Порою того не ожидая, встречаешь на пути что нибудь интересное. Как и в этот раз, во время прогулки по лесу недалеко от дачи.
Мы уходили всё дальше и дальше вглубь леса, пока перед нами не возникла гора металлома.
Давайте попробуем разобраться.
Первый перед нами самолет с бортовым номером 46 – это МИГ-19. Одноместный реактивный истребитель второго поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича.
Отмечу, МИГ-19 при внешней схожести с МИГ-17 и МИГ-15, первый серийный сверхзвуковой истребитель в СССР.
Начиная с 1958 г. в летные части стали поступать перехватчики на базе МИГ-19. В названии добавилась буква П. Именно эта модификация лежит перед нами – МИГ-19П.
Их вклад в предотвращение нарушений госграницы огромен. Неоднократно имело место перехват самолетов-шпионов с последующим принуждением их посадки или уничтожения.
МИГ-19 насчитывал порядка 10 модификаций и производился до 1960 г. В некоторых подразделениях был в строю до конца 1980-х, но в целом заменён новой техникой к 70ым годам.
Рядом с останками самолета МИГ-19 лежат останки самолета с бортовым номером 30.
В июле 1939 г. ОКБ Сухого возглавил выдающийся советский конструктор Павел Осипович Сухой. В предвоенные годы и первые годы ВОВ коллектив обеспечивает выпуск легкого бомбардировщика СУ-2. В послевоенные годы деятельность ОКБ направлена на разработку передовой техники, но в 1949 г. решением правительства ОКБ Сухого и еще 9 ОКБ со схожей тематикой были закрыты.
Главная причина – необходимость восстановления страны, а для этого нужно было соблюдать режим экономии. Средств не хватало.
ОКБ Сухого снова начал работать в 1953 г. Задача – создание нового типа истребителя с уникальными на тот момент характеристикамм. Одним из результатов упорного труда колектива стал самолет СУ-9 (что на фото). Темпы разработки самолёта поражают. Уже в мае 1956 г. состоялся первый полет, затем самолет был запущен в серию.
В 1959 г. на самолете СУ-9 был установлен абсолютный мировой рекорд высоты полета 28852 м. А немного позже абсолютный мировой рекорд скорости 2092км/ч на замкнутом маршруте.
Самолёт входил в состав единого комлекса средств перехвата и эксплуатировался до 1981 г.
Следующим лежит МИГ-23, советский многоцелевой истребитель 3 поколения. А конкретнее, МИГ-23МЛД. Принимал участие в различных вооруженных конфликтах. Часто выходил победителем даже с более совершенными машинами следующих поколений. С вооружения российской армии эти самолеты сняли в 1992 г. Сначала отстаивались на базах хранения, а потом разобраны на металл. Ссылались на слишком неудачную конструкцию и опасность эксплуатации реактивных двигателей.
И последний в линейке объект это сверхзвуковой истребитель перехваткич МИГ-25. ОКБ Микояна в начале 60-ых приступило к разработке самолёта, задачей которого был перехват новейших сверхзвуковых бомбардировщиков США, а также в перспективе крылатых ракет. Заводские испытания начались в 64-м году, после этого самолет запустили в массовое производство.
Этой машине принадлежит абсолютный мировой рекорд высоты полета 37650м.
На наших фотографиях это модификация МИГ-25ПУ. Учебно тренировочная версия самолёта. Имел две кабины: задняя – кабина обучаемого, передняя – учителя.
Летать на этой машине было престижно. Этот был самый высотный и скоростной самолет в СССР.
Тут же рядом находятся останки радиолокационных станций – высотомеров и похожей техники.
Все это относится к элементам противовоздушной обороны.
Так откуда это всё тут? Ранее существовала в/ч, в 1970-х на территории которой был создан музей истории войск противовоздушной обороны. Свое существование он прекратил в связи с начавшейся в 2010 г. застройкой жилого квартала на этом месте. На сегодня он полностью заселен.
Неужели не было никакой возможности сохранить достойно музей? Поместить, к примеру, на постаменты, сделать памятные таблички?
Патриотизм сегодня это модно.
Отношение России к заслугам советского союза довольно посредственное. Недостаточно просто воткнуть третий по высоте в стране храм среди отслужившей свое техники и кричать на каждом углу о патриотических чувствах, нужно что-то делать в интересах своего государства и народа.
Практически во всех музеях России воняет сыростью, но это не вина самого музея. Те места, куда вливают бабло, как можем видеть благоухают и побрякивают бутафорскими наградами.
Хочется выразить уважение создателям музея, которые сделали все от них зависящее чтобы потомки не только знали о достижениях своей страны, но и могли прикоснуться к ним. Очень жаль что часть экспонатов, в которые вложена душа, свалены здесь, на заброшенной техбазе.
Меня зовут Ольга, мой канал называется RESIDEZ, во всех сетях я LIAFATUM. Рассказываю, на данный момент, о путешествиях из глубинок России.
