Как помочь ребенку найти свое призвание

9 лучших способов помочь своему ребенку правильно выбрать профессию и найти свое призваниеЗдоровье

Каждый из нас, будучи подростком, оканчивающим школу, задумывался о выборе профессии. Для кого-то выбор профессиональной сферы был прост и очевиден, кто-то долго и мучительно сомневался. А кому-то и вовсе навязывали будущую профессию родители, руководствуясь своим жизненным опытом и своими амбициями, абсолютно не учитывая при этом желания ребенка.

Но вправе ли мы, взрослые, делать подобный выбор, который может сломать жизнь нашему ребенку? Или наша задача – помочь раскрыть сильные стороны своих детей, что поможет не только правильно выбрать профессию и добиться в ней карьерных высот, а и сделать свое чадо счастливым и гармоничным человеком?

Мы нередко слышим о том, что работа априори не может приносить удовольствия, что в профессии самое главное – престиж и высокая заработная плата. Но принесет ли счастье и моральное удовлетворение ежедневное прозябание на нелюбимой работе?

В наших силах сегодня помочь нашим детям самостоятельно сделать правильный выбор профессии, что обязательно сделает их успешными и счастливыми в будущем. А помогут в этом приведенные ниже психологические приемы.

Развивайте индивидуальность ребенка

rebenok2.jpg 

Каждый ребенок обладает своим уникальным характером, о чем нельзя забывать родителям. Он – не Вы, поэтому не стоит навязывать ему свои ориентиры и приоритеты, а уж тем более реализовывать посредством ребенка свои несбывшиеся чаяния и надежды, пусть даже и из наилучших побуждений.

Несомненно, мы можем и должны формировать у наших детей правильную модель поведения, на своем примере показывая, что такое “хорошо”, а что такое “плохо”, но выбор в любом случае должен оставаться за ними, а не за нами.

К тому же то, что нравится нам, не обязательно может вызывать восторг у наших детей, которые могут не разделять наши взгляды на жизнь, хобби и выбор сферы деятельности. Поэтому выключаем свой эгоизм и даем возможность ребенку самому строить свое будущее!

Читайте также: Если болеют дети, надо лечить родителей

Определите сильные стороны ребенка

rebenok3.jpg 

Наблюдение за ребенком с раннего детства позволяет нам выявить его сильные стороны, развитие которых в дальнейшем позволит подростку остановить выбор на той профессии, которую он сможет выполнять максимально качественно, получая при этом удовольствие.

Предлагайте своему ребенку применять свои врожденные таланты и приобретенные навыки в различных видах деятельности, чтобы в итоге он сам определил те направления, которые ему действительно по душе. А выбор сегодня поистине огромен: рисование, пение, кружки моделирования, танцы, футбол, изучение иностранных языков.

Обратите внимание и на оценку способностей ребенка окружающими (тренерами, школьными учителями, родственниками и просто знакомыми), которые в силу более объективного суждения могут указать на сильные стороны ребенка.

Развивайте способности ребенка

rebenok4.jpg 

Определив сильные стороны ребенка, их необходимо развивать. При этом одного лишь посещения специализированной секции будет недостаточно.

Если ребенок артистичен, в школе актерского мастерства или театральном кружке, несомненно, разовьют его способности. Но для полноты картины и понимания того, с чем ему или ей придется столкнуться в будущем на актерском поприще, необходимо показать театральную жизнь во всей ее красе.

Посещайте вместе с ребенком театральные постановки. Если есть возможность, покажите ему закулисную жизнь актеров, расскажите о тех трудностях, с которыми сталкиваются актеры, жизнь которых со стороны кажется красивой, счастливой и наполненной приключениями.

И в данном случае крайне важно, чтобы родители были объективными и выступали в роли спутника, а не непререкаемого авторитета, уговаривающего либо, напротив, отговаривающего от той или иной сферы деятельности.

Читайте также: 9 невероятных способностей мозга малыша

Организуйте встречу ребенка с профессионалом

rebenok5.jpg 

Помочь ребенку сделать окончательный выбор профессии может встреча с настоящим гуру своего дела, который подробно расскажет о своей профессии, ее преимуществах и недостатках.

