Как помочь дочке найти друзей

Для многих детей подростковый возраст становится периодом приобретения множества социальных связей. Часто бывает, что у подростков много друзей, свои тусовки, компании и вечеринки.

Но что делать, если ваш ребенок уже достиг подросткового возраста, а шумной компании сверстников — или хотя бы пары-тройки близких друзей — у него так и не появилось? Разбираемся, почему у вашего подростка может не быть друзей, и как ему в этом помочь.

Если вы обеспокоены недостатком социальных связей у своего тинейджера — знайте, вы не одиноки. Эта проблема волнует многих родителей по всему миру — и не напрасно. Эволюционная задача подросткового возраста — научить подросших детей самостоятельно взаимодействовать с окружающим миром и сепарировать их от родителей.

Социальные связи очень важны для психологического и эмоционального здоровья подростков — и если ваш ребенок стабильно предпочитает общению с друзьями вечера в компании книги или телевизора, то это повод обратить внимание на эту проблему.

Причин, по которым ваш подросший ребенок все еще не обзавелся приятелями, может быть несколько: от довольно безобидных (например, вы с ребенком недавно сменили школу или место жительства, и он еще не успел установить новые социальные связи) до серьезных (к таким относятся, например, депрессия или буллинг).

К самым распространенным причинам подросткового одиночества относят:

низкую самооценку;

недостаточно развитые социальные навыки;

стеснительность;

нереалистичные ожидания и слишком высокие требования;

антисоциальное поведение и агрессию.

Прежде чем попытаться помочь своему ребенку в сложившейся ситуации, важно определить причины, по которым у него нет друзей. Например, если дело в отсутствии возможностей завести новые знакомства, вы можете ребенку с этим помочь самостоятельно. А вот если проблема в высокой тревожности, депрессии или низкой самооценке, лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, чтобы для начала разобраться с причинами.

В подростковом возрасте дети неохотно обращаются за помощью и поддержкой к своим родителям — им кажется, что с их проблемами проще справиться самостоятельно. Если ребенок не обращался к вам напрямую с просьбой помочь ему найти новых друзей, то сперва стоит разобраться в том, насколько ему нужна ваша помощь, и как она должна выглядеть.

Соберите информацию

Поговорите с ребенком о его текущей ситуации: узнайте, с кем он общается, есть ли сейчас люди, которых он считает друзьями, что они делают вместе. Попросите его оценить его дружеские отношения по шкале от одного до десяти, где один будет означать полное недовольство количеством друзей и качеством отношений с ними, а десять — полную удовлетворенность таким положением дел.

Если ребенок поставит своим дружеским отношениям оценку семь и выше — значит, его вполне удовлетворяет его социальная жизнь на данный момент. Если же она ниже шести, то, вероятно, ему требуется помощь в том, чтобы с ней разобраться.

Отделите собственные эмоции

Если вы помните, что у вас в юности была большая компания приятелей, собственный ребенок, сидящий дома как сыч, может вызывать у вас самые разные эмоции от раздражения до отчаяния. Здесь важно помнить о том, что на эмоциональном уровне ребенок может воспринимать ситуацию совсем не так как вы.

Например, родитель может быть экстравертом, который черпает свою жизненную энергию из общения с другими людьми, а ребенок — интровертом, которого наоборот утомляет слишком частое и продолжительное общение. Прежде чем бросаться на помощь своему подростку, узнайте, что он чувствует по этому поводу, вместо того, чтобы проецировать на него свои ожидания.

Определите потребности ребенка

Возможно, ваш подросток не знает, где искать новые знакомства и как их заводить. Или у него уже есть круг общения, но он не понимает, как сблизиться со своими знакомыми и превратить их в хороших друзей. Выясните, чего ребенок ожидает от дружеских отношений, и какие сложности тревожат его больше всего — так вы будете точно знать, как его поддержать.

У некоторых детей получается заводить друзей легко и непринужденно — они везде находят свой круг общения: в школе, во дворе, в спортивной секции и летнем лагере. Другим же это дается сложнее — и в этом случае подросткам может потребоваться помощь.

