Загрузить PDF
Загрузить PDF
Вам нужна хорошая оценка, чтобы быть хорошистом или отличником? Не нужно «клянчить» хорошую оценку, но если вы воспользуетесь некоторыми из описанных здесь способов, скорее всего, учитель повысит вам оценку. Помните, что существует тонкая грань между обращением за советом или разъяснением и напористостью и неуважительным отношением к учителю. Сотрудничайте с учителем, чтобы повысить свою успеваемость, а не конкурируйте с ним. Следуя некоторым из приведенных советов, будьте внимательны и думайте наперед.
-
1
Перед разговором с учителем четко определите, что вы хотите спросить и чего вы хотите добиться. Вероятно, вас удивит, насколько хорошо учитель осведомлен о ваших проблемах с успеваемостью, поэтому заранее подготовьтесь к разговору.
- Запишите то, что хотите сказать. Не нужно зачитывать вопросы по бумажке перед учителем, но если вы четко определите свои проблемы и изложите их в письменном виде до разговора, во время него вам не придется волноваться о том, что вы что-либо упустили.
-
2
Перед разговором с учителем подумайте о своей успеваемости. Она резко снизилась? Или они снижается постепенно? Быть может, вы считаете, что ваши оценки не соответствуют усилиям, которые вы прилагаете?
- Учитель, скорее всего, начнет разговор с вопроса: «Как вы думаете, почему так случилось?» Заранее подготовьте ответы на такие вопросы. Если вы не знаете ответа, признайтесь в этом и попросите о помощи: «Я не знаю, почему мои оценки такие плохие; помогите мне, пожалуйста, разобраться в этом и посоветуйте, как мне их улучшить».
-
3
Не обвиняйте учителя. Разговор ведите в позитивной манере. Не делайте из учителя врага, который не позволяет вам получать хорошие оценки.
-
4
Скажите учителю, что вы хотите поговорить с ним. Если возможно, конкретизируйте тему разговора, например, скажите, что хотите поговорить о предмете, задании или более общих проблемах. Встретьтесь с учителем до или после уроков. Имейте в виду, что от настроения учителя зависит, даст ли он вам второй шанс или нет. В большинстве школ учителя крайне загружены и постоянно напряжены, поэтому разговаривайте с учителем вежливо и доброжелательно.
- Если вы хотите поговорить о чем-то конкретном, предупредите учителя заранее, чтобы он подготовил и взял с собой соответствующие материалы.
- Если вы хотите поговорить о более общих проблемах, скажите учителю так: «Я хотел бы поговорить с вами после уроков», — или: «Мне нужен ваш совет, и я надеюсь, что мы можем поговорить об этом».
Реклама
-
1
В разговоре с учителем будьте вежливы и доброжелательны. В этом случае учитель воспримет вас более серьезно. Обвинения в адрес учителя не принесут пользы (но и не подлизывайтесь; даже если у вас серьезные проблемы, подлизывание будет только раздражать учителя).
- Ваш учитель будет впечатлен тем, что вы обратились к нему за советом и помощью, но просите именно совета, а не требуйте ответов на свои вопросы.
- Используйте примирительные, а не обвинительные выражения: «Я хотел бы понять, почему я не получаю хорошие оценки; можете ли вы поговорить со мной о моих упущениях и слабостях?»
- Не говорите: «Почему вы ставите мне плохие оценки?» Покажите учителю, что вы берете ответственность на себя: «Я получаю не очень хорошие оценки и мне пригодится ваш совет, как их исправить».
-
2
Просите практических советов. Расскажите учителю, что вы уже задумывались о способах улучшить свои оценки, и попросите совета учителя, как реализовать ваши идеи. Так вы продемонстрируете ему, что не боитесь тяжелой работы и понимаете, что учитель обладает знаниями и навыками, которые могут быть полезны для вас.
- Если вы разработали график обучения, попросите учителя просмотреть его.
- Учитель, скорее всего, имеет представление о ваших сильных и слабых сторонах, поэтому попросите его: «Подскажите мне, пожалуйста, на чем я должен сосредоточить свои усилия?»
-
3
Если у вас плохая успеваемость по определенному предмету, поговорите с учителем до того, как начнутся итоговые контрольные или экзамены. Заранее определив и устранив проблемы, вы избежите получения плохой оценки.
- Так вы покажете себя как активного, внимательного и заинтересованного человека.
-
4
Обстоятельно расскажите о своих проблемах учителю. Если учитель видит вас только один раз в неделю, он не знает о вашей жизни вне школы; возможно, у вас есть проблемы, которые препятствуют вашей хорошей учебе. Не бойтесь говорить об этом с учителем. Не пытайтесь снять с себя ответственность, но расскажите все в деталях, чтобы учитель понял, что с вами происходит.
- Возможно, учитель захочет вникнуть в суть ваших проблем, чтобы понять, как вам можно помочь.[1]
- Если у вас домашние проблемы, лучше поговорить со школьным психологом (если он есть). Но если в школе есть учитель, которому вы доверяете и с которым у вас хорошие отношения, то лучше поговорите с ним.[2]
Реклама
- Возможно, учитель захочет вникнуть в суть ваших проблем, чтобы понять, как вам можно помочь.[1]
-
1
Поговорите с учителем до того, как он выставит оценки за экзамен (если вы считаете, что вы не справились с экзаменационными заданиями). Ожидание оценки демонстрирует отсутствие инициативы с вашей стороны; если вы знаете, что не справились с заданиями (тем более, если для этого есть веская причина), немедленно поговорите с учителем. В большинстве случаев учитель не сможет изменить оценку, если он уже выставил ее.
