Как нашли огонь для 3 класса

Как появился огонь?

Огонь – это символ домашнего очага, тепла и уюта. Человек знаком с ним еще со времен глубокой древности. Но как он появился в жизни людей, известно далеко не многим. В каменных пещерах, находящихся на территории Европы учеными археологами были обнаружены обожженные кости и угольки.

Как появился огонь?

Эта находка доказывает, что первобытные люди, жившие в этих пещерах еще не одну сотню тысяч лет назад, уже умели разжигать огонь.  Как же они научились добывать и разжигать огонь? Ведь первобытный человек был не так умен и развит как мы с вами. Поскольку это было в незапамятные времена и люди еще не умели записывать историю своей жизни,  о том, как произошло первое знакомство древнейшего человека с огнем, мы можем лишь предполагать.

Как появился огонь?

Вполне возможно, что доисторические люди сначала узнали как пользоваться огнем, а только потом открыли для себя способы его добычи. К примеру, сухое дерево могло загореться во время грозы от попадания в него молнии. В результате чего древесина начала тлеть.  От загоревшегося дерева древний человек мог разжечь костер и затем поддерживать его в течение нескольких лет.

Как появился огонь?

Или же блуждая в темноте среди камней и натыкаясь на них, первобытные люди, заметили, как при ударе одного камня о другой появляются искры.   В любом случае, прежде чем у одного из них возникла идея ударить два камня друг о друга для того, чтобы получить огонь наверняка прошло немало лет и сменилось ни одно поколение.

Как появился огонь?

Однако все же есть один способ, узнать, как первобытный человек научился добывать огонь. Это можно увидеть, если понаблюдать, как это делают сейчас примитивные люди из древних племен, которые сохранили все традиции своих далеких предков. Иные из них до сих пор находятся на такой стадии развития, на которой находились их предки жившие много тысяч лет назад. Вот несколько примитивных способов добычи огня: Индейцы из некоторых племен Аляски чтобы получить огонь натирают серой два камня и ударяют ими один о другой.  После того, как сера загорится, они бросают горящий камень в сухую траву или какой-либо другой материал, но также обязательно сухой, иначе добыть огонь будет невозможно.

Как появился огонь?

Индейцы Северной Америки чтобы получить огонь обычно трут сложенные вместе две палочки.   В Китае и в Индии огонь добывают следующим образом: берут осколок разбитой глиняной посуды и ударяют им о бамбуковую палочку. Оболочка бамбука очень твердая, поэтому она хорошоподходит для высекания искр.

Как появился огонь?

Эскимосы разжигают огонь с помощью минералов кварца и пирита, которые легко можно найти в тех местах, где живет этот северный народ.   А вот жители Древней Греции и Древнего Рима добывали огонь особым способом. Они использовали специальные линзы, называемые «сжигающее стекло», чтобы собрать в одну точку лучи солнца. Когда жар лучей собирался в одной точке, сухая древесина загоралась.

Как появился огонь?

Кроме того, многие народы в древности поддерживали  так называемый «вечный огонь».    Индейские племена Майя и Ацтеки жившие на территории Мексики из поколения в поколение поддерживали постоянно горящий костер. А народы Греции, Египта и Древнего Рима хранили вечный огонь в своих храмах.

Как появился огонь?

История человечества полна различных загадок, и чем древнее дата, тем таинственнее событие и его обстоятельства, что касается как обретения членораздельной речи и перехода к прямохождению, так и вопроса о том, когда люди научились добывать огонь. О том, что этот навык резко изменил жизнь далеких предков современных людей, спорить не приходится. Улучшилось качество пищи, что не могло не повлиять на продолжительность жизни. В условиях оледенения, приходящегося именно на начальные этапы существования человека, огонь помогал согреться. Незаменим он был и при охоте.

Первобытный человек и огонь

Очень многие природные явления, так или иначе, связаны с огнем. Более миллиона лет назад извержения вулканов происходили чаще, чем сейчас, и представляли серьезную опасность для всех животных, в том числе и для человека. Еще один вариант столкновения с огнем – не менее частые лесные и степные пожары.

Доисторические люди у огня

Однако если внимательнее присмотреться к мифологии, то выясняется, что первый полученный человеком огонь был небесного происхождения. Наиболее известен греческий миф, согласно которому Прометей похитил искру из кузнечного горна Гефеста и принес ее людям, спрятав в пустой тростинке. Схожие предания имелись и у других народов, в том числе у различных индейских племен, которые не могли контактировать с греками. Ввиду этого предположение, что первобытные люди впервые воспользовались огнем от возгорания чего-либо после удара молнии, рассматривается учеными как наиболее вероятное.

Искусственное разведение огня

Наиболее важным и сложным для первобытного человека было преодолеть природный страх перед огнем. Когда же это произошло, он не мог не обнаружить, что вовсе не обязательно ждать сильной грозы или извержения вулкана: при создании каменных орудий труда в результате ударов одного камня о другой вспыхивали искры. Однако этот способ был очень трудоемким и занимал по меньшей мере час. В областях расселения человека, где существовала высокая влажность, он и вовсе был невозможен.

Получение огня высечением искр

Еще один физический процесс, дающий представление о том, как древние люди научились добывать огонь, – трение. С течением времени человек удостоверился, что еще сильнее упрощает процедуру не просто трение, а сверление. Для этого использовалось сухое дерево. Упирая в него сухую палку, человек быстро вращал ее между ладоней. В дереве образовывалось углубление, в котором скапливался древесный порошок. При высокой интенсивности движений он вспыхивал, и уже можно было разводить костер.

Получение огня трением

Поддержание огня

Если вновь обратиться к мифологии, становится ясно, что когда люди научились добывать огонь, они были весьма озабочены его поддержанием. Например, даже римские обычаи требовали, чтобы в храме богини Весты находились жрицы, занятые сохранением неугасимого огня на ее алтаре. Даже возжигание свечей в христианских храмах многими учеными считается пережитком первобытной необходимости хранить огонь.

Этнографические данные показывают: хотя люди научились добывать огонь и максимально упростили этот процесс, сохранение уже имеющегося было в приоритете. Это понятно: не всегда можно было найти подходящие камни или сухое дерево. Между тем без огня племени грозила смерть. Индейцы не только поддерживали неугасимые костры у своих хижин, но и носили с собой тлеющий трут. Скорее всего, так себя вел и первобытный человек.

Первобытный человек у костра

Проблема датировки

Нельзя окончательно поставить точку в споре о том, в какой период люди научились добывать огонь. Исследователь может рассчитывать только на данные археологии, а от человеческих стоянок возрастом в миллион лет осталось чрезвычайно мало. Именно поэтому ученые предпочитают использовать широкие датировки. Сходясь во мнениях о том, что добывать огонь человек научился в эпоху палеолита, специалисты по истории первобытного общества указывают, что это могло произойти в промежуток с 1,4 млн до 780 тыс. лет назад.

