Как понять составьте схему предложения с прямой речью

Прямая речь — это точная передача чужой речи с сохранением особенностей лексического состава и синтаксического построения.

Рассмотрим, что такое прямая речь, способы её оформления с помощью знаков препинания. Приведем примеры и схемы предложений с прямой речью.

Что такое прямая речь?

В произведениях художественной литературы ведется повествование от лица автора. В авторском тексте часто используется прямая речь — дословное высказывание или сообщение того лица, кто что-то говорит или думает. Прямая речь буквально передает высказывание или мысли персонажа произведения.

«Да не переживай ты так!» — сказала сестра и ободряюще улыбнулась мне.

«Что мне ответить ему?» — подумала Катя.

Как дословная передача высказывания, прямая речь сохраняет все его особенности.

Прямая речь

Предложения с прямой речью состоят из двух частей:

  • слова автора;
  • речь действующего лица.

Речь автора сопровождает высказывание говорящего лица. В авторских словах употребляются слова и словосочетания, обозначающие процессы речи или мысли:


Примеры

сказать, говорить, спросить, поинтересоваться, ответить, промолчать, шептать, кричать, приказать, решить, просить, думать, подумать, вспомнить и пр.


Нередко слова персонажа предваряют глаголы, обозначающие действия или чувства, сопровождающие процесс разговора:


Примеры

удивиться, насторожиться, обрадоваться, засмеяться, вздохнуть, обидеться, огорчиться, ужаснуться и пр.


В предложении авторские слова и прямая речь объединяются интонацией и смыслом.

В русском языке существует множество вариантов оформления предложений с прямой речью в зависимости от местоположения речи говорящего лица по отношению к словам автора.

Прямая речь может находиться

  • перед словами автора;
  • после авторских слов;
  • внутри авторской речи;
  • слова автора внутри прямой речи.

Рассмотрим основные способы пунктуационного оформления предложений с прямой речью. Составим схемы предложений, используя условные обозначения:

  • А (а) — слова автора;
  • П (п) — прямая речь.

Прямая речь перед словами автора

Постановка знаков препинания в предложении с прямой речью зависит от её места по отношению к словам автора.

Если прямая речь начинает предложение, то она заключается в кавычки, а первое её слово пишется с прописной буквы. После кавычек ставится запятая, если это повествовательное предложение. Вопросительный, восклицательный знак или многоточие употребляются перед кавычками. Затем ставим тире, а последующие слова автора пишем со строчной (маленькой буквы). В конце предложения ставим завершающий знак — точку.

Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора

«Я уже прочитала эту повесть Пушкина», — сказала Аня.

«Сколько можно звать тебя!» — громко воскликнула сестра.

«Неужели уже пошёл дождь?» — огорчилась Настя.

«Как здесь тихо и темно…» — подумал Андрей.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора вводят прямую речь, то после них ставятся двоеточие, а прямая речь оформляется кавычками. Первое слово прямой речи начинается с прописной буквы. После завершения прямой речи ставится соответствующий знак конца предложения. Учтем, что вопросительный, восклицательный знак и многоточие следует поставить перед кавычками, а точка — после них.

Схемы предложений с прямой речью после слов автора

Саша сказал своему другу Алёшке: «Я отремонтировал велосипед и накачал шины, можем поехать на реку».

Мама взглянула в окно и вздохнула: «Когда же закончится этот нудный дождь?»

Через минуту из дома на крыльцо выскочил босоногий Петька и закричал: «Айда на речку!»

Валя с грустью подумала: «Никто не звонит…»

Слова автора внутри прямой речи

Прямая речь делится на две части, если авторские слова находятся в её середине.

Если прямая речь представляет собой одно предложение, которое разрывается словами автора, то после первой её части ставится запятая и тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы. После них снова ставится запятая и тире. Прямая речь продолжается со строчной буквы. В конце предложения ставится соответствующий цели или интонации предложения пунктуационный знак.

«В нашем весеннем саду, — говорит Лена, — лепестки цветов яблони как розовое облако».

Если прямая речь состоит из нескольких предложений, а слова автора располагаются между ними, то знаки препинания после первой части прямой речи те же. После слов автора ставится точка и тире. Следующее предложение прямой речи начинается с прописной буквы. В конце ставится соответствующий знак препинания.

«Сегодня чудесный день, — сказала Ирина маме.- Я, пожалуй, позвоню подруге и схожу с ней в зоопарк».

«На улице морозный ветер, — сообщила Настя.- У меня щеки так и горят огнём!»

«Стучатся в дверь! — испугался мальчик. — Кто там?»

«Постоим немного тут…- прошептала она.- А сейчас звони в дверь».

В словах автора могут быть два глагола со значением речи или мысли. Первый глагол относится к первой части прямой речи, а второй вводит второе предложение. Тогда после слов автора следует поставить двоеточие и тире. А вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы, как представлено на схеме.