Кроме того, такой человек может развеять мифы и стереотипы, сложившиеся у подростка в ходе просмотра телепередач, сериалов или интернет-сайтов. А еще лучше, если такой “наставник” задействует ребенка непосредственно в трудовом процессе, что позволит понять, сможет ли он в будущем день изо дня выполнять определенный фронт работ и подходят ли ему предлагаемые условия труда.

Покажите личный пример ребенку

rebenok6.jpg 

Личный пример родителей – самая эффективная мотивация для ребенка.

Если Вы терпеть не можете свою работу, если сравниваете ее с каторгой, то заведомо формируете у ребенка стереотип о том, что работа – это жизненная необходимость, с которой просто надо смириться. Мало того, таким примером можно вообще отбить у ребенка желание учиться чему-то новому и развиваться в выбранной профессии.

Если же ребенок увидит, что работа приносит Вам не только материальное благосостояние, а и удовольствие, стимулируя к достижению новых высот, он обязательно будет искать ту сферу деятельности, в которой ему будет максимально комфортно и интересно.

Читайте также: 14 особенностей, которые мы чаще всего наследуем от отца

Живите в ногу со временем

rebenok7.jpg

Помогая ребенку в выборе профессии, Вы и сами должны быть осведомлены о современных тенденциях на рынке труда. Ведь еще 10 – 15 лет назад мы понятия не имели, кто такие копирайтеры, SMM-менеджеры или веб-дизайнеры.

Учась и развиваясь вместе со своими детьми, мы не только можем дать им по-настоящему дельный и ценный совет относительно выбора профессии, а становимся им ближе.

Развивайте социальные навыки ребенка

rebenok8.jpg 

Очень важно социализировать детей и развивать их коммуникативные навыки.

Неоспоримый факт, что дети, умеющие выстраивать отношения со сверстниками, в будущем достигают больших успехов по сравнению с теми, кого родители ограждали от общения с ровесниками.

При этом родители должны помнить о том, что круг общения их чада во многом влияет на формирование характера и принятие решений. Поэтому поощряйте участие ребенка в мероприятиях и проектах, в которых задействованы дети со схожими интересами, интересуйтесь, с кем и как он проводит время, гуляя на улице и учась в школе, что поможет уберечь ребенка от “негативного влияния улицы”.

Читайте также: В каком возрасте давать смартфон ребенку и нужно ли вообще это делать?

Проявите терпение и поддержку

Выбор профессии может стать для подростка долгим процессом самопознания и экспериментов, взлетов и падений. И в этот период не стоит давить на ребенка и ругать его за совершенные ошибки.

Не всем удается сразу после школы или колледжа поступить в университет, кто-то посредине обучения решает сменить специализацию, не желая всю жизнь заниматься нелюбимым делом. Но, как показывают примеры многих успешных людей, это вовсе не означает крах карьеры.

Проявите терпение и окажите поддержку ребенку, что позволит ему не пасть духом, не разочароваться в себе и своих силах, а станет стимулом для дальнейшего движения к своей цели.

Воспитывайте самостоятельность в ребенке

rebenok10.jpg

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок вырос успешной и самодостаточной личностью, но при этом подсознательно мы зачастую делаем все, чтобы этого не произошло. Каким образом? Решая за ребенка все и всегда, независимо от того, сколько ему лет – 5, 15 или 25. И выбор профессии, к сожалению, не исключение.

Мало того, многие родители при выборе сферы деятельности для ребенка руководствуются наличием у них нужных связей и знакомств. В итоге ребенок 5 – 7 лет тратит на получение нелюбимой профессии, которую ему изначально выбрали родители, после чего оказывается, что обещанное “место под солнцем” уже занято.

Поэтому хотелось бы дать совет родителям: воспитывайте в своих детях самостоятельность с раннего детства, чтобы они могли гордиться своими собственными достижениями и успехами. А влиятельные знакомства могут стать приятным бонусом, но никак не основным критерием в выборе профессии.

Ребенок бросает один кружок и через месяц просится в следующий? Скорее всего, он ищет свое призвание. Что делать взрослому?

Чем отличается призвание от профориентации

Школа — это такое место, которое постоянно ввергает родителей и детей в трудное состояние. Поэтому когда ребенок идет в школу, главная задача родителя — сохранить психику своего чада. Великий педагог XIX века Иоганн Генрих Песталоцци называл школы антипсихологическими. С той поры они сильно изменились по контенту и совсем не изменились по сути.