Мы не предлагаем вам самостоятельно находить детей, которые будут готовы познакомиться с вашим ребенком, а предлагаем дать ему все необходимые инструменты и уверенность, которая поможет ему самому отточить этот полезный навык. Вот, что могут сделать родители, чтобы помочь своему подростку в поиске новых друзей.

Запишите его в кружок по интересам

Если ваш подросток проводит большую часть времени в школе и дома, возможно, ему нужно немного расширить круг своего общения — и лучше всего это сделать среди единомышленников. Используйте интересы и хобби своего ребенка, чтобы найти ему подходящие внешкольные занятия — это может быть спортивная секция (тут, кстати, лучше отдавать предпочтение командным видам спорта), творческий кружок, научный клуб или любая другая организация, где ребенок сможет общаться со сверстниками на общую интересующую их тему. Это не обязательно должно касаться обучения или приобретения новых полезных навыков — клуб ролевиков или поклонников компьютерных игр тоже подойдет, если там вашему ребенку будет комфортно.

Поддержите комфортный формат социализации

Люди могут раскрываться в разных ситуациях — кому-то проще общаться с окружающими лично, кто-то предпочитает переписки, а кто-то вообще не любит общаться и чувствует себя увереннее во время совместной деятельности — например, в работе над общими проектами или игрой в одной спортивной команде. Определите, какой формат наиболее комфортен для вашего ребенка, и предложите ему двигаться в этом направлении.

Подтяните навыки коммуникации

Умение общаться — это навык, который можно развить. Если ваш подросток много времени проводит в одиночестве, возможно, ему сложно заводить «смол-токи» со сверстниками просто потому, что он не умеет это делать.

Чтобы решить проблему, предложите ребенку попрактиковаться на вас. Говорите с ним не только на тему сделанных уроков и мытых рук — обсуждайте самые различные вопросы, шутите, спорьте, обменивайтесь мнениями. Чем чаще и непринужденнее будут ваши разговоры, тем проще ребенку потом будет продемонстрировать свои коммуникативные навыки в общении с незнакомыми людьми.

Научите ребенка быть собой

Эта рекомендация, увы, звучит легко только на словах, а на деле за ней стоит не один разговор, а многолетний труд над воспитанием внутренней свободы и здоровой самооценки. Подростки нередко пытаются мимикрировать под окружающую среду — начинают носить прически и одежду, которую носят все, начинают увлекаться тем же, чем и большинство их сверстников — даже если им это не нравится.

Если вы заметили, что ваш подросток постоянно пытается меняться для того, чтобы лучше вписаться в компанию новых друзей — возможно, ему стоит поработать над принятием себя и самовыражением — так ему будет проще найти людей, которые будут ценить его таким, какой он есть, а не таким, каким он пытается казаться.

Объясните ценность дружбы

Дружеские связи важны, однако их качество намного важнее их количества. В погоне за новыми друзьями хорошо бы, чтобы ребенок понимал, что найти одного хорошего друга намного лучше, чем много плохих. Вы можете показать ребенку примеры здоровых дружеских отношений — на примере собственной дружбы или дружбы в фильмах, книгах или мультиках.

Обсудите с ребенком, какие дружеские отношения можно считать здоровыми и гармоничными, а какие — нет. Проговорите, какого отношения и каких поступков стоит ждать от хороших друзей, однако не идеализируйте их.

Нередко подростковой дружбе мешают слишком завышенные ожидания и нереалистичные требования: дети пытаются найти себе идеального друга, который будет их во всем понимать и поддерживать, и забывают о том, что все люди разные, и что для того, чтобы отношения работали, вкладываться в них должны все участники, а не кто-то один.

Укрепите свои отношения с ребенком

Понятное дело, что подростки редко хотят дружить со своими родителями — да и задача родителей не в том, чтобы заменить своему ребенку общение со сверстниками. Однако если ваш подросток на данном этапе испытывает сложности в создании дружеских отношений, вы можете поддержать ему, напомнив, что вы всегда на его стороне, готовы выслушать его проблемы, обсудить с ним то, что его волнует, подсказать и помочь в трудной ситуации. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что он может прийти к вам с любыми проблемами и сомнения и получить понимание, сострадание, любовь и поддержку.

