Как объяснить ребенку составить предложение по схеме

  • Начало занятия
  • Простые схемы
  • Орфограммы в схемах
  • Построение схемы пошагово
  • Полезные советы взрослому
  • Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений

схемы предложения

Как научить ребенка изображать предложения схематично? Родители, чьи дети учатся в начальных классах, знают, без помощи взрослого, маленькому ученику, иногда, не обойтись. Проблема в том, что папа с мамой, за годы после школы и сами забыли все правила. Ничего страшного! Необходимую тему можно вспомнить или выучить заново. В статье мы расскажем, как научить ребенка составлять схемы простых и сложных предложений самостоятельно.

Начало занятия

В первую очередь, следует определить, что обозначается словом – предложение. Это связанные логически и интонацией несколько слов, в числе которых, обязательно присутствует грамматическая основа из подлежащего (объект) и сказуемого (его действие). Рассмотрим данное правило на примере.

Предложение: папа смотрит телевизор. Грамматическая основа: «папа» (слово отвечает на вопрос – «Кто?»), «смотрит» (обозначение действия, слово отвечает на вопрос – «Что делает?»). «Телевизор» в данном предложении будет второстепенным членом.

схемы предложения 1 класс

Простые схемы

Самые простые схемы предложения обозначают его как цельную единицу текста, знак препинания в конце – указание на цель высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Вертикальная черточка обозначает заглавную букву.

Дети играют I_________.

Мама поливает цветы I__________.

После того, как ребенок освоит изображение таких схем, задание можно усложнить. Теперь, предстоит обозначить нижним подчеркиванием каждое слово.

Ребята катаются на велосипедах. I__ __ _ __.

Мы едем в отпуск! I_ __ _ __!

Ты умеешь бросать мяч в корзину? I_ __ __ __ _ __?

Длинным подчеркиванием обозначаются слова, коротким – междометия, предлоги, местоимения.

Орфограммы в схемах

Прежде чем приступить к обучению ребенка самостоятельно изображать схемы предложения, ему следует рассказать о некоторых правилах написания предложений. Первое – географические названия, населенные пункты, клички животных, имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. В схемах предложений обозначаются вертикальной черточкой.

Марина и Олеся поедут зимой к дедушке. I__ _ I__ __ __ _ __.

Олегу очень нравится мороженое. I__ __ __ __.

Следующее понятие, с которым можно познакомить ребенка – диалог, где речь каждого из его участников пишется с новой строчки, а перед первым словом ставится «тире». Его же прописывают и в схеме предложения, если это необходимо.

– Кто выпил весь компот? – I__ __ __ __?

– Сережка! I__!

схемы предложения

Построение схемы пошагово

Как максимально понятно объяснить ребенку порядок составления схемы предложения? Донести самое главное правило – горизонтальных черточек в схеме, должно быть столько же, сколько и слов, вертикальных – сколько слов, написанных с большой буквы.

Порядок составления схемы, которому следует приучить ребенка:

  1. Прочесть предложение.
  2. Уловить смысл.
  3. Определить слова, которые пишутся с большой буквы.
  4. По типу предложения, определить, какой знак должен стоять в конце (вопросительный, восклицательный или точка).
  5. Посчитать количество слов.

После последовательного выполнения всех пунктов, приступить к составлению схемы.

Полезные советы взрослому

Первое время, чтобы ребенку было легче, можно положить перед ним несколько примеров, глядя на которые он по подобию составит свои схемы.

Первые предложения должны быть простыми, состоящими из 2-4 слов. Если ребенок испытывает затруднения с подсчетом количества слов, при их произношении можно хлопать в ладоши. Пусть малыш считает хлопки.

схемы предложения

Особое внимание следует уделить союзам, предлогам, частицам. Объяснить ребенку, что вот такие слова следует изображать короткой черточкой, и сразу же, составить несколько схем. Показать наглядно, как это должно выглядеть.

Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений

Обучение ребенка составлению схем, важно. В процессе, дети учатся быстрее читать и ловить смысл текста. Им становится значительно легче находить границы предложений, различать вопросительные, повествовательные или восклицательные. Практика работы с текстами, в целом, развивает ребенка, расширяет словарный запас, улучшает память.

Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.

Члены предложения: с чего начать?

Самые простые схемы

Первое, с чего нужно начать, – определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.

Минский энергетический колледж - место получения востребованной профессииВам будет интересно:Минский энергетический колледж – место получения востребованной профессии

Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: “Кто?” Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.

