Как нашли иисуса христа в пещере

Что нашли ученые, вскрывшие гробницу Иисуса Христа?

Храм Гроба Господня — самое священное место для христиан всех конфессий. Впервые за 500 лет саркофаг был вскрыт и осмотрен учеными. Это потрясающее событие имеет огромную значимость не только для верующих, но и для ученых.

Что хотели найти исследователи в гробнице?

Какие открытия им удалось совершить?

60 часов в святая святых

В 2015 году стало ясно, что особой части храма — Кувуклии требуется реконструкция. До этого ее не осматривали и не реставрировали 500 лет. Главы шести конфессий, в чьем совместном ведении находится храм, пришли в 2015 году к согласию, что на время осмотра и реставрации в святая святых будут приглашены ученые для исследования гробницы. Интернациональная команда археологов из Афин, Флоренции, Иерусалима и Еревана на 60 часов получила доступ в Кувуклию.

Первое, что волновало как исследователей, так и представителей церквей — убедиться в целостности гробницы. За минувшие века пожары, войны, религиозные конфликты не раз практически стирали с лица земли древний город и сам храм. Некоторые археологи высказывали сомнения, что он был восстановлен именно на том же месте, где и был.

Что же увидели ученые?

Гробница не тронута!

После того, как была поднята мраморная плита XVI века, сначала под ней обнаружились многочисленные обломки камней. Видимо ими заполнили пустоты при последней реставрации еще в средние века.

Разобрав их, обнаружили еще одну мраморную плиту с высеченным на ней крестом.

Что нашли ученые, вскрывшие гробницу Иисуса Христа?

Эта плита относится к эпохе Крестовых походов, предположительно к XI веку. Тогда многочисленные паломники из Европы стремились забрать хотя бы камушек из святилища, поэтому гробницу было решено прикрыть мраморной плитой.

И верхняя плита, и нижняя были целыми, что убедительно доказывает, что с XI века гробница сохранена нетронутой.

Под нижней плитой обнаружилось собственно каменное ложе, на котором по приданию лежало тело Христа до его воскресения.

Ученые смогли убедиться своими глазами, что это каменное ложе составляет единое целое с окружающей породой. То есть ложе и стены не были возведены искусственно, а являлись частью высеченной в скале пещеры, которая уже давно разрушена.

Ученые сделали вывод — храм находится на месте скальной гробницы, он не был сдвинут или перенесен. Это важнейшее открытие, ради которого на исследование и согласились церковные власти.

Там или нет?

Второй важнейший вопрос, волнующий исследователей уже длительное время — является ли гробница тем местом, которое описывают четыре Евангелия?

Пещеру, в которой по преданию три дня лежало тело Христа после распятия, в четвертом веке обнаружила мать императора Константина Святая Елена. Точнее она обнаружила ее развалины, так как на этом месте римляне для осквернения возвели языческий храм Венеры. К моменту раскопок, предпринятых Еленой, храм уже тоже был полуразрушен, но под ним ей удалось обнаружить вход в пещеру.

Она являлась рукотворной, то есть высеченной в скале, что соответствовало описаниям из Библии. Именно так хоронили иудеи в начале первого века.

Что нашли ученые, вскрывшие гробницу Иисуса Христа?

Елена не могла руководствоваться ни точными описаниями, ни воспоминаниями старожилов, так как от времени предположительной жизни Христа ее отделяло более 200 лет, а город подвергался серьезному и неоднократному разрушению. Тем не менее, по легенде глубокая вера матери императора позволила ей найти и Гроб Господень, и место распятия. Елена в своих поисках руководствовалась как описаниями Евангелий, так и своим религиозным чувством, считая, что ее ведет божественное провидение.

Конечно, никто не мог поручиться, что Елена нашла достоверные библейские места, так как история жизни Христа не имеет исторических подтверждений. Но в тоже время она ничем и не опровергается.

Теперь, когда гробница была вскрыта, и ученые убедились, что каменное ложе никуда не переносили, оно часть породы, исследователи смогли приступить к реконструкции событий с точки зрения их привязки к местности.

Израильский эксперт-археолог Дан Бахат поделился своими выводами. По его словам, хотя нельзя утверждать, что именно это место было гробницей, где лежало тело Христа, но нет и какого-либо другого пустого каменного саркофага, чье описание совпадало бы с деталями, описанными в четырех Евангелиях, также точно, как то, где стоит Храм Гроба Господня.

Дальнейшие исследования

Через 60 часов ученым пришлось покинуть Кувуклию, а мраморные плиты были положены на свое место.

Но исследователи взяли множество проб со всех поверхностей гробницы и с самого каменного ложа. Им предстоят многолетние экспертизы и анализ множества частиц. Если повезет найти какие-либо углеродные частицы, например, следы угля или известняка, то радиоуглеродный анализ поможет установить время, когда каменное ложе было высечено в породе. Ну и, конечно, совершенно невероятной удачей будет обнаружение капель крови того, кто был похоронен здесь.

Запрос «Положение во гроб» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

«Положение во гроб», икона мастерской А. Рублёва (рядом с гробом видна свёрнутая плащаница)

Погребение Иисуса Христа, Положение во гроб[1] — описанные в Евангелиях похороны учениками тела Иисуса Христа после его крестной смерти, случившиеся вечером Страстной пятницы. Эпизод относится к числу Страстей Христовых, следует за Оплакиванием Христа и непосредственно предшествует сцене обнаружения пустой могилы, то есть является последним моментом, в котором ещё фигурирует земное тело Иисуса. Согласно христианскому вероучению, после погребения тела Христа Его душа спустилась в ад для победы над смертью и спасения ветхозаветных праведников.

Погребение Христа получило своё отражение в богословских сочинениях, рассматривающих его как завершение искупительной миссии Христа, а также в апокрифической литературе. В искусстве тема погребения отразилась в многочисленных живописных и скульптурных работах.

Погребение[править | править код]

Евангельское повествование[править | править код]

О погребении Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста, и каждый сообщает свои подробности. При этом из всех четырёх евангелистов только Матфей упоминает об опечатывании гробницы и приставлении к ней стражи.

Евангелие Описание погребения
От Матфея
(Мф. 27:57-66) 01 mattew's angel.jpg
Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
От Марка
(Мк. 15:42-47) 03 mark's lion.jpg
И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть [день] перед субботою, — пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
От Луки
(Лк. 23:50-56)

04 luke's bull.jpg

Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где ещё никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.
От Иоанна
(Ин. 19:38-42)

02 john's eagle.jpg

После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Историки, изучая евангельский рассказ, приходят к выводу, что погребение Иисуса было выполнено в соответствии с иудейскими погребальными традициями того времени.[2]

Участники погребения[править | править код]

«Положение во гроб»
(икона северного письма, XV век, ГТГ)

Эпизоды, предшествующие погребению:
Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа
(Иванов А. А., 1850-е гг.)

