Как нашли самолет экзюпери

Писатель и военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери | Фото: liveinternet.ru

Писатель и военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери | Фото: liveinternet.ru

31 июля 1944 г. погиб известный французский писатель, автор «Маленького принца», профессиональный летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Обстоятельства его гибели долгое время оставались загадкой для биографов. Тайна была раскрыта только в ХХI веке, когда один из участников трагедии сделал сенсационное признание.

Из-за полученных при авариях самолетов травм Экзюпери забирался в кабину с помощью механика | Фото: airpages.ru

Из-за полученных при авариях самолетов травм Экзюпери забирался в кабину с помощью механика | Фото: airpages.ru

Последние два года своей жизни Сент-Экзюпери состоял в эскадрилье разведчиков, и в 1942-1944 гг. не раз совершал опасные полеты над немецкими позициями, совершая аэрофотосъемку. 31 июля 1944 г. он не вернулся с очередного задания. Его самолет неожиданно исчез с радаров в районе Сен-Рафаэля – небольшого городка на Лазурном берегу Франции. Останки самолета и летчика не были обнаружены, и долгое время он считался без вести пропавшим.

Экзюпери на *Локхид* F-5A-1-LO заруливает на стоянку после разведывательного полета весной 1944 года | Фото: airpages.ru

Экзюпери на *Локхид* F-5A-1-LO заруливает на стоянку после разведывательного полета весной 1944 года | Фото: airpages.ru

Было несколько версий относительно причин катастрофы: механическая неисправность, воздушный бой и даже самоубийство пилота. Самой распространенной была версия о том, что самолет Экзюпери сбил немецкий истребитель и он разбился в Альпах. Но в 1998 г. французский рыбак Жан-Клод Бьянко в Средиземном море недалеко от Марселя, в сети с рыбой нашел браслет, на котором было выгравировано имя писателя, его жены и адрес издателя, выпустившего «Маленького принца». Как оказалось, этот браслет действительно принадлежал Антуану де Сент-Экзюпери, что дало повод к проведению поисков в Средиземном море.

Браслет Сент-Экзюпери, найденный рыбаком | Фото: liveinternet.ru

Браслет Сент-Экзюпери, найденный рыбаком | Фото: liveinternet.ru

Ныряльщик и водолаз Люк Ванрель подтвердил эту версию, обнаружив в 2000 г. на 70-метровой глубине обломки самолета. После этого французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено лишь осенью 2003 г. Тогда со дна подняли фрагменты самолета, среди них был обломок кабины летчика с сохранившимся серийным номером: 2734-L. Информацию проверили в военных архивах и установили, что это был бортовой номер Lockheed Lightning P-38 – того самого самолета, которым управлял Экзюпери.

Самолет *Локхид*, на котором летал Антуан де Сент-Экзюпери | Фото: airpages.ru и ausairpower.net

Самолет *Локхид*, на котором летал Антуан де Сент-Экзюпери | Фото: airpages.ru и ausairpower.net

Останки самолета были рассеяны на достаточно большом пространстве – 1 км в длину и 400 м в ширину. На фрагментах не обнаружили следов от пуль и других признаков нападения, в военных архивах не было свидетельств о том, что в этот день велись обстрелы и воздушные бои. Поэтому решили, что самолет разбился в результате поломки. Также было установлено, что он вошел в воду вертикально на большой скорости, в момент столкновения с водой произошел взрыв. У пилота не было шансов выжить. Единственная вещь пилота, уцелевшая в этой катастрофе, – тот самый серебряный браслет, найденный рыбаком.

