9 июня в прокат выходит фильм режиссера Дмитрия Суворова «Одна», основанный на реальной истории 20-летней Ларисы Савицкой — единственной пассажирки, выжившей после крушения пассажирского самолета над амурской тайгой в 1981 году. Девушка упала с высоты 5200 метров, провела в тайге несколько дней и на своих ногах встретила спасателей.
Сама Савицкая была консультантом картины, присутствовала на съемках, ее рассказы легли в основу сценария, хотя, как и в любом кинофильме, не обошлось без вымышленных деталей. Но основная канва истории сохранилась. О чудесном спасении Ларисы Савицкой режиссер Дмитрий Суворов узнал из передачи, на которую случайно наткнулся на одном из кабельных каналов. С тех пор история не отпускала режиссера.
Нужно было отдать долг
А у «АиФ» была собственная история, связанная с Ларисой. В 2001 году именно нашему изданию Лариса Владимировна впервые рассказала подробности, о которых раньше не могла говорить свободно — данные о катастрофе были засекречены. Вторая наша беседа состоялась уже в ходе работы над фильмом. К слову, уговорить Савицкую на экранизацию истории режиссеру помог сын героини, который проникся идеей Суворова.
Решающим стало то, что, по словам Ларисы Владимировны, у нее есть «долг перед кинематографом». Незадолго до крушения 20-летняя Лариса Савицкая, студентка пединститута из Благовещенска, посмотрела в кинотеатре итальянский фильм «Чудеса еще случаются» (история реальной девушки, выжившей в авиакатастрофе. — Ред.). Этот фильм в какой-то степени помог ей выжить.
Замужем и счастлива
«Вылетели мы около 12 часов дня. Салон не был заполнен полностью, но мы решили остаться на своих местах в хвосте самолета — там меньше вибрации. Я села у окна, Вовка (муж Ларисы, они расписались за несколько месяцев до катастрофы. — Ред.) — рядом. То, что я оказалась в хвосте — один из моментов, которые меня спасли.
Как взлетали, не помню — сразу уснула. Проснулась от… С чем сравнить… Очень громкий звук, одновременно ожог холодом (на высоте 5000 м за бортом ниже -40 °С. — Ред.), крики, визг и громкий хлопок. Я ударилась о переднее кресло лицом. Люди кричали от страха. Самолет разламывался — крылья сразу оторвало, потом остальное…
Меня выкинуло в проход между двумя рядами кресел. Я очнулась — и первая мысль: “Если я так упаду, мне будет очень больно”. Глаза поднимаю и вижу пустое кресло. В этот момент я и вспомнила тот фильм: девчонка в нем падала, сидя в кресле и держась за поручни. Залезла в кресло ближе к окну. Как заползала в него, не помню. Следующая картина: я сижу в этом кресле, передо мной разбитый иллюминатор. Мы все падаем, падаем… И тут у меня появилось чувство, что есть шанс спастись, призрачный, конечно, но все же… Видимо, сработал инстинкт самосохранения. Я сгруппировалась, сжалась в комок, насколько смогла. Но все равно удар был такой силы, что я потеряла сознание. И пролежала так 5 часов».
Помогли хвост самолета и березки
Ларисе очень помогли два фактора — то, что она находилась в хвосте: эта часть развалившегося в небе самолета не пикировала, а парашютировала (так падает на землю листок дерева). И приземлилась девушка не на жесткие верхушки хвойных туй, а на островок мягких березок. Потом, когда она ознакомилась с фотографиями места катастрофы, то увидела, как тела людей висели на деревьях, проткнутые острыми сучьями.
Падал самолет 8 минут. Это Лариса узнает потом. Как и то, что катастрофа стала следствием столкновения с военным самолетом ТУ-16К, выполнявшим разведку погоды. Время, проведенное без сознания, а это было 5 часов, смогла вычислить по наручным часам — они продолжали идти. Это был подарок мужа. Володю она увидела рядом с собой на земле. В кресле. Мертвого. То, что он погиб, она поняла еще в небе.
Они ведь и фильм тот смотрели вместе, но еще были женихом и невестой. Свадьбу сыграли весной 1981 г. Свадебное путешествие отложили на лето. Провели его на море. И возвращались домой в Благовещенск тем самым злополучным рейсом.
