Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые:
О проекте
FAQ
ГЛАВНАЯ
ВОПРОСЫ
ТЭГИ
СООБЩЕСТВО
НАГРАДЫ
ЗАДАТЬ ВОПРОС
0
Как составить схему Питание растений?дольфаника 5 лет назад
тэги: окружающий мир, питание растений, схема категория: образование ответить комментировать
в избранное
бонус 1 ответ: старые выше новые выше по рейтингу 0 Vitaliya-p 5 лет назад Питание растений делится на две подгруппы :1) почвенное питание и 2)воздушное питание.далее такая цепочка:Почвенное питание:-корень-корневые волоски(поглащают воду)-вода-минеральные вещества(поступают в проводящую зону корня)-сосуды.Воздушное питание:-лист-устьица-солнечная энергия-углекислый газ.Далее Хлоропласты, далее органические вещества. комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить Знаете ответ? |
Смотрите также: Проект “Растения” по Окружающему миру как сделать, где скачать готовый? Рассказ “Если бы на Земле не было растений” окружающий мир, как написать? Окружающий мир, тест. Что даёт растениям почва? Окружающий мир. Какова главная особенность всех травянистых растений? Схема воображаемого хозяйства окружающий мир, рисунок. Как и что рисовать? Окр мир 2 класс Как животные друг другу помогают – где смотреть схему? Окружающий мир 2 класс Как подписать на схеме исток и устье реки? Окружающий мир 3 класс Как нарисовать схему возникновения воздуха? Окружающий мир 2 класс. Как подготовить сообщение: Комнатные растения? Олимпиада по окружающему миру 2023 все задания, какие ответы 8-9 класс? |
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ! |
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей! |
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее.. |
Статистика проекта за месяц
Новых пользователей: 4394
Создано вопросов: 16356
Написано ответов: 37809
Начислено баллов репутации: 900077
ВОПРОСЫ
Свежие
С бонусами
Без ответов
Задать вопрос
Пульс проекта
СООБЩЕСТВО
Авторы
Награды
Тэги
Наши модераторы
Сейчас online
НАШ ПРОЕКТ
О проекте
Правила
Как заработать?
Партнерская программа
РЕСУРСЫ
Наш блог
Обратная связь
FAQ
Помогите нам стать лучше
Telegram-канал
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 20 человек из 9 регионов
- Сейчас обучается 35 человек из 24 регионов
- Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ
ТЕМА: «РАСТЕНИЕ- ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ», БИОЛОГИЯ, 6 КЛАСС -
2 слайд
Питание – это процесс получения органических веществ и энергии.
СЛОВАРЬ
-
3 слайд
ТИПЫ ПИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.
Тип питания
Автотрофное
(растения)Сами синтезируют
органические
вещества.Гетеротрофное
(животные, грибы)Питаются готовыми
органическими
веществами -
4 слайд
Питание растений существенно отличается от питания животных. Оно состоит из двух взаимосвязанных типов воздушного и почвенного (МИНЕРАЛЬНОГО, КОРНЕВОГО) питания.
Способы питания растений
Воздушное
питание
Фотосинтез
(лист)Почвенное
(МИНЕРАЛЬНОЕ,
КОРНЕВОЕ) питание
(корень) -
5 слайд
Воздушное
питание
Фотосинтез -
6 слайд
Основной источник энергии
на нашей планете –
солнце -
7 слайд
СХЕМА ВОЗДУШНОГО ПИТАНИЯ
Тип питания Воздушное
(фотосинтез)
Орган Лист
Ткань Основная
Клетки Столбчатые
Структуры Хлоропласты
Вещества Органические
(сахар) -
8 слайд
Фотосинтез – процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием энергии солнечного света
СЛОВАРЬ -
9 слайд
Образующиеся углеводы используются в качестве пищи, а кислород поступает в атмосферу
-
10 слайд
Из истории об открытии фотосинтеза.
Фотосинтез был открыт в конце 18 столетия. В изучение этого процесса внесли свой вклад многие ученые. Одним из них был Д. Пристли, который в 1771 г. показал, что зелёные растения улучшают воздух, «испорченный» дыханием. -
11 слайд
Возьмем двух мышек и накроем их колпаками, с одной мышкой поставим растение.
