Как нашли танк маус

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 ноября 2020 года; проверки требуют 96 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Panzerkampfwagen.

Маус
Maus в бронетанковом музее в Кубинке
Maus в бронетанковом музее в Кубинке
Maus
Классификация сверхтяжёлый танк
Боевая масса, т 188,9
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное посередине, боевое сзади
Экипаж, чел. 6[1]
История
Разработчик Фердинанд Порше
Производитель Krupp
Годы производства 1944—1945
Годы эксплуатации Не эксплуатировался
Количество выпущенных, шт. 2
Основные операторы  Нацистская Германия
Размеры
Длина корпуса, мм 9050
Длина с пушкой вперёд, мм 10 200
Ширина, мм 3670
Высота, мм 3660
Клиренс, мм 500
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 200 / 55°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 200 / 55°
Борт корпуса (верх), мм/град. 185 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 105+80 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 160 / 35°
Корма корпуса (низ), мм/град. 160 / 30°
Днище, мм 55—120
Крыша корпуса, мм 55—105
Лоб башни, мм/град. 232 / 0°—50°[2]
Маска орудия, мм/град. 260
Борт башни, мм/град. 210 / 30°
Корма башни, мм/град. 210 / 15°
Крыша башни, мм/град. 66
Вооружение
Калибр и марка пушки 128 мм KwK-44 L/55,
75-мм KwK-40
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 55 для 128-мм[3],
36,6 для 75-мм[4]
Боекомплект пушки 61 × 128-мм[3],
200 × 75-мм[4]
Углы ВН, град. —7…+25
Дальность стрельбы, км 1,7 км
Прицелы перископический TWZF
Пулемёты 1 × 7,92-мм
MG-34
Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения с турбонаддувом
Мощность двигателя, л. с. 1200
Скорость по шоссе, км/ч 20
Скорость по пересечённой местности, км/ч 18
Запас хода по шоссе, км 100
Запас хода по пересечённой местности, км 62
Удельная мощность, л. с./т 5,7 (первый экземпляр) или 6,6 (второй экземпляр)
Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах
Преодолеваемый подъём, град. 3,8
Преодолеваемая стенка, м 1,4
Преодолеваемый ров, м 2,3
Преодолеваемый брод, м 3,7
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Panzerkampfwagen VIII «Maus» (Maus — «Мышь», иное название — Porsche Typ 205 или Pzkpfw.VIII Maus) — сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса — 188,9 тонн). Было построено всего два экземпляра машины. В боевых действиях не участвовал. На сегодняшний день в мире сохранился только один танк «Маус», собранный из частей обоих экземпляров, в Техническом центре в парке «Патриот»[5].

История создания[править | править код]

В своей книге «Воспоминания солдата» Хайнц Гудериан писал:

Через день я выехал на поезде в Лётцен, где временно расположился мой штаб. Там я осмотрел местные казармы. 13 мая я имел беседу со Шпеером, а во второй половине дня был на докладе у Гитлера. 1 мая Гитлеру показали деревянную модель «мышонка» — танка профессора Порше и фирмы Круппа, на котором намеревались установить 150-мм пушку. Общий вес танка должен был достигнуть 175 тонн. Нужно было рассчитывать на то, что он в действительности после конструктивных изменений по указаниям Гитлера будет весить 200 т. Модель не имела ни одного пулемёта для ведения ближнего боя. Уже по этой причине я должен был отклонить её. Конструкция имела тот же самый недостаток, который делал «Фердинанда» Порше непригодным для ведения ближнего боя. А ведь танку в конце концов неизбежно приходится вести ближний бой, ибо он действует во взаимодействии с пехотой. Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили «мышонка» великолепным. Он обещал быть именно «гигантским»…[6]

В конце 1942 года по инициативе Гитлера начались работы над «танком прорыва» с максимально возможной бронезащитой. В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма «Крупп», «Даймлер-Бенц» отвечала за двигательную установку, а «Сименс» — за элементы трансмиссии. Общая сборка велась на заводе фирмы «Алкетт». Проект «тип 205», разработанный Фердинандом Порше, был частично реализован в 1944 году в виде двух опытных образцов танка «Маус».

23 декабря 1943 года Pz.Kpfw Maus отправился в первый испытательный пробег по территории завода Alkett. Пробег этот являлся нелегальным, так как разрешение на него получено не было. Первый пробег оказался и испытанием на проходимость, так как территория завода была завалена обломками из-за бомбардировки за месяц до этого. Первые же метры показали, что опасения насчет поворотливости были напрасны. Танк легко обогнул узкий проход между кучами мусора. По итогам испытаний отмечалась легкость управления танком.
Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.

Полноразмерный деревянный макет танка был представлен Гитлеру 14 мая 1943 года, а первый прототип «Мауса» поступил на ходовые испытания в декабре 1943 года. После их довольно удовлетворительных результатов танк был оборудован настоящей башней для артиллерийских стрельб и полным комплектом внутреннего оборудования.

Второй прототип был заложен в марте 1944 года и к середине года был оснащен башней и силовой установкой. В течение 1944 года еще четыре корпуса были заказаны к производству. В июле того же года производство всех прототипов было остановлено, а готовые танки были отправлены на металлолом. Испытания второго прототипа продолжались, он модернизировался и развивался в течение 1944 года. Второй прототип был оборудован дизельным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ 517, как оказалось, капризным и ненадёжным в эксплуатации[7].

Масса 188,9 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу.

В бою эти танки испытаны не были. В апреле 1945 года, при приближении частей Красной Армии к полигону, немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации. Оба танка были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из обоих повреждённых танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск был собран один; 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон в Кубинке. После испытаний силовая установка, как и всё внутреннее оборудование, было демонтировано. Долгое время экспонат находился в Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке[8] , но с 2017 года танк находится в экспозиции ПАРКА ПАТРИОТ в Техническом Центре .

