Как нашли принцессу алтая

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 мая 2023 года; проверки требует 1 правка.

Принцесса Укока
Фотография мумии принцессы Укока
Фотография мумии принцессы Укока
Рождение VI—III века до н. э.
Смерть VI—III века до н. э.
Место погребения могильник Ак-Алаха (пазырыкская культура)
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса[1]) — данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии молодой женщины возрастом примерно 28-30 лет[2], найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха урочища Укок в 1993 году. Причиной смерти женщины был рак молочной железы[3].

Согласно верованиям коренного населения Алтая[4], «принцесса», которую еще называют Ак-Кадын (Честная, Искренняя, Добрая Хатун), является хранительницей покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров[5]. Принцесса соединилась в сознании народа с богатыркой Очи-Бала, то есть стала персонажем одноименного алтайского героического эпоса[6].

История находки[править | править код]

Полосьмак Наталья Викторовна и Деревянко Анатолий Пантелеевич высказали предположение, что Алтай мог быть одним из тех мест, где из общеиндоевропейской мифологемы родилась версия мифа о фантастических птицах — охранниках золота. Своё предположение авторы основывают на интерпретации следующих слов Геродота:

…Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди, за аримаспами — стерегущие золото грифы, а ещё выше за ними — гипербореи на границе с морем.

Геродот[7]

Авторы данного предположения связывают соседей «одноглазых людей», именуемых как «стерегущие золото грифы» Аристея, с пазырыкцами на том основании, что «в пазырыкской мифологии образ орлиноголового грифона играл особую роль»[8].

Начало изучению «замёрзших» могил Алтая положено в 1865 году Василием Васильевичем Радловым.

Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак — археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем, в этом районе был построен укрепрайон, материалы для которого брались из курганов.

В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа, под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело умершей, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а также деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V—III веках до нашей эры. Исследователи считают, что

Современные популяции североалтайского антропологического типа, к которым относятся северные алтайцы, телеуты, горные шорцы, а также барабинские татары позднего времени, являются потомками носителей пазырыкской культуры.

Тур С. С. Современные потомки носителей пазырыкской культуры[9]

Описание[править | править код]

Генетика[править | править код]

Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам[10].

Внешний вид[править | править код]

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были белая шёлковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Также особенной является сложная причёска умершей — она сделана из шерсти, войлока и собственных волос и составляла в высоту 90 см. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) от рака молочной железы (при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы) и принадлежала к высшим слоям пазырыкского общества, о чём говорит количество захороненных с ней лошадей — 6.

По останкам черепа был воссоздан бюст в количестве трёх экземпляров. Один хранится в музее Новосибирска, второй с целью компромисса был передан Обществу национального возрождения Алтая (до возврата мумии после всех исследований). Третий экземпляр передан в московский Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (до настоящего времени в экспозиции музея не представлен).

Местоположение[править | править код]

После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке. Этот факт вызывал недовольство некоторых алтайцев. С точки зрения недовольных, «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

С сентября 2012 года мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима[11]. Для экспоната построена специальная пристройка[12].

19 августа 2014 года стало известно, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики[13]. Решение о захоронении было связано с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, которые обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия (в особенности — причиной сильного наводнения и крупного града, случившихся на Алтае в конце 2014 года)[14]. В свою очередь, Эмилия Алексеевна Белекова, и. о. директора Национального республиканского музея имени А. В. Анохина, усомнилась в компетенции Совета старейшин Республики Алтай в этом вопросе, указав, что решение подобных вопросов относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации[15].

«На сегодняшний день мумия „принцессы“ передана нам на временное хранение. Собственником этого биологического объекта является музей археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). Так что мы только временно храним», — сказала Белекова. Она отметила, что музей, старейшины и даже власти республики не смогут распорядиться мумией по своему желанию без решения её собственника.

«Все найденные при раскопках вещи — это федеральная собственность, и как раз новосибирскому музею археологии и этнографии это передано в бессрочное пользование. Всё это должно решаться через министерство культуры РФ. А то, что старейшины собрались и решили, никакой юридической силы не имеет», — сказала Белекова[16].

В декабре 2015 года несколько жителей Алтая обратились в Горно-Алтайский городской суд с иском о захоронении «принцессы»; ответчиком по делу стал музей, в котором хранится мумия[17]. Однако суд отказал в удовлетворении иска[18][19]. Президент духовного центра тюрков «Кин Алтай», шаман Акай Кине, который был одним из инициаторов искового заявления, подал кассационную жалобу на решение суда[20] и пообещал, что в случае очередного отказа может пожаловаться и в международный суд[21].

Академик Вячеслав Молодин так характеризовал ситуацию вокруг принцессы:

Не стоит называть её «принцессой». Никакая это не принцесса, это представитель среднего слоя пазырыкского общества. Шумиха вокруг нашей находки возникает тогда, когда на Алтае происходят какие-то события: или выборы, или землетрясения, или дефицит местного бюджета. Тут же эту самую «даму» поднимают на щит: все беды происходят потому, что она в Новосибирске, а не на Алтае. Даже политические партии пытаются это использовать: мол, вы нас избирайте — а мы вернём «принцессу» на Алтай. Всё это политиканство самого низшего пошиба. Сначала мы по этому поводу волновались, а сейчас относимся к этому абсолютно спокойно. После изучения мумия будет возвращена на Алтай.

