В России вновь фиксируется рост числа угонов. До разгула банд автоворов в 90-е еще далеко, но тенденция, однако, на лицо. Сегодня «тачки» воруют нагло и неприкрыто: под покровом ночи со дворов, охраняемых стоянок и гаражей, в разгар рабочего дня на глазах у безразличной публики, в выходные и праздничные дни со стоянок торговых и развлекательных центров. И все благодаря пассивному потворству правоохранительной и законодательной систем, стимулирующих, по сути, развитие криминального «бизнеса».
Но всю безнадежность сложившегося положения вещей ты осознаешь лишь когда сам становишься жертвой угонщиков, а до этого момента живет вера во вездесущие камеры, спутники, биллинги и прочие штучки-дрючки, призванные помочь в раскрытии любых преступлений. И подогревают эту веру «письма счастья» от ГИБДД. Открываешь конверт и понимаешь, что «Большой брат» знает не только на каком участке и с какой скоростью ты ехал, но и то, на какой заправке заливал бензин, в какой придорожной забегаловке перекусывал и под каким кустом справлял нужду.
БЕЗНАДЕГА.РУ
И вот те на: как только дело касается розыска похищенного транспорта выясняется, что половина камер — муляжи, а другая половина либо смотрит не в ту сторону, либо на профилактике…
И это не досужие рассуждения журналиста. Это свидетельство человека, у которого в конце рабочей недели в 11 часов утра со двора дома умыкнули пусть и бэушную, но очень любимую иномарку. При звонке в службу 112 минут десять ушло на то, чтобы растолковать барышне на том конце провода, что я не маразматик, позабывший в каком дворе припарковал авто, что нахожусь в трезвом уме и полон уверенности, что пропажа транспортного средства не происки столичной службы эвакуации…
СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ… СЕКРЕТАРИ
Вскоре, видимо для охраны места преступления, подоспел наряд ППС. Ну а минут через сорок прибыл следователь со свитой. Фотографии, расспросы, бесконечная писанина заявлений, объяснений, опрос околоподъездных бабушек. В общем, где-то к 16.00 бюрократия закончилась. А вот какие-либо другие действия, реально нацеленные на розыск похищенного имущества, увы, не начались. Что в моем понимании должны были предпринять сыскари?
Ну, хотя бы поднять записи с камер, установленных на подъездах и крышах домов и по этим камерам проследить в каком направлении уехала машина… Но нет. Во-первых, пятница, ав этот день недели, как известно, нет таких дел, которые нельзя было бы перенести на понедельник. Во-вторых, кроме угнанной машины на следователе только в этот день повисли воровство зеркал с Митсубиши Паджеро, отжатые по беспределу у подростка и женщины мобильники, две квартирные кражи… Стало очевидно, что работа следователя и его коллег сводится не к практическим действиям, а лишь к написанию бумажек и взятию объяснений с «терпил». То есть по сути — к секретарской работе.
Все выходные мы с друзьями без устали объезжали соседние дворы и районы, в надежде наткнуться на похищенное авто, ведь злоумышленники нередко на несколько дней бросают машину на отстой неподалеку от места преступления. Увы, все тщетно. Но хочу снять шляпу перед служивыми из ППС, с автомобилями которых наша «поисковая группа» то и дело встречалась во дворах. Самое забавное, что после оптимизации правоохрантительной системы, на огромный район мудрые генералы оставили всего два полицейских патруля. Это ничтожно мало, но ребята работают так, что возникает ощущение их присутствия буквально в каждом квартале. Правда, на розыске угнанных авто эта активность никак не сказывается.
ГАИШНИКИ БЕЗ «ГЛАЗ»
После общения со следователем в понедельник стало очевидно, что максимум, на что он способен в рамках системы, в которой трудится, это отправить какой-нибудь абстрактный запрос в ГИБДД. Стал подключать имеющиеся связи, благодаря которым удалось в этот же день посмотреть записи с видеокамер, установленных на крышах домов и понять, что угонщик, не боясь реакции прохожих, разбил заднее окно, меньше чем за минуту обезвредил сигнализацию со штатным иммобилайзером, завел машину и неспешно уехал на ней по Рязанскому проспекту в область. По линии ГАИ выяснил, что через гаишные камеры ни Москвы, ни Московской области данное авто не проходило в этот день ни разу, хотя к госномерам угонщик не прикасался.
Замечу здесь, что все эти действия я совершил практически незаконно, потому что по правилам МВД для просмотра запией с каждой камеры сотрудник полиции, а никак не гражданское лицо, должен составлять специальный запрос, визировать его у руководящих товарищей и только после этого начинать действовать. Однако на эту процедуру может уйти до трех-пяти дней, когда машина будет уже разобрана или уйдет в ближнее зарубежье, или обретен новую жизнь под чужими документами.
При этом в процессе своего собственного расследования я выяснил, что, оказывается, работающих гаишных камер, способных считывать номера и прогонять их по базе данным (так называемая система «Поток»), можно пересчитать по пальцам одной руки. Да чего уж там — достаточно одного пальца! Если ехать по дублеру Рязанки, то там нет ни одной камеры, вылетной пост ДПС, который раньше был на пересечении со МКАД стерт с лица земли, а вместе с ним убрали от туда и «Поток». На Лермонтовском проспекте нет ни одной гаишной камеры, а на весь Октябрьский проспект (это Люберцы) — камера всего одна, да и та, в виду большого трафика, технически не способна обработать и 70% попавших в ее объектив номеров. Остальные же «электронные глаза», направленные на дорогу, либо муляжи, либо по техническим причинам не работают.
КАК ВОСКРЕСАЮТ МАШИНЫ
Полученной информацией поделился со следователем, который был немало удивлен, что за столь короткий срок гражданскому лицу удалось добыть такие сведения. У него же, повторимся, дело зависло на этапе согласования с вышестоящим руководством получения доступа к данным с камер. В этот самый момент надежда, что автомобиль найдут, полностью пропала.
