Как письменно составить самоанализ

Как написать самоанализ своей работы

Любая деятельность требует не только концентрации при ее выполнении, но и рефлексии по поводу выполненной работы. Одной из форм проверки контрольных и творческих работ является самоанализ.

Как написать самоанализ своей работы

Инструкция

Перечитайте свою работу спустя несколько часов или дней после ее выполнения. Если преподаватель проверил ее, проследите его исправления и рекомендации. Проанализируйте свои ошибки или неточности.

Вспомните, какой целью вы задавались при выполнении работы. Какого результата вы хотели достигнуть? Напишите в начале своего самоанализа идеи, послужившие отправной точной для написания работы: научную значимость или личное вдохновение.

Если вы писали научную работу, например, курсовую или дипломную, переосмыслите цели и задачи, поставленные в начале вашей деятельности. Достигли ли вы намеченных целей, доказали ли их целесообразность, научную новизну? Какую научную значимость вы находили в своем исследовании?

Проанализируйте этапы работы. Что показалось вам наиболее важным, а что вы решили отбросить? Обеспечивали ли предпринимаемые шаги достижения цели? Подумайте, на какие аспекты вам нужно было обратить больше внимания, глубже раскрыть в своей работе. Какие нюансы вы не учли при выполнении каждого шага?

Имела ли ваша работа логическую последовательность? Подумайте, как следовало бы изменить композицию работы, чтобы сделать свой проект более зрелым и отвечающим запросам преподавателя и научной комиссии, вашим собственным целям.

Обратите внимание на изложение материала: его доступность, аргументированность, научная новизна, дополнение примерами и практическое использование. «Голая» теория не годится в любой работе, даже если она безупречна. Любой труд должен иметь практическую значимость.

Каждая работа требует размышления и выводов. Как вы подвели итоги проделанной работы? Отвечают ли выводы на вопросы, поставленные в начале работы?

Проверьте грамотность выполнения работы. Были ли допущены ошибки или неточности? Если вы писали научную работу, то соблюдали ли вы стиль? Достаточно ли выразительных средств вы применили для создания творческого проекта?

Если ваша работа проверена и рецензент выразил пожелания или замечания по ее поводу, поразмыслите над его отзывом. Согласны ли вы с исправлениями, замечаниями? Научная работа предполагает самостоятельность исследования и свободу в выводах, поэтому вы имеете право оспорить представленную рецензию. Естественно, делать это нужно в адекватной форме, соблюдая правила научной полемики.

Попробуйте оценить сами себя. Что вам удалось при выполнении работы, а что показалось трудным и потребовало помощи? Довольны ли вы своим трудом или хотели бы что-то переделать? Какие перспективы дальнейшей работы вы видите теперь? Каким бы не был итог, не останавливайтесь на достигнутом, нет предела совершенству!

Методические
рекомендации  к составлению самоанализа  результатов профессиональной
деятельности педагогических работников 

К
составлению самоанализа надо приступать задолго до начала аттестации и
представлять в качестве приложения к заявлению на аттестацию. Самоанализ –
самостоятельная, творческая работа педагога, основанная на результатах профессиональной
деятельности в межаттестационный период. Аттестуемый может сосредоточить свое
внимание на результатах, полученных  за последние три года.

Приложением
к самоанализу может являться портфолио, куда входят копии наградных документов,
документов о повышении квалификации, отзывы, методические разработки, другие
материалы, подтверждающие содержание самоанализа, также можно приложить представление
администрации образовательного учреждения или методических служб.

Самоанализ
позволяет ответить на следующие вопросы:  «За счет чего достигнуты (или не достигнуты)
запланированные  результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как
решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога были
усовершенствованы?» и др.

Самоанализ – это основной источник информации о личности педагога и направлениях
его деятельности для осуществления экспертной оценки

В процессе изучения
представленных материалов эксперты обращают внимание  на следующие моменты:

  • степень понимания аттестуемым  педагогом
    основных позиций государственной политики в области образования
    (современные тенденции, идеалы, ценностные ориентиры, мировоззренческие
    позиции)
  • уровень профессионального мышления педагога
    (готовность принимать решения и нести ответственность за полученный
    результат)
  • вклад аттестуемого педагога в формирование
    положительного имиджа образовательного  учреждения
  • саморазвитие педагога как путь к вершинам
    профессионального мастерства (повышение квалификации, самостоятельное
    изучение современной научно-методической литературы, работа над темой по
    самообразованию)
  • творческий портрет  педагога (индивидуальный
    методический почерк, педагогическая культура, творческий потенциал,
    кругозор и эрудиция)
  • уровень профессиональной компетентности (владение
    современными технологиями)
  • логика  и стиль изложения
    (последовательность, четкость, ясная формулировка, наличие выводов)
  • соответствие содержания предъявляемым
    требованиям
  • уровень достижений (результаты обучения,
    участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях)

Структура
самоанализа

  1. Титульный лист – оформляется на отдельной
    странице (Приложение 1).

Частые ошибки:
отсутствие титульного листа, неправильное или неполное наименование
образовательного учреждения, излишняя информация.

  1. Информационная справка или  визитная  карточка
    педагога, которая может включать:

       
сведения об образовании,

       
стаж работы аттестуемого,

       
специфика образовательного учреждения,

       
характеристика контингента учащихся, воспитанников,

       
объем учебной нагрузки,

       
а также девизы, педагогическое кредо,

       
поощрения и награды.

  1. Основная часть,
    при составлении которой следует руководствоваться требованиями,
    предъявляемыми к первой или высшей квалификационной категории (п.30-31 Порядка 
    аттестации педагогических работников государственных и муниципальных
    образовательных учреждений,  утвержденный приказом Министерства
    образования и науки Российской Федерации  от 24 марта 2011года № 209).

Владение современными образовательными
технологиями и методиками и   эффективное применение их в практической
профессиональной деятельности

a)      Особенности программно-методического обеспечения 
учебно-воспитательного процесса:

      
необходимо обосновать свой выбор учебно-методического
комплекса

      
раскрыть целесообразность использования в работе
модифицированной или авторской программы (для педагогов дополнительного
образования, педагогов-коррекционников, социальных педагогов,
педагогов-психологов)

      
использование авторских методик

б)  Современные образовательные технологии как основа  эффективной 
практической деятельности педагога:

      
раскрыть приемы отдельных образовательных технологий
на конкретных примерах

      
проанализировать результаты применения

Частые ошибки: простое перечисление
технологий, отсутствие примеров и  анализа полученных результатов.

