Как понять найти метафору

Чтобы найти в предложении метафору, нужно представлять себе, что мы будем искать.

Метафора – это художественный прием, основанный на переносном значении слова.В возникновении метафоры происходит перенос свойств одного предмета на другой по какой-либо точке соприкосновения их, например по — форме предметов

копна сена – копна волос;

  • по цвету

розовые лепестки – розовые мечты;

-по функции

дворник – автомобильные дворники.

В предложении “Мы остановились у подошвы горы” есть метафора “подошва горы” , которая возникла по сходству основания горы с подошвой обуви.

У него стальные нервы. Что возьмешь с него, если в груди бьется ледяное сердце?

С появлением любви наступила весна моей жизни.

Стальные нервы, ледяное серце, весна жизни – метафоры.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Бурый9,

Метафора предназначается в литературе Для тонкости создания в фактуре

Лирического и драматического повествования. Согласно замыслу у автора его желания

Насытить образную ткань поэтики Наполненностью его мироощущения, его эстетики

Реализуются в таких иносказаниях-папраллелизмах, которых нет в простой реальной жизни:

Так образ поэтический живой рождается, Метафорой который называется.

Свободный зодчий, автор может применить Подход любой: стиха тугая нить

Ложится на полотна текста, И золотою она может быть, когда удачное находится ей место.

И если парус замысла наполнен ветром вдохновения, Тогда, пожалуйста: достигнет порта назначения

Из слов воссозданный корабль. А для кого-то это будет дирижабль,

Парящий в невесомости фантазий, Которые реалий плоских хоть чуть-чуть разнообразней.

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

Для научного текста метафоры не свойственны, их намного легче найти в художественном или публицистическом текстах. Но при этом следует учитывать, что метафоры в этих двух видах будут иметь разный характер.

Так, в художественной литературе метафоры более развернутые, они не ограничиваются одним или парой слов, и их легко вычленить из предложения.

Например:

“Скребли кошки” – это однозначно метафора.

В публицистике метафора часто имеет оценочный характер, она прозрачна и кратка. Например:

здесь метафорой является слово “племя”.

Метафора – это слово/слова, которые употребляются в переносном значении, к ним легко можно подобрать синоним. Для того, чтобы понимать суть этого явления, неплохо было бы знать, по какому алгоритму рождается метафора:

Roxri­te
[79.1K]

8 лет назад 

Метафора обычно выражается в словосочетании, состоящее их 2-3 слов, когда свойство одно предмета может перевоплотиться в другой, но не в прямом, а в переносном значении.

Пример: В этом спектакле было много жарких танцев (жарких танцев);

Пример 2: Все айсберги рождены в одном месте – Антарктида (айсберги рождены);

Пример 3: Наступивший год должен принести еще больше радости и счастья (год должен принести);

Пример 4: Моя жизнь похожа на сказку (жизнь похожа);

Пример 5: На дворе первый день марта и уже кое-где видны серебристые ручьи (серебристые ручьи).

Тем самым метафора придает живому и неживому объекту (предмету) более запоминающиеся и реальный его образ.

Semic­vetic
[9.4K]

6 лет назад 

Метафора – это литературный прием, при котором одни слова служат для обозначения других слов в переносном значении, таким образом придавая предметам новой смысл. Метафора способна сблизить объекты, предметы разных классов, создавая новый образ.

Примеры метафоры в предложениях:

  • У Ивана были золотые руки. (Метафора – золотые руки)
  • Только имея железный характер можно работать в таком коллективе. (Метафора – железный характер)
  • В холодильнике лежала целая головка сыра. (Метафора – головка сыра)
  • По небу бегут белоснежные облака. (Метафора – бегут облака)
  • Нумерация вагонов идет с хвоста поезда. (Метафора – хвоста поезда)

неуго­монна­я
[10.9K]

6 лет назад 

Метафора в предложении сравнивает событие или предмет, в предложении метафора выражается глаголом

Река играет. Играет – глагол, в употреблении с существительным река приобретает переносный смысл. Реку сравнивают с детьми.

Метафора в предложении – пример

Ель рукавом мне дорожку закрыла. Ветви ели сравниваются с рукавом одежды человека.

Дальний берег утонул в огненном зареве.

