Как осциллографом найти неисправность на плате

как проверить радиодетали осциллографом
как проверить радиодетали осциллографом

С помощью приставки на нескольких деталях и осциллографа,имеющего вход X и Y,можно проверять и примерно измерять характеристики радиодеталей:диодов,транзисторов,конденсаторов,катушек индуктивности и т.д.

Выводы приставки надо соединить как показано на схеме. Осциллограф переводят в режим с внешней синхронизацией,на экране появится горизонтальная линия и при нажатии кн,линия отклонится на некоторый угол.Далее регулировкой по горизонтали и вертикали,добиться чтобы линия стала под углом 45 градусов к горизонтальной оси(на фото внизу).Проверяемые радиодетали подключаются к выводам 2-3.Если линия станет вертикальной при измерении радиодеталей,значит короткое замыкание,если горизонтальная,значит обрыв.

приставка к осциллографу для проверки радиодеталей
приставка к осциллографу для проверки радиодеталей

Все геометрические фигуры,которые будут видны на экране осциллографа при проверке,показаны на фото.

как проверить радиодетали осциллографом
как проверить радиодетали осциллографом

Такая фигура будет при исправном диоде

как проверить диод осциллографом
как проверить диод осциллографом

Фигура при проверке конденсатора емкостью 1мкФ. Ниже 0.8мкФ будет эллипс,но при высокой емкости снова будет эллипс.Эллипс также будет при проверке катушек индуктивности.Их подключают к выводам 2-3.

как проверить конденсаторы осциллографом
как проверить конденсаторы осциллографом

Фигура при проверке транзисторов.Изгиб вертикальной линии говорит о большом сопротивлении в прямом направлении.

как проверить транзисторы осциллографом
как проверить транзисторы осциллографом

Найти неисправность стало гораздо проще. Не надо разбирать и подкидывать каждую запчасть, что удешевляет поиск неисправности и экономит время. Автомобильный осциллограф применяется для диагностики двигателя, датчиков электронной системы управления, генератора, стартера, аккумулятора. Нужен при комплексной автомобильной диагностике, дополняет проверку сканером. Позволяет делать дефектовку мотора без вскрытия.

Осциллограф – это прибор, который снимает параметры времени и амплитуды электрического сигнала. При неисправностях автомобиля, также нужны эти характеристики. То есть как изменяется сигналы датчика, катушки, форсунки по времени.

Способы проверки

Проверка микросхем — это трудный, иногда невыполнимый процесс. Все дело в сложности микросхемы, которая состоит из огромного количества различных элементов.

Есть три основных способа, как проверить микросхему, не выпаивая, мультиметром или без него:

  1. Внешний осмотр микросхемы. Если внимательно на нее посмотреть и изучить каждый элемент, то не исключено, что удастся найти какой-либо видимый дефект. Это может быть, например, перегоревший контакт (возможно, даже не один). Также при проведении внешнего осмотра микросхемы можно обнаружить трещину на корпусе. При таком способе проверки микросхемы нет необходимости пользоваться специальным устройством мультиметром. Если дефекты видны невооруженным глазом, можно обойтись и без приспособлений.
  2. Проверка микросхемы с использованием мультиметра. Если причиной выхода из строя детали стало короткое замыкание, то можно решить проблему, заменив элемент питания.
  3. Выявление нарушений в работе выходов. Если у микросхемы есть не один, а сразу несколько выходов, и если хотя бы один из них работает некорректно или вовсе не работает, то это отразится на работоспособности всей микросхемы.

Разумеется, самым простым способом проверки микросхемы является первый из вышеописанных: то есть осмотр детали. Для этого достаточно внимательно посмотреть сначала на одну ее сторону, а затем на другую, и попытаться заметить какие-то дефекты. Самый же сложный способ — проверка с помощью мультиметра.

Влияние разновидности микросхем

Сложность проверки во многом зависит не только от способа, но и от самих схем. Ведь эти детали электронно-вычислительных устройств хоть и имеют один и тот же принцип построения, но нередко сильно отличаются друг от друга.

Например:

  1. Наиболее простыми для проверки являются схемы, относящиеся к серии «КР142″. Они имеют только 3 вывода, следовательно, как только на один из входов подается какое-либо напряжение, можно использовать проверяющий прибор на выходе. Сразу же после этого можно делать выводы о работоспособности.
  2. Более сложными типами являются «К155″, «К176″. Чтобы их проверить, приходится применять колодку, а также источник тока с определенным показателем напряжения, который специально подбирается под микросхему. Суть проверки такая же, как и в первом варианте. Необходимо лишь на вход подать напряжение, а затем посредством мультиметра проверить показатели на выходе.
  3. Если же необходимо провести более сложную проверку — такую, для которой простой мультиметр уже не годится, на помощь радиоэлектронщикам приходят специальные тестеры для схем. Способ называется прозвонить микросхему мультиметром-тестером. Такие устройства можно либо изготовить самостоятельно, либо купить в готовом виде. Тестеры помогают определить, работает ли тот или иной узел схемы. Данные, получаемые при проведении проверки, как правило, выводятся на экран устройства.

Важно помнить, что подаваемое на микросхему (микроконтроллер) напряжение не должно превышать норму или, наоборот, быть меньше необходимого уровня. Предварительную проверку можно провести на специально подготовленной проверочной плате.

Нередко после тестирования микросхемы приходится удалять некоторые ее радиоэлементы. При этом каждый из узлов должен быть проверен отдельно.

