Как нашли звено 19

Звено 19 (англ. Flight 19) — звено из пяти торпедоносцев-бомбардировщиков «Эвенджер», совершавшее 5 декабря 1945 года учебно-тренировочный полёт, завершившийся потерей при невыясненных обстоятельствах всех пяти машин, а также отправленного на их поиски спасательного гидросамолета PBM-5 Мартин «Маринер». Это лётное происшествие считается одним из самых странных и необычных не только в истории авиации флота США, но и в истории всей мировой авиации. Данный инцидент часто упоминается в связи с феноменом Бермудского треугольника.

Подготовка к полёту[править | править код]

5 декабря 1945 года в рамках вылета № 19 звено из четырёх торпедоносцев «Эвенджер» под управлением пилотов корпуса морской пехоты США и авиации флота, проходивших программу переподготовки на этот тип самолета, ведомое пятым торпедоносцем, который пилотировал лётчик-инструктор корпуса морской пехоты лейтенант Чарльз Кэролл Тейлор, должно было выполнить обычное упражнение из курса программы переподготовки. Типовое «навигационное упражнение № 1» предполагало полёт над океаном по маршруту с двумя поворотами и учебное бомбометание.

Полётное задание[править | править код]

Звено, вылетев с базы морской авиации в Форт-Лодердейле (англ. Fort Lauderdale, 26°03′ с. ш. 80°07′ з. д.HGЯO), должно было следовать курсом 91 (практически строго на восток) на 56 миль, где в районе группы островков (рифов) Хен энд Чикенс Шоулз произвести практическое бомбометание, после чего следовать тем же курсом еще 67 миль, затем лечь на курс 346 и пересечь остров Большая Багама, пролетев этим курсом 73 мили, лечь на обратный курс 241 и вернуться на базу, находящуюся в 120 милях от последней навигационной точки. Этот маршрут был совершенно стандартным, типовым, все его точки имели характерные визуальные навигационные ориентиры, сводившие к минимуму вероятность ошибки. Этот и ему подобные маршруты в районе Багамских островов систематически использовались для учебных полётов пилотов морской авиации на протяжении всей Второй мировой войны. Расчетная продолжительность полёта по маршруту составляла 2 часа, при этом навигационный запас топлива на торпедоносцах был стандартным — на 5½ часов полёта[1]. Метеопрогноз по всему маршруту на всё время полёта был благоприятный[1].

Особенности экипажей[править | править код]

Ведущий звена лейтенант Тейлор был достаточно опытным пилотом, налетавшим на этом типе торпедоносцев около 2500 часов, его курсантов тоже сложно было назвать новичками — они имели общий налет от 350 до 400 часов, из них не менее 55 часов на «Эвенджерах» данного типа. Двое из четырех командиров машин были капитанами корпуса морской пехоты, причем капитан Пауэрс был откомандирован на переподготовку из главного штаба корпуса. К числу возможных недостатков лейтенанта Тэйлора как лидера группы все источники единогласно относят только относительно небольшой опыт полётов именно в этом конкретном районе (хотя при этом обычно умалчивают, что он был переведен в Форт Лодердейл с авиабазы Майами, то есть в принципе из того же региона). Отсутствие такого опыта при полёте над морем в отсутствие визуальных ориентиров мало влияет на результативность навигации. Однако при потере ориентировки знание района полётов могло бы помочь определить своё положение. Кроме того, штурманский состав звена был слабым — три штурмана-бомбардира[2] были кадетами и проходили первоначальную подготовку, ещё один — сержантом, по данным некоторых источников готовившимся к сдаче квалификационного экзамена на штурмана морской авиации. Один из стрелков-радистов к вылету не явился, остальные четверо были достаточно опытными специалистами своего дела.

Особенности машин[править | править код]

Торпедоносцы модификации TBM-3, на которых выполнялся тренировочный полёт, имели достаточно совершенное по тем временам оборудование, позволявшее выполнять полёты в любых погодных условиях и ночью. В частности, машины помимо обычных компасов в двух кабинах (у лётчика и штурмана) были оборудованы гирокомпасами и радиополукомпасами AN/ARR-2, а также имели достаточно мощные радиостанции с функцией радиомаяка (AN/ART-13, приёмник AN/ARC-5, передатчик УКВ AN/ARC-1), радиоальтиметр AN/APN-1 и даже новинку тех лет — радары AN/APS-4 для обнаружения надводных целей. Кроме того, они были оборудованы автопилотами типа G4 с высокой степенью автоматизации управления (автопилот был напрямую связан с приборным оборудованием). Спасательное оборудование включало в себя, помимо автоматических спасательных жилетов экипажа, также автоматические надувные спасательные лодки Mark 4 type D, укомплектованные запасом продуктов, сигнальными ракетами, инвентарём для выживания и аварийными радиостанциями, кроме того, на самолётах были установлены автоматические аварийные радиомаяки. Все машины перед вылетом были подготовлены согласно регламенту, наземные службы и экипажи подтвердили работоспособность всех систем. Однако после происшествия один из механиков заявил, что на приборных панелях всех самолётов не было часов[3].

Полёт «Эвенджеров»[править | править код]

Самолёты вылетели с базы ВМС в Форт-Лодердейле в 14:10. Звено вёл один из пилотов, проходивших обучение; лейтенант Тейлор занял место позади и наблюдал за правильностью выполнения навигационного задания[3][4].

Для того, чтобы выяснить, что происходило с самолётами после этого, следственная комиссия изучила журналы радиосвязи и опросила радистов, слышавших сообщения с самолётов звена и переговоры пилотов между собой. Сведения о содержании этих записей противоречивы. Здесь приведена хронология по публикации Морского исторического центра[3], написанной, по утверждению автора, на основе официальных документов, и книге И.А. Муромова «100 великих авиакатастроф»[1].

В источниках не приводится данных о каких-либо докладах Тейлора о ходе полёта до возникновения проблем или о прохождении навигационных точек маршрута, но утверждается, что из переговоров между пилотами можно сделать вывод, что бомбометание было выполнено успешно[3].

В 15:40 (по другим данным[5] — примерно в 16:00) старший инструктор лейтенант Роберт Ф. Фокс[5], выполнявший полёт над Форт-Лодердейлом, услышал как кто-то вызывает по радио «Пауэрса» (без позывных). Неизвестный несколько раз спросил Пауэрса о показаниях его компасов, через некоторое время он (по другим данным, Пауэрс) сказал: «Я не знаю, где мы. Должно быть, мы заблудились после последнего поворота». После того, как Фокс установил с ними связь, выяснилось, что Пауэрса вызывал лейтенант Тейлор. Тейлор сообщил Фоксу, что он находится «над Кис» (“I am sure I’m in the Keys”), имея в виду архипелаг Флорида-Кис, и пытается найти Форт-Лодердейл, но у него вышли из строя оба компаса. Связь велась на частоте 4805 кГц и была неустойчивой[5]. Фокс посоветовал развернуть самолёты так, чтобы солнце оказалось слева, и лететь в этом направлении.