Возвращение с погребения Христа (Николай Ге, 1859)

Согласно евангельскому повествованию, на погребении Иисуса присутствовали женщины и тайные ученики Христа из высшего слоя общества, то есть те, которые, в отличие от апостолов, меньше рисковали подвергнуться аресту:

  • Иосиф Аримафейский (богатый человек, «знаменитый член совета», тайный ученик Христа): испросил у Пилата тело Иисуса для погребения, купил плащаницу, предоставил свою новую гробницу;
  • Никодим (фарисей, «один из начальников Иудейских», тайный ученик Христа): принёс благовонный состав из смирны и алоя, чтобы умастить тело Иисуса (упоминается только Иоанном);
  • Мария Магдалина;
  • Мария Иосиева (у Матфея — другая Мария): по мнению ряда богословов (Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский) это Богородица: «Мария, мать Иакова и Иосии есть Пресвятая Богородица, поелику Иаков и Иосия были дети Иосифа от первой его жены. А как Богородица называлась женой Иосифа, то по праву называлась и матерью, то есть мачехою детей его». При этом также существует мнение, что это была Мария, жена Клеопы, сестра Богоматери.[3]

Апокрифические сказания[править | править код]

Иосиф Аримофейский просит у Понтия Пилата тело Иисуса для погребения
(деталь новгородской иконы, XV век)

Евангелие от Петра[править | править код]

В апокрифическом «Евангелие от Петра», написанном в первой половине II века, единственным участником погребения Иисуса выступает Иосиф Аримофейский:

И тогда вытащили гвозди из рук Господа и положили Его на землю. И земля вся сотряслась, и начался великий страх. Тогда солнце засветило, и стало ясно, что час ещё девятый. Обрадовались иудеи и отдали Иосифу тело Его, чтобы он похоронил тело, ибо видел, сколько благого содеял (Он). Взял же он Господа, обмыл и обернул пеленой и отнёс в свою собственную гробницу, называемую садом Иосифа.[4]

Евангелие от Петра (6:21-24)

Автор апокрифа сообщает о выставлении рядом с гробницей охраны и о её опечатывании, повторяя тем самым рассказ евангелиста Матфея. При этом называется имя центуриона, направленного Пилатом для охраны гроба. Им был некий Петроний. Православное предание считает, что в числе стражи у гроба был сотник Лонгин, участвовавший в распятии Иисуса и пронзивший его рёбра своим копьём.[5]

Евангелие от Никодима[править | править код]

Умащивание тела Христа миром перед погребением
(миниатюра из Ингеборгской псалтыри)

Апокрифическое «Евангелие от Никодима» (самые ранние версии датируются IV веком), написанное от лица одного из участников захоронения, придерживается канонических подробностей о погребении. Затем в тексте рассказывается, что Иосиф Аримафейский за участие в похоронах и предоставление гробницы был арестован иудеями:

И заперли на засов двери темницы, и стражей поставили Анна и Каиафа. И совет держали священники и левиты, чтобы собраться всем после дня субботнего и решить, какой смерти предать Иосифа. Когда же собрались все вместе, приказали Анна и Каиафа привести Иосифа. Они же, видя, что затворы целы, открыли запертые двери и не нашли Иосифа. Увидев это, устрашились, ибо нашли темницу затворённой, Иосифа же не нашли. И ушли Анна и Каиафа.[6]

После распространения слухов о Воскресении, вызвавшем панику у иудеев, Никодим, который был тайным учеником, занимая при этом видный пост, даёт священникам совет, который позволяет ему защитить Иосифа, оказавшегося к этому времени дома, в Аримафее, от дальнейших нападок.

«Страсти Христовы»[править | править код]

В старообрядческом сборнике XVII века «Страсти Христовы», составленном на основе раннехристианских апокрифов, приводится подробный рассказ «О положении во гроб Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Сына Божия и о погребении Его, и о плаче Пресвятая Богородицы над гробом».

Основу повествования составляет плач Богородицы над телом сына: она призывает плакать с ней всех матерей, вдов и сирот, старцев, небесные светила и небеса, ангелов:

О солнце незаходимое Боже мой превечный, и творче всем и зиждителю всей твари, како во гроб зайде; не глаголеши ли слово рабе своей сыне и Боже; не ущедриши ли Владыко тебе родьжия; помышляю бо яко ктому не услышу гласа твоего, и ниже узрю доброты лица твоего.[7]

В ответ на страдания своей матери Иисус втайне обращается к ней со словами утешения: «О мати моя Марие, не рыдай мне зрящи во гробе… воскресну и тебе возвеличу яко Бог небесе и земли, и падшаго Адама введу в царство небесное…». Плач Богородицы лёг в основу православного канона «На плач Пресвятой Богородицы», читаемого в Великую пятницу перед плащаницей (см. ниже раздел «Богослужебное почитание»).

В отличие от евангельского повествования, одним из участником погребения Христа в «Страстях Христовых» упоминается Иоанн Богослов. Это оказало влияние на иконографию данного сюжета, где у тела Христа всегда присутствует фигура этого молодого апостола.

Вознесение пророка Исы (персидская миниатюра)

В исламе[править | править код]

Ислам, почитая Иисуса как пророка Ису, считает, что он не был убит, а следовательно и не был погребён. В Коране (сура 4 «Женщины») об этом говорится так: «Аллах покарал их… за их слова: „Воистину, мы убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха“ (но они не убили его и не распяли, а это только показалось им); воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. А они, конечно же, не убивали его. Это Аллах вознёс его к себе…».[8]

Мусульмане верят, что Иса был взят живым на небо и вернётся перед страшным судом, чтобы сразиться с Даджалем.[9] Победив его, Иса, по мнению мусульманских богословов, проживёт на земле 40 лет[10], а затем умрёт и будет похоронен рядом с пророком Мухамедом в Медине.[9]

Пророчества о погребении Христа[править | править код]

Христианская традиция связывает два библейских пророчества с указанием на погребение Иисуса Христа:

  • Ветхий Завет: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53:9). Пророчество указывает на погребение Иисуса в гробе Иосифа Аримафейского (богатого человека, члена Синедриона).
  • Новый Завет: Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:38-40). Пророчество указывает на самое погребение, а также на срок через который Иисус должен воскреснуть после погребения.