Самое интересное, что эта мумия — далеко не первая, которая выкопана на Алтае и вывезена оттуда. В тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов было найдено несколько мумий, которые хранятся в Эрмитаже. И слава Богу, никто не требует их вернуть. Причём это были захоронения самого высокого слоя пазырыкского общества[22].

Образ в кино[править | править код]

Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы», показанный по Первому каналу, характеризуется как «далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи»[23][24].

Образ в художественной литературе[править | править код]

  • Анна Никольская. Кадын — владычица гор. — Игра слов, 2011.
  • Ирина Богатырёва. Кадын. — М.: Эксмо, 2015.
  • Ирина Богатырёва. Луноликой матери девы. — М.: АСТ, Луноликой матери девы. — (Победители Международной премии имени С. Михалкова).
  • Татьяна Волобуева. Стихотворение «Кадын».
  • Игорь Резун. Укок, или Битва Трёх Царевен. — Цикл романов в жанре «фэнтези-боевик». — Весь, 2007-2009.

См. также[править | править код]

  • Таримские мумии
  • Проклятие фараонов
  • Урджарская принцесса (Урджарский район)
  • Этци

Примечания[править | править код]

  1. Ламин В. А. Энциклопедия: Новосибирск. — Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 2003. — С. 181. — 1108 с.
  2. Летягин А. Ю., Полосьмак Н. В., Савелов А. А., Королев М. А., Летягина Е. А. Высокопольная магнитно-резонансная томография тканей суставов и конечностей мумии женщины из могильника Ак-Алаха-3 урочища Укок // Сибирский научный медицинский журнал. — 2018. — Т. 38, № 4. — doi:10.15372/SSMJ20180402. Архивировано 13 июля 2019 года.
  3. Принцесса Укока: диагноз спустя 2500 лет. www.moya-planeta.ru. Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 23 апреля 2019 года.
  4. Вопрос о захоронении мумии «Принцесса Укока» вызвал конфликт. www.moya-planeta.ru. Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 23 апреля 2019 года.
  5. Вопрос о захоронении мумии “алтайской принцессы” решит Минкультуры РФ, Общественное Телевидение России (20 августа 2014). Архивировано 23 апреля 2019 года. Дата обращения: 23 апреля 2019.
  6. Наталья Полосьмак. Всадники Укока. — Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000. — 337 с. — ISBN 9785041538415. Архивная копия от 2 ноября 2021 на Wayback Machine
  7. Геродот, История, IV 13. Дата обращения: 24 сентября 2016. Архивировано 23 марта 2013 года.
  8. Полосьмак Н. В., Деревянко А. П. Стерегущие золото грифы (Ак-алахинские курганы) Архивная копия от 28 марта 2015 на Wayback Machine. — Новосибирск: ВО «Наука», 1994. — 124 с., ил. ISBN 5-02-030738-6
  9. Тур С. С. Современные потомки носителей пазырыкской культуры Архивная копия от 10 июня 2018 на Wayback Machine // Древности Алтая, 2003 № 10
  10. Некоторые результаты научных исследований институтов Сибирского отделения РАН. www.nsc.ru (2001). Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 27 января 2015 года.
  11. «Принцессу Укока» доставили в Горно-Алтайск. // Новости Горного Алтая (20 сентября 2012). Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 24 октября 2020 года.
  12. Для хранения уникальной мумии «алтайской принцессы» строят музей. // РИА Новости (20 марта 2008). Дата обращения: 3 мая 2008. Архивировано 22 августа 2011 года.
  13. Михалев Д. Старейшины Горного Алтая решили захоронить мумию «принцессы Укока». // РИА Новости (19 августа 2014). Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 23 апреля 2019 года.
  14. Александр Бердников привлек к выборам мумию // Коммерсантъ. — 2014. — 20 августа (№ 147). Архивировано 23 апреля 2019 года.
  15. Решение о захоронении мумии «принцессы Укока» останется за Минкультуры. // РБК (20 августа 2014). Архивировано из оригинала 22 августа 2014 года.
  16. Ученые: никакие старейшины не вправе решать судьбу «алтайской принцессы». // Вести.ру (20 августа 2014). Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 5 июля 2015 года.
  17. Начался суд по делу о захоронении принцессы Укока. // Моя планета (28 января 2016). Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 23 апреля 2019 года.
  18. Суд отказал общественникам в захоронении мумии «алтайской принцессы». // РИА Новости (3 февраля 2016). Дата обращения: 26 апреля 2020.
  19. Суд отказал в захоронении «алтайской принцессы». // Интерфакс (3 февраля 2016). Дата обращения: 26 апреля 2020. Архивировано 28 апреля 2020 года.
  20. Общественники подали апелляцию на отказ в захоронении «алтайской принцессы». // РАПСИ (31 марта 2016). Дата обращения: 26 апреля 2020. Архивировано 28 ноября 2020 года.
  21. Финогина А. Алтайская принцесса-мумия останется среди живых. // НТВ (3 февраля 2016). Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 26 ноября 2020 года.
  22. Анализируй этнос. Интервью В. Молодина журналу «Эксперт Сибирь» №19 (161)/21 мая 2007
  23. Антон Лучанский. Мракобесие в эфире Первого канала. Большой Новосибирск (18 марта 2006). — «Документальный фильм об археологических раскопках в республике Горный Алтай стал беспрецедентным примером журналистского непрофессионализма и пропаганды вредных суеверий.» Дата обращения: 3 октября 2012. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года.
  24. Антон Лучанский. Мракобесие в эфире Первого канала // Сибирские огни. — 2006. Архивировано 23 апреля 2019 года.

