Как писателю найти свою тему на

Случается, что идеи роятся в голове подобно мигрирующим птицам: сбиваются в стайки, перелетают с ветки на ветку или вовсе разлетаются, кто куда. И непонятно, за какую из них стоит цепляться, а какие вовсе не заслуживают внимания. А бывает, что ни одна стоящая идея, как назло, не приходит на ум.

Любое творчество начинается с идеи, особенно писательство. Но откуда они возникают? В статье попробуем разобраться, где взять идею для книги, нужно ли ждать заветного вдохновения для ее рождения, или идеи можно добывать из всего, что окружает, и генерировать по запросу.

Как придумать идею для книги

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Представим, что писатель не испытывает недостатка в идеях для сюжета книги, но сомневается в их качестве. Мы живем в эпоху переизбытка информации. С одной стороны, пишущим людям это только на руку: нужные знания и ответы на интересующие вопросы стоят на ближайшей книжной полке или на расстоянии пары кликов.

Но здесь же кроется минус. Написано так много книг, что следующая идея кажется очередной репликой предыдущей. От обилия сюжетов опускаются руки и кажется, что нет никакой возможности придумать нечто уникальное, способное увлечь и покорить пресытившихся читателей.

На самом деле это не так. Писательство похоже на кулинарию: каждый повар может приготовить одно и то же блюдо по-разному. Остается правильно подобрать ингредиенты, следовать рецепту и не бояться экспериментировать и добавлять авторские элементы в известные алгоритмы.

Ингредиенты

  • Протагонист

    Главный герой, находится в центре повествования, играет ключевую роль. На усмотрение автора может быть как положительным, так и отрицательным, антигероем, нарушающим законы и правила. А может сочетать в себе разные черты характера. Кроме того, главный герой не обязательно должен быть в единственном числе.

  • Антагонист

    Персонаж, противостоящий протагонисту, препятствующий решению его задач. Можно обойтись без антагониста, но его присутствие двигает сюжет и способствует росту и развитию главного героя. Как главный герой не обязательно положительный, так и антагонист не обязательно представляет сторону зла. Эти персонажи могут быть даже равнозначны по силе.

  • Дейтерагонист

    Второй по значимости персонаж после главного героя. Как правило, его союзник, близкий друг, романтический интерес или наставник. Чтобы лучше понимать, кто это такой, достаточно вспомнить тандем Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Важно, что дейтерагонист может выступать и за другую команду – быть на стороне антагониста.

  • Массовка

    Персонажи, которые эпизодически вписываются в повествование, но влияют на развитие сюжета. Могут давать полезные советы центральным персонажам, отвечать на вопросы, помогать или наоборот препятствовать достижению целей.

  • Сеттинг

    Пространство, вмещающее в себя повествование со всеми его элементами. Окружающая среда, место и время. География, история и культура. Обстоятельства, законы и правила, по которым живет общество.

  • Главная мысль

    Некий месседж, который тонкой красной линией протягивается от начала до конца повествования. Тот сакральный смысл, который автор вкладывает в произведение, и который кроется в ответе на вопрос: для чего вы пишете эту книгу?

  • Конфликт

    Задает направление сюжету. Помогает главному герою пройти его путь, претерпеть необходимые трансформации и измениться раз и навсегда. Какими бывают конфликты, и для чего они нужны, читайте здесь.

Рецепт

Какими будут ингредиенты и как их сочетать решает только автор. Классическая последовательность элементов:

Экспозиция – завязка – развитие – кульминация – развязка – постпозиция. В эту цепочку можно включить пролог – вступление и эпилог – подведение итогов.

В одной из предыдущих статей мы разбирали, что такое экспозиция. А о том, как выстраивать классическую сюжетную схему, читайте здесь.

Не бойтесь повторяться. Если кажется, что сюжеты так или иначе повторяют друг друга – вам не кажется. Но это не значит, что идею о написании книги нужно убрать в дальний ящик. Даже если в основе произведения будет лежать архетипический сюжет – это вовсе не значит, что писатель не сможет превратить его в нечто уникальное и в корне отличающееся от подобных уже написанных историй. Рецепт салата «Оливье» известен всем, но каждый кулинар привносит в него то, что способно улучшить вкус и добавить авторскую нотку.

Жорж Польти, французский театровед, писатель и переводчик, предложил 36 драматических ситуаций – сюжетов, к которым сводятся любые произведения. Английский журналист и писатель Кристофер Букер считал, что сюжетов всего 7. А известный писатель Хорхе Луис Борхес и вовсе свел их к четырем историям. Подробнее об архетипических сюжетах читайте в этой статье.

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Как призвать музу и зарядиться креативом

Если идея для написания книги витает в воздухе, но никак не оформится в нечто осязаемое и структурированное, не ждите вдохновения. Его приход может затянуться на месяцы, а то и годы. Танцевать с бубном, призывая музу, тоже не нужно. Лучше попробовать подстегнуть собственное воображение.