Autho­r
[788K]

6 лет назад 

Да, метафоры – это когда наши слова или же понятия, они используются, разумеется, в переносном смысле.

Например, природа просыпается. Природа не может проснуться, как человек, поэтому «природа просыпается» -это метафора.

Например, у меня золотые руки. Золотые руки не могут быть у живого человека, значит «золотые руки» это метафора.

Ладле­н
[266K]

6 лет назад 

Прежде чем искать, нужно понимать, что искать. А вот как метафору объясняют.

Так что лично мне ближе это то , что метафора это художественный прием связанный с тем, что автор преувеличивает или преукрашивает.

Вот пример У него постоянно присутствовали розовые мечты.

У нее язык без костей.

Ее слова так и жгли.

Бекки Шарп
[71.2K]

6 лет назад 

Метафоры очень часто используются в поэзии. У Пушкина очень много метафор.

Метафоры – это когда слова или понятия используются в переносном смысле.

Например: Он одел маску доброты. Черная смородина является кладовой витамина С. Чистота помыслов. Озеро надежды. Призрак удачи. Розовые очки. Природа просыпается.

Метафора – это художественный прием, но в переносном значении, которая выражается словосочетаниями из нескольких слов. Благодаря этому метафора может придавать объекту более реальный образ:

У того умельца золотые руки (золотые руки).

Знаете ответ?

Как легко выполнить задание № 3? Шпаргалка

Начинаю серию статей по  подготовке к ОГЭ под общим названием «Как легко выполнить?».

 Цель данных  рекомендаций – помочь девятиклассникам быстро и верно выполнить задания, опираясь на уже изученный теоретический материал. Здесь будут предложены именно подсказки, но все они предполагают хорошее знание теории. Так что, ребята, сначала выучите теоретический материал, а затем, выполняя тестовые задания, воспользуйтесь моими подсказками.

Итак, начнём!

Задание № 3

 Изобразительно-выразительные средства языка

На ОГЭ будет предложено найти следующие изобразительно-выразительные средства языка:

  • гипербола

  • метафора

  • олицетворение

  • просторечные выражения

  • противопоставление

  • сравнение

  • фразеологизм

  • эпитет

1-ый шаг: повторите теорию.

2-ой шаг: научитесь легко находить данные средства в тексте.

Как найти гиперболу?

  • Гипербола – это преувеличение чего-то: размера, силы, значения и т.д.

  • Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.

Пример

А вот бабушка, мамина мама, не могла жить без кофе.

Комментарий

Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение.

Несколько примеров

  • Другой имеет рот с арку генерального штаба.

  • Я видывал, как она косит: что взмах- то готова копна.

  • Ведь этот Мур­лыш­ка — вся её жизнь! ( Мурлышка- это кот)

 Как найти метафору?

  • Метафора – это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть- с чем сравнивают или что сравнивают. Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»).

  • Значение метафоры – переносное, поэтому мы «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать»

  • Ищите существительное в переносном смысле (например, «дворянское гнездо»- здесь нет того, ЧТО сравнивают – имение, а есть только, с ЧЕМ сравнивают – с гнездом).

  • Ищите глагол в переносном смысле (например, «река играет»– здесь нет , с чем сравнивают– с игрой детей, а есть только ЧТО сравнивают– реку).

Пример 1

Мальчик был защищён невидимой бронёй своего смятения.

Комментарий

  • Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно.

  • Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони.

Пример 2

Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.

Комментарий

  • Мысль может вспыхнуть? Нет.

  • Мысль, её быстрота сравнена с молнией.

Несколько примеров

  • Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

  • Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

  • Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул.

 Как найти олицетворение?

  • Олицетворение – это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, – способностями переживать, думать, волноваться и т.д.

  • Олицетворение чем-то похоже на метафору. Здесь тоже глаголы или причастия в краткой форме употреблены в переносном значении. Но в метафоре нет оживления, а в олицетворении есть.

Пример

Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то у крышу.

Комментарий

  • Глагол «заколачивал» употреблён в переносном смысле

  • Дождь на может заколачивать , это мы не сможем увидеть

  • Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь олицетворяется.

Несколько примеров

  • А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

  • Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка.

  • Казалось, дома тоже дышали, жадно, глубоко.

Как найти просторечные слова и выражения?

Просторечные  слова и выражения – это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев.

Пример

Встревает тут Федосья, баба из Пустыни.