В 16:10 о возникших проблемах стало известно базе в Форт-Лодердейле и, примерно в то же время, базе подразделения спасательных операций в Порт-Эверглейдс.[5]

В 16:25 с самолётами звена удалось выйти на связь спасательному подразделению в Порт-Эверглейдс. Тейлор говорит, что они только что пролетели над небольшим островом и не видят никакой другой суши, затем сообщает, что он включил аварийный радиомаяк и спрашивает, не видит ли его кто-нибудь на локаторе. Порт-Эверглейдс предлагает Тейлору передать командование пилоту самолёта с исправными приборами.

В 16:31 Порт-Эверглейдс слышит сообщение Тейлора: «Один из пилотов считает, что если мы будем идти курсом 270, то достигнем берега».

В 16:45 Тейлор сообщает базе: «Мы будем держать курс 030 в течение 45 минут, затем повернём на север, чтобы убедиться, что мы не над Мексиканским заливом». Широковещательные радиостанции на Кубе создают помехи для связи на частоте 4805 кГц, поэтому Тейлора просят перейти на аварийную частоту 3000 кГц. Тейлор отвечает, что не может этого сделать, так как должен поддерживать связь с остальными самолётами (“I must keep my planes intact”)[3].

В 17:00 Тейлор отдаёт команду самолётам звена повернуть на курс 090 (на восток) на 10 минут. Примерно в это время на берегу слышат восклицания, предположительно, двух лётчиков звена: «Если бы мы полетели на запад, были бы уже дома», «Черт побери, курс на запад».

В 17:15 Тейлор сообщает в Порт-Эверглейдс: «Слышу вас очень слабо. Сейчас летим курсом двести семьдесят градусов». Затем сообщает, что они намерены лететь этим курсом «пока не кончится горючее или пока не достигнут берега». Связь с самолётами неустойчивая.

В 17:30 Тейлор спросил пилотов: «Что это слева? Судно?».

В 17:50 с помощью радиопеленгации определено примерное положение самолётов — в радиусе 100 миль от точки с координатами 29°15′ с. ш. 79°00′ з. д.HGЯO[5].

В 17:54 Тейлора опять просят перейти на частоту 3000 кГц, он отвечает, что не может этого сделать, чтобы не терять связи с остальными самолётами звена.[1]

В 18:04 Тейлор передаёт: «Курс 270 градусов, мы недостаточно долго шли на восток (Holding course 270 degrees we didn’t go far enough east)… можем также развернуться и лететь на восток».[3]

В 18:20 Тейлор командует: «Всем самолётам держаться рядом… если не покажется берег, нам придётся приводниться… Когда у кого-нибудь останется меньше 10 галлонов, все вместе снижаемся».

В 19:04 на берегу в центре управления полётами в Майами в последний раз слышат, как один из пилотов звена вызывает лейтенанта Тейлора по его позывному.[1]

Около 20:00 топливо кончается, самолёты вынуждены приводниться, после чего связь пропадает и больше о судьбе пилотов никто ничего не слышал.

Полёт «Маринеров»[править | править код]

Вылетевшие спасательные самолеты имели следующие задания: борт № 32 (командир младший лейтенант Бэммерлин) должен был лететь прямо к центру треугольника ошибок, а затем вести стандартный поиск по квадратам, борт № 49 (командир младший лейтенант Джеффери) должен был пролететь вдоль побережья до широты 29 N, затем на восток до центра треугольника ошибок, где встретиться с бортом № 32, а потом также перейти к поиску по квадратам. Борт № 49 передал по радио несколько стандартных сообщений, из которых следовало, что он приближается к месту пеленгации «Эвенджеров», однако пока еще ничего не обнаружил. Вскоре после того, как он доложил о том, что лег на курс 90 и занял эшелон 1800, связь с ним прервалась. В 21:20 в штаб береговой охраны поступило сообщение с танкера «Gaines Mills», капитан которого Ш.Стенли доложил, что в 19:50 они наблюдали взрыв в воздухе в точке с координатами 28 градусов 59 минут N, 80 градусов 25 минут W. Взрыв выглядел как столб огня высотой 120 футов, который держался в течение десяти минут, на воде осталось масляное пятно, с танкера осмотрели место взрыва, но никого не обнаружили. Позднее капитан дал несколько иные показания: команда наблюдала самолет, который загорелся в воздухе, рухнул в океан и взорвался, кроме масляного пятна было много обломков. В район взрыва были направлены борт № 32 (прибыл к месту взрыва только в 22:45 из-за сложных метеоусловий) и корабли береговой охраны с базы Нью-Смирна, но поиски (в том числе с использованием радаров) ничего не дали — ни пятна на воде, ни массы обломков они не обнаружили.

Поисково-спасательная операция[править | править код]

Мартин «Маринер» PBM-3 в полёте над морем. От PBM-5 отличался отсутствием радара, а также менее мощными моторами.

Многочасовой полёт борта № 32, продолжившего ночью с 5 на 6 декабря поиск в одиночку, результатов не дал.
С наступлением светлого времени суток была начата одна из самых масштабных операций по поиску пропавших самолетов, в ней было задействовано триста самолетов армии и флота и двадцать одно судно. Сформированные из частей национальной гвардии и волонтеров поисковые партии на суше систематически перекрестно обыскивали побережье Флориды, островов Флорида-Кис и Багамских островов. Операция была прекращена безрезультатно через несколько недель, но активная фаза поисков закончилась достаточно быстро — 10 декабря 1945 года, после чего было принято решение официально считать все экипажи пропавшими без вести.

Версии произошедшего[править | править код]

Официальная — человеческий фактор[править | править код]

Следственное управление ВМС США провело расследование. 7 декабря были опубликованы основные факты, собранные к этому времени и сделанные на их основании выводы, сводившиеся к следующему:

  • Лейтенант Тэйлор ошибочно решил, что самолёты звена находятся над Мексиканским заливом; эта ошибка была следствием его уверенности, что острова, над которыми они пролетали, являлись архипелагом Флорида-Кис, и полёт на северо-восток должен вывести их к полуострову Флорида. Управление посчитало, что Тэйлор в расчётное время миновал Багамы и, в действительности, вёл звено на северо-восток, находясь над Атлантическим океаном.
  • Лейтенант Тэйлор, хотя и являлся великолепным боевым пилотом и не имел взысканий от командования ВМС, был склонен пилотировать самолёт, полагаясь на интуицию и несколько раз терял ориентировку. Дважды из-за этого он вынужден был сажать самолёт на воду.
  • Ответственность за потерю самолётов и экипажей была возложена на лейтенанта Тэйлора.
  • Исчезновение тренировочного самолёта № 49 (Мартин Маринер) объяснялось его взрывом в воздухе.

В течение года этот доклад дополнялся, его объём достиг 500 страниц. Под давлением матери Тэйлора, утверждавшей, что военно-морское ведомство обвиняет её сына в потере пяти самолётов и гибели 14 человек, не имея достаточных оснований, вывод о вине лейтенанта Тэйлора был заменён формулировкой «причина неизвестна».