Когда в классе сидят тридцать человек с совершенно разными знаниями и интересами, их невозможно ничему научить. Наш мозг устроен таким образом, что он НЕ не хочет, а НЕ может воспринимать ту информацию, которая ему неинтересна и не нужна. В средней школе по большей части информация именно такая, и потому ребенок просто не в состоянии ее усвоить.

Конечно, есть хорошие школы, хорошие учителя, и задача родителей — постараться таких найти. Но в целом дело со школой обстоит печально. Представьте, какие огромные изменения произошли во всех сферах жизни за два века, как изменились еда, здоровье, средства передвижения, экономика, политика… Да все! Неизменными остались, по сути, две сферы: церковная жизнь и школьная жизнь.

Нам кажется, что мы отдаем ребенка в школу учиться? Это не так. Если мы согласимся с великим Эйнштейном в том, что знания — это то, что остается в наших головах после того, как нас кончили учить, то придется признать, что в подавляющем большинстве российских школ дети не учатся ничему.

Чем призвание отличается от профориентации

Родители, которые считают, что главная задача ребенка в школе — стать отличником, сильно ошибаются. Главная задача детско-юношеских лет — осознать свое призвание.

Увы, школа на это не заточена вообще. Там даже слова такого нет, там используют иное: профориентация. Есть разница между призванием и профориентацией? Принципиальная. Профориентация — это рассказ о том, какие профессии нужны государству. Призвание — это то, ради чего тебя призвали на Землю. Почувствуйте разницу.

Призвание — это желание делать что-либо. Как помочь ребенку его ощутить? В каком возрасте не рано и не поздно обретать призвание?

Не поздно — никогда. А что касается “не рано”… Песталоцци считал, что в 5-7 лет ребенок в состоянии понять, чем ему хочется дальше заниматься. Напомню, это был XIX век. Сейчас информации стало гораздо больше, да и дети другие. Чудесный возраст — 10-12 лет. А позже нельзя? Можно. Можно даже во взрослом возрасте искать свое призвание. Но мы говорим о том, когда вовремя и не рано.

Поиски призвания — это дело, которое мы вершим вместе с ребенком, оставляя право решения за ним.

Счастлив человек, который живет с любимым человеком и занимается любимым делом. Из чего следует, что поиски того дела, которым человеку хочется заниматься, — это поиски половины счастья. Понимаете? Призвание — это поиски не хорошей зарплаты или престижной работы, но половина счастья. Все это надо ребенку объяснить.

Как искать свое призвание школьнику

Далее дело родителей предоставить меню возможностей, то есть познакомить свое чадо с разными видами деятельности, чтобы оно поняло, что ему нравится больше.

Важно: призвание — это не то, что получается лучше всего, а то, чем более всего нравится заниматься. Например, родители, которые начинают “творить” из маленького человека художника только потому, что у того хорошо получается рисовать, совершают ошибку в том случае, если ребенок умеет рисовать, но особо этим не увлекается.

А если ребенку нравится сразу несколько занятий? Отлично! Работаем со всеми. По ходу дела ненужные отпадут.

Выбрав какое-то дело или несколько дел, мы должны дать своему чаду возможность всерьез ими заняться, ставя перед ним более сложные творческие задачи. Ребенок мечтает стать футболистом? Прекрасно. Мы отдаем его в спортшколу, чтобы он занимался всерьез. Нравится математика? Очень хорошо. Надо найти такое место, где он сможет этим заниматься серьезно.

Ко мне на консультацию приходил с мамой человек двенадцати лет, который мечтает быть врачом-хирургом. Я посоветовал маме привести ребенка на операцию, чтобы он посмотрел, как режут людей. Мама так и сделала. Маме во время операции стало нехорошо, ребенок смотрел во все глаза и утвердился в своем желании.

Если ребенку действительно нравится то дело, которое он выбрал, более сложные задачи только разовьют интерес. Если не его — он бросит это дело и начнет искать другое. И ребенка ни в коем случае нельзя за это ругать. Мы ищем вместе, вместе ошибаемся, это нормально.

Нельзя говорить такие слова:

— Мне надоело! Ты сегодня хочешь одно, а завтра другое! Что ж это такое? Никаких денег не напасешься!

Ваш ребенок вместе с вами ищет дело жизни. А это нелегкий труд.