«Я сегодня что-то притомился, — сказал отец и добавил: — Сейчас отдохну немного и тогда помогу тебе».

Прямая речь внутри слов автора

Слова автора могут «обрамлять» прямую речь. Знаки препинания расставляются так, как представлено на схемах.

Его слова: «Тихо вокруг» — прозвучали неожиданно громко.

На зов внучки:» Пойдёмте играть в шашки!» — бабушка только укоризненно посмотрела на неё, не переставая помешивать кипящее вишневое варенье в широкой кастрюле.

Мой вопрос: «Как вы себя чувствуете?» — смутил Надюшу.

Его просьба, высказанная с некоторым смущением в голосе: «Обожди немного…» — прозвучала некстати.

Особо обратим внимание на случай, когда после прямой речи ставится только запятая без тире.

При расставании друг сказал мне напоследок: «Может, мы никогда больше не увидимся с тобой», грустно вздохнул и обнял меня.

Прямую речь можно убрать, и тогда выяснится, что в предложении необходима запятая, оформляющая перечисление однородных сказуемых:

При расставании друг сказал мне напоследок, грустно вздохнул и обнял меня.

Видео «Прямая речь»

Тест

Схемы предложений с прямой речью


Схемы предложений с прямой речью

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 99.

Обновлено 5 Марта, 2022

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 99.

Обновлено 5 Марта, 2022

Для передачи чужой речи в русском языке на письме используется особая синтаксическая конструкция — предложение с прямой речью. В 5 классе ученики знакомятся с правилами оформления такого рода предложений, учатся составлять их схемы и придумывать конструкции, соответствующие схемам. Далее изучаются более сложные случаи (прерывание прямой речи словами автора и пр.). Работа со схемами, задание составить предложение по схеме развивает речь и способствует запоминанию правил пунктуации.

Схема предложения с прямой речью

Схема предложения, содержащего чужую речь, очень отличается от уже знакомых ученикам 5 и 6 класса схем простых и сложных предложений. В них не отображается ни основа предложения, ни второстепенные члены. Отмечаются только его основные части: слова автора и прямая речь. Слова автора обозначаются буквой А. Прямая речь — буквой П.

Речь персонажа может состоять из нескольких предложений, но правила оформления схемы предполагают обозначение всего высказывания только одной буквой П, не несколькими. После буквы П стоит знак, которым прямая речь заканчивается, даже если она состояла из нескольких предложений, оканчивавшихся разными знаками препинания.

Пример: «Я не видел его два дня. Думаешь, он пропал?

» — встревожился брат. Схема выглядит так:

«П?» — а.

Как составлять схемы предложений с прямой речью

Слова автора обозначаются большой буквой А, если с них начинается предложение. После неё следует большая буква П, обозначающая прямую речь. Она берётся в кавычки. На схеме отображаются знаки препинания между словами автора и прямой речью (в данном случае двоеточие) и знак, завершающий прямую речь.

Посмотрим на примеры со схемами этих простых случаев.

Света вскрикнула: «Смотрите, змея!» А: «П!»
Ему пришла в голову странная мысль: «А если я попал в иную реальность?» А: «П?»
Кто-то прошептал: «Так тихо становится перед рассветом…» А: «П…»

Точка и запятая после прямой речи ставятся за кавычками, в то время как восклицательный и вопросительный знаки, многоточие стоят внутри их.

Если в предложении прямая речь идёт перед словами автора, между ними ставится тире. После прямой речи стоит запятая, если предложение повествовательное, невосклицательное, в других случаях − вопросительный или восклицательный знаки. Слова автора обозначаются маленькой буквой а.

Схема предложения с прямой речью перед словами автора.

«Бежим!» − закричал Павел. «П!» − а.
«Вы за это ответите», − прошипел Аверин. «П», − а.

Примеры со схемами предложений, где прямая речь прерывается словами автора.

«Давайте ужинать, − сказала мать, − поздно уже». «П, — а, — п».
«Здравствуйте, дети! — радостно воскликнула Катя. — Как я рада вас видеть!» «П! — а — П!»

Обратите внимание, что второй отрезок прямой речи обозначается строчной буквой «п», если он является продолжением предложения, и прописной буквой «П», если это отдельное предложение.

Примеры со схемами предложений, где слова автора прерываются прямой речью.

Дед всегда говорил: «Лучше начать делать и не сделать, чем даже не попытаться», − и был прав. А: «П», − а.
Незнакомец вдруг крикнул: «Отставьте меня! Я ни в чём не виноват!» − и выбежал вон. А: «П!» − а.

Заключение

Что мы узнали?

Построить схему предложения с прямой речью совсем несложно. Её части обозначаются буквами А (слова автора) и П (прямая речь). При этом воспроизводятся все знаки препинания, входящие в предложение.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 99.