В последующие годы предлагались различные варианты, основанные на официальной версии, для объяснения причин и конкретных обстоятельств потери ориентировки. Эти версии принадлежат разным авторам, в том числе и не связанным с флотом. Общие для этих версий выводы заключаются в следующем. Если бы звено находилось над Флорида-Кис, то, следуя курсом на север-запад, оно вышло бы к Флориде в течение 10-20 минут. Следовательно, на самом деле, оно находилось над Атлантикой, примерно в том районе, где и должно было по плану полёта и Тэйлор перепутал с Флорида-Кис какие-то другие острова.

Так, по одной версии, под воздействием неких неизвестных факторов звено через некоторое время после прохождения первой навигационной точки маршрута выполнило разворот вправо примерно на курс 90 градусов, пересекло остров Большой Абако, который Тэйлор принял за Большую Багаму (их конфигурации в этом месте действительно схожи), после чего, совершив ошибку в определении второй навигационной точки, звено полетело на север, а не на запад, как планировалось, при этом Тэйлор увидел гряду рифов к востоку от Большого Абако, которые он принял за острова Флорида-Кис. Однако эта версия имеет свои слабые места. Так, звено должно было выполнить поворот таким образом, что солнце вместо того, чтобы светить им в хвост, стало бы светить в правый борт, что не могло не привлечь внимание хотя бы одного из четырнадцати членов экипажей. Далее, даже в отсутствие солнца заметно, что перед Большим Абако находится огромная банка с весьма характерным цветом воды над ней, а непосредственно перед берегом острова находится целый лабиринт мелких болотистых островков весьма характерного вида. Ничего подобного на подлете к Большой Багаме с юга нет, берег открывается непосредственно со стороны океана.

По другой версии, лейтенант Тэйлор «просто запаниковал», увидев под собой северную оконечность Большой Багамы и, ошибочно приняв её и окружающие острова за острова Флорида-Кис, сделал неверные выводы относительно неисправности своих компасов. Но перепутать именно данный участок Большой Багамы с островами Флорида-Кис проблематично из-за наличия весьма характерных визуальных ориентиров, самым значимым из которых является аэродром морской авиации, эксплуатировавшийся в то время авиацией флота Великобритании.

В целом ряде источников, включая официальные, упоминалось о том, что в ходе участия в боевых действиях на Тихом океане Тэйлор дважды совершал вынужденные посадки на воду из-за полной выработки топлива, что, возможно, свидетельствовало о его «профессиональной непригодности». Однако, как известно из тех же документов, за десять месяцев участия в кампании только на «Эвенджерах» он налетал около 2500 часов, то есть примерно по 250 часов в месяц. Это очень большая лётная нагрузка, при которой с одной стороны все действия пилота отрабатываются до автоматизма, а с другой — неизбежны ошибки от усталости и просто фатальные случайности. В пользу вполне достаточной квалификации Тейлора говорит тот факт, что в обоих случаях аварийного приводнения весь экипаж оставался жив, а последующее расследование не усматривало вины Тэйлора в гибели машины и он не отстранялся от лётной работы. Учитывая массовую демобилизацию пилотов после войны и возможность кадрового подбора, вряд ли на должность инструктора в школу повышения квалификации лётного состава взяли бы «профессионально несостоятельного» лётчика морской авиации, который якобы систематически терял ориентировку и топил из-за этого самолёты.

Непонятна реакция его ведомых: утверждается, что некоторые из них предлагали лететь на запад и высказывали недовольство тем, что лейтенант Тейлор не принимает такого решения, но никто не попытался самостоятельно вернуться на базу. Обычно это объясняют строгой дисциплиной, к которой привыкли военные лётчики, и высоким авторитетом Тейлора, имевшего гораздо больше опыта.

Когда машины звена прекратили маневр к северу и легли на курс 270, они имели горючего ещё примерно на 2½ часа (то есть, практически, почти на половину полётного времени) и, при самом неблагоприятном маневрировании до этого, должны были достичь берега. Ни одна из версий, предполагающих потерю ориентировки над Атлантикой, не объясняет, почему этого не случилось. По официальным данным, связь с самолётами была потеряна примерно в это время и выяснить, что с ними происходило в дальнейшем, следствию не удалось.

Паранормальные — Бермудский треугольник[править | править код]

По ряду неофициальных версий, исчезновение самолётов связано с аномальными явлениями, происходящими в Бермудском треугольнике, деятельностью инопланетян и т. д. В частности, упоминаемая в отчёте о расследовании белёсая дымка, мешавшая пилотам определить направление на солнце, трактуется как один из известных уфологических феноменов, связанных с деформациями пространства-времени. Якобы в такой дымке изменяются физические расстояния, а время может менять свой темп.

В рамках этой же версии в публикациях появилось множество своего рода «апокрифических» текстов радиосообщений, якобы передававшихся лейтенантом Тэйлором и кем-то принятых, в которых фигурируют «пришельцы из иных миров», «океан выглядит не так, как обычно» и т. д. Часто упоминается якобы последняя фраза Тейлора: «Кажется, что мы вроде… мы опускаемся в белые воды… мы полностью заблудились…»[1]

Также упоминается о некоем аномальном атмосферном явлении, якобы наблюдавшимся экипажем неназванного транспортного самолёта в районе исчезновения звена торпедоносцев, которое представляло собой «огненный сноп» и т. д. Все подобные свидетельства никак не подтверждались при дальнейшей их проверке, либо базировались сугубо на показаниях заинтересованных лиц — журналистов, экстрасенсов, уфологов, «контактёров» и т. п.

Конспирологические[править | править код]

Существует несколько версий, согласно которым цели полёта звена принципиально отличались от официально опубликованных по результатам расследования. Возможно, полёт предпринимался с целью испытания некоего нового вида оружия (или наблюдения за таковыми испытаниями), предполагавшего использование каких-либо физических феноменов и т. д. Это, в частности, может объяснить наличие в составе звена «курсантов» двух капитанов корпуса морской пехоты, один из которых к тому же служил в главном штабе корпуса. В этих же целях возможно был скрыт реальный маршрут полёта, что сделало поиски заведомо безрезультатными.

Некоторые источники связывают данный случай с инцидентами, имеющими отношение к так называемому Филадельфийскому эксперименту.

Авторы одной из версии увязывают воедино исчезновение 19-го звена и исчезнувшего в тот же день в том же районе бразильского судна «Рамона». Судно «Рамона» шло из Швеции на Гаити с грузом динамо-машин. Согласно версии авторов теории, на самом деле «Рамона» везла оружие гаитянским повстанцам, а вылет «Эвенджеров» был боевым. В связи с большой дальностью полёта звено не могло вернуться на базу и совершило посадку на воду, где экипажи были подобраны «исчезнувшим» «Маринером». Известные же всему миру переговоры с упоминанием «белой воды» авторы считают радиоигрой.

