Использование игр и упражнений для развития умения правильно строить предложения.
Известно, что формирование правильной устной речи представляет собой сложный и длительный процесс. Овладение родным языком и в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов.
Формирование структуры предложения в речи ребенка — спонтанный процесс. Никто не учит малыша, осваивающего родной язык, по моделям предложения, как это делается при изучении иностранного языка в зрелом возрасте. Уже в раннем детстве в процессе общения с матерью, во время опосредствованной словом предметной, иг ровой деятельности формируются основные структурные схемы предложения. Тем не менее освоение синтаксиса не завершается в раннем возрасте. Оно продолжа ется и далее в процессе освоения новых форм речи и речевого общения.
В работе над предложением надо учитывать, что в процессе обучения ребенок должен овладеть умением развертывать, распространять предложение, перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации. Предло жение имеет линейную протяженность. В играх и упражнениях это свойство подчер кивается и становится наглядным при выкладывании схемы из полосок бумаги. Необ ходимо обращать внимание на распространение слов в предложении и приучать детей к различным схемам предложения.
Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, про граммы детского сада, контингента и возраста детей.
- Игра в лото «Кто что делает?»
На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные дейст вия. Логопед называет действие, дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.
Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного дей ствия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.
Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.
- «Составь предложение».
Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).
Помидор круглый, а морковка…
Редиска мелкая, а редька…
Огурец овальный, а тыква…
Кабачок большой, а тыква…
Лук горький, а морковка…
Помидор кислый, а чеснок…
Огурец зеленый, а свекла…
Морковка в земле, а помидор…
- Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
Взошло (какое?) солнце…
Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце – яркое, блестящее, красное, багровое, большое;….).
- Добавить слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?».
Например: Черепаха ползет (как?) медленно. Солнце светит (как?) ярко.
- «Составь предложение».
Цель. Учить детей составлять простые предложения.
Оборудование. Окружающие предметы.
Описание игры. Педагог дает детям поочередно задания, они по действиям со ставляют предложения, например: «Петя, полей цветы». Ребенок выполняет задание. Дети проговаривают, что делает Петя: «Петя поливает цветы».
«Оля, собери кубики». Выполняется задание. Дети проговаривают, что делает Оля: «Оля собирает кубики».
«Маша принеси куклу». Дети проговаривают, что делает Маша: «Маша принесла куклу» и т.д.
Педагог следит за тем, чтобы дети не опускали слова в предложении.
- «Деформированный текст».
Детям предлагается составить предложения из слов: Орехи, в, белка, прячет, дупло.
По, зайка, лесу, прыгает. На, ребята, пошли, прогулку.
- «А что если бы?»
Цель. Учить детей составлять сложные предложения с союзом если бы. Оборудование. Фишки.
Описание игры. Вариант 1. Педагог начинает игру с конкретных примеров:
«Если бы повар не приготовил обед, в детском саду все оста лись бы голодными». Дети обычно возражают:
«А мы взяли бы булку с молоком». — «А что бы вы сделали, если бы продавцы пере стали продавать продукты?» — «Тогда бы мы пошли домой» — «А если бы и мама не приготовила обеда?» —
«Тогда бы мы себе чего-нибудь купили». — «А что бы вы себе купили?» — «Хлеб, сыр, яблоки». — «А если пекари не будут печь хлеб?» — «Тогда бы мы поехали к бабушке», — находят выход дети. «А если бы поезда не шли?».
Вариант 2. Позднее дети сами начинают игру, например:
«Что если бы рабочие на заводе перестали делать ботинки?» и т.д. Нужно требовать от детей полного употребления сложного предложения, например: «Если бы повар не приготовил обед, мы съели бы булку с молоком» и т.д.
За каждый правильный ответ дети получают фишку. Победителем является тот, у кого по окончании игры оказывается больше фишек.
- Кто у кого?
Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение. Оборудование. Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Описание игры. Логопед раздает по две картинки с изображением детенышей до машних животных и просит составить предложение по этим двум картинкам.
Образец: Телята у коровы, а козлята у козы. И т.д. Аналогично можно провести игры, используя темы «Дикие животные», «Птицы».
*
- Игра «Найди ошибку».
Логопед предлагает детям послушать предложение и определить, правильно ли оно составлено, если неправильно, то исправить ошибку.
а. Шел дождь, потому что я взяла зонтик.
б. Цветы не поливали, потому что они засохли.
в. Солнышко прячется, потому что ночью темно.
г. У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.
д. Солнце пригревает, потому что стал таять снег.
е. Петя испачкался, потому что его поругала мама.
ж. Река замерзла, потому что дети взяли коньки.
з. День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.
и. Пришла весна, потому что прилетели грачи, к. В комнате темно, потому что включили свет.
10. Игра «Придумай умные вопросы».
Логопед: К нам в гости пришел Знайка. Он очень любит отвечать на вопрос « по чему? ». Давайте придумаем ему трудные вопросы о предметах, которые лежат на столе (мяч, спички, часы, ключ, карандаш, резинка, нитки). Например: «По чему остановились часы?» (Часы остановились, потому что их забыли завести или по тому что они сломались.)
11. Игра «Почемучкины вопросы».
- Почему птицы улетают на юг?
- Почему наступает зима?
- Почему ночью темно?
- Почему зимой нельзя купаться в реке?
- Почему летом жарко?
12. Игра «Закончи предложение» (закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы»),
Я надела теплую шубу, чтобы … …
чтобы было тепло. …
чтобы пойти гулять. … чтобы не замерзнуть.
Мы зажгли свет, чтобы … …
чтобы было светло. …
чтобы писать буквы. …
чтобы читать книгу.
Мы полили цветы, чтобы… …
чтобы они не завяли. …
чтобы они быстро росли. …
чтобы они были свежими.
13. Составление предложений с союзом «чтобы» по теме «Зимние забавы».
Детям предлагаются картинки по теме «Зимние забавы». Они придумывают пред ложения со словом чтобы. В случае затруднений логопед задает вопросы: «Для чего мальчик взял санки?» (Мальчик взял санки, чтобы кататься с горки.) «Для чего дети поливают горку?» (Дети поливают горку, чтобы она была скользкая.) «Для чего маль чик взял клюшку и шайбу? » (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы играть в хоккей.) «Для чего девочка надела шубку?» (Девочка надела шубку, чтобы ей было тепло.) И т. д.