Описание конструкции[править | править код]

Экипаж машины состоял из шести человек. Сиденья водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главными топливными баками ёмкостью по 1590 л. каждый[1]. Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Каждый ходовой каток был оснащен собственным электродвигателем.

Сперва на танк предполагали установить дизель, который был значительно экономичнее карбюраторного двигателя, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин. Недостатком дизельных двигателей была низкая устойчивость к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель «Даймлер-Бенц» МВ 509, ведь, применяя уже готовый двигатель, можно было сэкономить время, необходимое для создания новой силовой установки. За двигателем, дальше к корме находился генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В спонсоне с передне-правой стороны генератора — вспомогательный двигатель с аккумуляторными батареями к его задней части. В корме корпуса, также в спонсонах, располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.

Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих[1].

Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше, чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и 2-пушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.

В массовой культуре[править | править код]

В компьютерных играх[править | править код]

Maus присутствует в ряде танковых симуляторов и стратегий:

  • World of Tanks (2010). Машина представлена в пяти вариантах: V.K.100.01(P) (как тяжёлый танк 8-го уровня), Mäuschen (как тяжёлый танк 9-го уровня), Maus (как тяжёлый танк 10-го уровня), V.K.168.01(P) (как тяжёлый премиум-танк 8-го уровня) и V.K.168.01(P) Mauerbrecher (прошлый вариант в уникальном камуфляже);
  • World of Tanks Blitz (2014) в тех же вариациях;
  • War Thunder (2012);
  • R.U.S.E. (2010);
  • Блицкриг (2003);
  • Блицкриг: Пылающий горизонт (2004);
  • Блицкриг 3 (2017);
  • Codename: Panzers – Phase Two (2005);
  • Codename: Panzers – Cold War (2006);
  • Rush for Berlin (2006);
  • War Front: Turning Point (2007);
  • Panzer Front bis (2001);
  • Tanktastic (2012).

В аниме[править | править код]

Присутствует в аниме «Девушки и танки» (оригинал Girls und Panzer) в качестве одного из танков команды “Чёрный лес” в финальной битве.

См. также[править | править код]

  • E-75
  • E-100
  • Лев (танк)
  • Ратте (танк)
  • Landkreuzer P. 1500 Monster
  • O-I

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Павловы, 2004, с. 22.
  2. Павловы, 2004, с. 28.
  3. 1 2 Павловы, 2004, с. 24.
  4. 1 2 Павловы, 2004, с. 26.
  5. Парк Патриот
  6. Гудериан Г., «Воспоминания солдата». Смоленск, 1999, гл. 10, стр. 426—427
  7. Heinz Guderian. Воспоминания немецкого генерала = Erinnerungen Eines Soldaten / Под редакцией Москва центрполиграф. — 2018 На русском языке “Центрполиграф”. — Центрполиграф, 1950. — 572 с. — ISBN 978-5-227-08036-3.
  8. Павловы, 2004, с. 15, 17.

Литература[править | править код]

  • Павлов И., Павлов М. Сверхтяжёлый танк «Маус». — М.: Экспринт, 2004. — 48 с. — ISBN 5-94038-050-6, УДК 623.4, ББК 68.513 П12.

Ссылки[править | править код]

  • Подробное описание, ТТХ и видеообзор танка Маус // warbook.club
  • Фотографии Мауса в Бронетанковом музее в Кубинке
  • Немецкий сверхтяжелый танк «Маус» // «Войны XX века»
  • Сравнительные Оценки Танка Maus — Экспериментальные Танки Германии
  • История создания и устройство сверхтяжелого немецкого танка «Maus» Архивная копия от 19 июля 2018 на Wayback Machine
  • «МАУС»: вид ИЗНУТРИ
  • Гитлеровский «Мышонок»: как провалился проект крупнейшего в мире танка // RT, 14 мая 2023
  • maus // achtungpanzer.com (недоступная ссылка) Архивная копия от 21 августа 2008 на Wayback Machine
  • Panzer Maus bei Panzer-Archiv.de

“Маус” — уникальный сверхтяжелый танк Германии. Самый тяжелый танк в мире. Разрабатывался с ноября 1941 года, при этом не смог сделать ни одного выстрела в бою. Построено всего две машины, и обе захвачены Красной армией в 1945 году. “Маус” можно увидеть только в парке “Патриот”.

Немецкий сверхтяжелый танк “Маус” — один из самых знаменитых экспонатов парка “Патриот”. Это самый тяжелый танк всех времен и народов, весом 189 тонн (крупнейший по размерам — французский танк Char 2C, весом около 75 тонн) и лучшая иллюстрация, в какой тупик зашла военная мысль Третьего рейха.

По иронии судьбы, “Маус” немцы делали против несуществующей угрозы.

Радиоуправляемая модель на показе Гитлеру. Источник: waralbum.ru
Радиоуправляемая модель на показе Гитлеру. Источник: waralbum.ru

Когда Третий рейх напал на Советский Союз, немцы столкнулись с огромным количеством тяжелых танков КВ-1 и КВ-2. И нередко встречи с этими советскими машинами выходили неприятными.

После изучения трофеев и данных разведки германский Генштаб решил, что к весне 1943 года СССР будет иметь “тяжеловесы” нового поколения, еще более грозные.

Поэтому 29 ноября 1941 года Гитлер дал указание фирме Порше создать новый тяжелый танк. 5 марта 1942 года заказ на танк весом около ста тонн получила и фирма Круппа.

