У этого термина существуют и другие значения, см. Распятие.
Распятие Иисуса Христа | |
---|---|
Значимый человек | Иисус Христос |
Государство |
|
Местонахождение |
|
Представлено в работе | Matthew 27[d], Mark 15[d], Luke 23[d], John 19[d] и Евангелие от Петра |
Персонажи | Благоразумный разбойник, Гестас и Иисус Христос |
Непосредственной причиной является | Суд Пилата |
Изображается на | Crucifixion[d] и Altötting panorama building[d] |
Жертва | Иисус Христос |
Медиафайлы на Викискладе |
«Распятие с предстоящими», икона новгородской школы, около 1360 года
Распятие Иису́са Христа́ — казнь Иисуса Христа через распятие. Событие завершающее Страсти Христовы и предшествующее погребению и Воскресению Иисуса Христа.
Крещение и распятие Иисуса Христа — оба эпизода большинством учёных признаются как исторический факт[1][2][3][4][5][6].
Художественное изображение Христа-человека на кресте появляется с конца VII века, после того, как в 692 году собор восточных епископов постановил, чтобы Христа изображали в центре распятия человеком, а не Агнцем Божиим (лат. Агнус Деи), как в предыдущие века, и запретил сопровождать крест, как было общепринято, солнцем и луной, после чего распятие утратило своё символическое значение, став предметом веры и богопочитания с отсылкой лишь к смерти, в данном случае — Иисуса Христа[7].
Распятие Христа рассматривается некоторыми христианскими богословами и другими авторами как совершëнное евреями «богоубийство»[8][9].
Евангельское повествование[править | править код]
О распятии Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста, и каждый сообщает свои подробности:
Евангелие | Описание |
---|---|
От Матфея (Мф. 27:33—38) |
И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. |
От Марка (Мк. 15:22—27) |
И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. |
От Луки (Лк. 23:33—43) |
И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. |
От Иоанна (Ин. 19:17-25) |
И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется речённое в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. |
Историчность[править | править код]
Крещение и распятие Иисуса Христа — признаются большинством учёных как достоверные исторические факты[2][10].
Так, Джеймс Данн заявляет, что данные «два факта из жизни Иисуса требуют почти всеобщего согласия», ведь «занимают высокое место в шкале исторических фактов, которые не подлежат сомнению или отрицанию»[2]. Известный профессор религиоведения Барт Эрман отмечает, что распятие по приказу Понтия Пилата является наиболее достоверным повествованием касаемо Иисуса[1]. Кроссан, Джон Доминик[en] утверждает, что распятие Иисуса настолько же достоверен, как и любой иной исторический факт[11]. Бломберг, Крейг[en] в своей книге пишет, что бесспорным является факт смерти исторического Иисуса через распятие[4]. В то же время библеист Кристофер Такетт уточняет, что, хотя точные причины смерти Иисуса трудно определить, одним из неоспоримых фактов о Нём является то, что он был распят[3].
Существуют также «нехристианские» источники, подтверждающие распятие Иисуса[12].
Археология[править | править код]
В 1968 году во время археологических раскопок к северо-востоку от Иерусалима было обнаружено тело распятого человека, датированное I веком. Распятие произошло в период римского господства над Иудеей. Исследование останков показало определённое соответствие распятию Иисуса, описанного в Евангелиях[13]. Человек был идентифицирован как Иехоханан бен Хагколь[en] и, вероятно, умер около 70 г. н. э., во время еврейского восстания против Римской империи.
Действующие лица и атрибуты[править | править код]
Свидетели казни[править | править код]
Согласно сообщениям евангелистов, при распятии Иисуса присутствовали:
- Мария, мать Иисуса Христа (традиционно Богородица);
- Автор Евангелия от Иоанна (ему Иисус вверил заботиться о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Ин. 19:26—27);
- Мария Магдалина;
- Мария Клеопова;
- Два разбойника, распятые по сторонам от Иисуса;
- Римские воины во главе с сотником, именуемым в апокрифах Лонгином;
- Народ, первосвященники и книжники, которые насмехались над Иисусом.
«Восхождение на Крест», русская икона, XVI век
Орудия Страстей[править | править код]
Предметы, использовавшиеся при распятии Иисуса вошли в число орудий Страстей Христовых и стали почитаемыми христианскими реликвиями. К ним относятся:
- Крест Животворящий, на котором был распят Иисус, является священной реликвией христианства.
- Титло INRI — табличка со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский» написанными по указанию Пилата (Ин. 19:19).
- Гвозди, которыми тело Иисуса было прибито к Кресту.
- Губка, с которой Иисуса напоили уксусом.
- Чаша Грааля, в которую, по преданиям, собрали кровь Иисуса Христа.
- Копьё Лонгина, которым пронзили подреберье мёртвого Иисуса, чтобы убедиться в Его смерти.
- Лестница, с помощью которой сняли тело мёртвого Иисуса с Креста.
- Клещи, которыми вынимали гвозди.
Голгофа[править | править код]
Голгофа (ивр. גולגלתא, «лобное место» от арам. gûlgaltâ, букв. «череп») — невысокий холм за границей городских стен Иерусалима. Был традиционным местом публичных казней.
Своё название холм получил от того что имел форму черепа. Также существует предание, что Ной перед потопом взял череп и кости Адама в ковчег, а по его окончании Сим похоронил череп и две кости на Голгофе[14].
Некоторые христианские богословы считают, что кровь Христа омыла захороненный на Голгофе по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. В изобразительном искусстве изображение главы Адама, омываемой кровью Иисуса, известно с IX века[15].
См. также[править | править код]
- Крест
- Форма креста Иисуса Христа
- Слова Иисуса Христа на Кресте
- Меж двух разбойников
- Святославов крест
- Стигматы
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Bart D. Ehrman. A Brief Introduction to the New Testament. — 2008. — С. 136. — ISBN 0-19-536934-3.
- ↑ 1 2 3 James D. G. Dunn. Jesus Remembered. — 2003. — С. 339. — ISBN 0-8028-3931-2.
- ↑ 1 2 Markus N. A. Bockmuehl. The Cambridge Companion to Jesus. — 2001. — С. 136. — ISBN 0-521-79678-4.