Дорогой читатель, если пост понравился, жми палец вверх 👍 и делись с друзьями ссылками в соцсетях. Подписывайтесь на мой канал и заходите почаще!
Невозможно отрицать, что Советский Союз был без каких-либо оговорок могущественным государством, самостоятельно выпускавшим самую разнообразную технику. Нам такое и не снилось! И пусть Союз был разрушен в результате поражения в геополитическом противостоянии, он оставил после себя немало следов. В том числе техники, которая до сих пор работает. И будет, скорее всего, работать после нашей смерти. Ведь невозможно убить то, что уже мертво; даже когда все лошадиные силы выдохлись в сизом смраде выхлопа, всегда найдется добрый доктор Айболит (зачеркнуто) Франкенштейн, способный при помощи гаечного ключа и кувалды привести в движение то, чье движение уже остановилось, казалось бы, навсегда.
Тут стоит разобраться — почему, собственно, мы считали это движение прерванным, остановившимся? Потому, что где-то проступила ржавчина? Выбиты стекла в кабине? Не работает радио-приемник? На рычаге КП нет набалдашника с застывшим в стеклопластике, не менее искусственным розовым бутону? Ерунда, ведь на движение и осуществление задачи все это совершенно не влияет. Как и отсутствие на всех этих машинах кондиционеров, блютусов и тачпэдов. Добро пожаловать в уездный город N, которых по всей стране — тысячи.
Хозяин всего этого великолепия — назовем его, скажем, Владлен — на романтика похож гораздо меньше, чем его площадка — на железное кладбище. Крепкий, коротко стриженый, невысокий мужчина средних лет в грязной телогрейке, не очень довольный, что его оторвали от работы.
Явились мы без приглашения, поэтому на “стэндап” рассчитывать было слишком оптимистично. Вместе с тем, хозяин нашел для нас полчаса и поведал историю своего промысла.
Когда-то, на закате прежней высокоразвитой цивилизации, это хозяйство было в полном порядке. Автомобили и спецтехника сверкали свежей краской, обслуживали лесодобычу и торфоразработки, но потом развалился СССР, за ним, после длительной агонии, лесхозы и торфяные промыслы.
Ветшающая техника стала никому не нужной, ведь ее целевое применение на “денежных” направлениях всегда оплачивалось в разы дороже, чем стоило само железо. Действительно, во все времена важнее было иметь подряд, чем парк техники, которую нужно было постоянно поддерживать в исправном состоянии. Для тех, кто умеет зарабатывать, крутить гайки не обязательно.
В общем, сильные мира сего все это оборудование бросили, позабыли, ринулись дальше, сколачивая свои капиталы, оставив за собой выжженную, лишенную жизни землю. А на этом ее кусочке на окраине райцентра, залитом отработкой и техническими жидкостями пустыре, поливаемые дождями, засыпанные снегом, проросли свежей ржавчиной железные цветы.
Владлен бережно, в меру человеческих сил, сохранил и приумножил доставшееся ему хозяйство. Еще бы, ведь всю жизнь он положил на работу с техникой, и она всегда отвечала ему взаимностью. В итоге парк железных монстров с годами приумножился, и почти каждый из этих автомобилей остался на хорошем ходу. Кроме, разумеется, доноров.
Как, например, парочка прекрасно сохранившихся ГАЗ-66, с огромным набором ЗиПов,
или эта “пожарка”, летом используемая для тушения локальных пожаров на местности.
Владлен гордится, что несколько лет назад благодаря этой машине удалось потушить загоревшийся новый спорткомплекс;
И даже если кто-то считает, что название “добровольная пожарная дружина” на заборе слишком гордое, пусть попробует своими руками потушить занявшееся настоящее возгорание, прежде чем давать какие-либо оценки.
Помимо двух десятков тракторов, на площадке нашелся комплектный ГАЗ-71. А может, ГАЗ-3403? Нет, катки не такие…
В общем, старый добрый ГТ-СМ, тяжелый советский вездеход, способный даже преодолевать водные преграды (в режиме “медленно тону”, но тем не менее).
Полный размер
Полностью на ходу!
Пара ДТшек, старый МТЗ с манипулятором и переделанный погрузчик — настоящие кормильцы.
На утонувшую в глине площадке Peugeot Partner Crossway заезжает уверенно — если начинаешь буксовать, включаешь режим “снег” (по моим ощущениям, он работает лучше всего даже в грязи) и едешь, почти как на полном приводе. Электроника — сильная штука, хотя все эти аппараты вокруг с легкостью обходятся без таких буржуазных излишеств.
Есть и самые первые МТЗ, что называется, в количестве. Парочка на ходу, остальные — на запчасти.
Тракторное счастье. Белорусские, липецкие, саратовские, воронежские…
Есть даже парочка “Казахстанцев”. Этот отдал уже почти все своему собрату…
Кучка “УАЗиков” — машинозапчасти и гарантия бесконечного движения.
Стоят и иномарочки на восстановление, но Владлен честно говорит — лучше “девятки” все равно ничего еще не придумали.