Писатель и военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери | Фото: liveinternet.ru

Писатель и военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери | Фото: liveinternet.ru

Тайна гибели Экзюпери неожиданно раскрылась в 2008 г., когда бывший пилот Люфтваффе Хорст Рипперт признался в том, что именно он 31 июля 1944 г. сбил самолет Экзюпери. На тот момент он не знал, кто находится в кабине пилота, а после очень сожалел о том, что стал причиной смерти писателя. По словам Рипперта, он решил признаться, чтобы в 88 лет облегчить душу, и чтобы Экзюпери не считали дезертиром или самоубийцей: «Это произошло недалеко от Тулона. Я совершал разведывательный полет, когда увидел истребитель с французскими опознавательными знаками. Решил вступить в бой. Совершил маневр и оказался в хвосте у неприятеля. Атака была успешной, и я сбил самолет, который упал в воды Средиземного моря. Я надеялся и все еще надеюсь, что это был не он. В молодости мы все читали его книжки и обожали их». Записи в журналах отсутствовали, так как свидетелей воздушного боя, кроме самого Рипперта, не было, и этот самолет не был официально засчитан ему как сбитый. Обломков со следами пуль могли не найти, хотя попадания в кабину пилота было бы достаточно, чтобы загнать в пике практически неповрежденный самолет.

Памятник Сент-Экзюпери в Тарфае | Фото: liveinternet.ru

Памятник Сент-Экзюпери в Тарфае | Фото: liveinternet.ru

Долгое время родственники писателя и поклонники его творчества не хотели верить в его смерть. Они говорили, что Сент-Экзюпери просто исчез, как Маленький принц, и повторяли его слова: «Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, – и ты услышишь, что все звезды смеются».

Писатель и военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери | Фото: liveinternet.ru

Писатель и военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери | Фото: liveinternet.ru

Совсем с другой стороны позволяют увидеть известного писателя письма Сент-Экзюпери к внучке русского императора Натали Палей

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Тот, кто написал “Маленького принца” – гений. В этом нет сомнений. Эта книга настолько уникальна, что подобного, наверное, не смог бы больше придумать даже сам Экзюпери.

Итак, Антуан де Сент-Экзюпери. Он погиб в 1944 году, управляя самолетом. Как это произошло?

Гениальное произведение Экзюпери "Маленький принц" читают и любят по всему миру
Гениальное произведение Экзюпери “Маленький принц” читают и любят по всему миру

Не так давно французскими учеными, наконец, была найдено точное место падения самолета Экзюпери, который разбился 31 июля 1944 года. Это произошло в окрестностях Марселя, в водах Средиземного моря.

На место крушения вывел браслет писателя

Место падения самолета Экзюпери было обнаружено французским рыбаком по имени Жан-Клод Бьянко. Вытаскивая сеть с рыбой, он увидел браслет с выгравированным именем легендарного писателя. Кроме того, на браслете значилось имя его супруги и адрес нью-йоркского издательства, где был напечатан “Маленький принц”.

Бьянко признался, что сначала цепочка не привлекла его внимания и он хотел уже выбросить её в море, но потом решил приглядеться.

Прошло около двух лет, и были найдены обломки самолета, которые залегли на глубине 70 метров. Их подняли в 2003 году. Благодаря серийному номеру, сохранившемуся на части кабины, ученые смогли точно установить, что этот самолет принадлежал именно Антуану де Сент-Экзюпери.

Понятно, что тело летчика искать не было смысла, ведь с момента крушения минуло полвека, однако единственная вещь, которая уцелела, красноречиво поведала о случившемся – это был серебряный браслет.

Это был один из последних полетов писателя, но по роковой случайности человек, который знал и любил его, открыл огонь
Это был один из последних полетов писателя, но по роковой случайности человек, который знал и любил его, открыл огонь

Почему самолет Экзюпери разбился

Исследователи подняли архивные документы 31 июля 1944 года с целью найти среди немецких пилотов того самого, кто мог сбить Экзюпери. Их усилия увенчались успехом.

Хорст Риппер, немецкий летчик, в ответ на заданный ему вопрос, где прозвучало имя легендарного писателя, произнес:

“Вы можете не искать дальше. Его сбил я.”

В тот день Риппер осуществлял рядовой вылет. Пролетая над морем, он заметил французский самолет и решил открыть огонь. Исход боя стал ясен всего через несколько минут – противник оказался сбит и потонул в морских водах.

