроме проволочных сережек, не обнаружено, хотя справедливости ради надо отметить, что все деревянные резные украшения – как на самой погребенной, так и на сопровождавших ее конях – были покрыты золотой фольгой. Но и это является характерной особенностью пазырыкской культуры, и в любом рядовом погребении можно найти обрывки золотой фольги.
Вероятно, богатство и статус должны подчеркивать вещи редкие, необычные, которые попадали к пазырыкцам издалека. В данном погребении таких вещей довольно много: это и ткань из дикого шелка, из которого сшита женская рубаха, и семена кориандра, служившие благовонием, и миниатюрные бронзовые подвески в виде котелков, чье происхождение связано с тагарской культурой. И наконец, зеркало, сделанное из ценного для пазырыкцев обломка китайского зеркала, который они вставили в деревянную рамку, превратив в новое изделие.
Выделить среди всех обнаруженных вещей, как и среди всего погребального комплекса, какие-то специальные «культовые» предметы не представляется возможным. И это возвращает нас к вопросу о том, существовало ли в древнем обществе различие между профанным, мирским и сакральным? Люди могли придавать определенный смысл любым вещам в зависимости от ситуации – «обычных» вещей в нашем понимании тогда просто не существовало. Поэтому искать какие-то предметы, указывающие на духовное избранничество женщины, не имеет смысла: все, окружавшее ее, могло быть сакральным (опять же, в нашем понимании) благодаря самой ее личности.
Сейчас, спустя двадцать лет после находки, мы смогли узнать нечто новое, что меняет наше представление и о похороненной женщине, и о пазырыкском обществе в целом. Мы узнали причины ее смерти, которые во многом объясняют ее жизнь.
Реконструкция по медицинским данным
В детском или юношеском возрасте она переболела остеомиелитом. Причины этого достаточно тяжелого заболевания, сопровождаемого болями и генерализованным инфекционным процессом, кроются в неблагоприятных условиях жизни и травмах.
Когда ей было немного за двадцать, ее настигло другое тяжелейшее заболевание – рак груди, мучительно уничтожавший ее в течение последних пяти-семи лет. На свою последнюю зимовку на Укок в октябре она приехала уже совершенно больной: говоря современным языком, у нее диагностирована 4-я, последняя, стадия рака молочной железы. Для этой стадии характерны очень сильные боли и сильнейшая интоксикация организма, вызывающая потерю физических сил.
Магнитно-резонансная томография позволила выявить в мумии ряд очаговых изменений с повышенным МР-сигналом. Можно предположить несколько вариантов происхождения этих очагов, но необходимо отметить, что в любом случае они являются проявлением достаточно тяжелой патологии, которая могла быть причиной летального исхода. Назовем два наиболее распространенных варианта происхождения патологических очагов, тем более что по характеру МР-сигнала они отчетливо распадаются на две отдельные группы. Вариант первый – остеомиелит как проявление общего септического процесса, второй – онкология
В таком состоянии она могла упасть с лошади и получить тяжелые травмы. Падение пришлось на правую сторону: пострадали правый висок, правое плечо и правый тазобедренный сустав. Во время падения правая рука не пострадала, так как была прижата к туловищу. Вероятно, к этому времени эта рука уже бездействовала, о чем свидетельствует патологическое изменение ее тканей, отражающее, по сути, процесс распада живой ткани. Однако и после такой травмы она, вероятно, осталась жива, поскольку с правой стороны есть прижизненные отечные изменения в паховой и подмышечной областях.
…Наличие плотных узлов в правом аксиллярном пространстве и узла в правой молочной железе указывают на прижизненный процесс, распространявшийся от центра на периферию <…> В патологоанатомическом плане можно предположить, что мы имеем дело с тканями, обладающими аномальными свойствами; наиболее вероятно – с первичной опухолью в правой молочной железе и с лимфатическими узлами, пораженными опухолевыми метастазами
Почему мы думаем, что падение произошло именно при перекочевке на зимнее пастбище? Потому что в ее состоянии (крайнее истощение, интоксикация, формирующиеся пролежни на спине и лимфедема правой руки) перекочевка могла быть единственным поводом, чтобы сесть на коня и тронуться в путь. Больную женщину не бросили, не убили, избавляя от страданий, но взяли с собой. И оказавшись на Укоке, она, очевидно, уже больше не вставала…
По мнению патологоанатомов, судя по состоянию мумии, тело могли сохранять два-три месяца, самое большое – полгода. Похороны произошли в середине июня, о чем свидетельствует последний корм одной из лошадей, похороненной вместе с женщиной, состоящий из веточек, на годовых кольцах которых уже имелись новые клеточные образования, характерные для этого периода года. Из анализа пыльцы также следует, что захоронение происходило в условиях, сходных с весенним периодом алтайского высокогорья.
Если руководствоваться этими данными, можно заключить, что смерть женщины наступила либо в январе, либо в марте. В любом случае она не умерла мгновенно от черепно-мозговой травмы, что было бы для нее избавлением от мучений и боли, но прожила еще от 3 до 5 месяцев. И все это время она была прикована к постели. Общее самочувствие ее перед уходом из жизни, без сомнения, было очень тяжелым. Как здесь не вспомнить известного исследователя якутского шаманизма А. А. Попова (2006), который отмечал, что знаменитые шаманы умирают в ужасных муках.
Болезнь как дар
Представьте себе изможденную болезнью женщину, которая в течение нескольких самых холодных месяцев года, страдая от сильнейших болей, лежит в зимнике – бревенчатой постройке, скупо обогревающйся кизяком. Судя по тем зимникам, которые есть на Укоке в наши дни, современные зимние жилища не слишком отличаются от пазырыкских и расположены в тех же самых местах. Скотоводы безошибочно из века в век выбирают одни и те же наиболее удобные и пригодные для зимовок укромные места, закрытые складками древних морен от сильнейших зимних ветров, выдувающих снег и освобождающих пастбища для скота.
