Как правильно найти главные члены предложения

Разбор по членам предложения — это определение главных и второстепенных членов с указанием частей речи, которыми они выражены.

Узнаем, в какой последовательности выполнить разбор по членам предложения. Чтобы понять, с чего его начать, напомним, что предложением является слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль, имеющую интонационную завершенность.

Главные члены предложения

Центром любого предложения являются главные члены — подлежащее и сказуемое. Это равноправные члены, которые образуют грамматическую основу предложения.

Подлежащее обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Сказуемое выражает действие, которое выполняет подлежащее.

Первый шаг разбора — это определение подлежащего и сказуемого, то есть выяснение грамматической основы предложения.

Осенний ветер кружит желтые листья в воздухе.

О чём говорится в предложении? К слову «ветер» зададим вопрос что? Это подлежащее, которое выражено именем существительным. Оно имеет форму именительного падежа. Это слово подчеркиваем одной сплошной линией.

Узнаем, что говорится о подлежащем. От подлежащего зададим вопрос:

ветер (что делает?) кружит.

Слово «кружит» является сказуемым, которое выражено глаголом. Сказуемое подчеркнем двумя прямыми линиями.

«Ветер кружит» — это грамматическая основа предложения, которую составляют подлежащее и сказуемое.

Главные и второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Кроме главных членов, в предложении можно указать второстепенные члены предложения:

  • определение
  • дополнение
  • обстоятельство

Второстепенные члены так называются, потому что они поясняют главные члены предложения и зависят от них. Посмотрим, есть в предложении слово, связанное с подлежащим:

ветер (какой?) осенний.

Слово «осенний» обозначает признак предмета и зависит от подлежащего «ветер». Это второстепенный член предложения — определение, которое выражено именем прилагательным. Определение подчеркиваем волнистой линией.

Далее поищем слова, поясняющие сказуемое.

Кружит (что?) листья.

Слово «листья» обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым «кружит». Это второстепенный член предложения дополнение, которое выражено именем существительным. В отличие от подлежащего в форме именительного падежа дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот второстепенный член предложения подчеркнем пунктирной линией.

Кружит (где?) в воздухе.

Слово «в воздухе» обозначает место действия. Это второстепенный член предложения обстоятельство места. Оно выражено именем существительным с предлогом. Обстоятельство подчеркнем пунктирной линией с точками между штрихами.

В этом предложении у дополнения «листья» также имеется зависимое слово:

листья (какие?) жёлтые.

Это определение, которое выражено именем прилагательным. Подчеркиваем этот второстепенный член волнистой линией.

В результате разбора главные и второстепенные члены предложения должны быть подчеркнуты соответствующими линиями.

Осенний ветер кружит жёлтые листья в воздухе.

Отметим, что в этом предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены. Такое предложение называется распространённым.

Если в предложении есть только главные члены, это нераспространённое предложение.

Пришла зима.

Итак, чтобы правильно выполнить разбор по членам предложения, последовательно действуем по плану:

  1. выделим подлежащее и сказуемое (грамматическую основу);
  2. от подлежащего зададим вопрос к определению;
  3. от сказуемого зададим вопросы к дополнению и обстоятельству;
  4. подчеркнем каждый член предложения и укажем часть речи.

У каждого главного члена предложения имеются поясняющие их второстепенные члены.

Запомним!

Подлежащее поясняется определением, а сказуемое — дополнением и обстоятельством.

От подлежащего нельзя задать синтаксический вопрос к дополнению или обстоятельству.

Приведем примеры письменного разбора по членам предложения.

Примеры письменного разбора по членам предложения

Дети собирают землянику на лесной полянке.

В небе пролетел серебристый самолёт.

Миша гуляет с рыжей собакой в парке.

Шустрый воробей громко чирикает на ветке.

Голуби быстро склевали хлебные крошки.

Разобрать предложение по членам онлайн поможет этот сайт.

Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 86

В предыдущей статье мы говорили о том, что предложение – это место работы частей речи. Представьте себе огромную компанию. Все в ней подчинено строжайшему порядку. У каждого члена предложения есть свое место.

Самый главный член предложения – сказуемое.

Споры о том, есть ли предложения без сказуемого, длятся до сих пор. И это тема для отдельной статьи. В любом случае значимость сказуемого это не отменяет. А потому при синтаксическом разборе мы гордо подчеркиваем сказуемое 2 чертами. Мне же сказуемое представляется королем.

