Как по рисунку составить внешность

Мы уже рассказывали об основных правилах рисования головы. Но именно черты лица делают портрет уникальным и придают характер. Черты лица помогают нам узнавать людей, которых мы знаем, а также запоминать новые лица, что чрезвычайно важно для любого реалистичного портрета. Вот несколько простых советов, которые должен знать каждый.

Давайте снова рассмотрим лицо в анфас и в профиль. Синие горизонтальные линии помогут нам отметить расположение различных деталей в соответствии с пропорциями.

Указанные ракурсы – весьма удобны и полезны как варианты рисования пропорций лица. Однако существует небольшая проблема – в реальном мире вы вряд ли увидите лица только в анфас или же только в профиль. Чаще всего что-то среднее. К тому же лицо может быть наклонено вверх или вниз. Это промежуточное состояние лица между анфасом и профилем называется ракурсом в три четверти.

© 2013 Пол Хистон

© 2013 Пол Хистон

Представленный автопортрет – классический пример такого ракурса. Возможно, вы заметили, что многие правила пропорций отличаются от предыдущих вариантов, особенно соотношения расстояний между глазами, носом и ртом. Давайте рассмотрим каждую из этих деталей отдельно в анфас, в профиль и в ракурсе три четверти.

Глаза

учимся рисовать глаза

Обратите внимание на глаз в профиль и как далеко он находится от переносицы. Это потому, что бровь и переносица выступают вперед, чтобы защитить глаз. Также обратите внимание, что диск радужки в профиль – всего лишь узкая полоска. В середине рисунка обозначен ракурс в три четверти. На нем глаз, включая радужку, как бы укорочен, или немного сжат по бокам. Потому что само глазное яблоко имеет форму шара, нижнее и верхнее веко прикрывает глаз, становясь более резкими на дальней стороне, и сужаясь немного мягче на стороне, обращенной к зрителям. Во всех трех вариантах, вы также можете наблюдать, что радужная оболочка глаза немного спрятана под верхнее веко, в то время как нижний контур радужки остается видимым. Помните, если объект вашего рисования не удивлен, вы практически никогда не увидите всю радужку целиком.

Нос

учимся рисовать нос

Нос нарисовать немного сложнее. Контур переносицы наиболее четко виден в профиль, не так сильно в ракурсе в три четверти, и совсем слабо в анфас. Обратите внимание, что в профиль контур ноздрей отодвинут гораздо дальше назад, чем перегородка (средняя часть между ноздрями), которая находиться прямо над верхней губой и непосредственно под линией переносицы. В ракурсе три четверти вы сможете уже увидеть обе ноздри.

Губы

учимся рисовать губы

На рисунке, заметьте, есть небольшой изгиб в центре верхней губы. Не у каждого он так четко выражен. Вы можете придать губам объем с помощью более толстых линий. Нижняя губа обычно (но не всегда) толще, чем верхняя губа, и имеет простую изогнутую форму, тогда как верхняя губа немного сложнее. Лучше всего наметить верхнюю губу более слабо, чем нижнюю, где более толстая линия указывает на объем губ.

Уши

учимся рисовать уши

Покажу лишь два варианта рисования уха, так как различия между ухом в профиль, анфас и в три четверти слабо заметно. Уши могут также быть разными, в зависимости от человека, чей портрет вы пишите. Существует огромное разнообразие форм ушей, которые отличаются совсем небольшими деталями. Однако нельзя их упускать, если вы хотите добиться как можно большей схожести. Мы представляем ухо как что-то похожее на полукруг с неровными выступами на задней стороне. Внешний выступ выравнивается и переходит в мочку уха, в то время как внутренние выступы начинаются где-то внутри и очерчиваются в небольшой изгиб над мочкой. Уши могут показаться сложной частью рисунка, но с помощью практики удастся устранить все ошибки и добиться прекрасного результата.

Вы можете начать рисовать свои черты лица по отдельности, глядя в зеркало под разными углами. Как они меняются, в зависимости от того смотрите ли вы на них снизу или сверху? Что вы заметили в чертах лица с разных точек зрения? Внимательное наблюдение – главное, что позволяет добиться сходства при рисовании портрета.

Автор: Paul Heaston

Видео по теме – Как Легко Нарисовать Портрет По Фото

Поделиться статьей:

ТЕСТ "РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА". ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

При поступлении в школу часто детям предлагают выполнить рисунок человека. Тест разработан в 1946 году с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Тест очень прост в исполнении. Мы просим ребенка нарисовать человека, любого человека, которого он хочет.

Можно проводить с детьми от 5 лет и вплоть до взрослого возраста. Тест очень информативен для всех.

Итак, мы предлагаем ребенку лист бумаги А4 и карандаш и просим нарисовать любого человека. И наблюдаем. Наблюдение за ребенком в момент создания рисунка ответит вам на очень многие вопросы. Над какой частью ребенок долго работал, уделял большое внимание. Какую часть рисовал быстро и небрежно. Какую бесконечно стирал и т.д. Как чувствовал себя ребенок в момент создания рисунка, с каким настроением его рисовал.