И я точно знаю, что машину никогда бы не нашли. У автоворов схема отработана: после угона авто на неделю прячутв отстойник, дабы убедиться в отсутствии установленных на ней «жучков». Затем за ней приезжает барыга, который перегоняет машину на «дольний кардон», где ее «перекошмаривают» под имеющиеся документы от похожего т/с, попавшего в ДТП (обычно с аварийного авто вырезается часть кузова, где набит номер и вваривается на угнанную машину). Таким образом и воскресают сгоревшие или «тотальные» машины.
ИЩЕЙКИ ВЫХОДЯТ НА СЛЕД
Но один знакомый свел с бывшими операми (впрочем, не сложно найти этих помощников через интернет), которых «выплюнула» из своих рядов реформированная правоохранительная система. Их рекомендовали как сыщиков от Бога: дай им точные приметы муровья, и они приведут его в наручниках через пару дней. Верилось в это с трудом, но знакомый настаивал, что эти ребята находят 99% машин, по розыску которых к ним обратились. Главное, чтобы с момента угона прошло не более трех дней. За свои услуги следопыты берут вознаграждение в размере половины цены похищенного транспорта, но не менее 300 000 рублей. То есть, сами понимаете, владельцу подержанных «Жигулей» обращаться к ним за помощью экономически бессмысленно, а вот если вы до недавнего времени были хозяином приличного незастрахованного по КАСКО авто, то игра стоит свеч.
Не буду долго рассусоливать: они подняли записи с городских камер, по которым отследили машину до границы с Московской областью. Затем подключились благодаря связям с бывшими коллегами к областным комплексам фиксации и выясняли, что машина уехала в Лыткарино, где возле одного из продуктовых магазинов злодеи стали менять номера. Поехали на место и просмотрели записи с магазинных камер благодаря чему выяснили, на каких номерах авто поехало дальше. Но на одной из Лыткаринских улиц она окончательно потерялась — явно встала на отстой где-то в этом квартале.
В течении дня, методично обходя двор за двором, частные сыскари обнаружили «трофей», фотографии которого прислали мне на телефон. Номера висят другие (спереди волгоградский номер, сзади — подмосковный), но свою-то «ласточку» по характерным приметам узнаешь из тысячи. Чтобы получить адрес нахождения авто, нужно перечислить на карточку оговоренную сумму. Когда я выполнил условия нашей устной договоренности, они сообщили точный адрес и до моего приезда присматривали за «найденышем». Затем объяснили, куда нужно звонить, что говорить и как действовать дальше.
ПАССИВНЫЙ РОЗЫСК
Фантастика? Нет. Просто пример хорошей работы, которую не в состоянии делать полиция. За эти пять дней, что прошли с момента пропажи машины до момента ее обнаружения, официальные органы успели лишь приобщить к делу пару бумажек и 30-секундное видео, снятое камерой с крыши дома, где видно, как кто-то разбивает стекло, садится в авто и уезжает на нем в неизвестном направлении. Теперь я точно знаю, что отечественная полиция если и способна найти угнанный автомобиль, то он будет либо впечатанный злодеями в столб, либо сгорит дотла. То есть найдут тогда, когда он найдется сам.
Прошу понять правильно, я вовсе не глумлюсь над сотрудниками полиции за их профессиональную недееспособность. Нюанс в том, что они работают в системе, которая от них требует не возврата собственности гражданам, а совершенно иного. Что видно по моему делу. Машина найдена и я чертовски доволен. Но вот служивым от этого ни горячо, ни холодно, ведь преступление не раскрыто, а значит для них это «висяк». А вот если задержать подростка, попавшегося по дурке на угоне машины и навесить на него все автокражи района, случившиеся в этом году, то благодарственные грамоты, материальные поощрения и новые звезды на погонах гарантированны. И плевать, что 30 автовладельцев (с приставкой экс) так и остались ни с чем. Очевидно, что заниматься розыскам угнанного автомобиля, украденного мобильного телефона или имущества из обнесенной форточником квартиры, полицейские никогда и не будут, потому как от них этого не требует система.
ДЕЛА БУМАЖНЫЕ
Более того, если руководство узнает, что опер занимается не поимкой автовора, а розыском похищенной машины, его подвергнут дисциплинарному взысканию, а то и вовсе обвинят в коррупции и с треском вытурят из органов. А то, насколько хорошо работает оперативник, руководство оценивает исключительно по бумажкам, подшитых к делу. Вот потому вместо реальных дел сотрудники полиции строчат лишь рапорты (а называя вещи своими именами — пишут сочинения) про то, какие следственные мероприятия они проводят в рамках того или иного дела. И не беда, что к реальному положению вещей это не имеет никакого отношения. Но окончательно добила и полностью разочаровала в полиции ситуация со снятием машины с розыска и вызволением ее со стоянки ОВД.
Перво-наперво нужно пройти экспертизу, чтобы криминалист задокументировал, перебивались номера или нет. Запись на сие мероприятие аж на две недели вперед. Еще неделя у правоохранителей ушла на то, чтобы забрать готовое заключение. Еще несколько дней длилась эпопея с подачей какой-то бумаги в главк на снятие машины с розыска. Самое смешное (хотя чего тут смешного?), что зачастую волокита случалась из-за… отсутствия бумаги для принтера или внезапно закончившегося тонера. А чтобы получить такие банальные расходники, рядовым служивым надо пройти через все круги бюрократического ада. Чтобы ускорить процесс, пришлось подарить им пачку бумаги.
ЗАКОНЫ ПИШУТ ДЛЯ БАНДИТОВ
Помощь и всяческое содействие автоворам, похоже, является государственным курсом. Ведь со стороны властей делается абсолютно все, чтобы превратить жизнь бандитов в малину. Начать хотя бы с того, что автомобильный двигатель стал обыкновенной запчастью, а потому идентификационный номер мотора при регистрационных действиях не проверяется. И чтобы легализовать краденную машину, достаточно перебить VIN-номер, что для асов своего дела — плевое мероприятие.
