Отдавая свое чадо в детский сад, родители рассчитывают, что там их ребенок приобретет необходимые ему навыки общения, научится дружить, и у него появятся новые, а для кого-то даже первые постоянные, надежные товарищи по играм. Но, как правило, это не случается само по себе, ведь не все дети могут одинаково легко и быстро найти контакт со сверстниками и свое место в новой социальной группе. Но каким образом мы можем помочь своему малышу комфортно приспособиться к детскому саду и обрести там новых друзей? К счастью, родители могут многое сделать для своего ребенка в данной ситуации.
Во многом уверенность человека в себе выступает формирующим фактором дружеских отношений в любой социальной группе. Уверенный человек, а тем паче ребенок, который ощущает и знает, что он любим, мир безопасен, и его замечают, вероятнее всего, не будет чувствовать сильных сложностей при общении. И если даже допустить, что кто-то откажется с ним играть или дружить, он вполне сможет отыскать себе без ненужных расстройств других товарищей. Вероятно, именно поэтому основополагающим критерием успешного функционирования, в том числе и в сообществе детей, является уверенность. Впрочем, следует напомнить, что она не должна переходить в самоуверенность и тем более в хвастовство и чрезмерное выставление своих придуманных и даже действительных достоинств. И, безусловно, для выработки и укрепления уверенности в себе у вашего ребенка, очень важно относиться к нему как к личности, приучать к самостоятельности, с уважением принимать его собственные решения и действия.
Научившись знакомиться, малышу станет намного легче установить контакт со всеми другими воспитанниками детского сада. А для этого ему необходимо знать фразы, которые обычно предваряют знакомство и начинают общение. Очень часто ребенок часами не может влиться в общую игру, не зная, что нужно всего лишь сказать: «Привет, я – Денис, а как тебя зовут? Давай поиграем?» или «Здравствуйте, меня зовут Оля, можно я вместе с вами поиграю?». Несомненно, пригодятся малышу и самые обычные вежливые фразы: «Здравствуйте!», «Спасибо!», «Как зовут твою куклу?» и тому подобные. Если малыш стесняется общаться со сверстниками, можно поупражняться с ним дома, используя для этого любимые игрушки ребенка. Например, устройте так, чтобы они знакомились друг с другом.
В процессе наблюдения за детскими играми можно обсуждать с ребенком различные ситуации. Ведь знать возможные ситуации взаимодействия с другими и учиться понимать действия и поступки посторонних ребятишек следует еще до детского садика. К примеру, поиграв в песочнице, можно обсудить с малышом, кто, чем занимался на детской площадке, кто из ребятишек выглядел грустным, а кто веселым, что их могло огорчить или обрадовать. После этого в виде игры (на примере тех же игрушек) можно донести до малыша, как лучше в тех или иных ситуациях вести себя.
Крайне важно, чтобы ребенок мог легко делиться и меняться, например игрушками. Именно с этого умения начинается воспитание истинного мастера общения. Это является огромным шагом к умению услышать собеседника, учитывать при взаимодействии и его интересы – так формируется навык ведения переговоров. И лучше всего привить ребенку данное умение легко взаимодействовать с другими детьми еще до того, как вы отправите его в садик.
Правильный выход из различных конфликтных ситуаций чрезвычайно важен для ребенка. Ведь даже наиболее мирно настроенному малышу, далеко не всегда удастся обойти конфликтные ситуации, столкновения интересов и драки. При этом очень важно научить ребенка и высказывать свое мнение, когда это нужно: «мне не нравится это», «не хочу» или просто «нет», если его заставляют совершить что-то неприятное или просто запрещенное. Однако не нужно учить ребенка обзываться и драться: уверенный и воспитанный человек практически в любой ситуации сможет доказывать свою правоту другим способом. Конечно, ситуаций, когда малышу придется драться, по всей видимости, не избежать. Однако в этом случае следует устроить тщательный «разбор полетов». Причем сначала наедине с малышом, а затем – с участием всех сторон конфликта. После выяснения всех обстоятельств не надо стараться “воздать виновным по заслугам” – лучше организовать «всеобщее примирение», направив энергию конфликта на созидание.