После того, как рисунок завершен, мы задаем ребенку несколько вопросов об этом человеке:

– Кто этот человек?

– Где он живет?

– Есть ли у него друзья?

– Чем он занимается?

– Добрый он или злой?

– На кого он смотрит?

– Кто смотрит на него?

Балльная оценка рисунка потребуется только психологам, поэтому я не буду углубляться в детали диагностики, а проясним самые важные моменты, на которые следует обратить внимание.

При интерпретации рисунка следует иметь в виду, что каждая часть изображенной фигуры, каждый орган имеет свое символическое значение, в которых проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

Не делайте поспешных выводов. Если по результатам интерпретации выявились нежелательные моменты. Повторите тест через некоторое время. Если проблемы действительно есть, то они будут отражены и в повторных рисунках. Не делаем вывод по единым частям, оцениваем рисунок в целом.

В идеале, в зависимости от возраста, ребенок должен нарисовать гармоничный рисунок, которые занимает практически весь лист, расположен в центре. Обязательно, чтобы присутствовали все части тела. Нет идеалов в данных рисунках, как и нет идеальных людей.

Во время проведения теста необходимо все время присутствовать рядом. Наблюдать, как ребенок рисует, какие эмоции испытывает. Какие детали старательно прорисовывает, многократно стирает и т.д.

На явную психопатологию указывают следующие факторы:

  • Части тела разрознены. Ноги или руки оторваны от туловища;
  • Вместо человека ребенок рисует что-то другое;
  • Человек похож на робота;

Вариант, когда ребенок рисует фигуру противоположного пола. Это может говорить о спутанной сексуальной роли, но чаще о сильной привязанности к значимому взрослому противоположного пола. Соответственно, если мальчик рисует девочку, то активизируем папу, чтобы он уделял ребенку больше внимания. Для уточнения информации можно задать ребенку уточняющие вопросы.

– Знаком ли тебе этот человек?

– Где он находится?

– Сколько ему лет?

– Что он чувствует?

Или попросить сочинить рассказ об этом человеке.

ТЕСТ "РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА". ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

Интерпретация рисунка

Голова

Это олицетворение сферы интеллекта, место локализации «Я» ребенка. Обычно голове уделяется максимальное внимание в рисунке.

  • Плохо прорисованная голова может говорить о проблемах в адаптации в коллективе, трудностях в общении.
  • Отсутствие лба может говорить о сознательном игнорировании умственной сферы.
  • Соотношение головы и туловища – это пропорции между физическим (тело) и духовным (голова).
  • Если ребенок рисует непропорционально большую голову, обратите внимание не страдает ли он головными болями.
  • Если ребенок имеет проблемы с ослаблением интеллектуальных способностей или сферы контроля, то он будет рисовать большую голову.

Волосы

  • На мужской фигуре подчеркивают мужественность. Прическа на женской фигуре свидетельствует о сексуальном созревании.

Лицо

Символ сферы общения, центр коммуникации. Социальная часть рисунка.

  • Слабо прорисованные черты лица/ нечеткие – сложность в общении, уход от проблем в конфликтах с окружающими.
  • Если ребенок лицо прорисовывает в самом конце рисунка, то ему сложно заводить знакомства, ему трудно дружить с людьми, можно сказать, что других людей он просто терпит, насторожен в отношении других людей.
  • Вытаращенные глаза, сжатые губы или оскаленный рот с прорисованными зубами признак враждебности в отношении других людей.
  • Хорошо прорисованные черты лица – это внимание и самоуважение к себе.
  • Закрашенное лицо / лицо зверя / лицо робота –негативный знак, который говорит о потере идентичности, утратой собственного «Я».

Подбородок

  • Символ мужественности, властности, воли, решительности. Если ребенок очень большое внимание уделяет подбородку, стирает его и многократно перерисовывает, то может быть наоборот ребенок в рисунке хочет компенсировать свою слабость и безволие и добавить себе качеств, которые ему недоступны.

Брови

  • Аккуратно прорисованные брови говорят об уважительном отношении и заботе о собственной внешности.
  • Густые брови могут говорить о грубости, строптивости и несдержанности.
  • Поднятые с надменностью и высокомерием.

Уши

  • Могут говорить об открытости в восприятии информации или о настороженности.
  • Отсутствие ушей в рисунке ребенка до 8 лет – это вариант нормы. Уши дети начинают рисовать поздно.

Глаза

Зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка.

  • Выражение глаз может говорить о ребенке как о мечтательном, стыдливом, смелом, веселом и т.д.
  • Широкораспахнутые глаза могут быть символом любознательности.
  • Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.
  • Большие прорисованные глаза со зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха и тревоги.
  • Маленькие глаза – скрытность, сосредоточенность на себе.
  • Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира.
  • Отсутствие зрачков – крайняя степень эгоцентризма (сосредоточенность на себе, ребенок не находит ничего достойным своего внимания).

Рот

  • Открытый рот признак агрессии. Прорисованные зубы признак явной агрессии.
  • Рот, нарисованный одной чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Нос

  • Практически не имеет интерпретационного значения. Но если нос отсутствует это может говорить о низком интеллекте.

