Как нашли младенца моисея

Почему младенца Моисея оставили в корзине в Ниле?

На чтение 3 мин. Просмотров 558 Опубликовано 29.06.2021

Моисей был еврейским ребенком, который был усыновлен дочерью Фараона и воспитывался как египтянин. Тем не менее он верен своим корням. В конечном итоге он избавляет свой народ, евреев, от порабощения в Египте. В книге Исход его оставляют в корзине в зарослях тростника (камыша), но его никогда не бросают.

История Моисея в камыши

История Моисея начинается в Исходе 2: 1-10. К концу Первой главы Исхода фараон Египта (возможно, Рамзес II) издал декрет, согласно которому все еврейские младенцы-мальчики должны быть утоплены при рождении. Но когда Йохевед, мать Моисея, рожает, она решает спрятать сына. Через несколько месяцев ребенок становится слишком большим, чтобы она могла безопасно спрятаться, поэтому она решает поместить его в плетеную корзину с конопаткой в ​​стратегическом месте в камышах, которые росли по берегам реки Нил (часто называемые камышами). , в надежде, что его найдут и усыновят. Чтобы обеспечить безопасность ребенка, сестра Моисея Мириам наблюдает из укрытия поблизости.

Плач ребенка предупреждает одну из дочерей фараона, которая берет ребенка. Сестра Моисея Мириам наблюдает, прячется, но выходит, когда становится ясно, что принцесса планирует оставить ребенка. Она спрашивает принцессу, не хочет ли она еврейскую акушерку. Принцесса соглашается, и Мириам договаривается о том, чтобы настоящей матери платили за то, чтобы она кормила ее собственного ребенка, который теперь живет среди египетской королевской семьи.

Библейский отрывок (Исход) 2)

Исход 2 (Всемирная английская Библия)

1 Человек из дома Леви пошел и взял дочь Леви как его жена. 2 Женщина зачала и родила сына. Когда она увидела, что он хороший ребенок, она спрятала его три месяца. 3 Когда она больше не могла скрывать его, она взяла для него корзину с папирусом и покрыла ее смолой и смолой. Она положила в нее ребенка и положила в камыш на берегу реки. 4 Его сестра стояла вдали, чтобы посмотреть, что с ним сделают.

5 Дочь фараона спустилась купаться у реки. Ее служанки гуляли по берегу реки. Она увидела корзину среди тростника и послала за ней служанку. 6 Она открыла его и увидела младенца, и вот, младенец плакал. Она сжалилась над ним и сказала: «Это один из детей евреев». 7 Тогда его сестра сказала дочери фараона: “Может мне пойти и позову тебе кормилицу из еврейских женщин, и она покормит тебя младенцем?” 8 Дочь фараона сказала ей: пойди. Девушка подошла и позвала мать ребенка. 9 Дочь фараона сказала ей: возьми этого ребенка и корми его для меня, и я дам тебе плату. Женщина взяла ребенка и кормила его. 10 Дитя выросло, и она привела его к дочери фараоновой, и он стал ей сыном. Она назвала его Моисеем и сказала: «Потому что я вытащила его из воды.. “

История о« младенце, оставленном в реке »не уникальна для Моисея. Возможно, она возникла из истории о Ромуле и Реме, оставленных в Тибре, или в сказке о шумерском царе Саргоне, который я оставил в закупоренной корзине в Евфрате.

Пророк Моисей
Пророк Моисей

Традиционная версия

Согласно общеизвестной библейской истории дочь фараона находит младенца еврея в камышах Нила, куда его спрятала мать в надежде спасти от преследований, сходных с казнями Ирода. Заметив корзинку на реке, она приказала достать её, и, узнав, что в ней ребёнок, пожелала взять его во дворец. Найденное дитя получило имя “Моисей”, что означает, по мнению составителей рассказа “тот, которого вытащили из воды”. Такова традиционная версия спасения Моисея, происхождение его имени и национальности.

2 гипотезы спасения Моисея

Однако такой вариант спасения пророка неоднократно подвергался критике по нескольким основаниям. В частности, Зигмунд Фрейд в своем очерке “Моисей и монотеизм” утверждает, что активная форма иудейского слова “Моше” может также означать “тот, который вытягивает”. Это несогласие можно подкрепить также тем, что абсурдно говорить о том, что египетская принцесса дала усыновленному найденышу иудейское имя. Более того, Фрейд, будучи сам евреем, пришел к заключению, что со всей очевидностью Моисей по происхождению был египтянином.

“Египетская” версия

По египетским источникам Моисей был посвященным жрецом Осириса и сыном сестры фараона Рамзеса II, и звали его Хозарсиф. Э.Шюре в своём очерке эзотеризма религий “Великие посвящённые” ссылается на египетского жреца Манефона, “которому мы обязаны самыми точными сведениями относительно египетских династий. Египетские источники имеют в нашем случае большую ценность, чем еврейские, так как египетским жрецам не было никакой необходимости сообщать принадлежность к их среде. В то время как для национального самолюбия евреев было важно сделать основателем их религии человека своей собственной крови”.

Таким образом, есть вероятность того, что Хозарсиф – было первое имя человека, известного нам в дальнейшем как пророк Моисей. Когда его стали называть Моисеем, почему он взял другое имя, что известно о нём до того момента, как он стал известен под этим именем и стал великим пророком? Обратимся к описанию его жизни, приведенную в вышеупомянутом очерке.

Итак, Хозарсиф был сыном сестры фараона Рамзеса II, а не дочери фараона как в традиционной трактовке. В те времена искусство управления считалось частью священной науки, поэтому он получил образование у жрецов в Мемфисе. Обучался он вместе с сыном фараона Менефтой. О сыне Рамзеса известно, что он был робок, не очень умён, увлекался оккультными науками низших ступеней. В противовес ему, его двоюродный брат Хозарсиф был серьёзным и внимательным, имел ясный ум и обладал замкнутым характером. Он принимал участие в священных церемониях, прислушивался к поучениям жрецов. Хозарсиф с легкостью прошёл все необходимые испытания и посвящения в жрецы храма Осириса. Насколько трудными были эти испытания можно судить потому, что для их прохождения многим адептам требовались годы, а иногда десятилетия. Например, Пифагор, в гении которого мы не сомневаемся, потратил на египетское посвящение двадцать два года.

