Как помочь подростку найти свой путь

У каждого человека свой путь в этой жизни. Если выбрать правильный маршрут, то он окажется очень увлекательным. Как следствие, жизнь пройдет весело, интересно, беззаботно. А сам человек сможет достичь любых высот, каких только пожелает.

Мы расскажем о том, как найти свой путь. Поведаем, на какие аспекты стоит обратить внимание во время этого процесса. А также расскажем, как научить этому подростка.

С чего подростку начать поиск пути?

Порекомендуйте тинейджеру узнать себя

Перед тем, как начать искать собственный путь, подростку необходимо начать самоанализ. Он должен попытаться осознать, на какой стадии жизненного пути находится в текущий момент. Подростку необходимо попытаться понять, в каких обстоятельствах он живет в текущий период времени. 

В частности, подростку необходимо попытаться понять, на что конкретно он растрачивает собственную энергию. Он должен подумать над тем, как проходят его дни. И постараться убрать из расписания вещи, которые ему не нравятся. Которые вызывают у него негативное настроение. А также не приносят никакого эффекта ему лично.

Порекомендуйте тинейджеру начать активное движение

Найти собственный путь будет намного проще, если начать двигаться в определенном направлении. Исследовать различные горизонты мира. И постоянно развиваться.

Порекомендуйте тинейджеру всегда пробовать что-то новое. Заниматься определёнными направлениями деятельности. Ходить на дополнительные занятия и так далее. Вполне возможно, что он, например, займется боксом и захочет стать профессиональным спортсменом. Или сходит на курсы английского языка и захочет стать переводчиком. Если тинейджер не будет сидеть на месте, то с легкостью найдет выход из той или иной ситуации.

Порекомендуйте тинейджеру всегда пытаться что-то делать, а не сидеть на месте

Порекомендуйте тинейджеру всегда проявлять смелость. И действовать. При этом, необязательно совершать определенные выдающиеся поступки. Тинейджеру вполне будет достаточно начать с небольших действий. 

Начать можно с маленького, но уверенного шажка. Его задача – помочь подростку понять, что делать дальше. И стоит ли развиваться в этом направлении. Например, подобным шажком может стать прохождение профориентации по определенной профессии. Она может помочь подростку выяснить, куда лучше поступать. И на какую специальность идти, чтобы в дальнейшем развиваться в жизни.

Порекомендуйте тинейджеру начать развиваться с самого простого

Предположим, тинейджеру нравится журналистика, и он хочет стать представителем этой профессии. В этом случае он может начать пробовать писать сочинения. Сначала небольшие, затем наращивать объем. После этого он может начать писать различные новостные заметки. А затем – пойти заниматься в индивидуальном порядке с преподавателем русского языка в школе. Для того, чтобы подготовиться к экзаменам и поступлению в ВУЗ. Даже небольшие шажки к профессиональной мечте в конечном итоге могут привести к большим успехам.

Порекомендуйте тинейджеру не придумывать оправданий 

Только лишь собраться делать что-либо – недостаточно. Вместо этого тинейджер должен поверить в себя. И постараться различными способами достичь желаемого. Добиться того, чтобы дело было доведено до самого конца. Порекомендуйте тинейджеру самому проявлять инициативу. Пусть старается ничего не ждать. И начинает идти к своей мечте как можно скорее. Поскольку каждый день промедления может стоить ему годов к достижению цели. 

Как тинейджеру найти дело, которое будет вызывать у него страсть?

Порекомендуйте подростку идти за тем, что вызывает в его глазах искру

Существует огромное количество занятий, а также ситуаций, которые могут вызвать у тинейджера положительные эмоции. Вдохновить его. А также вызвать желание активно развиваться в той или иной области. 

Тинейджеру нужно заниматься тем направлением деятельности, которое вызывает в его глазах положительный отклик. В частности, то, когда у него горят глаза. Появляется вдохновение и активное желание развиваться в этом направлении деятельности. 

