- Зачем нужно календарное планирование
- Что включает календарный план
- Когда можно писать план проекта
- Как выглядит календарный план
Елена – начинающий амбициозный ресторатор. Она придумала, как вдохнуть в старое кафе новую жизнь. С бизнес-планом она намерена пойти в банк, чтобы получить кредит.
Документ она готовила самостоятельно, поэтому опасается, что к нему возникнут каверзные вопросы. Зато одно она выполнила безукоризненно — провела календарное планирование.
Теперь она и инвесторы смогут представить, как предпринимательница модернизирует общепит с большой историей.
Если вы не знакомы с календарным планированием, тогда читайте материал.
Зачем нужно календарное планирование
Представьте, что вы собираетесь покорить новое направление бизнеса или производить товары в ранее незнакомой сфере.
Чтобы точно знать, когда проект будет реализован, создайте график. В нем отражают риски, возможные ограничения.
Такой документ называют календарным планом проекта. В нем можно указать:
- наименование работ;
- срок выполнения;
- ответственных;
- конкретные задачи для отдельных исполнителей;
- точки промежуточных отчетов с измеряемыми показателями;
- мероприятия, необходимые для реализации проекта (встречи, презентации).
Подготовкой документа занимаются руководители предприятия или менеджеры проектов.
Составить полноценный график не получится без мнения сотрудников, ведь им предстоит решать задачу. Они сообщат, что требуется для выполнения работы.
С таким документом руководителю легко отслеживать реализацию проекта. Полезен он и сотрудникам: работать проще, когда знаешь, что следует выполнить и сколько на это времени.
Обязательно знать и бюджет проекта. Когда смета рассчитана, наступает время поиска инвестиций. Найти средства можно и в своей компании, но легче обратиться в банк и не переживать об устойчивости проекта.
Если вы горите идеей об открытии своего бизнеса, мы можем помочь вам! В Совкомбанке доступны кредиты для предпринимателей до 30 млн рублей. Вы составили бизнес-план и знаете, сколько средств вам понадобится для открытия собственного бизнеса? Смело рассчитывайте кредит и ежемесячный платеж по нему на нашем специальном калькуляторе!
Рассчитать кредит
Что включает календарный план
Объем документа не бывает одинаковым и зависит от конкретной ситуации. На окончательную редакцию плана влияют:
- установленные задачи;
- сфера бизнеса;
- ресурсы.
Такой документ неспроста называют планом-графиком. Он содержит большое количество дат и включает:
- планируемый день завершения работ;
- прогнозируемый (считается приближенным к реальности, так как учитывает неблагоприятные события);
- фактический (дата, когда задача была выполнена).
Кстати, различаются не только даты завершения работ. Аналогичное встречается среди задач. Они делятся на основные и вспомогательные.
Например, для Елены основная задача — открыть кафе за 750 тысяч рублей за полгода. Вспомогательными для реализации проекта станут:
- набор персонала;
- разработка меню;
- ремонт помещения;
- получение лицензий и разрешений.
Лицензирование: что изменилось с марта 2022 года
У каждого направления свои сроки и подзадачи.
Труднее всего выстроить последовательность действий. Закономерный вопрос, как все распланировать, если нет конкретных данных, а их место занимают предположения.
Хорошо, когда у вас есть опыт или подчиненный, строивший календарные планы. Иначе придется ориентироваться на гипотетические показатели.
Не расстраивайтесь сильно по этому поводу. В процессе все несколько раз поменяется.
Елена планировала сосредоточиться на кухне южных славян. Разрабатывая меню, оказалось, что трудно найти подходящие ингредиенты по доступным ценам. Пришлось менять концепцию и ориентироваться на блюда восточных славян.
Такие обстоятельства не должны «раздувать» смету или сдвигать срок завершения проекта. Изменяться могут даты вспомогательных задач. Так, если планируете фасадные работы, то обязательно учитывайте погодные условия: дожди и снегопады. Но если в течение всего проекта вам сопутствовали ясные дни, то ремонт вы завершите раньше.
Имейте в виду, что в бизнесе вам часто придется сталкиваться со счетами. Вы их будете получать и выставлять. Отчетность всегда вызывает вопросы и особенно на старте бизнеса. Забудьте о трудностях с Совкомбанком.
Специальный онлайн-сервис для клиентов Совкомбанка, подключенных к ДБО «Совкомбанк Бизнес», позволяет в короткие сроки выставлять счета на оплату товаров или услуг и отправлять их контрагентам. Поставьте выставление счета на турборежим!
