14 сентября 2000 года из болота был вытащен советский танк Т-34/76А. Все бы ничего и не было бы так интересно… Танк был найден в предместьях Куртна (что недалеко от Йыхви) под слоем торфа. фашисты таким образом спрятали “концы в воду”, но Игорь Седунов нашел его и организовал подъем этого танка. Аквалангисты клубов “Поиск” и “Ихтиандр” почти три недели размывали шестиметровый слой торфа и ила покрывавший Т-34. Танк лежал на глубине 9 метров. Их самоотверженная работа увенчалась успехом и была проделана не зря. Танк кстати уникальный, если не сказать больше. Чтобы немного понять что к чему, нужно окунуться в историю, 1944 год, битва за Нарву.
Люди, которые смотрели фильмы про Великую Отечественную войну, наверняка спросят, а что это за кресты на танке советского производства? Давайте по порядку. С февраля 1944 по сентябрь развернулась ожесточенная битва, за овладение коридоров в Эстонию. Ключик и проход был один – Нарва. В ходе этой битвы было убито свыше 100 тысяч солдат, 300 000 было ранено. 19 сентября 1944 года немецкие войска начали стратегическое отступление по всему Нарвскому фронту. Проблемы у Германии были уже большие, у вермахта и того больше. Не хватало топлива, техники, людей, но они сражались, и им приходилось выкручиваться. Достоверно неизвестно, когда был захвачен этот Т-34 немцами, но во время отступления, машину, у которой кончилось топливо, утопили в озере Мяатас. Интересно, что эта машина относится к одной из самых первых версий танка, производство которой было прекращено еще 1941 году. Немцы по праву ценили и уважали качества нашей тридцатьчетверки. Хорошая защита, подвижность, маневренность, огневая мощь, все эти замечательные качества советского танка пугали немецких танкистов до тех пор, пока они не смогли ничего противопоставить Т-34. Не смотря на то, что танк пролежал на под торфом 56 лет, без ремонта или же замены части двигателя танк удалось завести. За надежность немцы Т-34 уважали еще больше. По большей части немецкая техника была очень капризной. А тут можно ставить знак качества и заносить машину в книгу рекордов Гиннеса. Завели с пол-оборота.
Танк Т-34-76 подняли со дна реки Дон на окраине деревни Украинская Буйловка Подгоренского района в четверг, 14 июля. Танк – единственный хорошо сохранившийся образец Т-34 из 600-1000 машин, отправленных в части Советской армии из цехов Сталинградского тракторного завода. Подготовку к подъему танка, засевшего в иле на 6-метровой глубине, с середины апреля 2016 года вели специалисты военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» из подмосковной Кубинки и военнослужащие Западного военного округа .
О том, что в Дону недалеко от берега находится танк, местные жители знали давно.
– В 80-х летом, когда уровень Дона падал, башня танка оказывалась примерно в метре от поверхности воды, и ребята доплывали до танка, становились на башню и пытались нырять с нее в реку, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» глава Витебского сельского поселения Михаил Ковалев. – Возле этого танка был затоплен еще один, но лет двадцать назад его подняли со дна Дона. Точно знаю, неподалеку от него лежат останки понтона, разбомбленного фашистами, и старый катер.
Жительница хутора Витебск, 79-летняя Нина Босова, родом из Украинской Буйловки. Босова помнит, как местные жители пешком уходили в Россошь перед тем, как сюда пришли фашисты.
– Летом 1942 года на правый берег Дона перли немцы, а на левом были наши. Понтонную переправу разбомбили, и наши танкисты вылезли из машины, которую обстреливали наступающие немецкие войска, поставили ее на скорость и на полном ходу пустили в Дон, чтоб танк не достался врагу. А сами приняли бой на берегу, – объяснила женщина.
Нина Босова и ее брат Виктор Фоменко
Фото – Роман Демьяненко
По словам ведущего специалиста военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» Анатолия Калемберга, есть две версии попадания танка на дно Дона
– Первая – он был затоплен нашими танкистами при отступлении, чтоб машина не досталась врагу. Вторая – его разбомбили вместе с понтоном, и он ушел на дно реки, – объяснил Анатолий Калемберг.