Из палеопатологического исследования антропологических материалов из пазырыкских могил Укока следует, что практически все кости людей из укокской популяции несут на себе следы жесткого физиологического стресса, которому подвергалось население этого региона с его экологическими условиями, экстремальными для организма человека. Пазырыкцы страдали от разновидностей хронического полиартрита, нередко проявляющегося в форме деформирующих артрозов основных и периферийных суставов верхних и нижних конечностей, остеохондроза (деформаций суставных поверхностей тел позвонков), спондилеза (деформаций в связочном аппарате позвоночника, иногда сопровождающихся слияниями позвонков или анкилозирующими спондилитами). Были обнаружены также единичные случаи анкилозирующего спондилита связок крестцово-подвздошного сочленения и спондилолиза (нарушения целостности дуги позвонка) (Чикишева, 2003).
Изменения правого тазобедренного сустава носят прижизненный характер. В сочетании с травматической деформацией головки правой плечевой кости и деформацией передней крестообразной связки правого коленного сустава и деформации по типу сублистеза в поясничном отделе позвоночника они дают основания предположить значительную прижизненную травму. Это могло произойти при падении с лошади
На основе этих данных можно сделать вывод о том, что почти все пазырыкцы Укока в той или иной степени страдали заболеваниями, ограничивающими их физические возможности, заставляющими ежедневно преодолевать боль. Кроме того, некоторые из них страдали такими патологиями, при которых жизнь возможна только при условии постоянной помощи и заботы. Причины этих заболеваний лежат не только в особенностях природной среды, но и в самом образе жизни всадников и скотоводов.
Что же это было за общество – больное физически, но совершенно здоровое морально? Что заставляло соплеменников заботиться о тяжело больной женщине, а потом похоронить ее так, как очень редко хоронили женщин в этом обществе – с большими почестями? Результаты томографического исследования мумии подтвердили наше предположение, основывающееся исключительно на археологических материалах, что женщина, погребенная в кургане 1-го могильника Ак-Алаха-3, имела особый статус, была той, которую можно назвать избранницей духов, и подкрепили эту точку зрения новыми фактами.
Из многочисленных этнографических источников известно, что «рождению» шамана должна предшествовать долгая болезнь человека. Еще в конце XIX в. некоторые ученые утверждали, что у истоков индоевропейского шаманизма лежала настоящая болезнь, и только позже шаманы стали вызывать у себя подлинный транс (Wilke, 1887) Можно предположить, что именно развивающаяся болезнь лежала у истоков призвания «женщины с Укока», ограничивая ее физические возможности, но расширяя способности к внутреннему сосредоточению и медитации и вынуждая к особому аскетическому поведению. Болезнь, имеющая неподдающееся объяснению сверхъестественное происхождение и причиняемые ею страдания могли быть именно той причиной, которая выделила ее: по выражению М. Элиаде, она «переживала сакральное с большей, чем остальное общество, интенсивностью» (Элиаде, 2000). При этом, конечно, она обладала и какими-то выдающимися личными качествами, которые, наверняка, проявились бы в любом случае. Тут же мы имеем явное сочетание уникальных особенностей характера и последствий тяжелой болезни.
Особого внимания заслуживает и вероятное использование обезболивающих средств, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В древних культурах, оставивших нам письменные свидетельства, в качестве средств обезболивания использовались вино, опий, гашиш, белена, вытяжка мандрагоры, аконит и индийская конопля (Мирский, 2000). Пазырыкцам была известна и сама конопля, и ее свойства. Семена конопли, обнаруженные в «царских» погребениях, использовались для обрядовых воскурений.
Шаманизм и техника экстаза, трансперсональные переживания с использованием конопли были известны скифам и описаны Геродотом, что нашло подтверждение в археологическом материале пазырыкской культуры (Руденко, 1953). Применение конопли в целях достижения транса характерно и для древнеиранской культуры: именно иранское название конопли стало обозначением мистического опьянения в Средней и Северной Азии (Элиаде, 2000).
Вероятно, для больной женщины постоянное вдыхание паров конопли стало и вынужденной необходимостью (Полосьмак, Трунова, 2004), и она часто находилась в состоянии измененного сознания. Можно предположить, что в определенном состоянии ее устами могли говорить души умерших предков, духи, боги. Подобные умения и знания, полученные на подсознательном уровне под воздействием, вероятно, галлюциногенов (в нашем случае – конопли), высоко ценились в обществе. Ее экстатические видения, вероятно, позволяли считать ее существом исключительным, избранным, необходимым, действующим во благо обществу. Она могла быть полезна и необходима именно в таком качестве – избранницы духов, поэтому ее и берегли до последнего вздоха.
Мумии, в которых превращали пазырыкцы своих умерших, это свидетельства древнего ритуала, в котором наиболее ярко отразилось отношение этих людей к жизни, смерти и бессмертию. Мумии пазырыкцев – исключительное культурное явление, чудом сохранившаяся древняя иранская традиция. Вероятно, так же, как пазырыкцы мумифицировали своих умерших, мумифицировали персидских и скифских царей.
Мумии несут в себе большую скрытую информацию, часть которой уже удалось расшифровать, но осталось многое, что пока недоступно из-за отсутствия нужных методов и подходов. Вероятно, мумии содержат и такую информацию, о характере которой мы и не догадываемся.
Древние мумии надо хранить. Они должны ждать своего часа, поскольку даже через многие десятилетия возможны новые открытия, как это было с мумиями из Пазырыкских курганов, на которых после полувека хранения в Эрмитаже с помощью инфракрасных лучей были обнаружены великолепные татуировки (Баркова, Панкова, 2006). Или как это случилась с мумией молодой женщины с плато Укок, о причинах смерти и подробностях жизни которой мы узнали только сейчас, спустя десятилетия после ее открытия. И я уверена, что это далеко не конец истории…
В публикации использованы фото К. Банникова, М. Власенко, В. Мыльникова, реконструкции Дмитрия Позднякова
Литература
Баркова Л. Л., Панкова С. В. Татуировка на мумиях из Пазырыкских курганов в инфракрасных лучах // Вестник -истории, литературы, искусства. 2006. Т. 3. С. 31—42.
Мирский М. Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М.: Наука, 2000. 778 с.
