Проблема хороших оценок у школьников остро стоит во многих семьях. Если ребенок двоечник, что делать задуматься необходимо обязательно. Подобную проблему надо решать комплексно, так как причины ее появления могут быть различны. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не стоит, ведь, чем дальше, тем сложнее будет повысить успеваемость и улучшить усвояемость знаний.
Ребенок может стать двоечником сразу, с начальной школы. А может вначале учиться хорошо, а к подростковому возрасту успеваемость резко снижается.
Содержание статьи
- 1 Почему родители должны обращать внимание на низкие оценки школьника
- 2 Почему у ребенка проявляется низкая успеваемость
- 2.1 Внутренние причины неуспеваемости
- 2.2 Внешние причины неуспеваемости
- 3 Ребенок двоечник, что делать
Почему родители должны обращать внимание на низкие оценки школьника
Все мы знаем примеры известных людей, которые получали в школе низкие оценки, а потом стали преуспевающими и известными. К сожалению, это небольшой процент. Если посмотреть реальнее, то к окончанию школы такие дети имеют явные проблемы с поступлением в институт и поиском достойной работы.
Школа – это не только багаж знаний, она еще и развивает практическое и логическое мышление. Она дает основы, базу. Но если у ученика часто появляются двойки в школе, основных знаний явно не хватает. Низкая успеваемость может иметь отдаленные последствия, которые пока еще ни школьниками, ни родителями не осознаются.
В психологии рассматриваются определенные этапы развития, когда наиболее быстро и эффективно усваиваются определенные знания. Например, если ребенка начать учить читать позже 7-8 лет, то это может привести к более медленному усвоению техники чтения. Система обучения построена таким образом, что в разные этапы даются те знания, которые наиболее удачно усваиваются в определенном возрасте. Поэтому так важно не упустить момент и обратить внимание на неуспеваемость.
Почему у ребенка проявляется низкая успеваемость
Прежде чем искать пути решения возникшей проблемы, важно понять, почему ребенок двоечник.
Причины, по которым ребенок не успевает, можно разделить на две большие группы:
- Внутренние.
- Внешние.
Разберем каждую из них подробнее.
Внутренние причины неуспеваемости
Способность к обучению во многом определяется особенностями работы мозга и типом нервной системы. Важно исключить задержку в психическом развитии, что делается при помощи консультаций врачей и психологов.
Типов нервной системы выделено четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Холерики часто гиперактивные личности, которым сложно усидеть на одном месте. Они очень любопытны, а при необходимости совершать однообразные действия, теряют к ним интерес.
Сангвиники жизнерадостны и любопытны, любят получать знания. Флегматики вдумчивы, размерены, долго включаются в деятельность, но доводят дело до конца. Самый слабый тип нервной системы – меланхолики, они быстро устают и наиболее пессимистично настроены к окружающему миру. Родителям и учителям следует обращать внимание на тип нервной системы и тот способ обучения, который наиболее эффективен для конкретного ребенка.
домашнее обучение в школе, что это такое
Из внутренних причин также можно назвать лень и отсутствие силы воли. Ребенок не может заставить себя выполнять домашние задания и слушать урок учителя.
Сниженный уровень внимательности также является одной из причин неуспеваемости. Страдать этим могут как гиперактивные дети, так и школьники со слабой нервной системой.
Сниженная самооценка – еще одна причина. Появлению ее способствуют различные факторы, в том числе и неправильное воспитание. Ребенок уверен, что он не способен хорошо учиться, поэтому перестает прилагать усилия.
Внешние причины неуспеваемости
Внешние причины, как правило, связаны с социальными факторами. Дети могут чувствовать себя дискомфортно в школе. Это может быть связано с отношением к нему учителя или других учеников. Если успеваемость резко снизилась при переходе в новую школу, то следует поискать причину здесь. В некоторых случаях ребенок двоечник только по одному предмету, тогда как по другим оценки хорошие. Причина может крыться и в учителе, возможно, у него завышенные требования или школьник просто не понимает объяснений преподавателя.
