Решение уравнений с помощью графиков
Решение линейных уравнений
Как ты уже знаешь, графиком линейного уравнения является прямая линия, отсюда и название данного вида.
Линейные уравнения достаточно легко решать алгебраическим путем – все неизвестные переносим в одну сторону уравнения, все, что нам известно – в другую и вуаля! Мы нашли корень.
Сейчас же я покажу тебе, как это сделать графическим способом.
Итак, у тебя есть уравнение: ( displaystyle 2{x} -10=2)
Как его решить?
Вариант 1, и самый распространенный – перенести неизвестные в одну сторону, а известные в другую, получаем:
( displaystyle 2x=2+10)
( displaystyle 2x=12)
Обычно дальше мы делим правую часть на левую, и получаем искомый корень, но мы с тобой попробуем построить левую и правую части как две различные функции в одной системе координат.
Иными словами, у нас будет:
( displaystyle {{y}_{1}}=2x)
( displaystyle {{y}_{2}}=12)
А теперь строим. Что у тебя получилось?
Как ты думаешь, что является корнем нашего уравнения? Правильно, координата ( displaystyle x) точки пересечения графиков:
Наш ответ: ( displaystyle x=6)
Вот и вся премудрость графического решения. Как ты с легкостью можешь проверить, корнем нашего уравнения является число ( displaystyle 6)!
Вариант 1. Напрямую
Просто строим параболу по данному уравнению: ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0)
Чтобы сделать это быстро, дам тебе одну маленькую подсказку: удобно начать построение с определения вершины параболы. Определить координаты вершины параболы помогут следующие формулы:
( displaystyle x=-frac{b}{2a})
( displaystyle y=-frac{{{b}^{2}}-4ac}{4a})
Ты скажешь «Стоп! Формула для ( displaystyle y) очень похожа на формулу нахождения дискриминанта» да, так оно и есть, и это является огромным минусом «прямого» построения параболы, чтобы найти ее корни.
Тем не менее, давай досчитаем до конца, а потом я покажу, как это сделать намного (намного!) проще!
Посчитал? Какие координаты вершины параболы у тебя получились? Давай разбираться вместе:
( displaystyle x=frac{-2}{2}=-1)
( displaystyle y=-frac{{{2}^{2}}-4cdot left( -8 right)}{4}=-frac{4+32}{4}=-9)
Точно такой же ответ? Молодец!
И вот мы знаем уже координаты вершины, а для построения параболы нам нужно еще … точек. Как ты думаешь, сколько минимум точек нам необходимо? Правильно, ( displaystyle 3).
Ты знаешь, что парабола симметрична относительно своей вершины, например:
Соответственно, нам необходимо еще две точки по левой или правой ветви параболы, а в дальнейшем мы эти точки симметрично отразим на противоположную сторону:
Возвращаемся к нашей параболе.
Для нашего случая точка ( displaystyle Aleft( -1;-9 right)). Нам необходимо еще две точки, соответственно, ( displaystyle x) можно взять положительные, а можно взять отрицательные? Какие точки тебе удобней?
Мне удобней работать с положительными, поэтому я рассчитаю при ( displaystyle x=0) и ( displaystyle x=2).
При ( displaystyle x=0):
( displaystyle y={{0}^{2}}+0-8=-8)
При ( displaystyle x=2):
( displaystyle y={{2}^{2}}+2cdot 2-8=0)
Теперь у нас есть три точки, и мы спокойно можем построить нашу параболу, отразив две последние точки относительно ее вершины:
Как ты думаешь, что является решением уравнения?
Правильно, точки, в которых ( displaystyle y=0), то есть ( displaystyle x=2) и ( displaystyle x=-4). Потому что ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0).
И если мы говорим, что ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8), то значит, что ( displaystyle y) тоже должен быть равен ( displaystyle 0), или ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8=0).
Просто? Это мы закончили с тобой решение уравнения сложным графическим способом, то ли еще будет!
Конечно, ты можешь проверить наш ответ алгебраическим путем – посчитаешь корни через теорему Виета или Дискриминант.
Что у тебя получилось? То же самое?
Вот видишь! Теперь посмотрим совсем простое графическое решение, уверена, оно тебе очень понравится!
Решение смешанных неравенств
Теперь перейдем к более сложным неравенствам!
Как тебе такое:
( displaystyle 4x<{{x}^{3}})?
Жуть, правда? Честно говоря, я понятия не имею, как решить такое алгебраически… Но, оно и не надо. Графически ничего сложного в этом нет! Глаза боятся, а руки делают!
Первое, с чего мы начнем, – это с построения двух графиков:
( displaystyle {{y}_{1}}=4x)
( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}})
Я не буду расписывать для каждого таблицу – уверена, ты отлично справишься с этим самостоятельно (еще бы, столько прорешать примеров!).
Расписал? Теперь строй два графика.
Сравним наши рисунки?
У тебя так же? Отлично!
Теперь расставим точки пересечения и цветом определим, какой график у нас по идее должен быть больше, то есть ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}).
Смотри, что получилось в итоге:
А теперь просто смотрим, в каком месте у нас выделенный график находится выше, чем график ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Смело бери карандаш и закрашивай данную область! Она и будет решением нашего сложного неравенства!
На каких промежутках по оси ( displaystyle Ox) у нас ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}) находится выше, чем ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Верно, ( displaystyle xin left( -2;0 right)cup left( 2;+infty right)).
Это и есть ответ!
Ну вот, теперь тебе по плечу и любое уравнение, и любая система, и уж тем более любое неравенство!
ВИДЕО УРОК
Графическое решение линейных
неравенств.
ПРИМЕР:
Решите неравенство с помощью графика:
(х – 6)2 – (5 – х)2 < 3.
РЕШЕНИЕ:
Сначала проведём простейшие преобразования – раскроем
скобки полных квадратов и приведём подобные слагаемые:
(х – 6)2 – (5 – х)2 < 3,
(х2 – 12х + 36) – (25 – 10х + х2) < 3,
х2 – 12х + 36 – 25 + 10х – х2 < 3,
– 2х + 11 < 3,
– 2х < 3 – 11,
– 2х < –8,
Дальше делим обе части неравенства на отрицательное
число (–2), при этом надо поменять знак неравенства на
противоположный.
х ˃ 8/2,
х ˃ 4.
Неравенство нестрогое, поэтому 4 не включается в промежуток, и решением будут
являться все точки, которые находятся правее
4, так как
5
больше 4, 6 больше
4 и так
далее.
ОТВЕТ:
х ∈
(4; + ∞)
Графическое решение квадратных
неравенств.
Графиком
квадратичной функции
y = ах2 + bx + c
является парабола с
ветвями, направленными вверх, если а ˃ 0,
и вниз, если а < 0. При этом возможны три случая:
1) парабола пересекает ось х (то есть уравнение
ах2 + bx + c = 0
имеет два различных
корня);
2) парабола имеет вершину на оси х (то есть уравнение
ах2 + bx + c = 0
имеет один корень);
3) парабола не пересекает ось х (то есть уравнение
ах2 + bx + c = 0
не имеет корней).
Итого возможны
шесть положений параболы, служащей графиком функции
у = ах2 + bx
+ c
относительно оси х, – они представлены на рисунку.
Опираясь на эти графические иллюстрации, можно
решать квадратные неравенства.
Квадратным неравенством называют неравенства вида
ax2
+ bx
+ c
˃ 0,
где вместо знака
˃ может быть любой другой знак неравенства.
Для решения
квадратного неравенства с помощью графика нужно:
– определить направление ветвей параболы по знаку
старшего коэффициента квадратичной функции;
– найти корни соответствующего квадратного уравнения
или установить, что их нет;
– построить эскиз графика квадратичной функции,
учитывая точки пересечения (или касания) с осью Ох, если они есть;
– по графику определить промежутки, на которых
функция принимает нужные значения.
ПРИМЕР:
Решите неравенство графическим способом:
–х2 + 10х –21 < 0.
РЕШЕНИЕ:
Сначала решаем квадратное уравнение:
–х2 + 10х –21 = 0
D = b2 – 4ac,
D = 100 – 4 × (–1) × (–21)
= 100 – 84 = 16,
Затем схематично рисуем
параболу, не высчитывая, где у нё находится вершина, ведь по сути это не нужно,
у нас есть основное – точки пересечения параболы с осью Ох.
Возвращаемся к неравенству
–х2 + 10х –2 < 0.
и отмечаем нужные нам промежутки:
Запишем теперь ответ.