В жизни ребенка много разных смыслов: и познавать мир, и учиться радоваться этому миру, и учиться учиться по-настоящему, то есть получать знания. Один из главных смыслов — найти свое призвание.

Дети, которые понимают, чем они будут заниматься дальше, принципиально отличаются от тех, кто этого не понимает. Они в школе учатся осознанней, зная, какие предметы им пригодятся, а какие — нет. Они совсем иначе организуют свой досуг. Они с гораздо большим уважением относятся сами к себе, видя перспективу своей жизни.

Как искать свое призвание школьнику

Единственный способ оторвать ребенка от компьютера

Кроме того, призвание — это единственный способ оторвать ребенка от компьютера. Курт Воннегут заметил: “Компьютер может научить ребенка только тому, как самому стать компьютером. Образованный человек может научить ребенка, как стать человеком”.

Красиво сказано, правда? Чисто теоретически — да. Как лозунг — работает. Но ничего не объясняет: как ребенка все-таки от гаджета оторвать?

Когда мне задают такой вопрос, я часто задаю встречный:

— А куда, собственно говоря, вы хотите оторвать свое чадо? К чему? Что вы можете предложить взамен? Прогулки во дворе? Делание уроков? Это же все не работает…

С одной стороны, мы должны принять тот факт, что виртуальная жизнь отнимает у наших детей много времени, и с этим ничего не поделаешь. Они живут в интернете, и это вполне полноценная для них жизнь.

С другой стороны, единственный способ сделать так, чтобы ребенок хотя бы иногда выключал компьютер, — найти для него что-то более интересное. Точнее, чтобы он сам для себя это нашел.

И такое интересное существует. Оно называется призвание. Увлеченный чем-то человек отложит гаджет, чтобы заняться тем, чем он увлечен. Это же очевидно, правда?

И последний вопрос:

— А вы что, действительно верите, что человек в десять лет может найти призвание на всю жизнь?

Ответ. Во-первых, верю. И знаю немало таких случаев. Во-вторых, это неважно. Нет ничего страшного в том, что человек будет менять свои увлечения. Главное, чтобы на каждом этапе своей жизни он был чем-то увлечен. В любом возрасте. Человек, увлеченный чем-то, позитивней видит себя и мир, нежели тот, у кого увлечения нет.

Фото: Richard Evans/Flickr

В прошлые века жизнь молодых людей была проще. Не обязательно лучше, заметьте, но определенно проще.

Вы знали, где будете жить до конца жизни, чем будете заниматься, и представляли, на ком женитесь или за кого выйдете замуж. Смысл и цель жизни передавались, как формы, которые новый сотрудник получает в первый день на работе. Такое отсутствие выбора было совершенно удушающим, но придавало ясность. У человека возникает гораздо меньше экзистенциальных вопросов, когда он с рождения знает, что его предназначение — уничтожить клан на другом берегу реки, а все остальное второстепенно. Это далеко не «старые добрые времена», но вы понимаете, о чем я.

В наши дни у детей безграничное количество вариантов, и нет четких ответов. Мир с удушающей нехваткой возможностей превратился в мир с парализующим потоком вариантов. (Будьте осторожны в своих желаниях, да?) Нам бы не хотелось возвращаться к старому, но мы создали пустоту, которую нужно заполнить. Неудивительно, что в наши дни уровень тревоги и депрессии среди молодежи намного выше. Они понятия не имеют, чего хотят.

Из книги «Путь к цели»:

В наших интервью и опросах только каждый пятый молодой человек в возрасте от 12 до 22 лет четко представляет, чего хочет достичь в жизни и почему. Большая часть опрошенных — почти 60% — могли бы заниматься какой-то потенциально значимой деятельностью, или у них есть некие смутные устремления, но нет никакой реальной приверженности такой деятельности или каких-либо реалистичных планов. Оставшаяся часть сегодняшнего молодого населения — почти четверть тех, кого мы опросили в первом из наших исследований, — вообще не выражает никаких надежд. В некоторых случаях они утверждают, что не видят в них смысла.

Родители пытаются помочь, но их предложения — это относительно краткосрочные решения, обычно только увеличивающие количество головокружительных возможностей. Тактика, а не стратегия.

Нужно получать хорошие оценки. Зачем? Чтобы поступить в хороший университет. Зачем? Чтобы получить хорошую работу. Зачем? Э-э … так ты не умрешь с голоду?

