В тексте обособленной мыслью или завершенной является предложение. Оно представляет собой сочетание слов, которые грамматически и интонационно оформлены. Так они выступают в роли высказывания или исчерпавшей себя мысли. В русском языке порядок слов в предложении поможет правильно поставит вопрос, побудить к действию, просто информировать. Интонация произношения укажет на необходимость расстановки знаков препинания.
Что представляет собой единица языка
Главной единицей русского языка является предложение, так как она коммуникативная. Построение происходит по определенному принципу. Предложение состоит из слов, каждое из которых при отдельном употреблении теряет языковую сущность. Их считают синтаксическими составляющими, которые впоследствии становятся членами и связываются составными частями.
Независимо от того, составляют текст письменно или используют в разговоре, придерживаются определенного порядка слов в предложении в русском языке. Если этого не сделать, собеседник или слушатель не сможет понять, о чем хотят рассказать. В некоторых ситуациях возникает двоякое значение.
Подлежащее и сказуемое
В предложении присутствуют главные и второстепенные члены. Без главных единица языка существовать не может. Второстепенные могут отсутствовать. Подлежащее необходимо для называния предмета или явления. Выступает любой частью речи, которая отвечает на вопрос “кто?” или “что?”.
- Я гуляю в парке. (Подлежащее выражено местоимением.)
- Деревья стоят в золоте. (Существительное.)
- Учиться – наша задача. (Глагол.)
- Так прошло несколько минут. (Словосочетание.)
Односоставное назывное предложение включает подлежащее, указывающее на наличие явлений. Однако чаще рядом с ним стоит сказуемое. Это вторая составляющая главных членов. Часть необходима для обозначения действия предмета: «Солнце взошло». В некоторых случаях указывает на признак: «Хлеб был теплым». Чаще всего сказуемое выступает глаголом. Если он присутствует в предложении одним словом, называется простым глагольным сказуемым, состоящее из двух слов – составным глагольным сказуемым.
Простое предложение
В зависимости от количества грамматических основ, предложение может быть простым и сложным. Второстепенные члены имеются или отсутствуют, что указывает на такую характеристику, как распространенность и не распространенность. Простое состоит из одного или двух главных членов. Односоставное – простое предложение с одним словом.
Есть несколько разновидностей:
- Неопределенно-личное: “Его попросили выйти”.
- Обобщенно-личное: “Шила в мешке не утаишь”.
- Безличное: “В воздухе пахнет весной”.
- Определенно-личное: “Стою и думаю”.
- Инфинитивное: “Стоять! Нужно подумать”.
- Назывное: “Весна!”.
Порядок слов в простом предложении – это определенное расположение членов в обычном виде или обратном, которое называется инверсией. Первый вид чаще всего используется в деловой речи, в научных статьях. Второй необходим для литературно-художественных произведений, в разговорной речи.
В двусоставном простом предложении варианты такие же. В нем есть подлежащее и сказуемое, второстепенные члены в виде дополнения, определения и обстоятельства. «Мы говорим о новой книге. Солнце вышло из-за тучи. Завтра я поеду в отпуск».
Сложное предложение
В составе сложного предложения находится два и более простых. Они связаны интонационно и по смыслу. Это означает, что грамматических основ будет столько, сколько предложений. Они соединяются знаками препинания и союзами. Отсюда и название бессоюзные.
Бывают двух видов:
- Сложносочиненные. Состоят из нескольких частей, которые являются самостоятельными и грамматически связанными. Соединяются с помощью союзов а, да, но, и, однако, зато. Сюда же относят сложные союзы ни…, ни…; то…, то…; не то…, не то… «Он уехал, я и расстроился. Самолет остановился, и пассажиры пошли к выходу. То мама тихо шепчет, то папа громко зовет».
