Как по рисунку найти долю

План урока:

Понятие доли

Окружность. Круг

Диаметр круга

Единицы времени

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Игрек, я самый умный фиксик.

Рад я встрече с вами снова.

Вы к открытиям готовы?

Урок математики начнем,

Доли разберем.

На уроке вы узнаете новые математические понятия.

Приготовьте тетрадь, ручку, простой карандаш, линейку, циркуль.

1 doli okruzhnost krug

Понятие доли

Вы когда-нибудь заглядывали в тетради к старшеклассникам? Смотрите, какой у меня пример. 

2 doli okruzhnost krug

Видите сложение, вычитание, умножение? Знаки этих действий известны: плюс, минус, точка. Деление же в примере обозначено горизонтальной чертой.На рисунке она выделена красным цветом. Я расскажу, когда в математике используют черту.

Мы умеем делить несколько предметов, но часто деление нужно, чтобы раздробить одно число на равные части — доли от целой величины.

Один разделить на два — это одна вторая. Что же это такое?

3 doli okruzhnost krug

В жизни вы часто так делали. Например, один апельсин делили с другом: брали нож и разрезали его пополам.

4 doli okruzhnost krug
 

Каждый из вас получал половину или одну долю.

На лесной полянке собралось девять друзей, апельсин делили на всех. Рассмотрите рисунок. Как называется каждая часть фрукта? 

5 doli okruzhnost krug
 

Совершенно верно, это долька. Апельсин поделили на 9 одинаковых долек.Каждая 1 долька апельсина — это одна из девяти равных долей целого фрукта.

Вы теперь поняли, ребята, что в жизни человеку приходится не только пересчитывать предметы, но и делить (дробить) целое на части, вот так появилось в математике понятие доли и дроби.

Знак доли (дроби) обозначают дробной горизонтальной или наклонной чертой. Например, так — 1/9 (одна девятая). Запись придумали арабы в 16 веке.

Доли называют по количеству частей раздробленного одного предмета:

  • Разделите, например, яблоко на две равные части, у вас получится название доли «половина» или 1/2 (одна вторая)
  • Разрежьте яблоко на три части. Один кусок — это «треть» — 1/3 (одна третья)
  • Разломите на четыре доли — «четверть» — 1/4 (одна четвертая)

6 doli okruzhnost krug
 

Знание о долях помогает решить задачи.

Запомните правило по математике нахождения доли.Чтобы найти долю от числа надо число разделить на эту долю. В дроби число, на которое делят, записано под чертой и называется знаменателем. То число, которое надо разделить, пишут над чертой. Это числитель.

Задание 1

Найдите пятую долю от числа 25. Это значит, что надо выполнить действие деления.

Привычный пример 25 : 5 можно записать вот таким образом:

7 doli okruzhnost krug

Или так — 25/5. 25 – это числитель, а 5 — знаменатель.

25: 5 = 5

Ответ: одна пятая доля от числа 25 равна пяти.

Задание 2

Чему равна 1/4 доля от полоски длинной 16 см?

Полоску согните пополам, ещё раз пополам. Разверните. На сколько долей линией сгиба разделили полоску? Правильно, на 4.

Закрасьте одну такую долю.

Какую долю вы закрасили? (одну четвёртую)

8 doli okruzhnost krug

16 : 4 = 4(см)

Ответ: длина одной четвертой доли полоски составляет 4 см.

Задание 3

Решите задачи на понятие доли. Рассмотрите рисунки. Какая доля каждой фигуры закрашена серым цветом?

9 doli okruzhnost krug

Рассуждаем так.

На рисунке 1 отрезок разделили на 7 частей.Значит, закрашена одна седьмая (1/7) доля фигуры.

Проверьте:

На следующих рисунках заштрихована 1/16 доля квадрата, 1/6 доля шестиугольника, 1/5 доля круга.

10 doli okruzhnost krug

Чтобы разобрать понятие массовой доли, представьте себе килограмм яблок (1000 г), который мама купила своим трем детям.