Полный размер
А как вам эпичный генератор — на средних снимках?
Зилы и Газоны. Они прекрасны и на ходу. В кузовах — запчасти.
Есть несколько автокранов.
А это ненужный металлолом — его регулярно вывозят. Круговорт металла в природе!
Телега с мостами.
В общем, никакая не свалка, хотя и выглядит так. Трактора Владлена копают пожарные рвы вокруг города, его бульдозеры незаменимы в дорожных работах у местных подрядчиков, вот почему часть наиболее рабочей техники в кадр не попала. Видели ее на обратном пути к трассе — ДТ-шки расчищали просеку под ЛЭП.
Вообще, все местные жители знают, нужен кран, или погрузчик, или просто трактор, или свой починить — все едут сюда. Тут в помощи не отказывают.
Мораль всей этой истории простая. Реальность вещь весьма субъективная. Когда кто-то наслаждается новенькой техникой, кто-то по локоть в мазуте поддерживает жизнь в том, что давно должно было быть списано и пущено на переплавку. И в случае, когда страна переживает вынужденный регресс, эти многолетние старания становятся особенно ценными.
В продолжительной кризисной ситуации, казалось бы ненужные навыки ремонта отслужившей техники оказываются важнее навыков выбора новых машин по обзорам блогеров или запчастей по онлайн-каталогам.
Эти машины и дальше будут работать, приносить пользу, даже если компьютеры вместе с блогерами исчезнут вовсе, а новомодные иномарки встанут без ПО и запчастей.
Что тут еще сказать? Грязная телогрейка и черные от смазок и отработки руки механика — не повод для насмешек. Независимо от того, каким в действительности будет будущее, стоит задуматься еще и о том, насколько ремонтопригодные вещи нас окружают, и о нашем к ним отношении. Осмысление этого момента поможет сделать и потребление, и жизнь более ответственными.
***
Читайте также другие мои истории про заброшенные объекты военного и прочего назначения:
—Кто оставил загадочные круги на поле у реки? Неожиданная разгадка
— Таинственные круги в пойме реки, замеченные благодаря паводку
— Созвучная история семейной реликвии и заброшенной усадьбы магната фон Мекка — начальника моего пра-прадеда
— Секретная стоянка с техникой СССР. Апокалипсис сегодня. Вчера, завтра и послезавтра.
— Заброшенная усадьба в деревне начальника Аляски в Костромской глуши
— Заброшенный арочный мост на царской железной дороге, которую так и не достроили
— Не эхо войны. Уникальный кирпичный завод простоял полвека, и был уничтожен за пару лет.
— Заброшенный мост из ниоткуда в никуда через реку Волхов
— Что осталось от военного аэродрома в Лодейном Поле, и почему Московский полк истребителей базировался в Ленинградской области
— Заброшка наоборот: Как восстановили Терем в Чухломе. Интервью с хозяином.
— Заброшенная база боевых железнодорожных ракетных комплексов. Часть 2. Сердце зоны.
— Заброшенная база боевых железнодорожных ракетных комплексов. Часть 1. Величие и опасность ядерного противостояния.
— Как уникальная автоматика помогала управлять советским экранопланом-монстром. В кабине “Луня”.
— Заброшенная секретная воинская часть в области N
— Забытое наследие могущественной цивилизации. Экраноплан-ракетоносец проекта 903 “Лунь”. Часть 1. Корабль и самолет
— Боевой самолет в небе над Мурманском, память зенитчиков и драматичные истории времен холодной войны
— Старый, но не бесполезный. Таинственный сейнер-призрак на берегу в Териберке
— Что можно увидеть в Мурманске? Авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов” и четыре списанных атомных ледокола
— Без надежды на будущее: город-призрак в горах Абхазии
— Заброшенная Абхазия, часть 2. Локомотивное депо и руины здания Совмина в Сухуме
— Заброшенная Абхазия. Часть 1. Руины Гагры, заснеженная Пицунда и извилистая дорога к озеру Рица
— Где найти настоящие танки и полугусеничные машины времен ВОВ на ходу?
— Истребители в поле, прикосновение к истории и двойное крушение коптера
— Дороги после бомбежки, поездка на дрезине, гигантский радар и затопленная колокольня. Путешествие по Ярославской и Тверской областям на Opel Grandland X
— Таинственная база в глухом лесу. Нашли военные самолеты и вертолеты времен СССР. Часть 1.
— Нашли истребители МиГ-25, Су-9, боевой вертолет Ми-24 в глухом лесу. Продолжение.
— Здесь искали сигналы внеземных цивилизаций. Заброшенная радиоастрономическая станция в Нижегородской области.