- Если, например, учитель уже выставил оценку за первую четверть, повысьте успеваемость во второй четверти, чтобы улучшить годовую оценку.
-
2
Уясните систему выставления оценок учителем. Если вы хотите поговорить с учителем и оспорить вашу оценку, вам необходимо понять систему выставления оценок и что на них влияет.[3]
Учитывает ли учитель только результаты ваших письменных работ и устных ответов? Или же он принимает во внимание вашу активность в классе во время обсуждения различных тем? -
3
Определите тип экзаменационной работы. Вам будет легче оспаривать оценку, если вы писали тесты, где есть только правильные и неправильные ответы. Если вы решали задачи или писали сочинение, то оспорить оценку гораздо сложнее, потому что интерпретировать результаты таких работ можно более субъективно.[4]
.- Если это было сочинение, попросите учителя прочитать работу вместе с вами, чтобы вы поняли, по каким критериям учитель оценил ваше сочинение.[5]
- Если это было сочинение, попросите учителя прочитать работу вместе с вами, чтобы вы поняли, по каким критериям учитель оценил ваше сочинение.[5]
-
4
Определите причины, по которым вы заслуживаете лучшей оценки. Например, это может быть ваша положительная активность в классе или проблемы личного характера (которые способствовали снижению вашей успеваемости). Если у вас личные проблемы, честно расскажите о них учителю.
-
5
Спокойно и профессионально расскажите учителю, что вы думаете по поводу вашей низкой оценки. Покажите учителю свои хорошие оценки за другие задания и экзамены, чтобы продемонстрировать, что вы способный ученик, и предложите учителю решение, которое вы считаете разумным. Будьте убедительны и держитесь уверенно, но не говорите так, будто вы знаете больше или лучше учителя.
- Найдите работы с хорошими оценками, чтобы использовать их в качестве примеров. Попробуйте доказать учителю, что низкая оценка по его предмету является случайностью и что она не должна влиять на вашу общую успеваемость; в этом случае у вас будет больше шансов на то, что учитель исправит вашу оценку.
- Если проблема в том, что вы выполняли групповое задание и у вас в группе были слабые ученики, не вините их за то, что получили плохую оценку (иначе вас сочтут плохим командным игроком). Вместо этого скажите учителю, что вы помогали отстающим ученикам (и поэтому не уделяли проекту максимум усилий) и что получать низкие оценки из-за чьей-то работы — несправедливо.
Реклама
-
1
Подумайте о разумном решении. Оно зависит от вашей ситуации. Например, если вы плохо справились с одним заданием, попросите учителя дать вам возможности выполнить это задание еще раз. Но если вы хотите, чтобы учитель повысил вашу оценку с 3 до 5 за выполнение нескольких дополнительных заданий, то, скорее всего, учитель откажет вам; он предложит вам выполнить много-много дополнительных заданий, чтобы вы показали вашу заинтересованность. Возможно, вы не получите 5, но такой подход поможет вам улучшить вашу успеваемость.
-
2
Поддерживайте высокие показатели. Выполняя домашние задания, подчеркивайте важные моменты и пишите аккуратно и разборчиво. Это может привести к повышению оценки, так как многие учителя учитывают опрятность работ при выставлении оценок. Если вы сдаете доклад, вложите его в папку, чтобы продемонстрировать учителю заботу о вашей работе.
- Только представьте,каково это — читать работу, написанную неразборчивым почерком; настроение это точно не улучшит, к тому же займет немало времени.
-
3
Проявите активность и попросите у учителя дополнительных заданий. Иногда возможностей для получения дополнительной оценки не так много, поэтому будьте начеку и проявляйте заинтересованность. Учитель будет впечатлен вашим желанием получить дополнительную оценку, что повысит ваши шансы улучшить вашу успеваемость.
-
4
Ограничьте свои ожидания. Если в чем-то сомневаетесь, не озвучивайте это, иначе последствий не избежать. Делайте то, что принесет хоть какие-то положительные результаты, и забудьте про то, что не имеет ни малейших шансов. Вы хорошо знаете своих учителей и, хотите — верьте, хотите — нет, они тоже хорошо знают вас.
- Дополнительная оценка может быть чрезвычайно полезной, но она не компенсирует вашу слабую учебу в прошлом. Дополнительная оценка позволяет повысить успеваемость тем ученикам, которые и в прошлом прилагали усилия в учебе. Маловероятно, что учитель позволит получить дополнительную оценку ученику, который хочет исправить итоговую 2 на 5.
Реклама
-
1
Воплощайте советы учителя в жизнь. Если вы последуете советам учителя, то с большой вероятностью улучшите свои оценки. Прилагайте больше усилий — участвуйте в дискуссиях, не перебивайте учителя и других учеников и не болтайте с одноклассниками. Учителя гораздо благосклоннее относятся к ученикам, которые упорно трудятся, чтобы получить хорошую оценку.
-
2
Больше занимайтесь вне класса. Если вы продемонстрируете учителю, что ваши знания являются результатом вашей упорной внеклассной работы, а также покажете интерес к изучаемому предмету, то вы выделитесь среди своих одноклассников. Читайте дополнительную литературу, будьте активным в классе и производите положительное впечатление на учителя.[6]
-
3
Распланируйте свое время и станьте организованным учеником. Зачастую плохие оценки являются результатом неорганизованности учеников, когда, например, они начинают учить материал за день до итоговой контрольной работы. Чтобы улучшить оценки, учите предметы на протяжении всей четверти. Составьте график учебы и придерживайтесь его. Таким образом, если вы столкнетесь с непонятной темой, у вас будет больше возможностей поработать над ней и найти некоторые рекомендации и подсказки.
