21.11.2020 00:10
Примерное время чтения: 2 минуты
37803
Еженедельник “Аргументы и Факты” № 47. Суперномер вопросов и ответов 18/11/2020
Хотелось бы понять, как Алексей Маресьев в апреле мог отморозить ноги? В апреле же уже тепло. Может, писатель приукрасил?
Писатель Борис Полевой, автор книги «Повесть о настоящем человеке», действительно многое в истории Маресьева изменил и кое-что приукрасил. Но в целом фактура книги соответствует исторической правде. Она зафиксирована в воспоминаниях жителей валдайской деревни Плав, которые нашли и спасли сбитого лётчика, а также в воспоминаниях самого Маресьева. Все сходятся в одном: 4 апреля 1942 г., когда лётчик был сбит, в лесу лежал снег. Маресьев изначально планировал сесть на лёд (!) лесного озера, но рано выпустил шасси, скорость упала, самолёт рухнул на деревья, а лётчика выбросило в сугроб. Обе его ноги были раздроблены в районе ступней. Он полз к своим 18 суток, но и тогда, в конце апреля, в валдайских лесах всё ещё лежал снег. В 2016 г., в год столетнего юбилея Алексея Маресьева, «АиФ» побывал в деревне Плав и побеседовал с Виктором Вихровым — сыном человека, который спас и выходил героя. Вот что рассказал тогда Виктор Александрович: «Тогда как раз в апреле один дед из соседнего села шёл по лесу. Слышит, в лесу кто-то кричит. Подойти побоялся. Однако пришёл в деревню к нам и сказал про чужого человека в лесу. И вот пошли дедка мой и батька, и Серёга Малин, сосед. Нашли его, вытащили на дорогу. Дедка Михайла потом сходил в деревню за лошадью с санями, чтобы, значит, довезти. А у него ноги обморожены и весь завшивленный — дедка его в зипуне в баню таскал».
Стойкостью и мужеством этого человека нельзя не восхищаться. 18 суток полз по заснеженному лесу с поврежденными ногами летчик Алексей Маресьев, сбитый в воздушном бою 5 апреля 1942 года.
Я никогда не задумывался, какое же расстояние преодолел герой за эти восемнадцать дней до того, как его обнаружили и спасли жители деревни Плав Валдайского района. Узнать об этом удалось совершенно случайно.
Известная книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», это художественное произведение, и многое из того, что описывается в книге, было совершенно иначе. Нельзя требовать от художественного произведения документальных точностей и подробностей.
В книге Бориса Полевого герой был сбит, и совершил аварийную посадку за линией фронта, а после этого 18 дней добирался до своих.
На самом деле, самолет Алексея Петровича упал в районе, занятом Красной Армией. Мало того, он упал в четырех километрах от деревни Рабежа, в которой находился вспомогательный пункт управления (ВПУ) 34-й армии. Кроме того, в деревне находился штаб одной из дивизий, оборонявшей этот участок фронта.
Разыскал место падения самолета Александр Морзунов, руководитель поискового отряда «Находка». Ему удалось найти уникальные архивные документы, в которых было указано место падения самолета, акт его списания и акт передачи эвакотделением 245 СД различного имущества, в т.ч. самолета ЯК-1, РАБу(район авиационного базирования)
Это был самолет героя. В акте были указаны координаты его нахождения. По ним и удалось узнать точное место падения самолета Алексея Маресьева.
Сам Алексей Петрович никогда не возвращался в эти места, слишком тяжелы были воспоминания. Но его сыну Виктору с помощью поисковиков удалось увидеть то место, откуда началась героическая эпопея его отца.
Иначе, как жестокой гримасой судьбы нельзя назвать то, что самолет упал в 150 метрах от дороги, соединяющей населенные пункты Рабежа и Овинчище. Направься летчик в противоположную сторону и через несколько минут он вышел бы уже на дорогу, по которой довольно часто передвигались патрули и транспорт.
Однако летчик, которого от полученных тяжелых травмы мучали галлюцинации, двинулся в противоположном направлении, через Лютецкое болото.
18 дней боли и страданий выпали на долю героя. Сам Алексей Петрович рассказывал, что его постоянно мучали галлюцинации. В день он проходил не более полутора километров, падал в снег и по трое суток спал.