Оценивая успеваемость, важно обратить внимание и на домашнюю обстановку. Насколько семья благоприятна, нет ли конфликтов внутри нее. Дети чутко реагируют на окружающую обстановку и очень переживают, если, например, родители ссорятся. Имеет значение и тот факт, есть ли у школьника личное пространство дома, где он может спокойно провести время и позаниматься.
Ребенок двоечник, что делать
Итак, у вашего ребенка проблемы с успеваемостью и вы хотите ему помочь. Ваши мысли: ребенок двоечник, что делать, какую найти волшебную таблетку. Нет таких таблеток. Исправление ситуации это осторожная длительная и кропотливая работа, чтобы не сломать ребенка.
Вот примерный план ваших действий. Попробуйте разобраться с проблемой шаг за шагом, обдумывая результаты сделанного шага. Не просто что-то делайте. Анализируйте результат. Это важно, поскольку после каждого анализа вы сможете корректировать дальнейшие свои действия.
- Выяснить причины неуспеваемости. Это главное, от чего следует отталкиваться. Не выявив причины, вы не сможете найти быстрый и действенный способ.
- Если виноват учитель, не надо сразу устраивать скандалы. Поговорите с другими родителями, выясните, как их дети реагируют на этого учителя. Обязательно поговорите с ребенком. Постарайтесь найти с этим учителем общий язык. Вы можете подойти к нему и спокойно сказать, что хотели бы лучше узнать о своем ребенке и причинах, почему он плохо учится. Действуйте максимально спокойно и вежливо. Вполне вероятно, что после разговора учитель станет более адекватно оценивать работу вашего ребенка.
- Найдите наиболее эффективный способ обучения. Не заставляйте делать все домашние задания сразу, а делайте небольшие перерывы для отдыха, причем отдых должен быть активным, но не утомляющим.
- Развивайте у школьника силу воли и мотивацию к учебе. Необходимо простым языком объяснить, почему учеба необходима.
- Не ругайте за неудачи и не требуйте непременно оценок «отлично». Хвалите за хорошие результаты, повышая самооценку. Критика не стимулирует, а наоборот, снижает желание учиться, поэтому необходимо развивать положительные эмоции.
- Создайте благоприятную атмосферу для обучения. Школьнику необходимо выделить собственный письменный стол, но гораздо лучше, если у него будет своя комната. Личное пространство – это то место, где ребенок чувствует себя комфортно и безопасно.
- Снизьте влияние отвлекающих факторов. Во время выполнения домашних заданий не должен работать телевизор, включена музыка и интернет, если он не связан с учебой.
- Составьте вместе со школьником график на неделю, где будет расписано время на сон, отдых и занятия. Соблюдайте этот график. Режим дня позволяет воспитать силу воли и значительно улучшить производительность.
Если ребенок двоечник, что делать необходимо решать всей семьей. Часто проблемы возникают из-за разницы в требованиях между родителями и бабушками. Одни критикуют, другие хвалят, третьи что-то запрещают. В итоге ребенок просто не понимает, что от него хотят. Взрослым важно серьезно задаться вопросом, что делать, если ребенок двоечник, иначе проблема может выйти из-под контроля.
Конечно, самое главное – это любовь к ребенку. Но любовь – это не значит баловать или требовать невозможное. Спокойная обстановка в семье, грамотный подход, умение планировать задачи помогут воспитать сильную и успешную личность. И если ваш школьник показывает пока низкие результаты, это не повод опускать руки или ругать его за это. Надо срочно что-то менять, но при этом меняться придется и взрослым.