— Невидимый командный бункер в лесу Владимирской области
— Заброшенный аэродром во Владимирской области
— Вездеходы из самоходки и эхо ленд-лиза на острове Тит-Ары на самом севере Якутии
— Отчаяние и надежда ПГТ Тикси
— Тикси-3. Следы могущественной цивилизации в Арктике
— Тикси-3. Размороженная военная часть радиоразведки
— Путешествие по Кольскому: Объект СГ-3, или Кольская сверхглубокая
— Путешествие по Кольскому: Прости, Юра…
— Путешествие по Кольскому: “Очищенный пар” в поселке Никель
— Восточная Лица — Туманный. Часть 1. Заброшенная пограничная застава на краю света
— Кладбище паровозов в Пермском крае
— Кладбище военных кораблей на острове Русский
— Страх и красота: Заброшенная дорога в Сочи
— На автомобиле по Прибалтике: Заброшенный город-крепость
— Сданные без боя бункеры на границе, которой нет, но она есть
— Комарно-Комаром — город-крепость на двух берегах Дуная
.В период с 1945 года до наших дней поисковики продолжают находить военную технику и оружие со времен Великой Отечественной Войны.
Вот фотографии найденных танков, самолётов и бронемашин. Маленькая часть истории.
1. Танк “Borgward IV”
Найденный танк “Borgward lV”
1 апреля 2010 года при рытье котлована для будущего Главного вокзала Вены, под ковшом экскаватора оказалась интересная находка – радиоуправляемый танк “Borgward IV” 1944 года выпуска.
Были вызваны военные инженеры. Они откопали танк и отвезли его на армейском тягаче в Военно-исторический музей на Ландштрассе, для последующей реставрации и помещения в экспозицию.
Сейчас радиоуправляемый “Borgward IV” находится в Музей военной истории.
2. Танк “КВ-1”
Подъём со дна реки танка “КВ-1”
Всего со дна реки Невы за последние 20 лет было поднято 3 танка “КВ-1”. Первым стал танк, поднятый в апреле 2003 года.
В ночь с 3 на 4 декабря 1941 года, танк затонул во время переправы на Невский пятачок.
Вот так этот эпизод описан в документах 123-го танкового полка: “В 4:00 при выгрузке на левый берег 3-го танка КВ № 5069 лопнули причальные строения пристани. Паром с танком отошел от пристани и утонул в реке. Потерь среди личного состава экипажа нет”
После подъема было сразу несколько музеев, которые хотели получить такой редкий экспонат. Танк остался в Санкт-Петербурге. После реставрации на 61-ом бтрз он стал первым экспонатом танковой экспозиции, рядом с Музеем-заповедником “Прорыв блокады Ленинграда”.
На место своей стоянки танк приехал сам, правда двигатель был установлен более современный – В-54. Позже двигатель был демонтирован, а танк и по сей день стоит в экспозиции музея.
3. Тягач “Сталинец”
Подъём найденного тягача “Сталинец”
Пустошкинском районе (Псковская область) в 2008 году был обнаружен артиллерийский тягач. Изначально у поисковиков была информация, что в этом месте находится танк, а то, что в болоте на самом деле лежит тягач, определил водолаз.
Про затопленный в тверской деревне тягач поисковики обнаружили информацию в Подольском архиве.
Обратите внимание: Сверхтяжелые танки СССР.
Судьба найденного “Сталинца” такова: в 1942 году, в момент, когда наступательная операция советских войск продвигалась в сторону Западной Двины и Великих Лук, тягач работал в стороне от боевых действий – строил аэродром подскока. И, видимо, попал в промоину, полынью и утонул.
Поисковики подняли танк с глубины 7 метров и тащили на берег болота 950 метров. Чтобы вытянуть тягач, понадобилось более километра мощных стальных тросов.
Данный “Сталинец” является редкостью. К сожалению, пока его тащили по болоту, около 500 метров он прошел под мхом, кабина получила критические повреждения и деформировалась полностью. От нее остались фрагменты, но это дает возможность ее полностью восстановить, потому что все остальные несущие каркасы остались хоть и в деформированном состоянии, но целые.
Реставрация тягача будет вестись в Пскове, после чего уникальный экспонат выставят в Музее Отечественной Военной Истории Московской области. После реставрации данный “Сталинец” будет единственный в стране с кабиной военного периода.
4. Штурмовик “Ил-2”
Останки советского штурмовика
Редчайшую находку, останки самолета, времен Великой Отечественной войны, обнаружил во время прогулки по берегу Учинского водохранилища житель Пушкинского округа 23 декабря 2019 года. Там же найден бетонный ДОТ (долговременная огневая точка) той же эпохи. Поисковики подтвердил историческую значимость находки.
Как так получилось, что почти через 75 лет после окончания войны неподалеку от Пушкино обнаружены останки боевого самолета? Почему его никто не нашел раньше? Есть предположение, что по стечению обстоятельств: теплая зима, отсутствие снега и снижение уровня воды в водохранилище.
5. Бомбардировщика “Ант-40-2”
Найденный бомбардировщик “Ант-40-2”
5 сентября 2021 года в Семилукском районе были обнаружены части конструкции советского скоростного бомбардировщика “Ант-40-2”. Фрагменты машины стали видны практически на поверхности воды, после того как Дон обмелел в этом году более чем на 3 метра.
Поисковики считают, что самолет упал в Воронежской области во время Великой Отечественной войны.