Личный вклад в повышение качества
образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания

а) Методическая
деятельность:

      
наличие собственных методических разработок, работа
по созданию дидактических материалов, учебных пособий, репертуарных сборников,
сценариев

      
собственное сочинение стихов, музыки, танцевальных
номеров, используемых  в учебном процессе

б) Инновационная
деятельность:

      
апробация и внедрение новых программ, технологий, участие
в проектной деятельности, ведение исследовательской деятельности, работа с
одаренными детьми

в) Непрерывное
саморазвитие как важнейшее условие совершенствования мастерства педагога:

      
самостоятельное изучение современной
научно-методической литературы (указать источники)

      
обращение к ресурсам Интернет

      
работа над темой по самообразованию (формулировка
темы и ее актуальность, этапы освоения, полученные результаты)

      
повышение квалификации

г) Распространение
собственного педагогического опыта:

      
участие в научно-практических конференциях,
семинарах, мастер-классах

      
участие в конкурсах профессионального мастерства

      
представление опыта перед слушателями курсов
повышения квалификации

      
наставническая деятельность (руководство
педагогической практикой, творческой группой, руководство методическим
объединением)

д)  Взаимодействие
с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными
организациями, социальными службами:

      
ДОУ, СОШ, ДМШ, педколледжем, педакадемией,
библиотеками, музеями, творческими союзами, концертными организациями,
художественными коллективами (осветить целесообразность  и результаты
взаимодействия).

Наличие стабильных результатов освоения
обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их
достижений выше средних в субъекте РФ, с учетом результатов участия в
олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

      
Представленные результаты в виде таблиц, диаграмм
необходимо дополнить комментариями и пояснениями, провести анализ.

      
Педагогические работники, у которых результаты
работы  не могут быть представлены в конкретных цифрах, процентах, могут
предоставить планы  мероприятий и  отчеты (социальный педагог),  а также  
использовать метод описания (музыкальный руководитель в детском доме), либо
приложить результаты диагностических исследований с пояснениями.

Типичные
ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа
деятельности

При подготовке
самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет!
Предмет самоанализа – не данные
статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно
характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не
представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и
интерпретация собственной деятельности.

1. Педагог пишет только о том, что им сделано за
отчетный период.

Для
самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный
период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача
является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и
каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а
только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.

2.
Избыток фактов и цифр.

Зачастую
в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр,
которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют
ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для
самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись
те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал
педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный
результат.

3. Педагог не указывает, с какими трудностями он
сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Среди
педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию)
бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком
соответствии той или иной категории может идти речь.

При
подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником
профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом
структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со
временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Педагогическая рефлексия в деятельность – это
процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с
самим собой и к поиску выхода из него. Умение
видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход
из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося
педагога-профессионала
. С помощью рефлексивных способностей, которые
включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной
профессиональной деятельностью.

Помните: написание самоанализа – это
аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и
перспектив развития.

Образец титульного листа Приложение 1.

Наименование образовательного учреждения по уставу

Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя
(указать предмет), педагога дополнительного образования (указать профиль,
например, педагога-хормейстера), тренера-преподавателя (указать вид спорта) и
т.д
.

ФИО
(полностью)

Город, район, год

Методические рекомендации к написанию самоанализа

Подготовка самоанализа

Написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления личного опыта и перспектив развития.

Самоанализ представляет собой изучение учителем состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования работы. Он обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.

Самоанализ призван дать полное представление о труде педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.

Объем самоанализа составляет, как правило, 2 – 5 печатных страниц.

Рекомендации к написанию самоанализа

Оцените качество условий, процесса и результата своей деятельности. Пишите в свободной форме.

  1. Мое педагогическое кредо. Главная цель моей деятельности (как я ее понимаю). Задачи, которые я решаю.

  2. Оцените качество условий деятельности. Оно определяется:

  • качеством материально-технической базы (есть ли необходимая мебель, кабинет, оборудование, приборы, технические средства, компьютер и т.д.: как Вы сами оцениваете МТБ);

  • качеством информационного обеспечения (есть ли ГОС, учебники, учебные пособия, методические руководства для учителя, журналы, газеты, электронные учебники и т.д.);

  • качеством методического обеспечения, созданного Вами (авторские программы, задания для контроля, тесты, раздаточный материал и т.д.);

  • качеством повышения квалификации с момента последней аттестации (где, когда, в какой форме, по какой проблеме, сколько часов, есть ли документ);

  • позицией руководства (понимает ли руководство необходимость создания условий для Вашей деятельности, все ли делает для их создания, заинтересована ли администрация в повышении качества Вашего труда, как часто посещают Ваши занятия и дают полезные рекомендации, поощряют, хвалят  и т.д.).

  1. Оцените качество учебно-воспитательного процесса, который Вы организуете (что Вы понимаете под процессом высокого качества, какие концептуальные идеи реализуете в нем; какие формы, методы, средства используете при представлении информации, организации учебной деятельности, общении; как отслеживаете качество учебно-воспитательного процесса, получаете информацию о том, что обучающиеся понимают и принимают Вас, им интересен Ваш предмет; проводите ли анкетирование, тестирование, внешнюю независимую проверку достижений учащихся и т.д.).

  2. Оцените качество результатов Вашей деятельности (какие из поставленных целей достигаются и в чем конкретно это выразилось; достижения учащихся при независимых внешних проверках: участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, успехи на выпускных экзаменах, выбор предмета для сдачи экзамена по выбору; удовлетворенности обучающихся организацией учебного процесса, повышение уровня и характера мотивации; данные, свидетельствующие о развитии учащихся и Вас лично, результаты личных исследований и методические находки и т.д.).

  3. Что еще Вы хотели бы добавить (пишите в свободной форме). Обобщите Ваш самоанализ, отметив сильные, слабые стороны Вашей деятельности, а также возможности ее совершенствования. Укажите, что Вас тревожит и препятствует более качественной работе:

  • сильные стороны моей деятельности, личности;

  • слабые стороны моей деятельности, личности;

  • возможные улучшения моей деятельности;

  • тревоги, препятствия.

Вопросы для самоанализа учителя

  1. Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями образовательного учреждения, в котором вы работаете?

  2. Какие важные проблемы вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.

