Как нашли город давида

Jerusalem ruins from Davids.jpg

Город Давида (ивр. ‏עיר דוד‏‎ — Ир Давид) — старейший населённый район Иерусалима на месте древнего города периода иевусеев (называвших его Йевус), а также периода Первого и Второго Иерусалимских храмов. Уже в Бронзовом веке был обнесённым стенами городом; согласно традиции, является тем местом, на котором царь Давид построил свой дворец и основал столицу.

Местоположение[править | править код]

Расположен на узком горном хребте, проходящем к югу от Храмовой Горы, вне современных городских стен Иерусалима. В до-Израильский период иевусейский Иерусалим (упоминается в Библии как Шалем и Иевус) был отделён от Храмовой горы незаселённой вершиной холма Офель. После завоевания Давидом город стал расширяться на север и включил в себя вершину Офеля, ставшую под властью Израильского царства местом расположения правительства[1], и нынешнюю Храмовую гору. В период правления Хизкияу/Езекии стены города были раздвинуты к западу, включив ранее не обнесённый стенами пригород — участок к западу от Храмовой горы, ныне известный, как Иерусалимский Старый город.

Иерусалим находился вдалеке от основных торговых путей: «Морского пути» — прибрежной дороги от побережья Газы на север в Финикию и Анатолию — и «Царского пути», дороги, проходившей вдоль Иордана и Мёртвого моря. Для Иерусалима оставался один вариант дороги — «Нагорный путь», линия водораздела, проходящая по хребтам Иудейских гор через Негев и на север в Дамаск. Эта линия проходит на незначительном расстоянии от холма Офель.

Основание города на холме, который окружён более высокими холмами (гора Скопус, Масличная гора, гора Сион, холм Армон ха-Нацив), может показаться неоправданным. Других примеров городов, окруженных горами, в Израиле нет — укрепленные города обычно строились на выделяющейся вершине. Однако именно это место сочетало в себе все основные требования для создания города в древние времена.

  • Источник воды на восточном склоне холма Офель, который по общему мнению является главной причиной строительства города именно в этом месте[1]. Его принято считать библейским Геоном (ивр. Гихон).
  • Оборона. Как показала история, древний Иерусалим был по тем временам практически неприступной крепостью. Холм Офель, на склоне которого он был построен, был естественным образом защищён долинами Тиропеон с запада и Кедрон с востока, сливающимися на юге в долину Бен-Хинном. Все они в те времена были значительно глубже (когда-то крутая долина Тиропеон с течением времени оказалась по большей части заполнена; в наше время её вообще практически не видно).
  • Земледелие. Земли, подходящие для сельского хозяйства, в горной местности обычно весьма ограничены. В Иудейских горах вода, впитываемая известняковыми скалами, образовывает характерную почву терра роса, часто встречающуюся в местах с карстовыми образованиями. Эта почва вымывается дождями в долины, образуя доступные плодородные места.

История[править | править код]

Доеврейский период (XIX—X века до н. э.)[править | править код]

Долина Кедрон, отделявшая Офель от нынешнего Старого города, покрыта многовековыми наслоениями; история поселения, расположенного на этом холме, уходит своими корнями в далекое прошлое. Ещё до того, как здесь появился укрепленный город, на этом месте располагалось сельскохозяйственное поселение; а уже около 4000 лет назад здесь существовал город, который упоминается в Торе/Ветхом Завете (Берешит / Бытие 14:18) под именем Шалем.

Раскопки здесь проводятся с конца XIX века. Артефакты Медного века включают в себя осколки глиняных сосудов, найденные в расщелинах скальной породы Макалистером и Дунканом[2]. Эта экспедиция также обнаружила большое количество искусных вырубок в горной породе. Среди них встречались места, где были обтёсаны камни, и прорубленные в скалах каналы для стока воды. Имелось также несколько групп вырубленных в камне маленьких резервуаров, иногда называемых «чашечными отметинами». Предполагается, что они использовались для какого-то рода сельскохозяйственной обработки. Макалистер и Дункан выдвинули гипотезу, что они использовались при производстве оливкового масла[2]. Эдвин ван ден Бринк, отмечающий, что похожие вырезанные в камне резервуары были найдены в Бейт-Шемеш и возле Модиин-Маккабим-Реут, предполагает, что они могли возникнуть в результате многократного размалывания и дробления — как, например, размалывание зерна и дробление оливок[3]. Археолог Эйлат Мазар считает, что они применялись для сбора дождевой воды[1].

К археологическим находкам Раннего Бронзового века относятся три могилы-пещеры с большим количеством глиняных сосудов, остатки двух домов, характерных для этого периода, и большое количество керамической посуды разных периодов. Иерусалим Среднего Бронзового века несколько раз упоминается в египетских текстах (надписи проклятий, XIX—XVIII века до н. э.) под именем АШММ[4]. Упоминание о нём в эту эпоху присутствует в рассказе о Мельхиседеке (Берешит / Бытие 14:18-20).

Обнаружена глиняная посуда и наконечники стрел, относящиеся к периоду Позднего Бронзового века[1]. В 2010 г. был раскопан древнейший на сегодняшний день иерусалимский документ, датируемый XIV веком до н. э. — осколок глиняной таблички с клинописью на аккадском языке[5]. Текст был расшифрован Такаёси Осимой, аспирантом профессора Уэйна Хоровиц. Согласно Хоровицу, качество письма указывает на то, что это царский документ, предположительно послание царя древнего Иерусалима египетскому фараону[6]. Профессор Кристофер Роллстон, однако, указывает, что документ не содержит упоминаний каких бы то ни было личных имён или титулов, равно как и географических наименований. Он отмечает, что документ действительно высокого качества, но что это не указывает на его принадлежность к «царской международной переписке». Он также предлагает проявить осторожность, прежде чем принимать решение о точной датировке, так как эта находка не относится к определённому слою, а была обнаружена после раскопок в результате процесса «влажного просеивания»[7].

Единственным источником воды древнего ханаанейского Иерусалима был источник Гихон за стенами укрепленного города. Вода источника собиралась в искусственный бассейн, вокруг которого были возведены стены. Уязвимый проход от вершины холма до башни источника внизу был также прикрыт «огромной» каменной стеной. Таким образом, уже в этот период город являлся достаточно большим и мощным, чтобы возвести такие стены и тем самым защитить свой источник водоснабжения[8].

Среди находок, относящихся к этому периоду — Шахта Уоррена, согласно некоторым мнениям также относящаяся к системе водоснабжения. Чтобы обезопасить подход к площадке над бассейном в случае осады, иевусеи (без железа!) прорубили в скале тоннель к источнику. По нему жители города выходили к площадке, находясь на которой они могли черпать воду из бассейна. В 1867 году археолог и кладоискатель капитан Чарльз Уоррен обнаружил потайной подземный проход, который заканчивался шахтой длиной в 13 метров, спускавшейся к источнику Гихон. Уоррен считал, что обнаруженная им шахта и является той самой «водяной трубой», которая использовалась жителями древнего Иерусалима, черпавшими воду из источника.

В настоящее время на участке, где располагались сооружения, защищающие источник, производятся археологические раскопки, а ханаанейский туннель открыт для посетителей.

К периоду Железного века I относится построенная в виде уступов большая опорная стена, поднимающаяся на холм в Квартале G. По мнению некоторых археологов, она служила опорой для «Цитадели Сион», упомянутой в истории завоевания города царем Давидом (Шмуэль/Самуил II,5). Была также обнаружена городская стена, датируемая не позднее 12 века до н. э.; ни её существование, ни существование в этот период укреплённого города не оспаривается. Предполагается, что после завоевания израильтяне продолжали использовать неповреждённые иевуситские стены.

Завоевание Давидом (около X века до н. э.)[править | править код]

К моменту восхождения Давида на трон, Иерусалим не находился в руках израильтян и царской резиденцией был город Хеврон. Помимо особого статуса Иерусалима, как будущего места Храма, его расположение было весьма выгодным для Давида по нескольким причинам.

Давид занял место царя Саула/Шауля, принадлежавшего колену Бениамина. Иерусалим располагался на границе наделов колен Бениамина и Йеуды, что позволило Давиду воздать должную честь лишившемуся трона колену и помогло объединить народ под его властью. К тому же Иерусалим находился на дороге, соединяющей такие города, как Хеврон, Бейт-Лехем и Шхем, что также способствовало централизованному управлению регионами.

Иерусалим оставался единственным городом, не принадлежавшим народу Израиля. Такой статус ему обеспечивал договор, по преданию, заключенный ещё Авраамом. Ко времени Давида этот договор больше не был в силе, однако иевусеи были так уверены в стенах Иерусалима, что смеялись над Давидом:

И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», — это значило: «не войдет сюда Давид».

Вторая книга Царств (Вторая книга Самуила) 5:6

Однако Давиду удалось взять город, по некоторым мнениям (в частности, Чарльза Уоррена), пробравшись внутрь через тоннель, ведущий к источнику. Другие исследователи считают[9] сомнительной возможность развернуть генеральное сражение таким образом и предполагают, что прорыв через тоннель был использован как отвлекающий манёвр.

