Сложный план текста
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 558.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 558.
План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Основные требования к сложному плану текста
Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.
Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.
Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.
И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.
Как составить сложный план: порядок работы
Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.
Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.
Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.
После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.
Пример сложного плана текста
В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.
1.Феодальная раздробленность: причины явления.
а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.
2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.
а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.
3. Последствия феодальной раздробленности.
а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.
По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.
Что мы узнали?
Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Айымжан Куатова
2/10
-
Айсулу Нуралиева
10/10
-
Svetlana Vasilieva
8/10
-
Цирек Мальцев
10/10
-
Дамир Жунусов
9/10
-
Dilya Zholdibaeva
8/10
-
Даша Головина
8/10
-
Павел Суров
6/10
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 558.
А какая ваша оценка?
Прежде чем приступать к написанию статьи, автору необходимо понять, что именно и в каком порядке он собирается описывать. В этом помогает план текста – изложенные в виде списка и логически структурированные основные мысли статьи.
Давайте разберемся, как составить план текста, поговорим о видах планов и требованиях, которые необходимо соблюдать при их написании.
Зачем нужен план текста?
- План облегчает автору задачу и значительно ускоряет процесс написания текста, избавляет от страха белого листа.
- Закончив одну часть статьи, вам не придется думать, о чем рассказывать дальше – достаточно посмотреть в план и раскрыть следующий пункт.
- План не даст запутаться, отступить от темы, поможет более четко и доступно для читателя сформулировать свои мысли.
- Кроме того, если вы пишете тексты на заказ, после составления плана вы можете согласовать его с заказчиком, дабы тот убедился, что вы правильно поняли свою задачу.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
Подписаться
Особенности написания плана
Прежде чем приступить к написанию плана текста, внимательно изучите всю найденную информацию по теме, а затем выделите основную идею. Задумайтесь о том, какую задачу должна решать статья, на какой вопрос читателя отвечать. Информация, которая содержит ответ на вопрос, и определит структуру текста.
Собранные для написания текста сведения необходимо разделить на несколько частей, разбить на смысловые блоки, выделить логические категории для удобства восприятия информации.
Поставьте себя на место читателя, обратившегося к вашей статье для решения своей проблемы. Подумайте, какие именно данные будут наиболее важны для него и какие советы могут быть максимально полезны. Теперь опишите все это в виде последовательности пунктов, и ваш план будет готов, а дальше можно приступать к написанию и редактированию материала.
При составлении плана нужно учитывать характер текста. Например, при написании новостей и обзоров в первых пунктах плана нужно отразить самые важные, привлекающие внимание данные, в середине статьи подробно раскрыть изложенные в начале сведения, а в конце расположить обобщение или дополнительную информацию. Тогда как при написании научных статей автор, наоборот, сначала излагает аргументы, ссылается на авторитетные источники и только в конце текста озвучивает основную идею материала.
Виды планов текста
Статья состоит из заголовка, введения, основной части и заключения. Рассмотрим, какие виды планов позволяют структурировать информацию основной части текста.
Назывной план
Назывной план состоит из небольших заголовков, включающих обычно от 2 до 4 слов. Глаголы в таком типе плана не используются, содержание пунктов выражается существительными в именительном падеже и прилагательными. Каждый пункт такого плана состоит из опорных слов и словосочетаний, которые отражают какой-то процесс, явление либо состояние.
Пример назывного плана для данной статьи:
- Назначение плана текста.
- Особенности написания плана.
- Виды планов текста.
- Требования к плану текста.
Вопросный план
Структура плана этого типа основана на вопросах, которые автор задает к каждому смысловому блоку текста. На мой взгляд, это самый простой вариант плана, так как уже в процессе обдумывания темы и сбора материала для статьи вопросы возникают сами собой. Этот вариант идеально подойдет, если вы пишете руководство, инструкцию или обучающую статью. Начинайте вопросительные предложения со слов: как, когда, почему, какой, сколько, кто, каким образом и т. п.
Например, к текущей статье вопросный план может быть таким:
- Зачем нужен план текста?
- В чем заключаются особенности написания плана?
- Какие существуют виды планов текста?
- Как проверить правильность составления плана?