Как найти все члены предложения и не ошибиться. Инструкция по поиску

У короля есть королева Она тоже главная и стоит на одном уровне с королем. Это подлежащее. Его мы подчеркиваем одной чертой.

Как найти все члены предложения и не ошибиться. Инструкция по поиску

Но, отбросив все метафоры, давайте спросим себя – почему же они на одном уровне? Для языка это означает, что мы можем задать вопрос как от подлежащего к сказуемому, так и от сказуемого к подлежащему.

Как найти все члены предложения и не ошибиться. Инструкция по поиску

Кто прыгает? Бабушка
Бабушка что делает? Прыгает.

Двустороннюю связь подлежащего и сказуемого мы обозначаем двойной стрелкой. Они как будто держатся за руки.

Давайте теперь рассмотрим второстепенные члены предложения.

Это члены предложения, которые зависят от главных или других второстепенных членов, подчиняются им. Это означает, что зависимое слово будет отвечать на вопрос, который мы задаем от главного слова, и примет форму, которую требует от него главное слово.

Как у королевы обычно есть служанка, которая ей помогает одеваться, украшать себя, так и у подлежащего тоже может быть «служанка», которая его украшает – определение.

Как найти все члены предложения и не ошибиться. Инструкция по поиску

Поэтому и линия определения в синтаксическом разборе красивая, волнистая, похожая на ленточку.

Например,

Как найти все члены предложения и не ошибиться. Инструкция по поиску

Слово «грустная» выступает в роли определения. Оно зависит от подлежащего «бабушка». То есть от подлежащего мы задаем вопрос какая?, и слово «грустная» принимает форму, которую от него требует подлежащее «бабушка». Мы не можем сказать «грустный бабушка» или «грустном бабушка», мы поставим зависимое слово «грустная» в именительный падеж единственного числа.

Определение может зависеть не только от подлежащего, но и от дополнения, и от обстоятельства. Оно обозначает признак предмета, поэтому легче всего найти существительные и проверить, есть ли у них зависимые слова, отвечающие на вопрос какой? чей?.

Попробуйте найти определения в предложении:

Лохматый дедушка катается на разбитом самокате по зеленому газону.

Итак, нашей королеве с прислугой не повезло. Больше от нее не зависит никто.

Зато от короля-сказуемого могут зависеть два члена предложения: дополнение и обстоятельство. Почему так? Потому что и дополнение, и обстоятельство связаны именно с действием, которое выполняется в предложении. Оба они, безусловно, занимают военные посты в королевстве.

Дополнение похоже на агента тайной полиции.

Как найти все члены предложения и не ошибиться. Инструкция по поиску

Оно готово рассказать о всех существах и предметах. Ему надо тайно, косвенно выяснить всю информацию, поэтому оно отвечает на вопрос косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Линия дополнения прерывистая, похожая на шифровку.

Как найти все члены предложения и не ошибиться. Инструкция по поиску

Дополнение может зависеть от другого дополнения, как и у агента тайной полиции может быть помощник.

Бывает, что дополнение очень похоже на подлежащее. Например,

Бульдог проглотил ботинок.
проглотил (что?) ботинок.

Чтобы не перепутать, мы задаем вопрос: кто выполняет действие? Кто проглотил: бульдог или ботинок? В данном предложении действие выполняет бульдог. Слово отвечает на вопросы кто? что?, стоит в именительном падеже и является подлежащим. А ботинок подвергается этому действию, над ним его совершают. Слово отвечает на вопросы кого? что? и стоит в винительном падеже. Чтобы в этом убедиться, мы можем заменить «ботинок» одушевленным существительным.

Например,
проглотил (кого?) соседа
Винительный падеж – падеж косвенный, а значит, это дополнение.

Обстоятельство – настоящий бравый генерал на полях брани.

Ему важно знать о месте, времени, образе действия, причинах, целях. Поэтому оно отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и готово вести войска в нужном направлении с нужными задачами.

Как найти все члены предложения и не ошибиться. Инструкция по поиску

Подчеркиваем мы обстоятельство штрихпунктирной линией, похожей на азбуку Морзе, которые используют военные для передачи сведений с полей.