- Учителя всегда рады, когда ученики стремятся улучшить свои оценки. Вашему учителю будет приятно наблюдать за тем, как вы следуете его советам и повышаете свою успеваемость.
Реклама
Советы
- Если учитель предлагает сделать реферат или выполнить иную дополнительную работу, обязательно возьмитесь за нее. Старайтесь приложить максимум усилий, чтобы выполнить задание качественно и получить оценку, которую вы заслуживаете.
- Если вы боитесь разговаривать с учителем, попросите друга пойти с вами.
- Желаемое не всегда совпадает с действительностью. Делаете все возможное, но все еще получаете 4-? Значение имеют ваши усилия, а не конечный результат.
- Спросите у учителя, в чем причина ваших провалов и что вы упускаете.
- Прежде чем подходить к учителю, убедитесь, что у него есть время и что у него хорошее настроение. Некоторым учителям очень не нравится, когда их беспокоят в то время, как они чем-либо заняты. Когда подберете подходящее время для разговора, говорите громко и четко, а также не забывайте об энтузиазме в голосе.
- Если вы так и получаете плохие отметки, не расстраивайтесь. Поговорите с учителем о дополнительных занятиях или обратитесь к помощи репетитора. Кроме того, всегда закрепляйте пройденное на уроке либо самостоятельно, либо с репетитором (или с учителем, если он на это согласится).
- После разговора с учителем о вашей успеваемости прилежно учитесь и прилагайте максимум усилий на контрольных и экзаменах. Поговорите с учителем о дополнительных заданиях, которые, возможно, повлияют на вашу оценку.
- Да, плохие оценки расстраивают, но чтобы их исправить, нужно усердно трудиться.
Реклама
Предупреждения
- Если вы откладываете все на последний момент, чтобы улучшить оценку, это вряд ли сработает. В этом случае попросите учителя дать вам дополнительные задания.
- Если вы — твердый ударник, но решили стать отличником, придется приложить немало усилий.
- Не проявляйте чрезмерную настойчивость — учителя наверняка это рассердит. Если он не готов пойти на уступки и поставить вам более высокую оценку, смиритесь с ней и продолжайте учиться.
- Подумайте о том, стоит ли вам стремиться к улучшению оценки. Готовы ли вы прикладывать много усилий, чтобы получить хорошую оценку? Подумайте над этим, прежде чем разговаривать с учителем.
- Будьте осторожны, обвиняя одноклассника в том, что вы получили плохую оценку только потому, что он не справился со своей частью проекта; если он узнает об этом, ваши дружеские отношения будут испорчены.
Реклама
Что вам понадобится
- Дополнительные задания
- Помощь родителей (по желанию)
Об этой статье
Эту страницу просматривали 203 041 раз.
Была ли эта статья полезной?
Как задавать вопросы и выражать просьбы к учителям и классному руководителю
30.09.2021
СКАЧАТЬ ОБРАЗЦЫ ЗАЯВЛЕНИЙ, ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ И ЗАПИСОК В ШКОЛУ
Как правильно написать записку учителю, выразить просьбу (в том числе деликатную), убедить помочь, задать непростой вопрос. Учимся формулировать устно и письменно запросы к учителям и классному руководителю.
Затруднительные ситуации возникают, когда мы не знаем, как попросить учителя о помощи или задать вопрос в разговоре, личных сообщениях или по телефону. Или когда нужно написать записку в школу об особых обстоятельствах. Так происходит, если мы не хотим обидеть учителя, испортить с ним отношения или навредить ребенку. Разбираемся, как правильно формулировать наши запросы устно и письменно, на бумаге и при помощи телефона.
Как попросить учителя помочь?
Обычно нам трудно попросить учителя о чем-то, когда мы не уверены в том, что он пойдет нам навстречу. Так бывает, если мы хотим особого отношения к ребенку, но чувствуем себя не совсем в праве.
Как попросить учителя пересадить ребенка?
Если вы хотите, чтобы учитель пересадил ребенка на первую парту или же с последней парты поближе, у вас должна быть готова мотивация. Она может быть медицинской и личной.
Если просьба обоснована тем, что ребенок плохо видит или плохо слышит, у вас на руках должна быть справка с рекомендацией врача-окулиста. Ее можно взять в районной поликлинике – существуют нормативы по рассадке в классе детей с особенностями здоровья.
Действуйте через классного руководителя. Напишите заявление на его имя со следующим текстом: “Прошу организовать рассадку в классе таким образом, чтобы мой ребенок ФИО сидел на 1-2 парте, согласно рекомендации врача-окулиста. Копию медицинского заключения с рекомендацией для образовательного учреждения прилагаю. Дата, подпись”. Копию заключения можно не заверять, если школа в целом адекватна и дружелюбна, достаточно ксерокса. На такую просьбу не поступит отказ, поскольку школа обязана выполнить предписание медиков. Если вдруг такое произойдет или классный руководитель будет тянуть время, напишите аналогичное заявление на имя директора и подайте его секретарю в двух экземплярах. На вашем экземпляре он должен поставить отметку о том, что документ принят, дату и подпись.
Если же вы просите пересадить ребенка от соседа, который мешает ему заниматься, или же вы хотите, чтобы учитель пересадил вашу дочку к подруге или сына к другу, это именно просьба, без основания, которое школа обязана выполнить. Личные просьбы такого характера не стоит формулировать на бумаге. Однако обоснование о просьбы все равно должно быть.
Если учитель общается с родителями в личных сообщениях, напишите ему. “МИ, прошу вас пересадить (имя ребенка) на другую парту на уроке математики. Ребенок испытывает сильный стресс, переживает за свои оценки, когда не уверен, что хорошо усвоит материал урока”. Учитель поймет, что вы имеете в виду соседа, который отвлекает вашего ребенка, но при этом оценит вашу деликатность.