Удревнить это событие на 300 тысяч лет помогли находки в пещере Вондерверк на территории Южноафриканской Республики. Команде археологов под руководством Питера Бомона удалось обнаружить культурный слой, в котором сохранились остатки древесной золы и обугленные кости животных. Дальнейшие исследования показали, что их сожжение происходило непосредственно в пещере, то есть возможность их случайного попадания туда исключена. На стенах пещеры были обнаружены следы копоти.

Человек-первооткрыватель

Благодаря этим открытиям был вновь поставлен вопрос о том, какой человек научился добывать огонь. Миллион лет назад род Homo был представлен различными видами, из которых выжил лишь один – Homo sapiens (Человек разумный). Реконструкция антропогенеза осложняется небольшим количеством материальных свидетельств о существовании того или иного вида, то есть скелетных останков. Ввиду этого существование таких видов, как Homo rudolfensis, является дискуссионным вопросом.

Если расположить на одной шкале этапы антропогенеза и свидетельства о том, когда люди научились добывать огонь, то самая ранняя точка приходится на существование вида Homo erectus (Человек прямоходящий). Но было ли умение добывать огонь уже привычным, или же это происходило от случая к случаю, выяснить пока невозможно.

Реконструкция внешнего вида Homo erectus

Значение овладения огнем

Когда люди научились искусственно добывать огонь, их эволюция значительно ускорилась. Изменения затронули даже их внешний вид. Использование огня в приготовлении пищи позволило значительно увеличить расход энергии. Если обычное животное в течении жизни расходует около 125 ккал на килограмм веса, то человек – в шесть раз больше.

Овладение огнем резко выделило человека из ряда других животных. Благодаря огню стало возможным эффективнее преследовать крупных хищников и загонять их в ловушки, защищать свои стоянки от вторжения. Применялся огонь и для обработки деревянных орудий труда, что делало их более прочными и твердыми.

Затронуло это событие и ментальную сферу. Когда люди научились добывать огонь, он сразу же стал объектом поклонения. Стали складываться различные религиозные культы, в которых бог огня занимал центральное положение. Поэтому вряд ли будет натянутым предположение, что именно овладение огнем позволило человеку достичь сегодняшних высот.

Обновлено: 16.05.2023

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Исследовательская работа

Авторы: Гольцов Данил

Мраткина Елизавета

Смирнова Елизавета

Яхин Арслан

Руководитель работы: Яропуд Ольга Павловна

Проблема исследования и актуальность

Без огня невозможна жизнь на Земле. Мы видим огонь каждый день – плита, костер, печка и т.д. Он всюду – в домах и школах, на заводах и фабриках, в двигателях космических кораблей. Вечный Огонь горит на площади Славы, в храмах всегда горят свечи …

Часто по телевизору показывают лесные пожары. Сгорело безвозвратно большое количество деревьев, которые давали нам чистый воздух. Они могли бы стать интересными книгами и нашими школьными тетрадями. В огне погибают животные. Сгорают целые деревни, люди остаются без жилищ.

Недавно в нашей стране произошла страшная трагедия в городе Кемерово, где в пожаре погибли люди, среди которых были и дети.

Страшен, интересен и загадочен этот огонь!

Для детей о пожарах и мерах безопасности написано достаточно много книг, в том числе литературных произведений (“Дядя Степа” С. Михалкова, “Путаница” К. Чуковского, “Кошкин дом” С. Маршака и т.д.). Но такие источники, в которых описываются подробно и свойства огня, и его польза встречаются редко. Наша работа – это попытка восполнить такой пробел.

Цель исследования: изучение значения огня для человека.

Задачи исследования:

узнать, какую роль играет огонь в жизни человека;

изучить профессии, чья деятельность связана с огнём;

подготовить памятку действий при возникновении пожара;

Гипотезы исследования:

Огонь может помочь людям.

Огонь может навредить человеку.

Объект исследования: огонь.

Предмет исследования: свойства огня и их использование в жизнедеятельности человека .

Методы исследования: сбор информации, опрос учащихся, наблюдение, анализ и синтез, определение понятий, моделирование.

План работы:

Проведение социологического опроса.

Проведение опытов. Выводы о свойствах огня и его использовании человеком.

Подготовка выставки книг. Изготовление сборника произведений об огне., памятки действий при возникновении пожара.

В этой работе мы изучаем свойства огня и отвечаем на вопрос: Что такое огонь? Также разбираемся, как эти свойства используют люди. Каким образом и почему огонь может помочь и навредить людям?

Мы использовали справочную литературу: словарь, энциклопедию и информацию из сети Интернет.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Социологический опрос

Мы провели опрос одноклассников. В ходе проведения опроса были заданы следующие вопросы:

Назови профессии, чья работа связана с огнём

Запиши номер телефона пожарной службы, службы спасения.

Результаты опроса представлены на диаграммах

Вывод опроса : практически все ребята считают огонь врагом человека, круг профессий, связанных с огнём ограничен одной профессией – профессией пожарного. К сожалению, есть ребята, которые ошиблись, называя номер телефона пожарной службы.

2. Что такое огонь? Основные свойства огня

В детской энциклопедии есть такое определение огня и горения: “это химическая реакция, в которой одно из веществ настолько нагревается, что соединяется с кислородом воздуха”.

Ого́нь — интенсивный процесс окисления, сопровождающийся излучением в видимом диапазоне и выделением тепловой энергии. В узком смысле — совокупность раскалённых газов (низкотемпературная плазма). Это определение из Википедии. После прочтения этой информации, не очень понятно, что же такое огонь, и мы решили дать такое ему определение, которое было бы понятно ученикам начальной школы. Для этого нужно выявить основные его свойства.

Основные свойства огня изучали при помощи методов эксперимента (опытов) и наблюдения. Проделали несколько опытов.

Примечание. Все опыты проводились в присутствии и с помощью взрослых, при этом были соблюдены правила безопасности: использовали негорящую поверхность (стеклянную ) и приготовили стакан с водой.

Описание опытов:

Опыт № 1. В темное время суток выключили в комнате свет. Стало темно, ничего не видно. Зажгли свечу, стали видны очертания предметов и людей.

Вывод: 1 свойство: Огонь излучает свет.

Даже небольшое пламя свечи может освещать комнату. Вот почему в запасе у мамы всегда есть свечи – на случай отключения электричества.

Опыт № 2. Очень осторожно попробуем поднести руку к пламени свечи. На расстоянии 20 см становится очень тепло, ниже – из-за жжения опустить руку нельзя.

Вывод: 2 свойство: Огонь выделяет много тепла!

Опыт № 3. Накроем горящую свечу стеклянной банкой. Через несколько секунд пламя гаснет. Для достоверности мы повторили опыт 3 раза. Результат всегда один – пламя прекращает гореть.

Вывод: 3 свойство: для того, чтобы огонь горел, нужен воздух, а точнее кислород, который он содержит.

