Как помочь ребенку найти свой интерес

Как помочь малышу найти свое хобби?

Все дети талантливы. Но порой родители закрывают на это глаза и никак не мотивируют ребенка развиваться, а порой даже отбивают желание заниматься тем или иным увлечением. С возрастом детям будет все сложнее и сложнее найти свое дело, слишком много появится других отвлекающих факторов. А ведь хобби очень важно не только в детстве, но и в подростковом, и даже в зрелом возрасте.

Увлечения способствуют хорошему настроению и оптимизму, а также:
• Развитию творческих способностей;
• Социализации (появляется свой круг интересов);
• Польза (как физическая, если дело подразумевает активное времяпрепровождение, так и умственная – улучшается память, мозг работает в разных направлениях);
• Уверенность в себе;
• Душевный покой;
• Организованность (если есть любимое занятие, то всегда хочется освободить время, чтобы позаниматься хобби, другие дела придется научиться делать быстрее и лучше);

Советы, руководствуясь которыми мамы и папы могут помочь своему ребенку найти занятие по душе.

Главное, помните: не бывает бездарных детей, есть только те, у кого талант пропал или притупился, потому что в свое время его не помогли раскрыть.

1. Обеспечьте наличие выбора. Дети – непоседы, они легко возьмутся за любое предложенное занятие. Важно дать ребенку попробовать многие виды и сферы занятий, и родителям необходимо наблюдать за поведением малыша, чтобы выявить его круг интересов. Поняв пару наиболее интересных ребенку увлечений, можно записать его на кружки и секции, чтобы продолжить развитие способностей в этом направлении. После того как малыш определился, нужно постараться по максимуму дать ему необходимые инструменты и инвентарь.

2. Не давите на ребенка. У него свои интересы и вкусы. Родители часто думают, что им виднее и могут указывать малышу, что и как делать, но в плане хобби не стоит так поступать. Это давит на само формирование личности ребенка.

3. Не мешайте развитию. Если ребенок чем-то увлечен и против того, чтобы ему помогали, лучше оставить его в покое. Достаточно лишь объяснить, что при необходимости он может подойти и попросить о помощи.

4. Оказывайте поддержку во всем. Обязательно поддерживайте ребенка во всех его начинаниях. Да, многим детям свойственно быстро переключать внимание. И сменить хобби на другое не составит труда, это абсолютно нормально. Чтобы сильно не огорчаться, родителям не нужно сразу после выявления увлечения бежать в магазин, покупать ему все необходимое. Пусть малыш понаблюдает, попробует что-то новое, только когда намерения и интерес будут серьезными, можно вложиться финансово.

Родительская любовь и поддержка, грамотное и правильное поведение мамы и папы – вот все, что поможет малышу выбрать сферу и развиваться в ней. Увлечения действительно важны для людей, для развития и становления их личности.

А какие хобби у вашего малыша?

Фото: Richard Evans/Flickr

В прошлые века жизнь молодых людей была проще. Не обязательно лучше, заметьте, но определенно проще.

Вы знали, где будете жить до конца жизни, чем будете заниматься, и представляли, на ком женитесь или за кого выйдете замуж. Смысл и цель жизни передавались, как формы, которые новый сотрудник получает в первый день на работе. Такое отсутствие выбора было совершенно удушающим, но придавало ясность. У человека возникает гораздо меньше экзистенциальных вопросов, когда он с рождения знает, что его предназначение — уничтожить клан на другом берегу реки, а все остальное второстепенно. Это далеко не «старые добрые времена», но вы понимаете, о чем я.

В наши дни у детей безграничное количество вариантов, и нет четких ответов. Мир с удушающей нехваткой возможностей превратился в мир с парализующим потоком вариантов. (Будьте осторожны в своих желаниях, да?) Нам бы не хотелось возвращаться к старому, но мы создали пустоту, которую нужно заполнить. Неудивительно, что в наши дни уровень тревоги и депрессии среди молодежи намного выше. Они понятия не имеют, чего хотят.

Из книги «Путь к цели»:

В наших интервью и опросах только каждый пятый молодой человек в возрасте от 12 до 22 лет четко представляет, чего хочет достичь в жизни и почему. Большая часть опрошенных — почти 60% — могли бы заниматься какой-то потенциально значимой деятельностью, или у них есть некие смутные устремления, но нет никакой реальной приверженности такой деятельности или каких-либо реалистичных планов. Оставшаяся часть сегодняшнего молодого населения — почти четверть тех, кого мы опросили в первом из наших исследований, — вообще не выражает никаких надежд. В некоторых случаях они утверждают, что не видят в них смысла.

Родители пытаются помочь, но их предложения — это относительно краткосрочные решения, обычно только увеличивающие количество головокружительных возможностей. Тактика, а не стратегия.

Нужно получать хорошие оценки. Зачем? Чтобы поступить в хороший университет. Зачем? Чтобы получить хорошую работу. Зачем? Э-э … так ты не умрешь с голоду?

Все аргументы сводятся к «не голодать». Ваша цель в жизни — «не быть бедным». Мы заставляем детей так много сделать, чтобы поступить в университет, но не объясняем, что им делать после.