Инициация жреца в Египте
Инициация жреца в Египте

Хозарсиф был несравненно одарённей Менефты, Рамзес же опасался его. Фрейд приводит отрывок из детства будущего пророка, который будучи трёх лет отроду, играя с бородой фараона, сорвал с него корону и надел её себе на голову. Конечно, фараоны сами назначали своих сыновей наследниками трона, но в истории Египта были случаи, когда жрецы устраняли недостойных и слабых претендентов и назначали на их место посвящённых из числа родственников фараона. То есть Хозарсиф имел все шансы после смерти Рамзеса занять его место, и это пугало фараона. С намерением удалить племянника от двора, он назначил его священным писцом храма Осириса. Эта должность совмещалась с обязанностью инспекции провинций. Обследуя одну из них, в которой на каменоломнях работали евреи, бывшие данниками египтян, Хозарсиф не сдержался и в гневе убил египетского надсмотрщика, жестоко избивавшего еврея. Этот поступок решил его судьбу. Во-первых, будучи жрецом Осириса, за убийство он подлежал строгому жреческому суду. Во-вторых, фараон подозревал в своём племяннике будущего претендента на корону. Спасая свою жизнь, Хозарсиф бежал из Египта. Пристанище он нашёл в храме Осириса в стране Мадиамской. Этот храм не зависел от египетских жрецов. Его первосвященником был в то время Иофор, мудрец и эфиоп по происхождению, который с удовольствием принял беглеца.

Бегство Моисея из Египта
Бегство Моисея из Египта

Первое, что решил сделать Хозарсиф, это подвергнуть себя процедуре искупления греха убийства, которая была предписана посвящённым в такой ситуации. После длительного поста, спасающемуся жрецу давали специальное питьё, погружавшее его в летаргический сон, и оставляли в склепе храма на несколько дней или недель. Его душа отделялась от тела и совершала странствие в потустороннем мире, Эребе, где парят души мёртвых, еще не отделившиеся от земли. Он должен был найти душу убитого, подвергнуться всем её страданиям, получить её прощенье и помочь найти путь к свету. Только после этого считалось, что посвящённый искупил свой грех, отмыл астральное тело от проклятий его жертвы и спас свою душу. Но из этого путешествия искупающий мог и не вернуться, в этом случае в склепе находили только его труп.

Суд бога Осириса
Суд бога Осириса

Хозарсиф без тени сомнения подвёрг себя испытанию смертью с полным самоотречением, отдавшись на справедливый суд Осириса. Когда он вернулся из этого странствия, то почувствовал себя преображённым, его прошлое было словно отрезано, Египет перестал быть его родиной. Поскольку возможность повторить подвиг Эхнатона по введению монотеизма среди египтян была категорически невозможна, Хозарсиф осознал свою миссию в создании из еврейских племён сильного народа, способного отстоять единобожие среди идолопоклонства и анархии. Если Рама и Кришна создавали религию для своих народов, то Хозарсиф решил создать народ для религии.

Чтобы отметить начало своего нового пути, Хозарсиф принял имя Моисей, что на иврите в активной форме означает – “тот, который вытягивает”. Теперь ясно, что под этим понималось. Пророк, который вытягивает избранный народ Израиля из мрака язычества к свету единобожия, к истине, скрытой в ковчеге посвящения.

Исход евреев из Египта
Исход евреев из Египта

Данная версия кажется более убедительной, чем традиционная история. В подтверждение её можно дополнительно привести несколько аргументов:

• Боговдохновенные книги, написанные Моисеем, содержат понятия и законы правления, опередившие своё время на несколько веков. Необходимо было обладать высоким уровнем знаний, которые, во времена, когда жил пророк, можно было получить только в египетских храмах и только посвящённым. Там же можно было ознакомиться и с теорией монотеизма Эхнатона.

• Золотой ковчег посвящения был заимствован из практики египетских священных ритуалов. Имеются утверждения, что будущий пророк участвовал в этих церемониях в числе четырёх жрецов, несущих золотой ковчег с книгами, составлявших тайное учение египтян.

• Пророк ввёл обычай обрезания у евреев, который у египтян существовал издревле, что подтверждается рисунками на стенах святилищ и найденными мумиями. Этот обычай должен был уравнять евреев с египтянами и являться знаком принадлежности к избранному народу.

• В исходе Моисея сопровождали левиты. По мнению Фрейда, который он достаточно сильно аргументировал в своём очерке, они состояли из египтян: ближайшие приверженцы пророка и его слуги. В частности, Фрейд отмечает, что египетские имена встречаются только у левитов.

Вывод: своё имя пророк Моисей получил в зрелом возрасте после ритуала спасения души, а не в младенчестве, когда его согласно легенде спасали от крокодилов Нила.

Данная статья не ставит целью оскорбить чувства верующих и не претендует на истину в первой инстанции. Это результат некоторых размышлений и сопоставлений, носящих вероятностный характер. Если у читателя есть своё мнение по затронутой теме, с удовольствием прочитаю. Помните, что неразделённое знание – зря потраченное время.

Источники:

Вторая книга Моисея. Исход 2. ст. 1-10.

З. Фрейд. Моисей и монотеизм.

Э. Шюре. Великие посвящённые.

Усыновление младенца Моисея дочерью фараона

Исх.2: «5 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. 6 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей. 7 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? 8 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. 9 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его».

Преподобный Ефрем Сирин написал о промышлении Бога в решении дочери фараона взять еврейского младенца себе в сыновья: «Дневной зной заставил дочь Фараонову не в обыкновенное время идти к реке, и в ней измытися. Хотя вышла она, по-видимому, и по своей воле, по причине дневного зноя; но, как вышла не в обыкновенное время, то сделалось сие не по ее воле. Так собственная ее воля непроизвольно привела ее к реке, чтобы извлечь из нее того, кто назначен был за потопленных в реке младенцев отмстить потоплением в море. Увидев же младенца, что он прекрасен, дочь Фараонова рассудила с своими рабынями, что египетские боги неплодству ее уготовали в реке сына; и она убедилась в той мысли, что сим освободится от поношения, получит великое утешение, и для отца ее будет преемник его престола. Тогда приходит Мариам не печальная и не радостная; ибо не показывала в себе ни печали, ни радости, чтобы приличною наружностью скрыть настоящее свое намерение. И рече дщери Фараонове: призову ти жену кормилицу от Еврей, у которой и молоко чистое, и сердце прекрасное, которая тем и другим весьма пригодна для вашего царского сана. Мариам поспешно идет домой, и приводит матерь отрочате, в приличной одежде, и за великие дары соглашается матерь быть кормилицею своего сына. Та, которая отдала бы весь дом за Моисея, чтобы не бросали его в реку, когда отдается ей Моисей, не хочет воспитывать его даром. Наконец, берет она своего сына, но не оставляет и ковчега. И кого выносила из дому со скорбью, того вносит в дом с радостью; кого принесла на реку в темноте, того возвращает к себе, несет по улицам и вносит в дом со светильниками. Возможно стало матери видеть рожденного ею, который скрываем был три месяца, чтобы никто его не видел. Так, в реке увидел свет, кто брошен был в реку, чтобы лишиться там света».