Порекомендуйте тинейджеру принять себя

Тинейджер должен полностью принять себя, свои эмоции и слабости. Он должен взять под контроль обстоятельства. И радоваться каждому моменту, прожитому на Земле. Параллельно с этим тинейджер должен продолжать работать. Это необходимо для того, чтобы он активно развивал свои навыки. И не растратил собственную энергию в поисках себя. Также, тинейджер должен помнить, что он перспективный человек. Который сможет добиться в этой жизни всего, чего пожелает. Самое главное – поверить в себя. 

Порекомендуйте тинейджеру выбирать только то, что говорит ему сердце

На определенном этапе жизненного пути тинейджер столкнется с ситуацией, когда перед ним будет развилка. Ему предстоит выбирать, куда пойти. Развивать одну сферу жизни или другую.

В этот момент тинейджер может прийти с вопросами к вам. Он может спросить, что ему выбрать. В этом случае вам нужно ответить, что выбирать определенную сторону подростку предстоит сердцем. Оно подскажет, что чаду действительно необходимо от этого мира.

Порекомендуйте тинейджеру выбирать то занятие, которое вызывает у него положительные эмоции

Тинейджера будет окружать несколько дел одновременно. Но выбирать в качестве основного занятия по жизни нужно то, что вызывает положительные эмоции. Радость, вдохновение, удовлетворение и так далее. 

Когда тинейджер будет заниматься делом, которое приносит подобные эмоции, это положительно на него повлияет. Сделает так, что путь у тинейджера будет эффективным. И приведет к огромному успеху. При этом, любимым делом не обязательно должно быть лишь какое-то одно. Может быть ситуация, когда одинаковые эмоции дают две вещи одновременно.

Тинейджеру нужно понять, кем в итоге он хочет стать

В частности, стоит обратить внимание на внутренние качества. На то, какой личностью хочет стать тинейджер. Когда он будет представлять, кем именно хочет быть, это положительно на него повлияет. Приведет к тому, что тинейджер будет испытывать вдохновение. Он будет мотивирован. И сможет доставить положительные эмоции.

Тинейджер должен подумать о том, какие убеждения имеет и избавиться от негативных

Тинейджер должен подумать о своих убеждениях. В частности, о том, подходят ли они для достижения цели. Например, если у тинейджера имеется убеждение о том, что “Заработать большие деньги невозможно. Их можно только украсть” – это плохо. От него нужно избавляться. В противном случае, хорошего эффекта достичь не удастся. Тлетворными могут быть и любые другие подобные установки. От них тоже предстоит избавиться.

Тинейджеру нужно попытаться понять, что именно оказывает на него влияние

Тинейджер не сможет построить свой собственный путь в том случае, если закроется от окружающих людей. А также от мира, расположенного вокруг него. Тинейджеру необходимо попытаться осознать, с кем он проводит наибольшее количество времени. И понять, что эти люди влияют на него больше остальных.

Например, если тинейджер дружит с людьми, которые проявляют активную позицию в жизни и вдохновляют его, то это положительный момент. Поскольку в этом случае тинейджер сам обретет подобные характеристики. И будет заниматься определенными делами. Если люди вокруг будут давать тинейджеру возможность расти, то это положительно на него повлияет. Поскольку ему будет проще развиваться на своем пути. И он быстрее дойдет до выбранной цели.

Заключение

Самое главное в процессе поиска пути подростком – поддерживать его. Также, порекомендуйте ему проявлять терпение. Это очень важно. Найти свой путь в жизни можно далеко не с первого раза. Многие люди поступают в университет, а затем бросают его после первого курса и идут на другую специальность. Но если найти свой путь, то в этом случае двигаться по нему будет одно удовольствие. Тинейджер сможет развиться. Построить карьеру (или открыть собственный бизнес). После чего будет отлично себя чувствовать в процессе жизнедеятельности. Как следствие, у него будет прекрасное настроение каждый день.

Каждый подросток чувствует, что уникален. И он в этом прав. У каждого — свои интересы, ценности, собственная мотивация. Чтобы чувствовать себя счастливым во взрослой жизни, нужно попробовать — хотя бы попробовать — выбрать свой путь, учитывая все эти «особенные штуки», те кирпичики, из которых складывается личность. Выбрали три упражнения из книг, которые помогут подросткам ответить на главный вопрос: «Чего я по-настоящему хочу?»