- ↑ 1 2 Craig L. Blomberg. Jesus and the Gospels: An Introduction and Survey. — 2009. — С. 211—214.
- ↑ ИИСУ́С ХРИСТО́С : [арх. 15 июня 2022] / И. Л. Бусева-Давыдова // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 68. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2.
- ↑ Иисус. Дата обращения: 7 декабря 2021. Архивировано 20 октября 2021 года.
- ↑ Henry Normand. Dictionnaire des symboles universelles. — Париж: éd. Dervy, 2012. — Т. 1. — С. 31. — 340 с.
- ↑ Greenspoon, Leonard. The Historical Jesus Through Catholic and Jewish Eyes / Greenspoon, Leonard, Hamm, Dennis, Le Beau, Bryan F.. — A&C Black, 1 November 2000. — P. 78. — ISBN 978-1-56338-322-9.
- ↑ Rainer Kampling, ‘Deicide,’ in Richard S. Levy (ed.), Antisemitism: A Historical Encyclopedia of Prejudice and Persecution, Vol. 1 ABC-CLIO, 2005 ISBN 978-1-851-09439-4 pp. 168—169.
- ↑ Paul Verhoeven. Jesus of Nazareth. — 2010. — P. 39. — ISBN 1-58322-905-1.
- ↑ Crossan, John Dominic. Jesus: A Revolutionary Biography.. — HarperOne, 1995. — P. 145. — ISBN 0-06-061662-8.
- ↑ Eddy, Paul; Boyd, Gregory. The Jesus Legend: A Case for the Historical Reliability of the Synoptic Jesus Tradition. — Baker Academic, 2007. — P. 127.
- ↑ David Freedman. Eerdmans Dictionary of the Bible. — 2000. — P. 299.
- ↑ Голгофа (недоступная ссылка — история).. Энциклопедия Православия.
- ↑ М. С. Иванов, М. С. Желтов, Н. В. Квливидзе. Адам // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 280—283. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
Ссылки[править | править код]
- Символика Распятия.
- О некоторых особенностях иконографии Распятия.
- Деревенский Б. Г. О местоположении Голгофы и гробницы Христа // Тайны евангельской истории. — СПб.: Алетейя, 2014. — С. 7—161. — 434 с. — (Античное христианство. Исследования). — ISBN 978-5-906705-70-9.
- Распятие Иисуса Христа в русской живописи.
- Внешние медиафайлы
- Сущность Жертвы Иисуса Христа
Приблизительное время чтения: 13 мин.
Что означает крестик, который верующие носят на шее? Это образ того Креста, на котором был распят Иисус Христос. А что стало с Крестом после Распятия, Воскресения и Вознесения Христа? Куда он делся? Удивительно: оказывается, много-много лет никто не знал, где этот Крест находится! И найти его удалось благодаря настоящему чуду!
На улицах нового города
…Триста лет минуло с тех пор, как в окрестностях Иерусалима, на Голгофе, был распят Христос. Римская империя успела пережить и жестокие войны, и упадок, и новый расцвет… И вот на востоке империи строится новый прекрасный город Константинополь — он назван в честь правящего теперь императора Константина. Один за другим поднимаются на новых улицах высокие дома, возводятся необычайной красоты храмы. Среди жителей Константинополя много христиан. Они свободно ходят по улицам, заходят в церкви, молятся.
А ведь ещё совсем недавно верующие вынуждены были скрываться в катакомбах — подземных помещениях, похожих на темные подвалы или тоннели. Их преследовали, арестовывали, сажали в тюрьмы, жестоко пытали и казнили тысячами! За что? За то, что они верили: есть только один Бог Иисус Христос, и отказывались поклоняться языческим богам, как того требовали власти.
Продолжались гонения не год, не два, а целых три столетия! Триста лет — это очень много. Родилось и умерло несколько поколений людей, десятки правителей сменяли друг друга на троне, пока наконец власть в Римской империи не перешла к императору Константину.
Константин прекратил гонения на христиан, позволил им не тайно, а открыто исповедовать свою веру, разрешил строить христианские храмы. Но почему? Дело в том, что мать Константина, Елена, была христианкой. И хотя сам император принял крещение лишь в конце жизни, христианам он всегда сочувствовал и к словам своей мамы прислушивался. Она-то и посоветовала сыну открывать христианские храмы в новой столице империи.
Но Елене этого было мало. Она убеждала Константина, что для его империи, для народа, для всех верующих христиан важно, полезно и хорошо было бы отыскать тот Крест, на котором был распят Иисус Христос. Найти вообще всё, что возможно, любые сохранившиеся святыни, которые относились бы к земной жизни Спасителя.
Константин с матерью согласился — в самом деле, это может послужить укреплению христианской веры, станет ещё одним доказательством её истинности и хорошим аргументом в споре с противниками христианства, которых тогда оставалось немало. Но у самого Константина было очень много дел: управлять большой империей — занятие хлопотное! Поэтому заняться поисками Креста сам он не мог.
«Что ж, тогда я возьмусь за это!» — решительно заявила Елена.
Очень трудная задача
Решение Елены было совершенно неожиданным. По многим причинам.
Во-первых, Елена была женщиной, а женщины в ту пору не вершили государственных дел и не путешествовали в одиночку, тем более — так далеко.
Во-вторых, мы привыкли, что в фильмах об опасных путешествиях, поисках сокровищ главный герой или героиня — это молодые, крепкие люди, а матери императора Константина к началу этой истории было… около восьмидесяти лет! Даже по нашим меркам — возраст почтенный, а во времена Римской империи Елена считалась совсем старой бабушкой.
В-третьих, путь от Рима до Иерусалима был очень далек, долог и опасен! Даже на современной машине преодолеть такое расстояние можно не за час и не за два, а за несколько дней! А в те времена добираться до Святой Земли предстояло больше месяца! По пути можно было заболеть, наткнуться на разбойников, попасть в шторм и попросту заблудиться…
В-четвертых, доехать до Иерусалима — это полдела. Но что делать там, на месте? Где и как искать Крест и святыни? Этого императрица не представляла. Науки археологии в те века ещё не было, Елена не могла заранее посоветоваться с опытными учёными, узнать о том, в каких местах нужно вести раскопки, как определить, современный перед тобой предмет или древний, настоящий или поддельный… И в двадцать первом веке учёные не всегда справляются с такими вопросами — что говорить о времени, отстающем от нас на шестнадцать столетий!