Найденные обломки[править | править код]

В середине 1960-х недалеко от Себастиана в штате Флорида был найден самолёт с останками двух человек. ВМС США заявили, что самолёт принадлежит звену 19, но затем опровергли это. Останки идентифицировать не удалось.

В 1986 году недалеко от побережья Флориды во время розыска обломков Шаттла «Челленджер» были обнаружены останки самолета «Эвенджер». В 1990 году авиационный археолог Джон Мюре, думая, что он принадлежал звену 19, поднял со дна несколько обломков, но Военно-морская библиотека сообщила позже, что самолёт не относился к этому звену. [6]

В 1991 году команда судна «Дип Си» во главе с Грэмом Хоуксом, искавшая на дне океана испанские галеоны с золотом, объявила, что они нашли недалеко от берега Флориды останки пяти самолётов «Эвенджер», но бортовые номера, которые им удалось прочесть, не совпадали с номерами звена 19. В 2004 году для съёмок документального фильма Би-би-си Хоукс вернулся на место находок с новым оборудованием, и на этот раз ему удалось чётко определить номер одного из самолётов — 23990. Расследование показало, что этот самолёт не относится к звену 19 и на самом деле является другим «Эвенджером», который потерпел катастрофу ещё 9 октября 1943 года (весь его экипаж спасся). Номера остальных самолётов Хоуксу определить не удалось. В марте 2012 года Хоукс неожиданно заявил, что в 2004 году у него не было достаточно средств, чтобы как следует изучить обломки, и поэтому теперь он (признавая, что нет никаких прямых доказательств) всё же считает, что эти самолёты принадлежат звену 19.

В свою очередь специальные отчёты показали, что в период с 1942 по 1945 год из Форт-Лодердейла было совершено 95 учебных вылетов, которые закончились авариями, вследствие чего нет никакой гарантии, что и остальные неопознанные четыре самолёта принадлежат звену 19.

Списки экипажей[править | править код]

Экипажи звена[править | править код]

Бортовой номер Пилот Бомбардир-оператор Стрелок-радист
FT. 28 (ведущий) Лейтенант Чарльз Тэйлор (Charles C. Taylor) (резерв ВМС) (командир звена) Петти-офицер-бомбардир 3-го класса Джордж Девлин (George F. Devlin) (резерв ВМС) Петти-офицер-радист 3-го класса Уолтер Парпарт (Walter R. Parpart) (резерв ВМС)
FT. 36 Капитан Эдвард Пауэрс (Edward J. Powers) (штаб КМП) Стафф-сержант Хауэлл Томпсон (Howell O. Thompson) (резерв КМП) Сержант Джордж Пэонесса (George R. Paonessa) (КМП)
FT. 3 Энсин Джозеф Босси (Joseph T. Bossi) (резерв ВМС) Матрос 1-го класса Герман Тиландер (Herman A. Thelander) (резерв ВМС) Матрос 1-го класса Барт Бейлак-мл. (Burt E. Baluk, JR.) (резерв ВМС)
FT. 117 Капитан Джордж Стайверс (George W. Stivers) (КМП) Рядовой Роберт Грюбел (Robert P. Gruebel) (резерв КМП) Сержант Роберт Гэлливан (Robert F. Gallivan) (КМП)
FT. 81 2-й лейтенант Роберт Гербер (Robert J. Gerber) (резерв КМП) Рядовой 1-го класса Уильям Лайтфут (William E. Lightfoot) (резерв КМП) Капрал Эллан Коснар[7] (к вылету не явился)

Экипаж летающей лодки «Маринер»[править | править код]

Рег. номер 59-225

  • Младший лейтенант флота Уолтер Джеффери (Walter G. Jeffery) (ВМС) (командир корабля)
  • Младший лейтенант флота Гарри Коун (Harrie G. Cone) (ВМС)
  • Энсин Роджер М. Аллен (Roger M. Allen) (ВМС)
  • Энсин Ллойд Элайасон (Lloyd A. Eliason) (ВМС)
  • Энсин Чарльз Арсено (Charles D. Arceneaux) (ВМС)
  • Техник-радист 3-го класса Роберт Кэмерон (Robert C. Cameron) (ВМС)
  • Матрос 1-го класса Уайли Каргилл-ст. (Wiley D. Cargill, Sr.) (ВМС)
  • Старшина-радист 3-го класса Джеймс Джордан (James F. Jordan) (ВМС)
  • Старшина-бомбардир 3-го класса Джон Менендез (John T. Menendez) (ВМС)
  • Матрос 1-го класса Филипп Ниман (Philip B. Neeman) (ВМС)
  • Старшина-бомбардир 3-го класса Джеймс Остерхелд (James F. Osterheld) (ВМС)
  • Старшина-механик 1-го класса Дональд Питерсон (Donald E. Peterson) (ВМС)
  • Матрос 1-го класса Альфред Живицки (Alfred J. Zywicki) (ВМС)

В культуре[править | править код]

  • «Паранормальная версия» отражена в фильме Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени» (1977).
  • В фильме «Загадки бермудского треугольника» современный пассажирский самолет встречает в небе над БТ самолёты эскадрильи «Эвенджерс».
  • В миссии «Lost in the Triangle» игры Microsoft Flight Simulator X можно встретить самолёты-призраки эскадрильи «Эвенджерс».
  • Песня группы Rage (альбом «Secrets In A Weird World», 1989) — Without A Trace (часть A — «The Devil’s Triangle»)[8].

Три пилота(Энсин Джозеф Босси,Герман Тиландер,Уильям Лайтфут) являются героями серии книг ” Прометей” Ивара Рави.

См. также[править | править код]

  • Исчезновение DC-3 над Майами

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 100 великих авиакатастроф Архивная копия от 15 июня 2019 на Wayback Machine И. А. Муромов
  2. Согласно руководству по лётной эксплуатации TBM-3 Avenger (см. выдержки на сайте amazon.com), экипаж машины официально состоял из пилота, бомбардира-оператора, выполнявшего также функции оператора радара, и стрелка-радиста, но некоторые другие источники (см. например, ряд справочников [1], [2] Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine и публикаций [3], アーカイブされたコピー. Дата обращения: 17 апреля 2007. Архивировано 12 апреля 2008 года. а также фильм из серии Roaring Glory Warbird Архивная копия от 27 сентября 2007 на Wayback Machine) называют второго члена экипажа штурманом или штурманом-бомбардиром. В реальных условиях «Эвенджеры» зачастую выполняли вылеты (особенно на малую дальность) без штурмана, из-за чего в передней кабине были предусмотрены дополнительные приспособления для удобства выполнения пилотом навигационной работы. Об Эвенджерах см. также справочник Смитсоновского национального аэрокосмического музея Архивная копия от 30 апреля 2007 на Wayback Machine, Архивированная копия. Дата обращения: 17 апреля 2007. Архивировано из оригинала 3 июля 2007 года.
  3. 1 2 3 4 5 6 Lost Patrol. Архивная копия от 14 апреля 2006 на Wayback Machine Michael McDonell. Naval Aviation News June 1973, 8-16
  4. Bad navigation? Архивная копия от 14 июня 2012 на Wayback Machine (Критика версии Куше)
  5. 1 2 3 4 5 Partial transcript of the official Navy investigation, dated 7 Dec, 1945. Архивная копия от 16 июня 2017 на Wayback Machine (Список фактов, установленных следствием)
  6. (via Google Book archive):Если в шаблоне {{cite web}} задаётся параметр archive-url=, должен задаваться и параметр archive-date=, и наоборот. Bloom, Minerva Naval Air Station Fort Lauderdale: A Catalyst for Growth. Дата обращения: 20 сентября 2015.
  7. Плешаков Сергей Александрович. Тайны «бермудских треугольников»
  8. Rage. «Without A Trace». Текст песни Архивная копия от 10 августа 2011 на Wayback Machine