ОТВЕТ:
х ∈
(–∞; 3) ∪ (7; +∞)
ПРИМЕР:
Решите неравенство графическим способом:
х2 – 2х – 3 ˃ 0.
РЕШЕНИЕ:
Рассмотрим параболу
у = х2
– 2х – 3.
Решить неравенство
х2 – 2х – 3 ˃ 0
это значит ответить на вопрос, при каких значениях х ординаты точек параболы положительны.
Замечаем, что у ˃ 0, то есть график функции расположен выше оси х,
при х
< –1 и при х
˃ 3. Значит, решениями неравенства служат все точки
интервалов
(–∞; –1) ∪ (3; +∞).
ПРИМЕР:
Решите неравенство графическим способом:
х2 – 2х – 3 < 0.
РЕШЕНИЕ:
Рассмотрим параболу
у = х2
– 2х – 3.
Неравенство
х2 – 2х – 3 < 0
или у < 0, где
у = х2 – 2х – 3,
также можно решить с помощью графика. График расположен
ниже оси х,
если
–1 < х < 3.
Поэтому решением данного неравенства служат все точки
интервала
(–1; 3).
ПРИМЕР:
Решите неравенство графическим способом:
х2 – 2х – 3 ≥ 0.
РЕШЕНИЕ:
Рассмотрим параболу
у = х2
– 2х – 3.
Неравенство
х2 – 2х – 3 ≥ 0
отличается от неравенства
х2 – 2х – 3 ˃ 0
тем, что в ответ надо включить и корни уравнения
х2 – 2х – 3 = 0
то есть точки
х1 = –1 и х2 = 3.
Таким образом, решениями данного нестрогого неравенства
являются все точки интервалов
(–∞; –1] ∪ [3; +∞)
ПРИМЕР:
Решите неравенство графическим способом:
х2 – 2х – 3 ≤ 0.
РЕШЕНИЕ:
Рассмотрим параболу
у = х2
– 2х – 3.
Неравенство
х2 – 2х – 3 ≤ 0
Отличается от неравенства
х2 – 2х – 3 < 0
тем, что в ответ надо включить и корни уравнения
х2 – 2х – 3 = 0,
то есть х1 = –1 и х2 = 3,
Следовательно, решениями данного нестрогого неравенства
служат все точки отрезка
[–1; 3].
ПРИМЕР:
Решите неравенство графическим способом:
х2 – х – 2 ≥ 0.
РЕШЕНИЕ:
Представим такое неравенство в виде
х2 ≥ х + 2.
В одной и той же системе координат построим графики
функций
у1 = х2 (парабола) и
у2 = х + 2 (прямая
линия).
Найдём абсциссы точек пересечения этих графиков. Приравняем
правые части функций и получим уравнение:
х2 = х + 2
или
х2 – х – 2 = 0.
Корни этого квадратного уравнения
х1 = –1 и х2 = 2.
Поэтому такие графики пересекаются в двух точках А и В,
абсциссы которых, соответственно, равны
х1 = –1 и х2 = 2.
Неравенству
х2 ≥ х + 2
или
у1 ≥ у2
удовлетворяют те значения х,
при которых значения первой функции больше или равны значениям второй функции,
то есть при которых график первой функции расположен выше или на уровне второй
функции. Из рисунка видно, что такими значениями являются все числа из
промежутков
х1 ≤ –1 и х2 ≥ 2.
Этот способ оказывается более полезным при решении
сложных неравенств (кубических неравенств, неравенств с модулем
и так далее).
ПРИМЕР:
Решите неравенство графическим способом:
–х2 + 2х – 1 ≥ 0.
РЕШЕНИЕ:
Запишем неравенство в виде
–(х – 1)2 ≥ 0
и построим эскиз графика функции
у = –(х – 1)2.
Ветви этой параболы направлены вниз. Уравнение
–(х – 1)2 = 0
имеет один корень х = 1.
Поэтому парабола касается оси Ох в точке
(1; 0). Для решения неравенства
–(х – 1)2 ≥ 0
надо определить, при каких значениях х функции
у неотрицательны.
Из рисунка видно, что функция положительных значений не
имеет. Значение у = 0 получается
только при х = 0. Поэтому
данное неравенство
–х2 + 2х – 1 ≥ 0
имеет единственное решение х = 1.
ПРИМЕР:
Решите неравенство графическим способом:
2х2 + 5х + 2 ˃ 0.
РЕШЕНИЕ:
Уравнение
2х2 + 5х + 2 = 0
имеет два корня:
х1 = –2, х2 = –1/2.
Парабола, служащая графиком функции
у = 2х2 + 5х + 2,
имеет вид, изображённый на рисунке.
Неравенство
2х2 + 5х + 2 ˃ 0
выполняется при тех значениях х,
при которых точки параболы лежат выше оси
х.
Это будет при
х < х1 или при х ˃ х2,
то есть при х < –2 или при
х ˃ –1/2.
Значит решения неравенства таковы:
х < –2, х ˃
–1/2.
ОТВЕТ:
х < –2, х ˃
–1/2
ПРИМЕР:
Решите неравенство графическим способом:
3х2 – 7х – 10 ≤ 0.
РЕШЕНИЕ:
Уравнение
3х2 – 7х – 10 = 0
имеет два корня:
х1 = –1, х2 = 10/3.
Парабола, служащая графиком функции
у = 3х2 – 7х – 10,
имеет вид, изображённый на рисунке.
Неравенство
3х2 – 7х – 10 ≤ 0
выполняется при тех значениях х,
при которых точки параболы лежат на оси х или ниже её. Это
будет при х из промежутка
[х1; х2]
Значит множество решений неравенства есть отрезок
[–1; 10/3].
ОТВЕТ: [–1; 10/3]
ПРИМЕР:
Решите неравенство графическим способом:
–х2 + 4х – 4 ˃ 0.
РЕШЕНИЕ:
Уравнение
–х2 + 4х – 4 = 0
имеет один корень:
х = 2.
Парабола, служащая графиком функции
у = –х2 + 4х – 4,
имеет вид, изображённый на рисунке.
Неравенство
–х2 + 4х – 4 ˃ 0
выполняется при тех значениях х,
при которых точки параболы лежат выше оси
х. Таких
точек нет. Значит, неравенство не имеет решений.
ОТВЕТ: решений
нет
ПРИМЕР:
Решите неравенство графическим способом:
–3х2 + х – 5 < 0.
РЕШЕНИЕ:
Уравнение
–3х2 + х – 5 = 0
не имеет действительных корней.
Парабола, служащая графиком функции
у = –3х2 + х – 5,
имеет вид, изображённый на рисунке.
Неравенство
–3х2 + х – 5 < 0
выполняется при тех значениях х,
при которых точки параболы лежат ниже оси
х. Так
как вся парабола лежит ниже оси х, то неравенство
выполняется при любых значениях х.
ОТВЕТ: –∞ < х < +∞
Графическое решение нелинейных
неравенств.
ПРИМЕР:
Решите неравенство графическим
способом:
√͞͞͞͞͞x
< 6 – х.
РЕШЕНИЕ:
Будуємо
графіки функцій
у = √͞͞͞͞͞x и у = 6 – х.
Графіки
перетинаються у точці (4; 2). Значення функції
у
= 6 – х
більші
від значень функції
у = √͞͞͞͞͞x,
якщо х ∈ (0; 4)
Графический метод является одним из основных методов решения квадратных неравенств. В статье мы приведем алгоритм применения графического метода, а затем рассмотрим частные случаи на примерах.
Суть графического метода
Метод применим для решения любых неравенств, не только квадратных. Суть его вот в чем: правую и левую части неравенства рассматривают как две отдельные функции y=f(x) и y=g(x), их графики строят в прямоугольной системе координат и смотрят, какой из графиков располагается выше другого, и на каких промежутках. Оцениваются промежутки следующим образом:
- решениями неравенства f(x)>g(x) являются интервалы, где график функции f выше графика функции g;
- решениями неравенства f(x)≥g(x) являются интервалы, где график функции f не ниже графика функции g;
- решениями неравенства f(x)<g(x) являются интервалы, где график функции f ниже графика функции g;
- решениями неравенства f(x)≤g(x) являются интервалы, где график функции f не выше графика функции g;
- абсциссы точек пересечения графиков функций f и g являются решениями уравнения f(x)=g(x).
Рассмотрим приведенный выше алгоритм на примере. Для этого возьмем квадратное неравенство a·x2+b·x+c<0 (≤, >, ≥) и выведем из него две функции. Левая часть неравенства будет отвечать y=a·x2+b·x+c (при этом f(x)=a·x2+b·x+c), а правая y=0 (при этом g(x)=0).