Построение элементарных схем

Логово – это место для сна и отдыха самых разных животныхВам будет интересно:Логово – это место для сна и отдыха самых разных животных

Отображение орфограмм

Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.

  • Ребята гуляют. I________.
  • Мама моет посуду. I________.

Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.

Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.

В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.

  • На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
  • Дети катаются на санках. I__­_ ____ __ ____.
  • Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
  • Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?

Отображение в схемах орфограмм

Как помочь ребенку?

Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.

  • Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
  • Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
  • Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
  • Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.

Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».

— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?

— Дети! — I___!

Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.

Алгоритм построения схемы

Примеры предложений и образцы схем

«Составь схему предложения», – задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.

Учащиеся следуют такому алгоритму:

  • Читают предложение.
  • Устанавливают смысл.
  • Выявляют орфограммы в виде слов, которые пишут с большой буквы.
  • Определяют тип предложения: повествование, рассуждение, вопрос. От этого зависит расстановка знаков препинания.
  • Если есть диалог, ставят тире.
  • Считают количество слов, включая предлоги, союзы и частицы.
  • После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.

    Помощь в составлении схем

    Алгоритм построения схем

    Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.

    Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.

    Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.

    Что нужно запомнить: примеры

    Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.

    Вот несколько примеров:

    • Я пою. I___ ­­­___.
    • Мама печет пироги. I___ ­­­___ ___.
    • Дети гуляют на улице. I___ ­­­___ _ ____.
    • Белый снег лежит красивым ковром. I___ ­­­___ ___ ___ ___.

    Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.

    • Какие красивые цветы! I___ ­­­___ ___!
    • Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ­­­___ ___ ___ ___ ___?
    • Как ярко светит солнце! I___ ­­­___ ___ ___!
    • Где лежит твой пенал? I___ ­­­___ ___ ___?

    Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.

    • В классе учится Никита. I_ ­­­___ ___ I___ ­­­.
    • Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ ­­­.

    Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.

    Как правильно составить схемы предложения.

    Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.

    Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова.

    Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложения графически.

    1. Повторить с детьми правила:

    Все предложения состоят из слов.

    Слова в предложении пишутся раздельно.

    Начало предложения пишется с большой буквы.

    В конце предложения ставится точка.

    2.  Схема анализа предложения:

    Шаг 1. Читаем предложение, соблюдая паузы

    между словами.

    Например: У мамы сын.

    Шаг 2. Членим предложение на слова, определяя количество

    и порядок слов в предложении с помощью вопросов:

    «Сколько слов в предложении?» (В предложении три слова.)

    «Назови первое слово» (Первое слово «У»)                                        

    (Второе слово «мамы», третье слово «сын»)        

    Шаг 3. Графически отображаем слова с помощью чёрточек.

    Начало предложения имеет выступ вверх.

    В конце ставится точка.                                                        

    *Имена людей и клички животных имеют выступ вверх.

    У  мамы  сын.   У мамы сын Вова.                                        

     │_   ________    _____  .         _  ________  _____ │_______ .            

    Игры и задания по работе по составлению схемы предложения.

    учитель – логопед :

     Гзимуллина Г. С.

            

    Содержание

    1. Учим первоклассника составлять схемы предложения
    2. Начало занятия
    3. Простые схемы
    4. Орфограммы в схемах
    5. Построение схемы пошагово
    6. Полезные советы взрослому
    7. Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений
    8. Как составить схему предложения
    9. План действий по составлению схемы предложения
    10. Составляем план простого предложения
    11. Простое предложение с однородными членами
    12. С вводными словами или обращением
    13. С деепричастным либо причастным оборотами
    14. Как создать схему предложений с прямой речью
    15. Как составить схему сложного предложения
    16. Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
    17. Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры
    18. Члены предложения: с чего начать?
    19. Построение элементарных схем
    20. Отображение в схемах орфограмм
    21. Алгоритм построения схемы
    22. Помощь в составлении схем
    23. Что нужно запомнить: примеры

    Учим первоклассника составлять схемы предложения

    Как научить ребенка изображать предложения схематично? Родители, чьи дети учатся в начальных классах, знают, без помощи взрослого, маленькому ученику, иногда, не обойтись. Проблема в том, что папа с мамой, за годы после школы и сами забыли все правила. Ничего страшного! Необходимую тему можно вспомнить или выучить заново. В статье мы расскажем, как научить ребенка составлять схемы простых и сложных предложений самостоятельно.

    Начало занятия

    В первую очередь, следует определить, что обозначается словом – предложение. Это связанные логически и интонацией несколько слов, в числе которых, обязательно присутствует грамматическая основа из подлежащего (объект) и сказуемого (его действие). Рассмотрим данное правило на примере.