Работоспособность транзисторов

Перед проверкой радиодетали мультиметром, не выпаивая, нужно обязательно определить, к каким из двух типов относится транзистор — полевым или биполярным. Если к первым, то можно применять следующий способ проверки:

  1. Установить прибор в режим «прозвонки», а затем использовать красный щуп, подключая его к проверяемому элементу. Другой — черный — щуп должен быть приставлен к выводу коллектора.
  2. Сразу после выполнения этих несложных действий на экране устройства появится число, которое будет обозначать пробивное напряжение. Аналогичный уровень можно будет увидеть и при проведении «прозвона» электрической цепи, заключенной между эмиттером и базой. Важно при этом не перепутать щупы: красный должен соприкасаться с базой, а черный — с эмиттером.
  3. Далее можно проверять все эти же выходы транзистора, но уже в обратном подключении: нужно будет поменять местами красный и черный щупы. Если транзистор работает хорошо, то на экране мультиметра должна быть показана цифра «1″, которая говорит о том, что сопротивление в сети является бесконечно большим.

Если транзистор является биполярным, то щупы должны меняться местами. Разумеется, цифры на экране прибора в этом случае будут обратные.

Конденсаторы, резисторы и диоды

Работоспособность конденсатора микросхемы также проверяется путем прикладывания щупов к его выходам. За очень короткий промежуток времени значение показываемого прибором сопротивления должно увеличиться от нескольких единиц до бесконечности. При изменении мест щупов должен наблюдаться тот же самый процесс.

Чтобы узнать, работает ли резистор схемы, необходимо определить его сопротивление. Значение этой характеристики должно быть больше нуля, однако не являться бесконечно большим. Если при проверке на дисплее прибора отображается не ноль и не бесконечность, значит, резистор работает корректно.

Не отличается особой сложностью и процесс проверки диодов. Сначала нужно определить сопротивление между катодом и анодом в одной последовательности, а затем, поменяв местоположение черного и красного щупов прибора, в другой. Об исправности диода будет говорить стремление отображаемого на экране числа к бесконечности в одном из этих двух случаев и нахождение его на отметке в несколько единиц — в другом.

Индуктивность, тиристор и стабилитрон

Проверяя микросхему на наличие неисправностей, возможно, придется также использовать мультиметр на катушке с током. Если где-то ее провод оборван, то прибор обязательно даст об этом знать. Главное, конечно, правильно его применить.

Индивидуальное зажигание

Системы индивидуального зажигания устанавливаются на большинство современных бензиновых двигателей. Они отличаются от классических и DIS-систем тем, что каждая свеча обслуживается индивидуальной катушкой зажигания. Как правило, катушки устанавливаются непосредственно над свечами. Изредка коммутация производится при помощи высоковольтных проводов. Катушки бывают двух типов — компактные и стержневые.

При проведении диагностики системы индивидуального зажигания контролируют следующие параметры:

  • наличие затухающих колебаний в конце участка горения искры между электродами свечи зажигания;
  • продолжительность времени накопления энергии в магнитном поле катушки зажигания (как правило, находится в пределах 1,5…5,0 мс в зависимости от модели катушки);
  • продолжительность горения искры между электродами свечи зажигания (как правило, составляет 1,5…2,5 мс в зависимости от модели катушки).

Диагностика по первичному напряжению

Для проведения диагностики индивидуальной катушки по первичному напряжению, нужно просмотреть осциллограмму напряжения на управляющем выводе первичной обмотки катушки при помощи осциллографического щупа.

Описание рисунка:

Осциллограмма напряжения на управляющем выводе первичной обмотки исправной индивидуальной катушки зажигания.

  1. Момент открытия силового транзистора коммутатора (начало накопления энергии в магнитном поле катушки зажигания).
  2. Момент закрытия силового транзистора коммутатора (ток в первичной цепи резко прерывается и возникает пробой искрового промежутка между электродами свечи зажигания).
  3. Участок горения искры между электродами свечи зажигания.
  4. Затухающие колебания, возникающие сразу после окончания горения искры между электродами свечи зажигания.

На рисунке слева вы можете видеть осциллограмму напряжения на управляющем выводе первичной обмотки неисправной индивидуальной КЗ. Признаком неисправности является отсутствие затухающих колебаний после окончания горения искры между электродами свечи (участок “4”).

Диагностика по вторичному напряжению с помощью емкостного датчика

Использование емкостного датчика для получения осциллограммы напряжения на катушке более предпочтительно, так как сигнал, полученный с его помощью более точно повторяет осциллограмму напряжения во вторичной цепи диагностируемой системы зажигания.

Осциллограмма импульса высокого напряжения исправной компактной индивидуальной КЗ, полученная при помощи емкостного датчика

Описание рисунка:

  1. Начало накопления энергии в магнитном поле катушки (совпадает по времени с моментом открытия силового транзистора коммутатора).
  2. Пробой искрового промежутка между электродами свечи зажигания и начало горения искры (в момент закрытия силового транзистора коммутатора).
  3. Участок горения искры между электродами свечи.
  4. Затухающие колебания, возникающие после окончания горения искры между электродами свечи.

Осциллограмма импульса высокого напряжения исправной компактной индивидуальной КЗ, полученная при помощи емкостного датчика. Наличие затухающих колебаний сразу после пробоя искрового промежутка между электродами свечи (участок отмечен символом “2”) является следствием конструктивных особенностей катушки и не является признаком неисправности.

Осциллограмма импульса высокого напряжения неисправной компактной индивидуальной КЗ, полученная при помощи емкостного датчика. Признаком неисправности является отсутствие затухающих колебаний после окончания горения искры между электродами свечи (участок отмечен символом “4”).