Под благовидным предлогом (дескать, слабая эффективность) ликвидированы стационарные посты ДПС, каждый из которых был оснащен системой «Поток», которая худо-бедно, но вносила свою лепту в борьбу с угонами. Да и проверка машин на таких постах была вдумчивой и всесторонней.
В свое время была идея напылять на детали автомобиля микроскопические метки с уникальными номерами, благодаря которым можно идентифицировать не только автомобиль, но и отдельные его запчасти. Данный проект по каким-то причинам свернули.
Система ЭРА-ГЛОНАСС имеет большой потенциал по части борьбы с автоворовством. По сути, каждый автомобиль, оснащенный ею, имеет «жучок», с помощью которого компетентные органы могут в любое время дня и ночи определить местоположение машины, прослушивать и записывать разговоры людей, находящихся в салоне. Однако ориентировать систему ГЛОНАСС на борьбу с угонами никто не спешит.
Автовзгляд.ру
Статистика угонов Порядок действий Эпидемия угонов
Угоны — глобальное явление. В абсолютных величинах здесь безоговорочный лидер США, где за год в среднем похищают почти 750 000 транспортных средств (ТС). РФ в этом рейтинге занимает лишь 9-е место (порядка 56 000 ТС), с большим отрывом отставая от идущей 8-й Канады.
За десять месяцев 2022 года в России было зарегистрировано 19614 угонов и краж колесных транспортных средств, включая легковые и грузовые автомобили. Из них злоумышленники угнали 11601 транспортное средство (-9,1% относительно января-октября 2021 года), а украли — 8013 (-18% относительно января-октября 2021 года). Дело в том, что УК РФ разделяет собственно угон и хищение автомобиля:
Согласно части 1 статьи 166 УК, угон — неправомерное завладение автомобилем или иным ТС без цели хищения, т.е. без корыстных намерений То же действие, но с целью перепродажи ТС или разборки его на запчасти квалифицируется уже как кража (тайное хищение чужого имущества), меру наказания за которую определяет статья 158 УК.
Изначально уголовное дело возбуждают по факту угона, а переквалифицируют по статье «Кража», если автомобиль не находят в течение 10 дней.
👉 Какие автомобили и откуда чаще всего угоняли в 2022 году. Антирейтинг
Так или иначе, лидерами по числу угонов в РФ по понятным причинам остаются Москва и Санкт-Петербург (в 2021 году примерно по 1500 в каждой столице). Подробнее о статистике угонов в РФ читайте в наших материалах [1] и [2].
В процентном отношении к парку автомобилей число угонов (как бы ни квалифицировали это деяние юристы) в РФ не выглядит устрашающим. Тем не менее, риск не по своей воле расстаться с движимым четырехколесным имуществом все же существует. Если такое неприятное событие станет фактом, паниковать бесполезно. Но что делать?
Угнали машину: порядок действий
Прежде всего, надо удостовериться, что произошел именно угон (хищение). Само по себе отсутствие автомобиля на том месте, где вы его оставили, еще не «приговор».
1. Позвоните родственникам или друзьям, у которых есть ключи от вашей машины.
Возможно, произошла накладка, или кто-то решил вас разыграть.
2. Убедитесь, что машина не на штрафстоянке
Сделать это можно, позвонив в дежурную часть полиции по номеру 102 или 112 (с мобильных телефонов). При этом потребуется сообщить оператору госномер, марку автомобиля и место, где он был оставлен.
В Москве гораздо больше вариантов узнать об эвакуации автомобиля:
По горячей круглосуточной линии, позвонив по бесплатным номерам +7 495 539-54-54 (с городских телефонов) или 3210 (с мобильных телефонов) По СМС, отправив сообщение «ЭВ госномер ТС» на номер 7377 Онлайн. Для этого потребуется указать госномер ТС на портале https://www.mos.ru (доступ к нужной странице открывается через вкладки «Услуги»/»Транспорт»):
https://parking.mos.ru/ (поле для заполнения на главной странице сайта):
https://transport.mos.ru/ (доступ к вкладке с главной страницы сайта):
https://avtokod.ru/ (доступ к нужной странице через вкладку «Проверка автомобиля» на главной странице сайта):
С помощью приложения «Парковки Москвы»:
Учитывайте, что информация об эвакуированных автомобилях может обновляться несколько часов.
3. Обратитесь в полицию
Если выяснилось, что автомобиль не эвакуирован на штрафстоянку:
Позвоните немедленно в полицию по тем же номерам 102 или 112 (для мобильных телефонов) После прибытия сотрудников МВД на место угона и оформления соответствующих документов обратитесь в ближайшее отделение полиции и напишите заявление об угоне. Вам понадобится паспорт и СТС. В заявлении помимо прочего стоит указать приметы угнанного ТС, какие предметы находились в салоне, отметить наличие противоугонных устройств. По возможности приложите к заявлению фото вашего автомобиля Получите заполненный талон-уведомление о принятии заявления Получите справку об угоне ТС и постановление о возбуждении в связи с этим уголовного дела Получите акт приемки полицией СТС и ключей от автомобиля, если их у вас забрали в отделении 4. Обратитесь в страховую компанию
Только если у вас оформлен полис каско, в первые два дня после угона обратитесь в свою страховую компанию и подайте заявление по страховому случаю. Одновременно предоставьте пакет документов. Как правило в него входят:
паспорт гражданина РФ; справка о факте угона ТС; постановление о возбуждении уголовного дела; талон-уведомление о принятии заявления об угоне; ключи от автомобиля и СТС или их акт приемки из отделения; полиции. Если автомобиль угнан с документами на него, потребуется их восстановить или получить временные; ПТС; страховые полисы ОСАГО и каско; документы об оплате страхового взноса; диагностическая карта; реквизиты банковского счета.