14. Составление предложений по опорным словам. Запись графической схемы пред ложения.
а) По теме «Транспорт»:
Машина, ехать, дорога.
Самолет, небо, летит, высоко.
Большой, корабль, волны, плывет.
Шоссе, по, автомобиль, мчится.
Магазин, около, мотоцикл, остановился.
Едет, тропинка, велосипедист.
б) По теме «Зима»:
Дети, снеговик, слепили.
Дети, санки, на, катаются.
Снежки, мальчики, играют.
Земля, покрыть, снег.
Снежинки, падать, тихо.
в) По теме «Весна»:
Греет, солнце, ярче.
Деревьях, на, почки, появляются. Окном, за, тает, снег. Капает, крыш, с, капель. Солнце, на, тают, сосульки.
- « Подумай и скажи».
Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение. Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Логопед предлагает детям ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки.
Каковы по цвету: утоль и мел, василек и гвоздика, заяц зимой заяц летом?
Каковы на ощупь: вата и дерево, огурец и помидор? Когда идет снег и когда дождь? Когда трава зеленеет, а когда желтеет?
- «Размытое письмо».
Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.
Материал. Игрушечный мишка.
Описание игры:
— Медвежонок получил письмо от брата. Но дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо от брата. Вот это письмо:
«Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что… Я долго блуждал по лесу и… Выйдя на поляну, я попал… Я попал в яму, потому что… Там было так глубоко, что… Если бы у меня была лестница, то… Я так долго ревел в яме, что… Пришли охотники и… Теперь я живу в… У нас есть площадка для… На площадке для молодняка много… Мы играем с… За нами ухажива ют… Они нас любят, потому что… Скоро к нам придет дрессировщик из… Надеюсь попасть в… Как здорово уметь… Жди следующего письма из… До свидания. Топтыгин» Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложение.
Предложение —
это основная единица речи, поэтому работа над ним является главной учебной
задачей школы и особенно уроков русского языка. Научить школьников правильно
строить предложения, точно выражать свои мысли — это значит продвинуть детей в
использовании речи как средства общения, помочь им подготовиться к овладению
более высокой ступенью речевого развития — связной речью.
Работу над предложением
следует вести в трёх направлениях. Первое направление — это
отработка содержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой
законченности и коммуникативной целесообразности. Второе направление —
это работа над речью, которая включает в себя формирование навыков точного
и полного отбора слов для выражения мысли, выбора наиболее удачной
синтаксической конструкции, развитие интонационных умений. Третье
направление — это формирование грамматического плана предложения, т.е.
отработка навыков правильного соединения слов, правильного их размещения,
умения осознавать структурную схему используемой конструкции. На практике все три направления представляют единое
целое, но так же, как в работе со словом, одно из них может быть ведущим в
зависимости от характера урока русского языка.
1) Работу
над составлением предложений необходимо начать с создания наглядных опор и
объяснения тех связей, в которые вступают предметы и явления реального мира.
Лексический и грамматический материал в этом случае определяется вопросами
учителя. (Ученики 1-го класса по заданию учителя воспроизводят ряд действий,
наблюдают за действиями товарища, рассматривают картинку и, отвечая на вопросы,
составляют предложения.)
2) На
уроках развития речи применять наглядность. Изучаемый предмет необходимо не
только рассматривать и обсуждать, но и выполнять практические действия с ним. Чтение
книг, уроки-экскурсии предоставляют
возможность приобрести новые знания, новый опыт, расширить кругозор и
изменить понимание ученика. Такие
упражнения и мероприятия являются хорошим материалом для наполнения предложений
конкретным содержанием. Чем старше становятся дети, тем чаще в качестве опоры
для построения предложений используются их знания и опыт, а также прочитанный
текст.
3) Для
расширения содержательного наполнения фразы предлагать школьникам тему или
ситуацию, которая и станет основой предметного плана предложения. Можно в
качестве задания на дом попросить учеников выбрать предложения из газет,
художественных произведений, телепередач и др. Использование в речи предложений
(при постоянной стимуляции этого процесса учителем) различных конструкций
облегчит учащимся усвоение грамматических сведений по той или иной программной
теме, обогатит их речевую практику.
4) Для отработки навыков лексико-грамматического оформления предложений
в младших классах применять следующие виды упражнений:
·
чтение предложения с правильным интонационным оформлением его
конца, определение количества предложений в хорошо интонированной речи учителя.
Этот вид заданий необходим для того, чтобы ученики почувствовали, как сплошной
речевой поток делится на законченные части, и научились фиксировать количество
услышанных ими предложений в виде схем. Например, учитель произносит: Наступила
поздняя осень. Птицы давно улетели. Деревья стоят голые. Учащиеся
по мере произнесения учителем каждого предложения на партах выкладывают три
схемы:
Такая
материализация нефиксированного речевого потока помогает школьникам наглядно
представить не только смысловую, но и интонационную законченность предложения,
преодолеть или ослабить свойственную им тенденцию нанизывать предложения друг
на друга в письменной речи, не выделяя в качестве самостоятельных единиц;
·
выбор по заданию учителя предложений из текста учебника по чтению,
по русскому языку («Найди предложение о яблоке, о Лене»);
·
ответы на вопросы, связанные с деятельностью детей, впечатлениями,
полученными от экскурсии, рассматриванием картин, игрой;
·
составление предложений по схемам. Схемы могут быть представлены в
виде:
а)
карточек с изображениями предметов, условными обозначениями и некоторыми
исходными данными — вопросами или словами (Рыжая кошка сидит на
окне),
б)
отдельных полосок и темы, например, о ветерке (Легкий ветерок пролетел
над деревьями),
в)
рисунков (Витя идет в школу).