Когда можно писать план проекта
Для подготовки структурного документа вашего бизнеса не нужно ждать 21-х солнечных суток, когда Луна окажется в четвертом доме, или завершения ретроградного Меркурия. Более того, вам не понадобятся аффирмации на успешный план. Вы будете готовы, когда:
- установите цель с задачами проекта;
- сформируете бюджет;
- выявите подзадачи, необходимые для успешного выполнения работы.
Это слагаемые разработки календарного плана. Но готовая картина не появляется сама собой даже с учетом этих данных. Выполните еще несколько шагов.
Шаг |
Описание |
Проанализировать цель, задачи и смету проекта |
Так вы выясните, сколько времени уйдет на работу |
Декомпозировать цель на задачи и подзадачи |
Весь проект разделяют на этапы. По каждому из них устанавливают даты реализации. Главная цель Елены — запуск общепита за полгода. Одна из задач проекта — ремонт помещения. Обновление кафе необходимо разбить на этапы: ремонт кухни, гостевой зоны, входной группы. Вместе со строителями или наставником нужно определить временные затраты. Также следует поступить с меню и персоналом |
Подготовить делали |
Определить, что еще может потребоваться для реализации подзадач. Елена планирует посетить несколько ресторанов национальной кухни, чтобы посмотреть на оформление и меню общепита |
Верифицировать план |
Чтобы график не вызывал вопросов, покажите его команде или экспертам, которые помогают вам в реализации. Знающие люди подскажут, какие сроки невыполнимы. Например, в январе вы заказываете товар из Китая. Автоматическая система расчета скорости доставки подсказывает, что груз вы получите через 30 дней. Это стандартный срок, который не учитывает, что в конце января китайцы празднуют Новый год. В это время весь бизнес там практически засыпает, значит, отправка может состояться только в феврале. Тут же вы перепроверите, хватает ли ресурсов |
Свой подробнейший календарный план необязательно показывать инвестору. Он должен поверить, что вы точно представляете, как выполнять работу, что получите в финале. Особенности лучше оставьте себе.
Например, если планируете ремонт, то укажите, что конкретно будете делать: красить стены или перестилать полы. Но не говорите спонсорам, какие материалы будете использовать, к какому стилю они тяготеют. В документе должны быть этапы, даты, денежные расходы.
Как найти инвестора
Календарный план создают через специальные сервисы. Но можно воспользоваться стандартными Microsoft Excel или «Гугл-таблицами».
Как выглядит календарный план
Проектная деятельность неотделима от схем и графиков. Календарный план, чаще всего, представляют в виде обновляемой таблицы.
В нее записывают виды работ и даты их выполнения. А также указывают последовательность. Например, Елена сначала нашла шефа, составила меню, а потом искала остальной персонал.
Некоторые работы ведутся параллельно — это экономия времени.
Мы подготовили пример плана реализации проекта в виде таблицы для ремонта кафе Елены.
Часто план сопровождает смета. В документ, с отраженными ресурсами, записывают трудозатраты на работу.
Отразите в графике встречи, если они нужны для контроля над процессом. Заранее определите день для отчетов. Так сотрудники будут в курсе, когда им готовить аналитические справки.
Совет банка! Декомпозируйте задачи, чтобы итоговый документ был ближе к реальности. Это удобно вам и подчиненным. Учитывайте, что время работ считают без учета выходных дней.
Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.
Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.
На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.
Смотрите
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ. План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития воспитанников.
План — это, прежде всего, целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.
План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.
План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Подписаться
Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе.
Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
Календарный план — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
В плане отражаются конкретные задачи воспитательно-образовательной работы, основные виды деятельности и способы их организации, средства решения поставленных задач на конкретный отрезок времени.
Основная цель планирования — обеспечение выполнения Программы детского сада.
К планированию календарного плана предъявляются определённые педагогические требования:
- Календарный план работы составляется воспитателями по очереди. Один воспитатель пишет план своей смены на 5 рабочих дней.
- При работе над планом нужно учитывать реальность его выполнения, систематичность, последовательность, необходимо продумывать его насыщенность разнообразными делами.
- Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный элемент.
- Последовательность и систематичность плана работы педагога помогает ему реализовать выдвинутые воспитательные задачи и соблюдать непрерывность самого воспитательного процесса.
- Одним из важнейших условий составления календарного плана является его согласованность с годовым планом работы ДОУ.
Помимо педагогических существуют требования к оформлению плана:
- План должен быть написан аккуратно, крупным и понятным почерком или напечатан.
- На первой странице размещается: полное название учреждения, заглавие, номер и возраст группы, имена и отчества обоих воспитателей, а также даты начала и окончания плана.
- С обратной стороны первой страницы: прилагается таблица, в которой зам по УВР делает отметки об их проверке, а также оставляет свои рекомендации.
- На второй странице указываются годовые задачи ДОУ.