Место и атрибуты погребения[править | править код]

Гробница[править | править код]

По евангельскому тексту, тело Иисуса было погребено в пустой, ранее не использованной гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на земле в собственности Иосифа Аримафейского, около сада, близкого к Голгофе. Территория этого сада находилась за пределами городской стены Иерусалима того периода. По мнению историков, это было место бывших каменоломен, в которых богатые горожане приобретали себе гробницы.[11]

Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в 326 году по указанию императора Константина его матерью императрицей Еленой.[12] Об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина»: он был обнаружен под языческим храмом Афродиты, построенном римлянами.[13]

К 335 году над пещерой был построен храм Гроба Господня, который в настоящее время представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

Камень помазания
(на заднем фоне фрески с изображением оплакивания и погребения Христа)

Камень помазания[править | править код]

Камень помазания (Благодати), на котором находилось тело Христово перед положением во гроб и было умащено благовонным составом из смирны и алоя, является священной реликвией. Как пишет историк Альфред Эдерсхайм, «перед входом в „гробницу“, внутри „пещеры“ имелся „дворик“ площадью около 7 кв. м., где обычно ставили тела на носилках и те, кто приносил его, собирались, чтобы отдать последние почести усопшему. Именно во „дворике“ гробницы происходило это торопливое бальзамирование».[2] В настоящий момент находится в пределах Храма Гроба Господня и представляет собой обрамлённую каменную плиту. Над этим камнем горит восемь неугасимых лампад по числу представленных в храме христианских церквей.

Отпечаток лица на плащанице (негатив)

Плащаница[править | править код]

При погребении тело Иисуса было обвито новой плащаницей, а на голову был положен сударь (Ин. 20:7). Плащаница стала одной из главных христианских реликвий и до разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году (IV крестовый поход) плащаница хранилась в константинопольском храме Святой Софии и выставлялась для поклонения на Страстной седмице и каждую пятницу. Попав в Европу, она с конца XVI века стала храниться в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя в Турине и получила название Туринская плащаница. Рядом христиан Туринская плащаница почитается как одна из важнейших реликвий христианства. Для обозрения и поклонения паломникам Туринская плащаница открывается раз в четверть века.

Богословское толкование[править | править код]

Иоанн Златоуст[править | править код]

Иоанн Златоуст в своих сочинениях даёт следующие толкования событиям, связанным с погребением Иисуса Христа:

  • Иосиф Аримафейский и Никодим, совершая погребение, всё же думали об Иисусе как о простом человеке: «Они приносят такие ароматы, которые преимущественно имели силу надолго сохранять тело и не давать ему скоро предаться тлению. Это показывает, что они не представляли о Христе ничего великого; тем не менее, однако же, в этом видна их великая любовь к Нему».[14] Также святитель замечает, что Иисуса погребали не как преступника, но, — по обычаю иудейскому, — великолепно, как человека великого и славного.

Немецкая скульптура, ок.1509 г., Кёльн, церковь Св. Мартина
  • Златоуст рассуждает о причинах, почему ни один из апостолов, ближайших учеников Христа, не участвовал в его погребении, но не находит достаточных объяснений их отсутствия: «Быть может, кто-нибудь скажет, они боялись иудеев; но и те (Иосиф и Никодим) также одержимы были страхом».[14]
  • Погребение Христа в новой гробнице Златоуст рассматривает как устроенное божьим промыслом доказательство истинности Воскресения Христа: «чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему». Доступное место расположение гробницы, стража, опечатывание гробницы — всё это Златоуст рассматривает как часть промысла, чтобы погребение Христа было для его учеников и врагов не менее действительным, чем воскресение.[14]

Григорий Нисский[править | править код]

Григорий Нисский рассматривает погребение Христа как часть теории «божественного обмана», на которой он строил своё учение об искуплении. По его мнению, трёхдневное пребывание Иисуса «в сердце земли» было необходимым и достаточным сроком для того, чтобы Христос мог «выявить безумие» дьявола, то есть перехитрить, осмеять, обмануть его.[15]

Кирилл Иерусалимский[править | править код]

Кирилл Иерусалимский рассматривает погребение Иисуса в непосредственной связи, с последовавшим затем, по учению церкви, Его сошествием в ад. В своих проповедях, адресованных оглашенным, он пишет: «В каменном гробе Он был положен истинно, как человек, но ради Него камни расселись от страха».[16] Особо Кирилл отмечает, что погребается Сын Божий чтобы изнутри разрушить «державу смерти».

Протестантские богословы[править | править код]

В протестантском богословии вопрос погребения Иисуса Христа является менее проработанным. Однако значимость факта погребения в искупительной жертве Христа подчёркивает включение упоминания о нём в такие вероучительные документы протестантов как Аугсбургское исповедание[17] (1530 год) и Формула согласия[18] (1577 год).

Богослужебное почитание[править | править код]

Погребение Иисуса Христа вспоминается в Православной и Католической церквях во время различных богослужений конца Страстной недели. Кроме этого упоминание о погребении Христа вошло в христианский Символ веры, начиная с его самой ранней апостольской редакции, а в 325 году на Первом Вселенском соборе было включено в Никео-Цареградский Символ веры («распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям»).

В Православной церкви[править | править код]

В Православной церкви погребение Христа вспоминается за богослужением Великой пятницы, но прослеживается и в литургических текстах Великой Субботы (соединяется с воспоминанием сошествия во ад). По словам протопресвитера Иоанна Мейендорфа: «вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы. Литургическое действо выражает эту тайну много лучше умозрительных утверждений».[19]

Вынос плащаницы[править | править код]

Вынос плащаницы, плата ткани с изображением тела мёртвого Иисуса Христа, снятого с креста, совершается на вечерне Великой Пятницы, которая обычно совершается днём.

Перед началом богослужения плащаница помещается в алтаре на престоле, читается Апостол и четыре евангельских отрывка, повествующих о смерти и погребении Иисуса. Во время службы при пении известного тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» священник, совершив три земных поклона, поднимает плащаницу с престола и через северные врата выносит её на середину храма и полагает на приготовленной для неё «гробнице», которую по традиции украшают цветами. Вынос совершается в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом. При соборном служении настоятель идёт под плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, то Евангелие несёт в левой руке диакон, держа в правой кадило, а если нет диакона, то кто-либо из благочестивых прихожан несёт Евангелие, завёрнутое в ткань. Затем после троекратного каждения вокруг Плащаницы, священнослужители совершают поклонение и целование плащаницы.[20] Данные действия символически повторяют погребение Христа, описанное в Евангелиях.