Графиком первой функции является парабола, второй прямая линия, которая совпадает с осью абсцисс Ох. Проанализируем положение параболы относительно оси Ох. Для этого выполним схематический рисунок.
Решение с двумя корнями у квадратного трехчлена
Ветви параболы направлены вверх. Она пересекает ось Ох в точках x1 и x2. Коэффициент а в данном случае положительный, так как именно он отвечает за направление ветвей параболы. Дискриминант положителен, что указывает на наличие двух корней у квадратного трехчлена a·x2+b·x+c . Корни трехчлена мы обозначили как x1 и x2, причем приняли, что x1<x2, так как на оси Ох изобразили точку с абсциссой x1 левее точки с абсциссой x2.
Части параболы, расположенные выше оси Ох обозначим красным, ниже – синим. Это позволит нам сделать рисунок более наглядным.
Выделим промежутки, которые соответствуют этим частям и отметим их на рисунке полями определенного цвета.
Красным мы отметили промежутки (−∞, x1) и (x2, +∞), на них парабола выше оси Ох. Они являются решением квадратного неравенства a·x2+b·x+c>0. Синим мы отметили промежуток (x1, x2), который является решением неравенства a·x2+b·x+c<0. Числа x1 и x2 будут отвечать равенству a·x2+b·x+c=0.
Сделаем краткую запись решения. При a>0 и D=b2−4·a·c>0 (или D’=D4>0 при четном коэффициенте b) мы получаем:
- решением квадратного неравенства a·x2+b·x+c>0 является (−∞, x1)∪(x2, +∞) или в другой записи x<x1, x>x2;
- решением квадратного неравенства a·x2+b·x+c≥0 является (−∞, x1]∪[x2, +∞) или в другой записи x≤x1, x≥x2;
- решением квадратного неравенства a·x2+b·x+c<0 является (x1, x2) или в другой записи x1<x<x2;
- решением квадратного неравенства a·x2+b·x+c≤0 является [x1, x2] или в другой записи x1≤x≤x2,
где x1 и x2 – корни квадратного трехчлена a·x2+b·x+c, причем x1<x2.
Решение с одним корнем у квадратного трехчлена
На данном рисунке парабола касается оси Oх только в одной точке, которая обозначена как x0. Ветви параболы направлены вверх, что означает, что a>0. D=0, следовательно, квадратный трехчлен имеет один корень x0.
Парабола расположена выше оси Oх полностью, за исключением точки касания координатной оси. Обозначим цветом промежутки (−∞, x0), (x0, ∞).
Запишем результаты. При a>0 и D=0:
- решением квадратного неравенства a·x2+b·x+c>0 является (−∞, x0)∪(x0, +∞) или в другой записи x≠x0;
- решением квадратного неравенства a·x2+b·x+c≥0 является (−∞, +∞) или в другой записи x∈R;
- квадратное неравенство a·x2+b·x+c<0 не имеет решений (нет интервалов, на которых парабола расположена ниже оси Ox);
- квадратное неравенство a·x2+b·x+c≤0 имеет единственное решение x=x0 (его дает точка касания),
где x0 – корень квадратного трехчлена a·x2+b·x+c.
Решение квадратного трехчлена, не имеющего корней
Рассмотрим третий случай, когда ветви параболы направлены вверх и не касаются оси Ox. Ветви параболы направлены вверх, что означает, что a>0. Квадратный трехчлен не имеет действительных корней, так как D<0.
На графике нет интервалов, на которых парабола была бы ниже оси абсцисс. Это мы будем учитывать при выборе цвета для нашего рисунка.
Получается, что при a>0 и D<0 решением квадратных неравенств a·x2+b·x+c>0 и a·x2+b·x+c≥0 является множество всех действительных чисел, а неравенства a·x2+b·x+c<0 и a·x2+b·x+c≤0 не имеют решений.
Нам осталось рассмотреть три варианта, когда ветви параболы направлены вниз. На этих трех вариантах можно не останавливаться подробно, так как при умножении обеих частей неравенства на −1 мы получаем равносильное неравенство с положительным коэффициентом при х2.
Алгоритм решения неравенств с использованием графического способа
Рассмотрение предыдущего раздела статьи подготовило нас к восприятию алгоритма решения неравенств с использованием графического способа. Для проведения вычислений нам необходимо будет каждый раз использовать чертеж, на котором будет изображена координатная прямая Oх и парабола, которая отвечает квадратичной функции y=a·x2+b·x+c. Ось Oу мы в большинстве случаев изображать не будем, так как для вычислений она не нужна и будет лишь перегружать чертеж.
Для построения параболы нам необходимо будет знать две вещи:
- направление ветвей, которое определяется значением коэффициента a;
- наличие точек пересечения параболы и оси абсцисс, которые определяются значением дискриминанта квадратного трехчлена a·x2+b·x+c.
Точки пересечения и касания мы будет обозначать обычным способом при решении нестрогих неравенств и пустыми при решении строгих.
Наличие готового чертежа позволяет перейти к следующему шагу решения. Он предполагает определение промежутков, на которых парабола располагается выше или ниже оси Oх. Промежутки и точки пересечения и являются решением квадратного неравенства. Если точек пересечения или касания нет и нет интервалов, то считается, что заданное в условиях задачи неравенство не имеет решений.
Теперь решим несколько квадратных неравенств, используя приведенный выше алгоритм.
Необходимо решить неравенство 2·x2+513·x-2 графическим способом.
Решение
Нарисуем график квадратичной функции y=2·x2+513·x-2 . Коэффициент при x2 положительный, так как равен 2. Это значит, что ветви параболы будут направлены вверх.
Вычислим дискриминант квадратного трехчлена 2·x2+513·x-2 для того, чтобы выяснить, имеет ли парабола с осью абсцисс общие точки. Получаем:
D=5132-4·2·(-2)=4009
Как видим, D больше нуля, следовательно, у нас есть две точки пересечения: x1=-513-40092·2 и x2=-513+40092·2 , то есть, x1=−3 и x2=13.
Мы решаем нестрогое неравенство, следовательно проставляем на графике обычные точки. Рисуем параболу. Как видите, рисунок имеет такой же вид как и в первом рассмотренном нами шаблоне.
Наше неравенство имеет знак ≤. Следовательно, нам нужно выделить промежутки на графике, на которых парабола расположена ниже оси Ox и добавить к ним точки пересечения.
Нужный нам интервал −3, 13. Добавляем к нему точки пересечения и получаем числовой отрезок −3, 13. Это и есть решение нашей задачи. Записать ответ можно в виде двойного неравенства: −3≤x≤13.
Ответ: −3, 13 или −3≤x≤13.
Решите квадратное неравенство −x2+16·x−63<0 графическим методом.
Решение
Квадрат переменной имеет отрицательный числовой коэффициент, поэтому ветви параболы будут направлены вниз. Вычислим четвертую часть дискриминанта D’=82−(−1)·(−63)=64−63=1. Такой результат подсказывает нам, что точек пересечения будет две.
Вычислим корни квадратного трехчлена: x1=-8+1-1 и x2=-8-1-1 , x1=7 и x2=9.
Получается, что парабола пересекает ось абсцисс в точках 7 и 9. Отметим эти точки на графике пустыми, так как мы работаем со строгим неравенством. После этого нарисуем параболу, которая пересекает ось Oх в отмеченных точках.
Нас будут интересовать промежутки, на которых парабола располагается ниже оси Oх. Отметим эти интервалы синим цветом.
Получаем ответ: решением неравенства являются промежутки (−∞, 7), (9, +∞).
Ответ: (−∞, 7)∪(9, +∞) или в другой записи x<7, x>9.
В тех случаях, когда дискриминант квадратного трехчлена равен нулю, необходимо внимательно подходить к вопросу о том, стоит ли включать в ответ абсциссы точки касания. Для того, чтобы принять правильное решение, необходимо учитывать знак неравенства. В строгих неравенствах точка касания оси абсцисс не является решением неравенства, в нестрогих является.
Решите квадратное неравенство 10·x2−14·x+4,9≤0 графическим методом.
Решение
Ветви параболы в данном случае будут направлены вверх. Она будет касаться оси Oх в точке 0,7, так как
Построим график функции y=10·x2−14·x+4,9. Ее ветви направлены вверх, так как коэффициент при x2 положительный, и она касается оси абсцисс в точке с абсциссой 0,7, так как D’=(−7)2−10·4,9=0, откуда x0=710 или 0,7.