11 doli okruzhnost krug
 

Из этого килограмма самому младшему ребенку досталась половина всех яблок (несправедливо, конечно!). Старшему — лишь 200 г, а среднему — 300 г. 

Значит, массовая доля яблок у младшего ребенка составит половину, или одну вторую (1/2) массовую долю.

У старшего ребенка будет:

1000 : 200 = 5 — одна пятая (1/5) массовая доля

Далее рассуждаем так:

Младшему ребенку дали половину яблок.

1000 : 2 = 500(г)

Яблоки разделили между детьми по 500г, 200г и 300г. Вы знаете, что 500 — это 5 сотен, 200 — 2 сотни, 300 — 3 сотни.

На сколько сотен разделили все яблоки?

5 сотен + 2 сотни + 3 сотни = 10 сотен.

Сколько граммов будет в одной десятой доле?

1000 : 10 = 100 (г) в одной десятой доле

У среднего ребенка 300 г. Во сколько раз больше, чем 100 г?

300 : 100 = 3

В три раза. Значит, у среднего ребенка будет не одна, а три десятых массовых долей 3/10.

Ребята, вы молодцы. Верное решение.

Окружность. Круг

А сейчас познакомимся с самой совершенной фигурой, как считал древнегреческий математик Пифагор. Ответьте на вопрос: «Какие известные вам геометрические плоские фигуры не содержат углов?»

12 doli okruzhnost krug
 

Правильно, круги, а еще окружности.

Совершенная форма этой геометрической фигуры привлекает внимание художников, дизайнеров, архитекторов. Они используют её в своих изделиях для украшения.

13 doli okruzhnost krug
Ограда на набережной реки Невы в Санкт-Петербурге 

Назовите предметы из обычной жизни, которые по форме похожи на эти фигуры.Правильно, круглые очки. Вы очень внимательные ребята.

14 doli okruzhnost krug

Посмотрите на рисунок. Назовите окружности и круги.

15 doli okruzhnost krug

Проверьте себя:

16 doli okruzhnost krug

Но как начертить такие ровные окружности? Приглашаю на помощь лучшего друга.

Эх, циркач, удалой.

Чертит круг одной ногой,

А иглой — проткнет бумагу,

Он воткнется — и ни шагу.

Знакомьтесь, ребята, к нам пришел новый житель страны Геометрии – чертежный инструмент. Он поможет разобраться, как изобразить круг.

Привет, я циркуль. Мое имя произошло от старинного латинского слова «циркулюс», что означает круг.

17 doli okruzhnost krug
 

Давайте потренируемся чертить циркулем:

  1. В тетради или альбоме поставьте точку карандашом. Это центр окружности.
  2. Аккуратно раздвиньте «ножки» циркуля, например, на 30 мм. Измерьте расстояние между грифелем и иголкой по линейке.

18 doli okruzhnost krug

  1. Крепко воткните иголку циркуля в центр, а другой «ножкой», вращая головку циркуля большим, указательным и средним пальцем, начертите грифелем замкнутую линию.

19 doli okruzhnost krug
Источник

Линию, нарисованную грифелем циркуля, называют окружностью.

20 doli okruzhnost krug

Точки на окружности А и В расположены от центра на равном расстоянии. Их соединяет отрезки ОА и ОВ – называются радиусами окружности.

21 doli okruzhnost krug
 

Продлите по линейке отрезок ВО поперек всей окружности. Вы начертили диаметр окружности— отрезок ВС. Он прошел через центр и соединил 2 точки на окружности В и С.

Как вы думаете, сколько диаметров можно провести в одной окружности?

Совершенно верно — сколько угодно, как говорят математики — бесконечное число.

Посмотрите на колесо от велосипеда.

22 doli okruzhnost krug
 

Втулка — это центр, а спицы напоминают радиусы и диаметры.

Если величину диаметра умножить на 3, мы получим примерную длину окружности. Точную формулу вычисления вы узнаете в 7 классе на уроках геометрии, а также, что такое вписанная и описанная окружности.

А сейчас возьмите альбомный лист, начертите окружность и по этой границе аккуратно вырежьте фигуру. Её можно закрасить любым цветом, например, синим, как на рисунке. Это круг — часть плоскости, ограниченная окружностью.