После вечерни перед плащаницей совершается малое повечерие, на котором поётся Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы» — песнопения, составленные в X веке Симеоном Логофетом. Затем после отпуста к поклонению и целованию плащаницы подходят прихожане. Плащаница находится в центре храма три неполных дня, напоминая верующим трёхдневное нахождение во гробе Иисуса Христа.

Антиминс «Положение во гроб Христа» (В. М. Вощанка, гравюра на дереве, напечатанная на холсте, 1708 год)

Изображение дискоса, на котором лежит просфора, аллегорически изображённая в виде тела Христа. Румынская фреска.

Церковная утварь[править | править код]

Некоторые используемые в Православной церкви предметы, символически связываются с погребением Иисуса Христа. К ним относятся:

  • Антиминс — плат с зашитыми частицами мощей, без которого невозможно совершение литургии. На нём изображается положение Иисуса Христа во гроб. Антиминс освящается по особому чину только епископом.
  • Престол — символизирует собою Гроб Господень, а также и самого Иисуса Христа, лежащего во гробе. При освящении престола углы его верхней доски (трапеза) в местах соединения со столпами заливаются воскомастикой (сплав воска, мастики, толчёного порошка мрамора, смирны, алоэ, ладана). Эти вещества, по толкования Симеона Солунского, «образуют погребение Спасителя, так как и самая трапеза образует живоносный Гроб Христов».[21]
  • Дискос — символически изображает гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа, а также Вифлеемские ясли.

В Католической церкви[править | править код]

Погребение Христа (на заднем фоне видна приближающаяся стража)
Лоренцо Лотто, 1516 год

В Католической церкви погребение Христа также вспоминается во время богослужения Великой пятницы. В этот день после Евхаристической литургии в завершение службы проводится так называемая «процессия ко Гробу Господню», во время которой Святые Дары переносятся из главной дарохранительницы храма, которая остаётся пустой, в боковую часовню, символически представляющую Гроб Господень, где и остаются до торжественного пасхального богослужения. Процессия символизирует снятие с Креста Тела Спасителя и Его погребение. В начале процессии предстоятель богослужения выставляет Дары на алтарь и совершает каждение, затем закрывает дароносицу специальной белой вуалью, символизирующей плащаницу, в которую было завёрнуто Тело Христа при погребении. Во время процессии хор без сопровождения музыкальных инструментов исполняет песнопения о Страстях Христовых.

Погребение Христа — заключительное, четырнадцатое стояние богослужения Крестного пути, проводящегося в дни Великого поста и, обязательно, в Великую пятницу.

В изобразительном искусстве[править | править код]

Картина Караваджо — пример экспрессивности барокко

Перенос тела Христа к гробнице
(Антонио Чизери, 1883 г.) — исторический реализм XIX в.

Сюжет погребения Христа не следует путать с близким ему Оплакиванием Христа, где фигурируют те же персонажи. Разница между этими двумя иконографическими сюжетами очень тонкая: Оплакивание — это эмоциональная статичная ситуация, а Положение предполагает динамическое действие[22]. Евангельское повествование также включает мотивы бальзамирования и пеленания тела перед погребением, но в изобразительном искусстве эти фазы обычно опускаются. Подчас можно встретить тему несения тела Христа, гроб в изображении ещё не фигурирует.

Иконография сюжета композиционно вариабельна. Действие обычно происходит перед пустой нишей (пещерой), или же внутри гробницы, через дверной проём которой виден пейзаж.

В живописи итальянского Возрождение чувствуется влияние античных рельефов: изображаются саркофаги простых очертаний на открытом месте, тело Иисуса покоится на плащанице. Прочие действующие лица: Иосиф Аримафейский изображается пожилым и держит полотнище у головы, Никодим обычно изображается в ногах, Богородица и апостол Иоанн (не упоминаемый как свидетель в Евангелиях) стоят рядом с телом, Магдалина может обнимать стопы Иисуса или поднимать руки в жесте горя. Также могут присутствовать иные святые жены.

Место хоронящих Иисуса людей также могут занять ангелы (особенно в искусстве Контрреформации). Ср. с иконографией «Муж скорбей», где ангелы придерживают израненное тело Христа, но не умершего, а живого, так как это является не сценой погребения, а аллегорическим изображением.

Изображение может объединяться с Воскресением, которое изображается в верхней половине полотна, с воскресшим Христом, часто в сопровождении ангелов, держащих орудия Страстей[23].

Для мастеров итальянского Возрождения особенно характерны произведения на этот сюжет, написанные Тицианом и Рафаэлем. Для католических храмов чрезвычайно типичными были скульптурные группы Погребения Христа, подчас выполненные с максимальной реалистичностью и появляющиеся со времён Средневековья.

В иконописи и православных фресках этот сюжет также встречается[24]. Событие изображается в разных вариантах. Часто в каменном гробу представлен лежащий Спаситель, к его главе припадает Богоматерь, над телом склонились Иоанн Богослов и старец Иосиф, рядом стоят жены-мироносицы и Никодим. Иногда в центре на заднем плане изображён крест, на котором был распят Господь[25].

Примечания[править | править код]