Полосьмак Н. В., Трунова В. А. Волосы из пазырыкских могил: Рентгенофлуоресцентный анализ с использованием синхротронного излучения // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. № 1 (17). С. 73—80.
Полосьмак Н. В. Всадники Укока. Новосибирск: Инфолио-пресс, 2001. 334 с.
Полосьмак Н. В., Трунова В. А. Смертельное наслаждение. СИ обнаруживает убийцу// НАУКА из первых рук, 2006, № 1 (7). С. 38—49.
Полосьмак Н. В. 20 лет спустя // НАУКА из первых рук, 2013. № 3 (51). С. 6—23.
Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953. 401 с.
Чикишева Т. А. Особенности патологического статуса населения пазырыкской культуры // Население Горного Алтая в эпоху раннего железного века как этнокультурный феномен: происхождение, генезис, исторические судьбы (по данным археологии, антропологии, генетики). Интеграционные проекты. Вып. 1. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. С. 73—82.
Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. К.: «София», 2000. 480 с.
Гайворонский И. В., Бессонов Н. Ю., Ниаури Д. А. Оригинальные подходы к изучению морфометрических характеристик плоскости выхода из малого таза у взрослых женщин // Журнал акушерства и женских болезней. 2012. № 1. С. 20—25.
: 29 сен 2014 , Мой НГУ , том 57/58,
№3/4
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 мая 2023 года; проверки требует 1 правка.
Принцесса Укока | |
---|---|
Фотография мумии принцессы Укока |
|
Рождение | VI—III века до н. э. |
Смерть | VI—III века до н. э. |
Место погребения | могильник Ак-Алаха (пазырыкская культура) |
Медиафайлы на Викискладе |
Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса[1]) — данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии молодой женщины возрастом примерно 28-30 лет[2], найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха урочища Укок в 1993 году. Причиной смерти женщины был рак молочной железы[3].
Согласно верованиям коренного населения Алтая[4], «принцесса», которую еще называют Ак-Кадын (Честная, Искренняя, Добрая Хатун), является хранительницей покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров[5]. Принцесса соединилась в сознании народа с богатыркой Очи-Бала, то есть стала персонажем одноименного алтайского героического эпоса[6].
История находки[править | править код]
Полосьмак Наталья Викторовна и Деревянко Анатолий Пантелеевич высказали предположение, что Алтай мог быть одним из тех мест, где из общеиндоевропейской мифологемы родилась версия мифа о фантастических птицах — охранниках золота. Своё предположение авторы основывают на интерпретации следующих слов Геродота:
…Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди, за аримаспами — стерегущие золото грифы, а ещё выше за ними — гипербореи на границе с морем.
— Геродот[7]
Авторы данного предположения связывают соседей «одноглазых людей», именуемых как «стерегущие золото грифы» Аристея, с пазырыкцами на том основании, что «в пазырыкской мифологии образ орлиноголового грифона играл особую роль»[8].
Начало изучению «замёрзших» могил Алтая положено в 1865 году Василием Васильевичем Радловым.
Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак — археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем, в этом районе был построен укрепрайон, материалы для которого брались из курганов.
В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа, под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело умершей, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.
Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.
В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а также деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.
Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V—III веках до нашей эры. Исследователи считают, что
Современные популяции североалтайского антропологического типа, к которым относятся северные алтайцы, телеуты, горные шорцы, а также барабинские татары позднего времени, являются потомками носителей пазырыкской культуры.
— Тур С. С. Современные потомки носителей пазырыкской культуры[9]
Описание[править | править код]
Генетика[править | править код]
Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам[10].
Внешний вид[править | править код]
Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были белая шёлковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Также особенной является сложная причёска умершей — она сделана из шерсти, войлока и собственных волос и составляла в высоту 90 см. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) от рака молочной железы (при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы) и принадлежала к высшим слоям пазырыкского общества, о чём говорит количество захороненных с ней лошадей — 6.
По останкам черепа был воссоздан бюст в количестве трёх экземпляров. Один хранится в музее Новосибирска, второй с целью компромисса был передан Обществу национального возрождения Алтая (до возврата мумии после всех исследований). Третий экземпляр передан в московский Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (до настоящего времени в экспозиции музея не представлен).
Местоположение[править | править код]
После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке. Этот факт вызывал недовольство некоторых алтайцев. С точки зрения недовольных, «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.
С сентября 2012 года мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима[11]. Для экспоната построена специальная пристройка[12].
19 августа 2014 года стало известно, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики[13]. Решение о захоронении было связано с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, которые обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия (в особенности — причиной сильного наводнения и крупного града, случившихся на Алтае в конце 2014 года)[14]. В свою очередь, Эмилия Алексеевна Белекова, и. о. директора Национального республиканского музея имени А. В. Анохина, усомнилась в компетенции Совета старейшин Республики Алтай в этом вопросе, указав, что решение подобных вопросов относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации[15].
«На сегодняшний день мумия „принцессы“ передана нам на временное хранение. Собственником этого биологического объекта является музей археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). Так что мы только временно храним», — сказала Белекова. Она отметила, что музей, старейшины и даже власти республики не смогут распорядиться мумией по своему желанию без решения её собственника.
«Все найденные при раскопках вещи — это федеральная собственность, и как раз новосибирскому музею археологии и этнографии это передано в бессрочное пользование. Всё это должно решаться через министерство культуры РФ. А то, что старейшины собрались и решили, никакой юридической силы не имеет», — сказала Белекова[16].
В декабре 2015 года несколько жителей Алтая обратились в Горно-Алтайский городской суд с иском о захоронении «принцессы»; ответчиком по делу стал музей, в котором хранится мумия[17]. Однако суд отказал в удовлетворении иска[18][19]. Президент духовного центра тюрков «Кин Алтай», шаман Акай Кине, который был одним из инициаторов искового заявления, подал кассационную жалобу на решение суда[20] и пообещал, что в случае очередного отказа может пожаловаться и в международный суд[21].