- Сложноподчиненные. Два простых предложения соединяются подчинительными союзами. Среди них одна часть подчиняется другой в грамматическом и смысловом отношении. В русском языке порядок слов в предложении такой же, как и при первом виде. Отличается использованием подчинительных союзов если, когда, поэтому. Употребляют со сложными союзными словами вследствие того, что; благодаря тому, что. «Я смогу помочь, если ты мне все расскажешь. Мы справились быстро, благодаря тому что нам помогли».
Есть вид предложений, в которых части соединяются с помощью знаков препинания. В бессоюзной форме они самостоятельны грамматически, но неравноправны по смыслу. Здесь нет союзов и союзных слов: «Солнце грело, птицы пели. Я говорил, она молчала».
Как составить слова в единое целое
Порядок слов в предложении – это определенное расположение частей речи, которые связаны грамматически. Он считается свободным, то есть закрепленного места за каждым из членов предложения нет. «Повар вчера долго украшал торт» – слова можно переставлять несколько раз, что позволит получить разные варианты построения.
Прямой и обратный порядок слов зависит от структуры предложения, употребления членов в контексте. Обратный – инверсия – необходим в художественном тексте. Следует отличать его от разговорного языка, в котором особые предложение строят по специальным правилам. Деловой и официальный стиль подразумевает использование прямого порядка. Передача идеи другому человеку должна соответствовать написанному, чтобы не искажались факты.
Постановка подлежащего и сказуемого
Порядок слов в предложении, интонация отличается при выборе стилистического направления текста. Имеют значение главные члены. Подлежащее указывает на то, кто самый важный, сказуемое – что он делает. Их ставят в произвольном порядке. Важно не нарушать и не искажать передаваемые данные.
В повествовательных предложениях первым чаще стоит подлежащее. «Мама сказала, что собирается на встречу с одноклассниками». Возможна и другая постановка: «Сначала посмотрела мама, а затем решил убедиться папа».
Написание сказуемого, а далее подлежащего может происходить в нескольких случаях:
- В авторских словах при прямой речи. «Идем в кино!» — решительно сказал папа.
- Когда подлежащее – это явление природы, а сказуемое – бытие, течение действия. «Наступила осень. Была солнечная погода».
- В рассказе при использовании описания. «Танцуют листья, подмигивает луна».
- В качестве инверсии. «Трудна работа спасателя».
- Если вначале, употребляют обстоятельственное слово. «С Кавказа приехали гости».
В вопросительных предложениях сначала ставят сказуемое: «Спасет ли он меня?». Побудительные выделяются наличием приказа, совета, поэтому они категоричны. Сначала ставят подлежащее. В обратном случае смягчают тон. «Ты закончи перебирать овощи сегодня. Закончи ты перебирать овощи сегодня». В разговорной речи связку именного сказуемого используют перед подлежащим: «Был я нетерпеливым, своенравным».
Определение и его постановка
Какой порядок слов в предложении в русском языке необходимо знать, так как второстепенные члены также имеют свое значение для передачи информации. Согласованное определение стоит перед связанным существительным: проверенные данные, неприступные горы. Если их несколько, порядок зависит от морфологии.
На первый план попадает местоимение: в этот радостный день, ваши дальнейшие действия. Сюда же относятся качественные прилагательные: ранняя светлая весна. Несогласованные определения ставят после определяемого слова. Когда личное местоимение имеет притяжательное значение, пишется перед главным словом: «Его возражения никто не услышал».
Дополнение в предложении
Среди второстепенных членов важное место занимает дополнение. Оно представлено местоимением, именем существительным. При написании ставят после управляющего слова: посмотреть телевизор, готов к диалогу. Важно обращать внимание на передачу определенных сведений.
Предложение может быть написано в нескольких вариантах.
- Мне понравилась работа.
- Мне работа понравилась.
- Работа мне понравилась.
- Работа понравилась мне.
- Понравилась мне работа.