Шея

Связующее звено между телом (физическим) и головой (духовным).

  • Длинная шея – зажатость, скованность, морализаторство, манерный, хорошо контролирующий себя человек.
  • Короткая – естественность, прямолинейность
  • Отсутствие шеи – признак незрелости.

Руки

Символ активности, коммуникативности, контактности.

  • Разведенные руки (как бы для объятия) – признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром.
  • Спрятаны за спиной или вяло висят вдоль тела, ладони прижаты к телу, скрыты в карманах – может говорить о нерешительности, замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка может свидетельствовать признаком ухода в себя, тщеславия или сильного внутреннего напряжения.
  • Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки говорят о хорошей социальной приспособленности, легком установлении контактов с окружающим миром.
  • Жесткие, негнущиеся руки, согнутые под прямым углом могут говорить о поверхностных, неэмоциональных контактах с внешним миром.
  • Крупные ладони – признак деятельного взрывного характера.
  • Отсутствие ладоней – неприспособленность, отсутствие веры в свои силы, чувстве непригодности.
  • Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограничении в сфере общения.
  • Тщательно прорисованные пальцы говорят о способности контролировать ситуацию, управлять ею. Способности держать себя в руках.
  • Длинные пальцы, подчеркивание кулаков – признак агрессии.
  • Кулаки на руке, отведенной от тела открытая враждебность, бунтарство, противостояние.
  • Кулаки, прижатые к телу – скрытая подавленная тенденция к бунту.
  • Пальцы, сложенные как у хищной птицы, готовые вцепиться во что-то так же являются признаком агрессии.
  • Отсутствие рук крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями как отсутствие рта, отсутствие туловища свидетельствует о плохой приспосабливаемости ребенка.
  • Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости.
  • Длинные о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать.
  • Большие мускулистые руки рисуют дети стремящиеся стать физически сильными. Субтильные болезненные дети могут рисовать сильные мускулистые руки, чтобы компенсировать свою собственную слабость.

Туловище

Символ представления ребенка о физическом облике человека.

  • Крупное, сильное тело с мощными плечами (при условии нормального физического развития ребенка) говорит о его внутренней силе, сильное эго.
  • Хрупкое тело может говорить о выражением собственной слабости.
  • Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля может нарисовать слабое безвольное тело с непропорционально маленькой головой.
  • Ребенок рисует пупок – признак эгоцентризма.
  • Округлая форма – признак уравновешенности, спокойный характер, некоторая женственность.
  • Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью.
  • Крайне негативный признак – это изображение внутренностей тела. Это может говорить о серьезных психических нарушениях.

Ноги

Символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию.

  • Если стопы нарисованы в профиль – это признак устойчивости, уверенности в себе.
  • Стопы, обращенные к наблюдателю или отсутствие стоп говорят о неуверенности.
  • Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги говорят о неуверенности, слабости, упадке духа.
  • Ступни, изображенные с пальцами могут свидетельствовать о крайней агрессивности.
  • Маленькие, неустойчивые ступни, вероятно, ребенок испытывает чувство незащищенности.

Что важно учитывать при интерпретации рисунка?

Важно охватить максимум особенностей рисунка – размер фигуры, поза и расположение на листе, нажим карандаша, прерывистость (рисование штрихами), последовательность в изображении деталей, использование фона или фоновых объектов, прорисованность деталей.

  • Слабые, незащищенные, склонные к тревожности дети рисуют маленькие фигуры, которые занимают небольшую часть листа.
  • Наклоненная фигура может свидетельствовать о психической неуравновешенности.
  • Фигура, смещенная вправо, говорит об ориентации на внешний мир. Смещение влево – акцентирование на себе.
  • Если рисунок расположен в верхней части лица можно говорить об оптимизме. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается при расположении фигуры в нижней части лица.
  • Если нарисована линия земли, а фигура оторвано от нее, можно говорить об оторванности ребенка от реальности, склонности к фантазиям, слабый контакт с действительностью.
  • Присутствие множественной штриховки говорит о тревожности ребенка.

Таким образом, такой простой тест как рисунок человека дает богатую информацию для размышлений. Позволяет сформировать гипотезы об особенностях личности.

Напомню, что поведение ребенка во время рисования немаловажно, не стоит оценивать рисунки, процесс рисования которых вы не видели.

Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди о том, как создавать портреты. Он дает простые практические советы о том, как добиться сходства, в какой технике рисовать, как направить освещение, как рисовать нос, рот, глаза, уши, как соблюсти пропорции, в чем особенности изображения мужчин и женщин. Потренируйтесь, и вы сможете нарисовать реалистичный портрет всего за пару минут.

Инструменты и техники рисования

Полистать книгу «Рисование. Полное руководство».

Рисовать портрет можно любым доступным средством: карандашом, углем, тушью и пером, акварельными красками, фломастерами и так далее. Конечно, каждое из них дает свой эффект, зависящий не только от характерных особенностей самого инструмента и используемой техники, но и от того, на какой поверхности выполняется рисунок: на белой или цветной, гладкой или шероховатой бумаге, на картоне и так далее.