Не спешите с суждениями

Нередко родители сами не замечают, как вмешиваются в дружеские отношения своих детей — непрошенными комментариями, критическими замечаниями и недовольными комментариями. Возможно, не все друзья ваших детей будут вам нравиться — однако не забывайте, что намного важнее здесь не то, как они выглядят и себя ведут, а то, какие эмоции они приносят вашему ребенку, и какие отношения между ними складываются.


Подростковый возраст мало кому дается легко — в это время и родители, и дети сталкиваются с миллионом проблем, и поиск настоящих друзей — одна из них. Мы представляем, сколько тревоги и беспокойства может быть связано с социальной жизнью подростков и надеемся, что эта инструкция поможет структурировать ваше беспокойство и направить его в конструктивное русло. И помните — иногда достаточно просто отпустить ситуацию и немного подождать — не стоит превращать поиск друзей в навязчивую идею.

CHIPS JOURNAL в VK

Подписывайтесь на нас во всех соцсетях!

Когда-то самыми трудными в школе были уроки и домашние задания. Сегодня же проблемы детей имеют мало общего с учебой, им сложнее всего даются отношения с одноклассниками. Как помочь ребенку найти друзей среди сверстников, рассказывает детский психолог Дебора Макнамара.


Дебора Макнамара

Школьники всегда сталкивались с хулиганами, в классах и школьных коридорах случались конфликты и споры — это нормально. Но молодежная культура в наше время серьезно изменилась. И это порождает новые проблемы.

В 2011 году были опубликованы результаты 15-летнего исследования подростков Северной Америки. Его авторы выявили у детей снижение эмпатии на 40%, а также снижение способности к перспективному анализу на 35% — думать о будущем молодым людям стало сложнее. И эти особенности влияют на их отношения со сверстниками. Поэтому атмосфера в классах, столовых и на игровых площадках меняется.

По данным Национального института психического здоровья, в наше время школьная травля стоит на первом месте в списке родительских проблем. Треть детей сообщают, что они сталкивались с буллингом в течение шести недель. Дети приходят домой из школы с разными эмоциями в зависимости от их общения с одноклассниками.

От дружбы до стаи из «Повелителя мух»

Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.

Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.

И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.

Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.

Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников. 

Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом.

Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.

Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:

Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом. 

Слушайте вашего ребенка. Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.

Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.

Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали. 

Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом. 

Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы. Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться.

Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.

Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.

Источник: Macnamara.ca

Фото: rawpixel.com

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

У моей старшей дочери не было друзей до 2 класса

Примерно через полгода после того, как старшая дочка пошла в детский сад, я всерьез задумалась над тем, что у Катюшки сложно получается найти общий язык с окружающими детками.

Мы очень часто болели, и Катерина две недели ходила в сад, а потом почти столько же мы с ней сидели дома на больничном. Тоже самое продолжалось некоторое время и в школе.

Получалось так, что дочка, вроде бы, только начинала с кем-то общаться поближе, а потом за недели отсутствия по болезни тот ребенок успевал переключиться на кого-то другого.

Катя не предпринимала попыток наладить снова отношения с бывшей подружкой. Наоборот она начинала обижаться на этих девочек, говоря, что они неверные в дружбе.

Что посоветовал мне психолог и как мы с дочкой преодолели эту проблему

Совет 1: научить ребенка зрительному контакту

Иногда бывает сложно заглянуть в глаза окружающим. Первое, что посоветовала мне психолог, – это проверить смотрит ли мне в глаза Катя, когда со мной разговаривает.

Если выясняется, что нет, этому нужно учить. “Катюш, посмотри на меня”, “дочка смотри мне в глаза”, “я не вижу твоих глаз, мое сокровище” – эти фразы мне помогли научить ребенка смотреть прямо в глаза собеседнику.

Это непросто, но выполнимо. Я заметила, что общаться Екатерина сразу стала увереннее. По мнению психолога, это первый кирпичик в освоении “позитивной коммуникации”. И я с ней согласна.

Совет 2: научить ребенка фразам, которые могут ей понадобиться в разных социальных ситуациях

Вроде бы все просто, сказал “привет” и потекло общение. Но как оказалось, у детей не все так просто. Предложила дочке поиграть в игру от психолога.

