Как нашли клад нарышкина

Наверное, каждый человек, кому доводилось жить в старинной квартире в Петербурге, мечтал обнаружить в ней клад. Я тоже когда-то была одержима этой мыслью: заглядывала в каналы воздушного отопления в коридоре, простукивала стены и подоконники, прощупывала паркет. И мои поиски увенчались успехом. Клад я нашла под одной из паркетных плашек в своей комнате – мешочек с монетками советских времён )))

Было это, кстати, незадолго до того, как в старинном особняке на улице Чайковского 27 марта 2012 года строители, проводившие реконструкцию здания, нашли потайную комнату. Эта случайная находка оказалась самым настоящим кладом: фамильным серебром семьи Нарышкиных.

Сегодня рассказ будет о знаменитом серебряном кладе семьи Нарышкиных.
Сегодня рассказ будет о знаменитом серебряном кладе семьи Нарышкиных.

Содержание статьи:

1. В одной тайной, тайной комнате… Как и где нашли клад.

2. Почему этот клад называют уникальным?

3. Кто и когда спрятал ценности?

4. Как это всё сохранилось?

5. Cудьба вещей. Отдадут ли их наследникам?

6. Выставка предметов клада (много фото)

Знаменитый клад Нарышкиных: 412 кг серебра в тайной комнате семейного особняка. История обнаружения и судьба коллекции.

Узнать подробнее об истории ювелирного искусства в России можно на индивидуальной экскурсии по музею Фаберже в Санкт-Петербурге ⬇⬇⬇

Знаменитый клад Нарышкиных: 412 кг серебра в тайной комнате семейного особняка. История обнаружения и судьба коллекции.

1️⃣ В одной тайной, тайной комнате…

Фотографии счастливчиков, обнаруживших клад, или хотя бы их имена в сети вы вряд ли найдете. Героями их никто не считает. Ведь о своей находке рабочие, граждане Таджикистана, не сообщили ни владельцу здания, ни государству. Найденные ценности намеревались тайком вывезти со стройплощадки и продать.

При попытке кражи они и были задержаны. Сторожу стройки показалось подозрительным, что мусор вывозится ночью и на обычной газели. Да и в мешках что-то странно звенело. Сторож решил проверить, не цветмет ли вывозят рабочие, чтобы сдать в металлолом? Оказалось, что в мешках именно металл, да еще какой! Серебро самой высокой пробы.

Но к ответственности за кражу рабочих не привлекли, поскольку заявления о хищении ни от собственников здания, ни от Смольного в полицию не поступило. Задержанные на допросе заявили, что никакого клада и вовсе не находили. Раз клад не находили – то и на процент от государства претендовать не будут. За такую сговорчивость они отделались только штрафом за нарушение миграционного законодательства, без возбуждения уголовного дела.

Однако место, где “клад не находили”, они все же указали.

Тайная комната находилась в углу между вторым и третьим этажами, в той части, где сходятся дворовые флигели. // Макет комплекса особняка Трубецких-Нарышкиных. Источник изображения: https://www.realred.ru (с моими дополнениями)
Тайная комната находилась в углу между вторым и третьим этажами, в той части, где сходятся дворовые флигели. // Макет комплекса особняка Трубецких-Нарышкиных. Источник изображения: https://www.realred.ru (с моими дополнениями)

Комнату строители обнаружили случайно, когда разбирали межэтажные перекрытия. Помещение примыкало к черной (?) лестнице и не было обозначено на планах здания.

Сотрудников ГУВД некоторые обстоятельства заставили усомниться в том, что клад мог пролежать здесь незамеченным почти 100 лет. Возможно, в эту комнату спускались и раньше. И если консервные банки, пробки и прочий современный мусор могли попасть сюда в процессе строительных работ, то трубы, проложенные вдоль стены не понятно в каком году, добавили вопросов. Разрешились ли они, мне не известно.

Сомнения о первоначальном месторасположении клада возникли из-за того, что ценности были изъяты у рабочих, когда они уже грузили их в машину. Соответственно, о комнате стало известно с их слов. Фотофиксации вещей на месте схрона строителями не проводилось. Возможно, тайник находился совсем в другом месте и в нём были еще какие-то предметы, не найденные следствием. Это осталось тайной.

Работы по реконструкции особняка и дворовых флигелей проводились в 2011-2013 годах.
Работы по реконструкции особняка и дворовых флигелей проводились в 2011-2013 годах.

Особняк Трубецких-Нарышкиных является объектом культурного наследия федерального значения. В ноябре 2009 года разрешение на его реконструкцию с приспособлением для современного использования (попросту говоря, для зарабатывания денег) получила группа компаний “Интарсия”, она же стала собственником здания. Не спрашивайте, как.

ГК “Интарсия” получала государственные заказы на реставрацию самых престижных объектов: Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Константиновский дворец, здание Сената и Синода, Главный штаб, Александровская колонна и другие. Без скандалов и уголовных дел не обошлось. Сейчас все компании в процессе ликвидации, владелец в международном розыске.

По официальной версии, планировалось, что особняк будет передан Санкт-Петербургскому международному центру сохранения культурного наследия. По другим данным, на первом этаже должен был разместится ресторан, а залы второго приспособлены под культурные мероприятия, выставки, конференции и семинары, дворовые флигели – для офисных и технических помещений.

Некоммерческое партнерство “Санкт-Петербургский международный центр сохранения культурного наследия”, под размещение которого изначально велось приспособление, было ликвидировано 5 февраля 2019 года. Сейчас здание позиционируется как “event-площадка”, т.е. все залы сдаются в аренду под мероприятия. Кто бы сомневался.

2️⃣ Почему клад называют уникальным?

На опись всех найденных предметов у специалистов ушло 10 дней. Нужно было произвести визуальный осмотр, фотофиксацию, обмеры, описание ценностей, затем их упаковать.

Всего в кладе находилось 2168 предметов. Общий вес серебряных изделий – 412 килограмм. Примерная стоимость коллекции 190 миллионов рублей (по курсу 2012 года ~6,2 миллиона долларов).

Считается, что это самый большой клад, найденный в Санкт-Петербурге и даже в современной России. Ценность его именно в том, что сохранились целые сервизы, уникальные полные коллекции серебряных изделий. Такое встречается крайне редко.

Настолько объемных кладов в Петербурге не обнаруживали никогда. Но была схожая находка в 1978 году. Она получила название “Клада фабрикантши Лихачевой”.

В фамильном особняке на 3-ей линии Васильевского острова было найдено 200 предметов столового серебра. Это в 10 раз меньше, чем у Нарышкиных. Да и с условиями хранения ему повезло меньше: он лежал под полом, в доме были протечки и даже случился пожар. Предметы передали в Государственный Эрмитаж. В реставрационных мастерских им вернули былой роскошный вид.

В “Кладе Нарышкиных” среди столового серебра находились и ювелирные изделия, в том числе заколка и булавка из платины.

3️⃣ Кто и когда спрятал ценности?