    Предложение: папа смотрит телевизор. Грамматическая основа: «папа» (слово отвечает на вопрос – «Кто?»), «смотрит» (обозначение действия, слово отвечает на вопрос – «Что делает?»). «Телевизор» в данном предложении будет второстепенным членом.

    Простые схемы

    Самые простые схемы предложения обозначают его как цельную единицу текста, знак препинания в конце – указание на цель высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Вертикальная черточка обозначает заглавную букву.

    Мама поливает цветы I__________.

    После того, как ребенок освоит изображение таких схем, задание можно усложнить. Теперь, предстоит обозначить нижним подчеркиванием каждое слово.

    Ребята катаются на велосипедах. I__ __ _ __.

    Мы едем в отпуск! I_ __ _ __!

    Ты умеешь бросать мяч в корзину? I_ __ __ __ _ __?

    Длинным подчеркиванием обозначаются слова, коротким – междометия, предлоги, местоимения.

    Орфограммы в схемах

    Прежде чем приступить к обучению ребенка самостоятельно изображать схемы предложения, ему следует рассказать о некоторых правилах написания предложений. Первое – географические названия, населенные пункты, клички животных, имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. В схемах предложений обозначаются вертикальной черточкой.

    Марина и Олеся поедут зимой к дедушке. I__ _ I__ __ __ _ __.

    Олегу очень нравится мороженое. I__ __ __ __.

    Следующее понятие, с которым можно познакомить ребенка – диалог, где речь каждого из его участников пишется с новой строчки, а перед первым словом ставится «тире». Его же прописывают и в схеме предложения, если это необходимо.

    – Кто выпил весь компот? – I__ __ __ __?

    Построение схемы пошагово

    Как максимально понятно объяснить ребенку порядок составления схемы предложения? Донести самое главное правило – горизонтальных черточек в схеме, должно быть столько же, сколько и слов, вертикальных – сколько слов, написанных с большой буквы.

    Порядок составления схемы, которому следует приучить ребенка:

    1. Прочесть предложение.
    2. Уловить смысл.
    3. Определить слова, которые пишутся с большой буквы.
    4. По типу предложения, определить, какой знак должен стоять в конце (вопросительный, восклицательный или точка).
    5. Посчитать количество слов.

    После последовательного выполнения всех пунктов, приступить к составлению схемы.

    Полезные советы взрослому

    Первое время, чтобы ребенку было легче, можно положить перед ним несколько примеров, глядя на которые он по подобию составит свои схемы.

    Первые предложения должны быть простыми, состоящими из 2-4 слов. Если ребенок испытывает затруднения с подсчетом количества слов, при их произношении можно хлопать в ладоши. Пусть малыш считает хлопки.

    Особое внимание следует уделить союзам, предлогам, частицам. Объяснить ребенку, что вот такие слова следует изображать короткой черточкой, и сразу же, составить несколько схем. Показать наглядно, как это должно выглядеть.

    Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений

    Обучение ребенка составлению схем, важно. В процессе, дети учатся быстрее читать и ловить смысл текста. Им становится значительно легче находить границы предложений, различать вопросительные, повествовательные или восклицательные. Практика работы с текстами, в целом, развивает ребенка, расширяет словарный запас, улучшает память.

    Источник

    Как составить схему предложения

    В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему нужного предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

    План действий по составлению схемы предложения

    Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

    • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
    • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
    • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

    • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

    • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
    • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

    • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
    • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

    • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

    • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

    Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

    Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

    Составляем план простого предложения

    Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:

    Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:

    • составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
    • простые – Даниил плавал ;
    • составные глагольные – Даниил хотел плавать .

    Простое предложение с однородными членами

    Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.

    С вводными словами или обращением

    На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.

    К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.

    С деепричастным либо причастным оборотами

    Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.

    Как создать схему предложений с прямой речью

    На схеме прямая речь выделяется следующим образом:

    • выделяются границы предложения;
    • для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
    • ставятся знаки препинания.

    Как составить схему сложного предложения

    Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.

    Бессоюзное сложное предложение на графической схеме

    Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.

    Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.

    Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

    Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

    “Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

    “Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

    “Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

    Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

    Источник

    Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры

    Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.

    Члены предложения: с чего начать?

    Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.

    Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.

    Построение элементарных схем

    Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.

    • Ребята гуляют. I________.
    • Мама моет посуду. I________.

    Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.

    Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.

    В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.

    • На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
    • Дети катаются на санках. I__­_ ____ __ ____.
    • Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
    • Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?