Все аргументы сводятся к «не голодать». Ваша цель в жизни — «не быть бедным». Мы заставляем детей так много сделать, чтобы поступить в университет, но не объясняем, что им делать после.

Но что, если у ребенка есть цель, и он поступает в университет, посещает занятия, чтобы подготовиться к ее достижению, говоря: «Вот что мне нужно сделать, чтобы осуществить свою мечту». Это звучит гораздо лучше. Вместо этого мы говорим: «Сначала получи диплом, а потом разберешься, зачем».

Но они не хотят так действовать. И теперь мы видим это. Они не становятся взрослыми. Они не стремятся стать супругами, родителями, гражданами или работниками. И часто после окончания колледжа они просто возвращаются домой, более образованные, но не уверенные в том, что хотят делать со своей жизнью. Другие уходят, меняют одно место работы за другим или вообще остаются без работы. Детям тяжело, так как им никак не удается стать счастливыми и достичь успеха.

Мы подталкиваем детей к ответу: «В чем ты хочешь специализироваться?», но не «Каким человеком ты хочешь стать?». Именно последний вопрос формирует личность, порождает тот импульс вперед, который ведет к стойкому удовлетворению жизнью.

Улучшение мира. Служение окружающим. Патриотизм. Справедливость. Создание сообщества. Или просто счастливая семья. Истинная цель. Что-то, к чему стремиться, а не то, от чего бежать. Видение будущего вместо «не голодать».

Многие молодые люди сегодня не уверенны в себе и много тревожатся. И, по иронии судьбы, чаще всего страдают дети с отличными оценками. Это не та счастливая жизнь, которой им желают родители, это обратный отсчет до кризиса среднего возраста. Или кризис среднего возраста, который рано начался — и никогда не заканчивается.

Им нужна наша помощь. Так что же нужно делать?

Уильям Дэймон, профессор и директор подросткового центра в Стэнфорде, написал книгу «Путь к цели: как помочь детям найти призвание в жизни». Там есть несколько простых ответов на сложные вопросы.

«Цель» — это громкое страшное слово

Все любят слова типа «цель», но никто не может сказать, что они значат. Давайте начнем с этого.

Из книги «Путь к цели»:

Цель — это устойчивое и обобщенное намерение достичь чего-то, что имеет значение как для самого индивида, так и для мира вокруг него.

Нет, не каждый ребенок должен посвящать свою жизнь борьбе с малярией. Не всем предназначено лечить рак. Цель может исходить из простых и знакомых нам вещей, таких как воспитание замечательных детей. И цель со временем может измениться. Целей может быть несколько. Цель — это не какой-то монолитный миф об эпическом завоевании. Это организующий, заряжающий энергией, объединяющий принцип жизни, который дает нам смысл и мотивацию. Цель не обязательно должна быть на уровне возвращения кольца в Мордор и спасения мира — она должна просто много значить для вас.

И когда у молодых людей есть ориентир, принимать правильные решения становится легче. Когда нет цели, ребенок может почувствовать, что просто выполняет по списку то, что нужно делать, и то, чего не нужно. Когда цель есть, правильные поступки становятся очевидными, ведь они помогают достичь ее.

Из книги «Путь к цели»:

Как только молодой человек начинает поиски цели, его личность преображается. Вынужденно он приобретает такие способности, как находчивость, настойчивость, терпимость к рискам и временным неудачам… Такие добродетели, как трудолюбие, ответственность, уверенность в себе и смирение, развиваются благодаря тому, что люди принимают на себя обязательства по достижению трудной цели.

Цель развивает черты и качества, которые могут принести пользу во всех сферах жизни. Дети находят массу способов двигаться вперед. Но сейчас им нужны причины. А когда у вас есть причина, способ легко находится.

Это широкий взгляд. Некоторые родители сейчас думают: «Отлично, как мне это использовать, чтобы ребенок поступил на юридический факультет?»

Это неправильная точка зрения. Вы — хороший лидер. Поздравляю вас с этим. Но проблема в том, что здесь вы — не лидер…

Вы последователь. И как только вы это поймете, все станет намного проще …

1. Разжигайте пламя

Есть два основных правила во вселенной: одно касается физической энтропии, а другое гласит, что почти невозможно заставить детей делать то, что вы им говорите. Довольно сложно вынудить их сделать что-то по дому. А уж заставить следовать вашему видению цели их жизни? Даже и не мечтайте.