Портрет 1 Портрет 2 Портрет 3 Портрет 4

Виды портретов

Различают два вида портрета: формальный портрет, где человек изображен в положении, которое диктует ему род деятельности, и где большое значение придается композиции, окружению, нередко символическим атрибутам.

И неформальный портрет, где человек изображен в произвольной, естественной позе, например за выполнением какой-либо рутинной работы в привычном окружении. Этот эффектный современный способ изображения людей появился благодаря моментальной фотографии и требует от художника высокого мастерства и хорошего вкуса.
В эту же категорию входит так называемый эмоциональный портрет, когда модель удалось запечатлеть с улыбкой или в движении.

Композиция

Важно не рассеивать внимание зрителя и помнить, что в фокусе должно быть лицо (главным образом глаза). Но чтобы портрет был более выразительным, попробуйте нарисовать не только голову, но и плечи, или тело по пояс, а также руки, которые быть столь же привлекательными, что и лицо, если они красивой формы или играют важную роль в композиции.

Портрет женщины

Изображение женщин, как и исследование их характера, не обходится без решения эстетических вопросов. Следует выбирать свободную, произвольную позу, если модель молода, и более строгую, спокойную, если модель зрелого возраста. Избегайте неестественных, излишне театральных поз. Во многих случаях стоит рисовать женщину в полный рост, поскольку одежда и фон играют немаловажную роль в отражении в рисунке личности модели. Портрет женщины

Портрет мужчины

Мужской портрет обычно более формальный. Он отражает общепринятый образ мужчины, который связан не только с его физическими качествами, но и с положением в обществе. Иногда боковое освещение, дающее красивые контрасты, помогает особо выделить черты и формы мужского лица. Для молодого человека выгодно непринужденное положение тела и выражение лица, в то время как мужчин зрелого возраста лучше изображать в сдержанной, величавой позе.
Проследите, чтобы мужчина не скрещивал руки и не казался высокомерным.

Освещение

Освещение должно быть слегка рассеянным, исходить из одного источника (из окна или от лампы) и располагаться чуть выше и сбоку от модели. Такое освещение выявляет черты лица, но так мягко, что под носом и ртом и вокруг глаз не образуются тени. По этой причине следует избегать яркого искусственного освещения (например, от прожектора) и прямого солнечного света: они выделяют даже самые мелкие морщины и отрицательно сказываются на качестве работы.

Кроме того, при ярком освещении модель вынуждена напрягать лицевые мышцы, поэтому выражение лица будет напряженным и неестественным.
Освещение

Эти две фотографии отличаются углом наклона источника освещения и расстоянием между источником и моделью.

Как добиться сходства

Важно передать не только физическое сходство, но и психологическое. Чтобы добиться физического сходства, необходимо как следует рассмотреть форму головы (и рисовать от общего к частному) и точно рассчитать пропорции лица в целом и деталей лица (глаз, носа, рта и так далее). Чтобы добиться психологического сходства, важно поговорить с моделью, попытаться понять ее характер, предпочтения, привычки и понаблюдать за тем, в каком окружении человек живет и работает.

Конечно, это не всегда возможно, но может пригодиться, чтобы определить наиболее подходящую позу и решить, какие черты характера стоит выделить или поместить в центр внимания.

Самое главное в портретном жанре — в общих чертах охватить индивидуальные особенности головы модели и лишь затем тщательно изучить детали и то, как они соотносятся между собой.

Пропорции головы

Рисуя голову, необходимо убедиться, что ее пропорции, то есть относительные размеры составных частей (глаз, ушей, носа, рта — их мы рассмотрим позже), переданы правильно и точно. При рисовании портрета важно уделить пристальное внимание общему строению головы и определить ее основные характеристики, потому что во многом именно от этого зависит степень сходства рисунка с оригиналом.

Подробного воспроизведения деталей недостаточно: если общий вид головы неточен, практически всегда результатом будет лишь отдаленное, неудовлетворительное сходство.

Квадратная сетка

Полезна в обучении квадратная сетка, о которой знают со школьной скамьи. На изображение, которое нужно увеличить (рисунок или фотографию), наносится сетка. Такое же количество квадратов, но увеличенных, нужно перенести на поверхность для рисования большего размера. После этого можно без труда перенести штрихи в нужную клетку, соблюдая пропорции. Пропорции головы Пропорции головы 2

Глаза

Как только вы тщательно изучите общее строение головы, вы можете перейти к анализу особенностей деталей лица: носа, рта, глаз и ушей. Имеет смысл научиться распознавать основные морфологические, то есть конструктивные характеристики всех элементов лица, поскольку именно точное воспроизведение индивидуальных особенностей позволяет добиться близкого сходства.

Глаза — самая выразительная часть лица, поэтому так важно расположить их правильно и передать их точную форму.