Риппер только потом узнал кого он сбил.

“Потом я узнал, что это был Экзюпери” – сказал он. “Зная, что в небе он, я никогда бы не стал стрелять”

Немецикй летчик Риппер Хорст, который сбил самолет Экзюпери
Немецикй летчик Риппер Хорст, который сбил самолет Экзюпери

Оказывается, Риппер прекрасно знал писателя и любил его книги. По его словам, он читал и обожал произведения Экзюпери. На момент разговора Рипперу было 88 лет.

Интересно, что сам Экзюпери часто упоминал связующие нити, которые неведомо, но прочно, соединяют абсолютно незнакомых людей. Собственная судьба писателя оказалась переплетена теми самыми нитями, ведь он оказался сбитым летчиком, который во многом под влиянием творчества Экзюпери захотел в небо и выучился на пилота.

Общество ,

07 апр 2004, 11:11 

0 

Найден самолет Антуана де Сент-Экзюпери

Установлено, что обнаруженным в октябре 2003г. у берегов Франции самолетом управлял известный писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Об этом сообщает Би-би-си.

Найден самолет Антуана де Сент-Экзюпери

Сильно поврежденный самолет был найден на дне моря у берегов Марселя. Как сообщают исследователи, экспертиза показала, что его серийный номер совпадает с номером самолета, которым управлял Сент-Экзюпери. Тело писателя не было найдено, но обнаружение самолета положит конец спорам о месте гибели Сент-Экзюпери.

Один из главных героев романтической эпохи авиации, участник Второй мировой войны, Антуан де Сент-Экзюпери прославился как благодаря своей литературной деятельности, так и полетным рекордам.

Самая известная его книга – “Маленький принц” – была переведена на 100 языков мира и разошлась на цитаты, самая известная из которых: “Ты в ответе за тех, кого приручил”. Даже книги про Гарри Поттера не отобрали у “Маленького принца” третье место по продажам в мире – после Библии и “Капитала” Маркса.

Последним боевым заданием Сент-Экзюпери стала разведывательная миссия над югом Франции в 1944г. Самолет авиатора исчез над Средиземным морем. Позже говорили, что он был сбит немцами.

За свои 44 года летчик немало успел сделать. Аристократ, выросший в фамильном замке, свой первый полет он совершил через четыре года после триумфального полета братьев Райт. Воевал в Испании, бежал в США во время оккупации и вернулся уже в компании союзников. Перед гибелью Сент-Экзюпери как раз принимал участие в подготовке их высадки в Провансе.

Поиски летчика-романтика или хотя бы обломков его самолета длились 60 лет. Как пишет агентство Франс пресс, для французов найти останки Сант-Экса, как его здесь называют, было делом чести.

Бесстрашный летчик и великий романтик Антуан де Сент-Экзюпери был опытным пилотом. Сослуживцы и друзья считали его везунчиком, называя «заговоренным»: он пережил пятнадцать авиакатастроф, и каждый раз, несмотря на ранения и травмы, возвращался в строй. 31 июля 1944 года Сент-Экзюпери отправился с аэропорта Борго на острове Корсика в разведывательный полет, из которого не вернулся. Ни его тело, ни обломки самолета обнаружены не были — пилота объявили пропавшим без вести. Загадка гибели автора легендарного “Маленького принца” прояснилась спустя только 54 года. О том, как это произошло — в материале РЕН ТВ.

Потомок обедневшего рода

Антуан Жан-Батист Мари Роже де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 года в замке Ла Молль в Лионе, в семье страхового инспектора из некогда блистательной династии с аристократическими корнями.

Старинный род де Сент-Экзюпери прославился благодаря череде Крестовых походов, один из предков был упомянут как рыцарь легендарного Братства Святого Грааля, также известно о многовековом служении поколений де Сент-Экзюпери при дворе французских королей.