Как найти все члены предложения и не ошибиться. Инструкция по поиску

Очень часто обстоятельствами работают существительные с предлогом. Нам очень хочется задать вопрос на чем? Как же нам понять, обстоятельство перед нами или дополнение. Помните, обстоятельству важно знать о месте, времени, образе действия, причинах, целях. Поэтому, когда мы встречаемся со словом, в первую очередь задаем вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? В данном случае на кровати обозначает место и отвечает на вопрос где? Значит, это обстоятельство.

Может так случиться, что ни один из этих вопросов нам не подойдет и мы сможем задать только падежный вопрос, например прыгает с чем? С тарелкой. «С тарелкой» – это точно не место, не время, не образ действия, не причина и не цель. Значит, это дополнение.

Итак, инструкция по поиску членов предложения выглядит так

  • Ищем сказуемое. Задаем себе вопрос: какое действие происходит в этом предложении? В начальной школе сказуемое выражено глаголом. Это наша подсказка. Подчеркиваем сказуемое 2 чертами.
  • Ищем подлежащее. Кто или что выполняет это действие? Подчеркиваем подлежащее одной чертой.
  • Теперь будем искать свиту короля-сказуемого. Начнем с обстоятельств. Задаем вопросы от сказуемого: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? Проверяем, обозначает ли найденное слово место, время, образ действия, причину, цель. Подчеркиваем обстоятельство штрихпунктирной линией.
  • Теперь ищем дополнение. Ищем слова, к которым от сказуемого мы можем задать вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? Подчеркиваем дополнение прерывистой линией.
  • Ищем определения. Для этого находим существительные и задаем от них вопросы: какой? чей? Подчеркиваем определения волнистой линией.

_________________
ПОПРОБУЙТЕ НАЙТИ
в следующем предложении все члены и обозначьте, от какого слова каждый из них зависит.

Вечером грустная бабушка и лохматый дедушка весело пьют лимонный чай с ароматными плюшками на широком подоконнике.

Как найти все члены предложения и не ошибиться. Инструкция по поиску

Левченко Оксана,
филолог, преподаватель русского языка и литературы, монтессори-педагог, редактор блога «Книжный шкаф детям», автор курса “Сбалансированная библиотека”
___________________

РЕКОМЕНДУЕМ:
Домашняя школа русского языка.

Подписаться на новые статьи и анонс занятий по русскому языку можно на канале Telegram «КШД русский язык»

Маленькая просьба: если статья вам понравилась, поставьте любой смайлик в комментариях 😌 Для нас это очень важно.

НАВИГАТОР ПО КАНАЛУ >>

Главные члены предложения – что к ним относится, чем они отличаются от второстепенных и что про них обязательно надо знать в школе

Подлежащее и сказуемое.

3 158

Главные члены предложения – что это такое понятным языком

Сегодня мы поговорим о главных членах предложения в русском языке. К ним относятся подлежащее и сказуемое. Давайте познакомимся с ними поближе, разберем лайфхаки, которые облегчат вам школьную жизнь.

Что значит «главные»

Их достаточно, чтобы выразить мысль: «Я читаю», «Мама отдыхает», «Кот мурлыкает».

Более того, достаточно даже одного из них. Например: «Ночь» – понятно, что на улице ночь. Или: «Грустно» – одним словом сказали о своем душевном состоянии.

А вот второстепенных членов без главных не может быть. Нельзя просто взять и сказать: «С утра». Нужно либо подлежащее в паре со сказуемым: «Я работаю с утра», либо только сказуемое: «Моросит с утра».

Про подлежащее

Оно нужно для того, чтобы называть то, о чем идет речь. Например: «На улице идет дождь». О чем тут идет речь? О дожде, поэтому дождь – подлежащее.

Сразу важный момент. Подлежащее – это не тот, кто совершает какое бы то ни было действие. А именно тот, о ком идет речь в предложении.

Смотрите, в чем разница. «Дом строится рабочими». Кто тут совершает действие? Рабочие. А о чем речь в предложении? О доме. Подлежащее тут именно дом, а рабочие – прямое дополнение.

Про сказуемое

Начнем с того, почему оно так названо. Ученые дали ему такое название, потому что оно «сказывает», «рассказывает» о подлежащем. Что мы узнаем о «рыбаке» в предложении «Рыбак очень устал»? Что он «устал». «Сказывает» нам это как раз сказуемое.