Он не находил, как описано в книге Полевого ни немецкий кинжал, ни килограммовую банку консервов, ни сухарь. Его пищей могли быть лишь снег и почки деревьев.
Только человек с сильной волей мог выдержать это. Нашли Маресьева совершенно случайно. Кто-то из жителей деревни Плава слышал, как в лесу кто-то зовет на помощь, но подойти побоялся. До линии фронта чуть больше десяти километров.
Спасли героя не мальчишки-подростки. Александру Вихрову на тот момент было 19 лет, и он был комиссован по ранению, а Сергею Малину шел восемнадцатый год, и в конце 1942 года его призвали в Красную Армию.
Если провести линию от места падения самолета до места спасения, то выясняется, что за 18 дней летчик преодолел 7-9 километров.
Но стоит ли удивляться, почему за 18 дней Алексей Петрович преодолел такое малое расстояние. Конечно, здоровый человек преодолеет это расстояние всего за пару часов.
Но во-первых, вряд ли раненый летчик двигался строго по прямой. Во-вторых, многие знают, что заблудившийся в лесу человек часто передвигается по кругу, тем более что более десяти дней летчика мучали галлюцинации.
Сколько на самом деле преодолел Маресьев, мы никогда не узнаем.
И вот спустя 75 лет экспедиция поисковиков вместе с сыном героя прибыла на место падения самолета. Как и предполагал руководитель отряда, Александр Морзунов, обломков самолета на месте падения обнаружить не удалось.
Их еще летом 1942 года вывезли с этого места в авиаремонтную мастерскую. Что-то пошло на запчасти для самолетов, а что-то в металлолом. И никто тогда и предположить не мог, что у отметки 238.2 был найден самолет человека, ставшего впоследствии легендой.
Лишь тщательная работа поисковиков с архивными документами позволила со 100% уверенностью заявить, что это именно то самое место. Многое изменилось с того времени, и лишь деревья со срезанными верхушками, которые, видимо, в 1942 году были молодыми, напоминают о событиях тех лет.
Новгородские поисковики сотворили настоящую историческую сенсацию: им удалось найти место падения самолета легендарного лётчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева и проследить его путь к спасению. О том, что в знаменитой «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого правда, а что – лишь писательский вымысел, в интервью порталу История.рф рассказал Александр Морзунов, руководитель НООО «Поисковый отряд «Находка».
– Подвиг Маресьева – это подвиг всей нашей страны, победившей в Великой Отечественной войне. Алексей Петрович был живым примером, на котором воспиталось множество поколений. А если вспомнить книгу Бориса Полевого, то это был просто «настоящий человек». Он никогда не кичился своим подвигом, не превозносил его до небес. Известно множество людей, которые в критической ситуации обращались к подвигу Маресьева. Это помогало им просто выжить.
Мы не преследовали цель найти именно самолёт Маресьева. Мы занимались и занимаемся поиском погибших солдат Великой Отечественной, восстановлением исторической памяти. Наша задача: вернуть из последнего полёта лётчиков, которые до сих пор пребывают в неизвестности.
– Что меняет эта находка в наших представлениях о подвиге лётчика?
– Полагаю, что это событие не является причиной или поводом для переосмысления происшедшего в 1942 году. Но проследить тот 18-суточный путь, который проделал раненый лётчик до того момента, когда его нашли у деревни Плав местные жители, не просто интересно, это необходимо сделать. Ведь то, что описано Полевым в книге, это художественный вымысел.
Вот, например, чем может питаться лётчик в лесу в апреле месяце в Новгородской области? Я сейчас живу здесь, в 10 километрах от того места, где упал самолет Маресьева, и чётко представляю себе, что можно найти в лесу. На болоте, если раскопать снег, можно найти клюкву. Здесь, в районе озера Вельё, своего рода природная аномалия: зима и весна наступают на две недели позже. Когда в городе Валдае трава зелёная, здесь лежит снег.
В начале апреля 1942 года толщина снега была не меньше метра. Что можно добыть из питания в такое время? Варианты из повести – например, ёжик – этого, конечно, не было.
– Удалось ли вам определить маршрут Маресьева после приземления?