    Отображение в схемах орфограмм

    Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.

    • Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
    • Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
    • Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
    • Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.

    Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».

    — Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?

    Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.

    Алгоритм построения схемы

    «Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.

    Учащиеся следуют такому алгоритму:

  • Читают предложение.
  • Устанавливают смысл.
  • Выявляют орфограммы в виде слов, которые пишут с большой буквы.
  • Определяют тип предложения: повествование, рассуждение, вопрос. От этого зависит расстановка знаков препинания.
  • Если есть диалог, ставят тире.
  • Считают количество слов, включая предлоги, союзы и частицы.

    После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.

    Помощь в составлении схем

    Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.

    Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.

    Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.

    Что нужно запомнить: примеры

    Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.

    • Я пою. I___ ­­­___.
    • Мама печет пироги. I___ ­­­___ ___.
    • Дети гуляют на улице. I___ ­­­___ _ ____.
    • Белый снег лежит красивым ковром. I___ ­­­___ ___ ___ ___.

    Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.

    • Какие красивые цветы! I___ ­­­___ ___!
    • Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ­­­___ ___ ___ ___ ___?
    • Как ярко светит солнце! I___ ­­­___ ___ ___!
    • Где лежит твой пенал? I___ ­­­___ ___ ___?

    Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.

    • В классе учится Никита. I_ ­­­___ ___ I___ ­­­.
    • Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ ­­­.

    Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.

    Источник

  • Содержание

    1. Как составить схему предложения: основные виды с примерами
    2. Алгоритм составления схемы предложения
    3. Графические обозначения
    4. Схема простого предложения
    5. Схемы с обращениями и вводными словами
    6. Схемы с причастными и деепричастными оборотами
    7. Схемы с прямой речью
    8. Схема сложного предложения
    9. Учим первоклассника составлять схемы предложения
    10. Начало занятия
    11. Простые схемы
    12. Орфограммы в схемах
    13. Построение схемы пошагово
    14. Полезные советы взрослому
    15. Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений
    16. Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры
    17. Члены предложения: с чего начать?
    18. Построение элементарных схем
    19. Отображение в схемах орфограмм
    20. Алгоритм построения схемы
    21. Помощь в составлении схем
    22. Что нужно запомнить: примеры

    Как составить схему предложения: основные виды с примерами

    Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

    Предлагаю пройти тест — ответить на пять вопросов по схеме предложения.

    [quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.

    Алгоритм составления схемы предложения

    1. Внимательно прочитайте предложение.
    2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
    3. Определите, простое или сложное предложение.
    4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
    5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
    6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
    7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
      • определение – волнистая линия
      • дополнение – пунктир;
      • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
      • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
      • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

    Графические обозначения

    Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.

    Графические обозначения в схеме

    Схема простого предложения

    А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

    Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:

    Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.

    Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

    Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

    Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

    И сложное именное:

    Схемы с обращениями и вводными словами

    В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

    Схемы с причастными и деепричастными оборотами

    Крестиком тут обозначено главное слово «туман». Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

    Схемы с прямой речью

    Схема сложного предложения

    В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

    Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:

    А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:

    В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:

    Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

    Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:

    Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

    Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

    Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

    Источник

    Учим первоклассника составлять схемы предложения

    Как научить ребенка изображать предложения схематично? Родители, чьи дети учатся в начальных классах, знают, без помощи взрослого, маленькому ученику, иногда, не обойтись. Проблема в том, что папа с мамой, за годы после школы и сами забыли все правила. Ничего страшного! Необходимую тему можно вспомнить или выучить заново. В статье мы расскажем, как научить ребенка составлять схемы простых и сложных предложений самостоятельно.

    Начало занятия

    В первую очередь, следует определить, что обозначается словом – предложение. Это связанные логически и интонацией несколько слов, в числе которых, обязательно присутствует грамматическая основа из подлежащего (объект) и сказуемого (его действие). Рассмотрим данное правило на примере.

    Предложение: папа смотрит телевизор. Грамматическая основа: «папа» (слово отвечает на вопрос – «Кто?»), «смотрит» (обозначение действия, слово отвечает на вопрос – «Что делает?»). «Телевизор» в данном предложении будет второстепенным членом.

    Простые схемы

    Самые простые схемы предложения обозначают его как цельную единицу текста, знак препинания в конце – указание на цель высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Вертикальная черточка обозначает заглавную букву.

    Дети играют I_________.

    Мама поливает цветы I__________.

    После того, как ребенок освоит изображение таких схем, задание можно усложнить. Теперь, предстоит обозначить нижним подчеркиванием каждое слово.