Итак, мы выяснили главные свойства огня и уже можем ответить на вопрос: что такое огонь?

Огонь – это такой процесс, при котором поглощается кислород и выделяется свет и тепло.

Продолжим изучение свойств огня.

1) Наблюдаем за пламенем свечи. Форма спокойного пламени заостренная кверху, похожа на конус. Если потихоньку подуть на пламя свечи, то форма меняется, оно отклоняется от потока воздуха. То же происходит, если поднести свечу к приоткрытому окну.

Вывод: форму пламени можно изменить при помощи потока воздуха. Это свойство используют при разжигании костра.

2) Рассмотрим цвет пламени. Цвет не везде одинаков, пламя имеет слои: самый нижний слой голубоватого оттенка, затем светло-желтый слой, после него – самый верхний красновато-оранжевый.

Но это еще не все о цвете.

Мы заметили, что газ на кухне всегда горит голубым цветом, а дерево – желто-оранжевым. Наблюдая за горением тонкой проволочки из меди от электрического шнура, мы обнаружили, что пламя при этом окрашивается в зеленый цвет.

Выводы: 1. Разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Так вот как получается такой красивый фейерверк! 2. Значит можно определить неизвестное вещество по цвету пламени.

Опыт № 5. Температура пламени. Возьмем ту же тонкую медную проволочку. Кончик такой проволочки, держа ее поперек пламени, помещаем в разных местах и на различной высоте в пламя и наблюдаем действие пламени на проволочку. Наблюдения обнаруживают следующее:

В нижней части пламени проволочка не светится, не горит, только покрылась черным налетом.

В средней части пламени проволочка накаливается, начинает светиться красным цветом.

В самой верхней части пламени проволочка загорается, окрашивая пламя в зеленоватый оттенок.

Значит, температура в разных слоях пламени различная. Это подтверждается и опытом с поднесением к пламени руки. Мы помним, что сверху можно поднести руку только на 20 см. Если поднести палец к нижней части пламени, тепло чувствуется только на расстоянии 1 см.

Вывод: пламя имеет несколько слоев, отличающихся не только по цвету, но и температурой. В нижней части пламя самое холодное, а верхней – самое горячее.

3. Значение огня: польза и вред

В результате проведенных опытов, собственных наблюдений, а также из прочитанного материала, мы убедились, что люди постоянно используют огонь в своей жизни, и он приносит им очень большую пользу.

В быту: для отопления помещений, приготовления пищи, нагревания воды, освещения – если электричество не работает. Еще огонь служит для уюта. Например, камин или ароматические свечи.

Как оказалось, полезные свойства огня используют на многих заводах и фабриках. Огонь плавит металл, после чего ему придают какую-нибудь форму. Также огнем режут металл или наоборот, сваривают его. Таким образом, его используют, например, для того, чтобы делать различные машины и механизмы.

Еще огонь используют:

на производстве стеклянной и глиняной посуды,

на производстве пластмасс, красок,

при изготовлении лекарств,

при переработке отходов.

И это еще не весь список “добрых” дел огня.

Вывод: Огонь нужен людям. Он согревает, кормит и освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня.

Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать. Он способен и очень навредить. Речь идет о пожарах. Пожар – это, когда огонь горит без желания человека и все разрушает.

Большой ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар – явление очень страшное, жестокое, враждебное всему живому.

Пожар вреден тем, что: от пожаров гибнут люди и получают сильные ожоги, люди лишаются дома, от пожаров исчезают леса и гибнут все их обитатели: животные, птицы, пожар может уничтожить все, что человек создавал своим трудом.

Немного статистики. Только представьте, что ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров! Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.

Как они возникают? Из-за неосторожного обращения с огнем, недобросовестного отношения к мерам безопасности.

О пожарах, о бедах, которые приносит огонь написано много книг. В том числе детских. Почему же для детей написано много книг о пожарах? Мы думаем, что потому что пожары очень часто возникают по вине детей.

Хотим напомнить всем ребятам:

– Никогда не играйте с огнем!

– Разжигать огонь можно только в присутствии взрослых и под их присмотром.

– В местах разведения костров, другого использования огня должны быть под рукой средства тушения.

– Нельзя оставлять огонь без присмотра.

– Когда огонь уже не нужен, он должен быть хорошо потушен.

Таким образом, в результате проведенной работы мы дали понятное для детей определение огня: “Огонь – это такой процесс, при котором поглощается кислород и выделяется свет и тепло”.

А также выяснили: Пламя имеет определенную форму, несколько слоев, отличающихся не только по цвету, но и температурой. При этом форму пламени можно изменить при помощи потока воздуха. Знание этих свойств помогает людям использовать огонь более эффективно.

Разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Значит можно определить, какое-то вещество по цвету пламени, надо только поджечь (как один из способов).

Вообще, огонь очень нужен людям, он согревает, кормит, освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня.

Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать, нельзя оставлять без присмотра. Он способен и очень навредить. Пожар – явление очень страшное, жестокое, враждебное всему живому.

Конечно, мы исследовали не всё о таком удивительном явлении как огонь. Поэтому в дальнейшем возможно исследовать такие вопросы: как люди научились добывать огонь, каковы были первые способы? Какие вещества не горят и почему? Как делают фокусы с огнем?

Результаты данной работы можно использовать как вспомогательный материал на занятиях по окружающему миру в детском саду и начальной школе. Для детей, интересующихся огнём, такой материал будет полезен, потому что он наглядный и достаточно простой.

Описание макета

Мы изготовили макет пожарных и средств пожаротушения, подобрали и изучили технику лепки из пластилина пожарного по сайтам Интернет и имеющейся литературе. При этом использовали пластилин.

Практическая значимость работы:

В ходе выполнения проекта мы

 узнали, что такое огонь;

 узнали новые профессии, деятельность которых связана с огнём;

 учились проводить социологический опрос;

 научились оформлять результаты опроса в виде диаграммы;

 научились использовать разные источники информации, в том числе сеть Интернет;

 научились лепить из пластилина пожарных и средства пожаротушения;

В начале работы мы выдвинули гипотезу:

Огонь может быть и полезен человеку, и опасен для человека.

Изучая свойства огня, мы пришли к выводу, что огонь – это друг и враг человека, в зависимости от обстоятельств.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

Список источников информации:

Ожегов С.И. Словарь русского языка: М.: Рус. яз., 1984. 797 с.

Сафронов М.А., Вакуров А.Д. Огонь в лесу. Новосибирск: наука, 1991. 130 с.

Трудно представить себе современную жизнь без огня. Кажется, он существовал всегда рядом с человеком. Однако, это далеко не так.

Первобытный человек, вероятнее всего, еще не умел добывать огонь. А изобретение способов его добывания стало важным шагом на пути культурного становления человечества.

О важности этого открытия свидетельствуют мифы и легенды многих народов, придающих огню некую божественность. Судя по этим произведениям народного творчества, огонь первоначально привлекал людей не полезными или разрушительными свойствами, а светом и блеском. Действительно, сидя у костра, можно часами смотреть на пламя. Огонь завораживает, очаровывает.