Итак, пока младенец безымянный лежал в корзине на воде, дочь фараона к речке вышла, чтоб омовение совершить, а проще говоря — помыться (в славянском переводе — измытися). Одно это предложение, донесенное до нас современником той далекой древности и участником Моисеем, дает нам много информации о тогдашних условиях жизни и обычаях Египтян. Так мы узнали, что даже представительница семьи фараона, его дочь, ходила на реку, чтобы помыться. Это говорит нам о том, что река в этом месте имела чистую воду и была безопасна от крокодилов и змей. Эту безопасность обезпечивали слуги фараона. Еще этот факт открывает нам о чистоплотности знати Египта и о том, что омовения тел представители знати совершали в реке Нил и ее притоках. А это показывает нам о том, что во дворце фараона не была развита система водоснабжения, как это было позднее в древнем Риме. Простолюдины и рабы тоже омывались в реке Нил, но с риском стать жертвой крокодилов или змей. Как бы там ни было, но царевна заметила корзину среди тростника и послала рабыню взять ее. Рабыня принесла корзину и открыла ее перед царевной. Та увидела прекрасного младенца, который стал плакать. Все это вместе произвело на царевну такое сильное впечатление, что сердце ее сжалилось об этом младенце. Она увидела, что младенец был из Еврейских детей, и сказала об этом вслух. Царевна прекрасно знала о повелении ее отца топить всех новорожденных Еврейских младенцев мужского пола, но это не остановило ее, ибо Бог расположил ее сердце к этому прекрасному ребенку, и его происхождение и национальность не имели для нее никакого значения. Только дочь фараона могла позволить себе нарушить повеление отца, которое в Египте имело силу закона! На решение царевны усыновить себе еврейского младенца повлиял и тот факт, что она не имела своих детей и, скорее всего, не могла их иметь. О безплодии царевны писал и преподобный Ефрем Сирин.

В результате всего вышесказанного мы видим, что вера и интуиция не подвели мать Моисея и его сестру в их надежде на спасение сына и брата от смерти. Их ожидания о его спасении и взятии в дом фараона вполне оправдались на самом деле. Сочетание дивной красоты младенца и необыкновенная обстановка его нахождения сделали свое дело — они привлекли внимание дочери фараона и расположили ее сердце взять его себе, причем именно в качестве своего сына, а не в качестве раба или слуги! В отношении этого решения царевны А.П.Лопухин резонно пишет: «Решившись спасти по чувству сострадания еврейское дитя, она, очевидно, не боится наказания за неисполнение царского указа. В этом случае она опирается на то уважение, которым пользовались египетские женщины вообще, тем более представительницы царской фамилии. Царица почиталась в Египте более царя: царицам и даже принцессам воздавались по смерти божеские почести». Это было первым чудом в жизни Моисея. Само имя Моисей было дано ему царевной, усыновившей его. Это имя, означающее «взятый от воды», закрепилось за Моисеем и даже Господь Бог, для Которого Моисей стал другом, не поменял это имя, как Он это делал, например, с Аврамом, Сарой и Иаковом. Именно так замыслил Господь Бог для Своего будущего друга и служителя Моисея, чтобы тот попал в дом фараона в качестве сына его дочери! Моисей был дивным феноменом, причем не только еврейским и египетским, но всемирным и всечеловеческим! Его мать, сестра, брат, соплеменники, дочь фараона, фараон, царский двор и все прочие, кто входил в его жизнь, были лишь инструментами Божьего промысла, обслуживающими этот феномен! Чем точнее они соответствовали промыслу Бога о Моисее, тем лучше было им самим. Промысл Божий устроил так, что природная мать кормила приемного сына царевны Египта да еще получала за эту радостную для нее работу плату от царевны! Так Моисей, еще ничего не делая, уже отплатил матери своей добром за ее заботы, хлопоты и переживания о нем! В книге А.П.Лопухина справедливо отмечается выбор в кормилицы Моисею еврейки и его матери: «Согласие дочери фараоновой взять в кормилицы к спасенному еврейскому младенцу еврейку, а не Египтянку, является продолжением ее забот о жизни дитяти. При отвращении Египтян к евреям, отвращении, доходившем до того, что Египтяне не могли есть с евреями, потому что это мерзость для Египтян (Быт. 43,32), ничто и никто не мог поручиться дочери фараона, что еврейское дитя останется целым и невредимым в руках кормилицы-Египтянки. И наоборот, вручение его еврейке обезпечивало ему жизнь и здоровье».

Подводя итог этому эпизоду отмечу, что весьма «патриотичное», но дурное для евреев решение фараона об утоплении еврейских младенцев привело к тому, что еврейский младенец стал сперва принцем Египта, а потом избавителем еврейского народа от пленения, притеснения и рабства египетского. Должно отметить, что усыновление Моисея дочерью фараона, которое осуществилось согласно промыслу Божьему о нем, раз и навсегда решило для верных Богу людей вопрос о должном отношении к усыновлению чужих детей в пользу такого усыновления. Бог одобрил и благословил подобное усыновление детей других родителей, как в связи с их смертью или исчезновением, так и в случае, когда они живы, но обстоятельства требуют усыновления другими. Вот почему христианам должно прекратить пустые споры об усыновлениях, ибо Бог давно решил этот вопрос для всех верующих Ему и слову Его в пользу усыновления.

Читая повествование о первых месяцах жизни Моисея, мы можем видеть то, что в спасении Моисея промысл Божий дивно переплел его, его мать, его сестру и дочь фараона. Божий промысл привел мать Моисея ему в кормилицы, однако статус младенца в это время уже поменялся и из еврейского младенца, который должен быть умерщвленным, он сделал Моисея приемным сыном дочери фараона Египта. Так у Моисея начался период его жизни в доме фараона в качестве принца Египетского, которого дочь фараона, его приемная мать, нарекла именем «Моисей», которое означает «взятый от воды».

При внимательном чтении библейской истории о Моисее у боголюбивого читателя могут возникнуть параллельные ассоциации с детством нашего Господа Иисуса Христа, ибо у них было много общего. И Моисея, и Христа богоборчески настроенные люди искали убить с самого дня их рождения. Моисей и Христос в раннем детстве находились в Египте. И Моисей, и Христос заботились о народе Божьем как о своем родном народе. Каждый из них имел свою Пасху. И Моисей, и Христос вышли из Египта, выводя свой народ. И тот, и Другой были пастырями овец словесных. И наконец, Христос и Моисей встретились на горе Фавор в день Преображения Христа. С ними на встрече был еще не умиравший пророк Илия Фесвитянин. Пророки Божии говорили со Христом Сыном Божьим о Его исходе из земной жизни, о Его искупительной Жертве и невероятных страданиях ради искупления и спасения всех людей. Это общение Христа Бога со Своими пророками весьма знаменательно! Оно показывает нам то, что Христос очень любит Своих людей! Сын Божий хочет слышать их мнение по важнейшим общечеловеческим и вселенским вопросам! Он доверяет Своим пророкам и считается с их мнением! Он обсуждает с ними судьбы мира сего и суды Божии! Моисей еще в земной жизни восходил на святую гору, чтобы встретиться с Богом Всевышним и даже сподобился увидеть Бога сзади. После этой встречи с Богом он справедливо стал именоваться Боговидцем! Такого наименования больше не сподоблялся ни один святой муж на земле! На Фаворе же Моисей в своей славе стоял лицом к Лицу с тем Самым Господом Богом, Которого он в своей земной жизни видел один раз на святой горе Хорив и только сзади. Вот почему встреча со Христом на горе Фавор является вершиной достижения святого пророка Моисея, о которой говорится в Священном Писании. Именно на Фаворе соединились воедино Бог, живые и умершие святые (Моисей присутствовал своей душой); Благодать (Христос), Закон (Моисей) и Ревность по Богу (Илия); Ветхий и Новый Заветы; Небо и земля; пророки и Апостолы Божии! Восхитившись этим зрением нашего духа, смиренно спустимся на землю и продолжим рассмотрение жизни и деяний святого Моисея.