Словом, перед пожилой женщиной стояла задача почти сказочная: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что…»
И главное: самого города Иерусалима к тому времени… уже не было!
Куда делся Иерусалим?
То есть как — «не было Иерусалима»? А куда же он пропал? Никуда. Просто древний город до неузнаваемости изменился и даже потерял свое имя.
Как это случилось?
Через несколько десятилетий после Вознесения Христа, в семидесятом году, Иерусалим разрушила римская армия. Совсем! До основания! Как предсказывал Иисус, там не осталось камня на камне. Так римляне усмирили иудеев, которые то и дело восставали против власти римского императора над их землёй. Название у города разрушители отняли: на его месте была построена римская колония, которую назвали Элия Капитолина.
Улиц, по которым когда-то ходили Иисус и Его ученики, почти не осталось: какие-то дома просто исчезли, где-то стояли новые строения, по всему городу, там и тут попадались языческие храмы и святилища, стояли статуи римских богов…
Почти три столетия римские императоры старательно стирали память о Иерусалиме, чтобы никто никогда и не вспомнил о городе «бунтовщиков и смутьянов». Вот в это потерявшее прежний облик место и прибыла, проделав долгий тяжёлый путь, мать императора Константина, Елена.
Но где же она? Попробуем отыскать ее в Элии Капитолине…
Загадочная старушка
Какое жаркое солнце! Узенькая мощеная улочка выводит на базарную площадь Элии Капитолины. Толпа гудит! Женщины несут кувшины с водой, бегают босые дети, продавцы разложили свои товары и торгуются с покупателями. Пестрят одежды гостей со всех концов света: у одних на головах — белые в полоску покрывала, другие одеты чуть ли не в лохматые шкуры, на крепких римских воинах — сверкающие шлемы и кожаные доспехи. Там пекут ароматные лепешки, здесь продают ковры, а вот глиняная посуда, и специи, и шелка, и бараны, и виноград, и оливковое масло. Дремлют рядом с погонщиками навьюченные верблюды. Хозяин снимает тюки с лохматого ослика…
А это кто? Из дверей старого дома выходит старушка в потрёпанной одежде. Прижимает к себе какой-то свёрток. Идет через базар, по пути раздавая нищим милостыню. Заходит в ворота другого дома… Что ей там нужно?
В комнате вокруг стола собрались женщины. О чем-то беседуют. Старушка с ними рядом не садится, а начинает женщинам прислуживать, подносит еду и незаметно прислушивается к разговорам… Кто она? Служанка?.. Нет. Бедная родственница хозяйки?.. Опять нет. Тогда кто же?
Это та самая Елена, мать императора Константина. Но почему она в таком виде?
Расследование
Императрица приехала в город, в котором, казалось, никто уже не помнил ни об Иисусе, ни о Кресте. Христиане если и оставались в Иерусалиме, то скрывались, привыкнув к преследованиям и постоянной смертельной опасности. От иудеев и язычников мало чего можно было добиться.
Елена решила, что, если хочет хоть что-то узнать о Кресте, ей не стоит говорить всем, кто она такая. В лицо-то её всё равно никто не знал. Императрица сменила богатые царские одежды на бедные обноски, притворилась обычной нищенкой, и вышла на улицы бывшего Иерусалима, чтобы провести настоящее расследование. Ходила по городу, прислушивалась к разговорам, задавала вопросы, беседовала со всеми, кто хоть что-то знал о времени, в которое жил Иисус, запоминала адреса и имена… Нелёгкими были поиски, но через какое-то время они начали приносить результаты.
Помните свёрток, что был в руках у Елены в момент, когда мы встретили её на базаре? Свёрток этот бесценный! Настоящее сокровище — пелены Младенца Иисуса! Та самая ткань, в которую мать Иисуса, Мария, завернула Сына, когда Он родился. Елена смогла найти их!
Неужели эту ткань хранили триста лет?! Представьте себе! У иудеев было принято сохранять пелены первого родившегося в семье мальчика. Богородица тоже эту ткань сберегла, потом её передавали от поколения к поколению. В результате из одной благочестивой христианской семьи пелены попали к Елене.
Что ещё императрица отыскала в городе? Немало интересного! Первые христианские общины собирали по крупицам память об Учителе Христе, бережно сохраняли вещи, связанные с Ним.
Например, в руки Елены попал хитон Христа — одежда, которая была на Спасителе перед казнью на Голгофе и которую забрали стражники после того, как Иисус умер на Кресте. Христиане тоже смогли сохранить великую святыню, пряча её целых три столетия, и передали теперь императрице. Нашла Елена и Терновый венец, который римские солдаты надели на голову Иисуса перед тем, как распять Его…
А Крест? Крест она нашла? Сейчас узнаем…
Исчезнувшая гора
Окраина города. Что это за место? Здесь, на горе Голгофе, три века назад распяли Иисуса Христа и двух разбойников. Но… где же гора? Ее нет! Стоит дом с колоннами, статуя какой-то женщины.
А это кто?.. Елена! Она уже не в бедном платье — одета, как положено матери императора. Рядом с ней — помощники, слуги и какой-то бородатый дедушка. Похоже, местный. Он указывает рукой на дворец и что-то горячо объясняет Елене.
Его зовут Иуда. Нет-нет, не пугайтесь! Этот человек не имеет отношения к предателю, бывшему ученику Христа Иуде Искариоту. Дело в том, что мужское имя Иуда было в те далекие времена самым обыкновенным и очень распространённым. Так кто же этот старик?
Иуда — еврейский мудрец, входивший в совет старейшин. По преданию, среди его предков был мученик Стефан — христианин, который погиб во времена гонений одним из первых. А ещё Никодим, тайный ученик Христа. Это были люди, лично знавшие Иисуса.