Мне захотелось побольше узнать об огне и попробовать различные способы добывания огня.

Актуальность проекта: знания о такой опасной стихии как огонь – всегда важны. Уметь добывать огонь и правильно использовать его – полезно взрослым и детям

Цель: исследовать огонь и изучить природу его возникновения.

Задачи исследования:

  1. Изучить природу огня.
  2. Условия, необходимые для горения веществ.
  3. Провести наблюдение за сгоранием некоторых материалов.
  4. Узнать и попытаться сделать опыты с огнем.

Объект – огонь.
Предмет – процесс горения.

Методы исследования:

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • анализ исследования.

Практическая значимость: научиться безопасно пользоваться огнем.

Огонь? Огонь!

Как появился огонь?

Люди очень рано научились строить разные шалаши и пользоваться пещерами. В очень далекое время первобытные люди еще не умели пользоваться огнем. Они питались кореньями. Если убивали животного, то ели сырое мясо. Но с огнем древнему человеку все же приходилось встречаться. Как человеку удалось получить огонь?

Точно на этот вопрос не может ответить никто. Разные народы придумывают свои версии. Тогда от огня исходила грозная и опасная сила. Но люди все же сумели побороть страх перед этим явлением. Ведь человек так и не стал бы человеком, если бы не был любознательным.

Случалось, молния ударяла в сухое дерево, и оно загоралось. Люди собирали тлеющие угольки, разводили костры и хранили огонь годами. Они свято берегли огонь. От огня исходило тепло, и люди грелись от костров в холодное время, и если в огонь попадало мясо, люди понимали, что его можно употреблять в пищу. Со временем огонь стал занимать все более важное место в жизни человека. С его помощью люди научились готовить еду, обогреваться, он защищал их от нападения диких зверей.

Человек заставил огонь плавить руду, чтобы получать металл. Огонь приводит в движение двигатели машин, широко применяется в промышленности, технике и быту Он не редко используется в качестве символа. Это вечный огонь у могилы Неизвестного солдата, которая находится в столице России – Москве. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, чтя благородные традиции Олимпийских игр.

Способы добывания огня

Существуют разные способы добывания огня. Мы можем понаблюдать, как это делают примитивные люди сейчас. Некоторые из них находятся на такой стадии развития, на которой наши далекие предки находились тысячи лет назад. Давайте рассмотрим некоторые примитивные способы получения огня:

  • Удар камня о камень. На Аляске индейцы некоторых племен натирают серой два камня и ударяют один о другой. Когда сера загорается, бросают горящий камень в сухую траву или другой сухой материал.
  • Трение двух деревянных палочек друг о друга.
  • В Китае и в Индии кусок разбитой глиняной посуды ударяют о бамбуковую палочку. Бамбук загорается.
  • В Древней Греции и Древнем Риме был совсем иной способ. Тогда использовали специальные линзы, которые назывались “сжигающее стекло”, чтобы собрать в одну точку лучи солнца. Когда жар лучей собирался в одну точку, он зажигал сухую древесину.
  • Интересно также узнать, что в древние времена многие народы поддерживали “вечный огонь”. Майи и ацтеки в Мексике поддерживали вечно горящий костер. Греки, египтяне и римляне также хранили вечный огонь в своих храмах.

Условия, необходимые для возникновения огня

Для возникновения огня необходимы определенные условия, а именно три условия, которые возникают в одном месте в одно и то же время: горючее вещество, кислород, источник воспламенения:

Горючее вещество + Кислород + Источник воспламенения = ОГОНЬ

Группы возгораемости материалов

Важной характеристикой возникновения огня является огнестойкость горящего материала. Все материалы по данному признаку можно разделить на три группы: горючие, трудногорючие и негорючие.

Горючие

Трудногорючие

Негорючие

Древесина, вата, пластмасса, бензин, спирт.

Прессованные плиты из древесной стружки.

Гипс, цемент, камень, металл.

Экспериментальная часть

Опыты: Процесс горения и тушение огня

Цель: увидеть, что огонь горит при помощи воздуха, сжигая его.

Опыт 1. Затухающие свечки

Материал: железный поднос, 4 свечки, 3 баночки разного размера, песочные часы или секундомер, спички.

Ход опыта:

Ставим на металлический поднос на столе все необходимое, и зажигает все свечки. Затем накрываем 3 свечки банками, а одну оставит не накрытой. Теперь засекаем время. В какой последовательности потухли свечки?

Опыт

Опыт “Затухающие свечи”

Результат: первой потухла свечка в самой маленькой баночке – через 18 секунд, так как в ней меньше всего воздуха, второй в средней – через 25 секунд, а последней — свечка в самой большой банке – через 30 секунд (при этом первой накрывали самой большой банкой, второй – средней, а третьей – самой маленькой). А вот не накрытая свечка горит, и будет гореть, пока не сгорит до конца или пока ее не потушат.

Опыт 2

Материал: для этого опыта мне понадобилось небольшая стеклянная посуда, спички, кусочек бумаги и крышка от посуды.

Ход опыта:

Я зажигаю спичку, затем от спички зажигаю кусочек бумаги и помещаю в банку. При этом наблюдаю, что бумага хорошо сгорает. Затем я беру крышку и закрываю банку, при этом наблюдаю, что процесс горения прекращается.

Опыт 2. Прекращение горения без доступа кислорода

Опыт 2. Прекращение горения без доступа кислорода

Результат: А почему? Потому, что я прекратил доступ кислорода. А это значит – одно условие горения огня не было соблюдено: доступ кислорода был прекращен.

Опыт 3

Материал: для этого берем спички, бумагу, песок.

Ход опыта:
Поджигаю кусочек бумаги, когда она хорошо загорится, сыпем на нее песок. Огонь гаснет, потому что прекращен доступ кислорода. Результат: песок – это тот материал, который так же препятствует прониканию кислорода к горящему материалу.

Опыт 3. Тущения огня с помощью песка

Опыт 3. Тущения огня с помощью песка

Опыт 4

Материал: берем спички, кусочек бумаги, плотную ткань (например, прихватку).

Ход опыта:
Поджигаю кусочек бумаги, когда она хорошо загорится, накрываем его прихваткой. Результат: Горение прекращается, потому что был прекращен доступ кислорода.

Опыт 4. Тушение пламени куском материи

Опыт 4. Тушение пламени куском материи

Вывод: Если прекратить доступ воздуха (кислорода), по огонь гореть не будет. Это свойство используют при тушении пожара.

Возгораемость материалов. Горит или не горит?

Опыт

Цель: уточнить, какие предметы могут гореть, а какие – нет; научить правилам техники безопасности.

Материал: металлический поднос, миска для воды, железный пинцет, свечка, кусочки дерева, пластмассы, бумаги, камень, железо, ткань, кусочек полиэтилена, маленький кусочек резины, воск, 3 коробочки, спички.