Комментарий

«Встревает», «баба»- просторечные слова.

Несколько примеров

  1. У нас рос­кош­ная биб­лио­те­ка, боль­шая, с ред­ки­ми кни­га­ми, но она ни­че­го­шень­ки не хочет».

  2. А я не знал, что со мной, и за­драл го­ло­ву к по­тол­ку, чтобы слёзы вка­ти­лись об­рат­но. 

  3. На двери по-преж­не­му висел замок, а во дворе ва­ля­лись брёвна, сбро­шен­ные, видно, с ма­ши­ны как по­па­ло.

Как найти противопоставление (антитезу)?

  • Противопоставляться может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия.

  • Ищите в тексте то, что может быть одновременно.

Пример

Алиса могла свободно пройти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

Комментарий

Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет.

Несколько примеров

  1. Одни верят во что-то, дру­гие ни во что не верят

  2. Кто знает, может, он простил бы её, а может, и нет.

  3. Так хотелось пойти с ребятами поход, но в то же время  Лену что-то останавливало.

Как найти сравнение?

  • Сравнительный оборот выделяется запятыми, ищите его

  • Чаще всего при обороте бывают союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО

  • При сравнении обязательно есть две части: ЧТО сравнивают и С ЧЕМ сравнивают

Пример

Глубокая и тихая вода лакировано блестела, СЛОВНО в реку вылили масло.

Комментарий

  • Находите оборот, выделяемый запятыми

  • В нём есть союз СЛОВНО

  • Здесь сравнивают воду (ЧТО сравнивают) с маслом ( С ЧЕМ сравнивают)

Несколько примеров

  1. Коржи светились, как два маленьких посолённых солнца.

  2. Бесхитростный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

  3. Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

Как найти эпитет?

  • Эпитет – это определение в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?

  • Смысл переносный, поэтому мы снова «не может увидеть в реальности» то, что эпитет обозначает.

Пример

Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком.

Комментарий

  • Подбородок КАКОЙ? – закаменевший

  • Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле.

Несколько примеров

  • Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб.

  • Асю можно испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.

  • Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

Как найти фразеологизм?

  • Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Мы не можем, употребляя его, заменить одно слово другим, потому что это будет уже не фразеологизм.

  • Находя фразеологизм, вспоминайте, какие слова вы слышали или употребляли именно в таком сочетании.

  • Фразеологизмы – это особенности русского языка. Часто их трудно перевести на другие языки, можно изменить смысл. Ведь смысл фразеологизма – переносный.

  • Бывают и очень простые фразеологизмы, мы их постоянно употребляем в речи. Один из таких примеров и я предлагаю.

Пример

Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.

Комментарий

  • «Изо всех сил»- так часто мы говорим, если хотим подчеркнуть, скольких усилий требуется, чтобы что-то сделать.

  • Значение – переносное. Что это за силы, которые мы применяем?

  • Наконец, здесь нельзя заменить слова другими.

Несколько примеров

  • Эту растяпу в розовом днём с огнём не сыщешь.

  • Нему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт

  • А он, готовый со стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел.

Другие выразительные средства, которые редко, но бывают в заданиях.

Ирония

Ирония – это насмешка, но не явная, а скрытая. Некоторые люди даже не подозревают, что над ними подсмеиваются.

Пример

 — А со­ба­ка у него — с телёнка. — С ло­шадь, — ска­зал Мишка. — Со слона, — под­дак­нул я.

Лексический повтор

Лексический повтор – это стилистический приём, заключающийся в намеренном повторении  слов и выражений для усиления их роли в тексте.

Мне надоели эти слова, слова, слова.

Таким образом, понять, как найти то или иное выразительное средство языка, вполне возможно. Но не забудьте повторить ТЕОРИЮ. Желаю удачи!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

Метафора явля­ет­ся одним из самых рас­про­стра­нён­ных худо­же­ствен­ных тро­пов в лите­ра­ту­ре. Метафора осно­вы­ва­ет­ся на сход­стве пред­ме­тов или явле­ний в самых раз­лич­ных чер­тах. Она воз­ни­ка­ет из срав­не­ния, сопо­став­ле­ния ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­ния общих их при­зна­ков.