  3. Какова ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, в котором вы работаете?

  4. Каким образом вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?

  5. Что вами делается для эффективного использования времени учеников и вас самого как педагога на уроке и вне его? Какие технологии и приемы обучения вы применяете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями детей?

  6. Как организуется взаимодействие с классом на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество обучаемых на уроке?

  7. Считаете ли вы высоким уровень познавательного интереса школьников на ваших уроках? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?

  8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями?

  9. Какова динамика успеваемости обучаемых по преподаваемому вами предмету?

  10. Какие методы оценки деятельности учащихся вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие детей в оценке их учебной деятельности?

  11. Оцените уровень психологической атмосферы в классе: какие меры вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.

  12. Каким образом вы взаимодействуете с родителями? Как вами учитываются мнения и запросы относительно успеваемости и прогресса детей? Как сообщается информация об учебных достижениях?

  13. Как вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?

  14. Как вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?

  15. С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности?

Вопросы для самоанализа руководителя образовательного учреждения

  1. Каковы основные характеристики вашего образовательного учреждения? Кратко опишите отличительные черты своей школы. Обрисуйте особые обстоятельства, способствующие или препятствующие улучшению ее характеристик, например:

  • проблемы набора и сохранения состава персонала;

  • мобильность учащихся;

  • важные события в истории школы.

Приведите любые дополнительные характеристики школы, на которые вы хотели бы обратить внимание эксперта.

  1. Кратко сформулируйте особые цели и опишите отличительные черты вашего ОУ, например:

  • планируете ли перевод его в более высокий статус (лицей, гимназия); если ваша школа уже является таковой – опишите основные изменения, произошедшие вследствие этого;

  • существуют ли какие-либо особые группы, дополнительные услуги или расширенные сферы деятельности;

  • имеется ли сотрудничество с другими учреждениями или организациями (например, совместные мероприятия в рамках учебного плана, федеральные и региональные мероприятия).

  1. Что, по вашему мнению, является ключевыми приоритетами развития вашего образовательного учреждения? Каким образом они отражены в программе развития?

  2.  Определите факторы, положительно и отрицательно влияющие на сохранение и укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни в вашем образовательном учреждении.

  • Как организуется работа по сохранению и укреплению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни?

  • Ваша роль в развитии и внедрении здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий?

  1. Какова тенденция изменения уровня воспитанности учащихся за последние 3 года?

  • Какова эффективность созданной в школе системы воспитательной работы?

  • Каково влияние системы самоуправления на уровень воспитательной работы?

  1. Соответствуют ли достигнутые успехи в образовательном процессе поставленным целям?

  2. Каково влияние методической работы на достижение конечных результатов образовательным учреждением?

  3. Оцените уровень морально-психологической атмосферы в вашем коллективе.

  4. Обеспечила ли система внутришкольного управления достижение запланированных результатов?

  • Какова степень выполнения целей и задач, поставленных школой?

  • Создана ли в ОУ целостная система информационно-аналитического обеспечения управления?

  • Какое значение она имеет для оперативного стратегического управления?

  • Какую роль играет сложившаяся система стимулирования участников образовательного процесса в достижении оптимальных конечных результатов?

  • Ваша роль в создании диагностики и мониторинга учебного процесса?

  • Сложилась ли система организационно-педагогической деятельности, сочетающая работу администрации и коллективных органов управления?

  • Степень участия органов управления во внутришкольном контроле.

  1. Раскройте сущность и содержание экономической мобильности образовательного учреждения.

http://www.uroki.net/docdir/docdir90.htm

Примерная схема самоанализа аттестующегося учителя

Вторая и первая квалификационная категория.

1. Заявленная тема.

2. Цели и задачи обучения, воспитания, развития и их психолого-педагогическое обоснование.

3. Особенности отбора материала, его преобразования и предъявления.

4. Средства обучения.

5. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся:

– способы мотивации,

– способы организации учебно-познавательной деятельности ,

– способы управления учебно-познавательной деятельностью, организационные формы.

6. Способы измерения результатов обучения воспитания, развития учащихся.

7. Педагогические результаты.

Высшая квалификационная категория.

1. Ведущие идеи автора педагогической технологии, их научно-методическое обоснование.

2. Цели и задачи обучения, воспитания и развития и их психолого-педагогическое обоснование.

3. Особенности отбора материала, его преобразования и предъявления.

4. Средства обучения.

5. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся:

– способы мотивации,

– способы организации учебно-познавательной деятельности,

– способы управления учебно-познавательной деятельностью,

– организационные формы.

6. Система измерения результатов обучения.

7. Педагогические результаты.

8. Условия воспроизведения разработанной автором педагогической технологии.

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ САМОАНАЛИЗА

Оцените качество условий, процесса и результата своей деятельности. Пишите в свободной форме.

Мое педагогическое кредо. Главная цель моей деятельности (как я ее понимаю). Задачи, которые я решаю.

Оцените качество условий деятельности. Оно определяется:

качеством материально-технической базы (есть ли необходимая мебель, кабинет, оборудование, приборы, технические средства, компьютер и т.д.; как Вы сами оцениваете состояние МТБ);

качеством информационного обеспечения (есть ли ГОС, учебники, учебные пособия, методические руководства для учителя, журналы, газеты, электронные учебники и т.д.);

качеством методического обеспечения, созданного Вами (авторские программы, задания для контроля, тесты, раздаточный материал и т.д.);

качеством повышения квалификации с момента последней аттестации (где, когда, в какой форме, по какой проблеме, сколько часов, есть ли документ);

позицией руководства (понимает ли руководство необходимость создания условий для Вашей деятельности, все ли делает для их создания, заинтересована ли администрация в повышении качества Вашего труда, как часто посещают Ваши занятия и дают полезные рекомендации, поощряют, хвалят и т.д.).

Оцените качество учебно-воспитательного процесса, который Вы организуете (что Вы понимаете под процессом высокого качества, какие концептуальные идеи реализуете в нем; какие формы, методы, средства используете при представлении информации, организации учебной деятельности, общении; как отслеживаете качество учебно-воспитательного процесса, получаете информацию о том, что обучающиеся понимают и принимают Вас, им интересен Ваш предмет; проводите ли анкетирование, тестирование, внешнюю независимую проверку достижений учащихся и т.д.).

