Как правильно составить схемы предложения.
Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.
Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова.
Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложения графически.
1. Повторить с детьми правила:
Все предложения состоят из слов.
Слова в предложении пишутся раздельно.
Начало предложения пишется с большой буквы.
В конце предложения ставится точка.
2. Схема анализа предложения:
Шаг 1. Читаем предложение, соблюдая паузы
между словами.
Например: У мамы сын.
Шаг 2. Членим предложение на слова, определяя количество
и порядок слов в предложении с помощью вопросов:
«Сколько слов в предложении?» (В предложении три слова.)
«Назови первое слово» (Первое слово «У»)
(Второе слово «мамы», третье слово «сын»)
Шаг 3. Графически отображаем слова с помощью чёрточек.
Начало предложения имеет выступ вверх.
В конце ставится точка.
*Имена людей и клички животных имеют выступ вверх.
У мамы сын. У мамы сын Вова.
│_ ________ _____ . │_ ________ _____ │_______ .
Игры и задания по работе по составлению схемы предложения.
учитель – логопед :
Гзимуллина Г. С.
Графическая схема составления предложения.
1. Составить
простое предложение по картинке из 3 слов (предлоги не брать).
ДЕВОЧКА ЧИТАЕТ КНИГУ.
2. Сколько
слов в этом предложении ( произносить раздельно слова и отстукивать ногой).
Девочка читает книгу.
3. В
этом предложении 3 слова.
4. Рисуем
столько полосок сколько слов в предложении.
5. ______
_________ __________
6. Первое
слово в предложении пишем с большой буквы. В конце предложения – точка.
7. ____ _________
_________.
8. Это
кто ?– девочка,
девочка что делает? –
читает. Назови слово –действие – читает, обозначим его двумя черточками.
9. =============
10. «Прочитаем
предложение. Покажи первое слово, второе, третье…. Назови первое слово, второе,
третье….
11. Называть
слова вразбивку – назови третье слово… На каком месте по счету стоит слово «читает»
….
12. Давайте
сделаем предложение длиннее – добавим слова-признаки к слову девочка и к
слову – книгу. Девочка какая?- маленькая ( красивая,
темноволосая, умная…),
книга какая? – толстая ( интересная, веселая, трудная…).
13. Составим
новое предложение Маленькая девочка читает толстую книгу.
14. Сколько
слов в этом предложении?
Рисуем столько черточек
сколько слов. Находим слово-действие, обозначаем двумя черточками.
Слова-
признаки –волнистой чертой.
____
_____ ____.
15. Не забываем: 1 слово с большой буквы. В конце предложения точка.
Обновлено: 22.05.2023
Материал: сюжетная картинка, модели для составления предложений, схемы предложений с заданным количеством слов, вопросительный, восклицательные знаки, салфетки бумажные, музыкальный диск.
– Замечательно! А как вы думаете, из чего состоит наша речь? (из предложений) Слова должны подружиться, чтобы получилось понятное предложение.
– У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)
– Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут? (пушистый, белый)
– Прекрасно! Какое сейчас время года? (Зима)
– Давайте подойдем к мольберту. Какую прекрасную картинку нарисовал художник, а писатель увидел и написал рассказ. Послушайте:
СНЕГ, МНОГО, НАМЕЛО.
КОМ, ПЕТЯ, ОГРОМНЫЙ, СКАТАТЬ.
ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИК, НРАВИТСЯ.
– Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли? (каждое слово само по себе)
– А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем это рассказ? (надо слова подружить)
– Давайте попробуем, составим первое предложение из слов: наступить, зима.
– Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снег, много, намело. Какое предложение можно составить из этих слов?
– Намело много снега. Замечательное! Сколько слов в предложении? (3)
– В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили: ком, Петя, огромный, скакать. Какое предложение можно составить из этих слов? (Петя скатал огромный ком.)
– Сколько слов в этом предложении? (4)
– В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Петя, снеговик, нравится. Какое предложение можно составить из этих слов? (Пете очень нравиться лепить
снеговика.) Сколько слов в этом предложении? (5)
– Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями:
НАМЕЛО МНОГО СНЕГА.
ПЕТЯ СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ.
ПЕТЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА.
– А давайте, теперь составим схемы предложений, из которых составлен рассказ. Первое предложение состоит из двух слов. Вспомните, какое первое слово? (наступила)
– Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая мне нужна полоска? (с уголком)
– Какое второе слово? (зима)
– В конце предложения, что ставим? (точку)
– Точка указывает на то, что предложение закончено.