Летом 1942 года Гитлер согласился на увеличение веса до 120 тонн, лишь бы новый танк Порше имел броню как можно толще и пушку как можно длиннее (что и хотели конструкторы). Мощнейшая 128-мм пушка имела бы длину в 61 калибр, а то и в 70.

При этом максимальная скорость по проекту достигала бы всего 20 км/ч. По сути, медленно едущий сверхтяжелый танк был бы “мобильной крепостью”. Тем же летом в документах впервые появилось имя “Мышонок” (Mäuschen).

Немецкий опытный сверхтяжелый танк «Маус» на ходовых испытаниях. Источник: waralbum.ru
Немецкий опытный сверхтяжелый танк «Маус» на ходовых испытаниях. Источник: waralbum.ru

Позже Крупп предложил альтернативный вариант вооружения — 149-мм пушку длиной “всего” в 31 калибр. Но даже такой “обрез” на испытаниях пробивал 190-мм броню с километра, причем при угле наклона брони в 30 градусов. При этом снаряды были унитарными — представьте себе мучения заряжающего с полутораметровой “чушкой” весом 45, а то и 69 кило? А лобовая броня танка Круппа должна была быть из гнутого листа толщиной 250 мм, что гарантировало сложности в производстве.

Пока в проект вносили бесконечные изменения, танк становился все тяжелее и “дорос” до 180 тонн.

Но в планы конструкторов вмешалась английская авиация, которая с марта 1943 года регулярно бомбила важнейшие заводы в долине Рейна.

Поэтому 14 мая 1943 года Гитлеру и другим высшим чинам рейха смогли показать лишь полноразмерный (1:1) макет танка и макет поменьше, 1:5, зато ездящий.

Гитлер одобрил скорейший серийный выпуск новинки, но в ночь с 25 на 26 июля англичане в очередной раз буквально перепахали танковый завод в Эссене. Промышленника Густава Круппа хватил удар, а производство корпусов и башен “Мауса” замедлилось на 7-8 месяцев.

А в ноябре 1943 года серийный выпуск сверхтяжелого монстра решили прекратить вовсе. Доделать предстояло только два шасси и одну башню.

Солдаты вермахта откапывают увязший в грязи экспериментальный сверхтяжелый танк «Маус». Источник: waralbum.ru
Солдаты вермахта откапывают увязший в грязи экспериментальный сверхтяжелый танк «Маус». Источник: waralbum.ru

Однако 23 декабря 1943 года первый “Маус” с макетом башни все же отправился в первый испытательный пробег. Мощный мотор MB.509 в 1200 “лошадей” требовал бензина с октановым числом не менее 77, поэтому обычный бензин для танков приходилось смешивать с авиационным. С другой стороны, благодаря электрической трансмиссии (первичный мотор вращал электрогенератор, а тот — гусеницы) танк даже при весе почти 190 тонн легко управлялся.

Но 15 марта 1944 года “Маус” увяз на полигоне, уйдя в болотистую землю более чем на полтора метра.

Тем временем для второго “Мауса” доделали башню со спаркой 128-мм и 75-мм пушек. Слева от пушек поставили 7,92-мм пулемет MG-34 с электроспуском. В танк помещалось 68 128-мм выстрелов раздельного заряжания, 100 75-мм выстрелов и 1000 патронов.

Лобовая броня корпуса достигла толщины в 200 мм, башни — 220 мм (а маски орудия — 240 мм). Любопытно, что защита бортов почти не уступала лбу, достигая 180 мм брони у корпуса и 200 мм у башни.

В конце июня и второй “Маус” начал ездить по полигону. По бездорожью он тратил 350 литров горючего всего на 10 км пути. Позже бензиновый мотор заменили на дизельный двигатель МВ.517 той же мощности (изначально такие моторы делали для торпедных катеров).

При этом фирма “Крупп” упорно продолжала доделывать другие корпуса и башни уже ненужных танков — в разгар мировой войны.

Немецкий сверхтяжелый танк «Мышь» на специальной железнодорожной платформе перед отправкой в СССР. Источник: waralbum.ru
Немецкий сверхтяжелый танк «Мышь» на специальной железнодорожной платформе перед отправкой в СССР. Источник: waralbum.ru

Наконец, в марте 1945 года второй из построенных “Маус” выехал на фронт. Но попытка применить “чудо-оружие” обернулась полным провалом.

В ночь с 21 на 22 апреля 1945 года внезапной ночной атакой советские танкисты 53-ей гвардейской бригады захватили город Штамлагер, где была ставка германского Генштаба (немцы называли это место Вюнсдорф).

“Маус” должен был оборонять этот важнейший объект Третьего рейха, но у машины невовремя отказал мотор. Танк сломался на перекрёстке Цеппелинштрассе и Церенсдорферштрассе. Причем сломался настолько неудобно, что даже не мог толком стрелять вдоль улиц. Поэтому перед бегством из ставки немцы подорвали свой же “Маус”. Сверхтяжелый танк так и не смог сделать в бою ни одного выстрела и достался победителям.

По воспоминаниям Василия Архипова, командира 53-ей бригады, “Танки были так велики, что даже “Королевский Тигр” показался бы рядом с ним танкеткой”. Почему “танки”, а не “танк”? Именно танкисты Архипова захватили в августе 1944 года три первых “Королевских Тигра”. Спустя много лет одно событие могло наложиться на другое, особенно при литературной обработке, поэтому в мемуарах Архипова 1981 года упоминается о трех трофейных сверхтяжелых танках.

Немецкий сверхтяжелый танк «Мышь» на специальной железнодорожной платформе перед отправкой в СССР. Источник: waralbum.ru
Немецкий сверхтяжелый танк «Мышь» на специальной железнодорожной платформе перед отправкой в СССР. Источник: waralbum.ru

А первый “Маус” так и остался на полигоне. Летом 1945 года советские войска нашли танк в нерабочем состоянии и с отметинами от немецких снарядов.