Нужно было представить себе, что мы с Катей не знакомы, встретились на улице. Дочка должна была узнать у меня, как, к примеру, пройти в библиотеку. Таких ситуаций мы напридумывали множество.

Так совпало, что в период наших с дочкой занятий мы познакомились во дворе с девочкой помладше на два года. И “симулятор общения” превратился в реальную коммуникацию.

Мы с дочкой дома сначала договаривались, о чем она сегодня будет говорить с маленькой новой знакомой, а потом дочь реализовывала это на практике.

Дома мы анализировали, что получилось в общении, а что нет. Так Катя постепенно становилась все более и более интересным собеседником. Теперь это нам очень помогает в школе. Речь дочки неплохо развита.

Эти первые два совета можно назвать “докоммуникативными”, направленными на развитие самого ребенка и его способностей общаться. Дальше мы воплощали собственного коммуникативные советы.

https://text.ru/spelling/5ea5797e2761b
https://text.ru/spelling/5ea5797e2761b

Совет 3. Научить ребенка видеть в людях хорошее и говорить им об этом

Моей дочери этот совет сначала не понравился. Первые два она выполняла с интересом, а этот приняла в штыки. Говорит: “За что хвалить-то их? Они же плохие друзья?”

Это она про своих бывших “садиковских и школьных подружек”. Очень обиделась на них.

Но когда однажды Катя попробовала говорить окружающим детям хорошее, она поняла, как это работает. Ведь каждому приятно доброе слово, потом мы тянемся туда, где к нам настроены позитивно. А дети в особенности.

Но это не значит, заглядывать в рот окружающим, тут тоже важно не переборщить.

Совет 4. Не нарушать личное пространство, выбирать друзей по интересам

Сейчас Кате уже 11 лет. У нее мало друзей. Всего одна хорошая подружка в классе и еще одна лучшая – из ее же школы. Лучшая подруга – это друг по интересам. Девчонки учатся в параллели, подружились еще в садике.

Обе ходят несколько лет на одни и те же кружки. А еще мы ежегодно летом ходим в поход только девочками – мамы и дочки. У девчонок много общего, несмотря на то, что они часто ссорятся.

Судя по моему ребенку, могу сказать, что одна проблема у нас все еще сохранилась. Дочь частенько нарушает личное пространство окружающих. Ей нравится обнимать окружающих и вообще подходить слишком близко.

В этом отношении с подружками они совпали. Те девочки тоже такие же, и поэтому не мешают друг другу. А вот с другими детьми к классе общаться бывает местами сложно. С этой особенностью я пока так ничего и не смогла сделать.

Дочка и сама о ней знает. Мы с ней об этом говорили. В принципе в какой-то степени это помогает отсечь ненужные контакты. Но с другой стороны, близкие люди и люди чужие – это разное расстояние в общении, дальше это точно будет мешать. Возможно, когда подрастет, сама поймет это.

Еще два замечания

Что еще хочу отметить? Лезть в отношения ребенка с другими детьми не стоит. Дочь сама нашла себе подруг. Я ей только немного помогла “настроиться” на дружбу, но за нее ничего не делала.

И напоследок хочу поделиться маленькой метафорой, которая также помогла мне кое-что понять в этой детской проблеме.

Представьте, Вы устроились на новую работу. Вы планируете подружиться с определенным человеком. Что Вы будете для этого делать?

Подойдете к незнакомцу и скажите давай дружить? Как на это отреагирует незнакомец? Решив эту задачу, я поняла, как помочь ребенку!

Период взросления – один из самых сложных в жизни человека. Смена ценностей, приоритетов, поиск своего места в обществе – лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются подростки. Поддержка и крепкое дружеское плечо в этот период важны как никогда. Но куда сложнее все происходит, если у подростка нет друзей.

Причины подросткового одиночества

Множество тинейджеров сталкиваются с проблемами в коммуникации. Отчасти это происходит из детства, когда ребенок не смог адаптироваться к коллективу в детском саду или начальной школе. Но бывает, что общительный и веселый малыш вырастает в замкнутого и угрюмого тинейджера.

Родители сначала радуются, что подросток сидит дома и не шатается по улицам, а потом начинают бить тревогу, когда понимают, что состояние одиночества переходит в патологическую депрессию.