«Очнулась я не сразу. Сперва вернулся слух, в ушах звенело. Как потом оказалось — это комары. Спросила: “Есть кто живой?” Это была моя первая фраза, — продолжает Лариса Савицкая. — Шел дождь, я сделала над головой крышу из чехла подголовника и куска какой-то фанеры, еще был полиэтиленовый пакет, я его надела на голову, чтобы комары не кусали лицо. Наступила ночь. Очень больно было лежать из-за переломов, но я тогда не знала о них».
Дождь шел больше суток. Лариса нашла в себе силы соорудить «шалаш» из обломков, что были поблизости. Так стало чуть теплее. В тайге в конце августа температура опускалась до +8 °С, а на ней было легкое платьице и плащ. Да и те мокрые от дождя. Распогодилось через сутки, появились вертолеты. Они шли очень низко. Лариса схватила красный чехол от подлокотников и из последних сил махала им. Потом ей рассказывали, что летчики видели девушку, но думали, что это повариха у геологов развлекается, машет им красным платочком. Им и в голову не приходило, что кто-то из пассажиров остался цел.
В тайге девушка провела три дня. Ей повезло, что искали Савицкую не только с воздуха. Спасатели прочесывали тайгу квадрат за квадратом. Лариса услышала голоса. И подала свой. Для спасателей появление девушки стало потрясением. «У них были глаза круглые от того, что они увидели живого человека. Среди спасателей был сослуживец моего отца, — рассказывала она потом. — Он сразу меня узнал. А у меня при виде людей все выключилось. Больше двух недель прошло, прежде чем я смогла двигаться».
Когда Ларису выписали из больницы, она не могла не только ходить, но даже сидеть. Только лежала, свернувшись калачиком, потому что распрямить позвоночник было невозможно. Через 4 дня врачам пришлось снова забрать девушку в больницу. Ей загипсовали руку, положили на растяжку позвоночника… Потом костоправ ломал неправильно сросшуюся руку и складывал ее по новой, вправлял позвоночник, поднимал все опущенные от удара внутренние органы. Сидеть и ходить девушка начала через полгода. Через год восстановилась в институте.
«Аэрофлот» выплатил Ларисе «компенсацию на лечение», которая составила 75 руб. Военные ничего не дали, потому как не знали, по какой графе денег выписать: «В авиакатастрофах пострадавших не бывает: все погибшие. А которые выжили — те свидетели. Свидетелям компенсаций не положено». Если бы была погибшей, семье выдали бы 300 рублей.
Спустя 4 года после чудесного спасения Лариса родила сына Георгия. Воспитывала его одна. Ребенку не было и года, когда в автокатастрофе погибла мама Ларисы. После этой трагедии она еще 5 лет жила в Благовещенске. А потом решила, что ей нужно переехать из города, где все напоминает двух потерях — мужа и мамы. Отправилась в Москву, где ее приютила подруга, выделила им с сыном комнату. Лариса училась, работала. Купила квартиру. Был момент, когда вернулись последствия травм — ее парализовало. Ларису выхаживал сын. Она вновь со всем справилась.
Шесть лет назад Лариса Владимировна вышла замуж. И теперь уже вместе с супругом она, как и все эти сорок с лишним лет, дважды празднует свой день рождения — 11 января (по паспорту) и 24 августа, когда она выжила в авиакатастрофе.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2023 года; проверки требуют 4 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Савицкая.
Лариса Владимировна Савицкая | |
---|---|
Имя при рождении | Лариса Владимировна Андреева |
Дата рождения | 11 января 1961 (62 года) |
Место рождения |
|
Страна |
|
Род деятельности | психофизиолог |
Лари́са Влади́мировна Сави́цкая, урождённая Андреева[1] (род. 11 января 1961, Благовещенск, Амурская область) получила известность как человек, выживший после падения с высоты 5200 метров, став единственной выжившей в авиакатастрофе у Завитинска, случившейся 24 августа 1981 года, когда на высоте 5 км самолёт Ан-24РВ столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К[2].
Биография[править | править код]
Родилась в Благовещенске 11 января 1961 года. В школе занималась бальными танцами и фигурным катанием.
Молодая студентка Благовещенского пединститута Лариса Савицкая вместе с мужем Владимиром Савицким возвращалась из свадебного путешествия. Они поженились весной 1981 года, но из-за сессии и практики путешествие перенесли.
После путешествия на море они летели на борту Ан-24РВ авиакомпании «Аэрофлот» (рейс SU-811 Южно-Сахалинск—Комсомольск-на-Амуре—Благовещенск) из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. В самолёте оказалось много свободных мест, и несмотря на то, что билеты у Савицких были в среднюю часть самолёта, они заняли кресла в хвостовой.