К моменту рождения Антуана финансовое благополучие семьи, владевшей замками и поместьями, заметно ухудшилось. От былого величия остался лишь титул, боевой дух предков и несомненные творческие способности. Родители писателя происходили из рыцарских орденов: Лимузенского – по отцу, виконту Жан-Марку де Сент-Экзюпери, и Провансальского – по матери, Мари-Луизе Андре де Фонсколомб.

Маленький Антуан рос очень способным ребенком – он играл на скрипке, писал стихи и музыкальные пьесы. Однажды многогранный талант мальчика проявился в неожиданном ракурсе изобретателя: мечтая ощутить себя парящей птицей, он соорудил и прикрепил к велосипеду экран из ивовых прутьев и старой простынки. В тот раз взлететь не получилось, но мечтать о небе он не перестал.

Как Сент-Экзюпери стал пилотом

Поворотным в судьбе Антуана стал 1921 год, когда его призвали в армию. Прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в Национальную высшую школу изящных искусств на отделение архитектуры, Сент-Экзюпери записался в полк истребительной авиации в Страсбурге.

Фото: © Антуан де Сент-Экзюпери в кабине «Лайтнинга», commons.wikimedia.org/К.Е.Сергеев

Сначала его определили в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удалось сдать экзамен на гражданского летчика. Спустя еще несколько месяцев он получил права уже военного пилота. В 1922 году Антуан окончил курсы для офицеров запаса и стал младшим лейтенантом. В октябре он был назначен в авиационный полк в Ле-Бурже под Парижем, а уже в январе 1923-го с ним произошла первая авиакатастрофа – он получил серьезную черепно-мозговую травму. В марте его комиссовали. Антуан де Сент-Экзюпери переселился в Париж, где занялся литературой.

“Пилот редкой смелости”

Лишь в 1926 году Сент-Экзюпери нашел свое призвание – стал пилотом компании, доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начал работать на линии Тулуза – Касабланка, затем Касабланка – Дакар. В октябре его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби, на самом краю Сахары. Здесь он написал свое первое произведение – роман “Южный почтовый”.

О том, насколько сложной и опасной была служба в этом регионе, и насколько хорошо с ней справился летчик, говорит тот факт, что спустя всего год после возвращения во Францию в 1929-м Антуан де Сент-Экзюпери был награжден Орденом Почетного легиона – за вклад в развитие гражданской авиации. В представлении к этой награде было сказано:

“Имея исключительные данные, пилот редкой смелости, отличный мастер своего дела, проявлял замечательное хладнокровие и редкую самоотверженность. Начальник аэродрома в Кап-Джуби, в пустыне, окруженный враждебными племенами, постоянно рискуя жизнью, выполнял свои обязанности с преданностью, которая превыше всяких похвал. Провел несколько блестящих операций. Неоднократно летал над наиболее опасными районами, разыскивая взятых в плен враждебными племенами летчиков”.

Сент-Экзюпери во время Второй мировой войны

4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, капитан запаса Антуан де Сент-Экзюпери был мобилизован, хотя и признан врачами негодным к несению летной службы и по возрасту, и по состоянию здоровья. Его назначили инструктором молодых летчиков, но опытный пилот рвался в небо. Всеми правдами и неправдами Сент-Экзюпери добился права летать и был зачислен в группу дальней разведки.

Фото: © commons.wikimedia.org/Agence France-Presse

“Я обязан участвовать в этой войне. Все, что я люблю, – под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не все равно, хватают ведра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это”, – писал Антуан де Сент-Экзюпери в одном из писем в ноябре 1939 года.

22 мая 1940 года он совершил знаменитый полет над горящим Аррасом, положенный в основу повести “Военный летчик”. За этот вылет писатель получил орден Военного креста. Но война Францией была проиграна. 14 июня 1940 года немецко-фашистские войска вошли в Париж.

После поражения Франции Сент-Экзюпери ненадолго оказался в Нью-Йорке, где в 1942-м создал свое главное произведение – “Маленький принц” и  обеспечил ему международную славу и место в литературном пантеоне Франции. В апреле 1943-го он вступил в военно-воздушные силы “Сражающейся Франции” (патриотического движения французов за освобождение страны от нацистской Германии) и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть. Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолета P-38 “Лайтнинг”.