Чтобы помочь подростку найти друзей, важно узнать ответ на вопрос, что является причиной замкнутости.

Все идет из головы

Тип личности играет особую роль. Подросток – интроверт, склонный к рефлексии, может подсознательно минимизировать общение с окружающими.

ВАЖНО: психолог поможет направить взгляд на внешний мир и начать более свободно общаться со сверстниками.

Просто у всех разные интересы

В основе крепкой дружбы часто лежат общие интересы. Поэтому когда подросток увлечен чем-то нестандартным или тем, что не находит отклика у окружения, он может остаться один на один со своим хобби.

хобби и одиночество.jpg

Выход – найти товарищей по увлечению, а возможно и человека с абсолютно другими целями и стремлениями. Главное – проявлять живой интерес к миру и не замыкаться только на своих желаниях.

Те, кто нас окружают

В подростковом возрасте окружение способно заменить семью.

Если тинейджер попал в среду, которая априори его не принимает, одиночество – закономерно

Самое опасное – стать жертвой агрессии. 

Совет психолога – не складывается общение в школе, постарайся найти друзей в кружках и секциях по твоим интересам или среди соседей по дому.

Под лежачий камень

Иногда подросток горячо мечтает научиться дружить, но ничего для этого не делает – отстраняется от общения со сверстниками, не проявляет инициативу.

Причиной такого поведения может быть:

  • недовольство своим внешним видом;
  • неудачная влюбленность;
  • стеснение;
  • завышенные требования к окружающим.

ВАЖНО: дружеские посиделки дома – интересный вариант укрепить отношения. Когда ребенок хочет пригласить домой пару-тройку товарищей, не препятствуйте или даже сами предложите это.

Необходимый шаг на пути преодоления одиночества в переходном возрасте – помочь тинейджеру понять и исправить ошибки в отношениях с другими людьми.

Строим отношения с окружающими

В период взросления дети сверх эмоционально реагируют на слова окружающих и сильно переживают, как выглядят в глазах общества.

Единственно верный способ избежать переживаний и обид тинейджеры видят в излишней агрессии и намеренном отстранении от людей.

Если у подростка нет друзей, нужно объяснить, как правильно выстраивать отношения с окружающими.

Те, кто ближе всего

Семья должна стать островом спокойствия, заботы и тепла для подростка. Родители должны быть примером здоровых взаимоотношений. Тогда ребенок сможет довериться и поделиться любой проблемой.

А есть ли близкие друзья

В более раннем возрасте дети легко заводят друзей. Но в переходном возрасте общение может прерваться по разным причинам.

Роль близких – показать ребенку ценность настоящей дружбы. Сделать это нужно ненавязчиво – за просмотром подходящего кинофильма, телепередачи, обсуждая ролик в социальной сети или прочитанную книгу.

Кто достоин уважения

Хорошо, если у тинейджера есть человек, который вызывает искреннее уважение и является авторитетом.

Иногда тот, кем восхищается ребенок, непонятен и неприемлем для старшего поколения. Нужно проявить гибкость и попытаться поговорить на эту тему. Результат вас может удивить.

Да это просто приятели

Когда тинейджер – популярная личность среди сверстников, это не значит, что ему не может быть одиноко.

окружение играет важную роль.jpg

Чтобы понять, какие отношения у ребенка превалируют, попросите его сделать тест:

«Возьми лист бумаги и запиши два списка – имена твоих настоящих друзей и тех, кого считаешь приятелями или знакомыми. Посмотри, кого больше и почему». 

Если первый список окажется пуст – повод серьезно задуматься о смене или расширении окружения.

Явно плохая компания

Страх быть отвергнутым и одиноким приводит тинейджера к нездоровым отношениям и плохой компании. Но ему кажется, что это лучше, чем быть одному.

В такой «дружбе» может быть и физическое насилие, и злоупотребление алкоголем и сигаретами, и издевательство над другими.

Помочь могут доверительные отношения в семье и откровенные беседы, в ходе которых ребенку нужно объяснить, что он сам может стать жертвой и эмоционального, и физического насилия.