Дорожная карта поиска вдохновения

  • Любимое занятие

    Если вдохновение не приходит, отвлекитесь от писательства и переключитесь на то, чем еще вам нравится заниматься. Это может быть бег или плавание, как у Харуки Мураками. Игра в шахматы, как у Владимира Набокова. Или даже мытье посуды, как у Агаты Кристи.

  • Прогулка

    Пешие путешествия любили Эрнест Хемингуэй и Чарльз Диккенс. Ежедневные прогулки на свежем воздухе помогут быть в тонусе, упорядочить поток мыслей, настроиться на творчество.

  • Смена обстановки

    Французский писатель Анатоль Франс говорил, что иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. Для того, чтобы найти вдохновение, достаточно ненадолго выбраться из привычной атмосферы. Уехать на выходные в другой город, прогуляться по незнакомым улицам, получить новые впечатления.

  • Чтение книг

    Читайте книги не только как читатель, но и как писатель: учитесь приемам у известных авторов, анализируйте написанное, препарируйте историю, раскладывая на составляющие, вдохновляйтесь слогом.

  • Просмотр фильмов

    Кинематограф тренирует насмотренность. Фильмы могут вдохновить писателя на создание произведения или раскачать воображение, дав нужный творческий импульс.

  • Воспоминания

    У каждого писателя найдется пара историй из жизни, которые могут стать основой для сюжета произведения. Полистайте фотоальбомы, предайтесь ностальгии, вероятно, та самая идея кроется в вашей памяти. Просто вы не придаете ей значения.

  • Информационное поле

    Источником вдохновения может послужить новостное событие, политическая ситуация, даже сплетня из желтых СМИ. Подумайте, о чем вам хотелось бы написать, задайте вектор направления и просмотрите новостные архивы. Инфоповод не обязательно должен быть свежим. Основой для сюжета книги может стать событие, произошедшее, к примеру, сорок лет назад.

Чек-лист по созданию уникального сюжета

5 советов как придумать идею для книги или рассказа мы упаковали в понятный чек-лист. Надеемся, что он пригодится в работе над будущим произведением:

  • Включите фантазию

    Возьмите классический или просто известный сюжет и мысленно перенесите действие в другую эпоху – в далекое будущее, мир технологий и господства искусственного интеллекта или в раннее Средневековье; попробуйте представить, что если главным героем будет не юная девушка, а мудрый, уставший от жизни старик; переставляйте персонажей как фигуры на шахматной доске. Зайдите дальше и объедините два-три сюжета. Вдруг на их стыке прячется та идея, которую вы ищете.

  • Используйте возможности художественного допущения

    Писатель подобен магу – на страницах книг он волен отменять революции и войны, болезни и смерть. Можно представить все, что угодно: динозавры не вымерли, Римская империя процветает, революции и войны так и не случились или случились, но с другим исходом. Можно додумать уже случившееся или вообразить невозможное. Лимиты фантазии устанавливаете только вы сами.

  • Узнавайте новое

    Не ограничивайте себя потреблением только того контента, который вам нравится. Интересуйтесь тем, что находится за пределами имеющихся у вас знаний и представлений. Это может быть, что угодно, начиная от работы кризисных центров помощи женщинам заканчивая историей заброшенного дома на соседней улице. Ходите в библиотеки и на экскурсии, просматривайте все новостные разделы, читайте тематические форумы и группы.

  • Обратитесь за помощью к миру сновидений

    Возьмите за правило после пробуждения первым делом записывать то, что приснилось. Даже если сны были откровенно бредовыми. Никто не говорит, что ваша история обязана соответствовать каким-либо канонам или быть реалистичной. Сны порой бывают фантастичнее вымысла.

  • Поищите огонь в себе

    Возможно, вы давно горите некой темой, проблемой или поиском ответа на вопрос. Начните работать в этом направлении, проведите полноценное журналистское расследование на тему, которая по-настоящему вас волнует. Это может превратиться в уникальный сюжет для книги. И тот энтузиазм, с которым вы добывали материал для ее написания, передастся читателям.

Как писатели придумывали сюжеты

Основой для драмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст» стала народная немецкая легенда о чернокнижнике Фаусте.

Пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» была основана на реальных событиях, которые происходили в городе Устюжна Новгородской губернии.

Уильям Шекспир заимствовал идея для сюжетов из исторических событий, древних легенд, поэм и новелл эпохи Ренессанса.

На создание «Песни Льда и Пламени» Джорджа Мартина вдохновили произведения Джона Рональда Руэла Толкиена, Тэда Уильямса и династические конфликты в Великобритании в 15 веке, известные как Война Алой и Белой розы.

Трилогия «Властелин колец» замешана на средневековых мифах Северной Европы, старогерманских, староскандинавских, староанглийских и средневековых английских текстах, а также на легендах о короле Артуре и карело-финским эпосе «Калевала».

В шестидесятые годы в США были популярны пятидесятимильные пешие прогулки. 50 миль = 80 километров. Первым 50 миль прошел Роберт Кеннеди, заразив примером остальных. Под влиянием событий Стивен Кинг написал «Долгую прогулку». А «Кладбище домашних животных» по словам самого Кинга родилось из горя его дочери, когда машина возле дома задавила любимого кота.