Последний полет Сент-Экзюпери

В письме своему другу Жану Пелисье в начале июля 1944-го он признался:

“Я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка, в струе кислорода. У меня есть что делать и после нее”.

В последний день июля 1944 года военный летчик, уже майор, Антуан де Сент-Экзюпери привычно сел за штурвал самолета и отправился на задание — он должен был провести аэрофотосъемку над позициями немецких войск. Его борт перестал выходить на связь в районе города Сен-Рафаэль на Лазурном берегу в 10:30 утра. Обнаружить обломки самолета или тело пилота не удалось, и он попал в списки без вести пропавших.

Фото: © Последняя миссия Антуана де Сент-Экзюпери, рисунок, commons.wikimedia.org/Florence Ramioul (CC BY-SA 3.0)

Необычная находка в Средиземном море

В 1998 году в Средиземном море, недалеко от Марселя, в сетях французского рыбака Жан-Клода Бьянко вместе с рыбой оказался серебряный браслет. На нем было несколько надписей: Antoine (“Антуан”), Consuelo (“Консуэло” — так звали жену летчика) и “c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA”. Это был адрес нью-йоркского издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери.

Экспертиза установила подлинность находки, и поиски начались.

В мае 2000-го ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолета, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Они были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года.

Специалисты подняли фрагменты самолета. Один из них оказался частью кабины пилота, на которой сохранился серийный номер машины: 2734-L. По американским военным архивам сравнили все номера самолетов, исчезнувших в тот период. Выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует борту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету P-38 “Лайтнинг”, модификация F-5B-1-LO (самолет дальней фоторазведки), который пилотировал Сент-Экзюпери.

Исследователи обратили особое внимание на то, что обломки не имели явных следов обстрела или других следов боя. К множеству версий о крушении, включая версии о технической неисправности и самоубийстве (писатель страдал депрессией), была добавлена версия о дезертирстве.

Фото: © Найденный браслет Антуана де Сент-Экзюпери, commons.wikimedia.org/Фредриг

Неожиданное признание пилота Люфтваффе

В марте 2008 года немецкий ветеран Люфтваффе, 86-летний Хорст Рипперт заявил, что это именно он сбил Антуана де Сент-Экзюпери (видимо, он его убил или тяжело ранил, летчик потерял управление и не смог выпрыгнуть с парашютом). Самолет падал на большой скорости и практически вертикально. В момент столкновения с водой произошел взрыв. Машина была полностью разрушена.

По словам Рипперта, до атаки он обратил внимание, что “Лайтнинг” летел по очень странной траектории:

“Его как будто болтало туда-сюда. Причем летел он низко – не выше 2000 метров, хотя такие машины обычно летают на 10 000. Я сказал себе: дорогой мой, если ты не уйдешь, я тебя убью. Он продолжал странно двигаться. Я выстрелил, задел его, самолет рухнул. Прямо в воду”, — вспоминал он.

Немец не видел, кто находился за штурвалом, и сожалел о том, что стал убийцей писателя, которого сам читал и любил. По его словам, он не хотел, чтобы за его жертвой закрепился ярлык самоубийцы или дезертира.

“Это произошло недалеко от Тулона. Я совершал разведывательный полет, когда увидел истребитель с французскими опознавательными знаками. Решил вступить в бой. Совершил маневр и оказался в хвосте у неприятеля. Атака была успешной, и я сбил самолет, который упал в воды Средиземного моря. Я надеялся и все еще надеюсь, что это был не он”, — говорил Рипперт.

Неувязки в версии Рипперта

Между тем пилоты Люфтваффе, служившие с Хорстом Риппертом, выражали сомнение в правдивости его слов. Им казалось очень странным, что их бывший сослуживец скрыл  факт уничтожения довольно крупного самолета от собственного командования. В статье, опубликованной в том же 2008 году в еженедельнике Der Spiegel, они удивлялись тому факту, что Рипперт за все эти годы не рассказал о своей роли в смерти писателя, хотя эта тема поднималась при нем не один раз.

