Иногда поведение детей вызывает осуждение со стороны взрослых. Так бывает, когда ребёнок не слушается старших, часто капризничает без повода, грубит, дерется или кусается, отказывается выполнять простые требования. Плохое поведение — так говорят родители о детском непослушании и стараются найти способы, с помощью которых можно добиться того, чтобы ребёнок был покладистым, культурным, понимающим, спокойным. Самые популярные причины детского непослушания, а также рекомендации родителям, можно узнать из этой статьи.
Почему дети плохо себя ведут?
Стоит отметить, что ни один ребёнок не рождается агрессивным, злым, мстительным или жадным. Он приобретает устойчивые качества личности в процессе жизни, взросления, общения с окружающими людьми — ровесниками, педагогами, близкими. Существует несколько причин для развития плохого поведения.
- Недостаток родительского внимания. Дети «питаются» любовью и заботой взрослых. Им, как воздух, необходимо близкое общение с матерью и отцом. Бывает так, что ребёнок не получает столько внимания, сколько ему требуется. Обычно это происходит, если родители проводят большую часть времени на работе, часто находятся в отъезде или командировках, возвращаясь домой, занимаются бытовыми делами, а когда освобождаются, то сил и времени на то, чтобы уделить внимание детям у них не остается.
Плохое поведение возникает как реакция на недостаток общения с родителями. Ребёнок дерется с братом или сестрой, портит, разбивает вещи в своей комнате, капризничает на пустом месте, ведет себя агрессивно по отношению к родителям, пытаясь обратить на себя внимание. Взрослые ругают его за проделки и ошибки, начинают воспитывать, критиковать наставлять, и он, «напитавшись» контактом со знаком «минус», на время успокаивается.
- Конфликты и ссоры между родителями. Когда ребёнок становится свидетелем разногласий между матерью и отцом, он может бояться, страдать, переживать. Желая бессознательно остановить семейные ссоры, дети, своим плохим поведением, вызывают огонь на себя — проделками и шалостями они заставляют родителей перестать конфликтовать и обратить на них, пусть отрицательное, но внимание.
- Слишком строгое воспитание в семье. Когда взрослые держат детей в «ежовых рукавицах», не позволяя им жить своей, детской жизнью — смеяться, отдыхать, играть в шумные подвижные игры, получать желаемое, удовлетворять любопытство — ребёнок испытывает напряжение. Пытаясь избавиться от него, он начинает вести себя плохо. Отклоняющееся поведение, в таком случае, говорит о сопротивлении родительским способам воспитания и общения. Шалостями и нарушением правил ребёнок избавляется от напряжения, когда оно становится слишком сильным.
Прежде чем говорить о том, как бороться с детским нежелательным поведением, стоит сначала разобраться в причинах его появления. Часто бывает так, что, когда взрослые начинают понимать, почему ребёнок постоянно нарушает правила, ведет себя плохо — его поведение само меняется в лучшую сторону.
Для того, чтобы усмирить непоседу, успокоить агрессивно настроенного ребёнка, помочь ему избавиться от жадности, ревности, инфантильности родители могут применять много способов. Они начнут работать, если мать и отец научатся относиться к детям с пониманием, становиться на их место, чувствовать и видеть мир так, как это делают они. Вместе с тем, родителям полезно научиться контролировать собственные чувства и эмоциональные реакции.
Знакомство с ребёнком
Бывает так, что родители жалуются на плохое поведение детей. Однако, когда речь заходит о том, что они знают о детских желаниях, эмоциях, мечтах — матери и отцу почти нечего сказать. Так бывает в семьях, где общение между старшими и младшими сведено к нулю, взрослые заняты своей жизнью, а дети — своей. В такой семье ребёнок, чтобы привлечь к себе внимание, будет бессознательно стремиться нарушать правила и вести себя неправильно. Поэтому, прежде чем ругать и осуждать детей, родителям следует сначала ответить на вопросы:
- Что хочет добиться ребёнок постоянным нарушением правил?
- О чем он мечтает?
- Какой он по характеру?
- Какие у него есть положительные и отрицательные стороны?
- Что ему не хватает в семье?
- Чем он отличается от других детей?
- Какие у него есть уникальные достоинства?
Хорошо, если родители порассуждают над этими вопросами, ответят на них как можно подробнее, может быть, даже, в письменной форме. Такой анализ детской личности позволит взрослому понять, чего не хватает ребёнку и в чем настоящая причина того, что он ведет себя плохо и постоянно нарушает правила?
Родители и чувства ребёнка
Дети могут вести себя плохо и нарушать чужие границы, когда в семье им не позволяют выражать эмоции. Чаще всего, речь идет об отрицательных чувствах, таких как гнев, боль, ярость, обида, непонимание. Иногда взрослые ставят детям запрет на их выражение, говоря о том, что злиться — некрасиво, громко кричать, что-то требовать — некультурно, плакать — значит быть слабым, жадничать — быть плохим.
Каждый ребёнок, до определенного возраста, верит всему, что говорят о нем мать и отец, поэтому, чем он младше, тем крепче это вера. Дети, которым не позволяют выражать отрицательные чувства, вынуждены всегда сдерживать эмоции и находиться в напряжении.
Невозможность быть собой приводит к эмоциональному срыву — ребёнок, словно специально, создает ситуации, в которых его чувства могли бы вырваться наружу: испытывает терпение родителей, а потом обижается за то, что они наказали его, провоцирует брата или сестру на физическую агрессию и защищается, используя собственный гнев, создает из ерунды большую проблему и долго плачет по этому поводу.
Изменить плохое поведение ребёнка можно, если задуматься над тем, позволяется ли ему в семье быть самим собой, выражать те чувства, которые он испытывает. Родители могут заметить: чем чаще они будут разрешать детям делать это, тем скорее непослушание уйдет на второй план.
Дети, время и границы
Физическая и эмоциональная усталость у ребёнка часто выражается в плохом поведении. Дети устают от большой учебной нагрузки, дополнительных занятий, секций, кружков, конфликтов между родителями, неустроенный жизни.
Ребёнок, в силу своего возраста, еще не способен говорить о собственной усталости и просить родителей, чтобы они помогли ему — наладили баланс между отдыхом и деятельностью, помогли разобраться в том, что ему нужно, интересно, а что — нет.
Поведение на фоне усталости может выглядеть как капризы, раздражение, слезы на пустом месте. В данном случае помочь он ребёнку можно, если присмотреться к нему и понять, не перегружен ли он заботами и обязанностями, есть ли в его жизни все, что необходимо иметь в детском возрасте — достаточное время для сна, питания, расслабления, радости, познания мира.
Иногда остановить детское непослушание можно, если приучать ребёнка к соблюдению границ. Это актуально в тех семьях, где родители не имеют авторитета и детям позволяется абсолютно все, что они хотят. В данном случае взрослым нужно укреплять границы в семье — уметь говорить «нет», контролировать чувства и поведение ребёнка, ставить запреты, устанавливать нормы и правила.
Ваш ребенок упрямый и грубо отвечает на все ваши попытки призвать его к хорошему поведению? Он постоянно пререкается с вами на публике? Или, может быть, он без спросу берет все, что ему нравится?
Знакомые ситуации? Родители во всем мире сталкиваются с этими и другими проблемами с поведением их детей каждый день. В этой статье мы рассмотрим советы, которые облегчат вам жизнь и помогут справляться с плохим поведением ребенка. Но, прежде чем узнать, как предотвратить плохое поведение ребенка, следует разобраться, какое поведение для него является нормальным.
Какое поведение является нормальным?
Четких критериев нормального поведения попросту нет. Все зависит от возраста ребенка, его личностных качеств, эмоционального развития и окружающей среды, в которой он воспитывается.