- Учебный план ДОУ на учебный год
- План работы ДОУ по профилактике ДДТТ на учебный год
- Циклограмма комплексно-тематического планирования на учебный год (где указывается: месяц, неделя, тема месяца, тема недели, итоговое событие).
- Список детей группы в алфавитном порядке с датами рождения
- Список детей по подгруппам
- Режим дня на учебный год
- Расписание НОД на учебный год
- Образовательная нагрузка воспитанников группы.
- Режим двигательной активности.
- Титульный лист на каждый месяц.
- Сетка «Система образовательной работы с детьми» (на месяц, где указывается дата, образовательная область по которой проходит НОД, тема НОД, используемая метод.лит-ра (автор, стр., № занятия; для того, чобы не указывать каждый раз автора, можно распечатать УМК(учебно-методический комплекс) и вложить после циклограммы, но стр. и № занятия указывать обязательно!!!)
- например, Обучение грамоте. — «Усвоение звука и буквы М» — Ушакова О. А. стр. 56;
- Комплекс утренней гимнастики (выдает руководитель по физре)
При написании плана на неделю указывается:
- ВО ВСЕХ ПУНКТАХ ОБЯЗАТЕЛЬНО — ЦЕЛИ!!!
- Работа с родителями.
- Обогащение развивающей среды в группе.
- Утренняя гимнастика, виды ходьбы, подвижная игра.
- Сюжетно-ролевая игра с перечислением цели игры, атрибутов и игровых ролей.
- Все утренние мероприятия проводятся с целью создания у детей положительного эмоционального настроя на весь день и побуждения их к активному участию в жизни группы.
- Планирование утреннего отрезка времени.
- При планировании индивидуальной работы необходимо уточнять вид деятельности, его цель и с кем конкретно из детей педагог планирует данную работу.
- Беседа — тема, цель, вопросы, оборудование (если необходимо), кому адресована.
- Игры — какие (название), цель, атрибуты (материалы) проводятся с подгруппой детей и рассчитаны на индивидуальную работу с ребёнком.
- Планирование режимных моментов. При написании режимных моментов обязательно планировать художественное слово (ясельная, младшая, средняя группы).
Планирование учебных занятий:
- Тема занятия
- Программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные задачи)
- Материалы и оборудование
- Виды детской деятельности
- Целевые ориентиры
- Словарная работа (обогащение словаря)
- Вопросы
- Художественное слово (название произведения и автор)
- Физминутка
- Рефлексия
По изодеятельности:
- Вид занятия (рисование, аппликация, лепка, ручной труд)
- Тема занятия
- Оборудование
- Основные технические приёмы
- Пальчиковая гимнастика
Планирование прогулки:
Прогулка обязательно должна проводиться в любую погоду. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса:
П.11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий.
При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.
Содержание прогулки должно соответствовать физиологическим, педагогическим требованиям во всех возрастных группах. При организации прогулки большую роль играет наличие и состояние участков каждой группы, их планировка и благоустроенность.
Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.
Есть общепринятая структура прогулки.
Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.
Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.
Существует различные виды прогулки:
Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
Комбинированная, состоящая из двух частей:
- первая часть — целевая прогулка;
- вторая часть — свободная деятельность детей.
Пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки — трудовые акции.
Рассмотрим прогулки каждого вида.
Прогулки — походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.
Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.
Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.
В прогулках — трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе — это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.). На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы — это результат совместного труда всех.
Наблюдение (тема, цель, художественное слово, вопросы).
Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10–15 минут.
Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень.
Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности.
Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.
При организации любых видов наблюдений должно быть обязательно использовано художественное слово:
- Стихи
- Пословицы
- Поговорки
- Загадки
- Потешки
- Приметы
С приметами начинают знакомить со средней группы.
Виды наблюдений:
- Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
- Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
- Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом (с разрешения администрации ДОУ). Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
- Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
- Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (с разрешения администрации ДОУ).
ОВД (основные виды движений)
При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.
Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения).
В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие).
Индивидуальная работа по физвоспитанию
У которых есть проблемы в освоении основных движений
Подвижная игра.
Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.
Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время — с бегом, метанием, прыжками.
Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).
Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.
Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.
Индивидуальная работа (вид деятельности, цель, с кем проводится).
Самостоятельная деятельность детей (выносной материал)
Трудовая деятельность (вид труда: ручной труд, поручения, — кому, цель; коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в цветнике — тема, цель)
Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе, должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.
Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.
Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.
Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.
II половина дня.
Во вторую половину дня деятельность детей разнообразна. Нужно дать детям возможность реализовать то, чо им понравилось за день. В это время отводится для различного рода игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных, настольно-печатных). При планировании игр указывается: вид, тема игры, оборудование (театрализованные и сюжетно-ролевые — роли).