Диагностика по вторичному напряжению с помощью индуктивного датчика

Индуктивный датчик при проведении диагностики по вторичному напряжению применяется в тех случаях, когда съем сигнала с помощью емкостного датчика невозможен. Такими катушками зажигания являются в основном стержневые индивидуальные КЗ, компактные индивидуальные КЗ со встроенным силовым каскадом управления первичной обмоткой, и объединенные в модули индивидуальные КЗ.

Осциллограмма импульса высокого напряжения исправной стержневой индивидуальной КЗ, полученная с помощью индуктивного датчика.

Описание рисунка:

  1. Начало накопления энергии в магнитном поле катушки зажигания (совпадает по времени с моментом открытия силового транзистора коммутатора).
  2. Пробой искрового промежутка между электродами свечи зажигания и начало горения искры (момент закрытия силового транзистора коммутатора).
  3. Участок горения искры между электродами свечи зажигания.
  4. Затухающие колебания, возникающие сразу после окончания горения искры между электродами свечи зажигания.

Осциллограмма импульса высокого напряжения неисправной стержневой индивидуальной КЗ, полученная при помощи индуктивного датчика. Признаком неисправности является отсутствие затухающих колебаний в конце периода горения искры между электродами свечи зажигания (участок отмечен символом “4”).

Осциллограмма импульса высокого напряжения неисправной стержневой индивидуальной КЗ, полученная при помощи индуктивного датчика. Признаком неисправности является отсутствие затухающих колебаний в конце горения искры между электродами свечи зажигания и очень короткое время горения искры.

Три варианта действий

Проверка микросхем – достаточно сложный процесс, который, зачастую, оказывается невозможен. Причина кроется в том, что микросхема содержит большое число различных радиоэлементов. Однако даже в такой ситуации есть несколько способов проверки:

  1. внешний осмотр. Внимательно изучив каждый элемент микросхемы, можно обнаружить дефект (трещины на корпусе, прогар контактов и т.п.);
  2. проверка питания мультиметром. Иногда проблема кроется в коротком замыкании со стороны питающего элемента, его замена может помочь исправить ситуацию;
  3. проверка работоспособности. Большинство микросхем имеют не один, а несколько выходов, потому нарушение в работе хотя бы одного из элементов приводит к отказу всей микросхемы.

Самыми простыми для проверки являются микросхемы серии КР142. На них имеется всего три вывода, поэтому при подаче на вход любого уровня напряжения, на выходе мультиметром проверяется его уровень и делается вывод о состоянии микросхемы.

Следующими по сложности проверки являются микросхемы серии К155, К176 и т.п. Для проверки нужно использовать колодку и источник питания с конкретным уровнем напряжения, подбираемым под микросхему. Так же как и в случае с микросхемами серии КР142, мы подаем сигнал на вход и контролируем его уровень на выходе с помощью мультиметра.

Измерение сигнала

Измерение сигнала осциллографа

Порядок измерения параметров периодического сигнала следующий:

  • Зажим «земля» фиксируется на общем проводе схемы, а сигнальный щуп присоединятся в контролируемое место схемы, где будут сниматься показания.
  • С помощью регулятора устанавливаем масштаб по вертикали таким образом, чтобы полезная информация помещалась на экране целиком и занимала большую ее часть.
  • Регулятором частоты добиваемся того, чтобы на экране помещалось несколько периодов сигнала.
  • Точной подстройкой частоты добиваемся стабильного изображения, чтобы картинка не плыла.
  • Теперь, когда на экране установлено стабильное изображение, можно определить по экранной шкале его форму, амплитуду и период.
  • Для более точного измерения можно использовать ручки смещения по вертикали и по горизонтали, подводя интересующие элементы изображения под перекрестье линий сетки.

Для того чтобы быть уверенным в точности показаний, необходимо соблюдать несколько простых требований:

  • после включения осциллографа на ЭЛТ необходимо дать ему прогреться в течение 10-15 минут;
  • после каждого включения прибор необходимо откалибровать. Большинство моделей имеет встроенный калибровочный генератор, выдающий прямоугольный сигнал с фиксированной амплитудой и частотой;
  • прибор должен быть заземлен;
  • сигнал с очень низкой частотой (до 10 Гц) при подключении через емкостный вход сильно искажается. Работа в этом режиме не рекомендуется.

Лучший способ обучения — практическая работа. Получив первые навыки работы с простым аналоговым осциллографом, в дальнейшем можно будет приступать к более сложным устройствам. Которые будут иметь дополнительные функции и расширенные возможности. Главное — наличие желания и интереса к электронной технике.

Применение специального тестера

Для более сложных проверок нужно пользоваться специальным тестером микросхем, который можно приобрести или сделать своими руками. При прозвонке отдельных узлов микросхемы на экран дисплея будут выводиться данные, анализируя которые можно прийти к выводу об исправности или неисправности элемента.

Стоит не забывать, что для полноценной проверки микросхемы нужно полностью смоделировать ее нормальный режим работы, то есть обеспечить подачу напряжения нужного уровня. Для этого проверку стоит проводить на специальной проверочной плате.

Зачастую, осуществить проверку микросхемы, не выпаивая элементы, оказывается невозможным, и каждый из них должен прозваниваться отдельно. О том, как прозвонить отдельные элементы микросхемы после выпаивания будет рассказано далее.

Принципиальная схема

Принципиальная схема приставки изображена на рис. 1. Приставка к осциллографу позволяет проверять практически все элементы, устанавливаемые в радиоэлектронные устройства бытовой аппаратуры: от резисторов до управляемых вентилей (тиристоров), а также дает возможность оценить качество потенциометров, катушек индуктивности, исправность переключателей, реле, трансформаторов и т. д.

Таким образом, один осциллограф может заменить почти всю измерительную лабораторию входного контроля. Необходимо иметь в виду, что осциллограф служит не только для наблюдений различных процессов, связанных с изменением формы напряжения.