Сейчас уже почти достоверно известно, что клад спрятали Наталья Васильевна Нарышкина-Сомова и ее супруг Сергей Сергеевич Сомов.

Такое предположение сделали на основании документов, найденных вместе с ценностями. Например, разрешение на ношение револьвера, увольнительный билет, свидетельство о заслугах по отличному выполнению всеобщей мобилизации, выписанные на имя Сомова.

Документы на имя Сергея Сомова представлены на выставке клада Нарышкиных в Царском Селе. Фото моё.
Документы на имя Сергея Сомова представлены на выставке клада Нарышкиных в Царском Селе. Фото моё.

Также в составе клада находились награды и знаки, по номерам которых были определены владельцы: Наталья Нарышкина и Сергей Сомов. Оба они были участниками Первой Мировой войны.

  • Знак Общества содействия частным сестрам № 68
  • Знак Российского Общества Красного Креста
  • Георгиевские медали 2-й, 3-ей, 4-ой степени
  • Знаки ордена Св. Анны 2-й, 3-ей, 4-ой степени
  • Знак ордена Св. Владимира 4-ой степени
  • и другие знаки отличия и памятные знаки

Супружеская чета покинула Россию, скорее всего, до Октябрьской революции 1917 года. А клад спрятали накануне отъезда.

Предметы были завернуты в газеты, датированные мартом-сентябрем 1917 года.
Предметы были завернуты в газеты, датированные мартом-сентябрем 1917 года.

Наталья и Сергей детей не имели, скончались в 1970-е годы в Париже. Никогда и никому про клад, оставленный в Петрограде, не говорили.

4️⃣ Как это всё сохранилось?

Владельцы, спрятавшие клад, хорошо позаботились о сохранности предметов. Вероятно, они надеялись, что когда-нибудь смогут вернуться домой и будут пользоваться всеми своими вещами.

Кроме столового серебра в кладе были: булавки, запонки, браслеты, подвески, лампада, детали осветительных приборов, электрические лампы, часы, часовая отвертка, обувной крючок, ручное зеркало, флаконы, мыльница, заколки и даже сломанная расческа.

Как будто с косметического столика и из ящиков комода собрали все, что там лежало, и на время переложили в другое место.

Упаковано серебро было добротно и грамотно: обернуто специальной бумагой, газетами, уложено в ящики. И обязательно в каждый ящик были положены кусочки материи, пропитанные уксусной эссенцией. Уксус-то и не позволил серебру окислиться и потемнеть.

Деревянные и кожаные ящики от времени обветшали. А драгоценные предметы сияли, как новые.

5️⃣ Какова судьба вещей?

За обладание этой уникальной коллекцией развернулась настоящая борьба. О возможных наследниках Нарышкиных речь пойдет чуть позже. Но государство расставаться с такими ценностями было не согласно.

На первой, романтической волне версий, что делать с кладом, высказывались идеи создания музея дворянского быта в этом же особняке, который базировался бы как раз на найденных предметах. Сразу было понятно, что это утопия.

Думали о передаче предметов на баланс в Гохран. Точно не знаю, почему от этого отказались. Но Гохран – это удивительная организация, которая ни перед кем не отчитывается, и нигде нельзя посмотреть, что находится в её фондах. Поэтому невозможно отследить наличие предметов и их передвижение. Видимо, этот факт смущает не только меня.

В конце концов было принято решение о передаче найденной коллекции в музейный фонд Российской Федерации. И пока выбирали, какой именно музей достоин принять столь грандиозную коллекцию, предметы передали на временное хранение в Константиновский дворец в Стрельне.

В этот же период совместно со специалистами музеев велась государственная экспертиза предметов на содержание драгоценных металлов, взвешивание, проверка пломб и т.п.

И вот после всех проведенных исследований выбор Министерства культуры пал на Государственный музей-заповедник “Царское Село”. Фактически предметы были переданы туда в июне 2018 года, а в конце марта 2019 года состоялась торжественная церемония передачи коллекции.

После завершения реставрации Александровского дворца многие предметы можно будет увидеть в залах семьи Николая I.

Самый волнующий вопрос: “Почему не отдали клад наследникам?” Я его встречала под каждым видео и под каждой статьёй о кладе, слышала от посетителей выставки. Такое ощущение, что люди “непередачу наследникам причитающихся драгоценностей” воспринимают как личное оскорбление. Даже не буду пытаться объяснить природу этого явления.

Прямых наследников у Натальи Нарышкиной и Сергея Сомова не было и нет. Если хотите, можете почитать подробное расследование Комсомольской Правды. Как по мне, то очень странно, будучи потомком через несколько поколений по кривой ветви, претендовать на что-то, что оставили далекие предки в другой стране в другую эпоху.

На данный момент все предметы клада входят в состав музейного фонда Российской Федерации, откуда изъять их практически нереально.

6️⃣ Выставка предметов клада

Сейчас у всех желающих есть возможность увидеть значительную часть предметов на проходящей в Екатерининском дворце выставке. Теоретический возможность есть, а практически – понятно, что далеко не каждый сможет добраться до Царского Села и попасть во дворец.

Специально для вас постаралась сделать подробные фотографии, выжидала моменты, чтобы в зале не было людей и никто не отражался в витринах. Самое сложное было – не отражаться самой )))

На выставке представлено только столовое серебро, около 700 предметов из двух с лишним тысяч. Полный список предметов коллекции из особняка Нарышкиных смотрите на сайте Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации. По ссылке откроется список предметов, заботливо отсортированный мной.

Итак, выставка.

❇️ Парадный столовый сервиз фирмы Игнатия Сазикова с дополнениями фирмы Ивана Хлебникова

В центре внимания выставки, в самой большой витрине – парадный столовый сервиз русской работы в русском стиле. В комплект входят около 200 предметов, среди которых самовар, братина с чарками, сотейники, сухарницы, тарелки, солонки, ножи, вилки, ложки.

Парадный столовый сервиз. Россия, Санкт-Петербург, фирмы И.П.Сазикова (1860-1870-е гг.) и И.Хлебникова (1880-е гг.). Серебро 875-й пробы, золото; литье, чеканка, гравировка.
Парадный столовый сервиз. Россия, Санкт-Петербург, фирмы И.П.Сазикова (1860-1870-е гг.) и И.Хлебникова (1880-е гг.). Серебро 875-й пробы, золото; литье, чеканка, гравировка.
Парадный столовый сервиз. Россия, Санкт-Петербург, фирмы И.П.Сазикова (1860-1870-е гг.) и И.Хлебникова (1880-е гг.). Серебро 875-й пробы, золото; литье, чеканка, гравировка.
Парадный столовый сервиз. Россия, Санкт-Петербург, фирмы И.П.Сазикова (1860-1870-е гг.) и И.Хлебникова (1880-е гг.). Серебро 875-й пробы, золото; литье, чеканка, гравировка.
Парадный столовый сервиз. Россия, Санкт-Петербург, фирмы И.П.Сазикова (1860-1870-е гг.) и И.Хлебникова (1880-е гг.). Серебро 875-й пробы, золото; литье, чеканка, гравировка.
Парадный столовый сервиз. Россия, Санкт-Петербург, фирмы И.П.Сазикова (1860-1870-е гг.) и И.Хлебникова (1880-е гг.). Серебро 875-й пробы, золото; литье, чеканка, гравировка.
  • Братина на первом фото. Это круглая чаша на высокой ножке с ручками в виде женских фигур в национальных костюмах, поддерживающих круглые подставки. В центре фигурная накладка с гербом рода Нарышкиных в технике цветной эмали. Вокруг нее стоят 12 чарок, в верхней части каждой из них выгравированы русские народные поговорки. Не поленилась и переписала все:

Назеваешься, так и воды нахлебаешься // Пей за столом, а не пей за столбом // Воеводой быть, не без меду жить // Злое семя крапива, не сварить из него пива // Для друга и семь верст не околица // И курица пьет // Доброе братство лучше богатства // Пей, да дело разумей // Чару пить, здраву быть // Знать птицу по перьям, а молодца по речам // Пиво добро, по три деньги ведро // Загорелась душа до винного ковша

  • На втором фото круглая позолоченная полоскательница, на ней по борту надписи: Дружбу водить, там себя не щадить // Как хочу так и ворочу // Чистота – лучшая красота
  • Там же на втором фото справа – два позолоченных сотейника с ручками из слоновой кости. Между полоскательницей и сотейником – небольшая передача для специй.
  • На третьем фото – солонки, выполненные в виде тронов.
  • На четвертом и пятом фото хорошо можно разглядеть самовар и чайную часть сервиза.

❇️ Чайный сервиз фирмы Игнатия Сазикова

В коллекции есть еще один малый чайный набор, изготовленный в фирме И.Сазикова. Предметы украшены рельефным и растительным декором с птицами и цветами. Сервиз представлен самоваром, сухарницей, сливочником, конфетницей, ложками.

Сервиз чайный. Россия, Санкт-Петербург, фирма И.П.Сазикова (1880-е гг.) Серебро 916-й пробы, золото; литье, чеканка, гравировка, золочение.
Сервиз чайный. Россия, Санкт-Петербург, фирма И.П.Сазикова (1880-е гг.) Серебро 916-й пробы, золото; литье, чеканка, гравировка, золочение.
Сервиз чайный. Россия, Санкт-Петербург, фирма И.П.Сазикова (1880-е гг.) Серебро 916-й пробы, золото; литье, чеканка, гравировка, золочение.
Сервиз чайный. Россия, Санкт-Петербург, фирма И.П.Сазикова (1880-е гг.) Серебро 916-й пробы, золото; литье, чеканка, гравировка, золочение.
Сервиз чайный. Россия, Санкт-Петербург, фирма И.П.Сазикова (1880-е гг.) Серебро 916-й пробы, золото; литье, чеканка, гравировка, золочение.
Сервиз чайный. Россия, Санкт-Петербург, фирма И.П.Сазикова (1880-е гг.) Серебро 916-й пробы, золото; литье, чеканка, гравировка, золочение.

❇️ Чайный сервиз фирмы «Keibel»

Выполнен с рельефным рокайльно-растительным декором матового и глянцевого золочения. Среди предметов: бульотка, сливочник, чайник, кофейник, сухарница, сахарница.

Сервиз чайный. Россия, Санкт-Петербург, фирма И.В.Кейбеля (1837 г.) Серебро 916-й и 875-й пробы, золото, эмаль; литье, чеканка, гравировка, золочение.
Сервиз чайный. Россия, Санкт-Петербург, фирма И.В.Кейбеля (1837 г.) Серебро 916-й и 875-й пробы, золото, эмаль; литье, чеканка, гравировка, золочение.
Сервиз чайный. Россия, Санкт-Петербург, фирма И.В.Кейбеля (1837 г.) Серебро 916-й и 875-й пробы, золото, эмаль; литье, чеканка, гравировка, золочение.
Сервиз чайный. Россия, Санкт-Петербург, фирма И.В.Кейбеля (1837 г.) Серебро 916-й и 875-й пробы, золото, эмаль; литье, чеканка, гравировка, золочение.
Сервиз чайный. Россия, Санкт-Петербург, фирма И.В.Кейбеля (1837 г.) Серебро 916-й и 875-й пробы, золото, эмаль; литье, чеканка, гравировка, золочение.
Сервиз чайный. Россия, Санкт-Петербург, фирма И.В.Кейбеля (1837 г.) Серебро 916-й и 875-й пробы, золото, эмаль; литье, чеканка, гравировка, золочение.

Мне здесь понравилась ажурная сухарница. И вообще все предметы такие нарядные и очень праздничные.

❇️ Столовый сервиз парижской фирмы «Aucoc Aîné»

Написано, что на выставке представлено около 300 предметов из данного сервиза. Думаю, это опечатка. Скорее, примерно 30 в двух витринах. Сервиз состоит из ёмкостей для горячих блюд, соусников, подставок, поддонов, тарелок, менажниц. Мастера: L. Aucoc, E. Queillé.

Предметы столового сервиза. Франция, Париж, фирма "Aucoc Aîné" (после 1877 г.). Серебро 950-й пробы, литье, гильошировка.
Предметы столового сервиза. Франция, Париж, фирма “Aucoc Aîné” (после 1877 г.). Серебро 950-й пробы, литье, гильошировка.
Предметы столового сервиза. Франция, Париж, фирма "Aucoc Aine" (после 1877 г.). Серебро 950-й пробы, литье, гильошировка.
Предметы столового сервиза. Франция, Париж, фирма “Aucoc Aine” (после 1877 г.). Серебро 950-й пробы, литье, гильошировка.
Ёмкость для горячих блюд с изображением герба Нарышкиных. Ручка крышки выполнена в форме артишока. Столовый сервиз французкой фирмы "Aucoc Aîné" (после 1877 г.), серебро 950-й пробы, литье, гильошировка.
Ёмкость для горячих блюд с изображением герба Нарышкиных. Ручка крышки выполнена в форме артишока. Столовый сервиз французкой фирмы “Aucoc Aîné” (после 1877 г.), серебро 950-й пробы, литье, гильошировка.

Здесь можно рассматривать бесконечно потрясающие примеры техники гильошировки. Божественно!

Среди интересных предметов здесь я бы отметила передачу для специй, щипцы раздаточные, ёмкость для горячих блюд с крышкой со скульптурным изображением коровы. И крышки с рельефным изображением артишока и цветной капусты (листайте галерею).

Никак не верится, что в этой посуде реально готовили, ставили на огонь. Мне кажется, что её использовали только для сервировки и подачи блюд.