– До нашей экспедиции самолёт пытались найти на расстоянии до 70 километров от того места, которое определили мы. Теперь мы совершенно отчётливо знаем, что маршрут Маресьева по Лютицкому болоту был протяжённостью, если выложить его по прямой, где-то шесть-десять километров максимум.
Машина падает в четырёх километрах от деревни Рабежа, в шести километрах от деревни Овинчище и в 150 метрах от проезжей дороги, которая шла вдоль линии фронта и соединяла населённые пункты на нашей, советской территории. Лётчик, упавший с высоты 30 метров и ударившийся о землю, однозначно воспринимает действительность несколько иначе: возможно, он вообще её первое время не воспринимает. К сожалению, Алексей Петрович выбрал единственное направление для своего пути, на котором не было ни жителей, ни военных – Лютицкое болото. Оно вытянуто с запада на восток. По нему и пошёл раненый лётчик. На другом краю болота его нашли жители деревни Плав.
– Но можно ли идти 10 километров в течение 18 суток?
– Мне представляется, что лётчик не шёл по болоту по прямой и не всё это время он был в пути: возможно, он где-то отлёживался. Нами были замечены обломки «сенных сараев» – небольших рубленых домиков, где местные крестьяне жили, когда ходили на покосы. Метрах в трёхстах от места падения сохранилась часть стены подобного домика, и в одном из таких мест лётчик Маресьев мог провести некоторое время, приходя в себя.
Точно не было всей истории с переходом линии фронта, описанной у Полевого, потому что место падения – это однозначно наш тыл. Не было известных из повести сгоревших деревень, обозов, немцев на дороге, тем более партизан с последней курицей – это всё писательский вымысел. Но тот героический факт, что Алексей Петрович после страшного падения и тяжелейшей операции вернулся в строй и воевал фактически без ног, конечно, неоспорим.
Но осталась и последняя загадка в истории Маресьева. Когда Алексея Петровича нашли, его хороший друг Андрей Николаевич Дегтяренко выпросил у командира полка самолёт У-2, погрузил умирающего Маресьева в самолёт и вывез в Москву. Если бы ему не оказали помощь, он бы умер в этих местах. Это было в конце апреля 1942-го – а через несколько месяцев, 17 июля Дегтяренко отправился в свой последний вылет – пропал без вести здесь же, над Демянском. И мы постараемся найти самолёт и останки ещё одного Героя Советского Союза…
– Надо полагать, главная находка была сделана в архивах Министерства обороны? Именно там были найдены документы, в которых указывалось место падения самолета Маресьева…
Здесь надо отдать должное двум факторам.
Во-первых, это инициатива Российского военно-исторического общества, которое предложило нам совместную программу, посвящённую столетию Маресьева.
Во-вторых, в последние десять лет мы постоянно работаем с документами архива Министерства обороны в Подольске. За это время у меня сформировалась приличная архивная база по местам падений, по сбитым самолётам и погибшим лётчикам. Периодически я просматривал копии этих документов, чтобы найти какие-нибудь «зацепки», связанные с самолетом Маресьева. И «зацепка» такая нашлась: акт передачи эвакуационной командой 245-й стрелковой дивизии нескольких самолётов 60-му району авиационного базирования. С другим документом, актом на списание, он совпадал по номеру 4649 – это номер самолёта Маресьева. Согласно этому акту, место падения самолета было обозначено в четырёх километрах севернее деревни Рабежа, у отметки 238.2.
При этом один из этих архивных документов принадлежит авиационным частям, а другой – пехотным. Никто раньше не искал документы, связанные с самолётом Маресьева в пехотных частях – это даже никому в голову не приходило.
– А что произошло с самим самолётом?
– Это стандартная процедура: упавший самолёт отправляли в мастерские, разбирали и пускали на запчасти для других машин. 25 мая 1942 года его вывезли – тогда это был не самолёт Героя Советского Союза, а обыкновенный Як-1 младшего лейтенанта Маресьева.
– Вы предлагаете установить на месте падения памятный знак?