Опыт -
12 слайд
Поднимите один из колпаков.
Какой колпак нужно поднять и почему?
Одна из мышек может погибнуть -
13 слайд
Вы спасли мышку!
-
14 слайд
Почему погибла мышка?
-
15 слайд
Только
в зелёных частях
растений
Где происходит процесс фотосинтеза -
16 слайд
В клетках
содержатся зелёные
пластиды – хлоропласты -
17 слайд
Хлоропласты имеют сложное строение, которое было изучено с помощью электронного микроскопа
-
18 слайд
Вода
свет
Углекислый газ
хлорофилл
1.Углеводы
(органические
вещества)
Что нужно для синтеза органических веществ?
Что образуется во время фотосинтеза?
2.Кислород -
19 слайд
Приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза – листовая мозаика
-
20 слайд
Только растения в процессе фотосинтеза образуют органические вещества, обеспечивают пищей животных и человека.
Растения всей Земли ежегодно образуют примерно 40 млрд. тон органического вещества. -
21 слайд
Накопление в атмосфере кислорода, необходимого для дыхания людей, животных, растений.
Ежегодно растения выделяют в атмосферу 460 млрд. тон кислорода
-
22 слайд
Фотосинтез способствовал созданию на Земле атмосферы пригодной для жизни.
В атмосфере содержится примерно 21% кислорода. За счет фотосинтеза это количество поддерживается на данном уровне. -
23 слайд
Не все органические вещества сразу
используются для питания растения и
роста его молодых органов. Часть
веществ откладывается в запас. Где? -
24 слайд
Отложение органических веществ в запас
А) в семенах
Б) в корневищах
В) в корнеплодах
Г) в клубнях
ячмень
пшеница
пырей
крапива -
25 слайд
Почвенное
(МИНЕРАЛЬНОЕ,
КОРНЕВОЕ) питание -
26 слайд
СХЕМА ПОЧВЕННОГО ПИТАНИЯ
Тип питания Почвенное
Орган Корень
Ткань Всасывающая
Клетки Корневые волоски
Вещества Вода и соли -
27 слайд
Почва – основной источник минерального питания растений
Почва – это верхний слой земли, обладающий плодородием.Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и водой.
-
28 слайд
Почвенное питание
Почвенное питание изучает наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками. -
29 слайд
Основные вещества растений
неорганические вещества
вода
минеральные соли
органические вещества
белки
жиры
углеводы
витаминыКакие вещества входят в состав растений?
Откуда они поступают в растения?
-
30 слайд
Для начала ответим на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень?
Корень поглощает воду с помощью корневых волосков зоны всасывания. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.
-
31 слайд
Вода, минеральные вещества корневые волоски клетки корня сосуды корня сосуды стебля сосуды листа клетки листа
Корневой давление -
32 слайд
Значение химических элементов в жизнедеятельности растений
-
33 слайд
Почва постепенно истощается!
Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Отсутствие
тех или иных минеральных веществ в почве
обязательно сказывается на нормальном росте и развитии растений. -
34 слайд
Какие удобрения нужны растению?
Вынос кальция (кг) с 1 тонной урожая -
35 слайд
Удобрения
Азот, калий, фосфор
Медь, марганец…
Навоз, торф, перегной,
компост.
Минеральные
Органические
макроудобрения
микроудобрения -
36 слайд
Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.
-
37 слайд
Схема питания растений
Питание растений
Почвенное питание
Воздушное питание
Корень
Корневые волоски
Вода + минеральные вещества
СосудыЛист
Устьица
Солнечная энергия
Углекислый газ
Хлоропласты
Органические вещества -
38 слайд
лист – орган воздушного питания;
в хлоропластах на свету протекает процесс фотосинтеза – образования из углекислого газа и воды органических веществ;
при фотосинтезе выделяется кислород;
органические вещества расходуются на рост и развитие органов;
особенность питания растений – создание органических веществ, а затем их расходование.
Выводы:
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 256 634 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 13.02.2018
- 898
- 0
Карточки по биологии 6 класс
- Учебник: «Биология. Живой организм», Сивоглазов В.И.