Двадцать на двадцать

Предлагаем составить список, который мы назвали «Двадцать на двадцать» (двадцать целей, которых нужно достичь к двадцати годам). Возьми чистый лист и вписывай свои «хотелки» по порядку: перечисли, кем бы ты хотел стать в один прекрасный день, чем заниматься, что иметь. Пиши как можно быстрее, у тебя есть на это около пяти минут.

Можно писать все что угодно: хочу прыгнуть с парашютом, путешествовать по всему миру и помогать людям, забить решающий гол, наладить отношения с сестрой, накопить $7000, чтобы оплатить учебу в Йеле.
Анкета из книги «Чего ты по-настоящему хочешь»

Постарайся, чтобы в твоем списке появилось хотя бы десять пунктов. Записывай все, что приходит в голову. Не думай, как этого добиться, а представь, что в твоем распоряжении бесконечный запас всех необходимых ресурсов: времени, таланта, денег, мотивации и поддержки. Не беспокойся, если твои идеи выглядят глупыми, недостижимыми или даже дикими и нелепыми. И не ограничивай себя, выдумывай на всю катушку.

А теперь выбери 3-5 целей и примени к ним принцип «умножаем на 100». Можно к единице приписать два нуля и сделать из нее сотню. Точно так же просто можно «загнать в усилитель» мечту, и тогда она будет воодушевлять не только тебя юного (с ограниченным набором навыков и ресурсов), но и тебя, скажем, пятидесятилетнего (когда в распоряжении будут любые ресурсы и такие умения, которые тебе пока и не снились).

И пусть пока твои мечты видятся тебе почти неисполнимыми, все равно отнесись серьезно к тому, что написал исполнивший уже не одну свою мечту и ставящий перед собой все новые цели тринадцатилетний юноша Вэй Вэй: «Любую самую большую мечту можно исполнить, если бросить все силы только на то, что действительно важно».

Ну как, вдохновляет то, что получилось? К этому упражнению можно возвращаться раз в полгода-год, и спустя несколько «подходов» список станет именно таким, каким ты его хочешь видеть.

Доска желаний

Доска желаний — это коллекция картинок, цитат, фотографий и предметов, связанных с твоими надеждами, мечтами и жизненными ценностями. Благодаря Доске ты сможешь мыслить не только словами, но и образами, показать себе свое предполагаемое будущее. Это твое пространство для творчества.

Так же, как архитектор воплощает мечту сначала в проекте, ты воплотишь ее на Доске желаний, и она станет чуть реальнее, поскольку ее можно будет увидеть или потрогать.

Тебе понадобятся:

• журналы, каталоги магазинов, рекламные брошюры и прочие печатные материалы, из которых можно вырезать картинки;

• мелкие вещи, как-то связанные с твоими мечтами: схемы или карты, билеты в театр, медиатор для игры на гитаре, гор нолыжный абонемент;

• одна или несколько твоих фотографий;

• ножницы;

• клей или скотч;

• лист ватмана или плотной бумаги.

1. Из журналов вырежи изображения предметов, связанных с тем, что ты хочешь делать, что хочешь получить и кем стать. Еще найди картинки, иллюстрирующие твои ориентиры. Например, если ты мечтаешь стать писателем, вырежи фотографию любимого литератора. Если ценишь в людях упорство, найди фото того, кто преодолел в жизни немало трудностей.


На этой доске будет только то, что захочешь ты, — источник.

2. Ищи слова, подписи, цитаты из книг и высказывания людей, отражающие либо те черты, которые ты хотел бы видеть в себе (храбрость, ум, любознательность), либо твои жизненные ориентиры (сделать мир лучше, продолжить обучение, проявлять доброту к животным).

3. Разбери все найденные картинки, слова и предметы и выбери то, что больше всего нравится и олицетворяет твои мечты. Теперь пора приниматься за Доску желаний. В середину листа прикрепи свою фотографию, а вокруг нее размести и приклей картинки, записки со словами и все остальное — в любом порядке, так, как тебе нравится.