Осциллограф — целая измерительная лаборатория, проверка радиодеталей

Рис. 1. Принципиальная электрическая схема приставки к осциллографу.

Осциллограф можно использовать как электронный вольтметр, омметр, а применяя приставку к осциллографу, можно наблюдать на экране осциллографа характеристики транзисторов, что расширяет возможности использования осциллографа в ремонтной и любительской практике.

Транзисторы (полевые и биполярные)

Переводим мультиметр в режим «прозвонки», подключаем красный щуп к базе транзистора, а черным касаемся вывода коллектора. На дисплее должно отобразиться значение пробивного напряжения.

Схожий уровень будет показан и при проверке цепи между базой и эмиттером. Для этого красный щуп соединяем с базой, а черный прикладываем к эмиттеру.

Следующим шагом будет проверка этих же выводов транзистора в обратном включении. Черный щуп подключаем к базе, а красным щупом по очереди касаемся эмиттера и коллектора. Если на дисплее отображается единица (бесконечное сопротивление), то транзистор исправен. Так проверяются полевые транзисторы.

Биполярные транзисторы проверяются аналогичным методом, только меняются местами красный и черный щуп. Соответственно, значения на мультиметре также будут показывать обратные.

Виды осциллографов

По принципу преобразования сигнала осциллографы бывают аналоговыми и цифровыми. Есть еще смешанный тип — аналогово-цифровой. Принципиальная разница между ними — в методах обработки сигналов и в возможности запоминания. Аналоговые модели транслируют «живой» сигнал в режиме реального времени. Записывать его на таком приборе нет возможности.

Аналогово-цифровые и цифровые уже имеют возможность записи. На них можно «открутить» время назад и просмотреть информацию, увидеть динамику изменения амплитуды или времени.

Еще одно отличие цифровых осциллографов от аналоговых — размеры. Цифровые приборы имеют значительно меньшие габариты

Цифровые осциллографы сначала оцифровывают синусоиду, записывают эту информацию в запоминающее устройство (ЗУ), а затем передают на экран монитора. Но не все цифровые модели имеют долговременную память — в таком случае запись ведется циклически. Это когда вновь пришедший сигнал записывается поверх предыдущего. В памяти хранится то, что появлялось на экране, но промежуток времени не такой большой. Если вам необходима запись длиной пять-десять минут, нужен запоминающий осциллограф.

Конденсаторы, резисторы и диоды

Исправность конденсатора проверяется путем подключения щупов мультиметра к его выводам. В течение секунды сопротивление вырастет от единиц Ом до бесконечности. Если поменять местами щупы, то эффект повторится.

Чтобы убедиться в исправности резистора, достаточно замерить его сопротивление. Если оно отлично от нуля и меньше бесконечности, значит, резистор исправен.

Проверка диодов из микросхемы достаточно проста. Измерив сопротивление между анодом и катодом в прямой и обратной последовательности (меняя местами щупы мультиметра), убеждаемся, что в одном случае одно находится на уровне нескольких десятков-сотен Ом, а в другом – стремится к бесконечности (единица в режиме «прозвонки» на дисплее).

DIS-система зажигания

Высоковольтные импульсы зажигания, генерируемые исправными DIS-катушками зажигания двух различных двигателей (работают на холостом ходу без нагрузки).

DIS-система (Double Ignition System) зажигания имеет особые катушки зажигания. Они отличаются тем, что оснащаются двумя высоковольтными выводами. Один из них подсоединяется к первому из концов вторичной обмотки, второй — ко второму концу вторичной обмотки катушки зажигания. Каждая такая катушка обслуживает два цилиндра.

В связи с описанными особенностями проверка зажигания осциллографом и съем осциллограммы напряжения высоковольтных импульсов зажигания при помощи емкостных DIS-датчиков происходит дифференциально. То есть, получается фактический съем осциллограммы выходного напряжения катушки. Если катушки исправны, то в конце горения должны наблюдаться затухающие колебания.

Для проведения диагностики DIS-системы зажигания по первичному напряжению, необходимо поочередно снять осциллограммы напряжения на первичных обмотках катушек.

Описание рисунка:

Осциллограмма напряжения на вторичной цепи DIS-системы зажигания

  1. Отражение момента начала накопления энергии в катушке зажигания. Он совпадает с моментом открытия силового транзистора.
  2. Отражение зоны перехода коммутатора в режим ограничения тока в первичной обмотке катушки зажигания на уровне 6…8 А. Современные DIS-системы имеют коммутаторы без режима ограничения тока, поэтому зона высоковольтного импульса отсутствует.
  3. Пробой искрового промежутка между электродами обслуживаемых катушкой свечей зажигания и начало горения искры. Совпадает по времени с моментом закрытия силового транзистора коммутатора.
  4. Участок горения искры.
  5. Конец горения искры и начало затухающих колебаний.

Описание рисунка:

Осциллограмма напряжения на управляющем выводе DIS катушки зажигания.

  1. Момент открытия силового транзистора коммутатора (начало накопления энергии в магнитном поле катушки зажигания).
  2. Зона перехода коммутатора в режим ограничения тока в первичной цепи по достижении тока в первичной обмотке катушки зажигания, равного 6…8 А. В современных DIS-системах зажигания, коммутаторы не имеют режима ограничения тока, и, соответственно, отсутствует зона 2 на осциллограмме первичного напряжения отсутствует.
  3. Момент закрытия силового транзистора коммутатора (во вторичной цепи при этом возникает пробой искровых промежутков между электродами обслуживаемых катушкой свечей зажигания и начало горения искры).
  4. Отражение горения искры.
  5. Отражение прекращения горения искры и начало затухающих колебаний.