Оцените качество результатов Вашей деятельности (какие из поставленных целей достигаются и в чем конкретно это выразилось; достижения учащихся при независимых внешних проверках: участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, успехи на выпускных экзаменах, выбор предмета для сдачи экзамена по выбору; удовлетворенности обучающихся организацией учебного процесса, повышение уровня и характера мотивации; данные, свидетельствующие о развитии учащихся и Вас лично, результаты личных исследований и методических находках и т.д.).

Что еще Вы хотели бы добавить (пишите в свободной форме). Обобщите Ваш самоанализ, отметив сильные, слабые стороны Вашей деятельности, а также возможности ее совершенствования. Укажите, что Вас тревожит и препятствует более качественной работе:

сильные стороны моей деятельности, личности;

слабые стороны моей деятельности, личности;

возможные улучшения моей деятельности;

тревоги; препятствия.

самоанализ себя своей жизни и характера фото

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! Сегодня я хочу рассказать Вам о самом важном. О том, как заглянуть в самого себя, о том, как понять самого себя. О том, что называется самоанализ себя своей жизни и характера. И это действительно самое важное в нашей жизни. Поняв себя, Вы поймете, в чем счастье, что Вам делать, а от чего лучше всего отказаться.

Что такое самоанализ

самоанализ личности

Что такое самоанализ в психологии? Дадим определение. Самоанализ личности – это обращение человека к своему сознанию. Это наблюдение за самим собой, при помощи которого человек находит ответы на волнующие вопросы. Самоанализ – самое доступное и универсальное средство психологической помощи. Прежде чем идти к психологу с какой-то проблемой, поговорите сами с собой. Высшим проявлением самоанализа становится перевод проблемы с бессознательного уровня на уровень осознанности.

Для чего нужен самоанализ личности

Для чего нужен самоанализ? Он помогает человеку разобраться в себе, понять и принять себя. Это, в свою очередь, помогает обрести гармонию внутри и снаружи, а также способствует становлению и развитию личности. При помощи самоанализа субъект разбирается в своих мотивах, потребностях, ценностях, желаниях, чувствах.

Важно! Результат самоанализа – осознание человеком истинной проблемы и разработка пошагового плана по ее устранению.

Изучение трудовой деятельности

Человек всегда стремится заниматься именно тем, что ему нравится. В идеале его увлечение превращается в высокооплачиваемую трудовую деятельность.

Через самоанализ работы индивид подогревает интерес к своему роду деятельности, воодушевляет других. После осмысления важности своего призвания получает порцию вдохновения и необходимую каждому гармонию, вырабатывает стимул продолжать развиваться.

В интернете существует огромный набор подобных статей, где учителя, доктора и прочие представители профессий повествуют о своих мыслях насчет своей работы. При желании можете почитать или написать свою собственную.

Обретенная гармония

Когда необходимо использовать самоанализ

отказ при трудоустройстве

К самоанализу обращаются в ситуациях психологической нестабильности, когда человек не видит логику, причинно-следственную связь в том, что происходит в его жизни. Например, человек обращается к самосознанию, когда:

  • неожиданно для самого себя срывается на кого-то из близких;
  • из раза в раз получает отказ при трудоустройстве, ему кажется, что он ходит по кругу;
  • не может разорвать болезные отношения, хотя понимает, что они вредны для него;
  • без очевидной причины тревожится;
  • отказывается от принятия важных решений из-за необоснованного страха и т.д.

Это список вероятных причин, чтобы начать анализ самого себя.

В общем, самоанализ нужно проводить тогда, когда вы испытываете любой душевный дискомфорт, входите в конфликт с самим собой. Всегда, когда чувствуете, что теряете связь с собой и миром, обращайтесь к самоанализу.

Как провести самоанализ себя

Постепенно вы научитесь проводить самоанализ в любое время и в любом месте, быстро абстрагируясь от внешних условий. Однако в начале пути по освоению этого навыка рекомендую придерживаться следующего плана.

Как провести самоанализ себя:

  • Выделите удобное время и место. Выделите на это час или пару часов. Отключите телефон, выключите компьютер и телевизор. Никто и ничто не должны отвлекать вас.
  • Приготовьте ручку и тетрадь. Фиксировать свои мысли, зарисовывать схемы полезно на любом этапе освоения самоанализа.
  • Определите, что конкретно вас тревожит, и составьте список вопросов.

Мы еще поговорим о вопросах чуть позже. Пока кратко обозначим план составления обращений к себе. Начните с вопроса «Что я чувствую?». Затем на каждый ответ задавайте вопрос «Почему?» и постепенно распутывайте это как клубок ниток.

Задачи и цели

открытое самовыражение

Какова основная цель регулярного самоанализа? Цель самоанализа – облегчить состояние, разобраться в актуальных психологических проблемах. Проще говоря, самоанализ нужен человеку, чтобы разобраться в себе и своей жизни. Любой психологический дискомфорт связан с тем, что человек идет против себя, свой сущности и подавляет личностный потенциал, свое истинное Я.

Задачи, которые личность решает в процессе самоанализа:

  • самовыразиться честно и открыто, максимально полно;
  • понять скрытые причинно-следственные связи и истинные мотивы своих поступков;
  • определить деструктивные установки и паттерны поведения, отказаться от них, заменить их продуктивными моделями.

Не путайте самоанализ с самокопанием и самобичеванием. Последнее – деструктивно. Первое – продуктивно. Самоанализ – это сдержанный и безоценочный разбор ситуации. Вы не характеризуете свои мысли, действия и желания как плохие или хорошие. Вы просто принимаете свои ответы как данность. Вы разбираетесь, а не бессмысленно копаетесь в прошлом или настоящем.

Основная часть

Далее расскажите о целях своего труда и критериях его оценки. Чтобы было понятнее, поясню на примере: для меня единственным удовлетворительным критерием оценки моей работы является возможность учащегося после обучения использовать полученные навыки на практике. Если человек начинает грамотно писать или говорить по-русски — значит, я справился. То же самое касается и этой статьи — если после ее прочтения вы сможете написать хороший самоанализ, значит, моя задача полностью выполнена. Вам же нужно написать о своих критериях оценки и снова коснуться принципов, которые вы ставите во главу угла в своей работе.

Важной частью работы является описание достижений ваших учащихся. Если кто-то из них выиграл олимпиаду или конкурс, или занял в них призовое место, получил диплом, или иную награду, поступил в престижное учебное заведение после окончания школы, либо просто стал первоклассным специалистом своего дела, обязательно упомяните это. Закончить самоанализ нужно рассказом о месте вашей дисциплины в общем процессе педагогической деятельности и о ее связи с другими предметами.