О чем Иуда рассказывает Елене? Он говорит, что они находятся на том самом месте, которое она так долго искала. Месте распятия Христа.
Да, Голгофа была здесь, но римляне срыли гору почти до основания, засыпали место землёй, мусором, замостили и выстроили сверху храм языческой богини Венеры. Совершали в нём обряды, приносили жертвы…
Погодите, а почему у Иуды такое странное выражение лица? Будто он выдаёт свои секреты с неохотой, через силу… Да потому что так оно и есть. Старый еврейский мудрец долго сомневался, боялся открывать императрице место. Иерусалимские старейшины опасались, что, если Крест Господень найдут, их религия разрушится. Елене пришлось даже применить силу, чтобы заставить мудреца выдать местонахождения Голгофы.
Начало раскопок
Итак, место найдено. Что делать дальше?
Первым делом Елена приказала снести языческий храм, убрать капище — особо почитаемое язычниками место. Все обломки, весь мусор велено было отнести как можно дальше от святой горы. Площадка для раскопок была очищена.
Перед началом работ Елена пригласила Иерусалимского патриарха Макария. Как только он начал молиться, совершать богослужение, вдруг задрожала, заколыхалась земля! Неужели землетрясение? Нет, всё быстро завершилось, но из-под земли донесся сладостный аромат. Люди вдыхали приятный запах и удивленно оглядывались. Действительно, из трещин в земле поднимался словно легкий дымок…
Елена поняла: это доброе знамение. Она на верном пути!
И вот прошло несколько недель. Раскопки на Голгофе в разгаре. Рабочие уже вырыли огромную яму — целый котлован! В нем копошатся люди: роют землю, дробят камни, таскают тачки, вывозят мусор на телегах… А Елена? Наверное, в такую жару императрица отдыхает где-нибудь в городской усадьбе, в прохладе?.. В её годы — что делать здесь, на солнцепёке, в пыли? Нет, вот она! В самой гуще событий! Что-то объясняет землекопам, следит за ходом работ, поправляет, ей показывают какие-то чертежи…
В это трудно поверить, но императрица, которой было почти восемьдесят лет, практически жила на раскопе! Как настоящий учёный-археолог. Работала сама, поддерживала и контролировала других.
Вот только… где же Крест? Яма вырыта огромная, но в ней пока ничего нет.
Долгожданная находка
Наконец, глубоко в котловане что-то обнаружилось. Что это? Как будто бассейн… Только засыпан мусором и камнями. Это же древняя цистерна — большая емкость для воды! Ещё при жизни Иисуса она стала непригодной из-за трещины. За три века над цистерной накопился слой земли в несколько метров, теперь его убрали, и бассейн открылся. А что в нем? Во-он там, под камнями… Неужели?!
Большие балки! Да-да, точно, это кресты! После казни на Голгофе римляне сбросили в старую цистерну никому не нужные «деревяшки» — орудия казни, а сверху завалили их мусором.
Елена нашла три креста! Всё верно, ведь вместе с Иисусом в тот день на Голгофе казнили на крестах двух разбойников. Климат в Иудее сухой и жаркий, почва песчаная, за триста лет деревянным балкам под землёй ничего не сделалось. Но теперь перед Еленой встает новая задача, посложнее предыдущих: какой крест выбрать? Как отличить Крест Иисуса от двух других?
Есть примета — на кресте Иисуса прокуратор Понтий Пилат велел прибить табличку с надписью на трёх языках: «Иисус Назорей царь Иудейский». Сейчас по этой табличке Елена и определит, какой Крест ей нужен…
Нет. Увы. Табличка за столетия от дерева отвалилась и лежит отдельно… Впрочем, какая, собственно, разница? Все три креста — древние. Можно, наверное, взять любой из них и объявить, что это и есть — святыня?..
Нет, Елена так поступить не могла. Как настоящая христианка, она понимала, что достоверность святыни — очень важная и серьёзная вещь. Фальшивок и подделок быть не должно.
Что же делать? Никак иначе подлинность Креста доказать нельзя — помочь может только чудо!
Проверка чудом
К месту, где выложены три найденных креста, ведут женщину. Вернее, даже не ведут — почти несут. Она тяжело больна, едва держится на ногах от слабости. Епископ Макарий велит, чтобы один из крестов поднесли к женщине. Ничего не происходит. Теперь — другой… Снова ничего. Третий… Что это?! Женщина вздохнула и… словно вся просветлела! Ее покрытая струпьями кожа на глазах у всех очистилась, и вот она уже освобождается от помощи и сама встает на ноги! Больная исцелилась!
Ура! Теперь можно признать, что святыней является именно этот, третий Крест!..
Но Елена опять не торопится. А вдруг исцеление больной — это просто совпадение? Случайность? Императрице нельзя ошибиться. Одного доказательства мало. Как же ещё «проверить» Крест?
Рядом с раскопом движется похоронная процессия. Патриарх Макарий посылает к ней людей. Умершего приносят к крестам. По очереди прикладывают кресты к покойнику. Один… второй… третий… Не может быть! Человек шевельнул рукой! Кажется, он… дышит? Открывает глаза?! Встаёт?!!
Крест, обагрённый кровью Спасителя, возвратил жизнь человеку. И с этого момента святыню стали называть Крест Животворящий, то есть дающий, творящий жизнь. Кроме того, когда мы говорим о Животворящем Кресте, мы помним и о том, что Сам Христос, умерший на Кресте, потом воскрес!
Елена с трепетом кланяется найденной святыне и целует её. То же делают патриарх и другие священники.
Крестовоздвижение
У места раскопа собралась уже огромная толпа! Люди ликуют! Все кричат, радуются, кто-то спешит в город — скорее рассказать о чуде, свидетелем которого стал, кто-то протискивается сквозь толпу, желая прикоснуться к святыне…
Народ стекается со всех сторон. И ещё, и ещё… С евангельских, апостольских времён люди не помнили такого чуда — чтобы мёртвый воскрес!
Патриарх Макарий выходит на высокое место и поднимает Крест Христов так, что теперь он виден всем. Люди кричат: «Господи, помилуй!» и кланяются. Макарий ещё раз поднимает Крест. И снова над толпой разносится: «Господи, помилуй!» И в третий раз: «Господи, помилуй!»