В безличных предложениях дополнение ставится перед управляющим словом. «Ему придется выходить на улицу в дождь. Девочке нездоровится». Если дополнений несколько, все они относятся к одному управляющему слову. В русском языке порядок слов в предложении предполагает несколько вариантов. Сначала стоит прямой вид: «Объясните свое поведение всем присутствующим». Косвенный вариант в дательном падеже, наоборот, пишут перед прямым: «Сообщите нам свои пожелания относительно праздника».
Постановка других членов предложения
Перед сказуемым употребляют наречие на – о и – е: «Мы точно пойдем на каток». Некоторые слова сочетаются в обратном порядке. Обстоятельство образа действия зависят от других второстепенных членов: «Туристы шли медленно. Туристы медленно шли по крутой тропе». Если подразумевается мера и степень, их ставят перед словом, от которого зависят. Временные слова используют перед глаголами-сказуемыми. Обстоятельства места пишут в начале предложения, затем сказуемое и подлежащее: «Слева опускалось красивое красное солнце».
Вводные слова, частицы и предлоги не являются членами предложения. Их употребление происходит в свободной форме. «К сожалению, я не смогу прийти. Я, к сожалению, не буду присутствовать». Обращение также ставится свободно, однако, чаще всего используется в начале предложения. Это можно увидеть на примере: «Ваня, пойдем гулять. Пошли, Ваня, посмотрим на павлинов. Мы сегодня не сможем к вам прийти, Ваня». Частицы ставят перед словом, к которому относятся. Предлог нельзя отрывать от управляемого существительного.
Составлять предложения несложно, так как разрешается свободное выражение мысли. Определение понятия «порядок слов в предложении» необходимо знать, чтобы передавать конкретный смысл. Изменение и неправильное построение приводит к искажению фактов, поэтому слушатель может не понять, о чем ему сообщают.
Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.
Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).
Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.
В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.
План составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
- Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
- После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
- В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
- Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
- Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
- Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
- В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
- И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
- Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
- Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.
Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.
СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
Схемы простых предложений
Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:
При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.
Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:
Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.
Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:
На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:
Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:
В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:
Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):
- обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
- обособленными дополнениями;
- обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).
Предложения с прямой речью
Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:
Схемы сложных предложений
И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.
Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.
В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.
Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.
Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:
Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:
Параллельное подчинение:
Однородное подчинение:
Составьте по данным схемам предложения
Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.
- Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
- Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
- Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
- Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
- Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].
Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!
Заключение
Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.
А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.
Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!
Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил. Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Предложение —
это основная единица речи, поэтому работа над ним является главной учебной
задачей школы и особенно уроков русского языка. Научить школьников правильно
строить предложения, точно выражать свои мысли — это значит продвинуть детей в
использовании речи как средства общения, помочь им подготовиться к овладению
более высокой ступенью речевого развития — связной речью.
Работу над предложением
следует вести в трёх направлениях. Первое направление — это
отработка содержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой
законченности и коммуникативной целесообразности. Второе направление —
это работа над речью, которая включает в себя формирование навыков точного
и полного отбора слов для выражения мысли, выбора наиболее удачной
синтаксической конструкции, развитие интонационных умений. Третье
направление — это формирование грамматического плана предложения, т.е.
отработка навыков правильного соединения слов, правильного их размещения,
умения осознавать структурную схему используемой конструкции. На практике все три направления представляют единое
целое, но так же, как в работе со словом, одно из них может быть ведущим в
зависимости от характера урока русского языка.
1) Работу
над составлением предложений необходимо начать с создания наглядных опор и
объяснения тех связей, в которые вступают предметы и явления реального мира.
Лексический и грамматический материал в этом случае определяется вопросами
учителя. (Ученики 1-го класса по заданию учителя воспроизводят ряд действий,
наблюдают за действиями товарища, рассматривают картинку и, отвечая на вопросы,
составляют предложения.)
2) На
уроках развития речи применять наглядность. Изучаемый предмет необходимо не
только рассматривать и обсуждать, но и выполнять практические действия с ним. Чтение
книг, уроки-экскурсии предоставляют
возможность приобрести новые знания, новый опыт, расширить кругозор и
изменить понимание ученика. Такие
упражнения и мероприятия являются хорошим материалом для наполнения предложений
конкретным содержанием. Чем старше становятся дети, тем чаще в качестве опоры
для построения предложений используются их знания и опыт, а также прочитанный
текст.