Виды самоанализа

Можно выделить систематический и несистематический самоанализ. Первый предназначен для решения сложных проблем, которые мешают человеку жить, и ситуаций, повторяющихся снова и снова. Например, когда мужчина борется со страхом знакомства с противоположным полом, выполняет упражнения, ведет дневник и отслеживает динамику.

Несистематический самоанализ применяется тогда, когда человек хочет объяснить себе что-то разовое. Например, он не понял, почему друг на него обиделся и теперь не разговаривает с ним. Кроме попыток поговорить с другом, субъект еще обращается внутрь себя, анализирует свои слова и действия.

Кроме видов самоанализа принято выделять еще типы, а точнее техники. Например, можно использовать такие приемы и способы, методы самоанализа:

  • Письмо самому себе на разных листах. Возьмите 5 листов: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Или можно взять обычные белые листы и использовать карандаши разных цветов. На первом листе объективно опишите проблему: что и когда произошло (по типу сводки новостей). На втором листе опишите все свои негативные эмоции и чувства, связанные с этой ситуацией. На третьем листе распишите положительные эмоции и чувства, которые вызывает у вас эта ситуация. На четвертом листе творчески опишите проблему. Например, зарисуйте ее. На последнем листе проведите анализ, сделайте выводы и напишите себе пару рекомендаций. Таким образом, на последнем листе должно появиться решение проблемы. Остальные листы предназначены для того, чтобы помочь вам увидеть проблему под разным углом, с разных точек зрения.
  • Анализ сновидений. Сновидения – это отражение нашего подсознания, переживаний, мыслей и чувств. Если регулярно разбирать сны, то можно найти решение актуальной проблемы. Анализ снов можно проводить в формате дневника. Если не хватает знаний, то обратитесь к трудам Фрейда (он много писал про сны и их значение).
  • Личный дневник. Задача – ежедневно делать что-то для формирования новых, полезных привычек и изменения деструктивного мышления. То есть вы определяете проблему и разрабатываете план работы над ней. В дневнике вы описываете ситуации, в которых проблема проявляет себя, свои чувства, мысли и реакции. Там же вы фиксируете, чем следовало бы заменить эти элементы. То есть вы отмечаете, что хотели бы чувствовать и думать, как хотели бы реагировать. А если реакции вас устраивают, то вы отмечаете прогресс и просто закрепляете поведение.

Обратите внимание! Дневники могут быть разной направленности: целей, благодарностей, личностного развития, работы над ошибками прошлого и т.д.
Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики. Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности.

Отдельно стоит разобрать критический самоанализ. В этом случае человек оценивает свои действия, мысли и желания с точки зрения морали, норм общества. Во время такого анализа личность решает дилемму «Быть или казаться». К такому самоанализу люди обращаются в ситуациях сложного выбора.

Самоанализ занятия по ФГОС

Целью такого рода аналитики является выявление проблем в образовании и их исправление. Выявляется необходимость изменения структуры образования. Исследование занятия по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), его техники и особенности, закреплены государством. Урок в норме состоит из трех этапов:

  1. Актуализация знаний и умений, выявление проблем, предоставление плана занятий.
  2. Реализация плана.
  3. Выявление результатов и подведение оценок.

При самоанализе урока учитывается:

  1. Организация урока, поведение учеников и учителя. Обнаружение наличия структурности преподавания и ведения урока.
  2. Анализ содержания урока. Выявляется, насколько продуктивно было проведено занятие, усвоили ли ученики полученные знания, был ли урок интересным.
  3. Анализ формы и уровня преподавания педагога своим ученикам. Определение методики преподавания учителя.
  4. Анализ работы и инициативы учеников.
  5. Анализ проделанной домашней работы и прорабатывание недочетов.
  6. Оценка обстановки, класса, соблюдения санитарно-гигиенических норм. Прибрано ли вокруг, не наблюдается ли посторонних запахов. Выявление того, отвлекает ли что-то от процесса обучения.
  7. Оценка психологической обстановки. Комфортно ли ученикам, нету ли накаленной обстановки, которая помешала бы обучению.

Вопросы для самоанализа

Вопросы для самоанализа

Вопросы для самоанализа будут меняться от случая к случаю. Мы уже определили, с чего стоит начать и как лучше продолжать. А теперь разберем это на примере вопросов для ситуации, когда человек чувствует себя несчастным или просто ощущает какой-то дискомфорт.

Вопросы для самоанализа личности от психолога на каждый день:

  • Насколько я счастлив? Почему я сейчас нахожусь именно на этом уровне?
  • Что и кто делает меня счастливым?
  • Могу ли я стать еще счастливее?
  • Что мешает мне стать счастливее?
  • Почему мне это мешает?
  • Чего я на самом деле хочу?
  • Почему я не могу достичь того, чего на самом деле хочу?
  • Как мне избавиться от этих ограничений и почему я до сих пор не сделал этого?
  • Какое место в сложившейся ситуации занимают мои достоинства и недостатки?
  • Какие ресурсы у меня есть, чтобы быть счастливым, а какие нужно приобрести?
  • Почему я не могу изменить свою жизнь, что мешает работать над собой (мысли, убеждения, страхи)?
  • Честен ли я с собой?

Мы уже упомянули, что в самоанализе главный вопрос – «Почему?». Но кроме него помогут еще два универсальных вопроса: «Что мне это дает?», «Зачем мне это?». Важно не путать с вопросом «За что мне это?».

С чего начать психологический самоанализ? Обратите внимание на универсальный план:

  • Определение одной проблемы, одного вопроса. Один самоанализ – один запрос.
  • Наблюдение за собой в ситуациях, когда эта проблема проявляет себя. Отвечайте на три вопроса: «Что я чувствую?», «Что я ощущаю?», «Что я думаю?».
  • Запись рассуждений-ответов на эти вопросы. Анализ эмоций, ощущений и мыслей. Фиксируйте свои наблюдения тезисно, в рисунках и схемах или полноценным текстом – как вам больше нравится и как удобнее, но лучше делать это от руки.
  • Отдых. Дайте информации усвоиться, отвлекитесь от самоанализа на какое-то время (от получаса до 1-2 дней).
  • Возвращение к анализу проблемы. Теперь пришло время обратиться к тем самым вопросам, о которых мы говорили. Распутывайте это, как клубок. Если вам не хватает каких-то знаний, то найдите их. Например, вы определили проблему, но не понимаете ее причин. Найдите статью в интернете (справочнике, учебнике) и познакомьтесь с вероятными причинами вашего состояния. Примерьте полученные знания на себя.
  • Разработка плана действий. Подумайте, как вы можете решить свою проблему. Если знаний не хватает, то опять же обратитесь к профессиональным источникам.