В целом поведение ребенка считается нормальным, если оно соответствует социальным, возрастным и культурным нормам. Но даже если оно не соответствует культурным ожиданиям, но соотносится с возрастом ребенка и не приносит никому вреда, его можно считать вполне нормальным.
Итак, как же отличить нормальное повведение от плохого?
Признаки плохого поведения ребенка
Непослушные дети иногда выглядят милыми. Редкие споры или истерики нельзя считать ненормальным поведением. Но если такое поведение проявляется слишком часто, это может стать поводом для беспокоййства. Рассмотрим несколько признаков, свидетельствующих о том, что поведение вашего ребенка ненормально:
- ребенку трудно управлять своими эмоциями. У него часто случаются вспышки эмоций, их вызывают незначительные ситуации;
- ребенок становится импульсивным: он может драться, разбрасывать или ломать вещи, кричать и т.д.;
- ребенок, который обычно разговорчив, замыкается в себе или становится грубым без причины;
- ребенок часто лжет вам. Он может воровать или брать без спросу вещи, которые ему не принадлежат;
- поведение ребенка сказывается на его успеваемости в школе. Например, он может затевать в школе драки, прогуливать уроки и т. д.;
- разногласия ребенка с одноклассниками или друзьями отрицательно влияют на его социальную жизнь;
- ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном. Он становится беспокойным, ленивым или немотивированным;
- у ребенка проявляется сексуальное поведение, не соответствуещее его возрасту;
- ребенок подвергает сомнению правила, которые приняты в семье, не соблюдает дисциплину. Он может нарушать правила и не повиноваться вам;
- ребенок наносит себе физический вред.
Следует помнить, что у детей до трех лет еще не развито рациональное мышление, поэтому их поведением управляют эмоции. По мере взросления поведение детей становится все более рациональным, но они все еще нуждаются в поддержке родителей, чтобы управлять своими эмоциями. Это нормально.
Незначительные отклонения в поведении могут быть исправлены с помощью определенных методов воспитания или поведенческой терапии. Рассмотрим, какие расстройства поведения можно исправить с помощью таких методов.
8 самых распространенных детских проблем с поведением
Дети часто нарушают правила, чтобы проверить авторитет родителей. Только так они могут понять, какое поведение допустимо, а какое – нет. Это проявляется в таких формах.
1. Неуважение и пререкания
Когда ваша трехлетняя дочь пререкается с вами, это может показаться забавным. Но если ей уже семь лет, а она говорит «нет» на каждую вашу просьбу или указание, это уже действует вам на нервы. Если вовремя не исправить такое поведение, пререкания могут привести к спорам между родителями и ребенком.
Но что же делать родителям в таких случаях?
- если ребенок пререкается, но при этом выполняет ваши указания, просто игнорируйте его поведение. Это нормальная реакция, если поведение ребенка никому и ничем не угрожает;
- если ребенок пререкается, но следует вашим указаниям, помните, что он все равно делает то, что вы его просили. При этом, вероятно, он испытывает злость. Вы можете объяснить ребенку, что злиться – это нормально, но разговаривать неуважительно нельзя ни в коем случае;
- если реакция ребенка несет в себе угрозу окружающим или самому ребенку, обратите внимание на то, что он говорит, и обращайтесь с ним осторожно;
- не проявляйте импульсивность. Дайте ребенку успокоиться, а затем объясните ему, что так вести себя нельзя. Объясните, какое поведение допустимо, а какое – нет;
- установите ограничения и расскажите ребенку о последствиях нарушения правил. Не угрожайте ребенку, просто констатируйте факты (например, что он не получит мороженое или не пойдет в кино). Вы можете сказать, что, если он будет продолжать кричать, он не получит ужин. Но, если он сейчас же прекратит кричать, вы приготовите ему что-нибудь вкусное. Компромис дает ребенку возможность выбора и кажется ему менее категоричным;
- озвучьте свои ожидания. Иногда вы можете проявить гибкость, если это сделает ребенка счастливым;
- обращайте внимание на то, как вы ведете себя с окружающими в присутствии ребенка. Вы бываете грубыми или неуважительными? Если да, вам прежде стоит изменить ваше собственное поведение.
2. Ругательства
Когда дети злятся, они переходят на крик. Но если они начинают ругаться до того, как им исполнится 10 лет, это должно стать поводом для беспокойства. Ребенок может кричать или использовать ненормативную лексику, чтобы добиться своего или вывести вас из себя. Когда ребенок ругается, придерживайтесь таких рекомендаций:
- убедитесь, что вы не используете ненормативную лексику в присутствии ребенка;
- не допускайте, чтобы кто-то ругался в доме. Этому не может быть оправдания. Если ребенок ругается, всегда должны быть последствия;
- четко объясните последствия и убедитесь, что они уместны. Если ваша девятилетняя дочь использует ненормативную лексику, вы можете целый день не пускать ее гулять. Возможно, при этом ей придется пропустить занятие в музыкальной школе, но менять правила нельзя ни в коем случае;
- если маленький ребенок использует ненормативную лексику, немедленно исправьте его. Скажите, что это плохое слово, и оно не нравится людям.
- если вы нечаянно скажете ругательное слово в присутствии ребенка, сразу же исправьтесь. Вы можете сами попросить ребенка исправлять вас, если вы будете использовать такие слова.
3. Агрессивное или насильственное поведение
Дети могут злиться. Но если их гнев переходит в жестокость или агрессивное поведение, это становится проблемой. Перепады настроения, расстройства поведения, импульсивность, разочарования и т.д. могут вызвать агрессию даже у маленьких детей. Иногда ребенок может прибегнуть к насилию в целях самообороны.
Агрессия может быть усвоенной моделью поведения. Не видит ли ребенок насилие дома либо в школе? Если ребенок кусается или дерется, задайте себе этот вопрос.
- самая простая реакция на агрессию ребенка – накричать на него. Если вы так поступите, то научите ребенка неправильному поведению. Ребенок учится у вас контролировать свои импульсы и эмоции. Вместо того чтобы повышать голос, попросите его успокоиться;
- отразите чувства ребенка, сочувствуйте ему, но дайте понять, что драться недопустимо. Скажите, например: «Я знаю, что ты злишься. Но драться и кусаться нельзя»;
- расскажите ребенку о последствиях, которые его ждут в случае насильственного поведения. Если ребенок маленький, предложите ему альтернативу. Например, научите его использовать слова и фразы типа: «Я злюсь» или «Мне это не нравится» вместо агрессивного поведения.
- что еще более важно, подавайте ребенку хороший пример. Не применяйте дома физических наказаний. Вместо этого поощряйте положительное, неагрессивное поведение ребенка.
4. Ложь
Дети часто лгут. Родителям свойственно волноваться, когда они ловят своих детей на лжи. Вы можете чувствовать обиду за предательство и задавать себе вопрос, можете ли вы теперь доверять своему ребенку. Что же вы можете сделать, чтобы предотвратить такое поведение ребенка?
- не принимайте ложь ребенка на свой счет. Подумайте, что заставило ребенка лгать;
- дети могут лгать, когда боятся негативных последствий правды. Хвалите ребенка за позитивное поведение, а не наказывайте за отрицательное. Благодаря этому у ребенка не будет потребности лгать;
- научите ребенка быть честным. Для начала покажите ему хороший пример;
- установите последствия за ложь. Не спорьте и не обсуждайте свои решения по этому поводу. Если ребенок лжет, он обязательно должен испытать последствия.
5. Буллинг
Буллинг является серьезной проблемой, которая может привести к эмоциональному и физическому насилию над жертвой. Дети могут запугивать однокласснков, чтобы почувствовать себя сильными. С помощью издевательств и буллинга они также решают свои социальные проблемы. Когда ребенок не может справиться со своими эмоциональными проблемами, он прибегает к буллингу. Если вы заметите подобное поведение у своего ребенка, вы должны сразу же отреагировать.