Исследователи отмечают, что архивы Люфтваффе не содержат записей от 31 июля 1944 года о сбитых в районе Тулона самолетах, а американские радары не фиксировали полеты неизвестных бортов. Поэтому многие специалисты считают, что основной версией крушения самолета Антуана де Сент-Экзюпери является его падение от неисправности.

Сейчас обломки “Лайтнинга” находятся в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.

Около полудня 7 сентября 1998 года на французском траулере “Оризон”, который вел промысел в районе между Марселем и островом Риу, занимались сортировкой улова. Одна из рыбин показалась капитану “Оризона” Жану-Клоду Бьянко странной и он велел матросу Х. Бенамору выбросить её за борт. Бенамор выпутал эту рыбину из сети вместе с пучком водорослей и, приглядевшись, доложил капитану: “Подождите, здесь что-то блестит”. Вместе рыбаки начали копаться в водорослях и выудили оттуда цепочку-браслет. Он был очень грязный, весь в тине, но с одного конца все же продолжал отливать серебром и сквозь грязь было видно, что на пластинке имеется гравировка. Заинтригованный капитан тут же взял губку и моющее средство и принялся отмывать браслет. В конце концов, на браслете проступили буквы: “Antoine De Saint Exupery (Consuelo) – c/o REYNAL and HITCHCOCK Inc. – 386 4-th Ave. N.Y. City. – USA”. Капитан Бьянко не поверил глазам – в своих руках он держал ключ к одной из величайших загадок ХХ-го века – исчезновению Антуана де Сент-Экзюпери.

Найденный браслет он отвез в Марсель и показал Анри-Жермену Делезу – президенту компании “Комекс”, которая специализировалась на промышленных водолазных работах. Перспектива найти самолет автора “Маленького принца” воодушевила Делеза и он на своем поисковом судне “Минибекс”, оснащенном самой совершенной аппаратурой, отправился в район недавнего промысла “Оризона”. За две недели поисков было исследовано около 100 кв. километров морского дна, но никаких следов самолета так и не было обнаружено. Уже было принято решение о возвращении, когда один из водолазов, Люк Ванрель, вспомнил, что неподалеку от района поисков, возле острова Риу, еще в 1982 году он фотографировал загадочный участок морского дна, который был усеян металлическими обломками. Те фотографии он отправил экспертам – историкам и корабелам, но никто из них не смог ничего идентифицировать. “Минибекс” перешел в район, указанный Ванрелем и вскоре, на глубине семидесяти метров водолаз обнаружил знакомые обломки.

Ванрель сделал новые фотографии, которые на сей раз были отправлены в общество ветеранов ВВС США. Там их передали Джеку Кертиссу, в свое время много летавшему на Р-38. Изучив материалы, Кертисс пришел к выводу, что это – останки самолета, но для однозначной идентификации его типа присланных снимков было недостаточно, требовались более детальные фото. Он снабдил Ванреля целой кипой технической документации по “Лайтнингам” и планом необходимой съемки. В течение последующих двух лет Ванрель нырял на “свой” участок и фотографировал останки самолета. Работа была весьма кропотливой и трудоемкой – со временем, придонные подводные течения разметали обломки на участке длиной около километра и шириной до 400 метров. К маю 2000 года накопленный материал позволил сделать однозначный вывод – обломки на дне принадлежат P-38 модификации G, на базе которой и был создан фоторазведчик F-5B. Во время войны в данном районе было потеряно четыре “Лайтнинга” этого типа и три из них уже были найдены и опознаны. Значит, четвертый должен быть самолетом Экзюпери.