Для желающих детей может быть организовано прослушивание музыкальных произведений, сказок, пение песен при планировании этого вида деятельности необходимо указать название произведения, автора или композитора.
Один раз в неделю, в среду, планируется развлечение. Никакая другая работа в этот день не планируется. При планировании развлечения указать:
Тему, цели, материалы и оборудование (см. папку взаимодействия с физруком и музруком)
Вечером детей нужно ненавязчиво привлекать к какой-либо спокойной деятельности. Это может быть рисование, вырезание, игра с мелким строителем, мозаикой и т.д.
Автор: Светлана Роменская
Последнее обновление: 18.02.2021
Любые действия подлежат планированию. Необходимо понимать, кто будет выполнять, в какие сроки, каков конечный результат. Для этого составляется график, в котором прописываются все детали. Календарный план работы при строительстве нужен для того, чтобы чётко понимать, какие действия должны быть совершены в определённые сроки.
Что такое календарный план проекта
Когда составляется календарный график конкретных действий, в итоге получается полное расписание проекта, в котором определённо прописываются сроки и порядок действий. Все пункты утверждаются на руководящем уровне с учётом мнения специалистов по каждому этапу.
Поэтапное планирование, как закономерность определённых действий, включает в себя несколько стадий:
- Создание проектного содержания. Нужно составить декомпозицию работ, используя аналогичный метод. Цель данной стадии – сформировать содержание и построить структуру будущего проекта.
- На основании результатов первой стадии, нужно построить график-последовательность производимых действий.
- Составление сроков по каждому этапу строительства, их согласование с ответственными лицами, отображение их в графическом виде.
- Определение потребностей в различных ресурсах – финансах, персонале, материалах, дополнительных ресурсах.
- Отображение их в общем календарном графике выполнения работ;
- Окончательный расчёт будущих затрат.
Обратите внимание! Когда начинается реализация проекта, ответственные люди следят за тем, чтобы мероприятия исполнялись в установленные сроки. При необходимости, вносятся коррективы. Они будут учтены при составлении расписания на другие, аналогичные действия в будущем.
Общая форма календарного плана выполнения работ
Цели и задачи календарного планирования
Основной целью планирования любых мероприятий является их точное, а не хаотичное выполнение. Чтобы проект продвигался успешно, был завершён и оплачен, нужно спланировать все детали.
То есть, все вышеописанные стадии должны выполняться строго с соблюдением сроков. Ответственным является менеджер проекта. Он руководит исполнителями, персоналом и прочими трудовыми ресурсами. При составлении календарного графика он должен понимать, что могут быть временные отклонения, поэтому при составлении документа они учитываются.
В ходе реализации строительных программ исполняются многие задачи. Для решения повседневных проблем собираются «летучки» с исполняющим персоналом. Если возникают более «широкие» сложности, созывается совещание с высшим руководством.
Для оптимального исполнения каждый человек должен знать свою роль в реализации проекта. Тогда не возникнет проблем с прохождением стадий.
Обратите внимание! Поэтапная концепция должна быть составлена в письменном и графическом виде. Каждому исполнителю доносятся сроки выполнения того или иного этапа.
Параметры календарного плана
Этот документ состоит из нескольких разделов. В него входят:
- начало и окончание работ;
- сроки исполнения каждого этапа и проекта;
- ресурсная база.
Нужно прописать 2 календарные даты – когда начнётся исполнение проекта и когда оно завершится:
- ранний старт – оптимальное календарное число, когда нужно начать исполнять составленный график;
- поздний финиш – дата, когда все работы должны быть завершены.
Бывает так, что работы не начинаются в срок, но завершить их нужно раньше установленной даты. Временные промежутки между первоначальными и завершающими датами называются резервными периодами. При этом протяжённость работ, определяемая дельтой между крайними календарными датами, остаётся неизменной.
Длительность исполнения работ необходимо определять, исходя из:
- наёмного персонала, который будет выполнять каждую рабочую стадию;
- его квалификации;
- требований заказчиков.
На этот показатель могут влиять многие условия. Пример календарного плана строительства в теплом или дождливом климате. Если работы будут исполняться на улице, то погодные условия могут увеличить исполнение этапа.
Пример, когда календарный план строительства и реальные сроки выполнения не совпадают
Чтобы понять, насколько верно определены параметры плана проекта, необходимо сложить ранний/поздний старт и длительность исполнения работ. На выходе должен получиться ранний/поздний финиш.
Без ресурсов невозможно соблюсти ни один график выполнения. Поэтому к этой оставляющей нужно подходить с умом. Нужно выявить потребности каждого этапа. Только после этого составляется график использования того или иного ресурса (материального, трудового).