Если вам откажут, напишите классному руководителю. “МИ, я уже обращалась к (имя учителя) с просьбой пересадить на ее уроках (имя ребенка) на другую парту, но она мне не ответила. Я очень переживаю, что мой ребенок все чаще и чаще жалуется на утомляемость, хуже усваивает материал по предмету и испытывает стресс перед уроком, судя по сообщениям, которые я от него получаю в телефон.” Обычно этого достаточно, чтобы вам помогли. Учителя реагируют на такие сигналы о неблагополучии ребенка, опасаясь более тяжелых последствий.
Чего точно не надо делать, когда вы просите пересадить ребенка:
- Обвинять другого ребенка в плохом поведении. В ответ вы можете услышать, что ваш ничем не лучше. Основание для просьбы разбито – в просьбе отказано
- Говорить о том, что ваш ребенок отвлекается на последней парте. Даже если это так, вашему ребенку нужно больше внимания, а в конец класса его пересадили, чтоб не мешал учителю. Вам могут сказать, чтобы вы учили ребенка хорошо себя вести и контролировать себя.
- Обвинять учителя в попытке убрать с глаз долой неудобного ребенка. Так вы вызовите желание защищаться, а не помогать.
Обосновывайте просьбу пересадить ребенка его тяжелым стрессом, симптомами тревожности, страхом перед плохими оценками. Это то, за что потенциально вы потом сможете спросить со школы: “Мол, я вас предупреждал, что так будет, вы не обратили внимания, не предотвратили, не отреагировали”. Проще пойти вам навстречу, чем отказать и получить негативные последствия.
Как попросить учителя исправить оценку?
Совсем другая ситуация, когда вы задумываетесь о том, как убедить учителя исправить оценку. На такую просьбу не нужно писать заявление, вопрос надо решать лично и действовать в зависимости от того, за что ребенок получил низкую отметку.
Если нужно исправить двойку за невыполненную работу, например, несделанное домашнее задание или доклад, который ребенок не сдал вовремя, выразите просьбу мягко. “МИ я знаю, что (имя ребенка) вовремя не сдал (работу) и понимаю, что он заслужил двойку. Мне бы не хотелось, чтобы он потерял мотивацию к предмету и перестал учиться. Прошу вас дать ему дополнительное задание, чтобы получить оценку, которая покажет ему, что вы хорошо к нему относитесь и поддерживаете его желание выучить предмет”.
Вы можете не знать, какие правила по закрытию оценок от коррекции установили в электронном журнале вашей школы, например. В некоторых системах оценки замораживаются через три дня после выставления или учителей банально наказывают, когда они исправляют оценки. Поэтому формулировку “исправить оценку” лучше не использовать. Попросить учителя закрыть двойку, например, намного адекватней.
Как попросить у учителя переписать контрольную?
Оценки за контрольную в большинстве государственных школ менять нельзя. В электронных журналах они отслеживаются, у них есть дополнительный вес в зависимости от значимости работы. То есть какая-то двойка – это как три двойки за ответы на уроке при расчете оценки за четверть или триместр.
Поэтому просить имеет смысл также о дополнительной работе, отработке, чтобы получить оценки, которые поддержат мотивацию ребенка и скорректируют средний балл за четверть и триместр.
В целом, школе важно показывать хорошую успеваемость учеников, поэтому отказывать вам смысла нет. Будьте спокойны и вежливы, и вам помогут.
Как уговорить учителя не ставить два?
Исправить оценку всегда сложнее, когда ее уже поставили в журнал. Многие учителя объявляют оценки и берут паузу, чтобы дети могли исправить. Но что делать, если учитель так обычно не делает, а ребенок еще до того, как проверили самостоятельную или контрольную работу, сам понял, что написал на двойку? Как попросить учителя не ставить 2?
В этом случае стоит научить его решать проблемы заранее. Имеет смысл подойти к учителю сразу после урока и сказать: “МИ, я сегодня был не готов к контрольной и знаю, что плохо написал ее. Я могу написать лучше, если у меня будет три дня на подготовку. Материал я подтяну в любом случае, но хотел бы заранее попросить вас о возможности написать такую же работу. Оценка меня тоже волнует, но еще больше я хочу доказать, что выучил тему. Можно ли переписать контрольную?”
Конечно, есть принципиальные учителя, которые все равно поставят два, но отказать в возможности переписать и закрыть двойку после такого захода намного сложнее.
Как попросить попросить прощения у учителя?
Иногда ребенку необходимо извиниться перед учителем за свой поступок. Например, он испортил какую-то вещь в классе, либо подростки плохо вели себя на уроке, а потом сожалеют об этом. Здесь важно понимать, что просить извинения у учителя можно формально, если он этого требует, а можно – искренне. Подростки иногда совершают ошибки на эмоциях, но на самом деле не хотят обижать взрослых и стремятся восстановить отношения.
Если в целом подросток равнодушен к учителю, в их отношениях нет человеческой симпатии, то извинения – это такой ритуал. Учитель их требует и морально давит на ребенка. В этом случае ученики часто не хотят извиняться именно потому, что не хотят подчиняться давлению. Поговорите с ребенком об этой ситуации так: “Смотри, ты не чувствуешь себя виноватым, потому что считаешь, что учитель первый тебя обидел. Ты считаешь, что просто защищал свои интересы. Это твое право. Вопрос в том, готов ли ты выдержать последствия или проще извиниться? Что больше отвечает твоим интересам?” Это сложный взрослый выбор, а подобрать слова так, чтобы подросток мог сохранить свое достоинство и при этом уладить конфликт – серьезная задача, в которой ему нужна помощь.