На поднятых обломках пока не нашли заводских шильд и номерных деталей. В архивах тоже не было сообщений о потерянном бомбардировщике, поэтому личности членов экипажа пока не установили, однако историки уверены, что выяснят судьбу воздушного судна.
Поисковики продолжат подъем остальных частей самолета из реки.
Источник: тут, здесь, там, тут, здесь, там, тут
#наука #интересные факты #находки #история #оружия
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Найденная военная техника времен вов: танки, самолеты и тягач.
В июне совместная экспедиция Русского географического общества (РГО), Северного флота и поискового отряда «Верман» работала в Кандалакшском районе Мурманской области. В Великую Отечественную в этих местах проходил фронт. Спустя годы поисковикам удалось найти огромное количество военных артефактов, в том числе образцы советской и вражеской техники. Теперь музеи пополнятся уникальными экспонатами, которые помогут узнать новое о войне, лучше понять, какой ценой добывалась победа. «МК» встретился с руководителем поисковой группы РГО, членом Комиссии Минобороны России по выявлению и сохранению объектов военно-технической истории и фортификации Артемом ХУТОРСКИМ.
Тайны кольской земли
— Как возникла идея провести поисковые работы на Кольском полуострове?
— У экспедиции есть предыстория. Несколько лет назад инициативная группа под моим руководством предложила руководству Минобороны России заняться поиском и сохранением военной техники, оставшейся со времен Великой Отечественной войны, — той, что еще не была сдана на металлолом, распродана за границу.
Сергей Шойгу, министр обороны и одновременно президент Русского географического общества (РГО), поддержал эту идею. Так началась комплексная экспедиция, целью которой было обследовать острова Финского залива. Ее результаты оказались сенсационными. Было найдено и впоследствии вывезено более 60 единиц военной техники, в основном германского производства. Частично она уже экспонируется в музеях Минобороны. Остальная ждет своего часа на базе хранения.
Благодаря поддержке Минобороны стали возможны и другие инициативы. В частности, тогда еще командующий Северным флотом Николай Евменов (сейчас главком ВМФ России. — А.П.) организовал несколько экспедиций в Баренцево море. Первая сухопутная была год назад на севере Кольского полуострова. В ней участвовали военнослужащие и поисковики РГО.
По оснащенности и подготовке я понял, что военные поисковики серьезные специалисты. У них была водолазная группа, группа сухопутного обследования, авиаподдержка, чтобы вывозить найденную технику. Был великолепно разработан маршрут экспедиции, отлично оборудован лагерь: у нас были подогреваемые палатки, горячее трехразовое питание. Тогда мы в основном искали остатки военной техники и инженерных сооружений. Этим летом поиски продолжились.
— Почему был выбран Кандалакшский район?
— Он находится на юге Кольского полуострова, с запада граничит с Финляндией. В Великую Отечественную — начиная с 1941-го и вплоть до 1944 года, когда наши войска полностью очистили советское Заполярье от нацистов, — здесь проходила линия фронта. Нашей 14-й армии, которую с моря прикрывали корабли Северного флота, в 1941-м противостояла боевая группа (впоследствии дивизия) СС «Норд». В ее состав входили два германских и один финский корпус, а поддержку им оказывали 5-й воздушный флот люфтваффе и ВМС Германии. Сейчас это пограничная зона, куда запрещен свободный доступ. Только местные жители там могут собирать грибы или ягоды. Поэтому мы ожидали, что найдем там отличные трофеи.
«Поисковики — народ опытный: самым «юным» 40 лет»
— Кто входил в состав экспедиции? В каких условиях работали?
— Экспедиция проходила с 1 про 16 июня. Нас было около 30 человек, из них около десяти — солдаты. В прошлом году в этой местности 22 июня еще лежал снег. В этом году он уже растаял, но в некоторых стрелковых ячейках и окопах еще был лед. Вокруг — только сопки да болота. Жили мы в палатках. Без печки пришлось бы туго — по ночам температура опускалась до нуля. Но была и пара дней, когда мы, наоборот, изнывали от жары.
— Опишите обычный поисковый день.
— В 8.00 подъем, в 9.00 — завтрак, в 10.00 — выезд на работу. На дорогу туда-обратно по три часа уходило. Это очень труднодоступные места. Но грузовик «Урал», который нам предоставила отдельная арктическая бригада Северного флота, отлично справлялся. И главное — колоссальный кузов «Урала» позволял вывезти найденную технику. Прибыв на место поиска, мы выстраивались в цепь и прочесывали местность с металлодетекторами.
— Ходить по лесу опасно?
— Однажды было приключение. Мой металлодетектор показал очень сильный сигнал. Оказалось, на полуметровой глубине ящик с немецкими гранатами. Пока я его доставал, услышал по рации предупреждение от «соседей»: осторожно, бежит лось. Я только голову успел поднять, как метрах в десяти от меня пробежали сразу два сохатых. Честно скажу, в первый момент чуть дар речи не потерял… Вообще, там места очень богатые на животный мир. Встречались даже свежие следы медведя. Но у нас была очень строгая техника безопасности. Инструктаж — каждое утро. Молча заниматься поиском, тем более в одиночку и без рации, нельзя, всегда надо издавать громкие звуки, стучать лопаткой, чтобы отогнать зверя.