– Наше настоящее без прошлого существовать не может, тем более без такой истории, которую увековечила «Повесть о настоящем человеке». Очень хотелось бы, чтобы любой проезжающий мимо человек мог остановиться, пройти от дороги 150 метров к месту начала героической истории. Но я думаю, что знак не должен помпезным: наверное, таким его хотел бы видеть и сам Алексей Петрович…
Легендарный летчик Алексей Маресьев – настоящая история спасения
ВАЛДАЙ (Новгородская область), 5 мая. /Корр. ТАСС Юлия Генерозова/. В годы войны житель новгородский деревни Плав Сергей Малин лично уберег от гибели как минимум двоих человек. За то, что на себе вынес с поля боя раненого командира, был удостоен ордена Красной Звезды. Второй случай произошел раньше, юноша остался без награды, но получил всесоюзную славу благодаря книге Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Спасенным оказался ставший впоследствии легендарным летчик Алексей Маресьев. Воспоминаниями о Сергее Малине с корр. ТАСС поделился его сын, кадровый офицер в отставке Николай Малин.
Повесть Полевого знал каждый
“Отец удостоен ордена Красной Звезды, согласно записи в наградном листе. Подробностей рассказывал немного – вытащил с поля боя раненого. Потом выяснилось, что это был, вроде, командир батальона. За спасение Маресьева наград у него не было”, – рассказывает Малин-младший, перебирая старые фото и ксерокопии многочисленных журнальных и газетных публикаций об отце.
О героическом фронтовом эпизоде в биографии Сергея Малина, которого не стало в 1992 году, журналисты упоминали редко. Вся его послевоенная жизнь проходила в лучах славы летчика-истребителя Алексея Маресьева, который был сбит фашистами в районе Валдая весной 1942 года. Будучи обмороженным и истощенным, он сумел 18 дней продержаться в топких болотах Новгородчины. 22 апреля Малин вместе с односельчанином Александром Вихровым нашли его в лесу.
До 80-х годов прошлого века Сергей Петрович встречался со школьниками, призывной молодежью, выступал в клубах и на заводах, активно участвовал в патриотическом воспитании подрастающего поколения, снимался на центральном телевидении. “В то время в Советском Союзе и даже в Болгарии пионерские дружины и отряды носили имя Маресьева, дети приезжали послушать моего отца прямо к нам домой. “Повесть о настоящем человеке” изучали по школьной программе, и эта история была очень популярной”, – добавляет Николай.
Малин и Вихров встречались с летчиком в Москве, однако сам Алексей Петрович так и не смог приехать на место своего второго рождения – в валдайскую деревню. “Маресьев часто через своего секретаря, Анастасию Илларионовну, передавал подарки, я, например, помню фотоаппарат “ФЭД” – роскошь по тем временам, правда, не помню, кому он достался”, – улыбается Николай Малин.
После войны в Валдайском военкомате спасителям летчика, и, конечно, самому Маресьеву, посвятили стенд с фотографиями и документами. Потом, в 90-х, волна интереса схлынула, и Сергей Малин перестал получать даже ответы на свои поздравительные открытки.
Писатель с юными героями книги не встречался
Описание беспримерной стойкости духа и воли летчика Мересьева (так он назван в художественном произведении), который и после ампутации ног продолжил летать и бить врага, в книге Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке” потрясало воображение, но “к некоторым вещам я относился скептически, поскольку знал о части событий из первых уст. Отец описанные в книге события комментировал просто: “Факт имел место быть”, – говорит собеседник агентства.
За окном его основательного дачного дома под Валдаем плещется Среднее озеро, в обшитой деревянным брусом комнате солнце гуляет по картинам, подаренным местными художниками. На травяном ковре в дальнем углу участка – лодка, пирс и железные турники, на которых 65-летний Николай тренируется каждый день. “Могу выполнить нормативы не только старших офицеров, но и курсантские”, – мимоходом замечает он.
“Отец был такой же, как я, с хорошим ростом и голубым цветом глаз. Может быть, более худой в свои без малого 18 лет, но на старшего, как в книге, он никак не тянул. Александру тогда было 20-22 года, его уже тогда комиссовали по ранению после фронта, и он вернулся в деревню”, – Малин “вносит коррективы” в текст Полевого.
В повести судьбоносную встречу Маресьева и ребят Полевой описывает всего на двух страницах, назвав деревню Плавни. При этом Сергею Малину он оставил настоящее имя и сделал его старшим не только по возрасту, но и по родству, назвав парней братьями, а Александра переименовав в Федьку.