Не надо пытаться купить дружбу, гораздо важнее увлечь других. Зачастую детки, с которыми не играют другие ребята, пробуют завоевать внимание с помощью угощений и необычных игрушек. И правда иногда такая детская тактика может иметь успех, однако важно не переусердствовать с этим желанием. Ведь вполне может быть, что новая подружка пожелает общаться с малышкой только до того времени, пока та дает ей свою красивую куклу. И если малышка стала заложницей именно такой печальной ситуации, нужно попробовать изменить ее – например, научить ребенка создавать интересные вещи своими руками, например, мастерить бусы из серебристой конфетной бумаги или делать красивые оригами. И тогда детки сами захотят дружить, чтобы поучаствовать в чем-то интересном.
И, конечно же, ребенку завести друзей всегда поможет его позитивный настрой и оптимизм. Поэтому очень важно учить этому вашего малыша. При этом совершенно не нужно ломать его собственный характер. И в заключение, пара вопросов к читателям. Согласны ли Вы с советами, приведенными в статье? Как Вы помогаете своему ребенку наладить контакт со сверстниками? Что является основополагающим, с Вашей точки зрения, для успешной социализации ребенка?
Как помочь завести друзей в саду ?
Потрындеть
Добрый день! Сын ходит в сад с сентября , садик не нравится ему , но уже не плачет . Так вот , сколько я раз за ним приходила – он всегда стоит в ступоре , когда все вокруг него носятся ( дома он бесится , играет , в игровых комнатах тоже , но в садике и на площадках не может так просто войти в контакт с детьми и начать с ними бегать ( до 4 лет особо не переживала, так как сын сам не переживал и играл один , а сейчас он говорит – со мной в саду никто не играет , я советую ему – подойди к какому нибудь мальчику и предложи такую -то игру , сын уверяет , что все откажутся ( как его переубедить ? Какой совет дать ? Как вообще ему наладить контакт ? Когда я приходила пару раз на утренники и наблюдала игру в группе – дети просто дёргали друг друга , носились кто -куда , баловались вообщем человек по 5, некоторые как и мой в шоке смотрели на происходящее ( я сама помню себя в этом и более старшем возрасте , мне было тяжело в толпе , мне уютнее общаться один на один , поэтому даже не знаю как помочь ребёнку
Маленькие дети коммуникабельны и любопытны — благодаря этим качествам они, как правило, быстро заводят друзей. Больше всего новых приятелей появляется, когда ребенок идет в детский сад: найдя себе компанию, малыш учится общаться, развивается интеллектуально и эмоционально. Но может случиться так, что он окажется изгоем в коллективе — в такой ситуации очень важна своевременная помощь воспитателей и родителей. Как научить ребенка дружить с другими детьми в детском саду?
Признаки проблемы
Невозможно точно предугадать, возникнут ли у чада проблемы с социальной адаптацией. Но некоторые предпосылки можно заметить, если малыш:
- Не тянется к детям. Некоторым деткам комфортно играть одним — они спокойно сидят в песочнице или весело катаются с горки, но не пытаются с кем-то познакомиться. Возможно, маленький дошкольник — интроверт по складу характера;
- Является зачинщиком ссор. Активные дети- экстраверты нередко переводят простые недоразумения в конфликт, особенно если их балуют дома. Не зная ни в чем отказа, они отбирают игрушки у других детей, толкают их, обзывают;
- Боится других детей. Привыкший видеться только со взрослыми малыш прячется за маму, игнорирует предложения поиграть.
Эти нюансы поведения можно скорректировать: рассказать о приятных моментах дружбы, о том, что обижать друзей нельзя, как и заискивать перед ними, буквально выпрашивая симпатию.