Федор Михайлович Достоевский черпал идеи для произведений из газетных хроник.

Что еще почитать по этой теме:

Как защитить идею: краткий гид по авторскому праву

Важный вопрос – защита авторских прав. Авторское право неотъемлемо и возникает в момент создания литературного произведения. Но, увы, на концепцию и идею сюжета оно не распространяется. Поэтому не спешите делиться идеями для книг с окружающими. Кто-то может оказаться быстрее, особенно, если идея действительно является уникальной и может заинтересовать как издателей, так и читателей.

Авторское право защищает метод реализации идеи, конкретные, осязаемые объекты, в которых идея нашла воплощение. Как только идея выразится в виде результата – она защищена законодательно. Поэтому если вы придумали идею для книги, напишите черновик.

С черновиком произведения можно поступить так:

  • Отправить самому себе по почте. Письмо должно быть с описью, желательно с уведомлением о вручении. Сохраните полученный в почтовом отделении чек об оплате отправления. Письмо после получения не вскрывайте. Оно пригодится в том случае, если авторские права будут нарушены, и за их защитой вы обратитесь в суд.

  • Депонировать. Авторские права можно зарегистрировать в электронном виде, например, отправив черновик на сайт компании, которая занимается депонированием. Они регистрируют произведение в электронном реестре с указанием даты и времени поступления на хранение. Депонированием занимается Копирус и Копитраст.

  • Отправиться в нотариальную контору и удостоверить время предъявления документов. Дополнительно можно заверить подлинность подписи на черновике произведения.

  • Хранить электронные документы, если писали рукопись на компьютере. При распечатке первого экземпляра не лишним будет сразу проставить на каждой странице имя автора, дату и время.

  • Загрузить черновик в облачное хранилище. Можно использовать для этих целей Яндекс.Диск или Google Диск. Когда отправите черновик произведения в облако, дата загрузки зафиксируется.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Вопреки заблуждению многих начинающих авторов, отличных идей для книг тьма. Если вы еще не нашли крутую тему для своего первого литературного шедевра, подскажем места, где надо «копать».

Сейчас будем зажигать вашу лампочку:)
Сейчас будем зажигать вашу лампочку:)

Исследуйте мифы и легенды

Это кладезь готовых мощных сюжетов и харАктерных персонажей. Большинство из них актуально до сих пор и способно вызвать сильный эмоциональный отклик у читателя.

Есть много примеров, когда авторы успешно использовали легенды для создания впечатляющих историй в жанре фэнтези и ужасов. Однако миф так же легко переработать в современное драматическое произведение.

Попробуйте сделать героями истории не богов, легендарных монстров и воителей, а обычных людей. Многие читатели даже не заметят, что вы подсмотрели сюжет в детской книжке о древнегреческих богах.

Изучайте исторические события

Здесь автор найдет и персонажей, и конфликты, и экспозицию. И вовсе не обязательно писать исторические романы. Все-таки соблюдение достоверности требует большой работы с архивными документами.

На старых фотом можно такие зарисовки найти, какие сам не придумаешь
На старых фотом можно такие зарисовки найти, какие сам не придумаешь

Писатель волен отходить от подлинных историй со ссылкой на авторский замысле. Можно взять реальные события и переместить их в другие декорации и эпоху.

Другой вариант – использовать оригинальные место и время действия, персонажей, но изменить ход истории по своему усмотрению. Третий подход – рассмотреть события и действия героев с точки зрения психологии, сделать акцент на внутренних конфликтах и переживаниях людей.

Смотрите документальные фильмы

Визуальный ряд даст свежий материал для воображения и впоследствии поможет проработать детали описаний в книге. Любопытный зритель также найдет немало тем для размышлений. Например, как это работает? Почему это устроено именно так? А что если…?

Это другие просто смотрят телик. А писатель работает!
Это другие просто смотрят телик. А писатель работает!

Вопрос «что если?» может снабдить писателя идеями сюжетов на целую библиотеку. Главное, почаще находить повод, чтобы задать его. Документальное кино послужит неплохим, а заодно и увлекательным источником вдохновения.

Читайте дневники

Строго говоря, писателю и самому следует вести дневник и иногда перечитывать старые записи. Но и чужие впечатления и рассуждения на бумаге тоже пригодятся.

В дневниках находят отражение жизненные анекдоты, мелкие детали и события, сиюминутные эмоции. Из таких кусочков можно склеить целый сюжет или снабдить книгу побочными сюжетными линиями.

Они также помогут в проработке персонажей и описаний их переживаний. Наконец, дневниковые записи пригодятся для построения правдоподобных детализированных сцен.

Знакомьтесь с работами футурологов

Какими будут экономика и общество будущего? Каким чудесам нас научат технологии? Когда машины станут умнее людей и к чему это приведет? Как изменится человеческий организм с помощью технических средств, и сколько лет мы будем жить?

Что день грядущий нам готовит... Это поле писателям еще пахать и пахать.
Что день грядущий нам готовит… Это поле писателям еще пахать и пахать.