Сказуемые могут давать самую разную информацию. Например, сообщать нам о:

  1. Действии: «Я вспоминаю прошлое» (вспоминать).
  2. Состоянии человека или другого живого существа: «Мне плохо» (плохо).
  3. Состоянии неодушевленных предметов или окружающей среды: «Вечереет».
  4. Возрасте: «Мне пятнадцать» (пятнадцать).
  5. Умениях и навыках: «Я умею танцевать танго» (танцевать).

И о многом другом.

Что от них зависит

Это очень важный блок. Сейчас дам материал, а потом объясню, почему.

От подлежащего в каком бы то ни было предложении зависеть может только определение. Например: «Ночь» – «Темная ночь», «Мгла» – «Беспросветная мгла».

От сказуемых может зависеть только дополнение и обстоятельство: «Стучать» – «Стучать молотком» (косвенное дополнение) – «Стучать молотком весь день» (добавилось еще обстоятельство времени).

Знать это надо для двух целей:

  1. Чтобы сразу видеть, полное предложение или неполное.
  2. Чтобы правильно определять тип второстепенных членов.

Если у вас в предложении есть подлежащее и дополнение, то сразу делайте вывод: «предложение неполное». Потому что дополнение может зависеть только от сказуемого, а его у вас нет. Например: «Вода в трубах» – очевидная неполнота. А полный диалог будет таким:

– Что это булькает?
– Вода в трубах.

Аналогичная ситуация. Если есть сказуемое и определение – предложение тоже неполное: «Красный падает». Полный вариант такой:

– Флажки поставили нормально, не падают?
– Красный падает.

Теперь о типе второстепенных членов. Вот ребенок пришел на репетиторство ко мне, я ему дал разбирать предложение. Там было словосочетание «тайны природы». Он говорит: «тайны (чего?) природы – дополнение».

Не правильно. Дополнение может зависеть только от сказуемого. От подлежащего зависят только определения. Поэтому: «тайны (какие?) природы» – несогласованное определение.

Что значит «морфологизованные» и «неморфологизованные»

В школе вряд ли встретитесь с этими словами, но для олимпиад пригодится.

Морфологизованное подлежащее – это такое, к которому нельзя задать вопросы «Кто» или «Что». Сравните:

  1. Хомячок ест. Кто? Хомячок – морфологизованное подлежащее.
  2. Жить – Родине служить. Как тут задать вопрос «кто» или «что»? Никак. Задается только общий вопрос: «о чем говорится в предложении». Подлежащее неморфологизованное.

Аналогично со сказуемым. Оно будет морфологизованным, если к нему можно задать вопрос, как к глаголу: что делает, что сделает, что делали и пр. Сравните:

  1. Я люблю читать книги. Я (что делаю?) люблю читать – морфологизованное сказуемое, с вопросами все окей.
  2. Мой брат учитель. Вопрос «что делаю» задать уже нельзя. Приходится выкручиваться с общим вопросом: «Что говорится о подлежащем» (то есть обо мне) – «учитель». Неморфологизованное сказуемое.

Как их правильно подчеркивать

Подлежащее всегда подчеркивается одной ровной чертой, без «разрывов», сказуемое – двумя.

У подлежащего нет «типов», поэтому под ним мы ничего не пишем. А под сказуемыми надо обязательно написать их тип: простое глагольное, составное глагольное или составное именное:

Подчеркиваю подлежащее и сказуемое

Над ними надо писать части речи, которыми они выражены. Например, я – это местоимение, учить – глагол, учитель – существительное.

Главные члены – не словосочетания

Словосочетания никогда не выражают законченной мысли. А подлежащее со сказуемым сразу образуют предложение, начинают выражать законченную мысль. Поэтому они не являются словосочетаниями.

Еще один момент, который вам поможет запомнить разницу. В словосочетании вопрос можно задать только от главного слова к зависимому, не наоборот. А от сказуемого, по идее, можно задать вопрос к подлежащему: Рабочие (что делают?) строят. Строят (кто?) рабочие.

Сказуемое и подлежащее как бы оба главные члены и сложно определить, кто из них главнее.

