1 сентября 1985 года на дне Атлантического океана был найден океанский лайнер, чья гибель стала одной из самых известных катастроф XX века.
Исчезнувший в глубинах океана
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года самый современный на тот момент пассажирский лайнер «Титаник», совершавший свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, столкнулся с айсбергом и вскоре затонул. Не менее 1496 человек погибло, 712 пассажиров и членов экипажа были спасены.
Катастрофа «Титаника» очень быстро обросла массой легенд и домыслов. При этом на протяжении нескольких десятилетий место, где покоится погибший корабль, оставалось неизвестным.
Главная трудность заключалась в том, что место гибели было известно с весьма невысокой точностью — речь шла о районе в 100 километров в диаметре. С учётом того, что «Титаник» затонул в районе, где глубина Атлантики насчитывает несколько километров, поиск корабля был делом весьма проблематичным.
Тела погибших собирались поднимать динамитом
Сразу после кораблекрушения родственники богатых пассажиров, погибших в катастрофе, выступили с предложением организовать экспедицию по подъёму судна. Инициаторы поисков хотели похоронить своих близких и, что уж греха таить, вернуть ценности, ушедшие на дно вместе с их владельцами.
Решительный настрой родственников наткнулся на категорический вердикт специалистов: технологий для поиска и подъёма «Титаника» с большой глубины на тот момент просто не существовало.
Тогда поступило новое предложение — сбросить на дно в предполагаемом месте катастрофы динамитные заряды, которые, по замыслу авторов проекта, должны были спровоцировать всплытие со дна трупов погибших. Эта сомнительная идея также не нашла поддержки.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война отложила вопрос о поисках «Титаника» на многие годы.
Азот и шарики для пинг-понга
Вновь о поиске лайнера заговорили лишь в 1950-х годах. Одновременно начали появляться предложения по возможным способам его подъёма — от заморозки корпуса при помощи азота до заполнения его миллионами шариков для пинг-понга.
В 1960–1970-х годах в район гибели «Титаника» отправлялись несколько экспедиций, но все они не добились успеха в силу недостаточной технической подготовки.
В 1980 году нефтяной магнат из Техаса Джон Гримм профинансировал подготовку и проведение первой большой экспедиции по поиску «Титаника». Но, несмотря на наличие самой современной аппаратуры для подводных поисков, его экспедиция завершилась неудачей.
Главную роль в обнаружении «Титаника» сыграл исследователь океана и по совместительству офицер ВМС США Роберт Баллард. Баллард, занимавшийся вопросами совершенствования малых беспилотных подводных аппаратов, ещё в 1970-х годах увлёкся подводной археологией и, в частности, тайной места гибели «Титаника». В 1977 году он организовал первую экспедицию для поиска «Титаника», но она завершилась неудачей.
Баллард был убеждён — разыскать судно возможно только при помощи новейших глубоководных батискафов. Но получить такие в своё распоряжение было весьма непросто.
Тайная миссия доктора Балларда
В 1985 году, не добившись результатов во время экспедиции на французском исследовательском судне Le Suroît, Баллард перебрался на американское судно R/V Knorr, с которым продолжил поиски «Титаника».
Как рассказал сам Баллард спустя много лет, экспедиция, ставшая исторической, началась с секретной сделки, заключённой между ним и командованием ВМС. Исследователь очень хотел получить для своих работ глубоководный исследовательский аппарат «Арго», однако американские адмиралы не хотели оплачивать работу техники для поиска какого-то исторического раритета. Судно R/V Knorr и аппарат «Арго» должны были выполнить миссию по обследованию мест гибели двух американских атомных подлодок «Скорпион» и «Трешер», затонувших ещё в 1960-х годах. Эта задача была секретной, и ВМС США нужен был человек, который не просто сможет выполнить необходимые работы, но и сумеет сохранить их в тайне.
Кандидатура Балларда была идеальной — он был достаточно известен, и все знали о его увлечённости поисками «Титаника».
Исследователю предложили: он сможет получить «Арго» и задействовать его для поисков «Титаника», если сначала найдёт и исследует подводные лодки. Баллард согласился.
О «Скорпионе» и «Трешере» знали лишь в руководстве ВМС США, для остальных Роберт Баллард просто исследовал Атлантику и искал «Титатник».
«Кометный хвост» на дне
С секретной миссией он справился блестяще, и 22 августа 1985 года смог снова приступить к поискам лайнера, погибшего в 1912 году.
Никакая самая передовая техника не обеспечила бы ему успеха, если бы не накопленный ранее опыт. Баллард при исследовании мест гибели подлодок обратил внимание, что они оставили на дне своеобразный «кометный хвост» из тысяч обломков. Связано это было с тем, что корпуса лодок были разрушены при погружении на дно из-за огромного давления.
Учёный знал, что при погружении на «Титанике» взорвались паровые котлы, а это значило, что и лайнер должен был оставить аналогичный «кометный хвост».
Именно этот след, а не сам «Титаник», было проще обнаружить.
В ночь на 1 сентября 1985 года аппарат «Арго» нашёл на дне мелкие обломки, а в 0:48 камера зафиксировала котёл «Титаника». Затем удалось обнаружить и носовую часть судна.
Было установлено, что нос и корма переломившегося лайнера расположены поодаль друг от друга, на расстоянии примерно 600 метров. При этом и корма, и нос серьёзно деформировались при погружении на дно, однако нос всё-таки сохранился лучше.
Дом для подводных обитателей
Новость об обнаружении «Титаника» стала сенсацией, хотя многие специалисты поспешили поставить её под сомнение. Но летом 1986 года Баллард осуществил новую экспедицию, в ходе которой не только подробно описал находящееся на дне судно, но и совершил первое погружение к «Титанику» на обитаемом глубоководном аппарате. После этого последние сомнения рассеялись — «Титаник» был обнаружен.
Последний приют лайнера находится на глубине 3750 метров. Помимо двух основных частей лайнера, по дну на площади 4,8×8 км разбросаны десятки тысяч более мелких обломков: части корпуса судна, останки мебели и отделки помещений, посуда, личные вещи людей.
Обломки корабля покрылись многослойной ржавчиной, толщина которой постоянно растёт. Помимо многослойной ржавчины, на корпусе и возле него проживают 24 вида беспозвоночных животных и 4 вида рыб. Из них 12 видов беспозвоночных явно тяготеют к обломкам кораблекрушения, поедая металлические и деревянные конструкции. Интерьеры «Титаника» почти полностью уничтожены. Деревянные элементы поглотили глубоководные морские черви. Настилы палуб покрывает слой из раковин моллюсков, с многих металлических элементов свисают сталактиты ржавчины.
От людей осталась только обувь?
В течение 30 лет, которые прошли с момента обнаружения корабля, «Титаник» стремительно разрушался. Его современное состояние таково, что ни о каком подъёме судна не может быть и речи. Корабль навсегда останется на дне Атлантического океана.
До сих пор нет единого мнения о том, сохранились ли на «Титанике» и вокруг него человеческие останки. Согласно преобладающей версии, все человеческие тела целиком разложились. Тем не менее, периодически появляется информация о том, что некоторые исследователи всё-таки натыкались на останки погибших.
Но Джеймс Кэмерон, режиссёр знаменитого кинофильма «Титаник», на личном счету которого свыше 30 погружений к лайнеру на российских глубоководных аппаратах «Мир», уверен в обратном: «Мы видели туфли, сапоги и другую обувь на месте затонувшего судна, но наша команда ни разу не сталкивалась с человеческими останками».
Вещи с «Титаника» — выгодный товар
За время с момента обнаружения «Титаника» Робертом Баллардом к кораблю было осуществлено около двух десятков экспедиций, в ходе которых на поверхность поднято несколько тысяч предметов, начиная от личных вещей пассажиров и заканчивая куском обшивки весом в 17 тонн.
Точное число предметов, поднятых с «Титаника», сегодня установить невозможно, поскольку с совершенствованием подводной техники корабль стал излюбленной целью «чёрных археологов», любыми путями пытающихся добыть раритеты с «Титаника».
Роберт Баллард, сетуя на это, заметил: «Корабль всё ещё благородная старая дама, но уже не та дама, которую я увидел в 1985 году».