- Тема: 6. Органы цветковых растений
Рейтинг:
4 из 5
- 12.02.2018
- 4412
- 39
Видеоурок про Хлеб 1
- Учебник: «Биология. Живой организм», Сивоглазов В.И.
- Тема: 9. Питание и пищеварение
- 15.01.2018
- 909
- 58
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»
-
Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»
-
Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»
-
Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»
-
Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»
0
Как составить схему Питание растений?
1 ответ:
0
0
Питание растений делится на две подгруппы :1) почвенное питание и 2)воздушное питание.далее такая цепочка:Почвенное питание:-корень-корневые волоски(поглащают воду)-вода-минеральные вещества(поступают в проводящую зону корня)-сосуды.Воздушное питание:-лист-устьица-солнечная энергия-углекислый газ.Далее Хлоропласты, далее органические вещества.
Читайте также
Царство животных отличается от царства растений и грибов по следующим признакам
1 Питание органикой
2 Неспособность к фотосинтезу
3 Способность перемещаться и двигаться
4 Большая система органов
Таблица Характеристика классификации животных и таблица с примерами и описание представителей царства животных.
К одному виду относятся волк, шакал и писец.
Таблица классификация волка
Таблица классификация собаки
Таблица классификация тигра
Таблица классификация лисицы
Таблица классификация северного оленя
Таблица классификация пчелы
Смотрите схему развития животного мира
По схеме добавьте примеры и составьте сообщение на заданную тему.
Ветер возникает при разнице плотности воздуха. Воздух отличается в плотности из-за различной температуры. На побережье дуют постоянные ветра ночью в одном направлении, днём в другом. Днём поверхность земли нагревается сильнее, чем море, воздух поднимается вверх, соответственно, чтобы не появилось пустоты его место занимает воздух более холодный с моря. Ночью происходит наоборот, море медленно остывает, нежели суша, процесс повторяется в обратном направлении. На границе полей и лесов процесс происходит такой же, лес медленней нагревается чем поле и медленней остывает, благодаря этому воздух днём движется из леса в поле, а ночью наоборот. На схеме можно изобразить море, сушу и поднимающийся воздух над сушей, стрелкой можно указать направление ветра с моря на сушу.
Схема Растения в жизни человека. Капуста, пшеница, яблоня и другие растения дают пищу человеку. Изо льна и хлопка человек делает одежду. Из ландыша, хвоща человек делает лекарства. Все растения на земле дают человеку эстетическое наслаждение. Ниже схемы на картинках, написать как на первой схеме, нарисовать как на второй схеме.
Кожа – очень важный и сложный орган. Кожа имеет множество различных значений в жизни живого существа. Для того, чтобы составить схему “Значение кожи”, нужно хорошо знать её основные функции, исходя из них получится примерно вот такая схема, в которой будут объединены все основные значения кожи, на примере “значение кожи для человека”:
В зимнем лесу тяжело выжить в одиночку, вот и приучились лесные животные и растения помогать друг другу.
Например на этой схеме мы видим птицу сойку, которая питается желудями дуба и тем самым помогает дубу распространять свои семена. но сойка любит прятать желуди и забывает про тайники. А находят их белки. получается. что сойка и белкам помогает пережить зиму. Но вот когда белка раскопает склад сойки, то и сама хозяйка находится, значит белки помогают сойкам искать свои тайники.
А вот замечательное дерево ель, которая своими шишками кормит и клестов, и белок и мышей. Клесты никогда не съедают шишки полностью, их доедают белки и мыши. Получается, что клесты помогают и белкам и мышам.
Сложные невидимые нити связывают животных в лесу.
А вот и схема этих связей, смотрите ее прямо здесь:
Питание растений — процесс поглощения из внешней среды, передвижения, накопления и трансформации питательных веществ, необходимых для жизни растений. В ходе этого процесса происходит обмен веществ между растениями и окружающей средой. Неорганические вещества, находящиеся в почве, атмосфере и вода поступают в растение, и используются для синтеза сложных органических соединений, часть веществ может выводится из растительного организма в окружающую среду.