Полезные материалы по теме

Очень вам советую прочитать статьи про односоставные предложения. Я там даю много примеров и всегда их комментирую. Эти статьи помогут вам лучше различать подлежащее и сказуемое, правильно задавать к ним вопросы:

  1. Односоставные предложения (общая статья).
  2. Назывные.
  3. Определенно-личные.
  4. Неопределенно-личные.
  5. Безличные.

Еще рекомендую статью про словосочетание и сложное предложение.

Подпишитесь на рассылку блога. Вам на почту каждую неделю будут приходить наши лучшие статьи по русскому языку. Они небольшие, читаются обычно за три-четыре минуты, написаны простым языком (ну, я старался как мог, упрощал всеми силами).

Если у вас проблемы с русским, загляните в мои подборки с курсами. Они помогут вам эффективно готовиться к контрольным работам, ВПР и экзаменам:

  1. Подготовка к ВПР.
  2. Курсы подготовки к ОГЭ.
  3. Курсы подготовки к ЕГЭ.
  4. Общие курсы по русскому для школьников, взрослых людей, а также иностранцев.

Напишите, пожалуйста, как вам статья. Сумел ли я объяснить вам, что такое главные члены предложения, была ли информация в статье полезной. Если написано плохо, сложно, если вы устали и русский вам уже опротивел – скажите об этом тоже.

Спасибо.

( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы погорим о том, что такое члены предложения и какие они бывают. Эту тему каждый школьник проходит еще в начальных классах.

Но многое из того, что мы когда-то учили, позабылось. А что-то, возможно, будет для кого-то и открытием.

У доски

Главные и второстепенные члены предложения

Члены предложения – это слова и словосочетания, которые связаны друг с другом различными способами. Каждый из них призван дать более точную информацию о предмете повествования.

Все члены предложения делятся на две категории – главные и второстепенные.

  1. К главным относятся подлежащее и сказуемое
  2. К второстепенным – определение, обстоятельство и дополнение

Подлежащее — самый главный член предложения

Подлежащее – это то, на чем строится все предложение. Это главный член, так же как и сказуемое. Но если можно так сказать, то подлежащее в данном случае главнее.

Распознать его просто. Во-первых, именно вокруг этого слова или словосочетания (что это?) строятся все остальные. А во-вторых, оно всегда употребляется в именительном падеже и отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?».

Например:

На столе лежит КНИГА
МАША прыгает по лужам

Выделенные слова и есть подлежащее – человек или предмет, о котором и рассказывает конкретное предложение.

Подлежащее

Подлежащее может состоять из одного или нескольких слов.

Когда слово одно, то оно может быть следующим:

  1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Мама (кто?) мыла раму.
  2. МЕСТОИМЕНИЕ. Он (кто?) не выучил уроки.
  3. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Слепой (кто?) не мог самостоятельно перейти дорогу.
  4. ПРИЧАСТИЕ. Упавший (кто?) сломал себе ногу.
  5. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Трое (кто?) шли по лесу.
  6. ГЛАГОЛ (только в форме инфинитива). Жить (что?), как говорится, хорошо!

Но есть предложения, в которых в качестве подлежащего выступают сразу несколько слов:

  1. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Четверо друзей (кто?) поехали в отпуск.
  2. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Каждый из нас (кто?) должен внести свой вклад.
  3. ЗНАЧЕНИЕ СОВМЕСТИМОСТИ. Отец с сыном (кто?) поехали на рыбалку.
  4. ЗНАЧЕНИЕ ФАЗЫ (периода). На дворе был конец августа (что?).
  5. ПРИНЦИП НЕДЕЛИМОСТИ (слова только вместе обозначают конкретное понятие). Млечный путь (что?) выглядит недосягаемым.
  6. ЗНАЧЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Что-то непонятное (что?) творилось с ним.

Кстати, в редких случаях подлежащее может употребляться и не в именительном падеже. Но только тогда, когда речь идет о чем-то приблизительном. Например, около десяти самолетов (что?) вылетели на задание.

Сказуемое — второй главный член предложения

Сказуемое – это второй главный член предложения. Оно обозначает действие, которое совершает сказуемое, или его состояние.

Сказуемое отвечает на вопросы – «Что делает?», «Что сделает?», «Что сделал?» и «Каков?». Чаще всего в этой роли выступает глагол, но бывают и другие части речи.