Поставим точку и нарисуем параболу.
Мы решаем нестрогое неравенство со знаком ≤. Следовательно. Нас будут интересовать промежутки, на которых парабола располагается ниже оси абсцисс и точка касания. На рисунке нет интервалов, которые удовлетворяли бы нашим условиям. Есть лишь точка касания 0,7. Это и есть искомое решение.
Ответ: Неравенство имеет только одно решение 0,7.
Решите квадратное неравенство –x2+8·x−16<0.
Решение
Ветви параболы направлены вниз. Дискриминант равен нулю. Точка пересечения x0=4.
Отмечаем точку касания на оси абсцисс и рисуем параболу.
Мы имеем дело со строгим неравенством. Следовательно, нас интересуют интервалы, на которых парабола расположена ниже оси Oх. Отметим их синим.
Точка с абсциссой 4 не является решением, так как в ней парабола не расположена ниже оси Ox. Следовательно, мы получаем два интервала (−∞, 4), (4, +∞).
Ответ: (−∞, 4)∪(4, +∞) или в другой записи x≠4.
Не всегда при отрицательном значении дискриминанта неравенство не будет иметь решений. Есть случаи, когда решением будет являться множество всех действительных чисел.
Решите квадратное неравенство 3·x2+1>0 графическим способом.
Решение
Коэффициент а положительный. Дискриминант отрицательный. Ветви параболы будут направлены вверх. Точек пересечения параболы с осью Oх нет. Обратимся к рисунку.
Мы работаем со строгим неравенством, которое имеет знак >. Это значит, что нас интересуют промежутки, на которых парабола располагается выше оси абсцисс. Это как раз тот случай, когда ответом является множество всех действительный чисел.
Ответ: (−∞, +∞) или так x∈R.
Необходимо найти решение неравенства −2·x2−7·x−12≥0 графическим способом.
Решение
Ветви параболы направлены вниз. Дискриминант отрицательный, следовательно, общих точек параболы и оси абсцисс нет. Обратимся к рисунку.
Мы работаем с нестрогим неравенством со знаком ≥, следовательно, интерес для нас представляют промежутки, на которых парабола располагается выше оси абсцисс. Судя по графику, таких промежутков нет. Это значит, что данное у условии задачи неравенство не имеет решений.
Ответ: Нет решений.
Видеоурок 1: Графический способ решения неравенств
Видеоурок 2: Графики неравенств
Лекция: Использование свойств и графиков функций при решении неравенств
Для решения неравенств можно пользоваться аналитическим и графическим способами. Но, несмотря на способ, который Вы выберете, необходимо учитывать свойства функций и вид их графиков.
Свойства функций
1. Парность/ непарность
Если функция на графике является симметричной относительно оси ОУ, то данная функция будет называться парной. Для такой функции значение функции будет одинаковым, как для положительных “х”, так и для отрицательных.
f(-x) = f(x).
можно назвать квадратичную функцию, графиком которой является парабола с вершиной в начале координат. Так же график выражения в модуле будет являться парной функцией. Среди тригонометрических функций существует единственная функция, которую можно назвать парной – косинус без сдвига фаз.
Если функция симметрична относительно начала координат, то её называют
непарной
.
f(-x) = – f(x).
К таким функциям можно отнести любую функцию, старший член которой будет иметь нечетную степень или же, например, функция синуса.
Множество остальных функций нельзя отнести ни к парным, ни к непарным.
2. Периодичность
Если некоторая функция повторяется через некоторый период. Такие функцию будут повторяться до бесконечности. К периодичным функциям относятся все тригонометрические функции, не ограниченные на некотором промежутке.
3. Нули функции и промежутки знакопостоянства
Нуль функций – это такое значение ординаты, при которой функция обращается в нуль.
Когда мы находим решение уравнений, мы, как раз, находим нули функций. Иными словами нулем называется точка, в которой график функции пересекает ось ОХ.
Промежутки знакопостоянства – это диапазон, в котором функция имеет одинаковый знак, то есть принимает только положительные, или только отрицательные значения.
Нули функции разбивает всю числовую прямую на интервалы. Именно относительно нулей происходит решение неравенств высоких степеней. Чередование знаков на промежутках происходит именно относительно нулей функции.
Судя по указанному графику, если нам необходимо найти решение неравенств, где функция будет больше нуля, нам подходят диапазоны (-10; -8), (-4; 5).
4. Убывание/ возрастание функции
Если на некотором промежутке [а,б] функция f(x1) < f(x2) для любых x1 < x2, то такую функцию называют монотонно возрастающей.
Если на некотором промежутке [а,б] функция f(x1) > f(x2) для любых x1 < x2, то такую функцию называют монотонно убывающей.
5. Минимум/ максимум/ экстремум
Если для некоторого участка функции в точке выполняется неравенство f(x1) < f(x0)(f(x1) > f(x0)), то точка x0 является максимумом (минимумом) функции.
То есть точкой, в которой функция будет принимать максимальное (минимальное) значение.
Точки, в которых функция принимает максимальное или минимальное значения, называются экстремумами функции.
В данном случае xmax, xmin – точки экстремума, а функция в данной точке называется экстремумом функции.
Точки, в которых производная функции равная нулю или не существует вовсе, называются критическими точками.
Если производная некоторой функции в точке равна нулю, а вторая производная отлична от нуля, то данная точка будет точкой максимума, если вторая производная меньше нуля, и минимума, если она больше нуля.
6. ОДЗ
Это одно из наиболее важных свойств функций, используемых в неравенствах, поскольку ОДЗ позволяет моментально, на первых этапах избавиться от возможных решений системы.
Содержание:
Для решение простейших тригонометрических неравенств можно использовать как единичную окружность, так и графики тригонометрических функций.
Пример 1.
Решим неравенство
Решение:
Запишем решение в общем виде.
Решить данное неравенство значит, найти абсциссы множества точек графика функции , ординаты которых больше .
1.Построим график функции .
2.В одной системе координат построим график функции .
3.Отметим точки пересечения графиков.
4. Как видно, прямая делит график функции на две части. Абсциссы множества точек расположенные в верхней части от прямой удовлетворяют неравенству. На интервале эти точки имеют абсциссы . Значит, решением неравенства на интервале является множество точек, удовлетворяющих условию
Также решения тригонометрических неравенств можно ясно увидеть на единичной окружности. Все остальные интервалы, удовлетворяющие решению неравенства получаются смещением интервала на расстояние длиной в влево или вправо. Поэтому решения неравенства записываются так:
.
Пример 2.
Решим неравенство
Решение:
Решения уравнения являются абсциссами точек пересечения графиков функций и . Если один из корней, на промежутке длиной равен , то другой корень будет равен . На графике отметим точки пересечения с абсциссами и .
От каждой из них, по обе стороны, отметим ещё две точки – вправо от
точки на : ,и влево от точки на :
Они также являются абсциссами точек пересечения графиков.
На промежутке ( ) ординаты точек графика функции у = sin х меньше. Приняв во внимание период функции, решения неравенства можно записать в виде: . Из графика видно, что интервал удовлетворяет решению неравенства . Все остальные интервалы, удовлетворяющие неравенству получаются смещением интервала влево и вправо на отрезок длиной в . Значит, в общем виде решения неравенства записываются так: .
Пример 3.
Решим неравенство
Решение:
Найдём абсциссы точек пересечения графиков функций
и из уравнения .
Получим: и
При абсциссы точек пересечения будут равны и . Отметим эти точки на графике. От каждой из них, по обе стороны, отметим ещё две точки.
Отметим от точки справа на расстоянии точку
и от точки слева на расстоянии точку
.
Один из промежутков, удовлетворяющих неравенству, расположен между наименьших но абсолютному значению корней соответствующего уравнения, т.е. между точками и .
Приняв во внимание периодичность функции, получим следующие решения неравенства .
По графику решение неравенства будет:
.
Пример 4.
Решим неравенства и .
Решение:
В одной системе координат построим графики функций и у = 1.
Найдём абсциссу точки пересечения , расположенной в интервале решив уравнение. Функция возрастает на промежутке tg х = 1 при . Тогда, если, то tg х < 1. Если , то tg х > 1.
Так как функция имеет период , то решение неравенства будет , а решение неравенства
tg х > 1 будет .
Пример 5.
Решим неравенства и .
Решение:
На одной координатной плоскости построим графики функций и . Абсциссу точки пересечения графиков на промежутке (0; ) найдём из уравнения : Функция ctg х убывает на промежутке (0; ) и при . Тогда, если , то , а
если , то .