Индуктивность и тиристоры

Проверка катушки на обрыв осуществляется замером ее сопротивления мультиметром. Элемент считается исправным, если сопротивление меньше бесконечности. Надо заметить, что не все мультиметры способны проверять индуктивность.

Проверка тиристора происходит следующим образом. Прикладываем красный щуп к аноду, а черный – к катоду. В окошке мультиметра должно отобразиться бесконечное сопротивление.

После этого управляющий электрод соединяем с анодом, наблюдая за падением сопротивления на дисплее мультиметра до сотен Ом. Управляющий электрод открепляем от анода – сопротивление тиристора не должно измениться. Так ведет себя полностью исправный тиристор.

Какой выбрать осциллограф для диагностики авто

Рассмотрим наиболее удобные и информативные приборы.

USB Autoscope Постоловского

На первом месте в рейтинге практиков стоит осциллограф Постоловского USB Autoscope IV. Имеет обширные диагностические функции.

осциллограф Постоловского

Преимущества

  • Профессиональные скрипты от Андрея Шульгина.
  • Удобный интерфейс.
  • Широкий диапазон измерения от 6 до 300 вольт.
  • Обработка скриптов в автоматическом режиме.
  • Информативный скрипт эффективности по цилиндрам CSS, показывающий работу форсунок, системы зажигания.
  • Тест аккумулятора, генератора, стартера. Показывает неисправности в автоматическом режиме. Легкий процесс съема характеристик: достаточно иметь доступ к плюсовой или минусовой клеммам АКБ.
  • Тест давления в цилиндре. Показывает метки системы газораспределения, правильно ли стоят фазы. Выявляет провернутый задающий диск.

Полная документация по работе с прибором. Подробно описаны скрипты, схемы подключения. Есть видео инструкция на сайте производителя. Отзывчивая поддержка.

Мотодок 3

Вторым в списке рейтинга осциллографов для диагностики автомобиля любой марки стоит Мотодок 3. Имеет схожие характеристики.

Преимущества и недостатки

  • Скрипт Андрея Шульгина эффективности цилиндров. Есть некоторые недостатки по синхронизации с некоторыми автомобилями, имеющими слабый сигнал с датчика коленчатого вала. Но это сглаживается удобством и быстрой работой.
  • Подключения на любое расстояние по кабелю RJ 45.
  • Качество картинки при диагностике, что не маловажно при работе.
  • Подробная документация на сайте производителя.

Для примера приведены только два осциллографа для диагностики авто. Существуют и другие приборы: отличаются ценой, производителем, но принцип измерения одинаков. Самое главное иметь опыт в чтении осциллограмм к каждой марке автомобиля.

Первая версия щупов

Что при его немаленькой стоимости, согласитесь, не лучший вариант. В моем же приборе, параллельно измеряемому конденсатору подключается резистор 100 Ом, что означает если конденсатор все-же и будет заряжен, то он при подключении щупов начнет разряжаться. В самом же крайнем случае, если микросхема применяемая в моем приборе выгорит, вам для произведения ремонта достаточно будет лишь вынуть микросхему из DIP панельки и воткнуть новую.

Оптовые цены на запчасти и инструмент для ВСЕХ на TexnoMag.ru + доставка по РФ от 99 руб.

Работа с осциллографом при ремонте плат

Здравствуйте, приобрел осциллограф Сага ,изучаю, хочу проверить его в работе с модулями сма, к примеру, посмотреть сигнал с проца на запуск помпы в стиралке Индезит аркадия, по даташиту нога 11 процессора отвечает за – Выход управления симистором помпы Q011 , как мне с помощью осциллографа посмотреть этот сигнал? Или посмотреть обмен между интерфейсом и основным модулем.

Ответы 10


Брал б/у, вроде работает, подавал на него с генератора НЧ сигнал ,смотрел. Хочется что куда тыкать осликом на плате,хоть на пальцах. И еще посмотреть частоту кварца нужен делитель 1к 10 или можно 1 к 1 смотреть? – Ашшур 25 апр


Применение осциллографа в ремонте сма. Ремонт модулей MINISEL-по наличии импульсов на кварце и на разъеме CNA делаем вывод о работоспособности модуля, когда работаем без стенда.Проверка прохождения импульсов ТАХО. Проверка выхода порта на NTS при F03 в EVO- II вывод 12 разъема J8. Наличие импульсов, хоть каких нибудь, говорит о неисправности порта.Это вкратце ,к примеру.И для проверки ТПИ импульсных блоков питания. – dantes 26 апр


Вам ЧУДАКЧЕЛОВЕК он точно не поможет, т.к. проявляете познания двадцатилетней давности в СМА. EVO2 или платформы EWM пальцем ?! Это в арифметике единица и нолик… в электронике уровни и частоты – user659 25 апр


Ваш ответ +1

Всем привет. Сегодня будем чинить монитор Samsung T200. Если честно, я не хотел описывать процесс ремонта, так как поломка была банальной, причиной которой являлись 2 конденсатора. Таких ремонтов у меня на сайте очень много, но в этот раз я решил отойти от поиска неисправности по визуальному осмотру, а впервые использовал для этих целей осциллограф.  И нет, я не буду описывать герцы, килогерцы и мегагерцы, а просто покажу то, как любому новичку можно определить неисправность блока питания, имея в наличии осциллограф.

К этому вернемся чуть позже, а сейчас немного о самом мониторе и проявлении неисправности. Поломка монитора Samsung T200 заключалась в том, что при подключении питания, индикатор начинал моргать, а сам монитор не выводил никакой картинки на экран.