“Кусты раздвинулись, и два мальчугана, настороженные, как любопытные синички, готовые каждую минуту сорваться и дать стрекача, осторожно, держась за руки, стали подходить к нему, причем старший, худенький, голубоглазый, с русыми пеньковыми волосами, держал в руке наготове топор, решив, должно быть, применить его при случае…. Старший, которого звали Серенькой, приказал брату Федьке бежать во весь дух в деревню и звать народ, а сам остался возле Алексея караулить его…”, – писал в книге Полевой.
Малин отмечает, что писатель с этими двумя героями своей книги не встречался. Может, он дал волю творческому воображению или опирался на рассказа Мересьева, предположил Николай Сергеевич.
Парни не побоялись фашистов
По рассказам отца Николай Малин восстанавливает картину: “В то время деревня Плав находилась в тылу советской линии фронта, где-то за 13 километров. Сергей и Сашка были единственными почти взрослыми мужиками. Какая-то женщина, а потом и мужчина принесли в деревню слух, что слышали в лесу стоны о помощи, но к месту не приблизились. Тогда все боялись фашистских провокаций, фронт рядом, кто там – русский или немец? Поэтому и старый отец Александра, дед Михайла Вихров, идти ребят отговаривал, но те не послушались, тем самым Алексею Петровичу Маресьеву, а ему тогда, к слову, было всего 26 лет, жизнь и спасли”.
Парни нашли летчика в лесу за болотом, подтащили его к дороге, а чуть позже тот же дед Вихров вывез его на подводе в деревню, откуда раненого переправили в военную санчасть, завершает свой рассказ о спасении Маресьева Николай.
В конце 1942 года Сергея Малина призвали на фронт. Он был стрелком-радистом, пехотинцем. Прошел Европу, войну закончил войну в Берлине. После Победы вернулся сначала на родину, жил в Тверской области, затем – вновь на Валдае. Работал в лесхозе. Похоронен в Валдае в возрасте 68 лет – сказались многочисленные фронтовые ранения, очень мучили неизвлеченные осколки, уточняет сын. Второй участник спасения Маресьева, Александр Вихров, ненамного пережил товарища.
В России отметят 100-летие Маресьева
20 мая этого года в России будут отмечать 100-летие со дня рождения Алексея Маресьева (1916-2001). Накануне юбилея в лесном массиве в Новгородской области, где 74 года назад местные жители обнаружили летчика, торжественно откроют памятный знак. Как пояснил корр. ТАСС глава Валдайского района Юрий Стадэ, это будет двухметровая бетонная стела. На лицевой стороне этого небольшого мемориала разместят табличку, рассказывающую о спасении Маресьева. Также здесь будут увековечены имена Сергея Малина и Александра Вихрова. Местные власти опасаются не успеть в срок, к самому дню рождения – в лесах еще очень топко. Географически знак расположен в пяти км от деревни Плав, и еще 650 метров – вглубь чащи, уточняет глава.
Как ранее сообщал ТАСС, в городе Камышин, на малой родине легендарного летчика, откроют Центр патриотического воспитания, проведут парад с участием авиагрупп “Русские витязи” и “Стрижи”. Имя Алексея Маресьева присвоят одной из новых улиц Волгограда и самолету МЧС РФ.
Памятные мероприятия к 100-летию Маресьева пройдут также в Москве, Нижегородской, Тверской областях и других регионах. Кроме того, Российское военно-историческое общество продолжит поиск самолета Як-1, на котором в 1942 году летчик был сбит во время воздушного боя.
В 1946 году за 19 дней корреспондент “Правды” Борис Полевой написал книгу “Повесть о настоящем человеке”, в основу которой легла биография Героя Советского Союза Алексея Маресьева. В годы Великой Отечественной войны летчику после ранения под Валдаем ампутировали обе ноги. Однако Маресьев проявил невиданные мужество и настойчивость, добившись, чтобы ему разрешили и дальше летать на боевых самолетах. Всего за время войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь после. Похоронен герой на Новодевичьем кладбище в Москве.
Руководителю поискового отряда “Находка” Александру Морзунову удалось разыскать в архиве Министерства обороны бесценный документ – акт передачи стрелковой дивизией маресьевского аварийного Як-1. И карту с точным местом падения истребителя.