Определение

мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «пере­нос», «пере­нос­ное зна­че­ние») — сло­во или выра­же­ние, упо­треб­ля­е­мое в пере­нос­ном зна­че­нии, в осно­ве кото­ро­го лежит срав­не­ние нена­зван­но­го пред­ме­та или явле­ния с каким-либо дру­гим на осно­ва­нии их обще­го при­зна­ка.

Метафора это, что такое метафора, метафора определение

Чтобы появи­лась мета­фо­ра, сле­ду­ет най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния двух пред­ме­тов или явле­ний в чем-то, напри­мер:

  • озе­ро как зер­ка­ло — зер­ка­ло озе­ра;
  • руки как золо­то — золо­тые руки;
  • воло­сы как сереб­ро — сереб­ря­ные воло­сы.

Именно поэто­му мета­фо­ру счи­та­ют скры­тым срав­не­ни­ем, в кото­ром отоб­ра­жа­ют­ся как посто­ян­ные, так и вре­мен­ные, пре­хо­дя­щие, слу­чай­ные сход­ства пред­ме­тов.

Но в отли­чие от срав­не­ния мета­фо­ра выра­жа­ет усто­яв­ши­е­ся сход­ства пред­ме­тов.

Например, в осно­ве мета­фо­ри­че­ской свя­зи зна­че­ний суще­стви­тель­но­го «нос» лежит сход­ство пред­ме­тов по фор­ме и рас­по­ло­же­нию в про­стран­стве:

  1. часть лица чело­ве­ка, мор­ды живот­но­го;
  2. клюв пти­цы;
  3. высту­па­ю­щая часть чай­ни­ка, кув­ши­на;
  4. перед­няя часть ступ­ни, обу­ви и чул­ка;
  5. перед­няя часть мор­ско­го суд­на, само­лё­та и т.д.

На осно­ве внеш­не­го сход­ства полу­чи­ли оди­на­ко­вые наиме­но­ва­ния швей­ная и хирур­ги­че­ская игла, лист хвой­но­го дере­ва (игла сос­ны, ели, кед­ра) и игла неко­то­рых живот­ных (ежа, дикоб­ра­за).

Метафоричными явля­ют­ся свя­зи живот­ное — чело­век и отсю­да воз­ник­шие наиме­но­ва­ния людей в пере­нос­ном смыс­ле:баран, осёл, сви­нья, лиса, соро­ка, волк, мед­ведь, петух, вол.

Общность при­зна­ка дела­ют воз­мож­ным вот такие пере­но­сы при­зна­ка лица на пред­мет:

  • без­молв­ная жен­щи­на — без­молв­ная ули­ца;
  • дели­кат­ный чело­век — дели­кат­ный вопрос;
  • бой­кий маль­чик — бой­кий спор;
  • муд­рый ста­рик — муд­рое реше­ние;
  • любо­пыт­ная сосед­ка — любо­пыт­ный вопрос.

Перенос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гой, то есть воз­ник­но­ве­ние мета­фо­ры, свя­зан с их сход­ством:

  1. подо­бие фор­мы:дам­ская шляп­ка — шляп­ка гвоз­дя, коп­на сена — коп­на волос;
  2. цве­то­вая бли­зость:янтар­ные бусы — янтар­ный блеск; золо­тое коль­цо — золо­тая листва;
  3. общ­ность функ­ции:двор­ни­ки рас­чи­сти­ли снег — авто­мо­биль­ные двор­ни­ки; горит све­ча — горит лам­поч­ка; сто­рож (охран­ник) — сто­рож (кухон­ное при­спо­соб­ле­ние, не даю­щее под­го­реть моло­ку);
  4. похо­жесть в рас­по­ло­же­нии:подош­ва обу­ви — подош­ва горы.

Примеры литературных метафор

И может быть — на мой закат печаль­ный блес­нёт любовь улыб­кою про­щаль­ной. (А.С.Пушкин)

Нам доро­га твоя отва­га, огнём душа твоя пол­на. (М.Ю. Лермонтов)

Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов)

Осень жиз­ни, как и осень года, надо бла­го­дар­но при­ни­мать. (Э. Рязанов)

Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов)

Тоска необъ­ят­ная жра­ла его, и безы­мян­ный червь точил его серд­це. (Н. Гоголь)

И над серо­стью наших бесед в дым­ной ком­на­те машут кры­лья­ми опоз­дав­шие пти­цы газет. (Р. Рождественский)

Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)

Примеры метафоры в стихах:

«Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
«С добрым утром», С. А. Есенин

«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.

Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?

Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).

«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?…

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
«Парус» (Белеет парус одинокий)», М. Ю. Лермонтов

В кино

Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:

  1. Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
  2. Человек дождя – герой не от мира сего.

В рекламе

Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.

Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:

  1. «Магия кофе» (кофеварки «De Longi»);
  2. «Революция цвета для губ» (помада «Ревлон»);
  3. «Разбуди вулкан удачи!» (сеть игровых автоматов);
  4. «Наш удар по ценам!» (магазины «Эльдорадо»);
  5. «На волне удовольствия» («Кока-Кола»);
  6. «Окунись в прохладу» («Lipton Ice Tea»).

Разница между эпитетом, метафорой и олицетворением

Метафора

Олицетворение — это приём в литературе, когда неживым приписываются действия/чувства людей. Например: ветер выл, туча шла, искры пляшут.

Эпитет — выразительно описывает предмет (в прямом или переносном смысле). Например: синее море, легкомысленная молодость.

Метафора — это сравнение двух терминов в необычном (в переносном) смысле, автор пользуется сходством между двумя предметами/явлениями. Например: каменное сердце, осень жизни.

«Не оторвать глаза от перекрёстка, где многоголосо остервенело лают тормоза».
«Из слез, дистиллированных зрачком…», И. А. Бродский

«Была её душа — Дум грустных улей«
«Царская невеста», В. Хлебников

«Грубые брёвна построим над человеческим роем«
«Признание», В. Хлебников

Какие бывают виды метафор?

Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.

Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».

Виды метафоры

Различают два основных вида метафор — сухая и развёрнутая. Различия между ними очевидны и сразу бросаются в глаза, поэтому вопроса, как найти метафору, возникать не должно, даже у неопытных читателей.

Сухая метафора — сравнение, зачастую, уже накрепко вошедшее в обиход, которое иногда бывает сложно заметить в разговоре, к примеру:

  • Глазное яблоко — метафора значение которой, очевидно, а сравнение находится в слове яблоко, благодаря схожести форм;
  • Ножка шкафа — ножка, это сравнение, употребляемое благодаря тому, что это опора, так же как и человеческие нижние конечности, хотя мебель явно не может на ней двигаться;
  • Золотые слова — естественно, слова не сделаны из драгоценного камня, но проведена такая параллель, благодаря большой ценности произнесённого;
  • Горящая листва — на самом деле листва не пылает, просто её цвет очень напоминает костёр, кстати, пора «горящей листвы» это любимая пора Пушкина, также одного из поклонников использования ярких метафор в своих стихах.

Развёрнутой метафорой зачастую пользуются люди литературы. Такое сравнение может длиться на протяжении строчки, предложения, абзаца, страницы или книги.

Итак, можно сделать вывод, что наш язык богат и разнообразен. Более того, он обширен и велик. Огромное количество писателей, поэтов и философов не одно столетие доказывают эти простые истины. От великого ума Аристотеля и до Пушкина, Лермонтова, Толстого и, в конце концов, Маяковского и Высоцкого. Все они говорили о прелестях родного разговора. А нам нужно запомнить только то, что словом можно как убить, так и исцелить. Владейте родной речью и находите прекрасное в обыденном, удачи.

Что такое развернутая метафора в русском языке: определение, суть, анализ

Развернутая метафора

Если обычная метафора подразумевает (зачастую) одну ассоциацию между живыми и неживыми предметами по сходству, то в случае с развернутой метафорой в русском языке, их может быть несколько. Что это такое? Вот определение и суть:

  • Это обширная форма тропа, в которой идет более сильное, мощное сравнение явлений и предметов.
  • По сравнению с обычной метафорой, имеет большую «загруженность» по отношению к предложению.

Причина употребления:

  • Усиление эмоциональности речи и более детальное описание ситуации.
  • Можно сказать, что развернутая метафора – это подробная ассоциация, а обычная метафора – ассоциация «в общих чертах».