  1. Другой вариант названия — Перенесение Иисуса Христа в гробницу
  2. 1 2 Джош Мак-Дауэлл. Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства (Глава 10. Воскресение — обман или исторический факт?). Дата обращения: 2 октября 2008. Архивировано из оригинала 3 сентября 2009 года.
  3. Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Дата обращения: 21 марта 2008. Архивировано из оригинала 13 февраля 2008 года.
  4. Евангелие от Петра. Дата обращения: 1 октября 2008. Архивировано 10 октября 2008 года.
  5. Житие и страдание святого мученика Лонгина сотника
  6. Евангелие от Никодима. Дата обращения: 22 марта 2008. Архивировано 13 февраля 2012 года.
  7. Здесь и далее цитаты по изданию: Страсти Христовы. Единоверческая типография, 1901 г.
  8. Коран. 4:157-158
  9. 1 2 Иисус в Исламе — посланник Аллаха. Дата обращения: 4 октября 2008. Архивировано из оригинала 26 февраля 2009 года.
  10. Возвращение пророка Иисуса (Исы). Дата обращения: 4 октября 2008. Архивировано 29 сентября 2008 года.
  11. Лисовой Н. Н. Уверение неверующего или о том, как были найдены места евангельских событий в Иерусалиме Архивная копия от 7 августа 2008 на Wayback Machine
  12. «Хронография» Феофана Архивная копия от 6 марта 2008 на Wayback Machine, год 5817 (по александрийской эре) (324/325 н. э.)
  13. Евсевий Памфил (Кесарийский), «Жизнь Константина», кн. 3, гл. 36. Дата обращения: 21 марта 2008. Архивировано 6 марта 2008 года.
  14. 1 2 3 Иоанн Златоуст. Беседа 85. Дата обращения: 21 марта 2008. Архивировано из оригинала 2 мая 2008 года.
  15. Григорий Нисский. Слово о тридневном сроке
  16. Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные 4, 2
  17. Аугсбургское исповедание (Артикул III: О Сыне Божьем). Дата обращения: 1 октября 2008. Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
  18. Формула согласия Архивировано 22 июля 2006 года.
  19. Иоанн Мейендорф. Время Великой субботы. Дата обращения: 1 октября 2008. Архивировано 24 января 2009 года.
  20. Порядок выноса плащаницы указан по данным Православного Церковного календаря Архивная копия от 4 марта 2011 на Wayback Machine
  21. Святой Престол. Его символика и устройство. Дата обращения: 21 марта 2008. Архивировано 2 мая 2008 года.
  22. Стефано Дзуффи. Эпизоды и персонажи Евангелия. — М., 2007. — С. 326.
  23. Положение во гроб на simbolarium.ru. Дата обращения: 24 марта 2008. Архивировано 2 мая 2008 года.
  24. Четырёхчастная икона «Испрошение тела Христа у Понтия Пилата. Снятие со Креста. Положение во гроб. Явление ангела женам мироносицам». Дата обращения: 21 марта 2008. Архивировано 2 мая 2008 года.
  25. Иконы «Положение во гроб». Дата обращения: 22 марта 2008. Архивировано из оригинала 16 марта 2008 года.

См. также[править | править код]

  • Гроб Господень
  • Страсти Христовы
  • Снятие с креста
  • Муж скорбей
  • Оплакивание Христа
  • «Погребение графа Оргаса» — картина Эль Греко
  • «Положение во гроб» — рассказ Михаила Веллера

Ссылки[править | править код]

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Погребение Христа
  • Деревенский Б. Г. «О местонахождении Голгофы и гробницы Христа» Архивная копия от 6 марта 2008 на Wayback Machine
  • Галерея икон на icon-art.info Архивная копия от 2 мая 2008 на Wayback Machine
  • Обширная галерея западноевропейского искусства Архивная копия от 2 мая 2008 на Wayback Machine
  • Погребение Христа в русской живописи Архивная копия от 26 апреля 2016 на Wayback Machine
  • Dead body with mourners: medical reflections on the entombment of Christ Архивная копия от 12 февраля 2008 на Wayback Machine (англ.)

“На днях Интернет взорвала сенсация: впервые за полтысячелетия вскрыли гробницу Христа. Заголовки были интригующие, хотя не ясно: что надеются найти археологи – ведь не Христа же?”

Равиль

Равиль, здравствуйте! Давайте разбираться вместе.

Крестная смерть и погребение

О гробнице Иисуса сообщают все четыре Евангелия. Вот осужденный на смерть через распятие Иисус несет свой крест на Голгофу – “Лобное место”, туда, где, наводя ужас на всех проходящих, в жутких муках заканчивали жизнь казненные. Черепа несчастных, оголявшиеся из земли, и дали название зловещему месту. Известно, что страдания Христа на кресте длились около 6 часов, что удивило Пилата: обычно мучения распятых тянулись несколько дней, пока не наступала смерть – чаще от асфиксии (удушья), хотя стражники, стремясь поскорее освободиться, ускоряли казнь, перебивая распятому голени. Казненный терял точку опоры и задыхался – мгновенно. В этот раз, когда римский сотник перебивал мечом голени двум еще живым разбойникам, распятым рядом с Христом, Спаситель был уже мертв. Богословы, опираясь на опыт медиков, делают вывод: у Христа не выдержало сердце. Не выдержало страданий? “Отче! – молился Распятый на Кресте за тех, кто Его распинал, – прости им, ибо не ведают, что творят!” Евангелист Иоанн, свидетель распятия, стоявший при кресте, так описывает последние минуты Иисуса: “сказал: совершилось! И преклонив главу, предал дух”.

Археологи обнаужили, что Гроб Господень сохранился неповрежденным

Вот что говорится о дальнейшем в Евангелии от Матфея. “Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале”. Евангелисты сообщают о том, что пришедшие к гробнице в воскресенье, то есть через три дня после погребения, никого там не нашли – Христос воскрес. И это, Равиль, и есть главная сенсация всех времен и народов.

Как нашли гробницу Христа

По свидетельству святого Кирилла Иерусалимского, первые христиане благоговейно относились ко всему, что было связано со Спасителем. Но в 70 г. по РХ римский император Тит разрушает Иерусалим. И язычники, заселившие город, делают все, чтобы осквернить и стереть с лица земли места, связанные с Иисусом. Так нарочно был изменен вид Голгофы. Историк IV в. Евсевий сообщает, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом “фундаменте” воздвигли алтарь богине сладострастия Венере. Если учесть, что территорию полностью разрушенного Титом Иерусалима император Адриан (II в. н.э.) застраивал заново, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему найти место погребения было непросто.

Обретение его произошло в 326 г., в период царствования первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную римскую империю в одно целое, но и прекратить гонения на христиан. По преданию, император в тонком сне увидел крест, на котором был распят Христос, – Крест Господень, и это укрепило его перед решающей битвой. После победы Константин загорелся желанием отыскать святыню. На ее поиски в Иерусалим отправляется мать Константина – царица Елена. Изыскания увенчались успехом: царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней – именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры. Когда языческая кумирня была до конца разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, участвующие в поисках увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. По преданию, царица Елена обнаружила и “Лобное место”, где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками. Рядом с Голгофой и нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта, как известно из Евангелия, была прикреплена к кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Как сообщает Евангелие от Иоанна, после распятия Христа “эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски”. Но как определить, какой из трех найденных крестов Крест Господень? Помогло чудо: как сообщает историк VI в. Феофан Византийский, от одного из найденных крестов произошло исцеление больной, что и послужило доказательством того, что это и есть крест, на котором был распят Иисус. Найдя и Голгофу, и Крест Господень, и гробницу Христа, царица Елена, как сообщает историк V в. Сократ Схоластик, “предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом”. Так был построен храм Гроба Господня. Сегодня это огромный архитектурный комплекс, накрывающий собой в том числе и Голгофу, и Кувуклию (дословно с греческого “покой, опочивальня”) – часовню в центре храма, возведенную именно над пещерой Гроба.