Литература[править | править код]

  • Полосьмак Н. В., А. П. Деревянко. Стерегущие золото грифы (Ак-алахинские курганы). — Новосибирск: Наука, 1994. — 124 с.
  • Полосьмак Н. В. Всадники Укока. — Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000. — ISBN 5-89590-037-2.

Ссылки[править | править код]

  • Алексей Козлов. «Первым оттаял череп»: как откопали таинственную принцессу // Антропогенез.ру / Александр Соколов. — 2020.
  • Летягин А. Ю., Полосьмак Н. В., Савелов А. А., Королев М. А., Летягина Е. А. Высокопольная магнитно-резонансная томография тканей суставов и конечностей мумии женщины из могильника Ак-Алаха-3 урочища Укок // Сибирский научный медицинский журнал. — 2018. — Т. 38, № 4. — doi:10.15372/SSMJ20180402.
  • В музее имени Анохина после реконструкции будет храниться мумия алтайской принцессы // Новости Алтая. — 2011. — 18 августа.
  • Посетители музея в Республике Алтай увидят вместо мумии манекен принцессы Укока // Новости Алтая. — 2011. — 21 декабря.
  • Алтайскую принцессу Укока поместили в специальный саркофаг. // Новости Алтая. — 2012. — 21 сентября.

Эту историю сравнивали и с вскрытием гробницы Тамерлана и с обнаружением захоронения фараона Тутанхамона. Для того чтобы встать в этот ряд, археологическая находка должна быть не простой, а «высокопоставленной». Так и закрепился за алтайской мумией статус «принцессы», но кем же она была на самом деле?

Принцесса Укока. Фестиваль авторской куклы на Алтае.
Принцесса Укока. Фестиваль авторской куклы на Алтае.

Находка века

Мумия, обнаруженная в 1993 году на плоскогорье Укок, задала много загадок научному сообществу. Захоронения здесь неоднократно обнаруживали ещё с 1930-х. Вывозили и мумии, но прежде учёным не так везло с их сохранностью.

Более того, даже конкретный курган частично был потревожен ещё в шестидесятые годы. Из него брали стройматериалы на возведение укреплений для проходящей неподалёку границы. Но каково же было удивление учёных, когда в полуразорённом кургане они нашли непотревоженную гробницу?!

Курган Принцессы на плато Укок
Курган Принцессы на плато Укок

Поначалу взглядам археологов открылось захоронение мужчины. У него была рыжая косичка, а по количеству татуировок он сейчас сошёл бы за футболиста или начинающего рэпера. Вместе с ним в иной мир снарядили трёх лошадей, глиняную посуду и железные ножи. Учёные датировали погребение 4-3 веками до нашей эры.

В общем-то находка и так была неплохой, но выдающейся её сделала внимательность учёных, заметивших, что пол гробницы не прилегает к земле. Под настилом оказалась другая погребальная камера, а стоявший в ней саркофаг был заполнен вечным льдом, который замёрз в год захоронения и больше никогда не таял. Именно это позволило мумии женщины сохраниться в первозданном виде, считая даже особенности одежды и огромной высоты парик, сплетённый из волос людей и животных.

Реконструкция погребения «Алтайской принцессы»
Реконструкция погребения «Алтайской принцессы»

При виде такого захоронения трудно было не вспомнить про хрустальный гроб, в котором полагается лежать спящим красавицам. Вероятно, он и породил прозвище мумии – «принцесса Укока».

Наука или религия?

Довольно быстро из научного открытия мумия начала превращаться в предмет религиозного культа. Местные шаманы заявили, что для них это никакая не находка, поскольку они всегда знали о существовании этого захоронения. По их словам учёные раскопали Ак-Кадын — божество, защищавшее мир земной от подземных злых духов, и мумию нужно немедленно вернуть назад.

Никаких разумных доводов в поддержку своей версии шаманы, естественно, привести не могли, а отвечать на провокационные вопросы учёных считали ниже своего достоинства. А вопросов было немало: например, как у божества оказалась плоть или почему с таким влиятельным существом захоронили всего 6 лошадей, что неплохо для человека среднего класса, может быть даже жреца, но явно недостаточно для влиятельного духа?