Академик Вячеслав Молодин так характеризовал ситуацию вокруг принцессы:
Не стоит называть её «принцессой». Никакая это не принцесса, это представитель среднего слоя пазырыкского общества. Шумиха вокруг нашей находки возникает тогда, когда на Алтае происходят какие-то события: или выборы, или землетрясения, или дефицит местного бюджета. Тут же эту самую «даму» поднимают на щит: все беды происходят потому, что она в Новосибирске, а не на Алтае. Даже политические партии пытаются это использовать: мол, вы нас избирайте — а мы вернём «принцессу» на Алтай. Всё это политиканство самого низшего пошиба. Сначала мы по этому поводу волновались, а сейчас относимся к этому абсолютно спокойно. После изучения мумия будет возвращена на Алтай.
Самое интересное, что эта мумия — далеко не первая, которая выкопана на Алтае и вывезена оттуда. В тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов было найдено несколько мумий, которые хранятся в Эрмитаже. И слава Богу, никто не требует их вернуть. Причём это были захоронения самого высокого слоя пазырыкского общества[22].
Образ в кино[править | править код]
Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы», показанный по Первому каналу, характеризуется как «далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи»[23][24].
Образ в художественной литературе[править | править код]
- Анна Никольская. Кадын — владычица гор. — Игра слов, 2011.
- Ирина Богатырёва. Кадын. — М.: Эксмо, 2015.
- Ирина Богатырёва. Луноликой матери девы. — М.: АСТ, Луноликой матери девы. — (Победители Международной премии имени С. Михалкова).
- Татьяна Волобуева. Стихотворение «Кадын».
- Игорь Резун. Укок, или Битва Трёх Царевен. — Цикл романов в жанре «фэнтези-боевик». — Весь, 2007-2009.
См. также[править | править код]
- Таримские мумии
- Проклятие фараонов
- Урджарская принцесса (Урджарский район)
- Этци
Примечания[править | править код]
- ↑ Ламин В. А. Энциклопедия: Новосибирск. — Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 2003. — С. 181. — 1108 с.
- ↑ Летягин А. Ю., Полосьмак Н. В., Савелов А. А., Королев М. А., Летягина Е. А. Высокопольная магнитно-резонансная томография тканей суставов и конечностей мумии женщины из могильника Ак-Алаха-3 урочища Укок // Сибирский научный медицинский журнал. — 2018. — Т. 38, № 4. — doi:10.15372/SSMJ20180402. Архивировано 13 июля 2019 года.
- ↑ Принцесса Укока: диагноз спустя 2500 лет. www.moya-planeta.ru. Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 23 апреля 2019 года.
- ↑ Вопрос о захоронении мумии «Принцесса Укока» вызвал конфликт. www.moya-planeta.ru. Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 23 апреля 2019 года.
- ↑ Вопрос о захоронении мумии “алтайской принцессы” решит Минкультуры РФ, Общественное Телевидение России (20 августа 2014). Архивировано 23 апреля 2019 года. Дата обращения: 23 апреля 2019.
- ↑ Наталья Полосьмак. Всадники Укока. — Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000. — 337 с. — ISBN 9785041538415. Архивная копия от 2 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Геродот, История, IV 13. Дата обращения: 24 сентября 2016. Архивировано 23 марта 2013 года.
- ↑ Полосьмак Н. В., Деревянко А. П. Стерегущие золото грифы (Ак-алахинские курганы) Архивная копия от 28 марта 2015 на Wayback Machine. — Новосибирск: ВО «Наука», 1994. — 124 с., ил. ISBN 5-02-030738-6
- ↑ Тур С. С. Современные потомки носителей пазырыкской культуры Архивная копия от 10 июня 2018 на Wayback Machine // Древности Алтая, 2003 № 10
- ↑ Некоторые результаты научных исследований институтов Сибирского отделения РАН. www.nsc.ru (2001). Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 27 января 2015 года.
- ↑ «Принцессу Укока» доставили в Горно-Алтайск. // Новости Горного Алтая (20 сентября 2012). Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 24 октября 2020 года.
- ↑ Для хранения уникальной мумии «алтайской принцессы» строят музей. // РИА Новости (20 марта 2008). Дата обращения: 3 мая 2008. Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑ Михалев Д. Старейшины Горного Алтая решили захоронить мумию «принцессы Укока». // РИА Новости (19 августа 2014). Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 23 апреля 2019 года.
- ↑ Александр Бердников привлек к выборам мумию // Коммерсантъ. — 2014. — 20 августа (№ 147). Архивировано 23 апреля 2019 года.
- ↑ Решение о захоронении мумии «принцессы Укока» останется за Минкультуры. // РБК (20 августа 2014). Архивировано из оригинала 22 августа 2014 года.
- ↑ Ученые: никакие старейшины не вправе решать судьбу «алтайской принцессы». // Вести.ру (20 августа 2014). Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 5 июля 2015 года.
- ↑ Начался суд по делу о захоронении принцессы Укока. // Моя планета (28 января 2016). Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 23 апреля 2019 года.
- ↑ Суд отказал общественникам в захоронении мумии «алтайской принцессы». // РИА Новости (3 февраля 2016). Дата обращения: 26 апреля 2020.
- ↑ Суд отказал в захоронении «алтайской принцессы». // Интерфакс (3 февраля 2016). Дата обращения: 26 апреля 2020. Архивировано 28 апреля 2020 года.
- ↑ Общественники подали апелляцию на отказ в захоронении «алтайской принцессы». // РАПСИ (31 марта 2016). Дата обращения: 26 апреля 2020. Архивировано 28 ноября 2020 года.
- ↑ Финогина А. Алтайская принцесса-мумия останется среди живых. // НТВ (3 февраля 2016). Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 26 ноября 2020 года.
- ↑ Анализируй этнос. Интервью В. Молодина журналу «Эксперт Сибирь» №19 (161)/21 мая 2007
- ↑ Антон Лучанский. Мракобесие в эфире Первого канала. Большой Новосибирск (18 марта 2006). — «Документальный фильм об археологических раскопках в республике Горный Алтай стал беспрецедентным примером журналистского непрофессионализма и пропаганды вредных суеверий.» Дата обращения: 3 октября 2012. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года.
- ↑ Антон Лучанский. Мракобесие в эфире Первого канала // Сибирские огни. — 2006. Архивировано 23 апреля 2019 года.