Царь Давид превратил Иерусалим в столицу и перенёс в него Ковчег завета.

В Танахе несколько раз упоминается о строительстве, проведённом царем Давидом в Иерусалиме.

(Шмуэль II, 5:11)

וַיֵּשֶׁב דָּוִד בַּמְּצֻדָה וַיִּקְרָא לָהּ עִיר דָּוִד וַיִּבֶן דָּוִד סָבִיב מִן הַמִּלּוֹא וָבָיְתָה

(Диврей хаЯмим I, 11:8)

וַיִּבֶן הָעִיר מִסָּבִיב מִן הַמִּלּוֹא וְעַד הַסָּבִיב

В этих цитатах говорится о том, что царь Давид отстроил город и расширил его.

Он приобрёл холм, находящийся с северной стороны от города, присоединил его к территории города и на этом холме установил на месте гумна жертвенник. Впоследствии на этом месте сын царя Давида Шломо/Соломон построил Храм. В настоящее время это место носит название «Храмовая гора»[10].

Древние стены на территории Города Давида[править | править код]

В 2005 году при раскопках, производившихся Эйлат Мазар, под остатками византийских строений и находившимися ещё ниже остатками строений периода Второго Храма были открыты стены «Большого каменного строения». Была извлечена секция стены длиной 79 метров и высотой 6 метров; толщина стен достигает 2-2,5 метров.

Раскопки являются совместным проектом Еврейского университета, Управления древностей Израиля и Управления природы и парков Израиля[11], финансирование предоставлено Даниэлем Минцем и Мередит Беркман[12].

Датировка стен[править | править код]

Мазар датировала стены X веком до н. э.[13] По мнению некоторых археологов, «Большое каменное строение» является остатками дворца царя Давида. Другие, — в первую очередь, Израиль Финкельштейн из Тель-Авивского Университета, — возражают, что строение может большей своей частью относиться к гораздо более позднему Хасмонейскому периоду[14].

Однако, из раскопа продолжают появляться всё новые свидетельства. В число находок входят внутренняя башня с воротами, «царское здание» и угловая башня с основанием 23 на 18 метров, с которой наблюдатели могли присматривать за долиной Кидрон. Согласно Мазар, эти сооружения схожи с укреплениями Мегиддо, Беэр-Шевы и Ашдода эпохи Первого Храма. Мазар сообщила репортёрам, что «Сравнение этой последней находки с городскими стенами и воротами периода Первого Храма, равно как и обнаруженная на месте раскопок глиняная посуда, позволяют нам постулировать, с огромной долей уверенности, что обнаруженная стена — та самая, которая была построена в Иерусалиме царём Соломоном в последней части X века до н. э.»[12].

Данные Мазар подтверждаются импортными предметами роскоши X века, найденными внутри Большого каменного строения — включая две выполненные в финикийском стиле накладки из слоновой кости, когда-то находившиеся на объектах из железа. Сравнимые объекты, найденные в финикийской гробнице в Ахзиве, дают основания предположить, что ими могла быть декорирована рукоять меча[15]. Элизабеттой Боаретто в Институте Вейцмана был проведён радиоуглеродный анализ возраста кости, выявивший вероятное датирование между 1050 и 780 г.г. до н. э.[16] В «царском здании» обнаружили множество осколков дорогих глиняных сосудов. Большое количество роскошных круглых и ладьевидных чаш с узкой красной полосой и ручной полировкой подтверждают как датировку десятым веком, так и утончённый городской образ жизни[16]. Также обнаруженный в здании большой фрагмент «утончённого и элегантного» кувшина, оформленного чёрным по красному, относится к тому типу, возраст которого датируется второй половиной X века до н. э.[17][18]

Прежние раскопки[править | править код]

Ранее стена раскапывалась дважды. В 1867 году Чарльз Уоррен провёл подземное исследование в этом районе, описав контуры большой башни — но без привязки её к эпохе Соломона[19]. Затем работы проводились в 1980-х годах. Г-жа Мазар утверждала, что её работы явились первыми исчерпывающими раскопками — равно как и первыми, в результате которых были получены надёжные доказательства возраста стены[20].

Значение находок Мазар[править | править код]

Большое каменное строение («Дворец Давида»)

В Танахе сказано, что царь Давид построил царский дворец. Согласно Мазар, Большое каменное строение: «Это самое значительное сооружение, относящееся ко дням Первого Храма, из найденных нами в Израиле»; а также: «Это значит, что в этот период — X век — в Иерусалиме существовало государство, способное осуществить такое строительство». Эти стены могут быть свидетельством наличия в Иерусалиме зданий, размер которых соответствует столице централизованного царства того времени.

Один из сосудов для хранения несёт на себе надпись на иврите. Мазар сообщила Jerusalem Post, что «Обнаруженные сосуды являются крупнейшими из когда-либо найденных в Иерусалиме», а «надпись, найденная на одном из них, показывает, что он принадлежал правительственному чиновнику — очевидно, человеку, ответственному за надзор за обеспечением царского двора печёными изделиями»[12].

Однако, Арен Маэир, профессор археологии в Университете Бар-Илана, заявил, что должен ещё увидеть доказательства того, что укрепления столь древние, как то утверждает Мазар[21]. Признавая, что в Иерусалиме обнаружены остатки сооружений X века, он называет доказательства существования в этот период сильного, централизованного царства — «шаткими»[12].

Период Первого Храма (X—VI века до н. э.)[править | править код]

X век до н. э. — это период, описываемый в Торе/Ветхом завете, как правление царя Шломо/Соломона. Во времена правления Шломо Храмовая гора была присоединена к городу, был построен Храм, ставший духовным центром всех колен Израиля. Это было время политического и экономического расцвета.

После смерти Шломо страна раскололась на северное (Израиль) и южное (Йехуда/Иудея) царства. В 722 году до н. э. северное царство было захвачено ассирийцами, и поток беженцев хлынул в Иерусалим. За короткий промежуток времени город значительно расширился в западном направлении и включил в себя гору Сион и территории, где сейчас расположены армянский и еврейский кварталы Старого города. Это период, соответствующий библейским царям от Хизкияу/Езекии до Иосии и разрушению Иудейского царства Навуходоносором II.

Для защиты города от Ассирии Хизкияу/Езекия построил систему водных сооружений, призванную снабжать жителей города водой в случае его осады. В качестве резервуара для воды в южной части города был построен Силоамский бассейн; прорубленный в скале подземный тоннель длиной 533 метра, по которому вода попадала в город, начинался от источника Гихон и вёл к бассейну. Были скрыты все признаки существования источника Гихон и укреплений, окружавших его в ранние периоды. Затем Езекия окружил новый резервуар и бурно развивающиеся западные пригороды новой городской стеной шириной 7 метров [2], открытой археологами при раскопках[22][23].

Силоамская надпись (копия)

До наших дней сохранился Силоамский бассейн византийской эры; а недавно археологами обнаружен и бассейн периода Второго храма. Участок источника Гихон и Силоамского бассейна включены в археологический парк, открытый для посещения. Тоннель Езекии, по которому всё ещё текут воды древнего источника[24], также был раскопан на территории города Давида (в нём была обнаружена Силоамская надпись). Он тоже открыт для посетителей — можно пройти по нему по колено в воде, освещая себе путь фонариком.

На участке раскопок «G» археологами был открыт квартал городской знати. Сохранился большой дом конца периода Первого Храма — так называемый «дом Ехиэля». Своё название он получил по имени, которое удалось прочитать на глиняных осколках, обнаруженных в нём.

«Дом Ехиеля», квартал периода Первого Храма

На горном хребте вдоль дальнего конца долины Кедрон, в районе Силуан и под ним, найдены тщательно вырезанные в скале гробницы Израильского периода, датируемые периодом от IX до VII в.в. до н. э.[25] Это большие, мастерски выполненные могилы из искусно вырезанного камня — такие, которые могли быть созданы только членами высших «эшелонов» богатого общества. Согласно Давиду Усышкину, «здесь были похоронены министры, аристократы и значительные персоны Иудеи»[25].
Архитектура гробниц и способ захоронения отличаются «от всего, что нам известно, в современной Палестине. Такие элементы, как расположенные высоко над поверхностью входы, остроконечные потолки, прямые потолки с карнизами, 13 могильных ям в форме корыта с подушками, надземные гробницы и выгравированные на фасаде надписи — встречаются только здесь[25]». Хотя сохранились только части трёх надписей, палеография позволяет провести их точную датировку[25]; для большинства археологов этих надписей достаточно, чтобы идентифицировать одну из гробниц с библейским Шебной — управляющим и казначеем царя Хизкияу/Езекии[26].

Однако, каменные скамьи были вырезаны с подголовниками в стиле, заимствованном от египетских Хаторских париков[27]. Усышкин считает, что архитектурное сходство со стилями строительства финикийских городов подтверждает библейское описание финикийского влияния на израильские царства — и в то же время предполагает, что некоторые из гробниц или все они могли быть построены жившими в Иерусалиме финикийскими аристократами[25].