Вы — не лидер. Вы последователь. Вы как родитель не зарождаете заинтересованность в своих детях. Вы показываете им что-то новое. Вы замечаете, где пересекается то, что их интересует, и то, что вы одобряете. И играете на этом.

Из книги «Путь к цели»:

…одна из самых важных вещей, которую родители должны принять во внимание, заключается в том, что им не нужно буквально придумывать цель для ребенка. Родитель не может определять цели для ребенка, так же как не может выбрать личность ребенка или написать сценарий его жизни. Но родитель может предложить варианты. Родитель также может помочь ребенку осмыслить личную и социальную ценность этих вариантов и сформулировать реалистичные планы их реализации. Очень важно тут поддержать выбор, который сделал ребенок.

У каждого ребенка есть интересы. Замечайте. Будьте открытыми и проявляйте поддержку. Слушайте. Не осуждайте. Поощряйте. Раздувайте пламя.

Вывести молодых людей на разговор о том, что они любят, совсем не сложно. Постарайтесь выведать их мысли и помогите встроить их в следующие шаги и планы.

Можно начать с обсуждения новостей. Спросите детей, что они думают о проблемах, о том, что правильно, а что нет, о том, что важно, а что нет. Не торопитесь, постепенно приближайтесь к таким вопросам, как:

  • Что для тебя самое важное в жизни?
  • Почему тебя заботят эти вещи?
  • Что значит хорошая жизнь?
  • Что значит быть хорошим человеком?

Ваша миссия — помочь им изучить возможности и сформулировать цели на основе инстинктов, которые они уже чувствуют. Да, некоторые из них окажутся тупиковыми. Некоторые исчезнут или изменятся. Это дети. Они еще учатся. Но это превосходное начало.

Есть еще один плюс. Родители часто говорят, что хотят быть ближе к своим детям, но, как правило, не знают, как этого добиться. На мой взгляд, если дети чувствуют себя в безопасности, говоря с вами о своих мечтах, это отправная точка для более глубоких отношений.

2. Расскажите, насколько важна для вас работа

Большинство родителей непреднамеренно закладывают в детей убеждение, что работа необходима, но мучительна. Мы все жалуемся на свою работу. (Я говорил, как мне тяжело писать?)

Если работа — это «нечто ужасное, что приходится делать», молодые люди даже не будут искать в ней смысл, они просто останутся жить с вами после университета и будут резаться в Call of Duty на Xbox.

Поговорите с детьми о цели и смысле, который дает вам работа. Дети должны понимать, что работа приносит вам удовлетворение, а не просто деньги. Что приносит вам радость в работе? Почему вы гордитесь тем, что делаете? Вы не обязательно должны лечить рак. Как — пусть даже чуть-чуть — ваша работа делает мир лучше, способствует общему благу или просто приносит кому-то радость?

Это не просто даст вашим детям пример для подражания. Это поможет им быть готовыми к работе в будущем.

3. Найдите им наставников

Школа не готовит детей к практическим аспектам жизни. На уроках истории им расскажут о том, чего достигли политические лидеры, но не о нюансах отказа от прививок или о том, почему государственные перевороты оказываются успешными — для этого и нужны родители.

Когда у детей появятся интересы, им понадобится ваша помощь. Но весьма вероятно, что у вас не окажется экспертных знаний в области их интересов. Но вы все равно можете помочь, отыскав им наставников.

Возможно, вы не сможете рассказать им, каково это — быть хирургом, но ваш друг-доктор сможет.

В исследовании Дэймона обнаружилось определенное количество детей, у которых была внятная цель. И у каждого из них был наставник вне дома.

4. Поощряйте предпринимательское отношение

Я здесь не имею в виду «бизнес». Я говорю о находчивости и трудолюбии, которые Дэймон называет «общей ориентацией в жизни, которая способствует всевозможным достижениям, от благотворительности до бизнеса».

Удивительно, что не многие целеустремленные дети в исследовании Дэймона были отличниками, но у всех были высокие оценки с точки зрения предпринимательской жилки и стремления.