Агрохимия
- Питание растений (English Español)
- Химический состав растений
- Воздушное питание растений (фотосинтез)
- Минеральное (корневое) питание растений
- Азот в жизни растений
- Фосфор в жизни растений
- Калий в жизни растений
- Диагностика питания растений
Навигация
Агрохимия
- Питание растений (English Español)
- Химический состав растений
- Воздушное питание растений (фотосинтез)
- Минеральное (корневое) питание растений
- Азот в жизни растений
- Фосфор в жизни растений
- Калий в жизни растений
- Диагностика питания растений
Зеленые растения под действием солнечного света в процессе фотосинтеза из углекислого газа, воды и простых минеральных солей синтезируют органические вещества, которые в свою очередь обеспечивают пищей человека и животных. В результате этого процесса вся зеленая растительность в дневное время выделяет большое количества кислорода, которым дышат живые организмы. Поэтому жизнь на Земле обусловлена работой высших и низших растений. О масштабе и значимости этого процесса в природе можно судить по следующим данным: зеленые растения ежегодно образуют в пересчете на глюкозу до 400 млрд т органических веществ, из которых 115 млрд т — на суше, связывается до 170 млрд т углекислого газа и разлагается при фотолизе в растениях 130 млрд т воды с выделением 115 млрд т кислорода.
Для синтеза органических веществ растения в мировом масштабе используют до 2 млрд т азота и 6 млрд т зольных элементов. Запасы азота в атмосфере составляют 4·1015 т, однако они не определяют обеспеченность культур азотом, так как растения используют этот элемент из почвы, а не атмосферы.
Растение через листья получает более 95% углекислого газа и может усваивать путем некорневого питания из водных растворов зольные элементы и азот. Однако основное количество азота, воды и зольных питательных веществ поступает из почвы через корневую систему.
Вода потребляется растением и используется в процессе питания фотолиза и в значительно большем количестве испаряется листьями. Для образовании 1 кг сухой массы урожая культуры испаряют 300-400 кг воды. В неблагоприятных условиях расход воды возрастает в 1,5-2 раза, тогда как в оптимальных условиях расход воды снижается на 15-20%.
Из-за взаимосвязи с погодно-климатическими условиями регулирование и оптимизация процесса питания растений и обмена веществ не всегда возможна. От этих условий зависит и содержание питательных веществ в почве в доступной для растений форме. Мобилизация или иммобилизация отдельных питательных веществ в почве также определяется активностью и направленностью химических, физико-химических и микробиологических процессов, биологическими свойствами самого растения, динамикой поглощения отдельных катионов и анионов в процессе вегетации.
На процессы, определяющие рост и развитие растений, сильное влияние оказывают удобрения. Они изменяют содержание солей в почве, интенсивность и направленность химических, физико-химических и биологических процессов, реакцию и буферность почвы, поглотительную способность.
Типы питания растений
Автотрофный тип питания — самостоятельное обеспечение растением своих потребностей в питательных веществах, посредством поглощения неорганических веществ из почвы и углекислого газа из атмосферы. Характерен для большинства растений. К организмам с автотрофным типом питания относятся также некоторые бактерии, способные фотосинтетически или хемисинтетически усваивать углекислый газ.
Симбиотрофный тип питания — обеспечение растением своих потребностей в питательных веществ за счет других организмов (симбионтов). Симбиоз в ходе эволюционных процессов развился как полезная для растений форма отношений. При симбиотрофном типе питания отмечается взаимное использование продуктов обмена веществ для питания. Границы симбиоза не всегда могут быть точно определены, так как трудно определить пользу или вред, приносимые одним организмом другому.
Микотрофный тип питания — симбиоз высшего растения с грибами. Микориза гриба обеспечивает поступление в высшее растение воды и растворенных в ней минеральных солей и других веществ, грибы используют органические соединения, синтезируемые высшим растением. Значение микоризы грибов заключается в увеличении поглощающей поверхности корней растения за счет мицелия гриба.
Открыты микоризные грибы, способствующие улучшению питание растений фосфором. Дальнейшее изучение этого симбиоза и использование его в практике земледелия может иметь большое значение, так как позволяет сократить применение фосфорных удобрений. Например, в полевом опыте, проведенном в Уэльсе, при известковании и подкормке фосфором урожайность клевера, инокулированного микоризой, по сухому веществу была в 3 раза выше, образование побегов увеличилось в 2 раза, а клубеньков ризобиума — в 5 раз. Аналогичные данные получены в Тропической Африке, Бразилии, Австралии и Испании на почвах, бедных доступным фосфором.