Мичио Каку, Джеймс Кантон, Кевин Келли, Рэймонд Курцвейл, Джарон Ланье и другие футурологи предлагают свои версии ответов на эти и другие интригующие вопросы. Читайте их книги, статьи и посты в соцсетях, смотрите публичные выступления, и забудете раз и навсегда о дефиците идей для сюжетов.

На гипотезах футурологов можно выстроить мир будущего, в котором даже обычные для современности события способны стать неординарными.

Не менее интересна картина происходящего в момент появления и внедрения прорывных технологий, которые радикально изменят человека, продолжительность его жизни, его способности. Как правительства и отдельные социальные группы отреагируют на такие изменения? Сколько книг об этом еще не написано!?

Ищите идеи для своих рассказов и романов, а попутно читайте другие статьи для начинающих писателей:

«О чем писать?»: поиск идей для книгиДля начала уточним, что такое идея. Идея – это стержень истории, это основная мысль, которую вы вкладываете в произведение. Это, например, сакраментальное «любовь спасет мир» или «добро победит зло», «а если я вдруг проснусь в другом мире» или «а если бы я был магом?».

Идея – это необходимая составная часть истории. Более того, это искра, толчок, который возбуждает в писателе интерес к работе. Именно с появлением идеи, как правило, появляется и желание – записать историю.

Идеи бывают масштабными и глобальными – для одной (или нескольких книг) и небольшими – это идея интересного персонажа или ситуации.

Как появляются идеи

 1.«Сборная солянка» – идеи из накопленной информации.

На протяжении жизни мы усваиваем огромное количество информации. Что запоминаем, а что-то, как нам кажется, забываем. Однако «забытое» никуда не исчезает, любая информация либо полностью/частично откладывается в памяти, либо обдумывается, и в памяти сохраняются еще и выводы из усвоенного, опыт пережитого. И на подсознательном уровне работа над информацией ведется постоянно.

Возникновение идеи из «солянки» отследить очень сложно. Она может присниться, может «вдруг» всплыть из воспоминаний детства из-за какого-либо яркого впечатления, а может просто появиться в момент обдумывая ситуации, с идеей никак не связанной. Но в любом случае она является результатом мыслительного, жизненного опыта. И возникает, как нам порой кажется, из ниоткуда. И это самый интересный вид идей, самый оригинальный и глубокий, личный и «авторский».

2. Ассоциация – это сознательное развитие идеи по цепочке, от зацепившего образа до, собственно, идеи истории.
Например, вы смотрите интересный приключенческий фильм. И сюжет так цепляет, что включается неосознанный процесс: а если бы я был искателем? – что бы я искал? – а кто бы мне мешал и почему? – а какие опасности? – а любовь там будет, такая, как в фильме? – а какие приключения начнутся! Все, считайте, сюжет, выстроенный по случайной ассоциативной цепочке, готов.

«О чем писать?»: поиск идей для книгиПричем роль толчка, спускового крючка для ассоциативного ряда может сыграть что угодно: и красивый образ, и любимый жанр, и случайная интересная фраза.

3. Ситуация – это идея, основанная на желании передать (развить) конкретную интересную ситуацию. Или высказать мысли, возникшие опять-таки под воздействием ситуации.

Часто такие идеи основаны на личном опыте – либо реальном и жизненном (автобиографические романы), либо наблюдательном (целенаправленный сбор информации по конкретной тематике). К ситуативным также относится написание фанфиков, когда перерабатывается чужая идея.

Как быть, если не знаешь, о чем писать книгу

А теперь поговорим о первой части названия статьи – «о чем писать?», то бишь об отсутствии идей.

Честно говоря, подобные вопросы вызывают недоумение. Что значит «не о чем писать», когда нас окружает бездна информации, когда мы живем в огромном и интересном мире?

И хотя мы уже выяснили, откуда можно брать идеи, давайте немного глубже разберемся в проявлении таинственного синдрома «не знаю, о чем писать».

«О чем писать?»: поиск идей для книгиИдеи любят новый опыт

Работа с идеей – процесс двусторонний: ей мало прийти – вам нужно суметь ее принять. Значит, вы должны быть открыты: для нового жизненного опыта, для получения информации, для переработки прежнего опыта в конце концов. Если вся ваша жизнь – пришел с работы, сел на диван и включил, допустим, «Универ» – конечно, вам будет не о чем писать. Впрочем, теоретически можно написать фанфик по «Универу»…

Что делать? Преодолевать лень и усталость. Читайте интересные книги – форумов с советами в Интернете хватает и онлайн-библиотек море. Смотрите познавательные или качественные жанровые фильмы. Ездите в отпуск не только за отдыхом у бассейна, но и за впечатлениями, за новой информацией. Ходите новыми дорогами и смотрите по сторонам, подмечайте детали. И обдумывайте то, что видите, фантазируйте.

Хотите написать любовный роман? Вот, на скамейке сидит и целуется парочка – готовые типажи. А дальше – по Шекспиру. Из какой семьи парень, из какой – девушка? Сколько они уже встречаются и надолго ли? А не прогуливают ли они учебу друг ради друга? И так далее.