В случае с развернутой метафорой, одна ассоциация влечет за собой новые, которые подходят к ней по смыслу. Порой это рождает достаточно сложные конструкции:

  • «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (Горький).
  • «Потом звонок бьет где-то далеко-далеко, усыпительно, хлопают двери вагонов, и доносится жалобный гул паровоза, напоминающий о бесконечной дали и ночи. Что-то начинает вздрагивать и подталкивать под бок. Металлически-лучистый блеск фонарей проходит по стеклам и гаснет. Пружины дивана покачиваются все ровнее и ровнее, и наконец непрерывно возрастающий бег поезда снова погружается в дремоту» — И.А.Бунин.
  • «И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости» — Н. В. Гоголь «Невский проспект».

Если бы авторы не использовали в своем тексте развернутые метафоры, то рассказы получались бы скучными и неинтересными. В разговорной речи также нужно использовать средства выразительности, и тогда вас будут считать душой компании — интересным человеком с яркой речью.

Как найти метафору в тексте?

Для этого нужно:

1.Прочитайте текст

Бывает, сразу обращает на себя внимание яркий образ, упоминаемый неоднократно. Это развернутая метафора. Как правило, ее видно сразу, потому что она раскрывается с новых сторон во многих фрагментах произведения.

2.Найдите слова в переносном значении

  1. Найти слова, которые автор использует в переносном значении;
  2. Подобрать к этим словам синонимы в прямом значении;
  3. Найти скрытое сравнение между этими двумя словами;
  4. Если это получилось — вы нашли метафору.

Чтобы убедиться в своей правоте, попытайтесь представить образ буквально. Если в реальности предметы не состыковываются между собой, перед вами переносное употребление. Окончательно проверить себя можно по толковому словарю.

3.Установите, что скрыто за переносным значением

4.В “классической” метафоре сравниваемый предмет не называется

Например: у него были золотые руки

  1. Слово в переносном значении —‌ золотые;
  2. Синоним в прямом значении — бесценные;
  3. Сравнение между «золотые» и «бесценные», значит «им цены нет» или «цена им — золото»;
  4. Золотые руки — метафора.

Пригоршнями водяных горошин
Плещет черноморская
Волна. (С. Есенин)

С горошинами сравниваются брызги, но они не упоминаются в тексте.

Тогда как в другом отрывке этого же стихотворения мы видим сравнение:

Как лампы с абажуром,
Светятся медузы из воды…

Это тоже разновидность метафоры, но ее принято классифицировать отдельно.

  • Подумайте, по какому признаку сопоставлены два понятия.

Если по цвету, форме, объему, издаваемому звуку, тактильным ощущениям — это сходство. Перед нами метафора. Если по отношениям: материал — предмет, из него изготовленный (она блистала каменьями, т. е. украшениями из камня), действие — орудие действия (все решит меч, т. е. битва) и пр., это отношения смежности. Перед нами метонимия.

Метафоры у Есенина

Есенин употребляет разные виды эпитетов, метафор, среди которых присутствуют как музыкальные, так и цветовые, как определяющие возраст, так и описывающие течение времени. Если преподаватель задал на дом выписать эти средства выразительности, то вот несколько примеров:

  • «Отговорила роща золотая».
  • В своей фундаментальной работе «Я покинул родимый дом».
  • Есенин пользуется цветовыми эпитетами: «голубую Русь», «золотою лягушкой луна».
  • Еще в одном из творений: «Не жалею, не зову, не плачу» – «увяданья золотом охваченный», «на розовом коне».
  • «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт использует такие звуковые эпитеты, как «веселый пляс», «девичий смех». Это нужно для того, чтобы передать разухабистую атмосферу веселья.
  • Маком влюбленное сердце цветет — «Белая свитка и алый кушак».
  • «И горят снежинки в золотом огне» — «Береза».
  • «Рог золотой выплывает из луны» — «Весенний вечер».
  • «И улыбается небу земля» — «Весенний вечер».

Видеоурок «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Метафоры»

Вывод:

Средства выразительности обязательны как в литературе, так и в разговорной речи. Они обогащают повествование, помогают красиво выразить эмоции и придать рассказу именно ту окраску, которая подразумевается автором.

Что такое метафора простыми словами – объясняю так, чтобы вы разобрались и легко находили метафоры в тексте

Скрытое сравнение.

25 251

Что такое метафора простыми словами

Метафора по-школьному – это троп, средство-художественной выразительности, скрытое сравнение. По-простому: сравнение без слов «как», «словно», «будто».