Катастрофа[править | править код]
Пассажирский самолёт Ан-24
24 августа 1981 года самолёт Ан-24РВ, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5220 м столкнулся с дальним бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-16К. Причин у катастрофы было несколько: слабая согласованность военных и гражданских диспетчеров, экипаж Ан-24РВ не доложил об уклонении от основной трассы, а экипаж Ту-16К сообщил, что занял высоту в 5100 м, за 2 минуты до того, как это произошло на самом деле.
После столкновения экипажи обоих самолётов погибли. В результате столкновения Ан-24РВ потерял обе консоли крыла с топливными баками и верх фюзеляжа. Оставшаяся часть в ходе падения несколько раз разломилась.
В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и внезапного холода (температура моментально упала с +25 °C до −30 °C). После очередного разлома фюзеляжа, прошедшего прямо перед её креслом, Савицкую выбросило в проход. Очнувшись, она добралась до ближайшего кресла, забралась и вжалась в него, так и не пристегнувшись. Савицкая впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолёта вжалась в кресло и выжила.
Часть корпуса самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар. По последующим исследованиям, всё падение обломка самолёта размерами 3 метра в ширину на 4 метра в длину, где оказалась Савицкая, заняло 8 минут. Несколько часов Савицкая была без сознания. Очнувшись на земле, она увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. Савицкая получила ряд серьёзных травм, но могла самостоятельно передвигаться.
Через два дня её обнаружили спасатели. Савицкая в ожидании спасателей соорудила себе временное прибежище из обломков самолёта, согреваясь чехлами с сидений и укрываясь от комаров полиэтиленовым пакетом. Все эти дни шёл дождь. Когда он закончился, она махала пролетавшим мимо самолётам спасателей, но те, не ожидая найти выживших, приняли её за геолога из находившегося неподалёку лагеря. Савицкую, тела её мужа и ещё двух пассажиров обнаружили на третий день последними из всех жертв катастрофы.
Последствия[править | править код]
Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Последствия сказываются на протяжении всей последующей жизни Савицкой. Она оказалась единственной выжившей из 38 человек на борту.
Первое упоминание о Ларисе Савицкой было только в Перестройку в газете «Советский спорт» в конце 1985 года, однако в статье говорилось, что она упала с высоты пять километров в ходе испытания летательного аппарата оригинальной конструкции, причём не в 1981 году, а в 1979.
Несмотря на многочисленные травмы, Савицкая не получила инвалидность: по советским нормативам тяжесть её отдельных травм не позволяла получить инвалидность, а получить её по совокупности не было возможным. Позднее Савицкую парализовало, однако она смогла оправиться, хотя не могла выполнять многие работы и вынуждена была перебиваться случайными заработками и даже голодала.
Позднее получила второе высшее образование в МГУ, на кафедре психофизиологии.[3] В 1986 году родила сына Георгия, и они долгое время жили только на пособие по уходу за ребёнком.
Необычная судьба привлекла внимание прессы, появились многочисленные интервью с Савицкой. Она стала героиней телепередач нескольких телекомпаний[4]. Благодаря этому нашёлся человек, который оплатил протезирование зубов. В 1990-е годы смогла получить стабильный доход благодаря собственной фирме и купила квартиру в Москве[5].
Лариса Савицкая дважды внесена в российское издание Книги рекордов Гиннесса:
- как человек, выживший после падения с максимальной высоты,[источник не указан 366 дней]
- как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба — 75 руб[6]. По нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и 75 руб. за выживших в авиакатастрофах.
Семья[править | править код]
Первый муж (1981) — Владимир Викторович Савицкий (19.10.1961 — 24.08.1981). Студент-медик. Погиб в авиакатастрофе. Похоронен в Благовещенске, на кладбище, расположенном на 8-м километре Новотроицкого шоссе.[7]
- Сын — Георгий (род. 1986)
- Внучка
Второй муж (с 2008 года) — Тимофей, психофизиолог.[3]
О Ларисе Савицкой в творчестве[править | править код]
О произошедшей катастрофе снят фильм, написаны стихи:
- Фильм режиссёра Дмитрия Суворова «Одна» (2022). Роль Л. Савицкой исполнила Надежда Калеганова.
- Стихотворение Алексея Воеводина «Аэроплан»[8].
См. также[править | править код]
- Список единственных выживших в авиакатастрофах
- Весна Вулович
Примечания[править | править код]
- ↑ Вадим Карпов. Выжила, чтобы жить // Труд : газета. — Молодая гвардия, 9 августа 2001.