Жизнь нам, писателям, все показывает – только не ленитесь смотреть и обдумывать то, что видите. Жизнь в состоянии «включенного приемника» интересна и без написания книг, кстати.

Поиск идей для книги внутри себя

Порой человек замыкается в своем собственном мирке, сосредотачивается на собственных проблемах и заботах. И идеи вроде стучатся, проявляются смутно, формируются и всплывают под воздействием переживаний, но их очень сложно зацепить, опознать и изучить. И хочется, и руки чешутся, но о чем писать – непонятно. Но так ли непонятно?

«О чем писать?»: поиск идей для книгиЧто делать? Разбирайтесь в себе, изучайте себя. Не бойтесь. По легенде, Стивен Кинг стал известным мистиком по совету психиатра, который рекомендовал переработать собственные страхи. Поймите, что вас мучает, чего вам не хватает. Вероятно, в этом кроется суть идей в реализации тайных желаний и стремлений. Может быть, в душе вы амазонка, а в реальности вам приходится сидеть в бухгалтерии за отчетами? Это мучительно. Но идейный выход для душевной самореализации есть всегда. 😉

Реалистический подход к поиску идей для книги

«Чего-то хочу, но сам не понимаю, чего» – тоже разновидность «безыдейности». Похоже на требования организма – он что-то хочет съесть, но что – непонятно, и даже поход в магазин проблему не решает.

Откуда такое желание? Часто – от того, что вы любите читать, но все пишут однотипное, скучное, а вам хочется свежего (а не написать ли самому?). Часто – от того, что вокруг все пишут, а писательство – это вирус, все пишут – и я хочу. А также – просто от желания стать писателем. Хочется, чтобы о вас узнали, чтобы ваши книги издавали и покупали, чтобы (а чем черт не шутит?) прославиться.

Что делать? Во-первых, задвинуть от греха подальше мечты о немедленной и громкой славе. 18-20-25-летний автор, который напишет шедевр за месяц и на века, – это фантастика. Шолохов, Горький и прочие таланты – исключения, которые подтверждают правило. Как это ни грустно, писательство – это труд, долгий и упорный. Поэтому, в первую очередь, учитесь работать и верить в себя.

А во-вторых, действуйте по плану.

1. Выберите жанр и форму – и «не знаю, о чем» сузится до границ фэнтези и рассказов, детективов и романов.
2. Выберите сферу – история (исторический роман, квестовые приключения), психология (как обезопасить свою личность в условиях…), технические науки (ага, есть ли жизнь на Марсе?).
3. Изучайте рынок, следите за трендом, читайте книги конкурентов и изучайте их идеи. Если свои не приходят, начните с небольших фанфиков. Напишите повесть от лица чужого героя, найдите в сюжете переломный момент и напишите альтернативную историю.

Чем это может помочь в поиске идей? Сработает метод ассоциаций. При хорошей проработке и увлеченности одна идея потянет за собой вторую, третью, четвертую. Сначала – с чужими «корнями», потом – на основе ваших мыслей.

«О чем писать?»: поиск идей для книгиНо самое главное условие для всех трех подходов – живите. Живите и получайте от жизни удовольствие, находите время и развивайте в себе любознательность, интересуйтесь и развивайтесь, читайте, наблюдайте и анализируйте. Тогда и вопроса «откуда брать идеи?» не возникнет.

Прямо сейчас – вместо того чтобы бегать из угла в угол по комнате, вместо того чтобы сидеть и страдать, что вам не о чем писать – прямо сейчас идите на улицу, посмотрите по сторонам и подумайте: а чем можно написать?

Вокруг нет ничего интересного? Задействуйте свои интересы, придумайте на их основе героев и сюжет. Нет интересов? Заведите. Это полезнее, чем сидеть дома и уныло смотреть на экран монитора. Не хотите интересоваться и развиваться? Тогда не жалуйтесь и не пишите. Чем вы сможете заинтересовать читателя, если сами ничем не интересуетесь?
И еще: если вам уже приходили интересные идеи, подумайте – по какому методу? От ситуации, ассоциации или «из ниоткуда»? И ищите новые идеи, опираясь на собственный опыт, работайте в своем направлении.

Зоя Чернышевская говорила: «Стихи не приходят из пустоты. Они рождаются, как и все живое». С идеями происходит то же самое. Заполните информационную и душевную пустоту внутри себя, и вам никогда не придется страдать от недостатка идей.

Идея – это опыт, мыслительный, чувственный и «физический». Поэтому – живите, мыслите, чувствуйте и действуйте.

Сборник статей Работа над книгой

Сборник статей “Работа над книгой”

Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?

Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник

Где искать идеи для книги?

Учимся у известных авторов и находим тему для вашего произведения

Зачем книге нужна идея?

Идея не то же самое, что полноценный сюжет. Это ядро истории, стержень, на который только предстоит нанизать фабулу. Например, по словам Мариам Петросян,

«Дом, в котором…»

начался с зарисовки про мальчика, который не находит общего языка с отцом.