Но что, если у ребенка есть цель, и он поступает в университет, посещает занятия, чтобы подготовиться к ее достижению, говоря: «Вот что мне нужно сделать, чтобы осуществить свою мечту». Это звучит гораздо лучше. Вместо этого мы говорим: «Сначала получи диплом, а потом разберешься, зачем».

Но они не хотят так действовать. И теперь мы видим это. Они не становятся взрослыми. Они не стремятся стать супругами, родителями, гражданами или работниками. И часто после окончания колледжа они просто возвращаются домой, более образованные, но не уверенные в том, что хотят делать со своей жизнью. Другие уходят, меняют одно место работы за другим или вообще остаются без работы. Детям тяжело, так как им никак не удается стать счастливыми и достичь успеха.

Мы подталкиваем детей к ответу: «В чем ты хочешь специализироваться?», но не «Каким человеком ты хочешь стать?». Именно последний вопрос формирует личность, порождает тот импульс вперед, который ведет к стойкому удовлетворению жизнью.

Улучшение мира. Служение окружающим. Патриотизм. Справедливость. Создание сообщества. Или просто счастливая семья. Истинная цель. Что-то, к чему стремиться, а не то, от чего бежать. Видение будущего вместо «не голодать».

Многие молодые люди сегодня не уверенны в себе и много тревожатся. И, по иронии судьбы, чаще всего страдают дети с отличными оценками. Это не та счастливая жизнь, которой им желают родители, это обратный отсчет до кризиса среднего возраста. Или кризис среднего возраста, который рано начался — и никогда не заканчивается.

Им нужна наша помощь. Так что же нужно делать?

Уильям Дэймон, профессор и директор подросткового центра в Стэнфорде, написал книгу «Путь к цели: как помочь детям найти призвание в жизни». Там есть несколько простых ответов на сложные вопросы.

«Цель» — это громкое страшное слово

Все любят слова типа «цель», но никто не может сказать, что они значат. Давайте начнем с этого.

Из книги «Путь к цели»:

Цель — это устойчивое и обобщенное намерение достичь чего-то, что имеет значение как для самого индивида, так и для мира вокруг него.

Нет, не каждый ребенок должен посвящать свою жизнь борьбе с малярией. Не всем предназначено лечить рак. Цель может исходить из простых и знакомых нам вещей, таких как воспитание замечательных детей. И цель со временем может измениться. Целей может быть несколько. Цель — это не какой-то монолитный миф об эпическом завоевании. Это организующий, заряжающий энергией, объединяющий принцип жизни, который дает нам смысл и мотивацию. Цель не обязательно должна быть на уровне возвращения кольца в Мордор и спасения мира — она должна просто много значить для вас.

И когда у молодых людей есть ориентир, принимать правильные решения становится легче. Когда нет цели, ребенок может почувствовать, что просто выполняет по списку то, что нужно делать, и то, чего не нужно. Когда цель есть, правильные поступки становятся очевидными, ведь они помогают достичь ее.

Из книги «Путь к цели»:

Как только молодой человек начинает поиски цели, его личность преображается. Вынужденно он приобретает такие способности, как находчивость, настойчивость, терпимость к рискам и временным неудачам… Такие добродетели, как трудолюбие, ответственность, уверенность в себе и смирение, развиваются благодаря тому, что люди принимают на себя обязательства по достижению трудной цели.

Цель развивает черты и качества, которые могут принести пользу во всех сферах жизни. Дети находят массу способов двигаться вперед. Но сейчас им нужны причины. А когда у вас есть причина, способ легко находится.

Это широкий взгляд. Некоторые родители сейчас думают: «Отлично, как мне это использовать, чтобы ребенок поступил на юридический факультет?»

Это неправильная точка зрения. Вы — хороший лидер. Поздравляю вас с этим. Но проблема в том, что здесь вы — не лидер…

Вы последователь. И как только вы это поймете, все станет намного проще …

1. Разжигайте пламя

Есть два основных правила во вселенной: одно касается физической энтропии, а другое гласит, что почти невозможно заставить детей делать то, что вы им говорите. Довольно сложно вынудить их сделать что-то по дому. А уж заставить следовать вашему видению цели их жизни? Даже и не мечтайте.

Вы — не лидер. Вы последователь. Вы как родитель не зарождаете заинтересованность в своих детях. Вы показываете им что-то новое. Вы замечаете, где пересекается то, что их интересует, и то, что вы одобряете. И играете на этом.

Из книги «Путь к цели»:

…одна из самых важных вещей, которую родители должны принять во внимание, заключается в том, что им не нужно буквально придумывать цель для ребенка. Родитель не может определять цели для ребенка, так же как не может выбрать личность ребенка или написать сценарий его жизни. Но родитель может предложить варианты. Родитель также может помочь ребенку осмыслить личную и социальную ценность этих вариантов и сформулировать реалистичные планы их реализации. Очень важно тут поддержать выбор, который сделал ребенок.

У каждого ребенка есть интересы. Замечайте. Будьте открытыми и проявляйте поддержку. Слушайте. Не осуждайте. Поощряйте. Раздувайте пламя.

Вывести молодых людей на разговор о том, что они любят, совсем не сложно. Постарайтесь выведать их мысли и помогите встроить их в следующие шаги и планы.