Спасенный младенец

Как бы радовались Амрам и Иохаведа рождению сына, если бы не последний закон, изданный жестоким египетским фараоном. Этим законом фараон повелел каждого новорожденного еврейского мальчика сразу после рождения бросать в Нил.

Но Иохаведа, даже под страхом смерти, не могла и не желала исполнить этот бесчеловечный закон. Она спрятала своего новорожденного сына и целых три месяца укрывала его от посторонних глаз.

Сначала все шло хорошо. Но младенец быстро подрастал, и, поскольку он был здоровым мальчиком, голос его с каждым днем становился все громче и громче. Когда ребенок засыпал, Иохаведа молилась и думала о том, что же ей делать дальше.

И вот что она сделала: из речного тростника она сплела корзинку, похожую на маленькую рыбачью лодку, и обмазала ее снаружи смолой, чтобы в корзинку не проникала вода. Пока ребенок спал, Иохаведа положила его в корзинку и отнесла на берег реки. Там она пустила корзинку на воду среди высоких тростников и, оставивсвою дочь Мариам посмотреть, что будет с младенцем, поспешила прочь.

Мариам затаилась в укромном месте и ждала, что же произойдет. Вскоре она услышала голоса и смех. Это дочь фараона со своими служанками пришла на реку искупаться. С замирающим сердцем Мариам увидела, как дочь фараона подошла к тому месту, где в зарослях папируса колыхалась на воде корзинка со спящим в ней младенцем, и вдруг остановилась.

– Посмотрите! – крикнула она своим рабыням. – Вон корзинка посреди тростника. Достаньте ее.

Одна из прислужниц вошла в воду, взяла корзинку и поднесла ее царевне. Тут младенец проснулся, увидел незнакомые лица и расплакался.

– Бедный малыш, – ласково проговорила дочь фараона. – Наверное, это еврейский ребенок.

Царевна показалась Мариам очень доброй, и она, не таясь больше, вышла к ней из своего убежища.

– Не хочешь ли ты, чтобы я нашла кормилицу для этого ребенка? – спросила она.

– Да, найди ему кормилицу, – ответила дочь фараона.

Тогда Мариам побежала домой и привела свою мать. Царевна пристально посмотрела на Иохаведу и сказала:

– Возьми этого младенца и вскорми его для меня. Я заплачу тебе. Когда он подрастет, приведи его во дворец, он будет мне вместо сына. Я назову его Моисеем.

Счастливые Иохаведа и Мариам понесли ребенка домой. Они уже не боялись, что кто-нибудь может заметить их, и шли не таясь. Они знали, что это Бог сохранил жизнь младенцу Моисею. В течение нескольких ближайших лет им позволено растить его и заботиться о нем, а потом дочь фараона заберет его во дворец.

  • < Несчастья народа израильского в Египте
  • Моисей, принц египетский >
  • Моисей
    др.-евр. ‏מֹשֶׁה‏‎ [Моше]
    Моисей с Десятью заповедями. Художник Филипп де Шампань
    Моисей с Десятью заповедями.
    Художник Филипп де Шампань
    Пол мужской
    Период жизни XIV—XIII века до н. э.[1];
    по Септуагинте: 1497—1377 гг. до н. э.[2]
    Толкование имени «взятый (спасённый) из воды»
    Имя на других языках греч. Mωυσής
    лат. Moyses
    В иных культурах Муса (ислам)
    Местность Египет, Аравийский п-ов, Синайский п-ов
    Занятие первый Судья Израиля, пророк, пастух
    Происхождение колено Левия
    Упоминания Танах, Библия, Коран
    Отец Амрам
    Мать Иохаведа
    Супруга Сепфора, дочь Иофора
    Дети Гирсам и Елиезер
    Место погребения долина у горы Нево хребта Аварим
    День памяти 4 (17) сентября
    Связанные понятия Неопалимая купина, десять казней египетских, Исход, золотой телец, медный змий, манна небесная, станы Исхода, Десять заповедей, гора Синай, песах, Шаббат, иудаизм, скиния, менора
    Связанные события Исход
    Связанные персонажи Аарон и Мириам (брат и сестра), Иисус Навин
    Атрибуты Скрижали Завета, посох, рожки (cornuta)
    Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике
    Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Моисей.

    Запрос «Моше» перенаправляется сюда; о других носителях имени см. Моисей (имя).

    Моисе́й (др.-евр. ‏מֹשֶׁה‏‎ [Моше́] — «взятый (спасённый) из воды»; араб. موسىٰ‎ [Муса], др.-греч. Mωυσής, лат. Moyses; XIII век до н. э.[3]) в Пятикнижии — еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Важнейший пророк в иудаизме.

    Согласно Книге Исход, Моисей родился в то время, когда численность его народа увеличивалась и египетский фараон был обеспокоен тем, что израильтяне могут помочь врагам Египта. Когда фараон приказал убивать всех новорождённых мальчиков, мать Моисея, Иохаведа, спрятала его в корзинке и пустила её по водам Нила. Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребёнка.

    Когда Моисей вырос, он увидел притеснение своих соплеменников, убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина, и сбежал из Египта в землю мадианитян. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника, Неопалимой купины, к нему обратился Бог, который повелел Моисею вернуться обратно в Египет и просить освобождения израильтян. После десяти казней Моисей вывел израильтян из Египта через Че́рмное море[4][Комм. 1], после чего они остановились у горы Синай, где Моисей получил десять заповедей.

    После сорока лет скитаний по пустыне и долгожданного прихода израильского народа на землю Ханаанскую Моисей умер на горе Нево[5], которая находится на стороне нынешней Иордании, не входя в Землю Обетованную.

    Существование Моисея, а также достоверность его жизнеописания в Библии является предметом споров среди библеистов и историков. Библеисты обычно датируют его жизнь XVI—XII веками до н. э., в основном связывая с фараонами Нового царства.