Например, Валерий Леонтьев мог сказать, что у него волосы седые, как снег. Но это банально и плоско. Он сказал: «Пусть у меня на волосах лежит, не тая, снег…». Мы слушаем и у нас в голове «щелкает» – это ведь он имеет в виду «У меня седые волосы, я постарел». Красиво и выразительно.

Метафорой может быть не только существительное, но и глагол: «окунуться в любовь» (полюбить так, чтобы забыть обо всем на свете). Другой пример – «В лесу родилась елочка». Понятно, что никто ее не рожал, она «выросла».

Прилагательные, причастия и наречия с метафорическим значением – это уже эпитеты.

Типы метафор

Общеязыковые. Это метафоры, которые стали нам привычны и мы их не замечаем. Мы говорим, что идет дождь – а как он может «идти»? Или, например, «время еще не пришло» – как время может приходить? На уроках биологии учитель говорит: «Это грудная клетка» – и не задумывается, почему «клетка»? Потому что легкие, сердце и другие органы там как «в клетке».

Художественная. Та метафора, с которой дети постоянно встречаются в школе, когда работают с художественными текстами. Они уже не привычны и поэтому вызывают эстетическое наслаждение. Пример – строфа из стихотворения Есенина: «В саду горит костер рябины красной».

Про стихотворение Фроста

Мне очень нравится это стихотворение. «Лед» здесь – как раз художественная метафора. Но метафорическое значение появляется только в самом конце, сначала вроде бы просто – лед как лед.

Одни говорят: мир умрёт в огне.
Другие твердят про лед.
Я долго жил, и кажется мне,
Огонь скорей подойдет.

Но если бы кто-нибудь мне сказал,
Что дважды нас гибель ждет,
Я не удивился бы. Я узнал,
Что ненависть – толще, чем лёд.

И равнодушие холодней
Вечных покровов льда.
И если для смерти не хватит огней,
Лед сгодится тогда.

Лед в последнем четверостишии приобретает уже не тот смысл, который был в первом. Мы понимаем, что автор имеет в виду ненависть, равнодушие, «холод» человеческого сердца.

Олицетворение. В школе рассматривается как отдельное изобразительно-выразительное средство, но это тоже метафора. Олицетворение возникает, когда неодушевленный предмет преподносится как одушевленный. Прочитайте фрагмент из этого стихотворения Андрея Белого, адресованное России:

Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков.

Окна кабаков темной ночью напоминают глаза. Причем эти глаза «смотрят в душу», они «жестокие», «безумные» – пока читаешь, представляешь какого-то дикого зверя. Потом только понимаешь, что речь о кабаках.

Овеществление. Когда живое сравнивается с неживым. Мне за 11 лет школы ни разу не приходилось этот термин использовать. Пример из Есенина: «Зерна глаз твоих осыпались, завяли».

Зачем нужны метафоры

Если учитель спросит, скажите так:

  1. Чтобы вызывать у читателя чувство эстетического наслаждения.
  2. Чтобы помогать автору передавать чувства через слова.

Всё, больше ничего. Свободны.

( 21 оценка, среднее 4.14 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Русский язык. ОГЭ. Задание 7. Сравнение. Метафора

Продолжаем интенсивную подготовку к ОГЭ по русскому языку. В этой статье дан подробный материал, который поможет справиться с поиском ИВС. Начнем со сравнения и метафоры.

Какие изобразительно-выразительные средства проверяются в задании 7

На ОГЭ, в отличие от ЕГЭ, проверяется минимальное количество изобразительно-выразительных средств, в частности тропы: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола (редко), литота (редко).

Кроме тропов проверяется также умение находить фразеологизмы.

Что такое тропы

Тропы — языковые средства, слова или выражения, которые используются в переносном значении для достижения образности.

Сравнение

Сравнение — это уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Сравнение может быть выражено следующими способами:

  • сравнительным оборотом или придаточным сравнения с союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧЕМ:

Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз, и прятался, как зверь. (М. Лермонтов).

  • существительным в творительном падеже:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит… (А. Пушкин)

  • оборотами со словами ПОХОЖ, ПОХОЖИЙ, ПОДОБЕН, ПОДОБНЫЙ, НАПОДОБИЕ, ВРОДЕ и др.