Воссоздание образа Алтайской принцессы
Воссоздание образа Алтайской принцессы

Вместо научной дискуссии начал создаваться культ, а суеверные граждане быстро пополняли ряды борцов за возвращение «принцессы Укока» на Алтай, на стражу своего народа. Они писали петиции, выдвигали требования на уровне субъекта федерации. Любые неприятности, которые происходили в этом исторически неспокойном в сейсмическом плане регионе, теперь связывали исключительно с гневом «принцессы».

Параллельно учёные в Новосибирске продолжали изучение, находя всё новые неожиданные подробности. Восстановив лицо по сохранившимся фрагментам, антропологи выяснили, что алтайской принцессой (и уж тем более прародительницей современных жителей региона) девушка быть не могла никак, – она выглядела вполне по-европейски, да и по ДНК была гораздо ближе к индоевропейцам, чем к алтайской семье.

Рост «принцессы Укока» составлял от 1,54 до 1,58 метра (при жизни, вероятно, на 5-6 сантиметров больше, поскольку из-за особенностей мумификации позвонки уменьшились в размерах). Заинтересовали учёных и татуировки в виде животных, в том числе и мифических. Это, а также отсутствие в захоронении мужчин и довольно богатый погребальный костюм позволяет исследователям предполагать, что «принцесса» не относилась к правящей семье, а скорее была шаманкой.

Татуировки «Алтайской принцессы»
Татуировки «Алтайской принцессы»

По вопросу о возрасте женщины патологоанатомы, изучавшие мумию, сошлись на цифрах 28-30 лет. В большинстве статей на эту тему горе-комментаторы сокрушаются о ранней смерти «принцессы», напрочь упуская из виду, что для этих местности и времени такой возраст вполне соответствует средней продолжительности жизни. Дендрохронологический анализ лиственницы, из которой был сделан саркофаг, позволил установить точный год захоронения – 413-ый до н.э.

Конечно, не обошлось и без гипотез о причинах смерти. Благодаря подробному МРТ-анализу учёные выделили два наиболее вероятных варианта: остеомиелит и рак правой молочной железы. Сейчас изучение мумии прекращено, и она экспонируется в музее Горно-Алтайска, неподалёку от места своего обнаружения.

Про запрещенную Ватиканом книгу о древнем славянском царстве смотрите в ролике ниже на нашем ютуб канале. Также просим подписаться на ютуб канал, чтобы не пропустить новые выпуски и поставить лайк этому видео.
Приятного просмотра.

Принцесса Укока: загадка алтайской девушки, найденной в ледяном саркофаге

В 1993 году на алтайском плато Укок велись археологические раскопки. В кургане, который считался уже разорённым, внезапно обнаружилось обширное захоронение: мумия молодой женщины и шесть коней под сёдлами. Сенсационность находки мгновенно породила легенду о принцессе. Но кем она была на самом деле?

Принцесса Укока: загадка алтайской девушки, найденной в ледяном саркофаге

Wikipedia

Реконструкция лица

Принцесса Укока – Ак-Кадын принцессой вовсе и не была. Прошли десятилетия после находки, сделанной группой археологов под руководством Натальи Полосьмак на плато Укок, и только недавно наука продвинулась достаточно, чтобы понять: как тогда, две с половиной тысячи лет назад, жила эта женщина и почему так рано умерла? Антропологи сделали реконструкцию, и мы можем увидеть, как выглядело ее лицо: Ак-Кадын принадлежала к европеоидной расе. Так что и прародительницей алтайцев и дочерью Хана Алтая она тоже не была, но на Алтае её все называют так.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очевидно, что племя, которому принадлежала женщина, почитало и ценило её за особые мистические способности, именно поэтому после смерти её мумифицировали и похоронили в саркофаге. Вскоре после похорон погребальный сруб заполнился подземными водами, вода замерзла в ледяную линзу и больше не оттаивала. Так Ак-Кадын и пролежала в этом естественном холодильнике два с половиной тысячелетия, пока ее не нашла Наталья Полосьмак: «Как сказала моя алтайская подруга, этнограф по профессии, “если бы Она не захотела, ты бы никогда ее не нашла”. И я согласна с ней.  Но если Она захотела, то для чего?

<…> Она появилась, чтобы рассказать что-то важное для нас, и надо только понять, как можно услышать этот рассказ о ней самой, о ее культуре и времени».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удивительная экспедиция