Из книги «Путь к цели»:

Культивирование предпринимательского духа означает поощрение следующих установок или склонностей: (1) способность ставить четкие цели и составлять реалистичные планы их достижения; (2) оптимистичное, решительное отношение; (3) настойчивость при встрече с препятствиями и трудностями; (4) терпимость — или даже больше, склонность — к риску; (5) устойчивость перед лицом неудачи; (6) решимость достичь измеримых результатов; и (7) находчивость и изобретательность в разработке средств для достижения этих результатов.

Это трудная задача, но она включает в себя поощрение детей к тому, чтобы они принимали вызовы и рисковали.

Когда речь идет о цели, ребенок должен быть лидером. Вам нужно спокойно и благоразумно поощрять его: иди, сделай это и посмотри, что произойдет. Сделай выводы. Повтори. Попробуй еще раз.

Это учит детей успешно справляться с проблемами, а не убегать от них. Иметь активную жизненную позицию, а не ждать, что кто-то решит проблему за них.

Большинство родителей говорят «нет» — и на то есть веские причины. Маленькие дети довольно изобретательны в поиске новых и интересных методов, которыми можно навредить себе. Но в конечном итоге им придется взять в свои руки бразды правления своей жизнью, так что это важный переход, который требует родительского руководства.

Дети должны развить чувство собственной значимости, но оно должно быть связано с ответственностью. «У меня есть сила, но я должен использовать ее с умом, потому что она служит чему-то большему».

Итог

Вот как помочь своим детям найти призвание в жизни:

  • Разжигайте огонь: вы — последователь, а не лидер. Болельщик, а не защитник. Предоставьте им возможности, слушайте и поощряйте.
  • Разъясните им смысл своей работы: они не должны слышать, что «папа и мама мучаются, как Сизиф, в обмен на зеленые прямоугольники».
  • Найдите им наставников: вам не обязательно быть Йодой. Вы просто должны помочь им найти своего Йоду.
  • Поощряйте предпринимательскую позицию: пока они находятся под родительским надзором, пусть привыкают к установке «Давай попробуем и посмотрим, что произойдет».

Так с чего лучше начать?

Дети должны знать: то, что они делают, имеет значение.

Дети чувствуют себя бессильными. Вам кажется, что в офисе вам часто указывают, что делать, а чего не делать? Это ничто по сравнению с тем, что испытывают дети. Им говорят, что делать, 24/7. Они могут чувствовать, что ничего не контролируют, и все, что они делают, не имеет значения.

Они должны знать, что все изменится. Они смогут изменить ситуацию. Они призваны ее изменить. И если они этого не сделают, то не почувствуют смысл жизни. Их действия имеют значение, и с каждым годом все больше и больше.

Если вы с ребенком вместе работаете в саду, то объясните, что цветущие цветы — это его достижение. Когда он выбрал подарок для бабушки, который ей очень понравился, это тоже его достижение. Выбор, который они делают, действия, которые они предпринимают, имеют значение.

Чувство собственной значимости важно для ощущения цели. Зачем нужны большие цели, если вы считаете, что не обладаете большими способностями?

Источник

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

12 мая 2020

Если бы каждый третий родитель прочел эту книгу и последовал советам, в ней описанным, мы бы жили в другом мире – мире, где люди ходят на работу с удовольствием, занимаются любимым делом. В мире счастливых людей.

«Призвание – это половина счастья», – утверждает автор книги, член Академии Российского телевидения, лауреат пяти премий ТЭФИ, писатель и театральный режиссер Андрей Максимов.

Кроме широкой известности в роли телеведущего, за последние 10 лет Андрей Максимов стал одним из главных и авторитетных специалистов в области педагогики, предлагая абсолютно своеобразный взгляд на проблемы детства.

Как помочь ребенку обрести призвание? Как приблизить его к счастью? Как сделать так, чтобы он раскрыл то, что заложено в нем Богом (Природой)?

В новой книге Андрея Максимова – практические ответы на эти и многие другие важнейшие вопросы.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Вот нет у нее никаких интересов! Всё перепробовали! Лепить не хочет, рисовать по номерам ей скучно, пазлы и конструктор пылятся на полке. Только один планшет на уме! Вот мы раньше всегда знали, чем себя занять, родителей не доставали и развлекали себя сами!

В такие моменты мне всегда хочется задать вопрос: “А у вас был выбор? Могли ли ваши родители найти время и поиграть с вами? Была ли у них возможность отвести вас на кружок или секцию?”