Доска готова! Повесь ее на видном месте, чтобы видеть ее перед сном и по утрам. Можно еще сделать фотографию коллажа и прикрепить к зеркалу или сделать заставкой на экране смартфона, чтобы всегда помнить о своих мечтах.

Заткни уши

От нас очень многого ожидают. Мы постоянно слышим галдеж тех, кто дает нам советы, и весь этот Шум заглушает нашу индивидуальность. Он исходит от членов семьи, учителей и социальных педагогов и в целом от общества. С ним смешивается гомон рекламы, которая заставляет нас покупать всевозможный хлам: каждая знаменитость, улыбаясь нам с обложки глянцевых журналов, вносит сюда свой вклад.

Одним этот Шум постоянно напоминает, что нужно зарабатывать деньги или идти по стопам успешных братьев и сестер. Другим он твердит, что они никогда не добьются успеха в выбранном деле или что они сумасшедшие, раз берутся за что-то новое, чего никто больше не делает.

Как отделить ненужный Шум от полезных советов и отзывов?

Будь честным с самим собой, и ты сможешь его отфильтровать. Представь, что комментарии учителей, родителей, друзей, семьи и коллег написаны под видео твоей жизни на YouTube. Неважно, сколько лайков наберут их комментарии. Только ты сам должен решить, справедливо ли то, что они говорят, и не стоит ли подумать серьезнее над этими словами.

 
Упражнение из книги «Дорожная карта»

Штука в том, что нельзя сделать прививку от Шума на всю жизнь. Печально, но от него не избавиться: он будет появляться в твоей жизни снова и снова, как грязь на кроссовках. Возможно, это звучит слишком мрачно, но на самом деле в этом есть и кое-что обнадеживающее.

Считайте Шум компенсатором. Каждому успешному человеку — от президентов и инженеров-новаторов до усатых барменов — нужно преодолевать этот Шум каждый день. Только так можно найти свой путь.

По материалам книг «Чего ты по-настоящему хочешь», «Дорожная карта»

Обложка поста: pexels

Как подростку найти призвание

«Что мне делать со своей жизнью?» — пугающий вопрос для многих подростков. Психолог Вики Закржевски совместно с другими исследователями разработала набор упражнений, которые помогают подросткам найти призвание. Тех, кто успешно выполнил все задания, попросили написать эссе о своем опыте. На основе этих историй она выделила 4 ключевых принципа поиска жизненной цели.

1. Искать внутри

Никто другой не сможет сказать подростку, в чем его призвание. Родители, учителя или друзья здесь не помогут. Важно, чтобы подросток сам проанализировал свои ценности и сильные стороны, картину идеального мира и образ себя в будущем, например, в 40 лет. Размышления на эти темы стимулируют рефлексию и самопознание, которые помогают найти цель в жизни.

Вот что пишет в эссе Тайлер, организатор «Фестиваля надежды», который помогает 5,5 тысячам нуждающихся людей: «В одном из тестов мне предложили оценить утверждение «для меня очень важно помогать другим». Тогда я ответил, что это высказывание точно про меня. Тот тест положил начало моему пути. Работа над фестивалем дарит ощущение цели в жизни, но я хочу добиться большего. Глобальная задача — решить проблемы мирового уровня, такие как голод и нищета».

2. Пробовать

У 25% подростков есть примерное представление о том, чем они хотели бы заниматься в жизни. Проблема в том, что они не знают, как к этому подступиться. В этой ситуации могут помочь взрослые. Давайте им возможность пробовать новые виды деятельности, это позволит им изучить различные сферы интересов. Также помогайте развивать предпринимательские навыки.

Мэрайя вступила на путь к своей цели, когда сопровождала бабушку на прием к врачу: «Я сидела в приемной, листала медицинские брошюры и смотрела на врачей в белых хатах с восхищением. Для меня они были образцами красоты, здоровья и профессионализма. Я мечтала быть такой же, как они. Однако у моей бабушки было другое мнение. Она считала, что врачи плохо заботятся о ней, потому что у нее темная кожа».

Не менее важный вопрос — кем вы хотите быть?