Летом 1993 году на алтайском плато Укок работала удивительная археологическая экспедиция. Археологи чувствовали исключительность того, что с ними происходит: эти месяцы стали для них самыми значительными и самыми счастливыми в жизни. Огромное, безлюдное плоскогорье, сотни километров пустоты, небольшая группа людей и бескрайнее небо, в котором каждую ночь перемигивались яркие звезды. Иногда появлялись пограничники и только усиливали ощущение «Зоны» Тарковского. Вещи, важные в городе, здесь постепенно переставали иметь значение, и было даже странно, что в эти таинственные места можно попасть без всяких мутаборов и кроличьих нор. И группа была поразительная, впрочем, для того времени, открытого всем ветрам, может, и не так, чтобы: рядом с новосибирскими археологами работали студенты и молодые ученые из Японии, Америки, Германии; откуда-то взялась Герда – немецкая туристка, которая быстро прижилась, и стала своей; люди брались как будто ниоткуда и быстро становились частью единого целого.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наталья Полосьмак выбрала для раскопок пазырыкский курган, который был разграблен еще в древности, поэтому коллеги  отнеслись к ее выбору со сдержанным скепсисом.  Но довольно скоро под этим захоронением  ученые нашли новое – старую  ледяную могилу, перекрытую бревнами. Оказывается, мужчина, похороненный в верхнем кургане, был назначен сопровождающим и охранником для того, кто был захоронен внизу.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Захоронение было сделано в железном веке, когда в этих местах, на перекрестке нынешних России, Монголии и Казахстана кочевали пазырыки. Археологи узнали про них в ХIХ веке, раскопав алтайские курганы. Пазарыки пасли скот, кочевали, умело скакали на конях, одевались в шубы, который украшали аппликациям и мехом, выкрашенным в синий цвет. Умели ткать ковры – самый древний в мире ковер из ворса был найден тоже здесь, в Горном Алтае: сейчас он хранится в Эрмитаже.  Мужчины носили брюки, женщины – длинные шерстяные юбки. Владели тайными знаниями, помнили секреты мумифицирования, прогоняли боль, зажигая секретные травы.

Украшали тела татуировками мифических существ, верили, что после смерти человека ждет новая жизнь, в которую надо входить подготовленным. Пазырыки не были коренными жителями Алтая, их прародина – на территории современного Ирана, они пришли, спасаясь от нашествия гуннов, и сохранили помять о древней культуре своего народа. Ученые говорят: пазырыки бальзамировали своих умерших по той же методике, что и египтяне своих жрецов. Видимо, знания получены из одного источника…


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Древняя косметика, зеркало и еда

Несколько дней, осторожно, чтобы не навредить находке, археологи вскрывали погребальную камеру. Каждый оттаявший слой ледяной линзы уводил их все дальше от современности, и это было как путешествие в машине времени. Наталья потом писала, что вообще плохо помнит внешние события – ну да, иногда прилетал вертолет, однажды даже забросил к ним противогазы и холодильник… И отряд жил: готовилась еда, шутились шутки, отмечались дни рождения. Но все это проходило по самому незначительному краешку ее сознания.

Только сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что эта была погруженность в собственные переживания и ощущения на грани транса, когда мир сузился до ледяной линзы на дне могилы…

Это была сенсация мирового уровня: команда Натальи обнаружила первую в мире ледяную могилу, нетронутую грабителями. Пол склепа был выложен камнями, а сверху укрыт большим войлочным ковром. У стены стояла деревянная колода с украшениями – кожаными фигурками оленей. На полу– тарелки с мясом, в один кусок мяса был воткнут нож с красивой ручкой: зубастая волчья морда с рогами козерога. Глиняные осколки когда-то были плоскими кувшинами, в них хранилось питье. С другой стороны склепа сложены убитые лошади в красивой упряжи.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Женщина лежала на толстом войлоке, руки ее были скрещены на животе, ноги согнуты. Она была укрыта покрывалом из меха, расшитого аппликациями из золотой фольги. Одежда сохранилась почти идеально: кремово-жёлтая шелковая рубаха с длинными, до кончиков пальцев, рукавами, длинная бело-красная юбка из шерсти, белые чулки из войлока. Рядом зеркало: гладкий кусочек бронзы в деревянной оправе, на которой была вырезана фигурка оленя. В могилу положили амулеты из бисера и косметику,  карандаш с грифелем из синей болотной руды, сине-зеленый порошок и кисточка из конского волоса – видимо, для ритуальной раскраски лица. Отлично сохранились татуировки на обеих руках женщины: на одном предплечье был синий олень с орлиным клювом. На шее у нее была гривна с орнаментов из позолоченных барсов, голова побрита и украшена сложным из конского волоса париком высотой почти 90 сантиметров.  Может быть, женщины пазырыкской культуры брили головы, а может, это был похоронный обряд.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Болезнь и мистика

Ясно, что женщина, найденная в кургане, была особенной – может быть, шаманкой, может, сказительницей, или хранительницей тайных знаний. В могиле не оказалось золота, но там нашли много редких вещей, привезенных издалека – китайское зеркало, шелковая рубаха, семена кориандра, крошечные подвески в форме бронзовых котелков. Все это указывает на ее особый статус. В могиле не было культовых вещей, но скорее всего, в той древней культуре все вещи имели и бытовой, и мистический смысл; обычное могло в любой момент обернуться волшебным. Многое удалось понять благодаря медицинским исследованием.

Оказалось, что в детстве эта женщина переболела остеомиелитом, а когда ей было немного за двадцать, заболела раком груди.