- с раннего возраста научите своего ребенка, что буллинг – это недопустимо. Объясните, кто такие хулиганы и что они делают, например: «Хулиган – это тот, кто обзывается на других, обижает их или забирает их вещи»;
- как можно раньше установите правила, которые все члены семьи должны соблюдать. Объясните правила ребенку: «В этом доме не обижают других» или «Такое поведение недопустимо в этом доме»;
- будьте внимательны ко всем проявлениям буллинга. Будьте внимательны, не запугивают ли старшие дети младших. Если заметите проявления подобного поведения у ребенка, немедленно их пресекайте.
6. Манипуляции
Манипуляции – это хитрая модель поведения, которую очень сложно предотвратить. Дети лгут или плачут, чтобы получить желаемое. Если вы будете потакать такому поведению ребенка, он посчитает его правильным. Например, если ребенок впадает в истерику на людях, когда вы не покупаете ему мороженое, он манипулирует вами.
Проще говоря, когда ребенок манипулирует вами, он имеет над вами силу. Вам следует прекратить манипуляции ребенка.
- ожидайте, что ребенок будет сопротивляться каждому вашему отказу. Скорректировав свое поведение, вы перестанете поддаваться манипуляциям;
- дайте понять ребенку, что, когда вы говорите «нет», это значит «нет». Можно кратко объяснить свою позицию, но не оправдывайтесь;
- избегайте споров, но не игнорируйте их. Прислушивайтесь к аргументам ребенка, пока он разговаривает уважительно, без оскорблений.
7. Недостаток мотивации и лень
Ребенок может вообще никем не интересоваться – ни школой, ни музыкой, ни рисованием, ни спортом. Он даже не любит играть со сверстниками. Если ребенок ленив и оправдывает такое свое поведение, мотивировать его нелегко. Вы можете ему помочь, следуя таким рекомендациям:
- не беспокойтесь из-за поведения ребенка. Иначе ребенок будет вас считать назойливыми и проявит сопротивление;
- расскажите ребенку истории из своего детства, которые вдохновят его на то, чтобы попробовать что-то новое;
- не заставляйте ребенка искать хобби. Предоставьте ему варианты и позвольте выбрать. Детей больше интересует то, что выбрали они сами;
- подумайте: не заставляете ли вы ребенка делать что-то? Спросите, чего он действительно хочет, что его мотивирует. Посмотрите на ребенка как на самостоятельного человека, чтобы понять, что его мотивирует;
- постарайтесь найти способ мотивировать вашего ребенка. Самомотивация имеет большую силу, чем принуждение.
- мотивируйте ребенка заниматься повседневныыми занятиями, сделав их веселыми. Например, если у вас двое маленьких детей, вы можете устроить соревнование, кто соберет больше игрушек с пола или кто быстрее уберет постель;
- старшим детям можно поручать обязанности по дому (например, мыть посуду, накрывать на стол, убирать в комнате), чтобы прояснить свои ожидания. Установите ограничения для ребенка. Например, вы можете сказать ему: «Как только закончишь свою работу, мы посмотрим фильм»).
8. Проблемы с поведением в школе
Ваш первоклассник может заявить: «Я ненавижу школу!». Дети часто вступают в конфликты с родителями, отказываясь идти в школу или учить уроки. Возможны такие причины для нежелания идти в школу: издевательства одноклассников, проблемы с учебой, нежелание соблюдать школьные правила, боязнь разлуки с родителями и т.д.
- прежде всего, определите причину, почему ребенок не хочет идти в школу или учить уроки. Если у него проблемы с учебой, вы можете помочь ему учить уроки;
- ребенку может понадобиться время, чтобы привыкнуть к школе. Поймите, что перемены не произойдут сразу же;
- мотивируйте ребенка проявлять позитивное поведение, но не прибегайте к подкупу. Например, вы можете купить ребенку мороженое со словами: «Ты заработал мороженое, потому что выучил уроки без напоминаний»;
- спросите ребенка, хочет ли он, чтобы вы поговорили с учителем о его проблеме. Дайте ему понять, что он всегда может обратиться к вам, если у него будут какие-то проблемы. Спрашивайте, что ему нравится в школе. Помогайте ему с домашним заданием и постарайтесь сделать это занятие более интересным.
Иногда с проблемами с поведеним ребенка не так просто справиться, как может показаться на первый взгляд. В таких случаях вам может понадобиться помощь специалиста.
Когда следует обратиться к специалисту
Если плохое поведение ребенка становится неуправляемым или проявляется у него слишком часто, пора обратиться к специалисту, который сможет определить физиологические или психические причины такого поведения.
Расстройства поведения у детей
Если причиной плохого поведения ребенка является то или иное расстройсство поведения, ему потребуются медикаментозное лечение или психотерапия. Рассмотрим самые распространенные расстройства детского поведения.
1. Вызвающее оппозиционное расстройство
Вызывающее оппозиционное расстройство – это разрушительное поведение, которое встречается у детей. При этом у ребенка проявляются такие симптомы:
- ребенок злится, впадает в истерики, у него часто случаются вспышки отрицательных эмоций. При этом ребенок имеет низкую самооценку;
- ребенок враждебно воспринимает правила;
- ребенок специально задевает окружающих;
- во всех проступках ребенок обвиняет других.
2. Расстройство поведения
Дети, страдающие расстройством поведения, не признают никаких правил и склонны к антисоциальному поведению. По данным статистики, от расстройства поведения страдают около 5 % всех детей.
Типичные проявления расстройства поведения:
- ребенок не подчиняется правилам в школе и дома;
- ребенок постоянно прогуливает уроки;
- ребенок с раннего возраста пробует сигареты и алкоголь;
- ребенок часто ввязывается в драки;
- ребенок проявляет агрессию по отношению к животным;
- ребенок часто лжет;
- ребенок склонен к противоправному поведению: кражам, поджогам, порче чужого имущества и т.д.;
- ребенок убегает из дома;
- изредка у ребенка могут возникать мысли о суициде.
3. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Проявлениями этого расстройства обычно являются проблемы с концентрацией и импульсивное поведение ребенка. Также у него проявляются такие симптомы:
- ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном;
- когда вы говорите с ребенком, он постоянно отвлекается;
- ребенок не может запомнить ваши инструкции и указания;
- ребенок невнимателен к деталям.
4. Расстройство обучения
Существуют различные расстройства, при которых ребенок испытывает проблемы с обучением. Эти расстройства влияют на успевааемость ребенка. Ему требуются специальные условия, чтобы не отстать от сверстников.
- ребенок не понимает инструкций и указаний родителей и учителей;
- память ребенка краткосрочна;
- у ребенка слабо развиты коммуникативные способности.
5. Диссоциальное расстройство личности
Ребенок, страдающий от такого расстройства, безразличен к проблемам других. Во взрослом возрасте это расстройство может усугубиться и привести к противоправным или антиморальным действиям.
6. Неразвитые социальные навыки
Это расстройство называют еще синдромом Аспергера. Оно заключается в нарушении социального развития ребенка. Главным симптомом является то, что ребенку трудно начать разговор или взаимодействовать с другими людьми.
Расстройства поведения у детей становятся более заметными по мере взросления. Однако, пока они еще маленькие, родители часто оправдывают их поведение. Рассмотрим, как проявляется плохое поведение у дошкольников.
Проблемы с поведением у дошкольников
Родители могут справиться с неправильным поведением дошкольников. Но объяснения в таком случае не помогут, а наказание только усугубит ситуацию. Итак, как же поступить правильно в такой ситуации? Рассмотрим самые распространенные проблемы с поведением у дошкольников и рекомендации о том, как их предотвратить.