Эту гипотезу можно было подтвердить только подняв обломки на поверхность, чтобы обследовать их на предмет обнаружения серийных номеров. Но, по законодательству Франции, сбитый самолет относился к воинским захоронениям, поэтому считался неприкосновенным. Ванрель заявил о своей находке в отдел подводной археологии Министерства культуры Франции. Получение разрешения на официальную идентификацию дополнительно осложнилось тем, что этому мероприятию активно воспротивились родственники Сент-Экзюпери – они совсем не жаждали развенчания легенды, популярной уже несколько десятилетий. Разрешение было получено только через три года. Для проведения экспертизы пригласили Филиппа Кастеллано – президента клуба, занимавшегося поиском и опознанием останков самолетов времен Второй мировой войны. Искушенный историк и опытный водолаз, Кастеллано точно знал, что надо искать. Согласно американским правилам, при передаче ВВС все самолеты получали серийные номера, т.н. “номера бюро аэронавтики” – BuNo. Они выделялись в очередном финансовом году на каждую заказываемую партию машин. Под BuNo 42-68223, означавшим, что это 68 223-й самолет, изготовленный в США с начала 1942 финансового года, “Лайтнинг” Экзюпери и проходил во всех официальных документах. Этот номер обычно наносился на фюзеляж краской и, за столько лет пребывания в морской воде, вряд ли мог уцелеть. Однако, фирма “Локхид”, кроме прочих обозначений, отмечала каждый свой самолет индивидуальным семизначным номером, который наносился на определенных агрегатах чеканкой.

“Лайтнинг”, на котором Экзюпери ушел в свой последний полет, должен был иметь цифры 2734 – это был сокращенный вариант “фирменного” номера 422-2734. Все поднятые обломки были тщательно изучены, и на корпусе нагнетателя двигателя был обнаружен вручную выбитый номер – 2734-L! При изучении обломков на обшивке не обнаружили ничего похожего на пробоины от пуль и снарядов, а характер повреждений фрагментов гондолы и крыльев (металл сплющен в гармошку) и положение клапанов нагнетателя двигателя указывали на то, что самолет Экзюпери несся к воде в почти отвесном пике с работающими на полную мощность моторами. Кроме того, в немецких архивах среди документов Люфтваффе, относящихся к 31 июля 1944 года, не нашлось даже упоминаний о каком-либо сбитом “Лайтнинге”.

Это породило новую версию гибели Экзюпери. Американский журнал “Ридерз Дайджест” под броским анонсом “Тайна гибели известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери раскрыта”, поместил статью Рудольфа Чельмински под названием “Последний полет Маленького принца”. Не особо утруждая себя изучением авиационных тонкостей (а это видно даже из того, что “Лайтнинг” Экзюпери он обозначил как P-38F-5B серии J – Экзюпери летал не на истребителе Р-38 “Лайтнинг”, а на фоторазведчике F-5B “Лайтнинг”. Автор отверг версию атаки немецкими истребителями, ссылаясь на отсутствие подтверждающих архивных документов. По поводу возможного отказа кислородной системы и потери сознания у Чельмински тоже все просто: “Что же касается кислородной теории, то Сент-Экзюпери хватило бы воздуха, если бы он снизился”. Итоговый вердикт – Экзюпери покончил жизнь самоубийством.

Похоже, то, что на самом деле произошло 31 июля 1944 года так и останется последней легендой Сент-Экзюпери, однако, с учетом имеющихся данных, можно проанализировать наиболее вероятные версии произошедшего.

1-я версия.
Самолет Сент-Экзюпери все-таки был сбит. То, что в обломках не обнаружили пробоин от пуль и снарядов, вовсе не означает, что их вообще не было. Во-первых, самолет при ударе о воду разрушился, а обломки были разбросаны на достаточно большой площади. Почти шестьдесят лет их разносило подводными течениями и заметало донными отложениями, таким образом, их наверняка извлекли далеко не все. Ведь, прежде всего, поднимались те части, на которых должны были иметься шильдики с начеканенными номерами. Возможно, что пробоины имеются на обломках, так и оставшихся под водой. Во-вторых, следует учитывать специфику конструкции “Лайтнинга”. Ведь, например, на его тонкой хвостовой балке пробоину от снаряда вообще можно не найти – пушки “фокке-вульфа” были способны ее попросту перерубить, а последующий удар о воду и коррозия – “замаскировать” следы воздействия оружия. В-третьих, немцы учитывали, что “стреляя в “раму” – попадаешь в дырку”. Поэтому, на “Лайтнинге”, прежде всего, они старались поразить кабину пилота. А ситуация явно позволяла истребителям спокойно и тщательно прицелиться. Одного – двух удачных попаданий (в летчика, кислородный прибор в кабине и т.п.) было достаточно, чтобы загнать в последнее пике практически неповрежденный самолет.