Тезисный план
Тезисный план – это план, состоящий из тезисов, как и назывной, однако здесь обязательно используются глаголы, из-за чего пункты получаются длиннее. Тезис представляет собой основную мысль нескольких абзацев, которая сформулирована в одном предложении. Подлежащее в каждом пункте обозначает тему, а сказуемое раскрывает ее.
На каждую тысячу знаков рекомендует отводить один пункт в тезисном плане. Соответственно, если в статье 5000 знаков, пунктов-тезисов должно быть 5.
Рассмотрим, что такое тезисный план на примере этой статьи:
- Причины, по которым имеет смысл составлять план текста.
- Действия, которые необходимо выполнить в начале написания плана.
- Нюансы, которые необходимо учесть при составлении плана в зависимости от характера текста.
- Виды планов могут быть разными и каждый подходит для определенных типов текста.
- Требования, которым должен соответствовать правильно составленный план.
Опорный план
Опорный план-схема характерен тем, что в качестве его пунктов используются только ключевые мысли, самые значимые слова или отрывки предложений, на которые автор будет опираться при написании текста. План этого типа хорошо подходит для составления текста устного выступления, презентации, а также при написании различных небольших по объему текстов, таких как новости, анонсы, краткие обзоры и т.п.
В опорную схему уместно включить главные факты, цифры, названия предметов, а также имена действующих лиц и цитаты. Каждый пункт данного плана является опорой, вызывающей яркие, детальные картины, которые передают содержание текста. Назначение этого вида плана – систематизация собранного материала и облегчение последующего воспроизведения информации. Пункты в таком плане могут существенно отличаться друг от друга как по структуре, так и по длине.
Пример опорного плана:
- 4 причины целесообразности написания плана текста.
- Какие особенности надо учитывать при написании плана.
- 5 видов планов текста с примерами.
- В каких случаях можно обойтись простым, а когда нужен сложный план.
- Чек-лист проверки правильности составления плана текста.
Смешанный план
Совсем необязательно стремиться к тому, чтобы все пункты плана представляли собой вопросы или являлись тезисами статьи, можно составить план смешанного типа. Например:
- Зачем нужен план текста?
- Особенности написания плана.
- Какие существуют виды планов текста?
- Чек-лист проверки правильности составления плана.
Простые и сложные планы текста
Планы текста по своему типу также можно разделить на простые и сложные. Сложный план отличается большей развернутостью и содержит подпункты. Это необходимо, если статья содержит мысли разного уровня, когда определенная мысль раскрывается посредством нескольких других. Используйте сложные планы с пронумерованными пунктами и подпунктами, оформленными как маркированный список, для длинных серьезных статей со множеством подзаголовков – в этом случае вы не упустите из вида ни одну даже самую мелкую деталь.
В других случаях можно ограничиться составлением простого плана, в котором пункты располагаются последовательно.
Сложный план для данной статьи может выглядеть так:
- Зачем нужен план текста?
- В чем заключаются особенности написания плана?
- С чего начинается составление плана
- Зависимость от характера текста
- Какие существуют виды планов текста?
- Назывной план
- Вопросный план
- Тезисный план
- Опорная схема
- Смешанный тип
- Простые и сложные планы текста
- Как проверить правильность составления плана?
Требования к плану текста
Правильно составленный план текста должен соответствовать ряду требований:
- Во-первых, он должен иметь четкую, логичную структуру, при взгляде на которую сразу должно быть ясно, о чем пойдет речь в статье. Все пункты плана должны быть связаны между собой. При прочтении плана не должно возникать дополнительных вопросов, ход повествования должен быть плавным, а пункты должны подробно раскрывать основной вопрос или задачу текста.
- Следите за тем, чтобы информация в разных пунктах не повторялась – в двух разных пунктах плана не должно описываться одно и то же разными словами.
- Обратите внимание на полноту раскрытия темы – план должен содержать исчерпывающую информацию и отражать все нюансы выбранной тематики.
- В плане не должно быть лишних пунктов. Если по определенной подтеме нечего написать кроме краткой формулировки, объединяйте такие пункты с другими.
- Пункты плана не должны напоминать целые абзацы, их длина не должна превышать 9 слов. Они должны содержать только краткую информацию о том, что вы собираетесь осветить в статье.
- Будьте лаконичны – придерживайтесь небольшого числа пунктов. 5-7 пунктов для простого плана вполне достаточно. Маленькие пункты можно объединять с другими.