Осенью 1945 года на шасси этого “Мауса” поставили башню от второго, погрузили на железнодорожную платформу, и в мае 1946 довезли до знаменитого полигона в Кубинке. Там по огромному трофею четырежды выстрелили из 122-мм пушки (в лоб корпуса, башни и в борта корпуса и башни), а затем отбуксировали в музей.

Советские специалисты отметили, что вертикальные борта корпуса “Мауса” можно пробить из уже существующей 100-мм пушки, чей снаряд имел большую бронепробиваемость, чем у 122-мм.

Почему же “Маус” — не шедевр танкостроения, а его величайший тупик?

Немцы создавали новый танк три года, и это во время мировой войны, когда каждый день — буквально на вес золота. Итог нескольких лет напряженной работы, огромных денег и постоянных улучшений — всего две машины. Причем первый “Маус” так и не выехал с полигона, а второй попросту не смог добраться до противника.

Советские техники на башне Мауса. Источник: waralbum.ru
Советские техники на башне Мауса. Источник: waralbum.ru

Перспективы серийного выпуска были подавлены английской авиацией “еще в зародыше”. И даже если бы “Маус” каким-то чудом удалось запустить в серию, агонию Третьего рейха это не остановило бы. Скорее наоборот.

Вместо практичной боевой машины конструкторы Третьего рейха создали монстра в разы тяжелее любого другого танка. При максимальной скорости всего в 20 км/ч и расходе топлива цистернами экипаж “Мауса” должен был надеяться, что противник сам подъедет именно в нужное место. А для перевозки по железной дороге танк требовал особой платформы.

При этом “Маус”, несмотря на толстую броню, был уязвим уже к снарядам существующих на момент его создания пушек. Его мотор и гусеницы отнюдь не отличались надежностью. А уж сколько стоила бы серийная машина, трудно даже представить.

Еще в 1943 году немцы сами отказались от проекта, но продолжали доделывать уже ненужные танки. Поэтому, несмотря на впечатляющий внешний вид, “Маус” — величайший тупик танковой мысли.

Советский солдат осматривает подорванный немецкий сверхтяжелый танк «Маус» на полигоне в Куммерсдорфе. Источник: waralbum.ru
Советский солдат осматривает подорванный немецкий сверхтяжелый танк «Маус» на полигоне в Куммерсдорфе. Источник: waralbum.ru

_________________________________________________________________________________
Аккаунт парка “Патриот” в Дзен постепенно наполняется материалами с официального сайта Парка из раздела “Экспонаты”: https://parkpatriot.ru/o-parke/tekhnika-parka/

Танк “Маус” – любимое детище Гитлера

Любимое детище Гитлера, самый крупный по массе танк из всех, которые когда-либо были воплощены в металле (188 тонн -боевая масса), «Маус» (известен также как Porsche 205 или Panzerkampfwagen VIII Maus) был спроектирован и построен Фердинандом Порше.

Танк "Маус" - любимое детище Гитлера

Историю танка можно начать с совещания, которое Гитлер проводил 8.07.1942 года. На совещании присутствовали профессор Ф.Порше и А.Шпеер, им то и поручил фюрер начать работу над «танком прорыва» с предельно возможной бронезащитой и который был бы вооружен орудием калибра 150 мм. или 128мм.

В создании танка принимали участие сразу несколько компаний: башню и корпус производила фирма «Крупп», за двигательную установку отвечала «Даймлер-Бенц», а «Сименс» изготавливала элементы трансмиссии. Сама сборка танка велась на заводе компании «Алкетт».

Танк был исполнен на высоком, для своего времени, технологическом уровне. Так, в нем была применена многокатковая ходовая часть и гусеницы шириной 1,1 метра. Данная конструкция ходовой обеспечивала машине удельное давление на грунт, которое не сильно превышало показатели серийных тяжелых танков. Одной из основных особенностей танка было двухпушечное вооружение, мощная круговая броня и электромеханическая независимая трансмиссия для правой и левой гусениц.

Экипаж танка состоял из 5 человек: трое в башне, а двое в передней части, в отделении управления.

14 мая 1943 года Гитлеру был представлен полноразмерный деревянный макет «Мауса».
В декабре 1943 года на ходовые испытания поступил первый прототип танка, который был оснащен авиадвигателем марки МВ 509 фирмы «Даймлер-Бенц» и деревянной башней. После вполне удовлетворительных результатов ходовых испытаний на машину был установлен комплект внутреннего оборудования и настоящая башня для проведения артиллерийских стрельб. Еще один прототип был оснащен дизельным двигателем МВ 517 компании «Даймлер-Бенц». Однако, оказалось, что он капризен и ненадежен в эксплуатации.

Проект «Маус», который разрабатывал Фердинанд Порше, был только частично осуществлен в августе 1944 года. Было построено два опытных образца танка «Маус» (205/2 и 205/1).
Все работы по изготовлению 10 серийных машин были прекращены в конце 1944 года по личному указанию Гитлера. У Германии возникла острая нехватка производственных мощностей и сырьевых ресурсов для выпуска основных видов вооружений.

Боевого применения танки «Маус» не нашли. Опытные образцы были взорваны немцами при подходе Красной Армии. 21 апреля 1945 года в районе ж/д станции в Кумерсдорфе нашими войсками был захвачен наполовину разрушенный танк 205/2.

В 1945 году части танков были переправлены в г.Штетин, потом их паромом вывезли в г.Ленинград и дальше в Кубинку, на танковый полигон. В Кубинке из деталей, которые сохранились, был собран один танк. В 1951-52 годах данный танк испытывался обстрелом на артполигоне.