Сказуемое

Все сказуемые можно поделить на три части:

  1. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ. Мама мыла (что делала?) раму.
  2. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ – оно состоит из глагола и инфинитива. Вася мечтал поступить (что делал?) в институт.
  3. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ – может быть глаголом или другой частью речи, например, существительным, наречием, причастием, местоимением. Погода была мерзкая (какова?). Пес – верный друг (каков?). У него нервы тверже (каковы?) стали.

Определение — второстепенный член

Определение – это второстепенный член предложения, который всегда относится к существительному, местоимению или части речи, которое в конкретном случае выступает в роли существительного.

Определение отвечает на вопросы – «Какой?», «Который?» и «Чей?».

Все определения делятся на категории:

  1. СОГЛАСОВАННЫЕ – относятся непосредственно к члену предложения в различном падеже, числе и роде. В этой роли часто выступают прилагательные, причастия, числительные и местоимения. Мама мыла грязные (какие?) окна. Он спал уже восьмой (какой?) час.
  2. НЕСОГЛАСОВАННЫЕ – выражаются в виде существительных, сравнительных прилагательных, наречий и глагола в форме инфинитива. Он отдыхал в доме родителей (чьем?).

К определениям также относятся слова существительные, которые пишут с основными через дефис, или являются названиями, которые употребляются часто в кавычках. Например, город-герой, Архип-кузнец, газета «Московский комсомолец».

Обстоятельство

Обстоятельство – это еще один второстепенный член предложения, который обозначает характеристику какого-либо действия или состояния.

Отвечает на вопросы – «Как?», «Где?», «Почему?», «Откуда?», «Каким образом?», «Куда?» и «Зачем?».

Чаще всего обстоятельство выражается в форме наречий, существительных в косвенных падежах глаголом-инфинитивом или деепричастием. Вдали (где?) слышались раскаты грома. Он шел очень тихо (как?). Он приехал из соседней страны (откуда?).

Дополнение

Дополнение – еще один второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

Например, «Кого/Чего?», «Кому/Чему?», «Кем/Чем?», «О ком/О чем?».

Выражается в форме существительного, местоимения или именных словосочетаний. Он любил сына (кого?). Этот подарок он приготовил для нее (кому?).

Разбор предложения по членам

В школе ученикам часто дают задание – разобрать предложение по членам. Это означает, что надо найти в нем подлежащее, сказуемое и второстепенные члены, если они есть. А для выделения в тексте каждого члена предложения используют подчеркивания, которые указаны в следующей таблице:

Таблица

Приведем пример. Нужно разобрать предложение:

Опытный охотник крался тихо по лесу и искал добычу.

В данном случае подлежащим будет слово «охотник». Сказуемых здесь сразу два – «крался» и «искал». Определением будет слово «опытный», так как отвечает на вопрос «какой охотник?». Дополнение – это «добыча» (кого искал?). И обстоятельства здесь тоже два – «тихо» (как крался?) и «по лесу» (где крался?).

Разбор

И в итоге правильный разбор предложения будет выглядеть как показано чуть выше.

Заключение

В русском языке члены предложения могут находиться в каком угодно месте.

Например, подлежащее, как главное слово, не обязано располагаться в самом начале. Им может и заканчиваться фраза. И этим наш «великий и могучий» отличается от большинства иностранных языков.

Например, в английском любое предложение строится по формуле – сначала подлежащее и сказуемое, а уже потом все остальное. С одной стороны, так, конечно, проще. Но с другой – теряется эмоциональность и разнообразие, которым славится русский язык.

Любое предложение русского языка можно подразделить на составные части, которые в науке носят название «члены предложения». Среди них выделяются главные и второстепенные. Без главных не может существовать большая часть предложений, они образуют его основу, а второстепенные делают текст более информативным и насыщенным. Что же представляют собой главные и второстепенные чл. предложения?

Главные и второстепенные чл предложения

Главные

Подлежащее и сказуемое в предложении – это и есть главные его члены.

  • Подлежащее означает предмет, который совершает действие. Вопросы, которые помогут обнаружить его при синтаксическом разборе – это “кто?” (если действие совершает одушевленный предмет) или “что?” (в случае, если в предложении говорится о явлении или неодушевленном предмете).
  • Сказуемое чаще всего выражено глаголом и означает действие, которое совершает подлежащее. Вопросы для определения – “что делает, что сделает?”

Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности. На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: “Настроение что делало?” Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее (что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало (подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности.

Подлежащее и сказуемое в предложении

Как узнать подлежащее и сказуемое при разборе

Чтобы не допустить ошибку, разбираясь, где подлежащее, а что такое сказуемое, следует воспользоваться таблицей–подсказкой.

Как найти подлежащее и сказуемое

Параметр Подлежащее Сказуемое
Значение Главное действующее лицо Действие, которое совершает подлежащее, или что говорится о подлежащем
Вопросы, на которые отвечает

Кто?

Что?

Что делает?

Что сделает?

Часть речи

Существительное, местоимение, числительное. Всегда в именительном падеже.

Реже – прилагательное, глагол.

Глагол.

Реже – существительное.

Прежде всего, следует найти действующее лицо, задав вопрос: «Кто? Что?», это и будет подлежащее. Далее ищут сказуемое.

Что такое сказуемое

Второстепенные

Чтобы разобрать предложение по членам, следует уметь находить и обстоятельства, определения и дополнения. Именно они и являются второстепенными членами, назначение которых – конкретизация и уточнение главных (или других второстепенных). Как их найти?

  • Определение. Вопросы, которые помогут его обнаружить в предложении – “какой”, “чей”.
  • Дополнение. Наиболее часто к нему задаются вопросы косвенных падежей: “кому (чему)”, “с кем (с чем)”, “о ком (о чем)” и другие. То есть вопросы всех падежей, помимо именительного.
  • Обстоятельство. Его можно найти, задав вопросы наречий или деепричастий: “откуда”, “куда”, “зачем”, “как”, “где” и подобные.

Приведем пример. Найдем главные и второстепенные чл. предложения:

Маленький мальчик торопливо шел по тропинке.

Есть разобрать предложение по членам, получится так:

(какой, определение) Маленький (кто, подлежащее) мальчик (как, обстоятельство) торопливо (что делал, сказуемое) шел (по чему, дополнение) по тропинке.

Разобрать предложение по членам

Каждый главный и второстепенный чл. предложения отвечает на свой вопрос, несет определенную нагрузку и выполняет в предложении собственную роль.

Как распознать

Чтобы не допустить ошибок при выявлении дополнений, определений и обстоятельств, можно воспользоваться такой сводной таблицей-подсказкой.

Второстепенные члены

Параметр Опеределение Дополнение Обстоятельство
Значение Характеризует признак предмета Означает предмет Имеет значение места, времени, способа действия
Вопросы

Какой? Какая, какое, какие?

Чей?

Косвенных падежей: кому (чему), кем (чем) и прочие Где, куда, откуда, почему, когда, как – все вопросы наречий
Чем выражено

Прилагательное

Причастие

Количественное числительное

Падеж совпадает с падежом главного слова

Существительное (как с предлогом, так и без него)

Местоимение

Падеж может быть любым, кроме именительного

Наречие

Существительное

Как подчеркивается Волнистая линия Пунктир Точка-тире
Пример (Какая?) Красивая ваза стояла в (чьей?) маминой комнате. Малыш нес (что?) корзинку (с чем?) с грибами. (где?) В лесу (когда) осенью было сыро.

Чтобы выявить, какой член предложения перед нами, следует прежде всего задать вопрос.

Дополнительные подсказки

Чтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга.

Правила подлежащее

Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого – группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:

  • от одного из главных;
  • от одного из второстепенных.

В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным – сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным.

Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки. Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение.

Сложные случаи

Не все главные и второстепенные чл предложения выглядят очевидно. Сложные, но интересные случаи разнообразны:

  • В односоставном предложении есть только один главный член. Смеркалось (это сказуемое, предложение является безличным). Сегодня нам сообщили (сказуемое, неопределенно-личное предложение), что экзамен отменен.
  • В сказуемое может входить имя прилагательное: Погода была дождливая. В этом примере сочетание «была дождливая» является составным именным сказуемым.
  • Сказуемое может включать в состав несколько глаголов: Сегодня Вася начал заниматься. «Начал заниматься» – составное глагольное сказуемое.

Главные и второстепенные члены предложения

Главные и второстепенные чл. предложения необходимо выделять правильно при синтаксическом разборе предложения.

Добавить комментарий