23 doli okruzhnost krug

У круга есть площадь. Окружность вырезать невозможно, потому что это просто замкнутая кривая линия вокруг круга — его граница.

Решите задачу

На клетчатой бумаге нарисован круг, площадь которого равна 40. Найдите площадь закрашенной части фигуры.

24 doli okruzhnost krug

Рассуждайте так: на рисунке закрашена четвертая доля фигуры. Значит надо выполнить деление.

40 : 4 = 10

Ответ: площадь равна 10

Диаметр круга

Нарисуйте две окружности с радиусом 3 см. Фигуру справа закрасьте желтым карандашом. Получится круг.В обеих фигурах проведите диаметры и радиусы.

25 doli okruzhnost krug

Измерьте диаметр окружности и диаметр круга. Сколько у вас получилось?

Правильно, 6 см. Радиус круга равен 3 см. Он два раза помещается в диаметре, значит это половина или одна вторая доля от целого.

6 : 3 = 2

Радиус круга равен половине или 1/2 диаметра.

Путем несложных математических вычислений можно понять, что диаметр в 2 раза больше радиуса.

26doli okruzhnost krug

АВ = АО + ОВ

Решите задачу

Третьеклассник вырезал круг радиусом 50 мм. Сколько сантиметров в его диаметре?

Решение:

50 ∙ 2 = 100 (мм)

100 мм = 10 см

Ответ: диаметр круга равен 10 см.

Вы хорошо справились.

Нам пора провести зарядку для глаз, чтобы сберечь зрение.

Физкультминутка

  1. Зажмурьтесь, потом откройте глаза шире. Лоб остается гладким без морщин. Повторите упражнение три раза.
  2. Теперь подойдите к окну, посмотрите вдаль. Внимательно вглядитесь, потом попытайтесь увидеть кончик носа. Получилось? Тогда повторяйте упражнение четыре раза. Не спешите.
  3. Медленно делайте круговые движения снизу вверх, направо, вниз, влево глазами, как будто вращаете большое колесо, 2 раза в одну сторону. Теперь обратно. Не двигайте головой, следите только глазами.
  4. Найдите взглядом верхний правый угол комнаты, хлопните в ладоши, опустите взор на кончик носа.Смотрите вверхний левый угол, далее на кончик носа. Повторите пять раз.
  5. Прикройте глаза, 10 секунд постойте спокойно, ровно неглубоко подышите.

Ребята, я тоже люблю укреплять здоровье. Вчера пошел на хоккейную площадку. Но вместо игры попросили начертить круги больших диаметров, чтобы обновить разметку поля.

27 doli okruzhnost krug
 

Задача 1

Как начертить без циркуля круг для вбрасывания шайбы диаметром 300 мм?

Решение:

300 мм = 30 см

Радиус круга равен половине диаметра.

30 : 2 = 15 (см)

Возьмите гвоздь, карандаш, нитку длиной 15 см. Начертите окружность как показано на рисунке.

28 doli okruzhnost krug
 

Задача 2

Из центра поля нужно нарисовать круг синей краской диаметром 9 метров.

Рассуждаем: диаметр круга 9 м, значит радиус — половина.

9 м = 900 см

900 : 2 = 450 (см) = 4 м 50 см.

На центральную точку встает друг Гвоздик, крепко держит конец веревки, а к другому концу нужно закрепить кисть с краской. Фиксик Игрек на коньках едет вокруг Гвоздика, рисует линию окружности. Главное — туго натягивать веревку, чтобы радиус в 450 см не уменьшался. Вот такая разметка получается в центре хоккейной площадки:

29 doli okruzhnost krug
 

После работы пора поиграть в хоккей.

Похожим способом можно начертить 7 окружностей больших диаметров на картоне для новогодней елки. Посмотрите на рисунок, какая красавица получается.

30 doli okruzhnost krug
 

Поделку делайте вместе с родителями. Для больших кругов возьмите карандаш, гвоздик и нитку. Маленькие — нарисуйте циркулем. Понадобится начертить всего 11 окружностей для десяти обручей елки.