Глаза

Глазные яблоки (следовательно, и зрачки) должны смотреть в одном направлении, от этого зависит выразительность глаз. У женщин обычно длинные и густые ресницы, а брови тонкие и хорошо очерченные. Радужная оболочка глаза ребенка кажется большой по сравнению с веками. У пожилых людей от уголков глаз расходится несколько глубоких морщин, под глазами образуются мешки, а брови становятся неравномерно густыми и кустистыми. Глаза 2

Уши

Ушная раковина — это особой формы упругий хрящ. Хотя морфологические черты уха сильно разнятся от человека к человеку, в целом форма уха напоминает морскую раковину и, в общем-то, одинакова у мужчин и женщин. Уши часто скрыты волосами, и их выразительность зависит от точного положения на боковой стороне головы, как показано на набросках ниже. Уши Высота уха у взрослого человека обычно совпадает с высотой носа. Детские уши кажутся большими относительно всей головы. У пожилых людей уши имеют обыкновение удлиняться, потому что утончается и слабеет хрящевая ткань. Уши 2

Нос

Рисовать нос довольно сложно ó это самая выделяющаяся часть лица, внешний вид которой зависит от точки зрения. Пирамидальная форма носа образуется двумя маленькими тесно расположенными костями и отчасти хрящом, и это хорошо просматривается на спинке носа. Попробуйте рисовать нос в разном положении, при необходимости обращаясь к фотографиям, если так будет легче понять его строение. Нос Заметьте, что спинка носа переходит из переносицы в кончик носа, а крылья носа переходят в щеки. На треугольном основании располагаются овальные ноздри, сходящиеся к кончику носа и ограниченные крыльями носа.Нос 2

Необходимо проработать самые важные участки света и тени (больше всего света обычно на спинке и кончике носа, а самая интенсивная тень — у основания, около ноздрей) и обозначить только их, чтобы не утяжелить рисунок.

Рот

Рот — вторая по выразительности часть лица после глаз. Рисуя губы, художник должен четко провести линию, отделяющую верхнюю губу от нижней (строго на полуцилиндрической плоскости челюстной кости), и соблюсти правила перспективы. Простые эскизы ниже демонстрируют некоторые основные характеристики формы губ.

Например, верхняя губа обычно тоньше нижней и больше выдается вперед. Рот Рот 2

Рисование с натуры

Рисование с натуры позволяет рассмотреть разные композиционные варианты, обходя модель вокруг, чтобы не упустить из виду ни один выразительный нюанс и уловить общую форму, что так важно для достижения сходства. Рисуйте подобные этюды простыми, ясными штрихами, стараясь повторить общее строение головы, не сосредоточиваясь на светотени. Эскиз

Этапы рисования

Первый этап. Внимательно рассмотрите модель, определите отношение между максимальной высотой и максимальной шириной, расставив точки на самых выступающих частях лица (и горизонтальных, и вертикальных). Нарисуйте овал головы и, согласно правилу перспективы, проведите центральную ось (она изгибается в изображении в три четверти) и горизонтальные линии, разделяющие лицо на несколько частей.

Второй этап. Продолжаем совершенствовать рисунок. Расположите точно детали лица: глаза, нос, рот и уши. Заметьте, что деление лица на три части условно. Постарайтесь определить индивидуальные пропорции и придерживайтесь их, чтобы добиться сходства. Этот этап очень важен, он закладывает основу для последующего развития рисунка. Рассмотрите и попробуйте зарисовать основные анатомические подробности (кости, мышцы и др.). 1 и 2 этапы Третий этап. На этом этапе лучше всего представить голову как совокупность плоскостей, образующих ее поверхность. Так легче различить, какие участки наиболее темные, а какие светлые. Четко обведите и те, что освещены, и те, что в тени, и вы получите объемное изображение. Постарайтесь не делать слишком прямых штрихов, чтобы рисунок не вышел жестким, угловатым.

Четвертый этап. На этом этапе мы имеем дело с тенями, о которых уже подумали на предыдущем этапе. Теперь мы выделяем самые крупные, самые глубокие и самые важные из них. Вы заметите, что тени на лице сильно отличаются по глубине и образуют сложный рисунок. Чтобы упростить изображение, как того требует данный этап работы, прикройте глаза до состояния, в котором вы видите всего два тона: освещенных участков и участков в тени. 3 и 4 этапы Пятый этап. На этом и, если потребуется, на следующих этапах продолжайте прорабатывать формы лица, обращая внимание на полутона (которые мы опустили на предыдущей стадии и включили в общую тень). Выявите самые значительные детали, например глаза и губы, затемняя или осветляя их. Меняйте интенсивность штриха, увеличивая или уменьшая нажим на бумагу.

Шестой этап. На этом этапе рисунок сохраняет линии, сделанные на предыдущих стадиях. Не стирайте их, лучше просто смягчите и растушуйте тона. В рисунке невозможно (и бесполезно) воспроизвести все оттенки, которые вы видите в жизни. Поэтому не переусердствуйте, делая последние штрихи и прорисовывая незначительные детали. Хороший рисунок — это всегда результат вдумчивого отбора и разумного упрощения. 5 и 6 этапы Джованни Чиварди написал книгу «Рисование. Полное руководство», в которой  очень много советов:

  • особенности рисования в стиле ню;
  • как правильно освещать модели и объекты для рисования;
  • как рисовать группы людей и пейзажи;
  • техника рисования карандашом, углем, тушью;
  • как вести путевой дневник художника и многое другое.