Обратите внимание! Вы поймете, что самоанализ прошел успешно, когда определите свою потребность, желание в данный момент. Помните, что главное – жить в гармонии с собой.

Вы и ваше окружение

Анализируя себя и свои поступки, понаблюдайте за людьми, которые находятся вокруг вас . Ведь это та среда, в которой вы можете видеть самого себя. Вы должны ответить на вопросы: « Почему именно эти люди окружают вас? Что же вам в них нравится?». Вспомните, о чем напоминают нам старые пословицы: «С кем поведешься от того и наберешься.» или «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты».

Не один психолог подскажет вам, что изменить свою жизнь вы сможете, если измените круг общения. Это следует понимать в том смысле, что нужно начать общаться с теми людьми, чьи качества вас привлекают. При самоанализе больше внимания уделяйте вашему периоду детства. Анализируйте ваши отношения с родителями. Эти отношения важны, как с учетом генеалогии, так и с учетом того, как ваши родители влияют на вас.

Пример из моей жизни

Самоанализ помогал и помогает мне регулярно и во многом. Каждый раз, когда я испытываю внутреннее беспокойство, негативные эмоции, я обращаюсь к этому методу. В качестве примера расскажу о том, как в свое время (годы назад) самоанализ помог мне справиться с самоповреждающим поведением – намеренным травмированием тела.

Самоповреждение бывает разным. Часто речь идет о порезах на теле. В моем случае была другая форма, но тоже часто встречающаяся – обдирание кутикул ногтями. Относится к дерматилломании. Сначала это имело неосознанный характер (как часто и бывает), то есть я замечала уже разодранные пальцы, кровоточащие раны. При этом я не могла сказать, когда и почему я это сделала (снова все идет по классическому сценарию).

Вот на какие вопросы я отвечала в процессе самоанализа (пример написания самоанализа себя):

  • Что такое самоповреждающее поведение? Это проявление аутоагрессии.
  • Откуда берется агрессия, направленная на самого себя? Это трансформация агрессии, направленной на что-то или кого-то из внешнего мира. Если не можешь выразить гнев на этот объект, то подавляешь негатив, и потом он выплескивается в виде самоповреждения.
  • В каких ситуациях я повреждаю себя? Это было самое сложное. Долгое время я не могла вывести проблему на осознанный уровень. Вела дневник, постепенно удалось записать основные ситуации.
  • Что общего в этих ситуациях? Какие эмоции и чувства я испытываю, кроме очевидной агрессии? Раздражение, нежелание делать то, что мне нужно делать (общаться с кем-то/другой вариант – зависит от ситуации), злость.
  • Почему я это испытываю? Потому что это идет в разрез с моими истинными желаниями и интересами. Я заставляю себя делать что-то, что противоречит моей натуре, или препятствую выходу чего-то важного.
  • Что я чувствую в процессе самоповреждения? Успокоение, расслабление.
  • Возможно, я в чем-то боюсь себе признаться? Например, в том, что отношения с конкретным человеком изжили себя. Или в том, что конкретная работа не приносит радости и не интересна. Или в том, что я не умею спокойно и прямо говорить о том, что мне не нравится, а вместо этого коплю негатив.
  • Почему я боюсь себе в этом признаться? Чего я на самом деле боюсь? Обидеть этого человека, если разорву с ним отношения? Неопределенности, если брошу эту работу?
  • Почему я этого боюсь? Каких ресурсов мне не хватает, чтобы решиться на важный шаг и стать счастливой?
  • Где мне раздобыть нужные ресурсы, инструменты?

И знаете, что было дальше? Облегчение. Все стало понятнее, появился план. Ненужные элементы исключались из жизни, а вместе с ними уходила агрессия и, как следствие, аутоагрессия. А на всякий пожарный случай (если что-то заставит меня нервничать и злиться) у меня есть такой прием: вместо повреждения пальцев нужно перебирать в руках какой-то предмет, например, ластик, резинку для волос, ручку и т.д. Этот метод рекомендуют психологи всем людям со склонностью к самоповреждению в ситуациях, когда не удается совладать с импульсом. Главное – вывести все на осознанный уровень, научиться отслеживать начало.

Так было в моем случае. У другого человека с той же проблемой (самоповреждение) индивидуальный самоанализ может пойти по другому пути. Например, причинение себе вреда более осознанное, а причина – душевная боль. Многие люди, которые режут себя, говорят о том, что физическая боль усмиряет душевную, отвлекает их. Тогда и план коррекции будет другим, и дальнейшие вопросы для самоанализа будут другими. Ведь и причины такого поведения здесь другие.

Самоанализ – это разговор человека с самим собой, обращение вглубь себя, анализ собственных поступков, мыслей, чувств. Альтернативное название – рефлексия (ударение ставится на второй слог). Термин образован от латинского reflexio, что переводится как «обращение назад». Разберем подробнее и объясним определение самоанализа у женщин и мужчин, суть процесса и его ценность для развития личности. Узнаем, как сделать самоанализ себя.

Содержание

  • Что такое самоанализ
    • Для чего нужен самоанализ личности
  • Когда необходимо использовать самоанализ
  • Как провести самоанализ себя
  • Задачи и цели
  • Виды самоанализа
  • Вопросы для самоанализа
  • Пример из моей жизни
  • Заключение

Что такое самоанализ

самоанализ личности

Что такое самоанализ в психологии? Дадим определение. Самоанализ личности – это обращение человека к своему сознанию. Это наблюдение за самим собой, при помощи которого человек находит ответы на волнующие вопросы. Самоанализ – самое доступное и универсальное средство психологической помощи. Прежде чем идти к психологу с какой-то проблемой, поговорите сами с собой. Высшим проявлением самоанализа становится перевод проблемы с бессознательного уровня на уровень осознанности.

Для чего нужен самоанализ личности

Для чего нужен самоанализ? Он помогает человеку разобраться в себе, понять и принять себя. Это, в свою очередь, помогает обрести гармонию внутри и снаружи, а также способствует становлению и развитию личности. При помощи самоанализа субъект разбирается в своих мотивах, потребностях, ценностях, желаниях, чувствах.