- ↑ Кравчук П. А. Рекорды природы. — Л.: Эрудит, 1993. — 216 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-7707-2044-1.
- ↑ 1 2 Денис КОРСАКОВ. Лариса Савицкая, выжившая после авиакатастрофы и падения с высоты 5 километров: «Я смотрела, как приближается земля, и готовилась оттолкнуться от нее руками и ногами». kp.ru (4 сентября 2020). Дата обращения: 15 апреля 2023.
- ↑ Ксения Владимирова. Как спастись из падающего самолета? // Комсомольская правда : газета. — 1 октября 2004.
- ↑ Чудеса случаются. История единственной выжившей в страшной авиакатастрофе, Аргументы и факты в Беларуси, 31 августа 2020 года.
- ↑ Россиянка оказалась единственной выжившей в авиакатастрофе. Что ей пришлось пережить?: Происшествия: Путешествия: Lenta.ru. Дата обращения: 8 октября 2020. Архивировано 8 октября 2020 года.
- ↑ Ему было всего 19: родные погибшего в авиакатастрофе амурчанина Владимира Савицкого показали, где он похоронен (ЭКСКЛЮЗИВ). www.amur.life. Дата обращения: 15 апреля 2023.
- ↑ Аэроплан. alexeyvoevodin.livejournal.com. Дата обращения: 26 августа 2021. Архивировано 26 августа 2021 года.
Ссылки[править | править код]
- Единственная выжившая в авиакатастрофе на YouTube
- Соколов-Митрич Дмитрий. Лариса Савицкая: «Для меня уже вырыли могилу». Известия (29 июля 2002). Дата обращения: 14 июня 2021.
- «Хотелось только умереть без мучений». Что рассказывают пассажиры, в разное время пережившие авиакатастрофы // Известия. — 19 марта 2007.
- Столкновение Ан-24РВ ДВ УГА и Ту-16К в районе Завитинска. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России. www.airdisaster.ru. Дата обращения: 21 августа 2008.
- ASN Aircraft accident Antonov 24RV CCCP-46653 Zavitinsk (англ.). Aviation Safety Network. aviation-safety.net. Дата обращения: 23 ноября 2008. Архивировано 17 марта 2012 года.
- Лидия Графова. Ради особой миссии она выжила в авиакатастрофе. Чудеса случаются. 7 дней. Дата обращения: 21 августа 2008. Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года.
- Ирина Финякина. Я упала с неба // Московский комсомолец. — 18 января 2005.
- Вадим Карпов. Выжила, чтобы жить // Труд : газета. — Молодая гвардия, 9 августа 2001.
- Станислав Купцов. Люди понимали, что умрут, и выли // Lenta.ru : Большое интервью с Ларисой Савицкой. — 08.10.2020.
Биография
Ларису Савицкую «хоронили» дважды. В первый раз — когда произошла крупная авиакатастрофа, в результате которой не надеялись найти выживших, а во второй — по нелепой ошибке. Несмотря ни на что, Лариса справилась со всеми трудностями и счастлива в жизни. А ее биография и сегодня вызывает у людей самые смешанные чувства.
Детство и юность
Лариса Владимировна Андреева родилась 11 января 1961 года в Благовещенске. В детстве девочка увлекалась бальными танцами, каталась на коньках, а после школы мечтала отучиться на врача.
Получив аттестат о среднем образовании, девушка отправилась покорять столицу. Она подала документы на биологический факультет МГУ, но опоздала на часть экзаменов. Попыталась поступить на философский, но провалила вступительные. Спустя полгода Лариса вернулась к родителям и по их настоянию пошла в педагогический институт.
Личная жизнь
С будущим мужем, учащимся мединститута Владимиром Савицким, Лариса познакомилась, будучи студенткой. Через некоторое время молодой человек сделал девушке предложение, попутно придумывая имена будущим детям, и весной 1981-го состоялась скромная свадьба в окружении родителей и двух свидетелей жениха и невесты.
Свадебное путешествие студенты-молодожены перенесли на конец лета: на носу были сессии и практики. Изначально Савицкие планировали отдохнуть в Крыму, но в итоге поехали к родственникам Ларисы под Владивосток, а затем — в Комсомольск-на-Амуре к родителям мужа. Возвращение в Благовещенск оказалось роковым: самолет с молодоженами на борту разбился, Владимир погиб в числе остальных пассажиров, а Лариса навсегда осталась инвалидом.