❇️ Чайно-кофейный сервиз парижской фирмы «Touron»

На некоторых предметах серебро дополнено костяными вставками. На выставке представлено более 50 предметов, в том числе емкости для десерта, сливочник, кофейник, хренницы-горчичницы, тарелки, ложки. Мастера: E. Queillé, С. Harleux

Предметы чайно-кофейного сервиза. Франция, Париж, фирма "Touron" (1891-1908 гг.). Серебро, кость, литье; литьё, гравировка, золочение, токарная работа.
Предметы чайно-кофейного сервиза. Франция, Париж, фирма “Touron” (1891-1908 гг.). Серебро, кость, литье; литьё, гравировка, золочение, токарная работа.
Предметы чайно-кофейного сервиза. Франция, Париж, фирма "Touron" (1891-1908 гг.). Серебро, кость, литье; литьё, гравировка, золочение, токарная работа.
Предметы чайно-кофейного сервиза. Франция, Париж, фирма “Touron” (1891-1908 гг.). Серебро, кость, литье; литьё, гравировка, золочение, токарная работа.
Предметы чайно-кофейного сервиза. Франция, Париж, фирма "Touron" (1891-1908 гг.). Серебро, кость, литье; литьё, гравировка, золочение, токарная работа.
Предметы чайно-кофейного сервиза. Франция, Париж, фирма “Touron” (1891-1908 гг.). Серебро, кость, литье; литьё, гравировка, золочение, токарная работа.

Тут мне показались интересными подставки для тостов, бульотка со спиртовкой, щипцы для сахара в виде львиных лап (листайте галерею).

❇️ Набор столовых приборов фирмы “Никольс и Плинке”

Комплект из 72 позолоченных столовых приборов. В деревянном кофре 2 вкладки на 36 приборов каждая. В комплект входят десертные ложки, вилки, ножи. Мастера: Г.А.Лонг, М.М.Карпинский.

Про эту фирму моя любимая история, что император Николай I был постоянным покупателем в магазине и имел карту на скидку 25%.

❇️ Самые большие предметы коллекции

Самые большие и тяжелые предметы собрания – два одинаковых канделябра на 11 свечей весом по одному пуду. Они выполнены в виде дуба в ветвях которого сидят ребенок с гармошкой и крестьянин с балалайкой, вокруг дерева хоровод из двух крестьян и трех крестьянок.

Канделябры в сочетании со столовым сервизом в русском стиле (тем самым, который с поговорками) показывают многогранный и разносторонний русский народ, умеющий не только тяжело работать, но и хорошо веселиться.

Если вы хотите услышать более подробный рассказ о выставке, рекомендую онлайн экскурсию, которую провела хранитель фонда предметов с содержанием драгоценных металлов ГМЗ “Царское Село” Маргарита Лопатенкова.

Другие рассказы о выставках и музеях здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал . Благодарю за внимание!

В 2012 года при реконструкции особняка Нарышкиных на улице Чайковского в Петербурге рабочие нашли тайную комнату, а в ней — тысячи драгоценных предметов, от канделябров до столовых приборов и орденов. Находку сравнивали с раскопками Трои – больший фурор произвело бы только обнаружение оригинальной Янтарной комнаты. В последние годы клад никто не видел. Нам удалось попасть в закрытое фондохранилище и выяснить, что происходит с сокровищами.

Вскоре после обнаружения клад частично показали в Константиновском дворце (выбор площадки не случаен: как-никак парадная резиденция с особым режимом охраны, находится в ведении Управделами президента), затем передали на хранение в Екатерининский дворец (ГМЗ «Царское Село»). Публике его не показывали Поэтому поползли слухи, что его чуть ли не распродают по частям.

За семью замками

Толстые стены, сложные коридоры, небольшое помещение с низком сводом — именно тут, в подвале Екатерининского дворца, скрытый от глаз десятков тысяч туристов, хранится клад. Здесь я встречаюсь с Маргаритой Лопатенко — хранителем фонда коллекции музейных предметов с содержанием драгоценных металлов и камней.



– Помещение, в котором мы находимся, выделили специально для хранения клада Нарышкиных, для размещения предметов закупали специальные шкафы-драйверы, стеллажи, — рассказывает хранитель. — Сюда никто не вхож, такой формат называется «закрытое хранение». Здесь все закрывается и опечатывается, входит только хранитель и люди вроде вас — по заранее подготовленным документам и конкретным потребностям. Все, кто приходит, обязательно заполняют журнал посещения фонда. Витрина закрывается на ключ, ключ убирается в тубус, тот опечатывается и отдается на служебный вход под роспись — все настолько под учетом, что едва ли можно заподозрить неладное. Габаритные предметы, которые не помещаются в витрины, стоят отдельно, обычно они закрыты микалентной бумагой.

Больше всего среди предметов столовых приборов: роскошные сервизы включают ножи и вилки с фарфоровыми ручками, роспись на которых не повторяется, очаровательные столовые ножики с перламутровыми ручками, золоченые вещи.

Многое Нарышкины заказывали во Франции, на большинстве предметов — фамильный герб. Здесь есть тончайшей работы солонка с клеймом фирмы Карла Фаберже, выдающиеся работы известного мастера Игнатия Сазикова.

Почему две тысячи предметов — это мало

Столовые приборы разложены с трепетом: именно «по одной ложечке». Хотя при упоминании двух тысяч предметов воображение рисует чуть ли не волшебную пещеру Аладдина, клад занимает небольшой объем (напомним, нашли его в комнате площадью 6 кв. м). А внушительная цифра складывается своеобразно.

— Каждая крышечка считается отдельно, поэтому коллекция получилась объемной — более двух тысяч предметов, — поясняет хранитель. — Например, есть самовар. Он считается не как один предмет: краник, крышка, конфорка — все детали, входящие в комплект, считаются отдельно. Серебряная солонка со стеклянной вкладкой тоже считается за два предмета.

Хранитель с готовностью показывает клад: я, конечно, слышала про прекрасную сохранность, но что старинные приборы могут выглядеть так свежо, и представить не могла. Хоть сейчас накрывай на стол. Многими предметами, судя по всему, даже не успели воспользоваться: позолота внутри серебряных вещей сверкает зеркально.



Среди сотен более или менее привычных нам предметов — блюд, ложек, вилок, столовых ножей и солонок — есть незнакомые и экстравагантные, из прошлого и позапрошлого века.

Например, монументальная серебряная братина — традиционный славянский сосуд для подачи алкогольных напитков. Это крупная тара, которую перекрывали специальной перекладиной (резная, сверкающая, она тоже хранится в фонде), на которую ставили чарки. Есть и менее масштабные, но очаровательные вещицы: например, пуховка (нечто легкое и пушистое, используемое для нанесения пудры). В стеклянной пуховке с серебряной крышкой внутри, кроме старинного «спонжика» видны какие-то мелкие предметы, но что это — пока тайна. Хранитель поясняет, что пуховку Нарышкиных еще не смогли открыть.

Среди вещей, которыми хозяева успели попользоваться и которым позавидовали бы современные модники, — щетки для одежды. Они у Нарышкиных были тоже с серебряными ручками, и на них даже остались ворсинки — хранят их особенно бережно.

— Тот, кто складывал предметы, очень о них заботился: серебро заворачивали в газеты, тряпки, пропитанные уксусом. Очевидно, тогда думали, что революционная кутерьма закончится, предметы достанут, протрут и будут ими пользоваться, — рассказывает хранитель.