Ссылки[править | править код]

Официальная версия[править | править код]

  • Partial transcript of the official Navy investigation, dated 7 Dec, 1945. Список фактов, установленных следствием
  • Naval Historical Center. Lost patrol. Статья, основанная на материалах официального расследования
  • Naval Historical Center. The Loss Of Flight 19
  • И. А. Муромов «100 великих авиакатастроф». М., 2003
  • Flight 19 and Bermuda Triangle
  • The loss of Flight 19
  • Elisabeth Goodridge. Crew of Flight 19 Honored

Бермудский треугольник[править | править код]

  • «The Deadly Bermuda Triangle». Vincent Gaddis. Argosy February 1964 p. 28-29, 116—118
  • Вадим Черноборов. Бермудский треугольник: Время Становится Видимым
  • Вадим Чернобров. «Энциклопедия загадочных мест мира»
  • Царев Игорь. Энциклопедия аномальных явлений

Другие версии[править | править код]

  • Disappearences in the Bermuda Triangle and Flight 19

Разное[править | править код]

  • Flight 19 — ein Mysterium (нем.)
  • Famous Missing/Flight 19
  • Flight 19 — A new solution to the disappearance of five Avengers
  • Список фильмов по теме на video.google (недоступная ссылка)
  • В. Голицына. Про бессилие науки перед тайною Бермуд
  • «Трагедия, которая принесла популярность бермудскому треугольнику, — 19-е звено» на сайте «Великие загадки и мифы Земли»
  • Bad navigation? (Критика версии Куше)
Самое загадочное исчезновение в истории авиации: что случилось со Звеном 19 в Бермудском треугольнике

В 1945 году отряд из пяти торпедоносцев-бомбардировщиков США бесследно пропал во время выполнения тренировочного полета над Карибским морем. Также исчез и отправленный на их поиски спасательный гидросамолет, окончательно закрепив за районом Бермудского треугольника зловещую репутацию.

Последний полет

Программа полета под руководством опытного инструктора лейтенанта Чарльза Тейлора была стандартной – произвести бомбометание на отмели, трижды сменить курс, после чего вернуться на базу. Остальные пилоты «Эвенджеров», вылетевшие с базы Форт-Лодердейл, были стажерами, но имели как минимум 50-55 часов налета каждый. Неоднократно испытанная программа на надежных самолетах новой модели с полными баками топлива должна была занять не более 2 часов, особенно при учете отличной погоды в день вылета.

Ларри Куше, написавший книгу «Исчезновение Звена 19», не только привел текст последних радиопереговоров лейтенанта Тейлора с диспетчером, но и самостоятельно повторил путь пропавших пилотов. Если первое сообщение Тейлора сообщало об удачном прохождении курса, то в следующем он волновался из-за потери ориентации. Пролетевший по следам отряда Ларри Куше увидел и острова Флориды-Кис, и острова, очень похожие Багамские, которые инструктор мог перепутать между собой после выхода из строя компасов. Тейлор не мог четко назвать диспетчеру свое местонахождение и признал, что его отряд заблудился.

Из переговоров пилотов известно, что на всех самолетах одновременно вышло из строя навигационное оборудование. Диспетчер предложил сориентироваться по солнцу для возвращения обратно на базу, при этом даже при включенном аварийном маячке база не могла определить местонахождение Звена 19.

Последний раз переговоры лейтенанта Тейлора со стажерами и диспетчерами базы были зафиксированы около 18 часов, то есть, спустя 3 часа после первого сообщения о потере курса. Так как у самолетов топливо уже подходило к концу, Тейлор скомандовал посадку.

Спасти спасателей

Форт-Лодердейл направил на поиски два спасательных гидросамолёта PBM-5, которым пришлось вылетать уже в сумерках и при ухудшающихся метеоусловиях. Спасатели надеялись заметить сигнальные огни «Эвенджеров», которые, по мнению военных базы, потерпели крушение. Один из самолетов направился к возможному месту посадки Звена 19, рассчитанному исходя из их курса и полученных от пилотов сведений.

Впоследствии, как пишет исследователь Сергей Плешаков в книге «Тайны «бермудских треугольников», капитан некого морского судна, проходившего в районе поисков, увидел в небе взрыв, а затем масляные пятна на воде. Так как один из поисковых гидропланов аналогично отряду Звена 19 перестал выходить на связь и исчез с радаров, на место потенциальной авиакатастрофы было направлено три сотни самолетов, около двух десятков кораблей и десятки тысяч сотрудников национальной гвардии. Но за несколько дней не были обнаружены ни пилоты Звена, ни гидроплан, а на воде не нашли следов взрыва или крушения, масляных пятен или человеческих тел.

Бермудский треугольник, инопланетяне или самонадеянность

Комиссия по расследованию двойного происшествия не смогла дать ему объяснения. Почему у всех пилотов одновременно отказала связь и навигационное оборудование? Почему они не смогли найти землю, хотя были неподалеку от Флориды с одной стороны, от Чарльстона – с другой и от Багамских островов – с третьей? До всех трех пунктов они легко добрались бы без компаса и при имеющемся запасе топлива.

С 60-х годов, когда отметили необычные исчезновения кораблей и самолетов в одном и том же районе, Бермудский треугольник приобрел всемирную славу мистического места. Поэтому именно ему ряд писателей и журналистов приписали исчезновение военных самолетов 20 лет назад.

Вторая по популярности версия, которой придерживается и автор работы «Тайны времени» Вадим Чернобров, связана с внеземными цивилизациями. В подтверждение своего исследования уфолог приводит якобы достоверные переговоры пилотов с фразой о чем-то увиденном, очень напоминающем инопланетян.

Есть еще категория околонаучных исследователей, которые отправляют пропавшие «Эвенджеры» в некую пространственно-временную дыру, ссылаясь на сообщения от летчиков о странном виде океана и белой дымке. Таким образом, и Звено 19, и пилот гидроплана до сих пор могут находиться где-то в альтернативной Вселенной.