В детском саду информацию придется узнавать от воспитателя: сам малыш может скрывать от родителей, что его дразнят из-за полноты, картавости, других особенностей.
Что мешает ребенку дружить
Возраст
Маленькие дети охотно проводят время со сверстниками, но полноценно дружить, сознательно выбирая себе приятелей, понимая суть дружбы и ее ценность они научатся не раньше трех лет. По возможности знакомьте сына или дочь с другими детьми, но не заставляйте с ними играть насильно.
Неразвитая речь
Одни дети учатся говорить чуть ли не с пеленок, словарный запас других остается долго очень ограниченным. Возможно, проблемы в общении малыша со сверстниками объясняются именно отсутствием разговорного навыка, неумением поддержать беседу. Сделать речь понятнее поможет разучивание стихом и ритмичных поговорок, считалок.
Помимо этого, нужна практика межличностного общения: оно происходит где угодно — в магазине, в поликлинике, на автобусной остановке. Увидев, как взрослые разговаривают между собой, малыш начинает им подражать: здороваться и прощаться, задавать вопросы, давать развернутые ответы, пояснять свою точку зрения.
Эмоциональная несдержанность
Все люди в течение дня испытывают целый спектр эмоций, не всегда положительных. Злость, обида, ревность проявляются у дошкольников очень бурно — скандалами, истериками. Часто имеет место копирование поведения родителей — если мама с папой не стесняются устроить громкую ссору, нечего ожидать сдержанности от младшего члена семьи. В первую очередь следует пересмотреть семейные отношения, манеру выражать свои чувства, а потом объяснить чаду, что крик — не лучший метод получить желаемое или высказаться. Другим детям вряд ли понравится, что на них кричат, тем более никто не захочет дружить с драчуном.
Низкая самооценка
Сложно научить дошкольника дружить с другими детьми, если он от стеснения замыкается в себе. Такие детки опасаются быть отвергнутыми, держаться в стороне от шумных компаний, завистливо на них поглядывая. Иногда так ведет себя ребенок, несколько недель не посещавший детский сад из-за болезни. Тут выручат любые мероприятия, объединяющие детей в одну команду: игры, праздники, совместные прогулки. Можно поговорить с мамами некоторых одногруппников сына или дочери и пригласить их в гости.
Как помочь ребенку?
В вопросах дружбы со сверстниками помощниками малыша станут родители, чья стратегия должна охватывать несколько направлений:
- Диалог с воспитателем. Грамотный педагог обязательно заметит возникшие у воспитанников проблемы, сумеет выстроить отношения внутри группы. Попросите воспитателя вовлечь вашего малыша в совместные игры и обязательно интересуйтесь результатами;
- Анализ домашней обстановки. Замкнутость иногда является отражением натянутых или неприязненных отношений в семье, конфликтов между родителями. Чтобы ни происходило между мамой и папой, ребенок не должен видеть, как они ссорятся;
- Разговор по душам. Обсуждение детских успехов и промахов в доброжелательной манере должно стать доброй традицией. Малыш поделиться с вами своими переживаниями, только если будет уверен, что его не осудят, помогут советом;
- Дни открытых дверей. Чем больше детей будет приходить к дошкольнику домой, тем быстрее и легче он научиться дружить. В один из выходных дней зовите на обед семьи друзей с детьми, и посвятите вечер активным играм;
- Кружок по интересам. Спортивная секция, танцы, лепка из глины, рисование, пение — любое общее занятие сближает и становится темой для разговора на первых попах общения. Научившись дружить в кружке, ребенок легко заведет друзей в детском саду;
- Ролевые игры. Отождествляя себя с героем игры (например, куклой) ребенку проще рассказать о том, что его тревожит. Разыгрывайте дома мини-сценки знакомств, совместных развлечений или даже ссор и в игровой форме мягко прививайте малышу социальные навыки.