Что же касается отсутствия упоминаний в немецких архивах, то это тоже не “стопроцентное алиби”. Общеизвестно, что документы Люфтваффе за 1944-й год полностью не сохранились и имеют большие пробелы. Поэтому однозначно сказать, что таких документов вообще не было, нельзя. Кроме того, “Ландзер” утверждал, что в публикации использовал письмо Р. Хайкеля к другу. Это письмо, если оно существовало и было подлинным, наверняка было предоставлено редакции частным лицом. Естественно, что не будучи официальным, оно, тем не менее, являлось историческим документом, отражающим сам факт боя 31 июля 1944 года. К сожалению, за давностью лет, найти это письмо и проверить его подлинность уже вряд ли возможно.

2-я версия.
Отказ кислородного оборудования по не боевым причинам. Вследствие утечки кислорода через шланги или уплотнения или возникшей неисправности дозатора-смесителя летчику могла начать поступать обедненная смесь. В таких случаях сначала тяжелеет голова и клонит в сон, а затем следует потеря сознания. Отметим, что в одном из вылетов 15 июня 1944 года у Сент-Экзюпери уже были проблемы с кислородным прибором. Но тогда все закончилось благополучно, в полуобморочном состоянии ему удалось удачно спикировать до 4 000 метров и перевести самолет в горизонтальный полет. Возможно, что 31 июля подобное пике закончилось трагически.

3-я версия.
Сент-Экзюпери потерял сознание сам из-за состояния здоровья: на связь по радио он не выходил и не сообщал о ранениях при зенитном обстреле. По летным меркам он действительно был уже “староват”. К полетам на высотных разведчиках его не хотели допускать, в частности, и по чисто медицинским соображениям. Врачи боялись, что он может просто не выдержать длительный высотный полет. Вполне вероятно, что они оказались правы. Возможна также и комбинация обеих этих причин из версий 2 и 3. Кроме того, у “Сент-Экса” из-за старых травм плохо двигалась левая рука. Он не мог без посторонней помощи надеть летный комбинезон и парашют. Не исключено, что и это сыграло свою роль, когда на счету была каждая секунда.

4-я версия.
Самоубийство. Что касается версии о самоубийстве Сент-Экзюпери таким изощренным способом, то, естественно, на 100% её отбросить нельзя, но вероятность её, в сравнении с вышеперечисленными причинами гибели, ничтожно мала. Да, были проблемы с женой, сослуживцами, командованием, но такие периоды в жизни бывают почти у всех людей и очень редко приводят к самоубийству. А главное, в этой версии проглядывает явная бессмыслица: зачем тогда надо было перед этим летать более трех часов, фотографировать немецкие позиции, прорываться сквозь зенитный огонь, стремясь выполнить задание? Ведь после исчезновения “Сент-Экса” сослуживцы не раз вспоминали его фразу: “Я никогда не покину мою эскадрилью!”

31 июля 2004 года, ровно через шестьдесят лет после исчезновения Сент-Экзюпери, в километре от острова Риу бросил якорь траулер “Халифа”. На его борту находились участники шестилетних поисков, родственники и почитатели писателя. Священник провел положенный обряд, и, под зачитывание отрывков из книг Сент-Экзюпери, в воду полетели букеты цветов. Как заявил главный хранитель департамента подводных археологических исследований Патрик Гранжан, теперь “известно, что самолет Сент-Экзюпери затонул в районе острова Риу, но неизвестно, почему, и, возможно, мы не узнаем этого никогда”.

Добавить комментарий