31 doli okruzhnost krug
 

Задача 3

Диаметр первого нижнего круга елки равен 80 см, а каждого следующего уменьшается на 8 см. Найдите, чему равны диаметры следующих кругов.

Какой диаметр маленького круга наверху у елки?

Для решения задачи вспомните таблицу умножения на 8.

32 doli okruzhnost krug

Обратный отсчет диаметров круга по таблице 80, 72, 64, 56, 48, 40, 32, 24, 16, 8.

Диаметр маленького круга 8 см.

Вы отлично выполнили вычисления.

Теперь отгадайте новую загадку. Что идет, не двигаясь с места? (Правильно, это время.)

Единицы времени

Каждый человек хочет понять время. Оно нам нужно, потому что мы живем по режиму, а магазины, библиотеки, вокзалы — по расписанию. Определенное количество дел намечаем сделать в единицу времени.

Давайте познакомимся с единицами измерения времени.

Земля обращается вокруг Солнца за 365 суток. Это год. Один раз в 4 года он увеличивается на сутки, и называется високосным.

33 doli okruzhnost krug

С глубокой древности круг считается символом годовых сезонных циклов: зимы, весны, лета и осени. Рассмотрите рисунок годового круга: он поделен на 4 доли — четыре времени года.

34 doli okruzhnost krug
Источник

Единица величины каждого времени года делится на 3 месяца.

В году 3 ∙ 4 = 12 месяцев. Месяц — единица времени, за которую Луна обходит планету Земля вокруг.

35 doli okruzhnost krug

В каждом месяце 30 или 31, а в феврале 28 или 29 суток.

Исторически основной единицей для времени были сутки (часто говорят «день»). За одни сутки Земля поворачивается вокруг своей оси.

36 doli okruzhnost krug
 

В результате деления суток на меньшие временные интервалы возникли часы, минуты и секунды. Сутки – единица времени, равная 24 часам. Один час — это 60 минут. Минута состоит из 60 секунд.

Выполните задания

1. Выразите время в указанных единицах измерения

8 ч 25 мин. = … мин.

95 мин. = … ч … мин.

2 мин. 14 сек. = … сек.

187 сек. = … мин. … сек.

Решение:

1 час = 60 мин. Значит, в восьми часах будет в 8 раз больше. Нужно выполнить умножение.

60 ∙ 8 = 480 (мин.)

 В 8 часах — 480 минут да еще 25 мин. Действие сложения.

480 + 25 = 505 (мин.)

Ответ: 8 ч 25 мин. = 505 мин. 

Дальше решайте аналогично:

2 мин. 14 сек. = 60 ∙ 2 + 14 = 134 сек.

95 мин. = 1 ч 35 мин.

187 сек. = 3 ч. 7 сек.

2. Выберите единицы времени, которые расположены в порядке возрастания

а) час, минута, секунда 

б) секунда, минута, час 

в) минута, час, секунда

Проверьте себя.

Правильный ответ — б.

3. Автомобиль до Москвы едет 2 суток, а обратно 48 часов. Почему такая разница?

Проверьте себя.

2 сут. = 48 ч. Разницы нет.

Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что вы будете ценить свое время, не будете терять его зря.

Я с вами прощаюсь, а вы проверьте свои знания.

В материалах урока использованы кадры из м/с “Фиксики”, 2010

Рассмотри рисунок и определи, кто из девочек какую долю закрасил, если Таня закрасила большую долю, чем Оля, а Лена закрасила большую долю, чем Таня.
Задание рисунок 1

reshalka.com

ГДЗ учебник по математике 3 класс Моро. Часть 1. Страница 92. Номер №8

Решение

По условию:
Лена > Таня > Оля.
одна третья доля закрашена на первом рисунке;
одна двенадцатая доля закрашена на втором рисунке;
одна шестая доля закрашена на третьем рисунке.
одна третья > одна шестая > одна двенадцатая
Ответ:
Лена закрасила одну третью долю;
Таня закрасила одну шестую долю;
Оля закрасила одну двенадцатую долю.