Там, в стороне, стоит старец Иуда. Тот самый, который указал Елене место, где казнили Христа. Теперь его лицо не хмурое, а светлое, восторженное! На его глазах происходит первое Воздвижение Животворящего Креста — того самого, настоящего, обретения которого он так боялся. Старец Иуда и другие иудеи, видевшие чудеса от Креста, после этого события уверовали в Иисуса и приняли крещение.
Праздник поклонения Кресту, прославления его продолжался в Иерусалиме восемь дней! А потом Святой Крест поместили в серебряный ковчег. Сохраняли его в храме Воскресения Христова — Елена повелела построить и освятить этот храм над Голгофой и над Гробом Господним, который тоже нашли благодаря раскопкам.
После освящения храма Воскресения Животворящий Крест второй раз вынесли на поклонение народу. Тогда же решили впредь особо помнить день Воздвижения Креста Господня. Церковь и поныне 27 сентября каждого года отмечает великий праздник Крестовоздвижения.
Частички Креста христиане десятилетиями и веками передавали из рук в руки. В результате фрагменты святыни разошлись по всему миру. Сегодня их можно увидеть, к ним можно приложиться во многих храмах. Очень много частиц Креста Христова и в России.
Рисунки Галины Воронецкой
https://ria.ru/20210927/khristos-1751712120.html
Где на самом деле распяли Иисуса Христа
Где на самом деле распяли Иисуса Христа – РИА Новости, 07.09.2022
Где на самом деле распяли Иисуса Христа
Православные отмечают праздник Воздвижения Креста Господня в честь обретения реликвии царицей Еленой в 326 году. Она нашла пещеру, где лежало тело Спасителя, и… РИА Новости, 07.09.2022
2021-09-27T08:00
2021-09-27T08:00
2022-09-07T15:56
религия
иерусалим
аналитика – религия и мировоззрение
гордон
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155186/25/1551862548_0:0:2000:1125_1920x0_80_0_0_1c307c2ed5a4c69464a0d033442a999b.jpg
МОСКВА, 27 сен — РИА Новости, Никита Бизин. Православные отмечают праздник Воздвижения Креста Господня в честь обретения реликвии царицей Еленой в 326 году. Она нашла пещеру, где лежало тело Спасителя, и Голгофу. Однако местоположение этой горы исследователи подвергают сомнению. О спорах вокруг священного для христиан места — в материале РИА Новости.Чудесное обретениеВеличайшую христианскую святыню — Крест Христов — обнаружили в результате масштабной по меркам IV века археологической экспедиции. Проблема была в том, что в 70-м году нашей эры римляне сровняли Иерусалим с землей. На его месте возвели новый город — Элиа Капитолина, попутно истребив все иудейские и христианские реликвии. Например, засыпали мусором пещеру, где, согласно Евангелию, произошло воскресение Христа. А на Голгофе, что рядом, построили храм языческой богини Венеры.Со временем про эти места забыли. Однако, по преданию, местный житель по имени Иуда указал матери императора Константина на небольшой холм, где некогда стоял языческий храм.Когда разобрали руины языческого капища, почти ни у кого не осталось сомнений, что это место крестных страданий Христа — под обломками нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Она, как повествует Евангелие, была прикреплена к кресту, на котором распяли Христа, и Пилат ее собственноручно надписал: “Иисус Назарей, Царь Иудейский”.Если крест, значит — Голгофа. А в паре сотен метров — пещера воскресения. Царица Елена предложила построить там церковь. Сегодня это храм Гроба Господня — главный в христианском мире.Садовая гробницаДолгое время статус места никто не подвергал сомнению. Однако в XIX веке, с началом “археологического бума” и пересмотром общепринятых фактов истории, некоторые исследователи усомнились, что Елена нашла ту самую Голгофу. Во-первых, рассуждали они, к тому моменту в Иерусалиме вряд ли могли жить потомки христиан — те покинули город после Иудейского восстания в 70-м году.Во-вторых, саму гору в IV веке почему-то срыли. Поэтому, как отмечали скептики, сложно перепроверить результаты проведенных Еленой исследований.В 1882-м прославленный английский генерал, а по совместительству археолог-любитель Чарльз Гордон лишь усилил споры. К северу от городской стены Иерусалима он увидел гору в форме черепа. И решил, что это Голгофа. Ведь название горы — искаженное “гульголет” на иврите — “череп”.Вместе с группой единомышленников Гордон начал раскопки. Археолог обнаружил многочисленные могилы I века нашей эры. И рядом — большой резервуар для воды, служивший для полива растений. Исследователь сразу вспомнил фразу из Евангелия от Иоанна: “На том месте, где Он (Христос) распят, был сад, и в саду гроб новый”. Все сходилось.В череповидной скале нашли гробницу. Рядом со входом был желоб: по нему, оказывается, перемещали камень — наподобие двери у шкафа-купе. Англичанин заявил, что открыл “истинное место распятия Христа”, чем наделал шума в научном сообществе.”Долина мертвых”Но спустя сто лет “сенсацию” опровергли. Профессор кафедры библейской археологии Еврейского университета в Иерусалиме Габриэль Баркей пришел к выводу, что желоб высекли лишь в XI веке. Служил он не механизмом для двери из камня, а всего лишь поилкой для мулов. Но вот сама гробница и вправду древняя.”Только построили ее к VIII-VII векам до нашей эры. Поскольку Евангелие говорит, что гробница новая, этим местом не может быть найденная Гордоном гора”, — объясняет профессор Баркей.Несмотря на это, некоторые протестантские общины считают именно ее той самой Голгофой. Другие же единоверцы полагают, что Христа могли распять за южными воротами Иерусалима, в долине Гееном.В I веке нашей эры здесь была городская свалка. Туда свозили бытовые отходы, строительный мусор, трупы животных. Смрад стоял ужасный. Среди местных появилось выражение “Геенна огненная” — его использовал Иисус в притчах про загробный мир.Некоторые ученые полагают, что здесь же римляне казнили преступников. Их трупы, согласно законам, не хоронили — просто сбрасывали на свалку. “Заядлым правонарушителем” считался и Христос — его распяли, а это был самый позорный вид наказания.Однако критики версии указывают на простой факт: в Писании четко говорится, что Иисуса предали погребению. Понтий Пилат, приговоривший Спасителя к смерти, пошел навстречу влиятельному иудею по имени Иосиф Аримафейский. Тот, согласно Писанию, получив особое разрешение, положил тело Учителя в гробницу, приготовленную для себя.”Все как в Евангелии”В последние годы ученые приводят все больше аргументов в пользу того, что Голгофа — там, где сейчас храм Гроба Господня. В ходе недавней реставрации исследователи обнаружили под ним большую систему тоннелей, которая существовала еще в I веке.А тоннели, оказывается, прорубили для добычи известняка. И там же, рядом с карьером, было “элитное кладбище” с новыми пещерами для знати.”Это соотносится с описанием из Евангелия. А неподалеку, как известно, — Голгофа. Это сейчас и гроб Господа, и гора — под одной крышей. Первоначально на их месте Елена построила два разных храма”, — отмечает британский библеист Том Мейер.Само кладбище и карьер располагались около главной городской дороги. Ее следы сохранились как раз в центре современного Иерусалима, рядом с главным христианским храмом. Это еще раз подтверждает, что Христа распяли именно там — подавляющее большинство ученых в этом не сомневается.