Идея должна быть убедительной, интересной, непредсказуемой. Часто автор не проговаривает ее читателю в лоб. Суть произведения складывается из контекста. Так книга Айн Рэнд

«Мы живые»

 — роман о величайшей ценности человеческой жизни. Это и есть вывод, к которому читателя ведут события и герои книги.

«Идеи приходят постоянно. Единственная разница между писателями и другими людьми в том, что мы их замечаем»

Нил Гейман

Писатель

Где искать идеи?

Темой произведения может стать все, что угодно: строчка из книги или песни, вид из окна, новости, сны, рисунок на обертке печенья… Главное — разглядеть в этом историю. Когда начинаешь сознательно искать темы и образы, мозг подхватывает игру и идеи появляются всюду и складываются из разрозненных вещей. Вот несколько приемов, как попасть в это состояние (или выйти из творческого кризиса).

  • Сделать что-то необычное, зарядиться впечатлениями. Это может быть прыжок с парашютом, встреча со старыми друзьями или даже новый маршрут до работы. Например, возвращаясь домой другой дорогой, вы можете заметить необычный дом с единственным окошком. Кто в нем живет? Возможно, девушка, которая боится солнца, выходит в город только по ночам. Однажды ей приходится преодолеть свой страх и оказаться на улице днем… Что это за девушка? Какая ситуация заставила ее нарушить привычный режим? Как она будет себя вести в состоянии стресса?

  • Прислушаться к себе. Вспомнить людей или события, которые вызывали у вас эмоции. Например, воскресить в памяти самые трогательные моменты, связанные с родителями. Возможно, в процессе воспоминаний в голову придет идея для истории.

  • Поискать ассоциации. Посмотрите фильм, прочитайте книгу и подумайте: какие мысли они вызывают? С чем ассоциируются? Сформулируйте главную мысль чужого произведения и подумайте, как бы ее проиллюстрировали вы. Например, один из подтекстов повести Владислава Крапивина «Гуси-гуси, га-га-га» — о том, как человека меняет близость смерти. Та же мысль есть и в сериале «Во все тяжкие» — но там она изложена совсем иначе. А как бы воплотили эту идею вы? Какой бы выбрали жанр, чтобы донести свои мысли до читателя?

Если идей по-прежнему нет, можно начать с формальных вопросов.

  • В каком жанре вы хотите написать историю: мистика, фантастика, реализм, городское фэнтези, антиутопия?

  • Какой планируете объем: зарисовка, рассказ, небольшая повесть, роман в нескольких частях?

  • В каком мире будет происходить действие: таинственные подземелья, дальние страны, школа волшебства, приключения в космосе, студенческие будни? Подробней о мирах мы писали

    в статье о сеттинге

    . Возможно, она тоже поможет вам определиться с идеей.

  • Что любит современный читатель? Конечно, писать лучше о том, что знаешь сам, что просится изнутри. Но если идей нет, то можно оттолкнуться от запросов аудитории. Посмотрите, какие жанры и истории сегодня на пике популярности, и попробуйте вдохновиться ими. Список популярных книг разных жанров можно найти в разделе

    «Бестселлеры ЛитРес»

    .

Еще один совет — записывайте идеи. Если вы заведете блокнот с зарисовками и наблюдениями, то всегда сможете заглянуть в него в поисках вдохновения.

Сеттинг книги: что это такое

Как ищут идеи известные авторы?

  • Советует искать идеи на каждом шагу:

    • личный опыт и опыт семьи;
    • искусство;
    • работа;
    • подслушанные разговоры;
    • путешествия, природа;
    • дети, пожилые люди.

    Дмитрий Быков

    Писатель

  • Задает себе неожиданные вопросы:

    • «А что, если?..»: «Что, если бы ваша сестра превратилась в мышь?»
    • «Вот бы…»: «Вот бы мою домашнюю работу делал призрак»
    • «Интересно…»: «Интересно, что она делает, когда она одна?»
    • «Если так будет продолжаться…»: «Если так будет продолжаться, телефоны начнут разговаривать друг с другом, отключая посредника»
    • «Было бы интересно, если бы…»: «Разве не было бы интересно, если бы оказалось, что раньше миром правили кошки?»

    Нил Гейман

    Писатель

  • Находит сюжеты в повседневности:
    • Идея

    «Кладбища домашних животных»

    выросла из горя дочери Стивена Кинга: ее любимого кота Смаки переехало машиной возле дома писателя.
    • Идея романа

    «Куджо»

    появилась, когда Стивен Кинг забирал свой мотоцикл у механика и встретился там с огромным рычащим сенбернаром.

    Стивен Кинг

    Писатель

  • Вдохновляется впечатлениями, полученными от других произведений:
    • Идея

    «Голодных игр»

    пришла писательнице, когда она переключила программу с развлекательного реалити-шоу на репортаж о реальных военных событиях в Ираке.

    Сьюзен Коллинз

    Писательница

Идеи окружают нас всюду — это доказывают примеры из жизни писателей. Главное — научиться замечать происходящее вокруг, задавать себе неожиданные вопросы и не забывать записывать удачные находки.
Присоединяйтесь к нашему марафону #роман_за_лето22 в нашей группе во «ВКонтакте» и телеграм-канале «Издательские сервисы ЛитРес», ищите и воплощайте свои идеи!