Пожары, землетрясения, набеги врагов и паломники

Гроб Господень – это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма. Тело Христа было положено на каменное погребальное ложе (200-80 см, высота от пола 60 см) по еврейскому обычаю ногами на восток, то есть ко входу, головой на запад. Первая часовня – Кувуклия, накрывающая пещеру Гробницы Христа, возведенная по велению царицы Елены в 335 г., была полностью разрушена мусульманами в 1009 г. Вторично Кувуклию отстроил в 1042-1048 гг. византийский император Константин Мономах, в XII в. ее обновили крестоносцы. Русский игумен Даниил так описывал в XII в. Гроб Господень: “Это маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек… И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку – как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами”. В 1555 г. Кувуклию перестроили, а в 1808 г. ее уничтожил пожар. Восстановленная в 1810 г., она опять пострадала – уже от землетрясения 1927 г., и сегодня укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.

Как ни странно, ущерб святыне нанесли и многочисленные паломники, стремившиеся отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, ложе закрыли плитой белого мрамора. Нынешняя плита была положена в 1555 г., именно ее 26 октября вскрыли археологи.

Под прицелом видеокамер

В 2015-м иерусалимский Патриарх, с согласия глав двух других общин, предложил национальному техническому университету Афин изучить Кувуклию. Реставрация была согласована в марте 2016 г., и ведется она под присмотром 7 видеокамер. 26 октября археологи сняли плиту с Гроба Господня, установленную в 1555 г. Под плитой обнаружили слой каменных обломков, а под ним другую мраморную плиту – с вырезанным на поверхности крестом. Предполагают, что вторая плита была положена во время Крестовых походов. К изумлению археологов, само погребальное ложе, найденное под второй плитой, оказалось нетронутым. И это при том, что стены пещеры, в которой оно находилось, были разрушены вместе с первоначальным зданием храма Гроба Господня в 1009 г. Археологи подняли вторую плиту на поверхность, чтобы очистить и оцифровать. “Это абсолютно поразительно. У меня дрожат колени, потому что я не ожидал такого… Мы не можем со стопроцентной уверенностью говорить, но, на первый взгляд, есть явные доказательства того, что гробница не пострадала за все это время”, – говорит археолог Фредрик Хиберт. Реставрационные работы планируют завершить весной 2017 г., до праздника Пасхи: ведь именно в Кувуклии над Гробом Господним каждый год происходит чудо – схождение Благодатного огня. И для миллионов верующих это и есть доказательство подлинности святыни.

Пишите на адрес редакции или pisma-maria@mail.ru

Где находится Гробница Иисуса Христа?

Старый город Иерусалима – место настоящей силы, где сходятся политические, мистические и религиозные, военные, исторические и научные интересы всех народов. В Иерусалиме за всю многострадальную историю города погибли миллионы людей. Маленькая точка на карте мира, где находится Гробница Спасителя, – это средоточие важнейших святых и в тоже время опасных течений, которые могут угрожать нашему миру, а могут и наоборот – спасти его.

Кафедральный собор Воскресения ХристоваПравославный храм в Палестине

Тайны великой христианской святыни – храма Гроба Господня

Патриарх греческой православной епархии Феофил III инициировал начало работ в часовне над Гробом Господним, так называемой Кувуклии. Вот его слова:

«Решение о ремонте святой Кувуклии было принято по благословению Божию. Я не вижу в этом человеческой воли, а только волю Господа».

Храм Храма Гроба Господня со времени своего возведения состоял из трех частей:

  1. Храма на Голгофе.
  2. Часовни.
  3. Храма Воскресения.

Изучение истории – не единственная цель работ в храме. Нынешнее обрамление Гроба Господня было выполнено в начале 19 века. Но в 2016 году его состояние ученые называют «очень плохим». Износились и другие элементы Кувуклии.

27 октября 2021 год – эта историческая дата, когда была впервые открыта гробница Иисуса Христа. На проведение всех необходимых работ в святилище, археологам дали всего два с половиной дня. Исследователи работали круглосуточно. В наши дни, где располагалась Голгофа и Гробница Иисуса Христа находится самый главный храм Христианства – храм Гроба Господня. Само место захоронения Иисуса, где работают ученые, находится в небольшой часовне (Кувуклии).

Широко известный факт: массивная плита, установленная на погребальное ложе Иисуса Христа, имеет поперечную трещину. Плита выполнена из мрамора. Но даже к этому материалу время не проявляет жалости. Плита постоянно деформируется под действием влажности. Углекислый газ и оксид азота, соединяясь в воздухе с капельками воды, образуют мельчайшие частички кислоты, которая медленно, но верно, со средней скоростью 1 мм за 100 лет, разрушает мраморные сооружения.

К счастью, в Иерусалиме этот процесс протекает медленнее, ведь этот город достаточно сухой. Среднегодовая влажность чуть выше 50%. Это гораздо ниже, чем в Риме, Париже, Москве и многих других городах богатых древними храмовыми комплексами. Тем не менее, важнейшей Святыни Христианства нужна реставрация.

Еще перед началом реставрации ученые исследовали Гроб Господний с помощью георадара. В результате были обнаружены скальные фрагменты, являющиеся продолжением основного массива горных пород Голгофы. Это ни что иное, как остатки стен и пола пещеры, разрушенных при строительстве храмового комплекса.

Прошло уже несколько лет с того момента, когда был вскрыт Гроб Господень. Похоже, это начало таких масштабных событий, о которых говорили еще древние. Что нас ждет в ближайшем будущем? Не приблизит ли вскрытие Гробницы Господа начало Судного дня?

ИНТЕРЕСНО: Молитвы Иисусу Христу о детях.

Доказано: храм Гроба Господня построен над настоящим погребальным ложем Иисуса Христа

Под гробницей — настоящее погребальное ложе Иисуса Христа.

Гробницу в храме Воскресения Христова в Иерусалиме датировали греческие археологи из Технического университета в Афинах (National Technical University of Athens). О чем сообщил журнал National Geographic.

Как показало датирование, гробница была возведена примерно в 330-340 году нашей эры. То есть, во время правления римского императора Константина. А это свидетельствует о том, что история, связанная с ее появлением, скорее всего подлинная. Что, в свою очередь, подводит и к более волнующему выводу: под гробницей расположено то самое ложе, на котором находился Иисус Христос, пока не воскрес на третий день.

Доказано: храм Гроба Господня построен над настоящим погребальным ложем Иисуса Христа

История же гласит, что примерно через 40 лет после распятия Иисуса его гробницу основательно спрятали римляне. Император Адриан в целях борьбы с распространением христианства приказал построить над ней языческий храм. Вот что по этому поводу написал в свое время историк Евсевий Кесарийский в труде «Жизнь Константина», имея в виду императора Константина Великого, который в IV веке вместе со своей матерью Еленой организовал поиски гробницы Иисуса:

«Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы».