https://ria.ru/20210430/krest-1730572498.html
иерусалим
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155186/25/1551862548_0:0:1695:1271_1920x0_80_0_0_5db01a7cdae783ae8b996c869876b556.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
иерусалим, аналитика – религия и мировоззрение, гордон
Религия, Иерусалим, Аналитика – Религия и мировоззрение, Гордон
Где на самом деле распяли Иисуса Христа
МОСКВА, 27 сен — РИА Новости, Никита Бизин. Православные отмечают праздник Воздвижения Креста Господня в честь обретения реликвии царицей Еленой в 326 году. Она нашла пещеру, где лежало тело Спасителя, и Голгофу. Однако местоположение этой горы исследователи подвергают сомнению. О спорах вокруг священного для христиан места — в материале РИА Новости.
Чудесное обретение
Величайшую христианскую святыню — Крест Христов — обнаружили в результате масштабной по меркам IV века археологической экспедиции. Проблема была в том, что в 70-м году нашей эры римляне сровняли Иерусалим с землей. На его месте возвели новый город — Элиа Капитолина, попутно истребив все иудейские и христианские реликвии. Например, засыпали мусором пещеру, где, согласно Евангелию, произошло воскресение Христа. А на Голгофе, что рядом, построили храм языческой богини Венеры.
Со временем про эти места забыли. Однако, по преданию, местный житель по имени Иуда указал матери императора Константина на небольшой холм, где некогда стоял языческий храм.
Когда разобрали руины языческого капища, почти ни у кого не осталось сомнений, что это место крестных страданий Христа — под обломками нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Она, как повествует Евангелие, была прикреплена к кресту, на котором распяли Христа, и Пилат ее собственноручно надписал: “Иисус Назарей, Царь Иудейский”.
Если крест, значит — Голгофа. А в паре сотен метров — пещера воскресения. Царица Елена предложила построить там церковь. Сегодня это храм Гроба Господня — главный в христианском мире.
Садовая гробница
Долгое время статус места никто не подвергал сомнению. Однако в XIX веке, с началом “археологического бума” и пересмотром общепринятых фактов истории, некоторые исследователи усомнились, что Елена нашла ту самую Голгофу. Во-первых, рассуждали они, к тому моменту в Иерусалиме вряд ли могли жить потомки христиан — те покинули город после Иудейского восстания в 70-м году.
Во-вторых, саму гору в IV веке почему-то срыли. Поэтому, как отмечали скептики, сложно перепроверить результаты проведенных Еленой исследований.
В 1882-м прославленный английский генерал, а по совместительству археолог-любитель Чарльз Гордон лишь усилил споры. К северу от городской стены Иерусалима он увидел гору в форме черепа. И решил, что это Голгофа. Ведь название горы — искаженное “гульголет” на иврите — “череп”.
Вместе с группой единомышленников Гордон начал раскопки. Археолог обнаружил многочисленные могилы I века нашей эры. И рядом — большой резервуар для воды, служивший для полива растений. Исследователь сразу вспомнил фразу из Евангелия от Иоанна: “На том месте, где Он (Христос) распят, был сад, и в саду гроб новый”. Все сходилось.
В череповидной скале нашли гробницу. Рядом со входом был желоб: по нему, оказывается, перемещали камень — наподобие двери у шкафа-купе. Англичанин заявил, что открыл “истинное место распятия Христа”, чем наделал шума в научном сообществе.
“Долина мертвых”
Но спустя сто лет “сенсацию” опровергли. Профессор кафедры библейской археологии Еврейского университета в Иерусалиме Габриэль Баркей пришел к выводу, что желоб высекли лишь в XI веке. Служил он не механизмом для двери из камня, а всего лишь поилкой для мулов. Но вот сама гробница и вправду древняя.
“Только построили ее к VIII-VII векам до нашей эры. Поскольку Евангелие говорит, что гробница новая, этим местом не может быть найденная Гордоном гора”, — объясняет профессор Баркей.
Несмотря на это, некоторые протестантские общины считают именно ее той самой Голгофой. Другие же единоверцы полагают, что Христа могли распять за южными воротами Иерусалима, в долине Гееном.
В I веке нашей эры здесь была городская свалка. Туда свозили бытовые отходы, строительный мусор, трупы животных. Смрад стоял ужасный. Среди местных появилось выражение “Геенна огненная” — его использовал Иисус в притчах про загробный мир.
Некоторые ученые полагают, что здесь же римляне казнили преступников. Их трупы, согласно законам, не хоронили — просто сбрасывали на свалку. “Заядлым правонарушителем” считался и Христос — его распяли, а это был самый позорный вид наказания.