Этот опыт подтолкнул Мэрайю устроиться волонтером в больницу. Затем она поступила в медицинскую школу и теперь проводит собственные исследования. Мэрайя изучает генетические особенности афроамериканцев и их влияние на вероятность развития рака.

Вот как она объясняет свой выбор: «Неудовлетворительный уровень компетентности врачей в области социальных, культурных и этнических различий, а также недостаток исследований, посвященных здоровью афроамериканцев, побудили меня стать врачом и исследователем. Я хочу трудиться ради своего народа и помогать ему. Своим примером я хочу доказать, что существуют компетентные врачи, которые внимательно относятся к культурным и этническим особенностям афроамериканцев и всегда готовы прийти им на помощь».

3. Думать, кем быть

Мы обычно думаем о том, чем хотелось бы заниматься. Но не менее важный вопрос — кем вы хотите быть? Исследуя свою идентичность, подростки примеряют на себя разные роли и пытаются найти свое место в мире. В этом процессе им помогают различные виды деятельности, связанные с их потенциальным призванием. Вовлечение в подобные активности позволяет осознать, какие из их навыков могут помочь миру. В конечном итоге благодаря этому они узнают, что для них самое главное.

Путешествие в Сальвадор научило Девон любить: «Такой любви, как в Сальвадоре, я никогда не видела в США. Так же бережно и заботливо эти люди относятся и к окружающей среде. Я много раз слышала, как они говорили: земля нас кормит, нужно уважительно к ней относиться. Путешествие в Сальвадор научило меня находить подход к людям другой культуры. Нужно относиться к ним с уважением и не думать, что вы их спасаете. Вы просто пытаетесь работать вместе с ними, чтобы помочь. Вы не пытаетесь изменить их общество. Вы стараетесь помочь ему, чтобы оно смогло развиваться и процветать самостоятельно».

Чем больше социальных контактов, тем больше шансов найти призвание

Подытоживая свой опыт, Девон написала в эссе: «Моя цель — любить. Увлечения показывают направления, где нужно дарить любовь. Мой опыт и переживания учат тому, как любить».

4. Обращаться за помощью

Крепкие социальные связи помогают найти цель. Ментор может направить подростка в нужную сторону, поддержать и вдохновить. Достаточно будет рассказать, как он нашел цель и как двигался в этом направлении. Другие знакомые, с которыми дети пересекаются в повседневной жизни, также могут их вдохновить на новые мысли и неожиданные пути развития. Чем больше социальных контактов у подростка, тем больше у него шансов найти свое призвание.

Лиам признается, что раньше у него были стереотипные представления о людях исламской культуры. Но потом он познакомился с девушкой из Туниса, которая стала его близким другом и помогла по-другому посмотреть на мир. Но свое призвание Лиам обрел немного позднее, во Франции. Он был в Ницце на празднике в честь Дня взятия Бастилии, когда грузовик въехал в толпу людей: «Мы были там проездом вместе с классом. К счастью, физически никто из нас не пострадал, но всем мы уехали оттуда с глубокими душевными ранами. После этого события началась массовая исламофобия, и это очень меня тревожило. Да, за рулем того грузовика сидел мусульманин. Но моя подруга тоже была мусульманкой, и на улице в тот день погибло бесчисленное количество мусульман. Я знал, что мусульмане пострадали не меньше, чем все остальные. Нельзя в этом событии винить их религию. Исламофобия, которая разразилась после того случая, заставила меня задуматься: как можно искоренить подобные предубеждения?» Теперь Лиам хочет стать сотрудником дипломатической службы, чтобы бороться с межнациональными страхами и стереотипами.

Вики Закржевски

Об авторе

Вики Закржевски — педагог-психолог, директор по образованию в Центре науки о высшем благе при Калифорнийском университете в Беркли.

Источник фотографий:Getty Images

Подростки — дети с особым отношением к жизни. Ребёнок в этом возрасте психологически соединяет в себе сразу несколько возрастных периодов. С одной стороны — он еще ребёнок, об этом говорят его зависимость от взрослых, неспособность жить самостоятельно, обостренные чувства и эмоции, привычка жить желаниями. А с другой — взрослый человек, о чем свидетельствует способность к анализу и глубокому мышлению, умение строить умозаключения, сравнивать и оценивать себя, других людей, жизнь в целом.