Ход опыта:
Расставляем на подносе свечку, миску с водой, спички, коробочку с материалами, 3 пустые коробочки, пинцет. Зажигаем свечку. Берем любой предмет пинцетом и подносит к свечке. Не забываем о технике безопасности: горящий предмет всегда можно окунуть в воду и он потухнет.

Когда предмет загорится, наблюдаем за ним и только потом тушим в миске с водой. Если предмет горит, его нужно положить в коробочку для предметов, которые горят, если не горит – в другую коробочку, а те, которые плавятся – в третью коробочку.

Опыт

Опыт “Проверка горючести разных материалов”

Вывод: горит дерево, пластмасса, бумага, ткань. Не горит камень, железо. Плавится полиэтилен, воск, резина, парафин.

Получение огня различными способами

Опыт 1. Химический способ

Этот способ дистанционно поджигать запалы для бомб использовали еще в конце 19 века террористы-народовольцы при организации покушений на государственных чиновников. Но не бойтесь, мы ничего взрывать не будем.

Мы просто посмотрим, как огонь может рождаться не только от искры, но и просто от смешивания некоторых веществ, которые по отдельности совершенно безобидны.

  • Марганцовка (перманганат калия) – продается в аптеке.
  • Глицерин – продается в аптеке.
  • Бумага.

Ход эксперимента:

Тетрадный листок бумаги нужно скомкать и насыпать на него небольшую кучку марганцовки, где-то 1/3 чайной ложки (см. фото). После этого надо капнуть на нее буквально 2-3 капли глицерина, не больше!

Проходящая химическая реакция является экзотермической. Это значит, что при соединении веществ выделяется большое количество теплоты. Поэтому надо будет подождать около полминуты, пока от реакции разогреется бумага. Сначала порошок зашипит и начнет пузыриться, от него пойдет дым. А как только бумага достаточно нагреется – она загорится сама собой.

Существуют и другие спобы получить огонь используя химические элементы и знание химии, подробнее об этом вы узнаете посмотрев видео.

Опыт 2. Оптический способ. Применение лупы для получения огня

При помощи увеличительного стекла пробуем развести огонь. Идем проводить эксперимент в ясную солнечную погоду. Чем больше диаметр стекла, тем больше солнечных лучей мы можем захватить, и тем выше будет рабочая температура.

Летом это не имеет большого значения, так как лучи в это время года очень горячие. Известны случаи, когда на огороде загорался огонь даже от забытых бабушкой очков. Иногда от брошенных кусков стекла даже возникали пожары в лесу и в степи, когда жарко и сухо.

Желательно, чтобы одна сторона увеличительного стекла была плоская. Это уменьшает рассеивание света по сторонам, а значит, увеличивает коэффициент полезного действия.
Использовать увеличительное стекло надо правильно: выпуклой стороной к солнцу, а плоской к предмету.

Берем лупу плоской стороной вниз, выпуклую сторону направляем на солнце, подносим к предмету на расстоянии примерно 10 сантиметров. Поднимая или опуская стекло нужно добиться, чтобы луч собрался в маленькую точку. Подкладываем под эту точку бумагу, сухие листья, траву. Лучше положить все это в бересту в целях безопасности, а затем полученным факелом поджечь дрова в костре.

Нужно помнить, что смотреть на саму точку необходимо с расстояния не менее 20-30 сантиметров от нее, чтоб не повредить сетчатку глаза. В результате нашего опыта огонь был добыт уже через 3 – 5 минут.

Таблица 1. Сравнительный анализ способов получения огня

Способы

получения огня

Механический

(первобытные способы)

Химический

(современный способ)

Оптический

(современный способ)

Результат

Возможно обугливание, огонь добыть не смогли

Время получения огня

Более часа (литературные источники)

3-5 минут в солнечный день летом; до 15 минут зимой

Затраты

Нетрудоемкий, но требующий терпения

Мера опасности

Влияние посторонних факторов

Наличие необходимых химических препаратов

Отсутствие солнечной погоды

Проект в начальной школе на тему “Огонь” публикуется в сокращении. Скачть полную версию проекта с иллюстрациями экспериментов вы можете по ссылке ниже

Емельяненко Я., ученик 1 кл. Руководитель: Гречко С.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12 с. Новониколаевская

Актуальность темы. Без огня невозможна жизнь на Земле. Мы видим огонь каждый день – плита, костер, печка и т.д. Он всюду – в домах и школах, на заводах и фабриках, в двигателях космических кораблей. Вечный Огонь горит на площади Славы, в храмах всегда горят свечи …

Все лето по телевизору показывали лесные пожары. Сгорело безвозвратно большое количество деревьев, которые давали нам воздух. Могли бы стать интересными книгами и нашими школьными тетрадями. Погибли животные. Сгорели целые деревни, люди остались без жилищ.

Интересный и загадочный этот огонь!

Для детей о пожарах и мерах безопасности написано достаточно много книг, в том числе литературных произведений (“Дядя степа” С. Михалкова, “Путаница” К. Чуковского, “Кошкин дом” С. Маршака и т.д.). Но такие источники, в которых описываются подробно и свойства огня, и его польза встречаются редко. Наша работа – это попытка восполнить такой пробел.

Цель работы: Исследование значения огня для человека.

Задачи. В этой работе мы изучаем свойства огня и отвечаем на вопрос: Что такое огонь? Также разбираемся, как эти свойства используют люди. Каким образом и почему огонь может помочь и навредить людям? (Приложение 1).

Мы использовали справочную литературу: словарь, энциклопедию, некоторые книги для взрослых, и информацию из сети Интернет.

1. Что такое огонь? Основные свойства огня

В детской энциклопедии есть такое определение огня и горения: “это химическая реакция, в которой одно из веществ настолько нагревается, что соединяется с кислородом воздуха”. [1, С.105] В толковом словаре русского языка читаем: “Огонь – горящие светящиеся газы высокой температуры” [3, С. 379]. После прочтения этой информации, автор данной работы так и не понял, что же такое огонь и решил дать такое ему определение, которое было бы понятно ученикам начальной школы. Для этого нужно выявить основные его свойства.

Основные свойства огня изучаем при помощи методов эксперимента (опытов) и наблюдения. Проделаем несколько опытов.

Примечание. Все опыты проводились в присутствии и с помощью взрослых, при этом были соблюдены правила безопасности: использовали негорящую поверхность (стеклянную доску) и приготовили кувшин с водой.

Опыт № 1. В темное время суток выключили в комнате свет. Стало темно, ничего не видно. Зажгли свечу, стали видны очертания предметов и людей.

Вывод: 1 свойство: Огонь излучает свет! (См.: Приложение, слайд 4)

Даже небольшое пламя свечи может освещать комнату. Вот почему в запасе у мамы всегда есть свечи – на случай отключения электричества.