По приказу Константина языческий храм снесли, священную пещеру откопали. Построили над ней храм Гроба Господня. А над самой гробницей расположили Кувуклию — своего рода часовню, стоящая над гробницей. Из дошедших до нас свидетельств следовало, что произошло это в 335 году. И вот теперь выяснилось: дата правильная. Она почти не расходится с той, которую назвали археологи. Значит, так всё и было. В смысле развития событий вокруг и над погребальным ложем Иисуса Христа.

Определить время строительных работ удалось методом так называемого оптического датирования, которое позволяет выяснить, когда тот или иной минерал был скрыт от воздействия солнечных лучах. А скрыт был раствор, которым каменщики Константина прикрепили к ложу мраморную плиту.

В 1009 году часовню полностью разрушили фатимиды — представители династии мусульманских халифов, ведущих свой род от Фатимы, дочери пророка Мухаммеда.

В середине XI века часовню восстановили византийцы. В 1555 году — перестроили монахи-францисканцы. А в 2021 ученые, ведомые научным руководителем (Сhief Scientific Supervisor), профессором Антониной Моропоулоу (Professor Antonia Moropoulou), начали масштабную реставрацию Кувуклии, в ходе которой добрались до ложа. Оно было скрыто под двумя мраморными плитами.

Реставрационные работы в гробнице в прошлом году.

Самую верхнюю мраморную плиту сняли 26 октября 2021 года. До второй — более тонкой — добрались через 2 дня. Увидели на ней выдолбленный крест. Сняли и эту плиту, под которой обнаружили известковую породу — а именно горизонтально расположенную поверхность в виде полки. Как раз на такие в иудейских гробницах укладывали тела усопших.

К горизонтальной поверхности примыкала вертикальная стена, которая составляла и с ней и с полом единое целое. А это указывало на то, что они — части высеченного в породе помещения — пещеры, которая и стала Гробом Господнем.

Мраморная плита с крестом, под которой оказалась известковая поверхность. На ней и лежал Иисус Христос.

В отреставрированной гробнице.

В прошлом году ученые еще сомневались, в самом ли деле они добрались до того самого ложа.

— Мы не можем с абсолютной точностью сказать, что место, где стоит храм Гроба Господня, это то самое место, где был погребен Иисуса, однако у нас, безусловно, нет другого места, которое бы столь же точно соответствовало ему, и у нас нет оснований отвергать подлинность этого места,– заявлял тогда Дан Бахат (Dan Bahat), бывший главный археолог Иерусалима.

Теперь сомнений почти не осталось. А реставрация закончилась. Археологи вернули снятые плиты на место. Погребальное ложе Христа опять прикрыто. Прикрыто еще на несколько сотен лет.

План Храма в Иерусалиме: Гроб, в который положили Иисуса, находится рядом с Голгофой — местом, где его распяли.

СПРАВКА КП

И положил его в гробе, высеченном в скале

Иисуса похоронили в новой гробнице, принадлежавшей Иосифу из Аримафеи.

«На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса…», повествует Евангелие от Иоанна.

«И сняв Его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале», — свидетельствует в своем Евангелие Лука.

Примерно так выглядела пещера -Гроб Господен. Вход прикрывал тяжелый круглый камень, который при необходимости можно было откатить.

Гробница представляла из себя пещеру с вырубленной в стене на высоте 60 сантиметров полкой длиной около 2 метров и шириной примерно в 80 сантиметров. На этой полке и лежало тело, завернутое в плащаницу, купленную тем же Иосифом из Аримафеи. Эту полку с частью стены и пола пещеры и нашли археологи во время реставрации.

Примерно так выглядела высеченная в Гробу полка, на которой лежал Иисус.

Как поклоняться Гробу Христа

У православных паломников зародился один обычай: сначала нужно помолиться в приделе Ангела и приложиться к части камня, отваленного Ангелом. Затем, поцеловав низкий вход, войти в Живоносный Гроб, медленно про себя читая молитву:

Войдя, нужно поставить свечи, приклонить колена и молиться. Часто паломники кладут на Ложе для освящения иконы, медальоны и крестики, принесенные с собой. Многие прикасаются устами и челом головной, западной и дальней от входа части Ложа. Обратно покидать святилище принять пятясь назад, чтобы не оборачиваться спиной ко Гробу.

РЕКОМЕНДУЕМ: За что распяли Иисуса Христа.

Где могила Иисуса Христа по мнению англикан и других протестантов

Одной из основных достопримечательностей старого города Иерусалима является место, которое называется «Садовая Могила». Многие считают, что за стеной находится Голгофа и сад, где был распят Иисус Христос. Там же рядом в этом саду находится и Гробница, куда было положено Его тело после распятия.

До сих пор не умолкают споры о том, где же был распят Иисус Христос, где было то место с тремя крестами, на среднем из которых и был распят Спаситель. В конце 19 века в 90-х годах британский генерал Гордон нашел это место, которое считается наиболее вероятным. Это место, которое находится в центре Иерусалима – величайшая Святыня христианской истории.

В том месте, где распяли Иисуса был сад. На месте Садовой Могилы археологи нашли цистерны для хранения оливкового масла и давления винограда. Это свидетельствует о том, что здесь были оливковые сады и виноградники.

Древние иудеи времен Иисуса Христа обычно хоронили своих усопших в гробницах, выдолбленных в скалах. Это были каменные склепы, которые закрывались потом огромными камнями. Один из которых находится перед входом в предполагаемую Гробницу Иисуса Христа.

Гробница была открыта в 60-х годах 19 века и многие ученые считают, что именно это место больше подходит к тому, что было описано в Евангельских повествований, где был захоронен Иисус Христос. Описание говорит нам о том, что можно было войти в полный рост в эту гробницу. Ее было видно со стороны. Также она была новой.

Садовая могилаКладбище в Палестине

Сегодня этот сад находится в ведение христиан, которые заботливо ухаживают за этим местом. Это одно из самых святых мест паломничества в Иерусалиме, где лежало Иисуса Христа.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ: Икона Воскресение Христово.

Непорочное вторжение Зачем археологи вскрыли гроб Христа

В ходе реставрации главной христианской святыни в Иерусалиме вскрыли мраморную плиту, закрывавшую Гроб Господень почти половину тысячелетия. О том, какие тайны хранит место погребения Иисуса Христа и почему действия археологов одобряет патриарх Иерусалимский Феофил III, — в материале «Ленты.ру».