Компенсацию выплачивают в среднем через два месяца после обращения. Страховая выплата не положена, если автомобиль вернут владельцу до перечисления денег на его счет. Напротив, после произведенной выплаты найденный автомобиль, перешедший в собственность страховой компании, не передадут бывшему хозяину.
5. Обойдите ближайшие к месту угона дворы, парковки
Нередко злоумышленники оставляют свою добычу на несколько дней недалеко от места угона. Надо воспользоваться этим шансом. Если автомобиль удалось найти, забрать заявление об угоне не получится, поскольку такая процедура не прописана в законе. Однако при отсутствии претензий к угонщику можно обратиться в суд с заявлением о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон. Такую возможность дает статья 25 УПК.
Не менее важно то, что после обнаружения автомобиля надо, не трогая его, сразу заявить о находке в полицию. После составления протокола изъятия автомобиль заберут для проведения экспертизы, чтобы установить способ угона, не перебиты ли номера кузова и двигателя. Согласно пункту 3 статьи 144 УПК, срок проведения этой процедуры может составлять до 30 суток. В любом случае, вернут автомобиль, признанный вещественным доказательством, только после рассмотрения уголовного дела или в случае вынесения следователем постановления о передаче вам машины на ответственное хранение (часть 4 статьи 82 УПК) до вынесения судебного решения.
6. Запросите записи с камер наблюдения
Обратитесь в управляющие компании, в чьем ведении находятся камеры наблюдения рядом с местом угона, и запросите видеозаписи.
7. Разместите объявление об угоне в соцсетях
Найдите в соцсетях группы для поиска угнанных автомобилей в вашем городе и напишите пост с подробным изложением ситуации, приложив фото вашего пропавшего четырехколесного друга. Есть шанс, что кто-то из сообщества сможет дать полезную информацию. Назначать ли за нее вознаграждение — решать вам, но деньги переводите только после получения доказательств о том, что автомобиль действительно обнаружен.
Ищем угнанный автомобиль и находим его сами
Время на прочтение
7 мин
Количество просмотров 50K
О том, что делать, чтобы автомобиль не угнали, написано уже много. Способы есть разные и, на мой взгляд, лучший из них – это авторская противоугонка, которая совмещает в себе электронную и механическую блокировки. Но сегодня не об этом. Сегодня о том, как найти машину, если её все-таки угнали.
Если эту статью вы читаете уже после того, как машину у вас угнали, могу вам только посочувствовать и посоветовать написать заявление в полицию после чего посвятить неделю своей жизни на тщательное изучение всех ближайших кварталов, тупиков, стоянок, гаражных кооперативов – мест, где можно оставить машину на время до тех пор пока ее не перестанут усердно искать. В общем же статья для тех, кто не надеется на авось и готовится к тому, что его машину когда-нибудь угонят, уже сейчас.
Итак, прибор, о котором пойдет сегодня речь, называют по-разному: автомаячок, GPS-метка и так далее. Я буду рассказывать на примере Автофон Альфа-Маяк.
В чем суть
Основная его идея в том, чтобы передавать владельцу свои координаты, и помочь тем самым найти угнанный автомобиль. На самом деле вместо машины может быть всё, что угодно: собака, ребенок, дедушка, турист, амурский тигр, чемодан, квадроцикл, велосипед.
Пользоваться им предельно просто. Активируешь сам прибор, прячешь его в машине GPS/ГЛОНАСС-приемником (надписью) вверх, регистрируешься в приложении или на сайте и ничего не делаешь до тех пор, пока автомобиль не угнали (или пока ты его не продал).
Как работает
По умолчанию прибор находится в спящем режиме и раз в сутки отправляет на сервер свои приблизительные координаты по LBS, то есть координаты, вычисленные не по спутникам, а по сотовым вышкам. В мегаполисе точность такого метода составляет около 50 метров, в деревнях погрешность может доходить до полутора километров. А если сотовой связи в этом месте нет, то координаты определить вообще не удастся. Впрочем, для дежурного режима этого достаточно.
В боевом режиме, когда автомобиль угнали, можно включить передачу координат о местоположении машины по спутникам. Можно задать интервал времени, с которым будут приходить координаты, можно включить постоянный онлайн режим. Минус постоянного онлайн режима в том, что батареек надолго не хватит (счет пойдет на дни или часы).
В дежурном режиме заряда хватит на 2-3 года. Но все команды, пришедшие на маячок, будут накапливаться на сервере и осуществляться только раз в сутки, когда прибор будет активироваться, чтобы сообщить свои координаты. Конечно, в настройках можно изменить интервал и время выхода на связь, но чем чаще прибор будет активироваться, тем на меньшее время хватит заряда батареек (трех пальчиковых). В настройках можно также попросить прибор передавать каждый раз не только LBS, но и GPS-координаты (расплачиваться опять-таки придется зарядом).
Для кого-то то, что прибор выходит на связь раз в сутки, а следовательно и принимает новые команды тоже раз в сутки, может показаться минусом (например, для меня, когда я его тестировал). Но в действительности, когда с машиной все в порядке и она стоит там, где вы ее оставили, чаще и не надо. Более того, сделано это по умолчанию отнюдь не только для экономии заряда, а для того, чтобы угонщики не смогли определить то, что в машине есть маячок и заглушить GSM-сигнал. Выходя на связь раз в сутки, прибор активен всего 3 минуты в день и вероятность того, что его обнаружат, стремится к нулю, учитывая то, что глушилки, как правило, выключают после того, как машину поставили в отстойник.