Использование
схем – это один из способов моделирования речи. С помощью карточек (если убрать
одну из них) можно наглядно показать учащимся нарушение предметного плана
предложения, появление так называемых смысловых «скважин», или «дыр», которые
искажают содержание предложения; убедить детей, что пропуск карточки с
маленьким словом (предлогом) также делает предложение непонятным;
продемонстрировать, как расширяется, уточняется смысл предложения, если в схему
вводится новая карточка-слово;
·
замена слов в предложении в зависимости от изменения
демонстрационного материала (смена действующего лица, характера действия,
предмета, на который направлено или с помощью которого осуществляется
действие). Например: Саша пишет (изображения мела, ручки, карандаша). Надя
кормит (изображения кошки, собаки, курицы);
· закачивание предложений по
смыслу: Воробей громко… . Кошка жалобно…;
·
составление
предложений из слов, которые даны вразбивку в нужной или в начальной форме: Лена,
в, идет, лес. Береза, ронять, белая, лист, свои;
· сопоставление предложений: Стриж
прилетел. Стрижи… (прилетели). Школьники подарили цветы учительнице и…
(учителю). Вера лепит гриб. Вера… гриб (вылепила).
Работая над предложением при
выполнении детьми любого задания, обращать внимание учеников на правильность
грамматического оформления; на конкретность и нестандартность содержания; на
точность интонирования. Обращать внимание детей на то, что в каждом предложении
выражена определенная мысль и она должна быть завершенной, что предложение
может быть коротким, но его всегда можно распространить, что замена одного
слова другим изменяет смысл предложения. (Деревья шумят. Ребята шумят).
При работе с деформированным предложением, подводить школьников к
выводу, что слова в нём должны быть расположены в определенном порядке и
употреблены в соответствующей форме.
5)
В 4-м
классе проводить работу по закреплению знаний, полученных практическим путем,
вводить новые теоретические сведения о предложении и проводить работу над опережающим освоением более
сложных синтаксических конструкций предложений.
– На уроках практических грамматических упражнений
вводить теоретические сведения о предложении: знакомство с определением
предложения, с понятиями подлежащего и сказуемого (главные слова), составление
предложений, различных по интонации. Продолжить работу по закреплению в речи
детей падежных форм имен существительных, обращать внимание учащихся на то, что
каждое слово в предложении связано с другим словом, что способствует
формированию практических навыков в сочетании слов различными способами
(согласование, управление, примыкание).
– На уроках развития устной речи совершенствовать умение
пользоваться простыми распространенными предложениями; проводить практическую
работу над опережающим освоением более сложных синтаксических конструкций, в
результате будет создаваться речевая основа для последующего изучения в старших
классах некоторых теоретических сведений о сложных предложениях. Например,
знакомясь с темой «Птицы», ученики могут научиться строить сложное предложение
с придаточным причины. Для этой цели учитель даёт образец вопроса и ответа: Почему
у гуся на лапках перепонки? У гуся на лапках перепонки, потому что он
водоплавающая птица. Опираясь на записанный образец, школьники отвечают на
серию подобных вопросов.
– На уроках чтения также на опережение отрабатывать
простые предложения с однородными членами и сложные предложения, посредством
выборочного прочтения фразы или её точного воспроизведения в ответ на вопрос
учителя, а также в процессе пересказа, близкого к тексту.
6) В старших классах продолжить работу по
расширению представлений о предложении: предложения распространенные и
нераспространенные, с однородными членами, предложения сложные и простые, виды
предложений по интонации и др.
7) Требовать от старшеклассников при построении
предложений самостоятельного исправления ошибок и соответствующей аргументации.
8) Для исправления имеющихся у старшеклассников
пробелов в умении строить предложения, следует продолжить работу над усвоением
связей между предметами и явлениями реального мира, грамматически правильным
отражением их в речи, при постепенном усложнении заданий.
9) В старших классах применять следующие
виды заданий:
·
выделение в тексте и составление предложений, различных по
интонации, их правильное прочтение;
·
распространение предложений путем введения нескольких слов одной
грамматической формы, например прилагательных;
·
выделение в тексте предложений с однородными членами, сложных,
простых предложений, их дифференциация и правильное интонирование;
·
составление предложений определенной конструкции (ее
характеристика дается в задании учителя);
·
составление предложений с определенными грамматическими формами;
·
реконструкция предложений путем замены одной грамматической формы
другой;
·
работа с деформированными предложениями, где слова даны в
начальной форме в объеме 5-8 лексических единиц;
·
творческие упражнения, когда учащимся предлагается составить
предложение по картине («Ответьте, как встретила мама известие о двойке сына»),
на основе прочитанного текста («Как вы относитесь к Костылину и почему?»), по
опорным словам (ветер, деревья), по заданию («Составьте предложение об
облаках в солнечную тихую погоду»);
·
конструирование предложений по схемам;
·
редактирование предложений. Цель данных упражнений – усилить
контроль учащихся за лексико-грамматическим оформлением предложения. Речевым
материалом для таких заданий могут служить ранее выполненные творческие работы
учащихся. В каждом предложении редактированию подлежит только одна ошибка:
лексическая или грамматико-стилистическая. В противном случае сложность задания
очень быстро приводит к снижению интереса школьников;
·
сопоставление предложений. К этим упражнениям предлагать более
сложные, чем в младших классах, задания. Например, сравниваются разные
структурные схемы предложений: дается задание составить два предложения о
результатах класса в спортивных соревнованиях и причине высоких показателей (Наш
класс занял первое место в спортивных соревнованиях. Мы упорно к ним
готовились); то же содержание затем требуется отразить в одном предложении (Наш
класс занял первое место в спортивных соревнованиях, потому что мы упорно к ним
готовились) и сравнить, в чем сходство и в чем различие этих предложений;
·
составление связных устных и письменных высказываний. В процессе
обучения монологической речи у учащихся отрабатывают умения подчинять
содержание предложений единой теме, пользоваться для логической связи
предложений личными и указательными местоимениями, наречиями, правильно
употреблять видо-временные формы глагола, порядок слов.
Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая является ведущей линией развития речи детей 3–4 лет.
Для развития артикуляционного аппарата, произношения твердых и мягких звуков целесообразно использовать звукоподражание, в том числе звукам музыкальных инструментов и голосам животных. Например, ребенку дают дудочку и колокольчик, дудочка играет «ду-ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь-динь». Корова кричит: «му-у», кошечка мяукает: «мяу».