Можно начать с обсуждения новостей. Спросите детей, что они думают о проблемах, о том, что правильно, а что нет, о том, что важно, а что нет. Не торопитесь, постепенно приближайтесь к таким вопросам, как:

  • Что для тебя самое важное в жизни?
  • Почему тебя заботят эти вещи?
  • Что значит хорошая жизнь?
  • Что значит быть хорошим человеком?

Ваша миссия — помочь им изучить возможности и сформулировать цели на основе инстинктов, которые они уже чувствуют. Да, некоторые из них окажутся тупиковыми. Некоторые исчезнут или изменятся. Это дети. Они еще учатся. Но это превосходное начало.

Есть еще один плюс. Родители часто говорят, что хотят быть ближе к своим детям, но, как правило, не знают, как этого добиться. На мой взгляд, если дети чувствуют себя в безопасности, говоря с вами о своих мечтах, это отправная точка для более глубоких отношений.

2. Расскажите, насколько важна для вас работа

Большинство родителей непреднамеренно закладывают в детей убеждение, что работа необходима, но мучительна. Мы все жалуемся на свою работу. (Я говорил, как мне тяжело писать?)

Если работа — это «нечто ужасное, что приходится делать», молодые люди даже не будут искать в ней смысл, они просто останутся жить с вами после университета и будут резаться в Call of Duty на Xbox.

Поговорите с детьми о цели и смысле, который дает вам работа. Дети должны понимать, что работа приносит вам удовлетворение, а не просто деньги. Что приносит вам радость в работе? Почему вы гордитесь тем, что делаете? Вы не обязательно должны лечить рак. Как — пусть даже чуть-чуть — ваша работа делает мир лучше, способствует общему благу или просто приносит кому-то радость?

Это не просто даст вашим детям пример для подражания. Это поможет им быть готовыми к работе в будущем.

3. Найдите им наставников

Школа не готовит детей к практическим аспектам жизни. На уроках истории им расскажут о том, чего достигли политические лидеры, но не о нюансах отказа от прививок или о том, почему государственные перевороты оказываются успешными — для этого и нужны родители.

Когда у детей появятся интересы, им понадобится ваша помощь. Но весьма вероятно, что у вас не окажется экспертных знаний в области их интересов. Но вы все равно можете помочь, отыскав им наставников.

Возможно, вы не сможете рассказать им, каково это — быть хирургом, но ваш друг-доктор сможет.

В исследовании Дэймона обнаружилось определенное количество детей, у которых была внятная цель. И у каждого из них был наставник вне дома.

4. Поощряйте предпринимательское отношение

Я здесь не имею в виду «бизнес». Я говорю о находчивости и трудолюбии, которые Дэймон называет «общей ориентацией в жизни, которая способствует всевозможным достижениям, от благотворительности до бизнеса».

Удивительно, что не многие целеустремленные дети в исследовании Дэймона были отличниками, но у всех были высокие оценки с точки зрения предпринимательской жилки и стремления.

Из книги «Путь к цели»:

Культивирование предпринимательского духа означает поощрение следующих установок или склонностей: (1) способность ставить четкие цели и составлять реалистичные планы их достижения; (2) оптимистичное, решительное отношение; (3) настойчивость при встрече с препятствиями и трудностями; (4) терпимость — или даже больше, склонность — к риску; (5) устойчивость перед лицом неудачи; (6) решимость достичь измеримых результатов; и (7) находчивость и изобретательность в разработке средств для достижения этих результатов.

Это трудная задача, но она включает в себя поощрение детей к тому, чтобы они принимали вызовы и рисковали.

Когда речь идет о цели, ребенок должен быть лидером. Вам нужно спокойно и благоразумно поощрять его: иди, сделай это и посмотри, что произойдет. Сделай выводы. Повтори. Попробуй еще раз.

Это учит детей успешно справляться с проблемами, а не убегать от них. Иметь активную жизненную позицию, а не ждать, что кто-то решит проблему за них.

Большинство родителей говорят «нет» — и на то есть веские причины. Маленькие дети довольно изобретательны в поиске новых и интересных методов, которыми можно навредить себе. Но в конечном итоге им придется взять в свои руки бразды правления своей жизнью, так что это важный переход, который требует родительского руководства.

Дети должны развить чувство собственной значимости, но оно должно быть связано с ответственностью. «У меня есть сила, но я должен использовать ее с умом, потому что она служит чему-то большему».

Итог

Вот как помочь своим детям найти призвание в жизни:

  • Разжигайте огонь: вы — последователь, а не лидер. Болельщик, а не защитник. Предоставьте им возможности, слушайте и поощряйте.
  • Разъясните им смысл своей работы: они не должны слышать, что «папа и мама мучаются, как Сизиф, в обмен на зеленые прямоугольники».
  • Найдите им наставников: вам не обязательно быть Йодой. Вы просто должны помочь им найти своего Йоду.
  • Поощряйте предпринимательскую позицию: пока они находятся под родительским надзором, пусть привыкают к установке «Давай попробуем и посмотрим, что произойдет».

Так с чего лучше начать?

Дети должны знать: то, что они делают, имеет значение.

Дети чувствуют себя бессильными. Вам кажется, что в офисе вам часто указывают, что делать, а чего не делать? Это ничто по сравнению с тем, что испытывают дети. Им говорят, что делать, 24/7. Они могут чувствовать, что ничего не контролируют, и все, что они делают, не имеет значения.