Фотография взята с сайта Unsplash
Фотография взята с сайта Unsplash

Моя семья жила на окраине поселка. До музыкальной школы и кружка по рисованию было далеко. Родители пять дней в неделю работали на заводе. Мама часто во вторую смену. Меня просто некому было отвести и забрать. Единственный доступный для меня вариант-театральный кружок при школе. В школу я ходила сама, поэтому выступать на сцене и репетировать мне разрешили. Помню, одно время мне очень хотелось ходить в воскресную школу и на танцы. Желание было сильным, возможностей-ноль.

Современные дети очень отличаются от детей двадцатого века. Им хочется пробовать, бросать, снова пробовать. Им важно, чтобы было интересно, а не только полезно для будущего. Если раньше нам говорили, “начал дело, доведи до конца!”и это касалось практически всего (“умри, но сделай!”), то в современном мире люди хотят работать на любимой работе, получать не только деньги, но и удовольствие от работы. Ведь это огромное счастье, заниматься любимым делом и зарабатывать на этом. Редко кто из наших родителей, бабушек и дедушек мог себе это позволить.

Когда родители рассказывают о том, что “перепробовали все”, это “всё” зачастую навеяно модой, рекламой, советами знакомых.

Либо нам просто удобно, чтобы ребенок ходил на рисование или танцы, потому что ДК рядом с домом. Английский-это модно и в жизни пригодится. Танцы-красиво, пение-приятно. Пластилин и алмазная мозаика-недорого, безопасно и безшумно.

А ведь интересы ребенка с годами могут меняться! Моя дочь до школы увлекалась бисером и лошадьми, в первом классе пошла на хип-хоп, а во втором записалась в театральную студию. Сейчас ей 14 и она второй год как увлечена английским и рисованием. Мы спокойно даём ей экспериментировать и узнавать себя. Я покупаю книги, смотрим видео, ходим на выставки. Как только что-то заинтересовало-даем возможность это попробовать. Хочет вязать-покупаем спицы, увлеклась маникюром-лаки, специальные наборы и средства получает в подарок. Но даже сейчас она не определилась, кем хочет стать. Продолжает эксперементировать, ведь до принятия решения ещё два года. На это лето наметила пройти парикмахерские курсы и, возможно, поучиться массажу.

В театральной студии на новогодних ёлках Алиса заработала свои первые деньги
В театральной студии на новогодних ёлках Алиса заработала свои первые деньги

Несколько лет назад я работала с семьёй, в которой подрастали две девочки.

Одной тогда было пять, другой восемь. Старшая Катюша ходила на танцы в ДК и творческий кружок. Младшая Вика только записалась в цирковую студию. Помню, как горько она плакала, уверенная в том, что у нее никогда не получится крутить обруч на шее.. Девчонки перепробовали многое: танцы, ментальную арифметику, чистописание, несколько творческих и спортивных кружков. Сейчас Катюша вратарь!!! городской сборной по футболу, путешествует по стране и привозит медали. Вика продолжает ходить в цирковую студию, отчаянно носится по сцене на ходулях и крутит на шее несколько обручей одновременно. Я была на одном из представлений – Вика настоящая циркачка! Обе девчонки хорошо учатся и с удовольствием бегут на свои любимые занятия. Родители не пожалели времени и внимания для детей и те нашли свои увлечения. Кто знает, чем это обернется для них в будущем?

Но одно я знаю точно, если у ребенка есть любимое дело, кружок-отдушина, в котором он с интересом растёт и достигает успеха, то он обязательно будет справляться и с учебой, и найдет для себя профессию по призванию, по собственному желанию и способностям. И обязательно будет самостоятельным, успешным и счастливым! Ведь мы, как родители, хотим именно этого, согласны?

Поэтому, дорогие родители, не жалейте времени и сил, спрашивайте у ребенка, что ему интересно попробовать, чего он хочет и давайте ему эту возможность! И тогда в подростковом возрасте ему будет легче выбрать профессию, а вам не придется идти к психологу со словами “мой сын лентяй, он ничего не хочет!”

Дорогие друзья, буду рада видеть вас в числе подписчиков! И благодарна за лайки!

До новых встреч!

#развитие детей #семья и дети #советы психолога

Добавить комментарий