Наиболее убедительно выглядит обычный человеческий фактор, при котором достаточно самоуверенный лейтенант Тейлор неправильно идентифицировал один из островов, тем самым сбив с курса своих стажеров. Те доверились инструктору и двинулись параллельно побережью Флориды. Не достигнув в расчетное время базы, Тейлор, вместо того, чтобы держаться выбранного курса, изменил маршрут, окончательно запутав группу. К этому времени топливо стало подходить к концу, а погода начала портиться, поэтому, почти наверняка, самолеты погибли при попытке сесть на воду. Отправленный же на поиски летчиков гидроплан вылетал в уже начинающийся шторм, а потом действительно потерпел крушение, как это описал капитан корабля.

Мистическую окраску истории со Звеном 19 придает тот факт, что при многочисленных сообщениях об исчезновениях в районе Бермудского треугольника никаких следов «Эвенджеров» за более чем 70 лет обнаружено не было.

The post Самое загадочное исчезновение в истории авиации: что случилось со Звеном 19 в Бермудском треугольнике appeared first on Русская семерка.

Ровно 75 лет назад, 5 декабря 1945 года, с базы ВМС США в Форт-Лодердейле в сторону Багамских островов вылетели пять бомбардировщиков-торпедоносцев типа «Эвенджер». Полёт был учебным, его целью являлись тренировочные бомбометания. Однако назад эти самолёты не вернулись, а при их поиске пропал ещё один  гидросамолёт «Мартин Маринер».

Этот инцидент считается одним из самых странных и необычных в истории мировой авиации. Исчезновение так называемого «звена 19» связывают с феноменом Бермудского треугольника и относят к его главным загадкам.

Как это было?

«Кажется, что мы вроде… мы опускаемся в белые воды… мы полностью заблудились»,  это были последние слова лейтенанта Тейлора, возглавлявшего звено. Правда, в 1974 году один радиолюбитель поделился с журналистами информацией, что в тот злополучный день он якобы слышал в эфире фразу: «Не следуйте за мной. Они выглядят как выходцы из космоса»,  и именно она была последним, что произнёс Чарльз Тейлор.

В районе вылета стояла прекрасная погода, звено возглавлял опытный пилот-инструктор, топлива было с запасом. «Эвенджеры» имели совершенное по тем временам оборудование  гирокомпасы, мощные радиостанции, радары для обнаружения надводных целей. Тем не менее на базу они не вернулись: все пять самолётов и 15 членов экипажей пропали где-то над океаном.

Поисковые работы ничего не дали. Более того, во время спасательной операции бесследно исчез ещё один самолёт  летающая лодка «Мартин Маринер», в которой находились 13 человек.

Мартин «Маринер» PBM-3.

Мартин «Маринер» PBM-3. Фото: Commons.wikimedia.org

Из переговоров пилотов стало ясно, что «звено 19» долетело до цели, выполнило учебную задачу и легло на обратный курс. Но тут лейтенант Тейлор доложил, что они сбились с курса. Когда диспетчер запросил координаты, командир звена сказал: «Мы не можем установить местоположение. Мы, кажется, заблудились». На предложение лететь на запад, где находится Флорида, которую нельзя не заметить, последовал ответ, что вышли из строя приборы и стороны света определить невозможно. Далее случилась перебранка  у кого-то из лётчиков произошёл нервный срыв…

Расследование ВМС США признало виновным «человеческий фактор»: Чарльз Тейлор допустил ошибки ориентирования, приняв острова, над которыми они пролетали, за архипелаг Флорида-Кис. Как выяснилось, он частенько пилотировал самолёт, полагаясь на интуицию, а не на показания приборов, из-за чего в прежние годы дважды был вынужден садиться на воду. Так, видимо, случилось и 5 декабря: будучи уверенным, что летит в сторону Флориды, он увёл звено в сторону от берега. И когда закончилось горючее, «Эвенджеры» затонули в Атлантическом океане. А исчезновение самолёта «Мартин Маринер» объяснялось его взрывом в воздухе.

Карта бермудского треугольника.

 

Что же случилось?

В последующие годы американская пресса не раз писала о происшествиях в этом районе Саргассова моря (их было действительно много), а в 1974 году вышла книга сторонника паранормальных верований Чарльза Берлица, которая так и называлась  «Бермудский треугольник». С неё-то и начался информационный бум, который сопровождает тему до сих пор.

Версий, объясняющих загадку исчезновения морских и воздушных судов, выдвигалось множество, вплоть до происков инопланетян. В частности, упомянутые Тейлором «белые воды», а также белёсая дымка, мешавшая пилотам сориентироваться в пространстве, трактовались как деформация пространства-времени. Припоминали и якобы фразу лейтенанта: «Они выглядят как выходцы из космоса».

В череде огромного количества публикаций возникали свидетельства о якобы наблюдавшихся в этом районе НЛО, «огненном снопе» и прочих загадочных явлениях, так что уже невозможно было разобраться, откуда они взялись и стоит ли этим сообщениям верить. Вишенкой на торте стали конспирологические версии. Дескать, целью вылета «звена 19» были испытания нового вида оружия, связанного с феноменом телепортации. Тут весьма кстати пришлись публикации о так называемом Филадельфийском эксперименте, во время которого якобы исчез и мгновенно переместился в пространстве эсминец «Элдридж».

Впоследствии у побережья Флориды в разные годы находили останки самолётов. Но в военные и послевоенные годы с базы в Форт-Лодердейле совершалось множество вылетов, и десятки закончились авариями, в том числе бомбардировщиков «Эвенджер». Да и потом, сам факт обнаружения останков «звена 19» вряд ли прольёт свет на причину катастрофы. Разве что станет понятно: они не телепортировались на другой конец Земли, а погибли у родных берегов.

HNS Leon D-54, ранее USS Eldridge DE-173, в эксплуатации, 1960 год.

Есть ли место науке?

Итак, официальная версия гласит, что пять «Эвенджеров» просто заблудились над просторами Атлантики  GPS тогда не было, и пилотам приходилось ориентироваться по стрелке компаса и визуальным опорным точкам. Но что могло произойти с приборами, теми же компасами, которые, по словам пилотов, вышли из строя? Если отбросить в сторону версии об НЛО и деформациях пространства-времени, найдутся ли рациональные объяснения случившемуся?

Автор книги «Психоз планеты Земля» Борис Островский уверен, что причина этого авиапроисшествия, да и всего «феномена Бермудского треугольника»  в высокой сейсмической активности региона. «Там, где расположен Бермудский треугольник, происходит до 50 тысяч моретрясений (подводных землетрясений  ред.) в год,  говорит он.  А во время сейсмотектонических процессов резко возрастает напряжённость электрического поля в атмосфере Земли. Научных данных об этом накоплено много. Над эпицентром готовящегося землетрясения и вдоль линий тектонических разломов возникают магнитные возмущения и формируются электрические поля высокой плотности. Последние занимают в атмосфере огромные территории. В самолёте, который движется в таком поле, могут «заплясать» стрелки приборов, выйти из строя электрооборудование, радиоаппаратура, двигатели. Поэтому штурманы морских и воздушных судов, пересекая этот район Атлантики, иногда уточняют своё местоположение с помощью старых методов навигации, порой даже по звёздам».