Читайте статью «Как рисовать фигуру человека»

Если хотите получать подробные и красивые обзоры на лучшие творческие новинки вместе с эксклюзивными скидками на электронные и бумажные книги — подписывайте на нашу рассылку.

Как нарисовать лицо человека: мастер-класс для новичков + основы составления пропорций лица девушки, ребенка и мужчины, 95 фото

Лицо человека не зря считается одним из самых сложных объектов для рисования. В учебной дисциплине «академического рисунка» к заданиям нарисовать портрет с живой натуры подходят на завершающем этапе обучения будущих художников.

Это связано не только со сложным устройством лица, где должна соблюдаться симметрия и схожесть с оригиналом, но и с изначальным предубеждением большинства людей в том, что хорошие портреты получаются только у избранных и талантливых рисовальщиков.

Но каждый желающий может попробовать свои способности и научиться изображать человеческие лица, пользуясь поэтапной, простой техникой рисования.

Симметрия и построение пропорций

Расположение всех деталей портрета намечается на произвольном овале двумя основными осями, задающими правильное расположение глаз, кончика носа и средней вертикальной оси, проходящей по линии симметрии лица.

Чтобы научиться рисовать человеческое лицо поэтапно карандашом, необходимо с помощью этих линий постоянно уточнять и поправлять пропорции. Постепенный порядок работы может многим показаться бесполезной тратой времени, однако это наиболее надежный способ легко и быстро построить сложный объект рисования.

Только с помощью постоянной сверки соотношений элементов индивидуального человеческого лица со всеми его особенностями, можно добиться значительного портретного сходства.

Наблюдательность и терпение – залог успеха

Для начинающих остается загадкой, как красиво нарисовать портрет человека, при разных поворотах головы на изображении. Просто, при построении рисунка, необходимо постоянно уточнять симметрию и пропорции не только на переднем плане, обращенном к зрителю, но и на противоположной стороне.

  • При наработке навыков, со временем, у художников появляется автоматическое воображаемое представление объема головы, и становится понятно, как просто нарисовать портреты в анфас, профиль и половину оборота.
  • Наблюдение за характерными движениями бровей, губ и век помогает верно показать на рисунке эмоции, настроения и выражение лица человека.
  • Однако начинающему будет легче для начала нарисовать все части лица в спокойном состоянии, а затем придать им нужную выразительность, приподняв и характерно изогнув кончики губ или брови.

Основные оси лица

Для построения симметрии проводят среднюю ось, которая делит лицо по вертикали на две равные части. Описание мастер-класса для начинающих включает также знакомство с другими основными линиями рисунка.

Главная горизонтальная линия проходит через центры зрачков глаз и находится на переносице, месте пересечения с осью симметрии.

  • Таким образом, сразу определяются пропорции соотношений лобной части головы и нижнего лицевого отдела.
  • Обычно две главные пересекающиеся оси разделяют овал передней части головы на равные части, кроме портретов людей с неординарной внешностью, у которых данные пропорции могут немного отличаться.
  • Далее на горизонтальной линии проводят два симметричных вертикальных отрезка, определяющих межцентровое расстояние между зрачками. Так закладывается основа создания портрета с живым выражением глаз.
  • На вертикальной оси, небольшими штрихами намечаются расстояния от переносицы до нижней линии роста волос с расположенной над глазами линией бровей.
  • В нижней части лицевого овала намечаются линии нахождения кончика носа, губ и подбородка.

Работа над портретом девушки

Чтобы получился красивый портрет, можно по описаниям понять, как нарисовать девушку карандашом. Для работы понадобятся карандаши различной твердости, бумага, ластик для стирания лишних линий, точилка и планшет для удобного наклона рисунка в процессе работы над пропорциями.

  • Когда все готово, чтобы нарисовать девушку поэтапно, можно приступать к построению основных пропорций лица. Сначала в средней части листа рисуется овал, при этом сразу надо определить форму подбородка.
  • Под овалом намечают двумя линиями положение шеи, с плавными изгибами. В начале работы художнику надо взять самый твердый карандаш и делать наброски, без сильного нажима, держа грифель под наклоном 45 градусов по отношению к плоскости рисунка.
  • Распределение основных пропорций начинается с рисования главных осей – вертикальной и горизонтальной, которые пересекаются посередине лица, на уровне зрачков глаз. При этом следует тщательно проверить и замерить визуально соотношение верхней и нижней частей лица.
  • Нижнюю линию прически на лбу можно найти сразу и обозначить волосы плавными линиями. При этом длинные пряди могут спадать на лицо и частично закрывать его с боков. В нижней части лба рисуют выразительную и выдающуюся вперед линию надбровных дуг, на которых расположены брови, с индивидуальной шириной и формой.
  • В нижней части овала находят длину носа, которая обозначена его кончиком и пропорциональна по отношению к линиям всего лица. Ниже носа находится линия губ, причем верхняя всегда немного меньше, чем нижняя.

Когда найдены основные пропорции, то по рисунку становится видно, как легко нарисовать девушку, если придерживаться пошаговой инструкции. Остается наметить крайние точки крыльев носа, определить форму глаз.