1. Ребенок перебивает родителей
Маленькие дети, как правило, быстро возбуждаются и не могут сдержаться, если хотят что-то сказать. Поэтому они постоянно перебивают родителей. В следующий раз, когда ваш трехлетний ребенок поступит так, вот что вам следует сделать:
- позвольте ребенку договорить. Не перебивайте его, и только после этого говорите сами;
- объясните, почему вы не перебивали его, когда он говорил. Скажите ему, что у него есть возможность высказаться, когда вы закончите. И для этого не нужно никого перебивать. Скажите: «Дай мне закончить» или «Я еще не закончила».
2. Ребенок кричит
Маленькие дети, особенно в возрасте до трех лет, не могут выразить свои чувства словами. Они выражают свой гнев или разочарование по-разному, в том числе с помощью крика. Что родителям делать в таких случаях?
- в игровой форме научите ребенка говорить спокойно. Например, вы можете сказать: «Давай посмотрим, кто может кричать громче всех», а затем: «Давай посмотрим, кто сможет говорить тише всех»;
- признайте чувства ребенка и поговорите с ним. Слова могут успокоить его, и он может перестать кричать.
3. Ребенок убегает
Маленькие дети могут убегать или прятаться, когда испытывают злость. Это может быть опасным, если происходит возле дороги, в супермаркете или другом людном месте. Чтобы обеспечить ребенку безопасность, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- следите за движениями ребенка, если вы находитесь недалеко от проезжей части или в людном месте;
- покажите ребенку, где ему можно бегать, а где нет. Объясните ему, что люди вокруг не бегают, поэтому и он не должен так делать. Для сравнения вы можете показать людей, которые бегают в парке, и сказать, что здесь бегать можно.
4. Ребенок дергает за волосы себя и других людей
Иногда дети кричат, дерутся или дергают за волосы, когда им что-то не нравится. Единственный способ отучить ребенка от такого поведения – показать, что оно не работает.
- останавливайте ребенка каждый раз, когда он дергает за волосы себя или другого человека;
- скажите ребенку, что так делать нельзя ни в коем случае;
- не дергайте ребенка за волосы, чтобы показать, что это больно. Ребенок может воспринять это как игру и повторить свое действие.
5. Ребенок разбрасывает вещи
Дети в возрасте от 1,5 до 3-х лет могут разбрасывать вещи, игрушки или еду, чтобы показать свое разочарование чем-либо.
- чтобы ребенок не портил вещи, покажите ему, какие вещи он может бросать – мяч, резиновые или плюшевые игрушки;
- не позволяйте ребенку разбрасывать вещи, когда он злится. Игнорируйте его в таких случаях. Если же он продолжает бросать или может причинить вред другим детям, немедленно остановите его. Скажите: «Нет, это плохо» или «Нет, это больно». Но говорить это нужно спокойным голосом;
- найдите способ, чтобы ребенок не разбрасывал вещи. Например, в машине можно привязать игрушки к сидению.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Ребёнок не слушается: что делать? Советы детского психолога
Большинство родителей сталкивается с проблемой детского непослушания и не понимают, как лучше поступать в таких ситуациях: наказывать детей за проступки или демонстративно игнорировать детский «бунт», ругать их или, как равным, пытаться все объяснять?
Общепринято, что любое наказание должно выполнять следующие задачи:
- Профилактика плохого поведения в будущем;
- Исправление поведения ребёнка;
- Поддержание авторитета родителей.
Но, как правило, у родителей не всегда есть возможность концентрироваться на этих задачах во время разговора с детьми. Чаще всего родители просто поднимают голос на ребенка или что-то запрещают ему, а не объясняют, как правильно стоило поступить в данной ситуации, приводя в пример разумные и понятные ему доводы. У взрослых не всегда есть силы и время на то, чтобы в корректной форме донести до своего чада суть его наказания.
К каким методам чаще всего прибегают родители, наказывая ребенка?
Например:
- запрет на телефоны, конфеты и игры;
- полное игнорирование ребенка;
- телесные наказания;
- крики и скандалы.
Важно понимать, что такие методы обижают малыша и никак не мотивируют его изменить модель поведения после наказания.
Квалифицированные детские психологи утверждают, что личность ребенка начинает формироваться в возрасте 2 лет. К 3 годам у малыша уже присутствует собственное «Я», и он развивает его, учась у своего окружения. В этот промежуток времени малыш начинает проявлять свои эмоции как позитивные (в виде радости, смеха и нежности), так и негативные (в виде агрессии, слез и протестов). Родителям же важно не пропустить этот этап, сфокусировав на ребенке всё свое внимание, иначе исправить это упущение впоследствии будет непросто. Необходимо старательно наблюдать за детьми, грамотно наставлять их и подсказывать, быть рядом и ни в коем случае не поднимать голос.
Большинство мам и пап задаются вопросом, почему дети могут устраивать истерики и не слушаться. Чтобы в этом разобраться, нужно понять, с кого берет пример Ваш малыш. Возможно, он неосознанно копирует поведение родителей или родственников. Для этого необходимо выяснить, в каких ситуациях ребенок вел себя не лучшим образом, а после – проанализировать их.
Если малыш продолжает вести себя точно также, и изменений в его поведении ничего не предвещает, то можно сделать вывод, что семья не придерживается педагогических принципов. В чем это выражается? Например, родители могут нарушать последовательность запретительных и разрешительных действий.
Методы воспитания у папы и мамы в корне отличаются. Например, один родитель разрешает играть в игрушки на протяжении всего вечера, а второй отправляет ребенка в кровать. Получается, что у ребенка возникает внутренний диссонанс, ведь он попадает в ситуацию, в которой нет четких правил и понимания, кого нужно слушать.
Причины, почему ребенок не слушается в 1 год
Ребенок в год не слушается, и на то есть причина. У малыша возникает конфликт возможностей и потребностей. Появляется частичное желание делать все самостоятельно, без помощи родителей, но получается так далеко не всегда. Он пробует разговаривать или дотянуться до определенных предметов, начинает ходить или самостоятельно есть. Когда это не получается, ребенок проецирует логичную реакцию – гнев, а следом – непослушание.
Причины этого могут быть разные, например:
- Активные физические нагрузки. Младенцем он мог целыми днями лежать в кроватке, изредка переворачиваясь или путешествуя у мамы на руках. Сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить и проявлять иную активность.
- Выстраивание социальных связей. Если до года ребенок всегда находился рядом с мамой, то теперь ему приходится делать первые шаги по направлению к социализации и коммуникации.
- Изменение рациона. В меню у малыша появились новые продукты или же было прекращено грудное вскармливание.
- Большое количество новой информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится, и для него это далеко непросто, ведь объем незнакомых сведений слишком велик.
Характерные признаки упрямства в 1 год:
- Обиды;
- Агрессия;
- Противоречивое поведение;
- Упрямство;
- Непослушание;
- Чувствительность к замечаниям;
- Капризность.
Психологи советуют родителям:
- Давать малышу выполнять простые задачи, чтобы он мог осознать и ощутить свою самостоятельность;
- Придерживаться привычного режима дня;
- Обсудить методы воспитания с семьей, чтобы не было противоречивого поведения со стороны близких людей по отношению к ребенку, когда кто-то запрещает, а кто-то разрешает;
- Оказывать поддержку;
- Много заниматься со своими чадом, показывать, как пользоваться разными предметами и всё объяснять.
- Создать для него отдельное личное пространство;
- Определить четкую систему правил и запретов;
- Уделять время ребенку, когда он этого требует.
Почему ребенок не слушается в 2 года?
В 2 года дети активно показывают свой характер и редко соглашаются идти на уступки. Они настроены делать только то, что пожелают сами. Но в данном случае малыш делает это, исходя не из вредности и злых умыслов, а из желания осознать грани дозволенного.
Обычно ребенок в 2 года не слушается в двух случаях:
1. Если его насильно принуждают к тому, что он не хочет.