    Имя[править | править код]

    Моисей
    иероглифами

    <
    F31 S29 S29
    >

    Согласно Библии, значение имени Моисей связано с его спасением из вод Нила («вытащенный или вынутый из воды»)[6][7]. Это имя Моисею дала дочь фараона (Исх. 2:10). Однако это имя также имеет значение «вытаскивающий»[8]. Здесь игра слов может также быть намёком на роль Моисея, который вывел израильтян из Египта. Античный историк Иосиф Флавий повторяет библейское толкование, утверждая, что имя Моисей состоит из двух слов: «спасённый» и египетского слова «мои», означающего воду[9]. Семитологи выводят происхождение имени от египетского корня msy, означающего «сын» или «рождать»[10].

    Жизнеописание[править | править код]

    Библейский рассказ[править | править код]

    Основной источник сведений о Моисее — библейское повествование на древнееврейском языке. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

    Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Левия (Исх. 2:1). Моисей родился в Египте (Исх. 2:2) в царствование фараона, который «не знал Иосифа» (Исх. 1:8), бывшего первым вельможей при одном из его предшественников. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил евреев в рабов.

    Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорождённых еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын (Исх. 2:2). Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев (Исх. 2:3). Не имея более возможности его прятать, она положила младенца в тростниковую корзину, обмазанную снаружи асфальтом и смолой, и оставила в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание (Исх. 2:5).

    Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх. 2:6), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мириам или Мариам (Исх. 15:20), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его (Исх. 2:7—9). Дочь фараона назвала ребёнка Моисей («вынутый из воды») «потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх. 2:10). В Библии не упоминается, как долго Моисей жил у своего родного отца и матери. В книге Исход говорится, что он вырос у родителей, но какого возраста он достиг, неизвестно.
    «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына» (Исх. 2:10). Вскармливала Моисея его же мать, нанятая дочерью фараона. И был Моисей как сын дочери фараона (Исх. 2:10).

    Согласно новозаветной книге «Деяния святых апостолов», когда Моисей был отдан дочери фараона, его стали обучать «всей мудрости египтян» (Деян. 7:22).

    Моисей вырос как приёмный сын в семье фараона. Однажды Моисей вышел из царских покоев к простолюдинам. Он был глубоко огорчён рабским положением родного народа. Увидев египтянина, бившего еврея, Моисей убил воина и закопал в песке, а бывший обиженный назавтра рассказал всем евреям об этом случае. Затем Моисей пытался помирить ссорящихся между собой двух евреев[11]. Но еврей, обижавший другого еврея, сказал Моисею: «Кто поставил тебя начальником и судьёю над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина?». Вскоре об этом узнал фараон, и Моисей бежал из Египта в землю Мадиамскую, опасаясь за свою жизнь[12].

    Семья[править | править код]

    «Моисей защищает дочерей Иофора»

    Моисей, бежав из Египта в землю Мадиамскую[12], остановился у священника Иофора[13] (Рагуила[14]). Жил у Иофора, пас его скот и женился на его дочери Сепфоре. Она родила ему сыновей Гирсама (Исх. 2:22; Исх. 18:3) и Елиезера[15]. После Исхода евреев из Египта Моисей собрал многотысячную армию и истребил мадианитян (народ своей жены)[16].

    В книге Числа (Чис. 12:1) упоминается, что сестра Мириам и брат Аарон упрекали Моисея за то, что его жена — эфиопка (кушитка[17]). По мнениям библеистов, это могла быть не Сепфора, а ещё одна жена, которую он взял после Исхода евреев из Египта, хотя традиционное воззрение, принятое в иудаизме утверждает, что речь здесь идёт о Сепфоре.

    Откровение[править | править код]

    Выпасая скот у горы Хорив (Синай), он из неопалимой купины получил призыв Бога, открывшего ему своё Имя — Яхве (ивр. ‏יהוה‏‎, «Аз есмь сущий»), к освобождению своего народа. Моисей спросил, что ему делать, если израильтяне ему не поверят. В ответ Бог дал Моисею возможность творить знамения: он превратил свой жезл в змея, а змея — снова в жезл; затем Моисей положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул её, и рука была здорова.

    Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему в помощники служить «его устами» (Исх. 4:16), так как Моисей ссылался на своё косноязычие), ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта. Причём сначала Моисей и Аарон от имени Яхве просили фараона отпустить евреев в пустыню на три дня для принесения жертв.

    Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию пёсьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им выйти из Египта и совершить служение Господу (Исх. 12:31). После этого евреи, взяв скот и останки Иакова и Иосифа Прекрасного, ушли из Египта в пустыню Сур.

    Исход[править | править код]

    Основная статья: Исход

    Бог показывал беглецам путь: он шёл перед ними днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь (Исх. 13:21—22). Сыны Израиля перешли через Чермное море, которое расступилось перед ними, но потопило армию фараона, которая преследовала израильтян. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу (Исх. 15:1—21).

    Моисей повёл свой народ в Землю Обетованную через Синайскую пустыню. Сначала три дня они шли пустыней Сур и не находили воды кроме горькой, но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в неё указанное им дерево (Исх. 15:24—25). В пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех следующих сорока лет блужданий) ежедневно посылал им с неба манну.

    В Рефидиме Моисей по повелению Бога извёл воду из скалы горы Хорива, ударив в неё своим жезлом. Здесь на евреев напали амаликитяне, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх. 17:11—12).

    В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля, а потом Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Так был заключён завет между Богом и избранным народом. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и о законах богослужения.

    Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по сорок дней. Во время его первого отсутствия народ согрешил, нарушив только что заключённый завет: сделал золотого тельца, которому евреи начали поклоняться как Богу, выведшему их из Египта. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца (Семнадцатое тамуза). После этого опять на сорок дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с лицом, осиянным светом Божьим, и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена Скиния.

    Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе — Бог дал ему указание взять жезл и сказать скале, чтобы она дала воду, но вместо этого он ударил в неё два раза своим жезлом (Чис. 20:7—12)[18].

    В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания.

    Смерть[править | править код]

    Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную. Господь перед смертью призвал его на хребет Аварим[19]: «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана» (Втор. 34:1). Там он и умер. «Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6).

    Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина[20].

    Жил Моисей 120 лет[21], из которых сорок лет провёл в странствиях по Синайской пустыне.

    Античная традиция[править | править код]

    О Моисее упоминали греческие и латинские авторы.

    По свидетельству римского историка Иосифа Флавия, египетский историк Манефон (IV—III века до н. э.) сообщал, что фараон приказал переселить в каменоломни всех прокажённых и больных другими болезнями. Прокажённые избрали своим предводителем гелиопольского жреца Осарсифа (имя в честь бога Осириса), который после изгнания сменил имя на Моисей. Осарсиф (Моисей) установил для сообщества изгнанных законы и повелел не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними единой клятвой. Он также возглавил войну против фараона. Однако в войне переселенцы потерпели поражение, и армия фараона преследовала разбитых врагов до пределов Сирии. Однако Иосиф Флавий называет сведения Манефона «вздорными и лживыми»[9].