В настоящее время танк «Маус» является экспонатом в Кубинке, в музее бронетанковых войск, и состоит из башни 205/2 и корпуса 205/1.

ТТХ:

Танк Maus
Классификация сверхтяжёлый танк
Боевая масса т 188
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное посередине, боевое сзади
Экипаж 5 чел.

История
Годы производства 1942—1945
Количество выпущенных, шт. 2 (полностью построенные) + 9 (на заводе в различных стадиях готовности)
Основные операторы

Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм 10200
Ширина корпуса, мм 3630
Высота, мм 3710
Клиренс, мм 500

Бронирование
Тип брони стальная литая и катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 200 / 52°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 200 / 35°
Борт корпуса (верх), мм/град. 185 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 105+80 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 160 / 38°
Корма корпуса (низ), мм/град. 160 / 30°
Днище, мм 55—105
Крыша корпуса, мм 50—105
Лоб башни, мм/град. 240
Маска орудия, мм/град. 100—220
Борт башни, мм/град. 210 / 30°
Корма башни, мм/град. 210 / 15°
Крыша башни, мм 65

Вооружение
Калибр и марка пушки 128-мм KwK.44 L/55,
75-мм KwK40 L/36
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 55 для 128-мм,
36,6 для 75-мм
Боекомплект пушки 61 × 128-мм,
200 × 75-мм
Углы ВН, град. —7…+23
Прицелы перископический TWZF
Пулемёты 1 × 7,92-мм
MG-42

Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения с турбонаддувом
Мощность двигателя, л. с. 1080 (первый экземпляр) или 1250 (второй экземпляр)
Скорость по шоссе, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 186
Удельная мощность, л. с./т 5,7 (первый экземпляр) или 6,6 (второй экземпляр)
Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 1,6

12 комментариев


Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official


Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.

Описание:

“Маус” — уникальный сверхтяжелый танк Германии. Самый тяжелый танк в мире. Разрабатывался с ноября 1941 года, при этом не смог сделать ни одного выстрела в бою. Построено всего две машины, и обе захвачены Красной армией в 1945 году. “Маус” можно увидеть только в парке “Патриот” — в Техническом центре, павильон №6 «Монстры вермахта. Бронетанковая техника США».


Немецкий сверхтяжелый танк “Маус” — один из самых знаменитых экспонатов парка “Патриот”. Это самый тяжелый танк всех времен и народов, весом 189 тонн (крупнейший по размерам — французский танк Char 2C, весом около 75 тонн) и лучшая иллюстрация, в какой тупик зашла военная мысль Третьего рейха.



По иронии судьбы, “Маус” немцы делали против несуществующей угрозы.



Когда Третий рейх напал на Советский Союз, немцы столкнулись с огромным количеством тяжелых танков КВ-1 и КВ-2. И нередко встречи с этими советскими машинами выходили неприятными.


После изучения трофеев и данных разведки германский Генштаб решил, что к весне 1943 года СССР будет иметь “тяжеловесы” нового поколения, еще более грозные.


Поэтому 29 ноября 1941 года Гитлер дал указание фирме Порше создать новый тяжелый танк. 5 марта 1942 года заказ на танк весом около ста тонн получила и фирма Круппа.


Летом 1942 года Гитлер согласился на увеличение веса до 120 тонн, лишь бы новый танк Порше имел броню как можно толще и пушку как можно длиннее (что и хотели конструкторы). Мощнейшая 128-мм пушка имела бы длину в 61 калибр, а то и в 70.


При этом максимальная скорость по проекту достигала бы всего 20 км/ч. По сути, медленно едущий сверхтяжелый танк был бы “мобильной крепостью”. Тем же летом в документах впервые появилось имя “Мышонок” (Mäuschen).


Позже Крупп предложил альтернативный вариант вооружения — 149-мм пушку длиной “всего” в 31 калибр. Но даже такой “обрез” на испытаниях пробивал 190-мм броню с километра, причем при угле наклона брони в 30 градусов. При этом снаряды были унитарными — представьте себе мучения заряжающего с полутораметровой “чушкой” весом 45, а то и 69 кило? А лобовая броня танка Круппа должна была быть из гнутого листа толщиной 250 мм, что гарантировало сложности в производстве.


Пока в проект вносили бесконечные изменения, танк становился все тяжелее и “дорос” до 180 тонн.


Но в планы конструкторов вмешалась английская авиация, которая с марта 1943 года регулярно бомбила важнейшие заводы в долине Рейна.


Поэтому 14 мая 1943 года Гитлеру и другим высшим чинам рейха смогли показать лишь полноразмерный (1:1) макет танка и макет поменьше, 1:5, зато ездящий.


Гитлер одобрил скорейший серийный выпуск новинки, но в ночь с 25 на 26 июля англичане в очередной раз буквально перепахали танковый завод в Эссене. Промышленника Густава Круппа хватил удар, а производство корпусов и башен “Мауса” замедлилось на 7-8 месяцев.


А в ноябре 1943 года серийный выпуск сверхтяжелого монстра решили прекратить вовсе. Доделать предстояло только два шасси и одну башню.


Однако 23 декабря 1943 года первый “Маус” с макетом башни все же отправился в первый испытательный пробег. Мощный мотор MB.509 в 1200 “лошадей” требовал бензина с октановым числом не менее 77, поэтому обычный бензин для танков приходилось смешивать с авиационным. С другой стороны, благодаря электрической трансмиссии (первичный мотор вращал электрогенератор, а тот — гусеницы) танк даже при весе почти 190 тонн легко управлялся.


Но 15 марта 1944 года “Маус” увяз на полигоне, уйдя в болотистую землю более чем на полтора метра.