— Снаряды еще опаснее. Удалось уберечься от подрывов?
— Подрываться никто не хочет, да и люди в экспедиции все очень опытные — самым «юным» по 40 лет. Снарядов мы там собирали горы, но все у нас было по-военному четко. Для поисков мы руководствовались журналом боевых действий. Местные поисковики нам предоставляли необходимую информацию. Любой обнаруженный взрывоопасный предмет оставался на месте, сразу обозначался, тут же приезжали саперы. Происшествий не было.
— Как вы находили и, главное, как вытаскивали тяжелую технику?
— У нас работала водолазная группа. Водолазы ныряли в болото, где и нащупывали куски танка, к которым мы привязывали очень прочные веревки. А поскольку к берегу нельзя было пригнать грузовик — там абсолютно невозможно подъехать, — то мы, как бурлаки на известной картине, все вытаскивали на своих плечах. Могу сказать, что достали все, что лежало на глубине человеческого роста и что можно было найти с помощью металлодетекторов.
— Что необычного было в экспедиции?
— Из необычного — скорее впечатления. Потрясающая природа и тишина. Каждый вечер на спиннинг ловилась достойная щука, до трех килограммов. Это вызывало огромное удивление и восхищение — ну много ли мест, где настолько легко такая рыба ловится?
— Рыба — неплохая добавка к экспедиционному меню. Оно ведь было без изысков?
— Как раз экспедиционное меню у нас было великолепное! Военные повара готовили отменно, кухня была домашней. Но когда в нем появлялась еще и свежая уха или жаренная с лучком щука — тут уж и вовсе все было по высшему разряду.
У нас только два союзника — армия и флот
— Для вас поиски — это больше работа или увлечение?
— И то и другое. Есть даже третья сторона — это еще и отпуск. Находясь в отпуске по основному месту работы, я как раз и провел это время в кандалакшской экспедиции. За что очень благодарен командованию Северного флота, которое нас пригласило. И мы в долгу не остались — очень активно поработали. Огромное количество найденных экспонатов — это наша заслуга.
— Почему это так важно?
— Мое личное мнение — и оно совпадает с мнением военных руководителей, — память нельзя ничем оценить: ни деньгами, ни количеством потраченной солярки, ни нормо-часами для военной техники. А сохранение исторического наследия — это и есть та самая память, которая будет жить не только в нас, в наших детях, но и в наших внуках и правнуках. Если не сохранять эту технику, не останется вообще ничего.
Сергей Шойгу это понимает. Вы можете вспомнить, сколько за последние годы было министров обороны, которые бы столь трепетно относились к сохранению военно-исторического наследия? Я могу вспомнить только Сергея Иванова, который и сейчас, являясь выдающимся общественником, активно, в том числе материально, помогает поисковому движению. И если бы не личная инициатива Шойгу, Иванова, Евменова, Картаполова (бывший командующий войсками Западного военного округа, сейчас замминистра обороны. — А.П.), представляете, сколько поисковикам еще предстояло бы сделать на голом энтузиазме? Не благодаря, а вопреки?
— Честно говоря, не очень…
— Представьте себе необитаемый остров в Финском заливе, с которого не только сложно что-либо вывезти, но даже попасть-то на него тяжело. Если взять только найденные нами восемь зенитных орудий калибра 88 миллиметров, каждое из которых с прицепом весит 7,5 тонны, то это уже будет около 60 тонн. А сколько было найдено полевых кухонь, прожекторных станций, бензогенераторов, орудий береговой, корабельной, противотанковой обороны, сотни единиц военного снаряжения… Благодаря поддержке Минобороны и, в частности, его Экспедиционного центра, который специально создан для выполнения таких задач, при помощи Ленинградской военно-морской базы нам удалось сделать невозможное — вывезти всю найденную технику, а это более 60 единиц.
И как тут не вспомнить российского императора, сказавшего, что у России есть только два союзника — армия и флот. Так и у поисковиков. Сегодня я добавил бы еще одного союзника — авиацию. То, что не удалось вытащить по земле, с острова Большой Тютерс вывезли Ми-8. Вот это и есть три реальных союзника, которые помогают поисковому движению.
Редкие находки
— В каком состоянии сохранились военные объекты на Кольском полуострове?
— Сильно подгнившими оказались только те, что лежали подо мхом, в «черноземе». Отдельные траки на гусеницах. Те, что не касались корневой системы лишайников и мхов, сохранились великолепно.
— Расскажите про самые интересные, раритетные.
— Мы нашли место, где были взорваны три танка — один немецкий Т‑II и два наших БТ‑7. Что произошло с нашими танками, пока выясняем. А по немцу есть справка — его уничтожил немецкий же самолет, чтобы он не достался противнику, потому что танк застрял в болоте. Отдельные фрагменты танков нам удалось достать и вывезти. Причем со следами боя.