Данные передаются по каналу GPRS, то есть только тогда, когда есть сигнал сотовой связи. Иными словами, главный недостаток этого устройства в том, что если поставить машину в отстойник в такое место, где не ловит связь, он ничем не поможет. В магаполисах такими местами могут быть разве что бетонные подземные гаражи. А вот в глубинке к гаражам добавляются крохотные деревни, овраги на трассах и просто богом забытые места.
Что делать, если машину угнали
Теперь на минутку представим, что вы выходите на улицу, а машины нет. Два варианта. Либо ее эвакуировали, либо угнали. Про эвакуацию можно узнать по телефону ГИБДД, но можно не узнавать и сразу пойти в полицию писать заявление об угоне (информацию об эвакуации они проверят сами). После этого нужно звонить в службу реагирования Автофона, назвать им номер заявления, которые вы только что написали, и ждать. Они сами будут взаимодействовать с полицией, если прибор выходит на связь.
При этом маячок нужно перевести в онлайн режим. Или как минимум в боевой, чтобы он присылал координаты чаще, чем раз сутки. В этот момент вас может раздражать, что для этого нужно ждать момента, когда альфа-маяк пробудится (напоминаю — делает он это по умолчанию раз сутки).
Как только прибор пробудился и перешел в онлайн режим, по карте из мобильного приложения можно его отслеживать. Если представить ситуацию, когда координаты привели вас в гаражный массив, нужно активировать микрофон, позвонив на номер телефона, который привязан к сим-чипу прибора. По умолчанию этот номер вы даже не знаете, потому что он предоплачен на три года вперед, и знать его нет никакого смысла. После того, как вы узнали номер телефона, пополнение счета лежит на ваших плечах, но вы можете позвонить на прибор и, простукивая гаражи, понять, где находится машина, есть ли там кто-то или машина стоит в гордом одиночестве.
Что в итоге
Как показали мои тесты, если прибор работает так, как и должен работать, машину вы найдете очень быстро. В моем случае, прибор прислал точные координаты и из стандартного бетонного гаража, и с многоярусной надземной парковки. Неудачу пришлось потерпеть только на подземном паркинге, где пропадает сигнал и от спутников, и от сотовых вышек.
Выходит, что маячок не поможет только либо в богом забытой глуши, где нет связи, либо если сели батарейки. Но в любом случае можно попытаться найти машину по треку, который будет у вас в личном кабинете, и по последней отмеченной точке на карте.
Как показывает статистика, угонщики в большинстве случаев не заморачиваются с тем, чтобы спрятать машину там, где не ловит связь и не принимают спутники, так как они не знают о нахождении метки в машине, а во всех остальных случаях смысла в этом нет. Чаще всего машина находится в нескольких кварталах от места кражи, в безлюдных переулках, тупиках и на заброшенных территориях.
Подробности
Прибор по размерам сравним со спичечной коробкой. Мест, где его можно спрятать в машине, масса. Есть только два условия: его нужно располагать надписью вверх (туда направлен навигационный модуль) и нельзя размещать под толстым слоем металла, иначе сигнал будет намного слабее.
Зайти в личный кабинет можно с компьютера, планшета или смартфона. Искать автомобиль удобнее всего с последним в руках.
Два скриншота, которые наглядно демонстрируют точность определения координат по спутникам (GPS/ГЛОНАСС) (левый скриншот) и по сотовым вышкам (LBS) (правый скриншот). В первом случае координаты автомобиля и меня со смартфонам в руках совпадают, во втором случае я по-прежнему нахожусь в автомобиле (точка «Я»), но по сигналам сотовых вышек машина якобы находится в полутора километрах от меня (точка «А»).
Судя по изображению в приложении, я стою рядом с автомобилем. На самом деле машина в пяти метрах позади меня. Фактическая точность – 5 метров, обещанная – 15 метров.
Если передатчик не выходит на связь или находится в месте, где нет сигнала сети, на сервере останутся треки автомобиля. По умолчанию точки на карте соединяются прямыми линиями. При этом координаты точек в дежурном режиме определяются по LBS координатам, так что можно определить лишь примерное направление движения автомобиля (правый скриншот – перемещения в городе, средний – между городами и пригородами). Если же перевести прибор в онлайн режим, то можно будет отследить точный маршрут вплоть до улиц и домов по спутниковым координатам (правый скриншот).
Имитация закрытой надземной многоуровневой парковки (передатчик лежит в доме номер 13, в кастрюле с толстыми стенками вдали от окон, за двумя кирпичными стенами, в шкафу, заваленный кучей тряпок). Маячок выдает координаты то по одну сторону от здания, то по другую (крыло здания, кстати, определено верно), но усердно не хочет признавать то, что он находится в здании. И, разумеется, возникают проблемы с определением этажа.
Машина находится в стандартном закрытом гараже из железобетонных плит с железными воротами. Судя по скриншоту и погрешности в 16 метров, автомобиль стоит в одном из шести гаражей рядом с точкой «А». В действительности так и есть. Чтобы точно определить гараж, нужно активировать микрофон, позвонить на передатчик и, простукивая ворота, слушать в телефоне эхо. Если оно отчетливое, значит это нужный гараж, можно вызывать полицию и вскрывать.
На что обратить внимание при покупке
Я тестировал и рассказывал о приборе Автофон Альфа-Маяк. Этот прибор полностью отечественная разработка, которая собирается в России. Принцип работы других маяков (если это не китайская подделка) похожий, но есть нюансы.
1. Сим-карта может быть не встроенная, тогда вам придется самому выбирать оператора, тариф и следить за балансом.
2. Прибор может подключаться к бортовой сети автомобиля, и если у него нет своего более или менее емкого источника питания, при отключении аккумулятора у машины (а угонщики нередко так делают), прибор будет бесполезен.
3. Есть модели маячков без микрофона. В этом случае, если координаты приведут вас в гаражный комплекс или парковку с индивидуальными боксами, найти машину будет очень сложно (вскрывать все гаражи вам никто не позволит).