(показ схемы первого предложения)
Дети у мольбертов составляют схемы следующих предложений. Вопросы по разбору схем предложений:
1. Схема, какого предложения?
2. Сколько слов в предложении?
3. Какая полоска нужна для начала предложения?
4. Что ставили в конце предложения?
5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?
– Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено)
– Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем- то или о ком- то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Какие предложения у нас получатся? (вопросительные)
– Послушайте первое вопросительное предложение.
Наступила зима? Слышите, я спросила, наступила зима? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация.
Катя спроси, у меня наступила, ли зима. И Дима спроси.
– А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос.
– Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было? (простое)
– Какое предложение стало? (вопросительное)
– Какой знак был? (точка)
– Поменяли, на какой знак? (вопросительный)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
Проведем мы сейчас разминку
Возьмите листочки, сделайте комочки.
И поиграем в снежки
И с гостями тоже.
– Замечательно, соберите снежки и уложите под елку.
– Посмотрите, у вас на столах лежат модели и схемы предложений. Проходите и удобно садитесь. Придумайте предложение с моделью, которое соответствует схеме. Будьте внимательны, помогайте пальчиком, чтоб не сбиться.
– Вы составили простые предложения, в конце предложения у вас стоит? (точка)
– А теперь переверните карточку. Какой знак стоит в конце предложения? (вопросительный знак)
– Прочитайте свои предложения вопросительно. Замечательно! Было какое предложение? (простое)
– А стало, какое предложение? (вопросительное)
– Что вам помогло? (знак, голос, интонация)
– Еще есть необычный знак. Это восклицательный знак! Такой знак ставят в конце предложения, когда говорят с радостью, восклицанием. Сейчас я вам скажу предложения с восклицательным знаком.
– Какие замечательные дети!
– Вы сегодня хорошо отвечали!
– Какие прекрасные придумывали предложения!
– С восклицательным знаком мы познакомимся в следующий раз. Кто желает, может поменяться моделями и схемами и придумать новые предложения или поиграть в снежки.
Дошкольников желательно научить составлять схему прослушанного или придуманного предложения и самостоятельно составлять разные предложения по одной схеме.
Что должен знать ребенок о составлении схемы предложения?
1. Каждое слово в предложении заменяется горизонтальной линией определенной длины. Короткие слова можно обозначать короткой линией.
2. Так как в предложении первое слово всегда пишется с большой буквы, первая горизонтальная линия в схеме предложения рисуется с короткой вертикальной черточкой. То же относятся к именам и некоторым другим словам, которые пишутся всегда с большой буквы.
3. После последней линии пишется точка, вопросительный или восклицательный знаки (многоточие обычно тут не рассматривается).
Ребенку можно предложить следующее задание-тест. Взрослый читает длинное предложение, а ребенок одновременно рисует схему этого предложения.
Если ребенок правильно нарисовал схему этого предложения, его следует похвалить. А если он ошибся, укажите ребенку на его ошибки и продолжайте давать подобные задания на других занятиях до тех пор, пока он не перестанет ошибаться.
После того, как ребенок научится правильно рисовать схему услышанного или придуманного предложения, вероятно, ему будет нетрудно по одной схеме предложения придумать несколько разных предложений. Так, для следующей схемы подойдёт много разных предложений:
1. Грибы растут быстро. 2. Голубой шарик улетел. 3. Дождь становился сильнее. 4. Собака громко лаяла. 5. Кошка кормила котят.
Ниже представлена фотография, по которой можно предложить детям несколько заданий.
1. Посмотри на фотографию, придумай длинное предложение на тему отдыха детей и нарисуй схему этого предложения.
2. Посмотри на фотографию, придумай предложения, в которых число слов постоянно увеличивается на единицу (например, от одного до 15 слов) и для самого длинного предложения нарисуй схему (если ребенок умеет считать только до 10, можно ограничиться 10 словами).
3. Выполни задание №2 так, чтобы каждое следующее предложение точно повторялось и к нему добавлялось одно слово. Первое предложение в этой цепочке может состоять из трех или четырех слов.
Примеры составления предложений (к заданию № 2).