Важно не навязывать дошкольнику дружбу с другими детьми, если они ему не нравятся. Пусть сам выберет себе приятелей. Просто одобряйте любые его попытки расширить круг общения. И не забывайте повторять, как его любите — это самое главное.
Когда все методы испробованы, но не дают ожидаемого результата, не будет лишним обратиться к детскому психологу.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Далеко не у каждого ребенка получается быстро и легко завести дрзей и найти свое место в социуме. К счастью, мама может помочь своему ребенку этой ситуации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОБРЕСТИ ДРУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУКогда мама отдает малыша в дeтcкий сад, она надеется, что именно там у него появятся первые постоянные товарищи по играм, он научится дружить и общаться. Как правило, это не происходит само собой, далеко не у каждого ребенка получается быстро и легко завести себе друзей и найти свое место в новом социуме. К счастью, мама может помочь своему малышу в этой ситуации. Предлагаем вам несколько советов:1. Уверенность в себе – залог дружеских отношений с другими. Уверенный в себе человек, который знает, что мир безопасен, его любят, а к его словам прислушиваются, скорее всего, не будет испытывать особенных сложностей в общении. Даже если кто-то не захочет с ним дружить, он без особенных расстройств найдет себе другое занятие и других товарищей. Именно поэтому главным залогом успешной самореализации в коллективе является уверенность в себе, которая, напомним, не имеет ничего общего с хвастовством и выпячиванием своих реальных и мнимых достоинств. Чтобы воспитать у малыша уверенность в себе, важно принимать его как личность, уважать его действия и решения, верить, что он все сможет, и учить самостоятельности.2. Учимся знакомиться. Ребенку легче будет наладить контакт с детьми в группе, если он как следует усвоил фразы, с которых можно начинать общение. Нередко малыш часами не вступает в общую игру, потому что не усвоил твердо, что нужно просто сказать: «Здравствуйте, меня зовут Маша, можно я буду играть с вами?» или «Привет, я – Антон, а тебя как зовут? Пойдем, поиграем вместе?» Помимо этих фраз ребенку пригодятся и обычные вежливые обороты: «Спасибо!», «Здравствуйте!», «У тебя очень красивая кукла! Как ты с ней играешь?» и так далее. Если ребенок стесняется обращаться к другим, потренируйтесь с ним дома на любимых игрушках: пусть зайчики и мишки знакомятся друг с другом и устраивают совместные игры.3. Наблюдайте за детскими играми и обсуждайте разные ситуации. Учиться понимать других детей и знать разные ситуации детского общения стоит еще до того, как малыш пошел в садик. После игры в песочнице и беготни на детской площадке, обсудите с ребенком, кто в какие игры играл, кто был веселым, а кто грустным, что его обрадовало, а что расстроило. После того, как вы выявите все сложные и острые ситуации, стоит в игровой форме (допустим, на примере игрушек) показать ребенку, как лучше всего вести себя в них.4. Учитесь меняться и делиться. Конечно, ребенок не обязан отдавать свои игрушки чужим, и делиться не по своей инициативе, но именно с умения меняться и делиться игрушками начинается воспитание мастера общения, это первый главный шаг к навыку ведения переговоров, умению выслушивать разные стороны и учитывать интересы других членов группы, а не только свои собственные. Лучше всего привить малышу эти полезные в детском обществе умения до того, как он пойдет в садик.5. Правильно выходим из конфликтных ситуаций. Скорее всего, даже самому благополучному и доброжелательному ребенку не удастся избежать столкновения интересов, конфликтов и драк, особенно если речь идет о мальчиках. Важно научить малыша говорить «нет», «не хочу» и «мне это не нравится», если ровесники пытаются заставить его делать что-то запрещенное или просто неприятное. Не стоит учить ребенка драться, обзываться и «давать сдачи» с помощью кулаков: культурный и уверенный в себе человек не станет доказывать свою правоту таким способом. Впрочем, ситуаций, когда ребенок все-таки вступил в драку, наверное, не избежать. Если подобное ЧП в группе детского сада