2. Если ему запрещают делать то, что он хочет.
В такой период становления личности ребенка от взрослых потребуется, прежде всего, умеренная требовательность и к поведению малыша, и к его поступкам. Ему ни в коем случае нельзя излишне уступать, но и устанавливать необоснованно строгие рамки крайне нежелательно. В обоих случаях можно спровоцировать еще большее непослушание со стороны маленького проказника двух лет.
Причины, почему ребенок не слушается в 3-4 года
В 3-4 года у детей начинается новый этап становления, но они еще не осознают важности социальных и семейных установок. Ребенок в 3 года не слушается, вероятнее всего, из-за своей чрезмерной эмоциональности.
Основными причинами психологи называют:
· Тяга к тому, чтобы брать с кого-то из родных не очень удачный пример. Подражая поведению взрослых людей, ребенок в 4 года не слушается, и чаще всего копирует негативные черты их характера.
· Неумение видеть отличие между реальным и воображаемым миром. Всё то, что он не понимает, старается объяснить своими вымыслами.
· Отсутствие способности правильно формулировать свои желания.
· Недостаток социального навыка. Малыши делят людей исключительно на «плохих» и «хороших».
В такой период важно быть рядом с ребенком и стараться транслировать ему исключительно положительный пример. Рекомендуется вместе изучать мир вокруг, внимательно слушать свое чадо и социализировать его, прививая принятые обществом нормы.
Причины, почему ребенок не слушается 5-6 лет
Дети в 5 лет практически никогда не устраивают истерик без повода. Главное, что нужно сделать родителю в такой ситуации, – понять, по какой причине ваше чадо повело себя подобным образом, и постараться разобраться. Ведь ребенок не слушается в 5 лет не из злого умысла, и причину необходимо выяснять, и чем раньше, тем лучше.
Психологи акцентируют внимание на 4 распространенных причинах такого поведения:
- Вы уделяете недостаточно внимания ребенку. Именно в 5-6 лет дети готовы на все, лишь бы взрослые поиграли с ними или поговорили. Поэтому малыши стараются заявить о себе при помощи провокаций, ведь, если он не будет слушаться, его точно заметят.
- Желание самоутвердиться. Если вы проводите много времени со своим ребенком, но он все равно продолжает игнорировать ваши просьбы и запреты, то причиной может являться подсознательное стремление противиться контролю взрослых.
- У ребенка отсутствует вера в себя. Наблюдая за родителями или родственниками, у малыша формируется собственная личность. Поэтому не стоит говорить детям, что они как-то не так выглядят или недостаточно стараются.
- Желание выместить обиду на ком-то. Если дети вас не слушают, причиной может являться обида, которую ребенок на кого-то затаил. Чаще всего это может происходить из-за того, что родитель что-то пообещал, но потом не выполнил.
Причины, почему ребенок не слушается в 7-8 лет
Если ваши дети большую часть времени были послушными, а потом перестали обращать внимание на ваши просьбы и огрызаться, стоит обратить внимание на ряд причин:
- Непростой характер. Важно помнить, что личность ребенка начинает формироваться в раннем возрасте, поэтому, если ребенок 7 лет не слушается, это лишь говорит о том, что он проявляет свой характер. Непослушание в таком случае означает лишь то, что у него такой темперамент, и нужно постараться находить компромиссы.
- Желания доминировать и показать себя. Дети в этом возрасте идут в школу, привычный распорядок дня меняется, следовательно, меняется и поведение школьника. Возможно он испытывает вас, показывает, что он тоже может быть лидером. В такой ситуации придется показать, что главой семьи являетесь вы, но без скандалов, а доходчиво это объясняя, не теряя теплоты во взаимоотношениях.
Что делать родителям, если ребенок не слушается. Совет от детского психолога
Психологи советуют придерживаться 5 основных правил при воспитании и выстраивании коммуникации с ребенком:
1. Любой ваш запрет вы должны объяснять. Например, если вы запрещаете ребенку смотреть определенный мультик, то должны до него в дружественной и понятной ему манере донести причину запрета и предложить альтернативу.
2. Нужно принимать меры и разговаривать сразу же после проступка. Если пройдет продолжительное время, ребенок, скорее всего, этого не поймет или даже не вспомнит подробности ситуации.
3. Ругать и хвалить свое чадо вы должны в одинаковой мере. Необходимо воспитывать ребенка, придерживаясь «золотой середины», когда практически на каждое замечание будет находиться похвала.
4. Взрослым необходимо придерживаться тех правил, которые они установили для своих детей. Например, не кричать в общественном месте – это основное правило не только для детей, но и их родителей.
5. Постарайтесь всегда быть другом своему ребенку, при этом не теряя авторитета в его глазах.
Хорошим выходом из ситуации будет консультация детского психолога, так как именно специалист сможет грамотно объяснить все детали и подсказать направление, в котором стоит двигаться дальше.
Мы привыкли, что с плохим поведением надо бороться, иначе дети отобьются от рук. Откуда появилась такая установка и почему наказание не приводит ни к чему хорошему, рассказала Светлана Гончарова, психолог, коуч и тренер, специалист по семейному тайм-менеджменту.
Светлана провела открытый онлайн-урок об эмоциональном интеллекте в рамках курса «Воспитание сердцем», который стартует 31 мая. На нем обсудим 13 важных родительских тем вместе со звездными экспертами. Приходите→
А пока — делимся частью открытого урока.
Большинство родителей понимают, что наказывать детей, кричать на них — не очень хорошо. Но с другой стороны, очень часто мы не понимаем, ребенок мной манипулирует, хочет сесть мне на голову? Или ему нужна помощь?
Плохое поведение
Давайте посмотрим, какие бывают сложные ситуации.
- Проблемы с экранным временем
Когда нет графика пользования гаджетами, и дети постоянно просят телефон, планшет.
- Драки
Между братьями и сестрами. Дети постоянно воюют, а взрослые их разнимают.
- Агрессивные дети
Они нападают на родителей, бьют, обзывают их.
- Непонимание слова «нельзя»
Когда вы ребенку говорите: «Нельзя лезть в розетку, нельзя брать телефон, нельзя трогать это». А ребенок моментально делает то, что вы просили не делать.
- Подростки, которые отворачиваются от нас
Она не хотят с нами общаться, «проваливаются» в экраны и до них невозможно достучаться.
- Лень
Дети ленятся, не помогают по дому, ничего не хотят делать.
- Истерики
- Сильные эмоции детей
Ребенок просто неконтролируемо может взорваться, напасть на кого-то в садике или в школе, ударить, и вы не можете контролировать, когда это происходит или когда не происходит.
Что вам говорят в таких ситуациях? Как правило, идет посыл, что мы, родители, что-то должны сделать с детьми. Общество призывает нас к тому, чтобы мы были родителями-плотниками. Вспомните папу Карло из «Приключения Буратино». У него было полено, из полена надо было выстругать Буратино. Если это полено не обтесать, Буратино не получится.
Нам кажется, что мы должны как-то лепить ребенка: что-то у него забрать, что-то к нему прикрепить, и тогда получится человек, а иначе человек не получится.
Почему дети не слушаются?
Мы считаем, что непослушание — это испорченность, лень и бунт. То есть думаем, что дети осознанно выбирают быть плохим или хорошим. Мы говорим: «Ешь кашу, ложись спать вовремя, играй с братом». И ребенок как будто должен все это делать.
Еще мы думаем, что нужно либо наказывать детей, либо их поощрять. Если поведение нам нравится — награждаем ребенка, хвалим, поддерживаем. При этом считаем, что ребенок захочет повторить свое поведение.
Если же поведение нам не нравится — мы кричим, забираем телефон, не даем сладкого. И считаем, что таким образом произойдет отказ от подобного поведения. Такой подход кнута и пряника очень распространен.