К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление — основы, на которых строится речь.
Хорошей дикции можно добиться с помощью шуток-чистоговорок («Бы-бы-бы — идет дым из трубы») или потешек, поговорок, фраз, содержащих определенную группу звуков («У Сани сани едут сами»), поможет и произнесение слов, сходных по звучанию (мышка — мишка, мошка — мушка).
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, например, познакомив ребенка с картинкой «Еж и ежата», можно предложить ему четко произнести фразы со звуками «ш» и «ж» («Жа-жа-жа — мы увидели ежа», «Жу-жу-жу — шишку мы дадим ежу», «Жи-жи-жи — шишки где берут ежи?», «Ша-ша-ша — мы купаем малыша», «Шу-шу-шу — дам игрушку малышу», «Ши-ши-ши — где играют малыши?»). Подобные упражнения не только помогают ребенку освоить вопросительную интонацию, но и развивают у него чувство ритма.
Акцентируя при четком произнесении слова, фразы внимание малыша на определенном звуке, легко подвести его к пониманию терминов «звук» и «слово».
Необходимо уделять внимание воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку эти элементы необходимы для дальнейшего всестороннего развития речи.
Ниже приведены некоторые игры, в которые можно играть с детьми младшего дошкольного возраста.
Чей это голос?
Цель: научить ребенка различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражанию, а также соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Реквизит: фигурки мышки и мышонка, утки и утенка, лягушки и лягушонка, коровы и теленка, кошки и котенка. За неимением фигурок можно вылепить их вместе с ребенком из пластилина или использовать картинки.
Ход игры
К тебе в гости пришли зверушки, они хотят поиграть. Угадай, чей это голос:
— Мяу-мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) Как он мяукает? (Мяу-мяу.)
— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.
— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш лягушки? (Лягушонок.)
Аналогично ведется игра с остальными игрушками.
Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не говорите с ребенком громко, не говорите слишком быстро.
В таких играх можно научить ребенка различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражанию (корова мычит громким низким голосом, а теленок тихим высоким; лягушка квакает громко, а лягушонок тихо и тоненько).
Подобные игры можно проводить с самыми разными животными. Например, ребенку показывают картинку в книжке.
— Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: «ку-ку, ку-ку». Кто это? (Ку… — ребенку предлагают произнести слово самостоятельно.)
— А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем… (Петушок.) Петя-Петушок кричит… (Ку-ка-ре-ку.)
— Послушай слова «куку-у-ушка», «пету-у-ух», «у-у-утка» (голосом выделяется звук «у»). В этих словах есть звук «у».
Звуковое оформление определяет эмоциональность и выразительность высказывания, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию повествовательного предложения, вопроса или ответа.
Например, ребенку читают русскую народную песенку «Курочка-рябушечка», после чего предлагают ему ответить на вопросы:
— Курочка-рябушечка, куда идешь?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем идешь?
— За водой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят.
На всю улицу пищат — пи-пи-пи!
Очень хороший результат дает использование чистоговорок, фраз из стихотворений, их полезно произносить с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Также можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).
Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе предметов и явлений из окружения ребенка, а также активизации употребления различных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий.
В процессе занятий необходимо демонстрировать ребенку, что каждый предмет, его свойства и действия имеют свои названия. Для этого нужно научить его:
— различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «что это?», «кто это?»;
— формулировать особенности каждого предмета, выделять его характерные признаки и качества («какой?»);
Встречая в играх и заданиях знакомые предметы, ребенок с помощью взрослого устанавливает связи между ними, учится передавать увиденное словами. У него растет активный словарный запас, нормализуется грамматический строй речи, произношение.
— определять действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («что делает?», «что с ним можно сделать?»).
Такое обучение проводится в играх типа «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?».
Поезд
Цель: помочь детям запомнить последовательность действий при перевозе кукол от одной станции к другой, побудить пользоваться речью во время игры. Продолжать обучение ребят игре со сверстниками. Ввести в лексикон такие новые слова, как «станция», «железная дорога», «путешествие».
Реквизит: большой игрушечный поезд, если есть — железная дорога; домики, которые будут выполнять роль станций; небольшие игрушки (медвежонок, зайчик, мышка, уточка и др.).
Ход игры
Домики расставляют недалеко друга от друга, одновременно объясняя, что это станции, на которых всегда останавливаются поезда. Во время игры желательно дать каждой из них название.
Затем детям предлагают покатать зайчика или мишку на поезде (при этом очень важно сделать так, чтобы игрушки не падали во время движения). Сначала просят одного из детей перевезти игрушку с одной станции на другую, а затем немного усложняют задачу, вводя новые элементы игры (на данном месте высадить мишку и повезти дальше только уточку).
В процессе игры детей спрашивают, видели ли они настоящие поезда, возможно, кто-то на них даже катался, понравилось ли это путешествие, куда они хотели бы съездить.
Угадай игрушку
Цель: сформировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Реквизит: 3–4 игрушки.
Ход занятия
Вначале нужно показать ребенку игрушки, называя каждую из них: «Это… (заяц, лиса, утенок)». После этого следует рассказать ему о каждой игрушке, называя ее внешние признаки: «Он серый. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». По этим признакам ребенок должен определить, какая это игрушка и правильно назвать ее. Аналогично описываются другие игрушки.
Про кого я говорю?
Цель: развитие наблюдательности, умения ориентироваться в основных признаках описываемого объекта.
Занятие проводится в группе.
Нужно описать одного из сидящих в комнате детей, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это мальчик, на нем синие штанишки и красная маечка, волосы у него светлые и кудрявые. Он любит играть с заводными машинами».
Скажи какой
Цель: научить выделять и называть признаки предмета.
Реквизит: коробка с различными игрушками, предметами или продуктами.
Ход занятия
Доставая из коробки тот или иной предмет, нужно назвать его («Это груша»). Ребенок называет признаки данного предмета («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий»).
Я умею одеваться
Цель: научить детей последовательно надевать и снимать вещи, аккуратно их складывать в шкафчик, пользоваться такими словами, как «снять», «надеть» и «одеть», «повесить», «поставить», «убрать на место». Игра помогает выработать аккуратность, терпение, любовь к порядку.