После катастрофы Савицкая долго не могла восстановиться, из-за полученных повреждений не в состоянии была трудоустроиться и жила впроголодь. В 1984-м она родила сына, которого назвала Гошей и который стал ее отдушиной и смыслом личной жизни.
Спустя время Лариса с Гошей перебрались в Москву. В 2008-м Савицкая познакомилась по переписке с психофизиологом Тимофеем Трофимовым. Она видела лишь его фото и читала стихи его авторства, но влюбилась еще до первой встречи в реальности. Вскоре мужчина стал ее вторым мужем.
Сейчас Лариса счастлива в браке с Тимофеем, вместе они открыли фирму по производству полиграфов. В прекрасных отношениях Савицкая и с сыном Гошей, помогает ему воспитывать внучку.
Авиакатастрофа
Лариса и Владимир Савицкие купили билеты на рейс, запланированный 24 августа 1981 года. Самолет оказался полупустым, поэтому стюардессы просили пассажиров пересаживаться вперед, а молодожены, напротив, заняли освободившиеся места в хвосте. Там меньше трясло, и Лариса моментально уснула.
На высоте 5200 метров лайнер Ан-24, на котором летели супруги и еще 36 человек, столкнулся с бомбардировщиком. От удара пассажирский борт начал распадаться, в результате чего обломки разбросало в радиусе 7 км.
Лариса пробудилась от толчка и резкого падения температуры. Сначала она ударилась головой, затем вылетела из кресла и потеряла сознание. Очнувшись, девушка переползла с прохода на ближайшее место и схватилась за поручни, не пристегнувшись. Позже вспоминала, что в тот миг сосредоточилась на собственном выживании под крики людей вокруг, но толком не осознавала происходящее.
Спустя 8 минут фрагмент хвостовой части вместе с Савицкой спланировал на заросли березы посреди тайги. Она получила множество серьезных травм: переломы позвоночника, ребер, конечностей, сотрясение мозга, потеряла почти все зубы, но могла передвигаться и оказалась единственной выжившей в авиакатастрофе.
Савицкая соорудила подобие шалаша, чтобы укрыться от ливня, который шел непрерывно, и обмоталась полиэтиленом от насекомых. В первую ночь к импровизированному лагерю приходил медведь, и Лариса слышала его рычание. Позже выжившая увидела самолет спасателей, которые приняли девушку за геолога и оставили у обломков.
На третий день Савицкая сама пошла искать людей, но вернулась в лагерь ни с чем и попыталась разжечь костер. Тогда Ларису наконец нашли спасатели, удивившись такому чуду. Обессилевшую женщину на вертолете доставили в реанимацию.
Столкновение над Завитинском — история авиакатастрофы и чудесного спасения Ларисы Савицкой
Несмотря на множественные повреждения и психологическую травму, моральной поддержки Савицкой не оказали и впоследствии не присвоили официальную инвалидность. Позднее состояние здоровья ухудшилось настолько, что потерпевшую парализовало, но она смогла выкарабкаться.
После катастрофы выжившая получила компенсацию — 75 рублей за себя и 150 рублей за погибшего супруга и вернулась в квартиру, где жила с ним после свадьбы.
Лариса Савицкая сейчас
Режиссер Дмитрий Суворов узнал об удивительной истории выжившей в катастрофе, получившей название «Столкновение над Завитинском» после просмотра документального фильма о ней. Ленту сняла Анастасия Сарычева и назвала ее «8 минут до земли».
Дмитрий начал искать информацию и выяснил: Савицкая якобы умерла в 2013 году, что не соответствовало действительности. Суворову удалось найти Ларису Владимировну, однако та не сразу согласилась сотрудничать.
Если быть точнее, Савицкая разрешила снять фильм о ней, но не хотела выступать консультантом, ворошить страшные воспоминания и переживать трагедию заново. Но, все взвесив, согласилась, поскольку была уверена, что при современных технологиях проект не станет очередным «ужастиком», а будет некой наглядной иллюстрацией катастрофы.
Благодаря ее воспоминаниям съемочной команде удалось реконструировать столкновение и падение самолета. А близкое общение Савицкой с актерами способствовало тому, что исполнители поняли: эта история не только о боли, но еще и об отношениях, любви и романтике. Надежда Калеганова, сыгравшая роль выжившей, при первом прочтении сценария записывала вопросы по своей героине. Их накопилось на целую тетрадь. Ее киномужем в проекте выступил Максим Иванов.