    По Херемону, Моисея звали Тисифен, он был современником Иосифа, которого звали Петесеф. Его сведения Иосиф Флавий также называет лживыми[9]. Тацит называет Моисея законодателем иудеев[22]. Источник, использованный Помпеем Трогом, называет Моисея сыном Иосифа и отцом Арруаса, царём иудеев[23].

    Египетские источники[править | править код]

    Древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее.

    Моисей в авраамических религиях[править | править код]

    В иудаизме[править | править код]

    Моисей (ивр. ‏מֹשֶׁה‏‎, «Моше») — главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных. Так в книге Второзаконие сказано: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Втор. 34:10). Также о нём говорится: «…если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому́ Моём: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит…» (Чис. 12:6—8). Однако в Книге Исход Моисею запрещено видеть лицо Бога: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20).

    На основе повествования Книги Исход иудеи считают, что свод религиозных законов иудаизма (Тора) был дан Моисею Богом на горе Синай. Однако, когда Моисей, спустившись с горы, увидел, как евреи поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил скрижали. После этого Моисей вернулся на вершину горы и написал по повелению Бога Десять заповедей своей рукой.

    В каббале раскрывается соответствие Моисея (Моше) и сфиры нецах[24]. А также то, что Моисей — это кругооборот (гилгул) души Авеля[25].

    Обычно иудеи упоминают Моисея как «Моше Рабейну», то есть «наш учитель».

    В христианстве[править | править код]

    Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор Пятикнижия, входящего в состав Ветхого Завета. На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

    В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру ветхозаветный закон, так через Христа, прежде всего в Нагорной проповеди, — новозаветные заповеди.

    В синоптических Евангелиях сообщается, что во время Преображения на горе Фавор с Иисусом беседовали пророки Моисей и Илия (Мф. 17:1–8, Мк. 9:1–8, Лк. 9:28–36).

    Преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице» упоминает, что Моисей в телесном виде явился ему и его гостям[26].

    Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

    Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 4 (17) сентября.

    Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка.

    В исламе[править | править код]

    Основная статья: Муса

    В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́ (араб. موسى‎). Он — один из величайших пророков, собеседник Аллаха, которому был ниспослан Таурат (Тора). В Коране Муса (Моисей) упоминается 136 раз[27]. В суре 28-й Корана рассказывается о рождении и спасении Мусы из вод Нила[28].

    Муса — пророк в исламе, один из потомков пророка Якуба (библ. Иаков). Он родился и некоторое время прожил в Египте. В то время там властвовал Фираун (Фараон), который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу (библ. Иофор), который в это время владел Мадьяном.

    Историчность Моисея[править | править код]

    Существование Моисея и его роль в ранней истории Израиля — предмет давних споров. Первые сомнения в историчности Моисея и достоверности его жизнеописания высказаны в Новое время. В современную эру ряд историков и библеистов приводит доводы в пользу того, чтобы считать Моисея легендарной фигурой. Они отмечают, что древневосточные (включая древнеегипетские) письменные источники и археологические памятники не содержат никаких сведений о Моисее или событиях исхода[29][30][31][32]. Их оппоненты указывают на дефицит исторических памятников и утверждают, что события исхода, связанные с Моисеем, имеют минимальные шансы на отражение в памятниках бронзового и раннего железного веков[33]. Однако и те и другие признают, что записи сказаний о Моисее предшествовала длительная устная традиция, которая могла видоизменить, переиначить, исказить или дополнить первоначальные предания. Этим точкам зрения противостоят сторонники школы «библейского минимализма», которые полагают, что Ветхий Завет написан иудейскими жрецами около IV—II веков до н. э. и подавляющее большинство событий и фигур этой части Библии являются вымышленными.

    Исследователи Библии обращают внимание на ряд параллелей между эпизодами предания об исходе и другими литературными памятниками древнего Ближнего Востока. Такие параллели могут указывать на общие традиции или заимствования. Так история о спасении Моисея в тростниковой корзине частично совпадает с более древней легендой о происхождении царя Саргона; свод законов завета (Исх. 21—24) по содержанию имеет заметное сходство со «Сводом законов Хаммурапи»; история о бегстве Моисея к мадианитянам после убийства египтянина, по мнению некоторых учёных, имеет параллели с египетским «Сказанием о Синухе»[34].

    Сторонники документальной гипотезы рассматривают Пятикнижие как результат компиляции нескольких источников, четыре из которых (Яхвист, Элохист, Священнический кодекс и Девторономист) составляют основной массив текста. Они отмечают, что фигура Моисея и его роль в каждом источнике отличается. Так в Яхвисте Моисей безоговорочный лидер исхода. Жреческий кодекс стремится преуменьшить роль Моисея и акцентирует внимание на роли брата Моисея Аарона, к которому возводили свою родословную иерусалимские священники. Элохист в противовес Аарону подчёркивает роль Иисуса Навина, который оказался верен слову Бога более Моисея. Наконец, Девторономист подчёркивает роль Моисея как пророка и законодателя. Из этих наблюдений делается вывод, что предания о Моисее сложились постепенно и их версии в разных традициях отличались[35]. Эти выводы оспариваются критиками документальной гипотезы.

    Библеисты также отмечают, что в текстах об Исходе, которые считают более ранними, чем основной массив Пятикнижия (ранние пророки, псалмы, «песнь моря»), Моисей не упоминается. На этом основании выдвигается предположение о том, что в ранних устных традициях Моисей или не был героем исхода, или имел незначительную роль. И только позднее составители письменного предания построили весь рассказ вокруг фигуры Моисея, от которого они вели свою родословную[35]. Такие заключения также оспариваются на том основании, что предполагаемые упоминания об исходе являются краткими и Моисей в них мог быть не упомянут по желанию авторов.

    Моисей и фараон: версии[править | править код]

    Предпринималось множество попыток установить, к какому периоду истории Древнего Египта Библия относит события исхода евреев и о каком фараоне в ней говорится. Существует несколько версий того, когда, предположительно, произошёл исход евреев, и, следовательно, когда жил Моисей. Большинство версий связывают исход с фараонами Нового царства. Это подразумевает, что деятельность Моисея приходится на промежуток XVI—XII веков до н. э.

    Библия не называет упоминаемого фараона по имени, хотя в ней именам часто уделяется много внимания[36]. Так, в Исходе упомянуты имена двух повитух, которых фараон призвал к себе, но не имя фараона (Исх. 1:15). Согласно Исходу, после бегства Моисея из Египта в Мадиамскую землю фараон умер: «спустя долгое время, умер царь Египетский» (Исх. 2:23). Таким образом, в Исходе фигурируют не менее двух фараонов.

    Различные библеисты пытались идентифицировать фараона Книги Исход со следующими фараонами:

    • Яхмос I (1550—1525 до н. э.);
    • Тутмос III (1479—1425 до н. э.);
    • Рамсес II (1279—1213 до н. э.);
    • Мернептах (1212—1202 до н. э.);
    • Сетнахт (1189—1186 до н. э.).