Однако критики версии указывают на простой факт: в Писании четко говорится, что Иисуса предали погребению. Понтий Пилат, приговоривший Спасителя к смерти, пошел навстречу влиятельному иудею по имени Иосиф Аримафейский. Тот, согласно Писанию, получив особое разрешение, положил тело Учителя в гробницу, приготовленную для себя.
“Все как в Евангелии”
В последние годы ученые приводят все больше аргументов в пользу того, что Голгофа — там, где сейчас храм Гроба Господня. В ходе недавней реставрации исследователи обнаружили под ним большую систему тоннелей, которая существовала еще в I веке.
А тоннели, оказывается, прорубили для добычи известняка. И там же, рядом с карьером, было “элитное кладбище” с новыми пещерами для знати.
“Это соотносится с описанием из Евангелия. А неподалеку, как известно, — Голгофа. Это сейчас и гроб Господа, и гора — под одной крышей. Первоначально на их месте Елена построила два разных храма”, — отмечает британский библеист Том Мейер.
Само кладбище и карьер располагались около главной городской дороги. Ее следы сохранились как раз в центре современного Иерусалима, рядом с главным христианским храмом. Это еще раз подтверждает, что Христа распяли именно там — подавляющее большинство ученых в этом не сомневается.
Куда пропал подлинный Крест Господень
“На днях Интернет взорвала сенсация: впервые за полтысячелетия вскрыли гробницу Христа. Заголовки были интригующие, хотя не ясно: что надеются найти археологи – ведь не Христа же?”
Равиль
Равиль, здравствуйте! Давайте разбираться вместе.
Крестная смерть и погребение
О гробнице Иисуса сообщают все четыре Евангелия. Вот осужденный на смерть через распятие Иисус несет свой крест на Голгофу – “Лобное место”, туда, где, наводя ужас на всех проходящих, в жутких муках заканчивали жизнь казненные. Черепа несчастных, оголявшиеся из земли, и дали название зловещему месту. Известно, что страдания Христа на кресте длились около 6 часов, что удивило Пилата: обычно мучения распятых тянулись несколько дней, пока не наступала смерть – чаще от асфиксии (удушья), хотя стражники, стремясь поскорее освободиться, ускоряли казнь, перебивая распятому голени. Казненный терял точку опоры и задыхался – мгновенно. В этот раз, когда римский сотник перебивал мечом голени двум еще живым разбойникам, распятым рядом с Христом, Спаситель был уже мертв. Богословы, опираясь на опыт медиков, делают вывод: у Христа не выдержало сердце. Не выдержало страданий? “Отче! – молился Распятый на Кресте за тех, кто Его распинал, – прости им, ибо не ведают, что творят!” Евангелист Иоанн, свидетель распятия, стоявший при кресте, так описывает последние минуты Иисуса: “сказал: совершилось! И преклонив главу, предал дух”.
Археологи обнаужили, что Гроб Господень сохранился неповрежденным
Вот что говорится о дальнейшем в Евангелии от Матфея. “Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале”. Евангелисты сообщают о том, что пришедшие к гробнице в воскресенье, то есть через три дня после погребения, никого там не нашли – Христос воскрес. И это, Равиль, и есть главная сенсация всех времен и народов.
Как нашли гробницу Христа
По свидетельству святого Кирилла Иерусалимского, первые христиане благоговейно относились ко всему, что было связано со Спасителем. Но в 70 г. по РХ римский император Тит разрушает Иерусалим. И язычники, заселившие город, делают все, чтобы осквернить и стереть с лица земли места, связанные с Иисусом. Так нарочно был изменен вид Голгофы. Историк IV в. Евсевий сообщает, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом “фундаменте” воздвигли алтарь богине сладострастия Венере. Если учесть, что территорию полностью разрушенного Титом Иерусалима император Адриан (II в. н.э.) застраивал заново, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему найти место погребения было непросто.
Обретение его произошло в 326 г., в период царствования первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную римскую империю в одно целое, но и прекратить гонения на христиан. По преданию, император в тонком сне увидел крест, на котором был распят Христос, – Крест Господень, и это укрепило его перед решающей битвой. После победы Константин загорелся желанием отыскать святыню. На ее поиски в Иерусалим отправляется мать Константина – царица Елена. Изыскания увенчались успехом: царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней – именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры. Когда языческая кумирня была до конца разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, участвующие в поисках увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. По преданию, царица Елена обнаружила и “Лобное место”, где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками. Рядом с Голгофой и нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта, как известно из Евангелия, была прикреплена к кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Как сообщает Евангелие от Иоанна, после распятия Христа “эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски”. Но как определить, какой из трех найденных крестов Крест Господень? Помогло чудо: как сообщает историк VI в. Феофан Византийский, от одного из найденных крестов произошло исцеление больной, что и послужило доказательством того, что это и есть крест, на котором был распят Иисус. Найдя и Голгофу, и Крест Господень, и гробницу Христа, царица Елена, как сообщает историк V в. Сократ Схоластик, “предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом”. Так был построен храм Гроба Господня. Сегодня это огромный архитектурный комплекс, накрывающий собой в том числе и Голгофу, и Кувуклию (дословно с греческого “покой, опочивальня”) – часовню в центре храма, возведенную именно над пещерой Гроба.
Пожары, землетрясения, набеги врагов и паломники
Гроб Господень – это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма. Тело Христа было положено на каменное погребальное ложе (200-80 см, высота от пола 60 см) по еврейскому обычаю ногами на восток, то есть ко входу, головой на запад. Первая часовня – Кувуклия, накрывающая пещеру Гробницы Христа, возведенная по велению царицы Елены в 335 г., была полностью разрушена мусульманами в 1009 г. Вторично Кувуклию отстроил в 1042-1048 гг. византийский император Константин Мономах, в XII в. ее обновили крестоносцы. Русский игумен Даниил так описывал в XII в. Гроб Господень: “Это маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек… И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку – как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами”. В 1555 г. Кувуклию перестроили, а в 1808 г. ее уничтожил пожар. Восстановленная в 1810 г., она опять пострадала – уже от землетрясения 1927 г., и сегодня укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.