Многие считают, что изменить «закоренелого» двоечника нельзя, и ребенку ни за что не стать отличником, даже если он будет стараться. По мнению большинства, помочь здесь могут только высококвалифицированные репетиторы: уж они точно «подтянут» ребенка по проблемным предметам так, что он еще год-другой сможет без труда объяснять новые темы своим сильно отстающим одноклассникам. Хорошему педагогу, конечно, вполне под силу исправить ситуацию, но есть у такого подхода и минусы: высокая цена и достаточно большое количество времени, которое придется потратить на дополнительное обучение и прохождение пропущенных, не выученных когда-то тем, которые учитель объяснял в классе. К сожалению, у многих родителей сейчас есть проблемы с финансами: далеко не каждая семья может позволить себе нанять репетитора. Кроме того, зачастую и время поджимает: у особенно изворотливых двоечников, которые мастерски прячут дневник, полный «лебедей» и «колов», едва ли не до майских праздников, в лучшем случае есть лишь несколько недель в запасе, чтобы исправить положение. Несмотря на кажущуюся плачевность подобной ситуации, решить проблему с «двойками» ребенка и даже превратить его в «отличника» можно, не прибегая к дорогостоящим услугам репетиторов и в короткие сроки. Мы провели небольшое исследование и выяснили оптимальные методы, которые позволят вам превратить двоечника в отличника всего за неделю: узнать о них больше вы можете, прочитав нашу статью.
Поймите причину, по которой ребенок получает «двойки», и разработайте план подготовки
Первое, что вам придется сделать, если вы хотите, чтобы ваш «двоечник» вдруг стал «отличником», это понять причину, по которой дневник ребенка давным-давно напоминает лебединое озеро. Далеко не всегда причина, по которой ваш школьник с завидным постоянством получает неудовлетворительные отметки, заключается в том, что он чего-то не знает: ваш малыш вполне может «зарабатывать» двойки лишь потому, что плохо себя ведет на уроках или ошибается из-за собственной невнимательности. Если причина плохих оценок именно в этом, пожалуй, недели будет вполне достаточно: к примеру, в интернете вы можете найти упражнения для детей, которые помогут развить внимательность, и периодически тренироваться с ребенком. Если ваш малыш часто отвлекается на свой смартфон, попробуйте на время лишить его этой «игрушки», выдав взамен обычный кнопочный телефон с минимумом функций. Но для того, чтобы ребенок не взбунтовался, стоит пойти на хитрость: если малыш еще не слишком хорошо разбирается в технике, вы можете сказать, что смартфон сломался и его пришлось отдать в ремонт.
Если же проблема именно в нехватке нужных знаний, ваша задача усложняется, но все еще остается выполнимой. Конечно, исправить четвертные оценки в начале мая практически невозможно, но в нашем случае главное — начать и сохранить правильный настрой до начала следующего учебного года. Отличник — это прежде всего правильное мышление: постарайтесь, чтобы у ребенка и мысли не возникало о том, что у него что-то может не получиться. За неделю вполне реально настроить ребенка так, что он с энтузиазмом будет заниматься даже в выходные и летние каникулы, и учителя наверняка заметят перемены в его поведении. Чтобы заметно повысить успеваемость, придется выяснить, чего конкретно не знает ваш ребенок, и именно с этих тем начинать подготовку.
Не забывайте о правильном питании
Многим этот пункт покажется странным, лишним или даже ненужным, но на самом деле это не так: правильное питание серьезно влияет на мозговую деятельность и активность, а кроме того, очень важно для растущего организма. Постарайтесь не допускать вредных перекусов, кормите ребенка правильно, не используя продукты, которые вызывают стресс: он вашему чаду и без того гарантирован, если предстоит серьезная контрольная или даже экзамен. Постарайтесь, напротив, предлагать ребенку продукты, которые улучшают работу мозга: правильное питание будет хорошим подспорьем на пути к цели стать отличником.