3) Для
расширения содержательного наполнения фразы предлагать школьникам тему или
ситуацию, которая и станет основой предметного плана предложения. Можно в
качестве задания на дом попросить учеников выбрать предложения из газет,
художественных произведений, телепередач и др. Использование в речи предложений
(при постоянной стимуляции этого процесса учителем) различных конструкций
облегчит учащимся усвоение грамматических сведений по той или иной программной
теме, обогатит их речевую практику.
4) Для отработки навыков лексико-грамматического оформления предложений
в младших классах применять следующие виды упражнений:
·
чтение предложения с правильным интонационным оформлением его
конца, определение количества предложений в хорошо интонированной речи учителя.
Этот вид заданий необходим для того, чтобы ученики почувствовали, как сплошной
речевой поток делится на законченные части, и научились фиксировать количество
услышанных ими предложений в виде схем. Например, учитель произносит: Наступила
поздняя осень. Птицы давно улетели. Деревья стоят голые. Учащиеся
по мере произнесения учителем каждого предложения на партах выкладывают три
схемы:
Такая
материализация нефиксированного речевого потока помогает школьникам наглядно
представить не только смысловую, но и интонационную законченность предложения,
преодолеть или ослабить свойственную им тенденцию нанизывать предложения друг
на друга в письменной речи, не выделяя в качестве самостоятельных единиц;
·
выбор по заданию учителя предложений из текста учебника по чтению,
по русскому языку («Найди предложение о яблоке, о Лене»);
·
ответы на вопросы, связанные с деятельностью детей, впечатлениями,
полученными от экскурсии, рассматриванием картин, игрой;
·
составление предложений по схемам. Схемы могут быть представлены в
виде:
а)
карточек с изображениями предметов, условными обозначениями и некоторыми
исходными данными — вопросами или словами (Рыжая кошка сидит на
окне),
б)
отдельных полосок и темы, например, о ветерке (Легкий ветерок пролетел
над деревьями),
в)
рисунков (Витя идет в школу).
Использование
схем – это один из способов моделирования речи. С помощью карточек (если убрать
одну из них) можно наглядно показать учащимся нарушение предметного плана
предложения, появление так называемых смысловых «скважин», или «дыр», которые
искажают содержание предложения; убедить детей, что пропуск карточки с
маленьким словом (предлогом) также делает предложение непонятным;
продемонстрировать, как расширяется, уточняется смысл предложения, если в схему
вводится новая карточка-слово;
·
замена слов в предложении в зависимости от изменения
демонстрационного материала (смена действующего лица, характера действия,
предмета, на который направлено или с помощью которого осуществляется
действие). Например: Саша пишет (изображения мела, ручки, карандаша). Надя
кормит (изображения кошки, собаки, курицы);
· закачивание предложений по
смыслу: Воробей громко… . Кошка жалобно…;
·
составление
предложений из слов, которые даны вразбивку в нужной или в начальной форме: Лена,
в, идет, лес. Береза, ронять, белая, лист, свои;
· сопоставление предложений: Стриж
прилетел. Стрижи… (прилетели). Школьники подарили цветы учительнице и…
(учителю). Вера лепит гриб. Вера… гриб (вылепила).
Работая над предложением при
выполнении детьми любого задания, обращать внимание учеников на правильность
грамматического оформления; на конкретность и нестандартность содержания; на
точность интонирования. Обращать внимание детей на то, что в каждом предложении
выражена определенная мысль и она должна быть завершенной, что предложение
может быть коротким, но его всегда можно распространить, что замена одного
слова другим изменяет смысл предложения. (Деревья шумят. Ребята шумят).
При работе с деформированным предложением, подводить школьников к
выводу, что слова в нём должны быть расположены в определенном порядке и
употреблены в соответствующей форме.