Реквизит: кукла, шкафчик с одеждой для нее (платье, колготки, обувь, кофта, шапка, пальто или комбинезон).
Ход игры
В данной игре участвуют 5–6 человек. Детям объясняют, что сегодня кукла Лена пойдет гулять, но для этого ей необходимо одеться. Что для этого нужно? (Дети перечисляют ту одежду, которую сами надевают на прогулку.) Затем руководитель открывает игрушечный шкафчик и показывает наряды куклы. Ребята выбирают из них те, которые необходимы в данное время года. Только потом следует попросить одеть Лену, которая еще не знает, с чего нужно начинать. Если у ребят возникают трудности с одеванием куклы из-за нарядов крохотного размера, им следует помочь словесно или действиями.
После небольшой прогулки по комнате ребята решают, что куклу пора раздевать. Здесь необходимо подсказать ребятам, что вещи нужно складывать аккуратно и на свое место.
Сделать игру более разнообразной и интересной можно, если попросить кого-нибудь из ребят разговаривать от имени куклы. Тогда остальная группа с удовольствием будет общаться с Леной и играть с ней.
Что бывает?
Цель: научить по тем или иным признакам называть соответствующие им предметы.
Реквизит: отсутствует.
Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову (прилагательному) подбирают подходящие существительное. Например: зеленый — огурец, елочка, трава, забор и т. д.
Ход игры
Детям можно предложить назвать все (всех), что (кто) бывает:
— веселым или грустным;
— злым или добрым;
— тихим или громким;
— шершавым или гладким;
— горячим или холодным;
— пушистым или колючим;
— быстрым или медленным;
— скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр.
При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком и взрослым одинаково.
Эта игра позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых различных предметов, объектов, явлений, способствует развитию речи и наблюдательности.
Назови предмет
Цель: ознакомить детей с назначением таких предметов, как игла, утюг, зубная и одежная щетки, нож и др. Научить составлять уменьшительно-ласкательные существительные по аналогии (щетка — щеточка, нитка — ниточка), а также правильно и четко произносить слова.
Реквизит: 2–3 большие пуговицы, нитки, детская зубная щетка, щетка для чистки одежды, картинки с изображением таких предметов, как игла, утюг, нож, ножницы, большая коробка.
Ход занятия
Собирают всех детей вместе и открывают коробку, в которой находятся разнообразные предметы и картинки. Затем просят ребят назвать то, что они увидели. Разложив все вещи на ровной поверхности, можно попросить определить, для чего они нужны.
Подводя итог сказанному детьми, обращают внимание малышей на то, что у каждого предмета есть свое назначение. Следует заметить, что бывают предметы, которые очень похожи, только имеют разный размер (щетка и щеточка), и предметы, которые сильно отличаются, несмотря на то что называются по-разному (ключ от двери и ключ — небольшой ручей), а иногда по одному названию можно определить размер (стул — стульчик, кукла — куколка и др.). После этого воспитатель может попросить ребят назвать слова по аналогии, например «нож» и «ножичек», «игла» и «иголочка», «утюг» и «утюжок» и т. д. Таким образом, дети в данной игре не только закрепляют имеющиеся знания, но и получают новые.
Узнавание
Цель: научить узнавать предмет, объект по группе определений (прилагательных) или по группе слов-действий (глаголов).
Реквизит: отсутствует.
Ход занятия
Предлагаемые слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например:
— зеленая, стройная, белоствольная — береза;
— сверкает, землю согревает, тьму разгоняет — солнце.
Исправь ошибку
Цель: научить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и называть их.
Учитывая возраст и уровень речи ребенка, начинайте занятие с самого знакомого материала, например с темы «Игрушки». Затем переходите к более сложным упражнениям.
Реквизит: бумага и цветные карандаши или набор заранее приготовленных картинок.
Ход занятия
Нужно нарисовать или показать картинку и предложить ребенку найти несоответствия:
— фиолетовый цыпленок клюет конфету;
— медвежонок с ушами зайца;
— лиса зеленая и без хвоста и т. п.
Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
Кто как разговаривает
Цель: обратить внимание детей на то, что все животные общаются между собой по-разному; систематизировать уже имеющиеся знания ребят; учить воспринимать окружающую обстановку с помощью слуха.
Реквизит: рисунки или крупные фотографии различных животных — таких, как кошка, собака, медведь, корова, лягушка, утка, петух, ворона, мышь, — и магнитофонные записи голосов различных животных.
Ход занятия
Детей рассаживают по кругу, в центр которого кладут рисунки или фотографии картинкой вниз. Затем говорят ребятам, что сегодня все животные забыли, как они разговаривают, поэтому им нужно помочь.
Один из детей выходит в центр круга, берет картинку и показывает ее всем играющим. Ребята хором называют это животное. Потом водящий предлагает любому ребенку сказать, как оно разговаривает. Если тот называет правильно, он берет следующий рисунок.
Когда все картинки закончатся, воспитатель может предложить ребятам отгадать животное по его голосу. Для этого следует включить магнитофонные записи голосов зверей и птиц.
Что напутал Буратино?
Цель: научить находить ошибки в описании предметов и исправлять их.
Реквизит: кукла Буратино.
Ход игры
В гости к ребенку приходит Буратино. Описывая своих друзей, он делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и длинные лапы, он кричит: «мяу». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка, она боится мышей». Ребенок исправляет неточности.
Кто больше увидит и назовет
Цель: научить ребенка выделять и обозначать словами внешние признаки предмета.
Реквизит: несколько игрушек.
Ход занятия
Участники занятия рассматривают куклу, называют предметы ее одежды и говорят о внешнем виде (глазах, волосах). После этого берут игрушечного зайчика. «У него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий (длинноухий). А хвост у зайца… (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она бело… лапая (белолапая)».
Построй домик
Цель: научить детей строить дом из кубиков; продолжить ознакомление с такими геометрическими фигурами, как квадрат, прямоугольник и треугольник; закрепить знания об основных цветах (красном, синем, зеленом, желтом); вызвать у ребят желание играть вместе.