Анатолий Калемберг
Фото – Роман Демьяненко
Посмотреть на операцию приехали жители нескольких районов – более сотни машин из Россоши, Подгорного, Богучара. Полицейские и военные с трудом отодвигали толпу, снимавшую подъем легендарной «тридцатьчетверки» на фото- и видеокамеры.
Подъем танка начался в 13 часов. Т-34 мощными тросами подтянули к берегу к берегу на расстояние нескольких метров. Тросы тянула бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, вторая БРЭМ-1 для подстраховки стояла чуть выше по откосу. Машина способна вытащить вес в 75 т, Т-34 весит примерно 32 т.
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
В Воронежской области подняли из реки Дон танк Т-34
Когда танк показался на берегу, подъем остановился – военные начали поливать из пожарного шланга глинистый откос длиной в десяток метров. Танку предстояло проделать 30-метровый путь. Со скоростью примерно 50 см в минуту Т-34 начали поднимать на берег. Операция заняла примерно полтора часа. Сразу после этого машину начали поливать водой под сильным напором, чтобы смыть ил и налипшую при транспортировке глину.
– От нашей бригады в работе было задействованы две бронированные ремонтно- эвакуационные машины БРЭМ-1 и группа разминирования, – рассказал заместитель командира мотострелкового соединения Западного военного округа подполковник Андрей Смирнов. – Все гусеницы танка были заклинены, поэтому пришлось его тащить волоком, предварительно проливая склон водой. По предварительной информации, ни останков людей, ни снарядов в нем не обнаружено.
Андрей Смирнов
Фото – Роман Демьяненко
По словам специалистов, поднятый со дна Дона танк уникален тем, что это единственный идеально сохранившийся Т-34-76 производства Сталинградского тракторного завода.
– Этот танк предположительно был выпущен зимой-весной 1942 года Сталинградским тракторным заводом, – отметил Анатолий Калемберг. – Машина уникальна тем, что после августа 1942 года этот завод прекратил выпуск таких танков. До конца войны ни один такой танк не дожил. Благодаря тому, что Т-34 пробыл 74 года под водой, он находится почти в идеальной сохранности и комплектации. В нашем центральном музее бронетанкового вооружения и техники таких машин нет, хотя это самый большой в мире музей танков.
По словам Анатолия Калемберга, поднятый со дна Дона Т-34 реально восстановить до такого состояния, чтобы он участвовал в парадах Победы на Красной площади или исторических реконструкциях.
После обследования танк погрузят на специальную платформу и отправят в парк «Патриот». Специалисты начнут идентификацию машину по ее номеру и попытаются разыскать в военных архивах данные об экипаже.
Выяснилось, это та самая боевая машина, которая первой въехала в немецкий город Росток. Теперь, спустя почти 70 лет после войны, родственники танкистов смогут узнать подробности их гибели и надеются перезахоронить останки героев на Родине.
Боекомплект героической “тридцать четверки” сейчас на одном из военных полигонов под Ростоком. Ржавые снаряды немцы решили сохранить для музея. Башню танка случайно обнаружили строители. Они ремонтировали дамбу на реке Варна. Власти города связались с российским посольством. Оказалось, это башня именно того танка, который 1 мая 1945 года первым прорвался в Росток.
“Танк поехал и уже был там впереди, а мы стояли на перекрестке. И вдруг мы услышали взрыв, а танк исчез. Красной Армии пришлось пойти в обход. Она вошла в город по другому мосту”, – рассказывает Герхардт Хольц.
Герхард Хольц, в 1945 году маленький мальчишка, хорошо помнит тот день. Все ждали, что война вот-вот закончится. Сопротивления город почти не оказывал. Однако нацисты заминировали дамбу. И под первым советским танком, который попытался пересечь мост, сработала адская машина. Заряд был настолько мощным, что взрывная волна чуть не разрушила здание. А танк Т-34, первым въехавший на мост, разорвало пополам. Башня осталась по одну сторону дамбы, ну а корпус отбросило на несколько десятков метров.