Очень важно понимать, откуда этот подход взялся. Метода кнута и пряника — ничто иное, как психологическое течение, которое называется бихевиоризмом. Оно начало развиваться больше ста лет тому назад, когда ученые проводили опыты на животных (думаю, вы все знаете собаку Павлова). Они смотрели, как внешние стимулы могут формировать поведение животных. Так сложилось, что бихевиоризм стал самым прогрессивным течением психологии. Именно из бихевиоризма мы получили наш традиционный подход к воспитанию.
Мы получаем с вами родителя-плотника, который что-то должен делать с ребенком, иначе он испортится.
Почему мы продолжаем использовать кнут и пряник? Во-первых, нас так воспитывали. Во-вторых, мы выросли — и вроде все с нами нормально.
Если традиционный подход к воспитанию верен, почему так много непослушных, бунтующих, агрессивных детей? Если кнут и пряник так эффективны, почему вам нужно применять их снова и снова?
Сейчас во всем мире эпидемия проблем с детьми. В основном У ВСЕХ ВСЕ ПЛОХО. И только единицы наслаждаются родительством, без проблем воспитывают детей, не мучаются со школой и зависимостями.
Мы чувствуем себя плохими родителями из-за чувства вины, долга, ощущения, что мы должны быть «папами Карло». Предлагаю подумать: может быть, мы просто зациклились на неверных моделях воспитания? Может быть, просто привыкли поступать неправильно?
Бихевиоризм развивался более ста лет назад, сейчас мы имеем абсолютно другие данные. К тому же это течение учит, как внешние факторы влияют на человека, но ничего не говорит, о том, что происходит внутри человека.
Как пример. До середины XX века детей просто привозили в больницы и оставляли там. Никто не думал, что это как-то плохо влияет на ребенка.
Сегодня мы в ужасе от того, что это раньше было нормой.
Благодаря теории привязанности, психологии развития, знаниям об эмоциональном интеллекте, пониманию нейробиологии полностью изменился наш взгляд на поведение детей.
Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос.
Вряд ли вы думаете о том, что цветок бракованный, или что он назло завял, или что вазон плохо себя ведет. Скорее всего, вы думаете, что цветок забыли полить и надо срочно это сделать. Другими словами, мы думаем, что недостаточно позаботились о цветке, не создали условия для его развития.
То же самое про наших детей. Не цветок плохой, а я не позаботился о цветке.
Из последних исследований мы знаем: нет плохих или испорченных детей, есть незрелые дети, которые нуждаются в нашем руководстве, обучении, помощи.
Также из теории привязанности следует: ребенок не получает удовольствие от своего непослушания и агрессии, ребенок страдает, когда демонстрирует трудное поведение.
Развитие мозга
У ребенка до 11 лет нет инструмента, который позволял бы ему совершать обдуманный и рациональный выбор, потому что мозг развивается очень медленно, постепенно.
Человеческий мозг как луковка. У нас есть базовый, древний мозг, сверху его охватывает эмоциональный мозг, есть еще неокортекс — кора головного мозга. Когда мы смотрим на то, как развивается детский мозг, то видим, что формирование идет снизу вверх. То есть сначала развиваются более примитивные структуры, отвечающие за эмоции, координацию, за тело, выживание, самозащиту. И только потом начинает формироваться кора головного мозга.
Также мозг развивается от задних отделов к передним. Лобные доли неокортекса отвечают за самоконтроль, он приходит очень поздно к нашим детям. Поэтому важно смотреть на причины сложного поведения. Когда мы видим непослушание, проступки, яркие негативные эмоции, когда мы видим, что ребенок ведет себя некрасиво, истерит, агрессирует — это только верхушка айсберга. Причинами непослушания являются страх, усталость, ранящее окружение, сильные эмоции, тревожные взрослые, одиночество, незрелость, хаос.
Ребенок — это цветок, о котором нужно заботиться
Самое главное — осознать, что дети — это незрелость и нужда. Все они находятся в поиске, все они еще с незрелым мозгом, плохо себя контролируют и очень сильно зависят от нас. Запомните: непослушание — это просьба о помощи, ребенок не плохой, он страдающий. И причина непослушания, в основном, это боль и несостоятельность ребенка.
Ребенок — это не полено, которое нужно выстругать. Это саженец, который нужно выращивать, о корнях которого нужно заботиться, удобрять.
В следующий раз, когда ваш ребенок не будет слушаться, представьте себе птенчика, который царапается, клюется, неприятно кричит. Вы понимаете, что без вас он пропадет и если вы о нем не позаботитесь, все пропало. То же самое с нашими детками. Очень важно видеть, что они нуждаются в нашей поддержке, когда не слушаются, это очень-очень важно.
Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы быть садовником?
Мы должны заменить страх на любовь в ежедневном общении с детьми, мы должны дисциплинировать наших детей, а не наказывать, мы должны в первую очередь менять себя , а не ребенка.
Заменить страх на любовь
Наверняка вы знаете пирамиду потребностей Маслоу.
Маслоу говорил, что человеческие потребности имеют определенную приоритетность. Пока не удовлетворишь базовые потребности, ничем другим не можешь заняться. Он говорил, что самое главное для человека — физические потребности (еда, вода, кров, сон). Последние научные исследования доказывают другое. Оказывается, самая главная потребность — надежная привязанность. То есть связь с другими людьми.
Ребенок полностью зависит от родителя. Если связь с родителем крепкая и надежная, значит, все его нужды будут удовлетворены, а именно:
- Физиологические потребности.
- Защита и безопасность.
- Здоровье и лечение.
- Социальное взаимодействие.
- Оценка и создание образа «какой я есть».
- Помощь в развитии и обучении.
Во всех этих ситуациях ребенок нуждается в принятии и заботе
→ Двухлетка истерит на площадке.
→ 5-летний ребенок не может выключить мультик.
→ 10-летний не справляется с уроками.
→ Старший 4-летний брат бьет младшую сестру.
→ Подросток обманывает и грубит.
→ Трехлетка кричит маме: «Я тебя ненавижу».
→ Шестилетний старший требует, чтобы мама его одела.
Дети нуждаются в принятии, заботе, крепких отношениях с вами. Решение ЛЮБОЙ проблемы в поведении начинается с укрепления отношений.
Как мы пытаемся исправить поведение
Если ребенок плохой, нам нужно стараться изменить не ребенка, а отношение с ребенком. Но очень часто традиционное воспитание, когда мы стыдим, наказываем, запрещаем эмоции, угрожаем, что оставим ребенка — все это разрушает связь с нашими детьми.
Если мы используем любовь, то приходит понимание: ребенок ведет себя плохо, потому что ему плохо внутри. Мы ему сочувствуем, заботимся, пытаемся помочь. Когда ребенок внутри себя ощущает заботу и безопасность, он может доверять родителю. Он хочет следовать за нами, хочет нас радовать, хочет быть похожим на нас.
Мы должны понять еще одну вещь. Ребенок больше всего нуждается в любви тогда, когда меньше всего ее заслуживает. Это касается и взрослых тоже.
Что происходит, когда от незрелого ребенка мы требуем зрелости:
→ Это делает вашу любовь условной.
→ Это травмирует его.
→ Это заставляет ребенка защищаться от вас: «Мне все равно, что ты думаешь или хочешь от меня»
→ Это усиливает бунт: «У меня все равно ничего не получится. Зачем пытаться?»
→ Лучше быть успешным хулиганом, чем неуспешным обычным ребенком.
Очень важно опуститься до уровня детей, а не требовать: «Ты — ребенок. Должен стать таким, как я хочу!» Мы должны приблизиться к нашим детям, а не требовать, чтобы они поднялись до наших высот. Мы должны понять, как им донести нашу дисциплину, как у них все устроено, чтобы мы могли им помочь.