Они должны знать, что все изменится. Они смогут изменить ситуацию. Они призваны ее изменить. И если они этого не сделают, то не почувствуют смысл жизни. Их действия имеют значение, и с каждым годом все больше и больше.

Если вы с ребенком вместе работаете в саду, то объясните, что цветущие цветы — это его достижение. Когда он выбрал подарок для бабушки, который ей очень понравился, это тоже его достижение. Выбор, который они делают, действия, которые они предпринимают, имеют значение.

Чувство собственной значимости важно для ощущения цели. Зачем нужны большие цели, если вы считаете, что не обладаете большими способностями?

Источник

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

12 мая 2020

Гости будущего. Как помочь ребёнку найти себя и свое призвание?

В мартовском номере журнала «Новый очаг» мы поговорили не только о том, как понять и раскрыть свои таланты, но и как помочь найти призвание детям. В каком возрасте и как действовать родителям, чтобы и не упустить, и не переусердствовать, дать утвердиться ребёнку в собственном выборе и не навязать свое мнение? И поможет ли в этом посещение множества кружков?

Гости будущего. Как помочь ребёнку найти себя и свое призвание?

Getty Images

Екатерина ФИНКЕЛЬШТЕЙН

Екатерина ФИНКЕЛЬШТЕЙН

практикующий психолог, методический руководитель отдела развивающих программ ЦТР «Гуманитарные технологии»

Вопрос самоопределения в его истинном понимании – кем я хочу быть и чем заниматься – встает перед детьми в подростковом возрасте. Раньше (примерно с трех до 14 лет) речь идет о проявлении задатков, что потенциально может делать ребенок. И в это время родители могут сделать многое, чтобы помочь таланту раскрыться.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От трёх до 14

Самое главное в это время – давать детям пробовать и экспериментировать, предоставлять разнообразный опыт. Во-первых, способности могут проявиться, только если ребенок встретится с той средой, где у него будет возможность показать себя. Во-вторых, многогранный опыт – это вклад в будущее самоопределение ребенка. Чем больше он посмотрел и, самое главное, практически попробовал, прочувствовал в дошкольном и младшем школьном периоде, тем легче ему будет в подростковом возрасте определиться с вопросами «какой экзамен ЕГЭ я собираюсь сдавать, куда планирую поступать и кем вообще хочу стать?». 

Только то, что увлекает

Внимательно наблюдайте, на что у ребенка есть реакция, живой интерес. В этом плане могут стать ловушкой курсы раннего развития, где в 3 года учат читать и складывать двузначные числа. Не для всех детей такие методы образования подходят. Чаще ребенка этого возраста не волнуют абстрактные цифры, ему пока куда интереснее что-то лепить, щупать, сыпать. И если его заставлять, то может быть обратная реакция, отторжение. Опасность в том, что ребенок может не захотеть вернуться к этому в тот момент, когда подобные задачи будут ему по силам и соответствовать этапу развития. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правила селекции

Интересы могут меняться. Не нужно требовать от дошкольника определиться с каким-то видом деятельности раз и на всю жизнь или заставлять руководствоваться принципом «если уж взялся, то обязательно продолжай». Попробовал одно, потом другое, третье – это нормально. Другая крайность – слишком быстро судить, пойдет у него и нет. Например, ребенок приходит на первое занятие в студию карате и по окончании его заявляет: «Мне не понравилось», – а родитель делает вывод: «Это не его». Не стоит торопиться. Во-первых, занятия спортом часто вызывают сопротивление, потому что не все сразу получается. Во-вторых, причина может быть и в чем-то другом. Как вариант, ему что-то неприятное сказали дети или в зале было холодно.  Поэтому необходимо всегда разговаривать с ребенком, задавать вопросы: «а что конкретно тебе не понравилось», «почему»? Если выяснится, что слишком сложно, нужно поддержать, похвалить, сказать: «Давай мы попробуем месяц походить и посмотрим, как будет», поговорить с преподавателем и попросить помочь. И конечно держать руку на пульсе, наблюдать, что будет дальше и останется ли интерес.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Серьёзный подход

Сегодня существуют методы определения задатков даже для детей младшего возраста. Например, ребенку от 3 до 7 лет можно провести нейропсихологическую диагностику, которая выявит ведущие способности малыша. Но опираться на такое исследование серьезно как на долгосрочный ориентир не стоит. В этом возрасте способности развиваются с разной скоростью. Если на одном этапе опережающим может быть, например, логическое мышление, то чуть позже оно может стать нормативным, поэтому здесь нужно действовать очень аккуратно.

Для детей школьного возраста есть более структурированная диагностика. С ее помощью можно определить склонности ребенка и опираться на эти результаты в выборе кружков и секций. Ребенок проходит тест, опытные специалисты разбирают результаты, анализируют и дают совет, на чем фокусироваться. Есть две основные стратегии. Первая – это равномерное развитие навыков, вторая – акцентировать внимание на той способности, которая является «ведущей» в личности ребенка.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свобода VS 100 кружков

Кто-то из родителей пропагандирует свободу в выборе ребенка: хочет – пусть занимается чем-то дополнительно, не хочет – и не надо, дорастет. Кто-то, наоборот, за занятость каждой минуты. Какой метод эффективнее? 