Для разборки монитора, первым делом необходимо выкрутить два винта, которые находятся под подставкой монитора.

Два винта, которые необходимо выкрутить

Два винта, которые необходимо выкрутить

Больше ничего выкручивать не придётся, так как все остальное держится на защёлках.

Для разъединения корпуса, необходимо воткнуть в зазор между частями корпуса снизу какой-то предмет типа пластиковой карты.

Разборка корпуса. Отщелкиваю защелки снизу.

Боковые защелки возле клавиатуры

Боковые защелки возле клавиатуры

Я использовал лопатку для разборки корпусов мобильных телефонов. Таким образом, пройдя по всему периметру монитора и отщелкивая защелки, монитор легко разбирается.

После разборки, я убирал заднюю крышку в сторону, и приступил к отключению ламп подсветки.

Защитный металлический кожух, для защиты коннекторов на лампы подсветки

Защитный металлический кожух, для защиты коннекторов на лампы подсветки

Отсоединение коннекторов на лампы подсветки

Отсоединение коннекторов на лампы подсветки

Следующим этапом, необходимо было отключить разъем на матрицу. Для этого, я надавил на боковые защелки коннектора, и извлек его из матрицы.

Коннектор на матрицу. Красным обведены защелки, на которые нужно нажать для отсоединения шлейфа

Отключение шлейфа

Отключение шлейфа

Далее, отключил шлейф на  клавиатуру, после чего отложил матрицу в сторону.

Сняв плату блока питания, сразу увидел 2 вздутых конденсатора по линии  5 вольт номиналом  1000 мкф на 16 вольт.

Вздутые конденсаторы на блоке плате блока питания

Вздутые конденсаторы на блоке плате блока питания

Я их выпаивать не стал, а сначала измерил напряжения мультиметром. Как ни странно, напряжение составило положенные 5 вольт, при этом монитор не включался.

Замер напряжения мультиметром

Замер напряжения мультиметром

Теперь, на эту же линию подкинул щуп от осциллографа, предварительно выставив делитель напряжения на 1 вольт, что соответствует 1 клетка- 1 вольт. На картинке имелись довольно таки большие шумы. Я долго пытался нормально сфотографировать экран осциллографа, но мобильный телефон плохо фокусировался, так что пришлось немного поиграться с разверткой, чтобы сфотографировать пульсации.

Измерение тех самых 5-ти вольт осциллографом. Как видно, линия не прямая, а искривленная, с пиками, которые камера телефона, очень плохо улавливает.

Заменив конденсаторы, осциллограф показал идеально ровную линию, что означало чистые 5 вольт без пульсаций.

Замер 5-ти вольт после замены конденсаторов. Идеально прямая линия без пульсаций.

Подключив шлейфы на исходное место, подал питание на плату. Монитор включился, и дал нормальную картинку.

Изображение с монитора после ремонта.

Теперь немного о том, необходим ли осциллограф радиолюбителю или новичку. Я сам никогда не пользовался осциллографом по той причине, что у меня его просто не было. Я понимал, что вещь очень нужная, но на практике удавалось ремонтировать все и без этого прибора.

Так было ровно до того момента, пока случайно мне не попался неисправный советский осциллограф 1с-90. Немного покопавшись, мне удалось его отремонтировать, и  этот прибор мне теперь очень помогает в ремонтах. Данный осциллограф может работать в диапазоне до 2-х мегагерц, что очень мало для ремонтов ноутбуков или другой цифровой техники, но для ремонта блоков питания этого осциллографа  хватает с головой.

Давайте представим, что на мониторе, который сегодня я ремонтировал, не было видно явно вздутых конденсаторов, а такое бывает очень часто. Мультиметр при этом показывает исправные 5 вольт.  Раньше, я бы выпаивал, или подкидывал конденсаторы, проверяя поочередно их Esr, пока бы не нашел неисправность. Имея осциллограф, вычислить отсутствие фильтрации напряжения по какой либо линии стает очень легкой задачей, а время ремонта существенно уменьшается.

Ремонтируя любую компьютерную технику, будь то ноутбуки или материнские платы, просто необходимо смотреть шим сигналы высокой частоты, где без осциллографа будет очень туго любому ремонтнику.

После всего выше сказанного, могу сказать однозначно, что иметь осциллограф необходимо любому радиолюбителю, который хочет заниматься ремонтами на постоянной основе. Обойтись без него конечно можно, но время ремонта техники в таких случаях может существенно увеличиваться.

Для себя я уже присмотрел осциллограф Hantek DSO5102P, который может работать с частотой 100мгц. В  ближайшее постараюсь его приобрести, и поделиться с Вами своим мнением о данном приборе.

Всем спасибо за внимание, и удачи в ремонтах!




Весь инструмент и расходники, которые я использую в ремонтах находится здесь.


Если у Вас возникли вопросы по ремонту телевизионной техники, вы можете задать их на нашем новом форуме .


Загрузка…

Авторемонт. Осциллограф при поиске неисправностей,часть 7

Продолжение.

Причина этой неисправности – ползучие соли и наэлектризованная пыль внутри блока. Величина опорного напряжения 5,369В, это выше допустимого отклонения.

Фото 10


Такой сигнал можно увидеть на выходе датчика при включенном зажигании и неработающем моторе. Величина усиления выставлена панели. Сигнал достаточно мощный. Но ни нечистая сила, ни иные потусторонние силы здесь не причем. Многие, увидев, нечто подобное теряются.Еще несколько осциллограмм, и потом попробую объяснить суть происходящего.

Фото 11


На фото 11 сигнал датчика, который также введет систему управления в заблуждение. Не буду уже говорить, что будет происходить при оцифровке сигнала. И дополнительные характеристики, которые дают понимание о не идеальности импульса, здесь трудно применить.