Найти настоящих друзей – нелегкая задача для гиперэмоционального тинейджера.

Важную роль здесь играют умение налаживать новые социальные связи.

Как подростку стать активней в социуме

Главное – не бояться проявлять инициативу. Родители должны попытаться донести до повзрослевшего ребенка, как важно уметь делать первый шаг.

Открытость к общению – залог новых социальных связей

Преодолеть стеснение и начать общение первым может быть для подростка крайне сложно.

Здесь важны такие предпосылки, как:

  • Раннее приучение к самостоятельности – самостоятельные дети более уверенно справляются с проблемами в общении, чем те, кто под постоянной опекой взрослых.
  • Научить быть индивидуальностью – это особенно важно, когда тинейджер постоянно меняет имидж, пытаясь подстроиться под окружающую среду.
  • Адекватная оценка внешнего вида – привлекательная внешность значительно повышает самооценку, поэтому тинейджеру важно помочь подобрать модный образ. 

Особенно важна доброжелательная обстановка в семье, чтобы ребенок наглядно видел положительные стороны общения с окружающими.

Несколько рекомендаций и советов помогут выбрать тинейджеру правильное направление по налаживанию отношений с окружающими.

Старый друг лучше новых двух

Вновь напомните подростку о ценности настоящей дружбы. Пусть он попробует разыскать друзей из прошлого.

Предложите ему:

  • подумать и вспомнить, кто был по-настоящему близок раньше;
  • поразмышлять, почему прекратились эти взаимоотношения;
  • вспомнить, где и как можно найти этого человека, как с ним связаться;
  • придумать повод и возобновить знакомство.

Иногда достаточно сделать телефонный звонок, чтобы старая дружба разгорелась с новой силой. 

Не забываем и о тех, кто сейчас рядом

Обычно в окружении каждого подростка есть ребята, с которыми он бы хотел общаться, но в силу разных причин не может сделать этого.

Предложите подумать, как можно познакомиться и начать общение.

Возможные варианты:

  • подсесть к ребятам за столик в школьный столовой;
  • подойти и спросить, что задано на сегодня по любому из школьных предметов – вариант подойдет для одноклассников, в остальных случаях можно заговорить о знакомых, узнать, кто и где учится и т.д.
  • предложить вместе пойти домой после школы или секции.

Всего одна успешная попытка завести разговор способна сильно повысить уверенность подростка в себе и изменить отношение к людям.

Как еще можно расширить круг общения

Переходный возраст – время поиска себя. Новые интересы и увлечения – прекрасный повод найти новых друзей и расширить социальные связи.

общение с друзьями.jpg

Языковая школа, курсы по вокалу или игре на гитаре, новая спортивная команда – вот лишь несколько вариантов, где можно встретить интересных людей и обрести настоящую дружбу.

Оптимальный вариант для того, чтобы тинейджер прокачал коммуникативные навыки – поездка в лагерь. Там дети оказываются на длительное время среди сверстников, учатся общаться друг с другом и решать возникающие проблемы.

Лагеря SportZania понравятся даже тем, кто еще ни разу не уезжал надолго из дома.

Комфортабельные номера, необычные тематические развлечения и профессиональные наставники – далеко не весь перечень преимуществ отдыха в SportZania.

Множество групповых игр и занятий дадут возможность каждому ребенку раскрыть индивидуальные таланты и приобрести навыки командной работы и коллективного общения. Все это – залог крепких дружеских отношений и успехов в будущем.

Побывав в развивающих лагерях SportZania, подросток оценит радость общения, найдет настоящих друзей и больше не столкнется с проблемой одиночества.

Как помочь ребенку найти друзей: советы психолога

Разбираемся, как родителям помочь ребенку, испытывающему трудности в общении, и не травмировать его еще больше.

Разбираемся вместе с Викторией Богдановой, детским психологом, сотрудником клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще.

Почему ребенок не может найти друзей?

В большинстве случаев проблема кроется в его родителях. Среди распространенных причин —  гиперопека, ограничение общения со сверстниками, отсутствие условий для самоутверждения ребенка или отрицательное отношение родителей к его самостоятельным действиям. Все это может привести к психологической неготовности ребенка к общению с другими детьми.