Теперь необходимо провести сравнение между тем, что требуется по плану, и тем, что есть. Часть ресурсов может обеспечить заказчик, часть – исполнитель. Это нужно прописывать в расписании.
Обратите внимание! Если нужда в ресурсах в несколько раз выше имеющейся ресурсной базы – это критично. Необходимо корректировать план, менять сроки.
Как создаётся календарный план проекта
Когда разрабатывается план, учитываются потенциальные возможности и риски. Календарный график строительных работ не исключение. Он состоит из этапов:
- 1 и 2 – содержание будущих действий;
- 3 и 4 – возможные ограничения;
- 5 – потенциальные риски.
Нужно рассмотреть каждый этап:
- Составление списка будущих действий. Это нужно, чтобы точно знать, какие действия будут проведены. Чтобы учесть все, применяют метод декомпозиции работ.
- Определить последовательность, а потом и продолжительность выполнения каждой стадии. При этом нужно учесть специфику технологий. Применяется метод декомпозиции работ, экспертной оценки и «мозговой штурм».
- Определить степени доступности ресурсов. При исполнении строительных работ задействуются различные ресурсы – материалы, финансы, наёмный персонал, информационная составляющая и прочее. Сначала нужно изучить график финансирования будущего проекта, периодичность поступления денег на реализацию. Чтобы было чёткое сопоставление, выделяются дефицитные ресурсы – «узкие» специалисты, специфические материалы и прочее. Чем доступнее ресурс, тем быстрее он будет использован. Чем он реже, тем сложнее его достать, могут потребоваться изменения в расписании по срокам.
- Определение наличия/отсутствия внешних ограничений. К таковым можно отнести – сезонность, сроки поставок материала и оборудования. Например, во время одного из этапов выпадает национальный праздник, работать в этот день нельзя. Это нужно учесть, особенно если эта дата выходит на будний день.
- Потенциальные риски – их нужно спланировать. Они могут быть различными, поэтому нужно отдельно подготовить план реагирования. Он, в свою очередь, может оказать прямое влияние на календарный план проекта.
Существует 2 стратегии реагирования на возникновение рисков – активная и пассивная. Выбор вносит определённые коррективы, которые нужно учесть при составлении графика.
Например, активное реагирование – разработка дополнительных мер и работ, направленных на минимизацию рисков. Они включаются в план, поэтому могут несколько увеличить срок поэтапный срок исполнения.
Пассивное реагирование – использование дополнительных финансовых ресурсов для минимизации рисков. Влияние на план оказывает, но не такое сильное, как активное реагирование.
Документация календарного плана проекта
Когда график будет составлен, его необходимо согласовать со всеми участниками программы. Как показывает практика, чтобы согласование прошло успешно, документ должен быть составлен довольно подробно, но не избыточно. То есть, если за несколько видов работ ответственность несёт один и тот же ресурс, то выделять этот нюанс нет необходимости.
Если же за исполнение конкретной задачи отвечает другой ресурс, то её не только нужно выделить в отдельный блок, но и детализировать. Для того чтобы правильно создать, необходимо поручить ответственным лицам подготовку следующей промежуточной документации:
Если план составлен верно, пройдены все предварительные этапы, все согласования, с его помощью можно получить исчерпывающую информацию о будущих работах.
Из него можно почерпнуть следующие сведения:
- наличие/отсутствие предписаний по правильному и оптимальному выполнению тех или иных действий;
- документы по каждому мероприятию;
- наличие/отсутствие мониторинговых исследований по данному проекту;
- наличие/отсутствие оснований для изменений хода программы.
Образец календарного плана выполнения работ может выглядеть так:
или так:
Образец электронной формы календарного плана-графика
Заключение
Существуют компьютерные программы, позволяющие создавать проекты автоматически. Программа сама задаёт необходимые параметры, что значительно упрощает процесс создания документа. Кроме того, он сразу же готов в электронном виде, его можно разослать исполнителям и ответственным лицам. Потом его нужно просто распечатать, согласовать, заверить подписями ответственных лиц, в том числе, заказчика.
Заказать бесплатную консультацию юриста
Любая деятельность для выполнения поставленных целей и задач подлежит планированию, для чего и используется календарный план. В нем указывают период проведения мероприятия, исполнителей и конечный результат. Как разработать этот график и что необходимо учесть при его составлении.
Календарный план проекта: что это
Это проектно-организационный документ, в котором, на основании всего объема предполагаемых мероприятий (работ), утверждаются разумная целесообразная последовательность, взаимосвязь между собой этапов процесса, сроки выполнения и необходимые ресурсы.
Календарный план проекта является руководящим документом в деятельности организации, реализации того или иного мероприятия, оказании услуг (выполнении работ).