Бактериотрофный тип питания — симбиоз высших растений с бактериями. Наиболее яркий пример — симбиоз клубеньковых бактерий с бобовыми растениями. В условиях интенсификации, химизации и экологизации земледелия возрастает значение способности бобовых растений и микроорганизмов связывать молекулярный азот атмосферы. Ежегодно в результате симбиоза бактерий с бобовыми растениями фиксируется 40-106 т азота.
Условия питания растений
Обеспечение оптимальных условий питания за счет использования удобрений позволяет более экономно расходовать влагу на создание единицы урожая. Коэффициент транспирации при этом может снижаться на 15-20%. С другой стороны, экономическая эффективность удобрений дополнительным урожаем возрастает при условии хорошего водоснабжения растений. Отмечены многочисленные случаи отсутствия положительного эффекта удобрений на кислых и солонцовых почвах.
Для правильной оценки эффективности применения удобрений необходимо правильно оценивать все факторы, лимитирующие урожайность. Например, в северных районах в условиях достаточного увлажнения, большее значение приобретают факторы тепла и обеспеченности почв питательными веществами.
В южных районах, особенно на обыкновенных южных чернозёмах и каштановых почвах, характеризующихся высоким потенциальным плодородием, лимитирующим фактором чаще является недостаток влаги.
Виды питания растений
Воздушное питание растений — углеродное питание растений, осуществляемое за счет ассимиляции углекислого газа атмосферы зелеными листьями в процессе фотосинтеза.
Некорневое питание растений — процесс поступление питательных веществ в растения через надземные органы. Открытие этого процесса послужило развитию применения некорневых подкормок, которые позволяют повысить урожай и его качество.
Корневое питание растений — поглощение из почвы воды и минеральных солей, а также в незначительных количествах некоторых органических веществ.
Согласно исследованиям, деление на корневое и воздушное питание условно, так как одни и те же вещества могут поглощаться как корнями, так и листьями. Так, углекислота поступает в растение через корни в той же мере, что и через листья. Сера поступает в растение через корни в виде сульфатов. Позже благодаря применению радиоизотопа серы была показана способность растений усваивать оксиды серы из воздуха через листья.
Корневое и некорневое питание растений взаимосвязаны. Так, недостаток питательных веществ в почве приводит к задержке образования органических соединений в листьях, что, в свою очередь, тормозит развитие растений.
Питание растений в разные периоды вегетации
Поглощение элементов питания в онтогенезе, то есть в течение вегетации, происходит неравномерно, поэтому система удобрения должна учитывать потребности растений в разные периоды жизненного цикла. Недостаточное обеспечение питания в различные периоды жизни растений приводит к снижению урожайности и ухудшению качества растительной продукции.
Особенно важно обеспечить питательными веществами растения в критический период, когда недостаток питания в это время резко ухудшает рост и развитие. То же относится и к периоду максимального поглощения.
Высокая чувствительность к недостатку и к избытку минерального питания отмечается у растений в начальный период роста.
Таблица. Влияние питания растений фосфором на урожайность ячменя1Ягодин Б.А., Жуков Ю.П., Кобзаренко В.И. Агрохимия/Под ред. Б.А. Ягодина. — М.: Колос, 2002. — 584 с.: ил.
Условия питания | Урожайность, % | |
---|---|---|
общая | зерно | |
Нормальное питание фосфором постоянно | 100 | 100 |
Без фосфора первые 15 дней | 17,4 | 0 |
Без фосфора от 45 до 60 дней | 102 | 104 |
Высокая потребность молодых растений в минеральном питании объясняется высокой интенсивностью синтетических процессов при слаборазвитой корневой системе. Так, у зерновых злаков закладка и дифференциация репродуктивных органов начинается в период развертывания первых трех-четырех листочков. Недостаток азота в этот период приводит к сокращению числа колосков и снижению урожая. Последующее нормальное питание не компенсирует дефицит питательных веществ на начальных этапах развития.