В 586 году до н. э. южное царство было захвачено Вавилоном, а Иерусалим был разрушен и сожжён. Там же, на участке «G», была раскопана комната, покрытая толстым слоем пепла. Были найдены остатки сгоревшей мебели, наконечники стрел и разрушенное при пожаре помещение для печатей (аналог современного архива). Огонь пощадил печати и они пролежали в земле до нашего времени. Среди более 50 найденных печатей есть и оттиски, содержащие имена, известные нам из Танаха.

Период Второго Храма (VI век до н. э. — 70 год н. э.)[править | править код]

В VI веке до н. э. Ближний восток оказался под властью Персии. В 538 году до н. э. персидский царь Кир II Великий издал указ, разрешающий евреям вернуться на свою землю. Однако Иерусалим продолжал оставаться в разрушенном состоянии до 445 года до н. э., когда под руководством Нехемии была воздвигнута новая стена, защищающая город. Вновь был отстроен Храм, вновь евреи, в соответствие с законами Торы, стали приходить в него три раза в год — в праздники Песах, Шавуот и Суккот.

Паломники поднимались от Силоамского бассейна к Храмовой горе по центральной улице (Иерусалимская дорога пилигримов), раскопанной археологами в 2004 году. Мостовая улицы была выложена каменными плитами, а по сторонам располагались магазины. Под плитами мостовой находился водосточный канал, по которому дождевая вода из различных районов города стекала в Силоамский бассейн. Множество интересных находок было обнаружено в этом канале. Среди них две целые глиняные кастрюли, множество монет и золотой колокольчик в форме шарика диаметром около одного сантиметра, с петелькой, аналогичный золотым колокольчикам, украшавшим одежды первосвященника. Скорее всего, этот колокольчик упал под мостовую, оторвавшись от одежды богатого человека, проходившего по этой улице две тысячи лет назад.
[28]

К Вавилонскому и Персидскому периодам (586—322 г.г. до н. э.) относятся следующие археологические находки:

  • Две буллы в нео-вавилонском стиле, одна из которых изображает священника, стоящего рядом с алтарём богам Мардуку и Набу[29].
  • Полированная чёрная каменная печать-скарабеоид, изображающая «вавилонскую культовую сцену» — двух бородатых мужчин, стоящих по обе стороны алтаря, посвящённого вавилонскому богу луны Син. Считается, что скарабеоид сделан в Вавилоне. Под алтарём оставлено место для личного имени, на котором нанесены ивритские буквы, прочтённые Петером ван дер Вееном, как имя Шеломит[30].

Крупные находки периодов Хасмонеев и Ирода (167 г. до н. э. — 70 н. э.) включают в себя, помимо Силоамского бассейна, Дороги пилигримов и Иерусалимского водосточного канала, дворец царицы Елены Адиабенской. Активные раскопки римской эры ведутся на участке автостоянки Гивати[31].

Упоминания в Новом Завете, отождествляющие Город Давида с Вифлеемом[править | править код]

  • Лука 2:4 «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова».
  • Лука 2:11 «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».

Под властью Рима и Византии (I—VII века н. э.)[править | править код]

В 70 году н. э. Иерусалим был полностью разрушен и сожжён римлянами. В 135 году по приказу императора Адриана на его месте начал строиться римский город Элия Капитолина. Первое время город Давида оставался за его пределами, но уже в 3—4 веках н. э. он был вновь заселён. При раскопках археологи нашли большое здание площадью около 1000 м2 с открытым внутренним двором, окружённым колоннами. По всей видимости это была римская вилла, принадлежавшая богатому человеку. Она была построена в 3 веке н. э. и разрушена землетрясением 363 года.

В византийский период Иерусалим расширился и распространился на территорию города Давида. При раскопках его северной части открылись жилые дома византийской эпохи, а севернее Силоамского бассейна была обнаружена церковь V века н. э., построенная Евдокией — женой императора Феодосия II. Также по приказу Евдокии были возведены стены вокруг Иерусалима;[32]. при этом территория, окружённая стенами, была наибольшей за всю историю и включила в себя гору Сион и город Давида[33]. К числу археологических находок византийского периода относится также особняк, называемый Домом Евсевия[2].

Ранний мусульманский период, период крестоносцов и мамлюков (638—1516 годы)[править | править код]

В 638 году Иерусалим захватили арабские племена. В результате смены власти евреям было разрешено поселиться в Иерусалиме, что было недоступно в течение сотен лет. Еврейский квартал находился на террирории города Давида. Также, известно, что уже начиная с IX века в западной части города Давида существовал квартал общины караимов.

Когда в XI веке Иерусалим был окружён стенами, город Давида оказался за его пределами.

Оттоманская империя (1517—1917 годы), Британский мандат (1917—1947 годы)[править | править код]

На территории города Давида возникла арабская деревня Силуан, впоследствии ставшая одним из кварталов Иерусалима. На снимках середины XIX в. (1853—1857 гг.), сделанных шотландским фотографом Джеймсом Грэхемом, запечатлён хребет Ир Давид без какого-либо жилья. Он террасирован и засажен, очевидно, оливковыми деревьями[34].

Современные поселения на хребте Города Давида появились в 1873—1874 г.г., когда члены еврейской семьи раввинов и торговцев Меюхас, проживавшей в Иерусалиме с момента их изгнания из Испании, переселились в дом, стоявший на хребте на небольшом расстоянии от городских стен[35]. На более поздних этапах Мандатного периода вверх по хребту Города Давида разрослась близлежащая деревня Силуан. В конце XIX века евреи, выходцы из Йемена, купили участок в деревне Силуан и основали там свою деревню, названую Шилоах. В ходе погромов 1920 и 1936 годов арабы убили многих жителей еврейской деревни. Оставшиеся в живых евреи были насильно выселены англичанами «во избежание дальнейших беспорядков», так, как это проделывалось ранее в Хевроне. Небольшая часть евреев ушла по своей воле.

Современный период[править | править код]

После Арабо-Израильской войны 1948 г. вся территория оказалась к востоку от Зелёной Линии и попала под контроль Иордании. После 1967 г. арабские семьи продолжили проживать на хребте Города Давида и строить там дома. Сегодня на этом месте находится арабский район (бывшая деревня) Силуан; в этом районе живёт также несколько десятков еврейских семей.

Право контроля как над археологическими, так и жилищными аспектами Города Давида является предметом жаркого спора между израильтянами и палестинцами[36]. В настоящее время Город Давида является частью национального парка Совев Хомот Ирушалаим («Обходящий Стены Иерусалима»), которым ведают Управление Природы и Парков и фонд ЭЛАД.

Острый территориальный спор продолжается до сих пор и сопровождается попытками создать так называемые «факты на земле» (от англ. «facts on the ground»), то есть физическую реальность, которая смогла бы в дальнейшем служить основанием для территориальных притязаний. Управление Природы и Парков (которое и так выдаёт разрешения на строительство на своей подконтрольной территории редко и неохотно)[источник не указан 1125 дней] приняло решение, с целью смягчения конфликта, вообще запретить на территории Города Давида любое строительство, как еврейское, так и арабское. Вопреки запрету, в первые два десятилетия XXI века там было нелегально возведено несколько построек, не имевших коммерческого или практического значения, из очевидных идеологических соображений.

Неавторизованные постройки еврейских националистов были несколько раз снесены силами вспомогательных частей армии; позднейшие попытки восстановить их были пресечены уже на стадии подготовки. Неавторизованные постройки арабских националистов тоже были частью снесены, частью намечены к сносу, но снос многократно откладывался из-за политического и судебного давления со стороны Европейского Содружества, спонсировавшего строительство. Тем не менее по истечении 14-летней судебной тяжбы, в которой с обеих сторон участвовали авторитетные адвокаты международного класса, незаконные постройки были снесены окончательно[37].

В период с 1968 по 1977 гг. Израильское Исследовательское Общество начало первые археологические раскопки на Офеле под руководством Бенджамина Мазара и Эйлат Мазар[38]. В настоящее время раскопки ведутся под многими из жилых домов. Сделано предложение превратить большую часть этой территории в археологический парк[39] и восстановить ту часть Долины Кидрон, которая ныне занята палестинцами, присвоив ей статус парка под названием Царский Сад[40].

Археологические раскопки на территории города Давида[править | править код]

Год Исследователь Открытия Публикации и ссылки
Ок. 1838 Эдвард Робинсон Туннель Хизкияу [41]
1867 Чарльз Уорен Система водных сооружений в том числе скважина Уорена. Городская стена с восточной стороны холма. [42]
1880 Дети, игравшие в туннеле Силоамская надпись (обнаружение) [43]
1880-1889 Конрад Шик Силоамская надпись

(публикация), туннель № 2 от источника Гихон до южной части г. Давида.