Вещи с «Титаника» уже много лет продаются на аукционах и пользуются огромным спросом. Так, в год 100-летия катастрофы, в 2012 году, с молотка ушли сотни предметов, в том числе ящик для сигар, принадлежавший капитану «Титаника» (40 тысяч долларов), спасательный жилет с судна (55 тысяч долларов), мастер-ключ стюарда первого класса (138 тысяч долларов). Что касается драгоценностей с «Титаника», то их стоимость измеряется миллионами долларов.
В своё время, обнаружив «Титаник», Роберт Баллард намеревался сохранить это место в тайне, дабы не тревожить место упокоения полутора тысяч человек. Возможно, он зря этого не сделал.
Покоренные стихией. Самые страшные кораблекрушения в истории человечества
Самый известный затонувший корабль – «Титаник». Это кораблекрушение не дает покоя исследователям во всем мире вот уже больше 100 лет. Названный «непотопляемым», «Титаник» ушел на дно вместе с 1517 пассажирами и членами экипажа. Обломки корабля были обнаружены только в 1985 году после долгих поисков и сегодня находятся под охраной ЮНЕСКО.
© www.globallookpress.com
«Коста Конкордия» – ода человеческой глупости. Эта трагедия стоила жизни 34 пассажирам. А все из-за того, что капитан корабля Скеттино пытался совершить зрелищный маневр в порт. Для этого он выключил навигационную систему корабля, которая сообщала, насколько близко судно приблизилось к каменной отмели. Корабль налетел на большой камень, и вода начала заполнять судно, в результате чего оно перевернулось.
© www.globallookpress.com
Судно MV Cougar Ace перевозило автомобили из Японии в Ванкувер. Но корабль потерял стабильность и накренился. Груз впоследствии пришлось утилизировать.
© Commons.wikimedia.org
«Престиж» — однокорпусный танкер, плававший под багамским флагом. Известен тем, что в результате его аварии произошла крупнейшая морская экологическая катастрофа у берегов Европы. Проходя Бискайский залив 13 ноября 2002, судно попало в сильный шторм возле берегов Галисии, в результате чего в корпусе образовалась трещина длиной 35 метров, после чего танкер начал давать утечку около 1000 тонн мазута в сутки. Испанские и португальские береговые власти отказали судну зайти в ближайшие к месту аварии порты. В итоге, его отбуксировали в открытое море.
© Кадр из YouTube
Океанский лайнер American Star. В 1994 году это судно было снято со службы и отправилось в Таиланд для начала новой карьеры в качестве плавучего ресторана. Однако когда его буксировали к западному побережью Африки, разразился сильнейший шторм. Для того, чтобы обезопасить судно-тягач, было решено освободиться от лайнера с тем, чтобы вновь прицепить судно, когда установится хорошая погода. Однако этому не суждено было осуществиться, и лайнер никто не видел, пока он не сел на мель в районе Плайя де Гарсия.
© Commons.wikimedia.org
Линкор USS Arizona. Корабль сошел со стапелей в начале 20-го века, чтобы встретить свой трагический конец в Перл-Харборе. Судно атаковали сразу 10 японских бомбардировщиков, и четыре прямых попадания авиабомб не оставили линкору не единого шанса. Одна из бомб взорвалась в отсеке с боеприпасами. В результате произошел взрыв настолько чудовищной силы, что взрывной волной потушил пожар на полыхающем неподалеку судоремонтном корабле Vestal. В этой трагедии погибло 1177 матросов и офицеров – это почти половина жертв трагедии Перл-Харбора.
© Commons.wikimedia.org
На контейнеровозе Hyundai Fortune произошла серия взрывов в кормовой части судна. По одной из версий, происшествие произошло из-за теракта.
© Commons.wikimedia.org
Линейный корабль «Юта». В момент нападения японцев на Пёрл-Харбор судно стояло на бочке F-11 у острова Форд. Из-за установленного на палубе деревянного настила был принят японцами за авианосец. Получил несколько попаданий авиаторпедами, затем был атакован бомбардировщиками. Через 10 минут после начала атаки корабль перевернулся и затонул. В результате погибли 52 матроса и 4 офицера. После войны затопленный USS Utah был объявлен военным захоронением и мемориалом. «Юта», как корабль, погибший в бою, получил одну боевую звезду.
© Commons.wikimedia.org
Линкор «Бисмарк» погиб в годы Второй мировой войны. За ним велась целая охота. Но вопрос о причинах, вызвавших гибель корабля, долгое время являлся предметом дискуссий: торпеды ли с «Дорсетшира» нанесли смертельное повреждение, или же корабль затонул в результате действий трюмной команды, получившей приказ открыть кингстоны. Существует мнение, что остойчивость корабля была нарушена совместным действием этих факторов. Как бы то ни было, подводная экспедиция Д. Камерона к затонувшему кораблю показала, что кингстоны корабля открыты.
© Commons.wikimedia.org / Матросы, оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire
«Корриентес» — аргентинский эскадренный миноносец. 3 октября 1941 года во время очередных учений у Огненной Земли произошёл самый трагический инцидент в аргентинском флоте. В густом тумане тяжёлый крейсер «Альмиранте Браун» врезался в эсминец «Корриентес». Эсминец разломился и в течение семи минут затонул. В результате трагедии на «Корриентесе» погибло 14 моряков.
© Commons.wikimedia.org
В 1898 году близ острова Сейбл английский барк «Кромантишир» (Cromartyshire ) потопил французский лайнер «Ла Бургонь» (La Bourgogne). 561 человек погиб.
© Public Domain
«Мэри Роуз» — английская трёхпалубная каракка, флагман английского военного флота при короле Генрихе VIII Тюдоре. Перегруженная артиллерией каракка, никогда не отличавшаяся остойчивостью, из-за порыва ветра неожиданно стала крениться на правый борт и, заполнившись водой через орудийный порты, затонула вместе с большей частью экипажа и адмиралом Джорджем Кэрью. Спастись удалось только 35 морякам из четырёх сотен.
© Commons.wikimedia.org
Через два месяца после окончания войны, во время учений, крейсер «Байя» погиб года при странных обстоятельствах. При ясной погоде, мощный взрыв привел к затоплению корабля в течение нескольких минут. Погибло, по разным источникам, от 333 до 337 членов экипажа. По одной версии «Байя» погиб от детонации погребов боезапаса (непонятно что её вызвало), по другой версии — был потоплен неизвестной подводной лодкой, по третьей версии взрыв произошёл в результате случайного попадания из зенитного пулемёта в партию глубинных бомб на корме крейсера.
© Commons.wikimedia.org
«Донья Пас» — зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром, затонувший 20 декабря 1987 года после столкновения с танкером «Вектор». При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.
© Commons.wikimedia.org / lindsaybridge
«Армения» — пассажирско-грузовой теплоход. Был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году. 7 ноября 1941 года был потоплен немецкой авиацией вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек.
© Commons.wikimedia.org / Soviet Government
Wilhelm Gustloff — германский пассажирский десятипалубный круизный лайнер. Спущен на воду 5 мая 1937 года. На церемонии присутствовал Адольф Гитлер и основные лидеры нацистской партии Германии. 30 января 1945 года затонул у берегов Польши после торпедной атаки советской подводной лодки С-13. Гибель судна считается одной из крупнейших катастроф в морской истории. Точный состав и количество пассажиров на борту неизвестно. По официальным данным в ней погибло 5348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9000, включая 5000 детей.
© Commons.wikimedia.org / Bild 183-H27992
Покоренные стихией. Самые страшные кораблекрушения в истории человечества
Самый известный затонувший корабль – «Титаник». Это кораблекрушение не дает покоя исследователям во всем мире вот уже больше 100 лет. Названный «непотопляемым», «Титаник» ушел на дно вместе с 1517 пассажирами и членами экипажа. Обломки корабля были обнаружены только в 1985 году после долгих поисков и сегодня находятся под охраной ЮНЕСКО.
© www.globallookpress.com
«Коста Конкордия» – ода человеческой глупости. Эта трагедия стоила жизни 34 пассажирам. А все из-за того, что капитан корабля Скеттино пытался совершить зрелищный маневр в порт. Для этого он выключил навигационную систему корабля, которая сообщала, насколько близко судно приблизилось к каменной отмели. Корабль налетел на большой камень, и вода начала заполнять судно, в результате чего оно перевернулось.