Еще одна из интересных находок — зарядный ящик, который следовал за орудием. Он цеплялся к тягачу, к которому прикреплялась и пушка. Мы нашли в лесу один такой ящик — деревянный, выпуска 20‑х годов Тверского вагоностроительного завода, с маркировочной табличкой. Он прекрасно сохранился и станет достойным украшением Музея авиации Северного флота в Североморске.
Но самая удивительная находка — это гусеницы от танков БТ‑7. Сегодня эти танки — огромная редкость, их можно пересчитать по пальцам. Да и то, как правило, это новодел. Нам же удалось невозможное — мы нашли сразу четыре гусеницы от этого танка!
Думаю, для музея Северного флота это будет отличный обменный фонд. Сам музей не сможет восстановить танк, да и, собственно, нет в музее таких танков. А вот с другим музеем, где есть реставрационный опыт и возможности, можно будет обменяться.
А так называемую мелочь мы решили разделить между тремя музеями — это поисковый музей отряда «Верман», музей 80‑й отдельной арктической мотострелковой бригады и Музей авиации Северного флота. Обменный фонд пополняется как раз за счет таких вот экспедиций, и у музеев появляется возможность расширять свои экспозиции.
Сокрушили врага саперной лопаткой
— Военным всегда интересно сравнивать технику современную и прошлых лет. Были в ваших экспедициях находки, что и сейчас впечатляют?
— Да, были. В Баренцевом море из глубины моряки-североморцы достали несколько ленд-лизовских танков (ленд-лиз — госпрограмма, по которой США поставляли союзникам боеприпасы, технику, продовольствие, медоборудование, лекарства и стратегическое сырье в обмен на золото. — А.П.). Эти танки направлялись в Россию, но не доехали до нашей страны, поскольку судно, на котором их везли, было потоплено. Один из поднятых танков оказался на ходу уже через пару месяцев после поднятия! После 70 лет на дне его очень быстро удалось восстановить до ходового состояния механикам Северного флота.
А с песчаных дюн острова Большой Тютерс в Финском заливе мы извлекли немецкие зенитные орудия в хорошем состоянии. У них складывались станины, работали домкраты, механизмы поворота и подъема орудия. И это все несмотря на то, что техника столько лет пролежала в сыром песке! Это не может не восхищать.
— Вы говорите о технике противника…
— Это не может не впечатлять с технической точки зрения, но при этом нет никакого преклонения перед нацистской машиной. Наоборот, только увеличивается гордость за подвиг наших дедов — за то, что они эту машину сокрушили саперной лопаткой, ботинками в обмотках и трехлинейной винтовкой.
— Наша армия была так плохо оснащена?
— Наша армия техникой была оснащена лучше германской. В годы советской власти неудачи в войне списывали на недостаточную оснащенность Советской армии, слабость танковых войск, устаревшие самолеты. Оказалось, это все мифы. Наши танки были лучше немецких. У немцев с начала войны не было ни одного тяжелого танка, а у нас были сотни. И артиллерийское оснащение СССР было на порядок выше — Германия не имела такого количества самых современных артиллерийских систем.
А вот оснащение солдат не поддается никакому сравнению. Наш солдат против немецкого — как крестьянин в лаптях против рыцаря в латах. Количество экипировки у немцев было колоссальным. Впечатляют даже мелочи. Например, то, что у немцев были средства для обеззараживания воды, полный набор гигиенических принадлежностей, удобный комплект полевой посуды и многое другое. Ни разу во время поисков я не находил советскую зубную щетку. А немецкие — на всех дорогах валяются. У каждого одна-две были.
— У немецких солдат, говорят, уже тогда было что-то вроде несессера. В нашей армии только несколько лет назад начали выдавать такие призывникам.
— У них были походные ранцы, которые они сами складывали. В бой они эти ранцы не брали, сдавали в обоз.
— Но, может, тогда это больше вопрос к нашей культуре?
— Нет, это вопрос политический: почему так убого был экипирован наш солдат, а немецкий так хорошо?
— Вы знаете ответ?
— Система капитализма не может предусмотреть дешевую армию, это невыгодно. Чем дороже армия, тем это выгоднее тому, кто ее обеспечивает. А в Рабоче-крестьянской красной армии было все наоборот.
Но и цена жизни русского солдата была на порядок ниже, чем немецкого. Если брать наступательные или оборонительные операции 1941–1942 годов, то солдатская жизнь ни во что не ставилась. Дошло до того, что высшее командование было вынуждено запретить отдельным приказом лобовые атаки на населенные или на укрепленные пункты. Стали требовать их обхода, поскольку потери при их штурме были колоссальные.
В районе Ржева, например, есть деревушка, которую части Красной армии, выполняя каждый раз идиотские приказы командиров, штурмовали в лоб целый год. В боях за эту деревушку, которая была в итоге стерта с лица земли, погибли и в братской могиле сейчас лежат более десяти тысяч солдат. Это пример того, насколько цена солдатской жизни в Красной армии была низкой, к огромному сожалению.