Если же подросток искренне сожалеет и признает свою вину, помогите найти ему нужные слова. Например, он с друзьями сорвал урок у хорошего учителя просто потому, что ребята увлеклись, им было важно что-то свое, и они не почувствовали, как тяжело было учителю. Нужно объяснить, что учитель может быть расстроен, но он будет рад, что дети заметили его чувства и им не все равно. Не нужно винить себя и страдать, нужно просто сказать: “Прошу простить меня за то, что я плохо себя вел на уроке. Я очень увлекся игрой и не заметил, что шумел и мешал вам и другим. Я понял, что произошло, только когда вы меня выгнали из класса. Постараюсь следить за собой”.
Как договориться с учителем об индивидуальных занятиях?
Иногда вам необходимо не просить, а договариваться о том, что в интересах учителя, а не только вас. Чаще всего, родители смущаются, когда хотят попросить учителя о репетиторстве за деньги. Но бывает непросто и попросить о дополнительных занятиях с ребенком, который не понял тему или проболел.
Как договориться с учителем о репетиторстве?
Некоторых учителей можно попросить быть репетиторами у собственных учеников, и они соглашаются. Однако многие отказываются, потому что боятся, что таким образом вы хотите купить оценку. Поэтому учитель опасается, что вы потом начнете требовать отметку, раз заплатили деньги. Впрочем, некоторые педагоги не прочь так подзаработать, если понимают, что могут не повышать знания ребенка, а им за это ничего не будет. Например, предмет на ОГЭ или ЕГЭ – по выбору, обязательную диагностику можно проболеть, в общем, за результат не спросят.
Попросить учителя о репетиторстве можно так. “МИ, мы решили нанять (имя ребенка) репетитора по вашему предмету. Мы бы хотели, чтобы индивидуальные занятия вели вы, чтобы ребенка не дергать по разным требованиям и методикам.”
Если учитель откажет, попросите его порекомендовать кого-то. У учителей есть практика меняться учениками с коллегами. Вроде, оценку повышать не обязаны, но все же рекомендация налагает некоторую ответственность. Это не самый плохой вариант.
Если же учитель отказал, ничего страшного. Можно обратиться на онлайн-курсы или найти отличного репетитора.
Как попросить об индивидуальных занятиях бесплатно?
Когда школьник много проболел, пропустил или не понял важную тему, ему может понадобиться помощь, чтобы не упала мотивация к учебе. Многие учителя сами первые предлагают остаться после уроков, чтобы нагнать материал. В большинстве школы есть дополнительные занятия или часы консультаций, которые учителям оплачивают, чтобы они позанимались с отстающими. Спросите об этому у учителя, а заодно поймете, готов ли он позаниматься с ребенком в свободное от обязательных уроков время.
Можно начать разговор так. “МИ, подскажите, пожалуйста, есть ли у нас в школе консультации по вашему предмету? (имя ребенка) не понял тему. Боюсь, он запустит учебу, если ему сейчас не помочь. Он уже переживает, что получит много двоек, но стесняется попросить о помощи. Есть ли у нас такие занятия в школе?” Если учитель настроен помочь, он расскажет вам, когда он или коллега проводят занятия. Если же нет, то дальше у вас есть выбор. Найти репетитора или курсы или дожать школу.
Дожать можно, не грубо, но уверенно через запрос директору школы. В нем нужно выразить мысль о том, что учитель отказал в помощи ребенку, который не справляется с обучением и испытывает стресс. Примерный текст заявления: “Уважаемый ИИ. Мой сын (имя ребенка) по болезни пропустил обучение в школе (даты). В этом время на уроке (предмет) класс проходил тему (название). Ребенок самостоятельно не смог ее освоить во время болезни и сильно травмирован страхом перед неудовлетворительной оценкой. Мы обратились к учителю ФИО с просьбой рассказать о том, как школа помогает детям, которые не усвоили материал по объективным причинам, однако она не смогла нам помочь. Прошу вас сообщить, какие дополнительные занятия проводятся в нашей школе для детей, которые испытывают трудности с освоением программы из-за пропусков по болезни. Копию справки о болезни прилагаю”.
Это корректный способ пожаловаться на учителя и потребовать организовать помощь вашему ребенку.
Как получить у учителя информацию?
Казалось бы, чего такого, задать вопрос, получить информацию. Но нас часто смущают даже простые ситуации, когда речь идет об отношениях с педагогами в школе.
Как узнать у учителя результаты контрольных или диагностик?
Какой тип проверочной работы вас интересует?
Проверочные работы в школе делятся на внутренние и внешние. Внутренние – это которые дает сам учитель по программе, сам же оценивает. То есть обычные тесты, самостоятельные, контрольные. За них выставляют оценки в электронный журнал со специальными пометками. В любом случае, родители имеют право получить информацию о результатах, но надо иметь в виду некоторые важные обстоятельства.
Внешние диагностики – это когда в школу присылают работу и проверяющих. Или же сажают детей в компьютерный класс и проводят работу онлайн под присмотром проверяющего, который не работает в школе. Проверяют работы не в школе, оценки присылают.
Также в прошлом году, например, были внешние диагностики вместо ОГЭ по выбору. Проверяющих на них не было, но результаты учителя должны были проверить и отправить в Департамент образования. ВПР проводятся по той же схеме: в школу присылают готовые работы, потом ключи и критерии проверки, школа проверяет и отправляет результат.