© www.globallookpress.com
Судно MV Cougar Ace перевозило автомобили из Японии в Ванкувер. Но корабль потерял стабильность и накренился. Груз впоследствии пришлось утилизировать.
© Commons.wikimedia.org
«Престиж» — однокорпусный танкер, плававший под багамским флагом. Известен тем, что в результате его аварии произошла крупнейшая морская экологическая катастрофа у берегов Европы. Проходя Бискайский залив 13 ноября 2002, судно попало в сильный шторм возле берегов Галисии, в результате чего в корпусе образовалась трещина длиной 35 метров, после чего танкер начал давать утечку около 1000 тонн мазута в сутки. Испанские и португальские береговые власти отказали судну зайти в ближайшие к месту аварии порты. В итоге, его отбуксировали в открытое море.
© Кадр из YouTube
Океанский лайнер American Star. В 1994 году это судно было снято со службы и отправилось в Таиланд для начала новой карьеры в качестве плавучего ресторана. Однако когда его буксировали к западному побережью Африки, разразился сильнейший шторм. Для того, чтобы обезопасить судно-тягач, было решено освободиться от лайнера с тем, чтобы вновь прицепить судно, когда установится хорошая погода. Однако этому не суждено было осуществиться, и лайнер никто не видел, пока он не сел на мель в районе Плайя де Гарсия.
© Commons.wikimedia.org
Линкор USS Arizona. Корабль сошел со стапелей в начале 20-го века, чтобы встретить свой трагический конец в Перл-Харборе. Судно атаковали сразу 10 японских бомбардировщиков, и четыре прямых попадания авиабомб не оставили линкору не единого шанса. Одна из бомб взорвалась в отсеке с боеприпасами. В результате произошел взрыв настолько чудовищной силы, что взрывной волной потушил пожар на полыхающем неподалеку судоремонтном корабле Vestal. В этой трагедии погибло 1177 матросов и офицеров – это почти половина жертв трагедии Перл-Харбора.
© Commons.wikimedia.org
На контейнеровозе Hyundai Fortune произошла серия взрывов в кормовой части судна. По одной из версий, происшествие произошло из-за теракта.
© Commons.wikimedia.org
Линейный корабль «Юта». В момент нападения японцев на Пёрл-Харбор судно стояло на бочке F-11 у острова Форд. Из-за установленного на палубе деревянного настила был принят японцами за авианосец. Получил несколько попаданий авиаторпедами, затем был атакован бомбардировщиками. Через 10 минут после начала атаки корабль перевернулся и затонул. В результате погибли 52 матроса и 4 офицера. После войны затопленный USS Utah был объявлен военным захоронением и мемориалом. «Юта», как корабль, погибший в бою, получил одну боевую звезду.
© Commons.wikimedia.org
Линкор «Бисмарк» погиб в годы Второй мировой войны. За ним велась целая охота. Но вопрос о причинах, вызвавших гибель корабля, долгое время являлся предметом дискуссий: торпеды ли с «Дорсетшира» нанесли смертельное повреждение, или же корабль затонул в результате действий трюмной команды, получившей приказ открыть кингстоны. Существует мнение, что остойчивость корабля была нарушена совместным действием этих факторов. Как бы то ни было, подводная экспедиция Д. Камерона к затонувшему кораблю показала, что кингстоны корабля открыты.
© Commons.wikimedia.org / Матросы, оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire
«Корриентес» — аргентинский эскадренный миноносец. 3 октября 1941 года во время очередных учений у Огненной Земли произошёл самый трагический инцидент в аргентинском флоте. В густом тумане тяжёлый крейсер «Альмиранте Браун» врезался в эсминец «Корриентес». Эсминец разломился и в течение семи минут затонул. В результате трагедии на «Корриентесе» погибло 14 моряков.
© Commons.wikimedia.org
В 1898 году близ острова Сейбл английский барк «Кромантишир» (Cromartyshire ) потопил французский лайнер «Ла Бургонь» (La Bourgogne). 561 человек погиб.
© Public Domain
«Мэри Роуз» — английская трёхпалубная каракка, флагман английского военного флота при короле Генрихе VIII Тюдоре. Перегруженная артиллерией каракка, никогда не отличавшаяся остойчивостью, из-за порыва ветра неожиданно стала крениться на правый борт и, заполнившись водой через орудийный порты, затонула вместе с большей частью экипажа и адмиралом Джорджем Кэрью. Спастись удалось только 35 морякам из четырёх сотен.
© Commons.wikimedia.org
Через два месяца после окончания войны, во время учений, крейсер «Байя» погиб года при странных обстоятельствах. При ясной погоде, мощный взрыв привел к затоплению корабля в течение нескольких минут. Погибло, по разным источникам, от 333 до 337 членов экипажа. По одной версии «Байя» погиб от детонации погребов боезапаса (непонятно что её вызвало), по другой версии — был потоплен неизвестной подводной лодкой, по третьей версии взрыв произошёл в результате случайного попадания из зенитного пулемёта в партию глубинных бомб на корме крейсера.
© Commons.wikimedia.org
«Донья Пас» — зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром, затонувший 20 декабря 1987 года после столкновения с танкером «Вектор». При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.
© Commons.wikimedia.org / lindsaybridge
«Армения» — пассажирско-грузовой теплоход. Был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году. 7 ноября 1941 года был потоплен немецкой авиацией вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек.
© Commons.wikimedia.org / Soviet Government
Wilhelm Gustloff — германский пассажирский десятипалубный круизный лайнер. Спущен на воду 5 мая 1937 года. На церемонии присутствовал Адольф Гитлер и основные лидеры нацистской партии Германии. 30 января 1945 года затонул у берегов Польши после торпедной атаки советской подводной лодки С-13. Гибель судна считается одной из крупнейших катастроф в морской истории. Точный состав и количество пассажиров на борту неизвестно. По официальным данным в ней погибло 5348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9000, включая 5000 детей.
© Commons.wikimedia.org / Bild 183-H27992
1912 год 10 апреля в свой первый рейс отправляется судно неимоверных масштабов. Британский пароход имел параметры: 270 метров длины, 30 метров ширины, 18 метров высоты. Произвела такую морскую конструкцию английская компания White Star Line.
На тот момент он считался самым роскошным, дорогим и элитным лайнером. Экипаж составлял 885 человек, а мирных граждан было около 1400. Титаник должен был пройти по маршруту Саутгемптон – Нью-Йорк.
На борту были все услуги, которые только могли пожелать богачи. Их обеспечивали: театром, кинопросмотрами фильмов. Ресторанами, барами и танцами. Дорогим алкоголем, красивой инструментальной музыкой. Каюты выглядели дорого и роскошно. А персонал предоставлял высокий и качественный сервис обслуживания. В первые дни Титаник стал любимым местом развлечения всех присутствующих жителей Саутгемптона. Но уже на 4 день случилось ужасающие событие.
14 апреля 1912 года в 23.40, следящий матрос сумел разглядеть айсберг. Но было уже слишком поздно. Корабль шел на скорости 41 км/ч. Судно имело слишком большие параметры, чтобы обладать свойством быстрых поворотов, замедлений, а остановка двигателя было долгим процессом. Капитан Смит, сумел полностью остановить двигатель и вывернуть штурвал влево. Он рассчитывал на то, что удастся обойти айсберг. Но расстояние оставалось слишком маленьким. Произошел удар. Первым затопило 6 передних трюмов лайнера. Нос корабля стал идти на дно. Стало ясно, что Титаник утонет в ближайший час и был дан сигнал SOS.
В тот злополучный день погибло около 1300 людей. Многие мужчины принимали решение остаться на борту, придерживаясь правилу «Женщины и дети – спасаются первыми». Вместе с ними погиб главный капитан и инженер лайнера.
Останки Титаника на дне океана искали в первые же месяца катастрофы. Организацией поисков занимались семьи обеспеченных погибших пассажиров. Они хотели с честью похоронить своих близких. Было проведено достаточно много действий и разговоров о способе найти судно и достать тела. Но техника того времени не смогла обеспечить варианты, которые предлагались. Более того, все имели лишь приблизительные координаты краха корабля, но даже по ним Титаник не удалось найти. 4 км глубины, на которой расположился лайнер, так же усложняли задачу.