Таблица. Питание азотом и урожай ячменя, г на сосуд2Ягодин Б.А., Жуков Ю.П., Кобзаренко В.И. Агрохимия/Под ред. Б.А. Ягодина. — М.: Колос, 2002. — 584 с.: ил.
Условия питания | Солома | Зерно |
---|---|---|
Азот на протяжении всего периода вегетации | 26,1 | 6,4 |
Без азота первые 15 дней | 4,5 | 0 |
Без азота от 15 до 30 дней | 19,4 | 4,2 |
Без азота от 30 до 40 дней | 29,1 | 8,7 |
Без азота от 45 до 60 дней | 29,4 | 7,7 |
Без азота после колошения | 18,6 | 3,8 |
Интенсивность потребления питательных веществ у разных культур меняется в зависимости от периода развития. Например, растения сахарной свеклы в первый месяц потребляют азота, фосфора и калия по 2 кг/га, а во второй — N 96 кг/га, Р2O5 34 кг/га и К2O 133 кг/га.
Травы и сахарная свекла отличаются длительным периодом потребления питательных веществ. Конопля, наоборот, имеет короткий период интенсивного потребления — 75% от общего количества питательных веществ потребляется от фазы бутонизации до фазы цветения.
Наибольшее количество элементов минерального питания яровые зерновые потребляют в период от выхода в трубку до колошения. В период колошения пшеница потребляет азота, фосфора и калия около 76% от максимального, ячмень — около 67% и овес — 47%.
Таблица. Потребление питательных веществ яровыми зерновыми культурами, % от максимального3Ягодин Б.А., Жуков Ю.П., Кобзаренко В.И. Агрохимия/Под ред. Б.А. Ягодина. — М.: Колос, 2002. — 584 с.: ил.
Фаза роста | Пшеница | Ячмень | Овес | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
N | P2O5 | K2O | N | P2O5 | K2O | N | P2O5 | K2O | |
Колошение | 71 | 68 | 88 | 71 | 56 | 73 | 51 | 36 | 54 |
Цветение | 97 | 100 | 100 | 96 | 74 | 100 | 82 | 71 | 100 |
Полная спелость | 90 | 93 | 67 | 100 | 100 | 64 | 100 | 100 | 83 |
Злаковые культуры наиболее требовательны к азотному питанию в период образования ассимиляционного аппарата и в период дифференциации репродуктивных органов. Сахарная свекла нуждается в достаточном обеспечении калием во время сахаронакопления.
Таблица. Динамика потребления питательных элементов капустой, % от максимального4Ягодин Б.А., Жуков Ю.П., Кобзаренко В.И. Агрохимия/Под ред. Б.А. Ягодина. — М.: Колос, 2002. — 584 с.: ил.
Фаза роста | От начала вегетации | ||
---|---|---|---|
N | P2O5 | K2O | |
Рассада (10.06) | 0,17 | 0,14 | 0,12 |
Формирование кочана (27.07) | 30,5 | 21,8 | 24,2 |
Рыхлый кочан (7.09) | 96,4 | 100 | 96,6 |
Хозяйственная спелость | 100 | 90,5 | 100 |
Лен чувствителен к недостатку азотного питания в период от елочки до бутонизации, к уровню калийного питания — в период от бутонизации до цветения.
Таблица. Влияние азотного питания на лен
Условия питания | Масса растений, % |
---|---|
Полное питание весь период | 100 |
Без азота от “елочки” до бутонизации | 38,3 |
Без азота от бутонизации до уборки | 99,0 |
Таблица. Влияние калийного питания на лен
Условия питания | Число коробочек на одно растение |
---|---|
Полное питание весь период вегетации | 42 |
Без калия первые 22 дня | 43 |
Без калия от бутонизации до уборки | 9 |
Огурец требователен к азотному питанию в период формирования ассимиляционного аппарата, к фосфорному — перед цветением. В период плодоношения огурец предъявляет повышенные требования к обеспечению азотом и калием.
Усиление азотного и частично фосфорного питания в период бутонизации и цветения приводит к увеличению урожая зерновых. Повышенное питание азотом в период образования листовой массы и улучшение фосфорно-калийного питания в дальнейшем повышает урожайность корне- и клубнеплодов.