В сотне метров от берега летели над серой водой похожие на белые сабли паруса. (В. Крапивин)

  • сравнительной степенью прилагательных или наречий:

Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля. (А. Сурков)

Внимание!

  1. Сравнение — это троп. Сравнительный оборот — это синтаксическое средство. Для ОГЭ это неважно. Для ЕГЭ принципиально.
  2. На ОГЭ в задании 7 может быть 2 формулировки: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот» или «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение». Надо заострить внимание учеников на том, что в первом случае это только обороты со сравнительными союзами, во втором — любые способы выражения сравнения.
  3. В задании могут быть предложения, в которых есть союз КАК, но это не сравнительный оборот и не придаточное сравнения. На это нужно обратить внимание учеников.

Примеры из открытого банка заданий ФИПИ

Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся. (Сравнение, выраженное придаточным сравнительным)

Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог. (Это НЕ сравнение, так как союз «как» связывает придаточное изъяснительное с главным в СПП)

Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе. (Сравнительные обороты с союзом «как»)

Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей. (Сравнение, выраженное оборотом со словом «подобно»)

Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (Сравнение, выраженное сравнительным оборотом с союзом «чем» и сравнительной степенью наречия «хуже»)

Метафора

Метафора — это скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

Метафора может быть выражена следующими способами:

  • существительным в переносном значении:

Не больна мне ничья измена,

И не радует легкость побед,

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет. (С. Есенин)

  • глаголом в переносном значении:

За Кремлём горит заря туманная… (М. Лермонтов)

Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении фрагмента текста.

Младенцем завернула

Заря луну в подол. (С. Есенин)

Внимание!

  1. На ОГЭ даётся следующая формулировка: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора». Термин «развёрнутая метафора» в формулировке не используется, но в предложениях развёрнутая метафора встречается. С учениками надо разбирать такие случаи.
  2. Ученики часто путают метафору и сравнение. Обращаем внимание детей на то, что метафора — это или существительное, или глагол обязательно в переносном значении. Поэтому именно их и надо искать в предложенных фрагментах. Кроме того, метафора — это скрытое сравнение, то есть в ней нет сравнительных союзов, но их легко можно подставить («волос золотое сено» — цвет волос, как золотое сено; «горит заря туманная» — цвет неба на заре, как будто что-то горит). В метафоре нет предмета или действия, с которым происходит сравнение.

Примеры из открытого банка заданий ФИПИ

Мы пьём из чашки бытия с закрытыми глазами. (Развёрнутая метафора, жизнь сравнивается с чашкой бытия)

Ныряю с головой под одеяло. (Метафора, выраженная глаголом в переносном значении)

Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (Развёрнутая метафора, голос сравнивается со звучанием струн).

Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (Метафоры, выраженные существительными в переносном значении).

Задания для тренировки

Задание 1

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.
  2. Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.
  3. Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина.
  4. Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.
  5. Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем.

Задание 2

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
  2. Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: — Жучка, Жучка!
  3. Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
  4. Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул…
  5. Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

Задание 3

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.
  2. Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
  3. На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
  4. Просто рай, — произнесла учительница упавшим под конец голосом.
  5. Носится по всей квартире, словно ракета.

Задание 4

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Собака благоговейно смотрела на неё.
  2. Та взяла — просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.
  3. Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
  4. Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.
  5. Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

Задание 5

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
  2. Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе…
  3. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
  4. Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
  5. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

Задание 6

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, как нахохлившийся воробушек, а домой не идёт: пусть те двое в тишине занимаются!
  2. Сердце у меня за неё болит.
  3. Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.
  4. И обязательно начинают повторять одно и то же, как попугаи.
  5. И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет.

Ответы

Задание 1 — 1(как брызжут в цирке у клоунов), 4 (как будто она несла на спине мешок картошки).

Задание 2 — 4 (лопнул), 5 (теснятся).

Задание 3 — 1 (как танк), 2 (подобно лани), 5 (словно ракета).

Задание 4 — 2 (не спугнуть), 3 (скользнула).

Задание 5 — 2 (читают), 5 (сдавливала).

Задание 6 — 1 (как нахохлившийся воробушек), 4 (как попугаи).

Продолжение материала об изобразительно-выразительных средствах читайте в следующей статье.

Другие идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская”.

Добавить комментарий