Помимо причин, вызванных воспитанием родителей, проблемы с налаживанием контактов могут быть связаны и с личностными особенностями ребенка, например, в тех случаях, если он слишком замкнут или застенчив.

Третьим источником проблем с социализацией может являться само детское сообщество, которое нередко бывает довольно жестоким. Современные дети обычно проводят время, играя в одиночестве, зачастую — за компьютером. Это приводит к тому, что мальчики и девочки не знают обычных для нас способов знакомства. Кроме того, у них не так сильно развита способность к эмпатии, им сложно поддерживать друг друга и разговаривать на важные темы.  

Взрослые должны начать работу над развитием доброжелательного отношения к близким и сверстникам у ребенка начиная примерно с 2-3 лет. Побуждать эмоциональную отзывчивость в детях можно через чтение сказок: ребенок должен понимать, что герои испытывают те или иные чувства, к которым нужно бережно относиться. Некоторые родители, опасаясь за своего ребенка, навязывают ему негативное и настороженное отношение к другим людям, и это формирует сложности с коммуникацией. Чтобы избежать подобных последствий, необходимо воспитывать в ребенке открытость к людям, а не настороженность и негатив.

Признаки, указывающие на то, что у ребенка есть проблемы с социализацией

Естественно, каждый человек формируется по-своему, обладает индивидуальными особенностями, и это связано не только с нервной системой и темпераментом, но и с условиями развития. Начиная с 4-5 лет уровень значимости контактов со сверстниками для ребенка только возрастает. Поэтому, если ваш ребенок:

  • бывает агрессивен по отношению к своим сверстникам,

  • жалуется на отсутствие друзей или нежелание сверстников с ним общаться,

  • идет в сад или школу с неохотой,

  • ни с кем не созванивается, не приглашает в гости (или если ему никто не звонит и не приглашает),

  • часто находится в одиночестве,

  • все свое время проводит за компьютерными играми/чтением/телевизором,

вам стоит обратить внимание на возможную проблему и начать предпринимать определенные действия по ее решению.

Рассмотрим проблему на примере понятного каждому языка — языка мультипликации. 14 сентября на «Канале Disney» начинается показ мультсериала «Дом совы», который посвящен этой теме. Главная героиня сериала Лус настолько увлечена фантастическими книгами, что сверстники считают ее странной и не хотят с ней дружить.

Если в реальности родители столкнутся с похожей ситуацией, показанной в мультсериале, стоит ли поощрять интересы ребенка и его способы самовыражения, когда сверстники сторонятся его? Каким образом можно скорректировать такую ситуацию?

Стоит отметить, что девочка погружалась в фантастические книги не случайно: в ее отношениях с матерью изначально было что-то не так. Бегство в волшебный мир позволило Лус найти то, чего ей не хватало в реальной жизни: возможность иметь свое мнение, отстаивать волю и интересы. Ей удалось реализоваться в мире, населенном бунтарями и свободолюбивыми персонажами.

Увлечение Лус стало распространяться в форме, пугающей сверстников и взрослых, ее эксцентричное поведение в школе вредило окружающим. Однозначно родителям стоит поддерживать увлечения детей, однако, нужно рассказывать им о существовании личных границ других людей и о том, что необычная форма самовыражения может отталкивать. Чтобы закрыть потребность, нужно вместе с ребенком найти то место, где это приемлемо, а распространять свои чудачества на всех людей точно не стоит.

Родителям важно выстроить близкие доверительные отношения с ребенком, поощрять его интересы, потому что таким образом происходит сублимация детских чувств и переживаний. А скорректировать ситуацию можно, например, за счет арт-терапии или совместной работы родителя, ребенка и психолога. Первоочередная задача —  понять, какие именно потребности не удовлетворены.

Зачастую родители отдают ребенка в детский сад или отправляют в летний лагерь, чтобы он там социализировался. Но что делать, если ему некомфортно там находиться?