Придумайте стоящую мотивацию для ребенка
Конечно, не стоит платить ребенку за каждую хорошую отметку, как поступают многие: повторяя за большинством, вы рискуете в один прекрасный день обнаружить, что «бесплатно» учиться ребенок не желает. А уж если вспомнить о перспективе поступления в университет, за который наверняка придется платить из собственного кармана, становится совсем грустно: самообразование, конечно, может быть и лучше институтов, но высшее образование, как ни крути, все-таки необходимо в большинстве случаев. Вместо того, чтобы покорно оплачивать каждую «пятерку» (не исключено, что трудолюбиво подрисованную вашим же чадом в дневнике), постарайтесь подобрать для ребенка более стоящую и долгоиграющую мотивацию. Наверняка вы сможете найти соответствующий стимул: к примеру, если ребенок мечтает о собаке определенной породы, вы можете разрешить завести ее, если раньше были против. Только убедитесь, что чадо не скинет на вас заботы о щенке через неделю-другую после того, как наиграется с животным; кроме того, объясните, что успеваемость должна быть стабильно высокой всегда, а не только в момент, когда вы принесете собаку.
Как видите, нет ничего невозможного: вполне реально за неделю из двоечника сделать самого настоящего отличника, не прибегая к посторонней дорогостоящей помощи. Как вы могли заметить, большая ответственность за успех этой операции по «превращению» лежит на правильном настрое и мотивации, поэтому мыслям и чувствам ребенка тоже нужно уделять время: даже самый талантливый отличник забросит учебу, если над ним дамокловым мечом нависнут депрессия и страх. Спровоцировать совершенно не нужные вашему чаду стрессы могут, казалось бы, простые вещи, которые многие не считают значимыми: к примеру, ранее мы уже рассказывали о том, почему никогда нельзя кричать на ребенка. Расскажите, что думаете вы: реально ли родителям своими силами сделать из бывшего двоечника круглого отличника, или же это под силу только учителям и репетиторам?
На нашем канале в Яндекс.Дзен
всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно
подпишитесь!
07.09.2018 02:44
- А что, если к оценкам относиться адекватно
- Итак, о причинах
- Критика? Ни в коем случае!
- Поддержите ребенка!
Все мы с рождения чувствуем, как на нас влияет мир и школьное образование в том числе. Стоит ли говорить о том, в какой степени на каком-то этапе оценки меняют, и даже портят жизнь ребенку. Наверное, каждому знакомы эти ощущения, когда домой ноги не несут, т.к. в дневнике красуется отвратительная оценка. А она и вчера в том же месте была. И вообще, кажется, что двойки прописались в дневнике навеки… Отсюда не только расстроенные чувства. Ребенок, чтобы родители не ругали, вынужден врать и поэтому стирает плохую оценку в дневнике. Но парадокс в том, что он за это потом вдвойне страдает, ведь мама-папа накажут, и серьезно… Что делать, чтобы надежды оправдались? Ремень и угол – не выход. А еще бОльший тупик…
А что, если к оценкам относиться адекватно
Это как? – спросите вы. Тут подразумевается сразу всё. И способности ребенка, и условия для учебы и жизни, и внимание или невнимание родителей, и сама школа. Да что там говорить, список этих моментов, то есть причин, намного обширнее. А поэтому желательно поэтапно разобраться.
Во-первых, когда вы уже сами научитесь адекватно относиться к плохим оценкам, научите ребенка правильные выводы делать. Да, не всегда на это время имеется. Да, не всегда и настроение присутствует с желанием. Но ведь это ваш ребенок. И во многом он учится плохо из-за отсутствия контроля или наследственности. Вряд ли кто-то станет отрицать эту истину.
Главное во всем этом что? Не оценка, правильно, а знания. Бывает же, что вы с ребенком выучили все, что задавалось, и он, вроде, все понял. Но на следующий день принес двойку. Почему? Вот и разберитесь! Причин-то много может быть. Каждую рассмотрите под микроскопом и примите меры.
Например, попробуйте внушить ребенку, что ему надо внимательно слушать учителя на уроке. Как показывает практика, дети потом не учат уроки дома, а только повторяют. складывая учебники на завтра. Объясните, зачем человеку знания нужны. Можно привести в пример людей, которые достигли в жизни своих хороших целей, и благодарны родителям за то, что те умело поставили процесс с уроками.