автор блога ЛитРес, пишет книги в жанрах реализм и фэнтези.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Начинающий автор испытывает много трудностей, и самая частая из них — неумение выбрать тему для книги. Вроде и знания в своей области есть, и желания хоть отбавляй, и кураж присутствует, а книга все не получается. Причина — в отсутствии темы книги и связанного с ней названия. Стоит только выбрать тему и присвоить книге хотя бы рабочее название, как работа пойдет намного быстрее.

Итак, перед вами семь вопросов, ответы на которые помогут вам выбрать тему для своей первой или очередной книги.

На какую тему вы любите читать книги?

7 вопросов, которые помогут выбрать тему для книги

Тема книг, выбираемых вами для прочтения, — это та самая тема, на которую вам следует написать свою книгу. Я, например, интересуюсь тем, как писать лучше, интересней и быстрей, поэтому на картинке выше видно, что в моей цифровой библиотеке Kindle содержится несколько десятков книг со словом writing в заголовке.

Нет ничего страшного в том, чтобы начать писать книгу на ту же тему, что и книга, которую вы читаете. Такой страх есть только у начинающих авторов, так как они боятся, что начнут излагать не свои мысли, а мысли других авторов, но только иными словами, и получат обвинение в плагиате.

В нехудожественной литературе, в нон-фикшн, практически невозможно сказать что-то новое. Все уже сказано до нас. Читатель покупает не информацию о проблеме — он покупает ваш личный взгляд на проблему и на способы ее решения. Читателю интересно, как именно вы справились с возникшей перед вами задачей.

От слов к делу: выпишите не менее пяти тем, на которые вы охотнее всего читаете книги. Не доверяйте своей памяти — проинспектируйте свою классическую и традиционную библиотеки и запишите темы на листе бумаги (вы можете скачать файл в формате MS Word с вопросами).

Что я знаю и как я могу помочь читателям?

Теперь пора упорядочить ваши знания по выбранной теме. Можно начать не с детального плана, а написать два-три ответа на этот вопрос. Если взять, например, меня, то я знаю, как написать, издать и продвигать свою книгу. Знаю, как опубликовать и продвигать ее на Amazon, также знаю, как разместить книгу на русском языке в российских интернет-магазинах. Еще я знаю, как научиться писать быстро, редактировать безболезненно себя и соблюдать сроки. Вдобавок к этому мне известно, как сделать так, чтобы читатель купил книгу, скачанную им бесплатно в Интернете. Каждое предложение — отдельная тема для книги или руководства.

Мои знания могут пригодиться начинающим авторам, чтобы они могли выстроить свою собственную модель создания, продвижения и продажи электронных книг. Информация будет полезна и продвинутым авторам, так как позволит им по-иному взглянуть на некоторые вещи, которым они раньше не уделяли должного внимания.

От слов к делу: отключите своего «внутреннего критика» и напишите, что вы знаете и как это может помочь вашим читателям. «Выгрузите» содержание своей головы на бумагу, не зажимайте себя, прогоните робость и стыд — пишите. Записывайте, думайте, раскрывайте каждую мысль, разворачивайте ее, как бутон розы. Складывайте слова-лепестки в предложения-темы.

Что бы я хотел знать, прежде чем?..

7 вопросов, которые помогут выбрать тему для книги

«Если бы я только знал!..» — как часто я повторял эти слова, когда работал копирайтером и создавал свое копирайтерское агенство. Когда закрывал его, уходил работать маркетологом в своей собственный проект. Когда открывал свой интернет-магазин, когда сам устанавливал IP-телефонию, когда в Тайланде в ноутбук заползли муравьи, а бэкап на жестком диске упал в воду и не было доступа в Интернет, когда открывал представительство «Корректора» в Германии… Таких ситуаций было очень много, и они по-прежнему случаются. Я продолжаю их записывать, классифицирую по темам и, когда наберется достаточно информации — напишу книгу или руководство.

Ответы на этот вопрос — это инсайты для читателей. «Как же можно было до этого не додуматься!», «Вот и растяпа этот автор», «Классно он придумал, но у меня все намного сложнее…» — подобные слова, возникающие в голове читателей, помогают вам стать ближе к ним. Они перестают видеть в вас занудного «номер один» и понимают, что вы такой же человек, как и они сами (только еще пишете книги и делитесь своими опытом и мыслями).

От слов к делу: в вашей жизни возникали ситуации, когда вы восклицали: «Если бы я только знал(а)!..» Вспомните их, запишите (и заимейте привычку записывать их, как только они происходят) и подумайте, как каждая ситуация могла бы стать менее болезненной для вас, обладай вы нужными знаниями. А теперь представьте, как это может помочь вашим читателям улучшить свою жизнь. Запишите ответы.

На какую информацию есть спрос среди читателей?

Теперь у вас есть уже достаточно информации, чтобы выбрать тему для книги. Чтобы продажи начались сразу же после того, как книга будет доступна для покупки, нужно, чтобы она попала на подготовленный рынок. Рынок, участники которого ищут информацию по теме вашей книги (или по схожей теме) и уже доказали свой интерес и платежеспособность, приобретая курсы и книги ваших коллег-конкурентов.