Все представления о жизни и способность выражать себя, с которыми сталкивается человек, переплетаются в подростковом возрасте. Зная это, родители смогут легко понять, почему подростки иногда имеют так много противоречий, являются трудными, неуправляемыми, странными.

Занимаясь воспитанием, матери и отцу иногда приходится очень нелегко. Однако они должны понимать, что дети в этом возрасте также переживают чувства, которые далеко не часто являются положительными — они переполнены тревогой, напряжением, разными ожиданиями от будущей жизни, их эмоции способны меняться от бурных и радостных до депрессивных и тоскливых. В таком настроении подростки ощущают внутренний дискомфорт.

Поиск своего предназначения — один из периодов жизни ребёнка подросткового возраста. Иногда всем членам семьи становится нелегко, когда дети начинают искать себя. Как мать и отец могут помочь им в этом? Читайте в этой статье.

Подросток и его предназначение

Подросток и его предназначение

В этот сложный жизненный период подростки впервые всерьез задумываются над тем, кто они и кем бы хотели стать. Думая об этом, они опираются на свой жизненный опыт — хобби и предпочтения, мечты и фантазии. Также, когда ребёнок ищет себя, он анализирует жизнь и профессиональные особенности своих родителей, а также учитывает планы и мнения сверстников. Так как в этом возрасте, друзья в жизни ребёнка могут играть первостепенную роль, оставляя мать и отца позади, то он прислушивается больше к сверстникам, чем к родителям. Как взрослым относиться к этому?

Не стоит бороться за право быть первым и главным в жизни ребёнка — родительскую роль и так никто не сможет отобрать. Для того чтобы ребёнку состояться как личность, именно в этом возрасте ему необходимо прожить период, во время которого он мог бы «отделиться» от родителей и некоторое время не считать их главными. Зачем ему это нужно? Чтобы почувствовать себя полноценной личностью — самостоятельной, независимой, способной и ответственной.

Когда родителям хватает сил не противостоять этой детской роли, подросток, прожив кризис, возвращается назад в семью — чувствуя себя повзрослевшим и отделившимся от матери с отцом, он вновь может воспринимать их как старших, опытных и близких ему людей.

Подростковый возраст — это тот период, который со временем проходит. Если родители будут «держать» эту мысль в голове, то им станет значительно легче общаться с ребёнком, когда он так не похож на них и даже на самого себя.

Для того чтобы ребёнку определиться со своим предназначением — кем он будет в жизни, каким станет обладать характером, по какому профессиональному пути пойдет — он может пробовать, экспериментировать, представлять себя в разных ролях. Если взрослому хватает терпения наблюдать за этим, не оказывая на него давления, не подменяя его мысли своими, не заставляя соответствовать ожиданиям, то, спустя время, он успокоится и определится с выбором пути.

Так, дети в подростковом возрасте могут пробовать себя в опасных, редких или странных видах деятельности. Взрослые должны позволить им сделать это, иначе они так и не получат опыта и не найдут своего предназначения.

Дети нуждаются в поддержке

Ребёнок, когда он уже не малыш, но еще и не взрослая личность, как никогда нуждается в том, чтобы взрослые поддерживали его. Как родители могут проявлять такое отношение?

Разделять увлечения и хобби. Интересоваться тем, что важно подростку. Отвечать на вопросы, когда он задает, слушать внимательно истории о том, что вызывает в нем интерес, даже если сначала родителям кажется, что ребёнок увлекся фантазиями или рассказывает ерунду, не стоящую внимания.

Не высмеивать желания и предпочтения. Насмешки взрослых всегда причиняют ребёнку боль, независимо от того, в каком возрасте он находится. Однако если это ощущают на себе подростки, им больней в два раза, потому что их психика особенно уязвима.

Дети в этом возрасте могут иметь сложные отношения со сверстниками — им бывает сложно найти друзей по интересам, они подвергаются осуждению или насмешкам со стороны одноклассников. Если ребёнок сталкивается с тем, что его увлечения и интересы не разделяются другими детьми, у него нет друзей, которые могли бы поддержать его в деле, вызывающем интерес, подростку могут помочь родители, демонстрируя внимательное отношение.