Цели: Создать условия для формирования
представлений о долях и нахождении нескольких
долей чисел по рисунку.

Личностные: Создать условия для
формирования умения принимать учебные цели,
проявлять желание учиться (ЛУУД3); признавать
собственные ошибки. Сопоставлять собственную
оценку своей деятельности с оценкой её
товарищами, учителем(ЛУУД7)

Регулятивные: Самостоятельно
организовывать своё рабочее место (РУУД1) ;
определять цель учебной деятельности с помощью
учителя (РУУД3); осуществлять само- и
взаимопроверку работ (РУУД6);

Познавательные: Ориентироваться в
учебнике (система обозначений, структура текста,
рубрики, словарь, содержание (ПУУД 1); наблюдать и
самостоятельно делать простые выводы (ПУУД7);
выполнять задания по аналогии (ПУУД8); сравнивать
предметы, объекты по нескольким основаниям
(ПУУД6);

Коммуникативные: Участвовать в диалоге;
слушать и понимать других, реагировать на
реплики, задавать вопросы, высказывать свою
точку зрения. (КУУД4); выслушивать партнёра,
договариваться и приходить к общему решению,
работая в паре. (КУУД5).

Оборудование: учебник “Математика”
(В.Рудницкая, Т.Юдачёва), печатная тетрадь № 2,
модели для индивидуальной работы, презентация

Этапы урока Содержание урока Деятельность учащихся УУД слайд
1 Орг. момент – Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будем мы считать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
эмоциональный настрой на урок РУУД1

ЛУУД3

Слайд 1,2
2. Актуализация

Самоопределение
к деятельности

1. Проверка д/з:

Дома вы решали
примеры № 10 – назовите примеры, ответы которых –
однозначные числа.

(ответ правильный дети выполняют один хлопок
в ладоши, если нет – сигналят карточкой и
высказывают своё мнение)

Самопроверка д/з  

РУУД6

ПУУД8

КУУД4

ПУУД7

 

Слайд №3

2. Работа в парах:

Вспомним
полученные знания на предыдущих уроках. Перед
вами карточки. Внимательно прочитайте вопросы и
выберете верный ответ:

1. Увеличить число в несколько раз, значит надо
выполнить …

1) сложение
2) вычитание
3) умножение
4) деление

2. Уменьшить число в несколько раз, значит надо
выполнить …

1) сложение
2) вычитание
3) умножение
4) деление

3. Заполните таблицу:

Число 8 16
Половина числа    
Четверть числа    
Восьмая часть чиса    

Выполним проверку.

 

Работают в парах, учатся выполнять
проверку по образцу, анализируют свою
деятельность.

   

Слайд №4

3. Целеполагание.

Тема урока

– Предлагаю вам решить задачу:

У
Тани было 12 яблок. Треть их она отдала своей
подруге Ане. Сколько яблок у Ани?

– Как найти треть числа?

– Как решить такую задачу?

Решение:

12:3=4(яб.)

Ответ: 4 яблока

 

Читают

Находят одну долю

Записывают решение.

 

ЛУУД3

КУУД4

РУУД3

 

Слайд № 5, 6, 7, 8

– А теперь прочитайте другую задачу:

У
Тани было 12 яблок. Две трети их она отдала своей
подруге Ане. Сколько яблок у Ани?

– Найдите, сколько яблок у Ани.

– Почему возникла трудность?

– Чему будем учиться сегодня на уроке?

Учиться находить несколько долей числа.

 

Решают проблемную ситуации

   
– Сформулируйте тему урока.

Нахождение
нескольких долей числа.

Цели:

  • повторить нахождение одной доли числа
  • научиться находить несколько долей числа
Формулируют тему и цели под
руководством учителя
   
4. Открытие нового знания 1. Решение проблемы.

– Чтобы решить
задачу

Что надо узнать?

– Сколько яблок составляет одна треть?

Предыдущая задача, является решением этого
вопроса.

– Прочитайте задачу ещё раз. Каким будет
следующий шаг?

– Найти две трети. Сколько яблок они составили?

– Что же надо сделать, чтобы найти две трети?

– Как это записать? Запишите.