Интерес к месту на дне Атлантики, где можно найти «Титаник», возник с новой силой в 1950-х годах. Уставшие после крупных боёв и имеющие современные технологии, нации устремили свой взор к разгадке одного из самых известных кораблекрушений на свете.
Почти сорокалетний перерыв и две мировые войны сказались благоприятно на реализации идей по подъёму. Их не оставляли ввиду большой ценности лайнера и его содержимого, во всех смыслах этого слова. Правда вместо динамита современники предполагали что, когда найдут затонувший «Титаник», его следует заморозить азотом или же заполнить множеством шариков для пинг-понга для «всплытия».
Но даже такие гуманные методы несмотря на долю безумия, не могли быть реализованными. Ведь на начало 1960-х специалисты так и не нашли корабль «Титаник», чьё имя к этому времени стало нарицательным для обозначения крушений судов в мирное время.
В 1960-х и 1970-х годах, несмотря на технически организованные экспедиции к месту предполагаемой гибели корабля не имели успеха во многом из-за недостаточного финансирования. Специалисты в области океанографии понимали что никогда не нашли бы «Титаник» на дне без дорогостоящей подводной аппаратуры.
Так один из исследователей, офицер ВМС США Роберт Баллард, увлекался подводной археологией и в 1977 году попытался организовать экспедицию в предполагаемый район крушения. Но в первый раз «Титаник» не нашли как раз из-за отсутствия оборудования и, в частности, батискафов.
В ночь на 1 сентября 1985 года команда экспедиции заметила на экране эхолокатора неровности на гладком дне океана, они напоминали кратеры от ударов мелких метеоритов. Позже в поле зрения попал мусор. Наконец, команда обнаружила паровой котел, а вскоре и корпус корабля.
Команда Балларда осмотрела судно, оценила состояние корпуса. Они подтвердили, что при погружении «Титаник» разломился надвое, и корма была в худшем состоянии, чем нос. Первоначально Баллард планировал оставить в тайне координаты местоположения судна, чтобы никто не смог осквернить это место, которое он считал кладбищем.
Отрывок из книги Р. Балларда «Обнаружение Титаника».
31 августа 1985 года подходил к концу. Пора бы уже и отдохнуть. Я вышел из комнаты управления, где-то тихонько играла «I Heard it Through the Grapevine» Марвина Гея. В каюте я надел теплую пижаму и прилег, взяв в руки автобиографию Чака Йегера (американского летчика-испытателя). Вскоре мои мысли покинули морские глубины и устремились куда-то в стратосферу.
А тем временем внизу, в комнате управления, начинал разворачиваться настоящий экшн. Где-то в 0.48 Билл Лэнг повернулся к Стью Харрису и спросил: «Что мы сегодня будем делать, чтоб не уснуть?». Ил, бесконечное пустое дно – это все, что они видели на экранах вот уже несколько дней. Стью не ответил. Его глаза были прикованы к монитору аппарата «Арго». Вдруг он увидел, что картинка изменилась. «Там что-то есть», — сказал он тихо, указывая на экран. Вдруг каждый член команды, находившийся на вахте, потерял всякое желание спать и усиленнее стал вглядываться в мелькающие изображения.
Стью переключился на камеру «Арго», смотрящую не вперед, а вниз, и несколько секунд спустя он воскликнул «Что-то вижу!», а еще несколько секунд спустя Билл Лэнг воскликнул «Обломки!». Да, на экране без сомнения появлялись предметы, сделанные человеком. Еще несколько мгновений спустя Стью крикнул «Бинго!», и в комнате раздалось всеобщее восклицание «Да!». Кто-то спросил, стоит ли идти будить Ральфа Уайта, чтоб он начал снимать. Решили, что нужно.
Однако никто не рисковал вытаскивать меня из кровати. Билл Лэнг первый предложил, что «кто-то должен сходить за Бобом». Но никто не шелохнулся. В 1:04 все в комнате были уверены, что должно появиться что-то важное, поэтому никто не хотел уходить. Теперь уже Стью Харрис сказал: «Идите за Бобом», но и в этот раз желающих не оказалось. По иронии судьбы, в этот самый момент в комнату вошел судовой кок, который здесь раньше никогда не появлялся. Видимо, почувствовал, что здесь разворачиваются важные исторические события. Ребята сразу же послали его за мной.
Пока кок направлялся ко мне из глубин «Кнорра», что-то новое показалось на экране. Оно было идеально круглым. «Котел?…» — кто-то тихо спросил? «Это котел!» — закричал Билл. Теперь уже не было ни малейших сомнений. Жан-Луи (со-организатор экспедиции 1985 года) решил проверить наверняка. Он открыл репринт журнала «Шипбилдер» 1911 года и нашел фотографию котлов Титаника. Он посмотрел на страницу, на экран, на страницу и наконец сказал: «Да, это точно котел».
Когда голова кока показалась из-за двери, я все еще пытался преодолеть звуковой барьер с Йегером. Наконец получилось выкинуть «Титаник» из головы. «Ребята говорят, что тебе стоит прийти к ним». Прошло пару секунд, прежде чем до меня дошел смысл его слов. Я вскочил с койки, Йегер полетел по воздуху. Кое-как натянул на пижаму комбинезон, и, сбивая кока с ног, помчался в комнату. Наверное, я пробежал три палубы секунд за 30.
Когда я ворвался в комнату, Стью сообщил, что «Арго» только что прошел над огромным котлом. Было ощущение, словно всеобщее возбуждение материализовалось в что-то физическое и постепенно закипало из-за переполнявших эмоций. Они быстро воспроизвели запись, и я увидел фотографию судового котла – да, он с Титаника. Я не кричал, ничего не мог произнести, но затем снова и снова повторял одну фразу: «Черт подери! Черт подери!».
Я повернулся к Жану-Луи. Слезы в его глазах говорили сами за себя. Титаник найден. Все это время мы были правы. Он тихо произнес: «Удача не при чем. Мы это заслужили».
Наша охота практически окончилась. Где-то рядом с нами находился Титаник, RMS Titanic.
Чем более отчетливыми становились изображения на экране – мы видели большие куски обшивки, иллюминаторы, части перил, — тем более отчетливым, впервые за те 12 лет, что начал заниматься этой темой, я почувствовал весь ужас этой человеческой трагедии. Здесь, на дне океана, простирается не только огромная могила судна, но и незримый памятник тем полутора тысячам людей, кто погиб, когда Титаник отправился ко дну. И мы стали первыми людьми за 73 лет, которые прибыли в это самое место, чтобы выказать своё уважение. Сцены из той страшной ночи – я знал эту историю от корки до корки – мелькали в памяти болезненно и беспрестанно.
В 1.13 – через 8 минут после того, как «Арго» миновал котёл – я вернулся в реальность и отдал приказ поднять «Арго» на его нормальную высоту от 25 до 30 метров. Я был осторожен, но лишь потом смог понять, насколько опасной была наша ситуация. Мы приближались к основной части обломков с самого неудачного направления. Зная обстановку сейчас, тогда я бы никогда не направлял туда «Арго».
Известия распространились по судну, и вот уже множество людей приходили и приходили в комнату управления. Все это напоминало сумасшедший дом. Новоприбывшие увидели уже не съемку в режиме «реального времени», а серию записанных ранее кадров. К 1.25 мы миновали поле обломков, и я принял решение поднимать Арго вверх. В этом северо-западном углу места крушения была плохая передача. Я хотел организовать новую сеть там, прежде чем исследовать обломки в деталях.
Никогда я забуду ту сцену триумфа и ликования. Эмори Кристоф похлопал меня по спине и стал дальше щёлкать кадры. Ральф Уайт продолжал маниакально снимать. Жан-Луи не мог перестать широко улыбаться. Каждый что-то говорил, все поздравляли друг друга, при этом пытаясь ещё как-то уделять внимание непосредственно работе.
Именно в этот момент нашего наивысшего ликования, тяжелое чувство накрыло нас, как если бы Арго снова ударился о дно. Кто-то – я не помню, кто, — указал на часы: одни с Гринвичским временем, другие с местным, и сказал что-то вроде: «О Господи!». Было почти 2.00 — очень близко ко времени затопления самого Титаника. Наше настроение мгновенно переменилось. Только что мы задыхались от эйфории, но сейчас чувство печали охватило нас. Возможно, причиной этого было то, что впервые за долгое времени у нас не было цели. Я сказал что-то вроде: «Я не знаю, что вы сейчас чувствуете, и я не хочу навязывать кому бы то ни было свои чувства, но знаю, что через 20 минут я буду на юте. Кто хочет присоединиться – пожалуйста, если нет – ничего страшного». С этими словами я вышел.