[44]
1886, 1890 Герман Гуте Фрагменты Силоамской церкви и Силоамского бассейна, фрагменты стен разных периодов восточнее г. Давида. [45]
1894—1897 Фредерик Блисс и Арчибальд Дики Фрагменты Силоамской церкви и Силоамского бассейна периода Второго Храма. Ступени, ведущие от бассейна к Храмовой горе.
1909—1911 Монтиго Паркер и Луи-Хуг Винсен Древние могилы (2-3 тысячелетие до н. э.) и участки укреплений. Очищен туннель Хизкияу. [46]
1913—1914,1923—1924 Раймонд Вейл Надпись на греческом языке периода Второго Храма о строительстве синагоги коеном по имени Теодотос. Могилы (династии Давида?). [47]
1923—1925 Роберт Макалистер, Гаро Дункан Ступенчатая стена, строения разных периодов в северной части города Давида [48]
1927—1928 Джон Крофт, Джеральд Фиджеральд. Стена периода Первого Храма и городские ворота западнее города Давида [49]
1961—1967 Катлин Кенйон Строения разных эпох; Городская стена ок.18 век до н. э.; Городская стена периода Первого Храма; Капитель 10 в. до н. э. (недоступная ссылка) [50]

[51]

1978—1985 Игаль Шило Ступенчатая стена, квартал периода Первого Храма, дом Ехиэля, десятки печатей с еврейскими именами,

Наконечники стрел 6 в.до н. э., глиняные черепки 3 тыс. до н. э.

[52]
1995—2010 Рони Райх, Эли Шукрон Укрепления вокруг источника Гихон и бассейн для сбора воды кнаанского периода; Печати с изображениями 8-9 в. до н. э.; Силоамский бассейн, улица и водосточный канал периода Второго Храма. Цитадель Сиона (оспаривается)[53]. [54]
2005—… Эйлат Мазар «Большое каменное строение»; Участок стены периода Первого Храма; Фрагмент глиняной таблички ок. 14 века до н. э. с надписью на аккадском языке [55]

[56]

2007— Дорон Бен-Ами, Яна Чеханович Дворец Елены — царицы Адиабены (1 век н.э); Римская вилла; Строения византийского периода и множество монет 7 века н. э. [57]
2018— Ифтах Шалев, Юваль Гадот Раскопки здания раннего эллинистического периода. Обнаружены золотые изделия, сережка и бусина, датируемые приблизительно III веком до нашей эры. На серьге изображено рогатое животное, возможно антилопа [58]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Mazar, Eilat, Excavations at the Summit of the City of David, Preliminary Report of Seasons 2005—2007, Shoham, Jerusalem and New York, 2009, p. 21.
  2. 1 2 3 Macalister, R.A. and Duncan, J.G., Excavations on the hill of Ophel, Jerusalem, 1923—1925; being the joint expedition of the Palestine Exploration Fund and the ‘Daily Telegraph’, London, 1926.
  3. Edwin C. M. van den Brink, «A New Fossil Directer of the Chalcolithic Landscape in the Shephelah and the Samarian and Judaean Hill Countries: Stationary Grinding Facilities in Bedrock», IEJ 58.1 (2008), pp.1-23.
  4. Mazar, Eilat, Excavations at the Summit of the City of David, Preliminary Report of Seasons 2005—2007, Shoham, Jerusalem and New York, 2009, p. 23.
  5. המכתב הראשון מירושלים: חוקרים מהאוניברסיטה העברית גילו את התעודה העתיקה ביותר שנכתבה בירושלים | הידען. Дата обращения: 15 апреля 2012. Архивировано 6 июня 2012 года.
  6. Oldest written document ever found in J’lem, Hartman, July 12, 2010, Jerusalem Post.
  7. Rollston, Christopher. «Rollston’s Reflections on the Fragmentary Cuneiform Tablet from the Ophel: A Critique of the Proposed Historical Context» Архивная копия от 18 июля 2010 на Wayback Machine. Retrieved 15 July 2010.
  8. ‘Massive’ ancient wall uncovered in Jerusalem. Дата обращения: 20 сентября 2012. Архивировано 6 ноября 2012 года.
  9. Великие сражения Библейских времён 1400 г. до н. э. — 73 г. н. э. /Мартин Догерти, Майкл Хэскью, Филлис Джестайс, Роб Райс; [пер. с англ. А. Колина]. — М.: Эксмо, 2009. — 224 с.: ил. ил. ISBN 978-5-699-34309-6
  10. I Цари 9:15
  11. Archaeologist says newly found Jerusalem wall confirms biblical story of Solomon, Nir Hasson, Haaretz, Feb. 32, 2010 [1] Архивная копия от 14 апреля 2010 на Wayback Machine
  12. 1 2 3 4 Selig, Abe. J’lem city wall dates back to King Solomon (23 февраля 2010). Архивировано 11 мая 2011 года. Дата обращения: 30 ноября 2015.
  13. Did I Find King David’s Palace? — Biblical Archaeology Society. Дата обращения: 18 апреля 2012. Архивировано из оригинала 8 мая 2010 года.
  14. Israel Finkelstein, Ze’ev Herzog, Lily Singer-Avitz and David Ussishkin (2007), Has King David’s Palace in Jerusalem Been Found? Архивная копия от 5 марта 2009 на Wayback Machine, Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University, 34(2), 142—164
  15. Mazar, Eilat, Excavations at the Summit of the City of David, Preliminary Report of Seasons 2005—2007, Shoham, Jerusalem and New York, 2009, pp. 52-3.
  16. 1 2 Mazar, Eilat, Excavations at the Summit of the City of David, Preliminary Report of Seasons 2005—2007, Shoham, Jerusalem and New York, 2009, p. 52
  17. Color photo in Mazar, Eilat, Excavations at the Summit of the City of David, Preliminary Report of Seasons 2005—2007, Shoham, Jerusalem and New York, 2009, p. 53.
  18. Herzog, H. and Sinver-Avitz, L., Redefining the Center: The Emergence of State in Judah, Tel Aviv, 31/2, 2004, pp. 209-44.
  19. Archaeologist discovers Jerusalem city wall from tenth century B.C.E. ScienceDaily. Дата обращения: 6 октября 2014. Архивировано 10 октября 2014 года.
  20. Archaeologist discovers ‘significant’ part of Jerusalem city wall from 10th century BC. Mail Online. Дата обращения: 6 октября 2014. Архивировано 5 июня 2011 года.
  21. Jerusalem city wall dates back to King Solomon, Jerusalem Post, Fe. 23, 2010,
  22. Jerusalem: an archaeological biography, Hershel Shanks,Random House, 1995, p. 80.
  23. Jewish Quarter Excavations in the Old City of Jerusalem: The finds from areas A, W and X-2 : final report Volume 2 of Jewish Quarter Excavations in the Old City of Jerusalem: Conducted by Nahman Avigad, 1969—1982, Nahman Avigad, Hillel Geva, Israel Exploration Society, 2000.
  24. Archaeology and the City of David, Rick Sherrod, Good News: A Magazine of Understanding
  25. 1 2 3 4 5 The Necropolis from the Time of the Kingdom of Judah at Silwan, Jerusalem, David Ussishkin, The Biblical Archaeologist, Vol. 33, No. 2 (May, 1970), pp. 33-46
  26. Ancient Jerusalem’s Funerary Customs and Tombs: Part Two, L. Y. Rahmani, The Biblical Archaeologist, Vol. 44, No. 4 (Autumn, 1981), pp. 229—235.
  27. Joffe, Alexander, The Rise of Secondary States in the Iron Age Levant, Journal of the Economic and Social History of the Orient, Vol. 45, No. 4, 2002, pp. 425—467.
  28. newstube.ru Золотой колокольчик, которому более 2000 лет
  29. Mazar, Eilat, Excavations at the Summit of the City of David, Preliminary Report of Seasons 2005—2007, Shoham, Jerusalem and New York, 2009, pp. 77-8.
  30. Mazar, Eilat, Excavations at the Summit of the City of David, Preliminary Report of Seasons 2005—2007, Shoham, Jerusalem and New York, 2009, pp. 78-9.
  31. “2,000 year-old cameo found in Jerusalem Архивная копия от 2 сентября 2010 на Wayback Machine, ” Aug. 30, 2010, Jerusalem Post.
  32. IX. Св. Ефимий и императрица Евдокия. 451—482 гг. — Палестина под властью христианских императоров. (326—636 гг.) По Альфонсу Курэ. Издание редакции «Русского паломника». С.Пет … Дата обращения: 2 мая 2012. Архивировано 6 января 2012 года.
  33. סקירה היסטורית, ציר הזמן. Дата обращения: 2 мая 2012. Архивировано 2 мая 2014 года.
  34. Photos available in «Picturing Jerusalem, James Graham and Michael Diness, photographers», ed. Nissan N. Perez, Israel Museum, 2007. p. 31 and others.
  35. Yemin Moshe: The Story of a Jerusalem Neighborhood, Eliezer David Jaffe, Praeger, 1988, p. 51
  36. Ahdaf Soueif writes on Ir David’s settling of Silwan in the Guardian. Дата обращения: 20 сентября 2012. Архивировано 5 мая 2012 года.
  37. Снос нелегальных арабских домов в городе Давида. 7kanal.co.il. Дата обращения: 15 августа 2018. Архивировано 15 августа 2018 года.
  38. Excavations on the South of the Twemple mount. The Ophel od Biblical Jerusalem, Qedem. Monographs of the Institute of Archaeology, The Hebrew University of Jerusalem, No. 29, 1989 ISSN 0333-5844
  39. The Jerusalem Archaeological Park — about Архивировано 24 декабря 2016 года.
  40. id=168833 Архивная копия от 6 июня 2010 на Wayback Machine Gan Hamelech residents wary of Barkat’s redevelopment plan, Abe Selig, Feb. 16, 2010, Jerusalem Post.
  41. Biblical researches in Palestine, 1838-52. A journal of travels in the year 1838. By E. Robinson and E. Smith. Drawn up from the original diaries, with historical illustrations, by Edward Robinson.
  42. The recovery of Jerusalem : a narrative of exploration and discovery in the city and the Holy Land (1871) https://archive.org/stream/recoveryofjerusa00wilsuoft#page/182/mode/2up
  43. Находится в музее археологии в Истамбуле.
  44. Schick, C., Phoenician Inscription in the Pool of Siloam, Palestine Exploration Fund Quarterly Statement, 1880, pp. 238–39.
  45. H.Guthe, “Das Schicksal der Siloah-Inschrift, ” ZDPV (1890).
  46. H. Vincent, Underground Jerusalem — Discoveries on the Hill of the Ophel (1909—1911). London 1911
  47. La cité de David: compte rendu des fouilles exécutées à Jérusalem, sur le site de la ville primitive, campagne de 1913—1914, Paris: P. Geuthner, 1920.
  48. Excavations on the Hill of Ophel http://www.lib.uchicago.edu/cgi-bin/eos/eos_page.pl?DPI=100&callnum=DS111.A1P28_vol4_cop1&object=2 Архивная копия от 29 октября 2021 на Wayback Machine
  49. Excavations in the Tyropoeon Valley, Jerusalem, 1927
  50. Список публикаций: http://aleph.nli.org.il/F/?func=find-c&con_lng=heb&local_base=rmb01&ccl_term=AUT%3DKenyon+Kathleen+M.&adjacent=N
  51. Kenyon, Kathleen M. Excavations in Jerusalem, 1967 https://books.google.co.il/books?id=oLO6BTkxZ64C&printsec=frontcover&dq=Kenyon,+Kathleen+M.%09Excavations+in+Jerusalem,+1967&hl=en&sa=X&ei=ULyfT-SgOKHh4QTv9_WJAw&redir_esc=y#v=onepage&q=Kenyon%2C%20Kathleen%20M.%09Excavations%20in%20Jerusalem%2C%201967&f=false
  52. Excavations at the City of David: 1978-1985: Various reports Yigal Shiloh, Donald T. Ariel
  53. В Иерусалиме обнаружена цитадель пророка Давида. Дата обращения: 7 мая 2014. Архивировано 8 мая 2014 года.
  54. http://www.cityofdavid.org.il/sites/default/files/bitzor%20cnani%20cod.pdf Архивная копия от 17 октября 2013 на Wayback Machine https://www.jstor.org/stable/27927171 Архивная копия от 26 июля 2021 на Wayback Machine
  55. Did I Find King David’s Palace? | The BAS Library. Дата обращения: 8 мая 2012. Архивировано 19 июля 2012 года.
  56. Oldest written document ever found in Jerusalem discovered by Hebrew University researchers. Дата обращения: 8 мая 2012. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
  57. חפירות ארכאולוגיות ‘ ב חניון גבעתי ‘דוקטור דורון בן עמי ויאנה צ’חנוביץ. cityofdavid.org.il. Дата обращения: 15 августа 2018. Архивировано 3 марта 2016 года. (иврит)
  58. В Иерусалиме нашли ювелирное украшение возрастом более двух тысяч лет – Наука – ТАСС. tass.ru. Дата обращения: 15 августа 2018. Архивировано 15 августа 2018 года.