Корпус танка тоже найден. 21 февраля его должны поднять со дна. Ну а дальше дать боевой машине вторую жизнь. “Бургомистр Ростока сейчас решает вопрос, не может ли танк быть поставлен на городском кладбище советских воинов, ведь это наша история. Мы знаем всех советских солдат, которые погибли тогда, и надеемся, что этот танк станет памятником тех времен”, – говорит начальник управления по обезвреживанию боеприпасов земли Мекленбург-Передняя Померания Томас Когиль.
Экипаж танка: командир Василий Кривенцов, механик-водитель Василий Клещов, радист Пантелей Липеев, командир орудия Николай Мартыненко и заряжающий Андрей Гусев. Награждены посмертно. Однако лишь сейчас появилась надежда найти останки павших героев.
Далеко от Германии дочь механика-водителя Василия Клещова может часами рассказывать, каким был ее отец-танкист. Хотя сама его знает лишь по рассказам матери, родилась уже после того, как Василия призвали на фронт. Всю жизнь она не могла смириться с тем, что у отца не была могилы, к которой можно прийти и поклониться. И сейчас как никогда твердо верит: его найдут. Хочет, чтобы Василия Клещова похоронили на Родине, и неважно, через сколько лет, но он вернулся бы домой.
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 1 ноя – РИА Новости, Андрей Летягин. Сотрудники крупнейшей в РФ поисковой экспедиции “Долина” обнаружили у населенного пункта Федьково Демянского района Новгородской области фрагменты танка Т-34 с останками членов экипажа, погибших во время контрнаступления Северо-Западного фронта в январе 1942 года, сообщил РИА Новости в четверг представитель обладминистрации.
“Остатки легендарной “тридцатьчетверки” обнаружили бойцы демянского отряда “Находка”, – рассказал собеседник.
Поисковики нашли куски брони, элементы вооружения, детали двигателя, револьвер, ракетницу и останки экипажа с личными вещами.
По архивным документам бойцы “Долины” установили имена погибших членов экипажа 85 отдельного танкового батальона.
Это были командир танка Андрей Лабунский, 1918 года рождения, Харьковская область, Михаил Леонов, 1913 года рождения, Ростовская область, Дмитрий Дерун, 1917 года рождения, Ворошиловградская область, Георгий Панов, 1915 года рождения, Киевская область.
Останки красноармейцев будут с почестями преданы земле весной 2013 года.
Группа энтузиастов основала экспедицию “Долина” в 1988 году. Экспедиция ежегодно проводит на полях былых сражений весеннюю и летнюю Вахты Памяти.
В районах области, где части Красной Армии в 1941-1944 годах вели ожесточенные бои с подразделениями вермахта, отряды “Долины” занимаются поиском еще не захороненных на мемориалах останков фронтовиков, розыском документов, а также оружия и боеприпасов.
Взрывоопасные предметы (ежегодно – по нескольку тысяч) ликвидируют саперы МЧС. Документы и оружие военных лет пополняют фонды музеев. Останки солдат и офицеров Красной Армии поисковики торжественно предают земле на воинских захоронениях.
Экспедиция разыскивает потомков погибших на новгородской земле фронтовиков и сообщает им сведения о месте гибели и захоронения их родных.
С момента создания экспедиции ее отряды нашли и перезахоронили останки около 100 тысяч красноармейцев. Поисковики установили имена и места гибели более 20 тысяч солдат и офицеров.
“Долина” обнаружила значительное количество боевой техники – самолетов, пушек, танков, а также личных вещей красноармейцев.
Многие бойцы экспедиции получили госнаграды.
В 2012 году поисковики нашли останки более 3 тысяч фронтовиков и установили имена 68 из них.
Кроме этого, бойцы “Долины” обнаружили два ордена Красной Звезды, орден Красного Знамени и две медали “За отвагу”.
По признанию жителей села Украинская Буйловка на юге Воронежской области, событиями их жизнь не богата. Даже мимолетный визит главы района становится поводом для обсуждения на многие месяцы. Поэтому когда стало известно, что рядом с селом военные будут вытаскивать из реки танк, буйловцы и жители соседних деревень съехались на зрелище, как испанцы на коорриду: с семьями, видеокамерами и закуской.