Донесите до детей информацию о том, что учиться придется долговато. Но оценки придется получать. Причем лучше – хорошие. Хотя, если честно, они считаются какой-то стадией, которая отражает восприятие детьми новых знаний.
Можно подсказать ребенку, что ему обязательно надо учиться правильно общаться и с учениками, и с преподавателем.
Скажем, прозвучало замечание учителя. Да, бывает. Но надо учиться исправлять ошибки. И все это проходят, не только один конкретный ребенок.
Обижаться за плохую оценку не надо – лучше ее исправить. Ведь как бывает? Если ребенок затаит обиду на учителя, все школьные годы – насмарку.
Кстати, как показывает тот же опыт, свои способности многие раскрывают в полной мере только в институте или в колледже, где их никто не унижал, где ценили знания и его, как человека, прежде всего…
Итак, о причинах
Разберитесь вместе с ребенком – что такое, почему он получает плохие оценки:
- вдруг ему было неважно в этот момент,
- или он стеснялся других, когда вызвали к доске,
- может быть элементарно недоучил,
- либо слабо усваивает школьный материал,
- или учитель своим замечанием унизил, и теперь ребенок комплексует,
- он может реагировать так на скандалы в семье,
- он может протестовать против чего-то…
И еще. Оценивайте потенциал ребенка вместе с ним же. К чему он больше предрасположен, к чему меньше. Раскройте ему его способности, покажите, как это легко – когда знаешь что-то. У него появится стимул к учебе! Ведь дети не всегда понимают, почему плохо учатся.
Увы, часто учитель не налаживает контакта с детьми. А те, замкнувшись, стесняясь или боясь не то сказать, сами не спросят. Потому надо и в школу регулярно захаживать. Общаться с преподавателем. Разбираться с ним по поводу оценок. Рассказывать об особенностях своего ребенка. Результат скоро появится, причем положительный! И так – по всем предметам.
Поход к психологу? Это – крайность, иногда необходимая. Но главное – не зацикливаться на двойках, не убивать в ребенке желание учиться. Иначе его переживания могут переродиться в невроз.
Критика? Ни в коем случае!
Какая критика. Ведь вы не разобрались… Даже если и разобрались, не надо ругать школьника, тем более запугивать плохими оценками. Страх получить плохой балл в школе рождает снова же – двойной страх. Прогуливать контрольные и уроки – это станет системой. И вообще, ходить в школу ребенок не будет хотеть категорически.
Между тем, переживания, страхи, комплексы – они плохие товарищи. Все это будет только снижать качество восприятия учебного материала. Но, и это страшнее, на их место придет агрессия. В итоге, логика будет железной – а зачем учиться, ведь дома ругать будут, двойки будут и будут ставить в школе.
Поэтому лучше настраивать вашего школьника на положительный лад. В такие моменты без подбадривания не обойтись. Ведь ребенку надо обязательно дать понять – его любят! Даже если он приноси двойки, мол, обязательно вместе разберемся!
Поддержите ребенка!
Объясните ему, зачем нужны школьные знания. Приведите пример, скажем, уборщицы и человека другой профессии, которая могла привлечь внимание ребенка. Покажите их возможности и действительность. Очень впечатляет! Или в виде игры покажите, как оно — быть неграмотному среди людей образованных. Но при этом вселяйте уверенность, он сможет, он достигнет поставленных целей.
Важно еще подумать, и даже вместе с ребенком над планом дальнейших действий. И сделайте так, чтобы он понимал, что он все же несет ответственность за это или за то. Это поможет улучшить успеваемость.
Словом, как видим, не дети виноваты в том, что они не успевают в школе. Как минимум – мы, родители, и школа. Мы – потому что вниманием обделяем детей, и снимаем с себя ответственность. Школа – потому что чаще не имеет контакта с семьей и не заинтересована в том, чтобы ВСЕ дети хорошо успевали. А двойка, кстати, это оценка не ребенка. Это оценка учителя… И наша!
Что делать, если учеба превращается в мучение? Как быть, если материал настолько безнадежно запущен, что непонятно, с какой стороны к нему подходить?