Это ваш первый шаг по дороге маркетинга. Не надо писать книгу на абсолютно новую и никому не известную тему, которой не интересуются читатели. Выгоднее всего писать на средне- и высококонкурентном рынке, так как на них есть устойчивый спрос. Не бойтесь критики, опасайтесь отсутствия внимания.

От слов к делу: зайдите на «Озон», «ЛитРес», в книжный магазин «Москва» в разделы, в которых вы планируете разместить свою книгу, и посмотрите, какие книги по вашей теме уже являются бестселлерами. Прочтите комментарии читателей, изучите описание книги, прочитайте доступный для бесплатного изучения фрагмент книги. Но не покупайте книг коллег до тех пор, пока на закончите писать свою — будут мешать.

Что читатель обязательно должен узнать?

7 вопросов, которые помогут выбрать тему для книги

Это «основное блюдо» вашей книги — то, что удовлетворит потребности большинства читателей. Но это не общеизвестная информация, которой полно в Интернете. Это тщательно отобранные вами сведения, которые непосредственно связаны с темой вашей книги. Полезные сведения, снабженные вашими комментариями и рекомендациями. Данные, без которых не решить задачу, изложенную в книге, тем путем, который вы предлагаете.

Ответы на этот вопрос лягут в основу вашего плана книги. Укажите как минимум пятнадцать фактов, которые обязательно должны быть известны читателю, чтобы он был в состоянии сделать то, что вы предлагаете.

От слов к делу: вам понадобятся все ответы по предыдущим вопросам. Если вы делали записи на отдельных листочках, а не воспользовались файлом с шаблоном, то разложите их перед собой. Выделите себе четверть часа, пусть в это время вас никто не беспокоит, прочтите вопросы и ваши ответы, удобно сядьте и закройте глаза. Представьте, что вы смотрите «кино наоборот», когда действие идет в обратном направлении. Сейчас вы все уже знаете, но начните «отматывать назад» события расписываемой вами ситуации и отмечайте, в какой момент и каким образом вы получали новые знания, которые помогли вам двигаться дальше. Обычно это упражнение получается со второго раза, главное — не торопите себя.

С какими трудностями мне пришлось столкнуться и чему они меня научили?

Ваш личный опыт критически важен для вашей книги. Именно его и покупают ваши читатели. Все, что вы пишете, — это и так является вашим опытом, событиями, пропущенными через призму вашего восприятия. Но я просто уверен, что есть что-то, что зацепило вас сильнее прочего.

Запишите подобные ситуации, сохранив не только факты, но и эмоции. Покажите (опишите) свои переживания, свое внутреннее состояние, и то, к каким действиям вы в результате пришли. Не оценивайте себя — рассказывайте. Это добавит сторителлинга в вашу книгу, ее будет легче читать, подобные истории освежат воображение читателя и помогут ему продолжать чтение.

От слов к делу: вспомните самые (именно самые-самые) глупые и ужасные события, относящиеся к теме вашей книги и происходившие с вами в бизнесе и в жизни. Запишите их в виде небольших рассказов. Уделяйте внимание не фактам, а эмоциям, собственным ощущениям, изменениям, произошедшим внутри вас по отношению к окружающим. Чему вас научило случившееся? Какая здесь мораль? Добавьте это к своим рассказам.

Какую самую большую ошибку совершают люди в этой области?

7 вопросов, которые помогут выбрать тему для книги

Ответ на этот вопрос позволит вам из рядовых авторов стать экспертом. Подумайте, какую самую большую ошибку совершают люди в этой области, что именно они делают не так и почему так происходит. И чего не делают те, кто добился успеха (например, вы), и что позволило вам избежать этой ошибки.

Записывайте все ответы, но относитесь к ним критически. Не повторяйте банальных высказываний и фраз. Докапывайтесь до сути, ищите не только существо, основу явления, но и подбирайте слова таким образом, чтобы читатели сразу поняли, о чем именно идет речь.

Ответ на этот вопрос должен быть чем-то вроде диагноза доктора, который не только прилежно учился и выучил все термины и названия болезней, но еще и имеет свой жизненный опыт и чутье.

От слов к делу: проанализируйте все провалы, которые вам известны на рынке. В первую очередь — свои, затем ошибки конкурентов. Вспомните, что привело к вашим ошибкам, какие это были действия или суждения. Проанализируйте, как это соотносится с другими участниками рынка. Вы можете позволить себе делать предположения в отношении коллег-конкурентов, но о себе вы должны всегда говорить прямо, честно и непредвзято — как есть.

Не беспокойтесь, что ваши ответы на вопросы могут повторяться, — в процессе редактирования вы распределите их более точно. Если вы следовали рекомендациям этой статьи скачали файл, записывали в него все ответы на вопросы, то теперь у вас на руках есть уникальный документ, который можно легко превратить в полноценную электронную книгу, если переложить его на шаблон электронной книги.

Добавить комментарий