Оценки за внешние работы школа вообще не обязана ставить в электронный журнал. Потому что это диагностические работы. Их цель – проверить уровень знаний по городу, дать школе статистику о том, над чем надо поработать с классом и конкретным учеником. При этом по каждой внешней работе есть рекомендованная шкала соответствия баллов школьной оценке. Их обещали подтягивать из базы проверяющих организаций, но так и не делают этого. Поэтому школа ставит эти оценки в журнал по своему усмотрению и кто во что горазд. Кто им присваивает повышающий коэффициент, кто нет.
Родителям имеет смысл знакомиться с результатами этих работ, чтобы понять, когда ребенку нужна помощь, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях. И родители имеют право получить эту информацию по своему ребенку.
Как запросить результаты?
Обратитесь к классному руководителю с неформальной просьбой для начала. “МИ прошу вас прислать мне результаты диагностики МЦКО моего ребенка, которая прошла (дата)”. Если вам откажут, напомните классному руководителю, что вы являетесь по закону участником образовательного процесса и имеете право на полную информацию о результатах вашего ребенка.
Только имейте в виду, что внешние диагностики могут проверять долго – до 40 дней, а по внешним с проверкой школой обычно дается неделю на отправку результатов и сканов работ, а потом долго подтверждают – это может занять пару недель, до формирования протоколов. Поэтому не подозревайте школу в злом умысле, если вам говорят, что результатов нет через пару недель после диагностики. А вот через полтора месяца они должны быть точно.
Как узнать у учителя день рождения?
Иногда мы стесняемся спросить даже о хорошем. Например, даты рождения учеников класса. Не переживайте и спокойно напишите учителю, что вы хотели бы от родительского комитета поздравлять детей. Если учитель боится раскрыть персональные данные, его можно понять – ситуация и инструкции крайне запутанны. Тогда проще сделать опрос в родительском чате.
Если вы хотите узнать, когда у учителя день рождения, а классный руководитель не может вам помочь, подключите подростков к делу. Бывают, конечно, учителя, которые скрываются от социальных сетей, но это редкий случай. Если же подростки не справятся сами, пусть попросят помощи у старшеклассников или организуют проект по поиску данных. Или получения их от учителя хитрым способом. Дайте им челлендж придумать такую игру, в которой учитель не сможет удержаться и признается.
Как сообщить учителю об отсутствии?
Иногда нам надо написать классному руководителю записку об отсутствии ребенка заранее или отпросить его с последних уроков. В этом случае, документ называется не “записка”, а заявление. И его цель – подтвердить, что вы сняли со школы ответственность за жизнь и здоровье ребенка, а также усвоение программы. Поэтому так и надо писать, только на имя директора, а не учителя. “Мой ребенок (имя), ученик (номер буква) класса будет отсутствовать в школе (дата и время или просто дата, если целый день) по семейным обстоятельствам. Ответственность за жизнь и здоровье ребенка, а также освоение программы по пропущенным урокам беру на себя”.
Вне зависимости от истинной причины пропуска пишите про семейные обстоятельства – вы не обязаны изливать душу или исповедаться перед школой.
Как написать учителю смс, что ребенок не придет?
Если ребенку нужно пропустить школу внезапно, а заявление заранее вы передать не успели, напишите классному руководителю смс или личное сообщение в чат о том, что ребенок не придет. Примерный текст: “МИ, (имя ребенка) сегодня в школу не придет по семейным обстоятельствам, проблем со здоровьем нет. Заявление задним числом передам с ним завтра. Спасибо.”
Как написать учителю сообщение или смс, что ребенок заболел?
Если ребенок заболел и будет справка, то нужно именно так и сообщить. Сейчас из-за ковида еще не мешает деликатно уточнить, будет ли ребенок сдавать анализ, были ли у него контакты с больным коронавирусом.
Если ребенок не придет, потому что он приболел, но к врачу обращаться не будете – напишите про семейные обстоятельства, как мы говорили выше. Обычно школы просят больше пяти дней не брать по семейным, но правила типа не пускать в школу тех, кто по семейным обстоятельствам пропустил больше, – нет. Поэтому вы можете спокойно написать учителю, что по семейным обстоятельствам ребенок пропустит неделю. Но имейте в виду, что ребенок, скорее всего, будет общаться с одноклассниками и информация до учителя дойдет, поэтому придумывать истории про то, что именно за обстоятельства не пускают его в школу, – не надо.
Если ребенок явно заболел и вы будете обращаться к врачу, сообщите об этом классруку. Также сообщите, если планируете сдавать анализ на ковид. Например: “МИ, (имя ребенка) заболел с температурой. Вызвали врача. С коронавирусом известных контактов не имели, но если потребуют сдать анализ – сдадим”. Это достаточная информация для школы о происходящем.
Как написать записку учителю физкультуры?
Пропускать урок физкультуры ребенок может по разным причинам. Если он плохо себя чувствует, если у него освобождение. Есть также особые обстоятельства у девочек, которые смущают родителей и самих школьниц, и не понимают, как объяснить учителю, почему ученица не может заниматься.
Если у ребенка есть освобождение от физкультуры после болезни – сообщить об этом задача классного руководителя, которому вы сдавали справку. Когда в школе этот процесс не налажен, имеет смысл со справки делать ксерокс или фото на телефон и писать сообщение учителю напрямую. “МИ, (имя ребенка) освобожден от физкультуры после болезни до (число)”. Если это первые или последние уроки и вы хотите, чтобы ребенок был не в школе, дополните: “Я передам с ним заявление по семейным обстоятельствам, чтобы он мог уйти из школы”. Передайте заявление, о котором мы говорили выше, про ответственность и т.п.