Я не помню, что я делал в течение тех 20 минут. Я просто нашёл какой-то тихий уголок, где бы я мог побыть наедине со своими мыслями. Думаю, многие сделали так же. Когда я пришел на ют, здесь собралось достаточно большое количество людей. Я поднял флаг «Харланд & Вольф» — эмблему той белфастской верфи, на которой и был построен Титаник. Я просто я знал, что в тот момент это надо было сделать. Шторм, который до этого угрожал нам, прошел на безопасном расстоянии от нас, и погода была изумительной: небо было чистым, усеянным звёздами, а море было абсолютно спокойным. Пожалуй, за исключением луны, это было точь-в-точь как в ночь крушения Титаника. Я произнёс лишь несколько слов: «Я не знаю, правда, что сказать, но, мне кажется, нам стоит несколько минут побыть в тишине»
Найти Титаник было, конечно, победой. Но было еще кое-что. Жуткое. Я словно видел, как Титаник скрывался в этой черной пучине. Видел силуэты спасательных шлюпок, звуки выстрелов и крики людей, замерзавших в холодной воде.
Наша небольшая памятная церемония длилась 5, максимум 10 минут. Потом я сказал: «Спасибо всем. Теперь, давайте вернемся к работе».
Благодаря Балладу, были открыты новые факты и фрагменты, а выжившие люди помогли составить всю хронологию тех 5 часов.
Именно Роберт предоставил первый, невероятный для многих факт: «Титаник раскололся на две части, он не затонул целиком». Многие считали, что лайнер утонул полностью. Но после проведения экспедиции, выяснилось, что корма напрочь оторвана от передней части корпуса.
Баллад подарил людям первые фотографии останки Титаника на дне. Но ученный не смог остановится на этом. Спустя несколько месяцев Роберт вновь отправился к кораблю. Специально для этого, был создан аппарат, который осилил глубину залегания Титаника в 4 км.
Последний приют лайнера находится на глубине 3750 метров. Помимо двух основных частей лайнера, по дну на площади 4,8×8 км разбросаны десятки тысяч более мелких обломков: части корпуса судна, останки мебели и отделки помещений, посуда, личные вещи людей.
Обломки корабля покрылись многослойной ржавчиной, толщина которой постоянно растёт. Помимо многослойной ржавчины, на корпусе и возле него проживают 24 вида беспозвоночных животных и 4 вида рыб. Из них 12 видов беспозвоночных явно тяготеют к обломкам кораблекрушения, поедая металлические и деревянные конструкции. Интерьеры «Титаника» почти полностью уничтожены. Деревянные элементы поглотили глубоководные морские черви. Настилы палуб покрывает слой из раковин моллюсков, с многих металлических элементов свисают сталактиты ржавчины.
Доктор Баллад, сразу объявил, что поднять остатки лайнера будет невозможно, и в этом больше нет необходимости. Оно развалиться по мелким кусочкам во время подъема или находясь над водой. Следующие экспедиции проводились на уровне простых исследований. Нашлись люди, которые не блеснули моралью. Они хотели поднимать с затонувшего судна: драгоценности, редкие материалы. На почве этого, возникали большие скандалы про моральные ценности и элементарное уважение к семьям погибших.
За время с момента обнаружения «Титаника» Робертом Баллардом к кораблю было осуществлено около двух десятков экспедиций, в ходе которых на поверхность поднято несколько тысяч предметов, начиная от личных вещей пассажиров и заканчивая куском обшивки весом в 17 тонн.
В 2004 году Роберт Баллард организовал новую экспедицию к “Титанику” и обнаружил, что за 19 лет его корпус был серьезно поврежден стараниями кладоискателей, которые существенно ускорили процесс естественного разрушения остова. В 2006 году США, Канада, Великобритания и Франция объявили о намерении заключить соглашение об охране “Титаника” от любителей древностей. В том же году компанию R.M.S. Titanic окончательно лишили права собственности на поднятые с “Титаника” предметы. Федеральный суд США объявил фирму временным хранителем вещей, который обладает правом демонстрации, но не продажи коллекции.
Впрочем, нельзя забывать, что R.M.S. Titanic( В 1994 году этой компании предоставили эксклюзивные права на исследование останков судна, однако в 2002 году R.M.S. Titanic объявила, что отказывается от этих прав. Это произошло после того, как фирме в судебном порядке запретили продавать найденные на “Титанике” вещи) в 2002 году сообщила о намерении распродать коллекцию в связи с тем, что стала испытывать серьезные трудности с финансированием исследований “Титаника”.
Точное число предметов, поднятых с «Титаника», сегодня установить невозможно, поскольку с совершенствованием подводной техники корабль стал излюбленной целью «чёрных археологов», любыми путями пытающихся добыть раритеты с «Титаника».
Роберт Баллард, сетуя на это, заметил: «Корабль всё ещё благородная старая дама, но уже не та дама, которую я увидел в 1985 году».
Вещи с «Титаника» уже много лет продаются на аукционах и пользуются огромным спросом. Так, в год 100-летия катастрофы, в 2012 году, с молотка ушли сотни предметов, в том числе ящик для сигар, принадлежавший капитану «Титаника» (40 тысяч долларов), спасательный жилет с судна (55 тысяч долларов), мастер-ключ стюарда первого класса (138 тысяч долларов). Что касается драгоценностей с «Титаника», то их стоимость измеряется миллионами долларов.
В своё время, обнаружив «Титаник», Роберт Баллард намеревался сохранить это место в тайне, дабы не тревожить место упокоения полутора тысяч человек. Возможно, он зря этого не сделал.
#титаник #крушениетитаника #фактыотитанике #кораблекрушение #оксанашанель
Как нашли «Титаник». Почему армия США использовала поиски лайнера для прикрытия секретной миссии
Фотографии найденного «Титаника», который в 1912 году столкнулся с айсбергом и затонул в глубинах Атлантического океана, потрясли весь мир. Однако обнаружение лайнера не была частью научных усилий по поиску потерянного судна. Это произошло во время секретной операции американский военных.
BETTMANN / GETTY IMAGES
Гибель огромного корабля в начале безумного XX века до сих пор остаётся одной из крупнейших морских катастроф в современной истории человечества. А интерес к истории его крушения вышел на новый виток в середине 1980-х, когда затонувший «Титаник» нашли американские специалисты.
Кто первым нашёл «Титаник» и его пассажиров
Крушение «Титаника» которое произошло в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в Атлантическом океане, стало знаковым по многим причинам. Во-первых, он являлся самым современным, на тот момент, лайнером. Во-вторых, трагедия произошла, когда корабль совершал свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк и столкнулся с айсбергом близ Ньюфаундленда. В-третьих, пассажирами и жертвами катастрофы являлись представители высшего света, и их гибель довольно долгое время описывали СМИ по обе стороны Атлантики, подогревая общий интерес. В-четвёртых, почти сразу «поползли» слухи и городские легенды о несметных богатствах на дне океана; и, надо признать, это подтверждается тем, что нашли на «Титанике» после крушения уже в 1980-е годы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Известно что на место трагедии одним из первых прибыл пароход «Карпатия». Он подобрал спасшихся на шлюпках пассажиров. Однако, на этом его миссия и завершилась, ведь искать ответ на вопрос о том, где найти «Титаник», который к моменту появления «Карпатии» уже был полностью затоплен как два часа, было бессмысленно в такую морозную ночь.
Участники первой успешной экспедиции к месту крушения вспоминают что когда нашли затонувший «Титаник», то ощущение громадности и общий масштаб лайнера «вживую», заставляли иначе воспринимать всю трагедию в целом.
Francis Godolphin Osbourne Stuart / Wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
И в самом деле, капитана «Карпатии» можно понять, ведь в первые годы после крушения, найти место где «Титаник» затонул было довольно проблематично. Расчёты говорили об участке океана, достигающим 100 километров в диаметре. Но вряд ли «Титаник» нашли бы на дне, не говоря уже о подъёме лайнера, как того хотели родственники состоятельных пассажиров – для того времени у специалистов просто не существовало подобных технологий.