Современные родители в таких ситуациях поскорее отправляют своего двоечника к репетитору, может, тому удастся вдолбить в ребенка то, чему не смогла научить школа. Однако, к сожалению, многие репетиторы лишь помогают справиться со школьной программой, а вернуть интерес к предмету, сделать так, чтобы у ребенка при виде задач «глаза горели», получается далеко не у всех.
Интересный способ открыл еще полвека тому назад известный педагог, учитель математики Виктор Шаталов. Он вообще любил работать с двоечниками и проверял на них все свои методические открытия, которых было множество (работа с опорными сигналами, конспекты, взаимопроверки и пр.– все учителя знают эти методики и активно ими пользуются).
Шаталов говорил: «Отличников научить легко. А ты попробуй заинтересовать ребят, на которых все махнули рукой!»
И те дети, которые за всю жизнь не решили ни одной задачи самостоятельно, вдруг начинали верить в свои силы и в дальнейшем достигали в учебе большого успеха.
Итак, что же это за секрет?
Ответ будет неожиданным: Шаталов задавал детям не одну задачу, не две, а целых сто! Сразу сто задач!!!
Но здесь стоит оговориться… все эти задачи он решить не требовал. Нет, он просил выбрать из всех хотя бы одну задачу по силам и ее решить. Одну задачу из ста ведь найти можно? И как только ребенок решал ее самостоятельно, сразу чувствовал себя немножко увереннее, ведь у него появлялся и первый маленький успех, и опыт.
И оценок Шаталов не ставил, только проверял работу.
В итоге многие из бывших двоечников Шаталова не только стали отличниками, но и сделали научную карьеру в математике: 62 кандидата и 12 докторов наук! А еще 64 человека стали мастерами спорта! Вот что значит своевременно привить уверенность в собственных силах!
Главный девиз Шаталова: “Надо верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения.”
Сейчас педагогу-новатору Виктору Федоровичу Шаталову 92 года. По его системе преподают многие неравнодушные учителя. Есть даже целые учебные заведения, работающие по методикам этого выдающегося педагога.
Плохие оценки в школе огорчают многих родителей и вызывают у них целый спектр чувств: от расстройства и стыда до страхов за будущее ребенка. Что делать, когда ничего не помогает, ни наказания, ни поощрения, ни репетиторы? Как помочь ребенку?
Родители зачастую считают, что причиной плохой успеваемости ребенка в школе является обычная лень. Однако это не так. Психологи убеждены, что за такой «ленью» всегда что-то стоит. Рассмотрим наиболее распространенные причины низкой успеваемости и способы их преодоления.
Сложности в усвоении материала
Причиной плохих отметок в школе может выступать высокая утомляемость или дефицит внимания. Это, в свою очередь, связано с неврологическими факторами. Гиперактивность ребенка, жалобы на сильную усталость, рассеянность, частую отвлекаемость и невозможность сосредоточиться являются веским поводом для посещения детского невролога.
Кроме того, сложности в усвоении материала могут быть вызваны несоответствием уровня интеллекта ребенка сложности учебной программы. Так, родители иногда бывают склонны отрицать имеющиеся у ребенка проблемы, поэтому в обычных школах можно встретить детей с умственной отсталостью. Однако стремление родителей, направленное на то, чтобы ребенок, несмотря ни на что, учился в традиционной школе, не всегда идет на пользу самому школьнику. Дети с умственной отсталостью не справляются с классической школьной программой, что приводит к потере мотивации к обучению и возникновению еще больших сложностей. В коррекционной школе такие дети чувствуют себя гораздо более успешными.
Плохие взаимоотношения со сверстниками и педагогами
Благоприятная атмосфера в классе особенно важна в начальной школе, поскольку основной целью этого периода является создание позитивного отношения к учебе. Конфликты в коллективе, буллинг (травля), сложности в социальном взаимодействии с одноклассниками и учителями оказывают огромное влияние на успеваемость, опять же, за счет снижения мотивации. Походы в школу становятся настоящим стрессом для ребенка.