Потребность большинства культур в азотном питании уменьшается к началу плодообразования, роль фосфора и калия, наоборот, возрастает. В целом, период плодообразования отличается снижением потребления питательных веществ, а процессы жизнедеятельности в растениях к концу вегетации осуществляются преимущественно за счет реутилизации накопленных питательных веществ.
В системе удобрения основное удобрение должно обеспечивать питание растений на протяжении всего вегетационного периода, поэтому до посева вносят все органические и большую часть минеральных удобрений. Для обеспечения растений питательными веществами в начальный период вносят припосевное удобрение.
Количество и качество урожая можно регулировать подкормками в разные периоды вегетации. Подкормки улучшают питание растений в наиболее ответственные периоды или при выявлении дефицита какого-либо элемента питания.
Потребность в питательных веществах изменяется также в течение суток. Суточная периодичность отмечена почти для всех жизненных процессов растений.
В условиях искусственного питания (на питательных средах) имеют значение состав, концентрация питательного раствора, режим его использования в течение вегетации. Например, временным дефицитом питательных веществ во внешней среде в определенные периоды вегетации можно усилить развитие корневой системы, а заменой питательного раствора на воду вызвать временное голодание, стимулировав этим клубнеобразование у картофеля, завязей плодов у томата и добиться таким приемом скороспелости.
Суточная периодичность поглощения питательных веществ проявляется при переменных и постоянных условиях среды и носит характер внутреннего эндогенного ритма. Такая регулируемая суточная периодичность процессов позволяет растениям приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Эндогенные суточные и околосуточные (циркадные) ритмы в постоянных искусственных условиях имеют тенденцию к затуханию, но восстанавливаются при меняющихся условиях. Способность растений менять циркадный ритм позволяет повысить их выживаемость.
Ритмы у растений бывают годовые, сезонные и суточные. Также отмечаются ритмы импульсного характера, с периодами от нескольких секунд до часов. Например, такие ритмы короткой активности отмечены в поглощающей и выделительной деятельности корней.
В условиях искусственного выращивания культур, представляет интерес метод периодического питания, так как позволяет без увеличения расходов повысить продуктивность растений.
Диагностика питания растений
Диагностика питания растений — комплекс методов, направленных на установление обеспеченности растений питательными веществами.
Целью диагностики питания растений является постоянный контроль за условиями выращивания и, при необходимости, корректировка питания растений в процессе вегетации.
Методы диагностики питания растений:
- почвенная диагностика — определение количественного содержания питательных веществ в почвах.
- растительная диагностика — установление состава химических веществ в растительном организме.
Литература
Агрохимия. Учебник/В.Г. Минеев, В.Г. Сычев, Г.П. Гамзиков и др.; под ред. В.Г. Минеева. — М.: Изд-во ВНИИА им. Д.Н. Прянишникова, 2017. — 854 с.
Ягодин Б.А., Жуков Ю.П., Кобзаренко В.И. Агрохимия/Под ред. Б.А. Ягодина. — М.: Колос, 2002. — 584 с.: ил.
Обмен веществ — это все превращения веществ в организме, т. е. образование сложных органических веществ из простых и распад сложных веществ на простые, сопровождающийся выделением энергии.
Обрати внимание!
Обмен веществ является важнейшим условием существования растений. Если обмен веществ не происходит, то жизнь растения прекращается.
Два важнейших процесса обмена веществ в растительных организмах — это фотосинтез и дыхание. Оба процесса обусловлены протеканием большого числа химических реакций, в которых из одних веществ образуются другие.
При фотосинтезе в хлоропластах углекислый газ и вода превращаются в углеводы, из которых потом образуются более сложные вещества: белки, жиры, крахмал, клетчатка, витамины. Все эти вещества необходимы растению для роста, развития и запасания энергии.
При дыхании, наоборот, образовавшиеся в растениях сложные органические вещества окисляются и опять образуются простые вещества — углекислый газ и вода. Этот процесс происходит с выделением энергии.
Рис. (1). Схема обмена веществ у растений
Процессы, происходящие с веществами в живых организмах, называют обменом веществ.
Источники:
Рис. 1. Схема обмена веществ у растений. © ЯКласс.