Фото 12.


На фото 12 тоже далеко не «бубль-гумм». Сигнал должен быть с четкой периодичностью. А здесь ее нет. И откуда это все берется?


Фото 13

Я повторил фото 13 прямоугольного импульса. Вот если его рассматривая на осциллографе так, как осциллограмма темно-зеленого оттенка, но при этом помнить, что реально- это как на светло-зеленом , то можно найти объяснение. К этой осциллограмме нужно еще добавить, что большинство датчиков имеют внутри свой собственный усилитель. И усилитель не совсем простой. Хотя с экономической точки зрения дешевый, а поэтому он установлен в большинстве современных датчиков. Собран он по схеме с общим эммитером. В усилителе применена отрицательная обратная связь. Поскольку это усилитель импульсный, то к нему предъявляются и некоторые требования. Входные сигналы изменяются достаточно быстро. И основным показателем для такого типа усилителей служит импульсная передаточная характеристика. Переходные процессы для такого усилителя являются определяющими. И для точности передачи импульсных сигналов, фазовые и динамические искажения должны быть сведены к минимуму. Это и решается введением обратной связи в усилителе. Часть сигнала с выхода подается на вход. Глубина обратной связи рассчитывается, и любое изменение ее приводи к появлению искажений выходного сигнала.Что может повлиять? Да работа датчика в условиях не совсем благоприятных с точки зрения воздействия внешних факторов. Одним из таких факторов является температура. И ее перепады.


Фото14


Вот датчик, побывавший в неблагоприятных условиях (вид снаружи)


Фото 15


Фото 16.

Фото 15, 16 – это то, что внутри. Места пайки, выполненные тугоплавким припоем, приобрели «крупчатую» структуру и говорить о контакте в местах пайки можно весьма условно. Даже если он и есть, сопротивление в местах пайки явно изменилось не в меньшую сторону. А это значит, что и возможно изменение величины опорного напряжения внутри самого датчика, и глубины обратной связи. Поэтому мы и наблюдаем на выходе «не пойми что». Скорость процессов изменилась. Фазовые искажения вылезли. В общем, это желательно понимать… Разбирать ситуацию до формул по каждому случаю, моделируя и определяя что явилось решающим фактором: питание или изменение глубины обратной связи, мне кажется, особого смысла нет. Правильнее будет заменить датчик. Но все же, за счет чего возникает инверсия, попробую пояснить.


На фото 13 на осциллограмме есть кратковременный выброс амплитуды при достижении ею максимального значения. Он именно кратковременный и для прямоугольных импульсов он должен иметь определенное время и составлять определенную часть от максимального значения. Так вот, если в усилителе произойдет «нечто», что позволит затянуть время процесса, когда произошел максимальный выброс, а затем следует время установления максимальной амплитуды (это участок с затухающими колебаниями амплитуды на максимуме) и это время сравняется с длительностью самого импульса – мы получим на выходе амплитуду, значительно превышающую величину опорного напряжения.

Смотрим осциллограммы, фото 1

И такой сигнал, при всей его красоте и синхронности – не пойдет.Если же это «нечто», происходит в тот момент когда амплитуда импульса находится в районе выброса минимального значения и времени установления минимальной амплитуды- получаем «перевертыш», осциллограмма 2:


Тоже не пойдет. Не будет работать.Если произошедшее « нечто» изменило глубину обратной связи таким образом, что превратило усилитель практически в генератор, доведя до самовозбуждения, то нужно понимать, что усилитель все-равно своего входа не лишился. А поскольку в системе есть импульсные сигналы даже от тех же тактовых генераторов, значит, присутствуют и их гармоники. Которые, да, слабые, и даже конструктивно ослабленные для того, что бы исключить наводки на другие цепи, но они есть. И они так же попадают на вход усилителя. И кто сказал, что они не выполнят роль ту же, что и модулирующий сигнал, в модуляторе.

Несущая то уже появилась, усилитель уже возбудился. И вот тогда получаем вот такое, осциллограмма 3:

К такой осциллограмме может быть и вопрос, как приложение:-« Датчик в руке, подключен, зажигание включено… что это?». Можно рассмотреть еще датчики… ну, давайте еще посмотрим, но уже с помощью не осциллографа, а графического отображения на сканере, осциллограмма 4:


После анализа графиков и данных со сканера и графиков, решение было принято на более детальную проверку двигателя. Почему? А потому, что показания MAF напрямую зависят от работы двигателя. Не датчик воздух «сосёт», а двигатель. И датчик ни чем не управляет, он просто фиксирует какое количество воздуха прошло через него. А система конкретизирует – за «определенный отрезок времени»(цикл). Датчик исправен, подсосов нет.
Нет, ну можно на коррекции набросится, на ДК, на форсунки, ЭБУ попробовать призвать к ответу

С сигналами на исполнительные элементы значительно проще. Белых пятен меньше(Чего нельзя сказать об ошибках, которые можно допустить), осциллограмма 5:


Неисправность в катушке зажигания.


Можно, конечно, дать осциллограммы и форсунок, и заслонки и клапана VVT и пр., но мне кажется, что сказано уже достаточно, чтобы определиться с главным при проверке (диагностике) автомобиля, когда он не работает или работает не так как надо.

Что еще играет существенную роль? Конечно же, приборы. Оснащенность у всех разная. Поэтому не зацикливаясь на осциллографе, мы ему уже воздали по его значимости, о сканере тоже говорилось… Немного об эргономике можно сказать и возможностях.