Болезнь уничтожала её несколько лет – на последнюю зимовку в Укок Ак-Кадын приехала совсем обессиленной и изученной болью, современные врачи диагностировали бы ей четвертую стадию рака. Собираясь на зимовку (ученые смогли определить время года по корму в желудке лошадей), кочевники забрали тяжело больную и совсем слабую женщину с собой. По дороге, судя по всему, она упала с лошади, сильно ушибла правый висок и через 3-5 месяцев умерла. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Последние месяцы своей жизни Ак-Кадын пролежала в зимнике, постройке из бревен, которую топили кизяками. Люди племени заботились о ней: возможно, они не были такими уж гуманистами, просто женщина была очень ценной для общества из-за своих шаманских качеств. Многие учёные считают, что шаманы только в более поздние времена научились искусственно вызывать у себя транс, а в железный век призвание шамана открывали у себя люди, которые тяжело и долго болели. Болезнь ограничивала внешние возможности, но открывала дверь в другое измерение, заставляла сосредоточиться на внутреннем мире. Конечно, без выдающихся личностных качеств эта женщина шаманкой не стала бы: тяжёлая болезнь только проявила их. Есть еще предположение, что для обезболивания женщина вдыхала пары разных трав, которые одурманивали ее сознание, и в этом состоянии ее устами говорили духи. Племя берегло женщину до ее последнего вздоха. После смерти ее мумифицировали и через несколько месяцев похоронили.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Участница экспедиции художница Елена Шумакова вспоминала, как они с Натальей Полосьмак погрузили в фотокюветы одежду, извлеченную из погребения, и прополоскали ее в ближайшем озере: «Попросту “постирали портки” человеку, жившему этак за пару тысячелетий до нас.

Смог бы этот человек, да и мы, себе когда-нибудь такое представить? Время схлопнулось – тысячелетия стали мгновением».

Они не рассказывали никому об этой истории, опасаясь гнева реставраторов, но оказалось, что вода ледниковых озер никакого вреда одежде принцессы не нанесла. Так что это удивительное переживание ничем не омрачилось: люди встретились через тысячелетия, и далекие-далекие времена, от которых не осталось ни времен, ни названий, ни легенд, стали понятней и ближе. Как в этом клипе.

Мумия Ак-Кадын хранится в национальном музее им. Анохина в Горно-Алтайске. График экспонирования мумии на этот год здесь.

Тайны Алтайской принцессы Укока

Мумия Алтайской принцессы

В 1993 году археологи во главе с ученой из Новосибирска Натальей Полосьмак взялись за раскопки на плато Укока. Никто и не предполагал, чем закончатся эти раскопки одинокого кургана на границе между 4 государствами, (Россией, Казахстаном, Монголией и Китаем).

Пройдя находки железного века, археологи копали дальше, пока не наткнулись на саркофаг, изготовленный из лиственницы. Воды подземелья проникли в саркофаг и сковали его многовековой толщей льда так, что пришлось сутками его размораживать. Археологи работали не покладая рук, снедало любопытство быстрее добраться до содержимого.

Алтайская принцесса Укока

Когда, наконец, лед растопили, было обнаружено тело молодой женщины, хорошо сохранившееся благодаря низкой температуре. Оказалось, как потом выяснили ученые, это тело молодой особы лет 25, довольно высокого роста (выше 165 см). Хранилось оно неимоверно долгих 2500 лет. Удивительно, но удалось даже распознать причудливые татуировки, сделанные на теле девушки.

Тайны Алтайской принцессы Укока

Татуировки «Алтайской принцессы»

На левой руке самым завораживающим был рисунок сказочного животного, представляющего собой смесь оленя, грифона и козерога. Татуировки в древних племенах делались не только с целью украшения. Каждый знак на теле имел свое значение. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо — именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт. У древних индоевропейцев, а именно к этой расе относится девушка, олень-козерог сопровождал усопших в «иной» мир.

Тайны Алтайской принцессы Укока

Такой увидели алтайскую мумию нашедшие ее археологи

Также вместе с телом алтайской принцессы были обнаружены захороненные останки 6 жертвенных лошадей со всей амуницией. Так древнейшее племя пазырыков хоронило только знатных особ. Об этом также свидетельствуют изысканные одежды, в которые было облачено тело девушки: шелковая китайская рубашка, которая в те далекие времена ценилась выше золота, юбка из тонкой шерсти, войлочные чулки-сапоги и шуба. На обритую голову девушки был надет странный парик из конского волоса высотой около 90 см.

Тайны Алтайской принцессы Укока

Татуировки «Алтайской принцессы»

Найденную принцессу в народе стали называть «Принцессой Укока», еще реже — «Белой госпожой». Но наиболее известное название для найденной мумии — Алтайская принцесса Укока. Так кем же была девушка? Почему она умерла такой молодой? Была ли она принцессой?

Тайна Алтайской принцессы

Шаманы Алтайского края уверены, что девушка не была принцессой. По их мнению, она являлась прародительницей алтайцев и проводницей между этим и потусторонним миром. Так они называют целителей, колдунов, ворожей. Об этом свидетельствует место захоронения вдали от других склепов, хотя и у пазырыков было принято хоронить семейными кланами.