Реквизит: 4–5 комплектов конструктора, состоящего из деталей, разнообразных по форме (прямоугольных, квадратных, треугольных и др.) и цвету; небольшие игрушки (волк и 3 поросенка).
Ход игры
Детей делят на 3–4 группы по 5–6 человек. Каждой группе дают конструктор, необходимый для строительства домика.
Обращают внимание детей на то, что сегодня будет необычная игра, и рассказывают отрывок из сказки «Три поросенка», когда волк ломает домики, просто дунув на них трижды. Затем руководитель спрашивает: «Почему волк не сумел сломать домик старшего поросенка?». На это ребята отвечают, что он был сделан прочно, из камней.
После этого воспитатель предлагает построить такие же крепкие домики, используя конструктор. Каждое действие ребят необходимо комментировать, например: «Сначала возьмите прямоугольник красного цвета, на него ровно поставьте синий кубик», «… а крышу мы сделаем из треугольника…». При этом руководитель показывает все на примере.
Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети выполняли работу вместе, не ссорясь.
После окончания «строительства» следует похвалить ребят. Оценить домики можно при помощи волка и поросят, которые внимательно осматривают работы и приходят к единому решению, что все хорошо постарались и отлично справились с этим нелегким заданием.
Какая кукла?
Цель: научить называть различные признаки игрушки или любого другого знакомого ребенку объекта.
Ребенку говорят, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать, какая она хорошая и красивая.
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. «Наша Таня… (самая красивая). У нее… (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».
От называния внешних признаков (цвет, форма, величина) можно перейти к перечислению внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению с другим предметом.
Кто больше скажет слов о яблоке: какое оно, а какой апельсин?
Цель: научить называть признаки сходства и отличия предметов.
Реквизит: несколько пар фруктов или овощей.
Ход занятия
Сравнивают апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются? (Оба круглые и сладкие, апельсин оранжевый, а яблоко зеленое.)
Матрешки
Цель: научить детей правильно пользоваться прилагательными «большой», «средний», «маленький», распределять предметы по группам в зависимости от их размера; прививать любовь к комнатным растениям, а также развивать речь детей.
Реквизит: 3 матрешки разной величины, 3 стульчика для них, 1 большой домик, 3 комнатных растения разной величины и 1 небольшая игрушечная леечка.
Ход игры
Игра заключается в том, что ребятам необходимо распределить все предметы по размерам (большие, средние, маленькие). Затем воспитатель спрашивает, почему дети для большой матрешки пододвинули большой стульчик и цветок, а для маленькой — маленький. Потом руководитель просит ребят закрыть глаза и в это время убирает один из предметов. Малышам нужно не просто отгадать, чего не хватает, а точно назвать, что исчезло, например средний стульчик или большая матрешка.
Можно предложить ребятам полить цветочки из леечки. При этом нужно обратить внимание на то, что большому цветку требуется больше воды, чем маленькому, поэтому поливать его нужно немного дольше.
Во время игры дети с удовольствием рассматривают и другие комнатные растения, имеющиеся в группе, рассказывают о том, какие цветы растут у них дома и как за ними ухаживать.
Сравни кукол
Не занимайтесь долго. Когда вы заметите, что ребенок стал менее внимательным, прекратите занятие или перейдите к другой теме. Однако в следующий раз вернитесь к упражнению, на котором остановились. Проверьте, хорошо ли помнит ребенок уже известное. Время от времени повторяйте пройденные темы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Все дети начинают сначала произносить только звуки, затем появляются слова и предложения из одного-двух слов: «Не хочу», «хочу пить», «Хочу конфету» и так далее. Общение с малышом становится все интереснее, родители пытаются разнообразить речь крохи, расширить его словарный запас, но иногда этот процесс развития речи затягивается. Ребенок по-прежнему выражается краткими предложениями.
Почему ребенок не говорит предложениями?
Составлять слова в предложения не так просто для маленького человечка. Развитие речи включает в себя сложные правила и понимание грамматики, которые взрослые считают само собой разумеющимся. Но для крохи в 2-3 года составление предложений является реальным вызовом. Подумайте об этом на минуту. Посмотрите на любое предложение в этой статье и рассмотрите все способы, которыми могли бы быть объединены слова. Неудивительно, что изучение языка предполагает много проб и ошибок.
Начало составления предложений.
Как и в языке жестов, возраст, в котором ребенок начинает говорить предложениями, существенно отличается. Некоторые двухлетние дети употребляют предложения с глаголами и даже некоторыми прилагательными и наречиями. Другие знают какие-то слова, но еще не могут совместить два-три слова вместе. В этом возрасте сложно подбирать взаимосвязанные слова. «Пошли в магазин». «Красивое платье». «Я хочу это, оно хорошее». Какая самая длинная фраза/предложение вашего ребенка? По мере того, как ребенок растет, предложения становятся длиннее, речь развивается все больше. Чтение историй или совместный просмотр книг с картинками и обсуждение изображений улучшает языковые навыки вашего ребенка. Не удивляйтесь, когда ваш ребенок «читает» с вами, потому что он может запоминать знакомые истории. Попросите его рассказать о событиях своей жизни, помогите заполнить пробелы и сделать переходы. Сейчас важно выражать связанные идеи. Разговоры о прошлых и будущих событиях станут следующим шагом.
Как учить говорить предложениями?
Чтобы малыш употреблял в речи больше слов и связывал их в предложении, окружающие должны показать ему пример. Попробуйте в общении с малышом использовать больше прилагательных. Не просто «красивая кукла», «большая машинка», а «кукла с длинными волосами и голубыми глазами», «красная машинка», «машина с большими колесами».
Сейчас будем есть кашу -> Сейчас будем есть овсяную кашу с маслом.
Нужно вымыть руки -> пойдем помоем ручки с мылом, чтобы были чистые.
Хочешь порисовать -> Хочешь порисовать карандашами? Я дам тебе карандаши и бумагу.
То есть, с ребенком нужно говорить развернутыми предложениями, используя больше прилагательных, наречий и других частей речи. Тогда, копируя вас, малыш тоже станет использовать эти речевые формы. При этом старайтесь ребенка переспрашивать, добиваясь, чтобы он говорил предложениями:
Например, малыш тянет руку к бутылочке и произносит: «Пить»! Не давайте сразу питье, а переспросите: «Что ты хочешь пить, воду или чай?» «Ты хочешь пить из чашки или из бутылки?» и так далее. Если делать так несколько дней подряд, то в конце концов малыш попросит «Хочу воду из бутылочки».