Самолёт R7V-1.

Борис Островский обращает внимание, что в злополучный день 5 декабря 1945 года радиосвязь барахлила не только у «звена 19», но и на всех радиостанциях восточного побережья США. Да и световые явления в атмосфере  те же «огненные снопы» или шары, принимаемые за НЛО,  по его словам, можно объяснить воздействием сейсмических процессов, которые приводят к ионизации воздушных масс.

«Наконец, пилоты, судя по их переговорам, видели на поверхности океана очень длинные волны. От гребня до гребня их длина достигала десятков километров. Столь длинные волны могут возникать при сейсмических явлениях на дне океана, затрагивающих огромные площади. Всё указывает на то, что в районе полёта исчезнувших бомбардировщиков в тот момент происходило подводное землетрясение»,  резюмирует Островский.

5 декабря 1945 года группа из пяти американских торпедоносцев-бомбардировщиков Avenger, также известная как звено 19, выполняла тренировочный полёт над Карибским морем. Необъяснимое и бесследное исчезновение пяти самолётов сделало этот инцидент одним из самых загадочных случаев в истории авиации. После их пропажи были выдвинуты десятки различных версий, объясняющих её, вплоть до вмешательства инопланетян и попадания в пространственно-временную дыру.

Звено 19

Звено из пяти торпедоносцев ТВМ-3 "Эвенджер". Фото © Wikipedia

Звено из пяти торпедоносцев ТВМ-3 “Эвенджер”. Фото © Wikipedia

Звено из пяти самолётов вылетело с базы Форт-Лодердейл в 14:10 по местному времени. Программа полёта была стандартным тренировочным навигационным упражнением пилотов морской авиации и не вызывала серьёзных затруднений даже у неопытных пилотов. Сброс бомб на отмели, а затем три смены курса и возвращение на базу. Четверо пилотов были стажёрами, недавно завершившими учёбу и имевшими налёт не более 300 часов. Однако возглавлял звено опытнейший инструктор, лейтенант Чарльз Тейлор, имевший более 2500 часов налёта.

Каждая точка смены маршрута имела чётко различимые навигационные ориентиры, понятные даже стажёрам. Вся программа полёта должна была уложиться в два часа. Однако в качестве меры предосторожности всем самолётам до отказа заполнили топливные баки, и они могли находиться в воздухе порядка пяти с половиной часов. Погода была отличной. В общем, все благоприятствовало полёту.

Исчезновение

Но что-то пошло не так. Около 15 часов пилоты сообщили диспетчеру, что успешно выполнили упражнения по бомбометанию и сейчас переходят к навигационным упражнениям. Тейлор и один из пилотов поменялись местами, и теперь командир звена летел сзади и следил за тем, чтобы стажёры не сбивались с курса.

Примерно через 40 минут после этого на базе услышали переговоры пилотов звена друг с другом. Лейтенант Тейлор пытался выяснить у товарищей показания их компаса. Когда диспетчеры установили с ним связь, он сообщил им, что его навигационные приборы вышли из строя и их звено, кажется, заблудилось после выполнения первого упражнения. Тейлору посоветовали развернуть самолёт и, ориентируясь по солнцу, возвращаться на базу.

Фото © gettyimages

Фото © gettyimages

Через 45 минут Тейлор вновь вышел на связь и сообщил, что они пролетели над каким-то островом, который он не смог опознать. Он также включил аварийный маяк и попросил определить его местонахождение на радиолокаторах, чтобы он узнал свои координаты. Однако засечь его на радарах не удалось. Тейлору также посоветовали передать командование полётом самолёту с исправными приборами.

В 17 часов по приказу Тейлора звено изменило курс, что привело к перебранке с несколькими стажёрами, которые настаивали на другом маршруте.

Ещё через несколько минут диспетчеры услышали, как Тейлор отчётливо воскликнул: “Что это такое слева от нас? Это судно?” Однако ответ других пилотов звена диспетчеры не смогли разобрать из-за сильных помех.

Через час, в 18:20, Тейлор в последний раз появился в эфире. У самолётов уже заканчивалось топливо, и он приказал всему звену снижаться синхронно, как только у первого из самолётов начнет заканчиваться горючее. Ещё через 40 минут кто-то из стажёров звена попытался связаться с Тейлором, но тот не ответил. Это был последний выход в эфир звена 19.

Второе исчезновение

После этого в воздух были подняты два спасательных самолёта PBM-5. Их задача осложнялась тем, что солнце уже село, а метеоусловия начали ухудшаться. Тем не менее оставалась надежда, что звено 19 сумело приводниться и зажечь сигнальные огни. У поисковиков была одна-единственная зацепка. Базе удалось установить одно из возможных местонахождений звена по состоянию на 17 часов, правда, весьма приблизительно. Вдобавок с тех пор звено несколько раз меняло курс и могло удалиться от точки на значительное расстояние.

Около 19:30 один из РВМ-5 направился в район указанных координат. Однако на подлёте к нему связь с самолётом прервалась. В районе 20 часов капитан одного из находившихся в районе судов сообщил, что наблюдал взрыв неизвестного объекта и направил корабль к этому месту. Им удалось обнаружить масляное пятно, однако ни одного человека они не обнаружили.

Второй поисковый самолёт и ещё несколько кораблей незамедлительно были направлены по указанным координатам, но не обнаружили никаких следов аварии, даже пятна, о котором сообщал капитан.

На следующий день была организована масштабная поисковая операция, в которой участвовали свыше 300 самолётов, более 20 кораблей и несколько десятков тысяч нацгвардейцев и местных жителей, которые прочёсывали берега в поисках обломков. Несмотря на масштаб поисков, ни единого следа пропавших экипажей найти не удалось, и через несколько дней операция была прекращена.

Паранормальные версии

Комиссия, расследовавшая пропажу звена 19, вынуждена была официально признать это исчезновение необъяснимым. Приблизительная точка местонахождения самолётов по состоянию на 17 часов находилась неподалёку от побережья Флориды. Что происходило с пилотами в последние два часа, когда у них ещё оставалось горючее, но они не выходили на связь, оставалось неизвестным. Тем не менее им было гораздо проще найти землю, чем её не найти. Судя по маршруту, они летели параллельно Флориде. Если бы они повернули на запад, они вскоре увидели бы береговую линию. Если бы они летели на север, они также вскоре добрались бы до суши в районе Чарльстона. Даже если бы они развернулись на юг, они вскоре увидели бы Багамские острова. У них оставалось достаточно топлива, чтобы достичь любой из этих точек.

Поэтому единственный вариант, при котором они могли не долететь до суши, это поворот на восток, в сторону Бермудских островов. В 1964 году, спустя почти 20 лет после бесследного исчезновения звена, американский журналист Винс Гаддис опубликовал в одном из бульварных журналов статью, в которой доказывал паранормальные свойства так называемого Бермудского треугольника, в котором творится какая-то чертовщина. Самолёты и суда исчезают там необычайно часто и при странных обстоятельствах. Гаддис был уверен, что звено 19 пропало именно там и их исчезновение можно объяснить только паранормальными причинами. С этой публикации и началась слава Бермудского треугольника как одного из самых загадочных мест планеты.