Рисунок человеческого лица для детей

Многим детям рисование нравится с раннего детства, и они изображают окружающий мир, который видят вокруг себя.

В дошкольном возрасте они стараются передать на бумаге, с помощью карандашей свое особенное ощущение от разных людей и рисуют их общими линиями, стараясь придать схожесть цветом одежды или характерными для конкретного человека предметами.

Но в возрасте 9-10 лет можно научить юных художников правильно рисовать портреты, используя пошаговую инструкцию для детей.

  1. Располагая на листе бумаги овал лица, его надо разделить вертикальной осью симметрии, а горизонтально построить три линии, которые обозначат брови, кончика носа и подбородка.
  2. Ребенку легче начинать рисование с глаз и расположенных над ними бровей.
  3. Затем находятся крайние точки крыльев носа, которые по ширине совпадают с внутренними уголками глаз.
  4. От них вниз треугольником расходятся носогубные складки, заканчивающиеся в уголках губ.
  5. Остается уточнить детали, соединив их плавными линиями и приступать к штриховке.

Фото рисунков лица человека

Рисуночная методика для определения индивидуальных особенностей личности -  Рисунок человека.

Тест “Рисунок человека” разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Процедура проведения исследовани

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать рисунок: “Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь”.

Ваша просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер (“А какого человека?”), следует отвечать уклончиво, например: “Любого”, “Рисуй какого хочешь”. На любые выражения сомнений можно сказать: “Ты начни, а дальше легче будет…”. В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения.

В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут вам немаловажную информацию о его особенностях. Как он отнесся к заданию? Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? Задавал ли дополнительные вопросы и как много? Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

В принципе вы можете прибегнуть к краткой версии обработки графической информации. Каких-то глубоких откровений вы не встретите, но некоторые данные относительно умственного развития ребенка получите. Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Интерпретация результата

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам (присвойте каждому положительному ответу один балл ):

    1. У человека нарисована голова.
    2. У него две ноги.
    3. Две руки.
    4. Туловище достаточно отделено от головы.
    5. Длина и ширина туловища пропорциональны.
    6. Плечи хорошо прорисованы.
    7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
    8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
    9. Шея ясно просматривается.
    10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
    11. У человека нарисованы глаза.
    12. У него нарисован нос.
    13. Нарисован рот.
    14. Нос и рот имеют нормальные размеры.
    15. Видны ноздри.
    16. Нарисованы волосы.
    17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
    18. Человек нарисован в одежде.
    19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
    20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
    21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
    22. На руках изображены пальцы.
    23. На каждой руке пять пальцев.
    24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
    25. Большой палец достаточно хорошо выделен.
    26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
    27. Прорисован локтевой сустав.
    28. Прорисован коленный сустав.
    29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
    30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
    31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
    32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
    33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.
    34. На ногах можно различить пятки.
    35. Форма головы правильная.
    36. Форма тела в целом правильная.
    37. Очертания конечностей переданы точно.
    38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
    39. Уши хорошо различимы.
    40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
    41. На лице прорисованы ресницы и брови.
    42. Зрачки расположены правильно.
    43. Глаза пропорциональны размерам лица.
    44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
    45. Четко различимы лоб и подбородок.
    46. Подбородок отделен от нижней губы.

Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвоив каждому положительному ответу один балл, суммируйте полученные баллы.

Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

  • 5 лет – 10 очков
  • 6 лет – 14 очков
  • 7 лет – 18 очков
  • 8 лет – 22 очка
  • 9 лет – 26 очков
  • 10 лет – 30 очков
  • 11 лет – 34 очка
  • 12 лет – 38 очков
  • 13 лет – 42 очка
  • 14 лет – свыше 42 очков

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д.,но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

Рис.13. Рисунок человека без носа и рта.

Рис.13.  Рисунок человека без носа и рта.

  • На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
  • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • Нет туловища или туловище в виде палочки.
  • Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
  • Нет ступней.
  • Нет одежды и нет никаких половых признаков.
  • Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше.

Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные (рис. 14) или очень причудливые фигуры.

Рис.14 Рис.14.

Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

Еще один значимый негативный фактор – это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Столкнувшись с чем-то подобным или просто непонятным, не спешите делать выводы. Некоторые странности в рисунках могут иметь простые и правдоподобные объяснения. Поэтому следующим этапом будет описание нарисованной фигуры. Попросите ребенка рассказать, кто изображен на его рисунке. Даже простое описание ребенком рисунка может дать интересную информацию, поскольку, несмотря на отсутствие внешнего сходства автора и его творения, в описании фигуры речь пойдет о самом ребенке, его чувствах, мыслях и переживаниях.

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

  • Кто он?
  • Знаком тебе этот человек?
  • На кого он похож, кого он напоминает?
  • О ком ты думал, когда рисовал?
  • Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
  • Сколько ему лет?
  • Где он находится?
  • Что вокруг него?
  • О чем он думает?
  • Что он чувствует?
  • Чем он занимается?
  • Он тебе нравится?
  • него есть плохие привычки?
  • У него есть какие-нибудь желания?
  • Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?
  • Этот человек здоров?
  • Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком – попросить его сочинить историю об этом человеке.