Те, кто считает, что большое разнообразие приборов, позволяет качественнее решать вопрос поиска неисправностей… Я не соглашусь, или соглашусь, но с оговоркой. Иногда специалист используя приемы поиска и совершенно ничем не примечательные обычные приспособления приборы, решает задачу не хуже того, кто оснащен дилерским оборудование. Конечно, говорить о возможностях первого и сравнивать их с возможностями второго – неправильно. Возможности приборов различны и они не только расширяют поле самих возможностей, но и дают некоторые преимущества в виде специальных функций. Хочеться иметь приборчик с расширенными возможностями. Что бы он позволял достоверно определять неисправность, был несложным в использовании и удобным при применении. Например: осциллограммы со вторички системы зажигания обладают высокой информативностью и достоверностью. Но применение осциллографа, это … провода, датчик, проблема подлезть, этим датчиком туда куда требуется.. Короче –эргономичным прибор не назовешь.

А вот такой прибор? –(фото pribor)


Имеет гибкий зонд, достать можно куда угодно. Позволяет проверить любую систему зажигания. Отображает количество оборотов, время горения искры, величину напряжения пробоя. Достал, включил, поднес датчик зонда в нужную точку, получил данные ( неисправность на экране прибора). Согласитесь, и удобнее и быстрее чем осциллографом ( Но такой прибор вовсе не исключает осциллограф, скорее дополняет). Различные датчики тоже не помеха, а в помощь в определенных моментах (датчики разряжения, давления, емкостные, индуктивные, и пр. «приблуды»… Пусть даже самодельные. Но если вы, применяя их, находите неисправность, махните вы рукой на критиканов, которые надувают щеки от того, что используют девайсы с фирменными наклейками. Результат – вот, что важно.

Кстати, о датчиках, очень хорошие данные дает применение индуктивного датчика при проверке форсунок и других исполнительных элементов. Все же токовая осциллограмма дает возможность увидеть многое. Чего не видно при непосредственном подключении к цепи. Тактика применения датчиков может быть разнообразной и выбирается исходя из необходимости. Датчик разряжения например: его можно использовать как пробник, но с расширенными возможностями, когда нужно убедиться в корректной работе механизма или правильности установки ГРМ. В этом случае берется только сигнал датчика.

Графическое отображение сигнала позволяет быстро оценить работу механизма.


Фото 18

Просто сравниваются сигналы. Зрительно, Но и этого уже достаточно.Если нужно, посмотреть что-то подробнее, можно сделать синхронизацию по форсунке или катушке:

Фото 19.


Вот, на фото 19 . Можно более детально анализировать и уже с привязкой к конкретному цилиндру. Или, кто вам может запретить использовать датчик давления для измерения компрессии и относительного сравнения ее по цилиндрам(скептики спросят:« зачем?» … а компресометр сломался…). И тем более я знаю, какое количество Вольт на шкале моего осциллографа будет соответствовать 1КРа.Иными словами ваш выбор никто не ограничивает. А вот с возможностями дело обстоит несколько иначе.

Фото 20


Раньше тоже так поступали, особенно когда машины к продаже готовили. Подкручивали винт ХХ, упорный винт заслонки, поворачивали корпус трамблера. Иными словами выполняли «механические коррекции», которые позволяли несколько сгладить проявление неисправности, проявляющееся в неустойчивой работе двигателя. Увы, сейчас, покрутить нечего… или так мало, что желаемого результата не достигнуть. Дальше можно ситуацию продолжить: клиент платит деньги и уезжает. Затем, через некоторое время, к нему приходит понимание, что неисправность никуда не ушла… он едет к другому специалисту. А у того возможности скромнее. Он даже может своими приборами и не увидеть то, что сделал предыдущий ремонтник. И будет скрупулезно проверять и, возможно, что устранит неисправность… но результат не получит нужный. И вернет машину, извинившись. За то, что не смог… И будет мучиться в сомнениях. А клиент вернется к тому, у кого был, тот, кто внес коррекции. И вот этот же спец, забыв, что он делал в прошлый раз, просто выставит «по нолям», и о чудо! Машина как птица, а спец с надутыми щеками и гордо поднятой головой: «
Мы Вам не просто так, мы на программном уровне работаем» Обидно. Да. Но такой вариант вполне возможен.

Но в данном случае клиенту повезло: увидели, вернули на место, неисправность устранили


Фото 21


И еще два момента:


1 – наличие различных приборов не всегда идет во благо. Пример, когда я искал неисправность в «Кашкае». Проведение теста на баланс мощности по цилиндрам дал результат. Но если есть эндоскоп – надо же заглянуть внутрь. Зрительное восприятие убедительная вещь! (
да и ради контрольной проверки… да и ради любопытства… да что там, – для самоутверждения « я прав»). Заглянул… что получил? А ничего, кроме сомнения. Потому ничего, что подтвердило бы, результат теста не увидел! Все. А если сомнение закралось – то настало время катать «ватные шарики».


2 – Я никогда не даю советов, когда спрашивают, какое лучше оборудование приобрести
( варианты: это, или, может, вот такое?)

Пока не начал работать, пока не подержал в руках простых приборов, человек не поймет и все равно будет сомневаться. А когда начнет работать, понимание, ЧТО нужно, ему придет само. И дальше он уже будет интересоваться отличием в характеристиках и возможностями, исходя из условий работы.

Вот собственно и все. Много получилось. Возможно, «ворчливо» изложено. Но от намеченной линии не ушел. И если кто нашел для себя хоть крупицу полезной информации, значит, не зря написал.

МАРКИН Александр Васильевич

 © Легион-Автодата

Ник на форуме Легион-Автодата – A_V_M

г.Белгород

Таврово мкр 2, пер.Парковый 29Б


(4722)300-709

Добавить комментарий