Правда где-то посередине. Совершенно точно детям нужно иметь в расписании свободное время. Если его нет, то пропадает мотивация к продуктивной деятельности, как сопротивление в борьбе за личное пространство. Когда ребенок отдыхает, он может подумать или вспомнить, а чего он вообще хочет сам.

Чем более директивный стиль воспитания, тем более затруднен у ребенка контакт с собой. Таким детям бывает сложно понять свои истинные желания. Они привыкают, что большую часть решений за них принимают родители, и у ребенка развивается жизненная пассивность. Вот 4 года назад договорились на хоккей – он и ходит. А интерес может быть утрачен, и ребенок может поменяться уже, просто осталась привычка это делать.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У чересчур либерального подхода тоже есть недостатки. Ребенок не может, как взрослые, ориентироваться в окружающей действительности в силу недостатка жизненного опыта и навыков саморефлексии. Зачастую у детей только уже в достаточно позднем возрасте формируется умение расставлять приоритеты, ставить цели, задавать себе вопросы: что для меня важно, что неважно? У них нет навыков внутренней рефлексии, как у взрослого человека.

Самостоятельно ребенок может принять поверхностное решение, которое в итоге лишит его каких-то интересных возможностей (например, бросить секцию). Родителю лучше выступать директивно в плане организации процесса, который может помочь ребенку принять свое собственное решение. Например, если ребенок говорит: «Я не хочу этим заниматься», – родитель может предложить: «Давай мы попробуем вот этот, вот этот и вот этот варианты и после этого обсудим еще раз».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Взрослый может задать правильные вопросы, чтобы ребенок понял, что важно, что неважно, может предложить варианты, о которых подросток просто может не думать, а самое главное, он может поддержать в новом. Очень полезно в этом плане упражнение «Дерево» (см. ниже).


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И готов, и не готов

Подростковый возраст – особая история. С одной стороны, ребенок уже готов к самоопределению в настоящем смысле этого слова, с другой – в этом вопросе появляется огромное количество препятствий. Начинается перестройка личности, повышается осознанность, увеличивается чувствительность.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В подростковом возрасте у детей может возникать сопротивление к пробам новых видов активностей. Поэтому хорошо, если до наступления пубертата ребенок уже много чего попробовал и привык чем-то заниматься. Потому что теперь его слишком волнует вопрос: «Как меня воспринимают другие?». Подростки часто не рискуют включаться в новые виды деятельности, потому что боятся неудач, чем лишают себя возможности познакомиться с тем, что может стать даже делом их жизни.  

Хорошим подспорьем могут стать профориентационные или тематические лагеря, где можно на короткое время погрузиться в определенную профессиональную среду, причем в компании сверстников-единомышленников. Там у подростка могут сложиться прочные отношения с видами деятельности, которые имеют шанс стать для него перспективными. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Яркий феномен подросткового периода – нигилизм, обесценивание того, что раньше было важным. Под эту косу часто летят увлечения, которыми подросток долго занимался. Все уже перекрестились, думая, что ребенок выбрал профессию, он вдруг заявляет, что готов с ней очень легко расстаться и говорит, что больше не хочет этим заниматься. Выяснить истинную причину непросто. Возможно интереса на самом деле больше нет, но вполне вероятно, что дело в чем-то другом. Подсветить проблему можно попробовать с помощью упражнений «Дерево» или «Две пиццы».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В помощь родителям и детям

Упражнение «Дерево»

Эффективно, если есть задача, которую надо сделать, но все время откладываешь, нужно расставить приоритеты, отсеять что-то неактуальное или ненужное, что просто занимает время, или ребенок перегружен и нужно понять, что посильно, а что нет.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предложите ребенку выбрать какую-то задачу, которую надо сделать, но не хочется и она очень долго откладывается.

Задайте вопрос: «А почему, собственно, не хочется?» Есть три варианта: 1-й – сложно (не понимаю как), 2-й – не понимаю зачем (или не вижу смысла), 3-й – понятно зачем, понятно как, но неинтересно, задача не вдохновляет и не цепляет. Могут быть варианты, но эти основные. Допустим, ребенок выбрал «сложно». Решение этой проблемы изобразите в виде дерева, поставьте ее на месте ствола и сделайте у дерева ветки – на них распишите разные варианты, в чем конкретно заключается сложность (непонятный параграф, мало времени на работу и т. д.). Задать второй вопрос: «А что способно помочь эту сложность преодолеть?» (репетитор, курсы в Сети, делать домашку с другом).


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Упражнение «Две пиццы»

Поможет выяснить, на самом деле ребенок охладел к тому или иному виду деятельности или его решение бросить секцию или кружок основано на чем-то другом. Рисуем два круга. На «кусочках» одной пиццы рисуем то, что нравится, дает ресурс, на кусочках другой – что не нравится и отбирает силы. Это упражнение поможет структурировать ситуацию, найти причину: педагог сменился, ездить далеко, подружка перестала ходить. У детей вопрос приоритетов работает не так, как у взрослых, и поэтому причины могут быть самыми неожиданными. Для ребенка повод, что друг ушел из художки, может быть достаточным, чтобы бросить обучение, хотя рисование ему может нравиться.

