Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.
Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?
Почва — это самый верхний слой земли.
На нём растут растения и живут различные животные.
Земля даёт им жизнь и является для них домом.
В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.
Практическая работа «Почва»
Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.
Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.
Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.
Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.
Вывод: в почве есть влага.
Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.
Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.
Вывод: почва состоит из перегноя.
Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.
Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.
Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.
Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.
Проверь себя
1. Что такое почва?
Это верхний плодородный слой земли.
2. Какой состав она имеет?
Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.
3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
- Доказать, что в ней есть воздух можно бросив землю в воду.
- Доказать, что в ней есть вода можно нагрев её.
- Показать, что в ней есть перегной можно прокалив её.
- Показать, что в ней есть песок и глина можно размешав прокалённую землю в воде.
- Подтвердить, что в ней есть соли можно отфильтровав воду и испарив её.
4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.
Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.
В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик главное свойство почвы.
- Главное свойство — плодородие. Оно позволяет расти растениям.
2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.
У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.
3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.
Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.
4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.
Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.
Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.
Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.
Смотри также:
- Проект «Что такое почва»
- Википедия о видах почвы
На следующем уроке
Вспомни, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы. Назови несколько лиственных и хвойных деревьев. Какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными?
- Деревья имеют один ствол, а кустарники несколько стволов. Травы вообще лишены ствола, они имеют стебель.
- Хвойные деревья — ель, пихта, сосна
- Лиственные деревья — клён, берёза, дуб.
- Дикорастущими называются растения, свободно произрастающие в природе.
- Культурными называются растения, выращиваемые человеком для своих нужд.
______
- Учебники
- 4 класс
- Окружающий мир 👍
- Плешаков
- №1
авторы: Плешаков, Крючкова.
издательство: “Просвещение”
Раздел:
- Проверочная работа по материалу 3 класса
- Вариант 3
ГДЗ проверочные работы по окружающему миру 4 класс Плешаков, Крючкова. ПР 3 класс. Вариант 3. Номер №1
- Предыдущее
- Следующее
Этот опыт ученики поставили на уроке, изучая почву. Запиши цель опыта и вывод.
Цель опыта: _
Вывод: _
reshalka.com
ГДЗ проверочные работы по окружающему миру 4 класс Плешаков, Крючкова. ПР 3 класс. Вариант 3. Номер №1
Решение
Цель опыта: узнать, есть ли в почве воздух.
Вывод: Немного почвы поместили в воду, на поверхность воды поднимаются пузырики воздуха. В почве есть воздух.
- Предыдущее
- Следующее
Нашли ошибку?
Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом
Страницы: 68, 69, 70, 71
Что такое почва
Вспомни свою работу в огороде, саду или на школьном участке. Какая там почва: какого цвета, сухая или влажная, плотная или рыхлая?
В огороде у нас чернозём. По свойствам он влажный и рыхлый, а по цвету чёрный.
Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в почве?
Почва − это верхний плодородный слой земли.
Для растений в почве содержатся вещества необходимые им для жизни.
Для некоторых животных почва служит домом, например для медведки, личинок, сверчков, кротов, многоножек, жаб, лесных мышей, дождевых червей.
Практическая работа
Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.
Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.
Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.
Вывод: в почве есть влага.
Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.
Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.
Вывод: почва состоит из перегноя.
Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.
Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.
Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.
Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.
Прочитай текст на с. 71. Используй полученную информацию при рассказе о почве.
Науку о почвах − почвоведение − создал замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846−1903). Он называл почву кормилицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.
В. В. Докучаев учил, как правильно обрабатывать почву, чтобы получать хорошие урожаи, как охранять её от разрушения. Например, он предупреждал, что нельзя возделывать на одном и том же месте из года в год одни и те же культурные растения. Нужна смена растений, иначе почва истощается. Нельзя хищнически вырубать леса − из−за этого мелеют и высыхают реки, остаются без влаги целые районы. Нельзя распахивать почву на больших пространствах, потому что от этого бывают пыльные бури, смыв почвы, образование оврагов.
Исследования В. В. Докучаева имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы.
Проверь себя
1. Что такое почва?
Почва − это верхний плодородный слой земли.
2. Какой состав имеет почва?
В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
Доказать, что в почве есть воздух, просто. Нужно поместить немного почвы в воду и вскоре на поверхности воды появятся пузырьки. Это и есть доказательство того, что в почве есть воздух.
Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Этот опыт показывает, что в почве есть вода.
Если продолжать нагревать почву, то вскоре мы увидим дым, почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Этот опыт показывает, что в почве есть перегной.
Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серого цвета), насыплем в стакан с водой и размешаем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, а поверх песка − глина.
Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его над огнём. Вода быстро испарится, а на стекле останется белый налёт. Это минеральные соли. Значит, в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.
4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
В почве обитает много живых существ, например: медведки, личинки, сверчки, кроты, многоножки, жабы, лесные мыши, дождевые черви.
Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.
Задания для домашней работы.
1. Запиши в словарик главное свойство почвы.
Плодородие − это главное свойство почвы. Оно позволяет расти растениям.
2. На основе схемы на с.70 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового удалось тебе узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
Из рассказа я узнал, что черви выползают на поверхность после дождя, потому что им нечем дышать в залитых водой норках.
Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух нужный для дыхания растений.
Передвигаясь по почве, они заглатывают её. Черви делают почву более плодородной, пропуская через себя остатки растений и почвенные комочки.
Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать, потому что они очень полезные.
Если вам понравился сайт, поделитесь страничкой в соцсетях, чтобы не потерять его:
Тема: «Есть ли воздух в почве»
Конспект занятия по экологии и опытно- исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Программное содержание:
-закрепить знание детей о необходимости воды для жизни всех живых организмов на Земле;
-опытным путем показать детям физические свойства и особенности воды;
-опытным путем познакомить детей со свойствами и особенностями почвы;
-рассказать детям о необходимости защиты окружающей природы.
Материал:
-глобус
-картинки с изображением поля, луга, растений и животных «подземного» царства, картинки с изображением правил поведения в природе
-емкости для почвы, вода
Ход занятия:
Дети входят в группу, приветствуют родителей, садятся на стулья вокруг воспитателя.
На столе перед детьми стоит глобус.
Вос.: ребята, как вы уже знаете и помните из наших прошлых бесед, наша планета- Земля, круглая. Землю заселяют много людей, животных и растений. На Земле есть горы, пустыни, равнины, моря, реки и океаны. (воспитатель показывает на глобусе все перечисленное). Но не только на земле есть жизнь. Жизнь есть и под землей, в Подземном царстве. Давайте посмотрим на картинку и вспомним, чей дом находится под землей.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображение подземных жителей: крот, жуки, дождевые черви, норы зайцев и ежей и т. д.)
Вос.: ребята, а чем же дышат все эти животные?
Дети: воздухом.
Вос.: интересно, живут под землей и дышат воздухом? Давайте мы сейчас вместе с вами проверим, есть ли воздух в почве.
Опыт №1.
-Цель. Показать, что в почве есть воздух.
-Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.
-Проведение опыта. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Вос.: дети, посмотрите, в почве действительно есть воздух. Поэтому жителям Подземного царства очень комфортно жить в своих, скрытых от посторонних глаз, уютных и темных домиках. Далее воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и изображением леса и города.
Вос.: ребята, посмотрите внимательно и скажите, в каком из этих мест, в городе или в лесу, почва более мягкая, рыхлая.
Дети: в лесу, потому что там ходит мало людей.
Вос.: правильно, по лесным дорожкам людей ходит очень мало, поэтому почва рыхлая. А по дорожкам в городе движется очень большой поток людей, поэтому почва в городе вытоптанная, утрамбованная. Где, по вашему мнению, почва более пригодна для жизни животных Подземного царства? Где она больше обогащена кислородом?
Дети: в лесной почве больше воздуха, в лесной земле жить лучше.
Вос.: сейчас мы проверим эту теорию практическим путем.
Опыт № 2
-Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
-Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый – с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй – с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой – рисунок любого растения).
-Проведение опыта. Напомнить детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложить высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше – в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушать всех желающих, обобщить их высказывания. На опыте доказать правдивость мнений детей.
Одновременно опустить образцы почв в банки с водой и наблюдать, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросить детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха “под тропинкой” меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то “давим” на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Вос.: вот, ребята, мы убедились в том, что на лесных полянах, в парках и скверах почва наиболее обогащена воздухом, что способствует комфортному проживанию в ней подземных жителей. Давайте немного отдохнем.
Воспитатель проводит физкультминутку «Хомка- хомячок».
Вос.: хорошо, присаживайтесь и продолжим нашу беседу.
Воспитатель задает детям вопросы, основываясь на проведенные опыты.
– В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
– Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
– На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
Воспитатель показывает детям экологический знак, запрещающий ходить по газонам.
Вос.: верно, ребята. Чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.
Воспитатель подводит детей к тому, что необходимо грамотно вести себя в лесу, парке:
-желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь “дома” и даже жизнь многих подземных обитателей.
Предложить детям рассмотреть другие экологические знаки и придумать правила поведения в природе.
Вос.: нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было комфортно жить всем его обитателям.
Воспитатель подводит итог занятия.
Окружающий мир 3 класс 3. Практическая работа “Исследуем состав почвы”. Цель работы: определить, что входит в состав почвы. Оборудование. У учащихся: сухая почва, два лабораторных стакана с водой, ложка или стеклянная палочка. У учителя: свежая почва, штатив, спиртовка, тарелка (чашка) для нагревания почвы, стекло, держатель, лабораторный стакан, фильтр, пипетка. Таблица состав почвы, по образцу Что делаем/Вывод Исследуем состав почвы с помощью простых опытов.
Вывод: в почве содержится воздух и органические вещества – перегной. Она состоит из песка и глины. Глина хуже всего пропускает воду. Результаты записываем в таблицу: автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Odessitka 5 лет назад Для исследования свойств почвы потребуется и сама почва и некоторые другие материалы. В пяти опытах мы проверяем наличие в почве воздуха, воды, пробуем разделить почву на песок и глину. Обнаруживаем, что почва содержит перегной – гниющие остатки органики, а также определим какое вещество лучше проводит воду – глина, песок или почва. Результаты опытов следует записать в таблице и сделать вывод. Знаете ответ? |