Когда же обнаружили «Титаник», а вернее место, где предположительно лайнер и потерпел крушение, то для всплытия со дна тел утопленников было предложено использовать динамит. По счастью затея не нашла одобрения у родственников, а начавшаяся вскоре Первая мировая война окончательно поставила крест на скорейшем решении вопроса о затонувшем лайнере и его богатствах.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как искали и не нашли «Титаник» после двух войн
Фото найденного «Титаника» и его обломков впоследствии будут сравнивать с архивными снимками первого похода лайнера, которые существенно облегчат исследователям силы и сэкономят драгоценное время.
Francis Godolphin Osbourne Stuart / Wikimedia.org
Интерес к месту на дне Атлантики, где можно найти «Титаник», возник с новой силой в 1950-х годах. Уставшие после крупных боёв и имеющие современные технологии, нации устремили свой взор к разгадке одного из самых известных кораблекрушений на свете.
Почти сорокалетний перерыв и две мировые войны сказались благоприятно на реализации идей по подъёму. Их не оставляли ввиду большой ценности лайнера и его содержимого, во всех смыслах этого слова. Правда вместо динамита современники предполагали что, когда найдут затонувший «Титаник», его следует заморозить азотом или же заполнить множеством шариков для пинг-понга для «всплытия».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Но даже такие гуманные методы несмотря на долю безумия, не могли быть реализованными. Ведь на начало 1960-х специалисты так и не нашли корабль «Титаник», чьё имя к этому времени стало нарицательным для обозначения крушений судов в мирное время.
Выжившие пассажиры в большинстве своём были в шоке и не могли ничего спокойно объяснить спасателям касаемо места крушения, чтобы те, когда нашли затонувший «Титаник», смогли бы вернуть людям их вещи обратно. В первые дни это не казалось странным, ведь помимо состоятельных пассажиров на лайнере было полно и тех, кто решил эмигрировать в Америку и вёз с собой весь нажитый скраб.
Wikimedia.org
В 1960-х и 1970-х годах, несмотря на технически организованные экспедиции к месту предполагаемой гибели корабля не имели успеха во многом из-за недостаточного финансирования. Специалисты в области океанографии понимали что никогда не нашли бы «Титаник» на дне без дорогостоящей подводной аппаратуры.
Так один из исследователей, офицер ВМС США Роберт Баллард, увлекался подводной археологией и в 1977 году попытался организовать экспедицию в предполагаемый район крушения. Но в первый раз «Титаник» не нашли как раз из-за отсутствия оборудования и, в частности, батискафов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ситуация изменилась в 1980 году, и первым кто нашёл «Титаник» под водой мог стать техасский бизнесмен Джон Гримм, профинансировавший большую техническую экспедицию на поиски затонувшего лайнера. Однако она закончилась неудачно, что только убедило исследовательское сообщество о необходимом участии в поиске не столько частных энтузиастов, сколько огромного государства. Последнее, впрочем, несмотря на многочисленные расходы бюджета и кажущуюся бесперспективность дела, нашлось сразу, так как имело в водах Атлантики свой интерес.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эхо холодной войны
Цифровая фотография кормы найденного «Титаника», сделанная в 2004 году. Для того чтобы обнаружить корабль и начать проводить исследовательские мероприятия потребовалось более 70 лет с момента трагедии.
NOAA/IFE/URI / Wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Если предположить что о том, как «Титаник» нашли под водой, снимут интересный игровой фильм, то вряд ли жанром данной картины будет шпионский боевик. А меж тем, в реальности всё было очень похоже на лихо закрученное голливудское кино.
В каком году нашли бы «Титаник» если бы не вмешательство случая, неизвестно, однако неудачи военных США серьёзно ускорили этот процесс. В самый разгар холодной войны, весной 1963 года, после Карибского кризиса, американский флот теряет в Атлантике свою атомную подводную лодку Thresher. Символично, что трагедия случилась тоже в начале апреля, как и в случае с «Титаником». Спустя пять лет в северных водах океана также затонула подлодка Scorpion. По «горячим следам» армии США не удалось своевременно обнаружить пропажи, на которых, по неподтверждённым данным могло содержаться боевое оружие.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Однако переживать из-за этого власти США серьёзно начали только в 1980-х. Время оказалось удачным: две секретные атомные подлодки не нашли когда затонувший «Титаник» во всю привлекал общественность и СМИ. На высоком уровне было решено организовать секретную миссию, которая бы успешно обнаружила потерянные суда.
Как назло «Титаник» под водой всё же нашли
Обломки «Титаника» были найдены лишь в 1985 году. Удивительно, но несмотря на катастрофу и 70-летнее пребывание под водой, корпус корабля сохранился достаточно хорошо.
Wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Суть миссии заключалась в следующем – факт поднятия подлодок со дна должен быть скрыт от Советского Союза и широкой общественности путём поиска на дне Атлантики самого известного лайнера XX века. Вероятно, рано или поздно, но «Титаник» нашли бы на дне, но это не входило в планы военных, ведь им нужно было чтобы экспедиция легитимизировала в глазах массовой аудитории пребывание такого количества человек в океане.
В 1985 году руководство флота связалось с Робертом Баллардом, который к тому времени окончательно стал главным «титаниковедом» мира, и пообещало профинансировать его новую экспедицию. Они сразу рассказали ему что их не интересуют найденные обломки «Титаника», а вся экспедиция будет лишь прикрытием для поиска затонувших подлодок. Затонувшие подлодки Балларда не интересовали, но он не мог упустить такую возможность.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Для СМИ и обывателей это миссия – поиск затонувшего «Титаника», на деле – поднятие лодок со дна. Однако Баллар умолял военных дать ему время на реальный поиск знаменитого судна. И они ему дали… Всего 12 дней, полагая, что этого времени окажется недостаточно для покрытия обширной территории океана. Но когда специалисты нашли затонувший «Титаник», то перед военно-морским флотом США встала серьёзная проблема.
К полному ужасу военного руководства, Баллард мгновенно стал знаменитостью: как тот, кто первым нашел «Титаник» под водой. В одночасье он стал любимцем СМИ: которые очень заинтересовались деталями этой экспедиции «совершенно точно организованной не для поиска ядерных подводных лодок». Удивительно, но военные держали эту историю засекреченной вплоть до 2017 года, пока не всплыли некоторые документы.
107 лет прошло с момента страшного и мистического события.
1912 год 10 апреля в свой первый рейс отправляется судно неимоверных масштабов. Британский пароход имел параметры: 270 метров длины, 30 метров ширины, 18 метров высоты. Произвела такую морскую конструкцию английская компания White Star Line.
На тот момент он считался самым роскошным, дорогим и элитным лайнером. Экипаж составлял 885 человек, а мирных граждан было около 1400. Титаник должен был пройти по маршруту Саутгемптон – Нью-Йорк. На борту были все услуги, которые только могли пожелать богачи. Их обеспечивали: театром, кинопросмотрами фильмов. Ресторанами, барами и танцами. Дорогим алкоголем, красивой инструментальной музыкой. Каюты выглядели дорого и роскошно. А персонал предоставлял высокий и качественный сервис обслуживания. В первые дни Титаник стал любимым местом развлечения всех присутствующих жителей Саутгемптона. Но уже на 4 день случилось ужасающие событие. Про него еще долго будут ходить легенды и догадки, сниматься фильмы и передаваться истории из поколения в поколение.
14 апреля 1912 года в 23.40, следящий матрос сумел разглядеть айсберг. Но было уже слишком поздно. Корабль шел на скорости 41 км/ч. Судно имело слишком большие параметры, чтобы обладать свойством быстрых поворотов, замедлений, а остановка двигателя было долгим процессом. Капитан Смит, сумел полностью остановить двигатель и вывернуть штурвал влево. Он рассчитывал на то, что удастся обойти айсберг. Но расстояние оставалось слишком маленьким. Произошел удар. Первым затопило 6 передних трюмов лайнера. Нос корабля стал идти на дно. Стало ясно, что Титаник утонет в ближайший час и был дан сигнал SOS.
В тот злополучный день погибло около 1300 людей. Многие мужчины принимали решение остаться на борту, придерживаясь правилу «Женщины и дети – спасаются первыми». Вместе с ними погиб главный капитан и инженер лайнера.