Опыт № 2. Очень осторожно попробуем поднести руку к пламени свечи. На расстоянии 20 см становится очень тепло, ниже – из-за жжения опустить руку нельзя.

Вывод: 2 свойство: Огонь выделяет много тепла! (См.: Приложение, слайд 5).

Опыт № 3. Накроем горящую свечу стеклянной банкой. Через несколько секунд пламя гаснет. То же происходит и с газовой конфоркой. Для достоверности мы повторили опыт 3 раза. Результат всегда один – пламя прекращает гореть.

Вывод: 3 свойство: для того, чтобы огонь горел, нужен воздух, а точнее кислород, который он содержит. (См.: Приложение, слайд 6).

Итак, мы выяснили главные свойства огня и уже можем ответить на вопрос: что такое огонь?

Огонь – это такой процесс, при котором поглощается кислород и выделяется свет и тепло.

Продолжим изучение свойств огня.

1) Наблюдаем за пламенем свечи. Форма спокойного пламени, заостренная кверху похожа на конус. Если потихоньку подуть на пламя свечи, то форма меняется, оно отклоняется от потока воздуха. То же происходит, если поднести свечу к приоткрытому окну.

Вывод: форму пламени можно изменить при помощи потока воздуха. Это свойство используют при разжигании костра. (См.: Приложение, слайды 9,10,11).

2) Рассмотрим цвет пламени. Цвет не везде одинаков, пламя имеет слои: самый нижний слой голубоватого оттенка, затем светло-желтый слой, после него – самый верхний красновато-оранжевый. (См.: Приложение, слайд 13).

Но это еще не все о цвете.

Мы заметили, что газ на кухне всегда горит голубым цветом, а дерево – желто-оранжевым. Наблюдая за горением тонкую проволочку из меди, от электрического шнура, мы обнаружили, что пламя при этом окрашивается в зеленый цвет. (См.: Приложение, слайды 14, 17, 18, 19).

Выводы: 1. Разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Так вот как получается такой красивый фейерверк! 2. Значит можно определить, неизвестное вещество по цвету пламени, надо только поджечь (как один из способов).

  • В нижней части пламени проволочка не светится, не горит, только покрылась черным налетом.
  • В средней части проволочка накаливается, начинает светится красным цветом.
  • В самой верхней части пламени проволочка загорается, окрашивая пламя в зеленоватый оттенок.

Значит, температура в разных слоях пламени различная. Это подтверждается и опытом с поднесением к пламени руки. Мы помним, что сверху можно поднести руку только на 20 см. Если поднести палец к нижней части пламени, тепло чувствуется только на расстоянии 1 см.

Вывод: пламя имеет несколько слоев, отличающихся не только по цвету, но и температурой. В нижней части пламя самое холодное, а верхней – самое горячее. (См.: Приложение, слайд 20).

2. Значение огня: польза и вред

  1. В быту: для отопления помещений, приготовления пищи, нагревания воды, освещения – если электричество не работает. Еще огонь служит для уюта. Например, камин или ароматические свечи.
  2. Как оказалось, полезные свойства огня используют на многих заводах и фабриках. Огонь плавит металл, после чего ему придают какую-нибудь форму. Также огнем режут металл или наоборот, сваривают его. Таким образом, его используют, например, для того, чтобы делать различные машины и механизмы.
  • Изготовлении стеклянной и глиняной посуды.
  • Производстве пластмасс, красок.
  • Изготовлении лекарств.
  • Переработке отходов.

И это еще не весь список “добрых” дел огня.

Вывод: Огонь очень нужен людям. Он согревает, кормит и освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня.

Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать. Он способен и очень навредить. Речь идет о пожарах. Пожар – это когда огонь горит без желания человека и все разрушает.

Большой ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар – явление очень страшное, жестокое, враждебное всему живому. (См.: Приложение, слайд 26).

Пожар вреден тем, что: от пожаров гибнут люди и получают сильные ожоги, люди лишаются дома, от пожаров исчезают леса и гибнут все их обитатели: животные, птицы, пожар может уничтожить все, что человек создавал своим трудом.

Немного статистики. Только представьте, что ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров! Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.

Как они возникают? Из-за неосторожного обращения с огнем, недобросовестного отношения к мерам безопасности.

О пожарах, о бедах, которые приносит огонь написано много книг. В том числе детских. Почему же для детей написано много книг о пожарах? Мы думаем, что потому что пожары очень часто возникают по вине детей.

Хотим напомнить всем ребятам:

– Никогда не играйте с огнем!

– Разжигать огонь можно только в присутствии взрослых и под их присмотром.

– В местах разведения костров, другого использования огня должны быть под рукой средства тушения.

– Нельзя оставлять огонь без присмотра.

– Когда огонь уже не нужен, он должен быть хорошо потушен.

Таким образом, в результате проведенной работы мы дали понятное для детей определение огня: “Огонь – это такой процесс, при котором поглощается кислород и выделяется свет и тепло”.

А также выяснили: Пламя имеет определенную форму, несколько слоев, отличающихся не только по цвету, но и температурой. При этом форму пламени можно изменить при помощи потока воздуха. Знание этих свойств помогает людям использовать огонь более эффективно.

Разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Значит можно определить, какое-то вещество по цвету пламени, надо только поджечь (как один из способов).

Вообще, огонь очень нужен людям, он согревает, кормит, освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня.

Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать, нельзя оставлять без присмотра. Он способен и очень навредить. Пожар – явление очень страшное, жестокое, враждебное всему живому.

Конечно, мы исследовали не всё о таком удивительном явлении как огонь. Поэтому в дальнейшем возможно исследовать такие вопросы: как люди научились разжигать огонь, каковы были первые способы? Какие вещества не горят и почему? Как делают фокусы с огнем? Также интересна тема “Огонь и оружие”.

Результаты данной работы можно использовать как вспомогательный материал на занятиях о мире вокруг нас (окружающему миру) в детском саду и начальной школе. Для детей интересующихся огнём такой материал будет полезен, потому что он наглядный и достаточно простой.

Огонь — это удивительная сила природы, он приносит столько добра и столько зла. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Древние люди поклонялись огню, так как не умели его зажигать. У них не было ни спичек, ни свечек, ни лампочек. Поэтому день и ночь кто-нибудь стерег огонь, чтобы он не погас. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал защищал от диких животных, помогал готовить пищу. И сегодня в праздники и в будни он согревает и кормит нас.

Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним.

Сила у огня большая — пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Огонь — враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.

Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд — новый пожар.

Пожар — не случайность, а результат легкомыслия и беспечности. Где же та грань, когда огонь перестаёт быть другом и становится врагом человека.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения определенных материалов, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении также выделяются другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди гибнут во время пожара от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, надо знать причины их возникновения.

Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное — уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара — знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это — одна из причин пожаров.

− Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.

− Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.

− Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.

− Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.

Чтобы не случилось пожара, нужно аккуратно обращаться с огнем. Для этого существуют определенные правила:

− Нельзя без взрослых брать спички, подходить к зажженному огню.