Тем временем для второго “Мауса” доделали башню со спаркой 128-мм и 75-мм пушек. Слева от пушек поставили 7,92-мм пулемет MG-34 с электроспуском. В танк помещалось 68 128-мм выстрелов раздельного заряжания, 100 75-мм выстрелов и 1000 патронов.


Лобовая броня корпуса достигла толщины в 200 мм, башни — 220 мм (а маски орудия — 240 мм). Любопытно, что защита бортов почти не уступала лбу, достигая 180 мм брони у корпуса и 200 мм у башни.


В конце июня и второй “Маус” начал ездить по полигону. По бездорожью он тратил 350 литров горючего всего на 10 км пути. Позже бензиновый мотор заменили на дизельный двигатель МВ.517 той же мощности (изначально такие моторы делали для торпедных катеров).


При этом фирма “Крупп” упорно продолжала доделывать другие корпуса и башни уже ненужных танков — в разгар мировой войны.


Наконец, в марте 1945 года второй из построенных “Маус” выехал на фронт. Но попытка применить “чудо-оружие” обернулась полным провалом.


В ночь с 21 на 22 апреля 1945 года внезапной ночной атакой советские танкисты 53-ей гвардейской бригады захватили город Штамлагер, где была ставка германского Генштаба (немцы называли это место Вюнсдорф).


“Маус” должен был оборонять этот важнейший объект Третьего рейха, но у машины невовремя отказал мотор. Танк сломался на перекрёстке Цеппелинштрассе и Церенсдорферштрассе. Причем сломался настолько неудобно, что даже не мог толком стрелять вдоль улиц. Поэтому перед бегством из ставки немцы подорвали свой же “Маус”. Сверхтяжелый танк так и не смог сделать в бою ни одного выстрела и достался победителям.


По воспоминаниям Василия Архипова, командира 53-ей бригады, “Танки были так велики, что даже “Королевский Тигр” показался бы рядом с ним танкеткой”. Почему “танки”, а не “танк”? Именно танкисты Архипова захватили в августе 1944 года три первых “Королевских Тигра”. Спустя много лет одно событие могло наложиться на другое, особенно при литературной обработке, поэтому в мемуарах Архипова 1981 года упоминается о трех трофейных сверхтяжелых танках.


А первый “Маус” так и остался на полигоне. Летом 1945 года советские войска нашли танк в нерабочем состоянии и с отметинами от немецких снарядов.


Осенью 1945 года на шасси этого “Мауса” поставили башню от второго, погрузили на железнодорожную платформу, и в мае 1946 довезли до знаменитого полигона в Кубинке. Там по огромному трофею четырежды выстрелили из 122-мм пушки (в лоб корпуса, башни и в борта корпуса и башни), а затем отбуксировали в музей.


Советские специалисты отметили, что вертикальные борта корпуса “Мауса” можно пробить из уже существующей 100-мм пушки, чей снаряд имел большую бронепробиваемость, чем у 122-мм.


Почему же “Маус” — не шедевр танкостроения, а его величайший тупик?


Немцы создавали новый танк три года, и это во время мировой войны, когда каждый день — буквально на вес золота. Итог нескольких лет напряженной работы, огромных денег и постоянных улучшений — всего две машины. Причем первый “Маус” так и не выехал с полигона, а второй попросту не смог добраться до противника.


Перспективы серийного выпуска были подавлены английской авиацией “еще в зародыше”. И даже если бы “Маус” каким-то чудом удалось запустить в серию, агонию Третьего рейха это не остановило бы. Скорее наоборот.


Вместо практичной боевой машины конструкторы Третьего рейха создали монстра в разы тяжелее любого другого танка. При максимальной скорости всего в 20 км/ч и расходе топлива цистернами экипаж “Мауса” должен был надеяться, что противник сам подъедет именно в нужное место. А для перевозки по железной дороге танк требовал особой платформы.


При этом “Маус”, несмотря на толстую броню, был уязвим уже к снарядам существующих на момент его создания пушек. Его мотор и гусеницы отнюдь не отличались надежностью. А уж сколько стоила бы серийная машина, трудно даже представить.


Еще в 1943 году немцы сами отказались от проекта, но продолжали доделывать уже ненужные танки. Поэтому, несмотря на впечатляющий внешний вид, “Маус” — величайший тупик танковой мысли.


Сейчас гигантский трофей Красной армии можно увидеть в
Техническом центре парка “Патриот”. Отметины на броне “Мауса” — подлинные, от немецких и советских снарядов на испытаниях. А перевернутые знаки серпа и молота на броне — изначальная немецкая маскировка новинки под трофейную советскую технику, чтобы никто из случайных зрителей не догадался раньше времени.

Практически у каждой страны при внимательном изучении оказывается своя «визитная карточка» в мире оружия. В царской России отлили Царь-пушку, и мало кому интересно, что она ни разу не стреляла. Американцы гордятся «томми-ганами», и их мало волнует, что их чаще можно увидеть у мафии и бутлегеров, а не солдат армии США.

Германия в годы Второй Мировой войны была знаменита своими «вундерваффе», оружием, которое должно было уничтожить, испепелить и раскатать врагов фюрера и рейха. Среди всех, подчас безумных, изобретений сумрачного германского гения, безусловно, особое место занимает танк «Маус».

Первые шаги в сторону проекта

Ни для кого не секрет, что фюрер германского народа Адольф Гитлер серьезно страдал гигантоманией. Однако бедняга постепенно терял все свои любимые игрушки. Сначала сгорел дирижабль «Гинденбург», потом злые англичане из зависти утопили любимого «Бисмарка».

Маус на испытаниях

Внимание бесноватого перекочевало на танки, благодаря которым вермахт поставил на колени почти всю континентальную Европу. Начав войну с Советами Гитлера ждало еще одно разочарование – у русских танки оказались больше.