Важно! Результат самоанализа – осознание человеком истинной проблемы и разработка пошагового плана по ее устранению.

Когда необходимо использовать самоанализ

отказ при трудоустройстве

К самоанализу обращаются в ситуациях психологической нестабильности, когда человек не видит логику, причинно-следственную связь в том, что происходит в его жизни. Например, человек обращается к самосознанию, когда:

  • неожиданно для самого себя срывается на кого-то из близких;
  • из раза в раз получает отказ при трудоустройстве, ему кажется, что он ходит по кругу;
  • не может разорвать болезные отношения, хотя понимает, что они вредны для него;
  • без очевидной причины тревожится;
  • отказывается от принятия важных решений из-за необоснованного страха и т.д.

Это список вероятных причин, чтобы начать анализ самого себя.

В общем, самоанализ нужно проводить тогда, когда вы испытываете любой душевный дискомфорт, входите в конфликт с самим собой. Всегда, когда чувствуете, что теряете связь с собой и миром, обращайтесь к самоанализу.

Как провести самоанализ себя

Постепенно вы научитесь проводить самоанализ в любое время и в любом месте, быстро абстрагируясь от внешних условий. Однако в начале пути по освоению этого навыка рекомендую придерживаться следующего плана.

Как провести самоанализ себя:

  • Выделите удобное время и место. Выделите на это час или пару часов. Отключите телефон, выключите компьютер и телевизор. Никто и ничто не должны отвлекать вас.
  • Приготовьте ручку и тетрадь. Фиксировать свои мысли, зарисовывать схемы полезно на любом этапе освоения самоанализа.
  • Определите, что конкретно вас тревожит, и составьте список вопросов.

Мы еще поговорим о вопросах чуть позже. Пока кратко обозначим план составления обращений к себе. Начните с вопроса «Что я чувствую?». Затем на каждый ответ задавайте вопрос «Почему?» и постепенно распутывайте это как клубок ниток.

Задачи и цели

открытое самовыражение

Какова основная цель регулярного самоанализа? Цель самоанализа – облегчить состояние, разобраться в актуальных психологических проблемах. Проще говоря, самоанализ нужен человеку, чтобы разобраться в себе и своей жизни. Любой психологический дискомфорт связан с тем, что человек идет против себя, свой сущности и подавляет личностный потенциал, свое истинное Я.

Задачи, которые личность решает в процессе самоанализа:

  • самовыразиться честно и открыто, максимально полно;
  • понять скрытые причинно-следственные связи и истинные мотивы своих поступков;
  • определить деструктивные установки и паттерны поведения, отказаться от них, заменить их продуктивными моделями.

Не путайте самоанализ с самокопанием и самобичеванием. Последнее – деструктивно. Первое – продуктивно. Самоанализ – это сдержанный и безоценочный разбор ситуации. Вы не характеризуете свои мысли, действия и желания как плохие или хорошие. Вы просто принимаете свои ответы как данность. Вы разбираетесь, а не бессмысленно копаетесь в прошлом или настоящем.

Виды самоанализа

Можно выделить систематический и несистематический самоанализ. Первый предназначен для решения сложных проблем, которые мешают человеку жить, и ситуаций, повторяющихся снова и снова. Например, когда мужчина борется со страхом знакомства с противоположным полом, выполняет упражнения, ведет дневник и отслеживает динамику.

Несистематический самоанализ применяется тогда, когда человек хочет объяснить себе что-то разовое. Например, он не понял, почему друг на него обиделся и теперь не разговаривает с ним. Кроме попыток поговорить с другом, субъект еще обращается внутрь себя, анализирует свои слова и действия.

Кроме видов самоанализа принято выделять еще типы, а точнее техники. Например, можно использовать такие приемы и способы, методы самоанализа:

  • Письмо самому себе на разных листах. Возьмите 5 листов: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Или можно взять обычные белые листы и использовать карандаши разных цветов. На первом листе объективно опишите проблему: что и когда произошло (по типу сводки новостей). На втором листе опишите все свои негативные эмоции и чувства, связанные с этой ситуацией. На третьем листе распишите положительные эмоции и чувства, которые вызывает у вас эта ситуация. На четвертом листе творчески опишите проблему. Например, зарисуйте ее. На последнем листе проведите анализ, сделайте выводы и напишите себе пару рекомендаций. Таким образом, на последнем листе должно появиться решение проблемы. Остальные листы предназначены для того, чтобы помочь вам увидеть проблему под разным углом, с разных точек зрения.
  • Анализ сновидений. Сновидения – это отражение нашего подсознания, переживаний, мыслей и чувств. Если регулярно разбирать сны, то можно найти решение актуальной проблемы. Анализ снов можно проводить в формате дневника. Если не хватает знаний, то обратитесь к трудам Фрейда (он много писал про сны и их значение).
  • Личный дневник. Задача – ежедневно делать что-то для формирования новых, полезных привычек и изменения деструктивного мышления. То есть вы определяете проблему и разрабатываете план работы над ней. В дневнике вы описываете ситуации, в которых проблема проявляет себя, свои чувства, мысли и реакции. Там же вы фиксируете, чем следовало бы заменить эти элементы. То есть вы отмечаете, что хотели бы чувствовать и думать, как хотели бы реагировать. А если реакции вас устраивают, то вы отмечаете прогресс и просто закрепляете поведение.

Обратите внимание! Дневники могут быть разной направленности: целей, благодарностей, личностного развития, работы над ошибками прошлого и т.д.

Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики. Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности.

Отдельно стоит разобрать критический самоанализ. В этом случае человек оценивает свои действия, мысли и желания с точки зрения морали, норм общества. Во время такого анализа личность решает дилемму «Быть или казаться». К такому самоанализу люди обращаются в ситуациях сложного выбора.

Вопросы для самоанализа

Вопросы для самоанализа

Вопросы для самоанализа будут меняться от случая к случаю. Мы уже определили, с чего стоит начать и как лучше продолжать. А теперь разберем это на примере вопросов для ситуации, когда человек чувствует себя несчастным или просто ощущает какой-то дискомфорт.