— В музее проводились исследования клада? Если да, то какие?

— Конечно, и исследования продолжаются. Первый этап был еще в Константиновском дворце, когда небольшую группу специалистов из ГМЗ «Царское Село» пригласили работать с предметами. Там был первичный осмотр, сверка списков, которые уже имелись, и первичный замер: по размеру и сохранности.

При переезде с выставки из Константиновского дворца клад тщательно упаковали, размещая в фонде, еще раз сверили со списком. Затем в музей приехала Северо-Западная пробирная инспекция: процесс взвешивания и определения состава драгметаллов начался только тогда. Для этого хранитель лично носила предметы из клада по одному через коридор в соседнюю комнату.

— Обнаружили золото, серебро, даже платину, — продолжает хранитель. — В итоге в фонд прибыло четыреста двенадцать килограммов серебра, порядка трехсот граммов золота и шесть граммов платины — за счет двух заколок, которые тоже были в кладе.

Пока идет оценочная работа, исследование и каталогизация, клад не покидает фондов.



«У всех на слуху клад, возникают вопросы: почему не показывают, почему хранят в закрытом виде, куда спрятали? Пошли домыслы, хотя мы за каждый предмет трясемся больше, чем за свою голову», — рассказывает хранитель.

Большая часть клада в отличном состоянии и пригодна для экспонирования — музей хочет сделать выставку во дворце, затем продолжить работу над более полным каталогом. В общем, то, что попало в хранилище, едва ли «разворовывали и распродавали». Получается, если из клада что-то и могло исчезнуть, то сразу после находки. Во всяком случае, первичной оценкой и составлением первых списков занимались частные компании.

Частным коллекционерам не добыть ложечки Нарышкина

Большинство вещей в кладе — серебряные, с гербами. Но это не современное серебро: здесь особая, 84 я проба, которую называют «царской». Сегодня ее нет в обращении, предметы «царской» пробы встречаются только у антикваров. Быстрый поиск на «Авито» — и становится понятно, что средней сохранности антикварная ложечка 84 й пробы стоит порядка четырех тысяч рублей.

Впрочем, ни одного предмета с гербом Нарышкиных я в объявлениях о продаже не нашла. «МК» попросил главу аукционного дома «Литфонд» Сергея Бурмистрова прокомментировать возможность появления предметов из клада на рынке.

— Сергей Леонидович, возьмутся ли за предметы с гербом Нарышкиных — будь то маленький ножик или массивный канделябр — большие аукционных дома?

– За любую вещь, принадлежащую известному роду, будь то Нарышкины или Голицыны, возьмется любой аукционный дом. Есть два критерия, по которым предмет не возьмут: если он описан, каталогизирован и находится в хранении. Если вещь не описана, считается, что она находится в частных руках.



Вещи Нарышкиных, как и вещи Романовых, есть у коллекционеров. Если же появляется каталогизированный предмет с соответствующими отметками (в фонде музея на каждом предмете отдельная бирка. — А.С.), то он будет считаться краденым, его невозможно будет официально продать.

При этом, глядя на предмет отстраненно, эксперт не скажет, криминальное у него происхождение или нет.

— Получается, предметы, находящиеся в фондах ГМЗ «Царское Село», не могут «разойтись» по коллекциям?

— Это абсолютно исключено.

Выходит, если из клада что-то пропало, то только на этапе обнаружения, и эти вещи могут считаться «находящимися в частных руках», ведь тогда предметы не были описаны и каталогизированы.

Представители организации, проводившей реставрацию («Интарсия»), еще в 2012 году рассказали журналистам о попытке кражи предметов клада рабочими-субподрядчиками. Служба безопасности «Интарсии» сообщила об инциденте вечером 27 марта 2012 года, уже 28 марта городское управление МВД и КГИОП (Комитет государственной инспекции и охраны памятников) были в курсе произошедшего, клад взяли под охрану.

По закону клад, содержащий культурные ценности, в полном объеме должен перейти в государственную собственность. Он и перешел. Поэтому вряд ли нарышкинское серебро попадет в частные коллекции.

Читайте также: В Якутии нашли уникальный алмаз-«матрешку»

Обнаружение клада во время реконструкции дворовых флигелей особняка П.Н. Трубецкого (Нарышкиных) – интригующая история с трагическим началом, псевдодетективным продолжением и счастливым
концом.

Начало истории – осень 1917 года. Это было время больших перемен, затронувших каждого, в том числе и обитателей особняка. Они приняли непростое решение – покинуть родину, но судя по найденным
вещам, собирались вернуться в свой дом. Отсюда выбор места, тщательность при упаковке – продуманность каждой детали.

…27 марта 2012 года около восьми часов вечера сотрудники частного охранного предприятия, осуществляющие охрану объекта реставрации – особняка Нарышкиных, обратили внимание на автомобиль
“Газель”, в который на территории стройплощадки загружались мешки с мусором. Машина принадлежала одной из субподрядных организаций.

Александр Новиков,
заместитель генерального директора компании “ИНТАРСИЯ”:

Охранники проверили, что находится в этих мешках, так как в подобного типа автомобилях мусор не перевозится. В результате в “Газели” среди мешков с мусором были обнаружены 8 мешков, в
которых находились странные свертки. Руководство охранного предприятия оперативно сообщило об обнаруженном руководителю нашей службы безопасности, а тот в свою очередь проинформировал
генерального директора компании – Виктора Смирнова, которые незамедлительно прибыли на объект.

Сотрудники службы безопасности “ИНТАРСИИ” потребовали разгрузить машину, осмотрели предъявленные мешки и перенесли их в охраняемое помещение, а также приступили к осмотру всех
реставрируемых помещений. В результате осмотра во флигеле на 1 этаже нашли еще 10 мешков, которые были также приготовлены для вывоза.  При осмотре флигеля между 2 и 3 этажами был обнаружен
вскрытый пол тайника. Внутри тайника находились деревянные ящики  и свертки. Таким образом было обнаружено всего 18 мешков (10 – во флигеле, 8 – в машине, а также 1 большой ящик, дорожная сумка
и 5 свертков – в тайнике). Все эти предметы были перемещены в отдельное помещение, для охраны которого были привлечены дополнительные силы.

“28 марта о находке было сообщено в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга (КГИОП) и ГУВД СПб и ЛО.  Представители КГИОП в период с 28
марта по 09 апреля проводили опись и инвентаризацию найденного, а также упаковывали предметы для их дальнейшей транспортировки. Сотрудники правоохранительных органов проводили оперативно-розыскные и
поисковые мероприятия, осуществляли охрану и участвовали в описи предметов”, – рассказывает Александр Новиков.

2168 предметов – такова окончательная цифра пересчитанного клада. Количество впечатляет обывателей, однако на специалистов большее впечатление производят целостность и полнота коллекции, аналогов
которой в российских музеях нет. Пять практически полных сервизов на все случай жизни (столовые и чайно-кофейные) – представители и свидетели эпохи конца XIX и начала XX веков – дошли до нас в
идеальном состоянии, несмотря на 95 долгих лет проведенных в заточении. Эта заслуга без сомнения принадлежит тому, кто спрятал коллекцию.