5)
В 4-м
классе проводить работу по закреплению знаний, полученных практическим путем,
вводить новые теоретические сведения о предложении и проводить работу над опережающим освоением более
сложных синтаксических конструкций предложений.
– На уроках практических грамматических упражнений
вводить теоретические сведения о предложении: знакомство с определением
предложения, с понятиями подлежащего и сказуемого (главные слова), составление
предложений, различных по интонации. Продолжить работу по закреплению в речи
детей падежных форм имен существительных, обращать внимание учащихся на то, что
каждое слово в предложении связано с другим словом, что способствует
формированию практических навыков в сочетании слов различными способами
(согласование, управление, примыкание).
– На уроках развития устной речи совершенствовать умение
пользоваться простыми распространенными предложениями; проводить практическую
работу над опережающим освоением более сложных синтаксических конструкций, в
результате будет создаваться речевая основа для последующего изучения в старших
классах некоторых теоретических сведений о сложных предложениях. Например,
знакомясь с темой «Птицы», ученики могут научиться строить сложное предложение
с придаточным причины. Для этой цели учитель даёт образец вопроса и ответа: Почему
у гуся на лапках перепонки? У гуся на лапках перепонки, потому что он
водоплавающая птица. Опираясь на записанный образец, школьники отвечают на
серию подобных вопросов.
– На уроках чтения также на опережение отрабатывать
простые предложения с однородными членами и сложные предложения, посредством
выборочного прочтения фразы или её точного воспроизведения в ответ на вопрос
учителя, а также в процессе пересказа, близкого к тексту.
6) В старших классах продолжить работу по
расширению представлений о предложении: предложения распространенные и
нераспространенные, с однородными членами, предложения сложные и простые, виды
предложений по интонации и др.
7) Требовать от старшеклассников при построении
предложений самостоятельного исправления ошибок и соответствующей аргументации.
8) Для исправления имеющихся у старшеклассников
пробелов в умении строить предложения, следует продолжить работу над усвоением
связей между предметами и явлениями реального мира, грамматически правильным
отражением их в речи, при постепенном усложнении заданий.
9) В старших классах применять следующие
виды заданий:
·
выделение в тексте и составление предложений, различных по
интонации, их правильное прочтение;
·
распространение предложений путем введения нескольких слов одной
грамматической формы, например прилагательных;
·
выделение в тексте предложений с однородными членами, сложных,
простых предложений, их дифференциация и правильное интонирование;
·
составление предложений определенной конструкции (ее
характеристика дается в задании учителя);
·
составление предложений с определенными грамматическими формами;
·
реконструкция предложений путем замены одной грамматической формы
другой;
·
работа с деформированными предложениями, где слова даны в
начальной форме в объеме 5-8 лексических единиц;
·
творческие упражнения, когда учащимся предлагается составить
предложение по картине («Ответьте, как встретила мама известие о двойке сына»),
на основе прочитанного текста («Как вы относитесь к Костылину и почему?»), по
опорным словам (ветер, деревья), по заданию («Составьте предложение об
облаках в солнечную тихую погоду»);
·
конструирование предложений по схемам;
·
редактирование предложений. Цель данных упражнений – усилить
контроль учащихся за лексико-грамматическим оформлением предложения. Речевым
материалом для таких заданий могут служить ранее выполненные творческие работы
учащихся. В каждом предложении редактированию подлежит только одна ошибка:
лексическая или грамматико-стилистическая. В противном случае сложность задания
очень быстро приводит к снижению интереса школьников;
·
сопоставление предложений. К этим упражнениям предлагать более
сложные, чем в младших классах, задания. Например, сравниваются разные
структурные схемы предложений: дается задание составить два предложения о
результатах класса в спортивных соревнованиях и причине высоких показателей (Наш
класс занял первое место в спортивных соревнованиях. Мы упорно к ним
готовились); то же содержание затем требуется отразить в одном предложении (Наш
класс занял первое место в спортивных соревнованиях, потому что мы упорно к ним
готовились) и сравнить, в чем сходство и в чем различие этих предложений;
·
составление связных устных и письменных высказываний. В процессе
обучения монологической речи у учащихся отрабатывают умения подчинять
содержание предложений единой теме, пользоваться для логической связи
предложений личными и указательными местоимениями, наречиями, правильно
употреблять видо-временные формы глагола, порядок слов.