Это говорит о том , что условию неравенства удовлетворяют , а условию неравенства
.
Для решения тригонометрических неравенств:
1) В одной системе координат постройте графики функций из левой и правой частей неравенства;
2) Решите соответствующие уравнения. Найдите абсциссы для нескольких точек пересечения, расположенных близко к началу координат и отметьте их на графике;
3) Определите какой-либо интервал, удовлетворяющий неравенству;
4) Принимая во внимание периодичность функции, запишите все решения.
Пример 6.
Решите неравенство на интервале .
Решение:
1.Построим график функции .
Как видно из графика, значения меньше 0 или равные 0 соответствуют точкам, расположенным на оси абсцисс (прямой у = 0 ) или ниже её. Решениями неравенства из интервала являются промежутки
Пример 7.
Решим неравенство на интервале .
Решение:
1. Построим графики функций и при помощи графкалькулятора.
Решением неравенства являются абсциссы всех точек, которые расположены на прямой у = 2 и выше неё. Это точки из интервала .
А общее решение неравенства имеет вид .
Проверка: На интервале решения для проверки выберем одну точку, напри-л
мер проверим правильность решения:
Пример 8.
Решение:
Пусть
Пример решении задачи:
Карусель, радиусом 20 м за каждые 40 секунд совершает один оборот. Самое низкое сиденье находится на высоте 1 м.
а)Изобразите график, соответствующий задаче.
б)Запишите функцию зависимости движения человека, находящегося на сиденье карусели в виде .
в)В какие секунды за один полный оборот человек на карусели, окажется на высоте выше 21 м?
Решение:
а) Изобразим схематично решение задачи. Отметим на окружности точки, соответствующие каждой четвёртой части оборота при движении карусели. Соединим эти точки и получим график, в виде синусоиды, движения карусели за один оборот (360°).
б)Из графика видно, что с 10 но 30 секунду человек на карусели, будет находится на высоте от 21 ми более.
в)По данным задачи и графику запишем формулу функции.
Зная период, найдём частоту b:
Найдём амплитуду и среднюю линию, зная максимальное и минимальное значения. Найдём фазу смещения с. Функция синуса принимает наибольшее значение в одной четвёртой периода. Однако можно заметить, что максимум функции достигается с задержкой на 10 секунд (на 20-ой секунде), а значит сдвиг но фазе с = 10.
Формула имеет вид .
Решение неравенств
Понятия неравенства с одной переменной и его способы решения:
Определение:
Если два выражения с переменной соединить одним из знаков то получим неравенство с переменной. В общем виде неравенство с одной переменной (например, для случая «больше») записывают так:
- линейное неравенство;
- квадратное неравенство;
- дробное неравенство
Решением неравенства с переменной называется значение переменной, которое обращает заданное неравенство в верное числовое неравенство. Решить неравенство — значит найти все его решения или доказать, что их нет.
одно из решений неравенства так как при получаем верное неравенство:
Область допустимых значений (ОДЗ):
Областью допустимых значений (или областью определения) неравенства называется общая область определения для функций которые стоят в левой и правой частях неравенства.
Для неравенства ОДЗ: то есть так как область определения функции определяется условием: а областью определения функции является множество всех действительных чисел.
Два неравенства называется равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же решения, то есть каждое решение первого неравенства является решением второго и наоборот, каждое решение второго неравенства является решением первого.
- Если из одной части неравенства перенести в другую часть слагаемые с противоположным знаком, то получим неравенство, равносильное заданному (на любом множестве).
- Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же положительное число (или на одну и ту же функцию, которая определена и положительна на ОДЗ заданного неравенства), не меняя знак неравенства, то получим неравенство, равносильное заданному (на ОДЗ заданного неравенства).
- Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число (или на одну и ту же функцию, которая определена и отрицательна на ОДЗ заданного неравенства) и изменить знак неравенства на противоположный, то получим неравенство, равносильное задан ному (на ОДЗ заданного неравенства).
- Метод интервалов (решения неравенств вида
Решите неравенство
Пусть
ОДЗ:
Нули функции
( входят в ОДЗ)
Ответ:
Схема поиска плана решения неравенства
Объяснение и обоснование:
Понятия неравенства с переменной и его решение
Если два выражения с переменной соединить одним из знаков то получаем неравенство с переменной.
Аналогично уравнению, неравенство с переменной (например, со знаком чаще всего понимают как аналитическую запись задачи о нахождении тех значений аргументов, при которых значение одной из заданных функций больше, чем значение другой заданной функции. Поэтому в общем виде неравенство с одной переменной (например, для случаев «больше») записывают так:
Напомним, что решением неравенства называется значение переменной, которое обращает это неравенство в верное числовое неравенство. Решить неравенство — значит найти все его решения или доказать, что их нет.
Например, решениями неравенства являются все значения для неравенства решениями являются все действительные числа а неравенство не имеет решений, поскольку значение не может быть отрицательным числом.
Область допустимых значений (ОДЗ) неравенства
Область допустимых значений (ОДЗ) неравенства определяется аналогично ОДЗ уравнения. Если задано неравенство то общая область определения функций называется областью допустимых значений этого неравенства (иногда используются также термины « область определения неравенства» или «множество допустимых значений неравенства»). Например, для неравенства областью допустимых значений являются все действительные числа (это можно записать, например, так: ОДЗ: поскольку функции имеют области определения
Понятно, что каждое решение заданного неравенства входит как в область определения функции так и в область определения функции (иначе мы не сможем получить верное числовое неравенство). Таким образом, каждое решение неравенства обязательно входит в ОДЗ этого неравенства. Это позволяет в некоторых случаях применить анализ ОДЗ неравенства для его решения.
Например, в неравенстве функция определена при всех действительных значениях а функция — только при условии, что под знаком квадратного корня будут стоять неотрицательные выражения. Таким образом, ОДЗ этого неравенства задается системой из которой получаем систему не имеющую решений. Таким образом, ОДЗ заданного неравенства не содержит ни одного числа, поэтому это неравенство не имеет решений.
В основном при решении неравенств различных видов приходится применять один из двух методов решения: равносильные преобразования неравенств или так называемый метод интервалов.
Равносильные неравенства
С понятием равносильности неравенств вы знакомы еще из курса алгебры 9 класса. Как и для случая равносильных уравнений, равносильность неравенств мы будем рассматривать на определенном множестве.
Два неравенства называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же решения, то есть каждое решение первого неравенства является решением второго, и наоборот, каждое решение второго неравенства является решением первого.
Договоримся, что в дальнейшем все равносильные преобразования неравенств будем выполнять на ОДЗ заданного неравенства. Укажем, что в том случае, когда ОДЗ заданного неравенства является множество всех действительных чисел, мы не всегда будем его записывать (как не записывали ОДЗ при решении линейных или квадратных неравенств). И в других случаях главное — не записать ОДЗ при решении неравенства, а действительно учесть ее при выполнении равносильных преобразований заданного неравенства.
Общие ориентиры выполнения равносильных преобразований неравенств аналогичны соответствующим ориентирам выполнения равносильных преобразований уравнений.
Как указывалось выше, выполняя равносильные преобразования неравенств, необходимо учитывать ОДЗ заданного неравенства — это и есть первый ориентир для выполнения равносильных преобразований неравенств.
По определению равносильности неравенств необходимо обеспечить, чтобы каждое решение первого неравенства было решением второго, и наоборот, каждое решение второго неравенства было решением первого. Для этого достаточно обеспечить сохранение верного неравенства на каждом шаге решения не только при прямых, а и при обратных преобразованиях. Это и есть второй ориентир для решения неравенств с помощью равносильных преобразований. Действительно, каждое решение неравенства обращает его в верное числовое неравенство, и если верное неравенство сохраняется, то решение каждого из неравенств будет также и решением другого, таким образом, неравенства будут равносильны (соответствующие ориентиры схематически представлены в пункте 5 табл. 38).
Например, чтобы решить с помощью равносильных преобразований неравенстводостаточно учесть его ОДЗ: и условие положительности дроби (дробь будет положительной тогда и только тогда, когда числитель и знаменатель дроби имеют одинаковые знаки), а также учесть, что на ОДЗ все необходимые преобразования можно выполнить как в прямом, так и в обратном направлениях с сохранением верного неравенства.