Когда подростки чувствуют, что их не понимают?

Когда подростки чувствуют, что их не понимают?

Чувствительность ребёнка в этом возрасте находится на самом высоком уровне, поэтому даже малейшее разногласие с родителями или сложные отношения в семье могут вызвать шквал сильных болезненных эмоций. Среди детей подросткового возраста большой процент тех, кто, поругавшись с родителями, уходит из дома, и даже предпринимает попытки суицида. Способность понимать детскую природу в этот жизненный период одно из самых важных условий детско родительских отношений — она помогает не допустить таких последствий.

Понимать — это значит быть рядом с ребёнком, общаться с ним, словно с хорошим другом, поддерживать, не осуждать и предлагать свою помощь.

Что делать с трудными детьми?

Иногда родители сталкиваются с тем, что дети, в поисках своего предназначения, идут странными путями и приобретают такие увлечения, которые очень трудно понять и еще сложнее с ними смириться.

Подростки в поисках себя склонны экспериментировать со всем, что вызывает интерес или, как им кажется, отличает их от других людей. По этой причине рождаются группы детей, отличающиеся не формальностью и странностью.

Что делать родителям, когда детские увлечения вызывают тревогу, являются по-настоящему опасными? Не паниковать и не стремиться запугать ребёнка последствиями — в этом возрасте ему чаще всего ничего не страшно. Родители могут присоединиться к детям в их увлечениях, попробовать понять, что интересного они там находят, привлечь авторитетных людей, которых ребёнок уважает, чтобы тебе объяснили вред или опасность того, чем они занимаются.

В большинстве случаев, ребёнок, который вступает в преступные группировки, ведет себя асоциально или увлекается очень странными занятиями, имеет дефицит любви и внимания в семье, а иногда напротив — стремится убежать от гиперопеки родители. Родителям полезно создавать дома атмосферу принятия, любви, дружелюбия и поддержки — тогда ребёнок будет хотеть возвращаться домой.

Рекомендации родителям

С подростком нужно быть на одной волне — благодаря этому он не станет отгораживаться от взрослых и искать авторитет на стороне.

Увлечения ребёнка, даже самые странные, стоит, если не поддерживать, то хотя бы не осуждать. Иногда подросткам не столько важно показать странность своего хобби, сколько убедиться в том, что он нужен родителям любым — с фиолетовым цветом волос, татуировкой, пирсингом, в смешной одежде.

Говоря о предназначении подростка, стоит отталкиваться не только от его способностей, но также и от желаний.

Пытаясь найти себя, подростки желают попробовать все. Родители, вместо того чтобы пугаться этого и запрещать детям быть смелыми, могут выяснить, что толкает их на то, чтобы показывать свою эксцентричность, яркость и непредсказуемость? Иногда искренний интерес взрослых к личности подростка удовлетворяет все его потребности в ласки, любви, внимании и он успокаивается.

Лень — не всегда лень

Вернее, это всегда не просто лень. Проблема в том, что ленью называют все подряд — от обычной усталости до клинической депрессии, от отсутствия мотивации до особенностей характера. Поэтому если ребенку ничего не нравится и все лень, стоит разобраться, что же происходит на самом деле.

Возможно, он флегматик и реагирует на все сдержанно-отстраненно, не любит и не умеет выражать эмоции. А ты ждешь бурной реакции на книги и фильмы, эмоциональных рассказов о школьных экскурсиях и прогулках с друзьями, и при отсутствии такой реакции делаешь вывод, что ничего твоего подростка не интересует и не занимает.

Может быть, он устал от огромной нагрузки в школе, необходимости готовиться к поступлению, требованиям, которые доносятся со всех сторон, и сил на какие-то увлечения просто не остается. В таком случае стоит устроить внеплановые выходные или каникулы, которые помогут сделать передышку, посмотреть по сторонам, понять, что происходит вокруг, и услышать свои чувства и желания.

А если у ребенка депрессия, то тут уж никакие советы не помогут, нужно скорее искать хорошего врача.