Если ребенок приболел или у девочки есть необходимость пропустить урок, не нужно углубляться в детали. Напишите записку об общем плохом самочувствии. “МИ, прошу вас освободить от занятий физкультурой моего ребенка (имя, класс, дата) в связи с плохим самочувствием в целях предотвращения несчастных случаев на уроке. Если вам необходимы дополнительные разъяснения, прошу позвонить мне (номер телефона)”. Это достаточно весомая формулировка, чтобы учитель не стал ее оспаривать и задавать ребенку неприятные вопросы.
Как отпросить ребенка с классного часа
Многие учителя требуют обязательного посещения классного часа. Требования классного руководителя понятны: они часто не умеют иначе доносить актуальную информацию в иных форматах. Плюс иногда есть потребность обсудить актуальные вопросы лично. Проблема в том, что классный час обычно ставят после уроков, а у ребенка могут быть дополнительные занятия или другие дела.
Ребенок не обязан посещать классный час – он вообще не входит в учебную нагрузку, поэтому формально ребенок может встать и уйти без записки от родителей. Желательно сообщить классному руководителю об этом в сообщении, просто чтобы ребенку было проще уйти с классного часа.
Другое дело, что по факту часто классный час проводят за счет часа, который в учебном расписании выделен под проектную деятельность – в таком случае ребенка действительно нужно отпросить. И делать это нужно все в том же формате, что с других уроков. Вообще, можете написать стандартную записку, не разбираясь, есть ли этот час в учебном плане или нет.
Как написать учителю в электронном журнале
В электронном журнале есть возможность писать сообщения учителям, а они могут писать родителям. По факту эту функцию нужно использовать в двух случаях со своей стороны:
- Если у вас с учителем конфликт, и вы начинаете постепенно отстаивать свои права. В этом случае элжур сохранит факт того, что вы обращались с просьбой или предупреждением.
- Если учитель не общается с родителями иначе и сам просит его все общение вести через электронный журнал.
Электронный журнал прозрачен для администрации школы и вышестоящих инстанций и используется для контроля и наказания учителей довольно часто. Именно поэтому, если вы с учителем не договорились вести общение именно там, он может быть не рад сообщению в элжуре вместо того же whatsapp.
Сообщения в электронном журнале показывают адресата, поэтому представляться не надо, если вы заходите под своим аккаунтом. Правила написания сообщений все те же: поздоровайтесь, изложите проблему, задайте вопрос.
Имейте в виду, что в ситуации конфликта все ваши сообщения могут быть использованы точно так же, как вы можете использовать сообщения учителя, чтобы доказать, что он неправ.
Как предупредить учителя, что вас не будет на родительском собрании
Родители не обязаны ходить на собрание, но классному руководителю важно знать, кто придет. Это знак уважения – отреагировать на приглашение на родительское собрание.
Если учитель делает опрос в чате – поучаствуйте, этого достаточно. Если не делает, напишите в личное сообщение: “К сожалению, у меня нет возможности присутствовать на собрании (дата).” Хорошо, когда учитель готовится к собранию и потом отправляет всем полезную информацию. Сейчас во многих школах делают видеозапись родительских собраний и транслируют в прямом эфире и отсылают ссылку по почте. В этом случае добавьте, что вы обязательно ознакомитесь с записью и прочтете материалы. И сделайте это по возможности.
Охватить все ситуации, в которых родители не понимают, как правильно обратиться к учителю – невозможно. Помните об общих правилах: будьте уверены в себе, давайте обоснование, с которым сложно поспорить, упоминайте о последствиях, которых школа хочет избежать. И тогда вам пойдут навстречу в большинстве ситуаций.
Листайте также
Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?
Как уладить конфликт с классным руководителем
Давайте немножечко разберемся.
Во-первых. Ни один учитель (разве что начинающий), не будет исправлять оценку в журнале, т. к. эта операция может иметь далеко идущие последствия, начиная от письменного замечания завуча, и заканчивая выговором директора (обычно не сразу, а после проверки данной документации инспекторами отдела образования).
Во-вторых. Не знаю, как в российских, а в украинских школах, любой ученик имеет право улучшить свою тематическую отметку прямо на уроке. Сложнее ситуация с семестровой или годовой оценкой. В данном случае, только в течении 3 дней после объявления результатов успеваемости, родители учащегося, которые не согласны с выставленными балами, подают заявление на имя директора школы; тогда назначается пересдача, какую обязательно принимает не только сам педагог, а комиссия, как на экзамене.
И в-третьих. Проявляйте хоть малейшую заинтересованность предметом, и учителя всегда пойдут вам навстречу.
Всегда в конце каждой четверти практически каждый (хотя…почему практически? Каждый!) учитель сталкивается со следующей ситуацией: к нему подходят ученики/родители/классный руководитель и просят дать пару-тройку заданий, чтобы повысить отметку.
Как правильно реагировать? Нужно ли идти навстречу? Обсуждаем варианты.
Почему возникают вопросы
Потому что существуют возможности, у каждого ученика должно быть право на ошибку и право исправить ошибку. Это разумно и правильно.
Но согласитесь, что если ученик в течение четверти не старался, ничего не делал, а затем в конце четверти пытается набрать «очки», это несправедливо по отношению к учителю, который делает свою работу каждый урок, готовится к урокам, потому для каждого учителя важно старание, усилия, которые ребенок затрачивает на овладение предметом.
Средневзвешенный вариант электронного журнала
С появлением электронного журнала среднестатистические значения ушли в прошлое. Это когда ученики вместе с родителями считали, что если получил 4,4,5,5,5,3, то среднее значение выходит (4+4+5+5+5+3):6=4,3. Ставим 4. Теперь же больший вес имеют такие виды работ, как контрольные, проверочные и самостоятельные. И очень часто при таких отметках электронный журнал рекомендует выставлять 5.