Решение:
Данное неравенство равносильно совокупности двух систем:
Тогда получаем
Таким образом,
Ответ:
Комментарий:
Заметим, что при записи условия положительности дроби — совокупности систем (2) — мы неявно учли ОДЗ неравенства (1). Действительно, если поэтому в явном виде ОДЗ заданного неравенства не записано при оформлении решения. Кроме выделенных общих ориентиров, для выполнения равносильных преобразований неравенств можно также пользоваться специальными теоремами о равносильности. В связи с уточнением определения равносильности неравенств обобщим также формулировки простейших теорем о равносильности неравенств, известных из курса алгебры 9 класса.
- Если из одной части неравенства перенести в другую часть слагаемые с противоположным знаком, то получим неравенство, равносильное заданному (на любом множестве).
- Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же положительное число (или на одну и ту же функцию, которая определена и положительна на ОДЗ заданного неравенства), не изменяя знак неравенства, то получим неравенство, равносильное заданному (на ОДЗ заданного).
- Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число (или на одну и ту же функцию, которая определена и отрицательна на ОДЗ заданного неравенства) и изменить знак неравенства на противоположный, то получим неравенство, равносильное заданному (на ОДЗ заданного).
Обоснование этих теорем полностью аналогично обоснованию ориентиров для равносильных преобразований заданного неравенства.
Замечание. Для обозначения перехода от заданного неравенства к неравенству, равносильному ему, можно применять специальный значок но его использование при оформлении решений не является обязательным (хотя иногда мы будем его использовать, чтобы подчеркнуть, что было выполнено именно равносильное преобразование).
Метод интервалов
Решение неравенств методом интервалов опирается на свойства функций, связанные с изменением знаков функции. Объясним эти свойства, используя графики известных нам функций, например функций (рис. 100).
Рассматривая эти графики, замечаем, что функция может изменить свой знак только в двух случаях:
- если график разрывается (как в случае функции (рис. 100, а) — график разрывается в точке 0 и знак функции изменяется в точке 0);
- если график без разрыва переходит из нижней полуплоскости в верхнюю (или наоборот). Но тогда график пересекает ось (как в случае функции (рис. 100,6).
На оси значения функции равны нулю. (Напомним, что значения аргумента, при которых функция равна нулю, называют нулями функции.) Таким образом, любая функция может поменять свой знак только в нулях или в точках, где разрывается график функции (в так называемых точках разрыва функции ).
Точки, в которых разрывается график функции мы выделяем, как правило, когда находим область определения этой функции. Например, если то ее область определения и именно в точке 0 график этой функции разрывается (рис. 100, а). Если же на каком-нибудь промежутке области определения график функции не разрывается и функция не равна нулю, то по приведенному выше выводу она не может на этом промежутке поменять свой знак. Таким образом, если отметить нули функции на ее области определения, то область определения разобьется на промежутки, внутри которых знак функции измениться не может (и поэтому этот знак можно определить в любой точке из этого промежутка).
В таблице 39 приведено решение дробно-рационального неравенства методом интервалов; комментарии, объясняющий каждый этап решения; план решения неравенств вида методом интервалов.
Пример №1
Решение:
1. ОДЗ: то есть
Рассмотрим функцию, стоящую в левой части этого неравенства, и обозначим ее через Решением неравенства могут быть только числа, которые входят в область определения функции то есть числа, входящие в ОДЗ неравенства. Поэтому первым этапом решения неравенства методом интервалов будет нахождение его ОДЗ.
1. Найти ОДЗ неравенства.
2. Нули
тогда
Нас интересуют те промежутки области определения функции на которых эта функция положительна. Как было отмечено выше, функция может поменять знак в своих нулях, поэтому вторым этапом решения неравенства будет нахождение нулей функции (для этого приравниваем функцию к нулю и решаем полученное уравнение).
2. Найти нули
Если теперь отметить нули на области определения функции то область определения разбивается на промежутки, внутри каждого из которых функция не меняет свой знак. Поэтому знак функции на каждом промежутке можно определить в любой точке этого промежутка. Это и является третьим этапом решения.
3. Отметить нули на ОДЗ и найти знак функции в каждом промежутке, на которые разбивается ОДЗ.
4 Ответ:
Из рисунка видно, что решением неравенства является объединение промежутков
4. Записать ответ, учитывая знак неравенства.
Приведем пример решения более сложного дробно-рационального неравенства методом интервалов и с помощью равносильных преобразований.
Пример №2
Решите неравенство
1 способ (метод интервалов)
Решение:
Пусть
1 ОДЗ:
2. Нули
(принадлежат ОДЗ).
3. Отмечаем нули функции на ОДЗ и находим знак в каждом из промежутков, на которые разбивается ОДЗ (см. рисунок).
Ответ:
Комментарий:
Данное неравенство имеет вид и для его решения можно применить метод интервалов. Для этого используем план, приведенный выше и на с. 232.
При нахождении нулей следим за тем, чтобы найденные значения принадлежали ОДЗ (или выполняем проверку найденных корней уравнения
Записывая ответ к нестрогому неравенству, следует учесть, что все нули функции должны войти в ответ (в данном случае — числа -3 и 1).
2 способ (с помощью равносильных преобразований)
Комментарий:
Выберем для решения метод равносильных преобразований неравенства. При выполнении равносильных преобразований мы должны учесть ОДЗ данного неравенства, то есть учесть ограничение
Но если и тогда в данной дроби знаменатель положителен. Если выполняется данное неравенство, то числитель дроби (и наоборот, если выполняется последнее неравенство, то на ОДЗ дробь то есть данное неравенство равносильно на ОДЗ неравенству
Чтобы решить полученное квадратное неравенство, найдем корни квадратного трехчлена и построим эскиз графика функции Решение квадратного неравенства:
Поскольку все преобразования были равносильными только на ОДЗ, то мы должны выбрать те решения квадратного неравенства, которые удовлетворяют ограничению ОДЗ.
Решение:
ОДЗ:
Тогда и данное неравенство на его ОДЗ равносильно неравенству Поскольку (эти значения принадлежат ОДЗ), получаем (см. рисунок). -3
Учитывая ОДЗ, получаем ответ.
Ответ:
Уравнения и неравенства с модулями
Использование геометрического смысла модуля ( при
Обобщение:
Использование специальных соотношений:
Тогда знак разности модулей двух выражений совпадает со знаком разности их квадратов.
Объяснение и обоснование:
Решение любых уравнений или неравенств с модулем
Решать любое уравнение или неравенство с модулем можно одним из трех основных способов: по определению модуля, исходя из геометрического смысла модуля или по общей схеме. Некоторые уравнения или неравенства с модулем могут быть также решены с использованием специальных соотношений (табл. 40).
В зависимости от выбранного способа решения получаем разные записи решения.
Пример №3
Решите уравнение
1 способ (по определению модуля)
Решение:
- Если то получаем уравнение Тогда что удовлетворяет и условию (1).
- Если то получаем уравнение Тогда что удовлетворяет и условию (2).
Ответ:
Комментарий:
Чтобы раскрыть знак модуля по определению, рассмотрим два случая: По определению модулем положительного (неотрицательного) числа является само это число, а модулем отрицательного числа является противоположное ему число. Поэтому при а при
В каждом случае решаем полученное уравнение и выясняем, удовлетворяет ли каждый из найденных корней тому условию, при котором мы его находили.
2 способ (использование геометрического смысла модуля)
Решение:
Ответ: 5; -1.
Комментарий:
С геометрической точки зрения — это расстояние от точки 0 до точки По условию уравнения оно равно 6, но расстояние 6 может быть отложено от 0 как вправо (получаем число 6), так и влево (получаем число -6). Таким образом, равенство возможно тогда и только тогда, когда или
Замечание. При решении уравнения с использованием геометрического смысла модуля знак модуля раскрывается неявно, то есть определение модуля в явном виде не применяется.
Общая схема решения уравнений и неравенств с модулями — это фактически немного измененный метод интервалов. Поясним содержание этой схемы на примере уравнения с двумя модулями вида
Чтобы решить это уравнение, необходимо раскрыть знаки модулей, а для этого необходимо знать, где функции будут положительными, а где — отрицательными. То есть фактически мы должны решить неравенства
Каждое из этих неравенств мы умеем решать методом интервалов. Перестроим прием решения неравенств методом интервалов таким образом, чтобы он давал возможность одновременно решать каждое из последних неравенств. Как известно, решение неравенства (1) методом интервалов начинается с нахождения его ОДЗ (то есть области определения функции а решение неравенства (2) — с нахождения его ОДЗ (то есть области определения функции Чтобы начать одновременно решать оба неравенства, необходимо найти общую область определения для функций то есть найти ОДЗ данного уравнения (это и есть первый из ориентиров необходимой схемы).