После того как вы собрали первичную информацию с помощью этого краткого опроса и анализа поведения ребенка во время рисования, следует перейти к интерпретации рисунка. Прежде всего, нужно иметь в виду, что каждая часть изображенной фигуры имеет символическое значение, характер которого учитывается при интерпретации. Каждый орган тела приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

В очередной раз хотим предупредить о неприемлемости поспешных заключений. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому вы не должен пытаться ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

Символические значение фигуры человека

Голова – олицетворение сферы интеллекта, место локализации “я” ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание. Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми. Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу.

Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке. Если у человека непропорционально большая голова – это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. п. или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

Волосы. Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо – символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка. Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры. Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами. Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо – довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного “я”. Не менее тревожный факт – изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Подбородок. За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок – отражение силы воли, властности, мужественности и т.д. Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

Брови. Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы. Аккуратные брови, так же как и аккуратная прическа, – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Уши – если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно – об упрямстве и неподчинении авторитетам.

Глаза, как известно, – зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое. Пристальный, пронизывающий взгляд – выражение агрессивности. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже – мальчики. Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами. Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот – многозначный элемент. Если рот открыт, то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер. Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности. Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Губы – общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, – признак верной половой идентификации. Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссических тенденций.

Нос – сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.
Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности. Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.
Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

Рис. 17 Рисунок человека. Пример рисунка. Руки.

Руки – символ активности, коммуникативности и контактности (рис. 17). Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению – это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения. Другая важная характеристика изображения рук – это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.

Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – признак агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие возможные символы враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки.

Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и общая гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка. Для детей старшего возраста отсутствие рук – очень необычный факт. Кроме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук.

Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам. Если ребенок рисует длинные руки – это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать. Большие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика. Крупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложения – внутренняя сила, сильное эго.

Широкие, массивные плечи служат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах. Если сильный ребенок рисует слабое тело, то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта.

Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой. Если маленький ребенок изображает пупок – это признак эгоцентризма, если пупок рисует ребенок старшего возраста – это становится выражением инфантильности или стремления уйти в себя. В целом округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность.

Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью. Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне. Крайне негативный признак – изображение внутренностей тела. Он свидетельствует о серьезных психических нарушениях.

Ноги – символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию. Если стопы нарисованы в профиль – это признак устойчивости, уверенности в себе.

Рис.18 Рисунок человека. Пример рисунка. Ноги и Стопы.

Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности (рис. 18). Подростки, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой, могут таким образом выразить наличие проблем, связанных с сексуальной сферой. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности.

Маленькие, неустойчивые ступни – довольно частая особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. Такие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любой момент из-за крайне слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

Гениталии. Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

Откровенное изображение гениталий. Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей.

Рисунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения надо искать в случаях, которые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации.

Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий, – а в большинстве случаев это были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), – это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться.

Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение рисунка на листе

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность. Фигура, смещенная на листе вправо, говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево – означает акцентирование на себе. Если ребенок занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке. Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива

Мальчики (редко – девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль. Такое неестественное положение фигуры обычно считается признаком социальной напряженности. Кроме того, это может служить признаком определенного чувства вины, связанного со сферой общения. Если такое положение – голова в профиль, туловище анфас – усугубляется изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.

Другие особенности изображения

Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

Рис.19 Рисунок человека. пример № 19. Прозрачность.

В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности (рис. 19). Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В “мягком” варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Необязательные детали. Среди необязательных деталей рисунка – такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы – это трубка, сигарета и реже трость. Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Разрозненные части тела. Подобные случаи несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу – явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки. Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства детей – это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.
Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

Рисунки без людей. Рисунок человека был и продолжает быть любимым предметом детского творчества. В процессе интеллектуального и личностного роста ребенка рисунок человека подвергается ряду преобразований, но данный образ должен сохраниться, по крайней мере, на протяжении периода скрытой сексуальности как центральный мотив в рисунках, которые могут включать домашних животных, дом, цветы, дерево, сияющее солнце, возможно даже облако или два. Для маленьких детей настолько нетипично исключение из рисунка фигуры человека, что, безусловно, подтверждает предположение о вероятных трудностях в межличностных отношениях. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце. Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.
Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Стирания. Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.

Качество линий

При интерпретации рисунка оценивается и качество линий. Значение того или иного типа линий вы можете найти в части книги, посвященной особенностям детского рисунка в целом.

Кроме того, к данной методике в полной мере применимы все общие моменты, касающиеся рисуночных тестов, а также интерпретационный материал теста “Дом-Дерево-Человек” в той его части, которая относится к рисунку человека.

Заключение

Таким образом обобщая изложенное, можно сказать, что рисунок человека дает богатую информацию для размышлений. Рисунок ребенка позволяет выносить гипотетические суждения о таких свойствах и характеристиках личности, как: агрессивность и враждебное отношение к окружающим, озлобление, спутанная сексуальная роль, чувство фрустрации и импульсивность, тревога и многих других как более, так и менее серьезных нарушениях.

Источник: psiholognew.com
из книги Кэтрин Тейлор “Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей”

Добавить комментарий