Законодателем требования по форме, содержанию, срокам не установлены, поэтому как писать календарный план и из чего он состоит, решает руководитель организации. По общему правилу, документ составляется в свободной форме в зависимости от объекта целеполагания, на год или иной период в зависимости от потребности организации. В виде исключения отдельными отраслевыми нормативно-правовыми актами устанавливается, что такое календарный план проекта (КПП), требования к содержанию документа. Например, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 утвержден порядок формирования графика для осуществления контрольных проверок органами прокуратуры.
КПП используется в разных сферах деятельности, например, при проведении строительных работ. Эффективное строительство реализуется, только когда КПП сформирован на заранее продуманную последовательность работ, определено, в какое время, что и как делать, документ предусматривает расчетное количество техники и людских ресурсов. Ошибки в планировании ведут к сбоям в работе, затягиванию сроков, неисполнению показателей и дополнительному расходу бюджета.
Естественно, что КП во время выполнения корректируется и дополняется, но при любой ситуации руководитель или ответственное лицо четко представляет, что делать в ближайший период времени: день, неделю, месяц, квартал.
Кто отвечает за его разработку
В зависимости от организации, вида объекта планирования, документ разрабатывают кадровики или функциональные специалисты. К примеру, при строительстве график составляет специалист, отвечающий за составление проекта контракта, проектной, технической и рабочей документации. В этом случае КПП является приложением к контракту.
В организациях, осуществляющих педагогическую деятельность, КП составляется каждым педагогом по группам детей и является документом на учебный год: с 1 сентября до 30 июня следующего года. Срок окончания учебного года зависит от вида учебного заведения, утверждается исходя из продолжительности учебной программы.
Если составляется общий КП по организации в целом, руководитель приказом утверждает, кто разрабатывает сводный календарный план и в какие сроки. Ответственным специалистом в этом случае назначается специалист кадровой службы, юрист, секретарь и т. п.
В локальном акте организации не забудьте определить, как считать календарный план, кто ответственный за его составление и в какие сроки он утверждается.
Порядок разработки КПП
Требования к порядку составления, и что учитывается при разработке календарного плана, предъявляются аналогичные к составлению схожих документов. Указываются:
- на главной станице — официальное полное или сокращенное наименование организации;
- период, на который он составляется;
- перечень и объем планируемых мероприятий (работ);
- сроки выполнения;
- потребность в количестве исполнителей;
- необходимые ресурсы: материальные и людские;
- форма отчетности по исполнению мероприятия;
- контроль за выполнением;
- подпись руководителя.
При составлении КП учитывается реальность и последовательность его выполнения. Основная цель — достижение поставленного результата.
Дополнительно к КПП прикладываются схемы: линейные, сетевые, циклограммы, диаграммы Ганта.
При линейной схеме, которая является самой распространенной, сроки работ на графике привязаны к шкале дат и времени.
Возьмите в качестве образца линейную схему для внедрения IT-программы. Нажмите на картинку, чтобы увеличить ее.
Вот другой вариант графика:
И еще один вариант, как заполнять календарный план на приобретение оборудования:
Что учитывать при разработке
Обязательно учитываются в таком документе, как календарный план работ, специфика планируемых мероприятий и основные направления деятельности организации, зафиксированные в отраслевых нормативно-правовых актах и уставных документах. Особенно четко это прослеживается в отношении учебных организаций.
В садиках, например, на педсовете обсуждают и принимают единую форму КП для применения всеми воспитателями.
Рассмотрим технологию, как составить календарный план в дошкольном учреждении:
- начинать составлять КП с определения режимных точек: утро, день, вечер;
- план в законченном виде является эстетически привлекательным, поскольку это «лицо» воспитателя;
- при разработке учитываются соотношения нагрузки детей: эмоциональной, интеллектуальной, физической;
- планируются занятия по степени усложнения;
- предусматривается методическое обеспечение;
- включаются все виды жизни и деятельности детей;
- учитываются в обучении сюжетно-ролевые игры, беседы;
- определяется порядок взаимоотношений с родителями;
- иные важные моменты нахождения, общения и обучения детей в дошкольном учреждении.
Аналогичные документы, с поправкой на возраст учащихся и вид учебного заведения, создаются в школах, в университетах, колледжах, образовательных учреждениях дополнительного образования.
При строительстве объектов документ разрабатывается перед началом работ, в документации к стройке определяется, что такое календарный план строительства, этапы проведения и сдачи работ.
Особенностью составления КПП для стройки является то, что календарный план обосновывается расчетом сметы, наличием большого количества графических схем, чертежей и расчетов, проведением экспертизы документации и выполненных работ, сдачей объекта в эксплуатацию, (при наличии), постоянным строительным надзором.
В КПП учитываются как планируемые мероприятия, так и уже осуществленные в рамках выполнения проекта.