Литература[править | править код]
- Полосьмак Н. В., А. П. Деревянко. Стерегущие золото грифы (Ак-алахинские курганы). — Новосибирск: Наука, 1994. — 124 с.
- Полосьмак Н. В. Всадники Укока. — Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000. — ISBN 5-89590-037-2.
Ссылки[править | править код]
- Алексей Козлов. «Первым оттаял череп»: как откопали таинственную принцессу // Антропогенез.ру / Александр Соколов. — 2020.
- Летягин А. Ю., Полосьмак Н. В., Савелов А. А., Королев М. А., Летягина Е. А. Высокопольная магнитно-резонансная томография тканей суставов и конечностей мумии женщины из могильника Ак-Алаха-3 урочища Укок // Сибирский научный медицинский журнал. — 2018. — Т. 38, № 4. — doi:10.15372/SSMJ20180402.
- В музее имени Анохина после реконструкции будет храниться мумия алтайской принцессы // Новости Алтая. — 2011. — 18 августа.
- Посетители музея в Республике Алтай увидят вместо мумии манекен принцессы Укока // Новости Алтая. — 2011. — 21 декабря.
- Алтайскую принцессу Укока поместили в специальный саркофаг. // Новости Алтая. — 2012. — 21 сентября.
В 1993 году на могильнике Ак-Алаха плоскогорья Укок в Кош-Агачском районе Республики Алтай были найдены останки молодой женщины. Кем она была при жизни? Являлась ли девушка представительницей знатного рода? Что из истории о ней правда, а что выдумка? Давайте разбираться вместе.
Как нашли принцессу Укока
Мумию нашли случайно. Место, где находилась гробница, ранее было перекопано и частично разграблено, причем не единожды. Этот факт и другие стали поводом для споров историков, археологов вокруг принцессы Укока – именно так назвали девушку. Кроме научных мужей она взволновала и жителей региона – многие из них были уверены, что вскрытие гробницы не останется безнаказанным. События, последовавшие за ним, подтверждают опасения.
Но вернемся к тому, как нашли принцессу (или не принцессу…). Раскопками кургана на плоскогорье Укок занялась Полосьмак Наталья Викторовна – доктор исторических наук, археолог. Курган находился в ужасном состоянии. Грабить его начали еще в древности, а в наше время он пострадал во время формирования приграничной зоны. Надежды найти что-то в нем было очень и очень мало.
Первой находкой стали предметы железной эпохи. На следы гробницы принцессы археологи наткнулись случайно. Под слоем грунта им удалось обнаружить большое количество льда. Несколько дней бригада осторожно подбиралась к содержимому ледяной «капсулы», постепенно растапливая ее. То, что они обнаружили, поразило всех. Колода с телом женщины была не просто обложена льдом, но и заполнена им, что позволило мумии сохраниться почти в идеальном состоянии.
В погребальной камере, помимо останков девушки, археологи обнаружили 6 коней в полной сбруе, деревянную колоду (гроб), сколоченную гвоздями из бронзы. Рядом с телом лежала кухонная утварь, косметические принадлежности – сухие краски в порошках, гребень, зеркальце. Это указывало на высокий статус умершей.
Время ее захоронения было определено с точностью до 200 лет – V-III век до нашей эры. Более глубокие исследования самой мумии и предметов, похороненных вместе с ней, указывали на их принадлежность к пазырыкской культуре.
Описание
Женщина в колоде лежала на боку. Ее ноги были подтянуты почти к груди. Одежда частично сохранилась – белая рубашка из дорогого шелка, юбка из бордовой шерсти, носки из войлока и натуральная шуба. Тело девушки покрывали многочисленные татуировки. Голову ее украшала прическа высотой 90 сантиметров.
По останкам черепа и немногочисленным сохранившимся тканям удалось воссоздать образ принцессы Укока. Кроме этого, ученые выяснили, отчего она умерла – в ее груди они обнаружили уплотнение, указывающее на онкологическое заболевание. Было создано три бюста древней красавицы, которые «разъехались» по ведущим музеям – музей имени Пушкина в столице РФ, музей Новосибирска и музей Общества возрождения Алтая.
До сентября 2012 года мумия принцессы Укока хранилась в Сибирском отделении института РАН в Академгородке Новосибирска. По настоянию общественности и жителей Республики Алтай ее перевезли в Национальный музей Анохина в Горно-Алтайске. Совет старейшин республики требовал вновь захоронить усопшую в кургане, но добиться этого не удалось.
Мифы и подтвержденные факты
Согласно алтайской легенде, принцесса Укока – дочь «сына неба», высокопоставленная жрица. Вскрывать ее гробницу, трогать тело, а тем более вывозить, изучать нельзя ни в коем случае! Подтверждением этого они считают происшествия, которые случились с людьми, причастными к ее обнаружению и перемещению, катаклизмы на Алтае.
С вертолетом, который перевозил тело Укок в Новосибирск, произошла внештатная ситуация, он чуть не упал. Через какое-то время случилось землетрясение, эпицентр которого находился на плато, где покоилась принцесса. Разрушения были страшными, в грунте появились широкие трещины.
Это событие подтолкнуло жителей республики к активным действиям. Они буквально требовали вернуть находку на свое место. Но все, чего удалось им добиться – это возвращение мумии «на родину», ее размещение в местном музее. «Приезду» принцессы предшествовало страшное наводнение на Алтае, что еще больше укрепило веру аборигенов в мистическую силу найденной женщины.
После того как был воссоздан облик принцессы, начались исследования мифов и легенд о ней. Дело в том, что она не могла относиться к монголоидной расе, что косвенно подтверждало ее родство с «сыном неба» – так древние коренные жители Алтая называли инопланетян. К расследованию истории девушки присоединились уфологии, но фактов и доказательств этой теории они так и не нашли.
А вы слышали легенды о принцессе Укока? Пожалуйста, поделитесь ими в комментариях. Попробуем вместе разобраться – что миф, а что правда. Тех, кому посчастливилось увидеть мумию своими глазами, тоже попрошу «отметиться» в комментах. Поделитесь впечатлениями. И я, и читатели будут благодарны вам. Заранее спасибо.