— Когда вы это поняли?
— Все это стало понятно в последние 30 лет, как окрепло поисковое движение в нашей стране, а также по мере открытия архивов Минобороны и их изучения. Министерство обороны рассекретило миллионы архивных документов. Теперь мы наконец можем узнать информацию, которая скрывалась от нас многие годы. Это касается даже самых простых цифр о войне — сколько у немцев было танков, сколько было наших пленных, сколько в плен попало генералов Красной армии, сколько их пропало без вести. На основе этих данных стало возможным проводить серьезные исследования, а не писать некоторые широко известные сказки и мифы о войне, как это было до 90‑х годов. К сожалению, перед войной недооценена была опасность вермахта, опасность немецкой идеологии.
А еще стало понятно, что это лишь в наших сердцах — слова «никто не забыт и ничто не забыто». А на уровне государства у нас долгое время это было лишь декларацией. Как еще объяснить миллионы пропавших без вести, сотни тысяч не погребенных до сих пор останков? Запрет на долгие 40 лет после войны на проведение поисковых работ?
— Что уж тут говорить о сохранении вражеской техники…
— В годы советской власти — я про послевоенные годы — уничтожение техники противника было нормой. Тогда это не было историческим объектом… Единственная нормальная ее экспозиция была в Бронетанковом музее в Кубинке. Но если смотреть только советскую технику, выстроенную рядами и выкрашенную красивой зеленой краской, не возникает чувства восхищения подвигом. Мы просто видим героическую технику, а с чем она воевала, какой ценой завоевана Победа — непонятно.
— В последние годы на Западе наша победа преуменьшается. Как и цена, которой она была достигнута…
— Все эти фальсификации — пена времени, грязь. Знаете, когда взбаламутили воду в пруду, поднялась грязь со дна. Со временем пруд надо очистить от ила, убрать грязь. В пруду истории это своевременно не было сделано. Со временем грязь обязательно осядет. В последние годы военно-историческая наука сильно продвинулась вперед. Я думаю, историки сделают правильные выводы. Поисковые экспедиции вносят в это дело свой серьезный вклад. Да и от политиков ждем поддержки. Никто не собирается прекращать на Западе снос наших памятников.
— Вы сказали, что многие из найденных образцов трофейной техники ждут своего музея на базе хранения. Как они будут распределяться?
— Мы готовы в рамках комиссии по выявлению и сохранению объектов военно-технической истории и фортификации Минобороны России, членом которой я являюсь, рассмотреть вопрос о ее распределении. Главным нашим условием будет минимальная реставрация техники. То есть сохранение ее в таком виде, как она найдена.
Во-первых, это больше впечатляет. Мы же не требуем от археологов красить найденные кувшины в тот цвет, в который они были выкрашены в Древнем Риме. Мы их видим в витринах музеев в том виде, в котором они найдены. Это придает достоверности, лучше погружает в атмосферу времени. Во-вторых, такой подход требует минимальных затрат.
Такие экспозиции, как «Эхо войны», созданная из наших находок в парке «Патриот» в Подмосковье, дадут потомкам возможность сравнить советскую и немецкую технику, продемонстрируют могущество противника. И цена нашей Победы в Великой Отечественной войне еще больше возрастет, когда дети поймут, какую махину мы тогда победили.
Собака Альба помогла российским военным обнаружить украинскую военную технику. О необычной ситуации рассказал военнослужащий реактивной батареи с позывным “Шама”.
“Посреди ночи она вышла на поле и смотрела в одну точку, а потом начала рычать, и когда мы выдвинулись, заметили, что через поле в посадке уже стояла эта техника, которую мы вычисляли”, – цитирует его РИА Новости.
“Шама” отметил, что это далеко не единственный случай такой помощи.
Он подчеркнул, что собаке было четыре месяца, когда ее, голодную и истощенную, нашли российские военные. Сейчас животному уже больше года.
Собака вместе с российскими военнослужащими даже выезжает на боевые задания.
Напомним, 17 февраля 2022 года Донецкая и Луганская народные республики заявили об обострении ситуации. В республиках объявили эвакуацию мирных жителей.
21 февраля 2022 года лидеры донбасских республик обратились к российскому лидеру Владимиру Путину с просьбой признать независимость ДНР и ЛНР. Глава государства провел заседание Совбеза, после чего объявил о признании республик. Также были подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве с независимыми Донецкой и Луганской народными республиками. Госдума и Совфед ратифицировали данные соглашения.
23 февраля 2022 года главы ДНР и ЛНР обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой помочь отразить агрессию Украины для недопущения гуманитарной катастрофы и жертв среди гражданских. 24 февраля 2022 года российский лидер обратился к нации и объявил о начале спецоперации на Украине по защите Донбасса.
30 сентября 2022 года президент России Владимир Путин и главы ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей подписали договоры о вхождении этих регионов в состав Российской Федерации.