Находки позволили по-новому взглянуть на драму прославленного летчика Алексея Маресьева, который 18 суток с переломанными ногами выбирался к своим. Ведь его самолет упал в какой-то сотне метров от дороги, по которой до наших было всего 4 километра…
“Немного оттянул на свою территорию…”
В прошлом году (“Родина” N6) мы обнародовали хранившийся больше 70 лет в архивах рассказ летчика-истребителя Алексея Маресьева, воевавшего без ног. Откровения Маресьева, еще не Героя Советского Союза и не героя “Повести о настоящем человеке” Бориса Полевого, записали в 1943 году сотрудники Комиссии по истории Великой Отечественной войны АН СССР. В этом бесценном документе – множество деталей о подвиге летчика, не вошедших в книгу…
“Пробили мне мотор. А я был над их территорией. Высота была метров 800. Я немного оттянул самолет на свою территорию, километров за 12…”
Впервые читая стенограмму, мы не обратили внимания на эти строчки. Сказалась, очевидно, “волшебная сила искусства” – выросшие под влиянием повести Бориса Полевого и одноименного фильма, все были уверены, что летчик упал на территории противника. А после того, как по стране разлетелась “Повесть о настоящем человеке”, версия писателя уже не подвергалась сомнениям.
И вот, спустя 75 лет, вместе с сыном летчика Виктором Алексеевичем Маресьевым и съемочной группой телеканала RT мы выехали на поиски места падения “Яка”. Где-то там, над озером Истошино, 5 апреля 1942 года четверка “Яков” 580-го истребительного авиаполка вступила в неравную схватку с дюжиной “мессеров”. До встречи с ними младший лейтенант Маресьев успел сбить двух “юнкерсов”, но, зажатый в “клещи”, его самолет получил повреждения мотора и, зацепившись за верхушки деревьев, рухнул в лес…
Дорога не близкая, 380 километров от Москвы. Есть время задать сыну вопросы, которые наверняка задавал себе и его отец.
Разговор с сыном
– Отец так и не смог вспомнить, куда посадил самолет. Контузия от удара об землю все стерла из памяти, – для Виктора Алексеевича находка поисковиков тоже стала оглушительной неожиданностью.
– Поэтому Алексей Петрович и не съездил ни разу после войны на место, где пытался совершить вынужденную посадку?
– Не только. Он не хотел заново пережить все это. А своего маршрута не знал абсолютно. И не помнит – где упал и как. Мне было уже лет двадцать, когда он признался, что его мучили галлюцинации – то, говорит, увижу границу своего аэродрома, то девушку с ведрами. И эти миражи его преследовали суток десять, пока он не сообразил, куда надо двигаться. И тогда уже полз на восток. Туда, откуда солнце всходило.
– А в каком классе вы прочли книгу Бориса Полевого?
– В пятом или шестом. Мы писали даже сочинение по этому поводу. Я наделал ошибок, но все равно получил “четверку”. Наверное, в этом случае фамилия помогла (смеется).
– В каких-то случаях не помогала?
– Был у нас дома солдатский ремень, висел в мастерской на гвоздике, и, когда я в дневнике кол на четверку переделывал, отец этим ремнем порол. Он мужик плотный, костистый, как зажмет между коленями, а на протезах шарниры. И вот этими шарнирами с двух сторон как сдавит! Здорово лупил меня. “Где солдатский ремень? Неси!” Сам должен был принести. С гвоздя снять, принести этот ремень. А как же – сын героя!
– А медведь, с которым он столкнулся в лесу, тоже мираж?
– Медведь был реальный. Отец с моего четвертого захода открылся. А до этого отмахивался: “Чего пристал? Сыт, обут, чего еще надо? Иди, тебя это не касается”. Когда я уже взрослым стал, рассказал, как все было. В фильме эта сцена секунд десять длится, а на самом деле, говорит, несколько часов шатун вокруг него крутился. В какой-то момент, когда отец снова очнулся, медведь сидел у него в ногах, обнюхивал. А пистолет у отца был не на поясе, как по уставу принято, а под комбинезоном. Я, говорит, дернулся, чтоб молнию расстегнуть, а он как даст лапой и разодрал штаны до меха. Потом отец вспомнил, что шатуны падаль не едят, притворился мертвым, а сам медленно-медленно стал тянуться к пистолету. Умудрился взвести его одной рукой и выпустить всю обойму в морду зверя. Но только одна пуля попала удачно – то ли в пасть, то ли в глаз. Шатун зарычал и свалился набок. Если бы, отец говорит, он на меня упал, то были бы кранты. Я бы никогда из-под него не вылез…
– Характер! Алексей Петрович ведь и палочку ни разу в руки не брал.