В таких случаях родители чаще всего убеждены в том, что знают, как и что будет лучше и правильнее для их ребенка. В большинстве подобных ситуаций они не ориентируются на реальные желания и потребности детей, а проецируют на них свои. Пожалуйста, спрашивайте ребенка о том, куда он хочет поехать или пойти, как он себя чувствует, находясь вдалеке от дома, с какими трудностями сталкивается. Очень важно не оставлять его наедине со своими переживаниями и не преуменьшать его проблемы. Помогите ребенку найти ответ на сложный вопрос, справиться с затруднительной ситуацией. В мультсериале «Дом совы» мать хочет совершить поступок против воли дочери, и это только провоцирует ее побег в мир фантазий. Девочке сложно найти дружеские взаимоотношения, а ее мать не прислушивается к потребностям своего ребенка, чем только усугубляет ситуацию. На ее месте стоило бы действовать совсем наоборот: наладить контакт с дочерью и узнать о ее желаниях (читайте также: «5 лучших книг об отношениях матери и дочери»).

Не менее важно — помочь ребенку не замкнуться в себе. Так, чтобы не позволить ребенку уходить в компенсаторные фантазии, родители должны в первую очередь развивать в нем навык принятия реальности с ее трудностями. Помочь ребенку справиться с неудачами можно только через эмоциональную поддержку: спрашивая о его состоянии, разделяя переживания, рассказывая о своем опыте из детства. Таким образом родитель сможет помочь ребенку не разочароваться и не замкнуться в себе, даже когда кажется, что окружающие его не принимают.

О чем стоит помнить родителям

Во-первых, говорите со своим ребенком. Слова «Я вижу, что тебе грустно/ты злишься/переживаешь. Я хотел(а) бы, чтобы твои отношения с ребятами складывались иначе» действительно важны, так как ребенок должен в любом возрасте чувствовать, что родитель его любит, всегда готов выслушать и осознает его трудности. Такой подход помогает выстроить доверительные отношения.

Во-вторых, самому родителю важно перестать чрезмерно опекать ребенка, беспрекословно выполнять его любое желание и потакать каждому требованию. Это нужно для того, чтобы он учился самостоятельно решать возникающие вопросы и справляться с собственным эгоизмом. Например, дети часто требуют играть по их правилам, а в случае проигрыша обижаются и расстраиваются. Но жизнь в обществе устроена не так — ребенок должен уметь играть совместно с другими детьми: порой под чужим руководством, порой по иным правилам.

Всем известно, что дети копируют поведенческую модель родителей, а значит можно корректировать их поведение через собственный пример. Передать важный опыт без нотаций и нравоучений можно, рассказав ребенку историю знакомства со своими друзьями детства, о том, как протекала дружба, о ссорах и примирениях.

Инициируйте походы в гости и контакты с другими детьми. По возможности как можно реже меняйте условия жизни и круг общения ребенка: из-за частых переездов ему будет трудно выстраивать близкие отношения со сверстниками.

Смотрите вместе фильмы и мультики, в которых поднимается эта тема, и обязательно обсуждайте после просмотра поступки и поведение героев. Со стороны всегда проще оценить ситуацию, а затем попробовать переложить ее на собственный опыт (читайте также: «Как смотреть и обсуждать мультфильмы с детьми (и почему это важно)»).

Что поможет ребенку влиться в коллектив?

Есть основные навыки и умения, которые помогут ребенку освоиться в коллективе, но работа над их развитием, несомненно, должна проводиться родителями.

  • Умение понимать свои чувства и эмоции, а также способность ими управлять и выражать в адекватной форме. С самого раннего возраста родителям необходимо развивать эмоциональный интеллект своих детей. Например, нужно научить ребенка выражать обиду словесно, не провоцируя при этом конфликт.

  • Желание самого ребенка поддерживать эмоциональный контакт и близость с другими людьми, разделять и уметь понимать их чувства. Важно, чтобы ребенок хотел принимать участие в играх со сверстниками, выполнять коллективные задания, и при этом не боялся брать инициативу в свои руки или поддерживать инициативу других людей.

  • Не менее ценным навыком является понимание границ, а также умение принимать отказы и говорить «нет» самому. Ребенок должен знать о существовании частной собственности — своих и чужих игрушек.

  • Умение поддерживать разговор, шутить и задавать вопросы. Важно обучить ребенка умению слышать и слушать другого человека, а также адекватно реагировать на раздражители.

Добавить комментарий