Зачем нужна профориентация

Иногда кружков у подростка слишком много. Не всегда просто самостоятельно сузить воронку увлечений и выбрать более перспективные занятия с ориентированием на будущую профессиию. Для этого стоит прибегнуть к помощи психологов, которые занимаются профконсультированием или профориентацией. Это слово звучит скучно и даже старомодно. Казалось бы, о каком выборе профессии может идти речь, когда каждый год одни из них исчезают, а на их месте появляются новые. Но хорошим ориентиром может быть выбор не конкретной профессии, а профессионального направления.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно в этом поможет качественный тест (он длится не менее часа), разработанный опытными методистами, которые учитывают множество факторов, в том числе актуальность тех или иных видов труда. Они могут подсказать ребенку оптимальный вариант согласно формуле «хочу-могу-надо», чтобы совпали интересы ребенка, его способности и востребованность на рынке занятости (причем в разных регионах России).

Такие тесты не только про выбор профессии. Они помогают ребенку лучше понять себя, побуждают его задуматься «а что мне действительно нравится, интересно, важно?», помогают лучше понимать себя и прочувствовать. Приготовьтесь, что одного теста будет недостаточно, нужны профессиональные пробы – знакомство с местами профессий, их представителями и возможность попробовать разные виды задач и деятельности – подросткам важен личный опыт, а не только графики тестов. Структурировать и разгадать ребус выбора будущего помогают также интерактивные методы игры, беседы со специалистом, тренинги, направленные на помощь в самоопределении. 

Каждый подросток чувствует, что уникален. И он в этом прав. У каждого — свои интересы, ценности, собственная мотивация. Чтобы чувствовать себя счастливым во взрослой жизни, нужно попробовать — хотя бы попробовать — выбрать свой путь, учитывая все эти «особенные штуки», те кирпичики, из которых складывается личность. Выбрали три упражнения из книг, которые помогут подросткам ответить на главный вопрос: «Чего я по-настоящему хочу?»

Двадцать на двадцать

Предлагаем составить список, который мы назвали «Двадцать на двадцать» (двадцать целей, которых нужно достичь к двадцати годам). Возьми чистый лист и вписывай свои «хотелки» по порядку: перечисли, кем бы ты хотел стать в один прекрасный день, чем заниматься, что иметь. Пиши как можно быстрее, у тебя есть на это около пяти минут.

Можно писать все что угодно: хочу прыгнуть с парашютом, путешествовать по всему миру и помогать людям, забить решающий гол, наладить отношения с сестрой, накопить $7000, чтобы оплатить учебу в Йеле.
Анкета из книги «Чего ты по-настоящему хочешь»

Постарайся, чтобы в твоем списке появилось хотя бы десять пунктов. Записывай все, что приходит в голову. Не думай, как этого добиться, а представь, что в твоем распоряжении бесконечный запас всех необходимых ресурсов: времени, таланта, денег, мотивации и поддержки. Не беспокойся, если твои идеи выглядят глупыми, недостижимыми или даже дикими и нелепыми. И не ограничивай себя, выдумывай на всю катушку.

А теперь выбери 3-5 целей и примени к ним принцип «умножаем на 100». Можно к единице приписать два нуля и сделать из нее сотню. Точно так же просто можно «загнать в усилитель» мечту, и тогда она будет воодушевлять не только тебя юного (с ограниченным набором навыков и ресурсов), но и тебя, скажем, пятидесятилетнего (когда в распоряжении будут любые ресурсы и такие умения, которые тебе пока и не снились).

И пусть пока твои мечты видятся тебе почти неисполнимыми, все равно отнесись серьезно к тому, что написал исполнивший уже не одну свою мечту и ставящий перед собой все новые цели тринадцатилетний юноша Вэй Вэй: «Любую самую большую мечту можно исполнить, если бросить все силы только на то, что действительно важно».

Ну как, вдохновляет то, что получилось? К этому упражнению можно возвращаться раз в полгода-год, и спустя несколько «подходов» список станет именно таким, каким ты его хочешь видеть.

Доска желаний

Доска желаний — это коллекция картинок, цитат, фотографий и предметов, связанных с твоими надеждами, мечтами и жизненными ценностями. Благодаря Доске ты сможешь мыслить не только словами, но и образами, показать себе свое предполагаемое будущее. Это твое пространство для творчества.

Так же, как архитектор воплощает мечту сначала в проекте, ты воплотишь ее на Доске желаний, и она станет чуть реальнее, поскольку ее можно будет увидеть или потрогать.

Тебе понадобятся:

• журналы, каталоги магазинов, рекламные брошюры и прочие печатные материалы, из которых можно вырезать картинки;

• мелкие вещи, как-то связанные с твоими мечтами: схемы или карты, билеты в театр, медиатор для игры на гитаре, гор нолыжный абонемент;

• одна или несколько твоих фотографий;

• ножницы;

• клей или скотч;

• лист ватмана или плотной бумаги.

1. Из журналов вырежи изображения предметов, связанных с тем, что ты хочешь делать, что хочешь получить и кем стать. Еще найди картинки, иллюстрирующие твои ориентиры. Например, если ты мечтаешь стать писателем, вырежи фотографию любимого литератора. Если ценишь в людях упорство, найди фото того, кто преодолел в жизни немало трудностей.


На этой доске будет только то, что захочешь ты, — источник.

2. Ищи слова, подписи, цитаты из книг и высказывания людей, отражающие либо те черты, которые ты хотел бы видеть в себе (храбрость, ум, любознательность), либо твои жизненные ориентиры (сделать мир лучше, продолжить обучение, проявлять доброту к животным).