Через десятки лет стали всплывать истории, интересные и правдивые факты, о реальных событиях того дня. Именно с ними мы хотим познакомить вас, ведь такие трагедии не забываются и являются историями.
Давайте разберем вовлекающие вопросы о том:
- Кто нашел Титаник и как нашли Титаник?
- Как происходили поиски Титаника?
- Сколько раз проводили исследования Титаника под водой?
- На какой глубине находится Титаник?
- Роберт Баллад, кто это?
- Где сейчас находится Титаник?
Ознакомившись с этой информацией, вы сможете выстроить логическую и последовательную цепочку результата событий. Узнать много нового и расширить свои исторические познания.
В каком году нашли Титаник, и кто это сделал?
Только представьте, последствия катастрофы, которые произошли в 1912 году, были найдены аж через 73 года после! Ночью 1 сентября 1985 года американо-французская экспедиция, под руководством океанолога Роберта Баллада нашла остатки парового котла Титаника.
В момент завершились многолетние поиски потерянного судна. До этой экспедиции, не малое количество раз были попытки его обнаружить. Но незнание точных координат, не давало возможность найти его раньше. Благодаря Балладу, были открыты новые факты и фрагменты, а выжившие люди помогли составить всю хронологию тех 5 часов.
Останки Титаника на дне океана искали в первые же месяца катастрофы. Организацией поисков занимались семьи обеспеченных погибших пассажиров. Они хотели с честью похоронить своих близких. Было проведено достаточно много действий и разговоров о способе найти судно и достать тела. Но техника того времени не смогла обеспечить варианты, которые предлагались. Более того, все имели лишь приблизительные координаты краха корабля, но даже по ним Титаник не удалось найти. 4 км глубины, на которой расположился лайнер, так же усложняли задачу.
Роберт Баллад – был одержим идеей найти где лежит Титаник. Он готовился к этому поиску целых 13 лет. Именно Роберт предоставил первый, невероятный для многих факт: «Титаник раскололся на две части, он не затонул целиком». Многие считали, что лайнер утонул полностью. Но после проведения экспедиции, выяснилось, что корма напрочь оторвана от передней части корпуса.
Баллад подарил людям первые фотографии останки Титаника на дне. Но ученный не смог остановится на этом. Спустя несколько месяцев Роберт вновь отправился к кораблю. Специально для этого, был создан аппарат, который осилил глубину залегания Титаника в 4 км. События в образе Баллада выстроились следующим образом:
Сообщения судну о том, что впереди будет айсберг, передавались в течении всего дня. Последнее предупреждение было за 40 минут до столкновения. Титаник игнорировал каждое из них. Более того, комиссия, которая была собрана после аварии, рассказал о том, что все события наблюдал корабль «Калифорниан», но так и не пришел на помощь.
Как происходили последующие исследования Титаника?
Доктор Баллад, сразу объявил, что поднять остатки лайнера будет невозможно, и в этом больше нет необходимости. Оно развалиться по мелким кусочкам во время подъема или находясь над водой. Следующие экспедиции проводились на уровне простых исследований. Нашлись люди, которые не блеснули моралью. Они хотели поднимать с затонувшего судна: драгоценности, редкие материалы. На почве этого, возникали большие скандалы про моральные ценности и элементарное уважение к семьям погибших.
Титаник, затонувший корабль, на основе его историй было снято множество фильмов и написаны книги. Джеймс Кемэрон – режиссер фильма «Призраки бездны: Титаник» 1997 года, так же осмелился спуститься к нему. Он провел свои личные поиски ответов на вопросы, которые помогли ему создать невероятный фильм. Кемэрон запускал робототехнику внутри корабля. Благодаря этим действиям, все узнали, как выглядело судно, и открылись интересные факты.
Кстати о фактах, мы выбрали ТОП-10 странных и непонятных ситуаций. Если бы не они, Титаник мог бы избежать краха:
- На борту не было ни одного бинокля. Перед заплывом Капитан Смит уволил своего второго помощника. Тот, в отместку, забрал ключи от сейфа, где находились бинокли.
- На корабле находилось 56 успешных миллионеров. Из них малок кто остался в живых. Старые и гордые синьоры решили умирать «с честью».
- Во время утопления, те кто потерял надежду, вели себя без паники. Будто им было безразлично. Кто-то пил виски, сидя за полузатонувшим столиком, музыканты играли трагическую мелодию.
- Непонятным образом, в будущем, на аукционах было распродано: меню с борта, билет на Титаник, ключи от помещений. Вопрос возникает один: «Почему меню?»
- Экипаж корабля не готовился к крушению. Техника безопасности была на низком уровне. В спасательную шлюпку высаживалось по 25-30 человек, в то время, как она была рассчитана на 67 пассажиров.
- На борту были не только люди. 12 собак так же отправились в путешествие ценной жизни. Из них выжило 3 пса.
- Все 30 механиков погибли вместе с судном. Они пытались удерживать работу паровых машин, чтобы больше людей смогло спастись.
- Если бы затопило 4 отсека – лайнер удержался на плаву.
- Хорошая погода привела к смертям. Из-за того что в Атлантическом Океане наблюдался штиль – берега айсберга были не заметны, поскольку волны не ударялись об него.
- 10. Есть факты, что перед запуском Титаника в путешествие – внутри был пожар, в топливном хранилище, а возник он во время испытаний. В том же месте и случилась пробоина после удара.
От чего потонул Титаник, помимо айсберга?
После очередных подтвержденных фактов, ученые пришли к общему мнению.
Фирма, которая выпускала Титаник, хотела произвести рейс в точный срок. Поскольку это первый, столь масштабный прорыв в технической сфере. Компания стала торопить архитекторов и рабочих, подкидывая им дешевые материалы. Последние 6 отсека закреплялись низкокачественными заклепками. Именно они и подвергли Титаник наполнению водой. Остальные отсеки сумели противостоять и не пропустить воду в судно.
Так же, ситуации с пожаром, перед отправлением корабля не давала покоя многим членам экипажа. Никто не имел права выдать эту тайну, ведь было вложено много денег и сил в его постройку.
Помимо этого, архитекторы знали, что судно очень не поворотное и отреагировать быстро, в случаи опасности – не удастся. Но рискнули жизнями пассажиров и экипажа, ведь хотели достигнуть рекордных масштабов.
Воспоминания о лайнере и где сейчас находится Титаник?
Спасти жизни смогли далеко не все. Но тот день запомнил каждый выживший. Журналисты брали интервью у шеф-повара одного их ресторанов лайнера. Он сказал, что не чувствовал опасности, а когда началась тревога, спокойно отплыл подальше от судна и сел на ближайшую шлюпку.
Большинство выжившим, показалось, что остатки Титаника поднялись на целых 45* и торчал из воды, как штык. Но это была оптическая иллюзия. Ученые изучили всю информацию и сделали вывод, что наклон был 11* .
Все отзывались о происходящем с большим страхом и жалостью. В тот день многие потеряли матерей, отцов, мужей, дедушек, вторых половинок и даже детей. Такое происшествие вызывало слезы у каждого. И иначе быть не могло.
Сейчас глубина Титаника составляет 3800 метров. Он так и остался лежать на прежнем месте, а морские пучины вот-вот до конца разрушат его. Титаник считается важным памятником, который охраняется международными войсками.
Лайнер “Титаник”, на борту которого находились более 2200 человек, затонул в водах Атлантического океана, столкнувшись с айсбергом, в ночь на 15 апреля 1912 года. С момента этой трагедии прошло 111 лет.
Что погубило самый непотопляемый корабль в мире? Какие пассажиры были на судне? О чем говорят его обломки? Подробности – в материале РЕН ТВ.
История создания “Титаника”
Пароход “Титаник”, имевший восемь палуб, возводился в течение трех лет на верфи “Харленд энд Вулф” в Белфасте. Впервые он спустился на воду 31 мая 1911 года. “Титаник” являлся вторым лайнером класса “Олимпик”, но в его конструкции устранили несколько недостатков, поэтому он отличался от своего брата-близнеца.
Руководитель проекта – ирландский судостроитель Томас Эндрюс. Строительство “Титаника” обошлось в 3 миллиона фунтов стерлингов или 7,5 миллиона долларов США по тем временам. Судно являлось собственностью британской судоходной компании “Уайт Стар Лайн”. В момент, когда “Титаник” спустили на воду, он был самым большим судном в мире.