Чтобы продолжить решение неравенств методом интервалов, необходимо найти нули функций то есть найти нули всех подмодульных функций (это и есть второй ориентир). Если далее применить схему метода интервалов одновременно для двух неравенств, необходимо на ОДЗ отметить нули подмодульных функций и разбить ОДЗ на промежутки (это третий ориентир). В каждом из полученных промежутков знаки функций не могут измениться. Тогда мы можем найти знаки подмодульных функций на каждом промежутке (в любой точке этого промежутка), раскрыть знаки модулей и найти решение данного уравнения в каждом из этих промежутков (это и есть четвертый ориентир общей схемы).
Обоснование возможности применения приведенной схемы к решению неравенств с модулями проводится аналогично.
Примеры решения задач:
Пример №4
Решите уравнение
Решение:
1. ОДЗ:
2. Нули подмодульных функций:
3. Нули 0 и 2 разбивают ОДЗ на четыре промежутка, в которых подмодульные функции имеют знаки*, показанные на рисунке.
4. Находим решения данного уравнения в каждом из промежутков (поскольку знаки подмодульных функций одинаковы на промежутках 1 и 3, удобно для решения объединить эти промежутки).
Промежутки 1 и 3 : Учитывая знаки подмодульных функций на этих промежутках и определение модуля, получаем, что в этих промежутках данное уравнение равносильно уравнению Отсюда В рассмотренные промежутки полученные значения не входят, таким образом, в этих промежутках корней нет.
Промежуток 2: (Следует обратить внимание на то, чтобы не пропустить значение которое принадлежит ОДЗ.) В этом промежутке получаем уравнение Отсюда — корень, поскольку принадлежит этому промежутку.
Промежуток 4: (И в этом промежутке необходимо не забыть значение Получаем уравнение Отсюда — корень, поскольку принадлежит этому промежутку. Объединяя все решения, которые мы получили в каждом промежутке, имеем решение данного уравнения на всей ОДЗ.
Ответ: 0; 2.
Проиллюстрируем также получение и использование специальных соотношений, приведенных в таблице 40. Обоснуем, например, соотношение
Запишем заданное равенство в виде и проанализируем его, опираясь на известные из 6 класса правила действий над числами с одинаковыми и с разными знаками. Чтобы сложить два числа мы сложили их модули, таким образом, эти числа имеют одинаковые знаки. Если бы эти числа были оба отрицательными, то и их сумма была бы тоже отрицательна, но и Тогда получаем, что числа — оба
неотрицательные. Наоборот, если то выполняется равенство Таким образом, действительно, уравнение равносильно системе неравенств
- Заказать решение задач по высшей математике
Пример №5
Решите уравнение
Решение:
Поскольку то данное уравнение имеет вид но это равенство может выполняться тогда и только тогда, когда числа — оба неотрицательные. Таким образом, данное уравнение равносильно системе
Таким образом,
Ответ:
Комментарий:
Если обозначить и данное уравнение имеет вид а по соотношению 5 такое уравнение равносильно системе
Заметим, что данное уравнение можно решать и по общей схеме, но тогда решение будет более громоздким но системе
При решении неравенств с модулями рассуждения, связанные с раскрытием знаков модулей, полностью аналогичны рассуждениям, которые использовались при решении уравнений с модулями.
Пример №6
Решите неравенство
Решение:
Учитывая геометрический смысл модуля, получаем, что заданное неравенство равносильно неравенству Тогда таким образом,
Ответ:
Комментарий:
Неравенство вида (где удобно решать, используя геометрический смысл модуля. Поскольку заданное неравенство — это неравенство вида а модуль числа — это расстояние на координатной прямой от точки, изображающей данное число, до точки 0, то заданному неравенству удовлетворяют все точки, находящиеся в промежутке Таким образом, Если возникают затруднения с решением двойного неравенства (1), то его заменяют на равносильную систему
Пример №7
Решите неравенство
Решение:
1. ОДЗ: Тогда таким образом:
2. Нули подмодульных функций: — не принадлежит ОДЗ) и
3. Нуль 2 разбивает ОДЗ на четыре промежутка, на которых подмодульные функции имеют знаки, показанные на рисунке (на каждом из промежутков первый знак — это знак функции а второй — знак функции
4. Находим решения заданного неравенства в каждом из промежутков (поскольку знаки подмодульных функций являются одинаковыми на промежутках I и II, удобно для решения объединить эти промежутки). Промежутки I и II: Учитывая знаки подмодульных функций в этих промежутках и определение модуля, получаем, что при заданное неравенство равносильно неравенству Тогда то есть Отсюда В промежутки, которые мы рассмотрели, входят все значения таким образом, в этом случае решением будет
Промежуток III: На этом промежутке получаем неравенство Но при любом значении из III промежутка последнее неравенство обращается в неверное неравенство Таким образом, в промежутке III неравенство (1) решений не имеет.
Промежуток IV: В этом промежутке получаем неравенство Как видим, при любом из IV промежутка неравенство (1) обращается в верное числовое неравенство Таким образом, решением неравенства (1) в IV промежутке есть любое число из этого промежутка
Объединяя все решения, полученные в каждом из промежутков, имеем решение данного неравенства на всей ОДЗ:
Ответ:
Укажем, что для решения некоторых неравенств с модулями удобно применять также специальные соотношения, приведенные в таблице 40.
Пример №8
Решите неравенство
Решение:
Поскольку и функция монотонно возрастает на множестве неотрицательных чисел, то все разности модулей в неравенстве можно заменить на разности их квадратов (то есть воспользоваться соотношением 4: Получаем неравенство, равносильное заданному
Раскладывая на множители все разности квадратов, имеем:
Далее методом интервалов (см. рисунок)получаем
Ответ:
Общая схема, предложенная в таблице 40, может быть использована не только при решении уравнений или неравенств с модулями, но и при выполнении преобразований выражений с модулями.
Например, для построения графика функции удобно сначала по общей схеме раскрыть знаки модулей, а уже потом строить график функции
Оформление решения подобного примера может быть таким.
Пример №9
Постройте график функции
Решение:
1. Область определения функции:
2. Нули подмодульных функций:
3. Отмечаем нули на области определения и разбиваем область определения на промежутки (на рисунке также указаны знаки подмодульных функций в каждом из промежутков). 4. Тогда
Таким образом,
Строим график этой функции (см. рисунок).
Решение тригонометрических неравенств
Примеры решения простейших тригонометрических неравенств:
Способы решения более сложных тригонометрических неравенств:
а) Использование равносильных преобразований и, в частности, сведение тригонометрического неравенства к алгебраичкому неравенству по схеме: 1) к одному аргументу, 2) к одной функции, 3) замена переменной (аналогично схеме решения тригонометрических уравнений, приведенной на с. 170) и последующее решение полученных простейших тригонометрических неравенств.
б) Использование метода интервалов (после сведения неравенства к виду по схеме:
- Найти ОДЗ неравенства.
- Найти общий период (если он существует) для всех функций, входящих в неравенство, то есть период функции
- Найти нули функции:
- Отметить нули функции на ОДЗ на одном периоде и найти знак функции в каждом из промежутков, на которые разбивается ОДЗ (на одном периоде).
- Записать ответ, учитывая знак заданного неравенства и период функции
Объяснение и обоснование:
Решение простейших тригонометрических неравенств
Простейшими тригонометрическими неравенствами считают неравенства вида (на месте знака может стоят любой из знаков неравенства:
Чтобы рассуждения по нахождению решений этих неравенств были более наглядными, используют единичную окружность или графики соответствующих функций, как это показано в первом пункте таблицы 41.
Пример №10
Объясним более детально решение неравенства приведенное в пункте 1 таблицы 41, с использованием единичной окружности (рис. 101).
Решение:
Поскольку — это ордината соответствующей точки единичной окружности, то при всех значениях удовлетворяющих данному неравенству, ордината точки больше Все такие точки на единичной окружности лежат выше, чем прямая (они изображены на рисунке синей дугой без крайних точек, поскольку в крайних точках а не больше Если, записывая ответ, двигаться против часовой стрелки, то точка будет началом дуги а точка — ее концом. Сначала запишем ответ на одном периоде (напомним, что для синуса период равен Для точек выделенной дуги Поскольку точка находится в правой полуплоскости, то можно взять Тогда Таким образом, на одном периоде решениями заданного неравенства являются:
Через период значения синуса повторяются, поэтому все остальные решения заданного неравенства получаем прибавлением к найденным решениям чисел вида
Ответ:
Для решения неравенства можно воспользоваться также графиками функций (рис. 102).