Девушка с татуировкой оленя
Рак груди четвертой стадии — таков диагноз молодой девушки с татуировкой оленя, умершей 2 500 лет назад. Неутешительный вердикт вынес консилиум ученых-палеопатологов, изучавших мумию Принцессы Укока, найденную в 1993 году на Алтае. Но несмотря на то, что исследования идут уже два десятка лет, об этой девушке, еще мало что известно. Собрала все факты, которые удалось узнать ученым за эти годы.
Сегодня мумия «Алтайской принцессы» покоится в маленьком темном мавзолее в национальном музее имени А.В. Анохина в Горно-Алтайске, в инновационном саркофаге, в котором постоянно поддерживается нужная температура и определенная влажность воздуха. Доступ к ней широкой публике ограничен — музей приоткрывает завесу тайны лишь несколько дней в году. Причин тому много — местные алтайцы до сих пор требуют предать их «Принцессу Ак-Кадын» земле, поскольку верят, что потревожив ее вечный покой, люди обрекли себя на природные катаклизмы — землетрясения, наводнения и прочие бедствия. Они убеждены, что «Белая госпожа» была хранительницей покоя и стражем ворот подземного мира, откуда теперь прорывается Зло.
Photo: www.siberiantimes.com
Руководство музея позволило мне взглянуть на одну из самых известных мумий в мире. Под стеклом, имитирующим ледяной саван девушка лежала в позе ребенка, чуть поджав под себя ноги, она была обнажена и прикрыта тканью с золотыми узорами. Ее одежды, утварь и все, что удалось найти археологам хранится в Новосибирске. В музей Горно-Алтайская ее привезли без всего, специалисты не рекомендуют обряжать мумию, так она сохранится лучше.
«Алтайскую принцессу», так ее назвали журналисты, нашли в далеком 1993 году, когда археолог Наталья Полосьмак взяла на себя исследование уже грабленного пазырыкского кургана на высокогорном плато Укок в долине реки Ак-Алаха. Ее коллеги отнеслись довольно скептически к выбору места, но почти сразу за новым захоронением группа Натальи обнаружила более старую могилу с ледяной линзой, в которой явно просматривались очертания человека.
Photo:www.scfh.ru
Это была фантастическая научная, бесценная находка. Вечная мерзлота сохранила все, что обычно уничтожает время — одежду, ткани, кожу. Подземные воды, вероятно от талого снега, проникли в могильный сруб и замерзли на долгие века. Для красного словца можно было бы написать, что она лежала словно заколдованная принцесса в ледяном гробу, но почившую, прежде чем похоронить — забальзамировали, очистили внутренние полости, удалили мозг и мышцы, поместили внутрь рубленые травы, а затем тело обмазали ртутным раствором. Процесс занял предположительно три месяца. До момента погребения с мумией обращались необычно, ее сажали и куда-то перемещали. Пазырыкцы верили, что смерть — это продолжение бытия, а вовсе не конец земного странствия.
Археологи аккуратно растопили лед, быстро достали мумию из деревянного саркофага из лиственницы и на специальном вертолете отвезли ее в Новосибирский Академгородок. В Горно-Алтайск из музея Института археологии и этнографии сибирского отделения РАН мумия вернулась лишь в 2012 году. Уже двадцать с лишним лет ее изучают многие ученые — генетики, палопатологи, археологи, историки, дендрохронологи, специалисты по реконструкции лиц.
Генетики по анализу ДНК установили, что девушка принадлежала европеоидной расе фино-угорского типа. Кроме того, материал был столь хорош, что при желании алтайскую принцессу могли бы клонировать. Палеопатологи обнаружили на томографе опухоль с метастазами, диагноз не оставлял сомнений. У «Белой госпожи» была тяжелая патология, приведшая к летальному исходу. Доказано, что умершая во время проведения обрядов, вдыхала пары ртути и меди, но это вряди ли привело бы к тотальным последствиям, но здоровье ей сильно подпортило. Чтобы избавиться от болей девушка предположительно вдыхала пары конопли и ее сознание в последние месяцы жизни было изменено. Вполне возможно, она впадала в беспамятство, бормотала что-либо, а соплеменники принимали это за голоса умерших предков, духов или богов.
Также, уверяют ученые, Ак-Кадын перенесла в детстве остеомиелит. Рак убивал Ак-Кадын медленно, вероятно она страдала от сильных болей и обмороков, за несколько месяцев до своей кончины, девушка вероятно упала с коня и получила три черепно-мозговые травмы. После этого она слегла и уже не встала.
Реконструкторы воссоздали лицо, оказалось девушка с татуировкой оленя не блистала красотой, ее черты лица были массивными, челюсть выдавалась сильно вперед. По стандартам нашего времени она скорее была некрасива, ученые относят гипотезы к феномену уродства, как избранничества. У многих народов люди с антропологическими отклонениями считались избранниками богов или духов. Девушка была довольно высокого роста — около 170 см. Восстановленная внешность соответствует реальной на 75%. Для более точной реконструкции не хватило фрагментов костей — лед деформировал череп девушки, также была утрачена одна из носовых костей.
Photo:www.praeparator.ch
Она вряд ли была принцессой, ничего не говорит об ее знатном происхождении. Курган в котором она была захоронена, по своим размерам скромен, в отличие от погребений пазырыкской знати. К тому же, ее могила находилась вдали от родовых захоронений, что в теории могло бы говорить о женщине, давшей обет безбрачия. Впрочем, она была одета довольно дорого — в рубашку из белого индийского шелка, подпоясана витым из шерстяных нитей поясом. На ней была бордовая шерстяная юбка, теплые носки из войлока, девушка была укрыта шубой из сурков. У руки, что была вся в жемчуге, археологи нашли серебряное зеркало с изображением оленя и россыпь бусин. Шею украшала гривна с фигурками позолоченных барсов. На лысой голове у Белой госпожи была сложная прическа-парик, высотой почти 90 см, сделанная из волос конского хвоста с массой деревянных украшений, покрытых золотой фольгой и бронзовой шпилькой в виде оленя, что крепила красный головной убор. Никто не может сказать, брили ли женщины волосы в те времена или же это был похоронный обряд.