Премьера фильма «Одна» переносилась из-за ковидных ограничений и состоялась 9 июня 2022 года.
Интересные факты
- Лариса Савицкая дважды фигурирует в российском издании Книги рекордов Гиннесса: как человек, выживший после падения с наибольшей высоты, и как пострадавший, получивший самую ничтожную компенсацию за это.
- Результаты расследования трагедии единственная выжившая получила только через 20 лет после нее.
- В интервью Лариса Владимировна говорила, что «спасло» ее воспоминание из фильма «Чудеса еще случаются». Там показали, как выжила в воздушной катастрофе Джулиана Кёпке. Савицкая действовала при падении как героиня картины.
Ни КГБ, ни тигров: полковник ФСБ — о поисках выжившей после авиакатастрофы амурчанки Ларисы Савицкой
15.09.2020, 08:01Люди
«Одна» — так называется художественный фильм-катастрофа о Ларисе Савицкой. Съемки уже месяц идут в Пермском крае. Бывшая амурчанка, которой судьба даровала жизнь после падения с высоты 5 200 метров, долго лечила травмы — физические и душевные. А потом уехала из Благовещенска, и следы ее потерялись. Судя по информации в «Википедии», Ларисы уже семь лет нет в живых. Но это ошибка: женщина удивительной судьбы долгие годы скрывалась от журналистов, а недавно вышла из тени и участвует в роли консультанта в съемках приключенческого фильма. Почему картину не стали снимать в Приамурье и насколько киноистория достоверна и близка к действительности — «Амурской правде» рассказал полковник ФСБ в отставке Владимир Болотин. Он возглавлял оперативно-следственную группу, которая занималась поисками останков погибших пассажиров печально известного рейса № 811 и случайно обнаружила в тайге живую Ларису Савицкую.
Амурская трагедия
Историю чудом выжившей в авиакатастрофе 20-летней амурчанки Ларисы Савицкой знает весь мир. 24 августа 1981 года из-за несогласованности диспетчерских служб разных ведомств в амурском небе произошла трагедия.
На военном аэродроме под Завитинском начались учения и, взлетая, тяжелый бомбардировщик врезался в гражданской самолет. Оба лайнера с высоты более 5 километров рухнули в тайгу. На борту Ан-24, летевшего из Южно-Сахалинска в Благовещенск с посадкой в Комсомольске-на-Амуре, находились ребенок и 26 взрослых пассажиров, среди них была молодая семейная пара Савицких.
Влюбленные студенты поженились весной, но свое свадебное путешествие перенесли на август. Гостили у родственников во Владивостоке, потом в Комсомольске, оттуда возвращались домой. Места у молодоженов располагались в центре салона, как раз у крыла. Но они решили пересесть подальше — в хвост самолета.
Это стало одним из звеньев целой цепочки событий, которые помогли Ларисе единственной выжить в страшной авиакатастрофе: на обломке самолета она спланировала на березовую рощу, что смягчило удар о землю.
Больше двух суток израненная девушка ждала помощи, укрываясь от дождя обломком обшивки фюзеляжа, и закутывалась от ночного холода чехлами с кресел. Когда ее на третьи сутки обнаружили поисковики, собиравшие останки погибших, на два километра разбросанные по тайге, они не поверили своим глазам.
Девушку растерли спиртом, вызвали вертолет и эвакуировали в больницу. Она вылечилась, окончила педагогический институт и уехала из родного Благовещенска, чтобы забыть о трагедии навсегда.
Реальный прототип сотрудника КГБ
— Сходство актеров, исполняющих роль молодоженов Савицких, несомненна. Особенно Максим Иванов сильно похож на Володю, погибшего мужа Ларисы. Саму ее играет Надежда Калеганова, а известный актер Виктор Добронравов — сотрудника КГБ по фамилии Князев, которого прислали из Москвы «для расследования катастрофы и сокрытия ее следов». Владимир Павлович, вы на месте руководили поисковыми работами, а что за сотрудник Комитета госбезопасности СССР, который курировал ваши действия?
1981 год. Владимир Болотин в своём кабинете.
— Да не было такого! На военный аэродром в Завитинск прибыла правительственная комиссия из Москвы, которую возглавлял начальник Центральной инспекции безопасности полетов Вооруженных Сил СССР маршал авиации Иван Пстыго. В ее составе был и представитель гражданской авиации. Ситуация ведь была неординарная: столкновение в воздухе гражданского лайнера с военным бомбардировщиком. Каждое ведомство было заинтересовано доказать свою правоту. А по линии госбезопасности из Москвы никто сюда не прилетал. Не было такой надобности. Такими вопросами всегда занималось региональное управление. Я на тот момент был в амурском УКГБ руководителем подразделения, ведущего оперативную работу на объектах промышленности, транспорта и связи. И мне поручили возглавить оперативно-следственную группу.