А какая ваша оценка?

Прямая речь: схемы оформления с примерами

Чтобы не пересказывать содержание справочников Розенталя и Лопатина, где прямой речи посвящены целые разделы (!), в которых эта тема рассмотрена подробно, прибегнем к упрощению — схемам. Представим наглядные образцы оформления разных случаев со знаками препинания.

На схемах А и а — слова автора, П — прямая речь, !?… — восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие — любой из этих знаков.

Прямая речь после слов автора

  • А: «П». Учитель сказал: «Вспомните правила».
  • А: «П!?…» Учитель спросил: «Помните правила?» Учитель призвал: «Вспомните правила!» Учитель решил: «Не помнят они правила…»

Прямая речь перед словами автора

  • «П», — а. «Пишем диктант», — предупредил учитель.
  • «П!?…» — а. «Помните правила?» — спросил учитель.

Прямая речь внутри слов автора

  • А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
  • А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
  • А: «П!?…» — а. Когда учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — все промолчали.

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:

  1. Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:

    запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.

  2. Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:

    тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.

В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:

тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.

Иначе говоря, при наличии в прямой речи знаков !/?/… первое правило (запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва слов автора) не действует и вместо запятой ставится тире.

Разница хорошо заметна на таких фразах:

Сказав: «До встречи», она быстро вышла.

Сказав: «До встречи!» — она быстро вышла.

Слова автора внутри прямой речи

  • «П, — а. — П». «Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
  • «П!?… — а. — П». «Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
  • «П, — а, — п». «Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».

Схемы оформления цитат

Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи, описанным выше ↑.

Читайте по теме оформления прямой речи:

  • Четыре случая, когда кавычки при прямой речи не нужны
  • Знаки препинания перед прямой речью, начинающейся с абзаца (например, при оформлении диалога)
  • Нестандартное оформление прямой речи: точка вместо запятой и слова автора с большой буквы
  • Сочетаем знаки конца предложения с кавычками

Схема предложения с прямой речью будет зависеть от расположения ее в предложении.Слова автора обозначим буквой А, прямую речь–буквой П.

Если сначала идут слова автора, то схема будет выглядеть вот так:

1) А: ” П.” Н.Карамзин писал:” Самая неразрывная дружба есть та,которая начинается в юности”.

2) А: ” П!” Я воскликнул:”Она просто прелесть!”

3) А: ” П?” Дети спросили:” Ты купишь нам мороженое?”

Если прямая речь начинает предложение, то

1)”П,”–а. ” Я приеду к тебе в сентябре,”– сказал Лаптев.

2) “П!”–а. “Дед,возьми меня на рыбалку!”–клянчил Артёмка.

3) “П?”–а. “Наносишь в бочку воды?”– спросила бабушка.

Если авторские слова находятся внутри прямой речи:

1) “П,–а,–п”. “Я тебя сейчас отпущу,–пообещала бабушка,–только помоги мне принести с огорода картошку”.

2) “П,–а.–П.” ” Самый верный признак истины–это простота и ясность,–утверждал Лев Толстой.–Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.”

3) “П?–а.–П.” “Мы с вами еще увидимся?–спросила она.–Тогда прощайте”.

4) “П!–а.–П.” “Какие хорошие у вас собаки!–сказала девушка.–А уж послушные на зависть.”

Если в авторской речи есть два глагола речи, то после второго мы поставим двоеточие, тире и прямую речь начнем с прописной буквы.

” Я думаю,–нерешительно проговорил он и добавил:–Мне нелегко принять сразу это решение”.

Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.

Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).

Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.

В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.

 План составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
  2. Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
  3. После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
  4. В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
  5. Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией  – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
  6. Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
  7. Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
  8. В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
  9. И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
  10. Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
  11. Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.

Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Схемы простых предложений

Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:

Shemy -predlozhenij -1

При  этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.

Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:

Shemy -predlozhenij -2

Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.

Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения  и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:

Shemy -predlozhenij -3

На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:

Shemy -predlozhenij -4

Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:

Shemy -predlozhenij -5

В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:

Shemy -predlozhenij -6

Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):

  • обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
  • обособленными дополнениями;
  • обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).

Предложения с прямой речью

Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:

Shemy -predlozhenij -7

Схемы сложных предложений

И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.

Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.

Shemy -predlozhenij -8

В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.

Shemy -predlozhenij -9

Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.

Shemy -predlozhenij -10

Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:

Shemy -predlozhenij -11

Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:

Shemy -predlozhenij -12

Параллельное подчинение:

Shemy -predlozhenij -13

Однородное подчинение:

Shemy -predlozhenij -14

Составьте по данным схемам предложения

Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.

  1. Предложение с обращением: [ │О?│…  ]?
  2. Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
  3. Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
  4. Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
  5. Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].

Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!

Заключение

Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.

А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.

Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Добавить комментарий