3. Разбери все найденные картинки, слова и предметы и выбери то, что больше всего нравится и олицетворяет твои мечты. Теперь пора приниматься за Доску желаний. В середину листа прикрепи свою фотографию, а вокруг нее размести и приклей картинки, записки со словами и все остальное — в любом порядке, так, как тебе нравится.

Доска готова! Повесь ее на видном месте, чтобы видеть ее перед сном и по утрам. Можно еще сделать фотографию коллажа и прикрепить к зеркалу или сделать заставкой на экране смартфона, чтобы всегда помнить о своих мечтах.

Заткни уши

От нас очень многого ожидают. Мы постоянно слышим галдеж тех, кто дает нам советы, и весь этот Шум заглушает нашу индивидуальность. Он исходит от членов семьи, учителей и социальных педагогов и в целом от общества. С ним смешивается гомон рекламы, которая заставляет нас покупать всевозможный хлам: каждая знаменитость, улыбаясь нам с обложки глянцевых журналов, вносит сюда свой вклад.

Одним этот Шум постоянно напоминает, что нужно зарабатывать деньги или идти по стопам успешных братьев и сестер. Другим он твердит, что они никогда не добьются успеха в выбранном деле или что они сумасшедшие, раз берутся за что-то новое, чего никто больше не делает.

Как отделить ненужный Шум от полезных советов и отзывов?

Будь честным с самим собой, и ты сможешь его отфильтровать. Представь, что комментарии учителей, родителей, друзей, семьи и коллег написаны под видео твоей жизни на YouTube. Неважно, сколько лайков наберут их комментарии. Только ты сам должен решить, справедливо ли то, что они говорят, и не стоит ли подумать серьезнее над этими словами.

 
Упражнение из книги «Дорожная карта»

Штука в том, что нельзя сделать прививку от Шума на всю жизнь. Печально, но от него не избавиться: он будет появляться в твоей жизни снова и снова, как грязь на кроссовках. Возможно, это звучит слишком мрачно, но на самом деле в этом есть и кое-что обнадеживающее.

Считайте Шум компенсатором. Каждому успешному человеку — от президентов и инженеров-новаторов до усатых барменов — нужно преодолевать этот Шум каждый день. Только так можно найти свой путь.

По материалам книг «Чего ты по-настоящему хочешь», «Дорожная карта»

Обложка поста: pexels

А знают ли уважаемые родители, как правильно определить интересы ребенка и подобрать ему хобби по душе? «Для чего это надо? – удивятся некоторые из наших читателей. – Детям, мол, важно все, что их интересует. Сегодня – один интерес, завтра – другой. Ведь они, таким образом, мир познают!» Конечно, деткам интересно все новое и они стремятся узнать как можно больше. Но всегда найдется нечто, что увлекает их в гораздо большей степени. Из этого и стоит сделать хобби – то есть увлечение или, проще говоря, занятие, приносящее наслаждение. Ведь если что-то делать с удовольствием, то это и развивает лучше.

Содержание

  1. Ошибки родителей при выборе хобби для детей
  2. Как определить, что нравится малышу
  3. Как направить интерес ребенка в нужную сторону

Ошибки родителей при выборе хобби для детей

  • Самой главной ошибкой, как ни покажется странным, будет та, которая обозначена в подзаголовке. Не родители должны выбирать своим чадам увлечения! Дети и только дети должны знать, что им интересно и каким делом они хотят заниматься в свободное время. А чтобы ребенок мог определиться с выбором, ему нужно постоянно расширять кругозор.
  • Некоторые родители сетуют, что чадо кидается из одного кружка в другой, и каждый год требует отвести его то на танцы, то на коньки, то на моделирование. А ведь многие секции довольно затратные, и родители просто не могут каждый год выполняя капризы ребенка и тратиться на очередное «хочу». А и не надо! Это вторая ошибка – идти на поводу у капризули и потакать его очередной прихоти (да, именно прихоти, а не увлечению!).как определить что нравится ребенку в 8 лет
  • Еще одна часто встречающаяся особенность при выборе хобби для малыша – это когда тихого и малообщительного ребенка прямо-таки насильно «впихивают» в какой-нибудь коллектив – будь то танцы, или хоккей, или театральный кружок. Почему-то родителям кажется, что именно таким образом они адаптируют ребенка в социуме и сделают из меланхолика или флегматика подвижного и активного холерика. Да ни за что этого не будет! Ребенок только еще больше закроется в себе. Да и откуда маме и папе знать, что именно эти командные виды увлечения будут малышу по вкусу, а не, допустим, плавание в бассейне или игра на рояле?
  • Часто родители почему-то считают, что если им в детстве очень хотелось научиться петь как Надежда Бабкина или стать великим футболистом, или покорять вершины Монблана, но не было на то возможности, то они все сделают для своего чада, чтобы оно и танцевало как Плисецкая, и в хоккей играло как Овечкин. Вот только у ребенка, чего он хочет, они забывают спросить. Вот и мучается потом дитя, сидя за роялем и не желая огорчать своих родителей, старается запомнить все бемоли и диезы.
  • Я сталкивалась во время своей работы няней и с таким явлением, когда ребенок (по мнению родителей) ничем не интересуется, и чтобы хоть как-нибудь занять его и дисциплинировать, они нагружали его сразу же несколькими разными секциями. Совмещались, например, шахматный кружок, музыкальная школа, бассейн и театральная студия. Ребенок уставал ужасно. А на вопрос, зачем так нагружать дитя, ответ был просто сногсшибательным – чтобы он не болтался без дела! Вот, мол, когда он выберет для себя что-то по душе, тогда и будет чем-то одним заниматься. Интересно, а когда же он выберет, если у него нет на это времени? А, может, он и вовсе мечтает стать химиком, или ботаником, или разрабатывать программы на компьютере?