Решениями неравенства будут те и только те значения для которых соответствующие точки графика функции находятся выше прямой (на рисунке 102 соответствующие части графика функции выделены синими линиями). Чтобы найти абсциссы точек пересечения этих графиков:
Достаточно решить уравнение Учитывая периодичность функции достаточно записать решение данного неравенства на одном периоде. На отрезке длиной можно взять, например, такие абсциссы точек пересечения графиков функций (все другие абсциссы точек пересечения отличаются от них на Тогда на одном периоде решениями данного неравенства являются: (абсциссы выделенных точек графика Все остальные решения данного неравенства получаются прибавлением к найденным решениям чисел вида
Ответ:
Аналогично можно получить и решения других видов простейших неравенств, приведенных в пункте 1 таблицы 41.
Пример №11
Решите неравенство
Решение:
Поскольку — это абсцисса соответствующей точки единичной окружности, то при всех значениях которые удовлетворяют данному неравенству, абсцисса точки больше Все такие точки на единичной окружности (рис. 103) лежат справа от прямой (они изображены на рисунке синей дугой без крайних точек, поскольку в крайних точках не больше Если, записывая ответ, двигаться против часовой стрелки, то точка будет началом дуги а точка — ее концом. Сначала запишем ответ на одном периоде (напомним, что для косинуса он равен Для точек выделенной дуги Поскольку точка находится в верхней полуплоскости, то можно взять Учитывая симметричность (относительно оси точек получаем
Таким образом, на одном Через период решениями данного неравенства являются . Через период 2л значения косинуса повторяются. Поэтому все остальные решения данного неравенства получаем прибавлением к найденным решениям чисел вида где
Ответ:
Рассуждения при использовании графической иллюстрации решения неравенства полностью аналогичны приведенным выше рассуждениям по решению неравенства
Пример №12
Решите неравенство
Решение:
Период тангенса равен Поэтому сначала найдем решения этого неравенства на промежутке длиной например, на промежутке а потом используем периодичность тангенса. Для выделения тех точек правой полуокружности, значения которых удовлетворяют данному неравенству, воспользуемся линией тангенсов (рис. 104). Сначала выделим на линии тангенсов значения тангенсов, большие или равные (-1) (на рисунке они выделены синей линией), а потом для каждой точки линии тангенсов найдем соответствующую точку на правой полуокружности (для этого достаточно соединить центр окружности с выделенной точкой на линии тангенсов и взять точку пересечения проведенного отрезка с окружностью). Множество соответствующих точек единичной окружности выделено на рисунке синей дугой (обратите внимание: точка принадлежит рассмотренному множеству, а точка —нет).
Поскольку точка находится в правой полуплоскости, то можно взять Таким образом, на одном периоде решениями данного неравенства являются Через период значение тангенса повторяется. Поэтому все остальные решения данного неравенства получаем прибавлением к найденным решениям чисел вида
Ответ:
Заметим, что при решении данного неравенства с использованием графиков достаточно, как и в предыдущих случаях, на одном периоде (например, на промежутке записать те абсциссы, для которых соответствующие точки графика функции находятся выше прямой или на самой прямой. (На рисунке в таблице 41 соответствующие части графика функции выделены синими линиями.)
Пример №13
Решите неравенство
Решение:
Период котангенса равен Поэтому сначала найдем решение этого неравенства на промежутке длиной например на промежутке а потом воспользуемся периодичностью котангенса. Для выделения тех точек верхней полуокружности, значения которых удовлетворяют данному неравенству, воспользуемся линией котангенсов (рис. 105).
Сначала выделим на линии котангенсов значения котангенсов, меньшие, чем (на рисунке 105 они выделены синей линией), а потом для каждой точки линии котангенсов найдем соответствующую точку на верхней полуокружности (для этого достаточно соединить центр окружности с выделенной точкой на линии котангенсов и взять точку пересечения проведенного отрезка с окружностью). Множество соответствующих точек единичной окружности обозначено на рисунке 105 синей дугой Поскольку точка находится в верхней полуплоскости, то можно взять
Таким образом, на одном периоде решениями данного неравенства являются
Через период значение котангенса повторяется. Таким образом, все остальные решения данного неравенства получаем прибавлением к найденным решениям чисел вида Ответ: Аналогично предыдущим случаям при решении неравенства с использованием графиков достаточно на одном периоде (например, на промежутке записать те абсциссы, для которых соответствующие точки графика функции находятся ниже прямой (На рисунке в таблице 41 соответствующие части графика функции выделены синими линиями.)
Способы решения более сложных тригонометрических неравенств
Способы решения более сложных тригонометрических неравенств также проиллюстрируем на примерах.
Пример №14
Решите неравенство:
Решение:
Тогда Замена: дает неравенство
решение которого:
(см. рисунок).
Обратная замена дает: (решений нет) или Тогда
Таким образом,
Комментарий:
Используем равносильные преобразования данного неравенства. Для этого приведем его к алгебраическому по схеме, аналогичной схеме решения
- к одному аргументу
- к одной функции
- проведем замену переменной После обратной замены решим полученные простейшие тригонометрические неравенства.
Решая более сложные тригонометрические неравенства, можно также применить метод интервалов, немного изменив его. Необходимость коррекции известной схемы решения неравенств методом интервалов (с. 232) связана с тем, что в случае, когда функция — тригонометрическая, она, как правило, имеет бесконечное множество нулей (которые получаются при целых значениях параметра). Поэтому, если пытаться обозначить нули на ОДЗ, придется обозначить бесконечное их множество, что невозможно. Избежать этого можно, если найти период функции (если он существует) и рассмотреть знак функции на каждом промежутке внутри одного периода.
Таким образом, метод интервалов для решения тригонометрических неравенств может применяться по схеме:
- Найти ОДЗ неравенства.
- Найти период функции (если он существует).
- Найти нули функции
- Отметить нули на ОДЗ внутри одного периода и найти знак функции в каждом из промежутков, на которые разбивается ОДЗ (внутри одного периода).
- Записать ответ (учитывая знак заданного неравенства и период функции
Пример №15
Решите неравенство
Решение:
Решим данное неравенство методом интервалов. Для этого приведем его к виду
1. ОДЗ: — любое действительное число.
2. Как мы знаем, период функции равен Тогда период функции будет период функции а период функции
На отрезке длиной периоды помещаются целое число раз. Тогда будет общим периодом для всех этих трех функций, и поэтому является периодом функции
3.Найдем нули этой функции:
Тогда
Отсюда Решая последние уравнения, получаем
4. Отметим все нули на периоде длиной например на отрезке от 0 до и получим 9 промежутков (см. рисунок).
Находим знаки функции на каждом из промежутков. Для этого удобно записать функцию в виде произведения:
Ответ (записывается с учетом периода):
Замечание. При решении тригонометрических неравенств методом интервалов часто приходится находить знак функции в большом количестве промежутков. Для того чтобы уменьшить объем работы, можно предложить такой способ: следить за тем, через какой нуль мы проходим при переходе от одного интервала к другому и изменяется ли знак заданной функции в этом нуле.
В случае, когда функция которая стоит в левой части неравенства, записана в виде произведения необходимо обращать внимание на то, что знак произведения не меняется, если одновременно оба множителя (функции меняют знаки на противоположные.
Практически для использования этого свойства в случае, если левая часть неравенства записана как произведение нескольких функций, нули каждого множителя отмечают на промежутке разным цветом (так, как это сделано на рисунке к задаче 6), или, если множителей только два, нули первого множителя обозначают под осью, а нули второго — над осью.
Если у функций-множителей нет одинаковых нулей, то знак функции меняется автоматически при переходе через каждый нуль (при условии, что только одна из функций-множителей меняет знак при переходе через этот нуль). В этом случае для нахождения всех знаков функции на периоде достаточно найти ее знак только в одном промежутке, а в других расставить знаки, чередуя их. Если же у функций-множителей есть одинаковые нули, то при переходе через такой нуль знак произведения может не меняться, и это учитывается при расстановке знаков.
- Формулы приведения
- Синус, косинус, тангенс суммы и разности
- Формулы двойного аргумента
- Формулы преобразования суммы и разности синусов (косинусов) в произведение
- Функция y=cos x и её свойства и график
- Функции y=tg x и y=ctg x – их свойства, графики
- Арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс числа
- Тригонометрические уравнения