Русский язык относится к синтетическим, поэтому никакого железного порядка слов в нём нет. О порядке слов можно говорить лишь тогда, когда формы именительного и винительного падежа у подлежащего и прямого дополнения совпадают. В этом случае требуется прямой п. сл.
Однажды мне пришлось очень подробно осветить эту тему, см. раздел
Лучше пересказать собственный ответ у меня не получится, там я посталась объяснить основу основ самыми простыми словами, чтобы “человеку с улицы” было понятно.
Свобода располагать слова в предложении как угодно особенно хороша возможностью поставить тему в начале п., а рему дать в самом конце, создав эффект неожиданности. О том, что за звери тема и рема, также объясняла здесь и здесь. Ваш вопрос настолько огромен, что ответить на него можно, лишь сначала до конца прочитав вузовский курс синтаксиса, поэтому и приходится отправлять по другим адресам для детализации частностей.
Правило для составления предложений есть одно – каждое п. должно выражать законченную мысль. Если мысль не выражается, значит, что-то потеряно и его нужно восстановить.
Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы будем учиться строить предложения по-русски. Чтобы более или менее уметь составлять фразы, выражения, словосочетания и предложения, вам необходимо заучивать, в первую очередь, слова, а затем уже понимать, из чего строится предложение в русском языке, и учитывать такие составные части, как ударение, интонацию.
Интонация [intanatsiya] intonation – это свойство в любом языке, которое показывает в устной речи собеседнику мелодичность, чувства и, например, концовку предложения.
Я иду по дорожке, и тут вылетает мне навстречу серый волк! [Ya idu pa darozhke, i tut vylitaet mne nafstrechu seryj volk] I am walking on the path and suddenly the grey wolf appears!
В зависимости от того, как вы прочитаете это предложение, с интонацией или без, собеседник сможет вас понять и прочувствовать ситуацию. Если вы произнесете предложение без интонации, ваша речь будет звучать сухо и неинтересно. Но, например, в таком предложении, выделять что-то интонацией не стоит, т.к. она здесь и не требуется:
Погода сейчас хорошая [Pagoda sichas kharoshaya!] The weather is good now
Многие считают, что порядок слов в русском языке свободный, т.е. как бы вы не переставляли слова, смысл все равно останется прежним и собеседник сможет без проблем вас понять, например:
Я люблю жёлтый цвет [Ya lyublyu zhyoltyj tsvet] I love yellow color
Я жёлтый цвет люблю [Ya zhyoltyj tsvet lyublyu] I love yellow color
В этих двух примерах смысл не меняется, только лишь идёт перестановка слов “люблю” и “жёлтый цвет”. Я считаю, что хоть порядок слов не строгий, но нужно быть очень внимательным при составлении предложений на русском языке, в любом случае, у вас должно быть существительное + глагол.
Давайте для начала попробуем составить совсем простенькое предложение, используя всего 4 слова, думаю, что для начала этого достаточно:
Я люблю красные яблоки [Ya lyublyu krasnye yablaki] I love red apples
Когда вы только начинаете учить язык, лучше пытаться составлять предложения из 4-5 слов, но, когда вы уже знаете достаточно большое количество существительных, прилагательных, глаголов и наречий, то тогда можно пытаться разнообразить ваше предложение дополнительными словами. Такие приемы, конечно, сделают вашу речь богаче и интереснее. Например:
Я очень люблю красные яблоки, потому что они самые вкусные! [Ya ochin’ lyublyu krasnye yablaki, patamu shta ani samye fkusnye!] I love red apples because they are the most delicious ones.