Для вашей информации: если у вашего малыша очень ограниченный словарный запас и он не может совмещать слова к 4 годам, вы должны проконсультироваться с профессионалом.
В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей.
Ключевые слова: начальная школа, русский язык, развитие речи, предложение как единица речи.
Развитие коммуникативных навыков у обучающихся коренным образом связано с развитием речи, что, в свою очередь, способствует в целом становлению ребёнка как личности. Вся система обучения русскому языку в школе, особенно в начальном её звене, построена таким образом, чтобы сформировать у детей умения грамотно выражать свои мысли посредством различных языковых средств. Важнейшее место среди всех коммуникативных единиц занимает предложение.
Младшие школьники часто в силу своих возрастных и психологических особенностей не могут построить достаточно грамотный текст, состоящий из связанных контекстом предложений. Предложения в своей речи они строят неправильно, изолированно от остальной логики текста, не могут правильно размещать слова в предложении. Всё это вызывает настоятельную потребность обучать младших школьников связной речи посредством построения предложений с учётом всех его морфологических признаков. Недостаточность разработки методики обучения младших школьников построению предложения, основываясь не на морфологическую концепцию, а как единицу речи, а также потребность современной школы в улучшении эффективности работы учителей над умением младших школьников грамотно строить свою разговорную речь, определяет актуальность данной темы для исследования.
В современной лингвистике представлено несколько классических взглядов на понятие предложения. Это означает, что до сих пор ученые, изучающие предложение, не достигли согласия в данном вопросе.
В целом, однозначно определить сущность понятия предложения, трудно. Предложение как единица речи — многозначное, сложное понятие и различные ученые выделяют в нем несколько основных черт. Наиболее распространены две трактовки предложения: одна из них затрагивает психологическую и коммуникационную сторону, другая — грамматическую. Нельзя назвать какую-либо из этих трактовок неправильной, но также нельзя обозначить единственно верную.
Методике работы над предложением как речевой единицы уделяли внимание такие лингвисты, как Г. И. Банщикова, Н. И. Василькова, М. В. Всеволодова, Ф. Данеш, Г. А. Золотова, С. А. Климова, И. И. Ковтунова, К. Г. Крушельницкая, О. А. Крылова, Л. Д. Мали, О. И. Москальская, Л. Д. Санина О. Б. Сиротинина, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова и др.
К периоду начала обучения в школе ребёнок достаточно успешно овладевает устной речью. При этом он совершенно ещё не мотивирован овладеть и письменной речью. Ему достаточно сложно правильно письменно составить предложение, а тем более целый текст. Опираться при этом он может только на своё природное языковое чутьё, так как не обладает достаточными для этого навыками. Задача педагога обучить ученика младших классов грамотно строить как предложение, так и весь текст, закрепить полученные умения на осознанный уровень. Для этого необходимо объяснить, каковы закономерности взаимодействия слов между собой внутри предложения, как данное предложение грамотно поместить внутрь текста не нарушив при этом коммуникационной логики всего текста в целом. Обучающийся должен понять, за счёт чего осуществляется связь предложений внутри текста, что позволяет сохранять основную мысль в нём. Таким образом, чтобы обучающийся в процессе обучения перешёл от интуитивного владения речью к осознанному использованию различных средств языка, в том числе предложения, его необходимо научить различать между собой средства языка, соотносить их с речевой деятельностью.
На первом этапе обучения младших школьников системе построения предложения необходимо совместно с ними анализировать тексты различных авторов, для того, чтобы они научились выделять из текста предложения и уяснять роль конкретного предложения в контексте всего отрывка. Возможно использовать задания, требующие дополнить пропущенные слова в предложении.
Следующим этапом обучения может стать сравнительный анализ различных отрывков из текста, в которых использованы полные и неполные предложения. При этом младшие школьники определяют, как изменился текст с появлением в нём дополнительных слов. Изменилась ли экспрессия, выразительность, динамичность текста, остался ли прежним или изменился смысл отрывка. Можно предложить следующий вид заданий: дополнить авторский текст своими словами и сделать выводы о том, в лучшую или худшую сторону изменился текст и почему.
Третьим этапом работы может стать редакторская работа с текстами, имеющими различные речевые и структурные ошибки. Обучающиеся, исправляя текст, тем самым научатся не допускать подобные речевые ошибки в собственной речи.
Обучение русскому языку в современной школе предполагает, в первую очередь, компетентностный подход, формирующий личность обучающегося. Этому способствует и комплексный подход в процессе обучения связной речи. В связи с этим были рассмотрено, как современные учебные пособия, используемые в начальной школе, выстраивают систему обучения предложению, на что в них акцентируется внимание обучающихся.
Для анализа нами были взяты несколько учебников по русскому языку для вторых классов общеобразовательных школ, вошедших в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования как соответствующие ФГОС. [4, 5, 7, 9, 10]
После проведённого анализа был сделан следующий вывод: система обучения предложению в большинстве учебников выстроена таким образом, что в большей степени обращается внимание на морфологические признаки предложения. В меньшей мере предложение рассматривается, как единица речи, лишь отдельные упражнения способствуют обучению построению предложения из отдельных элементов и интонированию при произношении. Таким образом, для учителей начальных классов несомненную пользу представляет опыт проделанной в дальнейшем исследовательской работы.
Экспериментальная часть работы проводилась на базе 2 «А» класса МБОУ «СШ № 25» города Смоленска в течение одного учебного года.
Процесс обучения в данном классе строится на основе принципов развивающей системы Л. В. Занкова, главная составляющая которой — единство трёх составляющих: дидактики, методики обучения и практики работы. При этом целью обучения является — оптимальное развитие каждого ребёнка в классе по всем общеобразовательным предметам и русскому языку в частности. Данная система, в которой упор делается на создание у ребёнка представлений о целостной картине окружающего мира, как нельзя лучше подходит для обучения младших школьников построению предложения как единицы речи.