Тайны Алтайской принцессы Укока

Реконструкция погребения «Алтайской принцессы»

Ученым удалось выяснить, что девушку хоронили не сразу – спустя лишь несколько месяцев. Возможно, проводились какие-то древние ритуалы перед захоронением такой важной особы. Тело было забальзамировано специальными смесями из масел, смол, ртути и воска.

Учеными также было выяснено, от чего умерла «Принцесса Укока». Это был рак четвертой степени молочной железы. Болезнь, к сожалению, не щадит даже целителей и знахарей.

Проклятие мумии

Говорят, что когда раскапывали мумию, земля вокруг задрожала, а вертолет, на котором перевозили ее, несколько раз совершал аварийную посадку.

Катаклизмы на землю Алтайскую, действительно посыпались как из рога изобилия. Землетрясение, сильнейший град, возросшее количество самоубийств в крае, и наконец, сильнейшее наводнение…

Неужели во всем этом виновата «Принцесса Укока»? В это особо верят местные жители. Алтайцы свято верят, что жрица охраняла врата подземного мира, чтобы нечистые духи не вырвались на свободу и не бесчинствовали. И, что все беды, свалившиеся на алтайскую землю, это месть Белой Госпожи.

Вдобавок ко всему, якобы еще до начала раскопок, некой маленькой девочкой из близлежащей деревни было сделано предсказание. Она уверенно заявляла, что ученые потревожат могилу знатной жрицы, которая проклянет за это землю Алтайскую.

Тайны Алтайской принцессы Укока

Мумия «Алтайской принцессы» в лаборатории

Несколько жителей Алтая в декабре 2015 года обратились в суд с иском о возвращении «Принцессы Укоки» на родину. И не просто о возвращении, а еще и захоронении. Были собраны подписи местных жителей — более 22 тысяч. Инициатором подачи иска был пользующийся авторитетом у местных жителей — шаман Акай Кине.

Подаче искового заявления предшествовали многочисленные митинги, общественные акции, обращения в разные инстанции, в том числе, Академию наук РФ, правительство Республики Алтай, органы прокуратуры, администрацию Президента России и лично Владимиру Путину. В связи с многочисленными обращениями представителей малых народов Сибири, в Республике Алтай был сформирован общественный комитет по вопросам захоронения останков (мумии).

Тайны Алтайской принцессы Укока

Воссоздание образа Алтайской принцессы

Народ настолько рьяно требовал решить эту проблему, что политики стали использовать это в своих целях, обещая вернуть принцессу, в случае, если их изберут на ту или иную должность. Но в конечном итоге иск был отклонен.

Решение Горно-Алтайского городского суда, отклонившего иск о захоронении мумии алтайской принцессы, прокомментировал Акай Кине:

«Мы не в состоянии противостоять сложившемся «нравственным» нормам современного мира, когда считается нормальным раскапывание умершего и ворошение праха предков. Согласно нашему мировоззрению, мировоззрению коренного населения Алтая, это недопустимо».

Принцесса Укока – факты

Так стоит ли опасаться мести «Укокской принцессы»? Как утверждают ученые, несколько подобных мумий хранятся в Эрмитаже уже более 80 лет, и, при этом, никаких мистических последствий для его сотрудников не было.

Кто именно в 1993 году назвал алтайскую мумию принцессой, сейчас уже не установить. Академик Анатолий Деревянко в одном из своих интервью рассказывал, что сам был удивлен, впервые услышав про принцессу Укока. По его убеждению, эта женщина средних лет была весьма среднего достатка, и на «голубую кровь» тогдашнего алтайского нобилитета никак не тянула. «Она принадлежала в лучшем случае к среднему классу», – для ясности сказал академик.

Более того, «Принцесса Укока» не могла быть прародительницей алтайцев, так как анализ ДНК и скелета принцессы показал её индоевропейское происхождение.

На самом деле на горном плато Укок близ китайской границы, экспедиция вскрыла три древних захоронения. Из трех «могил» поразительно хорошо сохранились останки двух человек — мумифицированное тело молодого мужчины, и мумия нашей героини — «Принцессы Укока».

Тайны Алтайской принцессы Укока

Принцесса Укока

Если судить по этим могилам, алтайцы того времени (так называемой пазырыкской культуры) копали для своих покойников довольно большую яму. Изнутри укрепляли стенами из бревен, пол выстилали черным войлоком, на который клали ритуальные предметы и самого покойника в гробу, выдолбленном из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб «колодой», а могилу «срубом». Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб, последнее жилье покойного.

В Академгородке даже были немного расстроены, что известной стала лишь «женская мумия»:

«Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с «принцессой». Хотя она сохранилась гораздо лучше. Молодой мужчина с рыжей косичкой, весь в татуировке, словно хипстер какой-нибудь».

Находки древних мумий, принадлежащих к европеоидной расе, обнаружены по территории всей Сибири, Монголии и даже Китая. Этот факт свидетельствует о том, что белая раса обитала на этих землях уже очень давно, а не несколько столетий назад.