как понять что нравится ребенку в 3 годаВот и получается во всех этих случаях, что родители совершенно не знают своего ребенка и сами за него решают, чем ему заниматься и что делать, совершенно не учитывая ни его темперамент, ни его желания, ни его интересы.

Как определить, что нравится малышу

Мне, как няне, очень повезло работать в семьях, где к детям относились как к личностям. С ними, еще малышами, не сюсюкались, а говорили как со взрослыми, к их мнению и рассуждениям (пусть даже немного смешным и нелепым) относились со всей серьезностью и прислушивались, всегда поддерживали их интерес, даже если этот интерес казался взрослым необычным или по-детски наивным.

А все потому, что детям в этих семьях всегда уделяли внимание и никогда не ставили между собой и ими стену, что, мол, нам некогда, или – мы взрослые, и у нас свои интересы, а ты – ребенок и у тебя должны быть свои. В этих семьях жили по правилу – ребенок такой же, как и ты, но только маленький и неопытный. Детей не опекали и не «строили» – с ними дружили. А поэтому каждый из моих воспитанников всегда имел возможность самореализовываться и выбирать, что ему больше по душе. Ведь только через внимательное и уважительное отношение к ребенку можно понять, что его увлекает и что ему интересно, а поняв, направить его интерес в нужное русло.как определить что нравится ребенку в 5 лет

Как направить интерес ребенка в нужную сторону

Конечно же, хобби – это слово, которое подходит больше для взрослых увлечений. Ведь они, взрослые, уже имеют достаточный жизненный опыт и точно знают, чем они хотят заниматься в свободное время и как снимать усталость и стресс. А малыши, которые еще только начинают свой путь в «страну неизведанных дорог», проще относятся и к увлечениям и к тому, как они их себе представляют.

  • Одному мальчику в два года очень нравилось чтение книг. Мы их даже на улицу с собой брали. Не всегда читали, но иногда присаживаясь на скамейку, смотрели картинки и вспоминали сюжет, обыгрывали его, представляли героев сказки или истории (их характеры, одежду, поступки). Кто станет спорить, что книга не может стать увлечением на всю жизнь? А вдруг этот мальчик станет новым классиком, и его книги будут изучать в школах наряду с Тургеневым и Гоголем?как определить что нравится ребенку в 7 лет
  • Девочке с самого раннего возраста очень нравились собаки. Неважно, какой породы и размера, главное – она любила их всех! Но сильнейшая аллергия девочки не позволяла родителям завести в доме даже самую простую аквариумную рыбку, не говоря уже о щенке. Пока девочка был совсем крохой, ей покупали игрушечных собак (кстати, сегодня она уже учится в десятом классе, но до сей поры не расстается со своим игрушечным псом и другом детства – Аввой). Потом родители стали покупать малышке художественные книги и мультики, где главными героями были песики, а затем перешли и к энциклопедиям, из которых она узнавала о породах, о дрессуре и содержании животных. Да, хобби может быть и таким! Кто знает, может в будущем девчушка станет ученым-биологом или будет снимать фильмы про собак, или… впрочем, неважно кем, важно, что она уже выросла добрым и отзывчивым человеком.
  • Еще один пример необычного увлечения. Необычного – это с точки зрения взрослых, а для ребенка это было скорее естественное желание – с каждой прогулки приносить домой камни. Причем иногда это был обычный мелкий галечник, а иногда довольно большие камни. Ни я, ни родители не запрещали малышке собирать камушки (сначала в карман, а потом в специально прихваченный из дома для такого случая целлофановый пакет). Дома вся «коллекция» тщательно мылась с мылом и складывалась в отдельную коробку. Ребенок в любое время мог потребовать свои «сокровища» и с интересом вынимал и рассматривал каждый камушек, вспоминая, где и как он его нашел. Мы составляли из них узоры или картинки, строили пирамидки, сортировали по размерам, учились на них счету. А потом даже стали их раскрашивать в разные цвета гуашью! Любое хобби всегда можно сделать полезным.

Кстати о мифе, который говорит, что активным детям нужны активные хобби, вроде спорта, танцев или театральной студии. Я лично знала паренька-второклассника, который весьма охотно увлекался хоккеем (тут, наверное, сказались гены отца – профессионального хоккеиста), но который в свободное от учебы и тренировок время не сидел за компьютером, как многие его сверстники, а плел удивительно-красивые браслеты из резинок. И просто так дарил их всем девочкам в классе и вообще всем желающим. А когда находился для него партнер, играл в нарды – игру, по сложности не уступающую шахматам.

Мой совет родителям: прежде чем выбрать для ребенка хобби, внимательно понаблюдайте за ним, и малыш сам подскажет, чем ему интересней всего заниматься.

Добавить комментарий