Мраморная плита была установлена на погребальном Ложе Гроба Господня в 1555 году францисканцем Бонифацием Рагузским для защиты святыни от желающих унести с собой частицу реликвии. Паломники пытались отколоть себе кусочек часовни, тем самым ее разрушая.

Археолог Национального географического общества Фредрик Гиберт (Fredrik Hiebert) сообщил, что это только начало исследований и еще предстоит много работы с гробницей. «Когда плиту сняли, мы удивились обилию каменного материала под ней. Требуется провести немало исследований, прежде чем мы увидим и изучим оригинальную поверхность камня, на котором три дня покоилось тело Христа», — рассказал Гиберт.

Согласно христианской вере, тело Иисуса Христа покоилось на каменном погребальном Ложе в известняковой пещере после распятия римлянами в 30 или 33 году. Гроб Господень заключен в Кувуклии — купольной часовне из желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова площадью шесть на восемь метров. Из-за землетрясения 1927 года сохранились лишь часть стен пещеры и входа, поэтому снаружи установлены укрепляющие стальные балки и стяжки.

В Кувуклии проводятся реставрационные работы, которые планируется завершить весной 2021 года. Еще в 2015-м иерусалимский патриарх, с согласия глав двух других общин, предложил национальному техническому университету Афин изучить Кувуклию. Реставрация была согласована в марте 2016-го и проводится под руководством специалиста по сохранению памятников и строительных материалов Антонио Марополо. Бюджет выполняемых работ превышает четыре миллиарда долларов, один из спонсоров — король Иордании Абдулла II.

«Мы переживаем критически важный момент в истории Кувуклии. Мы применяем специальные методы, чтобы задокументировать этот уникальный момент и позволить в будущем всем желающим изучить результаты нашей работы, узнать, что же было в могиле Христа», — заявил Марополо перед вскрытием Гроба Господня.

Разыскать пещеру, в которой был погребен Иисус, повелел в IV веке император Константин I. Его мать, Флавия Юлия Елена Августа совершила паломничество в Иерусалим в 326 году. Считается, что тогда и были обнаружены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие христианские реликвии. В труде римского историка IV века Евсевия Кесарийского «Жизнь Константина» говорится, что над пещерой стоял языческий храм римлян.

Видео: nationalgeographic.com

Первая Кувуклия была возведена в 335 году. В 1009-м мусульмане ее разрушили, и в середине XI века святыню возродили по приказу византийского императора Константина IX Мономаха. В 1555 году Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский, но в 1808-м ее уничтожил пожар.

В 1809-1810 годах Кувуклия была восстановлена — по проекту греческого архитектора Николая Комина из Митилини. При восстановлении использовались габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли). Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.

Рабочие вскрывают мраморную плиту, закрывавшую Гроб Господень

Рабочие вскрывают мраморную плиту, закрывавшую Гроб Господень

Фото: Dusan Vranic / National Geographic via AP

1/2

«Здесь царит особая атмосфера, ощущается благодать. Мы находимся под охраной францисканских, армянских, греческих, мусульманских стражей и сотрудников европейской полиции. Мы надеемся и молимся, что здесь будет божье послание и невозможное станет возможным. Мы все нуждаемся в мире и взаимном уважении», — заявил патриарх Иерусалимский Феофил III.

Анализ исходных пород позволит ученым детально изучить место погребения Иисуса Христа. Они не только смогут узнать оригинальную форму гробницы, но и выяснить, почему святая Елена, которая проводила раскопки в Иерусалиме, решила, что Христа похоронили именно тут. Это особенно важно еще и потому, что представители церкви крайне редко идут навстречу ученым и дают разрешение на исследование религиозных артефактов и памятников.

Открытие гроба Христа подтвердило все догадки ученых!

Похоже, на одну тайну в мире стало меньше, а археологам и теологам пора пожать руки – после вскрытия гроба Иисуса Христа в Иерусалиме, сомнений в его подлинности не осталось!

Гроб

Еще чуть больше месяца назад представители шести христианских церквей позволили специалистам из «National Geographic» впервые за много веков поднять мраморную плиту, укрывавшую главную святыню христиан всего мира. Цель археологов – подтвердить или опровергнуть факт, что предположительный гроб Христа на сегодняшний день можно считать реальным местом захоронения Иисуса из Назарета, или же гробница и ее содержимое безвозвратно утрачены для истории и верующих, после многочисленных землетрясений и разрушений церкви завоевателями.

открытие гробницы

И журналисты «The Independent» сообщают с места удивительные новости:

«После того, как исследователи подняли мраморную плиту впервые за 500 лет, они обнаружили еще одну – известняковую, на которой, по всей вероятности, и лежало тело Иисуса Христа! Но и это еще не все… Дальше археологи обнаружили находку, о которой на сегодняшний день ничего не было известно – вторую мраморную плиту серого цвета с выгравированным крестоносцами крестом в XII веке…»

обнаружение плиты

Согласно четырем Евангелиям, Иисус был погребен в пещере рядом с местом своего распятия на горе Голгофа, принадлежавшей Иосифу из Аримафеи. Известно, что по иудейской традиции, умерших нельзя было хоронить в черте города, поэтому известняк – характерный признак того, что захоронение было за пределами Иерусалима, окруженного скалами этой горной породы. К тому же на Голгофе, неподалеку от нынешнего расположения Храма, была обнаружена каменоломня, камни которой использовали для сооружения погребального ложа.

Голгофа

«Самой удивительной для нас была находка второй мраморной плиты, после того, как мы сняли первый слой пыли, – рассказывает археолог Фредрик Хиберт, – она была серой с крестом посередине, а не как тот кремово-белый мрамор, которым запечатывали гробницу с 1500-х годов, дабы предотвратить кражу реликвии…»

плита

«…Когда мы поняли что нашли, у нас задрожали коленки! Нам это кажется видимым доказательством того, что место, которому паломники преклоняются сегодня, это та же могила, которую еще в IV нашла Св. Елена – мать римского императора Константина, сделавшего христианство господствующей религией!»

главная святыня

Христиане верят, что спустя три дня после распятия Иисус из Назарета воскрес из мертвых. И Фредрик Хиберт был свидетелем того, как после открытия гробницы христианские лидеры первыми посетили главную святыню:

«Они вышли с большой улыбкой на лице! После них заходили монахи и все выходили улыбающимися. Нам стало очень любопытно. Мы тоже вошли в гробницу и увидели много щебня, но никаких артефактов или костей!»

посещение гробницы

Добавить комментарий