Для определения времени осуществления мероприятий, направленных на достижение целей проекта, и для установления взаимосвязей между ними по временному параметру с учётом наиболее рисковых событий, составляется календарный план проекта. Календарное планирование заключается в создании и последующем уточнении расписания, которое учитывает состав работ, риски, ограничения. Поскольку календарный план в виде перечня исключительно плановых параметров работ без сравнения с фактическими сроками выполнения утрачивает свой смысл, нередко, вместо календарного плана, применяют название календарного графика.
Сущность календарного плана
В результате создания календарного плана получается полное проектное расписание, учитывающее длительность работ и ресурсную базу, необходимую для выполнения проекта. Календарное планирование, в целом, включает несколько основных стадий, среди которых:
- планирование проектного содержания и построение структуры декомпозиции работ,
- выстраивание последовательности работ и сетевого графика,
- составление плана сроков, продолжительностей, согласование логических связей работ и отображение их на диаграммах Ганта или в таблицах,
- определение ресурсных потребностей (в персонале, механизмах, материалах и т. д.) и составление плана использования ресурсов,
- расчёт проектных трудозатрат и прочих затрат.
После перехода проекта на стадию практической реализации – исполнения запланированных действий – по календарному плану-графику отслеживается ход выполнения работ, и вносятся корректирующие изменения.
Планирование состава работ предполагает назначение ответственных исполнителей за задачи и сроки. Задачи как статическая категория с их последовательностью переводятся в динамическую категорию состояния работ, которые приводят к результату проекта. Эти приведённые в формат работ задачи сводятся в график и/или таблицу. Задачи выражают суть результатов по критерию выполнения («решены / не решены»). Соответственно, момент начала действия для задач не столь существенен, как срок окончания.
Составляет календарный план, как правило, менеджер проекта, который привлекает для этих целей экспертов в различных областях. Эксперты должны помочь иерархически выстроить полный перечень работ. Затем определяется продолжительность работ и их взаимозависимости. Некоторые работы могут выполняться одновременно (параллельно), а некоторые – только последовательно. Для наглядности данные взаимосвязи представляются в виде диаграмм Ганта, у которых по одной оси (вертикально) расположен иерархический перечень задач, а по другой оси – календарная шкала. По итогам составления графика должен получиться календарно-ориентированный, структурированный по иерархии план, включающий полный перечень работ.
Ресурсная модель проекта тоже является частью календарного планирования. Учитывается необходимость исполнителей для того или иного этапа работ и степень уникальности их квалификации, наличие сырья и расходных материалов, механизмов и оборудования. Ресурсная база оценивается по характеристикам времени (календарная или суточная занятость), затрат на использование ресурсов, максимальной доступности ресурса в процентах.
Параметры календарного плана
В простейшем виде параметрами календарного плана становятся даты начала и завершения каждой работы, продолжительность, а также необходимые для этих работ ресурсы. Сложные календарные планы насчитывают несколько вариантов начала и завершения работ, их продолжительности и резервов времени. Методика расчёта сетевых моделей даёт возможность рассчитывать лишь ранние и поздние даты. Исходные (базовые) плановые даты и текущие даты нужно выбирать с учётом иных факторов. Основных вариантов выбора три:
- По дате раннего начала. Это максимально ранняя дата, от которой можно начать отсчёт работ. При добавлении к ней параметра продолжительности работ получается дата раннего завершения. Продолжительность работ зависит от числа работающих и суммарной трудоёмкости, от объёма работ и интенсивности их выполнения. По дате раннего начала календарный план создаётся для стимулирования исполнителей, задействованных в проекте.
- По дате позднего завершения. Последняя дата, к которой работа может быть закончена без задержки работ по проекту, вычисляется путём суммирования даты позднего начала и продолжительности. Выбирается для максимального доведения результатов проекта до уровня потребительских потребностей.
- По наиболее вероятному окончанию. Выбирается для сглаживания ресурсов.
В случае различия дат раннего и позднего начала интервал между ними (период, когда работа может начаться), становится резервом времени. В большинстве систем планирования за исходное принимается утверждение, что продолжительность работ останется неизменной, а, значит, разница между поздним и ранним начало и поздним и ранним завершением работ совпадёт. Критической работой (продолжительность которой указывает на продолжительность проекта в целом) становится работа с резервом времени, равным нулю. Соответственно, критической продолжительностью считается минимальное время, необходимое для выполнения всего комплекса работ, а критический путь будет иметь длину критической продолжительности.
Технология создания календарного плана проекта
Поскольку в основе управления проектами лежат параметры содержания работ, ограничений и рисков, составление календарного плана проекта следует рассматривать с учётом этих параметров. Этапы разработки плана ткже будут соответствовать этим параметрам: этап № 1 и № 2 – содержанию работ, этап № 3 и № 4 – ограничениям, этап № 5 – рискам.