Вопросы для самоанализа личности от психолога на каждый день:

  • Насколько я счастлив? Почему я сейчас нахожусь именно на этом уровне?
  • Что и кто делает меня счастливым?
  • Могу ли я стать еще счастливее?
  • Что мешает мне стать счастливее?
  • Почему мне это мешает?
  • Чего я на самом деле хочу?
  • Почему я не могу достичь того, чего на самом деле хочу?
  • Как мне избавиться от этих ограничений и почему я до сих пор не сделал этого?
  • Какое место в сложившейся ситуации занимают мои достоинства и недостатки?
  • Какие ресурсы у меня есть, чтобы быть счастливым, а какие нужно приобрести?
  • Почему я не могу изменить свою жизнь, что мешает работать над собой (мысли, убеждения, страхи)?
  • Честен ли я с собой?

Мы уже упомянули, что в самоанализе главный вопрос – «Почему?». Но кроме него помогут еще два универсальных вопроса: «Что мне это дает?», «Зачем мне это?». Важно не путать с вопросом «За что мне это?».

С чего начать психологический самоанализ? Обратите внимание на универсальный план:

  • Определение одной проблемы, одного вопроса. Один самоанализ – один запрос.
  • Наблюдение за собой в ситуациях, когда эта проблема проявляет себя. Отвечайте на три вопроса: «Что я чувствую?», «Что я ощущаю?», «Что я думаю?».
  • Запись рассуждений-ответов на эти вопросы. Анализ эмоций, ощущений и мыслей. Фиксируйте свои наблюдения тезисно, в рисунках и схемах или полноценным текстом – как вам больше нравится и как удобнее, но лучше делать это от руки.
  • Отдых. Дайте информации усвоиться, отвлекитесь от самоанализа на какое-то время (от получаса до 1-2 дней).
  • Возвращение к анализу проблемы. Теперь пришло время обратиться к тем самым вопросам, о которых мы говорили. Распутывайте это, как клубок. Если вам не хватает каких-то знаний, то найдите их. Например, вы определили проблему, но не понимаете ее причин. Найдите статью в интернете (справочнике, учебнике) и познакомьтесь с вероятными причинами вашего состояния. Примерьте полученные знания на себя.
  • Разработка плана действий. Подумайте, как вы можете решить свою проблему. Если знаний не хватает, то опять же обратитесь к профессиональным источникам.

Обратите внимание! Вы поймете, что самоанализ прошел успешно, когда определите свою потребность, желание в данный момент. Помните, что главное – жить в гармонии с собой.

Пример из моей жизни

Самоанализ помогал и помогает мне регулярно и во многом. Каждый раз, когда я испытываю внутреннее беспокойство, негативные эмоции, я обращаюсь к этому методу. В качестве примера расскажу о том, как в свое время (годы назад) самоанализ помог мне справиться с самоповреждающим поведением – намеренным травмированием тела.

Самоповреждение бывает разным. Часто речь идет о порезах на теле. В моем случае была другая форма, но тоже часто встречающаяся – обдирание кутикул ногтями. Относится к дерматилломании. Сначала это имело неосознанный характер (как часто и бывает), то есть я замечала уже разодранные пальцы, кровоточащие раны. При этом я не могла сказать, когда и почему я это сделала (снова все идет по классическому сценарию).

Вот на какие вопросы я отвечала в процессе самоанализа (пример написания самоанализа себя):

  • Что такое самоповреждающее поведение? Это проявление аутоагрессии.
  • Откуда берется агрессия, направленная на самого себя? Это трансформация агрессии, направленной на что-то или кого-то из внешнего мира. Если не можешь выразить гнев на этот объект, то подавляешь негатив, и потом он выплескивается в виде самоповреждения.
  • В каких ситуациях я повреждаю себя? Это было самое сложное. Долгое время я не могла вывести проблему на осознанный уровень. Вела дневник, постепенно удалось записать основные ситуации.
  • Что общего в этих ситуациях? Какие эмоции и чувства я испытываю, кроме очевидной агрессии? Раздражение, нежелание делать то, что мне нужно делать (общаться с кем-то/другой вариант – зависит от ситуации), злость.
  • Почему я это испытываю? Потому что это идет в разрез с моими истинными желаниями и интересами. Я заставляю себя делать что-то, что противоречит моей натуре, или препятствую выходу чего-то важного.
  • Что я чувствую в процессе самоповреждения? Успокоение, расслабление.
  • Возможно, я в чем-то боюсь себе признаться? Например, в том, что отношения с конкретным человеком изжили себя. Или в том, что конкретная работа не приносит радости и не интересна. Или в том, что я не умею спокойно и прямо говорить о том, что мне не нравится, а вместо этого коплю негатив.
  • Почему я боюсь себе в этом признаться? Чего я на самом деле боюсь? Обидеть этого человека, если разорву с ним отношения? Неопределенности, если брошу эту работу?
  • Почему я этого боюсь? Каких ресурсов мне не хватает, чтобы решиться на важный шаг и стать счастливой?
  • Где мне раздобыть нужные ресурсы, инструменты?

И знаете, что было дальше? Облегчение. Все стало понятнее, появился план. Ненужные элементы исключались из жизни, а вместе с ними уходила агрессия и, как следствие, аутоагрессия. А на всякий пожарный случай (если что-то заставит меня нервничать и злиться) у меня есть такой прием: вместо повреждения пальцев нужно перебирать в руках какой-то предмет, например, ластик, резинку для волос, ручку и т.д. Этот метод рекомендуют психологи всем людям со склонностью к самоповреждению в ситуациях, когда не удается совладать с импульсом. Главное – вывести все на осознанный уровень, научиться отслеживать начало.

Так было в моем случае. У другого человека с той же проблемой (самоповреждение) индивидуальный самоанализ может пойти по другому пути. Например, причинение себе вреда более осознанное, а причина – душевная боль. Многие люди, которые режут себя, говорят о том, что физическая боль усмиряет душевную, отвлекает их. Тогда и план коррекции будет другим, и дальнейшие вопросы для самоанализа будут другими. Ведь и причины такого поведения здесь другие.

Заключение

Самоанализ – неотъемлемая часть психотерапии. Даже если вы начнете ходить к психологу, специалист обучит вас этому навыку. Задача психотерапевта – научить клиента самостоятельно разбираться со своими проблемами, так как специалист не может быть всегда рядом. Самоанализ не только помогает человеку разобраться в себе, но и повышает адаптивные способности личности, облегчает процесс социализации. На мой взгляд, этому нужно учить еще в школе в рамках общей программы, так как этот навык – основа поддержания психического здоровья.

Добавить комментарий