4. Есть модели, где вместо батареек встроен аккумулятор и его нужно периодически заряжать.
5. Не путайте GPS-маячки с LBS-метками. Последние могут отправить вам только примерные координаты по сотовым вышкам. Стоят они дешевле, в дежурном режиме почти ничем не отличаются от GPS-маячков, но в боевом режиме будут почти бесполезны (представьте каково это искать машину на площади в 10-15 квадратных километров).
6. Автофоном, который испытывал я, можно управлять через приложение, что интуитивно понятно. Некоторые производители дают возможность посылать команды на прибор только через смс, что не так удобно.
7. Как я написал выше, у прибора которой тестировал я (не буду в очередной раз называть его, чтобы не было похожу на рекламу), есть бесплатный сервис, который берет на себя взаимодействие с полицией. У многих других производителей его нет.
8. Если вы часто ездите заграницу, уточните при покупке, работает ли прибор вне России. Часто – нет.
Альтернатива
По сути GPS-маячок – это дешевая альтернатива дорогим спутниковым сигнализациям типа Цезарь-Сателлит, которые кроме того, что дорого стоят (от 25 000 рублей) ещё и требуют абонентской платы (около 1000 рублей в месяц). Более того, спутниковые навигации чаще всего устанавливают на дорогие внедорожники и премиум-седаны, а угонщики, зная это, глушат их. Маячки же большую часть времени никак себя не выдают. К тому же, если в машине спрятать два-три маячка, вероятность вернуть машину увеличивается не в два-три раза, а в десятки раз.
Александр Долгих, Ульяновск
Со скидкой 10% Автофон Альфа-Маяк можно купить по промокоду GEEKT-AF.
Блогерам и авторам, информация
Компания «Даджет» заинтересована в публикации независимых объективных обзоров даджетов в разного рода СМИ и с радостью предоставит даджеты блогерам и авторам, желающим протестировать их и написать обзор.
Устройство после написания обзора остается у автора. Компания не пытается указывать автору, что именно писать о нашем товаре, но просит показать статью до публикации. В этом случае есть возможность уточнить информацию и предотвратить ошибки. Учитывать ли комментарии компании или нет, всегда остается на усмотрение автора.
Подробнее…
Информация
Как находят угнанные автомобили?
Как находят угнанные автомобили — вопрос этот интересует многих автомобилистов, пострадавших от угонщиков, которые могут действовать как по одиночке, так и целыми группировками. Статистика по угонам и по розыску в целом по России не самая утешительная — по разным оценкам найти удается от 7-ми до 15-ти процентов угнанных автомобилей. То есть из 100 случаев, только 7-15 удается раскрыть.
Мы уже рассказывали читателям портала Vodi.su о том, что нужно делать, если ваш автомобиль угнали. Сейчас же хотелось бы узнать, какие именно методы используются для поиска угнанных автомобилей.
Конечно, сотрудники внутренних органов не раскрывают всех своих секретов, но приблизительную картину составить можно. Прежде всего, от пострадавшего требуется как можно быстрее сообщить в полицию об угоне. Сделать это нужно для того, чтобы преступники не успели скрыться.
После того, как вы сообщили все данные автомобиля и написали заявление, информация о транспортном средстве вносится в единые базы ГИБДД и становится доступной на всех постах ДПС, патрулю ГИБДД. Начинается операция «Перехват» — то есть авто, которые соответствуют описанию будут останавливать и проверять.
Кроме того, в каждом подразделении ГИБДД есть группы специалистов, занимающиеся угнанными авто. Время от времени проводятся розыскные мероприятия, когда сотрудники ходят по стоянкам, парковкам, гаражам и ремонтным мастерским, сверяя номера и VIN-коды, проверяя документы у владельцев. Особое внимание уделяется тем транспортным средствам, которые относятся к наиболее угоняемым моделям.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий ГИБДД тесно сотрудничает с полицией. Возбуждается уголовное дело и начинаются ОРД или ОРМ — оперативно-розыскные действия/мероприятия по делу об угоне движимого имущества. Имеется целый ряд методических пособий о том, как проводятся ОРД. Они подразумевают тесное сотрудничество различных подразделений, кроме того ведется обмен информацией между соответствующими службами разных стран.
В процессе расследования может возникнуть 3 типичных ситуации:
- обнаружение транспортного средства и лиц, ответственных за его хищение;
- транспортное средство обнаружено, однако угонщикам удалось скрыться;
- не установлено местонахождение ни транспортного средства, ни лиц, совершивших угон.
Бывает и такое, что оперативники задерживают организованную группу лиц или одиночно работающих угонщиков, после чего выясняют, замешаны ли они в других преступлениях.
Обратите также внимание, что в юридической практике используются два термина, относящихся к пропаже автомобиля:
- угон — завладение ТС без цели его хищения;
- кража — завладение с целью хищения, то есть неправомерной перепродажи, распила и так далее.
Оперуполномеченный, на которого возлагаются обязанности по ведению дела, применяет в процессе поиска все существующие наработки и методы: тщательный осмотр места происшествия, поиск различных следов и улик — битое стекло, следы самого автомобиля, окурки, частицы краски. Такой осмотр помогает установить способ угона, приблизительное количество лиц, совершивших преступление, дальнейшую судьбу автомобиля — отбуксировали, погрузили на эвакуатор, уехали своим ходом.
Наибольшее количество улик находят в том случае, если воры проникли в гараж.
Следующим шагом является осмотр близлежащих дворов вместе с потерпевшим. Если все делается оперативно, то у преступников нет достаточно времени, чтобы скрыться далеко, в таком случае выявить автомобиль можно на стоянках, в гаражах, мастерских.
Поиск угнанных авто с помощью современных средств
Параллельно с полицией работают посты ДПС и ГИБДД. На сегодняшний день их возможности значительно расширены благодаря внедрению в больших городах камер видео и фото фиксации. Так, еще в конце 2013 года начала действовать в Москве программа «Паутина», основная цель которой — анализ передвижения транспорта в пределах Москвы. Она может распознавать марку и модель авто, а также считывать номера, сразу же проверяя их по базе угнанных авто.