Ознакомившись с Т-35 и наслушавшись страшилок о КВ, фюрер решил, что панцерваффе ничем не хуже и созвал совещание в июне 1942 года, где высказал пожелание увидеть сверхтяжелый танк к следующему году.

Пожелание Гитлера вызвалась выполнять вся промышленность Рейха.

Даже Порше, любимец Адольфа, не рискнул в одиночку работать над проектом. Нашлись, правда, скептики, решившие, что в этот раз фюрер хватил лишку. Раскритиковал машину Гейнц Гудериан, один из создателей немецкой танковой стратегии.

В своих мемуарах он пишет о непонравившейся ему идее поставить на танк вместо пулемета 75-мм противотанковое орудие, которому будет сложно бороться с пехотой.

Правда, в том же отрывке он говорит, что был единственным, кто выступил против проекта в открытую. Неудивительно, ведь эти воспоминания «быстроногий Гейнц» опубликовал в 1954 году, когда мало кто мог опровергнуть его слова.

Создание прототипа

Сразу же после совещания у фюрера, началась разработка прототипа «Маус» и разделение обязанностей среди крупнейших промышленных сил Германии. Создание башни и корпуса взял на себя концерн Круппа, только им по силам было создать необходимой толщины броню. Даймлер-Бенц озаботился разработкой и созданием силовой установки, наиболее подходящей для нового «танка прорыва». Компания Сименс занималась разработкой трансмиссии для машины. Чехи из Шкоды отвечали за ходовую.

На Порше посыпалось множество вопросов, дать ответы на которые он, в принципе, так и не сумел. Спасовав перед таким масштабным проектом, Фердинанд попросил возложить на него только проектную часть и создание жизнеспособной модели.

Вводить «мышонка» в производство должен был Альберт Шпеер.

Проблемы у доктора Порше возникли с двигателем. Первоначально планировалось создать дизельную силовую установку. В ней меньший расход этого вида топлива и малая пожароопасность. Это было как нельзя «актуально» для холодного климата Восточного фронта, на который планировалось отправить грозные машины. Однако времени для разработки такого мощного агрегата просто не было.

В итоге создателя машины уговорили попробовать поставить поставленный в серию авиационный двигатель МВ 509 производства Даймлер-Бенц. Вся система была схожа с проталкиваемыми в тот момент доктором Порше устройствами Тигров и САУ Фердинанд.

Panzerkampfwagen VIII «Maus»

Обычный двигатель внутреннего сгорания, подключенный к электрогенератору, обеспечивал выработку тока, который, в свою очередь, крутил колеса при помощи электродвигателей и обеспечивал движение. Проблема установки нового ДВС лежала и в необходимости полностью перекраивать электрические схемы и агрегаты, уже подготовленные для дизеля.

Рубеж 1942 и 1943 года выдался богатым на события вокруг проектируемого танка «Маус». 3 января 1943 года фюрер увидел деревянный макет будущего танка прорыва. Несложно догадаться, что вождю германского народа он понравился. 21 января на очередном совещании военные потребовали ускорить работу над танком, так как он позарез нужен был на Восточном фронте. При этом прозвучали скептические замечания по поводу управляемости.

Порше уверил, что управлять машиной будет не сложнее, чем управлять Тигром.

2 февраля военные в очередной раз огорошили просьбой Фердинанда. Им не терпелось усилить новый танк, и для пущего эффекта они требовали поставить на «Маус» огнемет.

Уже 10 февраля все разработчики в один голос утверждали, что это слишком и что танк и так получается слишком тяжелым. Главным аргументом инженеров были возможные задержки из-за изменения ходовой, так как уже разработанная конструкция не смогла бы нести дополнительные 5 тонн на огнемет и горючие смеси.

Параллельно в Штутгарте испытывали и вводили в строй двигатель для танка «Маус». Неугомонный Порше на своем заводе построил полноразмерную деревянную модель танка, которую буквально сразу показал министру вооружений Шпееру.

По горячим следам макет хотели показать Адольфу, но не получилось. Тот увидит макет вундерваффе только 14 мая. В приступе восторга фюрер прикажет заменить 128-мм пушку на 150-мм. Успокоившемуся было Круппу тут же придет заказ на доработку башни машины для орудия большего калибра.

Танк Маус вид сзади

Почти половина лета ушла на различные бюрократические проволочки. Поскольку единоначалия не было, разные конторы под разными предлогами замедляли работу над проектированием и созданием деталей и узлов для машины. Предприятия, и так нагруженные военным заказом часто просто саботировали создание «Маус», ссылаясь на подчинение самому высокому начальству.

Так, начало работ над созданием коробки передач было связано с обращением непосредственно в штаб вооруженных сил Рейха, что сильно затягивало процесс из-за бюрократических проволочек. Перца добавляли союзники, бомбившие заводские корпуса и не дававшие в срок закончить необходимые детали.

Сборка и испытания машины

Как бы то ни было, 1 августа 1943 года на заводе Альмеркише Кеттенфабрик началась сборка первой модели танка «Маус». В это же время было получено добро на проектирование второй модели, прототипа, который должен был доказать или опровергнуть некоторые инженерные задумки, не вошедшие в первый прототип.

27 октября на очередном совещании обсуждались даты начала серийного выпуска нового танка, было примерно посчитано, сколько реально можно будет сделать машин в первой серии.

Немцы замахнулись аж на 152 единицы.

24 декабря 1943 года состоялся первый, «незаконный» выезд проектируемого танка«Маус». Не поставив в известность начальство из Берлина, испытатели выгнали машину из сборочного цеха и опробовали его в ближайших окрестностях. Один из рабочих инженеров нарисовал на лобовой броне танка мышонка и подписал «MAUS». Выходку нашли очень забавной, с учетом габаритов машины.