Большое количество золотых украшений дали тему для размышлений антропологам. Очевидно, что пазырыкцы были солнцепоклонниками и золото являлось символом небесного светила. Девушка с татуировкой оленя явно обладала высоким статусом в пазырыкском обществе, скорее всего она была служительницей древнего культа, избранницей духов или попросту шаманкой.
На поясе у девушки лежали четки из мрамора с кисточкой, в складках юбки — нашли курильницу, в который были насыпаны семена кориандра. Вся эта атрибутика показывает, что она выполняла какие-то культы связанные с религией, возможно зороастрийской.
И самое главное. У мумии были хорошо видны четыре татуировки — священные козероги и бараны, снежный барс, нанесенные иглой с помощью сажи на обе руки от плеч до кистей и фаланг пальцев. Самая крупная из них на левой руке — олень с хищным клювом грифона и рогами козерога, ткани правой руки, наверняка тоже были татуированы, но не сохранились. Тату на плече девушки — символ принадлежности к определенному племени, орнамент, что удостоверял личность и, возможно, был частью обрядов инициации и нес в себе мифологический и сакральный смысл.
Рядом с « Алтайской принцессой» были найдены останки шести седланных и украшенных для поездки в загробный мир лошадей и масса бытовых предметов — сосуды из глины и рогов аргали, оружие, украшения. Ее покой охранял мужчина, захороненный над ее могилой. “Сопровождающий” принцессу в загробный мир воин был убит ударом тупого предмета в затылок. Он был также татуирован с ног до головы, его рыжие волосы были заплетены в косу. Были ли они соплеменниками, неизвестно, но похожие татуировки говорят именно об этом. Совершенно точно они были жителями одной эпохи — конца IV века до нашей эры.
- Orange-факт
Тату алтайской принцессы воспроизвели на церемонии Закрытия Зимних Олимпийских игр в Сочи.
Зал музея, в котором нашла свой временный покой Алтайская принцесса был спроектирован по задумке так, словно посетители участвуют в похоронной процессии. Но гнетущего ощущения нет. Есть любопытство и еще множество вопросов, на которые так хочется получить ответы. По крайней мере на один: кем же была девушка с татуировкой оленя?
- Orange-факт
Мумию алтайской принцессы обрабатывают один раз в месяц такими же бальзамами, которые используют при бальзамировании Ленина и Хо Ши Мина. Процедура занимает около 40 минут.
График демонстрации мумии в музее можно посмотреть здесь:
Принцесса Укока: загадка алтайской девушки, найденной в ледяном саркофаге
В 1993 году на алтайском плато Укок велись археологические раскопки. В кургане, который считался уже разорённым, внезапно обнаружилось обширное захоронение: мумия молодой женщины и шесть коней под сёдлами. Сенсационность находки мгновенно породила легенду о принцессе. Но кем она была на самом деле?
Wikipedia
Реконструкция лица
Принцесса Укока – Ак-Кадын принцессой вовсе и не была. Прошли десятилетия после находки, сделанной группой археологов под руководством Натальи Полосьмак на плато Укок, и только недавно наука продвинулась достаточно, чтобы понять: как тогда, две с половиной тысячи лет назад, жила эта женщина и почему так рано умерла? Антропологи сделали реконструкцию, и мы можем увидеть, как выглядело ее лицо: Ак-Кадын принадлежала к европеоидной расе. Так что и прародительницей алтайцев и дочерью Хана Алтая она тоже не была, но на Алтае её все называют так.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Очевидно, что племя, которому принадлежала женщина, почитало и ценило её за особые мистические способности, именно поэтому после смерти её мумифицировали и похоронили в саркофаге. Вскоре после похорон погребальный сруб заполнился подземными водами, вода замерзла в ледяную линзу и больше не оттаивала. Так Ак-Кадын и пролежала в этом естественном холодильнике два с половиной тысячелетия, пока ее не нашла Наталья Полосьмак: «Как сказала моя алтайская подруга, этнограф по профессии, “если бы Она не захотела, ты бы никогда ее не нашла”. И я согласна с ней. Но если Она захотела, то для чего?
<…> Она появилась, чтобы рассказать что-то важное для нас, и надо только понять, как можно услышать этот рассказ о ней самой, о ее культуре и времени».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Удивительная экспедиция
Летом 1993 году на алтайском плато Укок работала удивительная археологическая экспедиция. Археологи чувствовали исключительность того, что с ними происходит: эти месяцы стали для них самыми значительными и самыми счастливыми в жизни. Огромное, безлюдное плоскогорье, сотни километров пустоты, небольшая группа людей и бескрайнее небо, в котором каждую ночь перемигивались яркие звезды. Иногда появлялись пограничники и только усиливали ощущение «Зоны» Тарковского. Вещи, важные в городе, здесь постепенно переставали иметь значение, и было даже странно, что в эти таинственные места можно попасть без всяких мутаборов и кроличьих нор. И группа была поразительная, впрочем, для того времени, открытого всем ветрам, может, и не так, чтобы: рядом с новосибирскими археологами работали студенты и молодые ученые из Японии, Америки, Германии; откуда-то взялась Герда – немецкая туристка, которая быстро прижилась, и стала своей; люди брались как будто ниоткуда и быстро становились частью единого целого.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Наталья Полосьмак выбрала для раскопок пазырыкский курган, который был разграблен еще в древности, поэтому коллеги отнеслись к ее выбору со сдержанным скепсисом. Но довольно скоро под этим захоронением ученые нашли новое – старую ледяную могилу, перекрытую бревнами. Оказывается, мужчина, похороненный в верхнем кургане, был назначен сопровождающим и охранником для того, кто был захоронен внизу.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Захоронение было сделано в железном веке, когда в этих местах, на перекрестке нынешних России, Монголии и Казахстана кочевали пазырыки. Археологи узнали про них в ХIХ веке, раскопав алтайские курганы. Пазарыки пасли скот, кочевали, умело скакали на конях, одевались в шубы, который украшали аппликациям и мехом, выкрашенным в синий цвет. Умели ткать ковры – самый древний в мире ковер из ворса был найден тоже здесь, в Горном Алтае: сейчас он хранится в Эрмитаже. Мужчины носили брюки, женщины – длинные шерстяные юбки. Владели тайными знаниями, помнили секреты мумифицирования, прогоняли боль, зажигая секретные травы.