все-таки случилось, постарайтесь устроить «разбор полетов» сначала наедине с ребенком, а потом – с привлечением всех участников конфликта. После того, как все будет выяснено, не надо стремиться как следует изобличить и наказать виновных, гораздо важнее договориться с воспитателем или устроить самостоятельно «праздник примирения», направить прошлый конфликт в конструктивное русло.6. Не пытаться купить, а научиться увлечь. Зачастую дети, с которыми не хотят играть ровесники, пытаются привлечь к себе друзей с помощью необычных игрушек или угощений. Иногда такая стратегия имеет успех, но очень важно не переборщить с желанием завлечь игрушкой, ведь может статься, что новая прекрасная подружка дружит с малышкой лишь до тех пор, пока та согласна делиться своей куклой, и никак иначе. Если вы видите, что ребенок стал заложником именно такой ситуации, постарайтесь переиграть ее: научите ребенка не просто делать снежки, а строить иглу, мастерить бусы из бумажных шариков и делать еще чтонибудь интересное, тогда ребята сами потянутся дружить, чтобы приобщиться к интересному делу.7. Улыбаемся и радуемся. Взрослым людям нравятся доброжелательные оптимисты и не нравятся ворчливые пессимисты. Точно так же и у детей. У болтушки – хотушки, которая всему готова радоваться, наверняка будет больше друзей и меньше огорчений по поводу социальной жизни, чем у буки, у которого от каждой мелочи глаза на мокром месте. Настраивайте ребенка на оптимизм и позитивный лад. При этом совершенно не обязательно ломать его характер и, допустим, стараться сделать задумчивого интроверта душой компании! Главное, делитесь с ребенком своими позитивными мыслями и чувствами и показывайте ему, как найти хорошее в любой ситуации, а радость в сущей мелочи!
Одной из основных причин, по которым мы отправляем детей в детский сад является стремление к их успешной социализации.
Нам хочется, чтобы ребенок начал взаимодействовать в детском коллективе и нашел там своих первых друзей. Если ваш ребенок без желания идет в детский сад, то Вы расспрашиваете его, как он там ел и спал, а вот нюансы общения со сверстниками остаются неизвестными по разным причинам.
Редкий ребенок может оценить причину своего дискомфорта и рассказать о ней, поэтому Вам следует поговорить с воспитателем и узнать у него о том, как ведет себя и контактирует в группе Ваш малыш.
Не забывайте о том, что в разном возрасте дети по-разному взаимодействуют между собой, если до трех лет их игра носит параллельный характер, то уже в 3-4 года – она становится совместной. Своим другом ребенок обычно называет как раз того товарища в садике, с кем он и начинает вместе играть.
Такого друга может не оказаться по разным причинам:
- Если ребенок не может влиться в эту игру из-за стеснения или отсутствия подходящей игрушки. Возможно, дети в группе играют в машинки со своими принесенными из дома игрушками, а Ваш ребенок пришел без всего. Поскольку делиться и вовлекать других в общение характерно для более старшего и сознательного возраста, то Ваш малыш оказывается только сторонним наблюдателем.
Разговаривая с ребенком после садика, узнавайте, что нового он узнал, в какие игры играл, чему научился, что наоборот не получается или получается с трудом. Проиграйте сложные ситуации с ребенком дома, чтобы ему было легче на следующий день в саду.
- Если темперамент ребенка вынуждает его стоять особняком в коллективе и не встретить единомышленников. Некоторые дети очень устают от шума в группе и стараются уединиться, поэтому круг их общения ограничен. Поскольку оказались дети в одной группе в силу случайных обстоятельств, а не по интересам или общности, то вполне вероятна ситуация, что в коллективе не окажется другого такого любителя тишины и спокойных игр, который сможет стать товарищем Вашему ребенку. Аналогичная ситуация может сложиться и, если Ваш ребенок напротив очень активен. Подвижные и шумные дети нередко оказываются без дружеского общения без контакта с близкими по темпераментным особенностям товарищами. Таких малышей обычно ругают за шум и чрезмерную активность воспитатели, и они оказываются символами неодобряемого взрослыми поведения, что может привести к их изоляции.