В огромной базе данных хранится информация о маршрутах передвижения многих миллионов московских автомобилей. Здесь использован простой принцип — большинство автомобилистов ездят всегда по одним и тем же маршрутам. А если вдруг окажется, что автомобиль, который зарегистрирован в СВАО, надолго исчезает из виду, а потом неожиданно его замечают в ЮЗАО, это может показаться подозрительным. И даже в том случае, если номер у автомобиля уже изменен, система проверит, не числится ли в базах угона данная марка. Дежурному инспектору отправляется тревожный сигнал и он может на месте проверить данный автомобиль.
Согласно статистике за 2013 год, благодаря данной системе удалось найти порядка четырех тысяч машин, что составило примерно 40% от общего количества угнанных авто. Правда это или нет, мы подтвердить не можем, но система «Паутина» работает пока только в Москве и ближайшем Подмосковье, и насчитывает около 111 тысяч камер. Примерно таким же образом работает и еще одна система распознавания номеров — «Поток».
Используют в своей работе сотрудники и средства слежения с помощью GPS-треккеров или ГЛОНАСС. Но это эффективно лишь в том случае, если ваше авто было оснащено данным средством. Кроме того, профессиональные угонщики знают миллионы способов, как отключить или заглушить все эти средства.
Также, по большому счету полиция хорошо осведомлена практически о каждом из нас и подозрительные личности всегда берутся на заметку. Поэтому им не составит особого труда узнать от своих многочисленных осведомителей, кто причастен к угону того или иного автомобиля.
Но сказываются различные факторы:
- нехватка времени и людей;
- банальное нежелание работать;
- связи — можно много найти рассказов о том, что сами полицейские повязаны с этим бизнесом.
Стоит сказать, что автомобили в Москве и в целом по России угоняют достаточно часто. В Москве в 2013 году было угнано около 12-ти тысяч машин. Найдено же — порядка 4000. Но это благодаря этим самым современным средствам слежения. В регионах ситуация еще хуже. Поэтому запомните, что в случае кражи, шансы найти автомобиль небольшие. Используйте все доступные средства защиты: гараж, платная стоянка, система сигнализации, иммобилайзер, механические блокираторы.
Загрузка…
Я много раз слышал про угоны автомобилей, но никогда не думал, что окажусь потерпевшим.
Ночью 9 мая у меня угнали автомобиль из-под прицела двух видеокамер.
Разберемся, как действовать автовладельцам, чтобы вернуть автомобиль после угона.
Всё в семье
Сначала убедитесь, что машина не у супруга или другого близкого человека, который имеет доступ к автомобилю. Вы удивитесь, как часто машину заявляют в угон, когда жена поехала на ней за покупками.
Проверьте эвакуацию
Машину могли эвакуировать из-за неправильной парковки. Позвоните по номеру экстренных служб 112, чтобы уточнить, эвакуировали ли вашу машину. Если информации об эвакуации нет, обращайтесь в полицию.
В Москве данные о парковках и эвакуации есть у специальной организации — ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства». Ее телефон +7 495 539-54-54.
Обратитесь в полицию
Если данных об эвакуации вашей машины нигде нет, звоните в полицию. В течение часа должен приехать участковый, который возьмет показания и отвезет вас в участок, чтобы оформить заявление: он его либо напишет сам, либо попросит вас написать по образцу. Потребуется паспорт и свидетельство о регистрации транспорта.
После подачи заявления вам дадут талон. Сохраните его — это докажет вашу невиновность, если угонщики попадут в ДТП.
Также полезно сразу же получить в полиции еще три документа:
- постановление о возбуждении уголовного дела и справку о факте угона — понадобятся для налоговой, чтобы приостановить начисление транспортного налога;
- акт приемки документов и ключей — нужен для страховой, чтобы подать заявление на возврат денег по каско.
Эти документы вы сможете получить и позже, когда будете заниматься налогами и страховкой, но, чтобы два раза не ходить, оформите их сразу.
Записи с камер наблюдения
Тот факт, что машину во время угона снимали камеры, мало что значит. В полиции мне сразу сказали, что камеры не помогут. Но это не повод ничего не делать.
Я потратил три дня на получение записи у управляющей компании. В процессе выяснилось, что одна камера вообще висит для красоты и не работает.
Зато теперь знаю, что ставить машину на ночь под камеру не панацея.
Привлеките внимание
Скорее всего, 2—3 недели после угона ваша машина будет находиться в отстойнике. Отстойник — это место, куда воры перегоняют автомобиль до продажи.
«Обычно после угона машина не уезжает дальше 3—5 км. Это связано с тем, что угонщики исходят из худшего сценария: об угоне сообщат сразу. На перегон машины есть 3 минуты, пока информация не дойдет до передвижных экипажей полиции. За это время нужно перегнать машину в отстойник, не привлекая внимания», — говорит Мария Ермилова, дежурный следователь УМВД Приморского района Санкт-Петербурга.
Поэтому важно как можно быстрее проинформировать небезразличных жителей города. Для этого есть специальные группы в соцсетях для поиска угнанных машин. Люди, которые ищут свои машины, нередко натыкаются на угнанные машины других потерпевших. Есть энтузиасты, которые подключаются к поиску за вознаграждение. Ищите похожие группы в своем городе.
Подобным образом свою машину нашла Алёна Богданович из Санкт-Петербурга. Угонщики спрятали ее машину в гаражном кооперативе. Нашли машину благодаря бдительности местных во «Вконтакте». Угонщики успели сменить номера и перепрошить сигнализацию, но в итоге полиция разобралась и машину вернули. На поиск и возврат машины ушел месяц.