Украшали тела татуировками мифических существ, верили, что после смерти человека ждет новая жизнь, в которую надо входить подготовленным. Пазырыки не были коренными жителями Алтая, их прародина – на территории современного Ирана, они пришли, спасаясь от нашествия гуннов, и сохранили помять о древней культуре своего народа. Ученые говорят: пазырыки бальзамировали своих умерших по той же методике, что и египтяне своих жрецов. Видимо, знания получены из одного источника…
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Древняя косметика, зеркало и еда
Несколько дней, осторожно, чтобы не навредить находке, археологи вскрывали погребальную камеру. Каждый оттаявший слой ледяной линзы уводил их все дальше от современности, и это было как путешествие в машине времени. Наталья потом писала, что вообще плохо помнит внешние события – ну да, иногда прилетал вертолет, однажды даже забросил к ним противогазы и холодильник… И отряд жил: готовилась еда, шутились шутки, отмечались дни рождения. Но все это проходило по самому незначительному краешку ее сознания.
Только сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что эта была погруженность в собственные переживания и ощущения на грани транса, когда мир сузился до ледяной линзы на дне могилы…
Это была сенсация мирового уровня: команда Натальи обнаружила первую в мире ледяную могилу, нетронутую грабителями. Пол склепа был выложен камнями, а сверху укрыт большим войлочным ковром. У стены стояла деревянная колода с украшениями – кожаными фигурками оленей. На полу– тарелки с мясом, в один кусок мяса был воткнут нож с красивой ручкой: зубастая волчья морда с рогами козерога. Глиняные осколки когда-то были плоскими кувшинами, в них хранилось питье. С другой стороны склепа сложены убитые лошади в красивой упряжи.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Женщина лежала на толстом войлоке, руки ее были скрещены на животе, ноги согнуты. Она была укрыта покрывалом из меха, расшитого аппликациями из золотой фольги. Одежда сохранилась почти идеально: кремово-жёлтая шелковая рубаха с длинными, до кончиков пальцев, рукавами, длинная бело-красная юбка из шерсти, белые чулки из войлока. Рядом зеркало: гладкий кусочек бронзы в деревянной оправе, на которой была вырезана фигурка оленя. В могилу положили амулеты из бисера и косметику, карандаш с грифелем из синей болотной руды, сине-зеленый порошок и кисточка из конского волоса – видимо, для ритуальной раскраски лица. Отлично сохранились татуировки на обеих руках женщины: на одном предплечье был синий олень с орлиным клювом. На шее у нее была гривна с орнаментов из позолоченных барсов, голова побрита и украшена сложным из конского волоса париком высотой почти 90 сантиметров. Может быть, женщины пазырыкской культуры брили головы, а может, это был похоронный обряд.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Болезнь и мистика
Ясно, что женщина, найденная в кургане, была особенной – может быть, шаманкой, может, сказительницей, или хранительницей тайных знаний. В могиле не оказалось золота, но там нашли много редких вещей, привезенных издалека – китайское зеркало, шелковая рубаха, семена кориандра, крошечные подвески в форме бронзовых котелков. Все это указывает на ее особый статус. В могиле не было культовых вещей, но скорее всего, в той древней культуре все вещи имели и бытовой, и мистический смысл; обычное могло в любой момент обернуться волшебным. Многое удалось понять благодаря медицинским исследованием.
Оказалось, что в детстве эта женщина переболела остеомиелитом, а когда ей было немного за двадцать, заболела раком груди.
Болезнь уничтожала её несколько лет – на последнюю зимовку в Укок Ак-Кадын приехала совсем обессиленной и изученной болью, современные врачи диагностировали бы ей четвертую стадию рака. Собираясь на зимовку (ученые смогли определить время года по корму в желудке лошадей), кочевники забрали тяжело больную и совсем слабую женщину с собой. По дороге, судя по всему, она упала с лошади, сильно ушибла правый висок и через 3-5 месяцев умерла.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Последние месяцы своей жизни Ак-Кадын пролежала в зимнике, постройке из бревен, которую топили кизяками. Люди племени заботились о ней: возможно, они не были такими уж гуманистами, просто женщина была очень ценной для общества из-за своих шаманских качеств. Многие учёные считают, что шаманы только в более поздние времена научились искусственно вызывать у себя транс, а в железный век призвание шамана открывали у себя люди, которые тяжело и долго болели. Болезнь ограничивала внешние возможности, но открывала дверь в другое измерение, заставляла сосредоточиться на внутреннем мире. Конечно, без выдающихся личностных качеств эта женщина шаманкой не стала бы: тяжёлая болезнь только проявила их. Есть еще предположение, что для обезболивания женщина вдыхала пары разных трав, которые одурманивали ее сознание, и в этом состоянии ее устами говорили духи. Племя берегло женщину до ее последнего вздоха. После смерти ее мумифицировали и через несколько месяцев похоронили.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Участница экспедиции художница Елена Шумакова вспоминала, как они с Натальей Полосьмак погрузили в фотокюветы одежду, извлеченную из погребения, и прополоскали ее в ближайшем озере: «Попросту “постирали портки” человеку, жившему этак за пару тысячелетий до нас.
Смог бы этот человек, да и мы, себе когда-нибудь такое представить? Время схлопнулось – тысячелетия стали мгновением».
Они не рассказывали никому об этой истории, опасаясь гнева реставраторов, но оказалось, что вода ледниковых озер никакого вреда одежде принцессы не нанесла. Так что это удивительное переживание ничем не омрачилось: люди встретились через тысячелетия, и далекие-далекие времена, от которых не осталось ни времен, ни названий, ни легенд, стали понятней и ближе. Как в этом клипе.
Мумия Ак-Кадын хранится в национальном музее им. Анохина в Горно-Алтайске. График экспонирования мумии на этот год здесь.