Дорожная сумка, оберточная бумага, газеты датированные мартом, июлем, августом и сентябрем 1917 года, материя, до сих пор сохранившая запах уксусной эссенции, – все это упаковочный материал для
предметов, вывезти которые с собой владельцы особняка не могли, поэтому были вынуждены спрятать. Другая часть коллекции хранилась в специальных деревянных ящиках, в которых были предусмотрительно
оставлены фартуки, также пропитанные уксусом. Такой способ хранения позволил уберечь всё от окисления.

Найденные сервизы столового серебра русской и европейской работы, скорее всего, были сделаны по заказу семьи Нарышкиных. В пользу этого предположения говорит то, что на многих вещах имеются их
фамильные гербы. На предметах российской работы – клейма лучших отечественных ювелиров второй половины XIX – начала XX века: Овчинников, Хлебников, братья Грачевы, Кейбель, большинство из которых
были поставщиками императорского двора. Среди коллекции особо выделяется парадный столовый сервиз в “русском стиле” Игната Сазикова. Филигранность работы, количество и разнообразие
предметов служат наглядным примером высочайшего мастерства русских ювелиров.

Не обошлось и без юмора, пословиц и поговорок: к примеру, на большой чаше для вина выгравирована надпись “Загорелась душа до винного ковша”, а на каждой рюмочке своя индивидуальная:
“И курица тоже пьет”, “Лучше пить за столом, а не пить за столбом”…

Самой малочисленной оказалась посуда с клеймами Фаберже – солонка и кубок, больше напоминающий по своим размерам рюмочку.

Светлана Стрижак,
главный специалист КГИОП:

Данный призовой кубок свидетельствует о хобби владельцев: его за второе место получил конь Делибаш. Этот конь получил и другой кубок за первое место в скачках, как гласит надпись: “получен из
рук императрицы Александры Федоровны”. Это живые и очень трогательные детали частной жизни, одномоментно остановленной и законсервированной.

Кроме того, найдено несколько мелких пасхальных подвесок – россыпью и на цепочке, – хранившихся в футляре с клеймом Фаберже, наручные часы и небольшие настольные часы в корпусе гильошированной
эмали. Однако до результатов официальной экспертизы говорить об авторстве этих предметов преждевременно.

Среди столовых сервизов интересен сервиз французской фирмы Aucoc Aine c фигурными держателями крышек. Коллекцию столового серебра дополняли французские ножи с перламутровыми и фарфоровыми
расписными ручками, ящики с приборами. Наличие небольшого количества предметов из фарфора (блюдце и чашка) можно объяснить лишь тем, что такую посуду было легче перевезти через границу: материальной
ценности с точки зрения новой власти она не представляла.

Также было найдено несколько боевых орденов Российской Империи: орден Святой Анны, орден святого Станислава и орден святого Владимира с мечами. Это высокие награды для штаб-офицерских чинов, то
есть от чина подполковника. Кроме того, обнаружены медали “В память 300-летия царствования дома Романовых” и “В память 100-летия Отечественной войны 1812 г.”, которые вручались
военнослужащим, а также сербская медаль и черногорский орден.

Интересно, что среди наград обнаружены и две георгиевские медали, которые давались только нижним чинам. Медали номерные и, соответственно, есть возможность определить личность награжденного. Кроме
наград, сохранилось свидетельство на медаль “За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации”, выданное на имя поручика Сергея Сомова, который, возможно, являлся дальним родственником
семейства Нарышкиных, так как на некоторых предметах рядом с гербом Нарышкиных изображен герб Сомовых. Сама медаль отсутствует.

До лучших времен были спрятаны в тайнике и массивные канделябры-жирандоли, несколько пар запонок, браслеты, золоченый обруч для волос, два настольных зеркала в серебряных рамах, серебряные
несессеры, зеркала и щетки в серебряных оправах и даже расческа для волос, наполовину лишившаяся зубцов.

“Уже сейчас до проведения технико-технологической и историко-культурной экспертиз можно оценить значимость находки: и по количеству предметов и их комплектности, и по точному обозначению
времени, когда был сделан тайник, – характеризует клад Светлана Стрижак. – Значимость находке придает и очевидная принадлежность вещей дому и семье Нарышкиных: гербы Нарышкиных есть на большинстве
предметов. Гербы литые, гравированные, выполненные в эмальерной технике. Даже на полотняных фартуках, в которые были завернуты многие предметы, вышита голубая буква “Н” униформа домашней
прислуги”.   

Не нашли места в новой жизни владельцев особняка и такие характерные для аристократического дома предметы, как серебряные колокольчики для вызова прислуги и два электрических звонка для тех же
целей. Один из них стилизован под пасхальное яйцо и выполнен в технике гильошированной эмали, где кнопкой служит драгоценный камень, а шнур имеет шелковую оплетку. Второй – в виде забавной фигурки
лежащей собаки, которая при нажатии на кнопку склоняет голову.

Опись клада была проведена в рекордно короткие сроки сотрудниками КГИОП, которые выполнили визуальный осмотр, первичный учет, фотофиксацию, описание, обмеры, упаковку предметов с опечатыванием и
маркировкой. Упаковку большемерных предметов осуществили сотрудники Русского музея.

В настоящий момент содержимое клада находится в 37 коробках, 4 плоских упаковках (под блюда и подносы), 4 исторических кофрах, 8 деревянных ящиках под большемерные предметы. Всё это опечатано и
готово к переезду.

На сегодняшний день, в соответствии ч. 2 ст. 233 Гражданского кодекса РФ, на часть клада либо вознаграждение имеют право лица, нашедшие клад и собственники земельного участка, либо строения, в
котором он был обнаружен.

По планам ПИБ, место, где был обнаружен тайник, скорее всего, находится в зоне общедолевой собственности. В этом случае права на клад имеют город в лице КУГИ, ООО “ИНТАРСИЯ” и физическое
лицо, т.е. собственники помещений флигеля.  

Потомки семьи Нарышкиных не могут претендовать на клад. Декретом “О земле”, принятым II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 26 октября 1917 г.,
“помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, обращались во всенародное
достояние (переходили государству)”. При этом, согласно примечанию 1 к ст. 59 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года, которое никто не отменял, бывшие собственники, имущество которых было
экспроприировано на основании революционного права или перешло во владение трудящихся до 22 мая 1922 г., не имеют права требовать возвращения этого имущества. Это означает, что все наследники,
которые могли бы претендовать на данное имущество, потеряли свое право на владение им с момента экспроприации, сообщается на сайте ГК “ИНТАРСИЯ”.

Экспертизой клада Нарышкиных займется Министерство культуры, после чего оценка предметов будет осуществлена структурами, подведомственными Министерству финансов. Экспертиза может занять год, а
оценка – два-три месяца. После экспертизы и оценки предметов ГК “ИНТАРСИЯ” хотела бы, чтобы данная коллекция не разбивалась на отдельные части, а вернулась на свое историческое место – в
особняк Трубецких-Нарышкиных, где и была найдена.