    На Яхмоса I указывали те, кто полагали, что израильтяне покинули Египет после изгнания гиксосов. Яхмос I успешно воевал с гиксосами и захватил их столицу — Аварис. Те, кто пытались установить дату исхода на основе библейского летоисчисления, приходили к заключению, что исход приходится на правление Тутмоса III. В Рамсесе II, ведшем обширные строительные работы с привлечением большого числа людей, видели фараона-угнетателя. При Мернептахе, сыне Рамсеса II, Египет начал слабеть, поэтому правление Мернептаха считали более вероятным временем для исхода. Отсутствие мумии этого фараона также служило поводом для спекуляций, пока мумию не обнаружили.

    Моисей и Эхнатон[править | править код]

    Зигмунд Фрейд в работе «Моисей и монотеизм» (1939) высказал мнение, что культ Атона (атонизм) при фараоне XVIII династии Эхнатоне наложил серьёзный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма и предшествовал его появлению, поскольку ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно в тот период, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа (Адонай). Основываясь на сведениях Манефона, Фрейд высказывает догадку, что после провала атонизма в Египте один из учеников Эхнатона (Осарсиф) предпринял попытку объединить под её эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта[37]. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 года до н. э.

    На сегодняшний день «догадка» Фрейда представляет интерес лишь для историков психоанализа[38].

    В иконописи[править | править код]

    Иконописные подлинники дают такое описание внешности пророка Моисея:

    Великий старец 120 лет, еврейского типа, благонравный, кроткий. Плешив, со средней величины бородой прядями, очень красив собою, телом мужествен и силён. Носил нижний хитон синего цвета, с разрезом спереди и подпоясанный (ср.: Исх. 39:12 и далее); сверху — ефод, то есть длинное полотно с прорезом посредине для головы; на голове — покрывало, на ногах — сапоги. В руках у него — жезл и две скрижали с 10 заповедями.

    Кроме скрижалей изображали и свиток с надписью:

    • «Кто есмь аз, яко да пойду к фараону царю египетскому, и яко да изведу сыны израилевы от земли египетския» (Исх. 3:11).
    • Иногда приводится другой текст: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его» (Исх. 15:1).

    Существует также традиция изображать пророка ещё достаточно молодым («средовеком»): это иконы с изображением пророка при Купине неопалимой, снимающим сапоги со своих ног (Исх. 3:5), или получающим от Господа скрижали[39].

    В искусстве[править | править код]

    изобразительное искусство:
    • Моисей (Микеланджело)
    • Моисей (фонтан в Берне)
    • Смерть и завещание Моисея
    литература:
    • Поэма И. Я. Франко «Моисей»
    • Зигмунд Фрейд написал книгу «Моисей и монотеизм» (З. Фрейд. Этот человек Моисей[40]), посвящённую психоаналитическому исследованию жизненного пути Моисея и его отношений с народом.
    музыка:
    • опера Джоаккино Россини;
    • опера Арнольда Шёнберга;
    • опера Мирослава Скорика;
    • американский негритянский спиричуэлс «Go Down Moses».
    кинематограф:
    • Фильм «Десять заповедей» (1923) и его одноимённый римейк (1956)
    • Фильм «История человечества[en]» (1957), роль Моисея исполнил Фрэнсис Бушмен[41][42]
    • Фильм «Моисей» (1974)
    • Фильм «Пророк Моисей: Вождь-освободитель» (1995)
    • Фильм «Исход: Цари и боги» (2014)
    • Теленовела «Десять заповедей» (2015)
    анимация:
    • Мультфильм «Принц Египта» (1998)
    • Мультфильм «Седер-мазохизм» (2018)

    См. также[править | править код]

    • Авторство Библии
    • Операция «Моисей» — военная операция Израиля по спасению эфиопских евреев из Судана в Израиль, проведённая с осени 1984 по январь 1985 года.
    • Holy Moses — немецкая трэш-метал группа.
    • Этот человек Моисей — поздняя работа Зигмунда Фрейда, посвящённая психоанатилическому и историческому анализу формирования монотеизма у евреев.

    Комментарии[править | править код]

    1. Из-за сходства названий Чермное море часто путают с Чёрным морем. Чермное море не является универсальным названием. Его использует Синодальный перевод Библии. В Септуагинте водоем отождествляется с Красным морем. В еврейском тексте используется название «Море камышей».

    Примечания[править | править код]

    1. Moses, Hebrew prophet (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
    2. см. Библейская хронология: Патриархи еврейского народа и пребывание в Египте.
    3. По иудейским верованиям, родился в Египте 7 адара 2368 года по еврейскому календарю (1392 до н. э.), а умер 7 адара 2488 (1272 до н. э.).
    4. Чермное море // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
    5. Richard C. Steiner. The Mountains of Ararat, Mount Lubar and הר הקדם // Journal of Jewish Studies. — 1991-10-01. — Т. 42, вып. 2. — С. 247–249. — ISSN 2056-6689 0022-2097, 2056-6689. — doi:10.18647/1605/jjs-1991.
    6. Синило Г. В. Библия и мировая культура. — 2015. — C. 197.
    7. Дубнов С. М. Краткая история евреев. — 1997. — C. 39.
    8. Синило Г. В. Библия и мировая культура. — 2015. — C. 198.
    9. 1 2 3 Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Книга первая. khazarzar.skeptik.net. Дата обращения: 30 января 2019. Архивировано 17 января 2019 года.
    10. Mark S. Smith. Exodus. — Collegeville, MN: The Liturgical Press, 2011. — Т. 3 (The New Collegeville Bible Commentary).
    11. Исх. 2:11—14:

      Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьёю над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.

    12. 1 2 Исх. 2:15: «И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя».
    13. Исх. 3:1: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву».
    14. Исх. 2:17: «И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их».
    15. Исх. 18:4: «а другому имя Елиезер, потому что [говорил он] Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова».
    16. Чис. 31.
    17. Симфония номеров Стронга (Иврит). Архивная копия от 13 ноября 2016 на Wayback Machine др.-евр. ‏כשי‏‎‏ в Чис. 12:1] // Подстрочный перевод Ветхого и Нового Заветов на русский язык.
    18. Чис. 14:22—23:

      Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её;