− Если видишь много дыма и огня, звони 01 (если рядом нет взрослых).

− Если загорелась бумага, ткань, скорее заливай водой или набрось что-нибудь плотное, например одеяло.

Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, обогреватель, то нельзя выливать на него воду, только накрывать плотной тканью. Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры. Необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении — закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу — внизу дыма меньше.

Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе. И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01.

  1. причину вызова (что горит).
  2. точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код).
  3. свою фамилию и номер телефона.
  4. Обязательно запомните фамилию и номер дежурного, принявшего ваш вызов.
  5. Вас могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов. Подготовьтесь к ответу на эти вопросы. А если нету телефона, беги к соседям.
  6. В наше время для каждого здания, где бывает много людей, разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться, то есть в какие двери выбегать.

Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связями с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с огнём — залог нашей безопасности.

Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Основные термины (генерируются автоматически): огонь, пожар, пожарная безопасность, Земля, дом, жизнь, спичка.

Читайте также:

      

  • Субъекты и объекты финансовой политики реферат
  •   

  • С помощью текста учебника и дополнительной информации подготовьте небольшой реферат россия в мире
  •   

  • Анализ хозяйственной деятельности предприятия реферат
  •   

  • Украина и евросоюз реферат
  •   

  • Плевако федор никифорович реферат

Тема: «Огонь, вода и газ»

Цели урока: Узнать, как выглядит опасность и почему она  возникает; учиться предотвращать  бытовые опасности; развивать кругозор детей; воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность.

Оборудование:

  1. Игрушечный телефон
  2.  Трубка, раствор для получения мыльных пузырей
  3. Памятки для учащихся
  4. Тестовые задания для учащихся

Ход урока

I.    Организационный момент

II.   Введение в тему

Мы начинаем сегодня изучать новый раздел.1 слайд.                                                                   Откройте книги и прочитайте его название.

На этом уроке мы узнаем, какие опасности нас могут подстерегать дома  и как надо себя вести в таких опасных ситуациях. 2 слайд

Отгадайте загадку о первой опасности:

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (Огонь)

Опасность вторая. О ней сказано  вот в этой загадке:

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не зевай и не стой,

А залей его … (Вода)

О третьей опасности сказано в следующих загадках:

1)Только я, только я,

Я на кухне главная.

Без меня, как не трудитесь,

Без обеда насидитесь. (Плита)

2)Он для всех опасен нас,

называют его… (Газ)

Итак, тема нашего урока «Огонь, вода и газ». . 3 слайд

  1. Опасность пожара 

– Мы знаем, что наш пещерный предок пользовался огнем сотни тысяч лет назад, потому что при раскопках найдены угли и остатки костей в пещерах. Также найдены камни, которые использовались для разведения огня. Существует много причин, объясняющих важность получения огня для развития цивилизации. Об этом мы послушаем сообщение.

Сообщение. (Подготовлено учащимися)

-Но не всегда огонь приносил радость. Неправильное использование огня в бытовых условиях приводит к пожару.  4 слайд

Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам! 5 слайд

Учитель читает эти слова и задает вопрос:

–   Как случаются пожары? Назовите причины.  

-Раз, два, три, четыре –
У кого пожар (в квартире)
 

-Столб огня чердак объял
Кто там спички (зажигал)
 

-Кто бросил в огонь при этом
Незаконные (предметы)
 

-Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил (утюг)
 

-Побежал пожар во двор
Это кто там жег (костер)
 

-Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над (газом)
 

-Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег (траву)
 

На сайте МЧС выделены основные причины пожаров   6 слайд

  • от печного отопления 
  • неосторожное обращение с огнем 

Причина каждого третьего пожара – неосторожное или небрежное обращение с огнем: непотушенные спички, окурки, свечи, отогревание огнем факелов и паяльных ламп водопроводных труб, небрежность при хранении горящих углей, золы. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строения, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.

Особая опасность курении в нетрезвом состоянии, лежа в постели, применение керосиновых ламп, свечей, факелов для освещения чердачных помещений, коридоров, кладовых и различных хозяйственных построек.

  • нарушение правил пользования электрическими приборами 
  • неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети:
  • пожары от бытовых газовых приборов 
  • шалость детей согнем 

Самые главные виновники пожаров — люди.

IV.     Чтение рассказа в учебнике «Если  возник пожар»                   

VI. Рассказ учителя 

На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.

Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «01». Если ты живешь в современном непрогораемом доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.

VII. Игра «Вызов по телефону пожарной команды»  7 слайд

Если вдруг пожар возник,

То звонить обязан  в миг,

Как и всякий гражданин

В часть к пожарным …«01».

Ученик «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

называть адрес,

сообщить, где горит;

свой номер телефона;

свою фамилию;

на каком этаже горит;

как лучше подъехать к дому;

сколько подъездов в доме.

Все это нужно сообщить быстро, без запинок.

– Прочтите строчки из стихотворения  и запомните их.   8 слайд

Помни каждый гражданин
Пожарный номер (01)

-Но кроме пожара, в доме могут возникнуть и другие опасности.

  1. Вода в доме

-Вспомните тему урока и скажите, о какой еще опасности говорилось?  9 слайд

Чтение  текста в учебнике «Вода в доме» (стр. 5).

–   Как действовать при аварии водопровода?

     –   Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки? (Прорвало трубу, вентиль горячей и холодной воды, звони соседям, родителям.)

Вентиль — клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.

– Итак, что же нужно делать при аварии водопровода? 10 слайд

IX. Если чувствуешь запах газа

 – Третья опасность – это газ. 11 слайд

         -Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться.

Чтение  текста в учебнике «Про газ» (стр. 5).

–    Что нужно и чего нельзя  делать, если почувствуешь в квартире запах газа? (Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей, т.к. для  взрыва газа достаточно даже крошечной искры  в  телефонном аппарате).

12 слайд

–   Рассмотри рисунки-знаки. Что они показывают? (Открой окно; отключи электроприборы, закрой кран газа; перекрой кран газа на трубе: звони в газовую службу — 04). 

-Чтобы избежать опасной ситуации, при малейшем запахе газа проверяйте, нет ли утечки.

    X. Практическая работа.

– Специалисты проверяют утечку мыльной пеной.

Показ мыльного пузыря..  13 слайд

-Если запах идет с лестничной площадки, надо обязательно выяснить, откуда, и устранить утечку. От этого могут зависеть здоровье и жизнь десятков человек. Чтобы самому не стать причиной неисправности газовой сети, к ней нужно относиться серьезно. Например, никогда не виснуть и не качаться на трубах.

Возможные причины утечки газа: 

1. Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь,

                                   слабый огонь был задут сквозняком,

                                       не до конца закрыт кран газовой плиты.

2. Неисправность газового оборудования: утечка в соединениях труб,

                                                                            неисправные газовые приборы.

 Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:  14 слайд

Правило 1. Срочно скажи об этом  взрослым.

Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.

Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04 от соседей.

Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

Посмотрим, как вы запомнили правила безопасности. Предлагаю выполнить тест.

Чтение  вывода в учебнике

Ученики читают вывод в учебнике на странице 7:

В квартире может неожиданно возникнуть пожар, произойти авария водопровода или утечка газа. Чтобы не растеряться в этих случаях (особенно если дома нет взрослых), надо хорошо запомнить, как правильно действовать.

XI. Итог урока

–   Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

–   Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

–   Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

–   Как действовать при аварии водопровода?

–    Что нужно и него нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

XII. Домашнее задание

1. Прочитать текст «Огонь, вода и газ» (учебник, стр. 4—6); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 6);

2. Задания 1, 2 раздела «Подумай!» (стр. 6);

3. Выполнить задания 1-5 на странице 7.


1


«Как из искры возгорается пламя, как его потушить до пожара? » учащихся 3-В класса МОУ СОШ 23 г. Коврова Руководитель: Рыбакина Татьяна Ивановна 2010 год ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:


2


Выявить условия необходимые для горения и способы тушения огня


3


Узнать, как древние люди добывали огонь Выяснить значение понятия «пожар» и условия, необходимые для горения Найти статистические данные о пожарах в Ковровском районе за последние два года Выявить способы тушения огня Составить правила противопожарной безопасности


4



5


Во время грозы молния ударяла в сухое дерево, и оно загоралось. Древние люди брали огонь от этого дерева Им было легче заботиться о горящем огне, чем получать новый


6


Позже люди научились добывать огонь с помощью щепки, палочки и сухого мха. Палочку вставляли в трещину щепки, рядом клали мох и крутили в ладонях, пока мох не начинал тлеть Когда пещерные жители бродили среди камней в темноте, они заметили искры, вылетающие от удара одного камня о другой. Так древний человек научился высекать огонь из камня В Древней Греции и Древнем Риме использовали специальные линзы, которые назывались «сжигающее стекло». Когда жар лучей собирался в одну точку, он зажигал сухую древесину


7


Народы, живущие в наше время на примитивных стадиях общественного развития, добывают огонь тем же способом, что и наши предки На Аляске индейцы некоторых племен добывают огонь, ударяя камень о камень, а индейцы Северной Америки пользуются двумя палочками. Эскимосы ударяют куском кварца по железу


8



9


Какие условия необходимы для горения?


10


Чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследование Накроем горящую свечу стаканом – начинает постепенно потухать Поднимаем стакан – свеча снова разгорается в полную силу Для горения необходимы не только тепло и топливо, но и кислород


11


кислород тепло Три условия для горения Если одно из них не исполняется, пламя гаснет


12


Какими способами можно потушить огонь? Небольшое возгорание можно потушить – водой, песком, плотной тканью Польём на горящую свечу водой – огонь потух Накроем горящую свечу плотной тканью – огонь потух Насыплем на горящую свечу песок (землю) – огонь потух


13


Водой нельзя тушить возгорания горючих жидкостей и электроприборов! На помощь придут огнетушители Виды огнетушителей: – Пенный используется для тушения горючих жидкостей – Порошковый применяется для тушения горючих жидкостей и электроприборов – Углеродным пользуются для тушения горючих жидкостей и электроприборов – Газовый применяют также для тушения горючих жидкостей и электроприборов А в нашем классе стоит порошковый огнетушитель!


14


Что же мы понимаем под словом пожар ? Пожар – это стихийное распространение огня, вырвавшегося из-под контроля человека. Неконтролируемый процесс горения сопровождается уничтожением материальных ценностей и создает опасность для жизни и здоровья людей


15


Статистические данные о пожарах по Ковровскому району 2009 год2010 год Количество пожаров2636 Погибших1 чел.5 чел. Тяжело пострадавших3 чел.14 чел. Спасено на пожаре18 чел.44 чел. Нанесенный ущерб1,5 млн. руб.2млн.250 тыс.760 руб. Спасено ценностей4,5 млн. руб.5,5 млн. руб.


16


Причины пожаров: 2009 год 2010 год Неосторожное обращение с огнем 710 Неисправность электрооборудования 46 Неисправность производственного оборудования 33 Возгорания транспортных средств 36 Возгорания от печей56 Умышленные поджоги24 Лесные пожары-2 Прочие причины23 Б ольшинство пожаров возникает по вине людей, неосторожного обращения с огнем Пожар на 2-ом этаже ТЦ, г. Ковров, 2010 год


17


Докажем это. Поднимем над свечой плотную белую ткать, смоченную водой. В огонь положим крохотный кусочек пластмассы. Потушим свечу, рассмотрим ткань – со стороны свечи образовался черный круг от копоти, а с другой – ткань более чистая Во время пожара органы дыхания необходимо закрыть мокрым платком Внимание! Повторять исследования с огнем без взрослых и средств огнетушения запрещено!


18


Сообщите в пожарную охрану Идите в сторону, противоположную пожару Двигайтесь к безопасному выходу


19


При задымлении закройте дыхательные органы влажной тканью Закройте двери, окна в помещении, где происходит пожар Двигайтесь к выходу, нагибаясь как можно ниже, или ползите


20


Если вы не можете выйти к лестничной площадке, то вернитесь в помещение Закройте в горящем помещении все щели мокрыми тряпками. Выйдите на балкон, плотно закрыв за собой дверь, кричите о помощи Если возможно, постарайтесь эвакуироваться по пожарной лестнице или ждите приезда пожарной службы


21


При пожаре набери по телефону номер «01» Сообщи в пожарную охрану: – адрес горящего объекта; – название объекта; – что горит конкретно; – назови свою фамилию; – сообщи номер своего телефона


22



23


Особое внимание привлекла пожарная машина на базе КАМАЗа. Её стрела в вытянутом положении достигает высоты 50 метров, содержит грузоподъемные лифты По окончании экскурсии мальчики нашего класса решили стать пожарными


24


Самая мощная в мире пожарная установка пожарная машина «ошкош»


25


Мы нарисовали условные противопожарные знаки и сочинили стихотворные правила Собираясь на прогулку, Хоть на час, хоть на минутку, Проверь воду, газ, утюг, И да здравствует досуг! Чтоб квартиру не спалить – Спичку надо потушить! Пожар – это страшно, Для жизни опасно. Чтоб не запылал огнем Ни лес, ни дом – Потуши костер водой. Не загорелась, чтоб квартира вдруг – Не забудьте выключить утюг! Лес от огня оберегай – В лесу костер не разжигай! Пожарные едут, машины мчатся… Не следует детям с огнем развлекаться! Нужно правила пожарные учить, Чтоб огня нигде не допустить!


26


«Как пещерные люди добывали огонь?» «Как пещерные люди добывали огонь?» «Ошкош» Энциклопедия «Наука», М., «Росмэн», 2007

Добавить комментарий