Нам нужно снизить ожидания от детей и повысить от себя.
Как можно проявить любовь
Если вы замените страх на любовь, ребенок расслабится в вашей любви и заботе. Вам станет проще влиять на него, вы будете видеть, что ребенок хочет вас слушаться.
Вот как можно проявлять любовь и заботу в сложных ситуациях.
- Ребенок долго не засыпает и выходит из своей комнаты → снизить общую тревожность, быть рядом, вечерний ритуал, полежать с ребенком.
- Ребенок не может оторваться от гаджетов → наполнить жизнь ребенка своим присутствием, заботой и принятием. Уделять ребенку время. Создать для него жизнь офлайн.
- Ребенок обманывает или крадет → сделать дом и себя для ребенка тылом, а не фронтом. Укреплять доверие с помощью принятия. Отказаться от запугивания и наказаний.
- Ребенок бьёт маму и обзывается → сострадать ребенку, останавливать агрессию, признавать чувства, переключать, быть рядом, учить правильному поведению.
- Ребенок не хочет учить уроки → найти причину такого нежелания и позаботиться о ребенке. Помочь ребенку.
- Ребенок отказывается поступать так, как вы говорите → укрепить отношения, чтобы ребенок ХОТЕЛ слушаться вас. Растить привязанность.
Еще пример: ребенок бьется в истерике, потому что ему не купили игрушку. Как в этой ситуации проявить любовь? Смотрите, очень просто. Я понимаю, что ребенок незрелый, с собой не справляется. Это не назло, и мне нужно позаботиться о ребенке. Первое — я извиняюсь перед окружающими: «Вы простите, пожалуйста, что тут такой крик и шум, ну вот у нас пока по-другому не получается». Сесть рядом с ребенком, либо унести его, посочувствовать, помочь ему выплакаться: «Такая хорошая игрушка, ты так ее хотел, но мы ее не купили, поплачь, я с тобой». При этом не надо менять «нет» на «да», иначе это только ухудшит поведение ребенка и не сделает вас сильным родителем.
Курс «Воспитание сердцем» за пять недель поможет пройти извилистый путь — от родительского выгорания и непонимания к принятию и безусловной любви.
Обложка поста: unsplash.com
13.10.16
Рекомендации поведенческого аналитика, эксперта Фонда «Выход», доктора Стефани Петерсон
Доктор Стефани Петерсон — поведенческий аналитик (BCBA-D), профессор факультета психологии Университета Западного Мичигана (США), член кафедры прикладного анализа поведения. Специализируется на различных аспектах процесса усиления, роли коммуникации при проблемном поведении, поведенческих технологиях в коррекционном образовании, дистанционном обучении специалистов в области аутизма, практиках инклюзивного школьного образования.
В первую очередь, я хочу подчеркнуть, что я собираюсь говорить про «обычные» поведенческие проблемы, с которыми сталкиваются родители. Эти советы полезны и детям с тяжелыми поведенческими нарушениями, но, если у ребенка серьезное проблемное поведение, например, самоагрессия, ему, скорее всего, понадобятся и другие методы коррекции, а не только те простые правила, о которых мы будем сейчас говорить.
Эти рекомендации скорее можно назвать «профилактикой» поведенческих проблем. Следуя этим советам, родители могут изначально предотвратить развитие проблемного поведения.
Первое, что должны понять родители, это то, что поведение ребенка во многом зависит от их собственного поведения. То, что говорят и делают родители — это почва как для желательного, так и для нежелательного поведения. Когда желательное или нежелательное поведение происходит, немедленная реакция родителей определит, станет ли это поведение происходить чаще или реже в будущем. И это отличные новости для родителей!
Очень часто родители говорят: «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него аутизм», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него отцовский характер», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него синдром Дауна» и так далее. У всех нас есть склонность объяснять поведение какими-то внутренними причинами, с которыми мы ничего не можем поделать. Однако в реальности очень многие, не все, но очень многие виды человеческого поведения в значительной степени контролируются факторами внешней среды. Так что в большинстве случаев можно изменить поведение, если изменить контекст, в котором оно происходит. Поэтому эти новости отличные!
Итак, есть несколько стратегий, с помощью которых родители могут изменить контекст поведения, и могут создать «условия успеха» для ребенка.
1. Отслеживайте хорошее поведение
Родителям нужно внимательно следить за ребенком и стараться «поймать» его за тем, что он сделал хорошо. Слишком уж просто родителям, когда ребенок хорошо себя ведет, просто сказать себе: «Отлично, ребенок хорошо играет, я могу переключиться на свои дела». Например, мама идет в другую комнату разбираться со стиркой или готовить обед, потому что все тихо и спокойно. Поэтому получается, что когда происходит желательное поведение, на него никто не обращает внимания.
Так что первое, что я рекомендую родителям — это специально выискивать хорошие виды поведения у ребенка, и убедиться, что когда ребенок ведет себя хорошо, вы как-то это отмечаете, хотя бы просто говорите: «Какой ты молодец!» Хвалите ребенка за хорошее поведение, обращайте на него внимание. Убедитесь, что когда ребенок ведет себя хорошо, он что-то за это получает, что такое поведение выгодно для него.
В противном случае, очень часто получается, что когда ребенок ведет себя хорошо, его все игнорируют, но когда он начинает баловаться и делать что-то неправильное, родители тут же подбегают к нему: «Что ты делаешь? Просила же не баловаться! Мне ужин надо готовить! Почему ты не можешь просто поиграть с братиком?» И получается, что для того, чтобы получить родительское внимание, заставить маму вернуться в комнату, ребенку нужно опять вести себя плохо. И это ловушка, угодить в которую проще простого.
Поэтому важно развивать у себя такую привычку — осознавать, как сейчас ведет себя ребенок, «отлавливать» его хорошее поведение, обращать на него внимание и как можно чаще хвалить или иначе его поощрять.
2. В случае проблемного поведения подумайте о его причинах
Если нежелательное поведение все-таки происходит, подумайте, что именно получает ребенок в результате. Обязательно есть что-то, что делает это поведение выгодным для ребенка. Это может быть ваше внимание, как в ранее приведенном примере. Это может быть специфическая реакция взрослого или другого ребенка, которую он хочет вызвать. Может быть, у него забрали игрушку и он скандалит, потому что хочет получить игрушку обратно? Или он кричит, потому что вы попросили его сделать то, что он не хочет делать? Попробуйте определить, что он пытается получить таким образом.
Если же вам это удалось, то, по возможности, старайтесь сделать так, чтобы это поведение не приводило к нужным ребенку последствиям. Например, если ребенок скандалит, чтобы получить игрушку, убедитесь, что он эту игрушку не получит. Вместо этого подождите, пока поведение не прекратится. Когда ребенок успокоился, подскажите ему более уместное поведение, например, он может сказать: «Дай машинку, пожалуйста». Проследите, что ребенок получит игрушку только в ответ на социально приемлемое поведение, не в ответ на крики.
Я понимаю, что это не всегда возможно, но все же постарайтесь. И если у вас получится, вы увидите, что ребенок переходит на желательное поведение, потому что оно работает, а от проблемного поведения больше нет никакой пользы.
3. Специально планируйте ситуации, в которых ребенок сможет потренироваться в желательном поведении
Очень часто, особенно если у ребенка есть особенности развития, родители начинают «предугадывать» его желания и потребности. Например: «О, за обедом он обязательно захочет выпить сока. Нужно поставить сок на стол. Ой, а сок у него почти закончился, нужно налить еще, а то он заплачет». Возможно, у ребенка нет хороших речевых навыков, поэтому мама или бабушка думают, что помогают, ведь ребенок сам не может попросить сок. Проблема в том, что когда вы предугадываете желания ребенка, и ему не приходится ничего просить, вы не даете ребенку возможности потренироваться в хорошем поведении.