См. также[править | править код]

  • Акра (Иерусалим)
  • Силоамская надпись
  • Сильван (Иерусалим)
  • Гихон

Ссылки[править | править код]

  • Туристический центр «Город Давида» (Русский язык)
  • Did I Find King David’s Palace? Архивная копия от 8 мая 2010 на Wayback Machine Biblical Archaeology Review
  • Подробная интересная статья о городе Давида
  • Лакс Х. Новые археологические открытия подтверждают древнюю связь Земли Израиля с еврейским народом

Согласно еврейской традиции Акра — это древняя «крепость Цион», захваченная Давидом у йевусеев при завоевании Йерушалаима и ставшая местом его резиденции

Израильское Управление древностей официально подтвердило, что в результате раскопок в Городе Давида были обнаружены руины крепости Акра, упоминаемой в Танахе, в древнейшем памятнике Устной Торы («Мегилат Таанит»), а также в трудах Иосифа Флавия. Найдены часть массивной стены, фундамент, на котором изначально стояла башня, а также гласис[i], построенный под крепостными стенами.

Согласно еврейской традиции Акра — это древняя «крепость Цион», захваченная Давидом у йевусеев при завоевании Йерушалаима и ставшая местом его резиденции, и о ней написал пророк: «Но взял Давид крепость Цион: это — город Давида… И поселился Давид в этой крепости, и назвал ее городом Давида; и обстроил [ее] Давид кругом, от Милло и внутрь [города]… И прислал Хирам, царь Цора, послов к Давиду и кедровые деревья, и мастеров по дереву, и мастеров по камню для стен; и построили они Давиду дом. И понял Давид, что Г-сподь утвердил его царем над Израилем и что Он возвысил царство его ради народа Своего, Израиля» (Шмуэль II 5:7, 9, 11-12).

Акра — это более позднее арамейское название данного места, происходящее, по всей видимости от древнегрегреческого понятия «άκρα», означающего «высокое, укрепленное место». Постепенно так начали называть не только крепость, но и большой квартал древнего Иерусалима, т.н. «Нижний город» («Шук а-тахтон» — «Нижний рынок»), который окружал Верхний город (Цион) полукругом с юга.

В дни порабощения Иудеи царем из династии Селевкидов Антиохом IV Эпифаном, который замыслил уничтожить духовную основу еврейского жизни народа и планировал превратить Иерусалимский Храм в святилище Зевса, в Акре был размещен мощный греко-сирийский гарнизон, который контролировал город и Храм. На месте раскопок были обнаружены бронзовые наконечники, свинцовые ядра и камни для баллисты, на которых было клеймо в виде вил — знак правления Антиоха IV Эпифана. Во время восстания Маккабим Акра являлась опорной базой захватчиков, причинявшей большое беспокойство повстанцам, воевавшим под командованием Йеуды и Йонатана Хашмонаим. День, когда их брат Шимон бен Матитьяу захватил Акру (23 Ияра 3620 года (141 г. до н. э.) мудрецы объявили праздником («Мегилат Таанит» ч.2 пар. 3).

Позднее, в царствование династии Ордуса (Ирода), Акра превратилась в самую красивую часть города: в ней были дворцы Хашмонаим и Ирода, а также праведной адиабенской царицы Елены, принявшей иудаизм и переселившейся в Йерушалаим. Здесь располагался дом, в котором заседал городской совет, здесь же находился иерусалимский архив. Появились в Акре и объекты греко-римского культурного влияния — бани и театр.

Целенаправленными поисками того, что осталось от крепости, археологи занимались последние 100 лет, но обнаружить Акру удалось лишь в последние месяцы. Буквально 7 лет назад широко обсуждалась научная статья «Был ли обнаружен дворец царя Давида в Иерусалиме?», соавтором которой выступал одиозный профессор Тель-Авивского университета Зеев Эрцог, регулярно представляющий очередные «доказательства» того, что Танах не является источником исторической информации. В той статье он и его коллеги громили оппонента: профессор Иерусалимского Университета Эйлат Мазар имела неосторожность заявить, что ей удалось определить, где в Иерусалиме находился дворец Давида. Большой популярностью пользуются выступления и научные труды профессора Эрцога, в которых он утверждает, что библейского периода еврейской истории вообще не было, поскольку археология его никак не подтверждает, а значит опровергает. В частности, никогда не было сильного царства Давида и Шломо, которое вело экспансионисткую политику, и дворца Давида в Иерусалиме тоже, разумеется, не было.

Проблема профессора Эрцога в том, что с каждым днем ряды его сторонников редеют. Многие ученые, светские по происхождению, такие как археолог Адам Зарталь, нашедший описанный в Танахе жертвенник Йеошуа бин Нуна, построенный на горе Эйваль при входе евреев в Землю Израиля, начинают признавать истинность Торы и соблюдать заповеди.

Итак, государство Израиль признало, что Акра — это та самая Акра. Это прекрасно и даже несколько удивительно. Потому что финансирует и организует раскопки не государство, а частный фонд ЭЛАД (он же «Ир Давид Фонд») — организация, созданная энтузиастами и существующая на пожертвования.

В Израиле сложилась уникальная ситуация, не встречающаяся больше нигде в мире: государство не хочет иметь никакого отношения к важнейшим раскопкам в собственной столице и демонстрирует полнейшее отсутствие интереса к результатам работы археологов. Чисто по-человечески товарищей, отвечающих за принятие подобных решений, можно понять: опасное это дело. Того и гляди, в очередной раз подтвердится, что Танах не содержит выдумок и подтасовок, что он является достоверным источником исторической информации — и что тогда делать? Как жить? Ведь придется многое в жизни менять. Но это в личном плане. А на общественном уровне придется признать, и скорее всего, в слух, что Восточный Иерусалим исторически является еврейским. Такие заявления чреваты последствиями, поэтому государство предпочитает не подставляться и оставаться ни при чем.