Жарко(1). Дети играют(2). Дети увлеченно играют (3). Мальчик и девочка играют (4). Мальчик и девочка лепят куличики(5). Мальчик и девочка лепят песочные куличики(6). Мальчик и девочка лепят куличики из песка(7). Светловолосые мальчик и девочка лепят куличики из песка(8). Светловолосые мальчик и девочка увлеченно лепят куличики из песка(9). Мальчик Сережа и девочка Таня увлеченно лепят куличики из песка(10). Старший брат Сережа и сестренка Таня на пляже лепили песочные куличики (11). На жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(12). Вчера на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики(13). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня лепили песочные куличики (14). Вчера днем на жарком пляже старший брат Сережа и сестренка Таня вылепили много песочных куличиков(15).
Примеры выполнения задания №3.В вышеприведенных примерах к заданию №2: от 2 к 3, от 5 к 6, от 7 к 8 и к 9, от 12 к 13 и 14.
Приведенная ниже фотография может использоваться как материал для составления рассказа. Если ребенку трудно придумать рассказ по картинке, задавайте ему наводящие вопросы и развивайте его речь.
Помогите, пожалуйста, с домашним заданием
Племяннику (5 лет) в детском саду задали домашнее задание. Как делать он не знает. Я тоже, т.к. закончила детский сад в 1996 году и такого не припомню.
Есть в тетради похожее задание, которое они делали. Нарисованы там какие то черточки, палочки, кружочки синего и красного цвета, а предложения не написано, а то бы может я “въехала” в тему. Не могу понять принцип этого задания.
Составить звуковую схему слов: Сом, Кот.
Составить схемы предложений :
Посадил дед репку
Выросла репка большая
Стал дед репку из земли тянуть
На этом занятии поговорим о словах, обозначающих действия предметов, будем учиться составлять предложения из двух слов и обозначать слова в предложении схемой.
1.
Назови, что ты видишь на картинке
– Что ты сейчас произносил?
– Что обозначают слова, которые ты называл?
2.
– А сейчас мы поиграем в цирк. Я буду дрессировщиком, а ты – дрессированной собачкой. Выполняй мои команды!
– Хлопай! (ребёнок выполняет) Что ты сейчас делаешь? (- Я хлопаю)
– Топай! (ребёнок выполняет). Что ты сейчас делаешь? (- Я топаю)
– Приседай! (ребёнок приседает). Что ты сейчас делаешь? (Я приседаю)
– Что ты сейчас произносил?
– Эти слова обозначали предметы?
– Слова, которые ты произносил, обозначали действия. Ты называл действие.
– Придумай сам слова, которые обозначают действие.
.
– Слова – действия отвечают на вопрос “Что делает?” или “Что делал?”
– Рассмотрите картинки. Назовите слова – действия.
3.
– А сейчас я буду называть слова-действия, а ты догадайся, кто эти действия выполняет, человек какой профессии.
– Лечит –
– Учит –
– Шьёт –
– Рисует –
– Фотографирует –
.
4.
– А теперь поиграем в игру “Я молодец”. Я буду говорить о том, что я сейчас делаю, а ты похвалишь себя, и скажешь, что это действие ты уже выполнил.
– Я читаю – Я молодец, я уже прочитал.
– Я рисую – Я молодец, я уже нарисовал.
– Я леплю – Я молодец, я уже слепил.
– Я купаюсь – Я молодец, я уже искупался.
– Я гуляю – Я молодец, я уже погулял.
.
Закончить можно несерьёзным предложением:
– Я дерусь – Я молодец, я уже подрался.
5.
– Скажи, что делает мальчик.
– Если я произнесу слово “мальчик” и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, что он делает?
– Если я произнесу слово “спит” и не покажу тебе картинку, ты будешь знать, кто спит?
Если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а предложение.
Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. (Выучить наизусть)
– Составь ещё раз предложение по картинке. Сколько слов ты произнёс?
– Давай составим схему предложения. Запомни, что предложение начинается с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Это мы покажем в схеме.
– Составь предложения из двух слов по картинкам и составь схемы этих предложений.
Читайте также:
- Семья как фактор социализации ребенка школьного возраста
- Каким образом новгородцы добивались бесконфликтного правления нового князя кратко 6 класс
- Содержание форма и структура плана воспитательной работы кратко
- Как воздействует на человека эмп радиочастотного диапазона кратко
- Бесплодная земля анализ кратко
Карточки по обучению грамоте
«Составь предложения»
(подготовительная группа)
О.И.Штрошерер,
воспитатель «Д/с № 157»
Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложения графически.