Я призываю постараться как можно чаще создавать ситуации, в которых ребенок сможет проявлять желательные навыки. Подсказывайте ему, учите его. В каких-то ситуациях можно подсказать ребенку использовать уже имеющийся навык, в других нужно учить ребенка новому. Например, в примере с соком, если у ребенка проблемы с речью, то нужно определить другие способы, с помощью которых ребенок может попросить то, что ему нужно. В США мы часто используем американский жестовый язык, и ребенок может научиться показывать жест «пить», например, это очень простой жест. И в следующий раз, когда у ребенка закончился сок, я могу взять пачку сока и подсказать ребенку сделать жест «пить». Я могу показать ребенку, что он должен сделать. Если ребенок все равно не сделает нужный жест, я могу взять его руку и помочь ему, потом я скажу: «Да, сок!» и налью ему сок. И теперь я научила ребенка, что делать, я предоставила ему инструмент для контроля над внешним миром.
4. Сделайте свои ожидания предельно конкретными и понятными
Еще одна очень важная стратегия — делить каждую задачу ребенка на маленькие и четкие шаги. Есть пара ошибок, которые я очень часто наблюдаю у родителей, и одна из таких ошибок — неясные и абстрактные требования.
Например, если я говорю своей дочери: «Уберись в своей комнате», для меня эта фраза может значить одно, а для нее нечто совершенно другое. Мои критерии чистой комнаты, и ее критерии совсем не обязательно будут совпадать. Иногда для нее это значит: «Собрать все вещи, которые валяются в комнате, запихнуть их в шкаф и закрыть дверь». И мне может показаться, что комната выглядит неплохо, но только до того момента, когда я открою шкаф, и на меня вывалится куча вещей.
Более конкретная инструкция, в данном случае, прозвучит примерно так: «Собери всю одежду, которая валяется в комнате, повесь ее в шкаф на вешалки или сложи и убери в ящик для белья». Таким образом, мои ожидания становятся гораздо более понятными.
Другой момент, на который важно обратить внимание — задачу нужно делить на простые и конкретные шаги, с каждым из которых можно легко справиться. Так что я могу сказать: «Подними вот эту одежду и повесь ее в шкаф». После того, как это будет сделано, я, в первую очередь, должна буду похвалить ее (мы помним — важно акцентировать хорошее поведение): «Просто замечательно, огромное тебе спасибо!» Потом я могу сказать: «Часть работы сделана, теперь давай поднимем вот эту одежду и уберем ее в ящик» или «Давай сложим вот эти игрушки в контейнер».
Если я буду говорить конкретно, буду делить задачу на небольшие части, то вероятность того, что мои требования будут выполнены, значительно повысится. И я могу хвалить ее после каждого шага, «ловить» ее за хорошим поведением.
Есть очень много научных исследований, которые показывают, что формулировка ваших требований имеет огромное значение. Так что если я скажу: «Прекрати бегать!», я вряд ли добьюсь желаемого. Но если я скажу: «Иди рядом со мной», то вероятность, что меня послушают, будет гораздо выше. Мы называем такие просьбы «что делать», в отличие от просьб «чего не делать».
Так что важно сделать свои инструкции конкретными, избегать частицы «не», делить задачи на простые шаги и регулярно хвалить за их выполнение.
5. Создайте для ребенка расписание, где любимые и нелюбимые занятия будут чередоваться
Если у вас будет распорядок дня, когда желательные для ребенка занятия будут естественным образом следовать за не очень желательными, это может значительно улучшить его поведение. Например, моя дочь убирается в комнате, и она знает, что после этого мы пойдем в продуктовый магазин, что ей очень нравится, потому что там я разрешаю ей выбрать что-нибудь вкусное. В этом случае я с легкостью могу использовать магазин в качестве награды за уборку комнаты.
Я могу сказать: «Пора убираться в комнате, собери вещи и повесь их в шкаф». После того, как она это сделает, я могу сказать: «Прекрасно! Отличная работа! Теперь сложи эти вещи в ящик, а когда закончишь, мы пойдем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое». Теперь я увеличила ее мотивацию довести до конца трудную задачу, которую я перед ней поставила.
Так что если я внимательно проанализирую распорядок дня, то я смогу изменить его так, чтобы предпочитаемые ребенком события шли после каких-то сложных задач. Таким образом, ее мотивация выполнить поставленные задачи станет выше, и вероятность успеха тоже повысится.
Такая стратегия называется принцип Премака, но очень часто мы называем ее «бабушкино правило», потому что бабушка может сказать: «Сначала съешь овощи, потом будет десерт». То же самое и здесь.
И после магазина я могу сказать: «Нам пора домой, надо еще сделать то-то и то-то». И это тоже может быть задача, которая ей не нравится. Поэтому я добавлю: «А когда ты закончишь с этим, мы поиграем». Так что я могу анализировать, что я хочу поручить дочери, и не заставлять ее делать все это с утра, лучше растянуть дела во времени, включая что-то приятное между ними.
6. Никогда не забывайте, что вы здесь взрослый
Думаю, у вас в России нет такой присказки, но у нас есть такой детский стишок: «Я резина, а ты клей, что ни скажешь, от меня отскочит, к тебе прилепится». Идея в том, что дети будут плохо себя вести, обязательно будут. Они будут ругаться, будут пытаться вывести вас из себя. Их действия будут вызывать у вас страх, беспокойство и злость, они будут вас расстраивать. Мне очень часто приходится напоминать себе: «Эй, это я здесь взрослая». Если мой ребенок меня обзывает, я не должна быть второй маленькой девочкой и расстраиваться из-за этого.
Моя дочь еще ребенок, она учится, она неизбежно будет совершать ошибки, но я уже взрослая, и я не должна принимать ее ошибки на свой счет. Я делаю глубокий вдох и говорю себе: «Я здесь взрослая, я не буду воспринимать это как личные нападки. Я спокойна, я совершенно спокойна. Я могу с этим справиться».
Потому что если вы будете остро реагировать на поведение ребенка, вы можете только усилить проблему. Поэтому иногда очень важно сделать шаг назад, глубоко вдохнуть и напомнить себе, что вы не идеальны, и вы тоже будете совершать ошибки, и даже если вам нужен перерыв, то ничего страшного, вы сможете разобраться с этим, когда успокоитесь, не нужно чувствовать себя виноватыми.
И наконец, важно помнить о том, что каждый случай проблемного поведения не просто расстраивает нас, он учит нас чему-то полезному. Когда ребенок плохо себя повел, вы можете сказать: «Ага! Этот момент может меня чему-то научить».
Ребенок не пытается расстроить и «довести» вас. Ребенок пытается сообщить вам о какой-то проблеме, которая требует решения. Ребенок пытается показать, что она не знает, как это делается, или чего я от нее хочу. Или ребенок показывает, что она не хочет этого делать. Так что моя задача как родителя, либо научить ее это делать, либо гарантировать, что она получит что-то в результате, так что в следующий раз она будет мотивирована выполнить это задание.
Так что да, иногда нужно отойти в сторону подумать: «Хорошо, о чем говорит это поведение? Какому навыку мне нужно учить ребенка?» Это не значит, что у меня плохой ребенок, это не значит, что я плохая мать, это просто момент, который сообщает о проблеме, требующей решения. И мы оба можем использовать этот момент, чтобы научиться чему-то новому.
И очень важно разделять то, что мы, как родители, можем контролировать, а что нам неподвластно. Я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка инвалидность, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка аутизм, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка отцовский характер. Все эти причины, которыми люди пытаются объяснить поведение, мы не в силах изменить. Но мы можем повлиять на те переменные, которые находятся в окружающем мире, и которые влияют на поведение гораздо больше, чем нам кажется.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».