Впрочем, нейтралитет государства весьма относителен: с подачи политических организаций левого толка и представителей т.н. «неортодоксальных течений иудаизма» власти предприняли попытку расторгнуть заключенный ранее договор с ЭЛАДом на управление археологическим парком, расположенным у Храмовой горы. Тем не менее, фонду удалось через суд отстоять свое право на археологический парк и продолжение раскопок.

Фонд принято обвинять в религиозной ангажированности и предвзятости, поскольку Дорон Шпильман, вице-президент ЭЛАДа, прямым текстом утверждает, что между Танахом и тем, что удается раскопать в Старом городе наблюдается стопроцентное соответствие. Обвиняют ЭЛАД и в «создании угрозы национальной безопасности» за сделки с недвижимостью, осуществляемые фондом в Восточном Иерусалиме: ЭЛАД за огромные деньги выкупает у арабов земли в таких местах как Силуан (Шилоах) чтобы вести там раскопки и предоставлять их евреям в качестве жилья.

Крепость Цион будет открыта ЭЛАДом для посещений в Хануку.


[i] Небольшая насыпь из земли и камней, которая покрывает крепостной ров с внешней стороны и незаметно сливается с ландшафтом. Обеспечивает маскировку укреплений и упрощает обстрел отрядов, атакующих крепость через ров.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

as

Недалеко от алтаря средневековой английской церкви нашли останки больной сифилисом затворницы

Возможно, в могиле покоилась леди Изабелла Джерман

Во время раскопок апсиды средневековой церкви Всех Святых, располагавшейся в английском Йорке, археологи обнаружили захоронение женщины 30–50 лет, умершей в XV–XVI веке. На ее костях антропологи обнаружили многочисленные тяжелые поражения, вызванные сифилисом. Расположение могилы неподалеку от алтаря свидетельствует о том, что умершая была представительницей привилегированной части общества. Возможно, останки принадлежали леди Изабелле Джерман – затворнице, умершей около 1455 года, сообщается в статье, опубликованной в журнале Medieval Archaeology.

Самое захватывающее и приключенческое место в Иерусалиме это невысокий холм за его стенами. Но именно тут, был основан и построен Иерусалим, который три тысячи лет назад при царе Давида стал духовкой и административной столицей объединенного израильского царства.
И это именно то место, где все начиналось!!!
История города Давида – это история всего израильского народа, если не сказать больше.
А история раскопок и обнаружения исторического Иерусалима, забытого в веках под многометровым слоем земли – это наверное самая увлекательная история археологии. Науки, в общем-то , довольно новой и возникшей где-то только в 19 веке с идеей превращения античных мифов в реальные доказательства.
В 1812 году Буркхардт открывает Петру и дорогу Благовоний
В 1873 году Шлиман находит Трою
А ведь Танах, Библия – это тоже древние мифы, которые можно найти.
И в 1867 году 1-ая экспедиция Британского Фонда отправляется в Палестину, чтобы найти определенные библейские места.

И надо сказать, они были не первыми тут. Еще в 1838 и 1852-ом Эдвард Робинсон посещает Иерусалим и даже публикует книгу о своих открытиях.
В частности именно ему принадлежит честь открытия “арки Робинсона” в Западной стене Храмовой Горы и туннель пару сотен метров южнее.

Конечно, всем исследователям хотелось исследовать саму Храмовую Гору и подземелья Эль Аксы и Купола над Скалой.
Но и сейчас и тогда это было запрещено Вакфом. Святыни ислама раскопкам не подлежат!
Вот и приходилось утолять исследовательскую жажду вокруг Храмовой Горы. Не внутри, так хоть в максимально близком контексте.

В 1867 Чарльз Уорен возле туннеля, открытого Робинсоном, обнаруживает систему водных сооружений в том числе знаменитую скважину ( пир Уорн) .
В 1880 году дети, игравшие в туннеле находят табличку с надписью от строителей туннеля.
И дальше , как в сказке про Алису в стране чудес, становится все чудесатее и чудесатее!
Достаточно лишь “прыгнуть в нору за белым кроликом”.

В 1908-ом финский мистик и маг Энрик Ювелюс организует экспедицию в поисках ковчега завета и сокровищницы Храма.
Во главе экспедиции становится великий авантюрист Монтегю Паркер.
А чтобы выглядеть в глазах общественности более солидно, в состав команды включается отец Луи Винсон, доминиканский священник. Благодаря Винсону до нас и дошли рисунки и планы раскопок. Сам Паркер был искателем сокровищ, а не археологом.
Лорды и графы стоят в очереди, что спонсировать экспедицию и Ювелюс легко набирает не малую сумму, а Паркер щедро дает взятки половине турецкого правительства и получает разрешение копать в Иерусалиме!

К слову сказать, Паркер был единственным кому удалось пару недель копать даже на Храмовой Горе и даже остаться после этого живым.
Но правда, бежали они со святой земли от преследования арабов очень быстро.
Нью-Иорк Таймс от 5 мая 1911 года вышла с заголовком: “тайная экспедиция англичан, копавших под Мечетью Омара скрылась на яхте, унеся с собой сокровища Храма, корону, меч и кольцо Соломона!”
Паркер уплывает на Кипр и там пишет, что из-за спешки оставил в Иерусалиме ведра, свою любимую лопату и курительную трубку. А в 1997-ом профессор Рони Райх по просьбе министерства древностей проводит проверочные раскопки в районе родника Гихон. Тут хотят открыть центр посетителей : касса, магазинчик, кофе, фильм и проход по туннелю Хизкияху. Такой небольшой, на часик – полтора приятный маршрут. Национального парка “город Давид” еще не было, был только туннель.
И первое что находят в 1997-ом, это ведра и трубку Паркера, которую он оставил тут в 1911-ом!

Месяц, что дали археологам продолжился до 2014 года – 18 лет раскопок!
Рони Райх и Эли Шукрон обнаруживают огромное количество потрясающих элементов древнего Иерусалима. От времен Давида до византийского периода. Раскапывается все больше и большая территория города Давида.

Один из арабских жителей соседнего Силуана подает жалобу в суд на Эли Шукрона, что якобы копает прямо под его землей. Эли отвечает на суде, что он только расчищает, то что было выкопано царем Давидом. Против Давида иск не принимается.

Рони Райх и Эли Шукрон раскапывают настоящий бассейн Шилоах, который во времена 2-ого Храма служил для ритуального омовения и храмовых церемоний.

Они обнаружили улицу со ступенями, которая поднималась от бассейна к Храму и систему канализации под этой улицей.

Параллельно в 2005-ом возобновляются раскопки возле “ступенчатой кладки”, обнаруженной еще Роберт Макалистером в 1923-ом году.

Эйлат Мазар утверждает, что нашла на вершине “ступенчатой кладки” не много, ни мало, а сам дворец царя Давида.
Доказательством служит протоионическая капитель, найденная еще Кетлин Кеньон, копавшей здесь в 60-ых годах под иорданской властью; керамика 10 века до н.э.; монументальное сооружения с толстыми стенами щебенчатым полом в финикийском стиле ; а так же топография местности.
Ведь где-то у Давида должен быть дворец, а это единственное место, где он может быть построен!

Дворец Давида или нет, но «Большое каменное строение» явно не просто домик. Для такого строительства нужен инженер, архитектор, иерархия, управление, короче сильная царская власть.
И разрушено здание было в сильном пожаре в 6 веке до н.э.
От пожара остался толстый слой пепла и в одной из комнат, вероятно в царском архиве найденны сотни целых печатей – буллот, которым запечатывали письма и документы.
Надо сказать, что в качестве бумаги в Египте в это время использовали папирус. В Месопотамии использовали глиняные таблички. У нас не было ни того, ни другого. Поэтому в дело шла кожа животных. При пожаре кожа сгорает, остаются только сургучные печати.
То, что найденные печати целые, говорит от том, что документы были не открыты и хранились в архиве.

На этих печатях еврейские имена периода 1-ого Храма.
И среди этих имен, имя Иеухал сын Шаломияху и Гедалияху сын Пашхура. Министры последнего иудейского царя Цидкияху, которые советуют бросить пророка Иермияху в колодец.
И еще одно, вроде ничем не примечательное имя – Азариаху бэн-Хилкиаху.
Но ведь в родословной книжника Эзры значится : Эзра бэн-Серайа, бэн-Азариаху, бэн-Хилкиаху … и далее еще 24 рода в знак уважения к большому человеку.
Эйлат Мазар, когда получает разрешение раскопать в 2010-ом “северную хашмонейскую башню”, вдруг выясняет , что это никакая и не хашмонейская, а лет так на 500 постарше.
Ведь кладка выполнена в чисто персидском стиле 5 века до н.э., внизу найдена монета “пахват яад” ( 1-ая монета Иудеи), а так же кладбище собак – наиболее классический элемент персидской культуры.
Итого – башня около стены периода Эзры и Нехамии!