По Дону крейсировали гидроциклы, катера и лодки. Дамы в ярких купальниках прятались под солнечными зонтиками, поскольку жара стояла адская. В небе трещали квадрокоптеры с камерами, а военные и полицейские сорвали голос, выпроваживая зевак за полосатые ленточки. После того, как суровый подполковник в десятый раз объявил, что пока все посторонние не покинут опасную зону, вытаскивать ничего не будут, порядок удалось более-менее восстановить и подъем начался.
О том, что в Дону у села есть танк, буйловцы знали давно. В советское время колхоз даже пробовал его достать, но возможностей не хватило. От селян о местонахождении боевой машины узнали в отделе поиска, ремонта и реставрации экспонатов парка “Патриот” – с Воронежа эта организация начала активную работу по извлечению военных артефактов из глубин и трясин, благо боевой техники: как нашей, так и немецкой, – по России еще запрятано предостаточно. В апреле водолазы обследовали речное дно, на семиметровой глубине нашли и сфотографировали танк, убедились в сохранности машины и отсутствии серьезных препятствий для извлечения ее на сушу. По некоторым деталям установили даже место производства Т-34-76. Последние цифры означают калибр пушки.
– Этот единственный в мире сохранившийся танк из партии в 600-1000 машин, выпущенных Сталинградским тракторным заводом с зимы 1941 по лето 1942 года. В это время сталинградский завод был единственным производителем “тридцатьчетверок” – другие предприятия только разворачивались после эвакуации. Поэтому собранные машины прямо из цехов уходили на фронт, – рассказал начальник отдела поиска, ремонта и реставрации экспонатов парка “Патриот” Анатолий Калемберг.
Судя по пробоинам в катках, найденный Т-34 успел повоевать, а сталинградское его происхождение определили по маске пушки. В Сталинграде Т-34 собирали “по полному циклу” – из собственных комплектующих, поскольку заводы-смежники тоже куда-то перемещались или налаживали производство на новых местах. Самодельная маска орудия выглядела грубовато, больше напоминая утюг, но задачу свою выполняла: фиксировала пушку в башне, обеспечивала ее подвижность и прикрывала экипаж.
– По поводу того, как танк попал в реку есть две версии. Согласно первой, наши войска, уходя на левый берег, затопили его. Но мне в это не верится, поскольку на Т-34 сохранилось стрелковое вооружение. По второй, летом 1942 года два наших танка переправлялись через Дон по понтонному мосту. Один прошел, второй свалился и утонул. Неподалеку от того места, где он стоял, водолазы нашли остатки понтонов, – продолжил Калемберг.
В июле военные расчистили от деревьев спуск к реке, а из мотострелковой дивизии за 110 километров доставили два мощных тягача. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина сделана на базе Т-72 и снабжена лебедкой с усилием в 75 тонн. Поэтому вытащить 25-тонный Т-34 (пусть даже с заклиненными гусеницами, поскольку танковая коробка передач за 74 года пребывания в воде однозначно заржавела) для него проблем не представляло. Военные – люди основательные, и на всякий случай привезли запасной тягач.
– Первый, я вышка. Давай потихоньку, – скомандовал подполковник в рацию.
Упершийся широкими гусеницами в землю БРЭМ издал короткий сигнал и взревел, выпустив облако сизого дыма. Уходящие от него в реку толстые тросы поползли, медленно натягиваясь. Сантиметр за сантиметром из воды показалась облепленная илом и ракушками корма танка и башня с развернутой назад пушкой. На другом берегу реки обрадованно завопили, загудели автомобильные клаксоны.
Через 40 минут танк стоял на пригорке, пожарные из брандспойтов сбивали с него грязь и ил. Открытый люк механика-водителя чернел входом в историю. “Я от отца слышал, экипаж там”, – авторитетно заявил кто-то из местных. Заглянувшие в Т-34 военные не нашли мертвых танкистов – только живых раков, которые были очень недовольны переменой обстановки. Выбравшись через люк, они двинулись обратно в реку.