Решение:

2) 4 х 2 = 8 (яб.) – две трети, у Ани

Ответ: 8 яблок

 

Находят одну треть яблок

Учатся находить две трети

Записывают решение

КУУД5

ПУУД7

ПУУД8

РУУД6

4 мин

Слайд №9, 10

2. Вывод.

– По какому плану мы
находили несколько частей числа?

1. Находили одну долю.

2. Брали две доли, выполняя умножение.

– Значит, чтобы найти несколько долей числа,
сначала необходимо найти … (одну долю)

Составляют коллективно алгоритм
нахождения нескольких долей.
  Слайд №11
Физминутка

Первичное осмысление и
закрепление.

3. Составляем алгоритм нахождения
долей числа:

1. Находим одну долю – выполняем
деление.

2. Находим несколько долей – выполняем
умножение

Подвижная: “Мы делили апельсин”

4. Учимся находить несколько долей числа 24 (устно):

1 2 3 4 5 6


6 6 6 6 6 6

 

Работа по алгоритму фронтальная

   
5. Первичное осмысление и
закрепление
1. Работа в рабочей тетради стр. 38 упр. 1.

Прочитайте
задачу.

– Анализ задачи и поэтапное решение, согласно
алгоритму

Участвуют в разборе решения задачи,
затем записывают самостоятельно
ПУУД1

КУУД4

 
2. Работа в группе:

1 группа

Прочитайте задачу:

У Маши 45 рублей. Девятую часть денег она
израсходовала. Сколько денег осталось у Маши?

1. Чему равна девятая часть израсходованных
денег?

2. Сколько денег осталось у Маши?

Ответ:_________________

2 группа

Прочитайте задачу:

В клетке 18 кроликов. Шестая часть всех
кроликов – белые, а остальные серые. Сколько
белых и сколько серых кроликов сидит в клетке?

1. Чему равна шестая часть всех кроликов,
которые были белыми?

2. Сколько серых кроликов?

Ответ:_________________

 

Проверяют, сличая с эталоном

 

РУУД6

ПУУД8

Слайд №12
3. Задание на логику: тем, кто раньше
справился с заданием:
Как разрезать головку
сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза.
Развивают логическое мышление, решают
ситуацию, связанную с жизнью.
   
6.Самостоятельная работа. 1. Работа в рабочей тетради.

№ 2
стр.38 № 3 – по желанию

2 .Проверка №2 – по образцу

№3 – документ камера

Самостоятельно с последующей проверкой КУУД4

ПУУД1

РУУД6

Слайд №14
7. Связь урока технологии с математикой.
Получение продукта труда
Творческая работа “Поделка для мамы”
(
заготовки выполнялись на уроке технологии)

1.
Взяли по одной зелёной полоске.

1 вариант взял зелёную полоску и разделил на
две доли. Разрезаем по линии сгиба. Половинку
отдаем соседу.

2 вариант розовую полоску полоску разделил
на 8 долей. Разрезаем и четыре восьмых отдаём
соседу.

2 . Делим зеленый круг на две доли.

3. Подумаем что можно в подарок из этих
геометрических частей сделать?

Приложение №1

Находят доли

по инструкции учителя.

Предлагают, что возможно из этих долей сделать
в подарок маме. Выполняют аппликацию.

  Слайд №15
8. Итог урока и рефлексия – Какое открытие сделали?

– Как найти
несколько долей числа?

Оцените свою работу на уроке.

Смотреть презентацию

Оценивание своей деятельности на уроке КУУД4 Слайд №16
9. Дома: Раб. тетрадь стр. 39 № 5, 10

Придумать свою
задачу на нахождение нескольких долей числа

    Слайд №17
Благодарность за урок       Слайд №18

Начиная есть пиццу, мы её делим на доли.

Число, которое записано над чертой, называют числителем.

Число, которое записано под чертой, называют знаменателем.

16

 — Числитель равен (1), знаменатель равен (6).

19

 — Числитель равен (1), знаменатель равен (9).

Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделили целое.

Числитель показывает, сколько равных частей взяли.