Заключение
Итак, мы рассмотрели, что такое план текста, и убедились, что его использование делает работу над статьей намного продуктивнее. При наличии грамотно составленного плана вы напишете текст быстрее и качественнее. План позволяет легко сфокусироваться на теме, в процессе его составления в голове автора вырисовывается четкая картина того, как должен выглядеть готовый текст и на какие вопросы читателя он будет отвечать.
Выбирайте тот тип плана, что наилучшим образом соответствует виду текста, который вам предстоит написать. И помните, что при составлении плана информационной статьи вы не обязаны неукоснительно придерживаться какого-то одного из типов и видов.
текст для составления плана
Однажды перед ученьем хозяин погладил Тётку и сказал:
— Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу тебя учить, хочу из тебя артистку сделать… Ты хочешь учиться этому, стать артисткой?
И он стал учить её разным выходкам. В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над её головой держал учитель. Затем в следующие уроки она плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц могла с успехом заменять Фёдора Тимофеича в египетской пирамиде. Училась она очень охотно, ей это очень нравилось, и она была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом на старом Фёдоре Тимофеиче доставляли ей величайшее наслаждение. Тётке очень нравилось учиться, ведь она делала всё с огромным удовольствием, и ещё это нравилось её учителю. Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем, а учитель удивлялся, приходил тоже в восторг и потирал руки.
— Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех!
И Тётка так привыкла к слову «талант», что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было её кличкой.
(По А. П. Чехову)
Простой план
(1). Желание хозяина сделать из собаки артистку.
(2). Обучение собаки.
(3). Восприятие собакой слова «талант».
Мамонты и тексты — общие моменты
План текста — как скелет, по которому учёные могут восстановить строение тела доисторического животного. Так и читатель по плану текста перед чтением может понять его структуру, а после — вспомнить его содержание. Достигается этот эффект за счёт того, что каждый пункт плана описывается словами, максимально полно раскрывающими содержательную часть абзаца, к которому они относятся.
А каждый такой абзац или параграф, если абзацев несколько, характеризуется логической завершённостью.
Два уровня сложности
В зависимости от того, насколько подробно описывается предмет письменного материала, его план может быть или простым, или сложным.
Простой характеризуется одноуровневой конструкцией, которая содержит не менее двух, но не более пяти пунктов и подходит для схематизации коротких сообщений или небольших рассказов.
Заголовки простой структуры, как правило, описываются с помощью существительных и зависимых слов — других существительных, прилагательных и глаголов.
Пример простого плана на тему «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина:
- Старик, старуха и Золотая Рыбка.
- Три желания старухи.
- Последний каприз царицы.
- Старик, старуха и разбитое корыто.
Сложный план характеризуется многоуровневой конструкцией, которая может содержать от пяти и более пунктов; каждый пункт может содержать подпункты; последних должно быть не менее двух в одном пункте. Для составления многоуровневой конструкции используется принцип матрёшки — с помощью иерархической схемы наглядно демонстрируется главная идея текста и её составные части.
Сложный план подходит для написания материалов с глубоким уровнем детализации, например, для произведений художественной литературы.
Хрестоматийный для русского языка пример на тему уже знакомой сказки А. С. Пушкина:
- Введение.
- Бедная жизнь старика со старушкой.
- Кого поймал рыбак?
- Почему дед отпустил свой улов?
- Что изменило жизнь стариков?
- Недовольство старухи.
- Что должен был сделать старик?
- Кем хотела стать жадная бабка?
- Исчезновение волшебной рыбки.
- Старик, его жена и разбитое корыто.
- Заключение
Как правильно составить план текста
Для того чтобы грамотно написать план, например, классного сочинения, автор должен хорошо владеть предметом, о котором он собирается писать.
В качестве источника информации автор может опираться или на собственный опыт, или на чужой; в последнем случае автору нужно много читать на заданную тему.
Вне зависимости от источника информации, её следует:
- Изложить в письменном виде;
- Разделить на абзацы, которые представляют собой самостоятельные смысловые блоки;
- Задать к каждому блоку вопрос — о чём собственно идёт речь?
- Перефразировать вопросительное предложение в утвердительное и таким образом придумать для каждого смыслового блока название, отражающее его содержание.