Вот что пишет Танах в книге Нехамия о строительстве стен Иерусалима:
А ночью встал я, и несколько человек со мною, и не сказал я никому о том, что Б-г мой положил мне на сердце сделать для Иерушалаима; и не было при мне (никакого) животного, лишь скотина, на которой я ехал. (13) И выехал я ночью через ворота Долины к Эйн Аттаним и к воротам Мусорным, и; осмотрел я крепостные стены Иерушалаима, что были разрушены, и ворота его, что сожжены огнем. (14) И прошел я к воротам Источника и к царскому водоему, но не было (там) места, чтобы пройти скотине, которая подо мной. (15) И поднялся я ночью по (руслу) реки, и осмотрел стену, и вернулся к воротам Долины, и возвратился (домой). (16) А правители (города) не знали, куда я ходил и что делал; ни Иудеям, ни священникам, ни знати, ни правителям, ни остальным исполнителям работ не сказал я ничего до той поры. (17) Но сказал я им: “Вы видите то бедствие, в котором мы находимся, – как разрушен Иерушалаим и ворота его сожжены огнем. Идемте же, отстроим стены Иерушалаима, и не будем впредь в унижении”. … И отстроили мы стену, и соединена была вся стена до половины (высоты ее), потому что в сердце у народа было (желание) работать.

Надо заметить, что законы Эзры и Нехамии выполняются иудеями и сейчас. Все законы, включая публичное чтение Торы по понедельникам, четвергам и субботам. Только сейчас в синагогах, а тогда с крепостной башни. Именно с этой крепостной башни!
А “ступенчатая кладка” возле этой ныне отсутствовавшей башни Эзры и Нехамии, долгое время считалась канаанским строением 13-14 века до н.э. Во всяком случае так учили студентов в университетах.
Пока в 2008-ом Джейн Кеир не опубликовала свой докторат, где основываясь еще на раскопках 70-ых годов, сделала сравнение керамики, найденной под ступенчатой кладкой с керамикой под “«Большим каменным строением».
Оказалась, что и там и там, одинаковая керамика!
Значит и “ступенчатая кладка” и “«Большое каменное строение» на ее вершине строились по одному проекту в одно время!
Вообще все это напоминает большую каменную пирамиду, где искусственно покрыт наклонный склон горы. По версии Э. Мазар – для устойчивости верхнего монументального сооружения, являющегося дворцом царя Давида.
Вот только есть проблема с датировкой керамики. То ли 10 век до н.э. ( тогда, да, все сходится, время Давида), то ли 11-12 век до н.э. ( упсс, время Евусеев).
Сложности с датировкой связанны с тем, что культура евусеев мало известная и нет достаточно материалов для сравнения. Ни монет, ни надписей, ни визитной карточки царя Хирама или его рабочих тут не найдено.

В последние уже годы, начиная с 2006-ого, раскапываются укрепления вокруг родника Гихон. Это не просто стены, это неприступный форпост! Система защиты, позволяющая жителям иметь безопасный доступ к воде. Канаанская крепость с 7-ми метровой толщиной стенами из гигантских камней. И все это периода средней бронзы.

Залезть на такие стены, атаковать их, захватить просто не возможно.
Неудивительно, что защищать такой город могут даже слепые и хромые:
“И пошел царь и люди его на Йерушалаим против Йевусеев, жителей той страны; но они сказали Давиду так: ты не войдешь сюда, пока не уберешь слепых и хромых, – то есть: не войдет Давид сюда. Но взял Давид крепость Цийон: это – город Давида. И сказал Давид в тот день: всякий, кто побьет Йевусеев и доберется до трубопровода и до хромых и слепых, ненавистных душе Давида… Оттого и говорят: слепой и хромой не войдут в дом. И поселился Давид в этой крепости, и назвал ее городом Давида; и обстроил (ее) Давид кругом, от Милло и внутрь (города).”

Как же все-таки спецназ Давида смог завоевать город, что это за таинственный “цинор”, переведенный как “трубопровод”?
Когда Чарльз Уорен обнаружен свой знаменитый колодец – пир Уорена – то на многие дестялетия вопрос казалось бы, найден. Трубопровод, по которому можно зайти в город – это колодец Уорена.

Но вот ведь незадача. Во времена Давида вся система подхода к роднику была вырыта в верхнем, более мягком слое известняка. И к колодцу Уорна, являющимся карстовой скважиной в нижней и более твердой горной породе, просто не было тогда доступа.

Единственный тайный туннель, по которому можно было воинам Давида проникнуть в крепость, это всем известный ханаанский туннель. Сейчас он полностью сухой.
Но ведь, до 8 века до н.э., пока не был прорублен туннель Хизкияху, направивший воды родника Гихон в бассейн Шилоах, вода из родника стекала по короткому акведуку прямо в кедронскую долину.

Сверху акведук был прикрыт камнями и таким образом замаскирован.
Периметр “водопровода ” был настолько не большим, что вода полностью его заполняла. И просто пройти по нему как сейчас нельзя было. Но можно было поднырнуть и проплыть!
Конечно не легко, тем более против течения. Но реально!

Следующий вопрос, волнующий сердца исследователей – в какой крепости поселился Давид?
И вот тут, внимание …. звон барабанов!….. Крепость, окружающая родник, возможно и есть та самая знамения крепость Цион и значит крепость Давида!!!
Во всяком случае, Эли Шукрон в этом уверен.
Потому как никаких других крепостей и даже стен обнаружено не было.
А был ли вообще город? Или может только форпост, укрепленная цитадель над родником Гихон?! Настолько большая и крепкая, что почти как город. Здесь могло поместиться несколько сот человек. Но все таки не город. Не нашли тут ни дворцов, ни храмов, ни жилых домов.

И то, что Кетлин Кеньон принимала за городскую стену, является крепостью над родником.
Вода из родника сначала наполняла высеченный в скале водоем, а потом стекала вниз, к Кедрону.
С появлением в 8 веке до н.э. новой водной системы, ханаанский водоем выходит из употребления, так как вода сюда уже не поступает и место вообще теряет свое былое значение.

А значит, заполняется жилыми домами. Некоторые следы этих домов видны и сейчас. В раскопках найдены кухонная утварь и даже более 30 тысяч рыбных костей, свидетельствующих о разнообразном питании жителей дома.
А когда налаживается водообеспечение города целой системой акведуков, эта часть Иерусалима вообще почти выходит за пределы муниципальных границ. И люди предпочитают селится на соседнем высоком холме, где свежий воздух.
Со временем, может уже в конце периода 2-ого Храма, и уж точно в Византийкий период ханаанское названием Цион переходит к самой высокой точке Иерусалима – Сионской горе.

Но, то, что основа города, или даже цитадели – это конечно родник Гихон, обеспечивающий жителей питьевой пресной водой.
Шилоах – это всего лишь «лишлоах» -«посылать». Вода Гихона, посланная к бассейну, стала Шилоахом.
С греческим произношением получилось «Силоам». От сюда известная в христианской традиции силуамская купель, над которой во время Византии была построена церковь.
А на арабском – «Силуан».
И арабскую деревню, построенную в начале 20-ого века, после еврейского погрома и изгнания от туда Йеменской еврейской общины , сейчас называют именно так – Силуан.

Так вот раскопки в городе Давида продолжаются.
И сейчас уже официально открыт проход от бассейнам Шилоах к археологическому парку Девидсон и раскопкам южной стены. Можно увидеть нижнюю, подземную часть Котеля и дотронуться до угла Храмовой Горы.

Дважды в год выходят новые отчеты о новых потрясающих находках и открытиях.
Это и золотой колокольчик с одежды первосвященника, и инструмент строителей Храма, и «полшекеля» , и даже квитанция о совершении омовения в микве. Видимо такие квитанции служили доказательством ритуальной чистоты и пропуском на территорию самого Храма.

А вот об комнатах, найденных ниже по склону у родника, пока еще нигде не опубликовано.
Эли привел нас туда и открыл замок на небольшом железном ящике. А в ящике – камень.
Но не просто камень, а мацева. Эли уверен, что это именно мацева, т.е. древний жертвенник и алтарь одновременно.

Рядом очень странные конфигурации, высеченные в скале. И отверстия для привязывания мелкого скота. И канавка ( для стекания крови?) и выемка ( для возливания масла?).

Все эти непонятные комнаты очень чистые от черепков и другого археологического мусора, без следов пожара или разрушений, были засыпаны землей в 7 веке до н.э. Как будто похоронены.
А ведь Ковчег Завета в Иерусалим принес именно Давид и пока Соломон не построил для него Храм, Ковчег находился где-то здесь.

И хотя более тысяч статуэток идолов было найдено в раскопках и все они периода первого храма, это тоже только доказывает правоту Танаха.
Весь этот период библейские пророки ругали народ и взывали к исполнениям законов монотеизма. Теперь мы воочию видим, что они были правы.
И археологические находки, как бы они не были порой невероятны и непонятны, становятся иллюстрацией для библейских рассказов, для Танаха и главное, для нашей истории, наших истоков.