- Формирование списка состава работ. Список важен потому, что если сразу все работы представить не получается, возникают ошибки. Чтобы этого не допустить при определении состава операций применяют метод последовательной декомпозиции работ.
- Определение потенциала реализации проекта на основе продолжительности работ и их последовательности, что, в свою очередь, зависит от технологии выполнения. Помимо упомянутого метода последовательной декомпозиции для определения применяют метод экспертной оценки, мозговой штурм и др.
- Установление доступности ресурсов. В проектных процессах задействованы человеческие, материальные, финансовые, информационные и другие ресурсы. Поэтому график работ нужно соотнести с графиком финансирования. Для этого ресурсы дифференцируют – вводят понятие дефицитных ресурсов. К таким относятся уникальные специалисты, специфические материалы и мощности. Фактор доступности напрямую отражается на последовательности и длительности работ.
- Определение внешних ограничений. Самые распространённые ограничения – по сезонности, по поставкам материалов и оборудования. В качестве примера ограничения по внешним событиям можно назвать срок завершения этапа, приуроченный к национальному празднику. Такие события включаются в проект в статусе вехи.
- Планирование реакции на риски. Для основных угроз из числа рисков проекта необходимо разработать план реагирования, который тоже влияет на календарный план.
Подобная этапность соответствует общей логике разработки календарного плана, обуславливающей следующую смысловую последовательность:
- Шаг 1. Определение состава работ.
- Шаг 2. Оценка продолжительности работ (трудозатрат).
- Шаг 3. Выявление внешних ограничений и вех.
- Шаг 4. Выстраивание последовательности работ и календарного плана.
- Шаг 5. Пересчёт и уточнение календарного плана на основании ресурсных ограничений.
- Шаг 6. Учёт рисков.
Поскольку существуют две противоположные стратегии реагирования – активная и пассивная – они тоже находят отражение в календарном плане. Так активное реагирование предполагает включение в план дополнительных работ, которые направлены на минимизацию рисков, а это, в свою очередь, влияет и на сроки выполнения связанных работ. Если рассмотреть включение этого учётного параметра на примере выведения на рынок новой услуги, то в случае обнаружения угрозы невостребованности услуги, для минимизации потерь проводят дополнительное исследование. Это исследование как отдельная работа включается в план и меняет его. Пассивное реагирование тоже оказывает опосредованное влияние на план, поскольку предполагает создание дополнительных финансовых резервов под обнаруженные риски.
Документальная составляющая календарного графика
Чтобы определить окончательные расчётные сроки операций, входящих в состав проекта, и его общую продолжительность необходимо осуществить заключительное согласование и утверждение документа календарного плана. Согласование с участниками проекта уточняют степень детализации графика, которая должна быть достаточной, но не избыточной. Другими словами, если за смежные операции ответственность несёт тот же ресурс, то необходимости в дальнейшем делении вышестоящей работы нет. Если выделенная в самостоятельную работу задача должна быть передана в исполнение другому ответственному лицу, то процесс разделения пока нельзя назвать завершённым.
В ходе предварительной подготовки календарного плана создаётся целый ряд промежуточных документов, включающий планы вех, сетевые модели, ИСР и другие. Сам же календарный план становится не только документом планирования, но и документом контроля исполнения. В полном виде документация по пакету календарного графика проекта включает:
- Сводный (комплексный) календарный план.
- Детальные календарные графики для каждого исполнителя.
- Детальные графики по пакетам работ.
- План заключения контрактов.
- Информация о потребностях в ресурсах.
- Мероприятия организационно-технологического характера по реализации.
- План контролирования хода выполнения работ.
Таким образом, календарный проектный план функционально нужен для:
- предписания по выполнению конкретных действий,
- мониторингового ориентира и документа для поведения контрольных мероприятий,
- основания для решений по изменению хода проекта.
С помощью программ по управлению проектами (например, Microsoft Project) можно создавать электронную форму план-графика в виде диаграммы Ганта или табличной формы. «Шапка» план-графика в табличной форме может состоять из колонок «Работы», «Сроки» (с разделением по колонкам на сроки начала и окончания работ), «Ответственные исполнители», «Результат», «Факт реализации». Нередко в отдельных колонках все работы нумеруют, и для каждой из них оставляют ячейку комментария.
На практике с составлением расписания управление проектным планированием не заканчивается, поскольку корректировка бюджета и изменение зависимого от него плана-графика предполагает прохождение нескольких итераций.
Окончательный план собирается в сводный комплексный документ после разработки организационной структуры, планирования поставок, оценивания рисков.