Идеально составленный план при одном взгляде на него должен восстановить в памяти читателя подробное содержание текста любой сложности.
Четыре критерия оценки
План теста должен соответствовать четырём критериям, предназначение которых — помогать авторам как школьных сочинений, так и основательных литературных произведений адекватно оценивать свои работы:
- Первый из критериев — это структурность — она делит тело, например, газетной статьи на абзацы. Последовательная или иерархическая структура абзацев предполагает, что и текст, и его план по структуре совпадают.
- Второй критерий — это ясность формулировки, она предполагает, что названия заголовков выражают законченные мысли.
- Третий критерий — информативность, она позволяет читателю логически ориентироваться в расположении смысловых блоков текста.
- Четвёртый критерий — это последовательность, которая предполагает, что заголовки и подзаголовки не только названы таким образом, чтобы раскрыть их содержательную часть, но и расположены в такой последовательности, которая отражает внутреннюю (художественную, историческую или научную) логику развития сюжета истории целиком.
Пять видов названия рубрик
Заголовок и подзаголовки представляют собой названия пунктов и подпунктов плана. В зависимости от стилистической принадлежности письменного материала, а также от его детализации названия пунктов бывают пяти видов:
- Вопросные — они состоят из вопросительных слов (кто, что, зачем, почему), ответ на которые содержится в информативной части абзаца. Такие заголовки подходят для коротких новостных статей.
- Тезисные (они же назывные) — в виде кратко сформулированных мыслей, они выражают смысл блока, к которым относятся. Для тезисных заголовков используются максимум существительных и прилагательных и минимум глаголов.
- Цитатные — они представляют собой дословные высказывания из абзацев. Это, как правило, цитаты, раскрывающие основные мысли информационных блоков.
- План — опорная схема — это такие заголовки, которые содержат ключевые слова, описывающие смысловые значения абзацев.
- Смешанные названия заголовков — они могут содержать виды разных способов описания заголовков. Названия смысловых блоков смешанного плана помогают структурировать текст по уровням: чем больше деталей, тем больше уровней. Заголовки одного уровня могут принадлежать только одному из предыдущих четырёх видов названий.
Использовать смешанные названия можно в качестве рабочей версии, которую в процессе работы над письменным материалом можно редактировать — добавлять и удалять рубрики, и видоизменять их.
Смешанные названия также позволяют автору развернуть перед внутренним взором читателя всю глубину своего письменного шедевра.
Три функции заголовков
План письменного материала состоит из пунктов или рубрик, которым присвоены названия — заголовки, слова для описания которых должны быть подобраны таким образом, чтобы выполнять следующие функции:
- Организовывать и направлять внимание читателя;
- Раскрывать структуру текста — определять относительное значение заголовков и подзаголовков, а также место каждого из последних в общей структуре письменного материала;
- Выполнять функцию справочной карты, с помощью которой в теле, например, лекции ученик должен легко находить искомые смысловые блоки.
Чем логичнее структура текста, и чем точнее названия заголовков, тем автору легче управлять вниманием читателя, а последнему — следить за мыслью автора. Какой сложности выбрать план, зависит от того:
- Следуют ли мысли письменного изложенная одна за другой, без иерархической подчинённости — последовательно;
- Или мысли (в широком смысле — информация) представляют собой составные части одной главной мысли — идейной доминанты текста.
Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется.
План текста помогает уловить суть материала, а пункты становятся ориентиром, благодаря которым можно легко находить нужный блок информации. Он способствует тому, чтобы ученик в классе смог усвоить, уверенно воспроизвести и освежить в памяти изученный материал. Сложный план текста, к примеру, необходим при подготовке к написанию различных письменных работ: эссе, сочинения по рассказу, изложения, а также для выступления с презентацией, докладом или сообщением.
Оглавление:
- Основные критерии
- Порядок составления
- Примеры написания
Основные критерии
Сделать план текста — это как составить краткую программу, в которой выделены основные части (микротемы). Подробный план отличается от простого тем, что, кроме пунктов, в нем пишутся подпункты. Так делают, когда нужно отразить важную информацию, которая не вмещается в один пункт. В таком случае микротема разделяется на составные части.
Можно выделить следующие основные критерии сложного плана:
- Целостность.Текст имеет вступление, содержание и вывод, такой же структурой обладает план.