Справка

В кладе Нарышкиных нашли 2168 предметов: 5 практически полных серебряных сервизов, среди которых можно выделить парадный столовый сервиз в “русском стиле” (более 200 предметов) работы
фирмы Сазикова. На предметах российской работы стоят клейма лучших отечественных ювелиров последней трети XIX-начала XX века (Сазиков, Овчинников, Хлебников, братья Грачевы, Фаберже, Кейбель), а
также изделия из серебра европейской, преимущественно французской, работы. Среди находок – боевые ордена, медали и памятные знаки с наградными документами, ювелирные украшения и часы, туалетные
приборы, столовое серебро, несколько мелких пасхальных подвесок. Часть предметов находилась в исторических футлярах.

В 2018 году фонд предметов с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней «Царское Село» пополнился… 2168 произведениями искусства из драгоценных металлов. Общий вес пополнения в семействе в коллекции — более 400 кг! Что же случилось? В распоряжение музея поступил знаменитый клад Нарышкиных, крупнейшая подобная находка на территории Санкт-Петербурга что по стоимости, что по историческому значению.

Как нашли наследство Нарышкиных

27 марта 2012 года сотрудники охраны во время обхода особняка Нарышкиных-Трубецких в центре Петербурга, на улице Чайковского, 29, обратили внимание на нескольких рабочих. Все бы ничего, но кое-что смущало. Здание ремонтировалось, в нем шли интенсивные строительные работы, и потому мешки, которые рабочие затаскивали в ГАЗель вроде бы смотрелись логичными — наверняка мусор. Но вот время их погрузки было выбрано странноватым. На город спускались сумерки, а мусор обычно вывозили в более светлую пору.

Интуиция охрану не подвела. То, что предстало перед глазами внимательных ЧОПовцев, было способно перехватить дыхание и вызвать к жизни восклицания, приводить которые в нашем тексте мы не будем. Не знаем точно, какие именно слова прозвучали, но вот что известно, так это то, что срочно были нажаты кнопки 102 на мобильном телефоне. Через короткое время на место происшествия прибыла не только полиция, но и много других ответственных лиц.

Что неудивительно: в мешках оказалась старинная серебряная посуда.

Серебряный сервиз

Серебряный сервиз

И даже люди, не являющиеся дипломированными специалистами в области искусства, могли легко понять, что предметы имели большую культурную ценность. При дальнейшем осмотре уже непосредственно самого места реставрационных работ было найдено еще несколько больших пакетов с таким же драгоценным содержимым, приготовленном на вывоз — в неизвестном, разумеется, направлении.

Выяснилось, что рабочие из Таджикистана во время ремонта в особняке Нарышкиных-Трубецких нашли скрытую между перекрытиями второго и третьего этажей потайную комнату. В ней хранились предметы из столового золота и серебра, обернутые в выпуски газет 1917 года. В стране в тот год было неспокойно, и в безопасности не мог чувствовать себя никто. Что говорить, если даже приближенного к императорской семье Григория Распутина убили практически открыто. Ну а после Октябрьской революции в России и вовсе начал раскручиваться маховик репрессий.

Клад содержал не только столовое серебро, но и много других чрезвычайно ценных вещей: различные ордена и награды дореволюционной России, а также личные вещи с фамильными гербами и монограммами.

Фамильный герб

Фамильный герб

Тщательное их изучение показало, что владельцы драгоценных ювелирных изделий — Сомов Сергей Сергеевич, служивший поручикoм в лейб-гвардии Гусарского полка, и его супруга, Нарышкина Наталья Васильевна, представительница знатного российского рода.

Ордена и награды были получены Сергеем Сомовым за военные заслуги на фронтах Первой мировой войны и Натальей Нарышкиной, спасавшей человеческие жизни во время службы сестрой милосердия в передовых отрядах Красного креста.

Так стала известна еще одна трагическая история членов аристократической семьи, посвятивших себя Отечеству, но вынужденных бежать из страны, охваченной пламенем революций.

Волею судеб оказавшись в конце 1917 года в Петрограде, супруги успели спрятать свои семейные реликвии. Драгоценные золотые и серебряные изделия были аккуратно и тщательно упакованы в газеты и пропитанную уксусом ткань. Это позволило избежать коррозии металлов в течении длительного времени и сохранить идеальное состояние произведений искусства до их обнаружения. Сергей Сомов скончался во Франции в 1976 году, Наталья Васильевна — два года спустя. История распорядилась так, что супруги не смогли вернуть свои вещи, но помогли их сохранить для России.

Состав клада и его значение

«Клад Нарышкиных» значим не только материальной составляющей (его стоимость составляет около 4 миллионов евро), но в большей степени своим познавательным вкладом в историю искусств. Все найденные в нем сервизы принадлежали одной семье, они цельные и изготовлены лучшими ювелирными мастерскими XVIII — XIX веков, названия которых и сейчас приводят знатоков в священный трепет: европейскими — Aucoc Aine, Falize, Harleux, Parisot, Touron, Queille; и русскими — братьев Грачевых, Павла Овчинникова, Игнатия Сазикова, Вырыпаева, Kейбеля.

Крышка чайника. Техника ювелирного мастерства

По представленным предметам можно изучить практически все техники ювелирного мастерства, использовавшиеся в то время, такие, например, как гильошировка, просечка, золочение, гравировка, чеканка, литье. Их применение позволило создать необыкновенной красоты ювелирные шедевры, дарящие подлинное эстетическое наслаждение.

Дошедшая до нас коллекция изысканных раритетов состоит из серебряной посуды, столовых приборов, туалетных принадлежностей, часов, ювелирных украшений, воинских наград и знаков отличия царской России.

Предметы изготовлены из серебра и золота различной пробы, есть даже украшение из платины весом в несколько грамм — небольшая заколка для волос. К слову, это первое платиновое изделие пополнившее музейное собрание ГМЗ «Царское село».

До 2018 года вещей из такого дорогого металла в коллекции не было.

Сервиз из золота с чайником с подставкой для спиртовки

Сервиз из золота с чайником с подставкой для спиртовки для чайных церемоний

Среди посудных принадлежностей внимания заслуживают бульотки, чайники со встроенной подставкой для спиртовки, которые когда-то использовались в обиходе аристократических семей для поддержания нужной температуры воды во время чайных церемоний.

Вишенкой на торте является парадный столовый сервиз, созданный в мастерской потомственного ювелира Игнатия Сазикова. Набор состоит из более чем 200 серебряных предметов, выполненных в неорусском стиле, который в XIX веке был популярен у дворянского сословия.

Особый интерес у искусствоведов вызывают выгравированные тематические надписи на посуде от официозных: «Фабрика Сазиков, самовар серебряной работы» до шутливых, выполненных в народном стиле и размещенных на винных чарках: «Пей за столом, а не пей за столбом», «Знать птицу по перьям, а молодца по речам».