Сейчас мумия «Алтайской принцессы» находится в городе Горно-Алтайск в музее им. Анохина, который полностью был отреставрирован. В специальном саркофаге, в котором она покоится, поддерживается особый температурно-влажностный режим. Оборудование не отечественное — «немецкой сборки». Мумия «Укокской принцессы» на всеобщее обозрение не выставляется!

Кстати, основным инвестором для нового дома мумии, и в целом реставрации музея им Анохина, стал Газпром, выделив более 700 млн. рублей.

«Укокская принцесса»: что показал анализ ДНК знаменитой мумии

12 месяцев назад · 13144 просмотров

В 1993 году в Горном Алтае на Укокском плоскогорье при раскопках древнего кургана в слое вечной мерзлоты была найдена хорошо сохранившаяся мумия. С этого времени до наших дней вокруг неё кипят не только научные страсти.

«Укокская принцесса»: что показал анализ ДНК знаменитой мумии

Источник:

Мумия в мерзлоте

Это была женщина, умершая ещё молодой – лет 25-30 – от рака молочной железы. Прекрасно сохранились не только её кости, но и многочисленные татуировки на теле, причёска и одежда. Женщина была одета в шёлковую рубаху, показывающую связи древних обитателей Укока с Китаем, и шерстяную юбку. Её сложная причёска была сделана из собственных волос с элементами овечьей шерсти и войлока и при жизни имела высоту 90 см над головой. В погребении с ней было захоронено шесть лошадей. Всё это показывает, что умершая принадлежала к высшему слою древней алтайской знати. Время захоронения – V-III века до нашей эры, эпоха Пазырыкской культуры.

«Укокская принцесса»: что показал анализ ДНК знаменитой мумии

Источник:

Мумия алтайской “Укокской принцессы”

Когда «духи предков» гневаются по политическому заказу

В наше время антропологические находки, делаемые цивилизацией в районах обитания коренных народов Африки, Америки, Австралии, часто становятся объектом политических страстей. Туземцы обвиняют власти в «осквернении могил» их предков и требуют возвращения костей в захоронения. Аборигены утверждают, что после совершённого учёными «кощунства» духи предков мстят земле, насылая на неё всяческие стихийные бедствия.

Либеральное общественное мнение всячески потворствует архаическим предрассудкам, потому что-де «прогрессивно» — потакать детским сказкам примитивных «угнетённых» народов. Таким путём за последние полвека вернулось в землю и навсегда утрачено наукой уже много десятков черепов древних обитателей Земли.

«Укокская принцесса»: что показал анализ ДНК знаменитой мумии

Источник:

Некоторые политические силы поспешили использовать находку в своих целях

Не миновала участь стать средством возбуждения националистических чувств и найденная на Алтае мумия, которую журналисты тут же окрестили «принцессой из Укока». Местные «просветители» пошли дальше и объявили мумию «прародительницей алтайцев», отождествили её с героинями алтайского эпоса. Расплодившиеся в Сибири после развала СССР псевдо-шаманы создали целый культ «Ак-Кадын», то есть «белой госпожи», как они её назвали. «Белая госпожа», согласно модернизированной «традиционной» религии алтайцев – страж подземного царства, мира духов.

«Белая госпожа» и в самом деле белая

Главной причиной требований снова предать «укокскую принцессу» земле стало её несоответствие националистическим чаяниям. «Принцесса» не имеет явного отношения к современным алтайцам. Проведённая антропологическая реконструкция по лицевым костям выявила чисто европеоидные черты погребённой древней женщины.

«Укокская принцесса»: что показал анализ ДНК знаменитой мумии

Источник:

Реконструкция облика “Укокской принцессы”

Под стать оказались и результаты исследования митохондриальной ДНК (мт-ДНК) «принцессы». С вероятностью 90% она относится к гаплогруппе U4. Эта мутация впервые встречается в Европе 25 тысяч лет назад. Примерно за тысячу лет до Пазырыкской культуры она распространилась у представителей Андроновской культуры юга Сибири, принадлежавшей, как считают многие учёные, предкам скифов. А в наше время гаплогруппа U4 широко распространена у калашей – индоевропейского народа, живущего в горах Гиндукуш на севере Пакистана, в составе которого немало светловолосых и голубоглазых людей.

Мт-ДНК передаётся человеку по материнской линии. Кто был у «принцессы» отцом, неизвестно. Но мужские захоронения Пазырыкской культуры выявили присутствие типично индоевропейской Y-хромосомной гаплогруппы R1a, характерной для славян и скифов.

«Укокская принцесса»: что показал анализ ДНК знаменитой мумии

Источник:

Пазырыкская культура была распространена на Алтае в VI – III веках до н.э.

Конечно, гаплогруппы ДНК, наследуемые человеком всего лишь от двух его далёких предков из великого множества, это не маркеры национальной идентичности. Но в сочетании с ясными расовыми признаками ДНК «Укокской принцессы» они в данном случае явственно говорят, что вопрос об её родстве с современными алтайцами закрыт. Она к ним не имеет никакого отношения. Именно это и не нравится поборникам региональной «самобытности» и «автохтонности», настаивающим на скорейшем закрытии мощей «принцессы» для научного изучения.

Источник:

Добавить комментарий