- Точность высказывания. Выделяемые пункты и подпункты — это законченные мысли автора. Они не могут прерываться, содержать набор слов или словосочетаний.
- Содержательность, которая поможет с легкостью пересказать текст. Благодаря продуманному составлению можно «развернуть» каждый пункт в связный текст.
- Порядок пунктов. Последовательность пунктов не нарушается, мысль и повествование идут в одном направлении. Здесь важным является определение причинно-следственных и логических связей между ключевыми мыслями автора.
Кроме того, план должен быть лаконичным, необходимо придерживаться сути. Второстепенная по важности информация и большое количество пунктов не смогут уложиться в голове.
Порядок составления
Чтобы без труда справляться с любым текстом и легко составлять сложный план, нужно запомнить основные шаги. Именно шаги отличают самостоятельную проработку материала, которая формирует у человека логические связи между излагаемыми мыслями, от бесполезной зубрежки. Шаги для составления плана:
- Определение главной мысли автора. В тексте есть главная мысль, которая объясняет весь посыл произведения, для чего оно было написано. Чтобы правильно ее найти, нужно вдумчиво прочитать материал 2−3 раза, заостряя внимание на ключевых моментах, выражающих мнение автора. Во время такого прочтения рекомендуется делать пометки, по которым будет удобно ориентироваться во время составления развернутого плана.
- Выделение смысловых частей. Часто они совпадают с абзацами, что упрощает работу над материалом. Смысловая часть имеет непосредственное значение для всего текста в целом. Обычно частей бывает несколько, например, автор может описывать царства живой природы, а в следующем абзаце перейти к характеристике млекопитающих.
- Оглавление пунктов и подпунктов. Это словесное оформление плана, которое отличает сложный план от визуального плана, блоков-схем и других видов.
- Выписывание пунктов и проверка. Запись легче усваивается и сокращает время, которое затрачивается на вспоминание пункта. Важно сделать проверку, она заключается в мысленном или устном раскрытии пунктов и подпунктов. Если идея текста, его основные части и важные уточнения выстраиваются в последовательный логичный текст, значит, сложный план составлен хорошо.
Существуют распространенные ошибки, которые затрудняют эффективное применение сложного плана. Следует их избегать и устранять. К ним относится использование целых цитат и предложений из произведения, применение незнакомых слов, нарушение логической связи. Пункты не отражают структуру и основную мысль текста, в них присутствует второстепенная информация.
Примеры написания
В учебниках русского языка и литературы часто встречаются параграфы с биографией творческих деятелей. Для начала нужно определиться с темой. Например, текст о поэтессе М. И. Цветаевой. Первый абзац посвящен началу жизненного пути, второй — творчеству. Именно так можно назвать пункты, то есть его смысловые части:
- Начало жизненного пути:
- Рождение в Москве, детство в Тарусе.
- Учеба в училище и зарубежных пансионах.
- Первые сборники:
- «Вечерний альбом» (1910);
- «Волшебный фонарь» (1912).
- Творчество Марины Цветаевой:
- Сборники стихов.
- Поэмы.
- Поэмы-сказки.
- Драматические произведения.
- Проза.
Другой пример составлен по статье из учебника по истории:
- Определение понятия «восточный вопрос»:
- Родовая принадлежность: комплекс международных противоречий (конфликтов).
- Хронологические рамки: конец XVIII-начало XX веков (1756−1918 гг.).
- Сущностные признаки:
- упадок Османской империи;
- соперничество великих держав;
- борьба стран Европы за разделение ее территорий.
- Направления:
- геополитическое;
- экономическое;
- идеологическое;
- территориальное.
- Тактические операции:
- Русско-турецкая война 1768−1774 гг.
- Русско-турецкая война 1787−1791 гг.
- Договоры:
- Кючук-кайнарджийский мирный договор, 10 июля 1774 г.
- Георгиевский трактат, 24 июля 1791 г.
- Ясский мирный договор, 29 декабря 1791 г.
- Верельский мирный договор, 3 августа 1790 г.
- Разделы Речи Посполитой.
Зная основные критерии, порядок составления и распространенные ошибки, можно с легкостью составить развернутый план для анализа произведения, написания письменной работы и выступления.