Моменты падения Ан-24 кинематографисты обещают сделать максимально реалистичными. Для съемок закупили списанный самолет, распилили и вместе с манекеном девушки, похожей на Ларису Савицкую, сбросили с высоты в уральскую тайгу.
— Так получается, что это вы являетесь прототипом собирательного образа чекиста, которого играет Добронравов?
Фото: 59.ru
— Похоже на то. Сотрудники КГБ участвовали в поисках потому, что одним из направлений работы нашего отделения было недопущение чрезвычайных происшествий на транспорте, в том числе и обеспечение безопасности полетов. Любое ЧП мы рассматривали сквозь призму: «не было ли там враждебного умысла». Но никаких «секретных условий» с нашей стороны не было. Они, возможно, были у военных. Обломки бомбардировщика Ту-16К после крушения искали и собирали вплоть до мелких частей, а гражданский борт никому не был интересен. Главной целью нашей поисково-спасательной операции было — выяснить причины катастрофы и оказать содействие в организации поисков и эвакуации останков погибших, чтобы родственники могли кого-то опознать, всех могли похоронить. Собирать обломки Ан-24 смысла не было.
Часы из кабины погибшего Ан-24
— А какие-то крупные части самолета нашли?
— Да, сначала обнаружили носовую часть воздушного судна с обломками левого крыла, а потом на расстоянии примерно двух километров вертолетчики увидели с высоты нижнюю часть фюзеляжа с хвостовым «оперением». В кабине самолета уцелели двое часов. Одни забрал следователь, а вторые взял командир Южно-Сахалинского объединенного авиационного отряда Гольцев. Человек бывалый, он уже неоднократно выезжал на поисково-спасательные работы. Как-то мы сидели у костра, и Вячеслав Михайлович говорит: «Володь, ты мне понравился. Вот держи часы на память».
Я их пристроил в свои «Жигули» и всем рассказывал, что это часы из самолета, упавшего под Завитинском. Они «жили» у меня долго, пока я не продал жигуленок вместе с этими часами. Я думаю, что авиационные артефакты в районе катастрофы еще будут находить в своих походах туристы-экстремалы. Потому что множество мелких искореженных деталей самолета были разбросаны по тайге — и не на сотни метров, как пишут московские журналисты, а на несколько километров.
«Тайга другая, и плащей у нас с собой не было»
— Я думаю, участники недавнего экстрим-тура сильно удивятся, когда узнают, почему фильм «Одна» не стали снимать у нас в Приамурье. Как объясняют его создатели, когда «они приехали на место авиакатастрофы, то оказалось, что все леса там вырублены».
— Я тоже не понял, с чего они это взяли. Смотрел по телевизору сюжет, отснятый нашими джиперами во время экспедиции, там же тайга непролазная. И вот что еще важно: уральские сосновые леса, которые выбрали для сьемок фильма, конечно, смотрятся живописно. Но они сильно отличаются от реального места катастрофы и той обстановки, в которой пришлось работать нашей группе. Дальневосточная тайга — особенная, труднопроходимая. А местность, где нашли выжившую Савицкую, еще и наполовину болотистая, сильно заросшая кустарником. Там кочки и ямы, заполненные водой, буреломы. Помню, в одном месте лиственница поваленная лежала. Когда мы находили трупы погибших пассажиров, сносили их в одно место, то приходилось эту лиственницу огромную обходить.
Так были одеты поисковики в тайге. Майор госбезопасности Болотин слева.
— А поляна, на которой проходят съемки, похожа на ту, где нашли Савицкую?
— Нет. В березовом пролеске, куда девушка спланировала на обломке фюзеляжа, поляна была небольшой и болотистой. Вокруг огромные лиственницы. Поэтому вертолеты рядом кружили, а это место все время проскакивали. И больше там никаких полян не было. Когда Ларису все-таки нашли, пришлось даже деревья вырубать, расчищая место для «вертушки». Для этого сверху сбрасывали топоры и пилы.
«Был важный свидетель: человек, который обнаружил Савицкую на обломках самолета, растирал ее спиртом, чтобы согреть озябшее тело».