Здесь, в городе Давида. В месте, где все начиналось!!!

Как нашли троянский город, который старше египетских пирамид, и ещё 4 грандиозных археологических открытия последних лет

Каждый год в поле зрения учёных попадают десятки новых древних артефактов, но лишь немногие из них способны вызвать настоящую сенсацию. Археологические открытия рассказывают современникам о древнем мире и проливают свет на тайны, которые оставались без ответа на протяжении тысячелетий.

Некоторые из них делают профессиональные археологи, другие — обычные люди, случайно столкнувшиеся с историей.

Тенея — утерянный троянский город в Греции

О Тенее мало что достоверно известно / Фото: narodna-pravda.ua
О Тенее мало что достоверно известно / Фото: narodna-pravda.ua

Тенея — древнегреческий город-государство, расположенный на северо-востоке Пелопоннеса (южные Балканы). Согласно мифам, город был основан военнопленными, которых отправил сюда царь Агамемнон после Троянской войны. Существование города долгое время не было доказано, хотя о нём упоминается в древних письменах.

Долгое время его не удавалось завоевать. Легенда гласит, что когда римляне вторглись в Коринф в 146 году до н.э., Тенея осталась невредимой. Она пала гораздо позже. На протяжении десятилетий информация о городе время от времени появлялась, а обнаружение саркофага в 1984 году в районе, где, как считается, стояла Тенея, подстегнуло эти домыслы.

В последнее десятилетие археолог

Елена Корка делала многоразовые попытки в поисках наследия Троянской войны, особенно — затерянного города. В 2013 году археологи начали раскопки интересующей её территории. В результате были обнаружены важные памятники прошлого.

Руины древнего города Тенея / Фото: focus.ua
Руины древнего города Тенея / Фото: focus.ua

На конференции в Нью-Йоркском университете в 2017 году Корка заявила, что её целью было не столько найти ценные артефакты, как доказать существование древней Тенеи. Команде археологов удалось найти на месте захоронения города пять больших гробниц, которые, предположительно, были усыпальницами богатых жителей Греции. Тела были найдены вместе с предметами быта, драгоценными камнями, золотыми и медными монетами.

Как нашли троянский город, который старше египетских пирамид, и ещё 4 грандиозных археологических открытия последних лет

Команде Елены Корки также удалось раскопать остатки каменных стен и сооружений, датируемых почти 3 000 лет назад. Это открытие доказывает, что Тенея была своего рода мостом между греческой и римской культурами.

Трипольский храм из Небелевки

Трипольцы были высокоцивилизованным народом / Фото: http://about-ukraine.com/
Трипольцы были высокоцивилизованным народом / Фото: http://about-ukraine.com/

В советское время, согласно классификации археолога Татьяны Пасек, поселение на территории нынешнего села Владимировка Ново-Архангельского района занимало 70 га и считалось столицей одного из крупнейших первобытных городов Триполья. Сегодня известно, что его площадь составляет почти 100 га. Владимирское поселение трипольцев является археологическим памятником национального значения. Однако сегодня его трудно изучать, поскольку большая часть земли была разделена на паи местным жителям.

В 1970-х годах, когда военные проводили аэрофотосъёмку для картографических целей, они обнаружили странные круги и овалы, которые можно было увидеть только с воздуха. Археологи определили, что это было

трипольское поселение-гигантов. В результате было обнаружено второе по величине поселение — Небеливка, ныне село в Ново-Архангельской области.

Первая экспедиция в Небеливку была осуществлена в 2009 году, в ходе неё была проведена геодезическая съёмка и определена примерная рабочая зона. В 2012 году археологическая экспедиция начала свою основную деятельность.

Культовое сооружение площадью 60 на 20 м было построено примерно 6 тысяч лет назад / Фото: www.stena.ee
Культовое сооружение площадью 60 на 20 м было построено примерно 6 тысяч лет назад / Фото: www.stena.ee

Первобытный город Небеливка относится к периоду неолита — поворотному моменту в истории человечества, когда происходили массовые миграции. Около 6 000 лет назад, в 4-м тысячелетии до н.э., жизнь процветала.

В ходе раскопок было обнаружено около полторы тысячи домов, в которых, как предполагается, проживало более 10 000 человек. Некоторые дома были высотой в два этажа. Первобытный город был окружён оборонительным рвом и заборами. Здесь были найдены печи, в которых обжигали керамику и золотые украшения, уникальные для Триполья.

Однако самой интересной находкой стал храм Триполья, где было обнаружено семь алтарей и множество ритуальных предметов. Этот памятник вызывает большой интерес как учёных, так и обычных туристов, ведь трипольское поселение старше египетских пирамид.

Доказательства разрушения Иерусалима вавилонянами

Раскопки города Давида / Фото: www.pac.ru
Раскопки города Давида / Фото: www.pac.ru

На юге от Храмовой горы, которую считают центром трёх религий, спрятался клочок земли, напоминающий миниатюрный горный хребет, где Царь Давид основал Иерусалим.

Современным историкам эта территория известна как

«Город Давида», и является местом активных археологических раскопок. За длительный период уже были найдены множество исторических памятников, например напольная мозаика Второго Храма, или подземный тоннель со ступенями, ведущими к Храму. Все эти достопримечательности были обнаружены во время строительства на Храмовой горе в 1990-е гг. среди обломков.

В городе Давида также были найдены горшки с гравировкой на ручкой: надпись гласила «для Царя». Эту печать также выявили на ручках кувшинов, которые датируются периодом перед вторжением ассирийцев в 701 году до н.э., но со временем она была заменена розеткой на ручке. Печати в виде розетки исчезли после разрушения вавилонянами, что свидетельствует о том, что они были изготовлены ранее 586 года до н.э.

Город Давида. Модель времен Второго Храма / Фото: www.pac.ru
Город Давида. Модель времен Второго Храма / Фото: www.pac.ru

Исследование данных сосудов помогло выявить возраст слоёв почвы и обломков, а также сопровождались признаками разрушения. Так, были выявлены горы битой посуды и сожжённой керамики, изделия из обугленного дерева, а также испорченные драгоценности, в том числе редкие статуэтки из слоновой кости.

Крайне интересным является тот факт, что слой представлялся неоднородным по глубине в разных местах. В то время как в одних метах он достигал до метра глубиной, в других мог едва прослеживаться. Археологи выдвинули гипотезу о том, что вавилоняне сожгли и разрушили большую часть зданий, а остальная часть города Давида была разрушена временем.

Как нашли троянский город, который старше египетских пирамид, и ещё 4 грандиозных археологических открытия последних лет

Израиль, вероятно, в древности был богатым городом, но население охладело к Богу и наполнился социальной несправедливостью. Наверное, потому Всевышний не побоялся послать вавилонян для исполнения своего сурового наказания.

Скифский воин из Мамай-горы

Скифский короткий меч акинак с золотыми обкладками, листами рукоятки, перекрестьем и колпачком для острия / Фото: censor.net
Скифский короткий меч акинак с золотыми обкладками, листами рукоятки, перекрестьем и колпачком для острия / Фото: censor.net

Захоронение одного из скифских воинов, которые, по словам историков древности, пили кровь своих врагов и снимали с них скальпы, было обнаружено в Запорожье (Украина). Вместе с останками 18-летнего скифа были найдены драгоценности и оружие: украшенный золотом скифский кинжал «Акинак», который, как говорят, является самой важной находкой на горе Мамай, где раскопки ведутся уже 30 лет. Последний раз такое оружие было найдено в Украине в 1899 году на территории Сумской области.

Скиф был захоронен с боевым топором, стрелами и украшениями. По словам археологов, серьги, подобные серьгам воина, ранее не были обнаружены. Ахинак на поясе юноши закреплен золотыми гвоздями. Анализ костей показал, что молодой человек был левшой. Кинжал также выделяет его среди скифских воинов, которые часто использовали луки и копья.

Предположительно, скиф являлся телохранителем, поскольку рядом с его могилой находилась большая гробница скифского военачальника.

Это открытие имеет большое значение для изучения истории скифов. Найденные погребальные предметы датируются 6 веком до н.э. Рядом были обнаружены предметы быта, в частности, древняя амфора уникальной формы.

Многие считают, что археология как наука изжила себя, ведь за последнюю сотню лет была исследована огромная часть древности. И, несмотря ни на что, история хранит в себе ещё множество тайн, на которые до сих пор нет ответов. Так, до сих пор остается загадкой

как был устроен античный полис, и почему в современном мире нет таких городов.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?

Это может быть вам интересно:

«Бронзовый коллапс», или почему в XII веке до н.э. человеческая цивилизация была отброшена на столетия назад

Почему археологи не хотят восстановливать пол в легендарном римском Колизее

Кем был любимый ученик Леонардо, с которого мастер писал «Мона Лизу» и картины которого в наши дни стоят миллионыИсточник: https://kulturologia.ru/blogs/010921/50875/

Как нашли троянский город, который старше египетских пирамид, и ещё 4 грандиозных археологических открытия последних лет

Добавить комментарий