Пример:

найдём одну шестую долю от пиццы, разделённую на (12) частей. Получим:

Источники:

Рис. 1. Пицца разделена на части. © ЯКласс.

Рис. 2. Квадрат разделён на части. © ЯКласс.

Конспект урока: Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая.) Образование долей. Задачи на нахождение доли от числа и числа по его доле.

Умножение и деление


Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая.) Образование долей. Задачи на нахождение доли от числа и числа по его доле

Цели урока

  • изучим понятия “доля”
  • будем учиться находить число по доле и долю числа
  • научимся решать задачи на нахождение долей

Представьте перед собой одно целое яблоко. А если мы разрежем яблоко пополам, что получится? 

Как можно назвать математически половинки яблока? 


Половинки яблока мы можем назвать долями.На сколько долей его разделили? На две части.

Другими словами, половина – это одна вторая доля целого.

Может ли быть больше долей? Разберем на примере пиццы.

Первую пиццу поделили пополам, значит 1 доля такой пиццы называется одна вторая.

Вторую разрезали на три части, 1 доля такой пиццы называется одна третья.

Третью пиццу разрезали на четыре части, 1 доля этой пиццы будет называться одна четвертая.

И последнюю пиццу разрезали на девять частей, 1 доля –  одна девятая.

Мы с вами можем сделать вывод, что название долей складывается:

первое слово – количество долей, которые мы взяли (в данном случае везде 1), 

второе слово –  на сколько всего частей порезали.

Сравнение долей

Рассмотрите доли пиццы, изображенной на рисунке выше. Сравни одну вторую и одну третью долю. Одна вторая доля будет больше одной третьей. Ведь, чем больше частей, тем меньше сам кусок. Поэтому, при сравнении дробей смотрим на общее количество частей (после слова одной, одна и др.). Если их меньше, то такая доля будет больше.


Сколько долей закрашено?

  • одна вторая доля

  • две третьих доли

  • три четвертых доли

  • четыре пятых доли

  • одна шестая доля

Упражнение 1

Запишите в тетрадь, сколько долей закрашено на каждом рисунке.


Упражнение 2

Найдите рисунок, на котором показана одна четвертая часть торта.


Упражнение 3

Начертите в тетради квадрат со стороной 4 см, разделите его на 4 части, закрасьте две четвертые части.


Нахождение доли и целого 

Чтобы найти
долю числа
, надо число разделить на количество долей.

Чему равна доля числа 16, если его разделили на 8 долей?

16 : 8 = 2

Чтобы найти
число
(целое) по его доле, надо умножить количество долей на долю.

Чему равно число, если одна вторая доля равна 2?

2 · 2 = 4

Решение задач
 

Задача №1

Найдите длину всей полоски, если одна восьмая доля этой полоски равна 2 см.

Мы должны длину одной восьмой части умножить на общее количество частей (или долей)

2 • 8 = 16 (см) – длина полоски

Ответ: 16 см.

Задача №2

Начертили полоску длиной 12 см, разделили ее на три части. Чему будет равна одна третья часть этой полоски?

Мы должны длину всей полоски поделить на количество частей (или долей).

12 : 3 = 4 (см) – одна третья полоски.

Ответ: 4 см.


Упражнение 4

Решите задачу в тетради, выполните чертеж. 

Начертили полоску длиной 15 см, разделили ее на пять частей. Чему будет равна одна пятая часть этой полоски? 


Если на уроке у вас все получилось, закрасьте целый круг.

Если получилось, но не все – одну вторую круга.

Если совсем ничего не получилось, закрасьте одну четвертую круга.


Ответы

Упражнение 1

а) одна вторая

б) одна третья

в) одна четвертая

г) одна шестая

д) одна восьмая

Упражнение 2

Рисунок 1.

Упражнение 3

Упражнение 4

15 : 5 = 3 см

Ответ: 1 пятая часть равна 3 см.


Предыдущий урок

Умножение суммы на число. Приёмы умножения двузначного числа на однозначное. Решение задач.

Умножение и деление

Следующий урок

Знакомство с калькулятором. Римские цифры

Умножение и деление

Добавить комментарий