    19. Втор. 32:49, Чис. 27:12.
    20. Втор. 34:9.
    21. Втор. 34:7.
    22. Тацит. История V 3—4.
    23. Юстин. Эпитома Помпея Трога XXXVI 2, 11—16.
    24. Еврейская мудрость | Введение в кабалу | Сфирот | Десь сфирот. www.havura.net. Дата обращения: 30 января 2019. Архивировано из оригинала 3 мая 2014 года.
    25. Книга Зоар. Пункт 285 «Эвель — Моше».
    26. Иоанн Лествичник. Лествица. О том же авве Иоанне, игумене Синайской горы, то есть Лествичнике. Архивная копия от 26 октября 2021 на Wayback Machine.
    27. Коран: Та Ха 20:36—40, аш-Шу‘ара 26:18—51 и др.
    28. Коран: аль-Касас 28:3—28, аль-Касас 28:29—45 и др.
    29. Who Were the Early Israelites? by William G. Dever (William B. Eerdmans Publishing, Grand Rapids, MI, 2003).
    30. The Bible Unearthed by Neil Asher Silberman and Israel Finkelstein (Simon and Schuster, New York, 2001).
    31. ”False Testament”by Daniel Lazare (Harper’s Magazine, New York, May 2002). Harpers.org. Дата обращения: 11 октября 2010. Архивировано из оригинала 11 мая 2011 года.
    32. Archaeology and the Hebrew Scriptures. Дата обращения: 3 января 2015. Архивировано 8 июня 2015 года.
    33. Hoffmeier, James K. Moses and the Exodus. — Israel in Egypt: The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition. — New York: Oxford University Press, 1996.
    34. Kugler, Robert; Hartin, Patrick. An Introduction to the Bible. — Eerdmans, 2009. — ISBN 9780802846365.
    35. 1 2 Фридман Р. Как создавалась Библия / Пер. с англ. Г. Ястребова. — М.: Эксмо, 2011. — 400 с. — ISBN 978-5-699-48351-8.
    36. Ранович А. Очерк истории древнееврейской религии. — М.: ОГИЗ, 1937.
    37. Зигмунд Фрейд. Моисей и монотеизм.
    38. Harl Kenneth W. The Great Courses: Origins of Great Ancient Civilizations. — THE TEACHING COMPANY, 2005.
    39. Архимандрит Николай (Погребняк). Иконография пророческого служения. Архивная копия от 14 июля 2014 на Wayback Machine.
    40. З. Фрейд. Этот человек Моисей. skazanie.info. Дата обращения: 30 января 2019. Архивировано 31 января 2019 года.
    41. Фрэнсис Бушмен (англ.) на сайте Internet Movie Database
    42. «История человечества» (англ.) на сайте Internet Movie Database

    Литература[править | править код]

    • Житие святого пророка Моисея Боговидца // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. I: Сентябрь, День 4.
    • Бернфельд С. Моисей бен-Амрам // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
    • Моисей // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
    • Фрейд, Зигмунд. Человек по имени Моисей. Litres, 2017.
    • Моисей // Православная энциклопедия. — М., 2017. — Т. XLVI : «Михаил Пселл — Мопсуестия». — С. 267-296. — 752 с. — 36 000 экз. — ISBN 978-5-89572-053-0.
    Иноязычная литература
    • Asch, Sholem. Moses. New York: Putnam, 1958. ISBN 0-7426-9137-3.
    • Assmann, Jan. Moses the Egyptian: The Memory of Egypt in Western Monotheism. Harvard University Press, 1997. ISBN 0-674-58738-3.
    • Barzel, Hillel. «Moses: Tragedy and Sublimity.» In Literary Interpretations of Biblical Narratives. Edited by Kenneth R.R. Gros Louis, with James S. Ackerman & Thayer S. Warshaw, 120-40. Nashville: Abingdon Press, 1974. ISBN 0-687-22131-5.
    • Buber, Martin. Moses: The Revelation and the Covenant. New York: Harper, 1958.
    • Card, Orson Scott. Stone Tables. Deseret Book Co., 1998. ISBN 1-57345-115-0.
    • Chasidah, Yishai. «Moses.» In Encyclopedia of Biblical Personalities: Anthologized from the Talmud, Midrash and Rabbinic Writings, 340-99. Brooklyn: Shaar Press, 1994.
    • Cohen, Joel. Moses: A Memoir. Mahwah, N.J.: Paulist Press, 2003. ISBN 0-8091-0558-6.
    • Daiches, David. Moses: The Man and his Vision. New York: Praeger, 1975. ISBN 0-275-33740-5.
    • Fast, Howard. Moses, Prince of Egypt. New York: Crown Pubs., 1958.
    • Freud, Sigmund. Moses and Monotheism. New York: Vintage, 1967. ISBN 0-394-70014-7.
    • Gjerman, Corey. Moses: The Father I Never Knew. Portland: Biblical Fantasticals, 2007. ISBN 978-1-4241-7113-2.
    • Halter, Marek. Zipporah, Wife of Moses. New York: Crown, 2005. ISBN 1-4000-5279-3.
    • Hoffmeier, James K. ‘Moses and the Exodus.’ In: Israel in Egypt: The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition, pp. 135-63. New York: Oxford University Press, 1996.
    • Ingraham, J. H. The Pillar of Fire: Or Israel in Bondage. New York: A.L. Burt, 1859. Reprinted Ann Arbor, Mich.: Scholarly Publishing Office, University of Michigan Library, 2006. ISBN 1-4255-6491-7.
    • Kirsch, Jonathan. Moses: A Life. New York: Ballantine, 1998. ISBN 0-345-41269-9.
    • Kohn, Rebecca. Seven Days to the Sea: An Epic Novel of the Exodus. New York: Rugged Land, 2006. ISBN 1-59071-049-5.
    • Lehman, S.M. (translator), Freedman, H. (ed.), Midrash Rabbah, 10 volumes, The Soncino Press, London, 1983.
    • Mann, Thomas. «Thou Shalt Have No Other Gods Before Me.» In The Ten Commandments, 3-70. New York: Simon & Schuster, 1943.
    • Salibi, Kamal. The Bible Came from Arabia. London: Jonathan Cape, 1985.
    • Sandmel, Samuel. Alone Atop the Mountain. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1973. ISBN 0-385-03877-1.
    • Southon, Arthur E. On Eagles’ Wings. London: Cassell and Co., 1937. Reprinted New York: McGraw-Hill, 1954.
    • Wiesel, Elie. «Moses: Portrait of a Leader.» In Messengers of God: Biblical Portraits & Legends, 174—210. New York: Random House, 1976. ISBN 0-394-49740-6.
    • Wildavsky, Aaron. Moses as Political Leader. Jerusalem: Shalem Press, 2005. ISBN 965-7052-31-9.
    • Wilson, Dorothy Clarke. Prince of Egypt. Philadelphia: Westminster Press, 1949.
    • Van Seters, John. The life of Moses: The Yahwist as Historian in Exodus-Numbers, Kok Pharos Publishing House, 1994
    • K. van der Toorn, Bob Becking, Pieter Willem van der Horst: Dictionary of deities and demons in the Bible

    Ссылки[править | править код]

    • Моисей — статья из Электронной еврейской энциклопедии
    • Дороги праотцев  (недоступная ссылка с 14-05-2013 [3653 дня] — история)
    • Леннарт Мёллер. Дело об исходе = Lennart Möller. The Exodus Case. — 2007. — 164 с.
    • Пророк Моисей и Исход в русской живописи. Репродукции картин

    Добавить комментарий