Детям, систематически подвергающимся травле и становящимся «изгоями» в коллективе сверстников, приходятся сложнее всего. К процессу травли нередко могут присоединяться и педагоги путем высмеивания неуспевающего ученика, что вызывает у него чувство стыда и еще большее отвращение к школе.
Что делать родителям в подобной ситуации? Самое важное — систематически защищать своего ребенка от эмоционального и физического насилия. Полезным будет подключить учителей и администрацию учебного заведения. Вот некоторые практические рекомендации, которых следует придерживаться, если ваш ребенок подвергается буллингу в школе.
- Выслушайте ребенка, стараясь узнать как можно более подробную информацию о произошедшем. Выразите свою поддержку и дайте ребенку почувствовать, что в этой ситуации он не один.
- Оповестите о проблеме классного руководителя. Проконсультируйтесь с ним.
- Если в школе есть психолог, подумайте о возможности его привлечения к решению данной проблемы. Вы также можете обратиться за помощью к частному детскому психологу.
- Если проблему решить не удалось, свяжитесь с руководством школы.
- При возникновении спорных вопросов родители могут обратиться в попечительский совет.
В запущенных ситуациях бывает целесообразным перевод ребенка в другое учебное заведение. Однако без работы с детским психологом ситуация может повториться.
Завышенные требования
Для некоторых родителей характерна чрезмерная тревожность, стремление контролировать жизнь ребенка и следить за тем, чтобы в ней все было «правильно». Нередко у них присутствует убеждение, что оценки в школе напрямую связаны в будущей успешностью ребенка, его финансовыми и карьерными достижениями. Такие родители отдают своих детей в элитные школы и специализированные гимназии, записывают на кучу дополнительных секций и кружков, заставляя их учиться на пределе возможностей.
В результате ребенок рано лишается детства. Учеба превращается для него в «каторгу». Дети, которым присуща ранимость, тревожность и впечатлительность, просто не справляются с возложенными на них ожиданиями и опускают руки.
Если вы узнали себя в таком родителе, возможно, вам следует снизить свои ожидания и уровень тревоги. Вспомнить, что иногда ребенку полезно побыть просто ребенком. Ведь по своей природе дети очень любознательны. И если не «отбить» у них интерес чрезмерным контролем и требовательностью, они будут стремиться к тому, чтобы быть успешными и постоянно узнавать что-то новое.
Проблемы в семье
Причины неуспеваемости и плохих отметок в школе часто кроются в семейных взаимоотношениях. Дети, живущие в атмосфере конфликтов и общего неблагополучия, могут совершенно забросить учебу, успехи в которой во многом зависят от эмоционального состояния. Так, если ребенок постоянно наблюдает за ссорами матери и отца, которые становятся на удивление сплоченными только тогда, когда ругают его самого, он может начать учиться хуже, потому что такое поведение как бы воссоединяет его родителей. Выходом из подобных ситуаций является посещение семейного психолога.
Низкая успеваемость не обязательно связана с неблагополучием. Она часто возникает и в случаях появления нового члена семьи — младшего брата или сестры. В таком случае плохие отметки могут выступать своего рода протестом или способом обратить на себя внимание, которого теперь достается намного меньше. Чтобы ребенок не прибегал к подобным формам поведения, родителям следует стараться уделять одинаковое количество внимания и заботы всем детям.
Возрастные кризисы
Резкое падение успеваемости нередко характерно для подросткового возраста. Это закономерно, поскольку ребенок становится более взрослым, его интересы смещаются в сторону общения со сверстниками, он становится озабочен вопросами обретения самостоятельности и независимости.
Подростковый период является достаточно тяжелым как для родителей, так и для самого ребенка. В это время он как никогда нуждается в поддержке и принятии, боится осуждения. Поэтому не следует чрезмерно давить, опекать и контролировать подростка. Иногда этот период нужно просто пережить, и со временем поведение ребенка будет сглаживаться и интерес к учебе снова вернется.