В начале 1944 года прототип танка «Маус» оказался на полигоне в Бёблингене, где его официально начали обкатывать и опробовать. Первоначально испытания велись без башни, так как ее не успели собрать и доставить на полигон. Позже ее все же доставили. Затем ее монтировали на корпусе и продолжили испытывать танк на самых сложных условиях.

Танк Маус (мышь)

Ходовая, к примеру, позволила подниматься под углом в 43 градуса. Отмечалось и легкая управляемость машины, по свидетельству механиков-водителей, «не сложнее РzКрfw IV». Но прототипу «Маус» было не суждено начать серию германских сверхмощных танков прорыва. Ходовые испытания выявляли новые проблемы, решаемые, но требовавшие времени, а его-то у Рейха как раз и не было.

В конце 1944 года фюрер приказал остановить все работы по созданию танка. Громадное количество времени, ресурсов и технических идей повисло в воздухе и пошло псу под хвост.

Компоновка и конструкция танка Маус

Технически новая разработка сильно напоминала все военные изделия Фердинанда Порше. Корпус машины «Маус» делился на три боевые составляющие:

  • отделение управления, где между топливных баков сидели механик водитель и радист-стрелок;
  • силовое отделение, где находился двигатель и трансмиссия. Там же располагалась система пожаротушения, два баллона с углекислым газом, готовые потушить любое возгорание автоматически;
  • боевое отделение машины, где сидели командир, командир орудия и двое заряжающих.

Достаточно большой калибр орудия «Маус» требовал раздельного заряжания, чем и были заняты двое самых сильных членов экипажа. В реальности нет ни одного документа, подтверждающего опытные стрельбы, так что эти двое, скорей всего, оставались без работы.

Танк Маус схема

Бронирование стало главной характеристикой танка «Маус». Толстую крупповскую броню машины не могло пробить ни одно танковое орудие, ни советского, ни союзного производства.

Любовь Порше к электродвигателям воплотилась в электрическую трансмиссию. Ведущее колесо каждой гусеницы оснащалось собственным электрическим двигателем. Энергии генераторной установки должно было хватать и на поворот башни«Маус», но для подстраховки смонтировали ручной механизм. Повернуть башню вручную при малейшем боковом наклоне машины было невозможно из-за огромной массы башни.

Проходимость, несмотря на вес, за счет широких гусениц была на достаточно высоком уровне.

Самый большой недостаток – невозможность прохода танка «Маус» по автодорожным мостам, махина проломила бы любой пролет. Плавучесть так же была никакая, но инженеры разработали остроумную систему перегона танка по дну рек. Экипажа при этом внутри быть не должно, а все управление осуществлялось по радио.

Танк Маус в разрезе

Все основные характеристики можно увидеть в небольшой табличке. Для сравнения здесь же представлен советский танк Т-34, самый распространенный танк советской армии, который хотя бы раз видели все.

Маус Т-34-85
Длина, м 9,03 6,1
Ширина, м 3,67 3
Высота, м 3,66 2,7
Клиренс, см 50 40
Ширина гусениц, см 110 50
Мощность силовой установки л.с. 1080/ 1250 500
Орудие 128 мм KwK-44 L/55,
75-мм KwK-40
85 мм Д-5Т; 85 мм ЗиС-С-53
Лобовая броня, мм 200 40
Масса, тонн 188,9 32

Конечно, классы у танков совершенно разные. Но данная таблица дает представление о том, какой была эта машина на фоне самого массового и известного советского танка.

«Маус» в боях и в культуре

Боевая история машины «Маус» не имеет ни одной страницы. Наступавшая Красная Армия не позволила немцам утащить в Берлин их прелесть, поэтому поступил приказ уничтожить машины. Выполнение, правда, подкачало, и советским воинам достался один из самых необычных трофеев Великой Отечественной.

Маус танк

Из вывезенных в Кубинку двух машин удалось собрать одну, и сейчас в знаменитом танковом музее стоит корпус от второй машины и башня от первого прототипа. В начале 1950-х их еще тестировали на пробитие брони, но затем он порчи музейного экспоната отказались.

В силу своей специфичности использовать танк оказалось не так-то просто ни киноделам, ни игроделам. Прорыв наступил с выходом в начале 2000-х стратегии «Блицкриг», где впервые появляется эта машина в игре за немцев в качестве спецтехники и в игре за союзников в качестве противника. В ущерб историчности там «Маус» ездит и стреляет во все своей красе. Сейчас этот танк можно погонять и в «Worldof Tanks», и в«War Thunder», и во многих других игрушках.

Можно собрать «Маус» и дома. Для этого не нужно объединять всю мощь объединенной Германии, достаточно купить сборные модели Cyber-Hobby, Lunar Model и нескольких других. Здесь проблема только найти эти модели, так как российский рынок завален в основном вездесущей «Звездой», которая до мышонка пока не добралась. Но, как известно, если сильно захотеть.

Заключение

Танк «Маус» не стал ни лучшим, ни уникальным, ни вообще боевым танком. По сути дела он так и остался на уровне прототипа. Однако его потенциал говорил о многих возможностях, которые бонзы Рейха упустили в свое время. Несмотря на огромные недостатки и недоработки, эта машина вошла в историю, и служит иллюстрацией политики Германии во Второй Мировой войне.

Как говорится, замах на рубль, а удар на копейку.

Сегодня единственный в мире «Маус» служит одной из жемчужин экспозиции в Кубинке, привлекая внимание, как специалистов, так и впечатлительных девушек, которых удалось затащить в этот музей стали и мощи.

Видео

Добавить комментарий