Так что за маской лени может скрываться очень многое.

cottonbro/Pexels

Скорее всего, интересы есть

Просто ты их не замечаешь. Зависание в социальных сетях или за видеоиграми воспринимается как бесполезная трата времени. Но вспомни себя — наверняка ты тоже много времени проводишь за компьютером и в телефоне. Вся наша жизнь сейчас там: работа, друзья, счета, которые надо оплатить, записи к врачу, заказ продуктов… Так почему ребенок должен жить по-другому?

Вместо того чтобы пытаться выцарапать его из виртуальной реальности, поинтересуйся, чем таким занимательным он там занимается? Возможно, он смотрит какие-то тематические каналы на YouTube или подписан на группы и паблики, из которых ты сможешь узнать, что его увлекает. Это может стать ключом к дальнейшему выбору профессии.

Если он следит за современной политической ситуацией, то, вероятно, его заинтересует кафедра международных отношений. Серфинг по социальным сетям может привести к очень перспективной профессии SMM-менеджера, а увлечение видеоиграми — к их дальнейшей разработке и тестированию.

Сделай перерыв

Конечно, ты переживаешь, что все уже выбрали профессию, а твой ребенок никуда не поступит или выучится на что-то непрестижное.

Но сегодня перспектива работы дворником или официантом никого не напугает. Сейчас это называется модным словом «дауншифтинг» — заземление, отказ от чужих навязанных целей, переход на более низкую должность с целью выпасть из карьерной гонки, научиться ценить простые радости и слышать свои истинные желания.

В 15-16 лет у человека еще мало представлений о жизни, о возможных профессиях и занятиях. На Западе существует практика, когда ребенок после окончания школы не бежит тут же поступать в университет, а год или два путешествует по миру или работает. К нашим реалиям это не особенно применимо — мало у кого есть средства, чтобы обеспечить ребенку год путешествий, к тому же над мальчиками дамокловым мечом нависает армия, поэтому они стремятся как можно быстрее поступить хоть куда-нибудь. Но если есть возможность после школы сделать перерыв, чтобы дать ребенку немного осмотреться по сторонам и приобрести опыт реальной, а не школьной жизни, ей стоит воспользоваться.

Alexandr Podvalny/Pexels

Умерь свои страхи

Сегодня отношение к высшему образованию совсем не такое, каким было еще 10 лет назад. Новые профессии появляются стремительно, система образования за ними просто не поспевает, поэтому выучиться один раз и на всю жизнь сегодня не вариант.

Поменять профессию, приобрести дополнительные навыки сейчас довольно просто, не очень дорого, и это можно сделать в любом возрасте. Так что не страшно, если в 15 лет человек не знает, кем он хочет быть, и поступает в вуз для галочки. Возможно, интересная ему профессия просто еще не появилась. В любом случае выпускаться из института он будет уже в другой реальности по сравнению с той, в которой он в него поступал.

Неудача — это не конец света

Очень сильным тормозом в любом начинании может быть страх неудачи. Если ты требуешь от ребенка только хороших оценок, только отличных результатов во всем, то начинать что-то новое, увлекаться чем-то без существенной необходимости ему может мешать банальный страх: а вдруг не получится? Вдруг не удастся быть быстрее, выше, сильнее всех? Безопаснее просто оставаться на берегу и ни во что не ввязываться.

Объясни ребенку, что неудача — это не конец света. Снизь свои ожидания и не требуй мгновенных результатов.

Подавай пример

Переведи фокус внимания с ребенка на себя. Какие интересы и увлечения есть у тебя? Любишь ли ты свою профессию так, что с горящими глазами рассказываешь за семейным ужином, как прошел твой день? Или подчеркиваешь, что работа — это каторга, которая отнимает у тебя все жизненные силы? Занимаешься ли ты чем-то помимо работы и быта?

Возможно, тебе самой стоит сменить профессию и найти классное хобби, и тогда ребенок вдохновится твоим примером.

Статьи автора “Нейро Sova.today” сформированы с помощью уникального ИИ-сервиса разработанного компанией ЮнионСофт с использованием нейронных сетей для автоматической генерации текста. Сервис aiBOT

Добавить комментарий