Цель всей опытно-педагогической работы при обучении второклассников построению предложения как единицы речи состоял в том, чтобы в процессе обучения второклассники научились успешно решать различные коммуникативные задачи. Для достижения этой цели использовались социокультурные и познавательно-исследовательские мотивации учебной деятельности.
На констатирующем этапе эксперимента проводилась комплексная проверочная работа по русскому языку. Цель данной работы состояла в определении уровня сформированности метапредметных результатов у обучающихся второго класса по итогам освоения программы по предмету «Русский язык» за I полугодие второго класса начальной школы. Основной задачей данной комплексной работы было — установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков построения предложения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Проверочная работа состояла из двух частей: основной и дополнительной. В основной части работы шесть заданий. Они были направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые послужат опорой в дальнейшем обучении построению предложения как единицы речи. В работу входили задания по работе, как с текстами, так и с отдельными предложениями.
Результаты позволили сделать следующие выводы:
1) При проведении тестирования на выявление умений и навыков работы с предложением и текстом удалось установить, что в целом с базовой частью заданий справились все обучающиеся экспериментального класса. С заданиями повышенной трудности справились не все обучающиеся.
2) Уровень успешности при выполнении различных заданий оказался ниже среднего показателя, что определило необходимость разработки и проведения целой системы заданий и упражнений, направленных на формирование у второклассников умений создания предложения как единицы речи.
Исходя из результатов этого тестирования, нами была разработана система упражнений для второклассников, направленных на формирования навыков создания предложения как единицы речи. В процессе работы выстроилась следующая классификация видов упражнений:
1) Рецептивные; 2) Репродуктивные; 3) Продуктивные (конструктивные и творческие).
При отборе текстов для заданий учитывались следующие требования:
– В тексте должна прослеживаться коммуникативная связь предложений между собой;
– Предложения должны соответствовать определённым типовым моделям;
– Предложения в тексте должны быть однородными по своему строению;
– Все предложения в тексте должны принадлежать одному регистру речи.
Рассмотрим более подробно систему упражнений, использованную в практической работе по формированию у второклассников навыков построения предложения как единицы речи.
I тип упражнений — «Лингвистический эксперимент» (Л. В. Щерба, А. М. Пешковский)
Обучающимся предлагается два вида заданий:
1) Положительный лингвистический эксперимент. Наблюдая за тем, как организован авторский текст, по каким правилам построены предложения в тексте, второклассник должен по образцу составить свой небольшой текст из разрозненных предложений.
2) Отрицательный лингвистический эксперимент. Обучающемуся после наблюдения над авторским текстом предлагается отыскать предложение, в котором преднамеренно нарушен порядок слов в предложении, и определить, что эта ошибка влечёт за собой отклонения в контексте.
II тип упражнений — коммуникативная преемственность предложений. Обучающимся предлагается отыскать в конце первого предложения те слова, которые соотносятся со словами в следующем предложении.
III тип упражнений — работа с встроенными предложениями, как элементами текстов. Обучающемуся предлагается предложение, которое необходимо поместить внутрь текста.
Таким образом, данная система упражнений развивала у обучающихся их познавательную деятельность и умения с практическими навыками по работе с предложениями как единицей речи в течение всего учебного года.
По завершении системы работы, направленной на формирование у обучающихся навыков создания предложения как единицы речи, было проведено проверочное тестирование по тестам двух уровней сложности: базовому и уровню повышенной сложности. Данное тестирование позволило определить то, насколько была успешной проделанная работа. Выводы, сделанные на основе тестирования таковы:
– Умения строить предложение как единицу речи у младших школьников наличествует на различных уровнях: рецептивном, репродуктивном и продуктивном.
– Понимание того, на основе каких закономерностей располагаются слова в предложении для создания коммуникативной связи между предложениями в тексте, у младших школьников происходит на интуитивном уровне.
– Степень овладения данными умениями, однако, остаются ещё на недостаточно высоком уровне, что не позволяет им самостоятельно успешно создавать весь текст из предложений, связанных между собой определённым порядком слов, обеспечивающим коммуникативную связь всех предложений в тексте.
– У обучающихся ещё недостаточно наработан опыт наблюдений за авторскими текстами, что не позволяет им успешно создавать свои предложения таким образом, чтобы они органично вписывались в контекст авторского текста.
Таким образом, при использовании данной системы упражнений на уроках русского языка в начальных классах, можно в значительной степени сформировать у обучающихся умения и навыки создания предложения как единицу речи. Также данная работа подготовит обучающихся в дальнейшем в среднем звене школы перейти от интуитивного уровня к теоретическому обобщению полученных знаний с использованием терминов и правил.
Литература:
- Баландина, Н. М. Как научить ребенка писать грамотно?/ Н. М. Баландина // Управление начальной школой. — 2016. — № 5. С.82 -94
- Буланова С. Ю. Методические подходы к изучению младшими школьниками видов простых и сложных предложений / С. Ю. Буланова // Вестник Северного Федерального университета. — 2010. — № 5. С. 98–103.
- Буланова, С. Ю. Методические подходы к изучению синтаксиса русского языка [Текст] / С. Ю. Буланова // Начальная школа. — 2015. — № 2. — С.27–30
- Бунеев Р. Н., Пронина О. В., Бунеева Е. В.: Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательных учреждений, — М.: Просвещение, 2017
- Канакина В. П. Корецкий В. Г. Русский язык 2 класс. — М.: Просвещение, 2017 Серия «Школа России»
- Костенко, Н. В. Авторская разработка разноуровневых заданий для проверки знаний по русскому языку [Текст] / Н. В. Костенко // Практические советы учителю. — 2016. — № 3. — С.13–16.
- Нечаева Н. В. Русский язык. Учебник для 2 класса. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2016
- Марченко, С. А. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку [Текст] / С. А. Марченко // Начальная школа. — 2010. — № 12. — С.22–25.
- Рамзаева Т. Г. Русский язык. 2 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2017
- Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017
Основные термины (генерируются автоматически): единица речи, предложение, русский язык, текст, построение предложения, обучающийся, авторский текст, процесс обучения, система упражнений, начальная школа.