Канделябр, изображающий хоровод крестьян вокруг дуба

Канделябр, изображающий хоровод крестьян вокруг дуба

В этом же народном стиле выполнены и шестнадцатикилограммовые парные серебряные канделябры, изображающие хоровод крестьян вокруг дуба, который символизирует мощь и несгибаемость России.

Нужно отметить, что уважение к простому народу в семье Нарышкиных, скорее всего, не было показным. На это указывает тот факт, что среди наград, заботливо спрятанных в тайнике, были найдены две номерные георгиевские медали, которыми награждались нижние воинские чины.

Клад Нарышкиных — самый большой и уникальный из найденных в послереволюционной России. Закономерно, что его обнаружили в доме Трубецких-Нарышниковых, который также имеет большое историческое и культурное значение. Первым хозяином этого особняка был Абрам Ганнибал , прадед великого русского поэта, «нашего всё», Александра Сергеевича Пушкина.

Затем здание переходило поочередно в собственность самых знатных русских семейств. Его владельцами были Неплюевы, Трубецкие, Демидовы и, наконец, Нарышкины. Представители этих громких фамилий на протяжении веков принимали непосредственное участие в исторических событиях. И даже сойдя с «основной сцены», сумели внести огромный вклад в российскую культуру в виде бережно спрятанных сокровищ мирового значения.

Клад Нарышкиных экспонировался в Александровском дворце Царского Села до осени 2021 года. Он вернется туда, но когда именно, сказать сложно. Точно, к сожалению, не в самое ближайшее время.

Следите за обновлениями на нашем сайте и в социальных сетях, мы будем держать вас в курсе.

Фотографии предоставлены ГМЗ “Царское Село”

Автор:

08 августа 2021 12:15

События, произошедшие весной 2012 года в Петербурге, настолько похожи на чей-то любительский сценарий, состоящий из сплошного набора штампов, что трудно поверить в их реальность. А ведь всё это было на самом деле: бдительные и честные охранники, недалёкие, но везучие работяги, спрятанная между перекрытиями потайная комната и, конечно, сокровища на 4 миллиона евро.

Тайны знаменитого клада Нарышкиных: сколько он стоит, когда его нашли и что успели украсть?

Элементы клада нарышкиных

Кто обнаружил клад Нарышкиных?

История самой известной петербургской находки XXI века начиналась довольно буднично. К очередному «круглому» дню рождения города программа охраны и восстановления культурных ценностей добралась до особняка Нарышкиных по адресу улица Чайковского, 29.

Понятное дело, что любая реставрация представляет собой не только труд высококвалифицированных специалистов, по крупицам восстанавливающих фасады и интерьеры, но и огромный объём тяжёлой и грубой физической работы, которую всегда передают тому, кто готов сделать её быстрее и за меньшие деньги. Так на объекте оказалась группа гастарбайтеров из солнечного Таджикистана.

Мужчины трудились не хуже и не лучше множества своих коллег и земляков, благо особого мастерства их работа не требовала. Однако внезапно им улыбнулась удача – в полу третьего этажа нашёлся тайник, а в нём тщательно упакованная посуда, украшения и памятники декоративно-прикладного искусства.

Позже следователи 12 дней описывали всё содержимое клада и насчитали 2168 предметов. Однако самим рабочим заниматься этим было некогда. Решив сохранить находку в тайне ото всех (что было несложно), они попытались проверить, насколько дорогими являются обнаруженные предметы. Вполне логично, что ни один из работяг навыков оценщика не имел и в посуде XIX века не разбирался, поэтому они просто решили взять наугад несколько образцов и отнести их ювелирам в скупку.

Тайны знаменитого клада Нарышкиных: сколько он стоит, когда его нашли и что успели украсть?

Как о кладе стало известно общественности?

Фактически, уже на этом этапе и проявился некоторый недостаток образования наших таджикских друзей. Оценщики быстро смекнули, что люди явно продают не своё, да и внешне не очень похожи на потомков Нарышкиных, чей герб красовался на столовом серебре. Делом заинтересовались компетентные органы, но долго расследовать его не пришлось.

Вечером 27 марта дежурившие на объекте охранники из ЧОПа заподозрили неладное: двое рабочих засиделись в особняке допоздна. В принципе, гастарбайтеры – ребята трудолюбивые, поэтому само по себе это было не так удивительно. Однако потом они принялись таскать мешки со строительным мусором, причём не в грузовик, которым их постоянно вывозили, а в обычную «Газель».

Охранники решили проверить, что за груз так срочно отправляют с объекта, и глазам своим не поверили. Тут же на место было вызвано начальство, а с ним и полиция. Выяснилось, что помимо 8 мешков в машине, своей очереди на погрузку ждали ещё 10 во флигеле, а в тайнике оставался большой ящик, 5 объёмных свёртков и дорожная сумка. Арестованные согласились сотрудничать со следствием, что позволило вернуть в коллекцию предметы, уже проданные ювелирам за бесценок.

Тайны знаменитого клада Нарышкиных: сколько он стоит, когда его нашли и что успели украсть?

Откуда взялся клад Нарышкиных и какова его дальнейшая судьба?

Больше всего специалистов удивил даже не размер находки, а исключительная степень сохранности предметов. Хозяева очень тщательно всё упаковали и даже положили в ящики куски материи, обильной пропитанные уксусной эссенцией, что позволило уберечь металлы от окисления на протяжении века.

Дату создания клада оказалось возможным определить с точностью до нескольких недель, поскольку столовое серебро заворачивали в газеты, последние из которых были датированы сентябрём 1917 года.

Тайны знаменитого клада Нарышкиных: сколько он стоит, когда его нашли и что успели украсть?

Установлены и конкретные люди, которые распорядились спрятать драгоценные вещи (в том числе и работы ювелирного дома Фаберже) перед своим отъездом из страны, в надежде со временем вернуться в Россию. Среди предметов нашлись ордена и документы на имя поручика Сергея Сомова, а также номерной значок общества содействия частным сёстрам под No64, принадлежавший его жене Наталье Сомовой, урождённой Нарышкиной. Именно они очевидно и спрятали драгоценные вещи в тайник, вот только обратно за ними вернуться так и не смогли.

По закону, обнаружившие клад имеют право на существенную его часть, однако это положение касается тех, кто сдаст ценности государству. А двое незадачливых рабочих, решивших, что они сумеют всех обхитрить, в итоге попали под следствие. Впрочем, почти сразу возникла любопытная юридическая коллизия: хотя факт попытки хищения был налицо, собственники имущества заявления в полицию не писали, да и государству на тот момент клад ещё не принадлежал. Так что работяги отделались выдворением из страны, да и то не за этот инцидент, а за просроченную регистрацию.

Наследники Нарышкиных прав на своё имущество предъявлять не стали, поэтому коллекция досталась государству и уже экспонируется в Константиновском дворце, а награда за находку так и осталась в бюджете Санкт-Петербурга.

Тайны знаменитого клада Нарышкиных: сколько он стоит, когда его нашли и что успели украсть?

Источник:

Источник:

Еще крутые истории!

Новости партнёров

реклама

Добавить комментарий