Фото © shutterstock

Фото © shutterstock

Эту версию подхватили и другие авторы и стали выдвигать различные версии случившегося. Особой популярностью из всех гипотез пользовались уфологическая и околонаучная.

Согласно уфологической версии, звено вступило в контакт с внеземными существами. В подтверждение этой версии её сторонники приводили записи переговоров пилотов друг с другом и с диспетчерами. Якобы, перед тем как пропала связь, Тейлор прокричал: “О боже, они похожи на инопланетян”. Версия пользовалась такой популярностью, что даже попала в популярный фильм Стивена Спилберга “Близкие контакты третьей степени”, в котором много лет спустя инопланетяне возвращают пилотов звена 19 на Землю, при этом им по-прежнему столько же лет, сколько было в момент исчезновения.

Согласно околонаучной версии, исчезновение пилотов было вызвано не происками инопланетян, а попаданием в пространственно-временную дыру. Сторонники этой версии также ссылались на переговоры пилотов. В частности, слова Тейлора про то, что “океан выглядит как-то странно” и они видят “какую-то белесую дымку”, были истолкованы как свидетельство попадания в т.н. кротовую нору, искривляющую время и пространство. Соответственно, звено 19 либо оказалось в альтернативной Вселенной, либо в ином времени, либо потерпело крушение в совершенно другой точке земного шара.

Сторонники всех этих версий сходятся в одном. Для опытнейшего пилота, каким был Тейлор, заблудиться на стажёрском маршруте было все равно, что опытному грибнику заплутать в трёх соснах.

Секретная версия

Ещё одна популярная версия объясняла исчезновение группы секретной военной операцией. Якобы в действительности это был не тренировочный полёт стажёров, а тайная военная операция против некоего судна, шедшего под бразильским флагом. Корабль вёз из Европы тайный груз — оружие для гаитянской оппозиции, которая намеревалась свергнуть проамериканского диктатора Гаити Эли Леско.

Фото © shutterstock

Фото © shutterstock

Пилотам удалось потопить корабль, однако в дальнейшем им не хватило топлива, чтобы добраться до берега. Но через несколько часов они были спасены поисковым самолётом. Что касается радиопереговоров, то это была умелая инсценировка спецслужб, организованная ради отвлечения внимания от секретной операции.

Правда, убедительных аргументов в пользу этой версии нет. Она целиком строится на допущениях и предположениях.

Рациональная версия

Согласно этой версии, которая выглядит наиболее убедительно, исчезновение звена 19 можно объяснить человеческим фактором. Лейтенант Тейлор действительно был опытным пилотом, однако в его характеристике было указано, что он склонен к самоуверенности и авантюрным решениям и больше полагается на интуицию, чем на показания приборов.

Во время одного из навигационных упражнений Тейлор неверно идентифицировал один из островов-ориентиров и сбил с курса всю группу. Стажёры, настаивавшие на том, что им надо лететь на запад, были правы, однако не решились настаивать на своей позиции, уступив авторитетному командиру группы. Тейлор же повёл их параллельно побережью Флориды. Впрочем, даже в этом случае они могли достичь берега, если бы продолжали лететь на север, однако затем окончательно запутавшийся Тейлор ещё раз изменил маршрут и повёл группу на восток, в сторону Бермудских островов. К тому моменту, когда у них закончилось топливо, приводниться было уже большой проблемой, так как погода испортилась и море стало волноваться. Все они погибли при попытке приводниться. Спасательный самолёт, исчезнувший во время их поисков, также потерпел крушение, свидетелем чему был капитан одного из кораблей, доложивший о взрыве и масляном пятне на воде.

Что касается восклицаний Тейлора про изменившийся океан и инопланетян, то в официально опубликованных переговорах не содержится никаких упоминаний паранормальных или хотя бы необычных явлений. Тейлор действительно сообщал о белой дымке, но это явление ни в коем случае не является паранормальным. Это хорошо изученное и распространённое атмосферное явление. Командир группы действительно один раз вскрикнул: “Что это слева от нас?” Однако он принял этот объект за судно и после чего ещё несколько раз выходил на связь и не сообщал ни о каких странностях.

За прошедшие 74 года неоднократно сообщалось об обнаруженных в районе исчезновения звена 19 обломков самолётов. Однако каждый раз при проверке бортовых номеров оказывалось, что эти самолёты не относятся к исчезнувшему звену. Каких-либо следов пропавших самолётов до сих пор не удалось обнаружить, и тайна исчезновения звена 19 остаётся неразгаданной.

Австралийский исследователь Шейн Саттерли представил новое объяснение исчезновения 5 декабря 1945 года пяти торпедоносцев ВМС США в районе Бермудского треугольника. По его мнению, самолеты пропали из-за неопытности экипажей и плохой плавучести самолетов, а не по причине неких паранормальных явлений, приписываемых этой части Атлантического океана, пишет 9 News.

Группа из пяти торпедоносцев-бомбардировщиков Grumman Avenger, известная в исследовательской литературе как «Звено 19», выполняла в тот день учебно-тренировочный полет над акваторией океана между юго-восточным побережьем США, Бермудскими островами и Пуэрто-Рико.

Вскоре после входа в «треугольник» командиры экипажей начали сообщать об отказе бортовых систем навигации и штормовой погоде.

Командир звена летчик-инструктор лейтенант Чарльз Тейлор передал на базу: «Все не так. Мы не знаем, где находимся».

Отмечая растерянность командира звена, Саттерли указал, что до этого «Тейлор не раз терялся во время полета, ему дважды приходилось спасаться в Тихом океане». По выражению исследователя, командир группы ориентировался не по приборам, а по «происходящему за окном». Ситуацию усугубляло то, что большинство членов экипажей были стажерами и не имели необходимых навыков управления боевыми машинами в экстремальных условиях. Кроме того, по словам Саттерли, самолеты Grumman Avenger, как показывал опыт, в случае вынужденного приводнения через минуту шли ко дну.

Так или иначе, все звено бесследно исчезло с радаров. Погибшими считаются все 14 членов экипажей торпедоносцев.

Объяснения случившегося непрофессионализмом командира звена и недостаточной подготовленностью остальных пилотов имеют один изъян. Дело в том, что как только торпедоносцы перестали выходить на связь, в район происшествия был выслан гидросамолет Martin PBM Mariner, на борту которого находилось 13 спасателей. И самолет, и все находившиеся в нем также пропали, хотя подготовленность экипажа воздушной лодки не вызывала сомнений. Тем самым Бермудский треугольник снова отстоял свое право называться самым загадочным местом на планете.

Ранее подводные исследователи обнаружили останки корабля, который пропал в Бермудском треугольнике около 100 лет назад.

Добавить комментарий