    Ребята катаются на велосипедах. I__ __ _ __.

    Мы едем в отпуск! I_ __ _ __!

    Ты умеешь бросать мяч в корзину? I_ __ __ __ _ __?

    Длинным подчеркиванием обозначаются слова, коротким – междометия, предлоги, местоимения.

    Орфограммы в схемах

    Прежде чем приступить к обучению ребенка самостоятельно изображать схемы предложения, ему следует рассказать о некоторых правилах написания предложений. Первое – географические названия, населенные пункты, клички животных, имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. В схемах предложений обозначаются вертикальной черточкой.

    Марина и Олеся поедут зимой к дедушке. I__ _ I__ __ __ _ __.

    Олегу очень нравится мороженое. I__ __ __ __.

    Следующее понятие, с которым можно познакомить ребенка – диалог, где речь каждого из его участников пишется с новой строчки, а перед первым словом ставится «тире». Его же прописывают и в схеме предложения, если это необходимо.

    – Кто выпил весь компот? – I__ __ __ __?

    Построение схемы пошагово

    Как максимально понятно объяснить ребенку порядок составления схемы предложения? Донести самое главное правило – горизонтальных черточек в схеме, должно быть столько же, сколько и слов, вертикальных – сколько слов, написанных с большой буквы.

    Порядок составления схемы, которому следует приучить ребенка:

    1. Прочесть предложение.
    2. Уловить смысл.
    3. Определить слова, которые пишутся с большой буквы.
    4. По типу предложения, определить, какой знак должен стоять в конце (вопросительный, восклицательный или точка).
    5. Посчитать количество слов.

    После последовательного выполнения всех пунктов, приступить к составлению схемы.

    Полезные советы взрослому

    Первое время, чтобы ребенку было легче, можно положить перед ним несколько примеров, глядя на которые он по подобию составит свои схемы.

    Первые предложения должны быть простыми, состоящими из 2-4 слов. Если ребенок испытывает затруднения с подсчетом количества слов, при их произношении можно хлопать в ладоши. Пусть малыш считает хлопки.

    Особое внимание следует уделить союзам, предлогам, частицам. Объяснить ребенку, что вот такие слова следует изображать короткой черточкой, и сразу же, составить несколько схем. Показать наглядно, как это должно выглядеть.

    Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений

    Обучение ребенка составлению схем, важно. В процессе, дети учатся быстрее читать и ловить смысл текста. Им становится значительно легче находить границы предложений, различать вопросительные, повествовательные или восклицательные. Практика работы с текстами, в целом, развивает ребенка, расширяет словарный запас, улучшает память.

    Источник

    Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры

    Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.

    Члены предложения: с чего начать?

    Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.

    Вам будет интересно: Минский энергетический колледж — место получения востребованной профессии

    Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.

    Построение элементарных схем

    Вам будет интересно: Логово – это место для сна и отдыха самых разных животных

    Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.

    • Ребята гуляют. I________.
    • Мама моет посуду. I________.

    Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.

    Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.

    В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.

    • На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
    • Дети катаются на санках. I__­_ ____ __ ____.
    • Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
    • Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?

    Отображение в схемах орфограмм

    Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.

    • Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
    • Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
    • Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
    • Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.

    Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».

    — Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?

    Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.

    Алгоритм построения схемы

    «Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.

    Учащиеся следуют такому алгоритму:

  • Читают предложение.
  • Устанавливают смысл.
  • Выявляют орфограммы в виде слов, которые пишут с большой буквы.
  • Определяют тип предложения: повествование, рассуждение, вопрос. От этого зависит расстановка знаков препинания.
  • Если есть диалог, ставят тире.
  • Считают количество слов, включая предлоги, союзы и частицы.

    После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.

    Помощь в составлении схем

    Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.

    Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.

    Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.

    Что нужно запомнить: примеры

    Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.

    Вот несколько примеров:

    • Я пою. I___ ­­­___.
    • Мама печет пироги. I___ ­­­___ ___.
    • Дети гуляют на улице. I___ ­­­___ _ ____.
    • Белый снег лежит красивым ковром. I___ ­­­___ ___ ___ ___.

    Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.

    • Какие красивые цветы! I___ ­­­___ ___!
    • Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ­­­___ ___ ___ ___ ___?
    • Как ярко светит солнце! I___ ­­­___ ___ ___!
    • Где лежит твой пенал? I___ ­­­___ ___ ___?

    Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.

    • В классе учится Никита. I_ ­­­___ ___ I___ ­­­.
    • Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ ­­­.

    Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.

    Источник

  • Добавить комментарий