Еще есть неточности в одежде актеров. Например, московский сотрудник госбезопасности — так сказать, мой прототип, при галстуке, одет в костюм, а сверху плащ. Это, конечно, плод фантазии киношников. Никакие плащи мы с собой в тайгу не брали, потому что в них неудобно по буреломам пробираться. Еще есть такой нюанс: изнутри плащ начинает отпотевать, и вся одежда становится мокрой. Мы все были в «энцефаликах» — это костюмы защитного цвета с пропиткой от клещей и капюшонами. И куртки еще брали с собой. Только Николай Андросов, который обнаружил Ларису Савицкую, был в синей авиационной форме с погонами. Вот его бы киношникам расспросить.
Казалось бы, режиссеры и сценаристы должны хвататься за каждую соломинку, собирая материал для фильма, основанного на реальных событиях. А тут такой важный свидетель! Человек, который обнаружил Савицкую на обломках самолета. Кто растирал ее спиртом, чтобы согреть озябшее тело. Кто видел ее состояние и разговаривал с ней, дожидаясь вертолета, а потом помогал эвакуировать. Уверен, что эти сведения обогатили сюжет. Можно было прилететь и поговорить. Но этого не случилось. И уже никогда не случится — недавно Николай Михайлович ушел из жизни. А он мог рассказать съемочной группе то, о чем сама Лариса Савицкая никогда не расскажет.
Лариса и муж Володя в юности. Фото: личный архив Ларисы Савицкой.
Лариса Савицкая — главный консультант фильма, который выстроен по ее рассказу. Она прилетела в Прикамье на съемочную площадку. Фото: Ярослав Чернов, 59.ru.
«Провода мы не обрезали, тигров в бурейской тайге не было!»
По сюжету фильма «Одна» героиня встретилась в тайге с амурским тигром. И даже успели отснять страшные сцены встречи Савицкой с опасным зверем на расстоянии всего полутора метров, сцены, как он гнался за израненной девушкой — Лариса чудом смогла уцелеть.
— Это художественный вымысел сценаристов. Да, было такое, что кто-то увидел рядом с местом крушения самолета следы хозяина тайги. И это сильно осложнило нам поисковую операцию. Потому что солдаты-срочники, которые помогали нашей группе собирать и вывозить тела погибших, после этого отказались идти в тайгу безоружными, чтобы не угодить в лапы медведю. Пришлось срочно привозить для них пистолеты. Ночью все оружие лежало в нашей машине связи под охраной, а днем, когда отправлялись в тайгу, солдатам выдавали пистолеты. Дня нас это был такой напряг! Офицеры не медведей боялись, а как бы самострела не вышло. Никакой амурский тигр на Ларису напасть не мог. Их в те времена в бурейской тайге и в помине не было. Они появились уже в наши дни, когда создали фонд защиты этих редких животных. Встречу Ларисы Савицкой с тигром придумали для остроты сюжета.
В своем интервью разным СМИ креативный продюсер фильма рассказывает о том, как «по приказу сотрудников КГБ в деревнях рядом с местом авиакатастрофы обрезали телефонные провода» — чтобы местные жители никому не могли позвонить и рассказать о том, что видели. И еще добавили эпидемию ящура в районе — чтобы ввести запреты на передвижение по району и никто «лишний» не мог проехать к местам, где идут поиски.
Фото: Владимир Воропаев
Бурейская тайга. Кадры с выезда к месту падения самолета. Фото: Владимир Воропаев.
— Да это бред полный. Мне как руководителю оперативно-следственной группы приказов таких никто не отдавал, и я никому таких приказов не отдавал. Да и зачем было обрезать в деревнях провода?! — полковник ФСБ в отставке даже рассмеялся. — Какой там ящур?! Катастрофа произошла в небе над непроходимой тайгой далеко от населенных пунктов. Вблизи находился только лесозаготовительный пункт Федоровка. Там стояла всего одна изба да пустующий барак. Потому что эта «лесоточка», как ее называли, работала только в зимнее время, когда шел лесоповал. А было еще лето. Да там и линии связи никакой не было. Остальные деревни от места катастрофы находятся далеко. Создается впечатление, что фильм будет не на реальных событиях основан, как нам обещают, из разряда фантастики. Не зря ведь Лариса Савицкая сказала, что сама она сценарий даже не читала — его муж одобрил. Обязательно схожу и посмотрю, когда он выйдет в прокат. Очень интересно, какие еще сюрпризы приготовили сценаристы.
Возрастная категория материалов: 18+