Как ни странно, ущерб святыне нанесли и многочисленные паломники, стремившиеся отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, ложе закрыли плитой белого мрамора. Нынешняя плита была положена в 1555 г., именно ее 26 октября вскрыли археологи.
Под прицелом видеокамер
В 2015-м иерусалимский Патриарх, с согласия глав двух других общин, предложил национальному техническому университету Афин изучить Кувуклию. Реставрация была согласована в марте 2016 г., и ведется она под присмотром 7 видеокамер. 26 октября археологи сняли плиту с Гроба Господня, установленную в 1555 г. Под плитой обнаружили слой каменных обломков, а под ним другую мраморную плиту – с вырезанным на поверхности крестом. Предполагают, что вторая плита была положена во время Крестовых походов. К изумлению археологов, само погребальное ложе, найденное под второй плитой, оказалось нетронутым. И это при том, что стены пещеры, в которой оно находилось, были разрушены вместе с первоначальным зданием храма Гроба Господня в 1009 г. Археологи подняли вторую плиту на поверхность, чтобы очистить и оцифровать. “Это абсолютно поразительно. У меня дрожат колени, потому что я не ожидал такого… Мы не можем со стопроцентной уверенностью говорить, но, на первый взгляд, есть явные доказательства того, что гробница не пострадала за все это время”, – говорит археолог Фредрик Хиберт. Реставрационные работы планируют завершить весной 2017 г., до праздника Пасхи: ведь именно в Кувуклии над Гробом Господним каждый год происходит чудо – схождение Благодатного огня. И для миллионов верующих это и есть доказательство подлинности святыни.
Пишите на адрес редакции или pisma-maria@mail.ru
Добрый вечер дамы и господа, меня зовут Александр Гримм и в преддверии Пасхи, предлагаю затронут больной вопрос и рассудить было ли оно, Воскрешение Иисуса Христа?
Согласно официальной христианской версии: в пятницу Иисус был распят, в воскресенье две Марии нашли его гробницу пустой, ангел сказал, что он воскрес. Иисус явился в Галилее 11 ученикам дал напутственные слова и вознесся на небо.
Согласно Исламу – пророк Иса (Иисус) не был распят, его забрал на небеса Аллах после Тайной Вечери, а на кресте был распят Иуда, которому был придан облик Иисуса Видно , что это неудобный момент и им приходится обходить острые углы. Например, стоял вопрос, мог ли Аллах забрать Иисуса с его физическим телом чрез крышу здания – в итоге пришли к выводу, что в крыше была дыра, через которое тело Иисуса поднялось на небеса.
Евреи, так же считают, что Иисус не воскресал. У них ведутся до сих пор, уже 2000 лет дебаты – могут ли воскресать пророки, но к Йешуа (Иисусу) это не относится, так как они не считают его пророком, а лишь мошенником и шарлатаном.
В итоге получаем, что из 3-ёх мировых аврамических религий, только христианство признает воскрешение Христа. Но и тут есть проблемы. Дело в том, что все сюжеты, после воскрешения – это научно доказанные поздние вставки. Маркер здесь “Святой Дух”. Если вы видите в Библии словосочетание “Святой Дух” – то это однозначно поздняя вставка. Так как у ранних христиан просто не было ещё понятия Святой Троицы!
Да и логически, Христос после распятия ведёт, кто-то видел его на дороге, показывается он лишь ученикам, и возносится на небе лишь при 11 свидетелей. Всего после воскрешения его видели не более 15 человек. 2 Марии, 2 путника, 11 учеников. Если он Бог, разве неразумнее воскреснуть и вознестись при огромном количестве народа, чтобы вера в тебя окрепла, а не ходили слухи: то ли воскрес то ли пропал.
Так же хороший вопрос – насколько на небесах, в нематериальном мире нужно физическое тело? Иисус был рожден на Земле, вскормлен молоком матери и его тело должно в землю и уйти, ни в рае, ни одесную Бога – нет места физическим телам, странно что вознеслась не только душа Иисуса, но и уже бесполезное физическое тело. Еще одно несоответствие.
В итоге, по факту, нам известно, только то, что Иисус был распят, погребён, а в воскресенье тело его пропало. Кстати, чисто теоретически мощи Иисуса до сих пор должны находится где-то на Земле. Уверен что один из 13 орденов обладает останками Иисуса.
Даже сама Библия – даёт нам намёк, что Иисус не воскрес, а тело его было просто выкрано его ученикам. Об этом нам сообщает Евангелие от Матфея.
И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.
Т.е. последователи Иисуса говорят, что в Иерусалиме считают, что тело Иисуса было выкрано учениками, просто потому что страже дали денег
Есть ещё более мистическая версия, что тело Иисуса было съедено его ученикам, чтобы получить его благодать. Отсюда идёт традиция Евхаристии, когда верующие символично едят тело Иисуса и пьют его кровь
Есть научная точка зрения. В Евангелиях отмечено, что солдаты удивились быстрой смерти Христа – вполне возможно, что он просто впал в летаргический сон и на третий день очнулся – таких случаев полно в истории. И откатив камень он вышел. Но видимо прожил он после этого не долго, так как информации о нём больше нету.
Любой читающий Евангелия, заметит, что части с Воскрешением Иисуса – коротки, скомканы, и крайне нелогичны. Но ведь он “Первый воскресший из Мертвых” -такому событию стоило бы посвятить много страниц с подробной информацией – но у нас есть только сухое, скудное описание. Как будто самим евангелистам этот момент не сильно интересен.
Следуя научной логике и подбивая вышеизложенные факты вынужден констатировать: У нас недостаточно фактов, чтобы считать что Иисус воскрес, обладая сегодняшними данными это просто не может быть доказано. Любой современный следователь, ознакомившись с этой картиной сделал бы выводы, что воскрешение Иисуса Христа, крайне сомнительно, и основывается только на 11 лжесвидетельствах близких ему людей, которые сделали это для получения своих целей и имели умысел так соврать.
Иисус Христос – это однозначно величайший человек, великий философ, своим учением изменивший мир, но к его воскрешению, к сожалению есть вопросы. Он называл себя сыном Бога – и это восприняли буквально, забыв о том что все мы дети Божьи.
Мир вам. С уважением Александр Гримм