Объявите вознаграждение
Сотрудники полиции не заинтересованы искать: их задача — раскрыть уголовное дело и поймать преступников. Если машину найдут, а грабителей нет — дело не будет закрыто, а статистика раскрываемости преступлений ухудшится.
Предлагать деньги напрямую нельзя — это взятка. Но можно открыто объявить вознаграждение, которое получит любой, кто найдет автомобиль.
Общественное движение автомобилистов МДА «Автобрат» выступает поручителем, который гарантирует выплату вознаграждения третьим лицам, если они найдут угнанную машину. Это коммерческая организация, которая зарабатывает на этом деньги.
Поручитель передает сведения о награде в ОМВД — инициатору розыска — и информирует об угнанном автомобиле и сумме вознаграждения у себя на сайте. Любой желающий, который знает о местонахождении угнанного транспорта, получит объявленное вознаграждение за достоверную информацию.
Комиссия за услуги оплачивается целиком сразу после заключения договора. Деньги обещают вернуть, если автомобиль не найдется: в договоре это прописано как выплата материальной помощи. Но есть ограничение: чтобы получить всю сумму комиссии, нужно застраховать по каско любое ТС стоимостью свыше 60 000 евро. Если сумма страховки меньше 25 000 евро, то выплата составит 20% от комиссии.
Схема поручительства похожа на обман с целью заработать на пострадавших. Ведь те готовы использовать любой шанс, чтобы вернуть машину. В МВД подтверждают, что МДА «Автобрат» действительно передает информацию о вознаграждении, но не знают, скольким людям это помогло.
Разместите объявления в группах
Сообщество поиска угнанных автомобилей размещает объявления бесплатно. Пострадавший публикует на сайте данные об угоне, которые видят все посетители. Неравнодушные очевидцы сообщают информацию о похожих или подозрительных машинах оператору или добавляют в соответствующий раздел на сайте.
За дополнительную плату можно выделить объявление или сделать смс-рассылку участникам сообщества.
Машину Алёны Шушкевич украли спустя 5 дней после моей. Через две недели машину нашел участник сообщества в пригороде Санкт-Петербурга. Машина была с белорусскими номерами и новым номером кузова. Похоже, ее готовили к перегону.
Человек, который прислал фотографию угнанной машины сообщил, что видел мой автомобиль в этом же районе три дня назад. Он запомнил салон индивидуального исполнения, который был бордово-коричневого цвета — такой не предусмотрен в комплектациях от производителя. Очевидец не знал, что этот автомобиль в розыске и сообщил только после моего обращения, но автомобиль уже перегнали.
Избегайте мошенников
Как только вы заявите об угоне в интернете, вами заинтересуются мошенники. Они будут предлагать раскрыть место угнанной машины за деньги.
Пока я искал машину, со мной связались двое. Оба утверждали, что знают, где стоит моя машина, и готовы поделиться этой информацией. Я просил их прислать фотографии, они начинали юлить:
И ставить ультиматумы:
Признаки мошенника:
- Не может назвать примет автомобиля.
- Звонит из другого региона.
- Просит отключить или поменять симкарту.
- Обещает сначала показать машину, а когда вы приезжаете, просит перевести деньги через терминал. Оправдывается тем, что боится и нужно подстраховаться.
Если вам прислали фотографии вашей машины, попросите сделать новые снимки определенным образом — например, с отверткой и телефоном на водительском сиденье, на фоне сегодняшней газеты, отдельно царапины и вмятины. Иногда преступники рассылают фотографии по закрытым группам в соцсетях, чтобы ими пользовались вымогатели.
Искать самому
Если машину угнали меньше недели назад, есть вероятность найти ее своими силами. Иногда хозяева находят машины в отстойниках, которые расположены в одном или двух районах от места угона.
Просто ходить по соседним районам малоэффективно: из-за неизвестности и масштаба быстро утрачивается вера и появляется чувство безнадежности. Лучше систематизировать поиск. Позвать на помощь друзей или обратиться к волонтерам, чтобы разделиться на группы и искать быстрее.
Составьте маршрутные карты мест, где чаще всего находят угнанные машины. Такую информацию можно получить в сообществах с объявлениями об угонах или у следователя, который владеет статистикой. По мере продвижения по маршруту поиска отмечайте на картах территории, которые удалось проехать. Так вы не запутаетесь, где уже были, а где нет.
Объезжать дворы лучше на велосипедах. В отличие от машины на них просто разворачиваться и заезжать внутрь закрытых дворов.
В одном из таких дворов Гарик из Москвы нашел свою хонду, методично объезжая район угона.
Моя машина не нашлась
Спустя два месяца мою машину найти так и не удалось, хотя я был в шаге от того, чтобы ее вернуть. Первые две недели после угона я находился в растерянности, не знал, как действовать и что предпринять. Это отняло время, за которое можно было найти автомобиль по горячим следам.
Главный вывод, который я сделал: надо не терять время и сразу искать. Пока я искал свой автомобиль вместе с волонтерами, было найдено несколько угнанных авто.
Надеюсь, что мой опыт будет полезным и спасет бюджет многих пострадавших.
А мой автомобиль по-прежнему в розыске, и я не исключаю, что смогу его найти. Напишите в редакцию, если что-либо знаете о местоположении автомобиля с подобными приметами.
Если у вас угнали автомобиль
- Проверьте по телефону, не эвакуировали ли машину.
- Возьмите справку об угоне и постановление о возбуждении уголовного дела, когда заявите в полицию.
- Чем больше людей узнает об угоне, тем быстрее вам смогут помочь. Добавляйте объявления в группах соцсетей и на розыскных сайтах.
- Если вам предлагают продать информацию о местонахождении автомобиля, скорее всего, это мошенники. Просите прислать фотографии и другие доказательства.
- Организуйте поисковые группы, чтобы проверить ближайшие районы и засветившиеся отстойники.