Воспитатель пользуется терминами «предложение», «слово», развивает у детей представление о предложении.
Что сначала, что потом? Расставь по порядку.
Составь предложения из слов.
- Начало занятия
- Простые схемы
- Орфограммы в схемах
- Построение схемы пошагово
- Полезные советы взрослому
- Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений
Как научить ребенка изображать предложения схематично? Родители, чьи дети учатся в начальных классах, знают, без помощи взрослого, маленькому ученику, иногда, не обойтись. Проблема в том, что папа с мамой, за годы после школы и сами забыли все правила. Ничего страшного! Необходимую тему можно вспомнить или выучить заново. В статье мы расскажем, как научить ребенка составлять схемы простых и сложных предложений самостоятельно.
Начало занятия
В первую очередь, следует определить, что обозначается словом – предложение. Это связанные логически и интонацией несколько слов, в числе которых, обязательно присутствует грамматическая основа из подлежащего (объект) и сказуемого (его действие). Рассмотрим данное правило на примере.
Предложение: папа смотрит телевизор. Грамматическая основа: «папа» (слово отвечает на вопрос – «Кто?»), «смотрит» (обозначение действия, слово отвечает на вопрос – «Что делает?»). «Телевизор» в данном предложении будет второстепенным членом.
Простые схемы
Самые простые схемы предложения обозначают его как цельную единицу текста, знак препинания в конце – указание на цель высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Вертикальная черточка обозначает заглавную букву.
Дети играют I_________.
Мама поливает цветы I__________.
После того, как ребенок освоит изображение таких схем, задание можно усложнить. Теперь, предстоит обозначить нижним подчеркиванием каждое слово.
Ребята катаются на велосипедах. I__ __ _ __.
Мы едем в отпуск! I_ __ _ __!
Ты умеешь бросать мяч в корзину? I_ __ __ __ _ __?
Длинным подчеркиванием обозначаются слова, коротким – междометия, предлоги, местоимения.
Орфограммы в схемах
Прежде чем приступить к обучению ребенка самостоятельно изображать схемы предложения, ему следует рассказать о некоторых правилах написания предложений. Первое – географические названия, населенные пункты, клички животных, имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. В схемах предложений обозначаются вертикальной черточкой.
Марина и Олеся поедут зимой к дедушке. I__ _ I__ __ __ _ __.
Олегу очень нравится мороженое. I__ __ __ __.
Следующее понятие, с которым можно познакомить ребенка – диалог, где речь каждого из его участников пишется с новой строчки, а перед первым словом ставится «тире». Его же прописывают и в схеме предложения, если это необходимо.
– Кто выпил весь компот? – I__ __ __ __?
– Сережка! I__!
Построение схемы пошагово
Как максимально понятно объяснить ребенку порядок составления схемы предложения? Донести самое главное правило – горизонтальных черточек в схеме, должно быть столько же, сколько и слов, вертикальных – сколько слов, написанных с большой буквы.
Порядок составления схемы, которому следует приучить ребенка:
- Прочесть предложение.
- Уловить смысл.
- Определить слова, которые пишутся с большой буквы.
- По типу предложения, определить, какой знак должен стоять в конце (вопросительный, восклицательный или точка).
- Посчитать количество слов.
После последовательного выполнения всех пунктов, приступить к составлению схемы.
Полезные советы взрослому
Первое время, чтобы ребенку было легче, можно положить перед ним несколько примеров, глядя на которые он по подобию составит свои схемы.
Первые предложения должны быть простыми, состоящими из 2-4 слов. Если ребенок испытывает затруднения с подсчетом количества слов, при их произношении можно хлопать в ладоши. Пусть малыш считает хлопки.
Особое внимание следует уделить союзам, предлогам, частицам. Объяснить ребенку, что вот такие слова следует изображать короткой черточкой, и сразу же, составить несколько схем. Показать наглядно, как это должно выглядеть.
Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений
Обучение ребенка составлению схем, важно. В процессе, дети учатся быстрее читать и ловить смысл текста. Им становится значительно легче находить границы предложений, различать вопросительные, повествовательные или восклицательные. Практика работы с текстами, в целом, развивает ребенка, расширяет словарный запас, улучшает память.