– О чем вы! Ему ЦК на 50-летие решил вместо “Запорожца”, полагавшегося инвалидам, подарить “Москвич”. Директор завода позвонил отцу, похвастался – мы, мол, очень удобное ручное управление вам поставили. Отец аж взорвался от возмущения – какое еще ручное управление! У меня что – ног нету?!.
– В 1966 году, когда лидер партии Леонид Брежнев собирался впервые зажечь Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата, горящий факел ему передал Алексей Маресьев. И он чеканил на протезах строевым…
– Да, отец получил факел с подъехавшего бронетранспортера, развернулся и пошел к Леониду Ильичу строевым шагом, держа факел перед собой, как Знамя. Никто его об этом не просил. Говорю ему потом: зачем ты это сделал? И он, не задумываясь, ответил, что не для генсека старался, а для того солдата. Неизвестного…
Он мог через час пить чай
Доехав до озера Велье, уже в темноте перегружаем вещи в моторную лодку. Ориентируясь на лунное отражение в воде, почти на ощупь трогаемся в сторону полуострова. Там нас ждет руководитель поискового отряда “Находка” Александр Морзунов. Он встречает нас на причале, сигналя фонариком.
Генетик по специальности, выпускник биологического факультета МГУ, семнадцать лет назад Александр бросил успешный бизнес в столице и переехал в заброшенную валдайскую деревню. Построил баню, дом, конюшню, стал разводить коров и гусей. Однако главным занятием стало не фермерство, а возвращение из небытия советских летчиков, чьи самолеты были сбиты над Демянским “котлом”. На счету его отряда десятки имен тех, чья судьба определялась стандартной фразой писаря: “не вернулся с боевого задания”.
Морзунов раскладывает перед сыном Маресьева ксерокопии фронтовых документов и фотографии из поисковых экспедиций.
– Вот это акт на списание имущества, где указан номер истребителя лейтенанта Маресьева, а вот это – акт о его передаче пехотинцами 60-му РАБ (району авиационного базирования. – Авт.)…
– Будьте любезны, позвольте… – Виктор Алексеевич бережно берет документы, надевает очки, внимательно вчитывается. – Получается, на месте падения нет никакого самолета. 5 апреля он упал, а 22 мая его оттуда уже вывезли?
– К сожалению, так, Виктор Алексеевич, – отвечает Морзунов. – Если мы туда поедем, то, скорее всего, ничего не найдем. Судя по акту, трофейная команда собрала там все до единого патрона. Но зато вы увидите поляну, на которую ваш отец пытался совершить вынужденную посадку.
Вместе склоняемся над картой, снова и снова изучаем документы. Пытаемся понять, почему У-2, отправленный на поиски сбитого летчика, возвратился ни с чем. И находим ответ – в акте о передаче “Яка”. Здесь важнейшая информация – точные координаты места, куда упал Маресьев:
“Як-1 N4649 сев. д. Рабежа 4 км. отм. 238,2”.
Это в четырех километрах севернее деревни Рабежа, возле отметки 238,2. Если эту точку нанести на карту Северо-Западного фронта с оперативной обстановкой на 10 апреля 1942 года, то есть на пятый день после того, как Маресьев совершил вынужденную посадку на лес, легко заметить: его самолет упал рядом с дорогой. Она вела на север от Рабежи, где размещались ВПУ 34-й армии (вспомогательный пункт управления. – Авт.) и штаб 245-й стрелковой дивизии.
Туда же, в сторону деревни Русские Новинки, где стоял заградительный батальон по охране тыла, и дальше, к основному КП 34-й армии, судя по условным знакам на карте, были проложены охраняемые линии связи, которые патрулировались круглые сутки. Вдоль дороги в обе стороны двигался транспорт, и Маресьев, страдая галлюцинациями после контузии, поэтому принимал дорогу за край своего аэродрома.