Фото: © Global Look Press/Picture Library/Mary Evans
Размер “Титаника”
Лайнер был 260 метров в длину, 28 метров – в ширину, 19 метров – от ватерлинии до палубы. Он имел 52 тысячи тонн водоизмещения, 16 водонепроницаемых отсеков и двойное дно. При этом предельная скорость составляла 23 узла.
Пресса сравнивала судно с тремя городскими кварталами, а высоту оценивала с 11‑этажный дом. Корабль мог вместить около 3 тысяч пассажиров, включая экипаж из 885 человек.
Устройство “Титаника”
На лайнере было разделение на три класса. Пассажиры первого класса могли пользоваться бассейном, залом для занятий физической культурой, баней, кортом для сквоша, электрованной (предок солярия) и отделением для домашних животных. В их распоряжении также были ресторан, дорого и изящно обставленные залы для обеда, а также комнаты для курения.
Сервис у третьего класса тоже был достаточно хорошим по сравнению с другими трансатлантическими пароходами того времени. Светлые и уютные каюты, в которых было чисто и тепло. В обеденном зале подавали вкусные блюда, но их выбор был небольшой, предусматривались палубы для прогулок. Пассажиры третьего класса не могли заходить в зону, где жили пассажиры первого класса.
Фото: © Global Look Press/Science Museum
Маршрут “Титаника”
Маршрут “Титаника” был достаточно сложным. Корабль отправлялся из Саутгемптона (Великобритания) и следовал в Нью-Йорк (США) с остановками в Шербуре (Франция) и Куинстауне (Ирландия). В свое первое и последнее путешествие “Титаник” отправился 10 апреля 1912 года в полдень. Крушение лайнера произошло в более чем 600 километрах к юго-востоку от канадского острова Ньюфаундленд.
Пассажиры и груз корабля
На корабле была достаточна разношерстная публика – от нищенствующих эмигрантов из Италии, Швеции, Ирландии, которые плыли за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм, которые погибли во время крушения.
Всего на лайнере находились около 10 богатейших людей Европы и США, в их сейфах хранились золото и драгоценности на сотни миллионов долларов. Экипаж корабля под руководством капитана Эдварда Джона Смита состоял из 885 человек. Среди них – 66 членов палубной команды, 300 человек машинной команды и около 500 человек обслуживающего персонала.
На судне присутствовала гарантийная группа верфи “Харланд энд Вольф”, состоящая из девяти человек. Ее возглавлял Томас Эндрюс. Она должна была устранять все возникающие неполадки, а также являлась доказательством того, что находиться на лайнере безопасно.
Фото: © Global Look Press/Scherl
Хронология событий
Столкновение с айсбергом
На пятый день пути 14 апреля 1912 года ряд судов послали сообщения об айсбергах в районе маршрута следования лайнера. Однако из-за того, что большую часть дня рация не работала, радисты не заметили их. Вечером температура резко понизилась, достигнув в 22:00 нуля градусов.
В 23:00 судно “Калифорниан” отправило сообщение об айсбергах, но телеграфист рано прервал связь и не получил их, он был занят отправкой личных сообщений пассажиров.
В 23:39 двое впередсмотрящих увидели айсберг перед судном и сообщили об этом по телефону на мостик. Офицер Уильям Мэрдок дал команду “лево руля!” Но было уже поздно.
В 23:40 произошло столкновение “Титаника” с айсбергом в подводной части судна. Шесть из 16 водонепроницаемых отсеков были прорезаны.
Крушение Титаника
00:00. 15 апреля. После полного осмотра корабля конструктор Томас Эндрюс поднялся на мостик и сообщил, что судно ждет крушение. Корабль уже дал существенный крен на нос. Капитан приказал собирать пассажиров и готовить шлюпки к эвакуации. Был подан сигнал бедствия.
00:25. Сигнал получило британское судно “Карпатия”. Оно было на расстоянии 58 морских миль, или 93 километрах. Корабль сменил курс и отправился на помощь “Титанику”. Чтобы выжать из “Карпатии” максимальную скорость, Ронстон приказал отключить все приборы вместе с бортовым отоплением.
01:30. Капитан “Титаника” распорядился, чтобы в первую очередь эвакуировались женщины с детьми, а в последнюю – мужчины, однако с правого борта старпом Мердок пускал и мужчин, если перед ними не стояли пассажиры с детьми.
02:15. Судно резко дало сильный носовой крен и подалось вперед, палубу захлестнула мощная волна, которая смыла в море часть пассажиров.
02:20. В течение пяти минут корабль погрузился под воду и пошел ко дну.
04:00. К месту крушения прибыла “Карпатия”. На борт судна приняли 712 пассажиров и членов экипажа. Им удалось спастись.
Фото: © Global Look Press/Science Museum
Погибшие и выжившие на “Титанике”
В результате этой катастрофы, по разным данным, погибло от 1400 до 1517 человек. По официальным данным, спаслись 60% пассажиров кают первого класса, 44% – второго класса, 25% – третьего класса.
До сегодняшнего дня не дожил ни один свидетель катастрофы. Последняя выжившая, Миллвина Дин, которой в то время было всего девять недель, умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет. Ее прах развеяли над морем с причала в порту Саутгемптона. Именно оттуда отправлялся в свое единственное путешествие “Титаник” в 1912 году.
Изучение обломков лайнера
“Титаник” перед тем, как его нашли, пролежал на дне Атлантического океана целых 73 года. Группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда обнаружила его в 1985 году. Под сильнейшим давлением воды корабль развалился на три части. Обломки судна раскидало по площади радиусом 1,6 километра.
В 2004 году к лайнеру была совершена одна из самых известных экспедиций. Можно сказать, что те данные, которые собрали в то время о состоянии “Титаника”, по сей день являются актуальными.
Обломки судна располагаются на глубине 3750 метров. Около крупных обломков находятся десятки тысяч более мелких фрагментов, вроде других частей корпуса, остатки мебели и прочее. Когда корабль падал на дно океана, корпус лайнера сильно деформировался, а его обшивка просто отлетела.
С виду кажется, что останки судна находятся под толстым слоем грязи. Однако это не так. Корпус постоянно очищают сильные подводные течения. Обломки покрыты ржавчиной, бактериями и отходами их жизнедеятельности. Место крушения “Титаника” уже давно облюбовали организмы, поедающие металл и древесину. Из-за этого уже исчезли некоторые части судна. Ученые считают, что к 2032 году корабль-легенда полностью канет в небытие.
Фото: © Global Look Press/imago stock&people via www.imago/www.imago-images.de
Что погубило “Титаник” и большую часть его пассажиров?
С крушением лайнера и огромным количеством жертв связано множество мелких деталей, которые повлияли на масштаб трагедии, а возможно, и на ее возникновение. Вот некоторые из них.
- Не было биноклей, они хранились в сейфе, второй помощник капитана Дэвид Блэр, которого в последнюю минуту сняли с судна, забыл передать ключ сменщику в спешке.
- “Титаник” не был оснащен прожекторами.
- На “Титаник” весь день приходили телеграммы, предупреждавшие о курсирующих в районе айсбергах, но телеграфист их не видел, так как отправлял личные сообщения пассажиров лайнера.
- На нью-йоркской конференции американских специалистов в области судостроения огласили данные, что для корпуса судна была использована сталь низкого качества.
- Персонал не получил специальной подготовки для плавания на таком большом корабле и на внушительные расстояния.
- Экипаж состоял из 39 моряков, которые недостаточно подробно познакомились с устройством “Титаника”, так как их взяли на работу прямо перед отплытием.
- Корабль двигался на максимальной скорости на опасном участке пути.
- Было всего 20 шлюпок, и их общая вместимость составляла 1178 человек, использовали только 18 шлюпок.
- В первую 65-местную шлюпку было посажено всего 12 человек.
- Только шлюпки №4 и 14 вернулись для спасения выживших, другие боялись быть затопленными в панике.
- На “Титанике” запускали белые сигнальные ракеты, на “Калифорниэне” думали, что это праздничный салют.
В 2012 году останки “Титаника” объявили объектом культурного наследия ЮНЕСКО.