По этой причине, даже если ученик показывает на уроках средний уровень знаний (ленится, плохо работает у доски), но на уроках контроля показывает высокий уровень знаний, то в этом случае учитель будет ставить более высокий балл.
Дайте задание!
Учителя часто не идут навстречу не потому, что им жалко отметки. Очень часто бывает так, что ребенок, беря выполнять задание домой, выполняет его всей семьей или постоянно советуется с гуглом. То есть обманывает. А учителю неприятно (по меньшей мере) быть обманутым. А кому приятно?
Поэтому учитель просит выполнить работу в школе, при учителе. Не дома, а в классе после уроков. И уже в этом случае, если ребенок подтверждает высокий балл, то любой учитель пойдет навстречу и повысит балл.
А когда выполнять задание?
Вот возьмем учителя русского языка, у которого, предположим, 25 часов. Окон нет, на переменах с классом (все же помнят про ограничения). И когда найти время, чтобы после уроков остаться и выполнить задание с учеником? А потом еще надо выделить время на проверку. Кто-то скажет, что раньше учителя находили время и с отстающими позаниматься, и с одаренными олимпиаду порешать. Да, это правда.
Только раньше учителя не были обременены необходимостью прохождения курсов, выполнением отчетов в гугл-формах и регистрацией своих учеников на мероприятия и платформы. А если учитель еще и классный руководитель, то очень часто вечера заняты телефонными переговорами с родителями и решением текущих задач. Поэтому раньше, как говорится, и чай был слаще, и трава зеленее.
Приходите в каникулы
Так тоже может предложить учитель. В каникулы нет уроков. Да, педагог занят другой работой (вы удивитесь, но в каникулы очень много разных совещаний, курсов, педсоветов), но выделить время на ученика может. Но по какой-то неведомой причине ребята отказываются от такой замечательной возможности поработать в каникулы. Лучше, конечно, запрыгнуть в уходящий поезд последнего дня четверти…
Спорная? Даем задание
Дополнительно задание в конце четверти оправдано только в том случае, когда у ребенка выходит спорная отметка, когда он показывал нестабильные результаты в течение четверти. Но даже в этом случае учитель на завершающих уроках предложит выполнит какое-либо индивидуальное задание на уроке, чтобы самому понять, какую отметку ставить. Потому что наша 4-балльная система очень неудобна для дифференциации.
В любом случае нужно уважать свой труд, быть справедливым.
А вы как относитесь к дополнительным заданиям? Пишите в комментариях.
❗️👉 Не забудьте подписаться и поставить лайк, нам будет приятно😎
Еще больше информации в telegram-канале Обучение ПРО.
Из этой публикации Вы узнаете о том, как деликатно и вежливо уговорить учителя исправить оценку в конце четверти, за контрольную или самостоятельную работу.
Всегда будьте честны с самим собой. Никогда не называйте учителя преподом – даже за глаза. Всегда уважайте его предмет, старайтесь не прогуливать лекции, конспектируя читаемый материал и задавая уточняющие вопросы.
Если Вы, простите, лоботрясничали целую четверть, а теперь хотите разжалобить учителя, согласитесь, что это выглядит не очень достойно.
Чуть ниже, в качестве шпаргалки, я приведу пять опробованных примеров. А Вы мне пообещайте, что никогда не оскорбите учителя!
1. Валентина Сергеевна, Вы справедливо оценили мой ответ. Но я правда готовился, только, видимо, как это часто бывает, переволновался. Уж очень хотелось получить достойную оценку и Вас не подвести. Если это возможно, не могли бы Вы исправить оценку в четверти, а я Вам клятвенно обещаю, что буду стараться учиться прилежно.
Конечно, можно разжалобить учителя, а если Вы девушка, то немного всплакнуть.
Но, повторюсь, что это допускается в исключительных случаях.
Помните о данном мне обещании!
2. Анна Гавриловна, я не лицемерю, но Вы, хоть и строгий, но добрый и справедливый учитель. Я сама виновата в том, что получила низкую оценку. Господи, чего я теперь скажу родителям. Отец расстроится, а у него проблемы с сердцем. Очень жаль, что уже ничего нельзя исправить. Так мне и надо!
3. Семён Генрихович, ну как же так, я только что завалил контрольную работу. Неужели мне грозит двойка в четверти? Неужели я такой неспособный ученик, позор нашего класса? Самое интересное, что я хочу примерно учиться, изучаю материал, конспектирую лекции, но, в конечном итоге, всё равно получаю два балла.
4. Марина Александровна, я окончательно решил поступать в Иняз. С такой оценкой со мной даже разговаривать не станут в приёмной комиссии. Для меня английский язык – главный предмет, а тут такая беда. Не могли бы Вы исправить оценку, а я готов пересдать экзамен в любое время, хоть прямо сейчас.
Марина Александровна, будучи не только справедливым, но и человечным, сердобольным учителем, не станет шибко противиться и пойдёт Вам на уступки.
5. Сигизмунд Карлович, я не пытаюсь Вас уговаривать и, тем более, спорить с учителем. Я получил то, что заслужил. Но ведь оценка, зачастую, не является показателем уровня знаний. Согласитесь, пожалуйста, что мне мог попасться, как назло, несчастливый билет, знаете, как это часто бывает в лотерее. Если я не смогу исправить оценку, значит нет справедливости на белом свете.
Всегда поступайте красиво, не пытаясь обмануть ни себя, ни учителя.
Запомните важное правило!
Учитель – это святая профессия!
Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.