Иными словами, в этом районе было так тесно от наших воинских частей, что У-2, отправленный на поиски сбитого летчика, сюда даже не заглядывал. И если бы Алексей Маресьев пошел на запад, в сторону линии фронта, то уже через час пил бы чай с бубликами в штабе 245-й дивизии.
Но он отправился на восток – через промозглое Лютецкое болото, через холод и голод, через страдания и боль.
Встреча с отцом
Сегодня от деревни Рабежа осталось только название на карте. Несколько покосившихся домов с заколоченными окнами да разрушенная каменная церковь Живоначальной Троицы XVIII века. Отмерив по спидометру четыре тысячи метров на север, мы доехали до нужной точки и вскоре среди елей обнаружили четырехгранную металлическую пирамидку с табличкой: “Геодезический пункт, охраняется государством”.
Это и была та самая отметка 238,2.
Ребята из RT расчехлили квадрокоптер и запустили на воздушную разведку. Камера с высоты птичьего полета увидела то, что мог видеть Алексей Маресьев, выбирая место для вынужденной посадки. Просека, болото, блюдце воды… Вот туда он, наверное, и тянул свой истребитель…
Морзунов включает металлоискатель, ровный звон не обещает находок. Но на широкой поляне прибор резко меняет тональность. Срезаем лопатой грунт и достаем… обломок подковы.
– Зимняя, с шипами…- задумчиво рассматривает ее Морзунов и спрашивает сам у себя: а что здесь делали лошади? Может, обломки самолета отсюда на телегах увозили? Грузовики-то здесь, в болоте, завязнут. Как вы считаете, Виктор Алексеевич?
И только тут нам бросаются в глаза сразу несколько деревьев со срезанными верхушками. Как будто сверху спланировал большой кровельный лист железа. Сын Маресьева медленно подходит к сломанному дереву и кладет руку на покалеченный ствол. В глазах у него стоят слезы…
ДОКУМЕНТ
“Место падения самолета не обнаружено…”
“УТВЕРЖДАЮ”
Командир 580 ИАП майор /МУХИН/
Военком 580 ИАП бат[альонный] комиссар /ЯРИЧЕВСКИЙ/
АКТ
Составлен настоящий акт 30.05.1942 года под председательством ст. инженера 580 ИАП в[оен]инженера 3 р[анга] ВИНОГРАДОВА, членов; ст. техн[ика] 1 АЭ [авиаэскадрильи. – Ред.] в[оен]техника 1 р[анга] КОЧЕТОВА, ст. техника 2 АЭ [воен]техн[ика] 1 ранга БОРОВИК на предмет списания самолета ЯК-1 с мотором М-105ПА. Самолет N 4649 завода N 292 налетал в воздухе 44 ч. 58 мин., мотор М-105ПА [N] 121-64 наработал на земле 19 ч. 25 мин., в воздухе 44 ч. 58 мин.
5.4.1942 года командир группы мл. лейтенант МАРЕСЬЕВ А.П. вел четыре самолета ЯК-1 в сопровождении штурмовиков 74 ШАП на аэродром противника ДЕМЬЯНСК. Аэродром был атакован истребителями и уничтожено 7 самолетов Ю-52, из которых два уничтожил лейтенант МАРЕСЬЕВ на самолете N 4649. Аэродром противника был сильно прикрыт огнем ЗА [зенитной артиллерии. – Ред.]. При возвращении с боевого задания самолет упал в лес.
При поисках самолета У-2 и наземной командой в этом районе место падения самолета не обнаружено.
Комиссия установила самолет N 4649 с мотором М-105ПА N121-64 подлежит списанию.
Председатель комиссии: ст. инженер 580 ИАП
в[оен]инженер 3 р[анга] /ВИНОГРАДОВ/
Ст. техник 1 АЭ [воен]техник 1 р[анга] /КОЧЕТОВ/
Ст. техник 2 АЭ /БОРОВИК/
(Акт списания самолета А.П. Маресьева Як-1 N 4649, мотор М-105ПА N 121-64 от 30.05.42 (ЦАМО РФ, ф. 221, оп. 1375, д. 7, л. 127)