Не бойтесь быть активным родителем, если вы знаете темпераментные особенности своего ребенка и умеете направлять их в конструктивное русло, например, ваш ребенок не любит подвижные соревновательные игры, зато готов поучаствовать в процессе в качестве помощника ведущего, поделитесь этим знанием с воспитателем.
- Если ребенок чувствует неуверенность из-за недостатка информации о том, чем интересуются его сверстники. Например, все дети группы играют в героев какого-то мультфильма, а Ваш ребенок его не видел в силу разных причин.
Возможно, Вы сами не одобряете моду на определенных персонажей и препятствуете вливанию Вашего ребенка в массовую культуру, в этом случае Вам необходимо особенно деликатно строить отношения с ребенком, готовить его к вопросам ровесников и понимать, что необычность Вашей позиции создает определенные сложности для малыша, который не может еще противостоять напору общественного мнения.
- Если ребенок испытывает трудности адаптации к садику и ощущает общую неуверенность, находясь в нем, то ситуация может постепенно нормализоваться сама собой или с Вашей помощью. Многие дети после того, как их забрали родители, идут гулять на детскую площадку рядом с детским садом, там они встречают своих соратников из группы и начинают иначе взаимодействовать, поскольку рядом находится мама или другой близкий человек, они ощущают поддержку и свободу уйти не по режиму, а по своему желанию или обстоятельствам. Общение становится не вынужденным, а естественным.
Если у родителей тоже завязываются приятельские отношения, то они могут начать договариваться погулять вместе в выходные, куда-то вместе ходить или приглашать друг друга в гости. Такие контакты укрепляют межличностные отношения детей в группе, добавляют в них теплую домашнюю предысторию и совместные воспоминания, стимулируя развивать контакты.
- Если ребенок растерян и ощущает одиночество, он ошибочно может предполагать, что только он мог оказаться в такой ситуации.
Непременно рассказывайте малышу о своем детстве, первых друзьях или наоборот их отсутствии, делитесь собственным опытом и оказывайте поддержку, чтобы он чувствовал, что проблемы в общении являются нормальной частью жизни человека любого возраста. Положительные примеры и случаи из жизни поддержат его и, возможно, укажут, как поступить в той или иной ситуации.
- Если самооценка ребенка занижена, и он боится быть неинтересным окружающим и не вступает с ними во взаимодействие, Вам следует постараться скорректировать ее, вселяя в ребенка уверенность в своих силах.
Почаще хвалите своего малыша, обращайте внимания на те сферы жизни, где он успешен
- Если в детском саду никто не разделяет интересов ребенка, не считайте, что у него непременно проблемы в общении, не обсуждайте в его присутствии эту тему, чтобы не зафиксировать на этом его внимание и не создать в дальнейшем труднопреодолимых сложностей. Наоборот, пытайтесь дать своему ребенку опыт общения, которое будет для него приятным и естественным.
Расширяйте социальные контакты ребенка, чтобы он встречался с детьми на детских площадках или дополнительных занятиях. Если у ребенка завяжутся дружеские отношения вне садика, то этот опыт поможет ему строить отношения со сверстниками и в группе, малыш будет понимать, что он интересен окружающим, а определенные поведенческие стереотипы приятельского общения могут транслироваться в новой обстановке и помогать новым контактам.
Была ли вам полезна статья?
Ждем ваши комментарии и вопросы! Подписывайтесь на наш канал вконтакте – там мы каждый день выкладываем полезную информацию для родителей и не забывайте, что в нашем приложении по развитию детей от 0 до 2х лет BabyApp есть также масса статей от психологов на эту тему .